Общие понятия о русском языке. Основные понятия русского языка

ЛЕКСИКА - совокупность слов, входящих в состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий лексику.

лексическая СЕМАНТИКА - смысловое значение слова, оборота речи и т.п. СЕМАСИОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий значения слов и выраже- нийи изменения этих значений.

ЭТИМОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий происхождение слов. ОНОМАСТИКА - раздел языкознания, изучающий собственные имена, т.е. име­на людей (АНТРОПОНИМЫ), географические названия (ТОПОНИМЫ) и т.п. ФРАЗЕОЛОГИЯ - I) раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты; 2) совокупность устойчивых оборотов данного языка.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРАЩЕНИЯ - ЛЄКСИЧССКИ НСДЄЛИМЬ(Є обороты, обоб- щенно-целостное значение которых не определяется значением составляю­щих его компонентов.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНСТВА - ЛЄКСИЧЄСКИ НЄДЄЛИМЬїЄ обороты, общее значение которых потенциально эквивалентно словам и может быть частич­но мотивировано семантикой составляющих компонентов.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ - такие устойчивые обороты, в которых имеются слова как со свободным, так и со связанным значением. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ - такие фразеологические обороты, «ко­торые являются не только семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями» (И.М. Шанский).

ЛЕКСИКОГ РАФИЯ - раздел языкознания, занижающийся практикой и теорией составления словарей.

ЛЕКСИЧЕСКАЙ СИСТЕМА - внутренне организованная совокупность ЯЗЫКО­ВЫХ элементов, закономерно связанных между собой относительно устойчи­выми отношениями и постоянно взаимодействующих.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМАТИКА - ОТНОШЄНИЯ выбора, обусловливающие чередование, взаимозамену языковых единиц.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИНТАГМАТИКА - отношения сочетаемости лексических еди­ниц в речи.

словарь - книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке, с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. СЛОВНИК - список, перечень всех слов словаря.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ - место, которое занимает в словаре каждое слово с тол­кованием, пометами, грамматическими сведениями и иллюстративным ма­териалом.

ТИПЫ СЛОВАРЕЙ:

нормативные ненормативные

СЛОВО - номинативная единица, имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико­грамматической отнесенностью и непроницаемостью.

ФОРМЫ СЛОВА - грамматические формы (падежные, числовые и т.п.), которые относятся как зависимые к одной исходной (напр., им.п. ед.ч. существит.). варианты СЛОВА - его семантические, орфоэпические и иные разновидно­сти с аналогичным морфемным составом (напр., тысяча - тыща, зал - зала). ЗНАЧЕНИЕ (ЛОВА - соотнесенность слова через определенное понятие с объ­ектом действительности.

ПОНЯТИЕ - мысль, объединяющая в сознании человека объекты действи­тельности по их существенным, важнейшим признакам.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - абстрактное значение, отвлеченное от лекси­ческого содержания слова и присущее целому классу слов как частей речи. ДЕНОТАЦИЯ - предметно-логическая часть лексического значения. КОННОТАЦИЯ - различные эмоционально-экспрессивно-оцсночные созначе- ния, наслаивающиеся на основное предметно-логическое содержание. МОТИВИРОВАННОЕ ЗНАЧЕНИЕ - обусловленное МОрфеМНЫМ СОСТаВОМ СЛОВЭ или другим значением (значениями) того же слова.

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - главное, первичное, основное, исходное; прямое значение непосредственно связывает слово с тем или иным объектом.

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - вторичное, производное, непрямое; слова в пере­носном значений называют объект не прямо, а через возникающие в созна­нии носителей языка те или иные сравнения, ассоциации.

ТИНЫ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА ПО СООТНЕСЕННОСТИ С ПОНЯТИЕМ: номинативное, указательное, релятивное, коммуникативное.

ЯЗЫКОВАЯ метафора - перенос названия с одного объекта на другой на ос­нове их сходства.

метонимия - перенос названия с одного объекта на другой на основании их смежности.

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии: перенос названия с целого на часть или с общего на частное, или наоборот.

свободные значения - значения слов с относительно широкой сочетаемостью.

несвободные (СВЯЗАННЫЕ) значения - значения слов, лексическая соче­таемость которых ограничена не только предметно-логическими отноше­ниями, но и собственно языковыми.

фразеологически связанное значение - значение, реализующееся в соче­таниях данного слова с ограниченным кругом слов.

СИНТАКИСЧЕСКИ ОБУСЛОВЕННОЕ значение - реализующееся при выпол­нении словом определенной синтаксической функции.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ (ПОЛИСЕМИЯ) - наличие у слова нескольких значений. ОМОНИМЫ - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению.

ВИДЫ ОМОНИМОВ: полные лексические омонимы - слова одной и той же части речи, у которых совпадает вся система форм; неполные (частичные) лексические омонимы - у которых совпадают не все грамматические формы. ЯВЛЕНИЯ. СХОДНЫЕ с ОМОНИМИЕЙ - омоформы - слова, совпадающие по звучанию и написанию в отдельных грамматических формах; омофоны - слова, совпадающие в звучании, но различные на письме; омографы - слова, совпадающие но написанию, но различные по звучанию; паронимы - близ­кие, но нс совпадающие по звучанию слова с разным значением.

лексические синонимы - разнозвучащие слова одной части речи, обо­значающие одно понятие, но различающиеся оттенками в значении и/или употреблении.

виды синонимов: семантические (идеографические) - различающиеся от­тенками значения при характеристике объекта; стилистические употребляющиеся в разных сферах, имеющие различную стилистическую окраску; семантико-стилистические - имеющие отличия и в значении, и в употреблении; абсолютные синонимы (дублеты) - слова с полностью совпа­дающими значениями, не различающиеся по употреблению.

СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД - группа слов, объединенных синонимическими отношениями.

доминанта синонимического РЯДА - наиболее употребительное и сти­листически нейтральное слово.

ЭВФЕМИЗМЫ (как разновидность синонимов) - слова или выражения, служа­щие в определенных условиях для замены таких обозначений, которые пред­ставляются говорящему нежелательными.

АНТОНИМЫ - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.

СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ АНТОНИМОВ: разнокорневые И однокорневые. ЭНЛНТИОСЕМИЯ (частичная антонимия) - развитие у слова противоположно­го значения.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ - ЯВЛЯЮЩИЄСЯ таковыми только в условиях данного контекста, т е. факт речи, а не языка. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ (МЕЖСТИЛЕВАЯ) ЛЕКСИКЧ - слова, одина­ково свободно употребляющиеся во всех функциональных стилях, не имею­щие стилистической окраски.

стилистически окрашенная (маркированная) лексика - слова, харак­терные для того или иного функционального стиля, связанные с той или иной ситуацией общения или отличные от нейтральных по степени экспрессивности. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении слова, которые встречаются преимущественно в письменной речи.

ТЕРМИНЫ - слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства и т.и., создаваемые искусственно, одно­значные.

ГРУППЫ КНИЖНОЙ ЛЕКСИКИ: научная, общественно-политическая (публици­стическая), официально-деловая, поэтическая.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА: слова, имеющие несколько сниженную (по сравне­нию с нейтральной) стилистическую окраску, употребляющиеся в разговорном стиле, характеризующемся непринужденным, неподготовленным общением. ГРУППЫ РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКИ: разговорно-литературная, разговорно­бытовая, разговорно-профессиональная.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, обладающие яркой сниженной стилисти­ческой окраской, всегда экспрессивные.

вульг аризмы - грубые слова, употребляющиеся для отрицательной харак­теристики, недопустимые в литературном языке.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОМЕТЫ - специальные обозначения в словарях норма­тивного типа, указывающие на стилистическую принадлежность, сферу ис­пользования слова, па степень его экспрессивности.

ИСКОННО РУСТ КАЯ лексика - слова, возникшие в языке собственно рус­ской нации и унаследованные русским пародом от предшествующих эпох. ГРУППЫ ИСКОННО РУвосточнославянская, с обе івенно русская.

иноязычная лексика - слова других языков, употребляемые в русском языке в качестве регулярных лексических единиц.

ЖЗОТИЗМЫ - угюіребляющиеся в русском языке иноязычные слова, назы­вающие явления жизни (быта, культуры) других народов.

ВАРВАРИЗМЫ - иноязычные вкрапления, употребляющиеся в русском тексте, но не вошедшие в русский язык.

ИІП’ЕРНАЦИОНАЛИЗМЫ - слова, функционирующие в различных (в том чис­ле и неродственных) языках с совпадением внешних особенностей и содер­жания, выражающие главным образом понятия международного характера (науки, политики, культуры, искусства).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАЛЬКИ - заимствования путем буквального перевода соот­ветствующей иноязычной языковой единицы.

ПОЛУКАЛЬКИ - такие заимствования, когда переводится только часть слова (например, антитело).

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - слова, заимствованные из старославянского языка - древнейшего литературного языка, созданного для нужд богослужения. общеупотребительная ЛЕКСИКА - слова, использование которых ничем не ограничено, общепонятные для всех носителей языка.

лексика ограниченного употребления - слова, использование которых ограничено территориально, социально или профессионально. диалектизмы - слова говора (диалекта), распространение которых ограни­чено той или иной территорией.

ЖАРГОНИЗМЫ - слова и выражения, находящиеся за пределами литератур­ной нормы, принадлежащие какому-либо жаргону - социальной разновидно­сти речи.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и обороты, свойственные людям одной про­фессии, рода занятий, являющиеся полуофициальными названиями профес­сиональных понятий.

виды ДИАЛЕКТИЗМОВ: собственно лексические, семантические, этнографиче­ские, словообразовательные, морфологические, фонетические, синтаксические. АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, наиболее частотные в данный период развития языка, повседневно употребляющиеся в общении.

ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, сравнительно редко употребляемые в языке и обычно не используемые людьми в их повседневной жизни (устаревшие и новые слова).

ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие или выходящие из употребления в результа­те исчезновения из жизни обозначаемых ими понятий.

АРХАИЗМЫ - слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вы­тесняемые в современном языке синонимами.

НОВЫЕ ИСТОРИЗМЫ - общественно-политические термины, возникшие в русском языке в советское время и уже ставшие неактуальными.

ВИДЫ АРХАИЗМОВ: собственно лексические, лексико-семантические, лесико- фонетические, лексико-словообразовательные.

Аллегория - Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Аллитерация - Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

Анафора - Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка): Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. (Шефнер)

Антитеза - Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).

Антоним - Слова, имеющие противоположное значение. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имён прилагательных, выражающих понятия качества (хороший – плохой ), различные ощущения (твёрдый – мягкий, сладкий – горький ), объёма, размера, протяжённости (толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий ) Контекстные антонимы – слова, противопоставленные в конкретном контексте: Для вас века – для нас единый час (Блок). Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лёд и пламень (Пушкин).

Архаизм - Устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова и выражения, заменённые другими: вотще (напрасно, тщетно), сей (этот), выя (шея), живот (в значении «жизнь»), сущий (в значении «существующий»), зерцало (зеркало).

Ассонанс - Повторение одинаковых гласных для создания эффекта напевности или определенного звучания. Быстро лечУ я по рельсам чУгУнным, дУмаю дУмУ своЮ (Некрасов).

Бессоюзная связь - Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический приём. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война (Ажаев). Волков бояться – в лес не ходить (пословица).

Гипербола - Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет, а что – высмеивает. В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами – метафорами, олицетворениями, сравнениями и др. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Градация - Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Я победил его, разгромил, уничтожил.

Диалектизмы - Слова, употребляемые жителями той или иной местности. Рушник (полотенце), векша (белка), гуторить (говорить) .

Инверсия - Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева)

Ирония - Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. В искусстве это проявляется в сатирическом и юмористическом изображении. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу).

Историзм - Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Боярин, дьяк, опричник, урядник, арбалет . Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе, где они служат названиями реалий прошлых эпох, и как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию колорита той или иной исторической эпохи.

Каламбур - Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Шёл дождь и два студента . Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (Пушкин).

Литота - Троп, противоположный гиперболе. Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Некрасов).

Метафора - Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо – «жилище птицы», переносное – «человеческое сообщество»), крыло самолёта (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Метафора – один из наиболее распространённых тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

Метонимия - Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; разновидность тропа.

Многосоюзие - Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Короленко)

Неологизм - Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Астронавт, космодром, лавсан . После того как слово входит в широкое употребление, оно перестаёт быть неологизмом

Оксюморон - Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Оксюморон всегда содержит элемент неожиданности. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, грустная радость.

Олицетворение - Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, – дар речи, способность мыслить и чувствовать. Олицетворение – один из древнейших тропов, своим возникновением обязанный анималистическому мировоззрению и всевозможным религиозным верованиям; занимает большое место в мифологии, в фольклоре: олицетворяются явления природы, быта; фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд. В современный период чаще всего встречается в языке художественной литературы: больше – в поэзии, в меньшей степени – в прозе. О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев).

Омоним - Слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Брак (супружество) – брак (испорченная продукция); ключ (для замка) – ключ (родник).

Параллелизм - Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (Брюсов).

Парцелляция - Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский)

Плеоназм - Многословие, выражение, содержащее близкие или идентичные по смыслу и потому логически излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием, например в градации, построенной на синонимах). Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); в апреле месяце (в слове апрель уже заключено понятие месяца)

Риторический вопрос - Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. На кого не действует новизна? (Чехов).

Риторическое обращение - Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин).

Синекдоха - Один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.

Синоним - Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.

Сравнение - Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Выражается с помощью союзов как, будто, как будто, словно, точно или формы творительного падежа. Дождь стучал по крыше, как по барабану. Дождь стучал по крыше, будто барабанщик. Дождь барабанщиком стучал по крыше

Тавтология - 1. Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового. Авторские слова – это слова автора. 2. Повторение в предложении однокоренных слов. В борьбе за свои права рабочие объединились воедино. 3. Неоправданная избыточность выражения. Более лучшее положение (в форме лучшее уже заключено значение сравнительной степени). Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключено значение превосходной степени).

Троп - Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет

Умолчание - Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

Фигура речи - Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора

Фразеологизм - Лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, ничтоже сумняшеся, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант в землю, ломиться в открытую дверь, плыть по течению, семь пятниц на неделе, закадычный друг, одержать победу, тоска берёт, играть роль, иметь значение и др.

Эвфемизм - Слово или выражение, служащее в определённых условиях для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными, не вполне вежливыми, слишком резкими и грубыми. Эвфемизмы такого рода основаны на синонимии, например: Она в интересном положении вместо она беременна; не сочиняйте вместо не врите; задерживается вместо опаздывает

Экспрессия - Выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Эпитет - Художественное, образное определение, вид тропа. Весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина, чёрная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик-океан; гордо реет Буревестник (Горький)

Эпифора - Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Аллегория (от греч. Allegoria - иносказание) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ

Например: Трусость, беззащитность – Заяц; глупость – Осёл; хитрость - Лиса .

Аллитерация (от лат. Al , при, litera - буква) – повторение одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.«Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой».

Анафора (от греч. Anaphora - вынесение вверх) - единоначатие ; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или нескольких стихотворных строк:

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман...

Ф. Тютчев


Антитеза (от греч. Antitehesis - противоречие, противоположение) - противопоставление

«Чёрное и белое», «Война и мир».

Антонимы (от греч. Ant - против и on у ma - имя) - слова, имеющие противоположенные значения: Ненависть и любовь

Архаизм (от греч. Archaios - древний) - устаревшее слово или оборот речи. Используется как средство художественной выразительности для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

А.С.Пушкин

Ассонанс (от лат. Assonare - звучать в лад, созвучие) - повторение одинаковых гласных звуков:

Взложу на тетиву тугу ю,

Послу шный лу к согну в дугу,


А.С.Пушкин

Афоризм (от греч. Aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.

«У сильного всегда бессильный виноват» И.А.Крылов

Вопросно - ответная форма изложения

стоит отличать от риторического вопроса. При вопросно-ответной форме изложения изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает. Риторический вопрос не требует ответа.

Гипербола (греч. Hyperbola - преувеличение) - образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого - либо предмета, явления

«В сто сорок солнц закат пылал» В. Маяковский.

Градация (лат. Gratatio - постепенное возвышение) - расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация).

Оставаясь навсегда отшельником, заключённым в камеру своего тела, он лишён возможности давать кому-нибудь ощутить и почувствовать то, что он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает .

Инверсия (лат. Inversion - перестановка, переворачивание) – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности:
он пришёл - пришёл он

Ирония (греч. Е ir о n е i а- притворство, насмешка) – скрытая насмешка - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый.

«Отколе, умная, бредёшь ты, голова»? (И. Крылов) (обращение к Ослу -см. аллегорию)

Контекстные синонимы - слова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте.

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.(С. Есенин)

Литота (от греч. Litotes - простота, малость, умеренность) - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.


«Мальчик с пальчик » , «мужичок с ноготок », тише воды, ниже травы .

Метафора (греч. Metaphora - перенесение) - представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов:

Рояль дрожащий пену с губ оближет

Б. Пастернак


Метонимия - вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре (см.), с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), который обозначается замещаемым словом. Например: «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.
Обычно изображается содержащее вместо содержимого (съешь еще тарелочку), одежда вместо человека (стою в очереди за красной кофтой), имя автора вместо названия произведения (Белинского и Гоголя народ с базаров понесет), название помещения вместо людей, находящихся в нем (вся кшола сбежалась).

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.

«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду»

А. Чехов

Бессоюзие - намеренное отсутствие союзов

Швед, русский колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин)

Однородные члены,ряды однородных членов

Оксюморон (греч. oxymoron - остроумно- глупое) - необычное соединение слов, сочетание противоречащих друг другу слов, логически исключающих друг друга. «Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».

Олицетворение - троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

«О ком ты воешь , ветер ночной, о чём сетуешь безумно?»

Парцелляция (итал. Parcellf - частица; от лат. particla ) - стилистический приём, расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками:

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

А. Грибоедов.

Перифраз (от греч - paraphrases - описательный оборот, описание)

1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова: Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

2)Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:

Царь зверей вместо «лев», Туманный Альбион вместо «Англия», Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.

Сравнение у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение (от греч. Rhetorike - ораторское искусство) - специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получит на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)

Знакомые тучи! Как вы живёте?

Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).

Простят ли честные герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).

Синекдоха (от греч. synecdoche ) - один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого. Пример: белеет парус(= лодка).


Синтаксический параллелизм (от греч. Parallelos - идущий рядом, параллельный) - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с оной и той же синтаксической структурой с однотипным порядком слов, однотипным сказуемым:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской .

М. Лермонтов.

Сравнение - изобразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения. Чаще всего сравнение в речи оформляется в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот их слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что). Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием (Л. Толстой).

Сравнительный оборот см. сравнение


Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.

Экспрессивная лексика - слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.: дурочка, сыночек, глупышка, копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

Эмоционально окрашенная лексика

Эпитет - образное определение, подчёркивающее наиболее существенный, в данном контексте, признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой. Парус одинокий , весёлый ветер, мороз - воевода .

Постоянный эпитет - эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.

Эпифора (от греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий) - стилистическая фигура, противоположенная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Например: Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н. Гоголь).

Аббревиатура - слово, образованное на базе словосочетания путем значительного сокращения его единиц. Аббревиатуры делятся на несколько типов. Буквенные аббревиатуры состоят из началь­ных букв исходных слов (МГУ - Московский государственный университет). Звуковые аббревиатуры - из начальных звуков исходных слов, в таких случаях аббревиатура читается как обыч­ное слово (СПИД - синдром приобретенного иммунного дефи­цита). Сложносокращенные слова включают в себя части исход­ных слов или часть слова и целое слово (Минфин - Министер­ство финансов). Усеченные слова: зав - заведующий, зам - заместитель.

Адресант - тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправшель речи. Речевой партнер адресата речи.

Адресат - тот, кому адресуется речь (речевое произведение), полу­чатель речи. Речевой партнер адресанта речи.

Активный словарный запас - совокупность слов, которые не только понятны человеку, но и свободно используются им в речи.

Актуальное членение предложения - смысловое членение предло­жения в условиях определенного коммуникативного события (в речевом акте) на основе движения мысли говорящего.

Акцент - то же, что ударение. Акцентировать - ставить ударение, выделять посредством логического ударения.

Алогизм (нелогичность) - речевая ошибка, нарушение логичности как общего качества хорошей речи.

Ангилизм - слово или другое языковое средство, заимствованное из английского языка (продюсер, ралли, прайм-тайм).

Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи и т. п. Цель аннотации как жанра - предельно кратко и обобщенно представить некоторые важные сведения о существующем круп­ном тексте и таким образом дать читателю возможность быстро­го предварительного ознакомления с ним. Аннотация - это раз­новидность вторичного текста, т. е. ее содержание полностью обусловлено ранее созданным самостоятельным полным (пер­вичным текстом и ситуацией его создания. Заключает в себе све­дения о содержании, предназначении и адресованности первич­ного произведения, может передавать его оценку, сведения об ав­торе, указания на характер адресованности, рекомендации к использованию.

Антонимы - слова одной и той же части речи, связанные отношени­ями антонимии, т. е. противоположности по значению внутри семантической общности: узкий - широкий, хорошо - плохо.

Апостроф - знак в виде запятой, который ставится справа от буквы над строкой. Используется для отделения частиц в иноязычных собственных именах: д"Артаньян, О"Брайен.

Арго, нескл., ср. - язык, применяемый какой-либо социальной или профессиональной группой людей, главным образом, в целях маскировки, тайного обмена информацией, обособления от не­посвященных. В строгом смысле термина арго - это условный тайный язык.

В более широком истолковании Арго - то же, что жаргон, но без сниженного смысла, который сопровождает второе понятие: цир­ковое, спортивное, учительское Арго.

Архаизмы - один из типов устаревшей лексики: слова или выраже­ния, вытесненные из широкого употребления более поздними синонимами (чело - лоб, ведать - знать, град - город, весь - селение, деревня). В отличие от историзмов, архаизмы обозна­чают явления, которые существовали № продолжают существо­вать в данное время, слова архаизмы выходят из общего употреб­ления только потому, что появляются другие наименования этих явлений, по той или иной причине более удобные для носителей языка.

Аудирование - в методике обучения языку: слушание с учебной це­лью, восприятие звучащей речи для тренировки ее понимания.

Благозвучие (эвфония) - частное проявление выразительности речи, наиболее общее стилистическое требование к ее фонетической стороне, а именно требование естественности и красоты ее зву­чания. Благозвучная речь удобна в произношении для говоря­щего и приятна на слух для воспринимающего. Благозвучие - понятие национальное, оно достигается соответствием звуково­го состава конкретного речевого произведения тем звуковым за­кономерностям и звукосочетаниям, которые исторически сфор­мировались в языке и на интуитивной основе осмысляются рус­скими как естественные, удобные, красивые.

Бланк - лист бумаги с частично напечатанным стандартным текстом, графами и т. п. для единообразного оформления документов.

Богатство речи - одно из коммуникативных качеств речи, выделяю­щее соотношение речи и языковой компетенции говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находят­ся в употреблении индивида. Богатство речи отдельного человека зависит от того, насколько велик индивидуальный запас язы­ковых средств (слов и моделей их сочетания, устойчивых выра­жений, типов предложений, интонационных конструкций и др.) в его сознании (см. пассивный словарный запас), а главное от того, сколько и каких средств этого запаса он может переводить в активное употребление, т. е. осмысленно и свободно применять в конкретных случаях. В активном словаре А. Пушкина более 21 000 лексических единиц, примерно вдвое больше, чем у со­временного взрослого образованного человека.

Бытовая лексика - слова, связанные с укладом повседневной жиз­ни: названия предметов домашнего обихода, нравов и обычаев, еды, одежды, средств передвижения, домашних животных, тер­мины родства и т. д. (квартира, стол, свадьба, каша, брюки, трам­вай, кошка, сестра). Как правило, это нейтральная общеупотре­бительная лексика, входящая в активный словарный состав язы­ка. В более редких случаях бытовая лексика характеризуется стилистической окраской разговорности (картошка, столовка).

Варваризмы - иноязычные слова или выражения, не до конца осво­енные в русском языке в связи с грамматическими и фонетиче­скими трудностями освоения (авеню, мадмуазель, табльдот, хокку) или новизной заимствования (сабвей - метро в США, постер - художественный плакат, промоушен - содействие распространению, продаже, продвижению). Во втором случае мно­гие заимствования быстро проходят стадию первичной новизны и перестают быть варваризмами.

Вербальный - то же, что глагольный (вербальное словосочетание) и то же, что словесный (вербальные средства, вербальное мышление).

Внелитературная лексика - слова, принадлежащие не литературно­му языку, а другим разновидностям национального языка: арго, диалектам, жаргонам, просторечию. В составе литературной речи внелитературная лексика используется как вкрапления с особым стилистическим заданием: арготизмы, вульгаризмы, диалектиз­мы, жаргонизмы, просторечные слова.

Вторичный текст - текст, созданный на базе другого текста и сохра­няющий его основное содержание.

Вульгаризмы - сниженные, грубые слова или выражения, в том чис­ле бранные (от вульгарный - грубый, пошлый), ср.: лицо и харя, есть и жрать, глупый и безмозглый.

Выразительность речи - одно из коммуникативных качеств речи, акцентированное на эстетическом качестве речевых произведении, вызывающих интерес и внимание адресата за счет повышен­ного воздействия на него.

Высказывание - целостная единица сообщения, представляющая собой речевой отрезок в его взаимосвязи с участниками и ситуа­цией общения, т. е. в составе речевого акта.

Высокий стиль (слог) - способ изложения, исполненный глубокого содержания; возвышенный, значительный, торжественный. Обес­печивается неторопливостью и размеренностью ритма, исполь­зованием слов с высокой стилистической окраской, применени­ем периодов, соответствующей интонацией. Термин высокий стиль восходит к «учению о трех штилях>> М. В. Ломоносова.

Газетно-публицистический стиль - то же, что язык газеты. Наибо­лее распространенная и хорошо изученная разновидность пуб­лицистического стиля речи.

Говорение - вид продуктивной речевой деятельности, устное выра­жение мыслей и чувств. Термин акцентирует внимание на про­цессе речи. Результатом говорения является устное высказыва­ние, устный текст, воспринимаемые на слух. При непосредствен­ном общении говорение сопровождается слушанием и должно строиться с учетом возможностей слухового восприятия речи.

ГОСТ - Государственный общероссийский стандарт - комплекс норм и правил.

Грамматика - система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-либо языка; формальный строй языка.

Деловая речь (деловой стиль) - то же, что официально-деловой стиль.

Диалект - разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории, много меньшей, чем вся территория распространения этого языка (на­пример, северно-русский диалект, уральские диалекты, рязан­ский диалект). Отсюда более точный термин: территориальный диалект.

Документ - 1. Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо. 2. Письменное удостовере­ние, подтверждающее личность предъявителя. 3. Письменное свидетельство о каких-либо исторических событиях.

ДОУ - документационное обеспечение управления.

Древнерусская лексика - то же, что восточнославянская лексика.

Естественный язык - язык в собственном смысле слова. Термин есте­ственный язык возник в противовес термину искусственный язык и употребляется главным образом при сравнении искусственно­го языка с природным, естественно сформировавшимся в обще­нии множества поколений.

Жанр - исторически сложившийся устойчивый тип текстов (рассказ, повесть, беседа, статья, указ, очерк, репортаж). Понятие жанр содержит в себе известный в общих чертах образ будущего тек­ста, на который ориентируется любой носитель языка. Жанры характерны для монолога и диалога, для письменной и устной речи, официального и неофициального общения,

Жаргон - разновидность языка, характерная для устного общения в определенной социальной или профессиональной группе (моло­дежный, музыкальный, компьютерный жаргон). Как один из со­циальных диалектов, жаргон служит средством распознавания «своих», знаком принадлежности говорящего к определенной социальной группе. Жаргон находится за пределами литератур­ного языка, представляя собой параллельный неформальный способ речевого общения. Термин жаргон в общем языке часто связывается с критикой речи, жаргон понимается при этом как грубоватая, искаженная, примитивная речь. Наблюдающаяся в последние десятилетия жаргонизация русского языка, т. е. ши­роко внедрение арготической и жаргонной лексики, фразеоло­гии, интонации в разговорную, публицистическую, художествен­ную речь, нарушает законы культуры общения, отменяет необ­ходимые нравственные ограничения и тем самым способствует утрате чувства национального достоинства, духовной деградации общества.

Идиома - то же, что фразеологизм, и, шире, любой оборот речи, не переводимый дословно на другой язык.

Инверсия - изменение нормального положения элементов, распо­ложение их в обратном порядке; изменение порядка слов как сти­листический прием.

Индивидуальный стиль - совокупность семантических и стилисти­ческих особенностей речи отдельного носителя языка.

Интернациональные слова (интернационализмы) - разновидность заимствованных слов, а именно единицы международного лек­сического фонда, имеющие одно и то же значение в разных язы­ках, но оформляемые по законам каждого языка в отдельности. Основные группы интернациональных слов составляют терми­ны науки и техники, культуры и искусства, социальной жизни (квадрат, микроскоп, рента, опера, конституция, ноосфера).

Информационные жанры - типы текстов, в которых содержатся све­дения о событиях реальной жизни, в том числе в области духов­ной культуры, или объясняются реальные и виртуальные явле­ния различных сфер действительности. Примером информаци­онного жанра в официально-деловом стиле может служить объявление, справка, стандартная театральная афиша; в научном стиле информационным жанром является аннотация, статья эн­циклопедического словаря. Наиболее распространенные инфор­мационные жанры публицистики - это заметка, корреспонден­ция, репортаж. В совокупности информационные жанры состав­ляют самую важную часть материалов периодической печати, радио- и тележурналистики.

Ирония - один из тропов: употребление слова или высказывания со смысловым сдвигом, что создает комический эффект, рождает на­смешку. Ирония не имеет специального лексического и синтакси­ческого выражения, она распознается на основе контраста между содержанием словесного ряда и его специфической интонацией, а также с помощью широкого контекста и общего опыта людей.

Исконная лексика - существующие с самого начала (искони), наи­более старые слова русского языка, представители его первона­чального лексического состава, сформированного в глубокой древности.

Искусственные языки - языки, целенаправленно создаваемые на базе естественных языков для межнационального общения или общения в специальной среде.

Историзмы - один из типов устаревшей лексики, а именно слова или выражения, вышедшие из широкого употребления в связи с тем, что перестали существовать или стали неактуальными стоящие за ними реалии (вече, стрелец, опричнина, смерд, сажень). Историзмы несут на себе печать своего времени, поэтому они могут использоваться как стилистически окрашенное средство (для создания колорита эпохи, как материал шутливых переосмыслений и т. д.). В исторических трудах и других нехудожественных текстах, связанных с прежними историческими периодами, историзмы являются нейтральными языковыми единицами.

Калька - вид заимствованных слов. Калькирование - образование новых слов путем буквального перевода иноязычного слова или фразеологизма (семантическое калькирование). Калькировать (слово калькировано). Калькированный (калькированное слово).

Канцеляризмы - характерные для распространенных официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, запротоколировать, при наличии, принять к сведению) за пределами офи­циально-делового функционального стиля.

Кириллица - одна из двух (наряду с глаголицей) первых славянских азбук, предположительно созданная славянскими просветителя­ми Кириллом и Мефодием на основе греческого уставного пись­ма (в название азбуки положено имя Кирилл, которое получил при пострижении в монахи византийский миссионер Констан­тин, за глубокие познания именуемый Философ). Реформами Петра I и Академии Российской кириллица была упрощена и освобождена от некоторых устаревших знаков. Были исключе­ны из алфавита буквы: «кси», «пси», «юс большой», «юс малый» и др.; многие буквы приобрели новое, более простое очертание. С этими постепенно происходившими преобразованиями ки­риллица составила основу русского гражданского шрифта, а по­зднее - современного русского алфавита.

Клише ед., мн., нескл. - речевые стандарты, стереотипы: устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных усло­виях речевого пользования. Клише закреплены за определенным функциональным стилем или жанром и составляют его (их) неотъемлемую черту. Клиширование может происходить не толь­ко в лексической, но и в грамматической, и в собственно тексто­вой областях (синтаксическое клише, композиционное клише, заголовочные клише, жанровое клише). Термин клише не содер­жит в себе оценочной характеристики явления, в отличие от тер­мина штамп.

Книжные стили речи (книжная речь) - общее название функцио­нальных стилей, основной формой существования которых явля­ется письменная литературная речь, в противовес разговорному стилю, который проявляется в основном в устной форме. В рус­ском языке три книжных стиля речи: научный, официально-де­ловой и публицистический. Термин книжный стиль речи исполь­зуется в том случае, когда требуется указать на единство, общ­ность, целостность данных стилей или, обобщенно, на стилевую специфику одного из них, или двух, или всех трех.

Коммуникативные качества речи (качества хорошей речи) - свой­ства речи, обеспечивающие оптимальное общение сторон: отно­сительное единство замысла адресанта и восприятия адресата речевого произведения. Обычно выделяются следующие ком­муникативные качества речи: правильность, логичность, точ­ность, лаконизм, ясность, богатство, выразительность, чистота, уместность.

Коммуникация - сообщение или передача средствами языка содер­жания высказывания.

Компаратив - то же, что сравнительная степень.

Конспект - письменный вторичный текст, цель которого - сохране­ние ценной для конспектирующего информации исходного тек­ста, письменного или устного. Конспект - обязательный жанр при обучении, в основном конспектируются логически сложные специальные тексты. Конспект пишется для личного пользова­ния и в разной степени проницаем для других.

Корректура - 1. Исправление ошибок, замеченных в оттиске с ти­пографского и т. п. набора. 2. Оттиск с типографского и т. п. на­бора, предназначенный для исправления ошибок.

Косвенная речь - передача чужой речи через собственную, при ко­торой чужая речь оформляется в виде изъяснительного прида­точного предложения, относящегося к глаголу речи в главном предложении: «Хорошо вы тогда сказали, что поэзия тех лет при­шла к нам в треугольных конвертах». (Высказывание А. Фадее­ва в косвенном изложении В. Астафьева.)

Культура речи - область духовной культуры, связанная с примене­нием языка, а именно качества речи, обеспечивающие эффектив­ное достижении цели общения при соблюдении языковых пра­вил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Термин культура речи указывает на степень разви­тия, достигнутую обществом в области речевого пользования. Культура речи как область прикладного языкознания складыва­лась долгое время и в различных вариантах (один из них носит название практическая стилистика). В настоящее время выраба­тывается общая теория данной научной отрасли. Основное по­нятие в теории культуры речи - это понятие нормы.

Лексика - совокупность слов какого-либо языка, диалекта или речи отдельного человека; словарный состав кого-, чего-либо.

Лексика ограниченного употребления - слова, употребление кото­рых ограничено в соответствии с территориальным и социальным делением национального языка.

Логическое (фразовое) ударение - вид выделительного ударения, а именно произвольное выделение одного из слов устного выска­зывания с целью его смыслового усиления. С помощью логиче­ского ударения говорящий получает возможность подчеркнуть наиболее важное слово высказывания и таким образом выразить точнее свою мысль. В письменной речи логическое ударение па­дает на слово, расположенное в наиболее сильной информаци­онной позиции, - это конец предложения.

Логичность речи - одно из коммуникативных качеств речи, выделя­ющее соотношение речи и мышления, а именно соответствие об­щего логического строения текста замыслу автора.

Ляпсус - грубая ошибка, досадное упущение, очевидный промах в устной или письменной речи.

Международный язык - язык межгосударственного общения (рус­ский язык входит в число международных языков), а также лич­ного общения представителей разных стран, например, англий­ский язык или искусственный язык эсперанто.

Межнациональный язык - язык, выступающий общим средством делопроизводства и общения в многонациональном государстве (например, русский язык в многонациональной России).

Межстилевые средства - то же, что нейтральные средства, общеупо­требительные средства: слова и другие языковые единицы, не за­крепленные за определенным функциональным стилем речи или их группой, всеобщие средства языка.

Метафора - употребление слова или выражения в переносном зна­чении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение таким образом употребленное.

Метонимия - замена одного слова другим на основе связи их значе­ний по смежности («лес поет» вместо «птицы поют в лесу»).

Мировые языки - естественные языки, принятые в международных отношениях и юридически закрепленные в качестве официаль­ных языков ООН. Русский язык входит в «клуб мировых язы­ков», объединивший языки, народы-носители которых играют заметную роль в мировой истории и культуре.

Многозначность (полисемия) - свойство слова иметь несколько зна­чений, т. е. обозначать различные предметы и явления действи­тельности: гора - 1) значительная возвышенность на местности: высокая гора; 2) нагромождение, куча, множество: гора книг. Между отдельными значениями многозначного слова имеется связь, т. е. любое значение многозначного слова имеет хотя бы один общий компонент с другим или другими значениями этого слова, однако эта связь не всегда очевидна.

Морфология - наука о системе и строении чего-либо; система форм изменения слов в каком-либо языке; раздел грамматики, изуча­ющий формы слов.

Московское произношение - произносительные черты в речи моск­вичей XIX - начала XX вв., составившие основу современного литературного произношения. Самые заметные признаки москов­ского произношения - это умеренное аканье, умеренное иканье.

Научный стиль - функциональный стиль речи, связанный с науч­ной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основная цель в научном стиле - сообщить адреса­ту новое знание о действительности и доказать его истинность. Основные признаки научного текста - это объективность, сис­темность, логическая доказательность, отвлеченность от всего случайного. Научный стиль входит в группу книжных стилей речи. Наряду с официально-деловым и публицистическим сти­лями, что означает повышенную значимость письменного офор­мления и монологического вида текста.

Национальный язык - наиболее широкое понятие при обозначении языка как социально-исторического явления: общий язык всей нации, формирующийся вместе с ее становлением и в значитель­ной мере обусловливающий ее становление, существование и развитие. Национальный язык существует в устной и письмен­ной форме, развивается в диалогической и монологической раз­новидностях.

Невербальные средства общения - все несловесные (дополнитель­ные к словесным или заменяющие словесные) средства переда­чи информации: взгляд, мимика, жестикуляция, движение, мол­чание, физический контакт (например, рукопожатие, похлопы­вание по плечу), пространственно-временные характеристики общения, средства других кодов общения схема, рисунок, услов­ные знаки и др.), костюм как информативный знак определенно­го типа общения.

Неологизмы - номинативные единицы (слова, отдельные значения слов, словосочетания) в начальный период их существования, когда они выделяются своей новизной. Их появление, как пра­вило, обусловлено необходимостью называния новых предметов или понятий.

Номинация - обозначение чего-либо языковыми средствами, сло­вом; наименование, название реалии.

Норма (языковая норма, литературная норма) - исторически сло­жившиеся правила речевого пользования, признанные обществом за образцовые. Следование литературной норме престижно, оно осмысляется в обществе как признак высокого культурного раз­вития.

Обиходная лексика - то же, что бытовая лексика.

Областной - то же, что местный, диалектный (связанный с террито­риальным диалектом). Областные словари - то же, что диалект­ные словари.

Окраска - традиционный термин лексикологии и стилистики, ука­зывающий на добавочные характеристики, оттенки значения язы­ковых единиц.

Оксюморон - стилистический прием, сочетание слов с противопо­ложным значением.

Омоним - слово, совпадающее с другим словом по звучанию и напи­санию, но расходящееся по значению и системе форм.

ОРД - организационно-распорядительные документы.

Орфография - система написания слов, сформировавшаяся исто­рически и принятая в качестве нормы письменной речи, а также правила письменной передачи слов. Орфография изучается в школьном курсе русского языка и охраняется государством. Свод правил русского правописания, который действует в настоящее время, - «Правила русской орфографии и пунктуации» был об­народован в 1956 г.

Орфоэпия - система правил, определяющих правильное литератур­ное произношение.

Основной словарный фонд - наиболее важная в жизни народа и наи­более устойчивая в языке часть общеупотребительной лексики.

Отзыв - оценочное мнение о чем-либо, устное или письменное, офор­мленное в виде отдельного высказывания или текста.

Отчет - информационный жанр официально-делового стиля речи: официальное развернутое сообщение о проделанной работе со­ответственному должностному лицу, собранию, организации. Основная форма отчета - письменная; в устной форме отчет представляется на основе полного письменного текста. Пись­менный текст оформляется датой и личной подписью составителя отчета или ответственного представителя коллектива его авторов.

Пароним - слово, очень близкое по звучанию к другому слову.

Паронимия - отношение формального, семантического и граммати­ческого сходства словообразовательно соотнесенных слов; зна­чительное внешнее сходство однокоренных или связанных род­ственными корнями слов, соседский - соседний, земельный - земляной.

Паронимы - слова одной и той же части речи, связанные отношени­ями паронимии, т. е. значительного внешнего сходства и, как пра­вило, родства корней. В отличие от омонимов, паронимы сход­ны, но не тождественны по форме, они имеют разное написание и никогда не совпадают полностью в произношении: молодеть - молодить, абстракция - абстрактность, сломанный - сломлен­ный, невежа - невежда.

Периодика - периодическая печать (газеты, журналы, ежегодники, сборники, бюллетени).

Письмо 1 (письменная речь) - один из двух продуктивных видов речевой деятельности, а именно дополнительное к звуковой речи средство общения: выражение мыслей и чувств с помощью гра­фических знаков. Так же называется сама знаковая система фик­сации речи.

Письмо 2 - жанровый тип, характерный для разных функциональ­ных стилей, а именно письменный текст для общения на рассто­янии. В зависимости от сферы и цели общения выделяется не­сколько типов письма: личное (частное) и деловое письмо (и де­ловая переписка в целом).

Плеоназм - речевой оборот с близкими по семантике, но разными по форме словами, создающими речевую избыточность. Посколь­ку явление некоторой смысловой избыточности составляет не­обходимую и обязательную черту связной речи (именно повто­рение одинаковых смыслов в разных словах скрепляет отдель­ные языковые единицы в речевое целое), плеоназм следует понимать как превышение меры избыточности, явственно лиш­нее с логической точки зрения уточнение. При этом чрезмерная избыточность чаще воспринимается как речевая ошибка (подско­чить кверху, долгие продолжительные аплодисменты, лично я), хотя может служить и приемом речевой выразительности (Эх, путь-дорожка фронтовая!).

Помета - применяемое в словарях сокращенное обозначение опре­деленного признака словарной единицы.

Порядок слов - словесная последовательность, взаимное расположе­ние членов словосочетания и предложения, несущее в себе опре­деленный смысл. В русском языке нет закрепленного порядка слов, но есть языковой обычай: в словосочетании согласованная опре­деляющая часть обычно стоит перед определяемой (раннее утро), несогласованное определение - после определяемого слова (пес­ня жаворонка), управляющее слово перед управляемым (читать стихи); обстоятельство образа действия, меры и степени - перед определяемым словом (очень хорошо, слишком яркий, чуть-чуть удивился); в повествовательных предложениях - подлежащее перед сказуемым (Солнце взошло). Наиболее обычный для опре­деленного типа словосочетания или предложения порядок слов называется прямым. Менее обычный порядок слов называется об­ратным. Изменение порядка слов в экспрессивных целях входит в число фигур речи.

Правильность речи - одно из коммуникативных качеств речи, выде­ляющее соотношение речи действующих в литературном языке норм, или нормативность речи. Обеспечивается соблюдением норм литературного языка на всех его уровнях, включая текстовой.

Правка - то же, что редактирование.

Практическая стилистика - прикладная стилистика, учебно-науч­ная дисциплина, цель которой состоит в развитии навыков на­блюдения над целенаправленным использованием языковых средств в образцовых текстах, а также критики и совершенство­вания некачественных текстов с учетом всех факторов стилеобразования.

Просторечие - 1. Обиходно-сниженная речь.

2. Слово, граммати­ческая форма, оборот речи, не являющиеся нормативными для литературного языка, но употребляющиеся в обиходной речи.

Профессионализмы - разновидность лексики ограниченного упо­требления: слова и выражения, характерные для неофициально­го общения по поводу профессии в среде носителей этой профес­сии (пара - сдвоенное учебное занятие). В своей среде профессионализмы повсеместны и практически нейтральны.

Публицистика - 1. Совокупность произведений различных родов искусства и литературы, говорящих о злободневных вопросах жизни общества, открыто выражающих общественно-политиче­скую позицию своих авторов.

2, О характерных особенностях публицистического стиля.

Публицистический стиль - один из функциональных стилей речи, входящий в группу книжных стилей. Публицистический стиль характеризуется массовой адресованностью. Точка зрения авто­ра, как правило, является выражением коллегиального взгляда данного СМИ. Общая социальная роль публицистики - служить формированию общественного мнения по поводу реальных со­бытий, состояний и лиц, заслуживающих внимания общества.

Пунктуация - система знаков препинания и правила их применения в русской письменности. Правила русской пунктуации система­тизированы и представлены как руководство к действию в со­ставе официального издания: Правила русской орфографии и пунктуации. - М.. 1956. Компактностью и емкостью отличается книга: Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации: Для работ­ников печати. - М., 1984.

Разговорная речь - разновидность национального русского языка, а именно неофициальное личное речевое общение, связанное с повседневной деятельностью и обыденным сознанием. Основ­ная функция разговорной речи - коммуникативная (функция общения).

Редактирование (правка) - совершенствование текста при его под­готовке к изданию. Осуществляется при неоднократном глубо­ком чтении текста, затрагивает его содержание и оформление.

Резюме 1, нескл., ср. - краткое изложение содержания текста или его фрагмента, самого существенного в нем; вывод, итог.

Резюме 2, нескл., ср. - современный жанр официально-делового стиля: письменный текст с краткой информацией о себе, состав­ляемый ищущим работу для последующего предложения рабо­тодателю.

Реквизит - формальные элементы, обязательные данные в составе документа, отсутствие которых лишает документ юридической силы.

Рема - выделяемая в рамках актуального членения часть предложе­ния-высказывания, которая является его информационным цен­тром, поскольку содержит в себе сообщение о теме этого выска­зывания, т. е. новую информацию.

Реферат - письменный вторичный текст, цель которого состоит в изложении и осмыслении содержания первичного текста или группы текстов. Жанр реферата актуален для книжных стилей речи. Реферат относится к клишированным текстам.

Рецензия - письменный текст, содержащий в себе интерпретацию на­учного, художественного произведения или другого информаци­онного явления: спектакля, кинофильма, концерта, телевизионной программы. По типу речи рецензия - это текст-рассуждение.

Речевой акт - в речеведении: основная единица коммуникации, от­дельное речевое действие, речевой поступок личности, оказыва­ющий определенное влияние на речевого партнера.

Речевые ошибки - общее название нарушений действующей языко­вой нормы, отступлений от правильности речи и других качеств хорошей речи.

Риторика - теория красноречия, ораторское искусство.

Русский язык - язык русской нации и межнационального общения. Является государственным языком на всей территории России, а также государств Беларусь и Кыргызстан.

Семантика - значение языковых единиц, а также наука об их зна­чении.

Синекдоха - один из видов метонимии - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного отно­шения между ними (название части вместо целого).

Синонимы - слова одной части речи, совпадающие или очень близкие по значению, т. е. объединенные отношением синонимии. Груп­пируются в пары и целые ряды слов (в таком случае используется термин синонимический ряд), иногда очень большие: жилище --дом - квартира - приют - угол - крыша - кров - обиталище - апартаменты - берлога и др. Основная функция синонимов - это точное выражение понятия и задуманной эмоционально-экспрес­сивной оценки.

Синтаксис - раздел грамматики, учение о соединении слов в связ­ной речи. Единицами синтаксиса являются слово в определен­ной морфологической форме (словоформа), словосочетание и предложение.

Слова-предложения - языковые единицы, способные выступать в качестве самостоятельных высказываний, обычно в диалогической речи. Слова-предложения состоят из одного слова (да, нет, пора и др.) или неразложимого объединения слов (Как бы не так!).

Словари лингвистические - книги, содержащие в себе систематиче­ское описание языковых единиц, прежде всего слов.

Словари энциклопедические (энциклопедии) - книги, содержащие описание определенной области знания в сжатом виде. По охва­ту действительности словари энциклопедические делятся на уни­версальные и отраслевые.

Современный русский язык - русский язык последнего периода раз­вития, в течение которого он предстает сложившейся целостностью, сохраняющей свою основу на всех уровнях языковой системы.

Специальная лексика - часть лексики ограниченного употребления, выделяемая на социальном основании - это лексика, связанная с различными областями трудовой деятельности человека и упо­требляемая специалистами той или иной профессии. В состав специальной лексики входят термины и профессионализмы.

Стили произношения - взаимообусловленные однотипные черты произношения, складывающиеся в целостную произносительную манеру, характерную для определенных условий речевого пользо­вания и социальной роли пользователей.

Стилистика - раздел языкознания, изучающий функционирование языка, его использование в различных речевых ответвлениях.

Стилистический прием - способ организации высказывания (текста), усиливающий его выразительность.

Стиль - результат языкового варьирования: одна из речевых подси­стем, связанная с определенной сферой речевого употребления, целью речевого общения и составом его носителей. В любом по­нимании термина, стиль характеризуется определенными прин­ципами отбора, комбинации, композиции языковых средств в речевом произведении или группе речевых произведений.

Субстантивация - переход в разряд существительных из другой ча­сти речи вследствие приобретенной способности непосредствен­но указывать на предмет (а не только на его признак).

Табу, нескл., ср. - строгие ограничения, запреты на употребление отдельных слов, выражений, речевых действий, обусловленные этическими, религиозными, историко-культурными, социальны­ми причинами.

Тавтология - разновидность плеоназма, а именно неоправданная избыточность выражения, возникающая за счет использования однокоренных слов: предложенное предложение; следовать сле­дующим образом.

Тайные языки (условные языки) - обобщенное название ряда арго, применяемых в социальных группах людей, заинтересованных в тайном обмене информацией.

Тезис целого текста (основной логический тезис) - основная мысль це­лого текста-рассуждения, сформулированная в виде предложения.

Текст - результат целенаправленного речевого творчества, целост­ное речевое произведение, коммуникативно обусловленная ре­чевая реализация авторского замысла. Текст носит знаковый ха­рактер, т. е. выступает как единство содержания формы.

Тема - выделяемая в рамках актуального членения часть предложе­ния-высказывания, в которой содержится нечто известное, данное и которая служит отправной точкой для сообщения новой информации.

Тема текста - предмет речи целого текста; содержательное ядро тек­ста, лежащее в основе авторского замысла.

Термины - слова или словосочетания, обозначающие специальные понятия в определенной области знания или профессиональной деятельности. Отличаются от слов общего языка отсутствием экспрессивно-стилистической окраски. Вместе с другими подоб­ными словами некоторой области знания образуют систему тер­минов, или терминологию, и полностью термины одной и той же системы подчеркиваются словообразовательной однотипностью соотносимых терминов (аффикс - префикс - суффикс - пост­фикс; завязка - развязка; индукция - дедукция). Основная функ­ция терминов - это функция логически точного определения (дефинирования) специального понятия. Совокупность терми­нов представляет собой понятийный аппарат науки или другой специальной сферы деятельности.

Тест /тэ/ - задания стандартной формы, по которым проводятся испы­тания для определения уровня знаний и способностей личности.

Толковые словари - лингвистические словари, в которых объясня­ется (толкуется) значение слов.

Точность речи - одно из коммуникативных качеств речи (см.): ха­рактеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (фактическая, предметная точность), речи и мышления (понятийная, смысловая точность). Различные функ­циональные стили предъявляют разные требования к точности речи. Наименее требовательна разговорная речь, поскольку не­посредственный контакт позволяет «уточнения на ходу» по же­ланию говорящего или по просьбе собеседника. Особенно требо­вательны к точности речи научный и официально-деловой сти­ли. Здесь очень важна точность в отборе и применении терминов. Точность художественной речи имеет особый характер: здесь слово должно точно соответствовать художественной задаче ав­тора, оно должно быть художественно точным. При этом могут наблюдаться отступления от общих правил объективной точно­сти выражения смысла.

Троп - средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещение смыслов в одной и той же форме. Слово, сочетание, предложение, обозначающие какой-либо пред­мет, явление, ситуацию, используются для обозначения другого предмета, явления, ситуации. Общепринятое и новое значения совмещаются, возникает образ - нестандартное выразительное представление обозначаемого. Функция образной характеристи­ки - основная для тропа.

Ударение - способ организации фонетически целостного отрезка речи. Словесное ударение - это выделение одного из слогов сло­ва фонетическими средствами. На письме выделяется надстроч­ным знаком.

Устаревшие слова - часть пассивного словарного состава русского языка: слова, отражающие ушедшее время и по разным причи­нам вышедшие из широкого употребления. Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.

Устная речь - звуковая, произносимая речь; реализация и результат говорения. Устная речь представляет собой исконную форму су­ществования языка (вторая форма - письменная возникает много позже устной), а иногда единственную (диалекты, просторечие, жаргоны реализуются только в устной форме).

Фамильярный - о стилистической окраске сниженности, преувели­ченной и неуместной непринужденности, развязности, бесцере­монности.

Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) - при­ем выразительности, основанный на соположении языковых еди­ниц в тексте.

Функции языка (языковые функции) - назначение языка в челове­ческом обществе, проявление его существенных характеристик во время коммуникации. Важнейшие функции языка - комму­никативная (функция общения), когнитивная (референтная, но­минативная, познавательная, т. е. функция выражения деятель­ности сознания, мышления), экспрессивная (эмоциональная, эмотивная, прагматическая, функция воздействия, т. е. функция, ориентированная на говорящего и направленная на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или компонен­там коммуникативной ситуации).

Функциональные стили - наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного со­знания, а также целей, адресованности, содержания и условий ре­чевого общения. Будучи литературными речевыми разновидно­стями, функциональные стили ориентированы на нормы и стан­дарты коммуникативных качеств речи. В современной стилистике обычно выделяют научный, официально-деловой, публицистиче­ский и разговорный.

Цитата - конкретное проявление чужой речи: дословно воспроизве­денная автором выдержка из какого-либо другого текста.

Части речи - наиболее крупные лексико-грамматические классы слов, характеризующиеся обобщенным семантическим един­ством, а также морфологической и синтаксической общностью. В современном русском языке отмечается 12 частей речи.

Чистота речи - одно из коммуникативных качеств речи, а именно характеристика речи на основе ее соотношения с требованиями нравственности и эстетики. Чистой является речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку по нравственным и эстетическим соображениям.

Штамп - стилистически окрашенное речевое средство, за счет высо­кой употребительности превратившееся в ходовую и надоевшую стандартную единицу, что вызывает ее отторжение адресатом. В культуре речи наличие штампа свидетельствует о бедности язы­кового выражения, а также бедности самой мысли.

Экстралингвистический - связанный со словом, с языком извне.

Эсперанто - искусственный международный язык, созданный поль­ским врачом Л. Л. Заменгофом и получивший наиболее распро­странение из искусственных языков.

Этика - 1. Философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль ка­кой-либо общественной или профессиональной группы.

Этикет - установленный порядок поведения.

Язык - естественно сложившаяся знаковая система, которая служит для формирования и передачи мыслей, выражения чувств, об­щения людей.

Языковая личность - человек как носитель определенных речевых пред­почтений, знаний и умений, установок и поведения. Все эти свой­ства определяются на основе текстов, создаваемых данной личнос­тью, и в совокупности характеризуют языковую способность инди­вида, его личное представление о мире и своем месте в этом мире.

Языковая политика - составная часть политики государства, каса­ющаяся распространения, престижа, преподавания, охраны го­сударственного языка. Выражается в законодательных актах, материальной и организационной поддержке профессиональных усилий в данной области.

Ясность (понятность) речи - одно из коммуникативных качеств, а именно характеристика речи на основе ее соотношения с возмож­ностями восприятия. Ясной называют речь, которая без затруд­нений воспринимается адресатом.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, КОТОРЫЕ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ТЕМ,

КТО ПИШЕТ СОЧИНЕНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕГЭ.

Для того, чтобы достойно сдать ЕГЭ 2015 по русскому языку , необходима усиленная подготовка по предмету в течение всего года. Ведь кроме тестового задания в экзаменационной работе есть ещё и сочинение. Само по себе сочинение не всегда легко писать, а тут ещё необходимо связать его с текстом и привести свои аргументы! Да и слова -то какие мудрые – «аргументы»!

Для того, чтобы хоть немного облегчить эту сложную задачу, на этой страничке мы собрали для вас те термины, которые необходимы для выпускника при написании ЕГЭ 2015 по русскому языку , а в частности, раздела С.

изображаемому.

Аргумент – довод, основание, суждение, которые приводятсяв доказательство высказанной мысли.

Аргументировать – приводить нужныедоказательства, аргументы.

Исходный текст – текст, которыйпредложендля анализа.

Комментарий проблемы – толкование, объяснениеосновного вопроса

данноготекста.

Коммуникативный замысел –это попытка выпускника изложить свою точку

зрения нату информацию, которая содержитсяв данномтексте (коммуникативная

компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах

общения).

Мнение – собственное суждение выпускникапо предложенной проблеме;взгляд на тему,точка зрения.

Проблема исходного текста –этоосновной вопрос, которыйпоставлен в тексте,

требующий изучения, разрешения. Обратите внимание на то,что проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика –это совокупность вопросов (проблем),которые поставлены автором в

Фоновый материал – это материал, который выпускникиспользуетдля

доказательствасвоего собственного мнения (литературные, научные, исторические

и др. факты,цитаты; события из собственной жизни и т.д.).

Фактологическая точность - этоотсутствие фактических ошибок в дополнительном (фоновом) материале.

Формально заявленное мнение – это бездоказательное мнение («Я согласен илия не

Формулировка проблем исходного текста – это определение основных вопросов, которые были поставлены автором в тексте

Этика – это учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Корректность – это вежливость,учтивость, тактичность.

Этически корректно сформулировать свое мнение –этоделикатно, тактично,

соблюдая все нравственные нормы и принципы, изложить свою личнуюточку зрения по определённой проблеме, которая поставлена автором текста (согласиться или не согласиться).

Этически некорректно сформулировать мнение – это выразить его неделикатно, в грубой форме.

Речевые клише

Как и любое другое сочинение, экзаменационное сочинение по русскому языку ЕГЭ 2015 пишется по определенному плану:

1.Введение (вступление)

2.Постановка проблемы прочитанного текста

5.Ваша позиция

6.1- ый аргумент (литературный)

7.2 –ой аргумент (любой другой)

8.Вывод (заключение)

Для вступления:

Всем известно, что …
Об этом теме написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов
Действительно, эта тема интересует каждого из нас…

О необходимости... знает каждый.
(Риторические вопросы).
Это те вопросы, которые всегда волновали человечество.
О … размышляет в своей статье …
(Риторические вопросы). Эти вопросы на первый взгляд покажутся простыми.
.Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … .
Почему так бывает? Ответы на эти интересующие нас вопросы можно найти в статье…
Начать с цитаты, в которой заключается главная мысль данного текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья …
. О… много говорили и писали.
Важность и актуальность этой темы трудно переоценить: не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса)
. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
(Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
Приём «Цитата». «…,» - писал известный …

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста

  • В предложенном для анализа тексте …
  • В данном тексте …волнует проблема...
  • Данный текст посвящён …
  • В тексте представлена точка зрения …
  • В предложенномтексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (или останавливается на следующих проблемах...)

Для комментирования проблемы:

  • Вопрос о …
  • Проблема,поднятая {указываем автора}, особенно актуальна…
  • Рассуждая над проблемой...,
  • {указываем автора} обращается...
  • Позиция автора заключается в том, что...
  • Авторская точка зрения заключается в следующем: …
  • По мнению автора, …
  • С позиции автора, …;
  • С точки зрения автора, …
  • Позиция автора такова:...
  • Автор считает, что...
  • Автор стремится донести до…

Для выражения своего мнения:

  • Я разделяю (или не разделяю) точку зрения…
  • Я придерживаюсь (или не придерживаюсь) того же мнения на этупроблему …, что и автор.
  • Я согласна (или не согласна) с автором в том, что …
  • Трудно (или нельзя) не согласиться с автором..
  • Мне близка позиция автора

Для аргументации собственной позиции:

  • Как часто мне приходится сталкиваться с...
  • Разве не стали обычными такие явления нашей жизни, как...?
  • Кто из нас не наблюдал …
  • Кто из насне сталкивался..
  • Кто из нас незамечал (за собой);
  • Кто из нас неоказывался свидетелем того, как...
  • К сожалению, зачастую в наши дни
  • К сожалению, среди нас;
  • К сожалению, вокруг нас..

Для заключения:

  • «Прочитав этот текст…»:
  • Прочитав этот текст, становится понятно, что … .
  • Автор хочет, чтобы … .
  • И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
  • (Использование цитаты) «…,» - писал … .
  • В этих словах выражена мысль о … .
  • Автор текстасчитает, что … .
  • Автор стремился убедить нас …
  • Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
  • Прочитав этот текст, ты понимаешь, как … .

Дорогой выпускник! Удачи тебе на ЕГЭ 2015 по русскому языку !



Поделиться