Миссионерская работа план занятий. Об организации миссионерской работы в русской православной церкви

«Каждая община должна стать школой подготовки христианских работников. Члены общины должны быть научены, как преподносить библейские истины, как проводить уроки субботней школы, как наилучшим образом помогать бедным и заботиться о больных, как работать среди необращенных душ. Такая подготовка должна быть не только теоретической, но и практической, под руководством опытных наставников»

(Е. Уайт, Христианское служение, с. 59)

Стратегия:

открыть филиал МИХС в каждой общине ЕСД.

Цель:

обучить личному благовестию каждого члена Церкви.

Ответственные на уровне конференции:

президент, секретарь ПА, руководитель отдела СШ и ЛС.

Ответственные на уровне местной церкви

пастор общины

1. Открыть один факультет МИХС — Факультет личного благовестия в каждой общине ЕСД. Список предметов и учебных пособий прилагается.

2. Пастор обучает членов церкви личному служению благовестия по материалам МИХС. Он организовывает практические занятия, участвует в них, вовлекая всех членов церкви в миссионерскую деятельность.

3. Каждая первая суббота месяца посвящается обучению членов церкви личному благовестию по программе МИХС и миссионерской работе.

4. Учебный процесс строится следующим образом:

Богослужение: субботняя школа, короткая воодушевляющая проповедь, обучение личному благовестию по программе МИХС. Сдача экзаменов в последнее воскресенье месяца.

5. Продолжительность обучения — 2 года.

6. Практическая миссионерская деятельность проводится во второй половине субботнего дня пастором и всеми членами церкви, а также силами малых групп среди недели.

7. Раз в квартал проводится членское собрание, на котором делается анализ миссионерской деятельности общины.

Факультет: Личное благовестив Этот курс обучает конкретным методам благовестия, к которым относится посещение людей на дому (от дома к дому); проведение библейских уроков; социальные программы; миссионерская библиотека и продажа литературы; подготовка миссионеров, помогающих людям сделать правильный выбор и принять Христа; участие в других видах деятельности с целью сеять евангельское семя, взращивать и собирать урожай.

Предметы и учебные пособия МИХС-2

1. Духовные дары — ключи к служению/ «Практические духовные дары».

2. Принципы толкования Библии и трудов Духа пророчества/«Как толковать Библию и труды Е. Уайт».

3. Принципы обучения основным доктринам Церкви АСД/ «В начале было Слово».

4. Миссионерская работа с представителями других конфессий/ «Пути благовестия», т.1, 2.

5. Принципы личного христианского свидетельства / «Как свидетельствовать о Христе».

6. Простые методы проведения библейских бесед / «Руководство по проведению библейских бесед».

7. Принципы преподавания библейских уроков / «Как преподавать библейские уроки».

8. Евангельские принципы в жизни Иисуса / «Методы Христа в благовествовании».

9. Методы посещения «из дома в дом» /«От дома к дому».

10. Принципы приготовления людей к принятию решения / «Убеждение».

11. Принципы организации субботней школы в Церкви / «Влияние субботней школы на рост Церкви».

12. Основные методы преподавания в субботней школе/ «Методы обучения в субботней школе для взрослых».

13. Основы литературного евангелизма / «Основы литературного евангелизма».

Книга Г. И. Штеле «Сделайте учениками все народы».

Очередность издания книг МИХС-2

1. Практические духовные дары Как толковать Библию и труды Е. Уайт

2. Руководство по проведению библейских бесед Как преподавать библейские уроки Как свидетельствовать о Христе

3. Методы Христа в благовествовании От дома к дому Убеждение

4. Влияние субботней школы на рост Церкви Методы обучения в субботней школе для взрослых

5. Пути благовестия, т. 1

6. Пути благовестия, т. 2

7. Основы литературного евангелизма

8. В начале было Слово

Задачи пастора

«Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны» (Тит. 3:14).

«…Учитель ли [пребывай] в учении» (Рим. 12:7).

«Чтобы он был силен и наставлять в здравом учении…» (Тит. 1:9).

«Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:11).

«Учи сему и увещевай» (1 Тим. 6:2).

«Епископ должен быть… учителей» (1 Тим. 3:2).

«Занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13).

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

«Быть приветливым ко всем, учительным…» (2 Тим. 2:24).

«Показывай… в учительстве чистоту» (Тит. 2:7).

«Поставил … пастырями и учителями» (Еф. 4:11).

«На миссионерских собраниях необходимо объяснять людям методы проведения миссионерской работы. Бог рассчитывает, что Его Церковь будет воспитывать и готовить своих членов для дела просвещения мира. Нужно давать такое образование, чтобы в результате появились сотни людей, которые отдали бы свои ценные таланты торгующим» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 431, 432).

«Необходимо поднять людей до такого уровня, чтобы они смогли открыть живые изречения Бога всему человечеству. Люди всех сословий и способностей, наделенные разными дарованиями, должны гармонично сотрудничать для достижения общего результата» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 17).

«Необходимо возрождать миссионерский дух в наших церквах» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 29).

«Служители должны научить своих слушателей пониманию того, что все принимающие истину обязаны принести плод во славу Божью» (Свидетельства для Церкви, т.4, с. 317).

«Служителю не следует всю работу брать на себя, напротив, нужно подключать к работе людей, твердо стоящих в истине. Таким образом, он обучит слушателей методам евангельской работы и оставит их трудиться в данном городе после того, как сам уедет» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 319).

«Нам надо составлять более широкие планы обучения работников, которые будут возвещать весть» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 581).

«У нас есть свет и славные, обильные, готовые для использования небесные дары в виде истины. Но наши люди еще не обучены и не дисциплинированы, чтобы трудиться на быстро созревающих полях» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 582).«Следует предпринимать постоянные усилия по подбору новых работников. Таланты должны быть обнаружены и распознаны. Людей, обладающих благочестием и способностями, следует направлять на учебу, чтобы они подготовились к участию в распространении света истины. Все, кто способен трудиться, должны быть включены в те отрасли работы, к которым у них есть способности» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 722).

«Мы должны учиться, когда надо говорить, а когда надо хранить молчание, учиться тому, как сеять семена и нести свет, а не тьму» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 69).

«Мы учимся, чтобы затем учить других. Эту мысль нужно довести до сознания каждого члена церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 115).

«Теперь нужны вооруженные и снаряженные люди, способные сражаться за Бога» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 148).

«Практическая работа воздействует на умы гораздо сильнее, чем проповеди» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 302).

«Людям читают слишком много нравоучений, но учат ли их тому, как трудиться ради душ, за которых умер Христос? Намечена ли для них линия работы и представлена ли она таким образом, чтобы каждый осознал необходимость участия в ней?» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 431).

«Необходимо давать такие наставления, которые будут как бы уроками от Господа, дабы все могли на практике применять полученный свет» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 431).

«Необходимо повсюду создавать небольшие миссии, чтобы учить мужчин и женщин, как использовать и каким образом взращивать их таланты. Все должны знать и понимать, что от них требуется, и тогда многие люди, пока что не занятые делом, станут истинными работниками» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 432).

«В церкви необходимо проводить организованную работу, чтобы ее члены поняли, как нести свет ближним и таким образом укреплять свою собственную веру и умножать свои знания. Когда они станут делиться светом, полученным от Бога, то начнут утверждаться в вере. Действующая церковь — это живая церковь» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 435).

«Братья, способные учить работников следовать за Христом и работать так, как работал Он, могут и должны распределять это бремя и проводить образовательную работу в церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 435).

«Пусть служители используют всю изобретательность при разработке планов, посредством которых молодые члены церкви могли бы сотрудничать с ними в миссионерской работе» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 435).

«Так и сегодня надо трудиться Божьим рабам, отбирая и обучая достойных молодых людей в качестве своих соработников. Да поможет нам Бог освятиться, чтобы затем своим примером освящать других и помогать им успешно трудиться в приобретении душ для Христа» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 15).

«Величайшая поддержка, которую можно оказать нашим людям, состоит в том, чтобы научить их трудиться для Бога и полагаться на Него, а не на служителей. Пусть они научатся трудиться так, как трудился Христос. Пусть они присоединятся к Его армии работников и добросовестно служат Ему» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 19).

«Сразу после организации новой церкви служителю следует загрузить ее членов работой. Их нужно научить успешно трудиться. Служитель должен больше времени уделять делу воспитания, нежели проповеди. Пусть он научит людей делиться знаниями, которые получили они сами» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 20).

«Господу не угодно, чтобы служителям приходилось делать большую часть работы посева семян истины. Людям, не призванным на служение, надо ободриться и трудиться для Господа в меру своих способностей. Сотни праздно сидящих братьев и сестер могли бы совершать приемлемое служение для Господа» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 21). «Все проповеди мира не помогут людям глубоко осознать нужду гибнущих рядом с ними душ. Пробудить в людях самоотверженное рвение можно, только послав их на новые поля для работы с блуждающими во мраке» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 147).

«Одной из целей наших… встреч является помощь в приобретении познания практических методов личного благовествования» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 81).

«Скромно идущих по жизни людей необходимо побудить взяться за дело Божье. Трудясь, они приобретут драгоценный опыт. Имеется недостаток в тружениках на ниве Божьей, и у нас нет ни одного лишнего человека. Надо не охлаждать пыл людей, пытающихся служить Господу, но поощрять многих других для работы на поле» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 118).

«Молодых следует научить быть миссионерами и по месту своего жительства, и в любых других местах» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 118).

«Не должно быть задержки в таком хорошо спланированном подходе по обучению и воспитанию членов наших церквей» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 119).

«Вся работа по обучению должна сопровождаться серьезными усилиями, направленными на поиск Господа и Его Святого Духа» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 119).

«Служители, проповедуйте истины, побуждающие слушателей лично трудиться для людей, еще живущих без Христа. Всячески поощряйте личные усилия. Помните, что работа служителя состоит не из одного лишь проповедования» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 124).

«Необходимо хорошо разработать план приема на работу таких служителей, которые могли бы направиться во все наши церкви — крупные и малочисленные и научить членов церкви трудиться для ее созидания, а также для приобретения неверующих. Если мы в чем нуждаемся, так это в обучении, образовании и воспитании» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 117).

Шаги подготовки общины к обучению по программе МИХС-2

Готовясь к обучению по программе МИХС-2 в вашей общине, необходимо обратить особое внимание на весьма существенный пункт: обеспечение преподавателя и будущих студентов учебными пособиями.

Пастор является преподавателем МИХС в общине. Прежде чем вся община будет вовлечена в процесс обучения, необходимо провести ряд мероприятий:

1. Заранее поставить в известность всех членов церкви о предстоящем обучении. Сообщить общине точную дату начала обучения по программе МИХС-2.

2. Пригласить (и сделать это как можно более позитивно) всех членов церкви к обучению. (Привести ряд убедительных аргументов о необходимости участия каждого члена церкви в этой обучающей программе).

3. Заранее приобрести необходимое количество учебных пособий (согласно ранее поданной заявке от членов церкви).

4. Создать в общине библиотеку материалов МИХС для тех, кто испытывает финансовые затруднения в приобретении учебной литературы.

5. Подготовить специальную, торжественную часть служения (музыкальные номера, поэзия, проза и т.д.), предваряющую информацию о работе МИХС.

6. Украсить помещение, насколько это возможно.

7. Церемонию открытия учебной программы и первое занятие по программе МИХС-2 провести в субботу в первой половине дня, превратив это мероприятие в праздник всей церкви.

План учебного процесса

Обучение членов церкви личному благовестию

1-я суббота. Тема проповеди: «Определи свое место в Теле Господнем».

Лекция по учебнику «Практические духовные дары». Практический семинар: определение духовных даров каждым членом церкви.

2-я суббота. Тема проповеди «Несравненное сотрудничество».

Лекция по учебнику «Как преподавать библейские уроки», часть 2. Посвящение всех учащихся на обучение и дальнейшее служение.

3-я суббота. Тема проповеди: «Влияние Слова». Лекция по учебнику «Руководство по проведению библейских бесед».

4-я суббота. Тема проповеди: «Последуем примеру Христа».

Лекция по учебнику «Методы Христа в благовествова-нии». Практические занятия: осуществление социальной программы (или нескольких) при участии всех членов церкви.

5-я суббота. Тема проповеди: «Иди к своим и расскажи, что сотворил с тобою Бог».

Семинар: Миссионерская работа по программе «ОЙКОС».

6-я суббота. Тема проповеди: «Ищите и найдете, стучите и отворят вам».

Лекция по учебнику «От дома к дому». Практические занятия: благовестив с использованием метода анкетирования («из дома в дом»).

7-я суббота. Тема проповеди: «Убеди прийти, чтобы наполнился дом мой».

Лекция по учебнику «Убеждение».

8-я суббота. Тема проповеди: «Пример для Церкви Остатка».

Семинар: организация и работа миссионерской библиотеки. Практические занятия: благовестив посредством миссионерской библиотеки.

9-я суббота. Тема проповеди: «Субботняя школа и спасение».

Лекция по учебнику «Влияние субботней школы на рост Церкви». Семинар: пути привлечения людей ко Христу через работу субботней школы.

10-я суббота. Тема проповеди: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора…»

Лекция по учебнику «Пути благовестия», т. 1.

11-я суббота. Тема проповеди: «Используй свой талант». Семинар: Организация работы заочной библейской школы (ЗБШ). Практические занятия: благовестие посредством ЗБШ.

12-я суббота. Тема проповеди: «Новую песнь воспою Тебе». Лекция по учебнику «Методы обучения в субботней школе для взрослых».

13-я суббота. Тема проповеди: «Принципы обучения, оставленные Христом».

Лекция по учебнику «Как преподавать библейские уроки», часть 1. Практические занятия: благовестие путем преподавания библейских уроков.

14-я суббота. Тема проповеди: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора…»

Лекция по учебнику «Пути благовестия», т. 2.

15-я суббота. Тема проповеди: «Исторически сложившиеся методы работы Церкви АСД».

Лекция по учебнику «Основы литературного еванге-лизма». Практические занятия (воскресенье): продажа литературы.

16-я суббота. Тема проповеди: «Идите и научите». Лекция по учебнику «Как свидетельствовать о Христе». Семинар: успешные методы евангельской деятельности.

17-я суббота. Тема проповеди: «Приготовить народ особенный».Лекция по учебнику «Как преподавать библейские уроки» (последние главы).

Семинар: как приготовить человека к принятию важнейшего решения жизни.

18-я суббота. Тема проповеди: «Ты же прими его, как мое сердце».

Семинар: как сберечь новообращенных.

19-я суббота. Тема проповеди: «Почему я адвентист, или в чем отличие Церкви Божьей от других религиозных организаций».

Лекция по учебнику «В начале было Слово».

20-я суббота. Тема проповеди: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно».

Лекция по учебнику «Как толковать Библию и труды Е. Уайт», часть 1.

21-я суббота. Тема проповеди: «Дар пророчества в Церкви Остатка».

Лекция по учебнику «Как толковать Библию и труды Е. Уайт», часть 2.

22-я суббота. Тема проповеди: «Ведомые Духом Божьим».

23-я суббота. Торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.

Крещение тех, кто был подготовлен студентами МИХС ко времени завершения обучения.

Посвящение всех присутствующих на дальнейшую миссионерскую деятельность.

Представить эту программу церкви, привлечь всех членов церкви к ее осуществлению.

Проанализировать причины ухода людей из Церкви и найти способы сохранения всех приходящих в церковь.

Использовать предложенные практические советы, а также разрабатывать свои методы, способствующие сохранению людей в церкви.

Образец проведения богослужения в первую субботу каждого месяца

«Необходимо тщательно разрабатывать планы богослужений. Здравый смысл здесь весьма и весьма необходим. Следует посвятить Христу все мыслительные способности и изобрести такие способы и средств, чтобы служить Ему наилучшим образом» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 71).

«Сухие, банальные свидетельства и молитвы, в которых отсутствует сила Христова, не помогут людям. Если бы все, называющие себя детьми Божьими, исполнились верой, светом и жизнью, то какое чудесное свидетельство было бы дано людям, приходящим услышать слова истины! И сколько душ было бы приобретено для Христа!» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 64).

«Если субботние собрания, утренние и вечерние служения в семье и в церкви не будут благоразумно организованы и оживотворены Духом Божьим, то они могут стать весьма формальными, отталкивающими, непривлекательными и весьма обременительными для молодых. Общественные встречи и все другие духовные упражнения необходимо планировать и проводить таким образом, чтобы они были не только полезными, но и приятными, бесспорно привлекательными. Совместная молитва привязывает сердца к Богу прочными узами; открытое и смелое исповедание Христа, проявления в наших характерах Его кротости, смирения и любви пленит неверующих красотой святости» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 175).

«Приучайте молодых исполнять то, что им назначено, еженедельно приносить свои отчеты на миссионерские собрания и рассказывать, какой опыт они приобрели и какого успеха добились с помощью благодати Христа. Если бы такие отчеты делались посвященными работниками, то миссионерские собрания не были бы скучными и утомительными. В них присутствовал бы живой интерес и не было бы недостатка в посещаемости» (Свидетельства для Церкви, т, 6, с. 436).

«Случается такое время, когда нашим служителям уместно по субботам проводить в наших церквах короткие беседы, исполненные жизнью и любовью Христа. Но члены церкви не должны ожидать проповедь каждую субботу. Нам следует помнить, что мы странники и пришельцы на этой земле и стремимся в лучшую, небесную страну. Так давайте же трудиться с таким рвением и преданностью, чтобы грешников привлечь ко Христу. Люди, объединившиеся с Господом в завете служения, берут на себя торжественное обязательство вместе с Ним совершать великое дело спасения душ. Пусть члены церкви в течение недели добросовестно выполняют свою работу, и тогда им будет о чем рассказать в следующую субботу. Тогда собрание уподобится пище, поданной вовремя, и вдохнет во всех присутствующих новую жизнь и силы. Когда дети Божьи осознают великую потребность трудиться так, как трудился Христос для обращения грешников, тогда свидетельства, возвещаемые ими на субботнем богослужении, наполнятся силой. Эти люди будут с радостью рассказывать о ценном опыте, который они приобрели, трудясь для других» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 19).

«Сделайте общественные собрания в церкви как можно более интересными. Пусть каждый присутствующий почувствует, что у него есть на этом собрании свои обязанности» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 190).

«Возвысить пред людьми Христа — вот в чем заключается обязанность и отрада всякого служения, вот в чем состоит конечная цель всякого труда. Пусть будет явлен Христос, а наше „я» спрячется за Ним. Такое самопожертвование ценно, такое самозабвение принимает Бог» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 147).

В первую субботу каждого месяца необходимо четко и динамично проводить предлагаемые части богослужения, исключив в этот день (насколько это возможно) различные объявления, чтобы посвятить время обучению по программе МИХС и проведению соответствующих семинаров.

В последнее воскресенье месяца провести сдачу экзаменов. Предлагаем следующую организацию сдачи экзаменов:

q Молитва

q Короткая проповедь пастора или чтение 2-3 обетовании и краткий комментарий

q Два свидетельства членов церкви

q Молитва

q Краткое повторение вопросов, предложенных для самостоятельного изучения

q Экзамены

q Ответы на вопросы

q Молитва

Идеи и предложения по проведению служений, посвященных программе МИХС

Пастору церкви как преподавателю всех дисциплин учебной программы необходимо заранее хорошо подготовиться к проведению этого служения:

q Подготовить проповедь на предлагаемую тему, используя библейские тексты и цитаты Духа пророчества, предлагаемые в пособии, украсив проповедь своими примерами и обогатив ее своими наработками по этой теме.

q Пастору необходимо тщательно изучить соответствующее учебное пособие и приготовить краткий конспект или план, чтобы в течение лекционных часов изложить основные идеи, принципы, положения той или иной дисциплины (темы).

q Пастору необходимо хорошо изучить материал семинара (ему предстоит дополнить лекцию из учебника и наметить практические шаги).

q Если планируется практическое занятие с выходом за стены церкви, необходимо заранее самому освоить те методы, которые предлагаются членам церкви (анкетирование, миссионерская библиотека, «из дома в дом» и др.).

q Если планируется проведение практических занятий с выходом всей общины, следует заранее приготовить все необходимое (анкеты, библейские уроки, брошюры, книги и т.д.), чтобы было достаточно материалов и все бы могли участвовать.

q Совершая практические занятия и посещая людей там, где они живут, необходимо основательно разработать стратегию и методы посещения, чтобы каж-

дая группа миссионеров знала, куда, в какой дом, на какую улицу, в какую квартиру они пойдут. Это позволит избежать путаницы в работе (кого-то пропустили, к кому-то зашли дважды) и недовольства тех, кого будем посещать.

Творчески подходите к организации богослужения в первую субботу месяца. Хорошо продумайте и осуществляйте все его части.

Приглашайте как можно больше членов церкви участвовать в них. Привлекайте к этому талантливую молодежь (пение, сценки, стихи и др.).

Привлекайте к участию детей: пение, стихи, свидетельства.

По возможности сделайте служение первой субботы месяца и обучение по программе МИХС особым миссионерским праздником как для всей общины, так и для каждого члена церкви. Пусть в этот день чаще звучат слова молитвы. Дайте членам общины возможность обращаться к Богу в молитвах: личных, совместных и общих.

Включите в программу служения свидетельства обратившихся к Господу (1-2 свидетельства), которые подходили бы к теме вашей предстоящей лекции или семинара. Например:

q как я пришел в Церковь АСД, будучи православным;

q как изменилась моя жизнь с того времени, как я принял Христа в свое сердце;

q как Бог помог мне донести весть надежды до моих родственников;

q как я свидетельствую окружающим людям о Боге

q Организовывая обучение по программе МИХС, используйте доску или большие листы бумаги, фломастеры и др.Пения, сценки, опыты, свидетельства, стихи должны вписываться во все происходящее, гармонично дополнять и усиливать предлагаемую тему, вызывая интерес и желание глубже понимать и претворять в жизнь полученные знания.

q Рассказывая членам церкви о различных методах благовестия и обучая их этим методам, помните, что в церкви могут присутствовать люди, не являющиеся членами Церкви АСД.

q Чтобы они не испытывали чувства неловкости и смущения, слыша о различных секретах миссионерской деятельности, начните предстоящую тему с библейских текстов и расскажите о Божьей любви к человеку и о великой цене нашего искупления. Используйте слайды М.Финли (от 2 до 5) на ваше усмотрение. Прежде чем приступить к процессу обучения, исполните несколько (1-2) псалмов, которые напомнят слушателям о том, что Бог сделал для нас. Используйте лучшие псалмы из молодежных сборников, «Гимнов надежды» и др.

q Хорошо продумайте и спланируйте проведение всех служений в первую субботу месяца.

q Превратите эти субботы в миссионерские праздники для всей церкви, которые люди ждали бы с огромным интересом и активно участвовали бы в них. И это произойдет, если в процессе обучения согласно предложенной программе будут проводиться практические занятия и будет осуществляться миссионерская работа членов церкви: индивидуальная или же в малых группах.

Сегодня знакомьтесь с программой Института дистанционного образования «Теория и практика миссионерской деятельности в современной Росси». Абитуриенты часто задают уточняющие вопросы по программам в целом и по отдельным дисциплинам. Мы решили обратиться за ответами непосредственно к преподавателю - Алексею Валерьевичу Пиличеву, заодно познакомить вас с ним и с подробностями учебных процессов. Регистрация на программу уже открыта.

Программа «Теория и практика миссионерской деятельности в современной России» появилась в Институте недавно. Состоялся только один выпуск. Сейчас, после того, как Святейший Патриарх Кирилл отметил важность миссионерской деятельности, курсы подготовки миссионеров появились почти на каждом приходе. Чем отличается Ваша программа от них, какие методы и наработки используете Вы?

Программа «Теория и практика миссионерской деятельности в современной России», в частности, одна из трех ее дисциплин «Миссиология» – это, прежде всего, практика! Как практику можно организовать дистанционно?

Мы изучаем различные практические методы работы с людьми: беседа с одним человеком, с группой, главный вопрос – как сделать беседу интересной.

Беседа с одним человеком
– это ваш краткий, на 30 – 60 секунд, рассказ о Православии. Даже не рассказ, а, скорее, создание яркого образа словесными средствами. Этому мы учимся через разработку убедительного, эмоционально окрашенного выступления, которое слушатели сдают в форме одно- двухминутной видеозаписи. Воспроизводится конкретная жизненная ситуация, когда незнакомый человек спросил Вас о Православии и вы понимаете, что больше минуты он Вас не выслушает, а надо его хоть как-то зацепить, заинтересовать. Вот тут и пригодится навык краткого, четкого рассказа-зарисовки.

Особая «песня» – это работа с группой . Работа с группой проходит в разной форме: это может быть однократная беседа или цикл бесед, интерактивные занятия, предполагающие дискуссии и упражнения, и, наконец, помощь слушателям в решении их проблем.

Однократная беседа –вас пригласили в школу, или к военнослужащим, или к студентам рассказать о Православии. Мы ориентируемся на 40 – 80 минут – классические полпары- пару. Что должно произойти за это время? Вы опять-таки должны заинтересовать людей и создать образ многогранного, сложного, но вместе с тем очень интересного и, главное, актуального, нужного для них Православия. Как это сделать? Активное выступление с презентацией. Здесь очень важную роль играет презентация, то есть визуальный ряд слайдов, и мы в ходе обучения учимся ее составлять и с ней работать.

Цикл бесед – вы уже становитесь фактически постоянно действующим преподавателем. Здесь важно рассказать о Православной культуре и показать слушателям, что они тоже – часть этой культуры, пока, увы, пассивная. Здесь используются уже не только беседы с презентациями, но и разные активные методы работы. Так дискуссия помогает людям раскрыть себя, стать ближе к изучаемому предмету. Но дискуссию надо уметь организовывать. В рамках программы «Теория и практика миссионерской деятельности в современной России» мы учимся составлять план дискуссии, изучаем аспекты ее проведения.

Упражнения – это особый жанр миссионерской работы с людьми. Надо понимать, что люди, за редким исключением, тянутся к Церкви и Православию, чтобы решить свои личные проблемы. Только потом у них появится чувство Бога. Надо помочь людям осознать, что духовная жизнь реально помогает решать проблемы. А для этого надо уметь соединить внутреннюю проблему человека с миром Православия. Такая встреча происходит тогда, когда мы с людьми играем; игра со взрослыми – это духовно- психологическое упражнение. Например, возьмите Еккл. 3:1-8 – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» и далее. Там вы увидите четырнадцать полярных высказываний, которые охватывают жизнь человека. Сделайте из них шкалу и предложите людям отметить на ней свое место! Вы соедините духовное с внутренним миром этого конкретного человека, и у вас появится прекрасная основа для глубокой беседы! Такие приемы работы с людьми мы изучаем в нашем курсе.

На что особенно следует обращать внимание тем, кто хочет связать свое будущее с миссионерской деятельностью?

Важный аспект – это психология современного человека. Она очень специфична и непроста. Здесь необходимо учитывать отличия между горожанами и жителями села, между мужчинами и женщинами, людьми с высшим образованием и теми, кто имеет среднее, людей творческой «богемы» и офисных работников или менеджеров и т.д. Мы разбираем специфику этих групп, работы с ними, их психологические особенности.

Часто при слове «миссионер» у людей возникает образ человека в рясе, стоящего на площади и взывающего к толпе, или женщины, раздающей Евангелие на улице. Но сегодня миссионер, наверно, не может избегать современных средств связи?

Миссионерская работа в Интернете обязательна, очень высокая степень проникновения информационных технологий в общественную жизнь. Одна из итоговых работ программы - создание миссионерского сайта-визитки. Точнее не создание сайта, а разработка технического задания для постановки задач программисту - это обязательно для всех учащихся курса.

А разработка развернутого полноценного сайта - один из вариантов задания для дипломной работы. Мы обычно предлагаем несколько вариантов такой работы, но мои дипломники чаще выбирают создание сайта.

По направлению "Миссиология" учащиеся пишут курсовую и выпускную работы, в рамках которых разрабатывают актуальные для современной миссии темы: территориальная миссия, миссия среди определенных категорий людей, интернет-миссия, противостояние сектам, диалоги с неправославными традиционными конфессиями и другие.

Каково будущее выпускников программы?

Начнем с того, что поступают на программу люди, имеющие богословское образование любого уровня: бакалавры, магистры, специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку. Значит, мы должны предложить им такую степень подготовки, чтобы на выходе это был миссионер не просто широкого профиля.

Поэтому наши выпускники получают наибольший спектр возможностей применения знаний - работать не только миссионером, но и катехизатором, социальным работником, специалистом по работе с молодежью. Не так давно появилась новая группа граждан – трудовые мигранты, работа с ними тоже имеет свои особенности. Конечно, наш выпускник сможет использовать все медиа ресурсы. Изучаемые практические методики делают миссионера профессионалом – практиком по работе с разными людьми. Здесь мы подходим к тому, что всегда интересно абитуриентам: кто преподает эту программу?

Естественно, что решение таких амбициозных задач целиком зависит от преподавателя. И кто же он? То есть, кто я такой, что берусь предложить решать такие задачи?

Я, Пиличев Алексей Валерьевич, 1971 года рождения, женат, да еще и имею троих детей в придачу, кандидат экономических наук, выпускник ПСТГУ. Ну что? Что это дает учащемуся?

Объясняю подробнее.

Мое призвание – это практическая, «полевая» работа с людьми, духовная и психологическая помощь людям. Я осознал это не сразу. Сначала закончил технический университет в Екатеринбурге (УГТУ-УПИ) по совершенно рабочей специальности – металлургия черных металлов (1994). Это обучение дало мне понимание того, что такое технологический процесс и обычные рабочие люди. Но уже с третьего курса я начал активно изучать психологию. Почему? Было желание разобраться с собой, понять, кем мне быть по жизни. Перечитал большинство классиков зарубежной психологии: Фрейда, Юнга, Морено, Берна, Пиаже и др. С четвертого курса начал учиться заочно в Санкт- Петербурге, в только что открытой тогда, на фоне разгула демократии в России, школе практической психологии (с 1993 года). На этой волне после окончания вуза пошел работать в тот же УГТУ-УПИ, но на кафедру практической психологии. Это был 1995 год, кафедра только организовалась, меня назначили заведующим лабораторией психологической диагностики и тренинга. На кафедре работали психологи- профессионалы. Четыре года я участвовал в практической работе, в психодиагностике и в тренингах. С 1995 года преподавал как ассистент. Психология у меня – как первая любовь – романтично, захватывающе, вспоминаю с трепетом.

Дальше совершил крутой поворот в своей жизни: ушел в экономику, практическую – менеджмент и управление персоналом. Пять лет работал консультантом по управлению на предприятиях и при этом преподавал в вузах (1998 - 2002). Все это вылилось в защиту кандидатской диссертации в 2002 году. К защите двигался трудно (в экономисты с «мордой» металлурга-психолога!), с апломбом принял внутреннее решение: если защищусь – приму крещение. Защитился и в конце 2003 года крестился. Через месяц после крещения пошел в храм на Исповедь и к Причастию (признаюсь, Бог тогда меня совершенно чудесным образом «пнул», а то бы долго раздумывал). Получил опыт духовной жизни, молитвы, сейчас вспоминаю это время как исполненное разных чудес: замечательное время, когда Великий Пост казался легким, а я в храм не шел, а летел. Крещение поменяло и работу, ушел из экономики в богословие, в 2003 году поступил в ПСТГУ, закончил бакалавриат по направлению «Миссиология» в 2008.

А когда Вы начали преподавать?

Я все это время преподавал, сначала как миссионер-катехизатор в студенческих группах вузов Екатеринбурга, потом как доцент кафедры Теологии в педагогическом вузе (РГППУ, 2007-2011). Начал преподавать и в Екатеринбургской семинарии (ЕДС), правда здесь преподавал курс «Правовые основы деятельности прихода» (с 2005 по сей день), сейчас еще и начал вести у семинаристов миссионерскую практику (с 2014). Кстати, ЕДС я тоже закончил в 2011 году.

С 2011 по 2014 я работал преподавателем и заведующим кафедрой теологии в Миссионерском институте (Екатеринбург).

Пока работал в РГППУ, в Миссионерском институте, начал осознавать - классическая подготовка богословов слишком отдает схоластикой: нет практики, мало реалий «полевого» миссионерства и катехизации. Захотелось создать какой-то практический курс, который бы мог помочь миссионеру и катехизатору в реальной приходской работе. С 2012 года начал работать руководителем сектора катехизации в Екатеринбургской епархии. К настоящему времени разработал авторский курс подготовки катехизаторов, имеющих базовое богословское образование, к «полевой» работе. С 2015 года курс апробируется в очно-заочных группах катехизаторов Екатеринбургской епархии, смотри сайты http://ekaterinburg-eparhia.ru/ (тут регулярно помещаются статьи о нашей работе) и http://uralprosvet.ru/ (тут есть обо мне немного информации). Сейчас занят подготовкой сайта в помощь катехизатору, но этот сайт еще в разработке. Я покажу его тем, кто будет учиться на специальности «Миссиология» и обязательно познакомлю тех, кто поступит на «Миссиологию» с опытом своей работы по катехизации в целой епархии!

При таком большом опыте Вам наверно приходилось не раз сталкиваться с теми, кого не пускают в «приличное общество»?

Отдельная тема – это работа с наркоманами и алкоголиками. В конце 2012 года мне предложили возглавить отдел образования благотворительного фонда НИКА http://fondnika.ru/. Это очень сложная и интересная тема – миссионерство и катехизация среди самой трудной категории современных людей, с изувеченой физиологией, психикой, духовной сферой (я часто говорю студентам – кто работал с наркоманами и алкоголиками как миссионер и катехизатор, тот сможет работать с любой группой людей!) С опытом этой работы я также обязательно вас познакомлю.

Как ваше многопрофильное образование может помочь учащимся именно в миссионерской деятельности?

Последний год испытал острую потребность, во-первых, еще где-нибудь поучиться чему- нибудь практическому, во-вторых, обязательно в сфере помощи людям (в притче о Страшном Суде Господь разделяет всех на овец и козлищ не по уровню образования, а по тому, кто какую помощь оказал людям).

В общем, вернулся я к своей «первой профессиональной любви» – психологии. Поступил учиться на психотерапевта (не медицинского, конечно). Учу групповую и индивидуальную психотерапию (что не мешает мне, между прочим, еженедельно молиться в храме, поститься, исповедоваться и причащаться!) Как следствие все больше говорю учащимся о психологии людей. Начинаю, как мне кажется, понимать, почему некоторые верующие исповедуются годами, а как были мучителями ближних, так ими и остаются (обязательно расскажу об этом в курсе «Миссиология», когда о психологии современников будем разговаривать). Уже появились постоянные клиенты – родственники зависимых от наркотиков и алкоголя людей. Веду с ними психологические консультации. Разработал и на трех группах апробировал курс по избавлению от созависимости: явление, когда наркоман колется, алкоголик пьет, а похмелье у родственников.

Какие-то учебники, учебные пособия на занятиях Вы используете, или обучение только практического характера?

Да, я рекомендую довольно много литературы, но не целые работы, а лишь некоторые избранные части. Вообще в данном курсе я больше ставлю перед учащимися проблемы, делюсь своим опытом и предлагаю чужой опыт для осмысления, предлагаю практически потренироваться для обретения собственного опыта. То есть в данном курсе важным является не объем информации и способы рассуждения учащихся, а осмысление ими опыта как чужого, так и своего. Как сказал один человек: «До тех пор пока у меня не появились собственные дети, я, казалось, знал абсолютно все о воспитании детей. Но когда я однажды стал отцом, мое знание разрушилось, и начался настоящий процесс обучения – через собственный опыт».

Помимо дисциплины Миссиология, в программу «Теория и практика миссионерской деятельности в современной России» входят предметы: Современные нехристианские религии и Новые религиозные движения. Скажите несколько слов о них и их преподавателях.

Современные нехристианские религии – это предмет о современных исламе, буддизме, иудаизме и некоторых других «классических» религиях в наше время. Это интересный курс. Преподаватель – магистр религиоведения Рожин Антон Валерьевич старается дать студентам возможность составить свое представление об этих религиях на основе изучения литературных артефактов – оригинальных текстов. Конечно, даются и аналитические материалы. Практическая часть в курсе – задания по полемике с представителями других конфессий.

Новые религиозные движения – это о современных сектах. Преподаватель – Алексей Александрович Воат – очень опытный специалист в вопросах противодействия сектам. Курс совмещает как необходимые теоретические знания, так и практику антисектантской полемики. Алексей Александрович приводит развернутую информацию о своем курсе на нашем сайте.

В общем, обещаю, те, кто придет на «Миссиологию», смогут попробовать освоить практически сразу несколько направлений – практические миссионерство и катехизацию, апологетику и антисектантскую деятельность, основы психологии нашего современника, некоторые аспекты работы с трудными людьми.

ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ, КТО ИЩЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАШЕЙ ЛЮБИМОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ!

Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).

Миссия ― проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу ― неотъемлемая часть служения Святой Соборной и Апостольской Церкви, пастырям и чадам которой Господь Иисус заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Церковь именуется Апостольской не только потому, что она утверждена на основании Апостолов (Еф. 2:20) но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается до сего дня. Свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).

Православная миссия имеет целью приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины.

Миссионерская деятельность в Русской Православной Церкви имеет свою структуру и осуществляется на следующих четырех уровнях:

Общецерковный уровень

На общецерковном уровне за организацию и осуществление миссионерской деятельности отвечает Синодальный миссионерский отдел. В задачи Отдела входит:

исследование миссионерского поля на канонической территории Русской Православной Церкви;
разработка общецерковных миссионерских программ и координация их осуществления;
подготовка методических материалов по отдельным направлениям миссионерской деятельности с учетом региональных особенностей и распространение этих материалов в епархиях;
оказание помощи епархиям Русской Православной Церкви в организации и деятельности миссионерских станов, направление священнослужителей-миссионеров и студентов духовных школ для служения в них по согласованию с епархиальными Преосвященными и Учебным комитетом;
мониторинг и анализ деятельности на канонической территории Московского Патриархата сектантских и раскольнических образований; публикация соответствующих миссионерских материалов;
совместно с Учебным комитетом ― подготовка в духовных школах миссионерских кадров Русской Православной Церкви и проведение регулярных семинаров преподавателей миссиологии;
создание методик и учебных пособий для проведения на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях занятий по подготовке активных мирян к миссионерскому служению;
издание миссионерской литературы;
обмен опытом с зарубежными православными миссионерскими организациями, анализ миссионерского опыта других конфессий;
организация и проведение всецерковных миссионерских съездов, конференций и семинаров;
проведение общецерковных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
совместно с Синодальным информационным отделом и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества ― поддержка миссионерской работы Церкви через информационную деятельность и контакты с общественными объединениями;
во взаимодействии с Синодальным информационным отделом - сотрудничество со средствами массовой информации в целях предоставления им материалов, имеющих миссионерскую ценность, и организации программ с участием духовенства и миссионеров;
совместно с Синодальной комиссией по делам монастырей ― содействие монашеским обителям в организации их миссионерской деятельности;
Осуществление контроля за реализацией определений Поместных и Архиерейских Соборов, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода в области миссионерского служения.
Епархиальный уровень

Общее руководство миссионерской деятельностью осуществляет епархиальный архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или, там где таковой создать невозможно, - профильный ответственный епархиальный сотрудник, которые в своей работе руководствуются общецерковными нормативными документами, указаниями епархиального архиерея, рекомендациями Синодального миссионерского отдела.

Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

В задачи профильного епархиального отдела (ответственного епархиального сотрудника) входит:

координация всей миссионерской работы в епархии во взаимодействии с Синодальным миссионерским отделом;
распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных Синодальным миссионерским отделом и предназначенных для обучения различным видам миссионерской работы;
определение направлений и приоритетов миссионерской деятельности благочиний и приходов;
по представлению благочинных - определение меры участия приходов в миссионерской деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан, уровня их воцерковленности и материального достатка, а также наличия раскольнических и сектантских угроз;
проведение обучающих семинаров по организации миссионерской работы, а также курсов подготовки приходских миссионеров;
размещение миссионерских материалов в СМИ, на улицах городов и общественных местах;
проведение миссионерской работы в учебных заведениях, на предприятиях и в рамках общественных объединений;
создание оперативно обновляющегося сайта отдела;
создание базы данных о действующих на территории епархии раскольнических и сектантских образованиях, своевременный мониторинг их деятельности;
содействие укреплению материальной базы епархиальных, благочиннических, приходских и монастырских миссионерских программ за счет церковных и привлеченных средств;
ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную миссионерскую работу;
проведение епархиальных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
привлечение учащихся духовных учебных заведений к миссионерской работе;
координация миссионерской работы действующих в епархии братств и сестричеств.
Благочиннический уровень

На уровне благочиния общая организация, координация и контроль миссионерской работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за миссионерскую работу в благочинии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем миссионерского отдела епархии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

В обязанности ответственного за миссионерскую работу в благочинии входит:

исследование миссионерского поля благочиния, выработка главных направлений миссионерского служения;
содействие межприходскому сотрудничеству в миссионерской работе;
планирование, координация и контроль миссионерской деятельности приходов;
изучение и анализ приходских отчетов в части, отражающей миссионерскую деятельность;
составление проекта отчета благочиния по миссионерской работе, который утверждается благочинным и направляется правящему архиерею;

Приходской уровень

На приходском уровне общая организация, координация и контроль миссионерской работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского миссионера, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.

Приходской миссионер назначается на должность и освобождается от должности настоятелем, зачисляется в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняется настоятелю и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за миссионерскую работу в благочинии.

Приходской миссионер:

формирует группу прихожан, способных вести миссионерскую деятельность, и организует их обучение основам православной веры и методам миссии;
при поддержке настоятеля прихода заботится о финансовом обеспечении приходских миссионерских инициатив;
составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет ответственному за миссионерскую работу в благочинии;
регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
Приходской миссионер обязан твердо знать основы православного вероучения и уметь «дать ответ всякому вопрошающему»(1 Пет. 3:15).

В рамках миссионерской работы на приходе могут осуществляться следующие виды деятельности:

ведение просветительских бесед с приходящими в храм;
консультирование сотрудников храма, имеющих постоянный контакт с прихожанами - работниками свечного ящика, дежурными;
миссионерские акции в находящихся в пределах прихода образовательных, молодежных, социальных, культурных и иных подобных учреждениях;
мониторинг в границах прихода раскольнической, сектантской, оккультной и атеистической деятельности, противодействие ей, ограждение людей от ее пагубного влияния;
привлечение мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений, в том числе участия в миссионерских экспедициях, работы по подготовке желающих принять Крещение, дежурства в храме, участия в дискуссиях в интернете, теле- и радиопередачах;
распространение просветительских листков, литературы и видеофильмов духовно-просветительского содержания среди невоцерковленных людей;
взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями для осуществления совместных проектов в миссионерских целях.

Миссионерские общества

Миссионерские общества (движения, братства, сестричества или центры) - объединения клириков и мирян одной или нескольких епархий, создаваемые для участия в миссионерском служении Церкви и для его поддержки. В своей деятельности они призваны руководствоваться определениями священноначалия.

Устав миссионерского общества, а также его глава утверждаются председателем Синодального миссионерского отдела по согласованию с епархиальными архиереями тех епархий, где по Уставу будет действовать общество. В тех случаях, когда общество призвано действовать в пределах одной епархии устав и глава общества утверждаются епархиальным архиереем.

Ежегодный отчет о своей деятельности миссионерские общества направляют епархиальным архиереям и председателю Синодального миссионерского отдела. Мероприятия, проводимые миссионерскими обществами на территории той или иной епархии, проводятся по согласованию с епархиальным архиереем.

По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа 7 марта 2016 года состоялось епархиальное собрание приходских миссионеров. Местом проведения встречи стал Богоявленский приход. Под председательством протоиерея Александра Сазонова обсуждалась концепция миссионерской работы епархии на 2016 год.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл четко разграничил миссионерскую, молодежную, социальную и катехизическую деятельность как на епархиальном, так и на приходском уровне: «Основной целью Церкви была и остается проповедь Благовестия Христова для приведения людей к Богу и их спасения» .

По благословению Высокопреосвященнейшего Германа миссионерская деятельность будет выстраиваться следующим образом. О пределены несколько направлений работы и предложено каждому приходскому миссионеру выбрать, где он по благословению своего настоятеля будет трудится. Так, миссионерская деятельность епархиального отдела и конкретного прихода будет складываться из двух составляющих: работа, проводимая сотрудниками отдела и приходскими миссионерами, совместный труд в общих проектах.
Н аправления совместной работы епархиальных и приходских миссионеров
1. Акции приуроченные к церковным праздникам, в рамках которых на улицах города будут розданы Евангелия , брошюры, молитвословы, книги о православном вероучении, листовки и другое .
2. Тематические встречи с представителями иных конфессий.
3. Киноклуб (предполагается проводить на площадках, не связанных с церковными зданиями – библиотеки, досуговые центры).
4. Разработка и выпуск листовок, буклетов к православным праздникам.
5. Работа в воинских подразделениях.
6. Проект «Православная гостиная».
7. Миссионерская работа в высших учебных заведениях Волгограда.

На приходах Волгограда, где на воскресной Литургии присутствует более 150 прихожан, к сентябрю заработает приходское консультирование. Всего таких приходов – 14. Среди них – три прихода в Южном благочинии, два в благочинии Второго округа, пять в Центральном, два в Северном, два в Камышинском и один приход в Дубовском благочинии.
В марте откроется «Школа миссионеров», которая будет проходить на Богоявленском приходе.

Также приходским миссионерам к сентябрю необходимо составить свою «миссионерскую карту» прихода. Сотрудники миссионерского отдела готовы помочь каждому приходу в разработке миссионерского проекта на 2016 год.

В 2016 году запланирован традиционный миссионерский семинар, в этот раз планируется посетить Псково-Печерский монастырь и изучить книгу святителя Григория Нисского «Об устроении человека». А также конкурс «Сокровище веры», проект «Евангелие в красках», выступления миссионерского театра «Миргород», евангельские беседы с наркозависимыми в реабилитационных центрах.
Воплотить все это будем стараться помня слова апостола Павла:
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, выступая в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера» сказал: «Православная миссия – это не привлечение новых людей в храм для достижения количественных показателей, а свидетельство о Христе. Это обращено к каждому, и в этом смысле любой православный человек может быть миссионером».

Всех желающих нести Евангельское слово людям будем рады видеть в «Школе миссионеров». П ервое занятие состоится 22 марта в 18.30 по адресу: ул. Ярославская 5 (Богоявленский приход) . Единственное условие для принятия в школу – благословение настоятеля прихода.

Галина Лихачева

3.1. Миссионерское поручение

Миссионерское поручение – часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии.

Главной задачей миссионерских поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви.

Миссионерские поручения могут быть реализованы через:

– участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми;

– привлечение мирян к участию в социальной диаконии;

– широкую организацию миссионерских приходских кружков;

– участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.

К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры.

3.2. Подготовка кадров миссионеров

Все служение Церкви имеет апостольский миссионерский характер. Отсюда возникает необходимость в выработке миссионерского подхода в составлении учебных программ и учебного процесса начального, среднего и высшего духовного образования.

Современное миссионерство требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях и мегаполиса, и далеких поселений. Поэтому подготовка миссионеров должна соответствовать возлагаемым на них задачам.

При подготовке миссионеров (особенно в специализированных миссионерских духовных учебных заведениях) приобретает большое значение знание истории миссии, принципов и методов современной миссионерской деятельности, социальной работы, этнографии, социальной психологии, конфликтологии и т.д. Особое значение имеет практический опыт осуществления миссии, который может быть приобретен посредством участия студентов семинарии или академии в миссионерских экспедициях, миссионерских станах и приходах. Для этого необходимо включение в базисный учебный план духовных школ раздела «Миссионерская практика».

Программа духовного образования должна учитывать в полной мере потребности миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

3.3. Миссионерские станы

С апостольских времен существовали общины, которые выполняли функции миссионерских станов, занимаясь миссией по преимуществу. Такой общиной была, например, антиохийская община, при поддержке которой начал свою первую миссионерскую экспедицию св. апостол Павел. Эту общину можно считать первым миссионерским станом.

Миссионерский стан – региональный центр православной миссии, в функции которого входят:

— координация, методологические обеспечение и обобщение опыта миссии, осуществляемой на определенной территории;

— организация работы по созданию миссионерских переводов на национальные языки народов, проживающих на территории данного региона, Священного Писания и богослужебных текстов;

— связь с миссионерскими приходами;

— обеспечение деятельности миссионерских приходов специальной литературой и иными методическими материалами:

— предоставление, при возможности, гуманитарной помощи в целях осуществления гуманитарной миссии.

Миссионерские станы находятся в каноническом подчинении епархиального архиерея и обслуживаются силами как епархиальных, так и (по приглашению епархиального Преосвященного) синодальных миссионеров.

В настоящее время накопленный опыт работы миссионерских станов свидетельствует об их реальной эффективности. Постоянное пребывание миссионеров в распоряжении епархиальных архиереев позволяет планировать долгосрочные программы.

Особое внимание в работе миссионерских станов уделяется просветительским программам в труднодоступных районах.

Одним из методов деятельности в рамках миссионерского стана можно считать миссию в транспортных потоках. Для ее успешного осуществления требуются:

— бесплатная раздача миссионерской литературы на авто-, авиа-, водном и железнодорожном транспорте (на маршрутах дальнего следования);

— строительство часовен и храмов на вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах;

— привлечение для проповеди Благой вести особо подготовленных мирян;

— осуществление миссионерской катехизаторской деятельности среди обслуживающего персонала на транспорте.

Возможности транспорта следует использовать и для решения другой миссионерской задачи. Миссия Церкви должна распространяться не только в мегаполисах, но и в труднодоступных районах. Для того чтобы нести Благовестие «даже до края земли » (Деян. 1, 8), миссии нужна мобильность. Необходимо задействовать все современные виды транспорта, что особенно важно для отдаленных регионов (храмы-автомобили, храмы-корабли, храмы-вагоны, палаточные храмы и т.д.).

3.4. Миссия в молодежной среде

Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил: «Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви».

Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

— приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;

— просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;

— привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);

— создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;

— организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);

— продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.

При выборе наиболее эффективных приемов работы с молодежными группами следует учитывать их социальную направленность, степень религиозной информированности и способность к восприятию преподаваемого им православного учения. Необходимо творческое применение самых разнообразных методов духовного просвещения. В настоящее время существует следующая типологизация молодежных групп:

1. Воцерковленная молодежь , различающаяся по степени общественной активности и уровню осознания своего места в Церкви. Для этой группы необходимо применять различные формы участия в церковном и общественном служении, устранять барьеры в церковном сознании (дистанцию между клиром и мирянами, боязнь инициативы и ответственности), препятствующие такому участию. Нужно способствовать появлению и реализации молодежных инициатив, побуждать церковную молодежь к проявлению личной активности.

2. Неофиты , недавно пришедшие к православной вере, еще мало знающие основы Православия и часто переоценивающие свою компетентность в разных вопросах церковной жизни. Подходящими методами работы в этой среде являются катехизация, основанная на традициях церковного просвещения, а также вовлечение в практическую деятельность общины под руководством воцерковленных людей.

3. Невоцерковленная молодежь, в целом позитивно относящаяся к Православию . Наиболее целесообразно при работе с этой группой молодежи привлекать молодых людей к различным формам досуговой или творческой деятельности, не противоречащим православной духовности.

4. Молодежь, выбравшая другие христианские конфессии или иные традиционные религии, но сохранившая уважительное отношение к Православию и не отрицающая возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары по вопросам экологии или противодействия наркомании и т.п.).

5. Невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию или к религиозной жизни в целом , является наиболее многочисленной и потому самой важной группой невоцерковленной молодежи. В зависимости от того, насколько эффективной станет работа Церкви именно с ней, можно судить о результатах миссии среди молодежи. Для успешной работы с этой группой необходимо, прежде всего, разрушение ошибочных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к созидательному духовному развитию. Основополагающими принципами в общении с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: не навязывание внешних форм Православия, а подготовка почвы для сознательного воцерковления. Формы занятий с этой группой могут быть различными; они должны быть привычными для современной молодёжи, но при этом – наполненными христианским содержанием.

6. Молодежь, негативно настроенная к Церкви. При работе с такими людьми лучше всего вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2, 4).

3.5. Миссионерский приход

Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви.

Приход, подтвердивший свою способность (по уровню подготовленности и практическим результатам) заниматься миссионерской деятельностью постоянно и плодотворно, приобретает статус миссионерского прихода .

Существуют следующие отличительные особенности миссионерского прихода:

1. Главная его цель – осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.

2. Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.

3. Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.

4. Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.

5. Приход обязан заниматься социальной диаконией.

6. В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.

7. В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность.

8. Миссионерскому приходу по благословению епархиального Преосвященного желательно постоянно поддерживать контакты в методической сфере с Миссионерским отделом Московского Патриархата.

3.6. Миссионерское служение мирян

В целях распространения миссии во всех сферах жизнедеятельности общества необходимо:

— привлекать мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений;

— помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания, использовать сеть библиотек для создания в них миссионерских просветительских центров и проведения тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни;

— ориентировать мирян на особый вид миссионерской деятельности, направленной на церковное присутствие в интернет-пространстве;

— поощрять общение мирян во внебогослужебное время, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения в первую очередь с целью обсуждения вопросов духовной и церковной жизни;

— находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями населения посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, походов;

— вести просветительскую работу с группами социального риска, (наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорными и др.);

— осуществлять миссионерскую, катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, юристов, экономистов, военнослужащих, деятелей культуры и науки для расширения поля миссионерского служения.

С древних времен особо важной является роль женщин в православном свидетельстве (Рим. 16, 1-15; Флп. 4, 2-3; Кол. 4, 15; 1 Кор. 11, 5; 1 Тим. 5, 16). Церковь призывает женщину к исполнению задач, связанных с духовным просвещением людей. Сегодня проповедь Евангелия осуществляется в условиях «постхристианской» цивилизации, которая отвергла попечение Церкви, негативно относится к христианским ценностям, понимает их искаженно. Необходимо, чтобы христианское свидетельство дочерей Церкви продолжалось, расширялось, усиливалось и было доступным для всех людей, искренне ищущих Бога. Это служение может быть и частным, и оформленным как православное миссионерское сестричество.

Миссионерское служение женщин имеет ряд специфических отличительных черт, вытекающих из особой роли женщины в семье и обществе. В этой связи в числе наиболее перспективных направлений миссионерской работы женщин можно указать особо:

1. Создание специальных благотворительных учреждений по примеру Марфо-Мариинской обители, основанной преподобномученицей Елисаветой.

2. Служение в больницах (особенно в родильных домах и гинекологических отделениях) для несения проповеди слова Божия и утешения страждущих.

3. Воспитательно-просветительское служение в детских домах и интернатах.

4. Служение в местах лишения свободы для женщин с целью наставления заключенных в основах вероучения.

3.7. Миссионерское богослужение

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе на епархиальном собрании духовенства Московской епархии в 2004 году отметил: «Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта… Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всем должна быть разумная дисциплина и благоустроенная свобода».

Богослужение Церкви, по своему существу, всегда носит миссионерский характер, закрепленный в свято хранимых Церковью чинопоследованиях. Литургические молитвы за оглашенных , свидетельствуют о том, что Церковь простирает свою любовь и на тех, кто живет пока еще вне полноты общения с Богом и Церковью. А богослужебная проповедь, носящая экзегетический характер, представляет собой особую форму осуществления вероучительного попечения Церкви о своих пасомых.

Каждый член христианской общины нуждается в полноценном участии в литургической жизни. Напряженная духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание, следование заповедям Христовым, истинное покаяние, воздержание, стремление к сознательному единству духа, веры и дел.

В Определении Архиерейского Собора 1994 года «О Православной миссии в современном мире» записано: «Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения» и усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том направлении, чтобы сделать более доступными пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов.

Ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений , в которые были бы внесены элементы катехизации:

1. Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях сопровождается богословскими комментариями или посредством распространения брошюр с объяснением смысла богослужения и совершаемых молитв. Подобная катехизация также необходима при совершении всякого Таинства и обряда.

2. Во время совершения Божественной литургии, проповедь может произноситься непосредственно после Евангельского чтения и должна носить, по преимуществу, экзегетический характер. При необходимости Священное Писание может быть прочитано на национальном языке просвещаемого народа или на русском языке с богословскими комментариями.

3. Для совершения миссионерских богослужений в населенных пунктах, не имеющих храма, допустимо использовать в качестве алтаря любые приспособленные помещения, даже палатки. На месте совершения такого богослужения целесообразно воздвигать поклонный крест, пред которым верующие могли бы молиться.

4. Главной задачей совершения миссионерских богослужений является приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников. В зависимости от степени воцерковленности членов приходской общины желательно осуществлять программы литургического обучения как взрослых, так и детей.

3.8. Перспективные направления миссионерского служения

Среди наиболее перспективных направлений современного миссионерского служения Церкви следует выделить:

— обобщение накопленного опыта миссионерской деятельности с целью его анализа и дальнейшего применения;

— распространение положительного опыта миссионерской деятельности, накопленного в разных епархиях (использование речных судов, поездов, автобусов, создание выездных групп, работа со светскими педагогами, библиотеками, проведение крестных ходов);

— усиление миссионерской направленности в учебно-воспитательном процессе духовных школ: совершенствование преподавания миссиологии и связанных с ней дисциплин, участие воспитанников в миссионерско-катехизаторской практике;

— поддержка на общецерковном уровне миссионеров, несущих свое служение в отдаленных епархиях;

— создание на каждом приходе особой миссионерской духовной и культурной атмосферы, находясь в которой возможно было бы противостоять негативным воздействиям из внешнего мира;

— поощрение внебогослужебного общения людей, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения с целью общения и обсуждения насущных вопросов;

— развитие священнослужителями внутриприходской миссии;

— привлечение мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений и участия в социальной диаконии;

— широкое применение различных языков миссионерской проповеди: от высокого храмового литургического слога до речи, понятной детям, молодежи, воинам, государственным служащим, деятелям науки и культуры – по слову апостола Павла: «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых » (1 Кор. 9, 22);

— возрождение практики оглашения взрослых людей перед Крещением, привлечение к оглашению активных и подготовленных членов общины;

— совершение богослужений и издание православной литературы на местных языках, создание переводческих историко-архивных комиссий в епархиях, при церковно-богословских центрах и духовных школах; тщательная богословская оценка поступающей в приход литературы;

— работа с группами социального риска;

— создание на каждом приходе обстановки, способствующей укреплению института семьи и восприятию семейной жизни как церковного служения;

— развитие всех приемлемых (не противоречащих православной нравственности и не нарушающих светское законодательство) форм антисектантской деятельности и разработка целенаправленных миссионерских программ по нейтрализации прозелитизма и религиозного экстремизма;

создание особых центров по социальной, психологической и духовной реабилитации бывших адептов сектантских организаций (деструктивных культов).


Миссионерскую практику во время летних каникул учащиеся могут проходить на приходах и в монастырях с богатым миссионерским опытом, а также на тех приходах, из которых они были направлены в учебное заведение. Кроме того, следует предусмотреть для учащихся духовных школ возможность нести практическое миссионерское послушание, прежде всего в учебных заведениях, больницах, домах-интернатах для детей, престарелых и инвалидов. Если в епархии имеется епархиальный миссионер, то практику целесообразно проводить под его руководством.

В истории миссии Русской Православной Церкви важную роль сыграл опыт создания миссионерских станов на Алтае прп. Макарием (Глухаревым) Исторические миссионерские станы на территории Российской империи, организовавшиеся «в целях правильной постановки миссионерского дела» со 2-й четверти XIX в., состояли, как правило, либо из комплекса компактно расположенных строений с богослужебным помещением (походная церковь), либо из нескольких сел с церквами, часовнями и школами; на них возлагался широкий комплекс миссионерских задач – проповедь, культурно-просветительская деятельность и благотворительность.

Итоговый документ конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения» (2005 год).



Поделиться