Модерация – эффективная образовательная технология. Технология модерации

Модерация как инновационная педагогическая технология

Организовать – это значит сначала оценить

возможность, а уже потом ставить задачу.

Народная мудрость

Формула дискуссии: Баран высказал общее недоумение,

Заяц выразил общее опасение, потом встал Лев и

Выразил общее мнение.

Феликс Кривин

Учебные цели

Изучив данный учебный элемент, Вы будете знать:

логику и правила проведения модерации;

техники модерирования групповой работы;

функции модератора как методического помощника;

уметь:

разрабатывать план учебного занятия на основе метода модера­
ции в соответствии с дидактическими задачами;

использовать технику (элементы) модерации для выявления проб­ лем обучаемых, мотивации их на принятие личной ответствен­ ности за поиск ресурсов и результат решения проблем;

проводить обсуждение актуальных проблем деятельности вашего
образовательного учреждения, содействуя продуктивному обмену
мнениями и координируя общие усилия, ход и направление ди скуссии.

1. Экскурс в историю понятия модерация

В этимологическом смысле модерация (от английского moderate) - смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. Целостное и одно­значное представление о феномене «модерация» в современной литера­туре отсутствует. Например, вы можете заметить, что модераторами называют координаторов общения между посетителями чатов в сети Интернет, в ряде стран так называют ведущих теле - и радиопередач, организаторов публичных дискуссий на конференциях и семинарах. В Ватикане модератор акцентирует внимание слушателей на основных идеях в речах Папы.

/ этап - знакомство с целью создания свободной и доверительной атмосферы (~ 30 мин.)

В нашем примере преподаватель и студенты, естественно, знакомы между собой, поэтому основная задача данного этапа - создание доброжелательной атмосферы, стимулирующей активность студентов.

Начало занятия должно принципиально отличаться от привычного варианта, что поможет с первых минут снять стереотип традиционных отношений «учитель-ученик» и настроить студентов на иной вид дея­тельности. Для этого, к примеру, стоит изменить расположение мебели в аудитории, дав возможность всем членам группы сесть в круг, урав­нивающий права участников и позволяющий всем находиться в поле зрения друг друга. И данном случае будут также уместны любые «разог­рева –ющие игры - соревнования. Оживить обстановку можно и уг­лубляя знакомство, например, рассказом о своем хобби, своем самом ценном качестве или можно предложить всем участникам группы выб­рать псевдонимы для дальнейшей работы и представиться друг другу. Продолжая «знакомство», педагог-модератор описывает свою роль в предстоящей работе и правила для участников группы.

У каждого педагога, без сомнений, богатый репертуар массовика-затейника, только не заиграйтесь, пожалуйста. Помните, каждый этап очень важен для снятия напряжения у всех участников группы, для общей консолидации команды, повышения доверия и работоспособности, но впереди еще много серьезной работы. Постарайтесь уложиться в 15-20 минут.

Для перехода к следующему этапу работы и уменьшения эмоционального накала после игр полезно переключить участников на выполнение индивидуального задания. Например, по 10-балльной шкале нужно оценить свою готовность перейти к обсуждению темы занятия по предложенным правилам. Для этого удобен заранее при­готовленный плакат с десятибалльной шкалой, на которой каждый участник делает свою пометку:

Полностью готов

Совершенно не готов

В нашем случае, как видно из распределения меток, двое из участников либо изначально были слабо мотивированы на работу, либо им сложно быстро переключаться при смене вида деятельности , т. о. получена полезная для педагога-модератора дополнительная инфор­мация о состоянии группы.

II этап -определение и формулировка темы обсуждения (=ЗОмин.)

Для введения темы выдвигается тезис, который должен быть оценен участниками. Каждый участник, оценивая тезис в соот­ ветствии со своей точкой зрения, отмечает в таблице свой выбор. Затем создавшаяся картина обсуждается с группой, когда модератор просит прокомментировать свой выбор всех участников.

Таблица может выглядеть так:

Как ты считаешь, твой успех в поиске работы будет зависеть от воли случая или от определенных твоих навыков?

От воли случая

От моих навыков

Полностью

Частично

Частично

Полностью

ххххххххх

хххххххх

Интерпретация полученных результатов такова:

Группа по своим представлениям неоднородна;

Один человек из группы полагается лишь на волю случая;

Пятеро думают, что главным будет случай, но при наличии у них
определенных навыков;

Одиннадцать студентов считают, что определяющим будут их навы­
ки, но не сбрасывают со счетов и случайность;

Семеро студентов уверены, что успех трудоустройства зависит
только от их навыков.

Таким образом, очевидно, что большинство участников группы считают необходимым наличие определенных навыков для успеха в трудоустройстве, а значит и их тренировку. Теперь самое время зафик­сировать на плакате тему, цели и результат обсуждения, чтобы на них можно было ориентироваться в ходе всей последующей работы.

Тема : «современный выпускник колледжа»

Цели обсуждения: - определение навыков, необходимых для трудо -

устройства;

- выявление наиболее актуальных навыков д ля их

последующего развития;

- разработка программы тренинга навыков
трудоустройства;

Результаты : каталог мероприятий по реализации программы тренинга навыков трудоустройства в плане саморазвития и в рамках образовательной дисциплины.

Определив тему, можно предложить участникам группы сфор­ мулировать и записать на двух-трех карточках свои ожидания к предстоящей работе.

Для облегчения выполнения задания можно сформулировать конкретные вопросы и предложить на них ответить: «Какие результаты работы будут важны лично для тебя? »; «Является ли предложенная тема актуальной для тебя лично и почему?»; «Какие насущные проблемы ты хотел бы обсудить?» и т. п. Затем карточки с ответами закрепляются на стенде, и модератор просит очень коротко прокомментировать каждого участника свои ожидания. Это необходимо для того, чтобы не осталось неудовлетворенных тем, что их мнение не заметили, не учли или про­пустили.

Таким приемом, во-первых, достигается осознанное включение участников группы в процесс обсуждения, во-вторых, модератор полу­чает оперативную информацию, учет которой позволяет процесс обсуж­дения сделать личностно значимым практически для всех участников группы, и, кроме того, анализ удовлетворенности ожиданий чрезвы­чайно важен при подведении итогов.

III этап - обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов (= 100 мин.)

На данном этапе необходимо пошаговые планирование и органи­зация работы. Последовательность действий такова:

1. Выявление перечня конкретных навыков трудоустройства в
малых группах или индивидуально (= 30 мин.).

2. Обсуждение и сопоставление выявленных навыков с последующей
группировкой родственных навыков и введением общего для них
названия (= 20 мин.).

3. Ранжирование обобщенных навыков трудоустройства по степе­-
ни актуальности для членов группы (= 10 мин.).

4. Дискуссии в малых группах по проблеме развития наиболее значи­-
мых навыков и презентация конкретных программ развития навы­
ков трудоустройства (= 40 мин.).

1. Индивидуальная работа, когда каждый участник предлагает 2-3 значимых для трудоустройства навыка, приводит к необходимости расположить на плакатах, проанализировать и сгруппировать как мини­мум 50-100 качеств. Очевидно, что подобный подход в данном случае лишен смысла. Решить эту проблему можно, организовав работу в малых группах, в которых участники сначала индивидуально проду­ мывают свой выбор (не менее пяти) необходимых для трудоустройства навыков, а затем результаты обсуждают совместно и составляется общий перечень из 5-10 навыков. Кроме того, группа продумывает аргументацию своего выбора.

2 На выполнение задания отводится строго фиксированное время (30 минут), за соблюдением которого обязательно следит модератор. Им же, при необходимости, задаются функциональные роли и органи­зационная структура обсуждения.

В контексте обсуждаемой проблемы наиболее значимыми яв­ляются мнения о навыках трудоустройства, конечно, студентов и их ро­дителей, далее, преподавателей и, без сомнения, самих работодателей. По этой причине группу можно разделить для дискуссии на подгруппы с условными названиями: «Студент», «Родитель», «Преподаватель» и «Работодатель». Также такой подход позволит студентам взглянуть на проблему объемно, с разных точек зрения. То есть каждая группа долж­на определить важнейшие навыки трудоустройства с точки зрения (как будто бы они являются таковыми) работодателей, студентов, родителей и преподавателей.

Для деления на малые группы можно предложить участникам взять по одному фломастеру, лежащему у них на столе, и группы сфор­мировать в соответствии с цветом фломастера (выбравшие красный цвет становятся «студентами», синий - «родителями» и т. д.). Можно также использовать жеребьевку, когда члены группы вытягивают карточку с указанной на ней ролью.

Карточки, которые раздаются группам, могут быть как одного, так и разных цветов (по группам). Разные цвета помогут в дальнейшем проанализировать различия и сходства групповых мнений относительно отдельных качеств.

Качества, определенные группой и записанные на карточки, зак­репляются на стенде, указанном модератором по окончании работы в группах. Для этого к началу работы должен быть готов стенд (плакат), на котором будет изображена таблица с четырьмя колонками по назва­ниям групп.

В результате визуализации результатов работы получаем примерно такой плакат:

Навыки трудоустройства, которыми должен обладать

Студенты

Преподаватели

Родители

Работодатели

Перерыв

2. После того как необходимые качества были определены в груп­пах и представлены на стенде, модератор проводит анализ и группи­ ровку этих качеств.

Эта работа необходима для того, чтобы уменьшить количество и конкретизировать смысл категорий (навыков), которые в дальнейшем придется обсуждать. Все люди формулируют свои мысли по-разному, значит одно и то же качество может быть описано разными словами, что и проясняется в ходе обсуждения.

Группировка проводится следующим образом: модератор называет одну карточку и пытается найти другие, сходные по смыслу или имею­щие ту же самую формулировку. Эти карточки приклеиваются на стенд рядом. Затем модератор переходит к следующей карточке. И так до тех пор, пока все они не будут рассмотрены. После этого каждой группе навыков присваивается название, характеризующее ее.

Поскольку группы использовали разноцветные карточки, то существует возможность проанализировать специфику представлений разных подгрупп: какие навыки оказались значимыми, по мнению всех категорий экспертов (студенты, родители, преподаватели, работода­тели), а какие представляют избирательную ценность и для кого.

В результате картина на плакате может иметь примерно следую­щий вид:

Навыки трудоустройства, которыми должен обладать современный выпускник колледжа

Коммуникативные навыки

Адаптационные навыки (учет изменений внешней среды, рынка труда)

Заполняются аналогично

· Умении слушать;……………...

· Навык убеждать;……………

· Добиваться признания;……………..

· Устанавливать контакты;………….

· Быть внимательным;……….

· Сотрудничать

· ……………….

· ………………

· ………………

· ………………

· ………………

· ………………

· ………………

· ……………….

· ………………

· ………………

· ………………

· ………………

· ………………

· ……………….

· ……………….

· ………………

· ………………

· ………………

· ………………

· ………………

· ……………….

После группировки навыков встает вопрос выбора приоритетов, поскольку нельзя объять все сферы, особенно в рамках учебной дисцип­лины. Для этого удобно использовать таблицу, в которой сведены все названия групп навыков и в которой члены группы осуществят их ранжирование, отвечая на вопрос: «Какие навыки я хочу развивать в первую очередь?».

Процедура ранжирования может быть упрощена тем, что участ­никам группы дается право сделать лишь три выбора, которые они отмечают в таблице, используя для этого наклейки, или просто делаются пометки фломастером напротив любых навыков. Причем не возбраняет­ся все три пометки расположить у единственного навыка, если его значимость очень высока. Затем количество выборов каждого навыка суммируется и определяется ранг - степень важности данного навыка для группы.

Какие навыки я хочу развивать в первую очередь?

выборы (£72)

Навык в поиске и обработке инфор- мации (вакансии , перспективы)

ххххх

Способность размышлять и действовать в незнакомой и стрессовой ситуации

ххххххххх

ххххххххх

Адаптация к изменяющимся условиям внешней среды и рынка труда

хххххххх

ххххххххх

Коммуникативные навыки

ххххххххх

хххххххххх

Критичность и рассудитель­ ность, способность адекватно оценивать обстановку

Способность принимать незави­ симые решения

Результаты ранжирования позволяют сделать адекватный выбор наиболее важных, по мнению участников группы, навыков. Ими, как видно из таблицы, со значительным отрывом от остальных оказались навыки под номерами: 4, 2 и З. Поэтому дальнейшую работу участников группы целесообразно ограничить поиском возможностей для тре­нировки именно этих навыков (в рамках учебной дисциплины и само­стоятельно).

Разработка программ развития приоритетных навыков прово­ дится в малых группах по определенной схеме, затем результаты представляются в виде плакатов для презентации.

Работа малых групп ограничена 25-30 минутами, а на презен­тацию результатов работы каждая группа получает не более 3-5 минут.

Распределение участников по группам происходит по их собст­венному желанию. Чтобы малые группы сформировались равномерно, можно предложить участникам записаться в группы, ограничив их количественный состав (в нашем случае группа может быть 7+/-2 человека). Так можно не только активизировать процедуру деления на группы, но и сделать очевидной зависимость возможности выбора от проявления активности.

Если кто-то из группы хочет работать самостоятельно над програм­мой тренировки навыка, не оказавшегося в числе приоритетных навы­ков, можно предоставить ему такую возможность.

План обсуждения проблемы в малых группах отражается в плакатах для презентации и представляет собой поиск ответов на ряд вопросов, сформулированных модератором:

Дайте определение навыка, о котором идет речь, это необходимо для того, чтобы у всех было однозначное понимание его сути;

Опишите, в чем конкретно проявляется недостаточное развитие данного навыка или приведите факты, примеры из жизни, кото­рые могут доказывать отсутствие навыка;

Определите, в чем причина отсутствия или слабого развития навыка;

Как можно решить данную проблему и исключить проявление ее в будущем;

Что конкретно вы предпримите для решения проблемы (програм­ма развития данного навыка).

Плакат для презентации результатов работы в малой группе будет таким:

1. Навык и его определение

Имена членов малой группы

2. конкретные примеры проблем, вызванных отсутствием навыка

3. Почему качество оказалось недостаточно развитым?

4. Как можно решить данную проблему?

5. Программа развития навыка

Презентацию результатов работы группы проводит один из ее чле­нов, обычно это - «протоколист». Прерывать выступление вопросами, коррективами или дополнениями не принято. В последующем обсуж­дении презентации, при необходимости и желании, принимают участие и другие члены группы. Модератор следит за соблюдением регламента, как в процессе презентаций, так и в ходе обсуждений.

IV этап - обобщение и конкретизация результатное работы (~ 30 мин.)

В зависимости от реального положения дел этот этап может быть органично выполнен малыми группами до презентации резуль­татов предыдущего этапа модерации. Такая последовательность будет оправдана в ситуации цейтнота, а также, если группа находится на пределе своих возможностей, и вы прогнозируете в дальнейшем сниже­ние работоспособности.

Итак, группами выполнена большая аналитическая работа, которая обязательно должна быть оценена и, главное, воплощена в жизнь! Ценность метода модерации и заключается в том, что вся работа группы ориентирована на конечный результат, который оформляется конкретным планом деятельности. Очевидно, что именно таким способом достигается персональная ответственность участников группы за решение своих проблем, их активность и само­стоятельность.

Участники малых групп получают последнее, пожалуй, самое ос поеное задание - составить каталог мероприятий, т. е. перечень конкретных видов деятельности в рамках предложенных ими программ развития навыков трудоустройства. В каталоге мероприятий, представ­ленном в виде таблицы, непременно указываются сроки и ответственные за выполнение каждого мероприятия. При составлении каталога меро­приятий необходимо акцентировать внимание групп на том факте, что в разряде ответственных могут быть лишь авторы предложений. Учи­тывая вышеперечисленные требования и отсутствие опыта подобной деятельности у участников групп, простое, на первый взгляд, задание оказывается очень трудоемким, требующим интеллектуальных и эмо­циональных затрат.

Поэтому модератор, планируя деятельность данного этапа, дол­жен обеспечить вдумчивую и качественную работу группы, не скупясь на выделение достаточного количества времени (не менее 30 минут).

Основной результат работы с использованием метода модерации, основной документ - каталог мероприятий выглядит примерно так:

Каталог мероприятии

в рамках программ развития навыков трудоустройства

Мероприятие

Как организовать?

организовать

Индивидуальные

составить список

В теч.

консультации

желающих;

недели

психолога

составить график

посещений

Тренинг ком-

откорректировать

В. Г.,

Да, препода-

муникативных

программу;

вателя кур-

навыков

сопоставить с учеб-

са «Техноло-

ной программой

гия карьеры»

План самораз-

составить план;

Да, психо-

вития

завести дневник

лога

самонаблюдени и;

найти единомыш-

ленников

……………….

……………………

……………………

Перерыв

V этап - подведение итогов работы и обмен впечатлениями (30 мин.)

Финальный этап модерации представляет собой интроспекцию всего предыдущего процесса работы и должен стать завершающим и непременно мажорным аккордом для каждого участника группы.

Подведение итогов полезно начать с демонстрации плакатов, на которых зафиксированы все результаты работы и заметен вклад каждого участника. Этот прием поможет участникам группы закрепить целост­ный образ занятия, а также осознать объем и значимость выполненной ими работы. Более того, продуктивный «алгоритм» решения проблемы, который всем ходом модерации был «прожит» и осмыслен членами груп­пы, теперь закрепляется визуально, что повышает вероятность успеш­ного применения его членами группы в реальных жизненных ситуа­циях.

В заключении нужно вернуться к стенду с карточками, на которых были записаны ожидания участников группы к результатам пред­стоящей работы. Можно предоставить участникам возможность перенести свои карточки на другой стенд - «оправданных ожиданий», а затем прокомментировать результат. Важно, чтобы все получили воз­можность объяснить степень удовлетворенности или неудовлетворен­ности своих ожиданий, сопоставив свои представления до начала работы и после ее завершения. Не лишним бывает свободный обмен впечатле­ниями, эмоциональными переживаниями членов группы между собой и с модератором.

Q Если вы располагаете возможностями, то стоит раздать участ­никам подборку всех сфотографированных плакатов. В противном случае непременно сохраните плакаты и предоставьте в дальнейшем возможность членам группы законспектировать их содержание.

Роль последней точки в процессе модерации, завершающего штри­ха в общей картине может с успехом выполнить таблица, в которой интегрируются эмоциональная и деловая оценки результатов работы. Участники группы поочередно отмечают в таблице удовлетворенность сотрудничеством между собой и достигнутыми в совместной работе результатами.

К данному моменту участники группы уже располагают достаточной компетентностью, чтобы самостоятельно проинтерпретировать полученные в таблице результаты, поэтому можно обойтись вовсе без комментариев, или попросить участников группы сделать это самим. В нашем случае результаты таковы:

· Локализация пометок в одной области говорит об единодушии группы;

· Участники группы максимально удовлетворены результатами работы;

· По мнению членов группы межличностные, партнерские отношения оставляют желать лучшего.

Таким образом, получен потенциальный заказ на содержание будущей работы для педагога-модератора с данной группой.

Да и вообще, работа только начинается – впереди практическая реализация каталога мероприятий, корректировка образовательной программы с учетом предложений студентов, организация, как минимум, тренинга коммуникативных навыков. Пожелаем друг другу удачи на этом трудном и увлекательном пути сотворчества и сотрудничества!


Материалы данного курса представлены на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала Мой университет
http://www.moi-universitet.ru/

Подробное описание данной технологии поможет учителям самостоятельно овладеть ею и эффективно ее применять на своих уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный портал «МОЙ УНИВЕРСИТЕТ»
www.moi-universitet.ru

Глава 1 «Что какое модерация?»

Проведенный на сайте www.edu-reforma.ru опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий

В данном курсе мы хотим рассказать о технологии модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.

Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом

Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения. Совместное использование активных методов обучения и технологии модерации позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект.

В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – мозговой штурм, кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.

К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным потребностям. Учителей продолжают готовить по старинке, тем самым, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа. Это не голословное утверждение, это мнение многих наших обучающихся, как заслуженных и опытных педагогов, так и тех, кто недавно был студентом или еще только учится.

Можно ли изменить существующее положение? Отвечаем – ДА! Именно на изменение ситуации в школе нацелены наши курсы, учебники, конкурсы, клубы. Именно для этого к нам приходят тысячи педагогов со всей России! Подготовка учителя по применению активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе, освоение технологий модерации и педагогического проектирования дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. В первую очередь от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются в них. Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника школы самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.

И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам. Помимо самих активных методов, в настоящее время в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Данная технология дает учителю возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы. Модерация позволяет гармонично сочетать передачу учителем новой информации и её самостоятельную активную переработку и осмысление учащимися. Модерация дает возможность педагогу полностью учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности школьников, обеспечивая комфортное увлеченное обучение. Технология модерации позволяет учителю уверенно и демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая гарантированное достижение целей урока.

В соответствии с технологической картой (планом-графиком урока) управляющий (педагог) «включает» в запланированное время определенные элементы (себя, учащихся, средства обучения и т.д.), которые начинают совершать определенные действия в соответствии со своими функциями. Выполнение этих действий, а также переход от одной операции (этап или подэтап урока) к другой координируется и контролируется управляющим. Управляющий отправляет, получает и обрабатывает информацию, что позволяет ему в течение всего образовательного процесса знать, что происходит на каждом участке технологической цепочки и иметь возможность своевременно вносить коррективы, при возникновении такой необходимости. Каждое действие каждого элемента технологической цепочки приносит запланированные результаты, которые в

своей совокупности формируют окончательные результаты образовательного мероприятия. При соблюдении технологии результаты гарантированы. С полученными результатами учащиеся переходят к следующему уроку, на котором их ЗУНКи вновь начинают прирастать в процессе «включения» в технологию.

При организации учебного процесса на основе технологии каждый участник выполняет

определенные функции, поскольку в технологической цепочке нет, и не может быть лишних элементов. В технологии каждый элемент важен, все его действия целесообразны и нацелены на достижение заранее определённых (запланированных) результатов. Применительно к образованию это означает, что все время урока каждый участник выполняет определенные действия, и все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности каждого участника образовательного процесса.

Таким образом, при использовании образовательной технологии у педагога и обучающихся появляются новые функции, которые определяют их новые роли в образовательном процессе. В ходе реализации технологии все участники выполняют определённые действия, соответствующие их функциям, в результате чего на каждом этапе урока решаются конкретные задачи обучения.

Помимо активных участников в технологической цепочке задействованы «пассивные» элементы обучения, например, приемы и методы, источники _____и средства обучения, также выполняющие свои функции. Системная организация взаимодействия всех элементов образовательного процесса в рамках технологии гарантирует с высокой степенью достоверности достижение поставленных целей обучения.

Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море разнообразных

образовательных процессов. Использование модерации позволяет упорядочить протекание всех этих процессов и, тем самым, обеспечить эффективное управление ими.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:

Принципы модерации:

Структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

Систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

Комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены

на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

Прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Фазы (этапы) модерации:

Инициация (начало урока, знакомство);

Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

Интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

Эмоциональная разрядка (разминки).

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании

технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания,

развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками

образовательного процесса;

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса

(визуализация);

мотивация всех участников образовательного процесса;

мониторинг образовательного процесса;

рефлексия педагога и обучающихся;

анализ деятельности участников и оценка результатов.

Интеракция

Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет

модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в

обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план

механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать

малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.

Учитель – ученик

Ученик – ученик

Учитель – малая группа

Учитель – класс

Малая группа – малая группа

Малая группа – класс

Ученик – малая группа

Ученик – класс

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.

Для формирования мини-команд можно использовать различные методы: самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих учеников либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам.

Для более интересных методов формирования малых групп требуется предварительная

подготовка. Можно заранее заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать обучающимся и попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму карточек), либо придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп, либо попросить обучающихся еще до урока, например, через интернет сформировать мини-команды по определенному признаку и т.д.

При формировании групп важно понимать, что от этого во многом будет зависеть

эффективность взаимодействия обучающихся и качество образовательного процесса.

Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, групповой динамики, конкретных задач урока и, в целом, образовательного процесса.

Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы

успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.

На достижение поставленной цели должна быть направлена вся энергия группы, поэтому

учителю важно учитывать этапы развития группы. Сложно ожидать высокой отдачи от группы на начальных этапах ориентации, конфликта и распределения ролей. Только на этапе сотрудничества возникает эффективное заинтересованное взаимодействие участников команды. Поэтому учителю необходимо внимательно отслеживать ход группового процесса и, в случае его замедления, оказывать помощь обучающимся, чтобы группа не застряла на первых этапах и динамично перешла к состоянию солидарности и сотрудничества.

В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды

объединить свои способности для выполнения совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды.

Достижение (и поддержание состояния сотрудничества в групповой работе обеспечивают

качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков.

Таким образом, недостаточно просто организовать работу в группах, усилия и мастерство

педагога должны быть направлены на построение эффективного взаимодействия

обучающихся. Эту цель организации взаимодействия (интеракции) участников

образовательного процесса надо ставить при планировании урока и непосредственно в

процессе его осуществления.

Коммуникация

Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.

Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен

информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Коммуникации пронизывают весь образовательный процесс и охватывают каждого его участника. Планируя урок, семинар, внеклассное занятие, другое образовательное мероприятие, обязательно придется задуматься об особенностях коммуникаций, возникающих в процессе обучения.

Изменение роли, принципов, способов организации и содержания образования естественным образом вызывает изменение форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. Для достижения эффективности обучения учитель должен организовывать, стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.

На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная

организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Следует уходить от понимания коммуникаций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.

Разрабатывая план урока важно помнить о значении модальностей (репрезентативных систем) для качественного восприятия информации.

В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим. Поэтому, например, использование при обсуждении материалов урока наглядных пособий, мультмедиакомпонентов позволит активно включиться в обсуждение темы урока визуалам, выразительная речь с учетом соответствующих субмодальностей, музыкальное оформление презентации обеспечит полную вовлеченность в образовательный процесс аудиалов.

Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с

предметами, использовать язык тела в процессе представления и обсуждения материалов

урока эффективно поможет кинестетикам в понимании и усвоении новой информации.

При моделировании благоприятной ситуации для развития образовательного процесса следует учитывать не только необходимость создания условий для свободного формирования, передачи и получения содержательной информации, но также и важность создания способствующего обучению настроя участников, их эмоционального состояния, чувств, отношений. Эти важные составляющие коммуникации во многом определяют ход и результативность обучения.

Нередко учителя мало внимания уделяют эмоционально-чувственной сфере обучающегося, а ведь, в этом возрасте все переживается очень остро. Напускная грубость, эпатаж или, наоборот, замкнутость, могут скрывать серьезные психологические проблемы ребенка. Такие состояния учитель должен видеть и понимать, своевременно внося коррективы в доле внимания и форме отношения к таким обучающимся. При этом надо учитывать, что создание позитивного эмоционального фона урока, для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.

Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия,

осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации. Именно поэтому, опытные учителя советуют, входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все сорок пять минут урока.

Визуализация

Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро

утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход

обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход образовательного процесса учителю очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.

Включение визуализации в образовательный процесс позволяет активно задействовать

мощный зрительный канал получения информации.

Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты самостоятельного

обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества.

Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом

процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие

положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!

Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен.

Для визуализации можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, акварельные краски, материалы для лепки и другие подходящие для этой цели предметы. Театрализация представления результатов обсуждения также обеспечит яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала. На самом деле, варианты представления процесса и результатов обучения безграничны, точнее, определяются задачами каждого раздела урока и ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся и ресурсными возможностями.


Одним из способов оптимизации социального взаимодействия является технология модерации. В любой сфере, связанной с взаимодействием людей, выбором целей, стратегий и образа действий, использование модерации значительно повышает эффективность работы и стремление достичь цели. Профессиональная модерация может значительно повысить уровень культуры общения и дискуссий, а также эффективность совместной работы в команде, организации в целом, другой социальной группе.

В современном значении под модерацией понимают сопровождение различных видов "помогающей" деятельности в социальной сфере. Ее технологическую основу составляет техника организации интерактивного общения, благодаря которой работа участников взаимодействия становится более целенаправленной и структурированной. Модерирующие технологии применяются в процессе консультирования в сфере профессионального взаимодействия и внутрисемейного общения, лежат в основе организации командной работы, бесконфликтного общения.

Модерация социального взаимодействия позволяет организовать его на основе доверия, взаимопонимания и сотрудничества, то есть, иными словами, сделать его диалогическим. Диалогичность социального взаимодействия рассматривается нами как равноправное взаимодействие его участников, в ходе которого происходит обмен информацией, взглядами, позициями и освоение социального опыта, что успешно в случае реализации чсловековедческой технологичности.

Человековедческая технологичность представляет собой совокупность умений, благодаря которым имеющиеся и получаемые антропологические знания опредмечиваются:

    в практических действиях индивидуума:

    в виде сбора информации и оказания помощи в интерпретации этой информации (семейный консультант, технолог по работе с родителями, спиндоктор, спичрайтер),

    в аналитической деятельности при принятии решений (логист, технолог-аналитик в социальной сфере, модератор, технолог-кризиспик, управленец, социальный работник и др.),

    в футурологическом проектировании эффективного делового спича (корпоративный менеджер, корпоративный секретарь и др.),

    в волевых и душевных умениях, которые выражаются:

    в четкой организации труда,

    в продуктивном использовании рабочего времени,

    в конфликта и стрессоустойчивости,

    в оптимизме,

В формировании здравого смысла как проявления природной разумности человека (в одних случаях это интуитивная осторожность, в других - дерзкий риск в принятии решений по выбору моделей поведения в профессиональной деятельности).

Модерация как явление связано со многими процессами гуманитарной деятельности, Модерация имеет место при проведении диагностических исследований, в сфере "помогающих профессий", в системе разрешения и предотвращения конфликтов, в разрешении кризисных ситуаций, в проведении фокус-1рупповых исследований и т.д.

Понятие "модератор" все шире входит в круг педагогических исследований. При переводе его на русский язык были попытки использовать слова "председатель" или "ведущий". Однако это не адекватная замена. В исходном варианте модератор (от moderator - возглавляющий группу ) - человек, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах: чатах, экоконференциях и т.д. Сегодня модератором называют также руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, ведущего Интернет-конференции.

Модерационные технологии сегодня становятся особенно важными при подготовке специалистов гуманитарной сферы к работе с людьми. Арнольд Тойнби утверждает, что время, в течение которого человечество стало способно создавать цивилизацию, составляет лишь 2% от времени существования человека на земле. Однако за столь короткий исторический срок люди сумели добиться весомых технических и экономических результатов, но менее выразительных социальных. Историческая "дистрофия" последних является причиной неэффективности использования достижений в области техники и экономики для благоустройства общественной и личной жизни людей. Этим объясняется усиленный интерес к человековедческим, гуманитарным технологиям, составляющим основу профессий типа "человек-человек", к которым относится и деятельность модератора.

Модератор должен соответствовать следующим требованиям:

    понимать сущность социальной значимости своей специальности,

    следовать этическим и правовым нормам общества,

    иметь аксиологические устремления (идеалы, ценности, приоритеты, мотивацию),

    знать законы межличностного общения и уметь использовать их на практике,

    обладать способностью принимать решения и нести за них ответственность,

    иметь личный социальный и производственный опыт,

    иметь способность учитывать чужой опыт и др.

Модерирующие технологии - разновидность гуманитарных, человековедческих технологий, основу которых составляет человековедческая компетентность, включающая человековедческую образованность и человековедчсскую технологичность.

На современном этапе чаще всего под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной.

Модератор - специалист, осуществляющий процесс модерации на основе использования технологий модерации.

Модерация рассматривается как один из видов сопровождения наряду с консультированием, супервизией, профессиональными тренингами.

Модерация направлена на раскрытие внутреннего потенциала личности. Этот процесс помогает потенциальное сделать актуальным, что имеет значение в любой профессиональной среде. Поэтому технология модерации может иметь существенное значение при подготовке многих профессий типа "человек-человек".

Подготовка модераторов в условиях отечественной практики предполагает диагностику профессионального опыта управленцев не только на основе требований профессиональных образовательных программ, но и с учетом модераторской компетентности. Важно соединить различные элементы ее диагностики таким образом, чтобы учесть содержательные характеристики деятельности, во-первых, руководителя школы, во-вторых, модератора.

Блоки требований, или области компетентности модератора:

    компетентность в содержании (предметном, управленческом);

    техника модерации;

    организаторские способности.

Эти блоки определяют три основных составляющих компетентности модератора:

    социальная компетентность при акцентировании внимания на умении работать в команде и выстраивать плодотворные взаимоотношения со слушателями;

    специальная компетентность в области повышения квалификации учителей, включающая в себя глубокие знания по теме курсовой подготовки, особенностей образования взрослых, методов управления социально-педагогическими системами и процессов их развития;

    собственно модераторская компетентность, обеспечивающая инициирование процессов обучения и межличностного общения, создание условий для личностного и профессионального саморазвития участников на основе со- и самоуправления процессом повышения своей квалификации; владение различными современными формами, технологиями и методами обучения.

Поскольку модерация как педагогический феномен используется в разных областях образовательной практики (внутришкольное и внешкольное повышение квалификации, управление школой, подготовка модераторов), то естественно предположить, что диагностика должна быть осуществлена либо по различным аспектам, либо носить ингегративный и универсальный характер и должна быть направлена именно на выявление специфической составляющей компетенции модератора. Дело в том, что подготовка модераторов предполагает определенную базу - практическую, теоретическую, а также психологическую готовность осуществлять повышение квалификации своих коллег. Поэтому соответствие требованиям по первой составляющей является обязательным. Другое дело, что этот аспект диагностики может и должен быть использован при выявлении профессиональных затруднений руководителей школ на перспективу, для разра­ботки содержательной компоненты образовательных программ и проектов подготовки модераторов, планирования межкурсового взаимодействия. При дальнейшем совершенствовании диагностического инструментария необходимо помнить и о том, что "знаниевая" сторона не есть последняя цель в подготовке модератора. Основной акцент должен быть сделан на формирование и развитие аналитических, рефлексивных, проектировочных умений, развитие интеллектуальной мобильности.

  • “Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”. (А.Дистервег)
  • “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”. (Л.Н.Толстой)
  • “Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить” (Т.Эдисон)

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Приведенные выше высказывания известных людей убедительно показывают, что цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться о том, чтобы это были знания актуальные и сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять их в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Именно технология позволяет при условии ее качественного освоения и применения, обеспечивать достойный уровень образовательных результатов даже у начинающих педагогов. Образно говоря, технология – это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Третий год в практике работы я использую технологию модерации, которая позволила значительно повысить качество и результативность уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, позволила активизировать познавательную деятельность учащихся и эффективно управлять процессами обучения, воспитания и развития.

Технология модерации (мoderare) – в переводе с латинского означает – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивают и применяют модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Сегодня модерация – это эффективная интерактивная технология. Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, на развитие исследовательских и проектировочных умений, на развитие коммуникативных способностей.

Все это является одним из главных требований ФГОС.

При использовании технологии модерации принципиально меняется роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся. Учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Таким образом растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их деятельность заинтересованной, мотивированной, нацеленной на достижение образовательных результатов.

Технология модерации подразумевает такую работу, которая может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. В технологии модерации определены следующие этапы урока:

Инициация (начало урока, знакомство);

Вхождение или погружение в тему (определение целей урока);

Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

Интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

Эмоциональная разрядка (разминка).

На всех этапах урока ученики моего класса активно участвуют в обсуждении темы, в выполнении заданий, в презентации результатов самостоятельной работы.

Для каждого этапа урока я использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждого этапа модерации. Я хочу представить некоторые методы, адаптированные к применению и используемые мною в начальной школе.

На этапе инициации (начало урока) чаще всего использую метод “Пусть говорят”. Я озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся людей и прошу учащихся ответить на вопрос: “Как вы понимаете эти слова?” Эпиграф я выбираю неслучайно. Он должен отражать или содержание урока, или деятельность учащихся на занятии. Затем предлагаю ученикам придумать свой эпиграф, так чтобы он означал тоже, что и авторское изречение.

Метод “Посвящается уроку”. Озвучиваю приветствие собственного сочинения, свои пожелания и прошу детей сочинить свое приветствие, используя первую строку моего приветствия, пожелания.

На этапе вхождения или погружения в тему учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, сообщают цели урока. Здесь я использую такие методы, как “Разгадывание кроссворда”, “Незаконченная фраза”.

Метод “Заморочки из бочки”. Вынимаю по одному предмету из бочки, а ученики должны как можно быстрее догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Дерево желаний”, “Разноцветные листы”, “Ковер идей”, “Что у меня на сердце”, “Фруктовый сад”, “Вырасти цветок” и другие позволяют эффективно выявить ожидания и опасения, и постановку целей обучения.

На этапе рефлексии я использую такие активные методы как:

Метод “Мудрый совет”. Группа учеников пишет в конце урока совет тем детям, которые ещё не совсем поняли тему урока, либо пишут напутствие на выполнение домашнего задания.

Метод “Цветик-семицветик”. Дети отрывают лепестки понравившегося цвета и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод “Итоговый круг”. Учитель даёт минуту. Подготовленные члены группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Метод “Дневник истории”. Ученики, у которых на уроке что-то получилось впервые, делают запись в этот дневник, фиксируют свои открытия.

Таким образом, технология модерации и АМО в образовательном процессе позволили мне:

Повысить познавательную активность обучающихся;

Повысить самостоятельную деятельность обучающихся и ответственность учащихся за результаты обучения;

Источники:

  1. http://www.moi-universitet.ru


Поделиться