Сергей Витте — творец российской экономики. Краткая биография витте сергея юльевича


Ему довелось ослепительно блистать на дипломатическом поприще, быть свидетелем Крымской войны, отмены крепостного права, реформ 60-х годов, бурного развития капитализма, русско-японской войны, первой революции в России. С. Ю. Витте - современник Александра III и Николая II, П. А. Столыпина и В. Н. Коковцова, С. В. Зубатова и В. К. Плеве, Д. С. Сипягина и Г. Е. Распутина.

Жизнь, политическая дело, нравственные качества Сергея Юльевича Витте вечно вызывали противоречивые, порой полярно противоположные оценки и суждения. По одним воспоминаниям его современников перед нами "только одаренный", "в высокой степени выдающийся государственный деятель", "превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей". По другим - это "делец, совсем неопытный в народном хозяйстве", "страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности", джентльмен со "среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов", политику которого отличали "беспомощность, бессистемность и... беспринципность".

Характеризуя Витте, одни подчеркивали, что это был "европеец и либерал", другие - что "Витте ни при каких обстоятельствах не был ни либералом, ни консерватором, но временами он был намеренно реакционером". Писалось о нем более того и такое: "дикарь, провинциальный герой, наглец и развратник с провалившимся носом".

Так что же это была за персона - Сергей Юльевич Витте?

Родился он 17 июня 1849 г. на Кавказе, в Тифлисе, в семье провинциального чиновника. Предки Витте по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику, - в середине XIX в. получили потомственное дворянство. По линии матери его родословная велась от сподвижников Петра I - князей Долгоруких. Отец Витте, Юлий Федорович, дворянин Псковской губернии, лютеранин, принявший православие, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Екатерина Андреевна, была дочерью члена главного управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского главу администрации области Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой. Сам Витте шибко с радостью подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. "Вообще вся моя семейство, - писал он в своих "Воспоминаниях", - была в высокой степени монархической семьей, - и эта край характера осталась и у меня по наследству".
В семье Витте было пятеро детей: три сына (Александр, Борис, Сергей) и две дочери (Ольга и Софья). Детские годы Сергей провел в семье своего деда А. М. Фадеева, где получил обычное для дворянских семей воспитание, причем "первоначальное образование, - вспоминал С. Ю. Витте, - мне дала бабуся...она выучила меня уяснять текст и писать".
В Тифлисской гимназии, куда он был следом отдан, Сергей учился "шибко плохо", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это, предстоящий государственный участник отправился в Одессу с намерением поступить в универ. Но молодой возраст (в вуз принимали людей не моложе семнадцати лет), а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ... Пришлось сызнова поступить в гимназию - в первую очередь в Одессе, затем в Кишиневе. И только вслед за тем усиленных занятий Витте сдал экзамены благополучно и получил порядочный аттестат зрелости.

В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. "... Я занимался и днем, и ночью, - вспоминал он, - и потому все время пребывания моего в университете я в действительности был в смысле знаний самым лучшим студентом".
Так прошел начальный год студенческой жизни. Весной, отправившись на каникулы, по дороге домой Витте получил известие о кончине отца (незадолго до этого он потерял деда - А. М. Фадеева). Вышло так, что семейство осталась без средств к существованию: незадолго до смерти дедушка и папа вложили весь свой доход в компанию Чиатурских копей, которая вскоре потерпела крах. Таким образом, Сергей получил в наследство только отцовские долги и был вынужден брать на себя количество забот о матери и маленьких сестрах. Продолжить учебу ему удалось только благодаря стипендии, которую выплачивало Кавказское наместничество.
Студентом С. Ю. Витте негусто интересовался общественными проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Витте не принадлежал к числу тех, чьими кумирами были Писарев, Добролюбов, Толстой, Чернышевский, Михайловский. "... Я постоянно был супротив всех этих тенденций, потому что по моему воспитанию был крайним монархистом... а ещё и человеком религиозным", - писал попозже С. Ю. Витте. Его душевный мир складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, участника покорения Кавказа, талантливого военного публициста, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами.
Несмотря на свои монархические убеждения, Витте был избран студентами в комитет, заведовавший студенческой кассой. Эта невинная затея было не закончилась плачевно. Эта так называемая касса взаимопомощи была закрыта как. опасное учреждение, а все члены комитета, в т. ч. Витте, оказались под следствием. Им грозила ссылка в Сибирь. И только случившийся с ведшим занятие прокурором дебош помог С. Ю. Витте избежать судьбы политического ссыльного. Наказание свелось к штрафу в 25 рублей.
Окончив в 1870 г. универ, Сергей Витте задумался о научной карьере, о профессорской кафедре. Однако родные - матушка и дядя - "сильно косо смотрели на мое стремление быть профессором, - вспоминал С. Ю. Витте. - Главный их довод заключался в том, что... это не дворянское дело". К тому же научной карьере помешало пылкое увлечение актрисой Соколовой, после этого знакомства с которой Витте "не желал больше строчить диссертации".
Избрав карьеру чиновника, он был причислен к канцелярии одесского главу администрации области графа Коцебу. И вот сквозь два года первое повышение - Витте был назначен столоначальником. Но как снег на голову все его планы изменились.
В России бурно развивалось железнодорожное сооружение. Это была новая и перспективная отрасль капиталистического хозяйства. Возникали различные частные общества, которые вкладывали в железнодорожное возведение суммы, превышавшие капиталовложения в крупную индустрия. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся кругом строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог - в чисто коммерческой области железнодорожного дела.
Стремясь досконально исследовать практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал более того в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода через он был назначен начальн иком конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

Однако позже многообещающего начала карьера С. Ю. Витте еле-еле было не оборвалась окончательно. В конце 1875 г. близко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой невпроворот человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако покуда тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая махаловка 1877-1878 гг.), чем обратил на себя чуткость великого князя Николая Николаевича, по велению которого каталажка для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой.

В 1877 г. С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а позже окончания войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это направление, он переехал из периферии в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э. Т. Баранова (по исследованию железнодорожного дела).
Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте весьма сильное влияние: дала навык управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.
К началу 80-х годов имя С. Ю. Витте было уже довольно что надо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими "железнодорожными королями" - И. С. Блиохом, П. И. Губониным, В. А. Кокоревым, С. С. Поляковым, рядом знал будущего министра финансов И. А. Вышнеградского. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте: качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца ладно сочетались со способностями ученого-аналитика. В 1883 г. С. Ю. Витте опубликовал "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", принесшие ему известность посреди специалистов. Это была, уместно сказать, не первая и неблизко не последняя служба, вышедшая из-под его пера.
В 1880 г. С. Ю. Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год.
Активного участия в политической жизни в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был недурственно знаком с известным славянофилом И. С. Аксаковым и более того опубликовал в его газете "Русь" немного статей. Серьезной политике младой предприниматель предпочитал "среду актрис". "... Я знал всех больше или менее выдающихся актрис, которые были в Одессе", - вспоминал он позже.

Убийство народовольцами Александра II грубо изменило касательство С. Ю. Витте к политике. После 1 марта он активно включился в большую политическую игру. Узнав о гибели императора, Витте написал своему дяде Р. А. Фадееву сообщение, в котором подал идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами их же методами. Р. А. Фадеев подхватил эту идею и с помощью генерал-адъютанта И. И. Воронцова-Дашкова создал в Петербурге так называемую "Священную дружину". В середине марта 1881 г. С. Ю. Витте был возвышенно посвящен в члены дружины и вскоре получил первое поручение - основать в Париже покушение на известного революционера-народника Л. Н. Гартмана. К счастью, вскоре "Священная дружина" скомпрометировала себя неумелой шпионско-провокаторской деятельностью и, просуществовав малость больше года, была ликвидирована. Надо заявить, что нахождение Витте в этой организации нисколько не украсило его биографию, хотя и дало вероятность продемонстрировать горячие верноподданические чувства. После смерти Р. А. Фадеева во второй половине 80-х годов С. Ю. Витте отходит от людей его круга и сближается с контролировавшей государственную идеологию группой Победоносцева-Каткова.
К середине 80-х годов масштабы Юго-Западных железных дорог перестали удовлетворять кипучую натуру Витте. Честолюбивый и властолюбивый ж-д предприниматель настойчиво и терпеливо стал готовить родное дальнейшее продвижение. Этому полно способствовало то, что авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного хозяйства привлек чуткость министра финансов И. А. Вышнеградского. И, помимо того, помог эпизод.

17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Причиной этого было ломание правил элементарных правил движения поездов: нелегкий состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. С. Ю. Витте раньше предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью. После крушения в Борках (от которого, хотя вообще-то, ни император, ни члены его семьи не пострадали) Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил возделение, чтобы на сызнова утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С. Ю. Витте.
И хотя это означало сокращение жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и положением преуспевающего дельца с целью манившей его государственной карьеры. Одновременно с назначением на пост директора департамента он был произведен из титулярных тотчас в действительные статские советники (т. е. получил генеральский чин). Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице. Витте попадает в цифра ближайших сотрудников И. А. Вышнеградского.
Вверенный Витте департамент тотчас становится образцовым. Новому директору удается на практике аргументировать конструктивность своих идей о государственном регулировании железнодорожных тарифов, выказать широту интересов, недюжинный гений администратора, силу ума и характера.

В феврале 1892 г., удачно использовав конфликт двух ведомств - транспортного и финансового, С. Ю. Витте добивается назначения на пост управляющего Министерством путей сообщения. Однако пробыл он на этом посту нимало кратковременно. В том же 1892 г. нелегко занедужил И. А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась закулисная битва за влиятельный пост министра финансов, в Которой Витте принял самое активное участие. Не сверх меры щепетильный и не в особенности разборчивый в средствах для достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве своего покровителя И. А. Вышнеградского (тот, что совершенно не собирался оставлять свой пост), в августе 1892 г. Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, дорога к этой вершине был броско осложнен женитьбой С. Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был не первостепеннный его брак. Первой женой Витте была Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) - дочка черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была счастлива в браке. Витте познакомился с ней ещё в Одессе и, полюбив, добился развода. С. Ю. Витте и Н. А. Спиридонова обвенчались (видимо, в 1878 г.). Однако прожили они мало. Осенью 1890 г. супруга Витте скоропостижно скончалась.
Примерно сквозь год затем ее смерти Сергей Юльевич встретил в театре даму (также замужнюю), которая произвела на него неизгладимое ощущение. Стройная, с серо-зелеными грустными глазами, загадочной улыбкой, чарующим голосом, она показалась ему воплощенным очарованием. Познакомившись с дамой, Витте стал достигать ее расположения, убеждая расторгнуть брак и вылезти замуж за него. Чтобы достигнуть от ее несговорчивого мужа развода, Витте пришлось уплатить отступные и более того прибегнуть к угрозам административными мерами.
В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

Новый брак поставил его в очень щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да ещё в результате скандальной истории. Сергей Юльевич более того был готов "определить крест" на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что тот самый брак только увеличивает его почтение к Витте. Тем не менее Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.
Надо подметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались в отдалении не легко. Великосветский Петербург косо смотрел на "провинциального выскочку". Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич на долгое время стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытую зависть и недоброжелательство со стороны чиновников.
Наряду с этим к нему очевидно благоволил император Александр III. "... Он относился ко мне особливо благосклонно", - писал Витте, - "крайне любил", "верил мне до последнего дня своей жизни". Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, более того резкость его выражений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. "Истинный христианин", "верный наследник православной церкви", "обычный, жесткий и честный человек", "выдающийся император", "мужчина своего слова", "царски благородный", "с царскими возвышенными помыслами", - так характеризует Витте Александра III.

Заняв кресло министра финансов, С. Ю. Витте получил большую власть: ему сейчас были подчинены департамент железнодорожных дел, торговлишка, индустрия, и он мог оказывать давление на заключение самых важных вопросов. И Сергей Юльевич на самом деле показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, уверенный сторонник самобытного пути развития России в недлинный срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых индустриальных держав.
К началу XX в. экономическая платформа Витте приобрела совершенно законченные очертания: в течение приблизительно десяти лет нагнать больше развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, снабдить ускоренное индустриальное формирование России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза. Особая образ в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую индустрия и железнодорожное занятие, называя лекарством супротив бедности. Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство.
И это была не простая декларация. В 1894-1895 гг. С. Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное воззвание, обеспечив вплоть до первой важный войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов. Кроме того, Витте грубо увеличил налогообложение, в особенности косвенное, ввел винную монополию, которая вскоре стала одним из основных источников правительственного бюджета. Еще одним крупным мероприятием, проведенным Витте в начале его деятельности, было заключение таможенного договора с Германией (1894 г.), следом чего С. Ю. Витте заинтересовался более того сам О. Бисмарк. Это чертовски льстило самолюбию молодого министра. "... Бисмарк... обратил на меня особое участливость, - писал он потом, - и немного раз сквозь знакомых высказывал самое высокую точку зрения о моей личности".

В условиях экономического подъема 90-х годов организация Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое число железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое местоположение в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов приподнято котировались за рубежом. Авторитет С. Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой посреди западных предпринимателей, привлек благосклонное чуткость иностранной прессы. Отечественная же печать грубо критиковала Витте. Бывшие единомышленники обвиняли его в насаждении "государственного социализма", приверженцы реформ 60-х годов критиковали за употребление государственного вмешательства, русские либералы восприняли программу Витте как "грандиозную диверсию самодержавия", отвлекавшую участливость общества от социально-экономических и культурно-политических реформ". Ни единственный государственный участник России не был предметом до того разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой... супруг, - писала позже Матильда Витте. - При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали стремление урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении околпачить крестьянство в пользу помещиков". Обвиняли его более того в дружбе с А. Желябовым, в попытке привести к упадку сельское хозяйство России, чтобы привезти выгоды Германии.
В реальности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, достичь успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и "сберечь самодержавие.

С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь достичь пересмотра аграрной политики. Он сознавал, что расширить покупательную способность внутреннего рынка не возбраняется только за счет капитализации крестьянского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской имущества на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. В 1902 г. Витте добился создания специальной комиссии по крестьянскому вопросу ("Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности"), которая ставила целью "водворить личную имущество в деревне".
Однако на пути Витте встал его давнишний неприятель В. К. Плеве, назначенный министром внутренних дел. Аграрный вопросительный мотив оказался ареной противоборства двух влиятельных министров. Реализовать свои идеи Витте так и не удалось. Однако инициатором перехода правительства к буржуазной аграрной политике был аккурат С. Ю. Витте. Что же касается П. А. Столыпина, то позднее Витте неоднократно подчеркивал, что тот "обокрал" его, использовал идеи, убежденным сторонником которых был он сам, Витте. Именно вследствие этого Сергей Юльевич не мог припоминать о П. А. Столыпине без чувства озлобления. "... Столыпин, - писал он, - обладал весьма поверхностным умом и без малого полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера".

События начала XX в. поставили под колебание все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис грубо затормозил формирование промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.
Экономическая "система" Витте прямо пошатнулась. Это дало вероятность его противникам (Плеве, Безобразову и др.) исподволь оттеснить министра финансов от власти. Кампанию супротив Витте с охотой поддержал Николай II. Надо заприметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на русский престол в 1894 г., установились достаточно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и пренебрежение, со стороны Николая - недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и отлично воспитанного царя, всю дорогу оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением утаить родное неуважение и пренебрежение. И было ещё одно положение, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак воспрещено было устроиться. Всегда, когда требовались в самом деле огромный ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.
Со своей стороны, Витте дает в "Воспоминаниях" сильно резкую и смелую характеристику Николаю. Перечисляя бесчисленные достоинства Александра III, он все время дает осознать, что его отпрыск ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: "... Император Николай II... представлял собою человека доброго, вдали не глупого, но неглубокого, слабовольного... Основные его качества - любезность, когда он этого хотел... хитрость и полная бесхарактерность и безвольность". Сюда же он добавляет "самолюбивый характер" и редкую "злопамятность". В "Воспоминаниях" С. Ю. Витте много нелестных слов досталось и императрице. Автор называет ее "странной особой" с "узким и упрямым характером", "с тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением".

В августе 1903 г. кампания супротив Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое наименование, это была "почетная отставка", так как свежий пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Николай II не собирался совершенно удалять Витте, потому что тому прямо симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и брат царя огромный князь Михаил. Кроме того, на любой эпизод Николай II и сам хотел обладать под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.
Потерпев разгромление в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не посеять совершенно расположения царя, почаще привлекать к себе "высочайшее внимание", укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давнишний недруг Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся местоположение, но и тут его ждала невезуха. Несмотря на то, что Сергей Юльевич благополучно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.
Пытаясь направить на себя внимательность, Витте принимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытается достичь расширения компетенции Комитета министров. Он использует более того события "Кровавого воскресенья", чтобы привести доказательства царю, что без него, Витте, тому не устроиться, что если бы Комитет министров под его председательством был наделен реальной властью, то этакий разворот событий был бы невозможен.
Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему создать совещание министров по "мерам, необходимым для успокоения страны" и возможным реформам. Сергей Юльевич очевидно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать в руководство "западноевропейского образца" и сделаться во главе его. Однако в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II совещание закрыл. Витте сызнова оказался не у дел.

Правда, на этот раз опала длилась краткосрочно. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании бесповоротно прояснилась надобность скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире было поручено Витте, тот, что неоднократно и крайне благополучно выступал в качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

На направление Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большущий неохотой. Витте давнехонько подталкивал царя инициировать мирные переговоры с Японией, чтобы "хотя кот наплакал угомонить Россию". В письме к тому от 28 февраля 1905 г. он указывал: "Продолжение войны больше нежели опасно: дальнейшие жертвы держава при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф...". Он вообще считал войну гибельной для самодержавия.
23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая виктория Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось вылезти с минимальными потерями, добившись при этом для России "без малого благопристойного мира". Несмотря на близкое нерасположение, царь по достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен графский титул (уместно сказать, Витте тут же издевательски прозовут "графом Полусахалинским", обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).

Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику: принимает участие в "Особом совещании" Сельского, где разрабатывались проекты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает надобность "сильного правительства", убеждает царя, что аккурат он, Витте, сможет сыграть образ "спасителя России". В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, помимо как либо учредить в России диктатуру, либо - премьерство Витте и изготовить строй либеральных шагов в конституционном направлении.
Наконец, вслед за тем мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте протокол, тот, что вошел в историю как Манифест 17 октября. 19 октября царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич добился вершины. В критические дни революции он стал главой правительства России.
На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством Витте руководство занималось самыми разнообразными вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное положение в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной казни и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло Проект Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.
Однако возглавляемый С. Ю. Витте Совет министров так и не стал подобным европейскому кабинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего полгода. Все больше усиливавшийся конфликт с царем вынудил его передать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все ещё являлся членом Государственного совета, нередко выступал в печати.

Надо отметить, Сергей Юльевич ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесточенную борьбу первоначально супротив Столыпина, занявшего пост председателя Совета министров, потом супротив В. Н. Коковцова". Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему возвратиться к активной политической деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и более того был готов прибегнуть к помощи Распутина.
В начале первой важный войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С. Ю. Витте заявил о готовности забрать на себя миротворческую миссию и постараться вступить в переговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен.

Скончался С. Ю. Витте 28 февраля 1915 г., мало не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, "по третьему разряду". Никаких официальных церемоний не было. Более того, рабочий офис покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.
Смерть Витте вызвала достаточно просторный резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа:"Памяти большого человека", "Великий реформатор", "Исполин мысли"... Многие из тех, кто рядом знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.
После смерти Витте его политическая занятие была оценена чертовски противоречиво. Одни от всей души считали, что Витте оказал родине "великую услугу", другие утверждали, что "граф Витте вдалеке не оправдал возлагавшихся на него надежд", что "он ни в чем не принес стране действительной пользы", и более того, напротив, занятие его "скорее должна считаться вредной".

Политическая дело Сергея Юльевича Витте была вправду весьма противоречива. Порой она сочетала в себе несоединимое: влечение к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу супротив международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и постижение необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его на практике к нулю, и т. д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, понятное дело одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение "великой России". И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

Имя этого выдающегося государственного деятеля России, запоминавшегося главным образом в силу иностранного звучания, упоминалось в советской истории лишь в связи с (как тогда писали в учебниках) «мрачным временем царизма». Еще его связывали с другим антагонистом социал-демократии - Петром Аркадьевичем Столыпиным, причем в качестве его антипода. Отношения этих двух людей и в самом деле складывались непросто, у них были во многом противоположные взгляды по поводу пути прогресса, но в главном сходились П. А. Столыпин и С. Ю. Витте. Краткая биография каждого из них была олицетворением служения Отчизне, и оба они полностью отрицали революционный путь развития. К великому сожалению, реализовать планы построения великой России им не удалось, хотя для этого требовалось не так уж много - всего пару десятилетий мира и покоя.

Генеалогия Витте

В семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края Екатериной Андреевны (в девичестве Фадеевой) в 1849 году родился сын, Сергей Витте. Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства. История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых. Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков. Другие дети саратовского губернатора тоже отличались, причем не только высоким происхождением - например, одна из дочерей стала видной писательницей (Елена Ган). Двоюродная сестра Екатерины Фадеевой, Е. А. Сушкова, прославилась как автор весьма интересных мемуаров, живописавших общество того времени. приходилась мальчику кузиной.

Возможно, кому-то покажется малозначительным обстоятельством то, в какой семье родился Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его, тем не менее, без этих сведений невозможна. Предки его были людьми достойными и одаренными.

Образование

До достижения шестнадцатилетнего возраста мальчик посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья пару лет жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета, одного из лучших в Российской империи. Терпеливо и настойчиво изучал математику будущий государственник Витте. Краткая биография его гласит, что юность Сергея Юльевича связана с Одессой (именно здесь находился упомянутый сейчас он носит имя И. И. Мечникова). В Южной Пальмире он защитил диссертацию (1870). Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и Отечеству.

Карьера путейца

Молодой человек поступил на службу, заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии. Но там он просидел недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского. Краткая биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний. Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД. Было С. Ю. Витте тогда всего 25 лет.

Дальнейший рост

Краткая биография Витте как чиновника могла бы стать совсем короткой по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов, но его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказание - две недели гауптвахты). Развитие порта Одессы - тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки и опалы - новый виток карьеры, теперь в Санкт-Петербурге. Руководить пятью юго-западными железными дорогами (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской) в 1879 году поручено именно С. Ю. Витте. Краткая биография высокопоставленного чиновника переносит нас в Киев, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать интереснейших лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают «на самом верху», и автора назначают статским советником при железнодорожном департаменте. Затем происходит стремительный карьерный бросок на пост министра. Д. И. Менделеев приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Главные заслуги Сергея Юльевича в деле государственного реформирования можно перечислить по пунктам:

1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.

2. Закрепление государственной монополии на продажу водки (возникло даже понятие «монопольки» как общего названия В бюджет начали поступать серьезные средства, но был и неприятный эффект от заинтересованности государства в спаивании народа.

3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.

4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Без упоминания о семье не обходится ни одна, даже самая краткая биография. Витте в молодости пользовался успехом у дам (известно о его знакомствах с актрисами). Еще в Одессе Сергей Юльевич познакомился со своей первой женой, которая в то время пребывала в формальном браке. Н. (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова, они венчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890-м. Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка. Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с Николаем II у Витте складывались сложно. С одной стороны, император ценил его как специалиста, с другой же придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был тот еще мастак) сильно осложняли положения министра финансов. В конце концов, в 1903 году Витте своего поста лишился, но надолго без дел не остался - именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии. С заданием он справился, наградой стал титул графа.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, застрельщиком которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 году.

На этом, собственно, краткая биография Витте заканчивается. В феврале 1915 года он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией безуспешной борьбы за процветание Родины. Знать ее необходимо нашим современникам для того, чтобы избежать многих допущенных век назад ошибок.

Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты "Русь" , которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Личное дело

Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) родился в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Рос у деда со стороны матери, получил домашнее образование, сдал экзамены за гимназический курс и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Во время обучения он проявил большие способности к математике, его преподаватели даже считали, что в будущем Витте станет профессором, однако после окончания университета, он, следуя семейной традиции, поступил на государственную службу.

В 1869 году Сергей Витте был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Для ознакомления с железнодорожным делом он в течение некоторого времени работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником начальника и начальником станций с преимущественно грузовым и преимущественно пассажирским движением. В начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского Сергей Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги. Он занимал эту должность в том числе и в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов и отличился прекрасной организацией перевозки войск к театру военных действий. За это Витте был назначен на должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Эдуарда Баранова по исследованию железнодорожного дела в России. Работая в этой комиссии, Витте создал проект «Общего устава российских железных дорог» и изучил проблему разработки железнодорожных тарифов. Изданная Витте в 1883 году книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» получила высокую оценку. Министр финансов Иван Вышнеградский обратился к Витте за консультациями по вопросу отсутствия доходов на казенных железных дорогах, и Витте блестяще справился с этой задачей.

10 марта 1890 года Витте стал директором департамента железнодорожных дел, а 15 февраля 1892 года - министром путей сообщения. Он проявил себя талантливым руководителем, продолжал свою деятельность по урегулированию железнодорожных тарифов и развитию российских железных дорог. В августе 1892 года Витте, сохранив пост министра путей сообщения, возглавил еще и министерство финансов. Надо сказать, что в то время функции этого министерства были куда более широкими. Оно управляло промышленностью, торговлей, Государственным банком, Корпусом пограничной стражи, другими отраслями и ведомствами.

В октябре 1898 года Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой предлагал избавить крестьянина от опеки общины, сделать из него «персону». Однако это предложение было оставлено без внимания. Витте удалось лишь принять в 1899 году закон об отмене круговой поруки в общине. В 1902 году Витте возглавил «Особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Выводы комиссии совпали с предложениями, которые он сделал в 1898 году. Необходимо было расширение рыночных отношений, переход от общинного землевладения к частному. Позднее эти предложения были положены в основу аграрной реформы Столыпина.

Главным противником Витте был министр внутренних дел Вячеслав Плеве. В 1903 году во время экономического кризиса затормозилось развитие промышленности, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие, летом начались забастовки рабочих на юге России. Плеве сумел убедить императора, что виновником всего этого была либеральная политика Витте. В результате Витте был отправлен в отставку, под видом перевода на пост председателя Кабинета министров, не дававший реальной власти.

В 1905 году Витте в качестве чрезвычайного посла отправлен для ведения нелегких переговоров о мире с Японией. 23 августа 1905 года им был подписан . После проигранной войны Сергею удалось значительно смягчить условия мирного договора. Добиться уступок было большой удачей, и за проведение переговоров Витте был пожалован графский титул. В обстановке нарастания революции осенью 1905 года Сергею Витте удалось убедить Николая II, что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, Витте добился подписания царем Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка». 19 октября Николай подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С. Ю. Витте. Это способствовало предотвращению революции. Руководимое Витте правительство составило проект Основных законов, реализуя провозглашенные 17 октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения, проводило подготовку к созыву первой Государственной думы. Но 22 апреля 1906 года Витте был отправлен в отставку. Николай II издал специальный рескрипт с благодарностью Витте за его труды и наградил Сергея Юльевича орденом святого Александра Невского с бриллиантами. До конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета. Он занялся литературной деятельностью, часто выступал в печати. Скончался Сергей Юльевич Витте 28 февраля (13 марта) 1915 года.

Чем знаменит

На посту министра финансов Сергей Витте сумел значительно оздоровить состояние бюджета Российской империи, привлечь не менее чем 3 миллиардов рублей иностранных вложений, необходимых для развития промышленности. Он улучшил собираемость налогов, ввел покровительственный по отношению к российским производителям таможенный тариф, учредил винную монополию. В 1897 году под его руководством была проведена денежная реформа. В результате на российские рубли стало возможно свободно покупать золото, что сделало рубль одной из самых устойчивых валют в мире. Период с 1897 по 1914 год был единственным в русской истории, когда рубль являлся свободно конвертируемой валютой. Модернизацию экономики страны С. Ю. Витте связывал также с развитием транспортных коммуникаций. В 1892 году протяженность российских дорог составляла 29 тысяч верст железных дорог, когда же он оставил пост министра, она увеличилась до 54 тысяч верст (70% из них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891-1901). Дорога по маршруту Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток связала европейскую часть России с Сибирью и Тихим океаном. По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск), строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»). В результате реформ в стране начался быстрый рост промышленности. Благодаря этому Россия по основным показателям заняла пятое место в мировом промышленном производстве.

О чем надо знать

Сергей Витте

Карьерный взлет Сергея Витте начался с железнодорожной катастрофы. 17 октября 1888 года недалеко от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги сошел с рельсов поезд, в котором с семьей и свитой ехал император Александр III. Царская семья спаслась чудом - на своих плечах Александр III удержал рухнувшую крышу вагона, пока те, кто находился внутри, не выбрались.

После этой катастрофы Александр вспомнил рапорт управляющего Юго-Западными железными дорогами Сергея Витте, поданный в министерство путей сообщения летом того же года. Витте предупреждал, что императорский поезд, составленный из тяжелых вагонов, для перемещения которых требовалось два товарных паровоза, имеет недопустимо высокую скорость для русских железных дорог с легкими рельсами, деревянными шпалами и песочным балластом и может вышибить рельсы. Он потребовал снизить скорость поезда до безопасной, иначе отказывался его сопровождать. Требования Витте были приняты, но при первой же встрече и министр путей сообщений, и сам Александр III высказали автору рапорта свое недовольство. Министр, в частности, напирал на то, что на других дорогах никто императорский в скорости не ограничивает и подобных условий не ставит. Царю Витте возражать не стал, а министру ответил довольно резко в том духе, что другие пусть делают что угодно, а он своему государю голову ломать не позволит.

Расследование показало, что причиной катастрофы под Борками стало превышение скорости императорским поездом. После этого Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и из титулярных советников произведен сразу в действительные статские советники.

Прямая речь

«Мне представляется, что есть национализм здоровый, убежденный, сильный, а потому не пугливый, стремящийся к охране плодов исторической жизни государства, добытых кровью и потом народа, и достигающий этой цели; - и есть национализм болезненный, эгоистичный, стремящийся, по-видимому, к той же цели, но как подчиняющийся более страстям, нежели разуму, нередко приводящий к результатам противоположным. Первый национализм есть высшее проявление любви и преданности государству, составляющему отечество данного народа, - второй составляет также проявление тех же чувств, но обуреваемый местью, страстями, а потому такой национализм иногда выражается в формах диких для XX столетия».

С. Ю. Витте «Национальная экономия и Фридрих Лист»

«Политическая история всей Западной Европы может служить довольно наглядным доказательством той тесной связи, которая существует между самоуправлением местным и самоуправлением центральным, т.е., иначе говоря, конституционным строем. Эта история довольно ясно показывает, что самоуправление местное не может существовать и правильно развиваться без центрального и, обратно, что последнее не может быть устойчивым и твердым без первого. Неразрывная связь этих двух частей одной и той же системы выражалась, конечно, не везде одинаково; государства живут и развиваются не по одному шаблону; поэтому к сознанию и установлению указанной связи они приходили также разными путями, но самая разнохарактерность, разносторонность путей только сильнее ее подчеркивают, еще более ясно указывают, что при всяких комбинациях и условиях самоуправление местное и центральное требуют известного взаимного соотношения».

С. Ю. Витте «По поводу непреложности законов государственной жизни»

«Человек он был несомненно талантливый и недюжинного, хотя, мне кажется, неглубокого ума. За ним остаются крупные заслуги: 1) введение золотой валюты, упрочившей наше денежное хозяйство; 2) удачное заключение мира с Японией, причем он высказал талант истого дипломата, и 3) сдвиг России с положения абсолютистической автократии на путь конституционной монархии. Удачно и смело проведенная им казенная продажа алкоголя, хотя и не прибавила листьев к его лавровому венку, дала, однако, возможность провести в нужную минуту с молниеносною быстротою народное отрезвление: результат, им самим несомненно непредвиденный в этой форме, хотя он всегда с самого начала подчеркивал, что монополия продажи спиртных напитков даст в руки правительства абсолютную власть регулировать потребление водки. Крупнейшими недостатками покойного были сильно развитое самомнение и бешеное честолюбие. Благодаря этим сторонам его личности, он часто фальшивил, подлаживался к течениям и угождал и нашим, и вашим. Это, в свою очередь, оттолкнуло от него почти всех и не дало заслужить широкой популярности, которая с 1906 года прогрессивно падала, достигнув ко дню его смерти нуля. Сам Витте думал, что он ведет тонкую политику и не мог понять, почему к нему относятся с недоверием. Отсутствие власти и ответственной работы было для него хуже казни».

«Император, очень веселый, спрашивает меня о моем путешествии, об успехе, недавно одержанном французской армией в Аргоннах, о действиях союзных эскадр при входе в Дарданеллы и т. д. Затем, внезапно, с блеском иронической радости в глазах:

— А этот бедный граф Витте, о котором мы не говорим. Надеюсь, мой дорогой посол, что вы не были слишком опечалены его исчезновением?

— Конечно, нет, государь!.. И когда я сообщал об его смерти моему правительству, я заключил краткое надгробное слово в следующей простой фразе: «Большой очаг интриг погас вместе с ним».

— Но это как раз моя мысль, которую вы тут передали... Слушайте, господа...

Он повторяет два раза мою формулу. Наконец, серьезным тоном, с авторитетным видом, он произносит:

— Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий.

По этим словам я могу судить, насколько Витте его беспокоил».

Запись беседы с Николаем II в дневнике посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога

12 фактов о Сергее Витте

  • Предки Сергея Витте переселились в Прибалтику из Голландии в XVII веке. В XIX веке семья получила потомственное российское дворянство.
  • Со стороны матери, Екатерины Андреевны, Сергей Юльевич Витте происходил из старинной дворянской семьи Фадеевых, которая была ветвью рода князей Долгоруких.
  • Именно Витте пригласил Дмитрия Менделеева заведовать Палатой мер и весов.
  • Витте был инициатором открытия новых вузов - трех политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.
  • Согласно воспоминаниям министра царского двора Ивана Тхоржевского, консервативная пресса, выражая недовольство реформами Витте, называла их «Виттовой пляской».
  • Сергей Витте был дважды женат, причем оба раза отбивал своих жен у прежних их мужей.
  • После Портсмутского мира недоброжелатели прозвали Сергея Витте «графом Полусахалинским», намекая на уступку Японии половины острова Сахалин.
  • Японский министр иностранных дел Дзютаро Комура, у которого Витте смог добиться уступок на мирных переговорах, был отправлен за это в отставку.
  • Витте показан в романе Андрея Белого «Петербург» под именем графа Дубльве.
  • После смерти Сергея Витте российская полиция охотилась за рукописью его мемуаров, стремясь не допустить публикации. Проводились обыски в домах Витте в Санкт-Петербурге и Биаррице. Рукопись находилась в одном из парижских банков. В 1920 году мемуары напечатали в Берлине, а спустя три года - и в Советской России.
  • Двоюродной сестрой С. Витте была Елена Блаватская.
  • В фильме Франклина Шеффнера «Николай и Александра» (1971) роль графа Витте исполнил Лоуренс Оливье.

Материалы о Сергее Витте

Витте Сергей Юльевич (17/29.06. 1849, Тифлис - 28.02/13.03.1915 гг., Петроград) - российский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Член Государственного совета (с 1903). Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник (1899).

Биография

Первые 16 лет жизни С. Витте прошли в Тифлисе, где он учился в Тифлисской гимназии, затем в Кишинёве, где он продолжил обучение в 1-й Кишинёвской русской гимназии и где им был получен гимназический аттестат.

В 1866 году он (вместе с братом) поступил в только что открывшийся Новороссийский университет (в Одессе) на физико-математический факультет. После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу. В 1870 году Витте окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получив степень кандидата физико-математических наук.

С 01.05.1870 г. Витте стал работать в управлении Одесской железной дороги в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог.

Во второй половине 1870-х годов Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога.

В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило ещё четыре дороги - Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская).

В это же время Витте становится одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и разрабатывает проект устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев.

В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

В феврале-августе 1892 года - министр путей сообщения.

В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

С 1896 - статс-секретарь.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров.

С 1903 года - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 года - член комитета финансов, с 1911 по 1915 год - его Председатель.

С октября 1905 года по апрель 1906 года - Председатель реформированного Совета министров.

Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года; интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя его опала длилась вплоть до смерти. Умер 28.02.1915 года в Петрограде от менингита. Вынос тела и отпевание состоялись 2 марта; богослужение в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) в сослужении настоятеля Казанского собора протоиерея Ф. Орнатского и иных; присутствовали Председатель Совета министров И. Л. Горемыкин и ряд министров. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Основание ТТИ и визит в Томск

Идея создания самостоятельного института в Томске принадлежала графу С. Ю. Витте, в то время министру финансов Российской империи. В 1895г. он писал министру народного просвещения о необходимости продумать и решить проблему подготовки инженеров в Сибири из ее уроженцев. С. Ю. Витте в своем письме министру народного просвещения И. Д. Делянову сообщал 14.10.1895 г., что он дал согласие на дополнительное увеличение кредитов МНП в текущем году на 400 тыс. руб. с тем, чтобы эти суммы были использованы на расходы по учреждению в Томске технологического института.

2. Гагарин А.В. «Томский политехнический университет 1896-1996: Исторический очерк». Томск: ТПУ, 1996. – 448с.

3. И.Т. Лозовский «В.А. Обручев в Томске». – Томск: изд-во НТЛ, 2000. – 180с.



Поделиться