Пагода буддийский храм что означает. Что такое пагода в буддизме? Греческая и римская Религия

Пока жила в Таиланде, обнаружила в себе странное свойство: храмы разных религий манят меня, радуют и «вставляют» порой так, как ни одна синяя таблетка ни одного московского мажора ни в одном ночном клубе не вштыривает. Типичный пример — история с н в Паттайе. В буддийской пагоде Otres Pagoda в Сиануквиле, Камбоджа, все было несколько по-иному. Наполовину существующий, храмовый комплекс удивил неожиданно богатым внутренним миром.

Почему буддийской пагоды Otres Pagoda почти не существует

Потому что она еще строится.

Мы были в храмовом комплексе в декабре 2015-го, и сама пагода находилась с состоянии двух металлических каркасов, по которой под жужжание строительных машин эквилибрируют кхмеры в оранжевых каска. Под буддийской пагодой подразумеваются высокие ступы, где хранятся некие священные артефакты, или же пагоды могут служить мемориальными комплексами.

Впрочем, на территории Otres Pagoda, помимо главной, есть множество небольших мемориальных, как я предполагаю, ступ.
Размеры не мешают сооружениям выглядеть очень величественно и внушительно. Когда я гуляла между ними, не понимала, какую функцию несут эти здания, но не покидало ощущение, что брожу по кладбищу. Информации о местечке почти нет, а мой кхмерский в зачаточном состоянии — к своему стыду, могу лишь догадываться, что в небольших ступах хранятся прахи духовных личностей — монахов, священнослужителей.


Даже сейчас, в незаконченном виде, пагода на Отресе — занятный экскурсионный объект, рекомендую ее для посещения тем, кто малость интересуется буддийскими храмами.

Жирную точку к нынешнему посту о буддийской пагоде на Отресе поставлю, дав обещание посвятить отдельную публикацию рассказу о том, как многогранен буддизм. Пусть эта тема интересна совсем малому кругу читателей, все-таки приглашаю вместе расширять сознание, изучая духовную жизнь этой планетки. Которая то и дело норовит улететь в тартарары из-за недальновидности, ограниченности и невежества большинства ее обитателей. К коему отношусь, разумеется, и ваша покорная слуга, что плодит здесь свои заметки…

С пожеланиями процветать материально и духовно, искренне ваша, Marta

Пагода - Образ Священной Горы как центра мира и мировой оси. Ее ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры - движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство. Считается, что само слово pagoda взято из персидского языка, в котором означает дом идолов, или происходит от слова дагоба или ступа(см-) в том значении, которое оно приобрело в буддизме Тхеравады.

Буддийское или индуистское сооружение культового характера в виде многоярусной островерхой башни

В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.

В Таиланде, Бирме, Шри-Ланка, Лаосе, Камбодже пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или мемориальными комплексами.

В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.

Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы.

Об архитектуре пагоды пишет Т. Григорьева в книге «Японская художественная традиция»: «В архитектуре пагоды запечатлён принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира». ()

Общепринятой этимологии слова нет, наиболее обиходны следующие версии:
а). заимств. в XVIII в. < фр. pagode < порт. pagoda < хинди (исходный др.-инд.) bhagavati — «храм»
б). ~< пракритск. «бхагоди» (санскр. «бхагавати») — «священный»
в). < dhagoba — термин для культового сооружения в буддизме тхеравады < dhatu garbha — «хранилище реликвий»
г). < перс. pagoda — «дом идолов»
ступа — stupa; дагоба — dagoba, dhagoba; чортен

Тип культового и мемориального буддийского сооружения в странах Дальнего Востока. Представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н. э. (по ряду источников — в III в.). Древнейшие из китайских пагод (Сун-юэ-сы в Хэнани, 523, и др.) массивны и просты по форме; в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и лёгкими. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X—XI вв.), однако наиболее распростанены кирпичные постройки. Для Кореи характерны каменные пагоды без внутренних помещений. Древние деревянные пагоды, восходящие к VII в., сохранились в Японии.

Вавилонский зиккурат, египетская пирамида, теокалли — ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке и буддистская ступа в том числе относятся к типу символических сооружений «гора-храм». Образ Священной Горы как центра мира, axis mundis — наиболее значительный и фундаментальный архитектурный символ. Её ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса (и связь с ними), а их уменьшающиеся размеры — движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство.

Буддизм

Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступеням духовного просветления. Вероятно, что ступенчатые пагоды являются повторениями индуистского храма близ Пешавара, который можно считать прототипом как для конусообразных ступ, так и для священных походных курганов, служащих схематическим выражением представлений о мироздании. Шпиль, венчающий пагоду, символизирует вознесение Будды и выход из круга сансары.

Пагода, или ступа, индийского происхождения, и отмечает то место, где святые люди, или Sharira (санскр.), были преданы земле. Пагоды сооружались в честь религиозных деятелей как символ добрых предзнаменований. Они служили и как сторожевые башни. Существует легенда, что после смерти тело Будды кремировали и разделили пепел на 84000 частей, каждая из которых хранилась в разных частях Востока; пагоды отмечали каждое такое святое место. Неповрежденные огнем части тела были захоронены.

Пагоды представляют собой, как правило, девяти- или семиярусные сооружения круглой или восьмигранной формы:
«Несмотря на то, что Будда не почитается сейчас в Индии, он считается девятым воплощением Вишну. Возможно, девятиярусные пагоды имеют отношение к этому обстоятельству, хотя истинное значение числа не установлено. Встречаются и семиярусные пагоды; количество ярусов указывает на семь Будд, существовавших в разное время».
Davies. The Chinese, Vol. И, p. 83
Китай

Пагоды иногда сооружаются с целью положительного влияния на местность; небольшие каменные пагоды в форме китайской кисточки для письма часто воздвигаются с целью улучшить Feng-shui местности.
«В большинстве случаев пагоды имеют двойные стены; между наружной и внутренней существует лестница, ведущая на крышу. На каждом ярусе есть вход во внутренние помещения. … Самой прекрасной пагодой, когда-либо сооружавшейся в Китае, считается фарфоровая башня императора Yung Lo (1403—1425) в Нанкине, воздвигнутая в честь его матери. Это уникальное сооружение строилось в течение девятнадцати лет и стоило 200000 фунтов; через 450 лет после её сооружения пагода была разрушена во время восстания мятежниками Taiping в 1856 г.»
Douglas. China, pp. 188-9

В пантеоне китайского буддизма обнаруживается «Носящий пагоду» бог (?), который соответствует индийскому Vajrapani, держащему в руках молнию (ваджру), принятую китайцами за пагоду — с ней он часто изображается (см. No Cha).

Пещерные храмы. Ступа. Буддийские монастыри. Пагоды. Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. Постепенное увеличение храмов. Географическая классификация различных типов храмов Древней Индии. Искусство и социальный строй Древней Индии.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнй Индии: Ступа в Санчи. Пещерные храмы Аджанты и Карли. Пагоды в Шрирангаме и Бхуванешваре. Храмы Элоры. Храм в Будгайе. Пагода в Мамалапурам. Пагода Мон Абу. Пагода в Чидамбарале.

В Индии, где каста поглощает личность, частная архитектура не могла расти и развиваться, а брахманские взгляды на переселение душ не благоприятствовали созданию надгробных памятников. Частная архитектура осталась в зачаточном состоянии и не пошла дальше хижины, покрытой террасой. Мы обладаем свидетельством Мегасфена о том, что во II в. до н. э. тоже не существовало надмогильных построек.

ДВОРЕЦ

Все сведения о дворце в Паталипутре носят чисто апокрифический характер. Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал (Мадура, Дели), либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре. Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями (Гвалиор). В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов. Подлинная индийская архитектура - культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

ХРАМ И ЕГО ПРИСТРОЙКИ

История религий Индии делится на три периода:

1. Брахманский период, ранее III в. до н. э.

2. Буддийский период, начинающийся с III в. до н. э.- эпохи завоеваний Ашоки - и продолжающийся до V в. н. э.

3. Второй брахманский период; приблизительно с начала V в. намечается частичное возвращение к первоначальным вероуче­ниям, которые, претерпев некоторые изменения, вроде джайнской реформы в VIII в. н. э., окончательно вытесняют буддизм и живут в Индии до настоящего времени.

Рассмотрим строение храмов в различные эпохи.

Рис. 117

Буддийский период

Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения и пещерные храмы.

Ступа - тумулярного типа строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Шуази опустил целый ряд конструктивных элементов в ступа. В верхней части полушария находилась квадратная в плане ограда, внутри которой помещался реликварий с останками того лица, в честь которого воздвигнут памятник. Трупосожжение позволяло складыватьпрах в небольшие сосуды. Над реликварием на высоком шпиле высились, убывая величиной кверху, зонты (металлические или каменные) - индийский символ величия и знатности.

В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так (рисунок 117), что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

В плане вход в ограду ступа в Санчи приближается к свастике. Сомнительно, чтобы ворота - торана - были расположены так, «что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения». Очень скоро ограда в ступа исчезает (со II - III вв. н. э.), хотя культовые процессии продолжают совершаться так же, как и раньше. Гораздо важнее учесть, что ворота - торана - в ступа ориентированы по странам света.

Пещеры - Рисунки 118 и 119 дают изображения пещерных храмов, современных буддийским ступа. План их имеет форму базилики с тремя кораблями; фасад (рисунок 118, В ), высеченный, как и весь храм; в массиве скалы, украшен колоннами и носит следы прикрепления деревянных декоративных ферм (рисунок 105 ).


Рис. 118

Рис. 119

Внутри (рисунок 119, С ) мы различаем то нервюры, высеченные из самой скалы, то сохранившиеся в разных местах шипы, служившие для укрепления деревянных ребер, далее - выемки, в которые были вделаны эти ребра, и связывавшие их горизонтальные брусья. В некоторых местах сохранились брусья этих деревянных декораций.

Стены покрыты рельефами и живописью, а в глубине храма в полуциркульной нише возвышается реликварий в форме ступа. Главные представители храмов этого типа - храмы Аджанты (рисунки 118 и 119, С ) и Карли (рисунок 119, D ).

Буддийские монастыри - Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи - пещеры, а фасад - портик, колонны которого вырублены также из камня.

В Аджанте весь склон горы усеян такими кельями, портики которых в величественном беспорядке перемешиваются с фронтонами храмов.

Период возврата к брахманизму

Приблизительно в VI в., когда брахманские учения снова начинают приобретать влияние и примешиваются к буддийским верованиям, мы видим распространение нового типа храма, не­известного в первые века буддийской архитектуры: это пагода, которая то приобретает форму двухэтажного дома, то имеет вид многоэтажной башни.

Слово «пагода » есть испорченное дагоба (по-тамильски), как на Цейлоне называют ступа. В русский язык слово «пагода» попало из французского, где слово pagode было включено в лексикон, очевидно, миссионерами. Пагодой называют на европейских языках обычно храм, а никак не ступа. В дальнейшем мы не вносим соответствующих поправок в терминологию культовых индийских зданий, применяемую Шуази: это привело бы к слишком большому изменению текста. Классификация культовой индийской архитектуры дается нами в прилагаемом сжатом очерке по истории индийского искусства.

Пагода - Почти все пагоды в форме башен подходят к одному из двух типов, показанных на рисунке 120 . Тип В в виде башни с выгнутыми ребрами кажется вольной передачей конструкции, описанной нами выше; тип А соответствует конструкции уступами. Пилон А происходит из Шрирангама , В - из Бхуванешвары .

Одним из древнейших датированных памятников такого рода храмов-пилонов является храм в Будгайе , описанный в VII в. Сюань Цзаном; первоначальная конструкция этого храма угадывается за позднейшими достройками.

Сюань Цзан - знаменитый китайский паломник, в VII в. н. э. прошедший пешком в Индию через Центральную Азию, Туркестан и Афганистан; оставил «Описание стран Запада» - один из главнейших источников истории Среднего Востока.

В период постепенного возврата к брахманизму, подготовившему поглощение буддийской религии старой религией, эмблемы обоих культов часто встречаются вместе, как мы это видим в Элоре (IХ и Хвв.).

Брахманизм (или брахманство) никогда не умирал в Индии. В известной мере ошибочно разделять обе религии, т. е. брахманизм и буддизм. В определенные моменты первый брал верх над вторым. В эпоху своего расцвета буддизм был лишь своеобразной философско-религиозной системой, развившейся на фоне общеиндийских верований, к которой приложимо название брахманизм. Отсюда та удивительная толерантность, которую мы наблюдаем в Эллоре и других местах, где рядом с брахманскими памятниками находятся буддийские и джайнские.

Окончательное торжество брахманизма знаменуется преобладанием храма в виде усеченной пирамиды, схожим по форме с подвижной пагодой Вишну. Можно ли считать ступы и пещерные храмы выразителями буддийской религии, а в пагоде-пилоне усматривать символ возврата к стародавним верованиям? Ограничимся лишь указанием на эти факты. Храмы Камбоджи, памятники кмерского искусства, представляют собой лишь варианты пирамидального типа пагоды.


Рис. 120

Рис. 121

Очевидно, здесь имеется в виду колесница с изображением божества (в данном случае Вишну), которая фигурирует на религиозных индийских праздниках того или иного культа. По мифологическим представлениям индуса, бог передвигается по небу в колеснице (вахана), которая является одним из небесных обиталищ божества. Отсюда многие храмы Индии (например, знаменитый храм в Конарке) имеют у фундамента колеса, т. е. как бы являются большими воспроизведениями колесниц. Вполне естественно, что форма культовых колесниц, применяемых при празднествах, и форма индийского храма совпадают.

Рисунок 121 (Элора) дает нам представление о пагоде в виде двухэтажного дома. Храмы Элоры и кмерские памятники отмечают в истории индийского искусства период чрезмерной роскоши, когда архитектурные линии исчезают под скульптурной декорацией. Это пышное искусство относится к VII, VIII и IX вв.

В следующие века одновременно с пагодами в форме башен встречаются пагоды, подражающие зданиям, увенчанным куполами; такова высеченная из массива скалы пагода (рисунок 122 ) в Мамалапурам , датируемая обычно VI в.

Наконец в X в. появляются джайнские пагоды (Мон Абу ) с гипостильными залами - тип, находимый также в брахманской архитектуре Южной Индии. Несколько гробниц, воздвигнутых в подражание этим пагодам, представляются в виде павильонов на колоннах, увенчанных луковичными куполами.

Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. - Почти необходимой принадлежностью всякого буддийского храма был монастырь; жизнь монастырей угасла вместе с буддизмом. Возле брахманских храмов находятся пропилеи и колонные залы, служащие пристанищем для странников, и священные озера, окруженные портиками. Необходимо отметить довольно интересные перемещения форм, которые здесь наблюдаются: то пилон представляет собой башню с уступами, и через него открывается вход в храм, имеющий форму колонного зала, то, наоборот, колонный зал представляет собой пропилеи, а уступчатая башня играет роль храма.

Рис. 122 Рис. 123

На рисунке 123 показан гипостильный зал в одном из южных храмов (пагода в Чидамбарале ). Иногда храм и все примыкающие к нему помещения высечены в массиве скалы. Как пример приведем группы строений Элоры: пагоды, портики, статуи, столбы - все высечено из гранита скалы. Галереи храмов и портиков соединяются мостами, выдолбленными тоже в скале. Надземные памятники здесь выполнены теми же методами, что и пещерные храмы.

Постепенное увеличение храмов - Подобно храмам Египта, главнейшие храмы Индии создавались постепенно, путем добавления святилищ и оград к первоначальной части. Сановное святилище составляет ядро, перед которым возводится второе святилище; общая ограда охватывает эти строения; потом появляется новый храм, новая ограда и т. д. Рисунок 124 , взятый из книги Рам-Раза об архитектуре Индии, показывает общее расположение таких концентрических оград, по форме и плану расположения пилонов напоминающих ансамбль храма в Карнаке.

В этих комплексах, где одно здание нагромождается на другое, напрасно было бы искать изысканности египетских храмов, но по выразительности масс и по силе воздействия они могут быть сравнены лишь с памятниками египетской архитектуры. К этому прибавляется еще обилие и нагромождение пластических украшений, символизирующих впечатление подавляющего величия.

Географическая классификация

На прилагаемой карте Индии (рис. 125) показано географическое распределение различных типов храмов.

Ступа - единственный вид культового строения, не имеющий определенной локализация: он встречается от прилегающей к Гималаям Индии до Цейлона и всюду является признаком существования здесь буддизма, бывшего в течение по крайней мере пяти веков господствующей религией в Индии. Буква S отмечает местонахождение наиболее замечательных памятников ступа в Санчи.

Пещерные храмы, не принадлежа специально какой-нибудь определенной местности, заметным образом преобладают к югу от Нербудды (область К): здесь находятся гроты Аджанты и Карли. К северу от Нарбудды (область А) гора Абу - очаг джайнизма - является местом распространения каменной архитектуры, подражающей треугольным деревянным конструкциям. Тут мы находим самые яркие примеры храмов с покрытиями, выполненными горизонтальной кладкой плит (рисунок 111,5).

Пагода в форме башни со слегка выгнутыми ребрами наиболее распространена в провинции Орисса, область О.

Храм с пропилеями в виде пилонов и с гипостильным залом преобладает на юге полуострова, в М, в провинции Мадраса. Наконец, в долине Ганга, в области Бенареса (В), являющейся религиозным центром Индии и местом паломничества, распространены все эти типы храмов.


ИСКУССТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ВЛИЯНИЯ

Возвратимся к истокам индийской архитектуры. Мы видели, что в Индии за три века до нашей эры существовало большое искусство, покоившееся на навыках деревянного зодчества и обнаруживавшее исключительную живость воображения, которой совершенно лишено население современной Индии.

Без сомнения, вторжение каких-то народностей, какие-то смены рас отделяют время создания этой системы от тех бессознательных подражаний, следы которых мы различаем в искусстве последующих эпох.

Искусство гротов Карли и Аджанты продолжает существовать созданными традициями, утеряв, однако, всякую связь с приемами конструкции, или же заимствует формы из иноземных искусств: персидские формы при Ашоке, греческие детали, китайские и, наконец, широко почерпнутые у сасанидов,- из всех этих элементов складывается перегруженный стиль, который старается достичь эффекта скорее пышностью, чем отвлеченной красотой. Вызываемое им представление грандиозного есть результат удивления перед количеством затраченного труда.

Кастовый строй давал возможность необычайно расточительно пользоваться трудом. Противоположный принципам буддизма, он не был чужд брахманизму, и если величественные памятники эпохи брахманизма - создание рук угнетенных каст, то позволительно усомниться в том, что свободный труд был бы использован так же расточительно, как мы это видим в буддийских пещерах Аджанты.

Кастовый строй окончательно устанавливается с возвратом к брахманизму; с этих пор мастер от отца к сыну наследует ремесло и оказывается прикрепленным к местности, в которой он родился. Локализация типов индийских архитектурных памятников и их постоянство отражают эту организацию рабочих сил Индии.

Влияние индийского искусства до начала нашей эры почти не переходит за пределы самой Индии. Примерно в I в. н. э. из Индии в Китай попадает буддизм, а вместе с ним вся символическая тектоника и внутреннее устройство храмов этого культа.

Именно с этих пор Китай, примитивное искусство которого было бедно фантастическими элементами, воспринимает из Индии целый мир химер, которые оживят его архитектуру своими странными силуэтами. Буддизм исчезает в Индии, начиная с VIII в., но продолжает существовать в Китае, и основная линия развития культовой архитектуры Индии как бы продолжается в буддийском Китае.

С началом буддийской пропаганды Индия получает из Китая некоторые образцы, совершенно чуждые местному искусству: архитекторы Санчи выполняют в камне чисто китайские портики. Позже, в джайнскую эпоху, архитекторы строений на горе Абу воспроизводят конструкции китайского типа; они в камне подражают этой экзотической резьбе, как их предшественники, высекая из массива скалы, подражали формам древнего туземного зодчества.

Поздние периоды индийского искусства связаны с историей мусульманской архитектуры и носят на себе снова следы персидского влияния - занесенные в район Агры различные типы мусульманских мечетей.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Что понимают под словом «пагода»

Слово «пагода» вызывает в воображении пейзажи с классических китайских картин, на которых изображены горы, водоемы и строения в несколько этажей, с крышами, у которых изящно загнуты уголки.

Видение не противоречит истине, но пагода – явление не чисто китайское; при этом в разных регионах этим словом могут называть строения разного назначения.

В любом случае, «пагода» — это культовое сооружение. Чаще всего это название используют буддисты, но нередко название применяют и к индуистским храмам. При этом многие специалисты считают, что само слово – персидского происхождения.

Главная черта архитектуры пагоды

– ее многоярусность. Также во многих подобных сооружениях стены двойные, и между ними устроена лестница, по спирали выводящая на крышу верхнего яруса.

Такая конструкция призвана символизировать мировой круговорот, цикличность основных явлений мироздания. Количество ярусов может указывать и на другие важные детали буддистской мифологии (9 – показывают, что Будда – девятое воплощение Вишну; 7 – намекает на количество Будд, живших в разное время).

Где можно встретить пагоду

На острове Цейлон, в Мьянме, Лаосе, Камбодже и некоторых других странах пагодой принято называть храм, в буддистской классике именуемый ступой – святилище, где хранится реликвия одного либо нескольких Будд.

Эти пагоды и архитектуру имеют соответственную – их основная часть напоминает колокол. К подобному типу сооружений относится знаменитая .

В Китае, Японии, Непале, Корее пагодами именуют многоэтажные башни, используемые в качестве храмов (при этом они не обязаны быть буддистскими!).

В Непале они могут быть круглыми, квадратными или восьмиугольными. Считается, что родиной этого типа пагод является Непал, и архитектурная идея заимствована у индуизма.

В Непале и сейчас можно видеть немало индуистских храмов похожей конструкции (нужно отметить, что индуизм и буддизм не враждебны друг другу, хотя на своей родине в Индии буддизм ныне распространен мало). Окончательно архитектурная идея оформилась в Китае (предположительно в III веке н.э.).

Китайцы всерьез полагают, что в течение нескольких веков являлись владельцами самой красивой пагоды мира – Фарфоровой башни в Нанкине (XV век). Однако предъявление доказательств, подтверждающих эту точку зрения, невозможно – пагода была разрушена в 1856 году во время восстания тайпинов.

Однако коммунистическая идеология современного Китая не мешает строительству в этой стране новых пагод – китайцы часто делают это с целью улучшить «энергетику» местности. Они уверены, что небольшая пагода может заставить пейзаж соответствовать фэн-шуй.

Больше всего пагод на единицу площади приходится в Мьянме . Здесь расположен (Паган), прозванный «городом тысячи пагод».

Это столица средневекового королевства, от которой сохранились именно что только пагоды, поскольку они строились из кирпича, а прочие сооружения – из дерева, и не смогли устоять перед натиском времени.

Бирманцы нередко сооружают собственные пагоды – небольшие каменные строения, имитирующие архитектуру храма. Они полагают, что это поможет им очиститься от грехов и улучшить карму.

Почему крыши у китайских пагод загнуты?
Пагода (бхагават, «священный, славный»; яп. Тоо; кит. бао-та, «башня сокровищ») - буддийское или индуистское сооружение культового характера. В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.
В Таиланде, Бирме, Шри-Ланка, Лаосе, Камбодже пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или мемориальными комплексами.
В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.
Пагода, с загнутыми краями крыши, является одним из самых известных и распространенным символом азиатской архитектуры. Китая, Японии, Таиланда и пр. азиатских стран. Это, как визитная карточка, восточной архитектуры, которую можно смотреть без подписи и сразу узнавать. Крыши с загнутыми краями, множеством ярусов и резными украшениями поражают своей красотой и мифологичностью. И конечно же, подобные древние архитектурные объекты просто не могут существовать без своих поверий и легенд. Вот несколько их них.
Самое распространенное китайское поверье гласит, что злые духи могут передвигаться лишь только по прямой линии. Именно по этой причине при входе в жилище вешались изображения лабиринта, или создавались препятствия, которые должны были запутать духов и не пустить внутрь дома. Но духи были коварны и пытались проникнуть в жилище людей не только через обычный вход, но и через крышу. Тогда один мудрец придумал, приподнять слегла края дома. Таким образом, злой дух скатывался не по прямой линии, а по изогнутой траектории отлетая обратно в небо, где он рассеивался. К тому же на карнизе помещались лепные изображения зверей-стражей, драконов , львов , фениксов , единорогов , которые должны были
дополнительно охранять дом. Значимость сооружения обуславливалась числом мифических существ. Драконы были особенно почитаемы в Китайской культуре и архитектуре. По легендам они были способны не только отгонять злых духов, но и вызывать дождь, спасая деревянную постройку от пожара.
Еще одно поверье о загнутых крышах пагод, связано как раз с драконами. Есть легенды, что воздушные драконы были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете они любили кататься с крыш домов. И вот, к одному крестьянину по имени Лю Тянь повадились прилетать воздушные драконы и кататься с крыши каждую ночь. Так как около его дома был разбит огород, драконы, скатываясь, непременно сваливались к нему на грядки и портили посевы. Крестьянин сильно разозлился, но знал, что портить отношения с драконами не стоит. Инженерная смекалка помогла ему решить проблему. Лю пришла идея немного изменить траекторию скатывания драконов по крыше. Он взял и загнул края крыши дома, чтобы дракон съезжая взлетал опять в воздух, или улетал по крайнее мере не к нему в огород. Таким образом, Лю Тянь спас свои посевы, а драконы получили дополнительное развлечение. Теперь у них был трамплин для взлета в небо.
Так же китайцы верили, что в специально выстроенную пагоду можно поймать и запереть злого духа, чтобы тот больше никогда не смог вредить людям. Именно поэтому небольшие пагоды были выстроены почти в каждой даже захудалой деревушке.
В Фен-шуй считается, что прямые углы создают негативные потки энергии Ци, так что одно из назначений загнутых вверх углов крыши - разбить негативные потоки Ци. Против проникания энергии под скатами размещали скульптуры мифологических зверей, которые сидя друг за другом образуют непрерывную линию обороны. Так же в фен-шуй считается, что пагода целиком гармонизируют энергию в окружающем пространстве. А каждый ярус обозначает ступени просветления, которые ведут в мир богов.
Есть мнение, что традиционная китайская пагода позаимствована из буддизма, где ее праобразом стала - священная ступа, символизирующая ум Будды. Считается, она способная открыть путь к просветлению. Возможно, именно благодаря истории своего возникновения пагода является признанным средством, улучшающим концентрацию сознания и благоприятствующим умственной работе.
Во время правления династии Хань эти изящные крыши, время от времени многоярусные, с направленными вверх карнизами, были самыми красивыми строениями. Они поддерживались четырехгранными кронштейнами, которые помещались на верхушке колонн. Крыши, как и остальные строительные элементы, сооружались без использования гвоздей, все держалось благодаря соединяющим конструкциям креплений. Со временем они стали неповторимой чертой классической китайской архитектуры. Позже прекрасные наклонные крыши стали еще наиболее выразительными благодаря добавлению кропотливо сделанного декора: разноцветной черепицы, резьбы, рисунков и даже скульптур. Важные постройки нередко украшались глиняными фигурами, которые отражали статус владельца и были разрешены лишь в официальных резиденциях империи. Фигуры чаще всего иллюстрировали мифических животных, они должны были защищать жителя дома от злых духов. Их число также зависело от количества дел, выполнявшихся в доме, но очень могло быть не наиболее 9 скульптур. И лишь в Чертоге Высшей Гармонии в Запретном городке их было одиннадцать, с необыкновенным дополнением бессмертным стражем, помещенным перед драконом.
Существует и легенда связанная с возникновением первых ступ и пагод в Китае.
Император Мин династии Хань (правил 58-75 н.э.) однажды увидел сон, в котором был огромный позолоченный человек около трех метров в высоту. Золотой человек сиял светом и летал вокруг дворца. Императора захватило чувством восторга и благодати. Вокруг головы золотого человека светился ореол и Император понял, что этот человек принадлежит иному миру. Следующим утром, император Мин позвал министров и спросил их, что может означать его сон. Один из советников по имени, Фу Йи, рассказал ему о странном боге на Западе. Он говорил о боге по имени Будда, который был очень похож на золотой дух во сне императора. Правитель немедленно разослал чиновников в Индию, Шри-Ланку и Пакистан, чтобы узнать о таинственной религии. В Центральной Азии, группа помощников императора, встретилась с двумя буддийскими монахами, которые предложил, помочь советникам в их поисках и дали им некоторые религиозные писания и статуи Будды. Для того, чтобы следовать новой религии и дабы показать свою преданность и любовь к Будде, император Мин построил первые пагоды в Китае.

Александрова Анастасия, специально для Мифонедельника.
Использование материала запрещается без разрешения автора или ссылки на сайт Мифологической энциклопедии






Остальные изображения пагод вы можете посмотреть в

Поделиться