Что говорят на еврейскую пасху. Еврейская пасха

Позднее, во время существования Иерусалимского храма , пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Основная статья : Седер

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Хаггады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следущую часть Седера.

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .

Праздничная неделя

Отсчёт дней Омера

С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер ») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру », а на 8-й - «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру ».

Седьмой день Песаха

Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте » (Лев. 23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх. 14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Какого числа будет Еврейская Пасха в 2019 году, как празднуют Песах иудеи, что едят за праздничным столом на Пасху? По еврейскому календарю с 19 апреля по 27 апреля в 2019 году Еврейская Пасха. Число Песах определяется по солнечно-лунному календарю, дата Еврейской Пасхи из года в год меняется, переходящий праздник в 2019 году начинается 19 апреля и длится 7-8 дней.

Длительность празднования Песах у жителей Израиля составляет целую неделю. Иудеи, живущие за пределами Израиля, отмечают Пасху восемь дней. Первый день в пятницу 19 апреля и последний день 27 апреля 2019 года Еврейской Пасхи считаются в Израиле выходными днями.

Песах (Пасха) – важное событие для всего еврейского народа, связанное с посвящённой Воскресению Христа, лишь символически. Для верующих иудеев еврейская Пасха – Исход евреев из Египта, освобождение из рабства. В этот день иудеи во всём мире отмечают исторический факт освобождения Божьего народа из продолжительного рабства. Евреи собираются за праздничным пасхальным столом, вспоминают о тяжёлых временах, постигших иудеев в те далёкие памятные времена.

Разгадамус считает познавательным. Что такое Песах? У праздника имеется несколько названий: Пейсах, Пейсох, Пайсох, Писха, но на русском языке произносится как Песах. В переводе с иврита слово означает «прошёл мимо» – иудейский праздник в память об Исходе из Египта, отмечается как торжество свободы. Празднование начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан, который ещё называют авив.

История праздника

Гороскоп на каждый день

1 ч. назад

Суть еврейской Пасхи в получении иудеями свободы после 400-летнего рабства у египтян. Всевышний, чтобы освободить Божий народ от египетского рабства, послал 10 казней на египтян. После 10 казни фараон дал евреям свободу. История праздника тесно связана с библейскими событиями, перед последней из десяти казней египетских, которая согласно сказаниям, носит название Поражение первенцев. Бог велел евреям заколоть ягнят и зажарить их мясо, а кровью обмазать двери.

В ночь 14 нисана Бог обошёл (миновал) дома евреев, которые были помечены кровью, таким образом евреи были спасены, а в непомеченных домах погибли все первенцы. После десятой казни фараон дал свободу евреям и Моисей вывел еврейский народ из Египта. Еврейская Пасха посвящена тому, что евреи остались живы, стали свободными, и беда прошла мимо их домов.

Какого числа в 2019 году Песах: с 19 апреля до 27 апреля

Все верующие евреи с наступлением нового календарного года задаются вопросом: когда Еврейская Пасха в 2019 году, какого числа празднуется Песах, в каком месяце будет одно из важных исторических событий. Иудеи хотят знать дату заранее, чтобы тщательнее подготовится.

Подготовка к торжественному событию начинается в еврейских семьях за несколько месяцев. Каждый иудей 19 апреля 2019 года, в день Еврейской Пасхи, обязан отпраздновать Песах, независимо от своего материального состояния.

За несколько недель до наступления Пасхи евреи наводят порядок в своих домах, убирают жилище от грязи, от не кошерной на Песах еды. Хамец в переводе с иврита означает заквашенное, квасное. В религиозных еврейских семьях за несколько недель до приближающейся Пасхи в домах проводится генеральная уборка, из шкафов, углов дома убирают хамец, квасного хамеца не должно быть во время празднования.

Песах имеет давние традиции и обряды, священные ритуалы праздника дошли и до наших дней. На Еврейскую Пасху нельзя пить пиво, кушать макароны, дрожжевой хлеб, сдобную выпечку – продукты, прошедшие процесс брожения.

Запрещены продукты благодаря тому, что из Египта евреи уходили очень спешно, у семей не было времени запастись дрожжевым (квасным) хлебом и поэтому они пекли в дорогу пресный хлеб, названный иудеями маца.

Празднование Еврейской Пасхи

Ключевым моментом Песах считается Седер или вечерняя трапеза, в переводе с иврита обозначающая «порядок». Празднование в еврейских семьях начинается с Седер в первый вечер Песаха, после того, как не будет виден последний луч солнца, и семьи вернутся из синагоги.

На стол для вечерней трапезы евреи ставят самую лучшую посуду, обдают её кипятком, чтобы очистить от квасного. Для празднования Пасхи на стол ставят

  • Свечи
  • Миски, наполненные подсоленной водой, символизирующие слёзы женщин, первенцев которых убили

Имеется несколько обязательных ритуалов, которые необходимо соблюсти во время празднования на вечерней трапезе. Седер Песах состоит из пяти этапов

  • Попробовать мацу
  • Выпить 4 чаши вина
  • Съесть марор (горькую зелень)
  • Прочесть Агаду
  • Прочесть Псалмы

Четыре чаши вина, выпитые во время Седера, символизируют 4 обещания, данные Всевышним еврейскому народу. За столом зачитывается предание об Исходе, после этого присутствующие за вечерней трапезой едят обязательные блюда. По традиции каждый из присутствующих должен съесть на Седере не меньше одного куска мацы, хотя бы размером с оливку.

Маца: рецепт приготовления

Маца для Пасхи выпекается заранее, в течение нескольких недель перед праздником. Еврейская маца – пресная хлебная лепёшка, едят кошерную мацу во время Пасхи и всю пасхальную неделю. Чтобы приготовить мацу в домашних условиях используют пшеничную муку, ячневую, готовая маца напоминает хлебцы, которые продаются в хлебных отделах магазинов.

Настоящая маца делается за 18 минут, в противном случае тесто начнёт бродить, и маца на Песах получится не кошерной. Чтобы приготовить мацу понадобятся простые ингредиенты: мука и вода. Рецепт мацы, приготовление постной лепёшки заключается в замешивании пресного теста и выпекания мацы на сухой сковороде.

Подготовим ингредиенты для мацы: 500 грамм муки и 1 стакан воды. Муку перед приготовлением теста для мацы необходимо просеять. В муку влить понемногу воду и замесить тесто. Тесто для мацы должно стать плотным и однородным, месить следует до тех пор, пока тесто перестанет прилипать к рукам.

Разделить тесто на несколько шариков. Раскатать каждый шарик на доске в тонкую лепёшку. Обжарить тонкие лепёшки на сухой сковороде, чтобы маца получилась хрустящей. Маца, приготовленная в домашних условиях – быстрая и простая выпечка.

Для евреев нерабочими днями считаются самые важные два дня – первый и последний день Пасхи. Остальные дни называются «праздничными буднями», в которые разрешается проводить лёгкие работы. Седьмой день на Песах традиционно проводят в синагоге или на берегу водоёма, он символизирует переход евреями Красного моря во время Исхода из Египта.

, 16 Nisan [d] , 17 Nisan [d] , 18 Nisan [d] , 19 Nisan [d] , 20 Nisan [d] , 21 Nisan [d] и 22 Nisan [d]

Заповеди

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи - владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно .

Формальный поиск хамеца Бдикат хамец »)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ - аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца Биур хамец »)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »).

Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Во времена существования Храмов в Песах приносилась жертва в виде заклания животного, которая называлась «корба́н пе́сах ». Согласно Пятикнижию , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана . Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное . Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (англ.) русск. - горькими травами. Нельзя было ломать у жертвы кости . До утра от жертвы не должно было ничего остаться .

Однако после разрушения Второго Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Седер Песах

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер / са́йдэр ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Агады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый религиозный еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок тоже считается вином и может использоваться на седере (особенно для детей и недомогающих), если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина . Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Четыре чаши символизируют четыре обетования в книге Шмот (Исх.6:6-8):

6 Итак скажи сынам Израилевым:
Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их,
и спасу вас мышцею простертою и судами великими;

7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь.

Кроме этих четырёх чаш может быть дополнительная пятая чаша - «чаша для Илии ».

Афикоман

Трапезу завершает «афикоман» - завершающее блюдо. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения - кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши - чаши «искупления».

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных иудейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохранённая маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от

Песах является одним из самых важных и древних праздников в иудаизме. Он напоминает о побеге (исходе) евреев из египетского рабства, который произошел около 3300 лет тому назад. Праздник отмечается весной на 14 день месяца нисан и продолжается семь дней у израильтян и восемь дней у евреев, которые живут вне Израиля. В 2016 году Песах начинается с 22 апреля после захода солнца.

История возникновения еврейской пасхи Песах

После многих десятилетий рабства евреев у египтян Бог послал Моисея к фараону с просьбой отпустить еврейский народ. Фараон отказал Моисею, а Бог, в свою очередь, наслал за отказ 10 египетских казней. Последней из этих десяти казней была гибель египетских первенцев. Накануне нее Бог велел зажарить мясо ягнят и их кровью пометить двери еврейских домов. В полночь Бог прошел мимо (песах) домов евреев, тем самым оставив в живых их первенцев. Таким образом, сопротивление фараона было сломлено и израильтяне в спешке оставили египетскую землю. Они не успели заквасить тесто и дать подняться хлебу перед Исходом (бегством евреев из Египта) и поэтому напекли пресных лепешек. Именно поэтому в дни еврейской пасхи, именуемой Песах, евреи едят лишь пресный хлеб, который называется маца.

Традиции и обычаи празднования Песах

Перед празднованием иудейской Пасхи производится специальная генеральная уборка, при которой осуществляется ликвидация хамеца (всего квасного). Вся семья принимает участие, стараясь убрать все тщательно, не пропустив не крошки.

Центральным элементом праздника является праздничная трапеза под названием Седер. На Седер Песах стол накрывают красивой скатертью и сервируют его самой красивой посудой, которая есть в доме. Если в доме есть серебрянные приборы, то стол сервируют ими. В некоторых семьях существует специальный набор посуды, который предназначен только для Седер Песах, т.е. который ставится на стол только в дни иудейской пасхи.

Из еды на стол выставяется специальное праздничное блюдо, на котором расположены символические продукты:
косточка с мясом ягненка, которая называется зроа (также может использоваться хорошо прожаренная куриная шейка) – она является символом пасхальной жертвы.
крутое вареное яйцо, называемое бейца
марор (хрен или другую горькую зелень, может использоваться их смесь)
харосет (паста из нарезанных яблок, грецких орехов, вина и специй) символизирует раствор, которые использовали рабы для построения египетских пирамид. Огромное количество рецептов его приготовления можно найти в интернете.
карпас (один из видов овощей, таких как: вареный картофель, сельдерей и так далее), который является символов тяжелой работы рабов.
салат латук, который также как и горькие травы символизирует горечь рабства.
подсоленная вода.

Кроме того, на стол ставится тарелка с тремя мацами (пресный хлеб), лучше всего, если они будут круглой формы и изготовлены вручную. Мацу что лежит в середине разламывают на кусочки и самый большой прячут где-то в доме. Потом дети его ищут, а первый, кто его найдет, становится победителем и получает небольшой приз.

На праздничном столе должны присутствовать для каждого четыре бокала вина, которые представляют собой четыре выражения свободы, которые относятся к израильтянам освобожденным из рабства. Вино символизирует радость и счастье. Лучше всего, если вино будет красным. Для детей и тех, кто не пьет вино, можно подать виноградный сок если он приготовлен в соответствии с определенными правилами кошерности для вина. Кроме того, на стол ставится пятый бокал с вином, который предназначен для Илии. Так как евреи считают, что пророк Илия будет вновь объявлять о пришествии мессии и делать это будет именно в Песах.

Пасхальная трапеза Седер Песах состоит из следующих этапов:

Кадеш. Во время него произносится священную молитву Кидуш, состоящую из 3 благословений. Таким образом, состоится освещение праздника. Затем пьют первый из четырех бокалов вина. Рекомендуют брать бокалы небольшой емкости, чтобы можно было выпить его целиком.

Урхац. Он представляет собой ритуал, в котором происходит омовение рук. При этом не произносят благословление. Глава семьи в это время сидит за столом и все необходимое для его омовения его рук ему преподносят другие.

Затем, во время третьего этапа, едят карпас , обмакивая его в соленую воду и одновременно произнося специальное благословение.

Яхац , во время которого идет размалывания на куски средней мацы. Самую большую часть заворачивают в салфетку и прячут. Этот спрятанный кусочек средней мацы зовется Афикоман. Оставшиеся части средней мацы оставляют на столе между верней и нижней мацой.

Магид . Здесь рассказывают истории по тексту Агады об Исходе и истоках праздника. Читают текст сначала на иврите, а затем переводят его для всех собравшихся. Затем самый младший ребенок задает четыре традиционных вопроса. После которых выпивают второй бокал вина.

Маца . Произносят специальное благословение на мацу. Верхнюю мацу делят на небольшие кусочки и раздают съесть всем присутствующим. Едят мацу облокотившись на подушки, тем самым показывая что человек свободная личность.

Едят марор . Благословляют и макают марор в специально приготовленный харосет.
Едят Корех, который представляет собой специальный сэндвич, состоящий из мацы и марора. При этом его также обмакивают в харосет.

Шульхан-орех . Данный этап представляет собой праздничную трапезу, во время которой можно есть любые блюда, представленные на столе. Часто подают фаршированную рыбу и суп с шариками маца.

Цафун . Находят и едят спрятанный ранее Афикоман. Каждому дают по его кусочку и едят с другим кусочком мацы. Больше во время пасхальной трапезы есть не разрешается.

Барех . Произносят молитву после еды и выпивают третий бокал вина.

Наполняют бокал вина для пророка Илии и открывают дверь ненадолго чтобы он смог зайти. Затем, произносят две молитвы: «Шехов» и «Халлел». Пьют четвертый бокал вина, при этом произнося до и после благодарственную молитву.

Завершают празднование Седер с добрыми пожеланиями на следующий год, пением праздничных песен и рассказами о жизни евреев и мудрых традициях праздника. Песни могут быть разными как традиционными, так и современными, самое главное, чтобы они отвечали теме праздника.

На Песах можно поделать разные тематические поделки вместе с детьми. Большое блюдо для Седера дети могут красиво украсить, тогда посуда получится еще более праздничной. Можно также сшить небольшую сумочку, куда потом будут прятать Афикоман. Она может быть создана из самых разнообразных материалов и украшена всевозможными аппликациями и позитивными рисунками, которые создают хорошее настроение.

Некоторые семьи смотрят фильмы, которые отвечают теме праздника. Хорошим вариантом может стать мультфильм «Принц Египта» или фильм «Десять заповедей». После просмотра всей семьей можно обсудить важность праздника и историю еврейского народа.

Даже если современные иудейские семьи не соблюдают последовательно все традиции, они все равно стараются каждый раз отпраздновать Песах со смыслом и воспоминаниями, потому что Песах показывает важность любви, которую Бог показал избранному им народом. Праздник, который напоминает нам, что нужно любить и беречь наши семьи, нашу свободу. Быть благодарными жизни и верить в Бога.

Празднование исторического исхода иудеев из Египта ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю.

Праздник Песах или еврейская Пасха - одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории - Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами – восемь дней.

Ультраортодоксальные евреи в Иерусалиме готовятся к празднику Песах

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2018 году праздник Песах начинается 31 марта с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа - с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь - в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления - Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий - первое «Песах», в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название - Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения - от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда - единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры - в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

Маца для верующих евреев

Маца для верующих евреев

Вовремя седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и вкушают особые символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; горькую зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства.Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Вовремя седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать вовремя седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году - в Иерусалиме!».Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.



Поделиться