Музы сколько их. Музы: Греческий пантеон богов: Мифологическая энциклопедия

Чем было были бы современные искусство и культура без великого наследия прошлого? Без возвышенного ренессанса, строгого классицизма и, конечно, прекрасной античности, ставшей своего рода отправной точкой в истории творчества всего человечества?

Именно античные каноны стали для нас классическими, наиболее возвышенными и полными. Мифология же древних Греции и Рима все еще поражает своим богатством и величием пантеона, разнообразием сюжетов и образов. Пожалуй, в мире не найдется человека, который не имел бы представления о Зевсе - величайшем из богов Олимпа. Или, к примеру, о Гефесте.

Помнит человечество и прекрасных нимф, наяд и нереид, а что говорить о героях, ярким примером которых можно назвать великого Геракла?

Между небом и землей

Конечно, между недостижимой вершиной божественности и земным существованием была практически непреодолимая пропасть, однако существовали и те, кто находился в мире промежуточном, соединяя между собой два космоса: земной и божественный. Роль эту выполняли музы Древней Греции, о которых и пойдет далее речь.

Кто такие музы

Прежде всего следует отметить, что, несмотря на довольно тесный контакт с миром земным, музы все же имели происхождение божественное. Все девять сестер были рождены богиней Мнемозиной от верховного бога Зевса.

Рожденные от такого союза, 9 муз Древней Греции представляли собой некий мост между прошлым и настоящим: первым пантеоном (возглавляемым Кроносом) и вторым, на вершине которого стоял великий Зевс.

Чем занимались музы

Как и все в этом мире, судьба и предназначение муз с течением времени изменялись. Если обратиться к мифологии, можно обнаружить, что современное понимание этих неземных созданий значительно отличалось от нынешнего.

Сегодня музы Древней Греции воспринимаются исключительно как некие вдохновительницы. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что на сегодняшний день контакт с этими существами приписывается только деятелям искусства (художникам, поэтам, режиссерам). На самом же деле существовали и музы-покровительницы наук, о которых человечество благополучно позабыло.

Изначально же 9 муз Древней Греции должны были даровать людям столь необходимое убедительное слово, наставлять их на путь истинный и утешать в минуты отчаяния. Кроме того, к предназначению их относилось, конечно, воспевание добрых нравов богов, существовавших от сотворения мира.

Со временем музы Древней Греции стали выполнять меньшие функции, приобретая все более и более символический характер.

Кое-что о предводителе муз

Прежде чем говорить о самих музах, следует рассказать об их предводителе, поскольку именно он, возможно, стал причиной того, что имена девяти муз Древней Греции теперь упоминаются только в непосредственной связи с искусством.

Главенствовал над музами никто иной, как сын Зевса и богини Лето Аполлон. В сознании современного человечества именно этот представитель древнегреческого пантеона является воплощением красоты, изящества и возвышенности.

Возможно, именно благодаря богу Солнца имена муз Древней Греции и стали ассоциироваться исключительно с искусством. Справедливости ради следует отметить, что сам Аполлон, помимо изящных искусств, покровительствовал и медицине в том числе, однако в современном мире этому придается не особенно большое значение.

Такие разные сестры

Если обратить внимание на мифы Древней Греции, музы в основном фигурируют в них как некое единство, одно явление. Тем не менее это совершенно не говорит о том, что между собой они ничем не различались.

На самом деле каждая из муз играла особенную роль, выполняла строго определенные функции, покровительствовала конкретному явлению.

Как уже говорилось ранее, в греческой мифологии зафиксированы свидетельства существования девяти муз.

Чему покровительствовали

В самом общем виде сферу влияния девяти муз можно разделить на три значительных сектора: науку, поэзию и музыку и, наконец, театр. Конечно, такое деление не является полноценным и дает лишь смутное представление о таком божестве, как муза.

Обращаясь к конкретике, отметим, что древние греки были очень внимательны к различным деталям, обстоятельствам, тонкостям, которые современному человеку показались бы незначительными. Все античное искусство поражает четкостью и строгостью форм.

Неудивительно, что этот же подход греков был применен и к музам. К примеру, у эпической и лирической поэзии были отдельные покровительницы. То же самое касалось трагедии и комедии.

Теперь, когда мы в общих чертах разобрались в том, чему покровительствовали музы Древней Греции, поговорим о каждой из них отдельно.

Муза истории

Как уже говорилось ранее, в античном мировоззрении музы отвечали не только за искусство, но и за науку. История, к примеру, была областью влияния музы Клио, которая чаще всего изображается в лавровом венке, со свитком и палочкой для письма в руках.

Точно так же, как и другие музы Древней Греции, Клио занималась конкретной деятельностью, а именно фиксацией всех великих подвигов, свершавшихся как в земном, так и в божественном мире. Свиток, который она держит в руках на всех изображениях, необходим для того, чтобы муза моментально могла запечатлеть случившееся в истории.

Муза астрономии

Греки издревле интересовались миром окружающим, в особенности это касалось космоса, который для них имел куда большее значение, чем для современного человека.

В силу этого астрономия считалась одной из самых важных наук, которую изучали в обязательном порядке наряду с математикой и, к слову, музыкой. Исходя из этого, совершенно не удивительно, что среди 9 муз Древней Греции нашлось место для Урании - покровительницы астрономии.

Изображалась эта муза с циркулем и небесным сводам в руках, что в максимальной мере отражало ее предназначение.

Муза эпической поэзии и знаний

Если взглянуть на фото, музы Древней Греции довольно похожи между собой. Так, покровительницу истории Клио неискушенный может легко спутать с Каллиопой, которая также традиционно изображается со свитком и палочкой для письма.

В отличие от своей сестры, Каллиопа покровительствует эпической поэзии и знанию. Возможно, этим и обусловлено внешнее сходство, ведь именно эпическое произведение древней Греции невозможно представить без положенного в основу сюжета исторического события. В данном случае речь идет не обязательно о реальном факте истории - освещению может подлежать и вымышленный факт.

Музы лирики

Наряду с эпической поэзией существовала, конечно, и лирическая. Примечательно, что ей покровительствовала не одна, а целых две божественных сестры: Эрато и Эвтерпа.

Эти две музы искусства древней Греции только на первый взгляд покровительствовали одной реалии. Средой воздействия Эрато считалась любовно-лирическая поэзия. Изображалась же она с лирой в руках.

Что же касается ее сестры Эвтерпы, то у нее к непосредственно лирической поэзии добавлялась еще и музыка, а инструментом музы, согласно изображениям и описаниям, дошедшим до наших дней, считалась флейта.

Еще одна музыкальная муза

Значимость для древних греков музыки можно запросто определить хотя бы по количеству муз, которые ей покровительствовали. Так, наряду с перечисленными ранее, существовала еще и Полигимния, во власти которой были торжественные песнопения.

Искусство танца

Продолжая перечислять имена 9 муз Древней Греции, обратимся к культу красоты человеческого тела. Повинуясь принципу калокагатии, древние греки чрезвычайно много внимания уделяли искусству танца, поэтому совершенно не вызывает удивления тот факт, что хореографии покровительствовала отдельная муза. Легконогая Терпсихора часто связывалась с культом Диониса, именно поэтому среди ее атрибутов почти всегда можно было увидеть плющ. Чаще всего муза танца изображалась с лирой в руках.

Великий театр древних греков

Сложно представить себе эпоху античности без театра. Именно он во многом стал первой ступенью для развития искусства. Следует отметить, что греческая комедия и трагедия существовали в некотором смысле отдельно друг от друга. Причиной этому служило разделение всего искусства на высокое и низкое. Так, комедия считалась жанром низким и преимущественно связывалась с культом Диониса, в то время как трагедии покровительствовал прекрасный Аполлон.

Что же касается муз, конечно, их было две. Высокая греческая трагедия существовала и развивалась благодаря Мельпомене, а покровительницей комедии для древних греков была муза Талия.

Как выглядели музы

Кое-что о внешнем виде девяти муз уже было сказано, однако не помешает подвести некий итог для того, чтобы впечатление об этих существах было полным.

Если взглянуть на сохранившиеся античные скульптуры или их фото, музы Древней Греции выглядели практически одинаково. Прежде всего это, конечно, прекрасное тело. Принцип калокагатии, о котором говорилось выше, заключался в том, что прекрасное внешне непременно было прекрасно и внутренне. Именно поэтому столь благодушные существа, как музы, попросту не могли иметь неприглядный внешний облик.

Отличались друг от друга они по большей части атрибутами, которые и говорили о «сферах ответственности» божественных красавиц.

Наследие девяти муз

В широком смысле человечеству от муз досталось само искусство. Тем не менее более любопытным кажется тот факт, что небесной красоты создания породили от греческих богов существ, которых вряд ли можно охарактеризовать таким же образом.

Более того, дети муз, согласно мифам, представляли опасность для человека. Сирены, погубившие стольких мореплавателей своим дивным пением, были рождены Мельпоменой от Ахелоя. Другие существа - близнецы Палики, согласно некоторым мифам, были рождены Талией.

Имена муз Древней Греции звучат сегодня не так уж часто, тем не менее само понятие, представление о них сохранилось в памяти человечества навсегда. «Мир спасет красота» - говорил великий Достоевский. А что такое красота, если не искусство, которому всегда покровительствует прекрасная муза?

Для древних цивилизаций? Это признак расцвета, золотого века, когда жизнь в городе или государстве отличается стабильностью и изобилием. Люди направляют свое внимание не только на добывание необходимого, но имеют возможность отдавать силы и время на создание прекрасного. В современном мире в этом смысле мало что изменилось, однако в прошлом достичь такого процветания было сложнее, а значит, и искусство ценилось значительно выше. Неудивительно поэтому, что в Древней Греции с таким почтением относились к музам, дарующим вдохновение и таланты. И неслучайно самой изящной и красивой из девяти сестер считалась Эвтерпа, муза лирической поэзии.

Не всякое искусство одинаково ценно

В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько помогала создавать любовную и свадебную лирику. Каллиопа отвечала за эпос. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. А еще среди прекрасных сестер была Полимния или Пологимния, которая покровительствовала всем, кто складывал гимны.

У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у астрономии и истории. Эти науки приравнивались к искусству. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Историки же славили Клио.

Поэзия тесно связана с драматургией и театром. Музы Мельпомена и Талия помогали создавать трагедии и комедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Замыкает плавное шествие сестер Терпсихора — муза танца и хорового пения.

Откуда пришли к нам музы?

Вдохновительницы поэтов происходят от древних нимф источников. Они жили в звенящих водах ключей и дарили людям способность слагать стихи. Собственно музы появляются сначала как три сестры, Мелета, Мнема и Аэда (размышление, память и песня). И уже несколько позже появляются привычные современному человеку девять вдохновительниц. Начав с благословения своих любимцев поэтическим даром, они постепенно разделили между собой все направления искусства.

Божественное происхождение

Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов. Часто они изображаются вместе с Аполлоном, он был их покровителем и неизменным спутником.

Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.

Место обитания

Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.

Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.

Прекраснейшая из сестер

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.

Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве. Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками.

Как появились сороки

Дочери македонского царя Пиэра, а было их девять, как и муз, безмерно гордились своими талантами. Они решили вызвать вдохновительниц на музыкальное состязание и показать, насколько хороши их голоса. В качестве судей пригласили нимф. Эвтерпа и ее сестры прибыли в назначенный час.

Дочери царя запели о войне богов с великанами. Они не прославляли Зевса и его приближенных, но смеялись над тем, как бежали олимпийцы от грозного Тифаона в образе лесных зверей. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны. Нимфы были заворожены голосом и игрой музы и признали ее лучшей на состязании, но царевны с таким решением не согласились. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих.

Атрибуты прекраснейшей из муз

Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.

Изображения Эвтерпы

Несмотря на то что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. Скульптура является копией размещенного в Ватикане римского изваяния, которое, в свою очередь, воспроизводит утраченную работу греческого мастера.

Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения. Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.

Дошли до наших дней. Греческий пантеон богов сам по себе достаточно интересен и занимателен, а истории из «жизни» небожителей захватывают и поражают воображение. Древние греки верили, что каждому явлению, предмету и сфере деятельности человека покровительствует отдельное божество или мифическое существо. Богов и полубогов в культуре этого народа невероятное множество, и порой сложно запомнить "специализацию" каждого из них. Мельпомена - это муза или богиня, покровительницей чего она является?

Мифы Древней Греции

Согласно верованиям древних греков, в результате союза верховного бога Зевса и Мнемосины на свет появились девять дочерей. Это богини-музы, покровительствующие наукам и искусству. Каждая из сестер являлась покровительницей конкретной сферы или жанра: Клио - истории, Евтерпа - музыки и поэтического слова, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии (а позднее и в целом), Терпсихора - танца, Эрату - любовно-лирического литературного произведения, Полигимния - пантомим и гимнов, Урания - изучения звезд и небесных тел, Каллиопа - народных сказаний и эпосов. По данным некоторых источников, первоначально Мельпомена - это покровительница песен, а впоследствии грустных напевов. Со временем музу стали считать олицетворением трагедий в театральных постановках, а позже ей был «отдан» и театр целиком как явление.

Облик и таланты Мельпомены

Изображают покровительницу трагедии и театра обычно в венке из виноградных листьев и головной повязке. Мельпомена - муза, всегда одетая в мантию и держащая в одной руке трагическую маску. В другой руке женщина держит меч или палицу как символ возмездия, которое всегда настигает людей, пошедших против божественной воли. Однако важно понимать, что Мельпомена - это не карающая богиня, а, скорее, сопереживающая людям и готовая напомнить им о том, что играть уместно только в театре. Интересный факт: именно является матерью сирен, которых она родила от Ахелоя. В современной культуре Мельпомена - это чаще покровительница театра, но уместно упоминать ее и как божество трагедий.

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы - это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа - муза эпической поэзии

Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа - мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках - стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио - покровительница истории

Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль - доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени - “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

Муза Мельпомена - муза трагедии

В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен - описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен - морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия - муза комедии

Талия или в другом варианте Фалия — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты - мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния - муза торжественных гимнов

Полигимния - в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора - муза танца

Терпсихора — муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания - муза астрономии

Урания — муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа - муза лирической поэзии

Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

Муза Эрато - муза любовной поэзии

Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору - имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы - кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии



Поделиться