Что должен знать первоклассник. Консультация (1 класс) на тему: что должен знать будущий первоклассник

1 апреля началась запись в школы будущих первоклашек. По закону никаким вступительным испытаниям их подвергать нельзя. Но администрации школ успешно обходят этот запрет, проводя вроде бы ничего не значащее «собеседование». Его единственная цель, по словам педагогов, - познакомиться с ребенком и укомплектовать классы в соответствии с уровнем подготовки будущих учеников.

Собеседование - это тоже испытание. А потому готовиться к нему очень даже нужно.

Вот какого багажа знаний ждет от будущих первоклашек отечественная система образования.

Общее развитие

Считается, что к шести с половиной - семи годам ребенок должен:

Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
. знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
. знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты - от ягод и овощей;
. ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
. иметь представления о природных и погодных явлениях;
. знать основные цвета;
. знать понятия «право-лево»;
. знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
. уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
. знать праздники;
. уметь рассказать, чем он любит заниматься;
. самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь:

Решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
. находить лишний предмет в группе;
. добавлять в группу недостающие предметы;
. рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
. группировать предметы по признаку и называть его;
. восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
. точно копировать простой узор;
. описывать по памяти картинку;
. запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
. писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
. прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
. пересказать услышанный рассказ;
. составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо:

Уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
. выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
. знать понятия «больше-меньше-поровну»;
. знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
. уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
. решать простые арифметические задачки;
. уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

Важно, чтобы ребенок:

Отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
. мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
. подбирал слова на заданную букву;
. делил слово на слоги;
. читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

Правильно держать ручку и карандаш в руке;
. проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
. обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
. уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
. копировать с образца геометрические фигуры;
. уметь продолжить штриховку рисунка;
. уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.

Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.

Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.

Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.

Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.

Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…

Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.

Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».

При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.

Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.

Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?

1. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
2. Паспорт одного из родителей, куда вписан ребенок, и его ксерокопия.
3. Медицинская карта, оформленная и заверенная печатью поликлиники.
4. Ксерокопия медицинского полиса.
5. Заявление, которое пишется на месте, в школе.
6. Некоторые школы просят две фотографии ребенка размером 3x4.

Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше - решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.

Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное - это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

будущий первоклассник?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Этим вопросом задаются все родители. Ведь хочется подготовить малыша как можно тщательнее, чтобы он не уступал в знаниях другим детям. Но тут важно найти золотую середину. Ведь если ребенок знает всю программу первого, а то и второго класса, то ему будет скучно на уроках, он перестанет слушать объяснения учителя и упустит момент, когда пора включаться в общий процесс обучения.

Родители, готовя ребенка к школе, часто сосредотачиваются на том, чтобы научить читать, писать, считать, говорить на английском, дать ребенку энциклопедические знания. Это все похвально, если обучение для ребенка происходит не «из-под палки», а в процессе игры.

Очень важно подготовить ребенка к работе в коллективе. Помните, что учитель должен быть авторитетом для детей. Не осуждайте учителя в присутствии ребенка. Ребенок не должен стесняться говорить перед публикой. Почаще просите малыша рассказать что-нибудь в присутствии родственников, друзей... Желательно научить ребенка дружить, делиться, отстаивать свою точку зрения, в то же время, уметь признавать свои ошибки.

Физическая подготовка также очень важна. Хорошо, если ребенок посещает спортивную секцию. Нужно укреплять мышечный корсет, чтобы сохранить осанку. Есть мнение, что если начали выпадать молочные зубы, это значит готовность скелета выдержать нагрузку от неподвижного сидения в течение получаса.

Что же должен знать и уметь первоклассник?

  • В первую очередь, нужно развивать у ребенка словарный запас и речь. Он должен выговаривать все звуки, говорить полными предложениями, связанно рассказывать о чем-то, пересказать прочитанный вами (или самостоятельно) текст, уметь описать предмет как можно подробнее.
  • Во-вторых, нужно развивать мышцы кисти, пальцев (моторику). Это не значит, что нужно корпеть над прописями, достаточно много лепить, раскрашивать, рисовать. К тому же, это развивает воображение. Руку для письма должен поставить учитель младших классов. Доверимся профессионалу:).
  • В-третьих, ребенок должен обладать навыками самообслуживания (одеваться, обуваться). Иметь понятие о гигиене и безопасности.

Родителей часто мучает вопрос «Должен ли уметь читать ребенок к началу 1 класса?». Такого требования к детям школа не ставит. И к концу первого класса практически все читают примерно одинаково. Но в начале года навык чтения очень помогает детям на других уроках. Например, когда можно прочитать еще раз условие задачи, если не запомнил и. Это дает некий бонус и уверенность в своих силах.

Итак, вот примерный список того, что должен знать и уметь первоклассник, на который нужно ориентироваться при подготовке к школе и что может быть на собеседовании в школу:

Будущий первоклассник должен знать:

  1. Свои ФИО.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. ФИО родителей.
  4. Кем работают родители.
  5. Сколько братьев/сестер, их имена, понятие старше/младше.
  6. Адрес проживания.
  7. Название страны проживания, столицы, как выглядит флаг.
  8. Знать основные геометрические фигуры.
  9. Знать цвета. Какой цвет получится, если смешать, к примеру, красный и синий, желтый и синий, желтый и красный, белый и...
  10. Знать диких/домашних животных. Чем они отличаются.
  11. Знать домашних птиц.
  12. Знать зимующих\перелетных птиц.
  13. Знать распространенные виды деревьев / цветов.
  14. Знать овощи/фрукты/ягоды.
  15. Знать времена года, месяцы по порядку.
  16. Знать дни недели, какие из них будни, а какие выходные.
  17. Знать виды транспорта (воздушный, наземный, водный, подземный) привести примеры.
  18. Знать правила дорожного движения для пешеходов.
  19. Знать профессии.
  20. Знать виды спорта.
  21. Знать цифры в пределах 20, состав числа 2-10.
  22. Знать буквы алфавита, различать согласные и гласные буквы.
  23. Разбивать слова на слоги на слух.
  24. Знать несколько стихов, песен, загадок.

Будущий первоклассник должен уметь:

  1. Уметь концентрировать внимание в течение 30 минут.
  2. Уметь ориентироваться в сутках (утро, день, вечер, ночь).
  3. Уметь обобщать группы предметов (фрукты, мебель, одежда...).
  4. Уметь из предложенных однотипных картинок найти лишний предмет, обосновать.
  5. Находить отличия и общие черты у двух предметов, если таковые имеются.
  6. Пересказать прочитанный взрослым отрывок текста.
  7. Уметь составить краткий рассказ по серии картинок.
  8. Уметь называть предметы в единственном и множественном числе.
  9. Уметь различать мужской и женский род.
  10. Уметь подбирать слова со схожим и противоположным значением.
  11. Ориентироваться в пространстве и на плоскости (право, лево, центр...). Например: отступи две клетки вправо и одну клетку вниз. (Хорошо помогают графические диктанты).
  12. Уметь аккуратно раскрашивать, вырезать, штриховать.
  13. Считать в порядке возрастания и убывания.
  14. Называть цифры «соседи» (например, для «5» это «4» и «6»).
  15. Совершать арифметические действия в пределах 10.
  16. Сравнивать числа (больше, меньше, равно).
  17. Умение читать желательно.

При собеседовании в школу кроме общих вопросов на оценку кругозора ребенка, часто встречаются такие задания:

Копирование – нужно изобразить написанное слово или фразу. Их пишут прописными буквами или на иностранном языке. Ребенку нужно не понять и написать, а именно скопировать, срисовать как можно точнее. Еще вариант – скопировать рисунок из точек.

Задания на логику. Ребенка просят продолжить логический ряд картинок или геометрических фигур (круг, ромб, звезда, круг, ромб, ...). Определить лишний предмет среди четырех однотипных (персик, яблоко, шапка, банан) и т.п.

Задания на память и внимательность. Учитель показывает несколько картинок, ребенок запоминает и отворачивается. Учитель убирает одну или добавляет лишнюю, ребенок смотрит, находит изменения. Найти отличия на двух картинках.

Психологический тест – ребенка просят нарисовать мужчину (именно мужчину). Обращают внимание, нарисовал ли ребенок черты лица, уши, сколько пальцев, одежду... Психолог также обращает внимание на размер рисунка. Чем крупнее человек, тем больше у ребенка уверенности в себе.

Кроме того, учитель проверяет способность ребенка концентрировать внимание. Когда ребенок выполняет задание, он должен сконцентрироваться на нем и не обращать внимание на окружение (на разговоры взрослых). Это важно для работы в большом шумном коллективе.

Вскоре для вас и вашего малыша начнется новый ответственный этап – учеба в школе. Этот этап продлится довольно долго. За это время ваш ребенок много что узнает, много чему научится, приобретет много полезных навыков и умений. Конечно, многое зависит от учебного заведения, от учителя, от коллектива, в котором будет учиться ребенок, от администрации и политики государства в вопросах среднего образования, но еще больше зависит от самого ребенка и от ВАС! Отношение малыша к школе еще до начала обучения формируют родители. Именно они помогают крохе понять, зачем он должен идти в школу, зачем ему учиться. Родители определяют мотивацию для ребенка. Если ребенок-первоклассник в школу идти не хочет, значит, родители не смогли заинтересовать малыша! Итак, что должен знать ? В этой статье мы предлагаем вам и вашему будущему первокласснику пройти несколько очень простых, но показательных тестов.

Готовность ребенка к школе. Первый тест — для родителей

В каком состоянии готовность ребенка к школе , есть ли у него к обучению ? Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ — плюс один балл, за отрицательный — 0 баллов.

1. Хочет ли ваш малыш идти в школу?
2. Привлекает ли ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?
3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?
4. Как ваш ребенок чувствует себя в присутствии незнакомых людей — свободно и непринужденно?
5. Умеет ли ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?
6. Знает ли ваш ребенок несколько наизусть? Может он их рассказать?
7. Умеет ли ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множественное?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
9. Умеет ли малыш считать до двадцати и в обратном порядке?
10. Может ли ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?
11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?
12. Малыш любит раскрашивать и рисовать простые картинки?
13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?
14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?
15. Знает ли ваш ребенок названия домашних и диких животных?
16. Может ли ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива — фрукты)?
17. Может ли ваш малыш самостоятельно рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?
18. Может ли ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?

Если вы насчитали:

15-18 баллов - ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;

10-14 баллов - ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!

9 и менее баллов - в ближайшее время вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу, важно, подогреть !

Есть ли у ребенка интерес к обучению?

Хотите выяснить, есть ли у малыша в школе? Задайте ему следующие вопросы:
1. Ты хочешь пойти в школу?
2. Зачем необходимо ходить в школу?
3. Что ты будешь делать в школе?
4. Чем занимаются школьники на уроках? Что такое урок?
5. Как ученики должны вести себя на уроке?
6. Что такое домашняя работа, домашнее задание?
7. Зачем выполнять домашнее задание?
8. Чем ты собираешься заниматься, когда будешь возвращаться домой из школы?
Ответы ребенка на эти вопросы помогут вам понять правильно или нет он понимает процесс обучения в школе, школьные правила и вообще роль школы в его жизни. Благодаря ответам малыша вы сможете подкорректировать его представления о его будущей жизни, об изменениях, которые его ждут в ближайшее время, а также оценить, есть ли у него в школе.

Что должен знать ребенок-первоклассник?

У разных учителей и в разных школах требования к тому, что должен знать ребенок-первоклассник могут существенно отличаться, но все же существует определенный минимум знаний, которыми должен владеть будущий первоклассник. В основном это запас общих знаний и представлений о себе, своей семье, окружающем мире.

1. Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?
2. Сколько тебе лет?
3. Кто твои родители (фамилия, имя, отчество)?
4. Где и кем они работают?
5. В какой стране и в каком городе ты живешь (название)?
6. Какая речка протекает в твоем городе?
7. Назови свой домашний адрес?
8. Есть у тебя или ?
9. Как ее (его, их) зовут?
10. Сколько сестре или брату лет?
11. На сколько лет она (он) старше (младше) тебя?
12. Каких животных ты можешь назвать? Какие из них относятся к домашним, а какие — к диким?
13. Сколько ты знаешь времен года? Назови их.
14. В какое время года на деревьях листья появляются, а в какое листья опадают?
15. Как называется время суток, когда ты просыпаешься, готовишься ко сну, спишь, обедаешь?
16. Сколько в году месяцев? Как они называются?
17. Назови дни недели?
18. Какие дни называют «рабочими», какие — «выходными»?
19. Покажи правую руку, покажи левую руку.
20. Назови основные цвета, которые ты знаешь.
21. Назови и покажи (из предложенных) основные геометрические фигуры (квадрат, круг, роб, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция).
22. Иметь представление о гласных и согласных звуках.
23. Покажи, где на листе бумаги «центр», «левый нижний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», » правый верхний угол».
24. Расскажи любое .
25. Составь рассказ по картинке (5-6 предложений).
26. Математические знания:

— счет в пределах 20 (10) прямой и обратный;
— счет выборочный, например, от 6 до 12; от 3 до 9;
— понятия больше и меньше, сравнение по количеству групп предметов;
— решение элементарных задачек на сложение и вычитание.

Вот такие вот минимальные требования, что должен знать первоклассник . Если ребенок чего-то не знает, это не значит, что его не возьмут в школу, это лишь значит, что этому вопросу нужно уделить больше внимания.

Вот еще один небольшой тест, который позволит оценить . За каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — ноль.

Определяем готовность к обучению в школе

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Сколько тебе сейчас лет? Сколько было тебе лет год назад? Сколько лет исполнится тебе через год?
3. Фамилия, имена и отчества твоих родителей?
4. Где ты проживаешь? В какой стране, город, улица, дом, квартира?
5. Днем обедаешь, а вечером … ?
6. Сравни и бабочку. Что у них общее, и что различное?
7. Баскетбол, гимнастика, хоккей бокс — это … ?
8. Квадрат и прямоугольник. Что у них общее, а что — нет?
9. Сосна, клен, ель, каштан — что у них общее, и чем они отличаются?
10. Назови диких домашних животных. Что у них разное?
11. У лошади — жеребенок, а у коровы, свиньи, собаки, курицы?
12. Какие на зиму улетают, а какие остаются? Как они называются?

Итак, считаем баллы. Если малыш набрал более пяти баллов, то можете быть спокойны, у него готовность к обучению в школе на должном уровне. В чем возникли затруднения, разбираем, повторяем, запоминаем.

Кроме того, существуют определенные требования к речи ребенка:

— четко произносить все звуки;
— уметь выделить звуки в слове интонационно;
— уметь выделить место звука в заданном слове (в середине, в начале, в конце);
— уметь по слогам произносить слова;
— уметь составлять простые предложения из 3-6 слов;
— уметь выделять в предложении второе, третье, четвертое слово;
— уметь обобщать предметы в группы;
— уметь составлять мини- рассказ о предмете (3-4 предложения);
— уметь читать простые стихотворения;
— уметь последовательно пересказать краткое содержание сказки.

Вот такие требования, так можно определить готовность к обучению в школе ! Даже если ребенок что-то не выполняет, не расстраивайтесь и не ругайте кроху. Помогите ему научиться, простимулируйте! Но не перегружайте занятиями перед началом учебы! Больше общайтесь с крохой! Расскажите о том, как вы собирались идти в первый класс, покажите свои фотографии. Вспомните свои ощущения, которые были у вас, накануне начала учебы в школе, это поможет лучше понять своего ребенка!

Пусть ваш малыш получает максимум полезных знаний и удовольствия от обучения в школе!

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на рассылку нашего ! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах и примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что именно должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

Свое имя, фамилию и отчество; свой возраст и дату рождения; фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы; имена других членов семьи и кем они ему приходятся; свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть); страну, в которой живет, и ее столицу; основные достопримечательности своего города/поселка/деревни; основные цвета и их оттенки; части тела человека; предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними); профессии, виды спорта; виды наземного, водного, воздушного транспорта; известные русские народные сказки; великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

Четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию; выделять определенный звук в слове интонацией; определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова); определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»); произносить слова по слогам с хлопками или притопами; называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения); различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род; знать разницу между гласными и согласными звуками; называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда); отвечать на вопросы и уметь их задавать; составлять рассказ по картинке; последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ; понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова; сказать несколько предложений о заданном предмете; составлять предложение из 3-5 предложенных слов; различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка; заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения; отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

Знать цифры от 0 до 9; уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.); уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним; понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3); уметь обозначить количество предметов с помощью цифр; уметь сравнить количество предметов в двух группах; решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10; знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб); уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку; ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

Правильно держать карандаш, ручку, кисточку; складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу; рисовать геометрические фигуры, животных, людей; закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры; проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию; писать по образцу печатные буквы; аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру); лепить из пластилина и глины; клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

Различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере; называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.); знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.); знать названия 2-3 комнатных растений; знать названия овощей, фруктов, ягод; иметь представление о различных природных явлениях; называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд. Действовать по образцу. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам). Видеть причинно-следственные связи между явлениями. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук). Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи). Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком. Ориентироваться во времени. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма.

Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.»
Л.А. Венгер

Приближается то время, когда ваш ребенок совсем скоро станет первоклассником. И в связи с этим у многих родителей возникает масса вопросов: Как подготовить ребенка к школе, нужно ли вообще это делать. Что должен знать, уметь будущий первоклассник. Как определить готов ли он к школе. Однозначного ответа на эти вопросы. Некоторые дети уже в 6 лет готовы к школе, с другими же и в 7 лет могут возникнуть проблемы. Однако можно сказать одно, что подготовка ребенка к школе обязательно нужна, потому что станет фундаментом для его успешного обучения и значительно облегчит адаптационный период.

Стоит отметить, что ребенка важно обучить не только базовым навыкам чтения, письма, счета, но и обеспечить достаточное развитие речи, а также научить контактировать с одноклассниками, взрослыми. Чем шире его кругозор, тем ему проще будет влиться в новый коллектив. А вот слабо подготовленному первокласснику будет тяжко на фоне более успешных одноклассников.

Подготовка ребенка к школе начинается постепенно в возрасте около 4-5 лет. Книги, прописи приобретаются соответственно возрасту. Учебные пособия лучше покупать с яркими, крупными иллюстрациями. Нельзя заставлять, кричать и, тем более, бить ребенка за нежелание изучать тот или иной материал. Также нельзя сравнивать его с другими детьми. Задача родителей — привить тягу к познаниям и объяснить, что образование позволит заслужить уважение среди сверстников, друзей, стать успешным в жизни.

Если у ребенка что-либо не получается, пробуйте снова, обязательно хваля его за старания. Если все равно не получается, то стоит пропустить и вернуться к изучению этого материала позже.

Чтобы добиться положительного результата, следует:

  • проводить ежедневные занятия,
  • не спешить с новыми заданиями, пока кроха хорошо не усвоит пройденный материал,
  • каждое занятие начинать с повторения,
  • длительность занятия увеличивать постепенно, но его продолжительность не должна превышать более 35 минут,
  • оставлять ребенка одного, когда он выполняет то или иное задание.

Будущий первоклассник должен обладать некоторым комплексом умений и знаний которые понадобятся ему для успешного обучения. Рассмотрим их:

Внимание

  • Находить сходства, различия между картинками или предметами.
  • Не отвлекаясь заниматься каким-нибудь делом 20-30 минут.
  • Уметь срисовывать по образцу.
  • Играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции, к примеру, игра в «Съедобное и несъедобное». Суть игры проста — взрослый бросает мяч ребенку, называя предмет, животное или еду. Он должен быстро сообразить, пока к нему летит мяч, съедобное или несъедобное назвал взрослый. Если съедобное, то надо поймать мячик, а если нет, то ловить его не надо.

Математика, письмо

  • знать цифры от 1 до 10;
  • считать до 10 в прямом и обратном порядке;
  • складывать, вычитать в пределах 10;
  • знать арифметические знаки «больше», «меньше», «равно»;
  • деление квадрата, круга на две, четыре части;
  • определять на листе бумаге, где низ, вверх, лево, право;
  • уметь писать цифры, печатные буквы.

Память

  • запоминать до 10 картинок;
  • рассказывать по памяти скороговорку, стих, пословицу;
  • пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Мышление

  • заканчивать предложение, к примеру, «карандаш твердый, а пластилин...»;
  • находить лишнее слово из группы слов, к примеру, «сапоги, куртка, шапка, штаны, кровать», «кошка, собака, кролик, бабочка»;
  • складывать пазлы;
  • читать по слогам;
  • отличать гласные буквы от согласных.


Мелкая моторика

  • правильно держать в руке ручку и карандаш;
  • раскрашивать предметы, не выходя за контур;
  • уметь пользоваться линейкой;
  • вырезать ножницами по линиям.

Речь

  • уметь составлять предложения из слов, к примеру, играть, двор, мячик;
  • составлять рассказ из картинок;
  • слушать рассказ взрослого, отвечать на простые вопросы из него;
  • различать звуки в словах.

Окружающий мир

  • знать основные домашних, диких животных, деревья, грибы, фрукты, овощи, цветы;
  • знать основные цвета, геометрические фигуры;
  • называть времена года, явления природы (солнечно, ветрено, ясно, пасмурно);
  • знать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, имена своих родителей, свой город, адрес проживания;
  • называть дни недели, месяцы;
  • ориентироваться во времени, знать время суток;
  • знать наименования частей тела человека;
  • различать неодушевленные, одушевленные предметы.

Кроме того, будущий первоклассник должен владеть такими навыками, как одеваться, раздеваться, шнуровать обувь без помощи взрослых. Знать правила поведения в общественных местах и следить за чистотой рабочего места.

Просмотров: 2208 .

Поделиться