Процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности. Государственная аккредитация образовательного учреждения

Постановлением правительства РФ от 18.11.2013 г. за №1039 утверждено новое Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее — Положение). Соответственно прежние нормативные правовые документы о государственной аккредитации образовательной деятельности с этого момента утрачивают силу.

Важно отметить, что согласно этому Постановлению имеющиеся у организаций, осуществляющих образовательную деятельность, свидетельства о государственной аккредитации, выданные им до 1 сентября 2013 г., подлежат переоформлению аккредитационными органами в срок до 1 января 2016 г. на основании заявлений этих организаций.

На кого распространяются положения документа

Положение устанавливает порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее -организации, осуществляющие образовательную деятельность), по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования).

Кто проводит

Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования (далее — аккредитационные органы).

Как проводится

1.Для получения государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, обращается в аккредитационный орган с заявлением о государственной аккредитации, к которому прилагается ряд документов и сведений, указанных в Положении. Формы заявления и прилагаемых к нему сведений о реализации образовательных программ, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются Минобрнауки РФ.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются одним из следующих способов:

а) на бумажном носителе или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;

б) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Аккредитационный орган в течение 1 рабочего дня проводит их прием по описи и регистрацию.

2. Заявление и прилагаемые к нему документы проверяются аккредитационным органом на предмет:

а) отнесение государственной аккредитации к компетенции аккредитационного органа;

б) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по заявленным образовательным программам, для государственной аккредитации;

в) истечение 1 года со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации;

г) правильность оформления и заполнения заявления и прилагаемых документов, полнота прилагаемых документов.

3. В случае положительного решения заявление и прилагаемые к нему документы принимаются к рассмотрению по существу, а заявителю вручается или направляется соответствующее уведомление.

4.В случае несоответствия представленных документов требованиям Положения заявитель получает уведомление о несоответствии, а также информацию о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.

В противном случае заявителю в принятии и рассмотрении документов будет отказано, а документы возвращены.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление не ранее чем через 1 год после отказа ей в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

Основанием для прекращения рассмотрения аккредитационным органом заявления и прилагаемых документов и возвращения их заявителю является вступление во время процедуры государственной аккредитации в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности или об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

5.Если документы приняты к рассмотрению, то аккредитационным органом проводится аккредитационная экспертиза, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

Аккредитационная экспертиза проводится отдельно в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале.

По итогам аккредиционной экспертизы готовится заключение экспертной группы, копия которого направляется в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или вручается под роспись её уполномоченному представителю.

6. Аккредитационный орган рассматривает заключение экспертной группы и принимает решение о соответствии или несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале, федеральным государственным образовательным стандартам в части каждого уровня образования, укрупненной группы профессий, специальности и направления подготовки, к которым относятся заявленные к государственной аккредитации образовательные программы, и принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации.

7. При принятии решения о государственной аккредитации аккредитационный орган выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации с приложением. Свидетельство без приложения недействительно.

Срок действия аккредитационного свидетельства:

а) 6 лет — для организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ;

б) 12 лет — для организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ.

8. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, при наличии одного из следующих оснований:

а) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

б) наличие отрицательного заключения экспертной группы.

9.Образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, возникшей в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения либо реорганизованной в форме присоединения к ней иной образовательной организации либо организации, осуществляющей обучение, выдается временное свидетельство на 1 год.

10. За выдачу свидетельства (временного свидетельства) уплачивается госпошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11.Положением также установлены основания и порядок переоформления свидетельства об аккредитации, выдачи дубликата в случае утраты или порчи свидетельства с приложением, порядок приостановления, возобновления, прекращения и лишения государственной аккредитации.

Полностью документ можно посмотреть, например, на сайте «Гарант».

Что делать?

1.Внимательно прочитайте документ.

2.Примите решение о сроках переоформления свидетельства или прохождения госаккредитации. Составьте план.

2.Свяжитесь с аккредитационным органом. Проконсультируйтесь по интересующим вас вопросам.

Аккредитация по новым правилам

Каждая организация, учебное или медицинское учреждение может заявить и рассказать о себе что угодно, охарактеризовать так, как выгодно непосредственно им. Но в слова уже мало кто верит. В современном мире все должно подтверждаться. Вот и здесь соответствие рекламы подтверждается посредством лицензирования и аккредитации. Это что за процедура? А это своего рода признание официального типа, которое позволяет осуществлять тот или иной вид деятельности.

Определение понятий

Лицензирование - процедура получения права на осуществление деятельности по конкретным специальностям. Применимо к медицинской, образовательной, испытательной и другим отраслям. Наиболее полное определение термина содержит закон о лицензировании.

Аккредитация - операция по официальному объекта четко регламентированным требованиям и стандартам. Получила наибольшее распространение в области предоставления профуслуг, для оценки качественных характеристик которых используется потребитель. А он, как правило, не владеет достаточным уровнем компетенции. Если речь идет о вузе, то можно понять только после прохождения им аккредитации, это что за образовательное учреждение - институт, академия или университет.

Свидетельство об аккредитации - документ-подтверждение об успешном прохождении государственного контроля уровня предоставляемых услуг в образовательной сфере.

Объекты аккредитации

Контрольной процедуре могут подвергаться:

  • организации;
  • услуги, оценивать которые потребитель не уполномочен.

В первом случае имеет место аккредитация автошкол, средств массовой информации, высших учебных заведений, медицинских учреждений и т. д.

Ко вторым же относят образовательные, испытательные, диагностические, калибровочные, сертификационные услуги и т. д.

Технология организации и проведения аккредитации в вузе

Получить уровень аккредитации и тем самым подтвердить свой статус учебное заведение может только лишь после составления заявления соответствующей формы, которое направляется в службу или органы государственной власти (если имеется поручение основного уполномоченного органа). К заявлению должны быть приложены определенные документы.

Пакет бумаг

Документы для аккредитации:

  • ксерокопия документа о госрегистрации учреждения, осуществляющего учебную деятельность по правилам и требованиям законодательства иностранного государства (касается только иностранных образовательных учреждений);
  • ксерокопия документа, идентифицирующего личность частного предпринимательского лица (касается лиц-предпринимателей);
  • доверенность либо другой документ, который является прямым подтверждением права уполномоченной особы организации, которая функционирует в образовательной сфере и подает заявку с прилагаемыми документами, представлять интересы учебного заведения и действовать от его имени;
  • информационные данные относительно внедрения и выполнения учебных программ, которые были заявлены для получения уровня аккредитации;
  • нотариально заверенная ксерокопия соглашения о сетевой форме выполнения образовательных программ, которое должно быть составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ксерокопия соглашения о создании в учебном заведении, которое занимается непосредственно реализацией образовательных программ, научных учреждений и прочих организаций, осуществляющих научную исследовательскую деятельность, а также лабораторий и других исследовательских центров;
  • ксерокопия соглашения о создании учебной организацией, которая внедряет образовательные программы, других кафедр (научных, исследовательских и т. д.), ведущих научно-исследовательскую деятельность;
  • данные об имеющейся аккредитации общественного типа организаций российского, иностранного либо международного происхождения, а также сведения о наличии профессиональной общественной аккредитации, если таковая имеется;
  • опись предоставленного пакета документов.

После этого грядет экспертиза. В процессе такого испытания осуществляется проверка соответствия учебных программ госнормативам по числу учебных часов, терминам и формам обучения. Проверка заключается в проведении анализа качества обучения по отдельно взятой специальности. Кроме этого, могут быть специальные тестовые задания для студентов. Причем тестированию подвергаются не все обучающиеся, а их выборочное количество. Такие действия осуществляются в проверочных целях и характеризуются стандартизованностью. Официальное их название - аттестационные педагогические измерительные материалы.

По результатам проверки служба комиссии принимает решение относительно удовлетворения просьбы заявителя. Если решение положительное, выдается аттестат аккредитации. Этот документ предоставляет право наделять абитуриентов при поступлении теми или иными льготами, которые предусмотрены российским законодательством, а учащимся стационарной формы обучения давать отсрочку от призыва в армию. Только вуз, прошедший аккредитацию, может выдать выпускнику диплом государственного образца, на основании которого впоследствии можно стать студентом магистратуры, и который признан работодателями на территории всей Российской Федерации независимо от формы собственности предприятия, организации, завода и т. д.

Подтверждает право учебного заведения предоставлять вышеперечисленные льготные привилегии студентам и в финишной стадии выдавать государственный диплом аккредитация образовательных программ.

С этим термином вы уже ознакомлены. А вот какое его содержание и условия действия - вопросы, которые оставались открытыми. Аттестат аккредитации, который выдан образовательному учреждению, действителен только в том случае, если он подкреплен приложением. В нем содержится перечень всех программ образовательного характера, которые подверглись этой процедуре. Для каждого вуза такой список различен. Все зависит от специализации высшего учреждения.

Аккредитация отдельного направления

Система аккредитации образовательной программы выявляет не только качество обучения, но и научную активность, условия образовательной деятельности, подбор штата.

Повышенное внимание совсем недавно заслужили официальные сайты вузов. Было выявлено, что ранее эти интернет-ресурсы содержали недостоверную информацию. Например, указывали действующей ту лицензию, которая в реальном времени уже потеряла свою силу. Или в перечень специальностей вуза включали те, которых нет в лицензии. Требование заявлять в лицензионном документе достоверную информацию на интернет-ресурсах считается аккредитационным требованием. К числу таких же относят прозрачность и доступность информационных данных.

На официальном портале образовательного заведения должен быть представлен список всех специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка студентов, определена возможность осуществления учебного процесса по всем формам, которые только имеются, и идентифицировано наличие кафедры военного дела. Что касается форм обучения, их может быть три: очная, вечерняя и заочная.

Что будет, если требования проигнорированы?

Неисполнение требований станет причиной того, что аккредитация вузов или других образовательных организаций будет приостановлена. Они не смогут осуществлять учебную деятельность в принципе.

А если аккредитация «завалена»?

Бывают случаи, когда учреждение не сдает «экзамен» и не проходит государственную проверку, следовательно, не получает подтверждения степени. Такая ситуация чревата тем, что высшее учебное заведение понизит свой аккредитационный уровень. Так, университет может стать академией или институтом.

О чем говорит степень аккредитации

Для большинства абитуриентов ключевым критерием при выборе будущего вуза является степень его аккредитации. Это что значит? Аккредитационная степень олицетворяет свойственные образовательному учреждению качественные характеристики. Об этом уже ранее в статье упоминалось, но, как говорится, повторение - мать учения. А вот, что эта степень является еще прямым подтверждением профессионализма педагогического состава, наличия печатных изданий собственного авторства, поддержания дополнительных форм занятий, знает не каждый.

Существует пять аккредитационных ступеней, которые применяются к высшим учебным заведениям. Рассмотрим их подробнее.

1-2 степень

Первая и вторая ступень аккредитации присваивается средним специальным учебным заведениям, к числу которых относятся техникумы, колледжи, лицеи, гимназии. Иногда идентичные организации могут предоставить диплом о полном среднем образовании.

3-4 степень

Это аккредитация вузов высшей категории: академии, Все они уже имеют индивидуальные системы обучения и научный состав преподавателей среднего и высшего звеньев, собственные типографские офисы и газетное издание. Как правило, процесс обучения в таких заведениях основан на использовании которая подразумевает двух- или трехсеместровое обучение.

5 степень

Вашему вниманию представляется самая почетная степень аккредитации. Это что за показатель престижа? К таким учебным заведениям относятся университеты и академии национального значения.

Аккредитация автомобильных школ

Совсем недавно стала обязательной аккредитация автошкол. Это прямой пропуск для осуществления компанией своей деятельности.

Каждая школа должна находиться под властью и влиянием государственных стандартов, иметь материально-техническую базу, которая установлена соответствующими нормативными актами. Например, обязательным стало создание и функционирование официального сайта автошколы, который будет служить ареной для действующих образовательных программ. Кроме того, одним из требований-нововведений является создание медицинского класса, оборудованного тренажерами, и наличие прицепа на легковое авто.

Аккредитация автошкол также выдвигает требования относительно списка образовательных программ, который теперь утверждается только по согласованию, а также количества учебных занятий как по теоретической, так и по практической части. А сам учебный процесс состоит из трех циклов или уровней: базового, специального и профессионального. Такой системный подход максимально комфортен для получения прав какой-либо иной категории впоследствии. Так, если вы единожды уже были выпускником автошколы и, например, получили тогда права на вождение мотоцикла, а теперь желаете стать владельцем прав на авто, то базовая подготовка уже исключается из вашего учебного процесса.

Обязательная аккредитация организации стала причиной вышеперечисленных нововведений. Как результат, стоимость обучения увеличилась, собственно говоря, так же как и его срок.

На сегодняшний день не все школы прошли «проверку на прочность», поэтому, выбирая образовательное учреждение, внимательно изучите соответствующий пакет документов. Многие «школы-умники» набирают аудитории и целенаправленно увеличивают срок обучения, надеясь за это время стать аккредитованной организацией.

Но есть и добросовестные заведения, которые успешно прошли аккредитацию и соответствуют всем законодательным требованиям. Некоторые даже умудряются снижать стоимость образовательных услуг. Такое позволить себе могут, конечно, только передовые школы, которым отдают предпочтение не только за привлекательную стоимость, но и за высокопрофессиональный инструкторский персонал, а также обновление автомобильных парков и площадок.

Аккредитация и лицензирование. Что их объединяет

Лицензирование и аккредитация - это вещи различные. Но ряд общих черт все же существует:

  • Цель - подтверждение/опровержение соответствия учебного заведения действующим на территории России стандартам.
  • Сроки проведения - один раз в пять лет.
  • Результат - предоставление документов, на основании которых и будет осуществляться образовательная деятельность.

Подведем итоги

Лицензирование подразумевает подтверждение права на осуществление того или иного вида деятельности или предоставления тех или иных услуг, а аккредитация организации подтверждает качество и соответствие определенным нормативам, которые имеются в законодательной базе.

Обе процедуры начинаются по инициативе потенциального объекта лицензирования/аккредитации, который должен написать соответствующее заявление и подать его вместе с пакетом документов в уполномоченные органы. Закон об аккредитации регламентирует состав такого пакета бумаг, который зависит от типа объекта.

По результатам проверок выдается два основных документа: лицензия и сертификат (аттестат) аккредитации соответственно. Эти документы имеют срок годности. Как правило, он составляет 5 лет. Когда документы теряют силу, процедура повторяется.

Остались вопросы?

Если в этой статье вы не нашли моменты, которые вас интересуют, вы всегда можете обратиться к правовым документам. Среди них есть закон о лицензировании, регламент прохождения аккредитации образовательных организаций, закон РФ «Об образовании» и Положение «О государственной и научных организаций».

Аккредитация представляет собой процедуру, в ходе которой выявляется соответствие объекта к нормам, требованиям и базовым классификациям, которые установлены законом. Аккредитация не свойственна промышленному сектору, для которого разработаны правила и . Процедуру аккредитации применяют в сфере услуг, рассматриваемой смысле (это и непосредственные , к примеру, образовательные, и и пр.)

Под попадают чаще всего:
- высшие учебные заведения,
- средства массовой информации,
- лечебные учреждения,
- диагностические центры,
- лаборатории и исследовательские институты,
- центры сертификации.

Виды аккредитации

Существует два типа аккредитации: государственная и негосударственная.

Негосударственная проводится аттестованными (т.е. «проверенными» ранее государством) частными некоммерческими организациями, которые могут иметь свои подразделения, например национальные или региональные.

Государственная аккредитация осуществляется и регулярно подтверждается различными федеральными службами. В результате прохождения любой из аккредитаций и по завершении всех процедур при положительном результате выдается свидетельство государственного , дающее право на осуществление деятельности в рамках государственного стандарта. Таким образом, специалисты доказывают высокий уровень качества предоставления услуг «проверяемой» организации и делают заключительную оценку о ее деятельности в целом.

Аккредитация в журналистике

В отличие от многих сфер, где аккредитацию получает организация, в журналисте аккредитуется часто конкретный человек. Как правило, это требуется для организации участи представителя СМИ в брифингах или пресс-конференциях. В большинстве случаях достаточно подать персональную заявку в мероприятии. Однако в данном виде аккредитации может быть отказано, к примеру, оппозиционным СМИ.

Аккредитация в здравоохранении

Медицинские клиники и центры проходят тщательный отбор высококвалифицированными специалистами в области здравоохранения. Существует целая сеть международных медицинских ассоциаций, которые оценивают деятельность различных медучреждений.

Медицинская аккредитация сегодня в мире самая формализованная, к примеру, приняты пакты о принципах добросовестности и честности при проведении

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи - и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит - государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело - прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы - это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные - скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае - при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие - нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации - неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, - а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) - но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация - та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, - это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели - не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели - оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения - заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте - это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, - всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт - это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов - вне зависимости от мирового кризиса - остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка - когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза - получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

Понятие "аккредитация" имеет латинские корни. В дословном переводе оно означает "оказывать доверие". В современном мире этот термин рассматривается как установленным стандартам, признание особого статуса (полномочий). Рассмотрим далее, как осуществляется аккредитация образовательных учреждений, что это такое и какими законами регулируется.

Нормативная база

В конце 2010 г. ФЗ № 293 внес ряд изменений в некоторые законодательные акты. Эта необходимость возникла в связи с совершенствованием надзорных и контрольных функций. Изменения направлены на оптимизацию предоставления услуг в сфере образования. В результате была введена специальная процедура для соответствующих учреждений. С того момента началась аккредитация и аттестация образовательных учреждений и научных организаций.

Субъекты

По принятым законодательным нормам, аккредитация и аттестация образовательных учреждений осуществляется вне зависимости от их типов и видов. Однако в этом предписании оговорено исключение. Положения закона не распространяются на ДОУ и учреждения по дополнительному образованию детей. Все прочие организации, осуществляющие учебные программы по ФГОС, федеральным требованиям и положениям закона, обязаны пройти процедуру соответствия.

Важный момент

В некоторых учреждениях присутствует которое реализует программу по Возникает вопрос: распространяется ли на них предписание о прохождении обязательной процедуры подтверждения соответствия? В данном случае государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется без включения указанных программ в проверку. Для реализации их, однако, необходимо иметь разрешение. В качестве него выступает лицензия, которая, собственно, позволяет учреждению осуществлять деятельность в соответствии с программами дошкольного образования. Кроме этого, в новых правилах оговаривается ситуация с организациями, предоставляющими дополнительные услуги в рассматриваемой сфере. В частности, речь идет о дворцах юношеского/детского творчества, ДШИ, ДЮСШ и пр. Аккредитация образовательных учреждений такого типа не проводится.

Оплата

В соответствии с ФЗ № 293 была введена госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения. Она заменяет оплату процедур, в том числе по договорам со специализированными организациями по оказанию информационно-методических услуг. Размер платежа устанавливается ст. 333.33 НК. Таким образом, формально в юридическом плане государственная аккредитация образовательного учреждения стала бесплатной, так как относится к услугам, осуществляемым за счет бюджетных средств.

Размер платежа

Законодательство устанавливает следующие суммы:

  • Для высших профессиональных заведений - 130 тыс. руб. Дополнительно необходимо будет уплатить по 70 тыс. за каждую расширенную группу направлений в самой организации и ее филиалах, включенную в свидетельство об аккредитации образовательного учреждения.
  • Заведениям, реализующим дополнительные профпрограммы - 120 тыс. руб.
  • Учреждениям среднего пофобразования - 50 тыс. руб.
  • Заведениям начального профессионального обучения - 40 тыс. руб.

Аккредитация прочих типов - 10 тыс. руб. При смене статуса и переоформление св-ва необходимо уплатить от 3 до 70 тысяч рублей. В случае аккредитации образовательных программ, расширенных групп направления по специальностям за замену свидетельства установлены суммы от 7 до 70 тыс. руб. В других случаях, в том числе за выдачу временного св-ва, нужно уплатить 2 тыс. руб. Следует сказать, что замена оплаты фиксированным бюджетным платежом не означает, что заведение лишается права на самостоятельное заключение договоров с организациями, которыми выполняется подготовка к аккредитации образовательного учреждения.

Новые правила

Учитывая требования к аккредитации образовательного учреждения, особое внимание следует уделять учебным программам. В первую очередь это относится к начальным, средним и высшим профессиональным заведениям. Таким учреждениям свидетельство выдается не на отдельные программы, а на расширенные, укрупненные категории направлений, которые определяются аккредитационным органом. Это позволяет изменять или дополнять конкретные проекты без предоставления их в уполномоченную структуру. То есть, корректировки делаются на основании лицензии.

Дополнительно

Согласно ст. 33.2 Закона "Об образовании", правом на госаккредитацию программы обладают ОУ, в которых есть обучающиеся или завершающие обучение по ней в текущем году. Как и ранее предусматривается возможность поэтапного (в соответствии со ступенями) проведения процедуры. То есть выполняется аккредитация образовательных учреждений в отношении определенных программ начального, основного и среднего общего (полного) обучения.

Процедура самообследования

Аккредитация образовательных учреждений включает в себя самооценку заведениями своей деятельности. Ранее процедура самообследования была предусмотрена преимущественно для вузов. Правила, по которым проводится самооценка, формулируются и утверждаются исполнительным федеральным органом, в полномочия которого входит выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование сферы образования.

Экспертиза

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагают выполнение определенных процедур, подтверждающих соответствие качества и содержания усвоенных обучающимися и выпускниками программ по ФГОС. Кроме этого, выполняется экспертиза показателей работы учебного заведения. Они необходимы при определении вида и типа.

Показатели работы

Их перечень вводится на федеральном уровне. показателей, по которым определяется вид и тип образовательного учреждения, должны устанавливаться аккредитационным органом. К примеру, относительно школ такой структурой выступает региональный департамент, министерство или иной институт управления. Разумеется, они должны быть задействованы в сфере образования. Установленный перечень показателей должен согласовываться с Минобрнауки. Порядок определения их критериев утверждается Правительством.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

В соответствии с положением, процедура предполагает несколько этапов. В первую очередь руководитель учебного заведения выполняет анализ его деятельности. По результатам составляется отчет самообследования. После этого в управление (подразделение) уполномоченного органа направляется заявление и документы для аккредитации образовательного учреждения по соответствующим программам:

  • устава;
  • планов по всем утвержденным программам, заявленным к аккредитации;
  • основной профпрограммы послевузовского обучения (если она присутствует в ОУ);
  • положения о филиале заведения (при наличии такого подразделения).

2. Отчет о результатах самооценки.

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает выдачу соответствующих бумаг. При направлении программ на проверку соответствия ОУ предоставляет также копии разрешения и св-ва. Неотъемлемым документом также является опись направленных бумаг. Копии устава, положения о филиале, разрешения и св-ва следует заверить у нотариуса. Экземпляры остальных бумаг заверяются в ОУ. Кроме того, следует приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Способ отправки

Указанные выше документы можно направить на бумажном носителе. При этом допускается предъявление их лично или с помощью почтового отправления (заказным письмом). Также документы могут подаваться и в электронном виде. В этом случае следует воспользоваться единым порталом услуг. Если бумаги направляются этим способом, они должны заверяться электронной подписью.

Заявление

Аккредитация образовательных учреждений осуществляется по соответствующему обращению. В заявлении следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму и местонахождение заведения согласно уставу.
  2. Наименование и адрес расположения филиалов (при необходимости).
  3. Регистрационный госномер записи о формировании юрлица и сведения документа, которым подтверждается факт внесения информации о созданной организации в ЕГРЮЛ.
  4. ИНН и данные о постановке на учет в налоговой службе.
  5. Реквизиты имеющегося свидетельства об аккредитации.
  6. Госстатус (вид и тип) ОУ.
  7. Список программ, заявленных для аккредитации.

Решение

В течение 7 дней аккредитационный орган отправляет образовательному учреждению либо вручает его представителю уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению. В случае если бумаги предоставлены не в полном объеме либо какие-то из них заполнены неверно, уполномоченная инстанция присылает извещение с соответствующим перечнем. На исправление ошибок и предоставление недостающих экземпляров ОУ дается 2 месяца.

Общественная аккредитация образовательных учреждений

Эта процедура также предусмотрена на законодательном уровне. Право на ее проведение было предоставлено еще в 1992 году. В настоящее время специалисты отмечают расширение предмета нормативного регулирования в сфере общественной аккредитации. В законодательстве зафиксировано не только само право, но и подробно разъяснено понятие процедуры, установлены обязанности организаций, уполномоченных на ее проведение. Ключевой задачей таких структур считается обеспечение доступности и открытости информации.

Специфика

Общественная аккредитация образовательных учреждений выполняется по инициативе самих заведений. В законодательстве особое внимание акцентируется на добровольности проведения процедуры. Это означает, что на нормативном уровне запрещено принуждение ОУ к получению такой аккредитации со стороны госорганов, местных структур и уполномоченных на ее выполнение юрлиц. В законе также не установлена необходимость согласования с учредителем проведение указанной процедуры.

Уполномоченные субъекты

Право на выполнение общественной аккредитации признается за разными организациями. Так, согласно законодательству, ее могут проводить как отечественные, так и международные и зарубежные субъекты. Вместе с этим, в качестве уполномоченных лиц в нормах указываются только общественные организации. Однако это ограничение не согласуется с определением самой процедуры в законе. Здесь следует отметить, что ФЗ "Об образовании" утверждает только основы общественной аккредитации. Более подробно все отношения, которые возникают в данной сфере, регламентируются актами, принимаемыми непосредственно самими уполномоченными структурами.

Порядок проведения

Процедура реализуется в форме следующих мероприятий:

  1. Экспертной оценки в учреждении.
  2. Обсуждения полученных результатов.
  3. Принятия решения о прохождении либо продлении или об отказе в общественной аккредитации ОУ.
  4. Включение заведения в соответствующий реестр (прошедших процедуру).
  5. Предоставление учреждению свидетельства установленной формы.
  6. Письменное извещение исполнительного федерального органа по надзору и контролю об итогах проведенной процедуры.

Критерии и показатели

Они устанавливаются непосредственно той организацией, которая выполняет аккредитацию. При оценке качества организации и обеспечения учебного процесса оценивается:

  • Соответствие планов по реализуемым программам.
  • Наличие нормативного обеспечения.
  • Соответствие организационной системы ОУ.
  • Качество образовательного процесса.
  • Соответствие рабочих программ содержанию планов обучения.
  • Уровень обеспеченности методическими материалами.
  • Мнения сотрудников, выпускников, обучающихся, работодателей о качестве процесса обучения и так далее.

Кадровая обеспеченность

По этому критерию проверяется соответствие профессионального уровня педагогического коллектива преподаваемым дисциплинам. Устанавливается также доля штатных специалистов, в том числе имеющих степень, занятых в процессе обучения. Немаловажным критерием является соответствие количества педагогов числу дисциплин, которые преподаются в ОУ.

Материально-техническая обеспеченность

По этому критерию аккредитационная организация устанавливает соответствие числа помещений для проведения установленных видов занятий количеству обучающихся. Немаловажное значение имеет проверка технической оснащенности и общего состояния кабинетов. В ОУ должна быть достаточная инфраструктура для обеспечения реализации образовательных программ.



Поделиться