Декоративное оформление стены лепнина из полиуретана птицы. Декоративная лепнина

Художественная лепнина на фасаде Саграда Фамилия (Церковь Святого Семейства в Барселоне). Cобор заложен в 1882 году. Строительство ведется и в настоящее время. Архитектор А. Гауди

Художественная лепнина предполагает создание объемного изображения из мягких пластичных материалов. Самые первые образцы лепнины относятся к временам фараонов Первой династии в Древнем Египте - за 5 тыс. лет до нашей эры, именно тогда в убранстве храмов появились декоративные элементы, созданные методом лепки. Но настоящих высот искусство создания лепных изображений относится к временам Нового Царства, к тому периоду, когда правил легендарный Тутанхамон.

Расписанный рельеф западной стены второго гипостиля заупокойного храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. Сюжет: Бог Хонсу, дающий царю Сети I дыхание жизни и могущество, автор фото Виктор Солкин, 2011

Шумеры - народ, который появился в Южной Месопотамии во второй половине 4-го тыс. до н. э. Для шумерского искусства характерен растительные или геометрический орнамент, стилизованные изображения животных и птиц, луны, звезд, фантастических чудовищ.

Изначально дворцы декорировались скульптурами из камня или из обожженной глины, однако, когда было обнаружено, что гипсовая крошка в соединении с водой становится пластичной и может принимать разные формы, декор художественный стали изготавливать из этого материала. Гипсовая лепнина украсила дверные порталы, наличники, верхние части колонн, поддерживающих свод здания, стены украшали лепными полосами, розетками. Лепнина украшала не только дворцы живущих, но и жилища ушедших властителей - гробницы фараонов, погребальных камер в пирамидах. В лепном декоре также присутствовали мотивы и орнаменты, характерные для шумерской культуры.

Римляне во многом повторили греческий подход к созданию лепных изображений, усовершенствовав их и обогатив. В Древней Греции чаще использовали геометрический орнамент, римляне предпочли растительные узоры. Лепнина Римской Империи была более разнообразна виноградные кисти и листья, лавровые ветви, цветочные розетки, многофигурные сцены из жизни богов, стилизованные морские волны, дельфины, рыбы, раковины. Гипсовую лепнину в богатых домах золотили. Греки создали дорический, ионический и коринфский ордера, а римляне добавили тосканский и композитный. В Греции чаще использовали строгий стиль, которому больше соответствовал дорический ордер. А римляне больше тяготели к пышности, поэтому популярными были богато украшенные лепниной элементы коринфского и композитного ордеров: капители колонн украшали обильной лепниной, напоминавшей пышное убранство столов, цветочные клумбы. В Древнем Риме разработали технологию лепнины - стукко. Материалом служил гипс с добавлением мраморной крошки и пудры, алебастра, клея, что делало рельефы прочными и внешне напоминающими мрамор. В период правления Рима была воплощена в жизнь идея использования повторяющихся отформованных элементов художественной лепнины, что удешевило и упростило декорирование - в результате в архитектуре Древнего Рима лепка присутствовала во всех значимых строениях - в храмах, общественных зданиях, частных домах.

После 5 века нашей эры при нашествии варваров Рим пал, и Европа погрузилась во мрак Средневековья. Романский стиль, характерный для ранних Средних веков, предполагал минимум художественного декора, созданного в основном из тяжелых каменных рельефов. В 12 столетии романский стиль вытеснила готика, в которой использовалась лепнина в виде трилистников, крестоцветов, листьев винограда, клена, ясеня и дуба на колоннах, потолках и наличниках окон, которая подчеркивала возвышенность архитектуры нового стиля. Архитектурные памятники готики - собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство, Кёльнский собор и другие сооружения этой эпохи до сих пор радуют глаз великолепной лепниной.

Рельефы цоколя портала северного трансепта собора Парижской Богоматери.

В 16 веке на смену готике пришел стиль Ренессанс, который и зодчие, и живописцы представляли возрождением античных традиций. В декоре художественном эпохи Возрождения торжествовали архитектурные принципы Древнего Рима: упорядоченность, пропорциональность, равновесие, симметрия. Лепнина, созданная по античным образцам, украсила храмы, дворцы вельмож, общественные здания и жилые дома горожан. Большой популярностью пользовались пышно украшенные колонны коринфского ордера. Основным материалом для изготовления рельефов были составы из гипсо-цемента. Образцы лепнины Ренессанса сохранились в сооружениях той эпохи - их можно увидеть, например, на соборе Святого Петра в Риме, во Флоренции на фасадах дворца Пандольфини, созданного Рафаэлем и на многих других зданиях.

Лепнина собора Святого Петра в Риме. Стиль Ренессанс

Эпоха Ренессанса фактически завершилась в мае 1527-го, когда великий Рим снова был полностью разграблен. Разграбление Рима произошло 6 мая 1527 г. из-за продолжающейся распри за влияние в Италии. Чтобы ослабить растущее влияние клана Габсбургов под руководством папы Климента VII (из рода Медичи) была создана Коньякская лига. В апреле 1527 г. началось восстание во Флоренции против Медичи, которое отвлекло внимание папы от того, что в стране присутствовало несколько десятков тысяч наемников, которым давно не платили жалованье. В результате наемники (основной контингент составляли германцы и испанцы) вместе с императорской армией двинулись в сторону Рима. Защитников Рима было намного меньше, чем нападавших, наемники вошли в город и подвергли его полному и разрушительному разорению. Через несколько лет город опустел, уехали художники и архитекторы. Падение Рима стало концом эпохи Возрождения и началом художественного стиля маньеризм (16- начало 17 вв.) Он разрушил сбалансированность и пропорциональность форм Ренессанса, стал основанием для развития барокко. Лепнина нередко заменялась на псевдорельефы, изображенные прямо на стенах и потолках с такой точностью, что на первый взгляд были неотличимы от настоящих. Многие дворцы приобрели вид расписных шкатулок. Примером маньеризма может служить здание Галереи Уффици во Флоренции, лоджия Джорджо Визари. Появившийся стиль в 17 в. барокко вернул художественную лепнину в оформление фасадов. Барокко внесло в архитектуру и ее оформление асимметрию, изогнутость, текучесть, объем. Лепнина покрывала стены зданий, фронтоны, она присутствовала на колоннах, украшала внутренние помещения, использовалась на мебели, окнах, ею декорировали дверные порталы. Объемный художественный декор: амуры, букеты из цветов, гирлянды с бутонами, листьями, плодами, медальоны, маски животных, - покрывал различные архитектурные элементы карнизы, плафоны, розетки, волюты, пальметты, картуши, пилястры, кронштейны. В то время рельефные изображения часто окрашивали золотом и серебром. Примеров оформления зданий в стиле барокко много в разных странах Европы и России - например, в С.Петербурге - сооружения Растрелли, в Брюсселе - ансамбль Гранд-плас, в - Париже Люксембургский дворец и другие.

Позолоченная лепнина барокко в Екатерининском дворце в Царском селе. Строительство с 1717 по 1756 годы. Архитектор Иоганн Брауншейн (проект и начало строительства), М. Земцов и А. Квасов участвовали в доработке строения. С 1752 года над созданием царского дворца трудился Франческо Растрелли

В первой половине 18 века барокко сдал свои позиции стилю рококо, художественный декор которого выразился в изящной лепной отделке, украшающей стены, проемы, порталы дверей, окон плафонов, в виде причудливых листьев, завитков, раковин, гирлянд.

Дворец Аугустусбург (Augustusburg), парадная лестница, построена в 1748 году по проекту Бальтазара Нейманна (Balthasar Neumann)

К концу 18 века рококо уже стало историей. Во Франции период правления Людовика XV (1715-1774 гг.) ознаменовался строительством архитектурных городских и загородных ансамблей в греко-римском духе. Новый стиль - классицизм - вернул систему ордеров, благородную лаконичность декора. Стиль покорил Европу, Россию и Америку. Художественная лепнина в этом стиле использовалась умеренно, для декорирования использовались изображения лент, гирлянд, букетов, музыкальных инструментов, греческих ваз. Колонны коринфского и ионического ордеров, арки, кессоны также декорировались лепниной. После Французской революции в 1789 г. под влиянием Наполеона распространение получил стиль ампир, который прославлял военные подвиги Наполеона. В лепнине того времени использовались рельефы с военными мотивами: это были изображения шлемов, колчанов, копий, луков, стрел, факелов, листьев аканта, гербов, затем к ним добавилась лепнина на египетские темы.

В России художественная лепнина начала использоваться в оформлении интерьеров на рубеже 17-18 веков. Барочный декор украсил строения нового города Санкт-Петербурга. При этом здания окрашивали в желтые, голубые, бирюзовые, зеленые тона, и белая лепнина выглядела на этом фоне ярко и торжественно. Лепнина в российском зодчестве связывала в единый ансамбль внутренние покои и внешнее оформление. Архитектор Растрелли привлек для оформления Зимнего дворца около тысячи резчиков по гипсу (квадраторы). Елизавета, при которой началось строительство нового комплекса с модной художественной лепниной, не увидела окончания работ, здание принимал Петр III (1762г.) Дворец приобрел современный вид при Екатерине Великой, пришедшей к власти летом 1762 г. Она отстранила Растрелли, и внутренним декором занялись Савва Чевакинский (сторонник барокко), Юрий Фельтен, Жан Вален-Деламот и Антонио Ринальди, предпочитавшие классицизм. В конце 18 века здание украшали Иван Старов и Джакомо Кваренги - сторонники классицизма - парадная лепнина, созданная под руководством этих мастеров, украсила залы и галереи Зимнего дворца. Однако, в 1837 г. произошел пожар, при котором пострадали второй и третий этажи. При восстановлении, которое продлилось более двух лет, художественная интерьерная лепнина дополнилась элементами ампира, национального русского декора, неоготики, рококо.

Военная галерея Зимнего дворца. Петербург. После пожара 17 декабря 1837 г. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В.П. Стасова

Выделялся декор художественный и во дворцах российских вельмож. Например, в Гатчинском дворце под Петербургом (1766-1781 гг.), построенного Антонио Ринальди для графа Григория Орлова - здесь была создана высокохудожественная лепнина, изображающая плоды, растения, цветы. В 1790-х гг. Винченцо Бренна переделал дворец для Павла I, здесь появилась барочная роскошь - сложные позолоченные лепные композиции. Это убранство было уничтожено во время пожара в 1944 г. Московские архитектурные ансамбли 18 века - здание Сената в Кремле, дом Пашкова, дворцовая резиденция в Царицыно или усадьба Архангельское под Красногорском - тоже украшал пышный лепной узор. К середине 19 века и до его конца в архитектуре преобладала эклектика, включающая элементы классики, неоготики, древнеегипетсткие, древнеримские мотивы, рококо и барокко. На смену эклектике в конце 19 века пришел модерн (ар-нуво, юген-стиль). Идеи модерна стали источником фантазийных мотивов художественного декора, лепнина обрела текучесть, плавность изгибов, напоминая прихотливые растения, цветы, волны, раковины, стилизованных животных. Знаменитые авторы строений и декора в этом стиле - испанец Антонио Гауди, бельгиец Виктор Орта, американец Луис Салливен, российский зодчий Фёдор Шехтель и другие.

В 20-м веке в российско-советской архитектуре после долгих лет войн и разрухи, времени преобладания архитектурного авангарда - рационализма и конструктивизма с архитектурой без декоративных излишеств - произошел переход к сталинскому ампиру. Временем появления этого стиля в Советской России можно считать проект Дворца Советов, принятый в 1932-м г. (он не был реализован): на месте разрушенного храма Христа Спасителя должно было быть построено здание 415-метровой высоты, на вершине которого была бы воздвигнута 80-метровая статуя Ленина. С этого момента стиль официальной архитектуры определялся стилем Дворца Советов, воплотившего государственное величие и парадность. Так триумфально вернулась художественная лепнина в архитектуру России, она проявилась в декорированных карнизах, колоннах, картушах, венках, акантах, розетках, барельефах с изображением государственной символики и скульптур, олицетворяющих представителей народа. В 1940-1950-х гг. стиль воплотился в московских высотках и архитектуре метро.

Лепнина на здании Московского университета. Сталинский ампир

После Отечественной войны постановление ЦК КПСС и Совмина (1955г.) «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху сталинского ампира. Декоративную лепнину постановление признало пережитком прошлого, стало относить к церковным атрибутам, запрещенным в СССР. В результате архитекторы стали убирать из уже созданных проектов весь художественный декор. Ситуация изменилась только к концу 20 века. Сейчас лепнина востребована при строительстве зданий в исторических стилях, особенно в частном строительстве. Благодаря современным технологиям теперь производят лепнину не только из гипса, сейчас используются более легкие, экономичные и удобные в монтаже материалы, такие как полиуретан, полистирол. Самые разнообразные лепные элементы могут собираться в любую композицию, становясь стилеобразующим элементом здания, создавая атмосферу аристократических домов 17-19 веков.

Сейчас в современных вариантах дизайнов возрождаются элементы старинных дизайнов. Например, все чаще оформляются дома (квартиры) с лепниной в интерьере.

Она использовалась в эпоху античности для украшения императорских дворцов и знати времен Древнего Египта, Рима и Греции.

Роскошный декор использовали для украшения потолка, дверных и оконных проемов, стен. Колонны, скульптуры, ангелочки, изящные розетки подчеркивали утонченную элегантность и вкус владельцев.

Великолепная лепнина всегда занимала важное место в интерьерах, вызывая всеобщее восхищение.

В прошлых веках лепнину вытачивали из камня. Высокий уровень резчиков по камню поражает по сей день. Позднее появился другой метод изготовления из гипса.

Типы лепнины и материалы

Сейчас существуют два типа лепнины: из гипса и более современный – из полиуретана:

Гипс. Недавно выполняли оригинальную лепнину из гипса, технологический процесс несложный.

Изготавливают форму с определенной фактурой, в которую затем заливают гипс. Когда гипс затвердеет, форма достается и дорабатывается до образца.

Так выполняли любую форму: узоры, орнаменты, фризы, рельефы и пр.

Лепнина из гипса отличается прочностью, она безвредная для здоровья. Используя лепнину из гипса, создается потрясающий интерьер с традициями прошлых веков.

Недостатком гипса является его тяжелый вес, из-за этого расходуется большое количество клея лучшего качества для прочной фиксации. Покрасить гипс тоже сложнее, чем полиуретан.

Установку лепнины из гипса может выполнить только профессиональный мастер с большим опытом.

Трудоемкость работы и цена гипса влияет на повышение стоимости этого декора, поэтому не каждому она доступна.

С появлением альтернативных материалов украшать интерьер лепниной теперь стал доступным.

Полиуретан. Новый аналог гипсу намного легче и дешевле, что делает его доступным. Теперь резко возрос спрос на лепнину не только в залах ДК, Дворцах молодежи, театрах, но и в домах (квартирах).

Легкий монтаж полиуретана, его малый вес и гибкость – преимущества, которые мгновенно сделали его популярным декором.

Возможность легко придать любой цвет полиуретановой лепнине, где можно использовать методы «состаривания» с необыкновенным эффектом.

Гибкость полиуретана используется как на ровных участках, так и с небольшим радиусом. Даже имеющиеся шероховатости на стене больше не помеха.

Есть и другие интересные материалы для изготовления лепнины стеклокомпозит, стекловолокно или полистирол и пр.

Всегда в прошлые века использовали лепнину только в классике, это такие стили, как ренессанс, барокко, рококо, романтизм, ампир, классицизм, готика…

Этот метод декора относят к орнаментному, т. к. в основном повторяется линейный рисунок. С появлением лепнины из полиуретана можно изготавливать большие панно с эффектным объемом.

Необыкновенный декор создает роскошь и элегантность в помещении. Есть правило — где используют лепнину, необходимо просторное помещение и высокие потолки.

Глубинный смысл лепнины – создание роскоши и потрясающей эстетики, которую сложно создать в малогабаритных квартирах.

Модные дизайнеры используют лепнину в разных стилях, даже в современных. Классический цвет заменен вариантами: под золото или серебро, с эффектом бронзы и даже разноцветные.

В современных домах можно украсить карнизы или розетки потолков, сделать колонны, красивые балюстрады и др.

Чаще применяют лепнину в залах (гостиных). Но для единой стилистики часто используют лепнину и в других комнатах дома.

Спальню, прихожую или кухню тоже можно украсить таким декором. Например, вместо дверного проема имитация колонн, фризы на потолке или на стенах.

Лепнину чаще используют из полиуретана, за основной цвет берется оттенок фасада кухонной мебели.

Рамку для большого зеркала тоже можно эффектно оформить лепниной под бронзу с красивым орнаментом.

Лепнина придаст вашему дому необыкновенную изысканность и потрясающую роскошь.

Фото использования лепнины в гостиной


Одним из древнейших элементов украшений интерьеров внутри домов и наружных фасадов является декоративная лепнина. Если раньше она украшала дома зажиточных вельмож и изготавливалась в основном из мрамора и других натуральных камней в виде монументальных колонн с причудливыми узорами, то сейчас это совсем другие изделия, представленные разнообразными формами, назначением и материалами. Если вас интересуют эти элементы декора, и вы в затруднении, какую декоративную лепнину выбрать, ознакомьтесь с информацией, изложенной в этой статье. Надеемся, она поможет определиться с выбором.

Современная лепнина и материалы для ее изготовления

Как и в изменчивой моде, возвращающей периодически старые давно забытые стили одежды, сегодня вернулся интерес к интерьерному украшению внутреннего пространства жилищ декоративной лепниной. Она представляет собой объемные элементы повторяющихся узоров или разных форм, составляющих ансамбли разных интерьерных стилей. Классически основным материалом для изготовления лепнины служила штукатурка или гипс. Такой декор применялся в основном для отделки стен и потолков внутри помещений, поскольку лепнина из гипса нуждается в постоянном уходе и боится влаги. Для украшения фасадов лепнину изготавливают из особого бетона и покрывают ее защитной пленкой из полимера, предварительно нанеся на поверхность грунтовку. Такие изделия можно применять не только снаружи помещения, но и украшать влажные помещения: душевые, бассейны, ванные комнаты и т. д.

С течением времени процесс изготовления лепнины усовершенствовался. Стали применяться специальные формы для производства отдельных элементов узоров, которые затем соединялись в единое декоративное изделие. Применение современных технологий в изготовлении элементов лепнины позволило не только упростить работу художественных мастеров, расширить ассортимент изделий, но и облегчить их вес. Сейчас декоративная лепнина производится из следующих материалов:

  • гипс;
  • полистирол;
  • полиуретан;
  • дюрополимер.

Лепнина из полистирола

Элементы лепнины, материалом которых служит полистирол, производят путем экструзии, заключающейся в продавливании горячей вязкой массы в формообразующее отверстие. Таким путем создают форму по заданным параметрам и размерам, поэтому можно изготовить множество одинаковых элементов декоративной лепнины. Эти изделия легкие по весу, обладают гибкостью и не боятся воздействия влаги. Они с легкостью монтируются на любую поверхность и имеют большой эксплуатационный срок без потери внешней привлекательности.

Гипсовая лепнина

Гипс представляет собой натуральный материал, полученный из каменной породы путем ее размельчения. Его разновидностью является алебастр, который имеет более мелкую фракцию. Добавляя к гипсовому порошку или алебастру воду, наполнители и пигментный краситель, готовят тесто, которое является сырьем для лепнины. Декоративная гипсовая лепнина производится путем литья в специальных формах. Они обладают значительным весом и отличаются своей хрупкостью. Учитывая простоту технологии и невысокую стоимость, такие элементы широко распространены в разных интерьерных стилях.

Декоротивная лепнина из полиуретана

Экологичность и хорошие технологические качества полиуретана привлекли внимание производителей изделий декора. Высокая плотность этого материала достигается благодаря технологии производства, включающей помещение вспененных в результате реакции компонентов под высоким давлением в специальные формы. Декоративная лепнина из полиуретана легче гипса, не склонна к растрескиванию и впитыванию влаги, обладает пластичностью и хорошо крепится к поверхности стен и потолка при помощи клея или легких дюбелей. На такой декор хорошо ложится краска, которая не влияет на качество поверхности. Поэтому, изделия можно окрашивать многократно, экспериментируя с оттенками и придавая поверхности текстуру камня или дерева.

Декоротивная лепнина из дюрополимера

Лепные изделия из дюрополимера являются разновидностью украшений декора из полистирола. Они производятся по такой же технологии, включающей экструзию горячей массы. Только в состав сырья к компонентам полистирола добавляют древесный уголь. Именно поэтому этот материал значительно плотнее полистирола и обладает высокой степенью ударной прочности. Особенно эффектно такая лепнина смотрится после окраски под древесину. При окрашивании поверхности одновременно создается ее дополнительная защита.

Цветная лепнина

Новым направлением отделочного декора является цветная лепнина. В основном окрас придают полистиролу и его разновидности дюрополимеру. Для этого выбирают материалы с высоким показателем плотности. Изделия из гипса и алебастра также нередко покрывают в разные цвета.

Характерной особенностью оформления такой лепнины является детальная прорисовка рисунка и фактуры. Особенно часто используется стилизация под золото или серебро. Придавая с помощью окрашивания вид фактуры дорогих натуральных камней или текстуры дерева, добиваются изысканного вида дорогого декора с минимумом затрат.

Часто гипс лепнина, используемая сегодня, тонируется специальным лаком (шеллачным). При этом она приобретает терракотовый тон окраса. Если гипс, окрашенный серебром, пропитать затем горячей олифой, то он приобретает вид благородного дорогого металла.


Разновидности декоративной лепнины по типу формы и назначению

Декор из лепнины используют для украшения стен, потолков, дверных и оконных проемов, подоконников, барных стоек и колонн.

В зависимости от назначения эти изделия имеют разную форму и размеры.

Разнообразие изделий лепного декорирования, представленных на строительном рынке, поражает не только простых покупателей, но и дизайнеров с опытом.

Чтобы разобраться в их назначении, вы должны знать название основных элементов лепного декора, к которым относятся:

  • элементы для стен: панели, панно, консоли, розетки, капители;
  • элементы универсального назначения: багет, вставки, купола, молдинги, колонны, пилястры;
  • элементы для потолка: потолочные балки и плинтусы, угловые элементы;
  • элементы для окон и дверных проемов: арки, карнизы, наличники, подоконные и угловые элементы.

Карнизы служат для декорирования стыков между потолком и стенами. Установив такие элементы и другую лепнину на потолке, можно зрительно его сделать выше.

Дверные и оконные проемы украшают наличниками и накладными панелями . Их декор, подбирают под дизайнерский стиль помещения. Вариант оформления потолка карнизами и дверного проема с помощью плинтусов и рельефных балок и капителей показан на фото:

Розетками обычно декорируют отверстия для крепления люстр к поверхности потолка, но они могут быть использованы и как самостоятельные элементы декора.

На фото изображен дизайн оформления потолка. На такой розетке, декорирующей крепеж люстры, сделан основной акцент:

С помощью багета украшают стены, обрамляя декоративные панно и картины (на фото):

Очень эффектно смотрятся в помещении декоративные колонны из лепнины, придавая ему зрительно дополнительную высоту:

Сегодня, используя все виды декоративной лепнины, представленной в огромном ассортименте, можно оформить интерьер в любом дизайнерском стиле от барокко до ампира.

К этому классу принадлежит продукция массового серийного производства - декор из полистирола, полиуретановая или пенополиуретановая лепнина заданных размеров. Технология изготовления - машинная штамповка в металлических пресс-формах. Реализуется через розничные торговые сети в виде ассортимента изделий заданных размеров. Тиражи изделий: сотни тысяч и миллионы. Изделия унифицированы согласно технологическим ограничениям серийного производства и вкусам массового потребителя. Ассортимент изделий ограничен по причине высокой стоимости металлических пресс-форм для производителей. Технологические ограничения накладывают определенный и легко распознаваемый отпечаток на всю продукцию класса массового декора. Рельеф полиуретановой лепнины упрощен, однообразен, поверхностен, лишен индивидуальных черт и художественной выразительности. В силу этих признаков полиуретановая лепнина не претендует на историческое правдоподобие стилям классической архитектуры и является серийной продукцией наряду с прочими отделочными материалами массового производства. Соответственно ассортименту полиуретановой лепнины возможность декорирования ограничивается поверхностным украшением помещений. Как и другие виды декоративной продукции массового серийного производства полиуретановая (пенополиуретановая) лепнина рассчитана на внешний эффект и краткосрочную перспективу. Полиуретановая лепнина хорошо сочетается с материалами, видами отделки и предметами интерьера эконом-класса - ламинатом, недорогими обоями, мебелью из лдсп серийного производства и т.п. Использование полиуретановой лепнины в домах более высокого класса может в итоге произвести впечатление занижения статуса дома. Эффект дешевизны будет бросаться в глаза тем сильнее, чем выше реальный статус помещения и чем более высокого класса в нем другие виды отделки и предметы интерьера. К лепнине эконом класса также следует отнести продукцию представленную в виде лепнины из гипса, но скопированная с изделий из полиуретана массовых серий . Эта продукция распространена в Москве и регионах, исключая Санкт-Петербург, и выдается за лепнину более высокого класса.


2. Типовая лепнина.

Гипсовая лепнина и лепнина из любых полимерных материалов (в том числе пластиков, полиуретана и пр.). Изготавливается в лепных мастерских методами ремесленных технологий. В розничных торговых сетях отсутствует. Подбирается из ассортимента «готовых изделий», «из того что есть», а точнее говоря - из ассортимента моделей заданных размеров, которым располагает та или иная лепная мастерская. Тиражи изделий: сотни, тысячи, десятки тысяч. В лепных мастерских за время их работы накапливается определенный набор моделей декора, состоящий из ранее отреставрированных изделий квартир исторических доходных домов, особняков или из изделий выполненных когда-то по индивидуальному заказу. Несмотря на то что ассортимент моделей каждой мастерской разнороден, часто одни и те же модели встречаются в ассортименте многих мастерских. Могут встречаться и редкие модели которые имеются только в данной мастерской. Технология изготовления типовых изделий существенно отличается от технологии изготовления декора серийного производства. Продукция рассчитана не на массовый, а на групповой спрос. Тиражи типовых изделий на порядок меньше. Так как нет ограничений и унификации, присущих массовому производству, изделия выполнены с вниманием и с учетом нюансов которые совершенно отсутствуют в декоре эконом класса. Отливка производится вручную в эластичных, а не металлических формах. В той или иной степени модели типовой лепнины имеют пластически сложные, выразительные рельефы и композиции. В некоторых изделиях можно обнаружить признаки исторической достоверности. Впечатление «настоящей» лепнины производит типовой декор тех мастерских, которые так или иначе принимали участие в реставрации исторических архитектурных памятников культуры. В России наиболее качественная типовая лепнина локализована в мастерских Санкт-Петербурга, так как в этом городе сложилась наиболее развитая и обширная реставрационная деятельность, обеспечивающая воссоздание и поддержание исторических архитектурных объектов. Типовая лепнина интегрируется в интерьер помещения или фасад здания в большей степени, чем декор серийного производства. Технология типового декора позволяет использовать разнообразные и сложные методы декорирования, которые не доступны или существенно ограничены в серийном декоре. К примеру, в ассортименте типовой лепнины сохранилось большее число врезных элементов (потолочные розетки, углы и пр.), чем в ассортименте серийного декора, состоящем в основном из накладных изделий. Врезные элементы естественнее и гармоничнее вписываются в интерьер, чем накладные. Еще один пример. Лепные карнизы и молдинги типового декора – наборные. Это позволяет помимо большого разнообразия вариаций элементов добиться одинакового и правильного рисунка стыковочных углов в помещении. При использовании карнизов и молдингов серийной полиуретановой лепнины эта задача практически недосягаема, так как они цельнолитые.

Характерным признаком типовой лепнины является то, что, как и серийный декор, она подбирается из ассортимента «готовых» изделий заданных размеров. Это ограничение безусловно влияет на конечный результат. Затруднительно добиться цельности и гармоничности ограничиваясь лишь готовыми изделиями. Результат зависит не только от удачного выбора из разнородного ассортимента мастерской, но и от грамотности и профессиональности применения этого ассортимента дизайнером, архитектором или самим клиентом. Интерьеры или фасады выполненные с применением типовой лепнины более выразительны, чем при использовании серийного декора, при условии если ассортимент подобран удачно и грамотно применен. Но как продукт компромисса и он редко производит цельное впечатление. Типовая лепнина хорошо интегрируется в интерьер при условии грамотного применения ассортимента изделий. Не стоит стараться добиться при помощи типового декора индивидуальной выразительности. Сам принцип подхода «сделать из готового» не позволит этого достигнуть. Чем упорнее эта попытка, тем больше результат будет являть собой компромисс. Типовой декор рассчитан на сдержанное использование. Его уместно применять в том случае, когда лепнина не играет сколь-нибудь существенной роли, а используется лишь в качестве приятного но второстепенного дополнения. Когда типовой декор занимает свое место, компромисс будет наименее заметен. Или другими словами, чем меньшее значение имеет лепнина в отделке дома, тем более выгодно она будет в нем смотреться.


3. Лепнина на заказ. Элитная лепнина.

И из любых полимерных материалов (в том числе пластиков, полиуретана и проч.) изготавливаемая в лепных мастерских методами ремесленных технологий на заказ , т.е. специально и как правило по архитектурному дизайн проекту для конкретного дома. В розничных торговых сетях отсутствует. Тиражи изделий: единичные. Принцип производства меняется кардинально по сравнению с серийной и типовой лепниной. Если два предыдущих класса жестко привязаны к ассортименту готовых изделий заданных размеров, сделанных в соответствии со вкусами массового потребителя или в лучшем случае для других домов, то здесь первоисточником становится сам дом и индивидуальные предпочтения клиента. Лепнина не подбирается из ассортимента, а изготавливается комплексно, целенаправленно для конкретного дома и конкретного клиента. Не размеры изделий, а их пропорции, согласованные друг с другом и с геометрией помещений данного дома, становятся принципом архитектурного декорирования. Все достоинства, которые присутствуют с известными ограничениями в типовой лепнине, в лепнине сделанной на заказ раскрываются во всей своей полноте. Изделия не разнородны, а спроектированы в заданной стилистике. В едином соразмерном ансамбле для каждого конкретного помещения, под размеры и геометрию данного помещения, с учетом всех особенностей и исходя из предпочтений конкретного клиента. Эта технология возвращает лепнину к своему изначальному смыслу – архитектурным языком выражать и конкретизировать индивидуальный характер дома и его владельцев. Подбор из готовых лепных изделий заданных размеров подобен подбору готовой одежды на человека. Ассортимент готовой одежды разнообразен, но в большинстве своем соответствует вкусам массового потребителя. Требовательному клиенту с развитым вкусом подобрать для себя что-либо подходящее из всего этого кажущегося многообразия очень не просто. Многое просто не нравится, не соответствует его вкусу. Бывает и так что некая вещь может произвести на человека впечатление и понравиться ему в общем и целом, но она не подходит конкретно ему или даже портит его фигуру. Часто понравившаяся модель не подходит по размеру. И даже если это его размер - одежда не сидит идеально. Потому что размеры унифицированы, а тело человека индивидуально. Дом в этом смысле ничем не отличается от человека. Клиент сталкивается с теми же проблемами – выбрать подходящее из готового ассортимента изделий заданных размеров для своего дома часто очень затруднительно и почти всегда компромиссно. Только в отличие от одежды ассортимент менее разнообразен, а заменить убранство дома на более подходящее существенно сложнее чем сменить наряд из гардероба. Сделанная на заказ лепнина раскрывает и конкретизирует предпочтения клиента. Он позволяет выявить персональный характер дома во всей своей полноте. Перед дизайнером и исполнителями ставится задача профессионально реализовать эти предпочтения. Это означает не только раскрыть мотивы, часто находящиеся в представлении клиента в зачаточном, смутном состоянии, но и избежать воплощения неподходящих и ошибочных решений которые могут казаться на первый взгляд привлекательными.

Сделанная на заказ лепнина тем качественнее, чем более профессионально работает с лепниной дизайнер и исполнители. Зачастую, идя на поводу у поверхностных представлений и сиюминутных желаний клиента, дизайнер может допустить заведомую ошибку. Но его профессионализм заключается кроме прочего и в том, чтобы обоснованно объяснить клиенту, в чем именно состоит ошибка и какое решение будет в данном случае наиболее уместным.

Чем выше класс декора, как и класс самого дома, тем более исключительным он является. Тем большее число нюансов имеют значение. Начиная от особенностей проекта и заканчивая покраской лепнины, которая редко бывает однотонной и часто используется в сочетании с позолотой, патинированием и другими видами финишной отделки декора. Наиболее гармоничное использование лепного декора удается достичь в разработке в составе проекта дома еще до начала строительства. Сделанная на заказ лепнина изготавливается комплексно для конкретного дома и для конкретного клиента. С учетом всех особенностей этого дома и предпочтений клиента. Такая степень конкретизации и точности недосягаема средствами серийной или типовой лепнины. Каждая деталь этого ансамбля изделий работает на свои 100%, потому что привязана к определенному месту и выполняет заданную роль. К такой отделке лепниной правомерно приложимы эпитеты эксклюзивной и элитной. При помощи сделанной на заказ лепнины появляется возможность воплотить выразительные архитектурные стили, - барокко, рококо, ренессанс, модерн, дворцовые и замковые стили, - в во всей их полноте и реалистичной исторической подлинности. По большому счету, производящая сколь-нибудь запоминающееся впечатление в доме всегда изготавливалась индивидуально и специально для этого дома . Элитная лепнина рассчитана на длительное «многослойное» эстетическое впечатление. Разглядывать ее можно долго и многократно. Скрытые за первым впечатлением наблюдательный взгляд будет находить более глубокие и тонкие эстетические впечатления второго, третьего плана. Согласованность между собой отдельных элементов, композиционная слаженность, художественная пластичность, многочисленные нюансы деталировки – все то что является признаками гармоничного искусного произведения – будет давать и соответствующие богатые впечатления, которые так трудно описать и выразить формальным языком.

Тщательная проработка изделий, выполненных с художественным вкусом и примененных с архитектоническим чутьем , с учетом многочисленных нюансов, - все это производит эффект подобный тому, каким обладает хорошее вино, оставляющее длительное послевкусие в котором чувствуются определенный сбалансированный букет тех или иных ароматов. Сделанная на заказ лепнина выдерживает взгляд многократного внимания и не надоедает, открывая в следующий раз новые, ранее не заметные грани. Эта лепнина рассчитана на долгосрочную перспективу.


P.S. Как можно заметить, эта классификация лепнины построена на 2-х исходных очевидных принципах.
1. Степень индивидуализации. От массового к индивидуальному, персональному . Чем выше класс лепнины, тем ограниченней ее тираж и тем более индивидуальна и конкретна эта лепнина. И наоборот чем ниже ее класс, тем более массовый и серийный характер она приобретает. Тем более она обобщенна и поверхностна, теряя индивидуальность и приобретая утилитарность характерную для любой продукции массового производства. Конечная продукция неизбежно выражает собой методы производства.
2. Степень профессионализма. От профанации к профессионализму . Чем выше класс лепнины тем с большим профессионализмом она сделана и, что не менее важно – тем более профессионально она применена. Тем большее число нюансов имеет значение. Качество лепнины не станет значительно выше только лишь потому, что лепнина эта выполнена по индивидуальному заказу. Если исполнители или декоратор лишь поверхностно знают эту узкоспециализированную сферу, то результат может оказаться сомнительным или даже плачевным. Вероятность допустить существенные ошибки увеличивается, а принять во внимание важные обстоятельства и детали уменьшается. Выполненная на заказ работа, производившая поначалу на клиента определенный внешний эффект, впоследствии предстанет в объективном свете. Ведь клиенту в этом доме предстоит провести немалое время. Допущенные в дизайн-проекте или производстве ошибки рано или поздно дадут о себе знать. Серийная лепнина не является профессиональной по своему определению. Поскольку утилитарна, поверхностна и рассчитана на максимальное большее число покупателей. Профессионализм и качественное исполнение становятся уместны лишь в продукции количественно ограниченной – типовой и сделанной на заказ. Наиболее вероятные профессионалы в этой сфере – это узкоспециализированные мастера, как исполнители так и дизайнеры и архитекторы, имеющие длительный опыт работы с лепниной, и в особенности с опытом реставрации исторических дворцов, особняков и т.п. В лепнине высшего класса, помимо профессионализма в исполнении всегда заметен развитый и тонкий архитектурно-художественный вкус.

Многих интересует как изготавливается лепнина своими руками, ведь в классическом, античном или барочном интерьере — одной из самых распространенных декоративных деталей являются рельефные орнаменты на стенах.

Конечно, можно купить готовое изделие, но стоит оно немало и не каждому будет по карману, поэтому лепнина из гипса своими руками станет достойной заменой работам профессиональных скульпторов.

Такие элементы декора используют как в интерьере, так и снаружи дома. Крепят их на стене, на потолке и даже на мебели.

Декоративная лепнина на фасаде или в интерьере дома изменит его до неузнаваемости и превратит строение в настоящее произведение искусства.

Если вы планируете украсить лепниной фасад здания, можно создать ее прямо в процессе оштукатуривания.

Она будет очень надежной, но недостаточно изящной.

Если же вы хотите более утонченные декоративные элементы на потолке или стенах, то в таком случае вам следует воспользоваться фасадной лепниной из других материалов – гипса, полиуретана, стеклофибробетона, пенопласта.

Самостоятельное изготовление лепнины из гипса

Предлагаем вам подробный мастер-класс, в котором показано изготовление гипсовой лепнины.

Изучив наш мастер-класс, вы узнаете, как можно сделать лепнину собственноручно и использовать ее в интерьере вашего дома.

Для начала нужно приготовить все необходимые инструменты и материалы.

Чтобы самостоятельно повторить мастер-класс, вам потребуются такие материалы:

  • Идеально ровный стол, без уклонов и деформаций поверхности;
  • Набор шпателей и инструментов, кисть, нож;
  • Клеенка для защиты стола от грязи и пыли;
  • Пластилин. В идеале – строительный;
  • Мерный стакан, рулетка, линейка;
  • Строительный гипс, ПВА, для крупных элементов – цемент;
  • Силиконовое масло и силикон, а также разделительная смазка.

В начале работы нужно создать эскиз вашего будущего изделия, который можно сделать самому или найти уже готовый в литературе или интернете.

Отдельное внимание уделите размеру детали, чтобы она органично вписывалась в интерьер или экстерьер здания.

Эскиз распечатайте и прямо по бумаге вылепите модель из пластилина нужной формы, но чуть большего размера. Можно также купить один готовый элемент в магазине и использовать его в качестве формы.

Теперь можно начинать создание формы для вашего декора. В домашних условиях возможно сделать формы из силикона и разместить их на потолке. Стоить они будут дороже, чем гипсовые, но работать с ними проще и удобнее.

Перед помещением в форму модель нужно обработать смазкой.

Для этого смешайте силикон с силиконовым маслом и тщательно нанесите смесь на вашу модель, не оставляя пропусков и воздушных пузырьков.

Первый слой укрепите марлей, которую нужно слегка вдавить в слой силикона. После высыхания предыдущего слоя каждые два-три часа наносите еще один.

В результате у вас должен получиться слой не меньше 3 мм. Если нужно сделать большие элементы, то для этого можно вылить формы из гипса.

Для такой формы делают опалубку, на которую силиконом приклеивают модель, после чего заливают туда гипс. Можно также упростить себе задачу и использовать покупную силиконовую форму.

Смесь сразу же заливают в форму, промазанную жидкостью для разделения.

Гипсовая лепнина. Особенности монтажа

В декоре фасадов и интерьере дома гипсовая лепнина – наиболее распространенный материал, который с годами не теряет своей популярности.

Это и не удивительно, ведь гипс имеет множество преимуществ – он натуральный, экологически чистый, устойчивый к грибку, негорючий.

Его можно использовать не только на фасаде здания, но и внутри – в детских комнатах и спальнях, даже на потолке. Есть у него и недостатки – изделия из гипса имеют большой вес и повышенную хрупкость.

Поэтому монтаж его возможен только на тех домах, которые имеют повышенную прочность и построены на хорошем фундаменте.

Монтаж в интерьере нужно осуществлять очень аккуратно, так как гипсовая лепнина может поломаться в процессе.

Вначале сделайте на месте крепления разметку, зачистите поверхность, места крепления вымойте водой и хорошо просушите.

С обратной стороны детали нужно сделать надсечки и покрыть грунтовкой, чтобы обеспечить хорошее сцепление с поверхностью.

После высыхания детали следует сделать смесь из гипсовой смеси и столярного клея.

Место крепления на фасаде и деталь смочите водой, нанесите на эти места клеящую смесь и, слегка нажав, приложите элемент к фасаду.

Лепнина из полиуретана – одна из самых легких. Ее можно использовать в интерьере дома, для декора мебели и на фасаде здания.

Это не самый дешевый материал, но в результате отделка таким материалом обойдется дешевле, чем любым другим. Декор на стены или фасад можно приклеить самостоятельно.

Нужно только приобрести специальный клей и подготовить поверхность, чтобы она была сухая и ровная.

Совершенно не имеет значения, насколько прочны и устойчивы ваши стены, так как лепнина из полиуретана не несет никакой нагрузки на них.

Монтаж лепнины могут осуществить два человека, и этот процесс займет совсем немного времени.

Современные лепнины из полиуретана имеют огромный ассортимент, поэтому вы без труда сможете подобрать для себя подходящий вариант.

Лепнину из полиуретана можно покрывать красками для внутренних работ или фасадными, в зависимости от месторасположения.

Начать монтаж следует с подготовки поверхности. На стене или потолке начертите линии, куда будете крепить декоративные элементы. Места креплений наметьте гвоздями и вставьте туда дюбеля.

С обратной стороны лепнину из полиуретана обработайте абразивом. В каждой детали проделайте отверстия, которые соответствуют расположению дюбелей.

Изнаночную сторону детали нужно покрыть грунтовкой и оставить высыхать на открытом воздухе на сутки.

Теперь нанесите на лепнину клей, прикрепите к поверхности и вбейте в подготовленные отверстия гвозди.

Неровности нужно скрыть шпаклевкой или силиконовым герметиком. Монтаж лепнины закончен, теперь можно покрасить ее в выбранный цвет.

Лепнина из пенопласта

Такое изделие – на сегодняшний день наиболее доступный способ украсить свой дом. В последние годы этот материал часто используют в интерьере.

Весят элементы из пенопласта очень мало, благодаря чему их можно прикрепить на стену практически любой постройки.

Этот материал, несмотря на свое искусственное происхождение, экологически чистый, не выделяет вредных веществ, пожароустойчивый, влагоотталкивающий. Крепить его можно практически на любую поверхность.

Нужно учитывать, что, для продления срока службы, лепнину из пенопласта сверху следует покрывать защитным слоем. Кроме того, лепнина из пенопласта обычно имеет простые формы, без сложных узоров.

Монтаж лепнины потребует: дюбеля, специальный клей для пенопласта, грунтовку, строительные шпильки, пену для заделки швов, краски нужных цветов.

Для начала поверхность следует очистить от пыли и грязи и загрунтовать.

Теперь сделайте на поверхности разметку, разведите сухую клеящую смесь, нанесите на элементы, приложите деталь на место и немного надавите.

Зазоры нужно обработать пеной, удалить остатки клея и пены шпателем. Когда монтаж окончен — покрыть грунтовкой и краской.

Лепнина из стеклофибробетона и полимербетона

Лепнина из бетона имеет очень большой вес, но технологии не стоят на месте и сейчас в продаже есть изделия из легких, но в то же время очень прочных материалов.

Данные материалы состоят из сухой цементной смеси и других составляющих, которые придают изделию прочность и делают его легким.

Материал легко выдерживает перепады температур, вибрацию и другие агрессивные воздействия.

Во время изготовления лепнины в состав добавляют красители, благодаря чему она будет иметь нужный вам цвет.



Поделиться