Индия в древние времена. История индии

Древняя Индия одна из первых мировых цивилизаций, история которой началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд.

Индская, или Хараппская, цивилизация является одной из трех наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. В VII тысячелетии до нашей эры в долине Инда и Сарасвати стало развиваться производящее хозяйство. В то время известной была Мергарская культура. Люди отыскали эффективный способ получения продуктов питания, стали заниматься земледелием, охотой и скотоводством. Благодаря всему этому постепенно формировался новый культурно-исторический комплекс.


Народы, которые населяли Южную Индию, назывались дравидами. У них активно развивалось монументальное строительство, металлургия бронзы и мелкая скульптура.

Интересно узнать: в Мохенджо-Даро археологи обнаружили едва ли не первые общественные туалеты, а также систему городской канализации.

Так как письменность долины Инда до сих пор ученые не могут расшифровать, невозможно судить о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро, а также неизвестными остаются и имена правителей. Известно, что внешняя торговля играла важную роль для жителей Древней Индии.

В XVIII-XVII веках до нашей эры дравидское население начинает переселяться на юго-восток, и утрачивает былой уровень развития. Предположительно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по Хараппской цивилизации нанесло вторжение ариев, которое было описано в Ригведе ─ самом древнем источнике текстов. Культура кладбища Н является одним из потомков Индской цивилизации.


За Индской цивилизацией последовал ведический период. Большинство ученых считают, что Ведическая цивилизация существовала в период II-I тысячелетия до нашей эры, а индийские ученые считают, что Ведическая цивилизация начала свое существование в VII тысячелетии до нашей эры.

Где бы ни находилась прародина индоевропейцев - в Азии или в Восточной Европе, предполагают, что индоиранцы отделились от них раньше всех других отдельных народов. После этого они явно еще долго жили вместе с древними иранцами в Иране, где и была выработана общая индоиранская культура. Об этой связи говорит не только сходство языка, но и общность религиозных и культурных представлений.

Невозможно сказать, что же заставило индоариев отделиться от своих сородичей иранцев и уйти в Индию. Неизвестно и время, когда это произошло. В любом случае индоарии ушли из Ирана раньше, чем создали свой древнейший литературный памятник - Ригведу. Обычно его создание относят к 1500-2000 годам до нашей эры. В то время индоарии жили в северо-западной Индии и именно в Пенджабе, потому что в Ригведе в основном только встречаются названия рек Пенджаба. В эту эпоху индусы называли себя «ариями», что означало «благородный». История Индии почти до эпохи буддизма есть история постепенного завоевания полуострова Индостан пришельцами-ариями и вытеснения неарийских туземцев.


Уже тогда индусы были земледельческим народом, они обрабатывали землю плугом, который запрягался волами. Большую роль играло скотоводство, разводили коров, овец, коз, лошадей, ослов, собак.

Интересно узнать: у индусов корова была предметом культа, в гимнах постоянно звучали молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравнивались с быками, заря и дождевые облака - с коровами.

Из ремесел были известны плотничное, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Городов как таковых не было, жили в деревнях, которые иногда укреплялись. Весь народ делился на народцы, которые делились на племена, а последние - на деревни или общины. Во главе народца стоял царь или вождь, во главе племени - старшина, а во главе рода или общины - староста.

Ведийские индусы отличались своей воинственностью, причем они воевали не только с врагами, но иногда и друг с другом. Бой шел на колесницах, всадников не было. На колеснице находились сам боец и его возница. Использовали и пеший рукопашный бой. Вооружение состояло из панциря, который покрывал плечи и верхнюю часть туловища, шлема, лука, на руке стрелки носили особый ремень, который защищал их от удара спущенной тетивы. Острия стрел были отравлены.


Так как письменности еще не было, гимны передавались из поколения в поколение изустно. Большой любовью пользовалась музыка, которой сопровождались молитвы богам, самым высшим и чистейшим из которых является Варуна. Он царствует над всей жизнью и светом. Остальные боги подчинены Варуне, их можно разделить на три группы: боги видимых небесных световых явлений, боги воздушного пространства, ветры и т.д., боги, пребывающие на земле.

Примерно около 1200 года до нашей эры индусы начинают переселяться из Пенджаба дальше на восток и занимают верхнее течение Ганга и Ямуны и рек Сарасвати и Дршадвати. Появляются большие города и столицы знаменитых династий. Возникают касты, значение и власть жрецов усиливаются. Возникает учение о переселении душ. В эту эпоху Индия уже осуществляет торговлю с другими странами. Центром всей религиозной жизни становится жертвоприношение. Брахманы (жрецы) объявляют сами себя богами, образуя особый класс богов.

В Яджурведе образуются такие сословия:

  1. брахманы-жрецы;
  2. раджанья (царские) или кшатрия (господствующие, благородные);
  3. вайшья (крестьяне);
  4. шудра (не арийское или смешанное население).

Интересно узнать: выделяются четыре стадии личной жизни - ашрамы, из них брахман должен пройти все четыре, кшатрия - три, вайшья - две. Каждый мальчик в возрасте от 7 до 12 лет (брахман на 8-10-ом, кшатрия на 11-м, вайшья на 12-м) отдается учителю-брахману для обучения Ведам. Эта стадия называется брахмачанин (ученик). Следующие: грхастха (домохозяин), в которой изучивший Веды может жениться и обзавестись своим домом; ванапрастха, когда воспитавший своих детей уходит в лес и делается «лесным отшельником»; самньясин - «отрекшийся от мира».

С V века до нашей эры начинается буддийский период истории Древней Индии. Именно в это время жил Будда - существо, достигшее просветления. В культурном плане в это время основным событием становится распространение железных орудий труда. Интенсивно развивается торговля и рыночные отношения. Образуются многотысячные города, усиливается царская власть, увеличивается количество рабской силы. Магадха становится сильнейшим государством Северной Индии, а ее столица Паталипутра - крупнейшим и богатейшим городом. Особого могущества Магадха достигает в IV веке до нашей эры, когда у власти находилась династия Нандов. Именно эта династия объединила вод своей властью весь бассейн Ганга.

Вскоре Пенджаб и долина Инда объединились под властью Чандрагупты из рода Маурьев. В конце IV века до нашей эры он завоевал Камбоджу, Гандхару и смежные области Восточного Ирана. Его преемниками были Биндураса и Ашока. За всю историю Древней Индии Ашока был наиболее могущественным правителем. Он истребил всех своих братьев и развязал опустошительные войны на юге, присоединив почти весь Декан. Однако позже тиранизм Ашоки сменился политикой «распространения добра» внутри империи, где буддизм сыграл главную роль. Уже к концу III века до нашей эры держава Маурьев начала быстро распадаться. Окончательно эта династия была свергнута в Магадхе в 180 году до нашей эры.

Страна Индия занимает весомое положение и на географической, и на исторической карте мира. Огромная держава сплотила на своей территории множество народов разного происхождения и мировоззрения. История Индии насчитывает несколько тысячелетий, это одна из самых древних стран мира, которая сохранила свою уникальность и свою собственную культуру.

Возникновение цивилизации

Иногда под угрозой уничтожения, иногда с помощью подкупов индийцы принимали новую религию и образовали несколько государств. Наиболее известным были Делийский султанат со столицей в г. Дели.

В 18 веке Империя Моголов теряет свое влияние, и богатые индийские земли привлекают к себе влияние предприимчивых европейцев. Франция, Великобритания, Португалия и Голландия образовывали свои колонии. В этом процессе больше всего преуспели англичане, и к началу 19 века большую часть индийских территорий контролировала крупнейшая коммерческая структура того времени - Ост-Индская компания.

Британское владычество

Завоевание Индии изменило не только политические условия страны. Изменился не только язык Индии, но и ее социально- экономические основы. В отличие от всех прежних завоевателей, которые рассматривали захваченные территории как свою собственность, британские чиновники рассматривали Индию всего лишь как средство выкачки средств и быстрого обогащения.

Огромные богатства вывозились кораблями. Даже простые солдаты возвращались домой, набив карманы драгоценными камнями. Жесткое отношение и стандартизированная система налогообложения обескровили индийское крестьянство. В богатейшей стране поднимались голодные бунты. Один из них, происшедший в Бангладеше в 1770 году, унес 10 млн. жизней.

Неудивительно, что история Индии рассматривала британское владычество как тяжкий, непосильный гнет и неоднократно пыталась избавиться от этой зависимости. Начало 20 века ознаменовалось длительными мятежами и восстаниями, которые в конце концов принесли свои плоды. В 1947 году Индия обрела независимость и стала самостоятельным государством.

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизациикрупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.


Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.


Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.


Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.


Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

­Краткая история Индии

В глобальном масштабе территория современной Индии существовала и была заселена еще в межледниковый период, но свидетельств этого факта почти не сохранилось. В 3-м тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась Хараппская (Индская) цивилизация. Сразу после этого появилась Ведийская цивилизация - источник индуизма и многих других культурных аспектов страны.

С VI века до н.э. стали появляться независимые княжества и республики. Примерно в 2500 - 1500 гг. до н.э. земли современной Индии были завоеваны индо-арийскими племенами. В IV-II вв. до н.э. сформировалось первое государство, ставшее великой империей Маурьев. Наивысшего расцвета эта империя достигла при императоре Ашоке - человеке, распространившем буддизм и значительно расширившем территорию и население страны.

С годами влияние буддизма угасло, а в I веке н.э. индуизм вновь получил развитие. Из-за частых набегов со стороны Центральной Азии, государство было поделено на несколько царств, в том числе и Индо-греческое, Индо-парфянское, Индо-скифское. «Золотым веком» Индии считается период с III по VI вв. н.э., когда к власти пришла династия Гуптов. Именно в этот период были выработаны каноны национальной архитектуры, искусства, литературы.

Примерно с VIII века начались исламские вторжения, север страны постепенно был завоеван тюрками. После падения империи Маурьев появлялись новые, но недолговечные империи. С IX по XIII век была империя Чола со столицей в Танджавуре, с XIII по XVI век существовал Делийский султанат со столицей в Дели, а с XVI по XVIII век была Империя Великих Моголов.

Несмотря ни на что, туземные королевства все же не исчезли из Индии. Так, например, на юге страны сохранилась империя Виджаянагара. А после упадка империи монголов, на смену пришла Маратхская империя со столицей в Райгаде. Это государство было образовано на территории современного штата Махараштра в 1674 году.

Начиная с XVI века на разрозненные королевства стали покушаться некоторые европейские государства. Будучи заинтересованными в торговле на полуострове, британцы, французы, португальцы, датчане и голландцы мечтали установить свои колонии. В этом деле британцы оказались самыми удачливыми, и уже к середине XIX века большая часть страны оказалась под их контролем.

В этот период в Индии началось строительство первой железной дороги, появились чайные и хлопковые плантации, стали добывать уголь и железную руду. Начало XX века было ознаменовано затяжными мятежами и восстаниями за независимость. Одним из лидеров и идеологов этого движения был Махатма Ганди. В 1947 году Индия все же получила независимость от Британии, но была поделена на два отдельных государства - Индию и Пакистан.

На данную тематику можно говорить очень долго, ведь цивилизация, зародившаяся в долине Инда, имеет богатую историю. Но в данной статье мы рассмотрим историю Древней Индии кратко.
Зарождение организованного общества в долине Инда, следует датировать с возникновением Хараппской цивилизации, которая берет свое начало еще на III тыс. до н. э., и на этот период приходит ее рассвет.

Хараппская цивилизация

Датируется примерно 3000 – 1300 гг. до н. э. Для нее характерно монументальное строительство из камня, уже существовало ирригационное земледелие. Существуют сведения, что именно в этом периоде появились первые туалеты, а также канализации.
На данном этапе развития индусы в основном выплавляли изделия из бронзы, но использовали и медь. Очень сильно была развита торговля, цивилизация вела торговлю с государствами Средней Азии, Месопотамии.
Письменность этой цивилизации до данного времени так и не дешифровали. Но писали они справа налево, что весьма интересно.
Когда начались ухудшаться погодные условия, главное занятие, которое приносило цивилизации рассвет – земледелие, стало приходить в упадок. Приблизительно в средине II тыс. население начало мигрировать на запад и утратило свой уровень развития.

Ведийская цивилизация

Самым интересным периодом древней истории Индии является несомненно ведийский, так как после него осталась масса археологических и документальных источников, давшим возможность изучить данный период максимально подробно.
Ведийскую цивилизацию датируют со II тыс. до н. э. до приблизительно VII-V в. до н. э.
Наиболее известный памятник данного периода – это священная книга под названием Веды. В ней были записано все о социальной структуре общества, о законах, обычаям и т. д.
Анализируя ее, мы приходим к выводу, что все общество было разделено на варны – большие касты. Всего их существовало четыре:
– шудры – самая низкая каста, к которой входили наемные рабочие;
– вайшья – сюда относят торговцев, ремесленников и земледельцев;
– кшатрии – это почетный класс воинов;
– брахманы – сюда следует относить правящую верхушку: жрецов, ученых и т. д.;
Однако всего каст существовало несколько сотен. Касту нельзя было покинуть, но и з нее могли изгнать за проступки, например, за связи с членами другой касты.
В эту эпоху была развита письменность – санскрит, который был полностью дешифрован, а поэтому данных о данном периоде предостаточно. Также была заложена основа религии мирового уровня и влияния – индуизма, установлен пантеон богов.
Народ, создавший ведийскую цивилизацию называют ариями, покорившими территории Азии и Европы.

Время мелких княжеств

Примерно в VI веке до н. э. на территории Индии было создано несколько сотен мелких городов-государств, которые просуществовали три столетия. В четвертом веке в Индию пришел царь Александр Македонский, подчинивший себе значительную территорию Индии, но после его смерти индусы вскоре освободились.
После этого на их месте создалась Империя Маурьев, но это уже совсем иная тема.

Поделиться