Формирование ученического коллектива. Формирование ученического коллектива в начальной школе

Тема 1.4. Формирование ученического коллектива.

Коллектив (от лат. Collectives – «собирательный») рассматривается как социальная общность людей, объдиненных на основе общественно значемых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Коллектив как психолого – педагогическое явление в научной и методической литературе имеет разные трактовки: в одном случае коллектив – это любое организованое объдинение людей, в другом – высокая степень развития группы.

Главными функциями коллектива являются: предметная функция – непосредственное осущетвление той или иной задачи, достижение той иной цели, ради которой возник и существует коллетив; социально – воспитательная функция – обеспечение сочетания общественных и индивидкальных интересов на основе сполочения членов коллектива вокруг общей идеи и предоставление каждому свободы волеизъявления и активного учатия в принятии коллективных решений. В педагогической литературе коллективом называется объдинение воспитаников (участников), отличающееся рядом важных признаков:

- Общая социально значимая цель . Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поодерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и закон государства.

- Общая совместная деятельность для достижения поставленой цели, общая организация этой деятельности. Люди объдиняются в колективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определеной цель. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместнеой деятельности, должна бять общая организация деятельности.

- Отношения отвественой зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабоче сполчение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

- Общий выборый руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Оргнаны упраления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов колектива.

Ученический коллектив это группа учеников, объединенная общей социально значимой цлью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченостью, общей ответственостью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Первичный коллектив – колектив, в котором воспитаники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. Различают постоянные и временные формы первичного колектива. По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на органихованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды, группы); организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные.

Органы управления коллективом.

Успешное функционирвание ученического колектива требует наличия в нем органов, координирующих и напрвляющих деятельность членов колектива по достижению общих целей. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается старосто и профорг. Они составляют ядро группы.

Староста учебной группы избирается собранием группы сроком на один учебный год из наиболее авторитетных учащихся и утверждантся директором учебнеого заведения. Староста работает под руководлством мастера производственного обучения и о своей работе отчитывается перед общим собрание группы. На старосту группы возлагаются следующие обязанности: оказание помощи мастеру и преподователям в подготовке и проведении занятий; обеспечение соблюдения учащимся правил внутренего распорядка. Вместе с профоргом группы староста проводит работу по воспитанию и сплочению ученического колектива.

Актив группы решает следующие задачи: повышения успеваемости, оказания помощи отстающим, подготовка к экзаменам, укрепление дисциплины, благоустройство учебного заведения, проведение культурно – массовых мероприятий, подготовка к общим собраниям, работа стенной печати и др. Создание актива – это первый шаг на пути организации крепкого, сплоченого ученического коллектива.

Образовательное учреждение не может не учитывать влияние на воспитание учащихся различных социальных институтов. Среди них особое место занимают объединения учащихся: любителей музыки, участников художественной самодеятельности, членов спортивных секций, клубов по интересам и т. д. Объединение классифицируются по времени существования (временые и постоянные), по форме управления (неформальные объдинения, клубы, юношеские организации) и по содржанию деятельности общественно – политические, религиозные, патриотические, позновательные и др.). По содержанию объединения могут быть, например, трудовыми , решающими задачи зароботка. Досуговыми объединения прелполагают решение задач развития способностей и склонностей обучающихся, предоставления им возможгности для общения, самовыражения и самоутверждения.

В развитии воспиательного коллектива А. С. Макаренко закономернын считал переход от категорического требования педагога к членам коллектива до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе развития коллектива в качестве средства, спалачивающего учащихся, должно выступать единичное требование педагога.

На втором этапе основные требования доджен предъвлять актив. Педагогу на этом этапе необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, напрвлеными непосредственно к каждому воспитанику.

На третьем этапе требования предъявляет поддерживаемый активом и педагогом сам коллектив, инициирующий собственное развитие и развитие своих членов.

Педагогическое руководство ученическим коллективом

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Упралять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, испоьльзовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на котрой он находится. Управление будет тнм эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А. Т. Куракин)



В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости. Желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело напрвлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не млжет остоваться неизменым. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общственное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотуднечества с воспитаниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллеектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотруднечество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

4. Формализм – злейший враг воспитания. Перестройка управления колективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленость, но также и в смене объекта педагогического управления.

5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класа. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитаник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выроботать необходимую линию общественного поведения.

6. Демократизация воспитания не означает упразнения контроля за выполненем членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытания в учебных заведениях вертикально – горизонтальная структура контроля и коррекции.

1.Роль коллектива в развитии личности.

2.Понятие о коллективе, его сущность.

3.Стадии формирования коллектива.

4.Пути и средства развития коллектива.

5. Взаимоотношения личности и коллектива.

6. Педагогическое руководство коллективом.

На роль коллектива в развитии личности существуют разные точки зрения:

– коллектив имеет огромное влияние на развитие и формирование личности;

– коллектив не оказывает влияния на развитие личности;

– коллектив отрицательно влияет на развитие личности, так как подавляет её;

– коллектив оказывает незначительное влияние.

Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом советской педагогики, а формирование коллектива целью воспитательной работы. Данный принцип в период отхода от социалистического общества подвергался критике. Его связывали с авторитаризмом, социализмом и советским государством. У Маяковского есть слова: «Единица – ноль, единица – вздор». Критике подвергались и идеи А.С. Макаренко, который внес существенный вклад в развитие теории и практики коллективного воспитания. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, произошел решительный отход от идей коммунистического воспитания: прекратили свое существование пионерская и комсомольская организации, различные формы детского самоуправления, школьники меньше стали участвовать в общественно полезном труде. Набиравшая авторитет концепция личностно ориентированного образования многими теоретиками декларировалась как свободная от идей коллективного воспитания, а коллективизм противопоставлялся развитой индивидуальности.

Однако педагогическое наследие А.С.Макаренко является достоянием мировой педагогики. В 1991 году была создана Международная ассоциация Антона Макаренко. В Германии при Марбургском университете с 1968 года работает научно-исследовательская лаборатория «Макаренко-реферат», где изучается его педагогическая деятельность и теоретическое наследие. Немецкие педагоги, вопреки примитивным представлениям, что все сторонники коллективного воспитания – апологеты тоталитаризма, не противопоставляют ценности демократии и коллективные принципы воспитания детей. Более того, они считают, что идеи А.С.Макаренко и сейчас помогают в борьбе против школы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними – не дай бог пожалуются на авторитарность.

В США, где свобода и индивидуализм считаются важнейшими ценностями, большое число педагогов обеспокоены атмосферой, царящей в государственных школах, в которых обычным делом стало насилие и унижение слабых, издевательство над учителями, грабежи и даже убийства. Американский педагог Джеймс Каунтс сетует, что американская школа всеми способами культивирует «чувство соревнования», соперничество, стремление к лидерству и расплачивается за это. В поисках преодоления этих проблем американские педагоги приходят к мысли, что в школах необходимо создавать организованные на добровольных началах сообщества, которые объединяли бы школьников на основе совместной деятельности, общих интересов и даже соседства. Отношения должны строиться на основе заботы.

Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентрическом обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентрическом обществе меньше помогают слабым, и поэтому больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность. Общество, культивирующее индивидуализм неизбежно зайдет в тупик.

В условиях нарастающих процессов глобализации все отчетливее видны контуры «сетевого общества».

Коллектив – необходимый фактор воспитания. С развитием общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей, их общечеловеческой солидарности будет возрастать. Коллектив, по выражению А.С. Макаренко, – своеобразный «гимнастический зал» для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Реальная производственная деятельность детей и подростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности, способности согласовывать свои действия с партнерами, управлять трудовым коллективом.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Почему в воспитании необходимо говорить о коллективе?

Человек существо общественное, только в обществе он может развить свою природу. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей, строить с ними нормальные отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. Возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и торможения негативного.

Ученический коллектив является формой сообщества сверстников, которая наилучшим образом решает воспитательные задачи, т.е. стимулирует развитие личности школьника.

Педагогику интересует вопросы создания коллектива и использовать его возможности для всестороннего развития личности.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (1905-1911). Одной из таких школ-колоний «Бодрая жизнь» руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил его действенность.

Особый вклад в разработку теории и практики воспитания в коллективе внес А.С.Макаренко. Он обосновал концепцию воспитательного коллектива. Последовательное развитие этих идей получило в трудах и опыте В.А.Сухомлинского.

«Для того,чтобы работать с отдельной личностью, нужно её знать и её культивировать. Если в моем представлении отдельные личности будут насыпаны как отдельные горошины, без коллективного масштаба, если я буду подходить к ним без этой коллективной мерки, я с ними не справлюсь» (А.С.Макаренко «Проблемы школьного воспитания»).

«Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания – человек, а коллектив лишь средство в достижении цели» (В.А.Сухомлинский «О воспитании»).

«Ответственность перед коллективом нельзя привить словами, она воспитывается делами. Чем больше сделает коллектив для ученика, чем острее переживет школьник чувство благодарности за оказанную помощь, тем глубже он ощутит свою связь с товарищами, свою ответственность перед ними. Не добьется успеха тот учитель, который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед коллективом только критикой, «прорабатыванием». Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью, нередко лишь ожесточает школьника» (В.А.Сухомлинский «О воспитании»).,

«Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему» (А.С.Макаренко).

Ребенок при поступлении в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может игнорировать, потому что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение, эффективно осуществлять свою деятельность. Это не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся отношениям.

Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. Это приводит к формированию таких качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение.

Важна роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. Она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи, чувство коллективного сопереживания.

Дети и подростки естественно объединяются в различные общности в игре, спорте, школьном и дворовом общении. В социальной психологии такие объединения получили название – самовозникающие группы. Основа отношений в них – межличностное общение. В них всегда ярко выделяется лидер. Такие группы легко распадаются, если пропадает общий интерес, иссякают общие разговоры и др. Воспитатель не должен игнорировать такие группы. Но самовозникающие группы не являются коллективом. Детский коллектив – явление педагогическое. Он создается и управляется по определенным педагогическим законам.

Коллективус – (лат.) собирающий, объединяющий– объединение, группа.

Используются два понятия: 1) любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); 2) высокоорганизованная группа людей (в педагогике).

Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива.

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение: коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Уманский Л.И. выделяет критерии коллектива: содержание нравственной направленности группы (единство целей, ценностных ориентаций, мотивов); организационное единство; психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

В педагогической литературе коллектив – это объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков:

1. Общая социально значимая цель (полезная людям, значимая для других людей), её последовательное развитие.

2. Общая совместная деятельность по достижению общественно значимой цели.

3. Коллективные отношения или отношения взаимной ответственности (органы самоуправления, система поручений и обязанностей, коллективная дисциплина).

4.Демократическое самоуправление, общий выборный руководящий орган – актив.

5. Сплоченность.

6. Взаимопомощь, взаимоответственность, требовательность, доверие, положительные традиции и др.

Эти признаки возникают не сразу и не автоматически. Наращивание их и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию коллектива. Только высокоорганизованный коллектив успешно выполняет свои социальные функции.

Ученический коллектив, как система, – это часть более сложного объединения воспитательного коллектива. Он включает помимо детского и коллектив педагогов – воспитателей. Это автономная система, которой свойственны процессы самоорганизации, самоуправления. Коллектив выступает субъектом воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

К органам, координирующим и направляющим деятельность коллектива на достижение общих целей, является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста. Для осуществления мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы).

Макаренко разработал технологию поэтапного формирования коллектива, определил пути развития коллектива. Сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива; остановка – форма его смерти. Ввел принцип параллельного действия.

Коллектив явление динамичное. Он находится в постоянном развитии. Каждый этап в развитии коллектива отличается рядом признаков. Меняется позиция воспитателя, отношения друг к другу, к общей деятельности и др.

Выделяют стадии развития. По А.С.Макаренко: 1 стадия первоначального сплочения. Организатор коллектива – педагог. В качестве средства, сплачивающего детей выступают единоличные требования педагога. Главные задачи воспитателя – сблизить воспитанников, найти интересные и нужные дела, «проявить» актив, каждому найти поручение. 2 стадия – когда требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации. Актив является основным проводником требований к личности. 3 стадия – «расцвет коллектива», когда требует коллектив, складывается система самоуправления, действует общественное мнение, традиции. Коллектив – субъект воспитания. 4 стадия – продолжение третьей стадии (описан в исследованиях Л.И.Новиковой, И.П.Иванова, О.С.Газмана и др.), когда каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе. Коллектив превращается в инструмент развития каждого из его членов. Этап гуманистических отношений.

Другой подход разработан А.Н.Лутошкиным, считавшим самым главным свойством коллектива способность к саморазвитию. Для каждой стадии он определил свой образ – символ, отражающий социально-психологическую характеристику межличностных и деловых отношений: «песчаная россыпь» (каждая песчинка сама по себе), «мягкая глина» (материал легко поддающийся воздействию), «мерцающий маяк» (правильно выбран курс, готовность помочь), «алый парус» (устремленность вперед, преданность делу «Один за всех и все за одного», «горящий факел» (живое пламя дружбы, взаимопонимания, ответственность друг за друга).

Л.И.Новикова выделяет следующие стадии: 1. Группа – конгломерат (группа ранее незнакомых детей); 2. Группа – ассоциация (единая жизнедеятельность группы, начало коллектива); 3. Группа – кооперация (организационная структура, сотрудничество, деловое общение); 4. Группа – автономия (внутренне единство, идентификация с группой). Группа – автономия может уйти в сторону к группе – корпорации (лжеколлектив). Противопоставление себя другим группам, достижение цели любой ценой даже за счет других групп. 5. Группа – коллектив.

Развиваясь, коллектив не всегда поступательно идет вперед, он может останавливаться в своем развитии и даже деградировать. Для развития коллектива важное значение имеют обоснованные Макаренко система перспективных линий (ближняя, средняя, дальняя перспективы).

По мере развития коллектива меняется позиция педагога от авторитарно-декларативной до подлинно-демократической, доверительной, позиции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу.

Пути и средства развития коллектива:

1) В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Важно организовать её так, чтобы деятельность сплачивала и объединяла воспитанников.

2) Важнейший фактор становления коллектива – педагогическое требование. Оно вносит дух организованности в деятельность учащихся.

3) Общественное мнение – совокупность общественных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Для выработки общественного мнения – налаживание практической деятельности, проведение организационно-разъяснительных мероприятий.

4) Перспективы: цели и задачи, стоящие перед коллективом. Близкие, средние, дальние (оперативные, тактические, стратегические).

5) Организация самоуправления.

6) Традиции.

7) Принцип параллельного действия.

8) Гласность.

9) Мажорный стиль и тон.

Коллектив может иметь двойную структуру: формальную и неформальную. Задача педагога, работающего с детским коллективом внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности – терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей. И самому педагогу быть толерантным. Для этого обеспечивать каждому достойного места в коллективе, подходить с оптимистической гипотезой, сочетать уважение и требовательность, оказание психолого-педагогической поддержки в решении проблем ребенка.

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых. Как сложатся отношения личности и коллектива зависит как от самой личности, так и от коллектива (уровня его развития). Процесс включения ученика в систему коллективных отношений зависит от индивидуальных особенностей и от индивидуального социального опыта, от отношения учащихся к коллективу и его воздействиям.

Психологи подразделяют людей на две категории: коллективистов и индивидуалистов. Надо ли переделывать природу человека?

В любом коллективе есть группы, связанные с неформальными отношениями. Они также влияют на коллектив. Если позитивные социальные ценности, то способствуют развитию личности. Если негативные, то необходимо координация их влияния на личность. Внимание к коллективу должно быть усилено, так как он среди других средств остается наиболее влиятельным и управляемым.

Педагог должен обеспечить такое взаимодействие ребенка и коллектива когда происходит идентификация его в коллективе (быть со всеми) и обособление (оставаться самим собой).

Гуманистические идеи великих педагогов гуманистов актуальны и в наши дни, поскольку основаны на вечных ценностях: добре, справедливости, уважении к личности ребенка и преподавателя.

Я.М. Неверов, выдающийся педагог-гуманист, отдавший развитию образования на Ставрополье много лет, оставил педагогам и воспитанникам «Нравственный кодекс», не утративший значения доныне. «Кодекс» предусматривает разумные, педагогически обоснованные требования к ученикам, воспитывающие сознательную дисциплину, учит нормам общечеловеческой морали, вменяет в обязанности наставников направлять подопечных по пути добра и гуманности, поощрять к труду, внушать любовь ко всему благому и прекрасному. И сам Януарий Михайлович показывал примеры нравственной чистоты и благородства.

Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

Методика создания и развития ученического коллектива

Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, особенностей воспитательной работы предыдущего классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность классного руководителя спортом, танцами, путешествиями перерастает в общее увлечение членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо представить пути, формы и способы совершенствования общения членов классного сообщества. У нас в школе сложилась добрая традиция: уже в 4 классе дети и их родители знают, кто из учителей старшего звена возьмёт классное руководство в следующем году. А так как я преподаю иностранный со 2 класса, то имею достаточно времени для наблюдения и изучения классного коллектива, для построения парадигмы воспитательной работы с моими будущими воспитанниками.

Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Необходимо, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.

В последние годы педагоги стали больше уделять внимания деловому и неформальному общению учащихся, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогащает воспитательный процесс, но и способствует повышению его эффективности.

Большое место в деятельности классного руководителя должно быть отведено моделированию образа учащегося класса, образа жизнедеятельности классного сообщества, построению в нем деятельности, общения и отношений, представлениям о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Очень часто приходится замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью. Поэтому система воспитательной работы имеет зачастую и личностную характеристику педагога.

Сплочение коллектива, выступающее не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей, реализуется через ученическое самоуправление. В органы самоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как является членом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет свою активность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществляться через систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основными видами воспитательной деятельности. Каждый ученик отвечает за работу одного из центров, координирует и направляет работу которых командир, староста класса и классный руководитель. Практическая деятельность в одном из 6 центров способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Через принцип личностно-ориентированного подхода происходит формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся. А совместная деятельность и общение членов классного коллектива способствуют возникновению и развитию той неповторимой внутриколлективной атмосферы, того особого психологического климата, благодаря которым отношения между членами ученического коллектива, их взаимопонимание, «чувство локтя» сохраняются на долгие годы. Они расширяют круг знаний учащихся в тех или иных областях науки, помогают формировать определённые отношения к объектам окружающей действительности, вырабатывать материальные и духовные ценности, а также оказывают реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников.

Пристальное внимание важно уделять классным часам. Я их называю «Часом для души». Это определение было дано одним из моих выпускников, который отличался непростым характером. И это особенно ценно. Ведь именно на классном часе можно поговорить на самые разные темы, выслушать другого. На классный час мы приглашаем гостей, готовим викторины, поднимаем и обсуждаем актуальные вопросы …

Учитывая основы гуманистической педагогики, современные требования к воспитанию подрастающего поколения, целью моей воспитательной деятельности является управление процессом развития образованной, целеустремлённой личности, способной к самопознанию, самовыражению, самореализации, к человеколюбию на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Каждый участник воспитательного процесса выполняет свою функцию для достижения единой цели. Здесь может возникнуть вопрос: а согласуется ли гуманистическая педагогика со словом «управление». Управлять для меня значит не руководить, а направлять, оказывать помощь и поддержку. Ведь место педагога внутри воспитательной системы, а не снаружи. И ученик, и учитель определяются активными субъектами воспитательной деятельности. Цели и задачи воспитательной деятельности я реализую, работая по собственной программе «Я - Человек», при помощи которой формирую отношения ребёнка к своему Я: Я - человек. Какой? С какими ценностями? Что мне дорого? Что я могу? Как я могу? Что я должен сделать, чтобы стать лучше, чтобы я был ценен?

Реализация программы подчиняется четырём правилам:

· Не забывай, что ты Человек и ценен прежде всего этим!

· Старайся увидеть в другом Человека в любом его проявлении!

· Помогай другому оставаться Человеком в любых ситуациях!

· Не оценивай что-либо выше Человека!

Ребёнок живёт среди людей и должен быть настроен на волну добра и дружбы, честности и сострадания, толерантности и порядочности. Руководствуясь в своей деятельности принципами гуманистической педагогики, главным для себя считаю - личный пример. Пример активности и тёплого отношения, положительной самооценки и жизнерадостности, сложившейся личности, порядочности, пример отношения к другим. Необходимо также доверие к ребёнку, способность понимать его внутренний мир, его состояние. И всё это в сочетании требовательности к ребёнку, но не жёсткой, а направленной, прежде всего, на саму себя.

Среди задач в работе с классом, направленных на становление и развитие сплоченности детского коллектива я выделяю следующие:

· укрепление классного содружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

· создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

· оказание помощи ребёнку в раскрытии его индивидуальности;

· создание атмосферы доверия, оказание помощи в преодолении чувства страха, неуверенности в себе.

От личности способной к самоопределению, самовыражению и самореализации моя задача - развить личность ребёнка до взаимодействия, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоуважения с каждым членом классного коллектива.

В своей деятельности я стремлюсь воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителям других стран, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущим рядом людей, одноклассников.

Послесловие

Любая профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и дела, на его характер. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть учителем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что воспитание - это отношения. От того, как они сложатся с воспитанниками, от того, какую роль будет играть классный руководитель в жизни ребёнка и зависит успешность его деятельности, результативность его воспитательной системы. Взрослея, мы часто забываем своё детство, юность и как следствие перестаём понимать детей, не умеем поставить себя на их место, оценить их точку зрения, привыкнуть к их вкусам. Видя это, дети отдаляются и уже не подпускают к себе. Чтобы этого не произошло надо ставить во главу угла не только своё «Надо», но и «Понимаю». Дети должны чувствовать уважение к их потребностям, интерес к их увлечениям, им нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание и духовная поддержка.

Часто класс сравнивают с маленьким оркестром, в котором каждый играет на своём инструменте, каждый имеет свою партию. От того, насколько профессионально классный руководитель исполнит свою роль дирижёра, зависит слаженность работы ученического коллектива и успех. Необходимо быть наблюдательными и внимательными к особенностям характера и поведения учащегося. изучать его как личность, преумножать его достоинства и работать над его недостатками.

Сегодняшнее поколение находится на ступеньку выше предыдущего. Оно более эрудированно, на «ты» с компьютером, с меньшим количеством комплексов. Наши дети другие. Они по-другому выглядят, по-другому ведут себя, по-другому относятся к учебе. И чтобы не возник вечный спор «отцов и детей» важно идти в ногу со временем, применять в своей работе передовой опыт учителей-новаторов, создавать свою систему воспитательной работы с учётом реалий 21 века. Мы должны помочь учащимся найти себя, добиться достойной жизни.

Надежда Константиновна Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Любите детей. Проявляйте чуткость и душевную открытость. А самое главное - будьте личным примером для них, образцом нравственности и порядочности.

Формирование ученического коллектива - одна из ос­новных задач мастера производственного обучения и классного руково­дителя каждой учебно-производственной группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им превратить группу в сплоченный коллек­тив, будут зависеть успешность всего обучения, работоспособность как группы, так и самого мастера, других педагогов. Поэтому организацией ученического коллектива группы надо заниматься еще до начала учеб­ного года, в период ее набора приемной комиссией.

Процесс становления ученического коллектива проходит три основ­ные стадии. На первой, начальной стадии, когда еще не определился актив группы, ей полностью руководит мастер, он предъявляет требова­ния, которые определяют жизнь, деятельность, поведение учащихся. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создается актив группы, поддерживающий требования мастера, который именно активу передает часть своих функций. Третья ста­дия - это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива, проверяет их выполнение.

Непросто бывает сформировать из таких разных и непохожих друг на друга учащихся, пришедших на первый курс, сплоченный друж­ный коллектив, где каждому было бы интересно, у каждого формиро­вались бы те отношения и нормы поведения, которые выпускник мог бы в последующем использовать в своем рабочем коллективе.

Еще до начала учебного года мастеру необходимо познакомиться с учащимися и поставить перед ними конкретные и четкие задачи, определить те требования, которые они должны соблюдать. В первую очередь, это правила поведения, распорядок дня. Здесь не может быть никаких отступлений. В результате проведения определенной работы у мастера складывается первое впечатление о составе учащихся, фор­мируется представление о возможном активе группы, о том, кто из ребят нуждается в особом внимании и подходе.

Учебно-производственная группа как коллектив представляет со­бой устойчивую самодеятельную организацию учащихся, объединен­ную единой целью и совместной общественно полезной деятельно­стью, обладающую органами коллектива и органически связанную с другими коллективами (учебными, производственными).

Ученический коллектив - не механическое объединение учащих­ся в учебную группу. Группа может проучиться в училище три года, но так и не стать коллективом. А может стать им уже в первом пол-


Угодий. Формирование ученического коллектива - процесс, требую­щий времени и определенных усилий со стороны мастера.

Важный и очень ответственный этап формирования коллектива - создание актива группы. Прежде всего подбор старосты, профорга, физорга. Актив - это опора мастера во всех делах по обучению и воспитанию учащихся группы, первый его помощник. Это ядро, осно­ва коллектива группы.

Староста группы (в некоторых училищах командир группы) - первый помощник мастера и классного руководителя в организации производственного обучения и воспитания учащихся, в обществен­ной жизни. В его обязанности входит поддержание учебной дисцип­лины в группе, контроль за сохранностью учебного инвентаря и обо­рудования, назначение дежурных по группе, контроль за их работой, извещение учащихся о распоряжениях администрации училища, из­менениях расписания, распределение учебников и учебных пособий, учет посещаемости занятий. Староста с мастером готовит и проводит групповые собрания.

Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав акти­ва группы. Изучая личные дела учащихся, зачисленных в группу, зна­комясь с ними лично, мастер уже тогда делает для себя наметки о составе будущего актива. Однако они могут быть не совсем точными, первое впечатление может быть обманчивым. Поэтому опытный мастер обычно в начале рекомендует группе для выборов временного старосту, а затем, когда учащиеся лучше познакомятся друг с другом, решается вопрос об утверждении его в этой должности или выборе другого лица, которого признает и рекомендует группа. Одновременно могут быть проведены выборы и других членов актива (профорга, физорга), а также даны общественные поручения каждому члену группы. Возможны также вы­боры основного актива и через временные обязанности. Такой подход иногда называют «не от титула, а к титулу».

Формирование группы как коллектива во многом зависит от того, насколько удастся совместить в одном лице «фактических лидеров», пользующихся у учащихся авторитетом и уважением, которым они доверяют, и «формальных». Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы лидеры «формаль­ные», т.е. выборные, были лидерами фактическими.

Придавая большое значение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что в ряде случаев такое лидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости и взрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы личными притязаниями, модными увлечениями, волевым подавлением и т.п. Вряд ли такие «лидеры» будут помощниками мастеру. Безусловно, при умелом руководстве, определенной индивидуальной работе и они могут со временем стать вожаками коллектива.

Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующих их как организаторов, можно выделить следующие:


Организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуаци­ях, организаторская изобретательность, такт в отношениях с товари­щами, практический ум;

Умение, способность увлечь коллектив идеями и «заряжать» энергией, т.е. быть «заводилой»;

Склонность к организаторской деятельности, действенный и
устойчивый интерес к ней, способность брать ответственность на се­
бя, доводить начатое дело до конца, т.е. качества, характеризующие
прирожденного организатора.

Определить наиболее подходящие кандидатуры для работы в ак­тиве можно, используя социометрическую методику. Мастер может предложить учащимся группы ряд вопросов примерно следующего содержания: «Назови тех, кто не подведет в трудную минуту, на кого можно положиться. Требования кого из учащихся ты выполнил бы без возражения? Кому бы ты поручил организацию субботника, руко­водство работой в мастерской, на теоретических занятиях? С кем из товарищей ты хотел бы работать рядом? Кого из ребят ты мог бы предложить в судьи?»

Для формирования оптимального психологического климата в коллективе мастеру необходимо выявить микрообъединения среди учащихся, построенные на взаимных симпатиях. Этому могут спо­собствовать ответы на следующие вопросы: «С кем бы хотел жить в одной комнате? Кого ты хотел бы пригласить на день рождения? С кем хотел бы проводить свободное время

Отвечая на них, каждый учащийся должен назвать 3-4 человека. На основании полученных ответов составляется таблица, которая отра­жает структуру взаимоотношений, положение каждого в коллективе, лидерство в различных видах деятельности (вопросы формулируются в зависимости от того, на какую должность, для выполнения какого пору­чения необходимо подобрать нужную кандидатуру). Таблица составля­ется для каждой группы вопросов. Лидером в определенном виде дея­тельности будет учащийся, которого назвало наибольшее количество человек. Для принятия окончательного решения необходимо проанали­зировать полученные результаты и выяснить, чем объясняется то или иное положение каждого учащегося в коллективе. В этом мастеру помо­гут и собственные наблюдения за учащимися, и его беседы с ними, а также с инженерно-педагогическими работниками.

Выявив с помощью различных методов возможных кандидатов в актив и для выполнения тех или иных общественных поручений, можно приступить к выборам. Методика их следующая. Кандидатам даются задания, выполнение которых оценивается всем коллекти­вом. Форма оценки может быть различна, самая простая - голосова­ние. Набравшие наибольшее количество голосов считаются победите­лями конкурса.

Конкурс первый - «Выдумщик». Ведущий дает задание приду­мать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выби­рает то, за которое отдает свой голос.


Конкурс второй - «Агитатор». Ведущий дает задание сагитиро­вать ребят участвовать в деле, придуманном кандидатом. Оценивает­ся умение кандидатов агитировать за предложенное дело. Оценивает­ся конкурс аналогично предыдущему.

Конкурс третий - «Организатор». Кандидаты знакомят группу с планом организации предложенного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый - «Люди». Кандидатам предлагается подо­брать себе помощников и обосновать свой выбор. Оцениваются уме­ния находить нужных людей для выполнения предложенного дела.

Конкурс пятый - «Программа». Каждому кандидату предлага­ется продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...» Оцениваются новизна, конструктивность и значимость для них программ, предла­гаемых кандидатами.

После подсчета набранных по результатам всех конкурсов голосов определяются два набравших наибольшее количество голосов канди­дата. На заключительном этапе каждому из них задается по несколь­ку вопросов, после чего учащиеся делают свой окончательный выбор.

Формируя актив, мастер, классный руководитель не должны пре­вращать их в своих любимчиков, особенно выделять и приближать к себе, делать поблажки, закрывать глаза на недостатки, позволять больше, чем другим. Все это может только повредить формированию коллектива. Учащиеся не любят «любимчиков», «выскочек», подха­лимов, быстро разбираются в настоящей сути таких «лидеров». К таким учащимся следует предъявлять высокие требования, направ­ленные на повышение их ответственности. Активисты должны быть «маяками» во всем, чтобы на них равнялись, к их уровню подтягива­лись все учащиеся.

Важную роль в создании ученического коллектива играет персо­нальное распределение общественных поручений. Определяются они в зависимости от наличия организаторских и коммуникативных спо­собностей учащихся, в результате сбора достаточной информации при условии получения предварительного согласия учащихся выпол­нять то или иное поручение. Лучше, если мастер согласует свои реше­ния совместно с группой. Надо стремиться к тому, чтобы каждый имел конкретные общественные поручения. Учащиеся быстро привы­кают к своим общественным обязанностям. Им нравится, что все они, а не 5-6 человек, как в школе, ведут общественную работу. Появля­ется чувство ответственности, усиливается сознательное отношение к порученному делу. Ученик понимает, что его общественное поруче­ние - почетный долг, обязанность. Опытные мастера рекомендуют активу группы вести учет общественной работы, который необходим при подведении итогов учебно-воспитательной работы в ней. Важно, чтобы учащиеся периодически отчитывались о выполнении поруче­ний перед собранием группы и получали оценку коллектива.

Назначение и выборы на руководящие должности, распределение общественных поручений - это только начало работы по формирова-


Нию группы как коллектива. Важно уделять индивидуальное внима­ние каждому учащемуся, вызвать у него интерес к общественной работе, дать добрый совет, помочь реализовать конкретное предложе­ние, подчеркнуть степень участия в каком-то мероприятии, приобод­рить, подсказать и т.п. Такой индивидуальный подход способствует в последующем активному участию всех в составлении планов воспи­тательной работы, в подготовке групповых мероприятий, в обсужде­нии хода и результатов производственного обучения группы, учебы и поведения учащихся.

Наличие работоспособного и деятельного актива - важное усло­вие формирования здорового ученического коллектива. Но актив группы - это еще не коллектив. Формируя именно коллектив группы в целом, мастер стремится выполнить три основные задачи.

Первая задача: добиваться, чтобы коллектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Мастер внимательно следит, чтобы внутри коллектива не возникали различные группировки, не было отчужде­ния и разобщенности, тем более вражды и антагонизма. Такие отри­цательные проявления возможны в ситуациях, когда организуются ученические бригады и происходит соревнование между ними. Мас­тер не должен допустить такого состояния, когда интересы бригады преобладают над интересами коллектива в целом.

Вторая задача: добиваться, чтобы коллектив был не только спло­ченным, но и гуманистически направленным, со здоровым обще­ственным мнением, с такой атмосферой общения, когда возможны критика и самокритика, высокая требовательность к каждому его члену. Эти качества могут сложиться, если перед коллективом по­ставлена общественно полезная и в то же время увлекательная цель. Это и выполнение ответственного задания базового предприятия, и подготовка и проведение туристического похода, и шефская помощь общеобразовательной школе, и «поход за культуру труда», и органи­зация выставок лучших работ, и проведение технической конферен­ции, и организация дискотеки и т.п.

Важно, чтобы конкретная цель, которая ставится перед коллекти­вом, воспринималась учащимися не как изолированная и обособленная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей. Учащийся должен понимать (а наставник помочь ему в этом), чго за достигнутой ближайшей целью (например, освоить управление станком) стоит более общая задача (приобрести хорошую профессию), которая, в свою очередь, является условием решения еще более общей задачи (стать мастером своего дела). Важно также, чтобы и ближние, и средние, и дальние перспективные задачи принимались учащимися с интересом, который во многом определит успешность их выполнения.

И, наконец, третья задача: сформировать у коллектива умение применять правильные формы воздействия на членов коллектива, про­являть индивидуальный подход, такт, чувство меры, с одной стороны, и высокий уровень требовательности, с другой. В этом огромную роль играет наличие авторитетного для всех учащихся актива группы. Пси-


хологически развитым можно считать ученический коллектив со сло­жившейся системой отношений, для которых характерны такие каче­ства, как ответственность, коллективизм, сплоченность, контакт­ность, открытость, организованность, информированность.

Ответственность предусматривает единство слова и дела, требо­вательность к себе и другим, умение объективно оценивать успехи и неудачи группы и каждого учащегося, сознательно подчиняться дисцип­лине, обязательной для всех, ставить общественные интересы выше личных, направленность всех видов деятельности на достижение общей для группы цели, на решение поставленных группой задач.

Коллективизм включает постоянную заботу учащихся друг о дру­ге, об имидже своей группы, стремление постоянно отстаивать ее интересы, решать все вопросы жизнедеятельности группы - от пла­нирования до подведения итогов вместе, сообща: это умение противо­стоять тому, что разобщает учащихся группы.

О сплоченности коллектива можно судить по единству мнений учащихся при решении разнообразных вопросов жизнедеятельности.

Коллективные отношения немыслимы без контактивности уча­щихся группы, под которой имеются в виду хорошие личные, эмоци­онально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотноше­ния членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважи­тельные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни.

Под открытостью коллектива понимается способность устанав­ливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими учени­ческими или иными группами или их представителями, оказывать им при необходимости посильную помощь и поддержку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии уча­щихся группы друг с другом, в бесконфликтном распределении обя­занностей между ними, во взаимодействии. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и уст­ранять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возмож­ные конфликты, умение в любой ситуации находить общий язык. Важный показатель организованности коллектива - готовность его членов при необходимости оперативно и слаженно принимать реше­ния, рационально распределять обязанности и действовать в сложных ситуациях.

Одним из условий успешного развития коллектива является его информированность - хорошее знание учащимися группы друг дру­га, тех целей, которые стоят перед группой, возможных трудностей на пути их достижения.

Показателем сформированности ученического коллектива явля­ется коллективная ответственность, коллективный самоконтроль. А.С. Макаренко подчеркивал важное значение создания в коллективе отношений «ответственной зависимости». Именно в них проявляется ответственность каждого за результаты работы коллектива и ответст­венность всех за результаты работы каждого. Показателем групповой


Ответственности является добросовестное выполнение учащимися своих обязанностей, своевременное и точное выполнение решений органов самоуправления, стремление выполнить поставленные зада­чи, готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей, желание представлять свой коллектив в других общностях.

Практика убедительно свидетельствует, что формирование уче­нического коллектива протекает более успешно, если основано на современных требованиях к организации воспитательного процесса, принципах сотрудничества педагогов и учащихся, деятельностном подходе к воспитанию, использовании коллективного планирования и коллективных творческих дел, методике коллективного творческо­го воспитания. Ее суть в том, что коллектив создается на основе практического стремления к привлекательным для подростков идеа­лам, организации их общественно и личностно значимой деятельно­сти, когда позиция педагога - быть старшим товарищем.

Каждое коллективное творческое дело представляет собой систе­му практических действий на общую пользу и радость, поэтому оно - дело. Каждое дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно педагогами и уча­щимися. Каждое коллективное дело - творческое, потому что без постоянного поиска оптимальных путей и средств решения задач, стоящих перед педагогами и учащимися, выполнение его невозможно (творчески - иначе зачем?). В этом процессе соединяется развитие трех сфер личности нового человека: познавательно-мировоззренче­ская (научныезнания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (высокие чувства, интересы, стремления, потребности), дей­ственная (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера).

Коллективные творческие дела предваряет подготовительный этап. На общем собрании учащихся избирается инициативная группа - совет интересных дел, ответственный за подготовку и проведение того или иного дела. На данном этапе проводится своеобразный «аукцион идей» - сбор предложений по организации жизнедеятельности группы на определенный период (учебный год, полугодие, месяц).

Каждое коллективное творческое дело состоит из пяти взаимосвя­занных этапов:

1. Коллективное планирование, во время которого педагоги и уча­щиеся вместе определяют конкретное дело, обосновывают его необ­ходимость, анализируют предложения по его проведению, проекти­руют участие каждого, избирают Совет дела.

2. Коллективная подготовка дела: здесь обсуждаются его проек­ты, форма проведения, распределяются обязанности между всеми учащимися группы.

3. Проведение коллективного творческого дела, т.е. практиче­ская реализация плана, разработанного при его подготовке.

4. Подведение итогов. На этом этапе учащиеся обмениваюся мне­ниями о том, что им удалось, а что нет, определяют, почему. Мастер


и классный руководитель отмечают отличившихся учащихся, луч­шие бригады.

5. Использование опыта учащихся в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности при планировании, подготовке, проведении и об­суждении новых коллективных творческих дел.

Успех мастера в формировании ученического коллектива во многом зависит от его личных качеств, в первую очередь, от уме­ния устанавливать и поддерживать с учащимися правильные взаи­моотношения, строить свою работу на принципах сотрудничества, сотворчества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» Андроповского района Ставропольского края

Неверовские чтения

Ученический коллектив, методика его создания и развития

С. Казинка

Предисловие

С самого рождения человек находится в коллективе. На самом раннем этапе его жизни - это семья, близкие люди. Подрастая, ребёнок вливается в коллектив детского сада, затем он является членом классного коллектива, студенческой группы, организации. Часто, взрослея, мы задаём себе вопрос: «А был ли в моём классе коллектив?», - «Да, как объединение личностей, собранных в одном классе для того, чтобы их интересы появились и развивались. Нет - как объединение индивидов на основе общественных интересов, собранных для того, чтобы соответствовать чужим интересам». Наблюдая за бывшими учащимися школы на вечерах встречи выпускников, сразу можно с уверенностью отметить, что, например, данный класс - коллектив, а сидящий напротив - группа людей, в силу обстоятельств собранных вместе в одном объединении. И в том и в другом случае - результат работы школы, педагогов, классного руководителя. Но именно от работы классного руководителя, его жизненной позиции, его организации целесообразной и эффективной воспитательной деятельности в классе зависит процесс становления ученического коллектива.

I. Что такое ученический коллектив?

Латинское слово “collectivus - собирательный” трактуется как группа людей, объединённых общей работой, общими интересами. Но любая ли группа - коллектив? В современной литературе под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, Конституции и законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели. Каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общественная организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

Отношения ответственной значимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Характеристикой ученического коллектива являются особая внутриколлективная атмосфера, психологический климат, отношения между членами коллектива. Особенно важны сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально-значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной значимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность.

Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благополучно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

Я сторонник гуманистического подхода к воспитательному процессу, гуманист и по убеждениям, и по складу характера, и по отношению к миру, меня окружающему. Гуманистический подход, по словам Олега Семёновича Газмана, «ставит в центр педагогики личность ребёнка, со своей собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать или видоизменить», но которую, исходя из моего опыта работы, по моему глубокому убеждению, можно воспитать в самом широком понимании этого слова, опираясь на гуманное отношение к субъекту воспитания. А идеал, к которому стремится гуманистическая педагогика, - самостоятельная, критически мыслящая, высоконравственная, адаптированная личность. Всё это согласовывается с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

ученический коллектив гуманистический личность

II. Принципы гуманистической педагогики в работе по созданию и развитию ученического коллектива

Гуманистические идеи великих педагогов гуманистов актуальны и в наши дни, поскольку основаны на вечных ценностях: добре, справедливости, уважении к личности ребенка и преподавателя.

Я.М. Неверов, выдающийся педагог-гуманист, отдавший развитию образования на Ставрополье много лет, оставил педагогам и воспитанникам «Нравственный кодекс», не утративший значения доныне. «Кодекс» предусматривает разумные, педагогически обоснованные требования к ученикам, воспитывающие сознательную дисциплину, учит нормам общечеловеческой морали, вменяет в обязанности наставников направлять подопечных по пути добра и гуманности, поощрять к труду, внушать любовь ко всему благому и прекрасному. И сам Януарий Михайлович показывал примеры нравственной чистоты и благородства.

Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

III. Методика создания и развития ученического коллектива

Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, особенностей воспитательной работы предыдущего классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность классного руководителя спортом, танцами, путешествиями перерастает в общее увлечение членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо представить пути, формы и способы совершенствования общения членов классного сообщества. У нас в школе сложилась добрая традиция: уже в 4 классе дети и их родители знают, кто из учителей старшего звена возьмёт классное руководство в следующем году. А так как я преподаю иностранный со 2 класса, то имею достаточно времени для наблюдения и изучения классного коллектива, для построения парадигмы воспитательной работы с моими будущими воспитанниками.

Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Необходимо, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.

В последние годы педагоги стали больше уделять внимания деловому и неформальному общению учащихся, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогащает воспитательный процесс, но и способствует повышению его эффективности.

Большое место в деятельности классного руководителя должно быть отведено моделированию образа учащегося класса, образа жизнедеятельности классного сообщества, построению в нем деятельности, общения и отношений, представлениям о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Очень часто приходится замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью. Поэтому система воспитательной работы имеет зачастую и личностную характеристику педагога.

Сплочение коллектива, выступающее не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей, реализуется через ученическое самоуправление. В органы самоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как является членом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет свою активность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществляться через систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основными видами воспитательной деятельности. Каждый ученик отвечает за работу одного из центров, координирует и направляет работу которых командир, староста класса и классный руководитель. Практическая деятельность в одном из 6 центров способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Через принцип личностно-ориентированного подхода происходит формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся. А совместная деятельность и общение членов классного коллектива способствуют возникновению и развитию той неповторимой внутриколлективной атмосферы, того особого психологического климата, благодаря которым отношения между членами ученического коллектива, их взаимопонимание, «чувство локтя» сохраняются на долгие годы. Они расширяют круг знаний учащихся в тех или иных областях науки, помогают формировать определённые отношения к объектам окружающей действительности, вырабатывать материальные и духовные ценности, а также оказывают реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников.

Пристальное внимание важно уделять классным часам. Я их называю «Часом для души». Это определение было дано одним из моих выпускников, который отличался непростым характером. И это особенно ценно. Ведь именно на классном часе можно поговорить на самые разные темы, выслушать другого. На классный час мы приглашаем гостей, готовим викторины, поднимаем и обсуждаем актуальные вопросы …

Учитывая основы гуманистической педагогики, современные требования к воспитанию подрастающего поколения, целью моей воспитательной деятельности является управление процессом развития образованной, целеустремлённой личности, способной к самопознанию, самовыражению, самореализации, к человеколюбию на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Каждый участник воспитательного процесса выполняет свою функцию для достижения единой цели. Здесь может возникнуть вопрос: а согласуется ли гуманистическая педагогика со словом «управление». Управлять для меня значит не руководить, а направлять, оказывать помощь и поддержку. Ведь место педагога внутри воспитательной системы, а не снаружи. И ученик, и учитель определяются активными субъектами воспитательной деятельности. Цели и задачи воспитательной деятельности я реализую, работая по собственной программе «Я - Человек», при помощи которой формирую отношения ребёнка к своему Я: Я - человек. Какой? С какими ценностями? Что мне дорого? Что я могу? Как я могу? Что я должен сделать, чтобы стать лучше, чтобы я был ценен?

Реализация программы подчиняется четырём правилам:

· Не забывай, что ты Человек и ценен прежде всего этим!

· Старайся увидеть в другом Человека в любом его проявлении!

· Помогай другому оставаться Человеком в любых ситуациях!

· Не оценивай что-либо выше Человека!

Ребёнок живёт среди людей и должен быть настроен на волну добра и дружбы, честности и сострадания, толерантности и порядочности. Руководствуясь в своей деятельности принципами гуманистической педагогики, главным для себя считаю - личный пример. Пример активности и тёплого отношения, положительной самооценки и жизнерадостности, сложившейся личности, порядочности, пример отношения к другим. Необходимо также доверие к ребёнку, способность понимать его внутренний мир, его состояние. И всё это в сочетании требовательности к ребёнку, но не жёсткой, а направленной, прежде всего, на саму себя.

Среди задач в работе с классом, направленных на становление и развитие сплоченности детского коллектива я выделяю следующие:

· укрепление классного содружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

· создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

· оказание помощи ребёнку в раскрытии его индивидуальности;

· создание атмосферы доверия, оказание помощи в преодолении чувства страха, неуверенности в себе.

От личности способной к самоопределению, самовыражению и самореализации моя задача - развить личность ребёнка до взаимодействия, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоуважения с каждым членом классного коллектива.

В своей деятельности я стремлюсь воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителям других стран, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущим рядом людей, одноклассников.

Послесловие

Любая профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и дела, на его характер. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть учителем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что воспитание - это отношения. От того, как они сложатся с воспитанниками, от того, какую роль будет играть классный руководитель в жизни ребёнка и зависит успешность его деятельности, результативность его воспитательной системы. Взрослея, мы часто забываем своё детство, юность и как следствие перестаём понимать детей, не умеем поставить себя на их место, оценить их точку зрения, привыкнуть к их вкусам. Видя это, дети отдаляются и уже не подпускают к себе. Чтобы этого не произошло надо ставить во главу угла не только своё «Надо», но и «Понимаю». Дети должны чувствовать уважение к их потребностям, интерес к их увлечениям, им нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание и духовная поддержка.

Часто класс сравнивают с маленьким оркестром, в котором каждый играет на своём инструменте, каждый имеет свою партию. От того, насколько профессионально классный руководитель исполнит свою роль дирижёра, зависит слаженность работы ученического коллектива и успех. Необходимо быть наблюдательными и внимательными к особенностям характера и поведения учащегося. изучать его как личность, преумножать его достоинства и работать над его недостатками.

Сегодняшнее поколение находится на ступеньку выше предыдущего. Оно более эрудированно, на «ты» с компьютером, с меньшим количеством комплексов. Наши дети другие. Они по-другому выглядят, по-другому ведут себя, по-другому относятся к учебе. И чтобы не возник вечный спор «отцов и детей» важно идти в ногу со временем, применять в своей работе передовой опыт учителей-новаторов, создавать свою систему воспитательной работы с учётом реалий 21 века. Мы должны помочь учащимся найти себя, добиться достойной жизни.

Надежда Константиновна Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Любите детей. Проявляйте чуткость и душевную открытость. А самое главное - будьте личным примером для них, образцом нравственности и порядочности.

Литература

1. Апроскина Н.В. Воспитательная система класса и ее влияние на сплоченность детского коллектива / интернет ресурсы

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

3. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическое пособие. Воспитательная работа. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2007.

5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-112 классы. М.: ВАКО, 2003.

6. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.-Издательский дом «Новый учебник», 2003

7. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы от А до Я. М. - ПросвещениеЮ 2006

8. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. - Воронеж, 2006

9. Реан А.А. Человек как субъект воспитания. // Классный руководитель. 2002 №5

10. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса как педагогическое понятие и явление. // Классный руководитель. 2006. №4

11. Воспитательная система класса. // Классный руководитель.2006, №4

12. www . BiblioFond . ru Классный руководитель в современной школе

13. studentguide.ru/shpargalki-po-pedagogike/ Ученический коллектив и его формирование

14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Интернет-ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика ученического коллектива как фактора развития и воспитания учащихся. Исследование основных форм и методов работы социального педагога по сплочению ученического коллектива. Изучение роли коллектива в организации трудовой деятельности детей.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2016

    Коллектив как фактор развития и воспитания учащихся. Основные этапы развития ученического коллектива. Работа социального педагога по формированию ученического коллектива. Система работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2010

    Трудности привыкания к школьной жизни. Коллектив первоклассников, пути его формирования. Оценка сформированности ученического коллектива. Взаимоотношения ученика и учителя. Межличностные отношения первоклассников. Способность проявлять индивидуальность.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Определение степени развития коллективистских отношений учащихся 3 класса друг с другом. Разработка системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование ученического коллектива в начальной школе на примере организации групповых форм работы.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    Психология коллективной деятельности учащихся. Личность и коллектив. Взаимное влияние друг на друга. Педагогические методы и средства формирования коллектива учащихся. Рекомендации по повышению эффективности формирования ученического коллектива.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2008

    Характеристика школьного коллектива. Роль педагога и пути формирования ученического коллектива. А. Макаренко и В. Сухомлинский о влиянии детского коллектива на личность. Особенности формирования коллектива в общеобразовательных учебных заведениях.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Социальные и социально-психологические аспекты самоуправления. Определение ученического самоуправления как метода организации воспитательного коллектива. Три стадии формирования коллектива по Макаренко. Участие детей в работе органов самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2014

    Понятие и сущность теории коллектива, этапы и направления ее развития в отечественной науке. Понятие о коллективе в гуманистической педагогике. Теоретические основы, экспериментальное изучение, анализ и оценка роли коллектива в формировании личности.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2010

    Понятие коллектива, его признаки и функции. Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей. Работа учителя по сплочению коллектива младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Общение как процесс взаимодействия в школьных коллективах. Основные мотивы и функции поведения. Программа тренинга "Развитие сплоченности школьного коллектива". Стадии развития сплоченности, подходы работы ведущего, создание мотивации к обучению.



Поделиться