Крест с луной на церкви. Полумесяц в основании православного креста

Нам кажется, что мы знаем об истории нашей страны достаточно много, аж еще со времен основания Руси в IX веке. Однако это не так. Не то, что бы древняя история, которая является выдумкой довольно позднего времени, а даже история пятисотлетней давности нам совсем неизвестна. Многочисленные факты противоречат той картине прошлого, которую нам навязывают со школьных учебников. Взять хотя бы факты наличия в нашей культуре традиционно восточных, нерусских и даже - боже упаси - исламских элементов, особенно там, где их быть никак не может. Это - совсем другая история, другая Русь.

Полумесяцы на куполах православных храмов

На многих православных церквях на куполах помещен не просто крест, а крест с полумесяцем. Кажется странным, что символ другой веры венчает верх христианских храмов. Какие же объяснения этому даются?

Оказывается, что интерпретаций полумесяцу, помещенному под крестом много. Наиболее распространенные из них заключаются в том, что полумесяц это:
- купель, в которой крестилась Церковь;
- люлька Вифлеемская, в которой находился младенец Христос;
- чаша Евхаристическая, в которой находится тело Христово;
- чаша Грааля, в которую стекала кровь распятого Христа;
- церковный корабль, ведомый кормщиком Христом;
- образуемый вместе с крестом якорь, удерживающий корабль-храм в Царстве Небесном;
- якорь надежды, крестный дар Христа;
- древний змий, враг Божий, попираемый Крестом и ногами Христа;
- время, над которым возвышается Крест - символ вечности;
- поверженный ислам, память военной победы христиан над мусульманами.

Что мы здесь видим? Во-первых, то, что однозначного ответа, чем же является полумесяц под крестом, нет. Во-вторых, они неправдоподобны. Очевидно, что все эти люльки и купели вместе с якорями являются поэтическим отображением самого факта, красивой лирикой, воспевающей Божественное. Жизнь всегда проще, и появление стойкой символики всегда более прозаично.

Что же касается остального, то не может полумесяц изображать ни попираемых христианством врагов, ни, тем более, собственно сам полумесяц - символ ислама. Считается, что он якобы появился на православных куполах после покорения Иваном Грозным Казани. Однако невозможно представить, чтобы главные символы врага возносили на самый верх, пусть даже и с такой интерпретацией. Могла ли оказаться, например, фашистская свастика среди государственных символов Советского Союза, пускай и расположенная под звездой? Конечно же, нет! Даже изображение, не имеющее отношение к этой свастике и лишь отдаленно напоминающее ее, третируется властями, так как вызывает ассоциации с фашизмом.

В-третьих, большая часть вышеприведенных объяснений православного полумесяца дается самой Православной Церковью. И само их количество говорит о том, что ей, кому этот вопрос должен быть понятен лучше, чем кому-либо, ничего, на самом деле, неизвестно. Так откуда же взялся полумесяц?

Полумесяц на вершине главного христианского собора страны - храма Христа Спасителя в Москве.

Заметим, что речь идет только о православных храмах. На католических и протестантских церквях полумесяц ни в каком виде не помещается (поэтому все эти люльки явно надуманы). И это многое объясняет.

Хорошо известно, что православие по ряду своих аспектов ближе к мусульманству, чем к остальному христианству. Об этом даже свидетельствует сходство названий - православие и правоверие, - свойственное только этим религиям. Еще больше эта близость заметна у староверов, то есть древнее православие имело много общих черт с исламом. Это может говорить о том, что раньше, причем не так давно, это была единая религия. Возможно, что ее главным символом был полумесяц со звездой или солнцем. Позже, при расколе, религиозная символика претерпела изменения: у мусульман остался полумесяц, а у православных полумесяц с крестом. Ведь известно, что крест является также и упрощенным символом солнца.

Нечто похожее мы можем встретить в исторических источниках. В них упоминается, что полумесяц являлся символом, принятым в христианском Константинополе. Турки, захватив его в XV веке, переняли у византийцев этот знак, якобы добавив к нему звезду. Другие источники говорят, что полумесяц со звездой уже был символом древнего Византия. Ясно, что здесь какая-то хронологическая путаница, но, при этом, понятно, что полумесяц не является сугубо мусульманским знаком, а изначально существовал в Константинополе.

Но могли ли мусульмане-турки, победив в войне христиан-греков, перенять у них знак полумесяца? Вряд ли победители не имели собственной религиозной символики, да к тому же не придумали ничего лучше, как взять ее у побежденных. Скорее всего, мусульмане и православные не сильно тогда отличались и имели общий религиозный символ, включающий в себя изображение полумесяца. Эта форма правоверного христианства вместе с полумесяцем была тогда и на Руси.

Гербы ряда городов Российской империи включали в себя не только полумесяц, но и полумесяц с крестом, к тому же расположенных точно так же, как и на куполах церквей. Из чего понятно, что крест, охваченный снизу полумесяцем, представлял собой цельный и распространенный символ. Многие гербы остались таковыми и поныне.

Примеры гербов, содержащих изображение креста и полумесяца. Слева направо: герб Конотопа, герб Белозерска и герб Зенькова.

Продолжение следует...

– главный символ в христианстве, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. На нашей груди всегда висит крест, крестом мы осеняем себя во время молитвы, изображения крестов есть на церковной утвари, облачениях священнослужителей, иконах… И, конечно, мы не можем представить себе храм без креста на его куполе.

Повсеместный обычай носить крест у христиан появился после того, как святая царица Елена в IV веке вместе со своим сыном императором Константином (он-то и прекратил гонения на христиан) организовали экспедицию по поискам Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос . Приблизительно с этого же времени появилась традиция украшать крышу храма крестом как символом христианской веры, устремленным в небо.


Ранее мы писали о том, что значат и на нательном православном кресте. Сегодня же расскажем какие бывают кресты на куполах храма.

Стоит сразу сказать, что крест ставится на верх храма по особым правилам.

Помните, на какую сторону света ориентирован алтарь в храме? На восток. Так вот, крест на куполе всегда возводится так, что если встать лицом к кресту, за ним окажется восток , слева - север , справа - юг , а сзади - запад .

На куполах чаще всего ставятся четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные кресты. Крест может быть как «чистым», без каких-либо изображений, так и с дополнительными элементами-символами.

Полумесяц (цата). Под крестом мы можем увидеть полумесяц. Некоторые ошибочно трактуют этот символ как «победа над мусульманским миром». Также можно услышать, что подобные кресты с полумесяцем ставятся в тех городах, где, кроме православного храма, есть мечеть. Это, конечно, заблуждение. На самом деле, этот символ встречается еще со времен постройки древних храмов. Такой крест своим изображением напоминает якорь – символ надежды христиан на Спасение. Также полумесяц внизу креста похож на евхаристическую чашу.


Лилия. На концах перекладин креста встречаются трехлепестковые цветки лилии. Такое изображение называется крин и считается символом Святой Троицы . Три лепестка - триединство Бога.


Виноград. Часто на крестах также можно увидеть виноградные лозы. Лоза с ягодами – евангельский символ Христа , единого источника жизни для человека, которую Господь дарит нам через Причастие . «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1).


Процветшие побеги. Крест, из основания которого растут побеги, называют «процветшим» . Такой растительный орнамент является символом древа жизни, возрождения, Райского Сада.


Капли крови. На купольных крестах бывают цепи с бусинами, которые в народе называют «слезками» . Такие бусины символизируют капли крови, пролитой Господом Иисусом Христом на Кресте.


Голубь на купольных крестах – символ Святого Духа .


Корона. На некоторых наглавных крестах на вершине можно увидеть корону. Такой символ, с одной стороны, указывает на Небесного Царя , а, с другой, говорит о том, что храм был построен по указу и на пожертвования правящего российского императора.


Звезды на кресте напоминают нам о Вифлеемской Звезде , которая привела волхвов к рожденному Спасителю . А солнце в центре креста символизирует Свет Жизни.


Ангелы и херувимы . Любопытно, но у храмов, как и у людей, есть свои Ангелы-Хранители . Их изображения можно встретить на крестах, а также в виде статуй и барельефов.



Ангел на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

С детства я привык думать, что крест придумали христиане, что это символ того креста, на котором распяли христианского бога Иисуса Христа.

Так мне объясняла моя бабушка Анна Григорьевна Галанина, так считали все мои земляки. Знаю, что так считает большинство жителей России сегодня.

Совсем недавно, может быть лет пять или шесть назад, я начал в этом сомневаться.

А когда увлекся историей России по-настоящему, то убедился, что это заблуждение.
Крест как религиозный символ значительно древнее христианства, и христиане приняли этот символ вынужденно, так как не могли искоренить его в сообществах так называемых язычников, которых они обращали в «истинную веру».

Язычники, став христианами, ни за что не хотели расставаться с древним символом – крестом.

Вот тогда-то и появилась у христианских миссионеров мысль не отвергать крест, а принять его, но наполнить совсем иным содержанием, а именно сделать символом того самого креста, на котором казнили бога человека.

Для этого, правда, пришлось немного изменить его форму, сделав крест неравносторонним. Позднее к одной перекладине добавили еще одну короткую в верхней части – там, где у Христа должна была находиться голова, добавили и еще одну перекладину внизу – там, где у Христа должны были находиться ступни ног. Так получился восьмиконечный крест, который мы видим у православных христиан. У католического и протестанского креста перекладина одна, их крест четырехконечный.

Однако как можно расценить факт почитания верующими орудия смерти Христа? Ведь крест (если взять церковную точку зрения, что Божий Сын был распят именно на кресте) является ничем иным, как оружием, которым убили Иисуса.

Следовательно, христиане возносят славу этому орудию пытки и смерти! Мало того, люди, считающие себя «христианами», покрывают это оружие золотом, украшают его цветами, вешают на стены своих домов и себе на шею, целуют его и молятся с его помощью.

Не является ли подобное отношение к орудию убийства полнейшей нелепостью и признаком отсутствия элементарного здравомыслия?

В древности было много иных орудий пыток и видов оружия для убийства и наказания преступников. Для этого использовались, например, кинжалы, копья, повешение на виселице, отрубание головы топором или забивание до смерти плетью. Так, Библия сообщает, что Иакова – брата Иоанна – «убили мечом » (Деян.12:2).

Подумаем на тем, что стали бы делать «христиане», если бы Иисуса казнили каким-то подобным способом, а не распятием.

Приходиться делать вывод, что в таком случае символом «христианства» вполне могла стать виселица, плётка или топор! И как итог – «христиане» молились бы этим предметам, ставили бы их на крыши своих церквей, покрывали золотом и учили бы свято почитать их, как символ человеческого «спасения». Можно ли себе такое представить?

Неудивительно, что подобное считалось недопустимым первыми христианами, которым и в голову не приходило делать из орудия смерти Христа почитаемую святыню!

Как признаёт в своей книге Зенон Косидовский, «крест долго ещё оставался в их восприятии воплощением чудовищного унижения и смерти. Им трудно было привыкнуть к нему как к символу спасения и новой жизни, поскольку в повседневной действительности он был им знаком как жуткое орудие пытки, как символ смерти, а не торжества.

Об этом свидетельствуют, в частности, фрески в римских катакомбах. Там изображены как символы Иисуса добрый пастырь, жертвенный агнец (в соответствии с пророчеством Исаии 3:7 и Иеремии 11:19), чаще всего – таинственный знак рыбы, креста же нет нигде »
(Сказания евангелистов. М., 1977. С.215).

Согласно книге «У истоков христианской церкви », у христиан крест не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими.

В этой связи Минуций Феликс писал: „что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты »
(Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., Наука, 1967. С. 83).

«Даже крест не служил в качестве украшения церкви… Старейшим символом Христа была рыба (II столетие); на древнейших пещерных могилах он изображается как добрый пастырь.

Первые христиане не почитали крест, как символ добродетели, а скорее рассматривали его, как «проклятое дерево», как орудие смерти и позора. Апостолы не почитали крест и не говорили о кресте, который нужно подвесить на цепочку и носить на шее или в руке, как амулет или брелок.

В Римской империи казнь на кресте считалась позорной, поэтому первые христиане крест ненавидели ».
(Инна Смирнова. Тайная история креста. Москва: «Эксмо», 2007. С.47).

Фото 1. Войско язычников. На знаменах изображен равносторонний четырехконечный крест – символ Солнца. Это крест животворящий.

Фото 2. Церковь в селе Семеновское Ярославской области. На куполах установлен восьмиконечный православный крест.

Общеизвестно, что равносторонний крест — это символ солнца. Такой крест встречается на буддийских храмах и вообще широко представлен в Китае, Японии, Индии, Непале, Тибете. Крест на языческом храме можно видеть на римской монете 311 г.; кресты встречаются и на изображениях языческого божества Митры. Начертание креста было обнаружено в свое время и на древних монументах в доколумбовой Америке.

Культ креста был у индейцев Северной Америки: они ассоциировали крест с солнцем; одно индейское племя с незапамятных времен называло себя крестопоклонниками. Крест носили и славяне-язычники, так, у сербов в свое время различался христианский крест («часни крст») и крест языческий («пагански крст»).

Восьмиконечный крест венчает маковки большинства православных церквей, это видели все.

Фото 3. Восьмиконечный православный крест.

Но маковки некоторых русских церквей украшает крест с полумесяцем в основании или, говоря точнее, крест, в основании которого помещен полумесяц.

Каково происхождение такого креста, что обозначает такой крест, с какой христианской или дохристианской традицией он связан? Православная церковь вразумительного ответа на эти вопросы не дает.

Фото 4. Восьмиконечный православный крест с полумесяцем в основании.

Фото 5. Древний равносторонний крест с полумесяцем на кельтском захоронении. Время захоронения не менее 2,5 тысяч лет назад.

Фото 6. Древний крест в Армении.

Фото 7. Сложный равносторонний крест – символ связи этого и потустороннего мира мира. Распространен у сторонников религии бон и у буддистов Тибета и Монголии.

Фото 7а. Древнеегипетский символ Мироздания, сотоящий из трех переплетенных треугольников, черного и белого, вписанных в круг. В центре находится крест, который означает вечное начало жизни. В наше время шестиугольная звезда используется в иудаизме, а весь символ – у масонов.

Вопрос о происхождении креста с серпом в основании волновал еще Максима Грека,. который называл серпик в основании креста «аки месяц млад ».

Уместен и еще один вопрос: является ли крест с полумесяцем в основании чисто русским явлением? Обычно считают, что такого рода кресты появились после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством.

Но крест с полумесяцем на куполе мы видим на владимирском Дмитриевском соборе, построенном задолго до появления татаро-монгол на Руси, а именно в 1194-1197 гг. Этот крест сохраняет свою первоначальную форму. Такие же кресты имеются и на других древнейших и современных православных храмах.

Такие кресты встречаются на изображениях церквей на миниатюрах и клеймах икон.

Так, например, мы встречаем его на миниатюрах Служебника Антония Римлянина начала XIV в., Федоровского евангелия 1321-1327 гг., Симоновской псалтыри второй четверти XIV в., хроники Георгия Амартола середины XIV в., Сильвестровского сборника XIV в., Псалтыри 1424 г. Кирилло-Белозерского монастыря, Лествицы конца XV в., на клеймах киевской иконы Николы Зарайского начала XIV в., новгородской иконы Николы с житием из церкви Бориса и Глеба ХIV-XV в. и на иконе Николы Можайского из Троице-Сергиева монастыря начала XV в.

Отметим еще аналогичную конфигурацию креста на посохе апостола Петра, изображение которого представлено на Великом Сионе XII в. из новгородского Софийского собора, а также на посохе Иоанна Предтечи на миниатюре Симоновской псалтыри XIV в.

Фото 8. Четырехконечный крест с серпом в основании.

Фото 9. Четырехконечные кресты с полумесяцем на куполах православного храма.

Фото 10. Кресты с полумесяцем на куполах храма в г. Загорске.

Фото 11. Кресты с полумесяцем на куполах православного храма в окресностях города Холмогоры в Архангельской области.

Крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах. Другой распространенной формой русского купольного креста является так называемый восьмиконечный крест, т. е. крест, максимально приближенный к изображению Распятия (с верхней перекладиной, символически представляющей таблицу с надписью над головой Христа, и косой нижней перекладиной, обозначающей подножие ).

Обе формы имеют канонический характер, но при этом купольный крест с полумесяцем является более старой, а восьмиконечный крест — относительно более новой формой. Восьмиконечный крест на куполе Успенской церкви в Московском Кремле, поставленный непосредственно перед Стоглавым собором (в 1550 г.), представлял собой новое для того времени явление.

При этом отмечалось, что ранее кресты ставились «по древнему закону ». Вполне вероятно, что при этом имелись в виду кресты с полумесяцем в основании.Постановив впредь ставить на церквах восьмиконечные кресты, Стоглавый собор не вынес решения о замене старых крестов, поставленных «по древнему закону ». Кресты с полумесяцем продолжали существовать и после собора, но положение изменилось после раскола русской церкви в середине XVII в. Известно, что старообрядцы могли признавать лишь восьмиконечный крест, отказываясь почитать крест четырехконечный.

Отсюда восьмиконечный крест стал восприниматься как типичный старообрядческий.

Фото 12. Литовский крест с полумесяцем.

Кресты такой формы распространены и в Литве, где они встречаются на придорожных, памятных и поклонных местах.

Великое княжество Литовское образовалось в результате присоединения к исторической (этнической) территории Литвы восточнославянских земель, на которых проживали православные христиане, а литовцы. вплоть до XIV в. были язычниками.

Следовательно, первыми христианскими храмами на территории Литовского государства были православные церкви. После официального крещения Литвы в конце XIV в. и принятия ею католичества в 1385 г. православие здесь вытесняется католичеством.

Однако следы древнейшего православного влияния обнаруживаются в форме некоторых литовских крестов. Таким образом, русские и литовские кресты с полумесяцем могут иметь общее происхождение.

Фото 13. Крест с полумесяцем и свастикой на куполе одного из храмов в Ярославской области.

Солярная символика представлена в разновидности равностороннего креста свастике. Свастика — это типичный солярный знак, где круговое движение солнца передается крючками на концах креста, направленными вправо - «по ходу Солнца ». Свастика собственно и именуется «крюковидный крест ».

В качестве солярного символа свастика широко распространена в самых разных культурных традициях. Она встречается у славян, например, в народной вышивке, выжженной на избе в Татрах. Крест и полумесяц в так называемых языческих религиях символизируют солнце и луну.В христианской религии смысл символа крест выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу. Христос в христианских текстах называется «Солнцем правды » или «Солнцем праведным », а Богородица ассоциирует с образом «жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд ».

На виленской иконе Остробрамской Божьей Матери изображение Богоматери сочетается с полумесяцем, на котором как бы стоит Богоматерь. В западной традиции Богоматерь считается царицей небесной.

Христос предстает как солнце, заходящее под землю и восходящее из-под земли, а Богородица — как луна, его родившая. Таким образом, сочетание креста и полумесяца взято из языческой солярно-лунной символики, но наполнено иным смыслом и символизирует соединение Христа и Богородицы, а поскольку Христос ассоциируется с солнцем, а Богородица с луной, это сочетание и в христианстве оказалось весьма устойчивым.

Фото 13а. Изображение крестов на кувшине. Европа до принятия христианства.

Фото 13б. Равносторонний крест в королевской символике в Западной европе.

Фото 13в. Так называемый якорный крест. По всей вероятности это не изображение якоря, а соединение древнеегипетского креста с полумесяцем. Символ мужского (крест) и женского (полумесяц) начал.

Фото 13г. Крест-свастика на немецкой каске времен второй мировой войны. Гитлеровцы считали его арийским знаком и присвоили его, не зная, что этот знак использовали не только в Тибете, но также гунны, монголы и славяне. Ныне он является государственным символом в Монголии.

Фото 14. Изображение Богоматери Христа.

Сочетание звезды и полумесяца широко распространено на Востоке. Это сочетание было некогда государственной эмблемой сасанидского Ирана, затем стало символом ислама. Разносторонний крест с полумесяцем у христиан и звезда с полумесяцем в исламе обнаруживают разительный параллелизм, так как Солнце является звездой.

Во время Крымской войны (1853-1856) в турецкой армии был казачий отряд (старообрядцев-казаков), успешно сражавшийся с русскими войсками. Султан Абдул-Меджид вручил казакам знамя с изображением креста и полумесяца — как символ, объединяющий мусульман и православных.

Равносторонний крест, вписанный в круг, был распространенным символом у кельтов более четырех тысяч лет назад. Но такого рода кресты встречаются не только у кельтов, они были и на Руси до принятия христианства.

Согласно Павлину Ноланскому († 431), круг около креста обозначает небесную сферу. Купольные кресты на русских храмах нередко объединены с солнечными лучами, расходящимися от средокрестия. Хождение посолонь (по солнцу) во время крестного хода, на котором настаивали в свое время противники патриарха Никона, может пониматься как своеобразное изображение креста – свастики.

Фото 15. Сложный крест вписанный в круг. Здесь восьмиугольный православный крест изображен на равностороннем языческом четырехугольном кресте вписанном в круг. Малые кружки, насаженные на круг, надо полагать, символизирют планеты и звезды, которые находятся на разных уровнях небесной сферы.

Христианская церковь вначале не принимала культ Солнца и боролась с ним как с проявлением языческих верований. Так, в середине V в. папа Лев I (Великий) с осуждением отмечал, что римляне, входящие в базилику св. Петра, поворачивались на восток для приветствия восходящего солнца, оказываясь при этом спиной к престолу.

Говоря о том, что язычники поклоняются солнцу, папа указывает, что так же поступают и некоторые христиане, которые «воображают, что ведут себя благочестивым образом, когда, прежде чем войти в базилику св. апостола Петра, посвященную единому Богу живому и истинному, поднявшись на ступеньки, ведущие на верхнюю площадку [в атриум], поворачиваются всем телом, обращаясь к восходящему солнцу, и, согнув шею, кланяются, дабы почтить сияющее светило ».Увещевание папы не достигло своей цели, и люди продолжали при входе в базилику оборачиваться к дверям храма, поэтому в 1300 г. Джотто было поручено изготовить на восточной стене базилики мозаику с изображением Христа, св. Петра и других апостолов с тем, чтобы именно к ним была обращена молитва верующих.

Как видим, традиция поклонения солнцу оказывалась необычайно устойчивой и через тысячу лет. Церкви ничего не оставалось, как приспособить солярно-лунную языческую символику и приспособить ее к мифам христианства.

Фото 16. Казнь на кресте.

Но даже спустя 5 веков после рождения Христа христианский проповедник Евсевий Александрийский (ок. 500 г.) писал: «Горе тем, кто поклоняется солнцу, луне и звездам. Я знаю многих, кто поклоняются солнцу и молятся ему, говоря „ Помилуй нас", и так поступают не только солнцепоклонники и еретики, но также и христиане, отступая от веры, смешиваются с еретиками ».

В древнерусском «Поучении отца духовного к детям духовным » осуждается тот, «кто… кланяется солнцу, или луне, или звездам, или иному чему, то есть поганой закон ».

В «Сказании о порядке освящения храмов » (1481 г.) содержится протест против тех, кто отождествляет Христа с солнцем и молится солнцу, луне и звездам, кто придает особое значение движению посолонь: «Проклинаю иже Христа глаголющих быти солнца и молящихся солнцу, и луне, и звездам и всяко тем яко богом внимающих и светлейшая боги нарицающих и иже не к востоку точию истинному Богу молящихся, но солнечному двизанию внимающих ».

Однако тщетны были потуги отцов церкви христовой побороть поклонение солнцу как богу небесному. До нас дошло дело о старообрядце Василии Желтовском (1680-е гг.), который не ходил в никонианскую (новообрядческую) церковь, говоря: «Бог наш на небеси, а на земле Бога нет », и «крестился, смотря на солнце ».

Фото 17. Четырехконечный усложненный крест с полумесяцем на православном храме в г. Владимире. На трех концах расположены кружки, в которые вписаны четырехконечные кресты с полумесяцем.

На востоке, согласно библии, бог насадил рай. Запад предстает, таким образом, как область сатаны, а восток — как область Христа.

Этому следует обряд в православном крещении, священник обращает крестящего сначала на западъ и говорит: „Отрицаеши ли ся сатаны…? "». После этого обращаетъ его к востоку и говорит ему: „Сочетаваеши ли ся Христу? "».Каппадокийский христианин аскет Элпидий, например, никогда не поворачивался на Запад и не смотрел на солнце после шестого часа, когда оно начинало клониться к закату.Хазары, убежденные христианской проповедью, под страхом смерти запрещали кланяться на запад. Иосиф Волоцкий в начале XVI в. упоминал о том, что некоторые не поклоняются иконам и церквам, находящимся на западе.Вообще обращение на восток аналогично обращению к небу, и тем самым противопоставление востока и запада соответствует противопоставлению неба и преисподней.

Удивительно, но это действительно так. Все страшные беды в Россию приходили и приходят с Запада. Вот и сейчас, как только начали россияне «молиться » на запад и преклоняться перед всем западным, так сразу запахло на Руси погибелью.

Спасает же Россию всегда Восток: с востока пришла в XIII веке сила, которая помогла остановить натиск тевтонов и предотвратила онемечивание Руси, с востока в начале XVII века пришла сила, освободившая Москву от продажных московских бояр и поляков, с востока пришли войска, которые в декабре 1941 года остановили фашистов под Москвой.

И сегодня нефтью и газом с востока спасает Россия свою экономику от полного краха и богатеет (некоторые из россиян ), как когда-то богатела она (тоже некоторые из россиян) мехами с востока. Есть о чем задуматься россиянам… Спасение следует искать и сегодня не на западе, а на востоке, ибо "горит Восток зарею новой ".

При распространении христианства — в самые разные исторические периоды и в разные этносы — церковь определенно и целенаправленно приспосабливалась к язычеству, в частности, к языческим празднествам и к языческим обрядам. Она сознательно приспосабливалась к уже существующим формам, стремясь придать им новый смысл, переосмыслить их в новом христианском ключе, стремясь приспособить их к новым верованиям.

Символика, используемая в христианстве, часто гораздо древнее христианства, в искаженном новыми верованиями виде эта символика дошла до наших дней.По словам современного историка церкви, «христианство восприняло и сделало своими многие „ формы" языческой религии… потому…, что весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все „ формы" в этом мире не заменить новыми, а наполнить новым содержанием.

Крещение водою, религиозная трапеза, помазание маслом — все эти обычаи пришли из очень далекого прошлого. Язычники праздновали 25 декабря рождение Непобедимого Солнца, христиане к этому дню приурочили празднование Рождества Христова, научившего людей „поклоняться Солнцу Правды, его познавать с высоты востока ", у язычников 6 января был праздник „богоявление ", и эта же дата стала датой и христианского Богоявления. Христианские храмы, например, ставились, как правило, на месте языческих капищ.

Первоначально языческие храмы обычно предварительно подвергались разрушению, но начиная с V в. начинается процесс превращения их в христианские церкви без разрушения, причем в ряде случаев усматривается прямая связь между христианским и языческим посвящением храма. И точно так же, наконец, христианские святые оказываются заместителями языческих богов, впитывая в себя, соответственно, те или иные черты языческого происхождения.

Соответственно, целый ряд обрядов и целый ряд моментов культового поведения обнаруживает несомненное языческое происхождение, например, обычай носить нательный крест, заменивший языческие наузы, культовая роль яиц и куличей в пасху (у язычников так поклонялись фаллосу), а также восковых свечей и почитание сакральных изображений – икон.

Первоначально в христианстве было течение иконоборцев, которые пытались искоренить этот языческий обычай. Но не тут-то было! Пришлось смириться церкви и с почитанием икон. Таким же образом объясняется и сочетание креста и полумесяца, которое приобрело в христианском культе принципиально новое содержание.

Фото 18. Древнеегипетский крест crux ansata, символизирующий фаллос.

Эдвард Карпентер (Edward Carpenter , op . cit ., p .183) писал: «Хорошо известный Т-образный крест использовался в языческих странах как изображение мужского члена. В разных культурах крест имел самые различные значения. Иногда он символизирует фаллос, а иногда планету Венера ».

А в книге «Краткая история фаллических культов » мы находим такое заключение: «Кресты различной формы повсюду встречаются на египетских монументах и гробницах. Многие специалисты считают их символами либо фаллоса (изображения мужского полового органа), либо совокупления ».

В египетских гробницах crux ansata соседствует с фаллосом (Cutner H. A., Short History of Sex-Worship , Лондон, 1940, стр.16,17). В виду подобных фактов, а также того, что «христиане » столь привычно почитают этот символ, вовсе не кажется удивительным критическое отношение к ним со стороны других верующих людей.

Так, например, индолог Свами Шанкарананда сослался на то, что крест — фаллический языческий символ, а значит, заключает он, «христиане… участвуют в фаллическом культе » (Sankarananda S. The Rigvedic Culture of the Pre-Historic Indus).

Фото 19. Перевернутый крест – символ сатаны.

Настораживающим является известный факт использования креста в качестве одного из основных символов в культах поклонников Сатаны. Пожалуй, наиболее известным здесь является перевёрнутый крест. Согласно одной из трактовок, поднятый верху нижний конец такого креста символизирует превосходство Сатаны над тремя лицами Троицы.

Древние славяне верили в Белобога и Чернобога как в две ипостаси бога единого. Христиане же исключили из сонма божеских ипостасей Чернобога, но Белобога они представили в виде святой троицы – бог отец, бог сын и бог святой дух. Чернобог в христианстве превратился в Дьявола.

Однако все, что происходит в этом мире, имеет два оттенка: белое и черное, добро и зло, хорошее и плохое, жизнь и смерть, мужчина и женщина, притяжение и отталкивание, любовь и ненависть и т.д. И мир есть равновесие противоположностей. Как только одна противоположность где-то начинает преобладать над другой, так сразу случается в том месте и в то время беда. В этой истине убеждаемся мы постоянно, эта истина составляет суть диалектики.

Фото 20. Автор на жертвенном камне. Этот камень я нашел в 2007 г. в 50 метрах от того места, на котором еще в 1955 году находилась православная церковь Рождества Христова в селе Всехсвятское на севере Ярославской области.

В этой статье я не претендую на истину в последней инстанции. Но мне хотелось обратить внимание читателей на часто встречающиеся факты, связанные с христианской символикой, и заставить задуматься над ними.

Далекое прошлое пришло к нам в виде вполне привычных вещей, которые несут немалую информацию о тех людях, которые жили за тысячи лет до нас.

В древней символике отражены представления древних о Мире и месте в нем Человека, и надо признаться в том, что эти представления не были примитивными.

Просто древние при постижении Мира больше нас пользовались символами и аллегориями, их мышление было более образным, чем наше. Образы богов и всевозможных духов заменяли им понятия, которыми пользуемся мы. В общем, здесь есть над чем задуматься …

Христианская религия не возникла на пустом месте, она вобрала в себя многие верования, существовавшие задолго до рождения Христа. Многие культы и обряды пришли в христианство из религии бон, из буддизма, из митраизма, из ведических верований, из древнерусской религии, которую называют язычеством. Но больше всего христианство переняло у солнцепоклонников.

Митра – персидский бог Солнца. Согласно преданиям, он был сыном непорочно зачавшей небесной девы и родился 25 декабря в пещере. У него было 12 учеников. Он был убит, взяв на себя грехи своих последователей, воскрес и ему поклонялись как воплощению Бога. У митраистов было семь святых таинств, среди которых есть крещение и причастие, когда "причащающиеся вкушали божественную природу Митры в виде хлеба и вина ". Знак креста носили на лбу почитатели Митры.

Он получил религиозно-мистическое значение у галльских друидов (кельтов). В Древней Галлии изображение креста встречается на многих памятниках. Две статуэтки галльского бога с крестами на одежде хранятся в Лувре. Свастика изображена на маленьком галльском алтаре в музее Тулузы, а крест - на галльском алтаре четырёхугольного дома в Ниме.

Осирис – египетский бог Солнца. Родился 29 декабря от Девственницы, называемой "девой мира". У него было 12 учеников, один из них Тифон предал его, в результате чего он был убит, погребен, но затем воскрес после пребывания в аду в течение 3 дней. Его считали воплощением Божества, и он был третьим в египетской триаде богов.

Известно, что крест использовался в качестве священного символа в древних религиозных практиках Египта, Сирии, Индии и Китая. «Крест, называемый crux ansata [крукс ансата - крест с петлей или ушком наверху]… держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти, как представителей бога солнца, и назывался „знаком жизни“»
(« Colonel J. Garnier, The Worship of the Dead» , Лондон, 1904, стр.226). Другое название для анха — сrux ansata [т.е. «крест с петлей (с ушком)»], он служил эмблемой египетских богов и символом бессмертия».

Индейцы навахо носили на груди серебряные кресты, которые должны были защищать их от злых духов. Они верили, что с помощью креста, сложенного из веток так, чтобы его концы точно указывали на север, юг, восток и запад, можно исцелить любую болезнь, стоит только положить больного на этот крест.

Имеется коллекция крестов и в Бесплатной Ливерпульской библиотеке» (Абдулу Хамиду Кадри «Догматы христианства». Глава 3. Христианские доктрины. Крест).

Известный путешественник капитан Джеймс Кук был поражён обычаем туземцев Новой Зеландии ставить на могилах кресты. (Ю.Панасенко, А.Шмаро «Крест, титло». Наука и религия, 1992, №9).

А. В. Галанин 2009

В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки.

Село Николо-Архангельское. Николо-Архангельская церковь (XVIII в.)

Мы выражаем особую благодарность авторам книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста» Марине Анашкевич и Инвреру Шейдаеву за возможность оценить по истине небесную красоту, к которой в обычной жизни мы редко приглядываемся.

Основная часть этой коллекции собрана во времена Хрущевской «оттепели», а затем Брежневского «застоя». Первая выставка прошла в 1968 году, но была сразу закрыта. Только в 90-е годы коллекция получила признание и была показана не только в России, но и в Париже. Тридцать лет фотограф Инвер Шейдаев ездил по городам и весям тогда еще Советского союза и фотографировал кресты, венчающие главы русских церквей, кресты-наглавники. Что только ему не приходилось претерпевать в этих путешествиях. Однажды он даже каким-то чудом уговорил мужиков одного далекого села разобрать строительные леса, окружающие купол храма, чтобы сфотографировать крест.

А началось все в кабинете знаменитого Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984), где молодой фотограф показывал свои работы знаменитому архитектору-реставратору. Тогда Инвер был увлечен декоративными элементами храмов.

Однажды Петр Дмитриевич сказал: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Эти слова оказались пророческими. К Инверу потом с «заказами» крестов обращались не однажды. Он делал фотографии для восстанавливающихся храмов на Соловках, для храмов Тобольска и других городов.

Коллекция оказалась бесценной во времена, когда стали «собирать камни». Многие кресты восстанавливали по фотографиям из этой коллекции.

К сожалению, еще много разрушенных храмов, кресты которых фотографировал Инвер, стоят, заросшие лесами, обезглавленные. Петр Дмитриевич Барановский, повидавший на своем веку много храмов, лежащих в руинах, говорил: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он, как грудь матери - питает».

ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД

Крин - стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лили (крина) свидетельствуют о Единой в трех Лицах Святой Троице.

Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. (1525)

Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод символ Живого Христа. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1). Вологодские кузнецы особенно преуспели в мастерстве ковки виноградного орнамента на надглавных крестах. Крест церкви Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. И можно поразиться тому, как тонко передана мастерами символическая связь виноградной лозы и Святого Причастия. Этот наглавник имеет внизу полумесяц, символически изображающий Чашу.

Вологда. Церковь Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вологда. Софийский собор (1568-1570)

ГОЛУБЬ

Голубь, символ Святого Духа с незапамятных времен. «… и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь…» (Мф. 3: 16) Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.

Крест церкви жен Мироносиц Марфы и Марии в Новгороде (1510).

Если присмотреться, то можно увидеть в ажурном сердце этого креста, голубя с распростертыми крылами. Но такое изображение единственное, в основном голубки были литые и увенчивали крест. В древности голуби на кресте иногда еще и показывали, в какую сторону дует ветер, их называли ветрельниками.


Великий Новгород. Софийский собор. (1049-1050)

Этот крест и голубок на нем имеют свою легендарную историю. Существует пророчество, что Великий Новгород будет существовать, пока голубь находится на вершине креста Святой Софии. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, крест со Святой Софии был сброшен взрывной волной. Его вывезли за пределы России солдаты «Голубой дивизии» -- испанского подразделения немецкой армии. Вместо утраченной святыни на главном куполе Софии впоследствии был установлен крест-«двойник», подлинник же, хранился в Испании, в храмовой галерее Военно-инженерной академии под Мадридом, где был установлен на видном месте. Более 60 лет перед этой русской святыней молилось не одно поколение испанских христиан. Рядом с крестом была положена памятная плита с именами саперов, погибших в России. В 2004 году крест вернулся на родину - Испания добровольно передала его России. Его привез в Москву министр обороны Испании, торжественно встречали крест в Храме Христа Спасителя. Сейчас он хранится в одном из приделов Софийского собора.

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Процветшие побеги
Если из под основания креста произрастают побеги, то его называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение, Вокресение Христа из мертвых.
Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Райского сада и древа жизни, растущего в нем. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд. Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693).

Капли крови
Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на кресте. На Руси они еще назвались «слезками».

Санк-Петербург. Церковь Воскресения Христова «Спас на Крови») (1883-1907), постороенный на месте убийства в 1881 году императора Александра II.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА

Трость и копье

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника (1572).

Трость с губкой и копие - орудия Страстей Господних - нередкое явление на накупольниках. Наглавный крест с орудиями Страстей как бы замещает собой Распятие, которого не может быть на куполе (оно находится внутри храма). Но реализм страшных крестных мук Спасителя не должен затмевать главного - торжества Распятого Искупителя, победившего смерть. Завершающие крестные «ветви»цветы лилии, как нельзя лучше об этом говорят.

Псковская область, село Виделебье. Церковь Николая Чудотворца (XVIв.) Копие и губка стилизованы под два цветка, процветших на кресте.

Сейчас над главой, уже отреставрированной церкви, опять возвышается ее крест

НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ

Корона
Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя и указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного, или на пожертвования из царской казны. Корона может быть, как вполне реальная, так и очень условная.

Рязань. Спасский монастырь. Церковь Богоявления (1647)

Москва. Церковь Ризоположения в Леонове (1719-1722)

Державный скипетр
Крест может символизировать и второй знак царской власти Христа - скипетр. Придание кресту вида скипетра возможно с помощью одной, хорошо известной всем символики. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла - державного знака Византии. Впрочем, накупольники с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, царя, известного своими имперскими амбициями.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

В единстве и равенстве
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Этот вид креста символизирует Церковь Христову в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Со временем нашлись хулители четырехконечного креста, говорили, что это неправильный крест, потому что не на таком был распят Христос. Но святителя Димитрий Ростовский поставил в этом споре точку. Он предположил, что когда Христос нес на плечах Своих крест, то крест еще не был четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия, и только на Голгофе воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, приделали подножие.

Владимир. Собор Успения Богоматери (1158-1160)

Тульская область, Арсеньевский район, село Монаенки. Церковь Георгия Победоносца (XIX)


А так выглядит этот храм сейчас. Крест сохранился только на фотографии Инвера Шейдаева

Русское подножие
Один из древнейших русских крестов -- шестиконечный с косой нижней перекладиной. Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Некоторые исследователи христианских символов и, в частности, Н. В. Покровский предполагают, что косая перекладина есть ни что иное, как видоизмененная форма древневизантийского подножия креста. Так или иначе, но эта форма утвердилась в русской иконописи. Косой перекладине было присвоено значение «мерила праведного». А в народе подножие стали называть «стояло».

Вологда. Архиерейский дом. Церковь Рождества Христова (1670)

Тот Самый Крест
Семиконечный, Т-образный крест, видимо и был той, древнейшей формой христианского креста, так как именно так выглядел крест, орудие казни Спасителя.

У этого креста вид жертвенника, из-за верхней перекладины, похожей на престол. Ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, поэтому, если верхняя перекладина символично изображает жертвенник, то нижняя перекладина такого креста обозначает это крестное подножие, и указывает на жертвенное священническое служение Спасителя.

Москва. Кремль. Церковь Двунадесяти апостолов (1652-1656)

НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ

Солнце и звезды
Исходящие из цента креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые горение, тепло. Мотив, исходящего из креста «света жизни», передается каждым художником на свой лад.

Псковская область, Локнянский район, село Дуняни. Церковь Архангела Михаила (XVI-XVIII в.) Такой крест большая редкость.




Сам храм сейчас представляет из себя руины. Крест утерян.

Часто концы лучей украшались еще и звездами.

Нижний Новгород. Церковь Рождества Христова (1719)

Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. (XVIII в.)

Молнии
«Яко молние видящее крестную силу» бегут злые силы от креста. Поэтому и молнии можно встретить на храмовых крестах.

Московская область, Одинцовский район, село Юдино. Церковь Перображения Господня (1720)

Ангелы и херувимы
Прикрепляя к кресту медного ангелочка, автор подчеркивал, что у храма тоже есть ангел-хранитель. Наиболее известны и традиционны ангелы, несущие крест, подобно знамени, как на шпиле собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII)

Нередко в наглавных крестах встречаются изображения Херувимов.

Московская область, село Комягино. Церковь Сергия Ражонежского


Сейчас церковь полностью реставрировали.

ЗЕМНОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Корабль и якорь
Самые древние наши храмы, на главах которых красуется крест с полумесяцем, это Благовещенский собор Московского Кремля, новгородский Софийский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Полумесяц - это корабль церковный, ведомый кормчим Христом.

Москва. Церковь Успения Божией Матери в Гончарах.

В XIX веке тема плывущего корабля уже не ограничивается только символом полумесяца.

Так в сретокрестии восьмиконечного креста храма Воскресения Христова на Обводном канале в Санкт-Петербурге изображен штурвал морского судна, а вместо полулунного видим косое подножие.

Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста -«якоря» во многих случаях почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.

Московская область, Луховицкий район, село Дидиново. Церковь Троицы Живоначальной

Между Небом и землей
Место пересечения горизонтали с вертикалью на кресте, место средокрестия, символизирует пересечение человеческого с божественным. Крест - посредник между землей и небом. Поэтому часто это место на кресте украшали «восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину. Она образована сложением двух символов - нимба (сияние святости) и цаты (драгоценной подвески обозначающей царскую «непорочность»).

Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-1713)

В статье использованы материалы книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста». Москва, «АСТ», 2006 год.

Полумесяц на православном кресте или, если называть его правильно, цата символизирует собой символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает православным верующим о том, что этот храм принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Полумесяц-цата, как элемент церковной утвари, символизирует чин Царства и первосвященства.

Полумесяц на православном кресте не имеет ни малейшего отношения к исламу или некоей победе над мусульманами. Православные кресты с цатой-полумесяцем водружали еще на древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Следует обратить внимание, что полумесяц являлся государственным знаком Византии - в православной Византии цата символизировала царскую власть . Видимо, поэтому цата помещена на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века как символ великокняжеского достоинства.

Кроме этого, в святоотеческой традиции встречаются и другие значения полумесяца на православном кресте.

Например:

  • люлька Вифлеемская , принявшая Богомладенца Христа,
  • евхаристическая чаша , в которой находится Тело Христово,
  • корабль церковный ,
  • купель крещальная

После 1453 года, когда Константинополь был завоеван османами-турками,
полумесяц стал официальной эмблемой Османской империи.

Иногда полумесяц или цата изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Также ее можно встретить и на других древних русских иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Это позволяет сделать вывод, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника . Иногда православный крест на храме с полумесяцем бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда.

Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает
православным верующим о том, что это храм принадлежит
Царю царствующих и Господу господствующих

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах , и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.



Поделиться