Самые сложные теории в психологии. Всё самое интересное в одном журнале

Человеческая психика хранит не меньше загадок, чем глубины космоса, но исследования ученых все же позволяют хотя бы немного приоткрыть завесу тайны.

1. Слово «Психика» греческого происхождения, образованное от слова ψυχικός, которое переводится как «душевный».

2. Раньше считалось, что кратковременная память способна хранить не больше 5-9 элементов одновременно. Сегодня ученые настроены ещё более скептически и говорят о 3-4 доступных блоках информации.

3. Сильные эмоции искажают память и создают ложные воспоминания. Это подтвердилось во время опросов очевидцев теракта 11 сентября 2001 года.

4. Каждую секунду наш мозг атакуют 11 миллионов индивидуальных единиц.

5. Безделье заставляет человека чувствовать себя дискомфортно.

6. Если человек боится, что его таланты и способности не будут признаны, он, вопреки здравому смыслу, намеренно их принижает. Таким образом, он сразу ставит себя в положение, из которого трудно оказаться недооцененным.

7. Способность человека к социальным связям определяется «числом Данбара». Как правило, оно составляет максимум от 100 до 230 человек.

8. Исследования психолога Хайди Халворсон доказали, что люди отдают предпочтение вещам «с историей». По мнению психолога, предвзятое мнение и инерция, подкрепленные страхом перемен, – главные причины, почему люди не пытаются что-то менять в своей жизни.

9. Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах»

10. Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди - смело идите налево или занимайте очередь, которая левее.

11. Исследования, проведенные Кливлендским университетом в 1991 году, показали, что те, кто часто опаздывает, намного больше других нуждаются в опеке окружающих и подвержены повышенной тревожности.

12. В психологии есть такой термин как «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами.

13. В 1957 году американский психолог Леон Фестингер озвучил теорию когнитивного диссонанса, в которой речь шла о психологическом дискомфорте, возникающем в случаях, если в сознании человека сталкиваются противоречивые представления и поступки. Например, курильщик знает, что никотин убивает, но это не заставляет его отказаться от вредной привычки.

14. Ученые пришли к выводу, что фобии могут быть воспоминаниями, которые передаются из поколения в поколение с помощью ДНК.

15. Психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски в своих исследованиях доказали, что их двух идентичных ситуаций человек выбирает ту, в которой, как ему кажется, потери сводятся к минимуму. Чтобы полностью исключить потери и «порадовать свой мозг», требуется только одно - бездействовать!

16. «Теория 21 дня», в течение которых у человека формируется привычка, была придумана пластическим хирургом Максвеллом Мольцом, но она умозрительна и сейчас опровергнута. Формирование привычки – процесс индивидуальный и может занимать от 18 до 254 дней.

17. Психологические тесты показывают, что большинство людей будут идти вместе с группой и не перечить мнению группы, даже если они считают, что группа не права.

18. Американские ученые провели эксперимент, в котором группа добровольцев 30 дней носила очки, переворачивающие видение мира с ног на голову. Когда волонтеры сняли очки, они ещё 30 дней привыкали к обычному видению мира, а первое время видели мир перевернутым. Это говорит о том, что даже наше восприятие реальности коренится на устоявшейся привычке.

19. Научные исследования Пентагона доказывают, что человеческий мозг в состоянии беспрерывно воспринимать получаемую информацию (а главное правильно «обрабатывать» ее) всего на протяжении максимум 18 минут. Причем, это касается людей с высокими интеллектуальными способностями.

20. По мнению семейного психотерапевта Роджера С.Гиля, стресс может быть вызван не только проблемами, но и радостными, позитивными моментами в жизни, в том числе и теми, которые человек намеренно «провоцирует». Это значит, что любое изменение «привычного уклада» потенциально может обернуться стрессом

22. Ум человека способен «переписывать» монотонную, скучную речь собеседника, чтобы информация казалась интересной и лучше воспринималась.

23. В психологии известно более 400 фобий.

24. По оценкам NSF (Национальный научный фонд США), человеческий мозг производит от 12000 до 50000 мыслей в день.

25. По химическим реакциям романтические чувства неотличимы от обсессивно-компульсивного синдрома.

26. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

27. После выхода в 1998 году фильма «Шоу Трумана» психологи стали говорить об одноименном синдроме. Психологи братья Голд описывают его как разновидность политематического бредового расстройства - сочетание бредовых идей преследования с идеями величия

28. Существует психический феномен, обратный дежавю, и более редкий, под названием жамевю. Он заключается во внезапном ощущении того, что ты сталкиваешься с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле они хорошо тебе знакомы. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю - хорошо знакомое многим состояние, когда ты не можешь вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».

29. Психологические эксперименты доказали, что с одним и тем же заданием люди успешнее справляются в пределах одной комнаты, чем когда конечная цель находится в другой комнате. Это получило название феномена дверного проема.

30. Микропсия - состояние, когда человек воспринимает объекты и предметы существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далёким или чрезвычайно близким в то же самое время. Это отклонение также называется синдромом Алисы в Стране чудес.

31. Когда древние врачи открыли значение нервов в организме человека, они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».

32. Один из самых эффективных приемов манипуляции - уловка Бенджамина Франклина. Он любил повторять, что тот, кого вы попросили об услуге, с большей вероятностью сделает это еще раз, нежели тот, кого вы к этому обязали.

33. Большинство наших решений формируются в подсознании, так как наш мозг ежесекундно сталкивается с более чем 11 миллионами индивидуальных битов данных.

34. Сегодня ученые уже не сомневаются в том, что в спорте высоких достижений роль психики не менее важна, чем роль физики. Тим Нокс, профессор из Университета Кейптауна, доказал, что мозг имеет подсознательный механизм самосохранения, который запускается, чтобы не дать организму слишком приблизиться к опасным для него пределам. Нокс называет этот механизм «центральным регулятором». По его мнению, усталость является скорее защитной эмоцией, а не отражением физиологического состояния организма.

35. Осознанное копирование внешности и поведенческих черт человека невольно располагает последнего по отношению к подражателю. По словам исследователей, это прибавляет человеку уверенности, льстит его чувству собственного достоинства. В итоге «оригинал» становится зависим от «копии».

36. Окружение способно серьезно влиять на наши решения. Это доказал в 1951 году профессор Питсбургскоро университета, Соломон Эш. Он провел эксперимент, участники которого должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображенных на карточках. Выяснилось, что достаточно трех человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства.

37. Телесная дисморфофобия – это расстройство, при котором человек (чаще всего подросток) сильно обеспокоен своим телом и испытывает чувство тревоги из-за его дефектов или особенностей. Сейчас, в эпоху сэлфи, это расстройство встречается все чаще.

38. Исследования доказали, что ложные воспоминания очень легко создать искусственно. Особенно, если воздействовать сразу на несколько видов восприятия человека (слуховой, зрительный, тактильный).

39. Многолетние исследования доказали, что 50-70% визитов к врачу объясняются не физическими, а психологическими причинами.

40. Компьютерная эпоха уже принесла человечеству массу фобий. Таких, например, как «троллефобия», «тредофобия» (боязнь комментирования), «сэлфифобия», «имиджефобия» (страх того, что отправленный смайлик или картинка будут неверно истолкованы), «соционетофобия» (боязнь социальных сетей), «номофобия» (боязнь остаться без смартфона).


Помимо ученых, которые занимаются фундаментальными исследованиями, в мире существует также немало людей, отдающих все свои силы и внимание весьма неординарным теориям. Сегодня мы расскажем про 5 самых странных научных теорий , которые в наше время, несмотря ни на что, имеют значительное количество сторонников.

Новая хронология

Что получится, если профессор математики начнет применять математические принципы и формулы в исторической науке? Ответ прост – Новая Хронология. Разработал эту теорию известный российский математик, академик РАН Анатолий Фоменко, решив пропустить исторические принципы и факты сквозь математическую призму.



В результате своей работы он предложил радикально пересмотреть всемирную историю. Ведь, согласно Новой Хронологии, все известные Человечеству события происходили не раньше десятого века нашей эры, а более ранние факты и персоналии – это лишь «фантомные отражения» истории последнего тысячелетия, умышленно или несознательно наплодившиеся благодаря трудам историков и переписчиков.

Фоменко с последователя без угрызения совести объединяет события и персоналии из разных стран и эпох, утверждая, что Иисус Христос, византийский император Андроник Комнин, русский князь Андрей Боголюбский и Гай Юлий Цезарь – это одно лицо, а Римская Империя и Византия – это лишь разные названия единого европейского государства с центром в Древней Руси.



Основные позиции Новой Хронологии напрочь разбиты представителями истории, археологии, лингвистики, математики, физики, астрономии и других наук. Тем не менее, Фоменко обладает огромным количеством последователей, всерьез развивающих постулаты этой новой «науки». Огромными тиражами выходят книги, а также документальные фильмы по Новой Хронологии.

Белые дыры

В астрофизике существует теория, согласно которой, во Вселенной, помимо куда более известных черных дыр, существуют и полная им противоположность – белые дыры, которые не поглощают материю и энергию, а, наоборот, выделяют ее. Это область, в которую не может ничего войти, как в черную дыру ничего не может покинуть.



Существование белых дыр предсказано развитием уравнений общей теории относительности. Существуют научные решения, согласно которым подобные объекты вполне могут существовать во Вселенной, однако реально не один из них так и не был найден (впрочем, не удалось найти также и ни одной черной дыры без «горизонта событий»).

Существует множество пока что ни чем не подтвержденных теорий относительно предполагаемой природы белых дыр. Кто-то видит в них обратную сторону дыр черных, а кто-то – выход из пространственно-временного тоннеля, связывающего нашу Вселенную с другими.



Израильские астрономы Алон Реттер и Шломо Хеллер предполагают, что белой дырой был аномальный гамма-всплеск GRB 060614, зафиксированный в 2006 году, однако данная теория пока что не имеет подтвержденного доказательства.

Палеоконтакт

Существует определенное количество вполне официальных ученых, которые придерживаются теории, будто в древности Землю неоднократно посещали инопланетяне, передавшие нашим предкам часть своих научных и технических знаний, ставших серьезным стимулом к дальнейшему развитию человеческой Цивилизации.



В качестве доказательств общения древних жителей Земли с выходцами из других планет сторонники палеоконтакта приводят гигантские линии и фигуры в пустыне Наска, наскальные рисунки возрастом в тысячи лет с изображениями людей в скафандрах, танков и даже вертолетов. Существует также определенное количество так называемых «неуместных артефактов» - предметов, в основном, технических, которые банально не могли существовать по причине слабого развития науки во времена, когда они были созданы.



Противники палеоконтакта, а их подавляющее большинство среди современных ученых, считают его антинаучной теорией. Они задают логичные вопросы, почему инопланетяне больше не посещают Землю и не делятся с нами знаниями, а также, зачем высокоразвитому с научной точки зрения обществу нужна была низкоквалифицированная рабочая сила, за которой выходцы с других планет якобы прилетали к нашим предкам.

Несмотря на эпидемию ВИЧ/СПИД, постигшую нашу планету в последние десятилетия, существуют большое количество людей, в том числе, именитых ученых, которые отрицают само существование этого вируса и болезни, к которой он приводит.

Сторонники данной теории, прозванные «диссидентами СПИДа», утверждают, что сам вирус ВИЧ так и не был однозначно выделен, что не он убивает людей, а многие другие болезни, давно известные Человечеству, что в разных странах мира тест на ВИЧ проводится совершенно по-разному, и показатели, которые в одних государствах считаются положительными, в других относят к отрицательным.

Среди «дисседентов» также бытует мнение, что ВИЧ – это неопасный вирус, а зараженные им люди умирают не от СПИДа, а в результате применения антивирусных препаратов, истощающих организм и уничтожающих его иммунную систему. В этой системе координат выходит, что эпидемия СПИДа – это миф, раздутый фармакологическими компаниями, которым выгодно производить и продавать за огромные деньги лекарства от несуществующей болезни.



Однако сторонники общепринятой теории относительно природы ВИЧ/СПИД утверждают, что «диссиденты» в своей деятельности основываются на ложных фактах и предпосылках, приводят в исследованиях недостоверные данные и пытаются подтянуть факты к своей теории, а не наоборот, как принято в фундаментальной науке.

Обучение во сне

В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» упоминается гипнопедия – процесс обучения во сне, при помощи которого детям в мире далекого будущего прививают основные положения жизни, к примеру, послушание, социальное расслоение, правила гигиены и поведения.



Эта реалия вставлена в роман не случайно – в те времена даже самые авторитетные ученые мира всерьез рассматривали эффективность гипнопедии, проводя клинические эксперименты с ней. Интересно, что обучение во сне широко практикуется до сих пор, хотя результаты научных изысканий относительно данного процесса выглядят весьма неоднозначными.



Проводить обучение во сне пробуют как отдельные энтузиасты в домашних условиях, так достаточно большие и солидные учреждения – клиники, учебные центры и т.д.

Адепты описанных выше научных теорий вряд ли смогут найти в ближайшие годы и вообще когда-либо реальные подтверждения своих идей. Однако в мире существует огромное количество людей, занимающихся реальной фундаментальной наукой, которые регулярно совершают прорывы в своих областях исследования. К примеру, на сайте сайт можно прочитать про .

1. Кротовые норы

Представьте, что вам нужно попасть в некоторую точку пространства, которая находится очень далеко от вас. На самом деле, буквально каждая точка Вселенной находится очень далеко, ведь с нынешним уровнем развития технологий даже путешествие к краю Солнечной системы - очень длинный путь. При таком сценарии очень хочется срезать углы, чтобы прибыть в точку назначения пораньше. И вот тут и появляется идея кротовых нор.

Как оказалось, общая теория относительности Эйнштейна допускает существование черных дыр, которые служат мостами между различными участками Вселенной или даже выходом в другую Вселенную.

Такой мост имеет форму трубы, соединяющей различные точки в пространстве-времени. И если упростить пространство до двухмерной модели и представить в качестве обыкновенного согнутого листа, то кротовая нора - это открытый туннель, кратчайший путь между его половинами.

Очевидно, что такой способ перемещения значительно более эффективен и рационален. К сожалению, на сегодня кротовые норы так и остаются теоретической моделью, с которой мы ещё не сталкивались в реальности.

Тем не менее, иногда теоретические модели становятся удивительно хорошим подспорьем для фантазий, и фильм «Интерстеллар », в котором кротовые норы - одна из основных научных концепций, тому прекрасное подтверждение.

2. Теория относительности

В прошлом пункте мы упомянули общую теорию относительности Эйнштейна. Поговорим о ней чуточку подробнее.

Отметим сначала, что есть две теории относительности: специальная и общая.

Специальная теория появилась раньше, и именно она привлекает наше внимание. Она гласит, что ничто во Вселенной не может двигаться быстрее скорости света. Более того, она показывает, что течение времени различно для людей, движущихся с разной скоростью. И тут начинается самое интересное.

Согласно этой теории, если разделить двух близнецов, и одного оставить на Земле, а другого отправить в космос путешествовать со скоростью, близкой к скорости света, то, когда они встретятся, их возраст будет значительно (еще раз - значительно!) различаться.

И вновь эту идею замечательно иллюстрирует фильм «Интерстеллар ». Всё-таки этот фильм однозначно стоит тех 3-х часов, которые вы проведете в компании Мэтью МакКоннахи и окружении многообразных научных теорий, описанных простыми словами.

Вернёмся к теории относительности. По правде говоря, движение, близкое к скорости света, малореализуемо на практике. Тем не менее, даже если вы гуляете с другом и он идёт чуть быстрее вас, то время для него течёт медленней. Разумеется, это разница настолько мала, что вы никогда её не ощутите, но она есть! Именно поэтому, как говорится, хотите оставаться молодыми - двигайтесь!

Лекция физика Эмиля Ахмедова о специальной теории относительности.

3. Судьба Вселенной

Существует несколько основных сценариев конца Вселенной.

1. Большое сжатие (большой хлопок)

Большинство астрофизиков сходятся во мнении, что Вселенная началась с Большого Взрыва. До этого же она была сосредоточена в сингулярности, точке с бесконечной плотностью.

Сценарий большого сжатия предполагает, что однажды расширение Вселенной заменится на обратный процесс, сжатие. И всё пойдет обратным чередом.

Тем не менее, многие физики не воспринимают эту теорию всерьез, поскольку на данный момент Вселенная расширяется, причём делает это с ускорением. Поэтому догадки о том, когда-нибудь это прекратится, не имеют качественного обоснования.

2. Тепловая смерть

Это абсолютная противоположность большому сжатию. Теория предполагает, что расширение будет продолжаться, и в конечном итоге всё, что останется от Вселенной - это элементарные частицы, беспорядочно летающие по Вселенной. Вселенную в буквальном смысле порвёт на мельчайшие частицы.

Дело в том, что согласно законам термодинамики, энтропия в любой замкнутой системе возрастает, а это означает, что рано или поздно вся материя распределится по Вселенной в качестве элементарных частиц.

Все звёзды погаснут и энергии, чтобы зажечь новые, уже просто не будет.

3. Когда время остановилось

Это не самая популярная теория, но она всё же очень интересна. Задумайтесь, есть ли на свете что-то бесконечное? Наверное, если задать такой вопрос большому количеству людей, то самым популярным вариантом ответа будет время. И действительно, должен ведь один момент отличаться от другого, не может ведь всё застыть в одном моменте - раз и навсегда?

Предположим, что существование Вселенной будет длиться бесконечно долго. В таком случае всё, что может произойти, произойдет. В действительности подобное предположение противоречит многим вычислениям. Поэтому учёные выдвинули теорию, что само время конечно и когда-нибудь оно остановится.

Возможно, однажды мы и сами не почувствуем и не поймём, как начнётся начало нашей «бесконечной» жизни, не имеющей никакого смысла.

4. Экпиротический сценарий

Есть вероятность, что наша Вселенная родилась несколько иначе, чем многие себе представляют.

Согласно экпиротическому сценарию, существует два трёхмерных мира, которые отделены друг от друга невероятно маленьким расстоянием, составляющим менее диаметра атома. Каждая точка одного мира соседствует с точкой в другом мире. Эти миры медленно отдаляются друг от друга, одновременно расширяясь. Но в некоторые моменты времени эти миры сталкиваются, создавая новый Большой взрыв.

Такое происходит постоянно и циклично, порождая бесконечные серии Больших взрывов.

5. Гипотеза Геи

Эту гипотезу сформулировал в 1960-х годах ученый Джеймс Лавлок, который назвал Землю саморегулирующимся организмом. Это не означает, что Земля действительно живая, она лишь состоит из сложных составляющих, которые очень удачно и умело взаимодействуют.

Согласно гипотезе Геи, эти взаимодействия работают настолько слаженно, что поддерживают Землю в состоянии, необходимом для сохранения жизни.

Сам учёный Джеймс Лавлок доказывает гипотезу как минимум теми фактами, что температура земной поверхности остаётся очень стабильной, несмотря на увеличение количества солнечной радиации. Также он отметил постоянство солёности океана и состава атмосферы, несмотря на факты, которые должны были вывести их из равновесия.

6. Антропный принцип

Эта идея отталкивается от того, что Вселенная именно такая, какая нужна нам для жизни. Достаточно удивительный факт, если учесть, что жизни не существовало бы, изменись любая физическая константа на долю процента. Появляется вопрос: если Вселенная идеально подходит для нас, может быть, она и была создана для нас?

Существует два антропных принципа: слабый и сильный.

Слабый принцип утверждает, что Вселенная лишь допускает зарождение жизни. То есть, мы можем заменить вопрос «почему Вселенная устроена именно так, как она устроена?» на «почему Вселенная устроена так, что в ней возникли разумные существа, задающие вопрос о причинах устройства наблюдаемой Вселенной?». Или, проще говоря, мы уже изначально подразумеваем, что во Вселенной зародилась разумная жизнь. Если бы её не было, никто бы не задал вопрос о том, почему Вселенная такая, какая она есть.

Сильный же принцип утверждает, что Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться жизнь. В поддержку этой недоказанной гипотезы высказывается мнение, что существует некоторый закон, благодаря которому все физические константы обязаны равняться тем значениям, каким они равняются и они не могут от них отличаться.

Таким образом, слабый принцип - это лишь хорошее упражнение на логику: «мы живём, потому что мы живём», а сильный принцип - это уже настоящее поле для споров и рассуждений.

7. Бритва Оккама

Но давайте отойдем от вопросов из физики о Вселенной и перейдем к логике. Бритва Оккама - это, вероятно, самый известный логический принцип, который следует знать каждому.

По мнению английского логика Уильяма Оккама, элегантные объяснения скорее окажутся верными, нежели извилистые и беспорядочные. Его идеи заключались в том, чтобы делать меньше предположений, необходимых для выполнения работы.

Таким образом, держитесь простоты - вот суть бритвы Оккама.

Осознав эту идею, «сбрейте» всё ненужное, оставив лишь основные элементы.

Мы рассмотрели некоторые популярные научные теории. Тем не менее, их существует куда больше и, без сомнений, их количество будет расти.

В последнее время на различных дискуссионных площадках, в т.ч. на просторах Интернета, можно встретить группы психологов, разделившихся на два фланга.

Первые утверждают, что в психологии уже давно всё придумано, и есть несколько базовых направлений, которые и следует развивать.

Другие же опровергают это мнение и утверждают, что есть огромное количество новых идей, теорий и различных открытий, которые способны изменить всю психологию и принести что-то кардинально новое.

Психология - это наука о душе. А душа бесконечна. Имхо;)

СПА-психотерапия, применение методик психотерапии для здоровых людей не с целью лечения, а для снятия эмоционального напряжения и просто отдыха.

После многократного употребления понятия «СПА» необходимо дать его точное определение. В 1991 году была создана Международная ассоциация СПА (International SPA Association - ISPA), именно усилиями экспертов этой организации через пять лет было сформулировано определение «СПА».

Сделано это было прежде всего для потенциальных клиентов. Чтобы клиенты могли иметь четкое представление и о наборе предлагаемых услуг, и какие преимущества несет в себе данный вид сервиса. «СПА» - это целая система поддержания высокого качества жизни, профилактики заболеваний, поддержки высокого показателя здоровья и реабилитации после нагрузок при помощи средств и методов естественного генезиса.

Итак, СПА - это заведение, предназначенное для улучшения общего состояния человека с помощью разнообразных профессиональных услуг, которые наряду с прочими могут включать уходы за кожей, процедуры для тела, фитнес, здоровое питание, духовные практики, способствующие оздоровлению тела, сознания и души человека (цит. по Е. Богачевой). В основном в кабинете психологической разгрузки используются методики дыхательных гимнастик, медитативные техники и та же светозвуковая стимуляция мозга.

Я считаю, что, как и любая наука, психология не стоит на месте. Она постоянно развивается. Появляются различные школы и направления. Очень важно, чтобы они строились на базовых понятиях и открытиях.

Появление новых направлений никак не связано с тем, чтобы отбрасывать всё старое и кардинально всё менять. Такая истерия ни к чему. В России, к сожалению, из-за отсутствия законодательной базы появляются лженаучные направления. Кто угодно может объявить себя основателем какой-либо школы, Учителем и т. д. Поэтому лично я серьёзно отношусь к классическим школам. А всё остальное - это политика и шарлатанство.

Я думаю, что знание классики не исключает поиск новых подходов, но не мешало бы для начала ознакомиться хотя бы с частью богатейшего наследия психологов XX века, чтобы быть компетентным и эффективным в практике.

Если считать новым то, что мало известно у нас и при этом работает в практике, то мне было очень интересно познакомиться с концепцией психоаналитика Гарри Гантрипа, которую он излагает в книге "Шизоидные явления, объектные отношения и самость".

Он использует понятие "антилибидинальное эго" для обозначения той части психики, которая при травме берет на себя управляющие функции, благодаря чему человек в целом справляется с жизнью, однако чувствует себя отчужденным, малоэмоциональным, живым не в полной мере. В процессе психотерапии эта часть постепенно уступает место либидинальному эго, то есть части, которая выражает наши глубинные потребности и чувства.

Гантрип пишет, что на этом этапе люди часто становятся инфантильными, чувствуют сильнейшую тревогу и даже бессознательно стремятся попасть в больницы, чтобы в покое и безопасности выращивать ту часть психики, которая так долго оставалась заблокированной. Таким образом, исцеление происходит через пугающий этап беззащитности и повышенной уязвимости, однако это необходимо.

Я полагаю, эта концепция очень полезна каждому участнику психотерапевтического процесса для объяснения некоторых наблюдаемых явлений.

Я с уважением отношусь к сторонникам классической психологии, но сама в своей работе использую интегративный подход.

Я обучалась в Российско-Австрийском проекте по подготовке детских и подростковых психотерапевтов, он принципиально отличается от принятого в нашей стране. Прежде всего, ребенок рассматривается как часть семейной системы. В основе подхода лежит теория привязанности, исследования Эйнсворт, Боулби, Даниэла Стерна, Петцольда и др. Подход называется интегративным, потому что ведется работа как с внутрипсихическим миром ребенка, так и с межперсональным, т.е. с его окружением.

Когда понимаешь что ты делаешь и для чего, не имеют особого значения методы. Я, например, сторонница психодинамического подхода, некоторые мои коллеги используют методы гешьтальт-терапии, в работе с детьми обязательно используем игровую терапию, арт-терапию, песочную, сказкотерапию. Главное - понимать, что и зачем делаешь.

Данная тема актуальна.

В последнее время в основном наука и практика психологии пополняются новыми методиками исследования, диагностики, терапии...

Что касается новых теорий и открытий в области психологии, то, возможно, они скоро будут, и способствовать в этом будут новейшие инструментально-аппаратные методы исследования, которые всё больше внедряются в современную психологическую науку и практику. В частности, компьютерные методики по созданию различных моделей человеческой психики: вначале исскуственного интеллекта, а теперь уже на подступе к моделированию человеческих эмоций (хотя,конечно, до реализации этой идеи ещё очень далеко...).

Мне думается, что с внедрением технических, компьютерных технологий в психологическую науку мы стоим на пороге новых открытий в психологии...

Новый метод берет начало из старого, плюс какое-нибудь присоединенное уже известное.

Например: арт терапия = психоанализ +рисунок,
телесно ориентированная терапия = работа через тело + психоанализ,
лечение аутичных детей с помощью общения их с дельфинами = телесная терапия + дельфины...

Я люблю использовать в гештальт методе знания соционики. Многие считают, что это не наука, но мне она дает возможность быстро диагностировать ситуацию взаимоотношений в семье и уже легче и быстрее проводить работу с клиентами. Зная психотип человека (это генетическая заданность), можно увидеть нарушения в его личности и проблемы связанные с ними.

Многие люди не принимают себя такими, какие они есть, и стараются переделать себя, перекроить - это неверный шаг по отношению к себе и заблуждение. Генотип переделать невозможно, его можно как-то дополнить чем-то, подкорректировать, но ни в коем случае не изменить. Это все равно, что из кактуса сделать подснежник. Как ни молись над ним - он никогда не будет подснежником, из другого материала создан.

Поэтому для меня сочетание этих двух направлений помогает в работе с клиентом, может клиенту принять себя и идти по жизни уже в соответствии со своей личностью, не предавая себя, тем самым не страдая и не ища больше себя в других.

Кризис метода психотерапии - это изобретение эклектических методов или модификация уже существующих.

Думаю, сейчас это и происходит. Создаются всё новые и новые модификации уже существующих направлений в психотерапии и психологии. В этом могут быть как положительные стороны, так и отрицательные.

Сейчас психология и психотерапия приобретают всё больше характер бизнеса. И очень часто люди забывают о том, что клиент - это человек страдающий, и важно в первую очередь ему помочь.

Все новое требует доказательств эффективности, но важно помнить и о людях, которые обращаются за помощью. Ведь по большому счёту многим абсолютно безразличен метод, главное - это результат, а результат зависит не только от технологии и метода, но и от личности специалиста.

Если говорить о психологии в целом, как о науке, то она, с одной стороны, еще в самом зарождении, так как сторонники разных направлений, школ и концессий еще даже не определились с единым понятийным аппаратом. Это побуждает спор на пустом месте и вовсе не способствует развитию науки. С другой стороны, она активно развивается, имея уже хорошую базу представлений и теорий.

Мне кажется, что будущее психологии - в физиолого-пихологических исследованиях, и крупные теории возьмут свое начало именно из этого подхода в исследованиях. Сами методы психологических исследований, которые широко применяются в психологии, до сих пор часто просто безосновательны. Важно понять, что ни один метод исследования не является в психологии самодостаточным, и его результаты требуют подтверждения как минимум двумя другими.

Когда человек рассматривается словно набор отдельных качеств и разделен на упрощенные категории, каждая из которых исследуется отдельно без учета остальных, это приводит к тому, что психолог за ними не видит главного - самого человека.

Основные мировые научные направления в последние годы становятся ближе друг к другу, и это радует. Уже сильно изменился Когнитивно-поведенческий подход, современный Психоанализ стал все больше похож на Гештальт подход, отходя от устаревших в обществе и человеке ортодоксальных понятий, которые были актуальны столетие назад.

Можно долго рассуждать об этом, но важно понять, что меняется и человек, и общество, в котором мы живем, а следовательно, наука о человеке меняется вместе с ним. На первый план выходят совершенно новые задачи, требующие нового рассмотрения и методов исследования.

Если же рассматривать техники, применяемые в работе с клиентами, то они непрерывно развиваются и дополняются новыми. Я и сама являюсь разработчиком новых подходов, как и другие мои коллеги. Говорить здесь о чем-то принципиально новом сложно, так как уследить за всеми течениями и находками просто невозможно. Именно поэтому тенденция к объединению и созданию ассоциаций психологов из разных направлений обогащает участников.

Я за Интеграцию, но не стихийное смешение теорий, мыслей и идей, а за разумный обмен действенными подходами в исследовании человека и общества, а также за использование ясных и четких понятий и определений.

"Нет предела совершенству". На мой взгляд, это высказывание подходит к таким понятиям, как вселенная, душа и тело человека.

Ведь сколько еще не знает человечество об устройстве мозга, например. Ученые до сих пор не могут объяснить некоторые феномены и факты мироздания.

То же самое относится и к науке о душе. Да, "старые" методы по-прежнему работают, появляются новые и лишь обогащают или трансформируют уже известные. Так и происходит развитие и психологии как науки в том числе.

"В психологии давно всё придумано и следует это развивать" - я с этим не согласна. Многие открытия в науке происходят случайно, при обнаружении ошибок, сбое и т. д. А ведь их заранее не придумаешь и не предугадаешь.

Развитие - оно всегда в условиях неопределённости. А, следовательно, не подходит под рамки "всё уже придумано".

Тема, несомненно, актуальна и интересна.

Психология как наука никогда не стояла на месте. Постоянно появляются всё новые школы, методы, направления и техники. Некоторые действительно работают и имеют как научное, так и практическое подкрепление. Другие не всегда могут похвастаться своей научностью и в основном подкрепляются и аргументируются лишь словами автора (или авторов).

В любом случае фундаментальная психология как наука меняется (непонятно, правда, в какую сторону), и никто не запрещает любому человеку с дипломом психолога (а может, и далеко не психолога) создать свою школу психологии и продвигать её как самую лучшую и эффективную.

И в этом, как мне кажется, главное уязвимое место науки - любой непосвящённый может влезть и внести изменения для своей коммерческой выгоды. Устала уже наблюдать объявления по типу "Психолог -экстрасенс поможет похудеть за час" или книги на полках психологии в книжном магазине с заголовком "Как стать стервой". Обидно за науку!

В вопросе совершенно не ясно, что названо словом "психология".

Можно говорить о психологии как науке, изучающей закономерности развития психики - и это одна история. Как наука психология имеет очень небольшую историю, начиная с лаборатории Вундта (1879 год), а область познания - бесконечна, более того, с развитием методологической базы для исследований будут развиваться и теории.

Сейчас ученые очень и очень мало знают, к примеру, о закономерностях сновидений , об интуиции, о бессознательных процессах, да и вообще мозг человека мало изучен - потому что мало способов посмотреть внутрь. С развитием всяких технологий развивается и наука. Сначала ученые видят некую реальность, фиксируют ее, а после пытаются установить закономерности, и, как следствие, возникают новые теории.

Можно назвать словом "психология" такую узкую часть науки как теории личности. Здесь действительно много "базовых" теорий - и большая часть последующих теорий либо опирается на предыдущие, либо дополняет их.

Однако очень важно помнить, что теория всегда остается только теорией - то есть некой картой, описывающей местность. Даже самая подробная карта не будет равна местности. Поэтому теорий много, ландшафт человеческой души тоже очень разнообразен.

Более того, душа человека тоже меняется - в связи с изменениями в человеческом обществе, и эти изменения также рождают потребность в новых теориях и новых описаниях реальности. Кроме этого, теории существуют не сами по себе, а тоже внутри общества, поэтому часто старые теории пересказываются и адаптируются к новому времени, к новому языку.

И третье, что может быть названо словом "психология" - это психология как практика, в узком смысле - психологическая помощь . Здесь еще раз отмечу, что человек "вписан" в общество и зависит от общественных изменений, поэтому с изменениями в обществе меняется и структура расстройств, их особенности, а, следовательно, и теории, их описывающие, и методы работы с ними.

Во времена Фрейда "истерическую дугу" часто наблюдали в клинике, сейчас это практически нигде не встречается, но много пациентов с анорексией. Раньше общество было наполнено одними нормами сексуальности, сейчас - совершенно другими.

Фрейд открыл возможность говорить о сексуальности - и это стало способом лечения и облегчением для пациентов, сейчас скорее наоборот - люди переполнены обрывочными сведениями, разговорами, диагнозами, и часто разговор о сексуальности происходит намного легче, чем разговор о других сферах жизни.

Если Перлзу приходилось "ломать" стереотипное поведение клиента, его слишком жесткое представление о себе и о мире, - и это Перлз использовал как способ лечения, то сейчас приходится скорее собирать клиентов из кусков, помогая создать целостное представление о себе и о мире.

Сказать, что ничего не меняется - это как пытаться остановить реку. Да, река остается рекой. Однако она течет. И где-то река течет быстрее, где-то тише, где-то глубже, где-то мельче, где-то полноводнее... Точно так же и "психология" - и как наука, и как теории о человеке, и как практика - меняется, наполняется, сужается, расширяется, - изменяется со временем. И это часть жизни.

В теме возникновения новых идей и теорий мне хочется порассуждать об источниках вдохновения для их авторов. Поскольку я не теоретик, а практик, то и говорить буду о практике консультирования и психотерапии.

И первая мысль, пришедшая мне в голову - так или иначе новаторством мы, консультирующие психологи, занимаемся каждый день. Потому что даже стойкая приверженность какой-либо школе консультирования / терапии не отменяет индивидуального подхода к каждому новому клиенту и его индивидуальной ситуации. Любая техника, методика, программа тренинга может - и, я уверена, должна - быть изменена под актуальную потребность клиента, под его запрос или ситуацию.

Но определенные потребности и запросы могут возникнуть не только у отдельных клиентов, но и у большой части нашей целевой аудитории. И тогда может возникнуть новый мастер-класс, новый тренинг, новая техника и даже новая школа.

При всем лично моем противоречивом отношении к такому явлению как, например, "православная психология", надо признать, что ее появление было ответом на актуальную потребность значительной части наших потенциальных клиентов объяснить духовные вещи с точки зрения психологии и наоборот, а также быть уверенным, что консультант не будет подвергать сомнению их жизненные ценности.

И другая мысль - подумалось, что многим новым методам, техникам, разработкам практических направлений в консультировании мы обязаны зачастую такой совсем приземленной вещи, как необходимость продвижения своих услуг на рынке.

Вот и возникают "трансёрфинг реальности", "системно-векторная психология", "мандалотерапия", "гимнастика славянских чаровниц"; плодятся "специалисты по улучшению качества жизни" и "межличностным отношениям". Чрезвычайно модный нынче коучинг я бы тоже отнесла сюда.

Иногда это действительно грамотная "отстройка" от коллег и остроумный способ привлечь внимание целевой аудитории, зачастую все еще пугающейся слов "психолог ", "психотерапия" и не отличающей психологов от психиатров.

Но иногда, увы, способы привлечения клиентов бывают весьма сомнительны с точки зрения этических норм, а временами и вовсе ничем не отличаются от сект.

Не снимая личной ответственности за деятельность такого рода "коллег", вынуждена признать, что проблема эта системная. До тех пор, пока в рубрикаторе видов деятельности для предпринимателей психологическое консультирование и проведение тренингов будет через запятую стоять с деятельностью магов, экстрасенсов и целителей, ничего существенным образом не изменится.

И дело, конечно же, не в рубрикаторе, а в том, что он вполне отражает общественное отношение к психологическому консультированию, которое Ролло Мэй и другие психологи гуманистических направлений называл "искусством".

Поэтому, резюмировав свои рассуждения, не изобрету ничего нового: творить приходится каждый день, и единственными границами этого творчества могут и должны быть этические стандарты отношения к клиентам.

Могу, ссылаясь на собственный опыт обучения классической и современной психологии, говорить, что дело не в том, хороши или плохи различные направления. Важнее, насколько они соответствуют, подходами и инструментами. Насколько могут помочь разрешить полученные человеком проблемы. Насколько ответствуют особенностям индивидуального развития, истории жизни, того или иного человека.

Большое значение в совместной работе я оставляю областям, в которых ранее человеку было слишком трудно думать и чувствовать. Также важно, насколько пара, вы и другой человек, могут работать вместе. Чтобы прийти к восстановлению, к исцелению, к освобождению от старых разрушающих программ.

Полезно познакомиться с разными подходами. Практиковать в них какое-то время. Чтобы понимать, какой ваш. Стать сильным в теоретической, и в практической подготовке. Конечно, хорошо сохранить любознательность, оставаясь открытыми всему новому в понимании природы человека.

Одно из новых, интересных направлений, например, психонейроиммунология.

Сейчас идет активная интеграция сразу многих направлений. Обучение доступно, в том числе и дистанционно, были бы средства. Получается, что почти каждый психолог в своей работе уже работает по новому созданному им направлению, только вслух не озвученному и не запатентованному.

Мое мнение, что работа должна идти под запрос клиента и с его возможностями. Если психолог чувствует комфорт там, где он работает с человеком, и уверенность в том, что он может помочь, а также ощущает границы возможности, то этого достаточно. Лишь бы во благо.



Поделиться