Список деревянных духовых инструментов. Духовые деревянные музыкальные инструменты и их виды

Вторым объединением современного симфонического оркестра, способным к большому разнообразию и богатству выражения, следует признать «семейство» деревянных духовых инструментов. Обладая драгоценной способностью выдерживать звук, они имеют перед струнными даже некоторое преимущество - их сила звука в известной мере исключает необходимость чрезмерного увеличения их числа. Технические и художественные средства деревянных духовых не столь богаты, разнообразны и гибки. Это относится, прежде всего к их объему. Они не могут свободно изменять степень силы звука и часто оказываются даже не в силах управлять качествами своих крайних ступеней внизу или самом верху звукопада. Все представители этого объединения обладают подлинным pianno или надлежащим fone, и размах степеней силы звука. Защищенные полной свободой в изменении силы звука, деревянные духовые инструменты связаны также и с некоторыми особенностями извлечения самого звука, на воспроизведение которого требуется сравнительно больше времени, чем у смычковых. В своих чисто технических качествах, при несомненных достоинствах, они также уступают струнным - деревянные духовые инструменты относительно менее подвижны, и сложность поручаемых им построений менее замысловата. Даже в средствах своего звукоизвлечения они существенно отличаются от смычковых.

В настоящее время объединение деревянных духовых инструментов представлено четырьмя основными и двумя добавочными видами, отличающимися друг от друга не только чисто природными свойствами, но и присущими каждому из них качествами и особенностями. В оркестре прошлого, которыми композиторы пользовались до самого начала ХIХ столетия, деревянные духовые инструменты применялись в достаточно ограниченном составе и не всегда равномерно. С развитием более утонченных художественных средств оркестра, вообще сильно возросли возможности и деревянных духовых.

Содружество деревянных духовых инструментов, как было уже сказано, состоит из четырех основных и двух добавочных более или менее обособленных видов. К основным - относится семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов, а к добавочным - семейства саксофонов и сарюзофонов. Все эти инструменты принадлежат к так называемым широкомензурным инструментам, то есть таким, основная трубка которых при относительно широком поперечнике сравнительно коротка. Каждый музыкальный инструмент имеет свой особый способ звуковедения, который зависит от возбудителя колебаний. Если у духовых инструментов»звукообразующими элементами» являются грани среза звукового отверстия, простые или двойные язычки - трости или губа исполнителя, а возбудители колебаний - выдыхающий поток или струя воздуха, и «резонатором» - столб воздуха, заключенный в трубке инструмента то, на основании этих существенно - важных признаков, все духовые инструменты естественно распадаются на три вполне обоснованных вида. К первому относятся инструменты с «боковыми отверстиями» - так называемые губные или глобальные инструменты» - от латинского labia - «губа». Ко второму - инструменты с «язычком» или «пищиком» - язычковые или «лингвальные» от латинского « - «язык» к третьему - инструменты с устьем или «амбушюром» - амбушюрные от французского embouchure - «мундштук» , «устье».

В нотной записи не все деревянные духовые инструменты пользуются единообразным письмом, когда ноты пишутся так, как и звучат в действительности. Эти отступления в записи возникли в ходе развития и совершенствования того или иного инструмента и в своем существе имеют чрезвычайно глубокие корни о которых сейчас можно и не вспоминать, Вполне достаточно только знать, что этот прием «условной» записи, когда инструмент пишется на одной высоте или в одном строе, а читается в другом, носит название транспонирования. Среди «деревянных духовых инструментов к «транспонирующим» относится альтовые флейты, малый гобой, гобой дамур, английский рожок, все разновидности кларнетов и саксофонов. Этот довольно странный на первый взгляд обычай писать ноты не так как они звучат в действительности, имеет весьма веские основания. В то время, когда некоторые древние духовые инструменты только еще создавались, их устройство было крайне несовершенным. Все объединение деревянных духовых инструментов состоящее из основных вполне самостоятельных и несколько обособленных друг от друга семейств - флейт, гобоев, кларнетов и фаготов с их видовыми и родственными им инструментами, и добавочных семейств - саксофонов и сарюзофонов, не принимающих в современном оркестре столь длительного и постоянного участия, в оркестровой партитуре обычно располагается в самом ее верху и в том же порядке, в каком инструменты были упомянуты выше. Некоторое исключение составляют только саксофоны, часто переводят их в объединение медных духовых инструментов и помещают их где-то между трубами и валторнами или даже тромбонами, что разумеется, никак не вяжется с природой самих саксофонов, принадлежащих не к «амбушюрным» инструментам, а к «язычковым», - то есть не с устьем - мундштуком, а с язычком - пищиком.

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов флейта принадлежит, несомненно к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств.

Подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой «породы», как флейта простая, фринийская флейта или флейта двойная. Эти инструменты только именовались «флейтами» но собственно к флейтам прямого отношения не имели. Разновидность «флейты», известная под общим наименованием «косой» ли поперечной флейты уже к середине столетия получила всеобщее признание и, несмотря на упорство, с которым держалась еще в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная вышла на путь решительного развития и совершенствования.

Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины ХIХ века почиталось признаком хорошего тона, и флейта также как и лютня, арфа или фортепиано, вскоре появилось на сцене в качестве достойного участника драматического спектакля. Среди разновидностей обыкновенных флейт наибольшим распространением пользуется малая флейта и несколько меньшая - альтовая.

Первая и наиболее распространенная разновидность «обыкновенной» флейты, известна под именем малой флейты или флейты - piccolo. Она звучит октавой выше обыкновенной флейты и в оркестре обычно предназначена для усиления и продления вверх крайних октав родового инструмента. Звучность малой флейты особенно в верхнем отрезке ее звукоряда и в forte, отличается чрезвычайной резкостью и даже грубостью, а внизу, напротив она бесцветна, очень слаба.

Вторая разновидность обыкновенной флейты использована Римским-Корсаковым, стремившимся обогатить оркестр столь обаятельным в звучании флейта низкими ступенями ее звукоряда. Наконец, последняя разновидность флейты известна под именем басовой флейты, или альбизифона. Этот инструмент был построен свыше пятидесяти лет тому назад, но в оркестре встречается, к сожалению, еще крайне редко.

Второе семейство объединения духовых инструментов составляет гобой со всеми своими многочисленными родичами. В истории инструментов гобой известен чуть ли не с незапамятных времен. Современный гобой, располагает всеми тонами передувания и потому, также как и флейта принадлежит к «октавирующим» инструментам. В техническом отношении гобою, в сущности, доступны все тонкости современного письма. Классики - симфонисты - Гайдн, Моцарт и Бетховен - широко пользовались гобоем в своих произведениях.

На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре? Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал пастушеский рожок или дудочку - свирель. Искренность гобоя и его выразительность не знает себе достойного соперника, а четкость в выполнении технических узоров вообще вне всякой похвалы.

«Гобой», - говорит Грэтри, - блестит лучом надежды среди туч скорби!» И это вполне справедливо.

В заключение повествования о гобое любопытно вспомнить отзыв о нем Глинки.

«Гобой, - говорит он, - лучший из духовых инструментов по верности интонации и по богатству средств. Переход к смычковым. Много силы и выразительности в натуральных тонах. Мягкая октава гобоя - от la до la. Выше - крис, ниже - гусь. Но в особенных, редких случаях и низкие ноты гобоя могут принести свою пользу.»

Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов - кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения. Он возник в Германии около 1700 года.

Кларнет в своем первобытном виде существовал с давних пор в еще народной дудочки низшего порядка в очертании короткой цилиндрической трубочки, а эти простые дудочки были известны нам с бьющимся языком вырезанным из камыша или с подвязанным к клюву отдельным языком. Сейчас кларнет представляет собою великолепный инструмент, располагающий огромным объемом в четыре неполных октавы - от mi малой октавы по письму. В низком регистре кларнет звучит немного мрачно и сурово.

Одним из самых выдающихся открытий в области инструментального строительства середины прошлого столетия было создание нового духового инструмента - саксофона, в котором чрезвычайно удачно объединились характерные особенности медных и деревянных духовых инструментов.

Семейство саксофонов, предназначавшееся первоначально для военно-духовых оркестров по крайней мере во Франции и Бельгии было тогда же и введено. Со дня рождения саксофона прошло около семидесяти пяти лет, когда Европа была буквально ошеломлена сначала слухами о возникновении gazza, а потом - спустя несколько лет - восхищена и с головой увлечена прибывшим из Нью-Йорка в Париж первым негритянским gazz - оркестром. Остается последний представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот.

В ХVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году они были введены в оркестрах французской гвардии и дианских полков маршала Саксонского. Таким образом создался современный фагот - вполне совершенный в техническом отношении. Его огромный объем простирается от sid контроктавы до re второй и весь его звукоряд распадается на несколько чрезвычайно характерных в своем звучании регистров.

Вот каковы достоинства фагота - этого подлинного «труженика» современного симфонического оркестра.

Для заключения достаточно сказать, что в русской камерной музыке, чрезвычайно бедной участием духовых инструментов, фагот, тем не менее появлялся не один раз. Чаще других, инструментальных сочетаний можно услышать «квартет деревянных духовых», где фагот участвует на равных с флейтой, гобоем и кларнетом, основаниях.

Объединение духовых инструментов будет звучать тем лучше, чем больше в его составе будут участвовать «украшающие» звучности некоторых ударных инструментов арфы и струнных, использованных по преимуществу в pizzicaro или в фла штах. Для такого состава инструментов написано множество превосходной музыки либо напоминающей игру «музыкальных игрушек», ящиков и табакерок.

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой, хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - contrabass/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна" Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке" Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ... это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет https://xreferat.com/image/63/1305919559_5.jpg" alt="кларнет " width="124" height="138" align="left" hspace="7">Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев" Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
selmer/clarinet/discus/index.html
cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto, буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды, а по музыкальному - на пол-тона.

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка" Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская"). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты" Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс" полезен и употребим в определенном месте.

Кликните на картинке для увеличения.

Похожие рефераты:

Классический концерт представляет собой трехчастное произведение для солиста-инструменталиста и оркестра. Контраст звучания - один инструмент и тутти, виртуозность солиста и мощь оркестра.

Описание редких или необычных инструментов симфонического оркестра, не относящихся к основным группам инструментов.

Особенности и истории появления лиры, арфы, виолы, скрипкы, гитары.

Описание основных струнных инструментов симфонического оркестра

Предполагают, что шалюмо появляется в конце XVII века в ходе переделок блокфлейты с целью усиления звука: в нее встраивается трость, а вскоре добавляются и два клапана, с помощью которых заполняются пустоты диапазона.

Краткая история возникновения симфонических оркестров.

Многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, по классике называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции её по сию пору называют сиринкс.

Общие сведения

Деревянные духовые инструменты представляют собой полые трубки, сделанные из особых сортов плотного дерева (или иногда из металла, как, например, флейты современных конструкций и саксофоны). Трубки, в зависимости от типа инструмента, делают цилиндрического, конического или обратно-конического сечения.

Составляются они из нескольких частей (2, 3, 4-х и более), разнимаемых после игры для удобства хранения инструмента в футляре.

Звучащим телом в деревянных духовых инструментах является столб воздуха внутри трубки, приводимый в колебание путем вдувания воздушной струи через специальный возбудитель вибрации - язычок (трость) или через отверстие в головке инструмента.

<стр. 73>

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1) Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие (labium ) в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки.

К такому типу инструментов относится флейта .

2) Язычковые (лингвальные ), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укрепленный в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента.

К такому типу инструментов относятся гобой , кларнет , саксофон и фагот .

Столб воздуха внутри трубки при колебании образует, по аналогии со струной, узлы и пучности, называемые сгущениями и разрежениями .

Так же как и струну, столб воздуха можно заставить вибрировать целиком, двумя половинами, тремя третями, четырьмя четвертями и т. д., то есть его можно делить на некоторое количество равных, одинаково звучащих частей. Деление столба воздуха на части зависит от интенсивности вдувания. Чем больше напряжены губы, тем более тонкая струя воздуха вдувается в трубку, и тогда на большее количество частей разделится столб воздуха в трубке.

Последовательное деление воздушного столба на части дает ту же самую натуральную шкалу, которую мы получаем на струне.

Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон.

Столб воздуха, разделенный на две половины, дает 2-й натуральный звук (октава от основного тона).

Столб воздуха, разделенный на три трети, дает 3-й натуральный звук (октава + квинта от основного тона).

Столб воздуха, разделенный на четыре четверти, дает 4-й натуральный звук (две октавы от основного тона) и т. д.



Деление столба воздуха более чем на пять частей в деревянных духовых инструментах малоупотребительно.

Labium (лат .) - губы. Иногда, в соответствии с русским названием дульце , инструменты этого типа называют дульцевыми.

Lingua (лат .) - язык.

<стр. 74>

Переход с одного обертона на другой называется передуванием и осуществляется изменением напряжения губ. На кларнете, гобое и фаготе существуют специальные «октавные» клапаны, помогающие совершить передувание.

Принцип игры на деревянных духовых инструментах основывается на укорочении звучащего столба воздуха путем открывания отверстий, расположенных вдоль по стволу трубки инструмента на определенных расстояниях друг от друга. Отверстия по своему устройству и назначению делятся на три группы:

1) Основные отверстия , дающие основной диатонический звукоряд инструмента. Отверстия эти закрываются 4, 3, 2-м пальцами правой и левой рук. На инструментах современных конструкций эти отверстия обычно прикрыты кольцами (так называемыми очками ), которые чуть приподняты над отверстиями и соединены со специальными корректирующими клапанами инструмента. Очки помогают точнее крыть пальцами звуковые отверстия:

Все основные отверстия выше извлекаемого тона при основной аппликатуре должны быть закрыты пальцами.

2) Отверстия с клапанами, находящимися в закрытом состоянии и открывающимися при нажатии:

Эти клапаны дают альтерированные тона, не входящие в состав основного диатонического звукоряда. Берутся они по мере необходимости свободными пальцами. Для того чтобы можно было извлечь один и тот же звук различными способами, то есть разными пальцами той или другой руки, на инструменте делают несколько клапанов одинакового действия.

<стр. 75>

3) Отверстия с клапанами, находящимися в открытом состоянии и закрывающимися при нажатии:

Эти клапаны называются добавочными, они дают самые низкие звуки инструмента. Их бывает от двух до семи. При нажатии клапана отверстие закрывается, и тем самым удлиняется звучащий столб воздуха. Этими клапанами управляют мизинцы обеих рук (у фаготов - большие пальцы обеих рук).



Как было сказано выше, кроме указанных отверстий у гобоя, кларнета и фагота имеются так называемые октавные клапаны (у кларнета этот клапан должен был бы называться квинтовым), представляющие собой отверстия весьма малого размера, которые открывают для того, чтобы помочь осуществить передувание. Они находятся со стороны, противоположной основным отверстиям, и клапаны их нажимаются большим пальцем левой руки.

Флейта, гобой и фагот принадлежат к так называемым «октавирующим» инструментам, так как они дают все натуральные звуки - как четные, так и нечетные. Употребляются из них, естественно, октавные по отношению к основному тону (то есть 2-й и 4-й), которые берутся на флейте особым положением губ, как было указано выше, а на гобое и фаготе - с помощью октавных клапанов .

Аппликатура для октавного обертона применяется в общем та же, что и для основного тона (с некоторым усложнением на фаготе), только весь звукоряд будет звучать на октаву выше.

Если в октавирующих инструментах процесс деления звучащего юла (столба воздуха) и его укорочение полностью напоминают принцип флажолетов на струне и не нуждаются в особом пояснении, то иначе обстоит дело с инструментами «квинтирующими» (кларнетом), то есть с инструментами, на которых четные обертоны не возникают, а при передувании звучит сразу 3-й обертон (квинта через октаву от основного тона).

<стр. 76>

В силу цилиндрического сечения трубки в кларнете устанавливается колебательное движение столба воздуха, подобное закрытым трубам, то есть с разрежением (узлом) у одного конца трубки и сгущением (пучностью) у другого, тогда как во флейте, гобое и фаготе при колебании столба воздуха сгущение (пучность) образуется с обоих концов трубки, а разрежение (узел) - в ее середине. Поэтому звучащий столб воздуха у кларнета путем отражения как бы сложен вдвое по сравнению с флейтой, гобоем и фаготом, то есть он в два раза длиннее трубки инструмента, тогда как у флейты, гобоя и фагота звучащий столб воздуха равен длине инструмента.

Схему делений звучащего столба воздуха в октавирующих и квинтирующих инструментах можно представить следующим образом:

В октавирующих инструментах :

В квинтирующих инструментах:

<стр. 77>

Как видно из схемы, в трубке квинтирующего инструмента всегда помещается либо ½ целого, либо 1 ½ трети, либо 2 ½ пятых длины воздушного звучащего столба, а так как такая же длина столба отражается обратно, то в целом это дает 1 / 1 , либо 3 / 3 , либо 5 / 5 длины воздушного столба, то есть последний всегда бывает вдвое больше длины трубки инструмента.

Трости язычковых деревянных духовых инструментов изготовляются из специальных сортов камыша и отличаются большой упругостью. Они бывают двух видов: одинарные и двойные .

Одинарная трость (употребляется для кларнета и саксофона) представляет собой лопаточку, закрывающую отверстие в «клюве» инструмента, оставляя в нем лишь узкую щель.

При вдувании воздуха трость, вибрируя с огромной частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в «клюве» инструмента.

Вибрация трости передается столбу воздуха внутри трубки инструмента, который также начинает вибрировать.

Двойная трость (употребляется для гобоя и фагота) не нуждается в «клюве», так как она сама состоит из двух тонких пластиночек, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими.

<стр. 78>

Флейта

(um . - Flauto, -ti; фр . - Flute, -es; нем . - Flöte, -en)

Флейты известны с незапамятных времен у всех народов. Принцип извлечения звука из полой, закрытой с одного конца трубки путем вдувания струи воздуха касательно срезанному краю подсказан, видимо, самой природой (звучание срезанной камышинки под действием ветра).

Вначале изготовлялись прямые флейты (флажолеты, флейты с наконечниками, которые держали при игре прямо вниз, как кларнеты и гобои). Косые или поперечные флейты, которые держат под прямым углом к вдуваемой струе воздуха, появились в Европе в средние века, но были усовершенствованы до возможности использования их в концертной практике лишь к концу XVII века.

Первоначально флейты имели шесть основных отверстий, дававших диатонический звукоряд: d 1 , e 1 , fis 1 , g 1 , a 1 , h 1 , cis 1 .

Затем появился 1-й хроматический клапан dis 1 , а к концу XVIII века окончательно оформились все остальные хроматические клапаны (f 1 , gis 1 , b 1 , c 2).

Если вначале длина трубки флейты соответствовала звуку d 1 , то затем она была несколько удлинена, и при помощи закрывающихся клапанов стало возможным получить более низкие звуки: cis 1 , c 1 , h .

В 1832 году флейта была усовершенствована флейтистом Т. Бёмом в отношении сечения трубки и конструкции системы клапанов; кроме того, им были сделаны различные дополнения в механизме инструмента.

Сущность бёмовской системы вкратце заключается в следующем: если флейта прежней конструкции трактовалась как инструмент диатонический и ее основные отверстия давали гамму D-dur, а хроматические полутоны получались путем открывания боковых дополнительных клапанов, то в конструкции Бёма грань между основными отверстиями и дополнительными клапанами в значительной мере стерлась, ибо все отверстия были вынесены в один ряд и прикрыты клапанами. Правда, клапаны эти неоднородны: диатонические, соответствующие гамме C-dur, находятся в открытом состоянии, и их надо закрывать, в то время как хроматические полутоны надо извлекать путем открывания закрытых клапанов, находящихся между первыми.

<стр. 79>

При игре на флейте бёмовской конструкции заняты 9 пальцев (4 пальца правой руки и 5 пальцев левой). Механика Бёма богата различными корректирующими рычагами, автоматически закрывающими те или иные комбинации клапанов при нажатии на один из них; она оказала сильное влияние на конструкцию кларнетов и гобоев, а в некоторых случаях даже полностью перешла на них.

В настоящее время флейта представляет собой трубку цилиндрического сечения, которая составляется из трех мастей. В верхней ее части - головке - находится отверстие с острыми краями (части со специальной, возвышающей края накладкой), касательно которому вдувается воздух. Одна сторона головки закупорена выдвижной пробкой, служащей для подстройки инструмента. Пробкой регулируется не только абсолютная высота строя инструмента, но в какой-то степени и звуковысотные соотношения между тонами звукоряда флейты.

Настройка инструмента по оркестровому камертону достигается, кроме того, путем некоторого выдвижения всей головки.

На средней части флейты расположены все основные, находящиеся в открытом состоянии клапаны, на которых заняты 9 пальцев, участвующих в игре на этом инструменте .

Большой палец правой руки лишь поддерживает флейту с противоположной звуковым отверстиям стороны.

На нижней части флейты находятся лишь два (редко три) клапана, закрываемых мизинцем правой руки.

Струя воздуха, направленная на край отверстия, находящегося в головке флейты, рассекается и заставляет вибрировать столб воздуха в трубке. Такой способ вдувания требует большого расхода воздуха, так как его очень много уходит мимо инструмента, особенно при извлечении нижних звуков, для чего необходимо вдувать более широкую струю воздуха.

У флейтистов все открытые клапаны называются крышками; собственно клапанами называются только закрытые. В крышках некоторых современный инструментов делаются иногда небольшие дырочки, соответствующие полузакрыванию отверстий во флейтах прежних конструкций (см. с. 90 и 109).

<стр. 80>

Поэтому на флейте продолжительные выдержанные ноты менее удобны и легки, чем на деревянных духовых инструментах с тростями.

Особенно непродолжительны звуки в forte , где требуется дать наиболее сильную струю воздуха (то есть еще быстрее его израсходовать).

Расход воздуха при игре на флейте можно себе представить следующим образом.

Наибольшее количество воздуха расходуется для получения самых нижних нот (h , c 1 , cis 1 , d 1), затем он несколько уменьшается и к ноте d 2 становится наименьшим. Примерно с d 3 (из-за интенсивности вдувания) расход воздуха начинает постепенно возрастать и к a 3 и выше становится весьма ощутительным.

Самые высокие ноты c 4 , cis 4 и d 4 требуют уже очень большого расхода воздуха и сильного напряжения губ исполнителя.

Объем флейты в настоящее время равен четырем с четвертью октавам, от h до d 4 . Однако сейчас далеко не все флейты имеют h , и поэтому обязательным нижним звуком флейты надо считать c 1 . С другой стороны, два самых верхних звука выше c 4 очень трудны и выходят далеко не на всех инструментах и не у всех исполнителей.

В современном оркестре необходимо учитывать, что клапан h в обязательном порядке должен быть только у второго флейтиста, а ноты cis 4 и d 4 следует поручать лишь в исключительных и крайне необходимых случаях в виде отдельных звуков ff (но не в пассажах), и то только первому флейтисту .

Некоторые флейтисты ухитряются выдувать и es 4 , однако в практике исполнительства этот звук почти не применяется.

<стр. 81>

Регистры флейты

Тембр флейты на всем ее диапазоне весьма беден обертонами; отсюда его холодность и малая экспрессивность.

Основные данные аппликатуры

Основной аппликатурой бёмовской флейты на первом обертоне является аппликатура гаммы C-dur.

Нота c 1 получается, если девятью пальцами закрыть все без исключения клапаны флейты, находящиеся в открытом состоянии.

Если отпустить мизинец правой руки и тем самым открыть сразу оба нижних клапана (или, при наличии клапана h , все три), то получится нота d 1 .

Если отпустить 4-й палец правой руки - получится нота e 1 .

Если отпустить 3-й палец правой руки - получится нота f 1 .

Если отпустить 2-й палец правой руки - получится нота g 1 (или gis 1 - это зависит от положения 5-го пальца левой руки).

Если отпустить 4-й (и 5-й) палец левой руки, то получится нота a 1 .

Если отпустить 3-й палец левой руки, то получится нота h 1 .

Если отпустить 2-й палец левой руки, то получится нота c 2 (или cis 2 - это зависит от положения большого пальца левой руки).

Хроматические полутоны между нотами основного звукоряда берутся освободившимися пальцами, открывающими промежуточные клапаны. Так, для получения ноты dis 1 надо при аппликатуре d 1

<стр. 82>

еще прижать мизинцем правой руки нижележащий рычажок находящегося рядом хроматического клапана. Для получения ноты gis 1 надо сделать то же самое 5-м пальцем левой руки при аппликатуре g 1 и т. д.

Само собой разумеется, что при этом остальные пальцы должны держать в закрытом состоянии все вышележащие клапаны. Аппликатура первого обертона полностью повторяется на втором обертоне, который берется передуванием.

Так как на бёмовской флейте достаточно самого легкого нажатия на тарелочку клапана, чтобы надежно закрыть не только нужное звуковое отверстие, но в некоторых случаях и целую комбинацию отверстий, то практически понятие удобной и неудобной тональности на современной флейте в значительной мере потеряло свой смысл.

На флейте можно необычайно легко и с предельной скоростью исполнять одними губами скачки между 1-ми 2-м обертонами:

а также с небольшой помощью клапанов передувание из 2-го в 4-й обертон:

Выше (то есть при извлечении звуков 4-го обертона) аппликатура делается значительно сложнее, так как передуванию в 4-й обертон приходится помогать, приоткрывая те или иные выше- или нижележащие отверстия, используя их тем самым как добавочные октавные клапаны. Это напоминает прикосновения пальцев в местах 1 / 4 или 3 / 4 длины струны при получении квартовых флажолетов. Так, например, большинство нот 4-го обертона берется с обязательным прижатием мизинцем правой руки клапана dis 1 .

<стр. 83>

Все сказанное об аппликатуре выше d 3 показывает, что при исполнении очень беглых и сложных пассажей в верхнем регистре флейты возникают некоторые трудности, которых не было в первой и второй октавах. Однако практически (если не писать чрезмерно трудно и неудобно) с этим можно почти не считаться. Это тем более справедливо, что на современной флейте существует такое количество дополнительных клапанов и различных комбинаций из них, что почти всегда можно найти более или менее удобный способ получения последовательностей, ранее считавшихся неисполнимыми.

Значительно сложнее использование трех нижних нот cis 1 , c 1 , h , так как на флейтах всех конструкций клапаны cis 1 и c 1 кроются мизинцем правой руки, причем в момент извлечения звука c 1 необходимо держать закрытым и клапан cis 1 (то есть приходится мизинцем правой руки крыть два клапана сразу).

Поэтому трель невозможна, так как скользить мизинцем с закрытого им же клапана cis 1 на c 1 , не отпуская при этом предыдущего cis 1 , возможно только в очень медленном темпе. Вращающийся цилиндрический ролик, облегчающий скольжение с клапана на клапан, в этом случае помогает очень мало.

Для получения звука h (если есть клапан h ) должны быть одновременно закрыты клапаны cis 1 и c 1 .

Поэтому невозможна трель , ибо она требует от мизинца правой руки скольжения с cis 1 на h через c 1 (придерживая в момент закрытия h , cis 1 и c 1).

Трель: может быть исполнена только в очень медленном движении, так как все клапаны должны быть закрыты и лишь мизинец правой руки медленно передвигается через ролик с c 1 на h .

Наконец, совершенно невозможна на флейтах всех конструкций трель: , для исполнения которой клапаны cis 1 и dis 1 должны попеременно крыться мизинцем правой руки .

На флейтах прежних конструкций клапан h закрывался мизинцем левой руки и поэтому данная трель была столь же удобоисполнима, как и на большинстве современных гобоев. Бёмовская конструкция, потребовав участия мизинца левой руки в основном звукоряде флейты, пожертвовала для этого клапаном h .

<стр. 84>

Все остальные трели довольно удобны и во всяком случае исполнимы, особенно при наличии на флейте специальных трельных клапанов, помогающих исполнять целый ряд полутоновых и тоновых трелей.

С увеличением интервала трель становится более трудной (например, tremolo в терцию и больше). Особенно затруднительно исполнение tremolo , в котором одна нота берется на одном обертоне, а другая на другом (то есть когда в tremolo участвует передувание). От применения таких tremolo в оркестровом письме следует воздержаться, чтобы не написать неисполнимых (если не пользоваться специальными таблицами tremolo , помещенными в некоторых учебниках). Есть опасность написать неисполнимое tremolo , если оно построено на чередовании альтерированных нот, не входящих в основной диатонический звукоряд.

Для написания естественной и безусловно удобной партии флейты (что только улучшит качество звучания) следует учесть все вышесказанные замечания, которые можно предугадать, понимая основные данные аппликатуры инструмента.

Техника игры на флейте

Legato на флейте менее продолжительно, чем на других деревянных духовых инструментах, из-за большего расхода воздуха. Особенно непродолжительны, как уже было указано, самые нижние и отчасти самые верхние ноты (тем более в forte ). Это не отражается на обычных фразах небольшого дыхания, но при исполнении широких мелодий флейта дает значительно больше перерывов в мелодической линии, чем другие деревянные духовые инструменты. Поэтому не следует предъявлять к флейте требований, противоречащих ее природе, иначе исполнение будет натянутое и робкое.

<стр. 85>

Флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение (без передачи через трость), и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки и без ощутимой attacc’и (момента возникновения звука); звук у флейты возникает как бы сам собой.

Фразы и пассажи небольшого дыхания на флейте получаются с поразительной легкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования.

Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на флейте с предельной беглостью и непринужденностью; лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники.

В стаккатной технике у флейты нет соперников. Кроме обыкновенного простого staccato - очень быстрого, так как звук на флейте, как уже было сказано, возникает мгновенно без передаточного аппарата (трости), - на флейте возможен поразительной стремительности прием двойного staccato и почти столь же стремительное тройное staccato .

Двойное staccato staccato на два удара: «ту-ку, ту-ку» и т. д. и поэтому особенно употребительно при быстро повторяющихся нотах:

Двойным staccato исполняются также четные по количеству нот фигуры, не обязательно построенные из повторяющихся нот:

Тройное staccato разделяет языком каждый удар простого staccato на три удара: «ту-ку-ту, ту-ку-ту» и т. д. и употребляется

Иногда именуемое «двойным языком».

Иногда именуемое «тройным языком».

<стр. 86>

для исполнения быстрых триольных фигур с повторяющимися и неповторяющимися нотами:

В сущности - это то же двойное staccato , но с повторяющимся первым ударом языка.

Оба эти эффекта не могут достигать большой силы звучания.

Кроме того, на флейте возможен своеобразный вид tremolo , называемый «фрулато» (ит . - frullato ; нем . - Flatterzunge ), как на одной ноте, так и в небольших пассажах:

Звучание frullato напоминает несколько приглушенный милицейский свисток; достигается оно быстрой вибрацией кончика языка либо гортани (прием «полоскания горла»).

Из всего вышесказанного очевидно, что флейте свойственны комбинации легатных и стаккатных пассажей самой прихотливой штриховки, скачки (особенно октавные), быстрые смены регистров и неширокие светлые мелодические фразы, более прозрачные, но менее экспрессивные, чем у кларнета или гобоя .

Если не затруднять исполнение неудобными тональностями, то блеск звучания флейты будет максимальным. В forte примерно до ноты: флейта слабее гобоя и кларнета и не может уравновесить их в аккордовом сочетании.

Следует также учесть, что стаккатная техника флейты несколько медленнее в самом нижнем регистре, чем в среднем и верхнем, а также замедленна и в высочайшем регистре.

Сошлемся, однако, на примеры широких мелодий большого дыхания для флейты: «Ария» Баха, «Мелодия» Глюка.

<стр. 87>

Исполнение в регистре: медленнее, чем в: , а вновь уступает по быстроте среднему и нормальному высокому регистру. Иными словами, техника на флейте наиболее блестяща именно в тех регистрах, где губы не перенапряжены, но и не чрезмерно распущены.

Разновидности флейты

Из всех разновидностей флейты, которые строились раньше, начиная от малой флейты и до басовой, в настоящее время сохранились в практике оркестровой игры лишь малая и альтовая флейты.

Но если альтовая флейта (ит . Flauto alto in G), звучащая по записи (то есть при аналогичной аппликатуре) на кварту ниже большой флейты , лишь эпизодически встречается в произведениях мировой музыкальной литературы, то малая флейта - флейта пикколо (ит . - Flauto piccolo; фр . - Petite Flute; нем . - Kleine Flöte) обязательно присутствует во всех партитурах начиная с XIX века, а в отдельных случаях и в партитурах XVIII века, продолжая звукоряд группы деревянных инструментов вверх.

Малая флейта вдвое меньше обычной. Все написанное для нее будет звучать октавой выше. Поэтому малая флейта - инструмент, транспонирующий на октаву вверх.

Все сказанное об устройстве, аппликатуре и объеме большой флейты полностью относится к малой флейте со следующими поправками:

1) у малой флейты нет клапанов h 1 , c 2 , cis 2 (соответственно h , c 1 , cis 1 у большой флейты), и ее нижней нотой является: звучащая как:

Значительно реже встречаются альтовые флейты в строе in F.

<стр. 88>

2) на ней невозможно извлечь ноты: , звучащие как: , и даже трудновато: , звучащие как: .

Характер звучания малой флейты в аналогичных регистрах менее полный, более резкий и свистящий, чем у большой флейты (см. схему).

В целом тембр малой флейты еще более беден обертонами, чем тембр большой флейты.

Исполнитель на малой флейте в случае необходимости меняет инструмент на большую флейту и исполняет партию 2-й или 3-й флейты. Для смены инструментов нужно время (меньшее, чем для надевания сурдины у струнных) . Смена инструментов по-итальянски обозначается: muta Flauto piccolo in Flauto grando III o .

Регистры малой флейты

Нужно, однако, иметь в виду, что холодный инструмент может звучать несколько расстроенно. Желательно поэтому дать исполнителю хотя бы минимальное время, чтобы он согрел инструмент теплом своих рук, прежде чем начать на нем играть (это в равной мере относится ко всем духовым инструментам).

<стр. 89>

Техника игры на малой флейте такая же, как и на большой. Надо лишь учесть чрезмерную чуткость флейты пикколо к передуваниям, вследствие чего быстрые скачки в относительно высоких регистрах (особенно в forte ) всегда слегка содержат в себе октавный призвук (верхний или нижний), и поэтому малая флейта определеннее интонируется при удвоении ее большой флейтой на октаву ниже.

Гобой

(ит . - Oboe, -oi; фр . - Hautbois ; нем . - Hoboe, -en)

Способ извлечения звука при помощи трости был известен еще в глубокой древности у различных народов. В Европе усовершенствование народных инструментов свирельного типа с двойной тростью и введение их в концертную практику надо отнести к середине XVII века. В конце XVII века гобой становится, наравне с флейтой, постоянным членом оркестра и, развиваясь вместе с ней, перенимает многие усовершенствования флейты в отношении расположения звуковых отверстий и механизма клапанов.

По своему размеру, строю, аппликатуре гобой очень похож на флейту. Так же как у флейты старой конструкции, шесть основных звуковых отверстий гобоя дают звукоряд: d 1 , e 1 , fis 1 , g 1 , a 1 , h 1 , cis 2 , а три добавочных клапана дают нижние ноты cis 1 , c 1 , h .

На современных гобоях нередко имеется еще один добавочный клапан - b .

Если на гобое закрыты все шесть основных отверстий, то получается нота d 1 .

Если открыто нижнее основное отверстие, то получается нота e 1 .

Если открыты два нижних основных отверстия, то получается нота fis 1 .

В единственном и во множественном числе.

<стр. 90>

Если открыты три нижних основных отверстия, то получается нота g 1 .

Если открыты снизу четыре основных отверстия, то получается нота a 1 .

Если открыты снизу пять основных отверстий, то получается нота h 1 .

Если открыты все шесть основных отверстий, то получается нота cis 2 .

Три нижних добавочных клапана дают самые низкие ноты cis 1 и c 1 (мизинцем правой руки) и h (мизинцем левой руки) .

При передувании во 2-й обертон у гобоя, так же как и у флейты, сохраняется аппликатура основного тона. Для более высоких нот, начиная с d 3 , пользуются передуванием в 3-й или иногда в 4-й обертоны.

Верхней границей хорошей звучности гобоя нужно считать f 3 ; выше этого исполнимы еще четыре звука резкого тембра, получение которых сопряжено со сложными аппликатурными комбинациями, в которых кроме октавных клапанов участвуют еще и слегка приоткрываемые верхние звуковые отверстия , играющие роль вспомогательных октавных клапанов .

По своему устройству гобой состоит из трех частей (в нем нет отдельной головки, как у флейты, зато имеется раструб). Трость вставляется прямо в специальное отверстие в верхней части инструмента;

На инструментах французской системы (которыми преимущественно пользуются в настоящее время) при открытых шести основных отверстиях получается нота c 1 ; однако в интересах большей интонационной чистоты гобоисты предпочитают извлекать этот звук передуванием во второй обертон при аппликатуре с .

В тех случаях, когда гобои бывают оснащены добавочным клапаном b , мизинец правой руки управляет клапанами с , cis и dis , в то время как мизинцем левой руки гобоист кроет h и b .

Для этого в крышках верхних клапанов на современных гобоях (по аналогии с флейтами) делаются небольшие дырочки, соответствующие полуоткрыванию звуковых отверстий на инструментах старых конструкций.

Современные гобои оснащены тремя октавными клапанами, из коих два (управляемые большим пальцем правой руки) представляют собой сопряженную систему взаимного открывания-закрывания, а третий (управляемый большим пальцем левой руки) автономен.

<стр. 91>

поэтому гобой нельзя подстраивать (как, например, флейту), а наоборот, по нему строят весь оркестр.

Гобой происходит от того же предка, что и кларнет. Однако развитие исходного инструмента (древней свирели) до возможности использования в профессиональной музыке шло в дальнейшем различными путями как в части поисков конфигурации сечения звукового канала, так в особенности в отношении принципа строения трости, чем обусловливалось различие в тембре шалмея и шалюмо - прямых предшественников современных гобоя и кларнета.

Тембр гобоя очень экспрессивен и богат обертонами .

Регистры гобоя

Нота, обозначенная *, приведена лишь в качестве акустического предела возможностей инструмента.

В настоящее время происходит процесс повсеместного вытеснения широкомензурных немецких гобоев узкомензурными французскими. Тембр последних хотя и уступает в плотности, зато отличается большей определенностью именно «гобойной» (носовой) окраски, более экспрессивен (особенно в нежном piano ), лучше сочетается со звучностью других деревянных духовых инструментов. Кроме того, инструменты французской системы оснащены несколькими лишними (трельными) клапанами.

<стр. 92>

Техника игры на гобое

Некоторая «ленивость» звукоизвлечения, меньшая непринужденность в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты.

Еще больше гобой уступает флейте в стаккатной технике, потому что на нем малоупотребительна (утомительна) сколько-нибудь продолжительная игра приемом двойного staccato («та-ка, та-ка»), хотя обычное (простое) staccato получается на нем очень отчетливо и с достаточной быстротой (почти такой же, как на флейте), но, разумеется, только в среднем регистре. В нижнем и самом верхнем регистрах staccato значительно тяжелее.

На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатныс пассажи, перемежающиеся с различными фигурами простого staccato . Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью , то в пассажах можно достичь довольно большой скорости. Его характерное звучание своим сладковатым носовым тембром напоминает зурну - народный инструмент, широко распространенный в республиках Закавказья и Средней Азии, а также в странах зарубежного Востока.

Разновидности гобоя

Из разновидностей гобоя теперь почти не употребляется Oboe d"amore, звучащий на малую терцию ниже обыкновенного гобоя.

Непременным же членом оркестра является альтовый гобой - английский рожок (ит . - Corno inglese, фр . - Cor anglais, нем . - Englisches Horn), звучащий на квинту ниже видового инструмента.

Аппликатура и приемы игры на нем в точности соответствуют гобою, но из-за большей величины инструмента звучание получается на квинту ниже. Поэтому английский рожок является инструментом траспонирующим (гобой in F).

Если для гобоев старой конструкции были удобны тональности, близкие к D-dur, то для современных инструментов можно условно считать, что некоторые неудобства для беглой игры начинают в какой-то мере сказываться лишь за пределами 3-х диезов - 4-х бемолей в ключе.

Оркестр - это большой состав музыкантов, состоящий из групп. В этих группах музыканты играют в унисон. Существуют различные по составу, музыкальному направлению оркестры. Он может быть: симфоническим, духовым, струнным, эстрадным, джазовым, военным, школьным, народных инструментов.
Инструменты симфонического оркестра объединяются в группы: струнные, духовые, ударные. В свою очередь, духовые инструменты бывают медными и деревянными - в зависимости от того, из какого материала они изготовлены.

О деревянных духовых инструментах в общем

Духовые деревянные инструменты симфонического оркестра - это фагот, гобой, флейта, кларнет и, конечно же, их разновидности. К духовым деревянным относятся саксофон и волынка со своими вариантами, но они крайне редко используется в данном оркестре.

В основном любой из этих инструментов исполняет свою партию. Общепринято, что партии деревянных духовых инструментов должны размещаться на верхних строчках партитур. Общий тембр деревянных духовых инструментов очень ярок, компактен, но и мощный. Это звучание больше других похоже на голос человека.

Само название деревянных духовых инструментов произошло в результате того, что изначально все они делались из дерева. Со временем в их изготовлении стал использоваться и другой материал, но название деревянных сохранилось.
Укорочение звучащего столба воздуха через открывание отверстий - вот принцип звукоизвлечения этих инструментов. Отверстия расположены на корпусе.

Деревянные духовые инструменты по методу направления струи воздуха, в свою очередь, бывают двух видов: лабиальные — флейта и дудук - и язычковые (с одинарной тростью — саксофон, кларнет - и с двойной тростью — дудук, зурна, гобой, фагот, шалмей).

А теперь более подробно.

Флейта

Флейта - лабиальный деревянный духовой инструмент. Она появилась очень давно, когда люди на срезанном тростнике с закрытым концом делали отверстия и извлекали из него звуки. В средние века были распространены два рода флейт: прямая — ее держали прямо, как кларнет, и поперечная, которую держали под углом. Со временем, уже на пороге 19 века, стала более востребованной и затмила своей практичностью прямую.

В группе деревянных духовых инструментов именно флейта имеет самое высокое звучание. Это наиболее подвижный из всех в техническом плане инструмент. Трудно исполнять медленные мелодии и выдержанные ноты, так как большое количество воздуха используется при игре на ней (воздух об острый край отверстия разбивается и частично пропадает). Так образуется характерное для флейты звучание. Диапазон поперечной флейты - с первой по четвертую октавы.

Основные разновидности флейты

Блокфлейта - продольная флейта семейства свистковых. В головной части используется вставка. Отличительна черта - 7+1 пальцевых отверстий. Тембр - мягкий.

Флейта-пикколо - поперечная флейта. В два раза короче обыкновенной. Имеет самое высокое звучание. Тембр - весьма яркий, а при Music dynamic forte.svg - очень пронзительный.

Свирель - русский деревянный духовой инструмент, продольная флейта. Может иметь два ствола разной длины, настроенных между собой в чистую кварту.

Сиринга - продольная флейта. Бывает одноствольной и многоствольной. В древние времена на ней играли пастухи.

Панфлейта - многоствольная флейта. Это связка из нескольких трубок различной длины.

Ди - старинный китайский деревянный духовой инструмент. Он поперечный и наделен шестью отверстиями.

Кена - продольная флейта из тростника. Используется в музыке Латинской Америки.

Ирландская флейта широко применяется в исполнении ирландских народных мотивов. Это поперечная флейта.

Все эти разновидности флейт — деревянно-духовые инструменты. Список можно также пополнить такими представителями семейства, как пыжатка, вистл и окарина.

Гобой

Следующий инструмент из раздела деревянных духовых - это гобой. Известно, что гобой не теряет своей настройки и поэтому весь оркестр настраивается под тот настрой, который подает именно этот инструмент.

Гобой - тоже деревянный духовой инструмент, с двойной тростью. Как и старинный представитель семейства свирелей. Его предками были бомбарда, волынка, дудук, зурна. Гобой, благодаря своей певучести и мягкому тембру (хотя в он резкий), является излюбленным инструментом как профессиональных композиторов и музыкантов, так и любителей. В техническом плане он тоже подвижен, но уступает в этом вопросе флейте. Внешне это трубка в виде кона, верхний конец которого - двойная трость, а нижний конец - раструб в виде воронки.

Основные разновидности гобоя

Современный гобой: мюзетт, гобой с коническим раструбом, баритоновый рожок, английский рожок.

Барочный гобой: барочный гобой д"амур, гобой да качча или охотничий гобой.

Кларнет

Кларнет - самый распространенный язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент. Имеет одинарную трость и широкий диапазон звучания. На вид это деревянная трубка в виде цилиндра, на одном конце которого одинарная трость, а другой конец — венчикообразный раструб.

Тембр инструмента мягкий и несколько драматичный. Никакие другие духовые деревянные инструменты симфонического оркестра не обладают такой возможностью изменять силу звука, как кларнет. Благодаря этому качеству, кларнет считается одним из наиболее выразительных инструментов оркестра. Область применения кларнета в музыке широка и разнообразна. Помимо симфонического, духового и военного оркестра, его активно используют в джазовой, эстрадной и даже народной музыке.

Основные разновидности кларнета

Большой или сопрановый кларнет - основная разновидность, инструмент альтовых и сопрановых регистров.

Малый кларнет - применяется редко, имеет крикливый тембр.

Бас-кларнет - его звучание на октаву ниже большого кларнета. Этот деревянный духовой инструмент, звучащий в низком регистре, чаще используется в оркестре для усиления басовых голосов. Обладает драматической мощностью. Бас-кларнет широко используется в джазе.

Бассетгорн - для расширения вниз диапазона обычного кларнета. Имеет спокойный и торжественный тембр.

Фагот

Фагот - язычковый деревянный духовой инструмент. Его диапазон охватывает низкие регистры: неполный альтовый, теноровый и басовый. Фагот сменил свою предшественницу - старинную басовую свирель бомбарду. В отличие от бомбарды, имеющей хриплое звучание, фагот имеет нежное, меланхоличное звучание.

Ствол фагота деревянный, длинный и поэтому складной. Металлическая трубка с надетой тростью прикрепляется в верхней части ствола. Он подвешивается на шею музыканта при помощи шнурка.
В оркестре фагот может служить как поддержкой для басовых так и иметь самостоятельную партию. Требуется масштабный расход воздуха при игре на этом инструменте, особенно в низком регистре при громком звучании.

Единственная разновидность фагота

Единственная разновидность современного фагота - это контрафагот. Этот деревянный духовой инструмент с низким голосом считается самым низким по диапазону инструментом оркестра и уступает только педальным басам органа. Он имеет густой органный тембр.

Саксофон

Вышеперечисленные инструменты с их разновидностями — это деревянно-духовые инструменты. Список можно пополнить разве что еще одним представителем этой группы - саксофоном.

Саксофон редко используют в симфоническом оркестре. На нем часто играют в духовом оркестре. Он имеет мощное звучание. Это один из центральных инструментов в джазовой и эстрадной музыке. Имеет певучий тембр. С технической точки зрения очень подвижен. Он достигает от 15 сантиметров до 2 метров. Саксофон изготавливается из меди, и это еще одно доказательство того, что название деревянных духовых инструментов не всегда совпадает с материалом, из которого они сделаны.

Основные разновидности саксофона

Сопрано-саксофон. Может быть прямым или изогнутым. Не рекомендуется новичкам. Обладает пронзительным и сильным тембром.

Альт-саксофон или классический саксофон. Изогнутый, часто используемый вид инструмента. Рекомендуется тем, кто только начинает обучаться игре. Имеет самый меньший мундштук. Наделен ярким и выразительным тембром. В основном это солирующий инструмент.

Вид больше остальных используется в джазе. Его размер, размер мундштука, отверстия и стержней больше, чем у альт-саксофона. Имеет хрипловатый, сочный тембр. На нем легче играть технически сложные пассажи.

Баритон-саксофон. Максимально крупный по размерам, поэтому больше остальных подвержен повреждениям. Имеет густой и сильный тембр.

Диапазон любого саксофона составляет две с половиной октавы. При хорошей технической подготовке возможно извлекать и более высокие ноты.

Волынка

Волынка - это своеобразный традиционный духовой инструмент. На вид волынка представляет собой кожаный мешочек, покрытый мехом и наполненный воздухом. В него вставлены несколько деревянных трубочек. Одна из трубочек имеет отверстия, на ней играют мелодию, другая (меньше по размеру) служит для нагнетания воздуха. Остальные обеспечивают непрерывное звучание нескольких звуков, высота которых остается неизменной. Имеет сильное пронзительное звучание. Волынкой сопровождается исполнение многих европейских (и не только) народных танцев.

Таким образом, деревянные духовые инструменты — это разножанровые, с различным тембром и диапазоном, используемые в различных музыкальных составах инструменты.

Основные сведения Авлос - древний духовой деревянный музыкальный инструмент. Авлос считается далёким предшественником современного гобоя. Был распространён в Передней Азии и Древней Греции. Исполнитель обычно играл на двух авлосах (или двойном авлосе). Игра на авлосе применялась в античной трагедии, при жертвоприношении, в военной музыке (в Спарте). Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией.


Основные сведения Английский рожок - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой альтовый гобой. Своё название английский рожок получил из-за ошибочного применения французского слова anglais («английский») вместо правильного angle («изогнутый углом» - по форме охотничьего гобоя, от которого и произошёл английский рожок). Устройство По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет больший размер, грушевидный раструб


Основные сведения Бансури - древний индийский духовой деревянный музыкальный инструмент. Бансури представляет собой поперечную флейту, изготовляемую из цельного куска бамбука. Имеет шесть или семь игровых отверстий. Распространён бансури в Индии, Пакистане, Бангладеше и Непале. Бансури очень популярен у пастухов и является частью их обычаев. Его можно увидеть также в буддистской живописи около 100 года нашей


Основные сведения Бас-кларнет (итал. clarinetto basso) - духовой деревянный музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета, появившаяся во второй четверти XIX века. Диапазон бас-кларнета - от D (ре большой октавы; на некоторых моделях диапазон расширен вниз до B1 - си-бемоль контроктавы) до b1 (си-бемоль первой октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но они не применяются.


Основные сведения Бассетгорн - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Бассетгорн имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, однако большую длину, из-за чего звучит ниже. Для компактности трубка бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Помимо этого, инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз до ноты до (по написанию). Тембр бассетгорна


Основные сведения, история Блокфлейта - духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Блокфлейта - разновидность продольной флейты. Блокфлейта известна в Европе с XI века. Она была широко распространена в XVI-XVIII веках. Использовалась как сольный инструмент, в ансамблях и оркестре. Для блокфлейты писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф.


Основные сведения Брёлка - русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, бытовавший в прежние времена в пастушеской среде, а ныне изредка появляющийся на концертных площадках в руках музыкантов фольклорных ансамблей. Брёлка обладает сильным звуком очень яркого и светлого тембра. Брёлка по своей сути не что иное, как древний вариант гобоя, однако по сравнению с пастушеской жалейкой,


Основные сведения Вистл - духовой деревянный музыкальный инструмент, кельтская народная дудка. Изготавливаются вистлы, как правило, из жести, но существуют также деревяенные, пластиковые и даже серебрянные варианты инструментов. Вистл очень популярен не только в Ирландии, но и во всей Европе. Большинство вистлов, однако, делается в Англии и Ирландии, они же наиболее популярны среди вистлеров. Вистлы существуют


Основные сведения Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие


Основные сведения Гобой д’амур - духовой деревянный музыкальный инструмент, очень похожий на обычный гобой. Гобой д’амур слегка больше обычного гобоя и, по сравнению с ним, даёт менее напористый и более мягкий и спокойный звук. В семействе гобоев он ставится как меццо-сопрано или альт. Диапазон - от соль малой октавы до ре третьей октавы. Гобой д’амур


Основные сведения, происхождение Ди (хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой деревянный музыкальный инструмент. Ди - один из наиболее распространённых в Китае духовых инструментов. Предположительно был завезён из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э.. Однако, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около


Основные сведения Диджериду (англ. didjeridoo) - древнейший духовой деревянный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki). Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый


Основные сведения Дудка - народный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. В Украине до настоящего времени сохранилось название сопилка (сопель), в России встречающееся редко, в Белоруссии оно


Основные сведения Дудук (циранапох) - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами. Традиционное название армянского дудука - циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева». Музыка


Основные сведения Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Жалейка известна также под названием жаломейка. Происхождение, история жалейки Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII


Основные сведения Зурна - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, распространённый у народов Закавказья и Средней Азии. Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне. Диапазон зурны - около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда. Тембр зурны яркий и пронзительный. Зурна находится в близком


Основные сведения Кавал - пастушеский духовой деревянный музыкальный инструмент. Кавал представляет собой продольную флейту с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями. В нижнем конце ствола могут быть ещё до 3-4 отверстия, предназначенных для подстройки и резонирования. Звукоряд кавала - диатонический. Длина кавала достигает 50-70 см. Кавал распросранён в Болгарии, Молдавии и Румынии, Македонии, Сербии,


Основные сведения, устройство Камыль - адыгейский духовой деревянный музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего - из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Длина камыля составляет около 70 см. Звукоряд камыля


Основные сведения Кена (исп. quena) - духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Кена обычно изготавливается из тростника, меет шесть верхних и одно нижнее игровое отверстие. Как правило, кена делается в строе G (соль). Флейта кеначо представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D (ре).


Основные сведения Кларнет - духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью. Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет


Основные сведения Кларнет д’амур (итал. clarinetto d’amore) - духовой деревянный музыкальный инструмент. Устройство Подобно видовому инструменту, кларнет д’амур имел одинарную трость и цилиндрическую трубку, однако ширина этой трубки была меньше, чем у обычного кларнета, звуковые отверствия также были более узкими. Кроме того, часть трубки, к которой прикреплялся мундштук, была слегка изогнута для компактности - корпус


Основные сведения Колюка - духовой деревянный музыкальный инструмент - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений - борщевик, пастушья дудка и другие. Роль свистка или пищика выполняет язык. Высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо


Основные сведения Контрафагот - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность фагота. Контрафагот - инструмент такого же типа и устройства, что и фагот, но с большим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Контрафагот является самым низким по звучанию инструментом группы деревянных духовых и исполняет в ней контрабасовый голос. Названия контрафагота на


Основные сведения Кугиклы (кувиклы) - духовой деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана. Устройство кугикл Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые


Основные сведения Курай - национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Основная и традиционная особенность игры на курае - это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию


Основные сведения Мабу - традиционный духовой деревянный музыкальный инструмент жителей Соломоновых островов. Мабу представляет собой деревянную трубу с раструбом, выдалбливаемую из отрезка ствола дерева. К верхнему концу прикреплялась половинка кокосового ореха, в которой проделывалось игровое отверстие. Крупные экземпляры мабу могли достигать до метра в длину при ширине раструба около 15 см и толщине стенок около


Основные сведения Мабу (мапу) - традиционный тибетский духовой деревянный музыкальный инструмент. В переводе с носу «ма» означает «бамбук», а «бу» — «свирель«, «тростниковая флейта«. Мабу имеет бамбуковый ствол с одинарным подрезным язычком. В стволе флейты проделано 8 игровых отверстий, 7 верхних, одно — нижнее. На конце ствола находится небольшой роговой раструб. Мабу также иногда делается


Основные сведения, характеристики Малый кларнет (кларнет-пикколо) - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Малый кларнет имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньшие размеры, отчего звучит в более высоком регистре. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый, особенно в верхнем регистре. Как и большинство других инструментов семейства кларнетов, малый кларнет является транспонирующим и применяется


Основные сведения, устройство Най - молдавский, румынский и украинский духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная многоствольная флейта. Най состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд ная диатонический. На нае исполняются народные мелодии различных жанров - от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты:


Основные сведения Окарина - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Название «окарина» в переводе с итальянского языка означает «гусёнок«. Окарина представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена окарина в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По


Основные сведения Пинкильо (пингульо) - старинный духовой деревянный музыкальный инструмент индейцев-кечуа, тростниковая поперечная флейта. Пинкильо распространён среди индейского населения Перу, Боливии, Северной Аргентины, Чили, Эквадора. Пинкильо является предком перуанской кены. Пинкильо изготавливается из тростника, по традиции срезаемого «на рассвете вдали от посторонних глаз». Имеет 5-6 боковых игровых отверстий. Длина пингульо 30-32 см. Диапазон пингульо около


Основные сведения, применение Поперечная флейта (или просто флейта) - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра. Названия поперечной флейты на разных языках: flauto (итальянский); flatus (латинский); flute (французский); flute (английский); flote (немецкий). Флейте доступна самая разнообразная техника исполнения, ей часто поручается оркестровое соло. Поперечная флейта применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом,


Основные сведения Рожок русский - духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные,


Основные сведения Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент


Основные сведения Свирель - древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты. Происхождение, история свирели Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады


Основные сведения Сулинг - индонезийский духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная свистковая флейта. Сулинг состоит из бамбукового цилиндрического ствола, длиной около 85 см и снабжён 3-6 игровыми отверстиями. Звук сулинга очень нежный. Обычно на этом инструменте исполняются печальные мелодии. Сулинг используется как сольный и как оркестровый инструмент. Видео: Сулингна видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения, устройство, применение Сякухати - духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты сякухати - чи-ба. Стандартная длина флейты сякухати - 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» - значит «фут», а «хати» - «восемь».


Основные сведения Тилинка (теленка) - молдавский, румынский и украинский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой открытую трубку без игровых отверстий. Тилинка распространена в деревенском быту, чаще всего используется народами, живущими возле Карпатских гор. Звук тилинки зависит от того, насколько музыкант закроет пальцем открытый конец трубки. Переход между нотами осуществляется засчет передува и закрыванием/открыванием противоположной



Поделиться