Хивинское ханство и туркмены. Хива и Коканд

ХИВИНСКОЕ ХАНСТВО

Хивинское ханство возникло в XVI в. приходом сюда полукочевых узбекских племен. Оседлое узбекское население составляло 65%, 26% составляли туркмены, а остальная часть – казахи и каракалпаки. Узбеки сплошным массивом заселили северную половину оазиса, расположившись в основном в дельте Амударьи по племенам и родам. Всего в пределах ханства насчитывалось до 20 узбекских племен, но наиболее сильными и многочисленными из них были племена кунград, мангыт, найман, кипчак и кият. Общее число населения составляло 800 тысяч человек.

Туркмены

Большую роль в формировании современного узбекскогосыграли туркмены, издавна населявшие территорию оазиса и его окраины. Они являлись прямыми потомками древних огузов, смешанных с местными ираноязычными народами, которые затем смешались с пришлым узбекским населением. Показательно, что современный южно-хорезмский говор близок к туркменскому языку.

Экономическому и культурному развитию Хорезма большой ущерб нанесли междоусобные войны тимуридских царевичей, попытки Шейбанидов завоевать . Упадок ремесла и торговли вызвал застой экономики, города развивались слабо. Немалый ущерб причинило также изменение русла Амударьи в начале XVII в., в результате чего один из рукавов высох. Это привело к значительным смещениям городов Хорезма. Столицу пришлось перенести . Это произошло в период правления Араб-Мухаммеда (1603-1623 гг.) . При нем же был построен канал у крепости Тук. Объединение Хорезма в сильное государство началось с Абулгази-хана (1643-1663 гг.) . Опираясь на узбекские племена, Абулгази предпринял ряд успешных походов, которая постоянно держала Хорезм под угрозой вторжения.

Хивинские ханы вступали в длительную борьбу с туркменами, значительной этнической группой Хорезма, которые составляли большой контингент в войсках ханства и доставляли немало хлопот. Расселенные на концевых каналах, они полностью зависели от хана и его сановников и часто восставали против несправедливостей в распределении воды, против братоубийственных походов на Южную Туркмению. Абулгази оттеснил туркмен до границ Южной Туркмении. Он хотел закрыть туркменам доступ к столице и с этой целью построил крепость Газиабад, которая в дальнейшем играла важную роль в обороне ханства.

Чтобы нейтрализовать оппозиционно настроенных феодалов окраинных областей Хорезма, Абулгази-хан население Вазира и Ургенча – базу для недовольных феодалов и претендентов на ханский престол – переселяет в Южный Хорезм, где создается Новый Ургенч и строится крепость Вазир. Новый Ургенч в южной части ханства унаследовал от старого свое название и торговое значение. Он сохранил значение оптового центра торговли ханства и местопребывания богатого купечества.

хивинский ханство реформа

  • 1) В 1512 году в Центральной Азии возникло еще одно государство - хивинское ханство.
  • 2) Основоположником Хивинского ханства был Эльбарсхан из кыпчакских степей.
  • 3) Шейбаниды правили государством с 1512 до 1770 года.
  • 4) С приходом к власти Абулгазыхана в стране произошли заметные изменения. В 1646 году он основал город Ургенч из-за того, что Гургенч остался без воды вследствие изменения русла Амударьи.

При его правлении были приняты широкомасштабные ирригационные работы, и новые орошаемые земли делились между узбекскими племенами, которые становились все более оседлыми.

Абулгазыхан, хан - историк основал школу хивинского историковедения. Также он написал произведения «Шажараи турк» и «Шажараи тарокима» и оставил след в истории.

  • 5) В 1770 году было установлено правление Кунгратской династии, но эта династия не была из рода Чингизидов, и поэтому они возводили на престол ханов - марионеток. Первым правителем был Мухаммад Амин (1770 - 1790). Наиболее значительным правителем был Мухаммад Рахим (1806 - 1825), который завершил объединение ханства, учредил верховный совет, провел налоговую реформу, подчинил соседние мелкие владения. Кунгратская династия правила до 1920 года.
  • 6) По данным на начало 20-х годов XIX века, население Хивинского ханства составляло 800 тысяч человек. Большинство населения столицы ханства Хивы составляли узбеки, туркмены, каракалпаки, казахи.
  • 7) По административно-территориальному делению ханство со состояло из 15 вилоятов: Питнак, Хазарасп, Ханка, Ургенч, Кушкупыр, Газават, Куня-Ургенч, Ходжейли, Чуманай, Кунграт, Кият, Шахаббас, Ташауз, Амбар-Манок и Гурлян, а также 2 подконтрольных территорий.
  • 8) Главным богатством ханства считалась земля. Она состояла из орошаемых (ахъя) и неорошаемых (адра) земель. По форме собственности земля Хивинского ханства также разделялась на 3 части: государственная, частная, вакфная.

Хан и его родственники, а также различные чиновники высшего класса, духовенство и богатые торговцы владели половиной всех земель. Остальные земли считались государственными 9кроме вакфных). На государственных и частных землях работали дехкане-арендаторы.

9) В Хивинском ханстве, как и в других государствах, существовало множество налогов и обязанностей. Основным налогом считался поземельный салгут.

Ремесленники, торговцы, занимающиеся внешней торговлей, и животноводы платили закят.

  • 10) Население привлекалось к обязательным общественным работам:
  • 1) бегар - один человек от каждой семьи 12 дней в году должен был отработать для государства.
  • 2) казув - работа по очистке оросительных каналов, на которое привлекалось все сельское население.
  • 3) ички и обхура казув - ежегодное участие в очистке оросительных систем и дамб.
  • 4) хачи - участие в строительстве оборонительных дамб и плотин, а также их укрепления.
  • 11) Между Бухарским и Хивинским ханствами всегда наблюдались противоречия. Причиной этого, во-первых, было стремление каждой стороны к расширению своих границ за счет соседнего государства, во-вторых - семейная вражда господствующих династий в Бухарском и Хивинском ханствах. При правлении Убайдуллахана и Абдуллахана II Хивинское ханство было подчинено Бухаре.
  • 12) Иранский шах Надиршах, воспользовавшись политической нестабильностью в ханстве, в 1740 году захватил Хиву. Назначив хакимом Хивы своего поверенного, он возвращается в Иран. В Хиве устанавливается иранская система управления. Внедряется еще один налог «моли омон».
  • 13) Внутренняя и внешняя торговля доставляля в ханскую казну немалые доходы. Во внутренней торговле особое значение имел крытый базар Хивы. По двум сторонам дороги на базар строились мастерские и лавки. За право пользования на рынке торговыми местами с продавцов взимался отдельный сбор - «тагджой».
  • 14) Страна была в общем-то не плохо развита, НО из-за беспрерывных войн с Бухарским ханством, междоусобных войн, в стране происходило раздробление. Менялась династия, были ханы - марионетки, все это привело к отставанию в социальной жизни.


Хивинское ханство (Хива̀, древний Хорезм), занимая центральную часть так назыв. Средней Азии, или Туркестана , в широком смысле этого слова, между 40° и 43¾° сев. шир. и 57° и 62° в. долг. от Гринвича, граничит на З, ЮЗ и Ю с Закаспийской обл. , на ЮВ с Бухарой , на В с Амударьинским отделом Сырдарьинской обл. , на С с Аральским морем ; имеет, в общем, вид изогнутого треугольника, основание коего опирается на Аральское море, а вершина обращена по Амударье на ЮВ; занимает (по Стрельбицкому) 54246 кв. в., или 61734 кв. км, с населением около 700 тыс. обоего пола. Граница Х. ханства с Закаспийской областью, начинаясь у зал. Аджибай на Арале, идет на Ю по восточной окраине Устюрта, оставляет в Х. пределах бассейн низовьев Амударьи и ее разливов, высохшие заливы Айбугар и Ак-Чеганак, а также оз. Сарыкамыш, поворачивает на В и, проходя через колодцы Лайлы и Сагаджа, заканчивается у развалин крепости Дая-Хатын, невдалеке от левого берега Амударьи. Начинающаяся отсюда граница с Бухарой проходит почти на всем протяжении по Амударье (левый берег коей принадлежит Хиве, а правый - Бухаре), до уроч. Ичке-яр; далее к северу граница с Амударьинским отделом идет все время по Амударье и по восточному рукаву ее, вплоть до впадения его в Арал.

По природе, вся площадь Х. ханства состоит из двух частей - Хивинского оазиса, хорошо орошенного, сравнительно густо населенного и культурного, расположенного в низовьях Амударьи, слева от главного русла, и примыкающих к этому оазису с ЮЗ и СЗ безводных, глинистых и песчаных, местами солонцеватых, пустынь. Такие же пустыни подступают к правому берегу Аму, окаймляя, таким образом, почти со всех сторон, безбрежными серо-желтыми пространствами цветущий и зеленеющий оазис. По устройству поверхности Х. ханство представляет, в общем, равнину, прорезанную на протяжении более 300 вер. с Ю на С Амударьей, выделяющей здесь множество рукавов, протоков и оросительных каналов. Равнина эта, постепенно понижающаяся на С к Аральскому морю, усеянная здесь и там разливами, старыми руслами, болотами и озерами, расположена на небольшой высоте; самые высокие части ее на Ю лежат не выше 300-350 фт. над уровнем океана, а северная окраина спускается к самому Аралу, т. е. до 158 фт. над уровнем океана.

Существование и жизнь Хивинского оазиса, являющегося созданием Амударьи, теснейшим образом связаны с этой рекой; из нее, посредством сети каналов, проводится вода для орошения полей; бесчисленные рукава, протоки и каналы служат удобными путями сообщения; понижение уровня в реке сокращает культурную площадь и результаты жатвы, а избыток воды, в особенности при прорыве плотин, окаймляющих во многих местах русла и каналы, причиняет наводнения и народное бедствие. Вследствие мягкости берегов и дна, сложенных из наносного лесса и песка, и быстроты течения, размывание происходит чрезвычайно быстро, и нередко в течение нескольких часов фарватер, русло, а иногда и берега, изменяются до неузнаваемости; в короткое время появляются новые острова и протоки, и значительные пространства суши исчезают под водой. В половодье размывание идет с огромной быстротой. У Питняка Амударья начинает делиться на рукава и оросительные каналы, из коих некоторые имеют весьма значительную длину и, по своей ширине и массе несомой воды, представляют настоящие реки. Главными оросительными каналами являются: Полван-ата (25 саж. шир.), Хазават, Шах-абат (135 вер. дл.), Ярмыш, Кдыч-ниаз-бай, Янги-базар-яб и Мангыт-арна. Как эти каналы, так и естественные протоки и рукава реки выпускают множество второстепенных каналов, которые, дробясь все более и более, проводят воду на поля. Так как уклон всей страны невелик и не позволяет далеко выводить воду, то орошенные земли группируются обыкновенно вблизи каналов, а местности, расположенные между ними, предоставляют степные пространства, годные скорее для кочевой, чем для оседлой жизни. Зимой оросительные каналы, полузанесенные илом за период их наибольшей деятельности с апреля по октябрь, подвергаются чистке, на что затрачивается масса народного труда, не менее 700000 рабочих дней. Юго-восточная часть оазиса представляет равнину, кое-где волнистую, изрезанную оросительными каналами, в общем, значительно населенную оседлым населением и хорошо обработанную. Северо-западная большая часть оазиса, являющаяся собственно дельтой Аму - ниже первой, орошается, кроме каналов, множеством протоков и рукавов Амударьи, изобилует разливами, болотами, озерами и камышами и сравнительно малокультурна и слабо населена, частью кочевыми народами. В степях живут кочевые туркмены. В Аральское море воды Амударьи изливаются в настоящее время по двум главным руслам: Уль-кун-дарья и Яны-су, и по нескольким небольшим протокам, расположенным между ними и теряющимся в болотах. Третий рукав дельты, Талдык, еще в 1849 г. представлявший единственный удобный для пароходов вход с моря в Амударью, в настоящее время до моря не доходит; он перегорожен плотинами и вся вода его расходуется на орошение.

Климат Х. ханства вполне континентальный. Зима продолжается недолго (3-4 мес.), но морозы нередко достигают 20°, и Амударья остается покрытой льдом иногда около 1-1½ мес. В Петроалександровске январь так же холоден, как и в Христиании, на 18½° севернее. Весна наступает обыкновенно в марте, в конце которого раскрываются закрытые на зиму виноградные лозы, гранатник и фиговое дерево; в половине апреля уже все зеленеет, а с мая начинается лето, отличающееся сильными жарами, которые при густой едкой пыли, облаками носящейся в воздухе, делают пребывание здесь крайне тяжелым. Заморозки начинаются, обыкновенно, в октябре. Количество осадков ничтожно (Петроалександровск - 99 мм, при колебаниях от 62 до 160), облачность и влажность весьма невелика. Преобладающими ветрами являются холодные и сухие северные и северо-восточные; оба эти ветра составляют от 55% (Петроалександровск) до 60% (Нукус) всех ветров, причем на долю сев.-вост. ветра приходится более половины этого количества, от 31% до 36%. В результате сильные летние жары, безоблачное небо и преобладание сухих ветров развивают сильнейшее испарение, превосходящее, в годовой средней, осадки в десятки раз (в Нукусе в 27, а в Петроалександровске в 36 раз). Летом испарение превышает осадки в 85 раз в Нукусе и в 270 раз в Петроалександровске; даже зимой испарение превышает осадки в 6 раз.

Растительность Х. ханства., сообразно двум слагающим его частям, степям и пустыням, с одной стороны, и оазису, с другой, может быть отнесена к двум типам. Растительность первого типа состоит из обычных для среднеазиатских степей и пустынь чрезвычайно характерных форм (см. Кизил-куль, Туркестан); что же касается второго, то он, по составу своему, ближе всего подходит к типу береговых зарослей (тугай), распространенных по берегам больших туркестанских рек. По берегам каналов, рукавов и протоков, а в особенности, по берегам и островам Амударьи встречаются чащи, состоящие из ив, тополя (Populus diversifolia, pruinosa), тамариска (Tamarix), джидды (Eleagnus), чингиля (Halimodendron argenteum) и др., перевитые кендырем (Apocynum sibiricum) и другими вьющимися растениями и сменяемые местами гигантскими камышами. Лесов, в обычном смысле этого слова, не имеется; вдали от реки изредка встречаются небольшие рощицы из разнолистного тополя. К лесным богатствам Х. ханства должны быть причислены и культурные насаждения, которые всюду, где имеется орошение, разведены во множестве и придают некоторым местностям страны вид сада. Такие культурные насаждения состоят из разных сортов ив, из садовой джидды, разнолистного (туранга), пирамидального и серебристого тополя, осокоря, шелковицы и вяза (карагач), являющегося самым крупным и красивым деревом в оазисе. В северной части оазиса, где имеется много болот, обширные пространства занимают камыши. Из свойственных Х. оазису млекопитающих могут быть отмечены: шакал, барсук, лиса, гепард (Felis jubata), тигр, кабан, заяц, волк, дикие кошки; из птиц - усатая синица (Calamophilus barbatus), камышовый ремез (Aegithalus maccronyx), гусь (Anser cinereus), лебеди (Cygnus olor), бакланы, розовая и кудрявая бабы птицы (Pelecanus onocrotalus et crispus), бакланы, цапли, ласточки, болотный полуночник (Caprimulgus oxianus), соколы, коршуны, орлы (Haliaetas Macei), чайки, фазаны (Phasianus oxianus), тугайный соловей и т. п. Из рыб следует отметить чаклика (Scaphirhynchus Kaufmanni), ближайшие родичи коего живут в Сырдарье и Миссисипи. Степи и пустыни населены свойственными им своеобразными видами (см. Кизыл-кумы , Туркестан).

Население Х. ханства, число коего определяется различными исследователями неодинаково и может быть принято приблизительно в 700 тыс., довольно разнообразно по своему этническому составу. Господствующей народностью являются узбеки, живущие оседло и занимающиеся земледелием, частью садоводством, а в небольших размерах, и скотоводством; из узбеков состоит также весь правящий класс населения - администрация, беки и т. п. Число узбеков, живущих в Хиве, вероятно, не менее 200-250 тыс. В зап. и юго-западной степной части Х. ханства, а отчасти и среди оазиса, на степных промежутках между каналами, живут туркмены, принадлежащие к двум родам - юмудам и чоудорам. Они занимаются скотоводством и ведут полукочевой образ жизни. Северная часть ханства, а именно дельта Амударьи, занята каракалпаками, которые живут там оседло и занимаются преимущественно скотоводством, а отчасти земледелием и рыболовством. Киргизы, кочующие в том же районе - скотоводы. Значительное число городских жителей - таджикского или персидского происхождения (сарты); они смешались отчасти с туркменами и узбеками. Немало также потомков бывших рабов и древних завоевателей (персы, афганцы, арабы и т. п.). Все эти смешанные народности занимаются преимущественно торговлей и ремеслами. По переписи 1897 г., русских подданных, зарегистрированных в Х. ханстве, было около 4000, но к ним, главным образом, должны быть отнесены жители соседнего Туркестана и казанские татары; русских же в этом числе ничтожное количество. Масса населения Х. ханства исповедует ислам суннитского толка; шиитов весьма немного. Евреев вовсе нет.

Главным источником народного благосостояния является сельское хозяйство, а именно земледелие, и в меньшей степени скотоводство. Ввиду особенностей климата земледелие возможно только при искусственном орошении, которое производится или прямым напуском из каналов воды на поля, или же, там, где поля лежат значительно выше уровня воды в канале, с предварительным подъемом воды на необходимую высоту посредством водоподъемного колеса (чигирь), приводимого в движение силой воды или тягой животных (верблюда, лошади или осла). Количество орошаемой земли достигает приблиз. 220000 дес. (по другим данным - 700000 дес.). Техника земледелия находится в примитивном состоянии, но благодаря плодородию почвы и трудолюбию населения, прилагающего много труда и уменья к обработке почти огородной культурой своих мелких земельных участков, земледелие почти всегда дает удовлетворительные, а нередко и очень хорошие результаты. Предназначенное под посев поле разбивается на правильные участки, которые выравниваются, как стол, и окружаются небольшими валиками, после чего напускается вода, оставляемая до тех пор, пока почва хорошо ею не пропитается; удобрение, в большем или меньшем количестве, кладется всюду, причем в качестве его употребляют как навоз, так и выветрившуюся землю с берегов каналов, старых заборов, холмов и пр. Местами, где в почве замечается избыток солей, приходится, по временам, совершенно обновлять верхний слой почвы, удаляя пропитанную солями почву и заменяя ее новой. Пахота производится первобытным плугом, но весьма тщательно, вдоль и поперек, нередко до 10-20 раз, после чего поле выравнивается доской. Хлеб молотят лошадьми на току. Правильный севооборот у хивинцев не практикуется, но плодосмен заменяется обильным удобрением, с соблюдением, по возможности, известного чередования посевов. Благодаря продолжительному растительному периоду после снятия озимых посевов (пшеница) является возможность на том же поле произвести вторичные посевы, причем сеют, обыкновенно, кунжут, маш (Phaseolus mango), просо, дыни или джугару (Sorghum cernuum) для корма скота. Из числа культурных растений распространены: озимая и яровая пшеница, яровой ячмень, джугара или дурра, рис, люцерна, просо, бобовые растения - овечий горох., маш и лобия; кунжут, лен, конопля, табак, хлопок, дыни, огурцы, арбузы, тыквы, морковь, свекла, лук, марена (Rubia tinctoria) и т. п. Картофель и капуста встречаются очень редко. Зерновые хлеба дают, при благоприятных условиях, до 150 пуд. с дес., а джугара - до 250. На зеленый корм для лошадей и скота высеваются люцерна и джугара (очень густо). В зимнее время скот кормится сеном из люцерны и стеблями джугары. Из кунжута, льна и частью хлопка выжимают, на первобытных маслобойных заводах, масло; марена до сих пор служит красильным растением. Табак разводится почти исключительно жевательный. О количестве хлеба, собираемого в Х. ханстве, сколько-нибудь точных данных не имеется, но известно, что в хорошие годы бывают значительные хлебные избытки. По некоторым данным оазис дает около 5½ милл. пуд. всякого хлеба. В продовольственном отношении имеют большое значение дыни, арбузы и огурцы. Весьма важное полевое растение - хлопчатник, который получается в южной части ханства в количестве до 400-600 тыс. пуд. чистого волокна, вывозимого, за удовлетворением местных потребностей, в Россию по Амударье до Чарджуя и далее по Закаспийской жел. дороге. Разводится исключительно местный хлопчатник (хивинский), дающий, сравнительно с другими среднеазиатскими местными сортами, более длинное, нежное, и потому более ценное волокно. Садоводство в Х. оазисе получило местами довольно заметное значение; в садах, имеющих большей частью небольшие размеры, разводятся, кроме фруктовых, еще и лесные деревья (ива, тополь, вяз), дающие лес для построек, а также шелковица, доставляющая, кроме плодов, листы для выкормки шелковичного червя. В саду зажиточного хивинца, на берегу пруда, под тенью карагача устраивается обыкновенно площадка, около которой разбивается небольшой цветник с бальзаминами, петушиными гребешками и пахучими травами; на этой площадке, на коврах, семья туземца проводит почти все лето. Из фруктовых деревьев в оазисе разводят чаще всего абрикосы, сливы, персики, яблоки, айву, шелковицу и виноград; реже встречаются груша, фиговое дерево, гранат, грецкий орех. Часть плодов (персик, абрикос) заготовляется впрок в сушеном виде. Шелководство существует в оазисе с незапамятных времен, но размеры его, ввиду болезней шелкопряда, в последнее время сильно сократились. Количество получаемого шелка невелико; он идет главным образом для удовлетворения местной потребности, на производство шелковых тканей. Недостаток луговых и пастбищных мест не благоприятствует развитию скотоводства в оазисе, где в сравнительно небольших размерах разводится для хозяйственных целей рогатый скот, лошади, ослы, верблюды и бараны. По окраинам оазиса и в степях разведение верблюдов и, в особенности, овец полукочевым и кочевым населением имеет более существенное значение. Из пород лошадей, разводимых в ханстве, главные - киргизская, карабаиры (помесь киргизской и туркменской пород) и туркменская, представители коей носят местное название аргамак. Аргамаки являются самым ценным элементом коневодства в оазисе, пользуются внимательным и довольно сложным уходом и ценятся довольно дорого. Верблюды разводятся одногорбые и двугорбые; эта отрасль животноводства, еще недавно имевшая большое значение, ныне сокращается. Рогатый скот разводится, главным образом, каракалпаками, в дельте Амударьи, и составляет их богатство. Кроме обыкновенного киргизского рогатого скота, в оазисе распространена также индийская порода зебу (Bos indicus). Овцы разводятся курдючные и жирнохвостые, дающие ценные каракулевые шкурки. В усадьбах узбеков весьма обыкновенны также ослы и козы. Из охотничьих собак выдаются «тазы» - туркменская порода борзых. По сведениям, впрочем, едва ли достоверным, в Х. ханстве насчитывается: лошадей 100000, верблюдов - 130000, рогатого скота - 120000, овец - 960000, коз - 179000 голов. Шкуры и шерсть служат важным предметом торговли. Промысловая охота развита в Х. оазисе весьма слабо; целью охоты является в большинстве случаев защита полей и скота. Более развита охота в степях у туркмен и киргизов (травля борзыми зайцев, лисиц, сайгаков, шакалов и др.); для той же цели употребляются ловчие птицы, главным образом беркуты. На Амударье и ее рукавах, в особенности в дельте реки и по некоторым озерам, значительно развито рыболовство, которым занимаются узбеки и, главным образом, каракалпаки. Ловятся шип (Acipenser schypa), жерех (Aspius esocinus), усач (Barbus brachycephalus), сом, сазан, лещ и проч. Всего рыбы добывается в пределах оазиса, вероятно, не более 50000 пд.; часть ее вывозится в Бухару. Фабрично-заводской промышленности в Х. ханстве не существует, за исключением нескольких хлопкоочистительных заводов в Хиве и Ургенче, приводимых в движение паром или водой. Паровой хлопкоочистительный завод ярославской мануфактуры в Ургенче, снабженный всеми новейшими машинами и приспособлениями для очистки хивинского хлопка от шелухи и семян - один из лучших заводов этого рода в Средней Азии. Кустарная промышленность развита в Х. ханстве слабее, чем, напр., в Бухаре или в других местностях Туркестана, и сосредоточивается, главным образом, на выделке предметов домашнего обихода, грубых полушелковых, бумажных и шерстяных изделий, металлических предметов, обуви и проч. Качество всех этих изделий значительно ниже, чем в Бухаре. Внутренняя торговля ханства не отличается обширностью оборотов и имеет одинаковый с другими местностями Средней Азии характер; в определенные дни в городах и в селениях происходят базары; в эти дни купцами открываются лавки, и улицы переполняются окрестным населением, запасающимся необходимыми для домашнего обихода изделиями и сбывающим свои сырые продукты. Довольно оживленный товарообмен происходит между степью, с ее кочевым или полукочевыми населением, с одной стороны, и оазисом - с другой. Внешняя торговля заключается в товарообмене с Россией и Бухарой. Торговые сношения с Россией производятся или караванами на Уральск и Оренбург, или лодками по Амударье до Чарджуя; по этому последнему пути вывозится из Х. ханства весь хлопок, идущий на русские мануфактуры, а также часть товаров, предназначаемых для Бухары. Наиболее крупные торговые центры - Хива и Ургенч, а в северной части ханства - Кунград. Предметом вывоза из Х. ханства служат: хлопок, сушеные фрукты, шкуры, овчины, шерсть, рыба и т. п., привоза - мануфактура, сахар, железо, посуда и мелкие изделия, керосин, чай и т. п. По подсчетам (несколько преувеличенным), которые были сделаны при проектировании жел. дор. Александров Гай - Хива - Чарджуй, ханство может вывозить: хлопкового и кунжутного семени 1000 тыс. пуд., хлопка 500 тыс. пуд., свежих фруктов 250 тыс. пуд., сушеных фруктов 50 тыс. пуд., продуктов скотоводства 50 тыс. пуд. и прочих грузов 150 тыс. пуд., а всего до 2 милл. пуд. грузов. Ввоз в ханство мог бы составить: мануфактура 100 тыс. пуд., сахар 100 тыс. пуд., железо сталь и изделия - 100 тыс. пд., керосин - 50 тыс. пд., чай - 10 тыс. пд., прочие товары 40 тыс. пд., всего 500 тыс. пудов. Сообщение в пределах оазиса производится по грунтовым дорогам на арбах или верхом на лошадях и верблюдах, а также на лодках по реке, ее протокам и более крупным каналам. По Амударье ходят не только деревянные, первобытные, но и железные лодки: деревянные лодки (кимэ) строятся из ивы и поднимают: большие - свыше 1000 пд. груза, средние - до 600, малые - до 300 пд. Сроки службы для дальнего плавания 4-5 лет; стоимость большой лодки - до 360 руб. Вниз по Аму лодки идут на веслах, вверх - на лямке; плавание совершается, обыкновенно, лишь днем. Взводный рейс требует от Ургенча до Чарджуя около 25 дней, вниз же плавание совершается в 4-7 дней. Плата за перевозку груза вверх от Ургенча до Чарджуя - 10 коп. с батмана (54 фн.), вниз - 5 коп. с батмана. Сообщение но Амударье производится также пароходом амударьинской флотилии «Царица», который совершает более или менее правильные рейсы между Чарджуем (ст. Амударья Закасп. жел. дор.) и Петролександровском, лежащим в 1 / 2 дня пути лодкой от г. Ханка в Х. ханстве. Рейс вверх продолжается 5 суток, вниз - 3, но очень часто, при мелководье и вследствие плохого устройства парохода, сидящего чересчур глубоко, рейсы затягиваются; бывали случаи, что пароход расстояние от Петроалександровска до Чарджуя (360-400 вер.) проходил в 15 дней и даже около месяца. Управление. Вследствие крайне трудной доступности Х. ханства, расположенного вдали от главных путей в Средней Азии, страна эта сохранила вполне свой прежний облик; проведение Закаспийской жел. дор., и вообще огромное развитие в последние 15-20 лет Туркестана, почти не отразилось на Х. ханстве, которое по своему строю и порядкам осталось живым образом минувших времен и сравнительно мало исследовано во многих отношениях. Х. хан, являясь неограниченным правителем всего ханства и распорядителем судеб своих подданных, тем не менее, соображается с указаниями, исходящими от русского правительства и передаваемыми через посредство туркестанского генерал-губернатора. Все сношения с ханом ведутся через начальника амударьинского отдела, проживающего в Петроалександровске. Хан управляет страной при помощи накиба (духовный глава), аталыков (советников) и мехтера (нечто вроде министра внутренних дел). По трактату 25 авг. 1873 г., хан признал себя вассалом России; русским предоставлено право свободной торговли в ханстве и свободного плавания по Амударье; кроме того, хан обязался уступать землю под правительственные учреждения России и содержать в исправности русские казенные сооружения. Помимо России хан не может сноситься с другими государствами. Регулярного постоянного войска в Х. ханстве почти не существует; во время войны оно выставляет ополчение, численность коего может быть доведена до 20000 чел. Доходы ханства едва ли достигают 1 милл. руб. в год. Монеты: золотая - тилля, стоимостью в 4 руб., серебряная - теньга, 20 коп., шаи - 5 коп., пул - 1 / 2 коп. Ханом Х. состоит в настоящее время Сеид-Мухаммед-Рахим (с 1861 г.), происходящий, как и его ближайшие предки, из узбекского рода Кунград. Во время коронации 1896 г. Х. хану был пожалован титул «светлости».

История. По словам хорезмийского историка XI в. по Р. Хр. Бируни, в Хорезме была эра, начинавшаяся с 1292 г. до Р. Хр., как с основания земледельческой культуры в стране; но эта и другие даты, приводимые тем же историком, основаны, вероятно, только на астрономических вычислениях и религиозных верованиях. Туземных источников мы для древней истории страны не имеем; в исторической литературе других стран встречаются только самые скудные сведения. Хорезм впервые упоминается в надписях Дария I, при котором он входил в состав персидского государства. При Александре Македонском в Хорезме был независимый царь, Фарасман, владения которого простирались на запад до Колхиды, т. е. почти до Черного моря. Для периода 304-995 г. по Р. Хр. Бируни приводит имена 22 царей (после отца всегда сын); дата 304 г. основана, по-видимому, только на счете поколений. Личные имена, исторические предания и сведения о типе и языке жителей показывают, что население Хорезма принадлежало к иранской ветви арийских народов, но рано подверглось смешению с тюркскими элементами. В 712 г. произошло арабское завоевание; арабы сохранили туземную династию и в то же время поставили своего наместника. Двоевластие постепенно привело к распадению Хорезма на два независимых, враждебных друг другу владения: владение туземных царей, хорезмшахов, на юге, с главным городом Кятом (ныне селение Шейх-Аббас-Вели), и владение арабских эмиров, на С, с главным городом Гурганчем (ныне Куня-Ургенч). Единство Хорезма восстановил в 995 г. эмир Мамун, низложивший хорезмшаха Абу-Абдаллаха. После Мамуна правили его сыновья Али и Мамун II. В 1017 г. Хорезм был завоеван газневидским султаном Махмудом (VII, 809 и XVIII, 823), который поставил там наместником своего военачальника Алтунташа, с титулом хорезмшаха; тот же титул носили и впоследствии все правители страны, до Х. ханов включительно. Алтунташу наследовали его сыновья Харун (1032-35) и Исмаил Хандан (1035-41), возмутившиеся против Газневидов (см.) . В 1041 г. Хорезм был завоеван правителем Дженда (на низовьях Сырдарьи), Шах-Меликом; в 1043 г. вошел в состав сельджукской империи (см. Сельджуки). В 1097 г. наместником был назначен Кутб-ад-дин Мухаммед, основатель новой династии хорезмшахов. Его сын и преемник Атсыз (1127-56) вел упорную борьбу с сельджукским султаном Синджаром и фактически сделался независимым государем, хотя до самой смерти считался вассалом сельджукского султана и, кроме того, данником каракитаев, завоевавших в 1141 г. Туркестан (см. Кидани). Данниками каракитаев считались и его преемники Иль-Арслан (1156-72) и Текеш (1172-1200), воспользовавшиеся упадком сельджукской династии для утверждения своей власти в восточных и, отчасти, в западных областях Персии (гибель последнего сельджукского султана в борьбе с Текешем в 1194 г.). При сыне Текеша, Мухаммеде (1200-1220), Хорезм достиг высшей степени могущества; хорезмшах в 1210 г. разбил каракитаев и завоевал Мавераннехр (см.) ; ему подчинился весь Иран и даже восточный берег Аравии. Столица Хорезма, Гурганч, сделалась одним из самых цветущих городов Азии и одним из центров деятельной умственной жизни. Однако, внутренние неурядицы, вызванные неуменьем Мухаммеда сдерживать свое разноплеменное войско, не дали возможности отразить нашествие Чингиз-хана и монголов; Мухаммед бежал на остров среди Каспийского моря, где и умер. Его сын и преемник Джелаль-ад-дин уже в 1221 г. был вынужден покинуть Хорезм, в том же году завоеванный монголами. Последние разрушили плотины на Амударье и разграбили страну, которая уже не могла оправиться от этого нашествия, хотя Гурганч, переименованный монголами и тюрками в Ургенч, был восстановлен уже через несколько лет и во время существования монгольской империи был одним из важнейших торговых пунктов на пути из Европы в Азию. По отзыву путешественников, население Хорезма в то время уже говорило на тюркском языке. Хорезм вошел в состав владений, доставшихся старшему сыну Чингиз-хана, Джучи, и его потомкам, золотоордынским ханам. После ослабления могущества Золотой Орды в Хорезме образовалась самостоятельная династия Суфи, из рода Кунграт. Основатель династии Хусейн ум. в 1372 г.; его преемник Юсуф неудачно боролся с Тимуром, который в 1379 г. покорил Хорезм и совершил туда еще поход в 1388 г., чтобы наказать жителей за переход на сторону Тохтамыша; область была опустошена, и жители переселены в другие земли. В 1391 г. Тимур позволил восстановить Ургенч и вновь заселить страну. В XV в. Хорезм был предметом борьбы между потомками Тимура и золотоордынскими ханами; в качестве вассалов тех или других упоминаются и представители дома Суфи. В 1405 г., после смерти Тимура, область была а занята Эдигеем, а в 1413 г. подчинилась сыну Тимура, Шахруху; в 1431 г. подверглась нашествию узбекского хана Абулхайра (см. Узбеки); в половине XV в. ею владели джучидский хан Мустафа и Осман Суфи; в конце того же столетия она входила в состав владений потомка Тимура, султана Хусейна (1469-1506). В 1505 г. узбекский хан Шейбани завоевал область, после храброго сопротивления местного владетеля (вассала Хусейна) Чина Суфи. В 1510 г. Хорезм перешел во власть персидского шаха Исмаила (XXIII, 394) и вскоре после этого подвергся нашествию другой ветви узбеков, под начальством братьев Ильбарса и Балбарса, основавших Х. ханство. Главным городом ханства в XVI в. оставался Ургенч (ныне Куня-Ургенч), но около 1575 г. он лишился воды вследствие поворота главного рукава Амударьи, после чего жизнь постепенно стала переходить в южную часть ханства; в XVII в. столицей сделалась Хива. В состав ханства входили и города сев. части Хорасана (ныне часть Закаспийской обл.). Содержание истории Х. ханства составляют междоусобия среди представителей династии, борьба между ханами и влиятельными родами, набеги на Хорасан, войны с туркменами и с бухарскими ханами; последним несколько раз (1538, 1593, 1643, 1688) удавалось на короткое время подчинить себе ханство. Узбекское завоевание увеличило количество населения, не увеличив производительность страны (кочевые завоеватели жили на счет оседлого коренного населения); отсюда усиленный спрос на труд рабов, постоянные набеги на соседние области, ограбление караванов; разбойничьим государством Х. ханство оставалось до русского завоевания. Политические неурядицы вызвали понижение уровня культуры. К XVII в. относится замечательный исторический труд хана Абулгаза (1643-63), служащий главным источником для истории ханства. Династия основателей ханства прекратилась в 1688 г.; в XVIII в. ни один хан не мог прочно утвердить свою власть и основать династию; ханы приглашались то из Бухары, то из Киргизских степей. В 1740 г. Х. ханство было завоевано Надир-шахом, но со смертью последнего (1747) прекратилась зависимость от Персии. Во второй половине XVIII в. ханы лишились фактической власти, которая перешла в руки их советников, ипаков. В начале XIX в. один из ипаков, Ильтезер, принял ханский титул и основал династию, правящую и теперь. Брат и преемник Ильтезера Мухаммед-Рахим (1810-25) привел в некоторый порядок внутренние дела; как он, так и его сын Алла-Кул (1825-42) старались подчинить своей власти туркмен и киргизов. Вмешательство ханов в дела киргизских степей и продажа в рабство в Хиве русских, захваченных туркменами на Каспийском море, привели к столкновению с Россией (см. ниже).

Ср. E. Sachau, «Zur Geschichte und Chronologie von Khwârizm» (B., 1873); P. Lerch, «Khiva oder Kharezm. Seine historischen und geographischen Verhältnisse» (СПб., 1873); H. Веселовский, «Очерк историко-географических сведений о Х. ханстве с древнейших времен до настоящего» (СПб., 1877).

История сношений Х. ханства с Россией восходит, вероятно, к 1603 г., когда, по свидетельству Х. историка Абул-гази-хана, яицкие казаки, в числе ок. 1000 чел., сделали набег на Ургенч. В том же столетии московским правительством был отправлен в Хиву ряд посольств, а именно: в 1620 г. через Хиву ездил в Бухару дворянин Иван Хохлов, в 1669 г. - астраханский дворянин Иван Федотов и посадский Матвей Муромцев; в том же году в Хиву ездил Борис Пазухин; в 1675 г. через Хиву прошло посольство Василия Даудова; в 1695 г. проехал с товарами купец Семен Маленький, по дороге в Индию к Великому Моголу. Тяготясь подчинением Бухаре, Х. хан Шах-ниаз в 1700 г. отправил послов к Петру Великому просить о принятии Хивы в подданство России, на что последовало 30 июня 1700 г. согласие царя. В 1703 и 1714 гг. прибыли новые посольства из Хивы. Последнее посольство подало повод к экспедиции кн. Бековича-Черкасского (1714-17), которая является первым крупным эпизодом в истории сношений России с Хивой. Весь русский отряд (3½ тыс.) был уничтожен около г. Порсу в пределах ханства. Более 100 лет прошло до новой попытки движения русских в Среднюю Азию, а именно до Х. похода 1839-40 г. (см. Хивинские походы). Сохранившая, вследствие неудачи похода, полную независимость, Хива продолжала вредно влиять на кочевников, которые постоянно тревожили нашу границу в Средней Азии. Набеги хивинцев в 1847-48 гг. и вызывающий и враждебный образ действий, которого держалось Х. ханство во время войны с кокандцами и Бухарой, привели к решению смирить Хиву силой оружия, что и было осуществлено Х. экспедицией 1873 г. под начальством ген. Кауфмана (см. Х. походы). По окончательном замирении края, в Хиве были подписаны условия мира России с ханством (12 авг. 1873 г.). По этим условиям, Хива подчинялась России, уплачивала 2200 тыс. руб. военных издержек (с рассрочкой уплаты на 20 лет) и уступила всю территорию по правую сторону Амударьи и самого западного рукава этой реки, до впадения его в Аральское море.

Новая династия узбеков, отпавших от Шибанидов , встала во главе самостоятельного ханства . Первоначально столицей государства был город Ургенч (в прошлом Гургандж), находящийся на территории современного Туркменистана . В 1598 году река Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место - в Хиву. Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море , снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река изменяла своё русло несколько раз. Последний поворот её русла в конце XVI века погубил Ургенч, оставив город без воды. В 150 км от современной Хивы, недалеко от туркменского города Кёнеургенч , что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.

В 1922 году составе РСФСР Хорезмская НСР вошла в СССР , затем была преобразована в Хорезмскую ССР , а осенью 1924 года в ходе её территория была разделена между Узбекской ССР , Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР.

Экономический кризис сильно повлиял на политическое положение в государстве. При Араб Мухаммад-хане яицкие казаки во главе с атаманом Нечаем, охранявшие русскую границу, совершили разбойное нападение на Ургенч, взяв в плен 1000 юношей и девушек [ ] . Но на обратном пути их настиг хан со своим войском. Казаки потерпели поражение. Некоторое время спустя на Ургенч напал атаман Шамай со своим отрядом, но они также не добились успеха и попали в плен к хану.

В ханстве участились раздоры. В 1616 году сыновья Араб Мухаммад-хана Хабаш-султан и Элбарс-султан при поддержке глав найманского и уйгурского племён подняли мятеж против своего отца. Хан уступил сыновьям. К землям, принадлежавшим им, он добавил и город Вазир . Но в 1621 году они опять восстали. На этот раз на стороне Араб Мухаммад-хана действовали другие его сыновья - Исфандияр-хан и Абулгази-хан . В сражении победу одержали войска Хабаш-султана и Элбарс-султана, По приказу сыновей попавший к ним в плен отец был ослеплён калёным стержнем и брошен в зиндан . Некоторое время спустя хан был умерщвлён. Абулгази-султан нашёл убежище во дворце бухарского хана Имамкули . Асфандияр-хан скрылся в Хазарасп . Позднее его братья-победители разрешили ему отправиться в хадж . Но Асфандияр-хан направился к иранскому шаху Аббасу I и с его помощью в 1623 году занял хивинский трон. Узнав об этом, Абулгази-султан поспешил в Хиву. Исфандияр-хан (1623-1642) назначил его правителем Ургенча. Но вскоре их отношения испортились, и Абулгази бежал к правителю Туркестана Есим хану . После смерти последнего в 1629 году Абулгази переселился в Ташкент к его правителю Турсун-хану , затем - к бухарскому хану Имамкули.

Вместе с тем Абулгази-хан был просвещённым правителем. Им были написаны исторические труды на узбекском языке «Шажараи турк» (Родословное древо тюрков) и «Шажара-и тарокима» (Родословная туркмен)

После смерти Абулгази-хана трон занял его сын Ануша-хан (1663-1687). При нём ещё больше обострились отношении с Бухарским ханством. Он несколько раз предпринимал против него военные походы, доходил до Бухары, захватил Самарканд . В конце концов, бухарский хан Субханкулихан организовал против него заговор, и Ануша-хан был ослеплён.

Субханкули-хан составил в Хиве заговор из своих сторонников. В 1688 году они послали в Бухару представителя с просьбой принять Хивинское ханство в своё подданство. Воспользовавшись этим обстоятельством, Субханкули-хан назначил инака Шахнияза хивинским ханом. Но Шахнияз не обладал способностями к управлению государством. Чувствуя свою беспомощность, он предал Субханкули-хана и начал искать более сильного попечителя. Таковым могла стать Россия. При помощи русского царя Петра I он хотел сохранить своё положение. В тайне от Субханкули-хана в 1710 году он отправил своего посла к Петру I и просил принять Хивинское ханство в русское подданство. С давних пор мечтавший завладеть золотом и сырьевыми запасами Средней Азии, Пётр I посчитал это удобным случаем и 30 июня 1710 года издал указ, удовлетворявший просьбу Шахнияза. После этих событий политическая жизнь в Хивинском ханстве ещё более осложнилась.

Социальная обстановка в Хивинском ханстве, как и в других государствах Средней Азии, характеризовалась застоем, это было связано с отставанием ханства от процесса мирового развития. Политическая раздробленность, господство натурального хозяйства, продолжающиеся внутренние распри, нападения чужеземцев привели к тому, что экономика страны была в упадке, а социальная жизнь протекала однообразно. Правители больше думали о своём благополучии, нежели о пользе для государства и народа.

В Хивинском ханстве, так же, как и в Бухарском, существовало множество налогов и повинностей. Основным считался поземельный налог «салгуто». Из других налогов население платило «алгуг» (раз в году) и «милтин пули» (на покупку ружья), «арава олув» (использование арб населения) «улок тутув» (мобилизация рабочего скота), «куналга» (предоставление при необходимости жилья послам и чиновникам), «суйсун» (убой животных для угощения государственных чиновников), «чалар пули» (плата за гонцов), «тарозуяна» (плата за весы), «мирабана» (плата старейшине по разделу воды), «дарвазубон пули» (плата привратнику и охраннику), «мушрифана» (плата за определение размера налога от урожая), «афанак пули» (плата тому, кто приносит известие о бегаре), «чибик пули» (плата за освобождение от общественных работ), плата духовенству и др. Всего народ платил около 20 видов налога.

Кроме того, население привлекалось к обязательным общественным работам:

Эти повинности, связанные в основном с содержанием оросительных систем, были тяжёлым бременем для трудового народа, ибо большинство из них были связаны с земляными работами. Иногда вновь возведённые дамбы разрушались под напором воды, и срок земляных работ продлевался до 1-3 месяцев. Поэтому временами в ханстве случались неурожаи, наступал голод, и народ вынужден был покидать родные места. В Хиве к приходу династии кунграт проживало около 40 семейств.

К этому времени население ханства насчитывало около 800 тыс. человек, 65 % из которые составляли узбеки, 26 % - туркмены, оставшуюся часть - каракалпаки и казахи. Узбекские племена и роды жили в основном на севере ханства, в низовьях Амударьи. [ ]

Ханство состояло из 15 вилайетов - Питнак , Хазарасп ,

Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени Кляшторный Сергей Григорьевич

Хивинское ханство

Хивинское ханство

Хорезм, или Хива, - область в нижнем течении Аму-Дарьи. Хивинское ханство было создано в 1511 году совместной деятельностью двух братьев, Илбарса и Билбарса, сыновей Буреке-султана, потомка Шибанида Арабшаха. Эта ветвь династии Шибанидов была враждебна Шибанидам Мавераннахра, которые были потомками Ибрахима, брата Арабшаха. Сыновья Буреке-султана и их ближайшие родственники, по родовой вражде к потомкам Абу-л-Хайра, не принимали никакого участия в походах Мухаммада Шейбани и его ближайших родственников на Мавераннахр и Хорасан, по-прежнему оставались на территории Дешт-и Кипчака.

В 1510 г., после поражения и гибели Шейбани-хана под Мервом, Хорезм, который он завоевал еще в августе 1505 г., перешел во власть персидского шаха Исмаила. Местные суфийские шейхи, не желавшие примириться с господством в стране шиитов, обратились за помощью к остававшимся еще в Восточном Дешт-и Кипчаке Шибанидам, и в 1511 году султан Илбарс прибыл в Хорезм в сопровождении своего брата Билбарса (Байбарса) и небольшого числа кочевых узбеков. Братьям удалось подчинить сначала г. Везир, потом г. Ургенч, наконец и южную часть Хорезма и образовать здесь, в области нижнего течения Аму-Дарьи, самостоятельное ханство.

Образование и упорядочение нового ханства были достигнуты, как обычно, после долгой и кровавой борьбы. Оба брата лично возглавляли воинов в сражении, делили с ними тяготы и опасности. Но вот что здесь удивительно. Билбарс, который в народе более был известен под прозвищем Биликич (здесь - «Меченый »), когда еще был грудным ребенком, заболел и сделался калекою: у него высохли обе ноги ниже колен и он сидел на бедрах. Поэтому он не мог сидеть на коне и ездил на арбе. Устроив на тележке место для удобного размещения одного человека, он велел оковать железом ободья колес своей арбы. Запрягая в нее самых быстроногих аргамаков, он в сопровождении цепкоруких удальцов постоянно ездил в Абулхан и Мангышлак и устраивал там погромы. Он был очень меткий и искусный стрелок, отменный воин. Стоя на коленях в колеснице, в которой он, как казалось, будто лежал, Билбарс прямо несся вперед напролом, не обращая никакого внимания на обстрелы с правой и с левой сторон. Во время жаркого побоища, предводительствуя славными батырами, он всегда находился впереди. Наклонившись на переднюю сторону колесницы, он отдавал приказ своим джигитам: «Так держать! Туда! Вперед! Назад!». На арбе Билбарс сражался на равных со всадниками. Его боевая колесница, запряженная лучшими аргамаками и предельно облегченная, не отставала от конных бойцов [Абу-л-Гази, изд., т. 1, с. 194–202].

Вот именно так, сидя на коне и на арбе, приобретали свою империю азиатские кочевники средневековья.

Сначала столицей нового ханства был г. Ургенч, и государство Шибанидов в Хорезме, по установившейся издавна традиции, согласно которой страна обычно называется по столице, называлось «Ургенчским ханством »; по русской терминологии «Юргенское ханство »: образование «юргенский хан» употреблялось в русских грамотах еще в начале XVIII века [Веселовский, 1877, с. 161, примеч. 2]. С начала XVII столетия средоточием политической и духовной жизни делаются южные города страны и резиденцией хана и столицей государства становится г. Хива (Хивак). Так Ургенчское («Юргенское») ханство превратилось в «Хивинское ханство ».

Таким образом, начало XVI века было одновременно окончательным укреплением в Мавераннахре и Хорезме кочевых узбеков Восточного Дешт-и Кипчака. Под главенством двух враждующих между собою ветвей династии Шибанидов они образовали здесь два крупных самостоятельных государства: Бухарское ханство в Мавераннахре с центром вначале в Самарканде, затем в Бухаре, и Ургенчское (Хивинское) ханство в Хорезме. При этом история династии потомков Шибана в Мавераннахре, как уже излагалось, оказалась недолговечной, и государство дома Абу-л-Хайра прекратилось в конце XVI века, Шибаниды Хорезма сохранили свое господство до конца XVII в., несмотря на ряд военно-политических потрясений.

Еще в начале 20-х годов XVI в. Илбарс и Билбарс призвали в Хорезм из Восточного Дешт-и Кипчака остававшихся еще там своих родственников, двоюродных братьев, потомков Аминека и Абулека, которые не замедлили явиться со своими улусными людьми. С появлением новой группы кочевых узбеков, составивших основную военную силу Шибанидов, дело завоевания Хорезма и ближайших областей пошло очень быстро.

Однако эти действия потомков Буреке имели и свои отрицательные последствия. Уже в 20-х годах XVI в. в среде Шибанидов Хорезма четко определилось три династических группы. Первую династическую группу составляли потомки Буреке; они занимали вначале первенствующее положение в Хорезме, так как к ней принадлежали первые завоеватели Хорезма и основатели «Ургенчского» (Хивинского) ханства братья Илбарс и Билбарс. Представители этой группы утвердились в западной части страны: им принадлежали г. Везир и Ургенч, Тисак, Янгишахр и др.

Другую династическую группу составили прибывшие на призыв Илбарса и Билбарса - потомки Аминека. Это была наиболее многочисленная и сильная династическая группа; они в короткий срок захватили г. Хиву, Хазарасп, Кят, подчинив себе таким образом юго-восточную часть Хорезма.

Наиболее малочисленной и слабой была третья династическая группа - потомки Абулека. К ней принадлежала практически только семья Шибанида Хасан-Кули, который тем не менее был избран ханом Хорезма, согласно принципу старшинства, и получил столичный город Ургенч после смерти Илбарса. Но вскоре он был низложен и убит вместе со своим сыном, а оставшиеся члены его семьи были высланы к их родственникам в Бухару. Таким образом, третья династическая группа Шибанидов Хорезма была устранена с политической арены, и вся страна поделена между потомками Буреке-султана и Аминек-султана.

Соперничество между этими двумя династическими группами Шибанидов окончилось победой потомков Аминека. В 1525 г. старшим ханом был избран Суфийан-султан (правил в 1525–1535 гг.), происходивший из династической группы Аминека. С тех пор и до пресечения династии верховная власть в Хорезме оставалась в руках потомков Аминек-султана. Уцелевшие в династической схватке потомки Буреке нашли убежище в Мавераннахре, у потомков Шибанида Абу-л-Хайр-хана.

Кровавые междоусобия происходили не только между династическими группами Шибанидов Хорезма, но и между Шибанидами Хорезма и Мавераннахра вообще, и в XVI веке Хорезм три раза на короткое время подчинялся бухарским ханам.

Первый раз это произошло так. В 1538 г. в Хорезме разгорелись вновь смуты, которыми воспользовался глава маверанннахрских Шибанидов Убайдулла-хан, чтобы захватить Хорезм.

В поход на Хивинское ханство, по словам Абу-л-Гази, кроме самого Убайдуллы приняли участие многие другие Шибаниды из Ташкента, Самарканда, Хисара и т. д. Аванеш-хан, не смея оставаться в своей столице, покинул Ургенч и спешно удалился в степь. Шибаниды Мавераннахра заняли Ургенч, и Убайдулла-хан отрядил вслед за Аванеш-ханом войско, которое настигло его на северной стороне г. Везира и разбило хивинцев; Аванеш-хан попал в плен и был предан смерти. Захватив почти без сопротивления Хорезм, Убайдулла разделил узбеков Хорезма, т. е. дештские роды и племена, на четыре отдела: один из них взял сам Убайдулла-хан, другой - правители Хисара, третий - правители Самарканда, четвертый - правители Ташкента. Разделенные таким образом на четыре группы кочевые племена Дешт-и Кипчака, составлявшие военную силу страны, являвшийся основной и единственной опорой династии, были выведены из ханства в области новых владетелей [Абу-л-Гази, т. 1, с. 222–223; Очерки, 1954, с. 195–196].

Спасшиеся в ханстве члены династии хорезмийских Шибанидов бежали и нашли убежище в Дуруне, у Дин-Мухаммада, члена семьи Аванеш-хана. Дин-Мухаммад в сопровождении уцелевших султанов и с войском всего в 2000 человек устремился из Дуруна, расположенного между Кызыл-Арватом и Геок-Тепе, в Хорезм. На Узбое султаны Хорезма обратились за помощью к предводителям туркменского племени адаклы-хызр. Они обещали в случае своей победы в Хорезме «сделать их тарханами», лучших из них назначить своими нукерами и уравнять их в положении и правах с узбеками, которые, являясь военной опорой династии, пользовались совершенно исключительным по сравнению с местным населением положением. В результате этих переговоров адаклы дали Дин-Мухаммаду 1000 всадников.

Дин-Мухаммад вторгся в Хорезм, захватил Хиву и убил правившего там от имени Убайдуллы даругу и с ним человек десять его помощников. Посаженный в качестве наместника в Хорезме сын Убайдуллы, абд ал-Азиз, бежал из Ургенча в Бухару. Узнав о случившемся, Убайдулла-хан вновь выступил в поход и направился в Ургенч. Прибыв в местность Тиве-Буин, он остановился там сам, а все войско во главе с одним из военачальников послал против Дин-Мухаммад-султана. Последний, прослышав об этом, решительно выступил с войском из Хивы.

Все нукеры стали отговаривать Дин-Мухаммад-султана от боя: «Нас только десять тысяч, а неприятелей сорок тысяч: битва не будет для нас счастлива; воротимся в Дарун». Дин-Мухаммад не обращал внимания на их слова, устремившись вперед. Тут явились к Дин-Мухаммаду все беки в числе до трехсот человек, сошли с коней, пали перед ним на колени и говорили: «Умоляем тебя, воротись!» Но Дин-Мухаммад, ничего не отвечая, проехал между ними; они во второй раз приступили к нему и говорили те же слова, но и на этот раз он не дал им ответа и проехал между ними. Они сделали то же в третий раз. Тогда Дин-Мухаммад подъехал к ним, сошел с лошади, взял в руку горсть земли и молвил: «Боже! Моя душа в твоей руке, а мое тело - достояние земли!» Затем он засыпал землю за пазуху, встал и, оглядев беков, сказал: «Я обрек себя на смерть; если вы своею жизнью дорожите больше, нежели я, то удалитесь от битвы, если же вы, подобно мне, готовы жертвовать собою, не отставайте от меня». Сел на коня и пустился в путь. В войске поднялся столь сильный вопль, что земля и небо наполнились им. Все со слезами ехали вслед за Дин-Мухаммад-султаном.

Неприятели встретились недалеко от Хазараспа. Врйско, посланное Убайдуллой, было разбито на голову Дин-Мухаммадом. По словам Абу-л-Гази, в результате этой победы были возвращены в Хорезм все увезенные Шибанидами Мавераннахра узбекские племена, все уцелевшие представители династии. После этого все султаны по общему согласию возвели на ханство в Ургенче Кал-хана [Абу-л-Гази, т. 1, с. 225–229].

Своей победой над войском Убайдуллы Дин-Мухаммад-султан положил начало новому прочному владению, включавшему в свой состав Мерв, Абиверд и Нису. Абиверд и Ниса после смерти Дин-Мухаммада не были сохранены его потомками, но Мервом владел его сын Абу-л-Мухаммад, а затем побочный сын последнего - Нурум [Очерки, 1954, с. 196–197].

После ухода бухарцев в Хорезме возобновились смуты, продолжавшиеся много лет и окончившиеся в 1558 году возведением на престол Хаджжим-хана (собственно: Хаджжи-Мухаммад-хан). Хаджжим-хан правил долго: с 1558 по 1602 гг. В годы его царствования бухарский хан Абдулла И дважды завоевывал Хорезм. Сперва в 1002/1593 г. Об этом походе Абдуллы подробнее чем у Абу-л-Гази говорится в «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали, на что впервые обратил внимание ученых В. В. Бартольд еще в 1903 году [Бартольд, т. 3, с. 257–259]; однако пока еще этот сюжет не стал объектом специального рассмотрения. Затем в Хорезме произошло восстание, и в 1004/1595 г. Абдулла вновь завоевал Хорезм.

Хивинский хан Хаджжим с ближайшими родственниками еще после первого завоевания Хорезма Абдуллой бежал сначала к туркменам, а затем в Иран, где и вынужден был находиться до самой смерти Абдулла-хана в начале 1598 года. Сын и преемник Абдуллы, Абд ал-Мумин, был убит своими подданными уже спустя шесть месяцев; и завоевания Абдуллы в Хорасане и Хорезме были потеряны; Ташкент, г. Туркестан (Ясы) и еще ряд присырдарьинсих городов и крепостей перешли в руки казахских владетелей, а в Мавераннахре власть перешла к другой династии - династии Аштарханидов.

Так смерть бухарского хана, Шибанида Абдуллы II, и последовавшие затем события вернули Хорезму самостоятельное политическое бытие.

После освобождения страны от бухарского ига в 1598 г. Хаджжим-хан оставил за собой г. Ургенч и Везир, а сыновьям своим и родичам раздал уделы: г. Хиву (Хивак) и Кят - Араб-Мухаммаду, Хазарасп - Исфандийару и т. д. Хорезмийские узбеки-дештцы, уведенные ханом Абдуллою в Мавераннахр, почти все вернулись в Хорезм. В 1600 году, когда старший сын Хаджжим-хана, Суйундж-султан, вернулся из Турции, куда он бежал во время похода Абдуллы на Хорезм, отец уступил ему Ургенч и Везир, а сам отправился в Хиву, к своему другому сыну Араб-Мухаммаду. Однако в следующем году Суйундж-султан умер.

Есть ряд источников, свидетельствующих о слабости ханской власти правителя Хорезма. Вот что пишет, к примеру, османский автор конца XVI в. Сейфи Челеби: «Хотя Хаджжим-хан и не достоин именоваться падишахом, но поскольку с его именем читается хутба (пятничные и праздничные молитвы. - Т. С. ) и чеканятся монеты, то он числится ханом» [Сейфи Челеби, рук., л. 546].

Хаджжим-хан скончался в 1011/1602–1603 г., год Барса, на 84-м году жизни. Ханом Хорезма был провозглашен сын его Араб-Мухаммад-султан, который остался в Хиве. Его старший сын и преемник на престоле Исфандийар-хан (правил в 1623–1642 гг.) также жил в Хиве. Его младший брат Абу-л-Гази, сочинение которого является главным источником по истории Хивинского ханства XVI - первой половины XVII вв., в 1643 году был провозглашен ханом в Арале, а в 1645 г. занял г. Хиву. Так с начала XVII века и по начало XX столетия г. Хива оставался столичным городом ханства.

Абу-л-Гази-хан (правил в 1643–1663) был ханом-историком, ханом-реформатором и первым хорезмийским ханом из династии Шибанидов, который сумел не только примирить враждовавшие между собой отдельные группировки среди султанов и узбеков, но стал совершать набеги на Бухару и соседние земли.

Воцарившись в Хиве, Абу-л-Гази организовал вновь весь государственный аппарат: на различные государственные должности, по рассказу хиванского историка Муниса, он назначил 360 человек из числа узбекской знати, а «тридцати двум из них он дал место около себя». Узбекские племена он разделил на четыре части (гурух ), которые называют «тупе», а именно: одно тупе составляли племенные объединения уйгуров и найман, другое - кунгратов и киятов, третье - нукузов и мангытов, четвертое - канглы и кипчаков. В эти четыре крупных племенных объединения узбеков было влито 14 мелких родов (уруг ), так называемых «онторт уруг» (т. е. четырнадцать родов). Все земли по каналам, выведенным из Аму-Дарьи, были поделены между этими четырьмя группами. Таким образом, все доходы от земледелия благодаря этому мероприятию были переданы узбекской знати [МИТТ, т. 2, с. 327–328; Очерки, 1954, с. 229–230].

Ургенч после высыхания левого рукава Аму-Дарьи понемногу запустел. В правлении Абу-л-Гази в 1645 г. был построен Новый Ургенч, примерно в 33 км северо-восточнее Хивы; туда были переселены жители старого торгового города, потомки которых и Новый Ургенч превратили в важнейший торговый центр Хивы. Новый Ургенч, говорится в источнике, «чрезвычайно благоустроен и находится в цветущем состоянии. Он является главным торговым местом в Хорезме» [МИТТ, т. 2, с. 328; Бартольд, т. 3. с. 550].

В 1649 г. Хивинское ханство подверглось нападению кал маков. Они разграбили область Кят и с добычею возвращались в свои кочевья, но были настигнуты Абу-л-Гази-ханом и разбиты. Второй поход калмаки совершили в 1653 г. на окрестности Хазараспа, затем на Дарган. Захватив награбленное, калмаки переправились через Аму-Дарью и направились в свои кочевья, но снова были настигнуты Абу-л-Гази-ханом и разбиты [Очерки, 1954, с. 23].

Абу-л-Гази провел десять лет в Персии и потому был гораздо образованнее своих соплеменников. Он высоко ставил ханскую власть и для оправдания идеи деспотизма проводил такую же теорию, как его английский современник Гоббс: для сохранения порядка в обществе необходимо, чтобы все члены общества отказались от своей воли в пользу одного лица [Бартольд, т. 5, с. 187–188].

Действительно идея Абу-л-Гази особенно интересна тем, что в ней происхождение верховной власти объясняется не теологическими соображениями, но волею народа. Вот подлинные слова самого хивинского хана-историка: «Древний народ был благоразумнее, чем народ нынешний. Если бы народ, собравшись воедино, мог убить человека или изгнать грешника, или если бы он мог сам возглавить какое-нибудь дело, то почему же он одного человека из своей среды провозгласил падишахом? Посадив его на почетное место в доме, народ отдает ему в руки свою волю (ихтийар)» [Абу-л-Гази, т. 1, с. 276; Султанов, 2001, с. 64–65].

В 1663 г. Абу-л-Гази, будучи нездоровым, передал верховную власть в стране своему сыну Ануша-султану, а сам целиком предался литературным занятиям. В «Фирдаус ал-икбал», официальной истории Хивинского ханства, об Абу-л-Гази говорится так: ом был человеком ученым и умным и написал историю, которая называется «Родословное древо тюрков» [Фирдаус ал-икбал, изд. Брегеля, с. 138].

А вот рассказ самого Абу-л-Гази о том, как он работал над своей «Шаджара-йи турк». Он пишет: «Задумав эту историю, я предполагал подробно изложить генеалогию знатных государей и мудрых биев монголов и узбеков; описать по порядку все деяния, ими совершенные; передать слова, ими сказанные, и написать таким образом большое произведение. Но в то время, когда я собрался было осуществить задуманное, я заболел. Болезнь моя затянулась, и я подумал: „Если умру, то книга останется ненаписанной. Человека, знающего, как я, [данный предмет] и особенно историю нашего дома от Йадгар-хана до меня, ничтожного, нет. Этого не знает ни один человек из чужого йурта, да и в нашем народе никто не знает про это. Если я унесу мои знания в могилу, то какая будет польза?“ Поразмыслив так, я посадил четырех писцов и стал диктовать им события со времен Адама до Джучи-хана, иногда заглядывая, а иногда и не заглядывая в древние исторические сочинения, потому что все те события я помнил наизусть. [При изложении исторических событий] от Шибан-хана до моего времени я ни разу не заглядывал в книги, а поведал то, что было у меня в памяти. Но поскольку [из-за болезни] ум мой утомлялся и диктовал я иногда сидя, иногда лежа, то и сократил рассказы. Изложение их хотя и краткое, но значение их немалое» [Абу-л-Гази, изд., т. 1, с. 72].

Политику Абу-л-Гази-хана продолжил его сын и преемник на престоле Ануша (правил в 1663–1687 гг.), при котором Бухара даже находилась короткое время во власти Шибанидов Хорезма.

Кровавые войны между Шибанидами Хорезма и Аштарханидами Мавераннахра закончились для Ануша-хана весьма плачевно. Во время очередной стычки с войсками бухарского хана Субхан-Кули, пишет автор «Тарих-и Муким-хани», Ануша потерпел поражение и бежал; недовольные его политикой хорезмийские эмиры, воспользовавшись тем, что в декабре 1687 года Ануша-хан выехал на охоту, набросились на него, схватили его и ослепили на оба глаза. На ханский престол посадили его сына Эрнек-султана, заявляет дальше сочинитель «Муким-ханской истории» Мухаммад Юсуф Мунши [Тарих-и Муким-хани, с. 147–148].

Согласно известиям хорезмийского историка Муниса, после Ануша-хана по завещанию своего отца на трон правления воссел его сын Худайдад-султан; но срок его жизни был семнадцать лет, а срок правления - два года [Фирдаус ал-икбал, изд. Брегеля, с. 142].

После смерти Худайдад-хана (правил в 1687–1689 гг.) на трон взошел другой сын Ануша-хана, Эрнек-султан (правил в 1689–1695 гг.). Поскольку со смертью Эрнека пресеклась династия Шибанидов в Хорезме, приведем подробнее обстоятельства его кончины.

По словам хорезмийского историка Муниса, Эрнек-хан был дерзским мужчиной красивой наружности, любителем увеселений и имел пламенную страсть - волочиться за хорошенькими женщинами. «Всякую ночь после вечерней молитвы он верхом на ветроногом скакуне с двумя махрамами (близкими друзьями) скакал из Ак-Сардя в Хивак, развлекался и наслаждался там с розоликими девами и еще до рассвета возвращался в Ак-Сарай». При возвращении с одного из таких любовных похождений он был сброшен лошадью и разбился насмерть. Его мать, Тохта-ханым, которая происходила из туркмен, живших на южной окраине Хорезма, около Даргана, узнав о смерти хана, поспешила его похоронить, прежде чем известие о его смерти успело распространиться, и отправилась в Дарган, в дом своего отца. У ее старшего брата был сын, который был сверстником Эрнек-хану и очень походил на него наружностью. Выдав своего племянника за Эрнек-хана, Тохта-ханым распространила слух, что хан ездил навестить своих туркменских родственников и теперь возвращается домой. Посредством такой хитрости молодому туркмену удалось привести в Хиву тысячу своих соплеменников и овладеть городом, после чего он стал подвергать преследованию узбеков Хивы. Некоторые узбеки ушли на Арал, собрали там войско из кунгратов, мангытов, кипчаков и ходжа-эли и пошли походом на Хиву. Самозванец был убит; Тохта-ханым казнена: ее привязали к коням, которые волочили ее; из дарганских туркмен спаслась одна сотая часть. Это событие, согласно Мунису, произошло в 1106/1694–1695 гг. [Фирдаус ал-икбал, изд. Брегеля, с. 142–148].

С 1694–1695 гг. и до основания нечингизидской династии Кунгратов в Хорезме не было никакой династии, и вся власть в стране перешла в руки главарей узбекских кочевых родов-дештцев, самым влиятельным из которых был инак (глава и военачальник, затем - высшее должностное лицо в Хивинском ханстве) узбекского племени кунграт. Однако в государственной жизни сохранялся принцип, что только потомки Чингиз-хана могут быть законными ханами. Для удовлетворения требования этой формальной законности местная хорезмийская аристократия, в руках которых была фактическая власть в стране, засылали приглашение султанам принять ханское звание то туда, то сюда, чаще всего в Казахские степи, так что в течение XVIII века на престоле Хивы пребывало немалое число казахских Чингизидов. Наиболее подробные известия о казахских султанах - ханах Хивы содержатся в сочинениях хивинских историков Муниса и Агахи, а также в различных русских источниках XVIII - начала XIX вв. [Фирдаус ал-икбал, изд., Брегеля; Веселовский, 1877; Ерофеева, 1997].

Подставные ханы Хивы занимали престол (за редким исключением) только короткое время: одни уходили сами, а иных главы местных родов отсылали обратно на родину, в Казахские степи, и заменяли другими ханами. Персидский историк начала XIX века Абд ал-Карим Бухари метко называет этот политический обычай «игрой в ханы» - ханбази.

Из книги Крымское ханство автора Тунманн Иоганн

КРЫМСКОЕ ХАНСТВО Чтобы представить этот труд в цельном виде, мы должны издать описание этого государства в том его состоянии, в каком оно было перед осуществлением российских притязаний на него. Как только нынешнее устройство Крыма, превращенного теперь в Таврию, будет

автора

II. КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО Отношения между Казанским ханством и Московским великим княжеством (1437-1556 гг.) 1. Обстоятельства, приведшие к образованию Казанского ханства (1406 - 1436 гг.) 1. Время создания ханства:

Из книги Татары и Русь [Справочник] автора Похлёбкин Вильям Васильевич

III. АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО Отношения между Астраханским ханством и Московским царством (1460-1556 гг.) 1. Общие сведения об образовании и состоянии Астраханского ханства 1. Время образования ханстваАстраханское ханство обособилось еще в конце 1459 - начале

Из книги Татары и Русь [Справочник] автора Похлёбкин Вильям Васильевич

IV. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО Отношения между Сибирским ханством и Русским государством (1555-1598 гг.) 1. Предварительные замечания В учебной и популярной исторической литературе, в общих курсах отечественной и всемирной истории все сведения о Сибирском ханстве

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора

Касимовское ханство Как совершенно особый осколок Золотой Орды, вспыхнуло небольшое, вассальное от Московии Касимовское ханство: плод торговли казанских ханов, желавших пристроить куда-то своих сыновей, и московитов. После рокового для Василия II поражения 7 июля

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Крымское ханство До монголов Крым был местом, где жили вместе разные народы. Половцы обитали в степной и предгорной части полуострова, а на южном берегу - армяне, аланы, готы, греки, русские. Аланы и греки жили здесь с глубокой древности. Славяне - со времен расселения

автора Груссе Рене

6. Кипчакское ханство Джучи и его сыновья. Золотая Орда, Белая Орда и улус Шейбани Известно, что Чингиз-хан отдал своему сыну Джучи, который умер в феврале 1227 г., на шесть месяцев раньше самого Чингизхана, долины к западу от Иртыша, где находятся современные Семипалатинск,

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Кокандское ханство Фергана, как мы уже видели, была частью Трансоксианского ханства в эпоху Шейбанидов и во время правления первых Астраханидов. Однако, при Астраханидах, это владение было не более чем номинальное, и Фергана в большей своей части подпала под власть

автора Рахманалиев Рустан

Чагатайское ханство Рассмотрим Туркестан под властью дома Чагатая. Остановимся подробнее на истории Чагатайского ханства, поскольку именно территории этого ханства станут в последующем ядром Великой Тюркской империи Амира Темура, именно земли Мавераннахра будут

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Крымское ханство После изгнания Улуг-Мухаммеда из Сарая и Саид-Ахмеда из Крыма территорией внушительных размеров завладел Кичи-Мухаммед, и стал он называться ханом Большой Орды.Бежавший из Крыма Саид-Ахмед обосновался со своей ордой в районе Подолья, откуда совершал

автора

Бухарское ханство Важным политическим последствием раскола в роде Шибана после смерти Пулад-султана явилось то, что уже в 20-х годах XV в. на коренной территории Шибанидов одновременно правило несколько независимых правителей. Одним из них был Джумадук-хан (правил в

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Хивинское ханство Хорезм, или Хива, - область в нижнем течении Аму-Дарьи. Хивинское ханство было создано в 1511 году совместной деятельностью двух братьев, Илбарса и Билбарса, сыновей Буреке-султана, потомка Шибанида Арабшаха. Эта ветвь династии Шибанидов была враждебна

автора Мизун Юрий Гаврилович

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО Казанское, Сибирское, Астраханское, Ногайское, Крымское ханство и Турция представляли собой единую угрозу для России. Турция была заинтересована в дешевых русских рабах. Крымское ханство было под пятой у Турции. Казанское, Ногайское,

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

НОГАЙСКОЕ ХАНСТВО Ногайское ханство окончательно сформировалась к концу XV века. С запада его граница проходила по левому берегу Волги, от устья реки Самары до реки Бузен. Восточной границей Ногайской Орды был Верхний Иртыш. Территория Ногайской Орды – это

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Крымское ханство Независимое от Золотой Орды Крымское ханство образовалось в начале XV в. в связи с разложением и распадом Золотой Орды. В 1475 г. в Крым вторглись турки и превратили крымских татар в своих данников. Турки использовали крымских татар в борьбе против

Из книги Теленгеты автора Тенгереков Иннокентий Сергеевич

ТЕЛЕНГЕТСКОЕ ХАНСТВО. В древних китайских источниках, в частности в Суйской династийной хронике сказано «Предки теле были потомками хунну» . В другом китайском источнике в Вэйской летописи рассказывающей о происхождении предков гаогюйцев от хуннов, утверждается о



Поделиться