Особенности и подводные камни динамической гимнастики. Крутим – вертим

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, ведь так заниматься удобднее,а пока вы занимаетесь вещи можно забросить в, которая их сама постирает, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, «заторможенного» ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями — акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, «раскрыть» ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей — вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас — получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей — как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей — усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно «отозваться» на реакцию каким-либо способом — сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, «нормальности» занятия.
При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.
Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками — конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель «слишком хорошо» знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен — именно должен — эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем — растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую — его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача — установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях. Взяв ребенка за кисти рук, вложив ему в ладонь свои большие пальцы и почувствовав как он сжал их, начинаем потягивать его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней своими указательными пальцами, увеличивая продолжительность движения и стремясь приподнять ребенка за руки (Рис.4) . И так до тех пор, пока он свободно не будет висеть, удерживаемый за кисти рук. При этом важно, чтобы удерживающие руки не стесняли движений в лучезапястных суставах. Желательно, чтобы малыш находился лицом к родителю.

Далее можно выделить 6 элементарных движений (Рис.5):
1 разведение ручек в стороны;
2 покачивание вверх-вниз;
3 частичный перенос веса с одной руки на другую;
4 покачивание из стороны в сторону;
5 покачивание вперед-назад;
6 небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

1. «Крестик».
Ручки ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис (рис. 6).

2. «Пружинка». Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх, мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным движение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фазе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис. Важно выполнять это упражнение плавно, без рывков (рис. 7).

3. «Маятник», или «короткие раскачивания». При увеличении переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачиваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая маятникообразные движения (рис. 8).

4. «Обезьянка», или «длинные раскачивания». При увеличении амплитуды раскачивания из стороны в сторону равномерность нагружения ручек утрачивается, причем более нагруженной оказывается рука со стороны, противоположной отклонению тела ребенка. Тело ребенка при этом широко раскачивается, всегда сохраняя вертикальное положение (рис. 9).

5. «Повороты» ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые переносом веса на одну руку — во вращение за одну руку (рис. 10).

6. «Покачивания» вперед-назад при увеличении амплитуды элементарного движения переходят в движение с горизонтальными в крайних точках положениями. Руки взрослого при этом постепенно выпрямляются и вытягиваются вперед (рис. 11).

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

«Забросы».
Амплитуда «маятника», изображенного на рисунке 8, увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. В этом положении рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья (рис. 12). Затем следует возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

«Боковые прокруты». Когда при выполнении «маятника» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис.13а).

Когда прокрут совершен в полном объеме, можно, опустив верхнюю руку и приподняв нижнюю, привести тело ребенка в симметричное положение и совершить обратное движение в другую сторону, при этом естественно продолжающее прокрут (рис. 13б).

«Прямые прокруты». Увеличиваем амплитуду раскачивания вперед-назад, пока малыш не будет совершать сальто назад между рук родителя (рис. 14а).

В конечной фазе нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша (рис. 14б). Возврат в исходное положение осуществляется либо отпусканием одной из ручек ребенка, либо обратным движением. Это упражнение сначала нужно осваивать вдвоем, когда партнер медленно проводит ребенка по всей траектории. Затем с фиксированием в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

«Перебросы». Увеличивать амплитуду покачиваний вперед-назад таким образом, что в итоге ребенок широким движением перебрасывается над головой родителя и опускается за спиной (рис. 15). При этом в верхней точке ребенок уже полностью теряет скорость. Во втором полукруге родитель гасит скорость падения, добиваясь мягкого спуска в вертикальное положение за спиной. Для страховки ребенка от удара об спину родителю следует прогнуться, слегка согнув колени. Возврат в исходное положение производится либо обратным движением, либо через плечо.

«Солнышко». Это упражнение вырастает из «длинных раскачиваний», изображенных на рисунке 9, когда увеличение амплитуды приводит к полному круговому движению во фронтальной плоскости (рис. 16).

«Карусель». Это другой вариант развития «длинных раскачиваний», когда увеличение амплитуды «уводит» движение назад, переводя сначала в своеобразные «захлесты», а потом в полный горизонтальный круг, описываемый телом ребенка вокруг взрослого (руки взрослого переносятся над головой) (рис. 17).

Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение «забросы» дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, «столбцами» которой являются различные захваты, а «строками» — так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице «двойных захватов». Название этого столбца «захват за ручки лицом к себе», а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец — «захват за ручки лицом от себя».

Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

«Боковой прокрут». При его выполнении тело ребенка движется так же, как и в захвате «лицом к себе» — делает «сальто» назад, поэтому ножки, двигаясь носками вперед, проходят по кругу снизу вперед-вверх и к груди взрослого вниз, причем плоскость этого круга несколько наклонена в сторону.

«Прямой прокрут» упражнением, позволяющим освоить прямой прокрут, является подбрасывание ребенка так, чтобы поймать его ножки своими руками — указательными и большими пальцами («полупрокрут»). Ручки ребенка при этом охватывают средние пальцы родителя (рис. 18).

Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, — захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап — поглаживания, потягивания, приподнимания — проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до «рабочего» состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

Упражнения также развиваются из элементарных вариаций в висе (лицом от себя) (рис. 19). Принципы их выполнения те же, что и для ручек, внешний вид их понятен из рисунков, поэтому подробные описания упражнений не приводятся.

Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки — лицом к себе или от себя — рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

«Крестик». рис. 20

Рис. 21. показывает, как, видоизменяя «пружинку» в захвате за ножки лицом к себе, можно выйти на «лягушку»: для этого «пружинку» делают не вертикально вниз, а чуть вперед, постепенно доходя до горизонтального положения. Довольно часто такие вариации базовых движений, свойственные именно данному захвату, позволяют получать упражнения, дополняющие те, что «вписаны в сетку». Подчас оказываются реализуемы несколько различных вариаций и в одну клетку таблицы может попасть несколько совершенно разных упражнений.

«Маятник». рис. 22

«Обезьянка». рис. 23

«Вращение за одну ножку». рис. 24

«Раскачивание вперёд-назад». рис. 25

«Боковой прокрут». рис. 26

«Заброс». рис. 27

«Прямой прокрут». рис. 28

«Солнышко». рис. 29

«Карусель». рис. 30

«Переброс». рис. 31

Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

«Крестик». рис. 32

«Обезьянка». рис. 33

«Маятник». рис. 34

«Вращение». рис. 35

«Заброс». рис. 36

Завершают перечень этого списка захваты, в которых задействованы все четыре конечности ребенка — это два захвата типа «в каждой руке взрослого ручка и ножка малыша»: головой к себе и от себя — рис. 37 (а, б, в).

Захват «в каждой руке взрослого ручка и ножка ребенка»- головой к себе, вид спереди (рис. 37а).

Тот же захват, вид сбоку (рис. 37б).

Захват тот же, головой от себя, вид спереди (рис. 37в).

Когда в одной руке взрослого две ручки, а в другой две ножки младенца (рис. 38).

В каждом из этих захватов также выполняются все 12 базовых движений, кроме того, есть значительное количество упражнений — вариаций. Наиболее интересные из них приведены на рисунках 39-46.

«Крестик» в захвате рис. 37а
(рис. 39).

«Прямой прокрут» в захвате рис. 37а (рис. 40).

«Лягушка» в захвате рис. 37а
(рис. 41).

«Солнышко» в захвате рис. 37в
(рис. 42).

«Заброс» в захвате рис. 37в
(рис. 43).

«Обезьянка» в захвате рис. 37в
(рис. 44).

«Карусель» в захвате рис. 37в
(рис. 45).

«Прямой прокрут» в захвате
рис. 37в (рис. 46).

Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

Соответственно вышеописанная система упражнений получила название «Сетки двойных захватов». Помимо этого варианта возможем иной — когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую «Сеткой одинарных захватов».

Базовых движений здесь всего 5. Это:

1 покачивания вперед-назад,
2 покачивания вправо-влево,
3 покачивания вверх-вниз,
4 вращения,
5 кружения,
(рис. 47).

Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

В отличие от «двойных», «одинарные» базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно «наложить» на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

«Одинарных» захватов значительно больше, чем «двойных». Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате «одной рукой за две ножки ребенка». Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыжками ребенка, упирая его пяточки в свою ладонь, большим пальцем фиксируя тыльную сторону одной стопы малыша, а средним (возможно, вместе с безымянным) — тыльную сторону другой стопы. Захват удобен, очень надежен, не дискомфортен для младенца. Удерживая в нем ребенка вниз головой, выполняя пять вышеописанных базовых движений, мы получим упражнения, хорошо расслабляющие ребенка, устраняющие повышенный тонус. Кроме того, приводя ребенка в «нормальное», вертикальное положение и удерживая его в этом захвате снизу, мы, реализуя опорный рефлекс новорожденного, достаточно рано можем отработать упражнение «стойка в руке» (рис. 48).

«Стойка в руке» (рис. 48).

Держа ребенка двумя руками за стопы лицом от себя и зафиксировав положение, из базовых движений мы получим упражнение, укрепляющее и развивающее его голеностопные суставы (рис. 49).

Взяв ребенка за голени лицом от себя, немного согнув в коленях его ножки, мы получим захват для выполнения упражнений, нагружающих коленные суставы
(рис. 50).

В захвате за бедра лицом к себе мы тренируем ребенку мышцы спины, ягодицы и тазобедренные суставы (рис. 51).

Удерживая малыша за таз (в положениях вниз головой лицом к себе и лицом от себя), мы тренируем ему мускулатуру корпуса, а также развиваем подвижность, гибкость позвоночника, начиная от поясничного отдела (где концентрируется нагрузка) и выше. (рис.52).

В положении «Стойка на плечах» мы наиболее эффективно тренируем мышцы корпуса малыша. Причем здесь тренирующим фактором является сопротивление ребенка, те компенсирующие усилия, которые он совершает, чтобы остаться в вертикальном положении. Нагрузка не должна превышать возможности ребенка сопротивлению, иначе он «сдается», полностью расслабляется, начинает «мотаться», при этом нагрузка на позвоночник может оказаться недозированной и чрезмерной. (рис. 53).

Взяв малыша, как обычно, под мышки вверх головой лицом к себе, можно выполнять упражнения, тренирующие его шейную мускулатуру. В этом захвате, как и в предыдущем, выполнение покачиваний вверх-вниз, а также вращений не затруднительно.

По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать специальные приспособления или домашний спортивный комплекс. Освоение различных снарядов — дальнейший этап, связанный уже с собственными осознанными действиями ребенка. Поскольку основная работа со спорткомплексом или заменяющими его приспособлениями идет в возрасте после года, мы не будем останавливаться на этом вопросе, не выходя за рамки обозначенного нами возрастного периода. Обычно малыш, начиная изучать и осваивать спортивный комплекс, своими действиями прекрасно подсказывает родителям различные упражнения и задачи.

И еще одно замечание. Обычно родители с удовольствием осваивают ДГ с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. ДГ не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, к «накачиванию», а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения. Вспомним также, что в естественных условиях новорожденные мальчики и девочки оказывались в одинаковом положении — без различия пола. Кроме того хрупкие и нежные «женственные» создания, которые для многих ассоциируются с женским идеалом, доставляют в дальнейшем множество хлопот акушерам и создают проблемы своим детям. Так что следует подумать и о внуках.

Было бы ошибкой с полной уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика – такая уж новая система оздоровительных тренировок для новорожденных. Ведь ее элементы использовали еще древние медики Востока. А описания некоторых упражнений для лечения последствий родовых травм у младенцев появились уже в начале двадцатого века.

Тот вариант методики раннего динамического развития грудничков, который используется в современной медицине, был разработан М. Труновым и Л. Китаевым. Они стали авторами печатного издания под названием «Экология младенчества. Первый год», увидевшего свет в 1993 г. Всего в системе насчитывается 400 упражнений, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка. И не смотря на довольно настороженное отношение к динамической гимнастике в обществе, с каждым годом популярность ее среди родителей все возрастает.

Динамическая гимнастика для грудничков – что это?

Что представляет собой динамика (так тоже называют динамическую гимнастику)? Начнем мы, пожалуй, с определения.

Динамическая гимнастика – это комплекс интенсивных лечебно-оздоровительных занятий с детьми младенческого возраста (от рождения и до года), включающий в себя:

  • массаж,
  • гимнастику,
  • игры,
  • закаливание.

Эти процедуры в динамике гармонично совмещены так, что их воздействие на тело и оптимально высоко и эффективно. Акцент в методике делается на активности крохи и на обязательном присутствии в каждой тренировке всех ее составляющих. И если уж вы решили развивать своего малыша с помощью именно этой программы, то заниматься с ним динамической гимнастикой нужно с самого его рождения. Это обязательное условие. В связи с тем, что многие упражнения можно начинать осваивать, только когда еще незрелые суставы ребенка могут свободно выдерживать вес его тела.

Динамическая гимнастика – это способ общения родителей с их ребенком на уровне ощущений и прикосновений. Взрослый разговаривает с крохой на понятном для него наречии – языке движений.

Для чего нужна динамическая гимнастика

Движение, активное изучение возможностей своего тела и через него – окружающего мира. Вот ключевые занятия ребенка, его главное времяпровождение в первые семь лет жизни. В любом новорожденном человечке самой матушкой-природой было заложено интуитивное умение адаптироваться к окружающей его действительности, к новой жизни вне мамы, но рядом с ней. Все та же природа позаботилась и о том, чтобы маленький организм новорожденного мог без вмешательства справляться с несложными и последствиями травм, полученных при родах.

Именно эта особенность грудничков лежит в основе широко признанных в современной медицине методов экологического оздоровления детей. Оказывается, до- и родовые травмы новорожденных можно лечить не только лекарственными средствами и корректирующими приспособлениями. С ними вполне может справиться курс подобранных для конкретного ребенка, с вполне определенными показаниями, упражнений в сочетании с телесным контактом с мамой.

Как это работает?

Почему, например, у детей достаточно часто встречается такое заболевание как дисплазия тазобедренного сустава? Причина: из-за закрепощения мышц приток суставной жидкости к суставу нарушен, что не дает ему развиться до нормы и, как следствие - недоразвитость крышки суставного ядра. Курс динамики способствует тому, что сустав начинает активно работать. К нему усиливается приток суставной жидкости. И как результат – тазобедренный сустав восстанавливается гораздо быстрее.

Занятия динамической гимнастикой полезны


С чего начать занятия динамической гимнастикой?

В книге «Экология младенчества. Первый год» Михаил Трунов и Леонид Китаев советуют тем, кто только начинает заниматься со своим ребенком динамикой, представить полное слияние душ и тел. Стать с малышом одним целым. И с каждой новой тренировкой это взаимопроникновение будет ощущаться все сильнее.

Первое, что должны делать родители – это внимательно присматриваться и прислушиваться ко всем, даже мимолетным реакциям крохи на манипуляции, проделываемые с ним. Чтобы при малейшем с его стороны, остановиться, вернуться к предыдущим этапам динамики – массажу и ласковым касаниям. Успокоить малыша и вселить в него уверенность, что ничего страшного с ним произойти не может. Что же касается практической составляющей подготовки к динамической гимнастике, то она не представляет сложности и доступна каждому.

Как подготовить ребенка к динамике?


После такой нехитрой разминки можно приступать к основному комплексу упражнений динамической гимнастики, который у каждого будет индивидуальным. Но следует придерживаться нескольких общих правил.

Во-первых , занятия должны проводиться ежедневно. Во-вторых , продолжительность каждой тренировки – 10-20 минут. В зависимости от возраста ребенка и от того, насколько давно вы занимаетесь динамикой. И в-третьих , перед сном и после еды гимнастику делать нельзя. В это время маленькому организму нужен покой.

Динамическая гимнастика для грудничков – видео

Просмотрев видео динамической гимнастики, многие поймут, почему, несмотря на заверения медиков о чрезвычайной эффективности этой методики развития новорожденных, многие родители категорически отказываются практиковать ее со своими детьми.Они просто бояться, ненароком, навредить малышам. Но, во-первых, никто ведь не говорит о том, чтобы взять, да и начать вертеть и крутить кроху без консультации специалиста и должной подготовки. А во-вторых, существуют же типичные ошибки, на которые просто нельзя не обратить вашего бдительного родительского внимания.

Динамическая гимнастика без ошибок


Основные упражнения комплекса динамической гимнастики

Во всех упражнениях динамики особенно важен правильный захват. Инструктор вам расскажет и покажет, что это означает в динамической гимнастике.

  1. «Крестик»

Руки ребенка энергично отведите в стороны. При этом его тело должно устремиться вверх. Затем аккуратно верните кроху в исходное положение.

  1. «Пружинка»

Малыш упирается ножками вам в живот. Подтяните его к своей груди за руки, словно сжимая пружину. Далее медленно опустите тело ребенка в исходное положение.

  1. «Обезьянка»

Это упражнение еще называют «Длинные раскачивания». Раскачивайте ребенка за ручки, постепенно увеличивая амплитуду раскачиваний. Здесь возможен также вариант раскачивания за ручку и ножку. Тело малыша при выполнении этого упражнения широко раскачивается. При этом всегда сохраняя вертикальное положение.

  1. «Вправо-влево»

В одну руку возьмите стопы малыша. В другую - одну или две его ручки. Поворачивайте кроху то вправо, то влево.

Конечно же, это лишь сотая часть того разнообразия упражнений, которые, при желании, вы сможете освоить, занимаясь динамической гимнастикой со своим ребенком. Но для начала и этого вполне достаточно. Не забывайте каждый месяц навещать лучших друзей всех новорожденных – и др., чтобы похвастаться новыми достижениями и победами. А они у вашего малыша, уж будьте уверены, обязательно будут!..

Младенцы познают мир при помощи прикосновений. Важно безошибочно подобрать способы для полноценного становления детского организма. Кроме маминых нежных слов и ласковой улыбки младенцу нужна помощь в психологическом и физиологическом совершенствовании.

Какую гимнастику делать новорожденному?

Заботливые мамы проводят для детей массажные упражнения, занимаются водными процедурами или предпочитают часто гулять на улице. Существует совокупность действий, направленных на развитие новорожденных.

Данные процедуры заключаются в следующем:

  • выполнении простой гимнастики;
  • массажировании;
  • игре;
  • занятий на усовершенствование вестибулярного аппарата;
  • упражнениях в воде;
  • закаливании;
  • динамической гимнастике.

Динамическая гимнастика подразумевает быстрое физиологическое и психическое развитие. Во время выполнения динамической гимнастики младенца держат за туловище, руки или ноги и подкидывают, переворачивают.

Динамическая гимнастика выполняется совместно с массажированием, закаливанием, простой гимнастикой.

Процедуры совершаются в воздухе, упражнения полезно сочетать с фитболом. Весь комплекс происходит в игровой форме.

С какого возраста применяется динамическая гимнастика для новорожденных? Суждения расходятся в наставлениях по возрастным этапам проведения начальных действий. К занятиям рекомендуют приступать с разных возрастов:

  • с рождения (незрелость суставов позволяет телу выдерживать его вес);
  • 2 недели;
  • 3 недели;
  • 4 месяца (окрепшие суставы).

Во всяком случае, решение будут принимать родители совместно с детским врачом. Большое значение уделяется здоровью и психической готовности малыша к выполнению занятий.

Польза динамической гимнастики для новорожденных

Динамическая гимнастика дает огромную пользу растущему младенцу:

  • Насыщенное взаимодействие с матерью или отцом. Взрослые лучше чувствуют новорожденного. У младенца закладывается доверие к новому миру вне маминого животика.
  • Созревание нервной системы, вырабатывается дружелюбность, уверенность в себе, невозмутимость характера.
  • Формируется способность хорошо ориентироваться в пространстве - ребенок может видеть в трехмерном измерении, находящиеся вокруг предметы во время занятий.
  • Корректируется мышечный тонус - снятие напряжения или увеличение мышечной активности.
  • Нормализация физиологического развития.
  • Устранение косолапости и кривошеи.
  • Регуляция работы кишечного тракта - запоры и колики.
  • Укрепление иммунной и сердечно-сосудистой системы.
  • Выработка механизмов адаптации, особенно у детей после кесарева сечения.
  • Совершенствуется координация движений, эластичность суставов, вестибулярный аппарат.
  • Получение понятий о работе собственного тела - младенец понимает свой потенциал, раньше учится сидеть и ходить.
  • Активизация обменных процессов.
  • Изобилие кислорода в организме стимулирует интеллектуальное развитие.
  • Снятие психоэмоционального напряжения - превосходно и спокойно засыпает и просыпается.
  • Отменный аппетит.
  • Устранение дородовых и родовых травм.

Позитивных сторон много. При установлении доверительных взаимоотношений между младенцем и матерью (отцом), динамическая гимнастика принесет огромную радость и пользу участникам процесса.

Чем опасна динамическая гимнастика для грудничков?

Динамическая гимнастика отрицается некоторыми неонатологами и педиатрами. Однако, польза от занятий очевидна – познание детьми мира происходит намного активнее, болезни встречаются реже, простудные недуги переносятся легче и происходит интенсивное формирование всех органов и систем.

Младенца нужно обследовать заранее. В некоторых случаях динамическая гимнастика имеет ограничения:

  • Внутричерепная гипертония. При сильной возбудимости нервной системы динамическая гимнастика нанесет вред младенцу.
  • Некомпенсированный порок сердца. Нагрузки на детский организм следует определять в индивидуальном порядке.
  • Болезнь суставов на генетическом уровне. Ограничения связаны с высокой нагрузкой на руки и ноги.
  • Дисплазия, вывих бедра.
  • Занятия старше полугода. Вес малыша и окрепшие суставы могут спровоцировать к подвывихам и травмированию суставов.

Необходимо обязательно наблюдать за реакцией новорожденного. Недостаток интереса либо плохое самочувствие по окончании процедур свидетельствует о необходимости остановки данного способа развития ребенка.

Комплекс упражнений

До занятий нужно провести подготовку:

  • Малыша необходимо «разогреть» - поглаживания и мягкие прикосновения.
  • Простое массажирование.
  • Обычные гимнастические упражнения: ребенок лежит на спинке или на животике во время занятия.

Динамическая гимнастика для грудничков видео:

По окончании начального этапа выполняется базовый комплекс упражнений. Рекомендуется придерживаться правил проведения:

  • Каждодневные занятия.
  • Процедура должна занимать 10-20 минут, учитывается возраст и количество дней.
  • Динамическая гимнастика не делается после еды и перед сном.
  • Утренняя гимнастика для новорожденных – оптимальная пора проведения.
  • Упражнения лучше осуществлять на улице (20-25 градусов) либо в проветренном помещении.
  • Динамическая гимнастика для грудничков 3 месяца видео:

    Динамическая гимнастика для грудничков 4 месяца. В этом возрасте младенец хорошо проделывает базовые упражнения. Можно добавлять усложненные упражнения – вращательные действия, подкидывания, закидывание на бедро, руку либо плечо взрослого.

    Динамическая гимнастика доставляет восторг и наслаждение маме с малышом. При соблюдении всех предписаний и инструкций по выполнению динамической гимнастики великолепное развитие (физиологическое и психическое) ребенка гарантировано.

Всех детей, которые не успели достичь возраста в один год, принято относить к категории грудничков. Этот период жизни очень важен для ребенка, поскольку именно сейчас начинается полноценное развитие и формирование всех функций опорно-двигательной системы. На смену тем рефлексам, которые были с момента рождения, приходят более серьезные и важные.

Помочь сформировать все необходимые рефлексы поможет динамическая гимнастика для грудничков. Кроме того, нужно проводить общеукрепляющий массаж для грудничков, который относится к лечебной физической культуре (лфк). Кроме того, массажи позволяют укрепить контакт родителей с ребенком.

Выбирать гимнастические упражнения необходимо в зависимости от того, настолько правильно ваш ребенок развивается, нет ли у него каких-либо нарушений. Поскольку в случае нарушения развития гимнастика будет иметь лечебный характер, соответственно, проводиться она опытными специалистами. Конечно же, если все хорошо, то можно проводить гимнастику в домашних условиях.

С ее помощью можно укрепить мышцы рук, ног, шеи, пресса, а также другие. Каждое упражнение можно выполнять с определенного месяца.

Поскольку для каждого месяца жизни грудничка характерны свои этапы развития, упражнения основываются на них.

Динамический вид гимнастики для грудного ребенка

Динамическая гимнастика для грудничков представляет собой большой комплекс разноплановых упражнений, в который входят подбрасывания, раскручивания ребенка и многие другие упражнения. Все эти упражнения относятся к лфк. Что интересно, во время динамической гимнастики необходимо проводить все действия как можно быстрее и стремительно менять положение ребенка, причем делать это стоит кардинально.

Специалисты не смогли прийти к единственному мнению относительно того, насколько полезной является динамическая гимнастика. Одна часть тех родителей, кто уже практиковал подобные действия, считает, что они очень полезны, а другие подобные действия считают крайне опасными и поэтому отказываются от них.

Динамическую гимнастику следует начинать только, когда ребенку исполнится 2 месяца, если малышу только один месяц, ее лучше отложить.

Гимнастика для рук

Начинать гимнастику для рук стоит с того, что самого малыша следует просто положить на ровную поверхность вниз спинкой, ножками к себе. Данное упражнение основывается на том, что у ребенка уже выработались хватательные рефлексы . Мама или папа дают ребенку большой палец левой и правой руки (поочередно) так, чтобы он их обхватил своими ручками. После чего необходимо провести легкие и нежные поглаживания рук ребенка.

Поглаживания следует начинать со стороны кисти до подмышек и плеч. Так нужно сделать 10 раз на каждую из рук.

Следующее упражнение делается в том же положении и также основывается на хватательном рефлексе. Оно предназначено, чтобы укрепить мышцы рук и шеи малыша.


Делается упражнение 10 раз. Длительность каждого упражнения составляет 1 минуту. Приподнимать ребенка не стоит слишком высоко.

Данное упражнение способствует не только развитию мышц рук малыша, но и существенно укрепляет мышцы шеи. Это связанно с тем, что ребенок старается как можно сильнее задействовать все отделы шеи, чтобы держать свою головку.

Когда он немного подрастет и окрепнет, можно увеличить нагрузку и стараться поднимать его как можно выше. В старшем возрасте начнут тренироваться и укрепляться мышцы спины.

Очень важно наблюдать за реакцией малыша во время проведения гимнастики. Если он начинает плакать и выражать негативные эмоции, то проводить дальше данные упражнения не стоит. В таком случае, возможно, нужно просто уменьшить высоту подъема. Все упражнения должны вызывать у малыша только чувство радости и удовольствия.

Гимнастика для нижней части тела

  1. Исходное положение ребенка должно быть, как всегда, на спине, ножками к взрослому.
  2. Каждую ножку ребенка необходимо взять себе в руки.
  3. При помощи массажных движений необходимо провести поглаживание ножек малыша, начиная со стороны стоп до области бедер.
  4. Важно не массажировать коленную часть ножки и верхнюю часть голени. Это значит, что все массажные действия нужно проводить только по нижней части ножек.

Это нужно сделать 10 раз. В процессе массажа необходимо все время говорить с ребенком, хвалить его. Уже в возрасте 3 месяца чадо будет улыбаться в ответ.

  1. Малыша необходимо положить на ровную и жесткую поверхность животиком вниз. Это необходимо для того, чтобы малыш имел опору для рук.
  2. Ножки следует слегка развести в стороны. Поскольку у ребенка должен быть определенный набор естественных рефлексов, то он должен поднять головку и повернуть ее в любую сторону. Эти движения происходят за счет мышц шеи.

Регулярно проделывая такие упражнения, можно заметить, как малыш постепенно начинает самостоятельно держать головку, а немного позже станет опираться на ручки. Рекомендуется проводить данные упражнения, когда он еще не успел покушать, то есть на пустой желудок. Длительность упражнения может составлять от 10 секунд до 30 минут т зависит от того, насколько хорошо ребенок на него реагирует. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы шеи.

Стоит отметить, что ребенок в возрасте 3 месяца должен иметь настолько укрепленные мышцы шеи, что позволяет ему удерживать свою головку на протяжении 30 секунд.

Гимнастика спины

Упражнение следует начать с принятия исходного положения.

  1. Ребенка кладут животиком вниз, ручки – перед грудью.
  2. Тыльной стороной руки необходимо производить поглаживание от поясницы к области шеи, а затем в обратном направлении, то есть от шеи до поясницы.
  3. Процедуру следует повторить 10 раз.

Детям, которым еще не исполнилось 2 месяца, одной рукой следует делать массаж, а второй придерживать самого ребенка.

  1. Как только ребенок станет немного старше, и его положение на животе будет более устойчивым, можно его уже не придерживать.
  2. Нужно положить малыша на бочок и, придерживая одной рукой, зафиксировать данное положение.
  3. Двумя пальцами свободной руки нужно провести по позвоночнику, начиная от крестца до шеи, а после двигаться в обратном направлении. При этом должна наблюдаться рефлекторная реакция – ребенок должен слегка выпрямиться.

Данное упражнение следует проводить как на одном, так и на втором боку. Это позволит максимально способствовать развитию тех мышц, которые берут непосредственное участие в разгибании позвоночника.


После того как робота по подготовке мышц к гимнастике проведена, можно приступать непосредственно к упражнениям.

  1. В положении на спине нужно руки ребенка завести под спину, в этот же момент поддерживается головка.
  2. При выполнении данного упражнения ножки малыша должны упираться в живот мамы или папы, то есть должна быть опора.
  3. Ручки отводятся вверх, вплоть до вертикального положения.
  4. Гимнастика данного рода позволяет подготовить малыша к сидению.

Существуют определенные упражнения, которые позволяют выработать рефлексы:

  1. Когда ребенок лежит на спине, необходимо поднять его ножку и надавить своим пальцем на область, где начинается рост пальцев.
  2. Если рефлексы развиваются правильно, то пальчики должны согнутся.

Помимо этого, можно тренировать рефлексы ходьбы:

  1. Нужно поднять чадо и держать за область подмышек перпендикулярно полу.
  2. Когда ребенок находится в таком положении, нужно его слегка наклонить вперед и опустить ножками на твердую поверхность.
  3. Ребенок старается как бы немного пойти и начинает ступать ножками.
  4. Ножки должны опираться всей стопой, но только слегка.
  5. Возможность крепко ступать ножками по поверхности будет у ребенка по достижении им возраста 12 месяцев.

Очень большой эффективностью и положительным результатом характеризуется водная гимнастика, которая проводится в бассейне или ванной. Проводить ее можно, как только ребенку исполнится 1 месяц.

Важно делать все упражнения, относящиеся к лфк, только когда у ребенка это не вызывает негативных эмоций и реакций.

Если требуется добиться действительно заметного результата, то курс гимнастики должен составлять не один месяц.

Ниже приведен комплекс упражнений, по которым мы занимались с дочкой, а сейчас начнем с сыном. Сразу скажу, не все могут решится на подобные упражнения. Я вижу только плюсы от этих занятий.

Мы начали занятия в месяц с лишним, и занимались до года. Дальше я не стала рисковать, потому что мнения расходятся насчет того, стоит ли выполнять подобные упражнения, так как риск травм возрастает. Лучше всего, если у вас есть возможность нанять инструктора, который все подробно вам объяснит. Прежде чем преступить, мы с мужем перечитали кучу информации и пересмотрели видео. Нужно быть полностью уверенными в себе и своих силах. И лучше, чтобы занятия делал папа, так как они менее нервозные)) Но мы с мужем чередовали, то он, то я. Если вы все-таки решили этим заниматься, то прочтите статью ниже. И так же ссылка на полезное видео: https://www.youtube.com/watch?v=UXw3dECLE_4

Динамическая гимнастика

Что это такое?

Динамическая гимнастика – сравнительно новый метод раннего развития детей. Чтобы понять ее смысл, следует знать, что традиционную гимнастику для детей первого года жизни, которую мы описали в предыдущем разделе, иногда называют статической или пассивной – ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. У такой гимнастики есть «дальняя родственница» – динамическая гимнастика, которую иногда называют также корригирующей гимнастикой или беби-йогой. Ее основное отличие от традиционной – большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных – висит, «летает», переворачивается.

Многие тренеры и родители считают термины «динамическая гимнастика» и «беби- йога» синонимами, но некоторые специалисты четко отделяют их друг от друга. По их мнению, беби-йога прочно связана с йогическими позами и упражнениями (асанами), поэтому заниматься ею с ребенком должны не родители, а только тренеры-йоги.

Как это появилось?

Существуют противоположные взгляды на вопрос о происхождении динамической гимнастики. Большинство специалистов считают ее «молодым» методом: как метод физического развития ребенка она стала известна в нашей стране лишь в 1980-е годы благодаря западным изданиям, в которых описывались комплексы динамической гимнастики. Именно в этих книгах употреблялся английский термин «беби-йога», который закрепился и в русском языке. Сторонниками применения динамической гимнастики были известные педагоги супруги Никитины и И. Б. Чарковский, которые пропагандировали этот метод.

Иногда историю динамической гимнастики возводят к русской народной традиции: известно, что деревенские повитухи часто самостоятельно вправляли новорожденным кости, правили шейные и спинные позвонки, а для этого крутили и трясли детей. Но следует помнить, что они делали это только с малышами, травмированными в родах, а не со всеми детьми, как то предлагают сторонники современной динамической гимнастики. Есть также мнение, что истоки этого метода следует искать на Древнем Востоке: подобные упражнения входили в комплекс подготовки японских ниндзя.

Зачем это нужно?

Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений – раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает представление о строении своего тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.

Благодаря динамической гимнастике ребенок узнает о пространственных координатах (верх, низ, изменение направления движения), о ритме и аритмичности, скорости и пр. Все это повышает физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в собственных силах.

Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы, и поэтому дети реже болеют. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Занятия динамической гимнастикой способствуют эффективной тренировке скелетно- мышечного аппарата, активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат. Немаловажна и своеобразная профилактика детского травматизма – динамическая гимнастика укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Подросший ребенок более совершенно владеет своим телом, а потому падения для него не очень опасны.

Что развивается с помощью динамической гимнастики?

Опорно-двигательный аппарат. Динамическая гимнастика – прекрасный инструмент коррекции мышечного тонуса новорожденного. Все хорошо знают, что в течение нескольких месяцев после рождения ребенка находится в так называемой «внутриутробной» позе – с согнутыми ручками и ножками. Это связано с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который, в свою очередь, проистекает из несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Динамическая гимнастика помогает детскому организму ребенка гармонизировать и упорядочить процессы возбуждения и торможения, снимает избыточный мышечный тонус. Она способствует гармоничному развитию всего опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, поскольку помогает ребенку почувствовать свое тело и научиться им управлять.
У новорожденного ребенка и кости, и суставы, и связки еще очень слабы. Применяя динамическую гимнастику, родители своими руками как бы «лепят» тело ребенка. Они могут на самых ранних, еще даже не диагностированных стадиях устранить различные асимметрии, косолапие, кривошею.

Пищеварительная система. Массируя и укрепляя брюшную стенку ребенка, упражнения из комплекса динамической гимнастики активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Сердечно-сосудистая и иммунная системы. Активное движение, на которое и направлена динамическая гимнастика, усиливает кровообращение в организме, а следовательно, укрепляет сердечнососудистую и иммунную систему. Организм адаптируется к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Психика. Психологи считают, что опыт родов чрезвычайно важен для дальнейшего развития человека, становления таких его качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. Поэтому динамическую гимнастику некоторые специалисты усиленно рекомендуют тем детям, кто был лишен опыта естественного появления на свет и родился с помощью кесарева сечения. Такая гимнастика приучает тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать усиленные, пороговые, нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость.

Как этим заниматься?

Главное правило занятий динамической гимнастикой – абсолютное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Родитель должен понимать малыша на уровне прикосновений и ощущений; только глубоко чувствуя состояние ребенка, его настроение, понимая, хочет ли он продолжать занятия, родители могут рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям.

Второе правило не менее важно: начинать занятия следует с самых простых упражнений, постепенно, неделя за неделей, увеличивая темп, амплитуду и время занятий.

И еще некоторые советы

1. Никогда не делайте того, в чем не уверены сами. Если вы чувствуете, что упражнение не очень понятно или оно кажется вам опасным – не делайте его, лучше еще раз внимательно прочитайте описание, потренируйтесь на кукле или проконсультируйтесь с инструктором по динамической гимнастике.

2. Никогда не пересиливайте активного протеста ребенка, его сопротивления наращиванию нагрузок и усложнению движений. Если такое сопротивление появилось – задержитесь на достигнутом этапе или даже вернитесь к упражнениям более раннего периода.

3. Если во время занятия тело малыша вдруг сильно напряглось и он сжал кулачки – значит, он очень испугался. Как можно быстрее возьмите малыша на руки и прижмите его к себе еще до того, как он закричит. Если такой испуг еще раз повторился в течение одного занятия, необходимо снизить темп, выбрать более простые и мягкие упражнения, уменьшить амплитуду и скорость движений.

4. Залог успеха занятий – понимающая и доброжелательная атмосфера. Если ваши родственники и знакомые не одобряют метод динамической гимнастики, не занимайтесь гимнастикой в их присутствии. Их негативные эмоции плохо влияют не только на состояние взрослого, но и на самочувствие ребенка.

Когда начинать?

Рекомендации инструкторов относительно того, с какого возраста нужно начинать занятия, различаются. Есть мнение, что необходимо приступать к динамической гимнастике как можно раньше, через неделю после рождения ребенка. Такой взгляд основан на следующем соображении: чем позже вы начнете занятия, тем больше «закрепятся» связки и мышцы ребенка и тем тяжелее будет растягивать и укреплять их. Кроме того, масса ребенка постоянно увеличивается, а значит, возрастают нагрузки и на детский, и на родительский организм.

Сторонники другого мнения предпочитают начинать занятия с двух месяцев, когда ребенок уже отошел от родового стресса и адаптировался к окружающему миру.

Где, когда и с кем заниматься?

Занятия динамической гимнастикой проводятся дома, желательно в максимально большом и свободном от мебели помещении. Летом можно проводить занятия на открытом воздухе, но вдали от травмоопасных предметов (деревьев, столбов и др.). Температура воздуха во время занятий должна быть 22-25 °С или ниже (для закаленных детей).

Можно выполнять все упражнения друг за другом, в течение одного сеанса, а можно разбить их на несколько групп и выполнять несколько раз в течение дня. Некоторые инструкторы предлагают целый «оздоровительный» ритуал: после пробуждения ребенку делают массаж, затем динамическую гимнастику, затем он плавает в ванне и заканчивает свое утро обливанием.

Чаще всего в семьях, практикующих динамическую гимнастику, упражнения с ребенком выполняет отец – матери не так-то легко часто подбрасывать и крутить ребенка.

Занятия проводятся ежедневно, во время наибольшей активности и бодрствования ребенка, но не ранее чем через час после еды.

Как подготовиться к динамической гимнастике?

Взрослый, который будет заниматься с ребенком, должен одеться максимально свободно, чтобы не стеснять своих движений. Ребенок обнажен, его тело ничем смазывать не надо, а вот руки взрослого должны быть теплыми и мягкими – для этого их можно размягчить кремом-скрабом.

Упражнениям обязательно должна предшествовать разминка: традиционные массажные приемы – растирания, разминания, пассивные упражнения для рук и ног. Для установления хорошего контакта с ребенком разумно начинать динамическую гимнастику с простейших форм тактильного общения: медленные и спокойные прикосновения и поглаживания его тела во всех направлениях.

Динамические упражнения

Существует несколько вариантов комплексов динамической гимнастики: некоторые упражнения достаточно простые и мягкие, другие выглядят экстремально. Важно, что почти все упражнения выполняются не на столе. Взрослый держит ребенка за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками его туловище. Основные движения – висы, качания, вращения, «перевернутые» упражнения (вверх ногами), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

Самые простые упражнения динамической гимнастики – элементарные висы и покачивания. Для этого надо взять лежащего ребенка за кисти рук, вложить ему в ладони свои большие пальцы и, постепенно потягивая за ручки, приподнять его так, чтобы он свободно висел, удерживаемый за кисти рук. Потом ребенок просто висит – сначала взрослый держит его за обе руки, потом за одну руку, потом за другую. То же самое повторить, держа его за одну, другую и обе ноги. А затем в тех же самых позах покачивать ребенка – из стороны в сторону, вверх и вниз. Другие элементарные упражнения – разведение ручек висящего ребенка в стороны, частичный перенос веса содной руки на другую; небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Поднимите малыша за руки и раскачивайте его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполнить покачивания вперед-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

Упражнение 2. «Птичка»

Исходное положение – малыш висит на ручках. Разведите их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями

Упражнение 3. Тренируем пресс

Прижмите ребенка спиной к своему животу. Одной рукой держите его за распрямленные колени, а другой поддерживайте в области груди. Медленно наклоняйте и распрямляйте малыша, чтобы он напрягал мышцы живота, спины и ног, старался удерживаться в вертикальном положении.

Упражнение 4. Крутим-вертим

Исходное положение – взрослый держит ребенка за две ноги, лицом от себя. Совершите несколько вращательных движения вокруг вертикальной оси – сначала по часовой стрелке, затем против

Упражнение 5. «Обезьянка»
Исходное положение – взрослый держит ребенка за левую ногу и правую руку.

Приподнимает немного и покачивает. Затем меняет руку и ногу и повторяет движение. Потом упражнение повторяется за симметричные конечности (взрослый держит ребенка за левую руку и левую ногу, потом за правую руку и правую ногу).

Упражнение 6. «Крестик»

Ручки висящего ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис.

Упражнение 7. Забросы

Начало упражнения аналогично упражнению «Маятник», но во время выполнения раскачиваний амплитуда движений постепенно увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. При этом рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются, и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья.

Затем следуют возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

Упражнение 8. Боковые прокруты

Когда при выполнении упражнения «Маятник» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис. 32). После совершения одного прокрута следует повторить это же движение в другую сторону.

Упражнение 9. Прямые прокруты

Раскачивая висящего на руках ребенка вперед-назад, взрослый помогает ему совершить сальто назад между рук родителя. В конечной фазе движения нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша

Чтобы вернуться в исходное положение, следует либо отпустить одну руку ребенка, либо сделать сальто в обратном направлении. Это упражнение первоначально делают два взрослых, один из которых медленно проводит ребенка по всей траектории движения, а затем фиксирует его тело в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

Упражнение 10. Перебросы

Исходное положение – ребенок висит на руках. Постепенно увеличивая амплитуду покачиваний вперед-назад, взрослый широким движением перебрасывает ребенка над своей головой и опускает у себя за спиной (рис. 34). При этом в верхней точке траектории ребенок уже полностью теряет скорость. Спуск в вертикальное положение за спиной должен быть очень мягкий. Чтобы уберечь ребенка от удара о спину взрослого, следует прогнуть спину и слегка согнуть колени. Чтобы вернуться в исходное положение, необходимо либо произвести движение в обратную сторону, либо провести ребенка через плечо.

Результаты занятий динамической гимнастикой прежде всего зависят от степени взаимопонимания между родителями и ребенком. Если вы не понимаете оттенков настроения своего ребенка, не можете определить, хочет он есть, спать или играть, – не беритесь за динамическую гимнастику. Только если родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, понимает, есть ли у ребенка желание заниматься, – только в этом случае он может рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а значит, и на успех занятий. Желательно, чтобы ребенок воспринимал динамическую гимнастику как веселую и увлекательную игру, а для этого ему необходим постоянный диалог со взрослым.

Очень полезно перед началом занятий посмотреть, как это делают другие – побывать на инструкциях в центрах подготовки беременных или в центрах раннего развития ребенка. Если среди ваших знакомых есть те, кто практикует динамическую гимнастику, постарайтесь увидеть, как они это делают – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Выбирая место для занятий гимнастикой, освободите его от мебели, постарайтесь минимизировать опасность того, что ребенок заденет какой-либо предмет.



Поделиться