Требования к современному 3 учителю. Требования к современному учителю

Страница 22 из 90

22. Требования к учителю

Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей, которые представляют собой качество личности, интегрированно выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними.

Главные группы способностей

Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Обязательное для учителя качество – гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость.

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогическая требовательность должна быть разумной.

Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Ядром педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки, связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Анализируя возможное будущее, академик Н.Н. Моисеев писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель … тот, кто создает систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях – и будущность планетарной цивилизации. Вот почему учитель…. превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы».

Конкретизация цели, содержания и результата профессиональной деятельности современного учителя зависят от многих социокультурных факторов. Особенности современного мира - неопределенность будущего, динамичное изменение жизни, появление новых технологий и средств связи, множественность культуры, отсутствие канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждениенового культурного типа личности, содержательное преображение Знания, социальные проблемы и изменения ситуации на рынке труда развитие информационных технологий определяют те факторы, которые воздействуют на порождение новых педагогических теорий и образовательных инициатив. Ввиду этого изменяется и сам язык описания педагогической деятельности, который отражает новые характерные особенности целей, содержания, методов и результатов образования.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Термин «компетенция», согласно словарю Webster, появился еще в 1596 году. Однако период его употребления в теории и практики образования сравнительно небольшой. В научно-практическое употребление термин вошел из американской лингвистики Н. Хомского.

Теории, ориентированного на компетенции образования (competence-based education – CBE), также формировались, начиная с 70-х годов ХХ века. В это же время были разработаны и принципиально новые модели профессиональной деятельности, поскольку стало очевидным, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для успешной профессиональной деятельности, политического, социального и экономического развития. Предметные знания фиксируют представления об эффективной профессиональной работе в настоящий момент, не учитывая, что в ближайшем будущем представления о профессионализме могут изменяться; неизменными более длительное время остаются критичность мышления, способность к обучению, готовность человека к системным изменениям в своей профессиональной области. Эти качества выпускников университетов как условия успешности в работе отмечают и работодатели.



В современной отечественной литературе употребляют два термина, обозначающие английское слово «Competence» – компетенция и компетентность. В английском языке это один термин, а в русском - два. Какой же перевод является более точным, правильным в употреблении? Не углубляясь в филологические детали поставленного вопроса, попробуем ответить на него языком современных научных педагогических исследований. В современных научных исследованиях компетентность обозначается, как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Данное понимание опирается на определение Дж. Равена: компетентность – это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Понятие «компетенция» означает круг вопросов, в котором то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями и опытом. Компетенция рассматривается в качестве основы (базы) для дальнейшего формирования и развития компетентности.

Обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований можно перечислить основные требования, которым должен обладать современный учитель:

· способность распознавать «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса,

· способность реагировать на различные потребности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику,

· способность улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат

· понимать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых проходит обучение

· способность к генерации новых идей , предвидеть новые нужды и потребности образования,

· способность быть ответственным за качество своей деятельности.

Список можно продолжить, но в этом случае он займет большую часть журнала. Упомяну лишь, что «составляя такой список», учитывая достижения лучших мировых практик, нельзя забывать отечественные традиции подготовки учителя. В России всегда учитель всегда был больше, чем носитель определённых должностных обязанностей, определённых трудовых функций. Он воспринимался в обществе как Друг, Помощник, Наставник. Можно ли в перечень квалификационных требований «вписать» поступок Януша Корчака, или ежедневную работу Василия Александровича Сухомлинского, «сердце которого было отдано детям», или работу с детьми в блокадном Ленинграде нашего знаменитого ВикНикСора из республики ШКИД - Виктора Николаевича Сороки-Россинского?

В клятве учителя, принятой на Европейском форуме за свободу в образовании, который прошел в Санкт-Петербурге в мае 1997 года, есть такие слова:

ü Клянусь уважать личность ребёнка,

ü Клянусь не сломать, но укрепить его волю,

ü Клянусь открыть ему путь к познанию мира, каков он есть, клянусь что не оставлю его в этом познании без надежды,

ü Клянусь, что буду учить его служению истине и терпимости к заблуждению,

ü Клянусь, что покажу ему, как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему…..

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте следующие тексты.

“Личность учителя иностранного языка как фактор воспитания уча-щихся в процессе обучения. Современные требования к учителю иностранного языка”.

1. Культура учителя - культура человека.
2. Методическая культура.
3. Требования к будущему учителю.
4. Практика через призму психологии глазами будущего учи-теля.
5.Список использованной литературы.

Культура учителя - культура человека.
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие “культура” отсутствует (число соответствующих определений в отечественных и зарубежных источниках исчисляется сотнями). Мы под культурой понимаем “определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях”1. В понятие “культура личности” мы включаем также степень ее развития и совершенства, в том числе качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования. В совокупности аспектов общей культуры взрослого человека можно вычленить его нравственную, бытовую, профессиональную, гуманитарную и научно-техническую культуру.
Оценивая общую культуру различных людей, общество, как правило, учитывает про-являющиеся в жизненной деятельности творческие способности каждого индивида, его эру-дицию, понимание произведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, мо-ральную ответственность, художественный вкус, владение языками. При этом уровень вла-дения родным языком и речевое поведение человека являются одним из важнейших показа-телей его внешней и внутренней культуры, а запас слов в родном языке, по свидетельству психологов (Э.Торидайка и др.), характеризует также уровень развития интеллекта.
Специально проведенное сотрудниками ИОВ РАО исследование качеств личности педагога-мастера (анкетирование и тестирование учителей различных предметов) установи-ло, что многие учителя осознают необходимость учета перечисленных выше качеств как для дальнейшего развития собственной культуры, так и при оценке уровня культуры других пре-подавателей. Становится очевидным, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могу непосредственно и не отно-ситься к конкретной его специальности. Очевидно также, что прежде всего от уровня общей культуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся; культура педагога значима не только для него одного!
Помимо названных выше сторон культуры человека и общества существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической тео-рии и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педаго-гический такт.
Формирование профессиональной педагогической культуры - это длительный про-цесс, который проходит ряд этапов. Первый из них часто начинается у педагога еще на школьной скамье, а последний завершается, как правило, всем после вузовским периодом педагогического труда., протекающего под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психологических факторов. К таким факторам можно отнести педагогиче-ский коллектив, в котором работает учитель, систему курсового повышения квалификации, самообразование учителя, его профессиональные потребности и установки.
Подвергаясь постоянному воздействию окружающей макро- и микрокультурной сре-ды и усваивая отдельные ее элементы, всякий педагог становится носителем нескольких макро- и микрокультур - культуры своей страны, определенной этнической культуры (то есть овладевает богатством национального языка, выражающего культуру данного народа, национальным воспитанием, обычаями и пр.). Педагог становится также носителем про-фессиональной культуры - общепрофессиональных знаний, культуры педагогического труда, поведения, речи. При этом каждый из указанных компонентов культуры имеет черты как общие для всех педагогов, так и специфические для педагогов разных стран, национальностей, профессиональных групп (в том числе групп учителей разных предметов).
Какие же особенности, связанные с профессиональной деятельностью, должны быть присущи внешней и внутренней культуре учителя иностранного языка? Отвечая на этот во-прос, необходимо прежде всего указать на следующее.
1. Преподаватель этого предмета должен быть знатоком не только в области методи-ки преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зару-бежных стран, народы которых говорят на том или ином языке, изучаемом учениками.
2. Учитель этого предмета должен в учебном процессе выполнять функцию носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся различные ас-пекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и приобщению к ценным сто-ронам этой культуры.
3. Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель этого предмета должен, в частности, владеть принятыми в стране нормами поведения, то есть он должен не только знать иностранный язык, но и владеть культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюде-нии речевого этикета.

Методическая культура
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела.
Прежде чем дать определение методического мастерства, рассмотрим его генезис. Для этого обратимся к схеме и поясним сначала ту ее часть, которая обозначена как мето-дическая культура. “Главная цель обучения и воспитания состоит в передаче молодому поколению накопленной человечеством культуры” (Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.) опираясь на эту мысль, следует признать, что содержанием образования может быть именно культура. Если это так, то содержанием методического образования может стать только методическая культура (МК), то есть та часть общей социальной культуры, которая накоплена в определенной сфере человеческой деятельности (т.е. в обучении иностранным языкам).
Как известно, цель обучения должна быть выражена в категориях содержания обра-зования. Поскольку нашей целью является методическое мастерство, ее следует выразить в категориях методической культуры.
На схеме видно, что первым элементом методической культуры являются знания о всех компонентах процесса обучения: целях, средствах, объекте, результатах, приемах, включая знания о себе самом как учителе.
Но знать мало, нужно еще овладеть приемами своей профессиональной деятельно-сти, основанными на навыках, составляющих опыт работы (второй элемент методической культуры). Поскольку здесь имеются ввиду уже освоенные ранее приемы, то можно считать, что на этой основе осуществляется репродукция методической культуры (воспроизведение уже достигнутого).
Развитие любой культуры (методической в том числе) не мыслимо лишь на основе репродукции освоенного, поэтому выделяется третий элемент МК - творчество, основан-ное на преобразовании и переносе приемов обучения в разные условия, т.е. продукция ново-го в обучении.
К сожалению, нередки случаи, когда специалист знает, умеет делать, способен тво-рить, но не хочет. Это значит, что у него не выработан, не воспитан опыт эмоционального отношения (разумеется положительного) к своей профессиональной деятельности. Это чет-вертый элемент МК. Такой опыт появляется лишь тогда, когда и приобретение знаний, и овладение приемами, и их творческое использование осуществляется в профессиональной деятельности, связаны с ней и обращены на систему ценностей данного человека. (Не слу-чайно стрелки от первых трех элементов МК ведут к уровням профессионализма через чет-вертый элемент.)
Осваивая элементы методической культуры, будущий учитель поднимается на соот-ветствующие уровни своего профессионализма.
Овладение методическими знаниями обеспечивает уровень грамотности. (Следует отметить, что имеется в виду именно система знаний, причем знаний научных, а не эмпи-рических). Лишь в этом случае грамотность может служить потенциальной основой мастер-ства.
Овладев опытом осуществления приемов профессиональной деятельности, человек поднимается до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма). Следует отметить, что ремесло можно приобрести, не овладев уровнем грамотности, т.е. чисто эмпирическим путем, но тогда оно переходит в ремесленничество и никогда в мастерство.
Переход на уровень мастерства возможен только после освоения такого элемента МК, как творчество. Система методических умений (мастерство) возникает лишь на основе овладении способностью преобразовывать освоенные приемы (опыт) и переносить их в но-вые условия.
Процесс становления уровня мастерства зависит еще от двух факторов:
а) уровня грамотности. В этой связи можно сформулировать следующую закономер-ность: чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит в мастерство;
б) определенных качеств учителя как индивидуальности. Не вызывает сомнений тот факт, что существуют личные свойства, способности или черты характера, которые наибо-лее благоприятны для освоения элементов методической культуры и в конечном счете для формирования и развития определенных методических умений; имеются также личностные свойства или черты характера, совершенно противопоказанные учителю или тормозящие становление методического мастерства, такие скажем, как раздражительность, злопамят-ность, невыдержанность, пессимизм и др.
Стрелки на схеме ведущие, ведущие от ”индивидуальности учителя” к “метод¬ической культуре”, показывают принципиальную зависимость всех компонентов МК от всех компо-нентов индивидуальности учителя.
Замечу, что методическое мастерство не является суммой всех элементов методиче-ской культуры и качеств индивидуальности: все, что входит в ММ, из чего оно складывает-ся, интегрируется в нем и преобразуется в некую обобщенную способность выполнять свою профессиональную деятельность.
Итак, методическое мастерство - это психологическое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов усвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность (комплексное умение) оптимально осуществлять мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях.
На схеме видно, что выделен еще один уровень профессионализма - уровень искус-ства как высшее проявление мастерства. Используя высказывание Л.Н. Толстого об А.С. Пушкине, можно сказать, что преподавая на уровне искусства - значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства. Этот уровень не может быть целью обучения в педаго-гическом ВУЗе. Талантливые люди, преподающие на уровне искусства, появляются крайне редко, как и другие природные таланты. Таланты можно развивать, совершенствовать, но обучить ему невозможно.

Требования к будущему учителю.

Однако в таком нерасчлененном виде методическое мастерство не может служить це-лью обучения. Необходимо раскрыть ее компонентный состав, определить и охарактеризо-вать то, что входит в методическое мастерство как умение комплексное. Попытаемся про-вести такой анализ.
Выделяется семь групп умений составляющих методическое мастерство. Их рассмот-рение заслуживает пристального внимания науки и тщательных исследований.
1. Перцептивные умения:
а) умение понять состояние учащегося, проникнуть в его внутренний мир;
б) умение видеть всех и каждого (распределение внимания, боковое зрение);
в) умение отличать текущую информацию об ученике от устойчивых его характеристик;
г) умение воспринимать ситуацию общения в контексте деятельности (видеть статус ученика в коллективе); распознавать межличностные отношения в классе;
д) умение распределять внимание между различными компонентами процесса обучения;
е) умение подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе и речевой) учащихся;
ж) умение видеть, в какой помощи нуждается ученик в данный момент.
Все эти умения составляют основу социальной перцепции учителя.
Важность социальной перцепции для учителя осознавалась многими. “Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребен-ка”, писал В.А. Сухомлинский. Если этого нет, то “наступает душевная глухота и слепота, по сути профессиональная дисквалификация” (В.А. Иванников).
Необходимо подчеркнуть, что здесь имеется в виду не воспитательный аспект работы учителя (он очевиден); отсутствие умений социальной перцепции непосредственно отража-ется на обучении. Дело в том, что одной из предпосылок успешности коммуникативного обучения является создание речевого коллектива, что во многом зависит от стиля отноше-ния учителя к учащимся. Этот стиль, в свою очередь, обусловлен знанием межличностных отношений, умениями социальной перцепции: чем выше эти знания и умения, тем более устойчив и положителен стиль отношения.
Установлено, что при устойчиво-положительном стиле ниже индекс изолированно-сти учащихся, выше коэффициент взаимности и удовлетворенность в общении, шире круг желаемого общения.
2. Проектировочные умения:
а) умение планировать уроки разных видов;
б) умение предвидеть результаты планирования;
в) умение отбирать необходимый для урока материал;
г) умение предугадать поведение речевого (учебного) партнера;
д) умение анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение;
е) умение делать логические переходы в этапах урока, в этапах работы над темой и т.д.;
ж) умение распределять учебный материал;
з) умение определять необходимую дозу теории в практике обучения различным сторо-нам общения;
и) умение предвидеть и предупреждать утомление или спад в усвоении учебного мате-риала;
к) умение импровизировать в неожиданных учебных ситуациях.
В связи с этой группой умений хотелось бы обратить внимание на два таких момента.
Первый - это развитие чувства ритма. Оно составляет одну из граней развития учи-тельского мастерства. Эту грань можно шлифовать. В умении чувствовать ритм урока, вла-деть динамикой, как аспектом логики урока, много общего с умением режиссера устанавли-вать необходимую меру длины какого-либо эпизода. По этому поводу С. Эзенштейн писал: ”Абсолютной меры длины куска не существует. Многое зависит от содержания. Нужно раз-вивать в себе ощущение ритма”.
Второй - это развитие способности к импровизации, без чего не мыслимо методи-ческое мастерство. В процессе реализации плана урока, как правило, возникает необходимость импровизации: неожиданная ассоциация, ответ учащегося, поворот в ходе урока, мысль о возможности лучшего решения учебной ситуации и т.п. Поэтому умение импровизировать следует развивать специально и целенаправленно.
3. Адаптационные умения:
а) умение подбирать приемы обучения (упражнения, задания), адекватные той или иной цели (любого уровня);
б) умение использовать приемы работы, материал и т.п. соответственно индивидуально-сти учащегося (адаптация к индивидуальности);
в) умение адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его подготовленно-сти;
г) умение подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обу-чения (адаптация к условиям);
д) умение контролировать, не нарушая взаимоотношений речевого партнерства.
Каждое из этих пяти умений очень объемно, комплексно и требует особого рассмот-рения, однако об одном хочется рассказать подробнее. Имеется в виду умение индивидуали-зировать учебный процесс. Коммуникативность обучения требует не только дифференциа-ции учащихся (по способностям, уровню обученности), что обычно и называют индивидуа-лизацией, но и такого подхода, когда учитываются: 1) индивидные свойства, 2) субъектив-ные свойства, 3) личностные свойства ученика как индивидуальности. Ведущими являются здесь личностные свойства: контекст деятельности, личный опыт, мировоззрение, сфера интересов, эмоциональная сфера и статус личности в коллективе. Обучение школьников умению общаться совершенно немыслимо без учета индивидуализации в предложенном понимании ее.
В связи с адаптационными умениями хочется высказать еще одну мысль. Все входя-щие в эту группу умения объединяет творческое начало. Поэтому творчество как важней-ший элемент методической культуры должно стать объектом специального целенаправлен-ного развития.
4. Коммуникативные умения:
а) умение устанавливать речевые взаимоотношения (речевую атмосферу);
б) умение быть коммуникабельным;
в) умение настроится на урок соответственно его содержанию и характеру;
г) умение настроить соответствующим образом учащихся;
д) умение выражать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы;
е) умение говорить выразительно и эмоционально;
ж) умение говорить экспромтно.
Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно важны. Для учителя иностранного языка атмосфера общения исключительно важна. Если на уроке фи-зики или химии ученик может рассказывать о законе Ома или Менделеева независимо от своих взаимоотношений с учителем, то на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые обычно задают либо друзьям, либо добрым знакомым: “Когда ты сегодня встал?” или “Нравится ли тебе современная музыка?” Как ученик (в рамках ролевого общения) он обязан отвечать, но как человек (личностное общение) вправе протестовать против вторжения в святая святых его личности, если конечно, нет соответствующих взаи-моотношений с учителем или другими учениками как речевыми партнерами. И он протесту-ет (хотя и внутренне), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.
Будущего учителя необходимо также учить настраиваться на урок, сохранять его ра-бочее самочувствие. Рабочее самочувствие учителя имеет свою психическую природу и складывается из определенных элементов: поглощенности задачей урока, прицела на сверх-задачу обучения, умение видеть всех и каждого, способности к самоконтролю и, видимо, еще и сооттнесенности с содержанием урока, настроенности на его тональность.
Умение создать рабочее самочувствие не приходит само собой, этому нужно учить. В работе по развитию умения настроить соответствующим образом учащихся можно исполь-зовать опыт релаксопедии; многое можно позаимствовать из арсенала метода активизации резервных возможностей личности.
Особенно следует сказать об умениях, связанных с экспрессивностью речи. Для учи-теля иностранного языка (в большей степени, чем для других) владение интонацией, реги-страми своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет собственно методическое зна-чение: та или иная поза способна легко затормозить, либо стимулировать высказывание; смена регистров голоса может способствовать запоминанию школьниками речевых единиц и т.п. Этому следует учить специально.
5. Организационные умения:
а) умение организовать работу в парах;
б) умение организовать групповую работу;
в) умение организовать коллективное общение;
г) умение организовать класс, когда отвечает один ученик;
д) умение быстро распределять задания (с учетом условий, индивидуальных способно-стей учащихся);
е) умение организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе;
ж) умение организовать самостоятельную работу учащихся дома;
з) умение найти помощника среди учащихся;
и) умение требовать;
к) умение организовать внеклассную воспитательную работу.
К сожалению, программа по методике предоставляет мало возможностей для разви-тия почти всех перечисленных ниже умений, и особенно таких важных, как умение органи-зовать различные режимы общения; умение организовать внеклассную работу по иностран-ному языку. Между тем вряд ли есть необходимость доказывать, как важно учителю уметь организовать и проводить все виды и формы внеклассных мероприятий в школе.
6. Познавательные умения:
а) умение анализировать деятельность коллег;
б) умение анализировать собственную деятельность;
в) умение подготовить научный доклад по проблемам обучения иностранным языкам;
г) умение воспринимать новое в методике и претворять методические рекомендации;
д) умение вести научную работу, участвовать в исследованиях;
е) умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.
7. Вспомогательные умения:
К ним можно причислить: умение рисовать, играть на музыкальных инструментах, хорошо стрелять, мастерить, что-то коллекционировать и т.д.
Все перечисленные семь групп умений интегрируются в методическое мастерство учителя иностранного языка. Очевидно, можно более точно определить и классифицировать эти умения, но сути дела это не меняет: представленное понимание методического мастер-ства требует специальной целенаправленной работы по его формированию.
И еще несколько слов о воспитательной стороне подготовки учителя иностранного языка. Конечно, качество труда - это в конечном счете качество души человека. Но прав В. Н. Сорока-Росинский, заметивший, что каждый педагог не матрац, набитый добродетелями: 100% добродетелей - отличный педагог, 75% - хороший и т.д. Важна, так сказать, “поро-да”, свой стиль, личность. Заметить эту “породу” в каждом, показать будущему учителю пу-ти совершенствования его сильных сторон - еще одна из задач профессиональной подго-товки учителя.
Однако есть качества непреложные для учителя. Это любовь к детям, профессио-нальный интерес, самоотверженность, стремление к самосовершенствованию, интеллигентность и главное - оптимизм. Оптимизм для учителя - это его “гражданская позиция”.

Практика через призму психологии глазами
будущего учителя.

Хотелось бы сказать несколько слов о применении все этой теории на практике, ко-торую я проходил на базе 10 класса школы №34. В процессе работы учет всех факторов, влияющих на ход урока, целиком и полностью лежит на плечах учителя. При коммуника-тивном обении именно от учителя зависит насколько охотоно дети пойдут с ним на контакт, а без него нет и смысла говорить о продуктивности обучения. И чтобы добиться этого мне приходилось прибегать к знаниям из всех сфер психолого-педагогичесих наук. Для правиль-ного выбора средств и методов обучения прежде всего было необходимо изучить возрас-тные характеристики и особенности старшего школьного возраста. К ним относятся: соци-альная ситуация развития, ВВД, психологические новообразования, особенности познава-тельной сферы и т.д. Ознакомившись с литературой по этому вопросу я собрал “некую квинтэссенцию”, и изходя из ее содержания выстраивал уроки. Вот лишь некоторые из важ-ных, на мой взгляд, характеристик старшего школьного возраста
Социальная ситуация развития
Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Он еще зависит от взрослых. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит расширение диапазона социальных ролей и интересов, появление взрослых ролей, отсюда вытекает са-мостоятельность и ответственность, неопределенность положения характерна, так как в школе ему постоянно говорят, что он уже взрослый, а дома он этого не чувствует.
ВВД
ВВД - учебный труд, общественно-полезная деятельность.
Психологические новообразования
Чувство взросления (проблема подготовки к семье), чувство гражданственности, ро-мантичность, юношеский максимализм, формирование мировоззрений, собственных взгля-дов и отношений, стремление любыми путями обратить на себя внимание; потребность в общении со взрослыми и сверстниками; рост самосознания, который приводит к самовоспи-танию; создается целостное представление о себе и отличность других людей.
Особенности познавательной сферы
Мышление абстрактное, теоретическое; память логическая, творческое мышление, воображение; проблема выбора профессии; повышение интереса к учению, проблемам, ме-тодам научных исследований, к самостоятельности по решению сложных задач; сглажи-вающийся разрыв в определения конкретных и абстрактных понятий; способность выделить существенное, умение пользоваться рациональными приемами запоминания, желание уста-новить истину, активность мысли и продуктивность мышления.
Эмоционально-волевая сфера
Уровень самоуважения является относительно устойчивым в юности; в связи с лом-кой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств, представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать за-вышенные нереалистичные притязания, переоценивать свои способности, положение зани-маемое в коллективе. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых. Юность всегда и везде бунтует, вызывает конфликт. Достаточно маленькой бестактности, чтобы внутренний мир юноши закрылся для родителей. Юность выдает максимум эмоцио-нальных проблем, часто вызывая психологическое отчуждение детей от родителей.
Особенности развития самосознания и культуры
Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значе-ние в подростковом и юношеском возрасте.
Хочу сразу оговориться, что с точки зрения материала, даваемого для изучения, мы были ограничены программными требованиями средней школы и для преподавания нам был выдан стандартный набор учебников ”Happy English”. Но в силу того, что знания учени-ков были несколько ниже того, чтобы работать в программном режиме, на уроках требова-лось дополнительно восстанавливать, повторять то, что проходилось ранее. Так, например, обладание достаточно большим вокабуляром, подавляющим большинством класса не шло ни в какое сравнение с теми-же знаниями грамматики изучаемого языка. В связи с тем, что до прихода на практику в классе почти единственным стимулом было получение хорошей оценки и моим прямым отказом ставить их незаслуженно, отношение класса к своему ново-му временному учителю резко ухудшилось. Но строгость требований совмещенная сспра-ведливостью, готовностью объяснить непонятное, а главное беседы в после урочное время о предстоящем выборе профессии привели к пониманию того, что требуется от учащихся, и, что немаловажно, последствий не выполнения.
Залогом успешного запоминания матариала является его переработка на собственном опыте и для этого мною каждому учащемуся было дано задание изготовить наглядный ма-териал иллюстрирующий те или иные вопросы языка. В конце каждого урока дети отчитывались о выполнении своего задания; были случаи когда они пытались принести чужие плакаты, таблицы и рисунки, но, заставив их объяснить содержание изготовленного пособия, мне удалось добиться того, чтобы они понимали смысл того что они должны были выучить. В последствии материа был оставлен в классе для использовании в качестве наглядных пособий. Вторым методом было использование мини-тестов после каждой пройденной темы. Проверка осуществлялась не простым просмотром, а объяснением ученика почему он в данном случае поступил так, а не иначе. В случае ошибки он получал дополнительные наводящие вопросы и дополнительное же задание на дом. При проведении использовался метод частичной прогресии, то есть наряду с новым материалом проверялось (и закреплялось) знание пройденного материала на предыдущих занятиях.
На уроках использовалась оригинальная литература, откуда учащимся я рассказыва о некоторых фактах из истории Америки и Великобритании, причем подбор этих фактов про-изводился изходя из интересов учеников, которые я узнава из личных бесед с ними. Это тре-бовало соблюдения некоторых правил в общении, так как я находился на тонкой грани меж-ду учителем и соседом по подъезду, тем более, что в классе большая часть была девушки.
Использование мною всех этих приемов привело к тому, что к концу четрверти, т.е. к концу моей практики, восстановился контакт с учениками, он стал даже более доверитель-ным, чем со штатным школьным преподавателем, заметно окрепли знания учащихся в об-ласти грамматики, что дало большую свободу в формировании высказываний, некоторую легкость в общении, в том чмсле и с иностранцами. А это стало стимулом к дальнейшему самосовершенствованию и привило интерес к постоянному изучению иностранного языка. В связи с улучшением знания языка улучшилась и успеваемость по предмету. Но самым приятным и значительным событием стало желание двух человек учить иностранного языка и после завершения школы профессионально.
Обеспечение строгого, но справедливого подхода к оценке деятельности учащихся, является, на мой взгляд, наиболее важным компонентом преподавательской работы, тем более в наше время, когда общество находится в состоянии кризиса морального и матери-ального остро остоит необходимость в поднятии статуса знаний.

Список использованной литературы

1.БСЭ, М., 1983г. т. 13;
2.Философский словарь М., - 1989.
3.Краткий словарь по социологии. - М., 1989
4.ИЯШ, №6, 1988. Стр., 24, «Общая и профессиональная культура».
5.ИЯШ, №3, 1983 Стр., 50, «Личность учителя»

обучение Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1). 4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе Педагог начальной школы должен 1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. 2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. 3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста. 4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. 5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

№ 45. Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя. Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко). Требования к учителю современной школы. Проблемы педагогической этики. Психологические основы педагогической этики.

Пед. деятельность - процесс взаимодействия учителя с учащимися или родителями, в результате чего приобретаются новые ЗУНы, преобразующие отдельные качества личности.

Структура пед. деятельности : цель - средства достижения цели - процесс реобразования - результат.

Сущностью деятельности является воспитание и обучение человека. Это сложный процесс поэтому изучается различными науками: педагогикой, психологией, социологией...

Виды пед. деятельности :

Воспитательная работа - управление воспитательной деятельностью с целью решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание - вид воспитательной деятельности, который направлен на правление познавательной деятельностью. Учитель не только профессия давать знания, а миссия по сотворению человеческой личности. Поэтому особенности проф.-пед. деятельности современного учителя характеризуются требованиями :

    высокая гражданская ответственность и социальная активность

    знание пед. потреб-тей и тенденций общест-ого развития, осн-ых треб-ий, предъявляемых к человеку (опр. хар-р и содер-ие пед. деят-ти, её цели и задачи по формированию лич-ти)

    высокий профессионализм, многообразие ЗУН

    высокая нравственная культура восп-ля, тактич-ть, чувства этики, терпеливость в отнош. детей

    рефлексия (самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция)

    физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность

Требования к учителю - это императивна система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности. Выделены главные группы способностей.

Организаторские . Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

Дидактические. Конкретные умения подобрать и подго­товить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

Перцептивные проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные , сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

В свете требований закона РФ «Об образовании» учитель должен выполнять основные принципы государственной политики: гуманистический характер (приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности), единство федерального и регионального, культурного и образовательного пространства, доступность, светский характер, свобода и плюрализм, демократический характер управления образованием.

Должностные обязанности : должен осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета, способствовать формированию общей культуры личности, использовать разнообразные методы, средства и приемы обучения, обеспечивать выполнение учебной программы, соблюдать права и свободы учащихся, участвовать в разработке и выполнении образовательных программ, участвовать в деятельности методических объединений, систематически повышать свою квалификацию. Должен знать закон «Об образовании», основы общегуманитарных дисциплин, психологию, педагогику, школьную гигиену, методику, программы и учебники, направления и перспективы развития образования и педагогической науки, нормативные документы.

Коменский - чешский педагог, родоначальник современной дидактики, разработал единую школьную систему, сравнивал уч-ля с садовником выращивающим растения в саду, с архитектором, кот. заботливо застраивает знаниями все уголки чел-кого существа, со скульптором, тщательно обтёсывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. Требования к учителю: честность, деятельность, настойчивость, живой образец добродетели, образованности и трудолюбия, любовь к детям (по-отечески), будить интерес уч-ся к знаниям.

Песталоцци - швейцарский педагог-демократ, основоположник теории научного обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее образование), педагогику с психологией. Развил идею соединения обучения с производительным трудом. Труд: «Как Гертруда учит своих детей» и др.

Требования к учителю: любить детей, проф-ое мастерство, самообразование, религиозность, постоянный пед. эксп-т, знание псих-их и физических особенностей детей.

Дистервег - немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. Труды но педагогике, учебники по математике, естествознанию, нем. яз. Как и Коменский, он придаст большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, по в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. В каждом индивиде, в каждой нации д.б. воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечел-ким целям. В реализации этой цели особая роль принадлежит уч-лю, к-ый явл-ся примером для уч-ков. Его личность завоёвывает ему духовную силу уважение. Уч-ль до тех пор способен воспитать и образовать, пока сам работает над своим собств-ым воспит-ем и образ-ем. Требования к учителю: в совершенстве владеть своим предметом, любить свою проф-ю и детей, иметь твердый (неуклонный) хар-р, быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и граж. мужество, справедливость.

Ушинский (Тула) - педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России, создатель научной пед. системы. Ушинский высоко оце­нивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организа­цией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, её результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втя­нуться и вести преподавание почти механически». Требования к учителю: должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть об­разованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Л.Н. Толстой – его педагогическая деят-ть началась с 1849г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Считал, что школа должна быть пед-ой лабораторией, учитель в своей учебно-воспит-ой работе должен проявлять сам-ое творчество.Требования к учителю: глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного уч-ся. Он учил учителей правильному пониманию своих задач, указывая, что их занятия только тогда будут успешными, когда детям будут предоставлены необходимые возможности чувствовать себя с учит-ми свободно и непринужденно, активно приобретать знания.

А.С. Макаренко – создал образцовое восп-ое учреждение «Трудовая колония им.А.М. Горького», участвовал в организации детской трудовой коммуны им.Ф.Э. Дзержинского. Считал, что в отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требования к нему. Педагог должен видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, считал, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. Требования к учителю: патриотизм, образованность, чувство долга и чести, сознание своего достоинства, наличие организационных навыков, дисциплинированность, стойкость, бодрость, жизнерадостность.

К личности будущего педагога предъявляется ряд серьезных требований. Среди главных и дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог. Г лавным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разл. методами обучения и воспитания детей. Дополнительными треб-ми явл. общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др.

Чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие ре­зультаты в любой человеческой деятельности, а к специальным от­носятся те, от которых зависит успех именно педагогической дея­тельности, обучения и воспитания детей. Специальные способности :

Способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изу­чаемый материал, устанавливать степень и характер такого пони­мания;

Способность самостоятельно подбирать учебный материал, оп­ределять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

Способность по-разному излагать, доступным образом объяс­нять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

Способность строить обучение с учетом индивидуальности уча­щихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, уме­ний и навыков;

Способность за сравнительно короткий срок добиваться усвое­ния значительного объема информации, ускоренного интеллектуаль­ного и нравственного развития всех учащихся;

Способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

Способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

Способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непо­средственное использование в педагогической деятельности;

Способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязан­ных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навы­ков: обучения, учения и научения.

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:

1.Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

2.Способность быть примером и образцом для подражания со эроны детей в мыслях, чувствах и поступках.

3.Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

4.Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

5.Способность вселять в человека уверенность, успокаивать стимулировать к самосовершенствованию.

6.Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

7.Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Этика - культура поведения. Педагогическая этика – комплекс нравственных правил поведения педагога при осуществлении пед. пр-са. В отношении к школьникам уч-ль д. проявлять такие черты пед. этики, как чуткость, отзывчивость, любовь, нежность, готовность прийти на помощь, сопереживание, справедливость. Амонашвили считал, что проявление пед. этики д. осуществляться не только в действиях пед-га, но в положительных мыслях. Пед. такт – профессиональное качество уч-ля, мера пед.целесообразности воздействия уч-ля на уч-ков.

В «Словаре по этике» отмечается, что профессиональной этикой «принято называть кодексы поведения, обеспечи­вающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности». Однако это определение неполно, поскольку учитывает лишь одно из слагаемых профес­сиональной морали.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончай­шим инструментом воспитания - наукой о нравствен­ности, этикой.

В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он формируется и поддер­живается, как влияет на характер нравственных отноше­ний, каковы пути его укрепления - вот вопросы, которые также должна решать наука о педагогической морали.

Очень важной теоретико-практической задачей педа­гогической этики является определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда.

Одна из актуальных проблем педагогической этики - изучение социальной направленности и результатов не­критического соблюдения учителями так называемых спорных норм педагогической морали, рожденных в пе­дагогической среде и направленных на защиту авторите­та учителя и престижа педагогической профессии.

Задачей педагогической этики как науки является так­же развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравствен­но-этической культуры учителей и всех педагогических работников.

Особенности педагогического труда, участие учителя в специфической сфере духовного производства, особая роль в системе общественных отношений, в формирова­нии нравственного сознания личности обусловливают спе­цифику профессиональной педагогической морали. Ее своеобразие заключается в том, что совокупность прин­ципов, норм и правил, регулирующих поведение и ха­рактер отношений людей, занятых профессиональным педагогическим трудом, вытекает из принципов, требова­ний и норм морали, но детализируется и дополняется сводом особых правил поведения (напри­мер, требований педагогического такта), норм взаимоот­ношений, которые определяются качественным своеобра­зием объекта профессиональной педагогической деятель­ности.

Однако в пед-ой мо­рали необходимо различать общечеловеческие ценности, выработанные обществом на протяжении многих веков, касающиеся нравственных качеств учителя, его отноше­ния к своей профессии, учащимся и их родителям, а также моральные традиции, обычаи и нормы, рожденные в сфере профессиональной деятельности.

Педагогическая мораль возникла как объективная не­обходимость корректировать поведение учителя в рамках профессиональной деятельности вследствие стремления общества охранять физический и духовный мир детей, которые из-за отсутствия жизненного опыта и физиче­ских сил могут стать жертвами несправедливости со сто­роны взрослых.

Таким образом, педагогическая мораль в структурном отношении представляет собой совокупность исторически сложившихся требований и норм, адресованных общест­вом к личности учителя, характеру его отношения к своей профессии, учащимся, традиций и норм, рожденных в са­мой педагогической среде, а также специфическое пре­ломление в профессиональной деятельности принципов коммунистической морали.

Педагогическая деятельность является социально фор­мирующей, созидательной, поэтому основными функция­ми морали учительства можно назвать регулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную. Педагогиче­ской морали свойственна также и познавательная функ­ция.

Познавая моральные нормы, регулирующие поведение профессионала, учитель расширяет рамки своих индиви­дуальных свобод, использует широкий диапазон средств для разрешения конфликтных ситуаций, совершенствует культуру чувств, что помогает ему следовать требовани­ям педагогического такта.



Поделиться