Японские камикадзе. Семь жизней за императора

Сейчас это покажется забавным, но в 30-е годы ХХ века японских инженеров-конструкторов считали способными лишь копировать достижения коллег из Европы и Америки. Ошибочность такого взгляда потом хорошо поняли американцы в Пёрл-Харборе. Но первыми европейцами, на себе узнавшими, что такое японские инженеры, стали русские. В 1937 году советские истребители столкнулись в китайской небе с А5М - первым в мире палубным истребителем-монопланом, разработанным в Японии.


Императорская армия поставила перед КБ Mitsubishi задачу создать палубный истребитель с горизонтальной скоростью не менее 400 км/ч. Нормальной скоростью европейских бипланов было 350-370 км/ч, моноплан А5М на первых испытаниях выдал 414 км/ч, но приемщики не поверили и потребовали провести контрольный полет. Во второй раз А5М разогнался до 449 км/ч и был принят на вооружение.

Поначалу опытные летчики Йокосукского экспериментального авиаотряда отдавали предпочтение старому биплану, гораздо более маневренному на горизонтальных виражах в классической «собачьей свалке», зародившейся над окопами Первой мировой войны. Однако молодые летчики, попробовавшие воевать на вертикальных виражах, пришли в восторг от атаки в пикировании на тихоходные цели.


Вторая японо-китайская война началась из-за того, что рядовой Императорской армии Шимура Кукуджиро заблудился ночью, отлучившись в сортир. Если верить легенде, командование Японии воспользовалось тем, что китайцы не разрешили пустить на поиски рядового японских солдат, и дало приказ артиллерии. Кукуджиро вернулся, когда его командиры уже начали обстрел Пекина. Через двадцать дней, 28 июля 1937 года, столица Китая была взята.

У японцев было около 700 самолетов, у китайцев - 600, у тех и у других в основном бипланы. Перед самым началом войны Чан Кайши купил около сотни передовых американских бипланов Curtiss Hawk III. За первый месяц боев над Пекином и Шанхаем китайцы сбили около 60 японских самолетов.

Вскоре к берегам Китая подошел авианосец «Кага» с эскадрильей А5М. 7 сентября над озером Тан капитан Игараси, имея преимущество в скорости 60 км/ч, сбил подряд три «Хока». За неделю японцы взяли господство в воздухе.

19 сентября японская авиация осуществила налет на Нанкин, ставший новой столицей Китая. В общей сложности задействовали 45 самолетов, в том числе 12 А5М. Их встретили 23 китайских истребителя: американские «Хоки» и «Боинги», итальянские «Фиаты», английские «Гладиаторы». В ходе боя китайцы сбили четыре японских биплана, а А5М - семь китайских.

Чан Кайши обратился за помощью к СССР, и Сталин объявил операцию Z (по аналогии с операцией X в Испании), отправив на чужую войну советскую эскадрилью И-16 (31 самолет, 101 человек) - первого в мире серийного истребителя-моноплана с убирающимся в полете шасси, а также эскадрилью истребителей-бипланов И-15 бис (31 самолет, 101 человек) и эскадрилью бомбардировщиков СБ (31 самолет, 153 человека).

Летчики-добровольцы в Китае. Справа налево: Ф.П. Полынин, П.В. Рычагов, А.Г. Рытов, А.С. Благовещенский

Добровольцами сталинские соколы становились так: в начале октября 1937 года курсантов Московской академии Жуковского собрали командиры и объявили: «Родина решила отправить вас на секретное спецзадание в Китай. Кто отказывается?»

Таких не нашлось.

Лучшие советские летчики в то время находились в Испании, и в Китай поехали люди, совершенно не имевшие боевого опыта. Монопланы они планировали применять совместно с бипланами: в довоенной авиационной доктрине СССР господствовала теория, что скоростные монопланы должны догонять врага и связывать его боем, а потом более маневренные бипланы его уничтожать.

Помимо неопытных летчиков и устарелых взглядов на тактику существовала и другая проблема. Это Сталину было легко взмахнуть рукой над картой: «Доставить самолеты в Китай!» А как это сделать? Ближайший аэродром в Алма-Ате, и получалось, что лететь предстоит через Гималаи. Не имея карт, на предельных высотах, без промежуточных аэродромов и в открытых кабинах.

Первый самолет, отправившийся на прокладку маршрута, залетел в глухое ущелье, поздно это заметил и разбился в ударе об отвесную стену. Штурман умудрился выжить и спустя десять дней, обмороженный и голодный, вышел к местным жителям. Постепенно маршрут проложили, но советские эскадрильи все равно теряли каждый второй самолет во время перелета в Китай.

Истребитель И-16 с опознавательными знаками ВВС Китайской республики

К тому времени, как советские самолеты и летчики добрались, от китайских ВВС остался 81 самолет, почти все «Хоки» были сбиты. Японская авиация господствовала в небе. Сухопутная армия Японии штурмовала Нанкин. 21 ноября 1937 года в свой первый вылет над Нанкином поднялась семерка И-16 (И-16 был прозван в СССР «ишаком», а в Испании - «мухой» и «крысой»). Ведомая комэском Благовещенским, летчики вступили в бой с 20 японскими самолетами. «Ишаки» без потерь сбили один бомбардировщик и два А5М.

На следующий день, 22 ноября, шесть И-16 вступили в бой с шестью А5М, сбив одного из них. Японский летчик Миязака попал в плен.

При схожих тактико-технических характеристиках, как выяснили советские летчики, А5М серьезно уступал И-16 в точности оружия и весе секундного залпа. На них были установлены два старых английских пулемета «Виккерс», а на И-16 - четыре новейших советских пулемета ШКАС.

Японцы совершенно не ожидали появления вражеских монопланов. Однако за ними оставалось преимущество боевого опыта.

Участник боев Георгий Захаров вспоминал: «Уже потом, повоевав, набравшись опыта в боях, мы естественным путем пришли к пониманию тактики современного по тем меркам воздушного боя. А поначалу летчики не учитывали даже таких тактических азов, как заход в атаку со стороны солнца. Поэтому нередко начинали бой из заведомо невыгодной позиции».

Советские пилоты быстро переучивались: отказались от тактики совместного использования монопланов и бипланов и осваивали бой на вертикальных виражах.

24 ноября пилоты микадо взяли реванш: шесть А5М, сопровождая восемь «Бомберов», сбили три из шести взлетевших на перехват И-16.

1 декабря японские ВВС попытались разбомбить нанкинский аэродром, где базировались советские части. Всего в тот день в пяти вылетах русские сбили около десяти «Бомберов» и четыре А5М. Свои потери - два И-16, летчики выпрыгнули с парашютами. Один самолет из-за выработки горючего сел на залитое водой рисовое поле.

Китайские крестьяне вытащили его оттуда волами. Бомбардировщики так и не смогли снизиться для прицельного удара и сбрасывали груз на высоте пять километров, не причинив урона цели.

К концу 1937 года советские ВВС взяли воздушное господство над Нанкином. Японцы отвели свою авиацию подальше от линии фронта.

Под Новый год девять бомбардировщиков СБ, управляемых советскими летчиками под командованием Мачина, вылетели из Нанкина и совершили налет на японские авиабазы под Шанхаем. По оценкам наших летчиков, в общей сложности ими было уничтожено на земле 30-35 японских самолетов.

Другая группа бомбардировщиков в тот день доложила об уничтожении легкого авианосца «Ямато», не успевшего поднять свои самолеты в небо. Но, по японским данным, никакого авианосца «Ямато» в японском флоте никогда не было. Был другой корабль с таким названием, но его потопила американская подлодка в 1943 году. Возможно, советские бомбардировщики уничтожили какой-то крупный транспорт.

В январе, после бомбежки мостов через Хуанхэ, СБ командира эскадрильи капитана Полынина был перехвачен тройкой А5М и сбит. Его сын потом рассказывал, что самолет отца спланировал и сел на рисовом поле между пехотными позициями японцев и китайцев.

Следующие десять минут Полынин, держа в руке пистолет, с интересом наблюдал за бежавшими к его бомбардировщику с разных сторон японскими и китайскими солдатами. Если бы первыми добежали японцы, капитан в соответствии с приказом был обязан прострелить себе голову. Ему повезло: китайцы бегали быстрее.

23 февраля 1938 года 28 самолетов СБ под командованием комэска Полынина совершили сенсационный авианалет на японскую авиабазу на острове Тайвань, сбросив 2080 бомб и уничтожив 40 новых итальянских двухмоторных бомбардировщиков «Фиат BR.20» и около пятидесяти лучших японских пилотов, застигнутых бомбежкой во время обеда.

Эскадрилья Полынина применила хитрость: она обошла Тайвань по широкой дуге и зашла в востока, со стороны Японии. Позднее японцы поступят так же в первом налете на Пёрл-Харбор и тоже удачно: их примут за своих и не обратят на них внимания.

Весной 1938 года советские и японские летчики начали таранить друг друга в китайском небе. Первый таран совершил самолет старшего лейтенанта Шустера в воздушном бою 29 апреля над Уханью: при лобовой атаке он не свернул и столкнулся в воздухе с А5М. Оба летчика погибли.

В мае успешный таран на И-16 совершил летчик-ас (семь воздушных побед), старший лейтенант Губенко. Через год он получил за это Золотую Звезду Героя.

18 июля первый воздушный таран осуществили японцы. В воздушном бою над Наньчаном А5М лейтенанта-коммодора Нанго столкнулся с ранее обстрелянным им советским истребителем. Японец погиб, а советский летчик, младший лейтенант Шарай, остался жив, сумел посадить поврежденный И-16 и через год получил за этот бой орден Красного Знамени.

Этими случаями заинтересовался Такидзиро Ониси, будущий разработчик авианалета на Пёрл-Харбор, а в то время командующий авиацией на авианосце «Хосё». В 1938 году он основал Общество по изучению воздушной мощи и издал книгу «Боевая этика императорского военно-морского флота», в которой, в частности, рассматривается вопрос о готовности подчиненных выполнить задание даже ценой собственной жизни.

Эти разработки сильно пригодились ему в 1944 году, когда он начал формировать первую эскадрилью летчиков-самоубийц (остался в истории как «отец камикадзе»). В октябре во время сражения в заливе Лейте его подчиненные провели первую и самую успешную операцию против ВМФ США, потопив один и повредив шесть авианосцев (потеряли при этом 17 самолетов).

После этого Ониси поручили создать воздушный флот самоубийц. Японская авиация уже перешла на следующее поколение своих самолетов - знаменитые А6М «Зеро», - поэтому главным самолетом для камикадзе стал устарелый А5М. Пропаганда в стране заработала, и вскоре все мальчишки Японии мечтали героически погибнуть, по обычаю воинов-самураев оставив миру на прощание короткие стихи «дзисей» (дзисей - песня смерти, стихи, которые писали перед самоубийством). Например, такой:

Нам бы только упасть
Лепестками вишни весной,
Такими же чистыми и сияющими!

В 1944-1945 годах в атаках камикадзе погибли 2525 морских и 1388 армейских летчиков.

29 апреля, в день рождения императора Хирохито, над трёхградьем Ухань, ставшим после падения Нанкина очередной столицей Китая, произошел самый крупный воздушный бой за всю войну.

Японцы решили отомстить за бомбардировку Тайваня и устроить налет бомбардировщиков под прикрытием 27 A5M. На их перехват вылетели 45 И-16. В 30-минутном бою были сбиты 11 японских истребителей и 10 бомбардировщиков, при этом было потеряно 12 самолетов, пилотируемых китайскими и советскими летчиками. После этого японцы в течение месяца не совершали налетов на Ухань.

А в советские части прибыли ТБ-3. В конце лета группа этих бомбардировщиков демонстративно пролетела днем над Японскими островами, сбрасывая не бомбы, а листовки.

Японцы намек поняли правильно и начали зондировать почву для мирных переговоров с СССР. Летом 1938 года первая партия советских летчиков возвращалась в СССР. Командир эскадрильи И-16 капитан Благовещенский должен был перегнать трофейный А5М на изучение в Москву, но японская агентура в Китае работала хорошо, и в его бензобаки засыпали сахар. Над Гималаями двигатель отказал, и самолет разбился. Благовещенский со сломанной рукой несколько дней добирался до своих и был ими сразу же арестован.

Летчик-ас (14 побед в небе Китая) был этапирован в Москву и провел несколько незабываемых месяцев на Лубянке, пока следователи выясняли, не специально ли он разбил новейший японский истребитель. Накануне Сталин, недовольный большими потерями на гималайском маршруте, приказал НКВД поискать там диверсантов.

Эта нервотрепка закончилась тем, что однажды на допросе следователь указал на лежавшую перед ним бумагу. «Это анонимный донос о том, что вы давно являетесь врагом народа и японским шпионом. А это, - он указал на лежавшую рядом стопку листов, - заявления ваших сослуживцев, которые ручаются за вас как за самого себя. Можете идти, товарищ капитан».

Через год Алексей Благовещенский получил за Китай Золотую Звезду Героя.

"Слишком стремительно падаешь вниз, но успеваешь понять,
Все эти дни, всю недолгую жизнь, ты привыкал умирать.
Страж империи
На далеком стыке 2-х миров
Страж империи
Часовой невидимых постов
Страж империи во мраке и огне
Год за годом в битвах на Святой Войне" (Ария. "Страж Империи")

Трудно с этим не согласиться, но приведенная выше цитата величайшего японского писателя Юкио Мисимы, автора таких произведений как "Золотой храм", "Патриотизм" и др. как-никак очень точно подходит к образу летчиков камикадзе. "Божественный ветер" - так переводится этот термин с японского. В октябре прошлого года исполнилось 70 лет со дня первого формирования военных частей летчиков-смертников.

К тому моменту Япония уже безнадежно проигрывала войну. Оккупация Японских островов американцами приближалась с каждым днем, оставалось меньше года до того момента, как американцы сбросят атомную бомбу на Хиросиму (6.08), и Нагасаки (9.08), якобы мстя за Перл-Харбор, а сегодня обвиняя в этом Россию; дескать, СССР первым испытал ядерное оружие, чтобы применить его на японцах. Ни одного документального подтверждения этому нет и никогда не будет; даже если таковые появятся, то они будут сродни свеженапечатанным зеленым фантикам, которые нужно без лишних раздумий и колебаний сжечь как клевету. Я в аналогичную отместку с удовольствием перепишу ход сражения под Мидуэем в нужном ревизионистском контексте, которое стало переломом войны на Тихоокеанском театре военных действий или же просто изображу американцев как главного агрессора и поджигателя Второй мировой войны; я не постесняюсь назвать их агрессорами войны на Тихом океане, что более чем справедливо. Ибо никогда не должно быть оправданий тому, что в отличие от японцев вытворяли пиндосы, захватывая не только подконтрольные Японии территории, но и превращая страну в свой частный плацдарм для нападения на СССР.

История камикадзе началась в конце октября 1944-го. К тому времени японцы еще удерживали Филиппины, однако с каждым днем силы японцев таяли. Японский флот к тому времени полностью утратил свое господство на море. 15 июля 1944 года войсками США была взята база японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ей источниками нефти в юго-восточной Азии.

Сразу становится очевидным тот факт, что одна из причин поражения Японии во Второй мировой войне - нефть. Американцы уже тогда не скрывали, что полный контроль над нефтяными ресурсами - залог успеха в борьбе за мировое господство и ресурсный голодомор Японии явился всего лишь увертюрой перед большой холодной дипломатической игрой, в результате которой будет уничтожен СССР, что и произошло в 1991-ом. И Япония, и Россия, как правопреемница Советского Союза и даже Корея стали жертвами американской военной и дипломатической агрессии. Именно эта трагедия сегодня должна сплачивать Россию не только с Китаем, с которым у нас сейчас выстраиваются добрососедские партнерские отношения, но и с Японией и Кореей, подвергшихся американскому изуверству. Ведь если та же Япония выступит в поддержку мирного воссоединения Кореи, то она в дальнейшем может переориентироваться на Пекин и Москву, а это уже изоляция США в северной части Тихого океана и перехват Россией стратегической инициативы на Тихоокеанском пространстве; другими словами "пацифизация" вместо "балканизации". Если еще и Гавайи объявят о своей независимости и выйдут из состава США, тогда это уже тихоокеанский коллапс Америки, чего те будут всячески пытаться не допустить.

17 октября 1944 г. американские оккупанты начали битву в заливе Лейте, атаковав остров Сулуан, где находилась японская военная база. Вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение о необходимости формирования отрядов летчиков-смертников. На брифинге он заявил: "Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец. Если летчик, видя вражеский самолет или корабль, напряжет всю свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина более великая слава, чем отдать свою жизнь за императора и за страну?"

Такидзиро Ониси, отец камикадзе

Помимо ресурсного, у японцев наблюдался и кадровый голод. Потери в самолетах были не менее катастрофическими и зачастую невосполнимыми. Япония значительно уступала американцам в воздухе. Так или иначе, но формирование авиаэскадронов смерти стало по сути жестом отчаяния, надеждой если не остановить наступление американцев, то хотя бы существенно замедлить их продвижение. Вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимая, что война уже проиграна, в создании корпуса летчиков-смертников, делался расчет на то, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.

Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни...».

У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.

Термин "камикадзе" напрямую связан с национальной религией японцев - синто (яп. "путь богов"), ведь японцы, как известно, язычники. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.

Особое влияние на японцев оказали такие течения как дзен-буддизм и конфуцианство. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей; принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету сыновней почтительности, провозглашаемых конфуцианством, нашли благодатную почву в японском обществе.

Самурайские традиции гласили, что жизнь не вечна, а воин должен был умирать с улыбкой, бросившись без боязни в скопление врагов, что и было воплощено в духе камикадзе. У летчиков-смертников тоже были свои традиции. Они носили ту же форму, что и обычные пилоты, только единственное отличие было в том, что на каждой из 7-и пуговиц было выбито 3 лепестка сакуры. Неотъемлемой частью стала символическая повязка хатимаки (такую же иногда носили и кадровые пилоты), на которой изображался либо солнечный диск хиномару, либо на ней была выбита какой-нибудь мистический слоган. Наибольшее распространение получил лозунг: "7 жизней за императора".

Еще одной традицией стал глоток саке перед самим взлетом. Если вы смотрели "Перл-Харбор", то наверняка замечали, что и другие пилоты следовали тому же принципу. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским (и вообще - восточно-азиатским) поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

Помимо прощального глотка саке пилоту-смертнику выдавали коробочки с едой (бенто), с 8-ю рисовыми шариками (макидзуси). Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.

Знакомо ли вам имя Томэ Торихамы? Она вошла в историю как "матушка" или "тетя камикадзе". Она работала в закусочной, куда заходили камикадзе за несколько минут до вылета. Гостеприимность Торихама-сан была настолько широка, что летчики стали называть ее мамой (Токко: но хаха ) или тетушкой (Токко: оба-сан ). С 1929 г. и до конца своей жизни она прожила в поселке Тиран (Чиран; не путать со столицей Албании!); в настоящее время это г. Минамикюсю. Когда в Чиран вошли американские оккупанты, она сначала была шокирована отсутствием манер (добавлю, что у всех нынешних и тогдашних американцев это в крови), но потом сменила гнев на милость и стала обходится с ними так же, как и с камикадзе, и те, в свою очередь, ответили взаимностью пилотов-смертников.

Томэ Торихама в окружении камикадзе

Позднее она предпримет усилия для сохранения памяти героев страны. В 1955 году Томэ собрала деньги на изготовление копии статуи Каннон, богини милосердия, которую установили в честь погибших в маленьком храме около музея камикадзе в Тиране.

Статуя богини Каннон в Вакаяме

Добавлю, что известная японская фирма Canon, которой мы обязаны появлением принтеров и печатных устройств, названа как раз в честь этой богини. Богини милосердия.

25 октября 1944 года в заливе Лейте была проведена первая массированная атака камикадзе против вражеских авианосцев. Потеряв 17 самолетов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника. Это был несомненный успех новаторской тактики Ониси Такидзиро, особенно учитывая то, что накануне Второй воздушный флот адмирала Фукудоме Сигеру потерял 150 самолетов, вообще не добившись успеха. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

Однако не все японские пилоты разделяли такую тактику, были и исключения. 11 ноября один из американских эсминцев спас японского летчика-камикадзе. Летчик входил в состав Второго воздушного флота адмирала Фукудоме, переброшенного с Формозы 22 октября для участия в операции «Се-Го». Он пояснил, что по прибытии на Филиппины не велось никаких разговоров о самоубийственных атаках. Но 25 октября группы камикадзе начали спешно создаваться и во Втором воздушном флоте. Уже 27 октября командир эскадрильи, в которой служил летчик, объявил своим подчиненным о том, что их подразделение предназначается для выполнения самоубийственных атак. Сам пилот считал саму идею таких ударов глупой. У него не было намерения умереть, и пилот совершенно искренне признался, что никогда не испытывал желания совершить самоубийство.

В условиях растущих потерь бомбардировочной авиации родилась идея атаковать американские корабли одними истребителями. Легкий «Зеро» не был способен поднять тяжелую мощную бомбу или торпеду, однако мог нести 250-килограммовую бомбу. Конечно, одной такой бомбой авианосец не потопишь, но вывести его из строя на длительный период было вполне реально. Достаточно повредить полетную палубу.

Адмирал Ониси пришел к выводу, что 3 самолета камикадзе и 2 истребителя сопровождения представляли собой небольшую, а потому достаточно мобильную и оптимальную по составу группу. Истребители сопровождения играли чрезвычайно важную роль. Им приходилось отражать атаки вражеских перехватчиков до тех пор, пока самолеты камикадзе не устремятся на цель.

Из-за опасности обнаружения радарами или истребителями с авианосцев летчики-камикадзе использовали 2 метода выхода на цель — полеты на предельно малой высоте 10-15 метров и на предельно большой — 6-7 километров. Оба метода требовали надлежащей квалификации пилотов и надежной техники.

Однако в дальнейшем пришлось использовать любые самолеты, включая устаревшие и учебные, а в летчики-камикадзе шло молодое и неопытное пополнение, которое просто не успевали достаточно обучить.

Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтэн» и небольшие быстроходные катера, начинённые взрывчаткой.

29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», еще 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани-Бэй» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния».

Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

21 марта 1945 впервые была предпринята безуспешная попытка применить пилотируемый самолет-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» отрядом «Боги грома». Этот самолет представлял собой аппарат с ракетным двигателем, спроектированный специально для атак камикадзе, и был оснащен 1200-килограммовой бомбой. Во время нападения самолет-снаряд «Ока» поднимался в воздух самолетом «Мицубиси G4M», пока не оказывался в радиусе поражения. После отстыковки пилот в режиме парения должен был подвести самолет как можно ближе к цели, включить ракетные двигатели и затем протаранить намеченный корабль на огромной скорости. Войска союзников быстро научились атаковать носитель «Оки», прежде чем он сможет выпустить самолет-снаряд. Первое успешное применение самолетов «Ока» произошло 12 апреля, когда самолет-снаряд, пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро, потопил эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л. Абеле».

Йокосука MXY7 Ока

Но наибольший ущерб камикадзе нанесли в боях за Окинаву. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров. 4 британских авианосца получили 5 попаданий самолетов камикадзе. Всего в атаках участвовало 1465 самолётов.
3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека.

Авианосец "Хэнкок" после атаки камикадзе

До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено.

Пожар на авианосце "Банкер-Хилл"

Киеси Огава, камикадзе, таранивший "Банкер-Хилл"

К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев.

Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, погибли 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 члена экипажей самолетов-носителей. Последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане, стал эсминец «Каллагэн». В районе Окинавы 29 июля 1945 года, используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан «Аити D2А» с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил тонущий корабль. Погибли 47 моряков, 73 человека получили ранения.

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Известные камикадзе

Матомэ Угаки — вице-адмирал, командующий 5-м Воздушным Флотом ВМФ Японии. Совершил боевой вылет в район Окинавы с миссией «камикадзе» 15 августа 1945 года в составе группы из 7 самолетов, принадлежащих 701-й авиагруппе. Погиб.

Угаки Матомэ

Сэки, Юкио — лейтенант, выпускник Военно-морской академии. Не разделяя взгляды командования на тактику «камикадзе» подчинился приказу и возглавил первый специальный ударный отряд. Совершил боевой вылет с авиабазы Мабалакат в залив Лейте с миссией «камикадзе» 25 октября 1944 года лидируя в группе из 5 самолетов, принадлежащих 201-му воздушному корпусу. Тараном уничтожил авианосец «Сент-Ло». Погиб. Другими участниками группы был выведен из строя авианосец «Калинин-бей», ещё 2 повреждены. Первая результативная атака камикадзе.

Юкио Сэки

Интересно, что камикадзе перед вылетом пели известную песню "Уми юкаба".

Оригинал:

海行かば (Umi yukaba)
水漬く屍 (Mizuku kabane)
山行かば (Yama yukaba)
草生す屍 (Kusa musu kabane)
大君の (O: kimi no)
辺にこそ死なめ (He ni koso siname)
かへり見は せじ (Kaerimi wa sedzi)

или вариант:

長閑には死なじ (Nodo ni wa sinadzi)

Перевод:

Если морем мы уйдём,
Пусть поглотит море нас,
Если мы горой уйдём,
Пусть трава покроет нас.
О великий государь,
Мы умрём у ног твоих,
Не оглянемся назад.

Шок англосаксов был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.

Следует отметить, что в безвыходных ситуациях, в пылу боя, огненные тараны совершали летчики многих стран. Но никто, кроме японцев, не делал ставку на самоубийственные атаки.

Кантаро Судзуки, премьер-министр Японии в годы войны. Сменил на этом посту Хироси Осиму

Бывший премьер-министр Японии адмирал Кантаро Судзуки сам, не раз смотревший смерти в глаза, так оценивал камикадзе и их тактику: «Дух и подвиги пилотов-камикадзе, безусловно, вызывают глубокое восхищение. Но эта тактика, рассматриваемая с точки зрения стратегии, является пораженческой. Ответственный командир никогда не прибегнет к таким чрезвычайным мерам. Атаки камикадзе — яркое свидетельство нашего страха перед неизбежным поражением, когда не было никаких других возможностей изменить ход войны. Воздушные операции, которые мы начали проводить на Филиппинах, не оставляли возможности уцелеть. После гибели опытных летчиков в самоубийственные атаки приходилось бросать менее опытных и в конце концов тех, кто вообще не имел никакой подготовки».

Память

На "цивилизованном" Западном мире, прежде всего в США и Британии камикадзе всячески поливают грязью. Американцы их записали в один ряд с виновниками-террористами 11 сентября и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Это - лишнее доказательство того, что США - бездушное и больное общество, как справедливо заметил Евгений Викторович Новиков, всячески очерняющее память тех, кто вчера внес свою лепту в освобождение планеты от американского капиталистического глобализма. В Японии благодаря усилиям той самой "матушки камикадзе" Томэ Торихама, был открыт музей, который в этом году отмечает свое 40-летие.

Тиранский музей камикадзе, г. Минамикюсю. Префектура Кагосима, Япония

В музее представлены фотографии, личные вещи и последние письма 1036 армейских лётчиков, включая старое школьное пианино, на котором двое пилотов играли «Лунную сонату» за день до вылета, а также 4 самолёта, модели которых использовались при атаках камикадзе: Накадзима Ки-43 «Хаябуса», Кавасаки Ки-61 «Хиэн», Накадзима Ки-84 «Хаятэ» и сильно повреждённый и проржавевший Мицубиси А6М «Зеро», поднятый со дна моря в 1980 году. Кроме этого, в музее демонстрируются несколько коротких видеороликов, набранных из фотографий и видеозаписей военного времени, а также 30-минутный фильм, посвящённый последним письмам лётчиков.

Рядом с музеем расположен буддийский храм, посвящённый богине милосердия Каннон. Там находится уменьшенная копия статуи Юмэтигай Каннон (Изменяющей сны Каннон), установленной в храме Хорю-дзи в Наре. Пожертвования для её установки собирала «матушка камикадзе» Томэ Торихама, владелица закусочной в Тиране, обслуживавшей военных лётчиков. Внутри реплики хранится свиток с именами погибших пилотов. Вдоль дороги, ведущей к музею, установлены каменные фонари-торо с высеченными на них стилизованными изображениями камикадзе.

Материалы, выставленные в музее, представляют погибших лётчиков в очень положительном свете, изображая их как молодых храбрецов, добровольно пожертвовавших собой из любви к родине, однако это касается только армейских пилотов: упоминаний про лётчиков флотской авиации, которых среди камикадзе было больше, очень мало. Кроме того, музей учитывает только погибших в боях около Окинавы, в то время как несколько сотен армейских камикадзе погибли на Филиппинах и других местах.

Интересно, что 1-ым директором стал «неудавшийся камикадзе» Тадамаса Итацу, который остался в живых благодаря тому, что все вылеты, в которых он принимал или должен был принимать участие, окончились неудачно.

В завершении своего рассказа я хочу задать один вопрос: так что, разве камикадзе - такие же военные преступники, которых нужно смешивать с грязью и судить? Ничего подобного: камикадзе - пример героизма воинов императора, воинов Ямато, воинов своей страны. Своими смертными подвигами они доказали, что их совесть и душа чисты и непорочны, в отличие от тех, кто бомбил их в начале августа 45-го.

Слава Вам, Герои Ямато! Смерть оккупантам!

Мини-галерея










Атака авианосца "Колумбия"


Военная Тайна. Когда начнется крах Американской Империи (начало сюжета про камикадзе с 47-ой минуты):

Ария. Страж Империи:

Dulce et decorum est pro patria mori. (Приятно и почетно умереть за Родину).

Гораций.

Хотелось бы родиться семь раз, чтобы отдать все жизни за Японию. Решившись умереть, я тверд духом. Ожидаю успеха и улыбаюсь, поднимаясь на борт.

Хиросэ Такео, старший лейтенант японских ВМФ,
1905 г.

В истории многих народов можно найти немало примеров беззаветного героизма. Однако никогда и ни в одной армии мира, кроме армии Японии в конце Второй мировой войны, самопожертвование не являлось специальной или особой тактикой, одобренной сверху и заранее планируемой.

Хатимаки – налобная повязка с надписью
«Камикадзе» – «Божественный ветер».

Секио Юкио – первый официальный командир
подразделения летчиков-Камикадзе.

Японские моряки и подводники, водители человеко-торпед, пехотинцы, своими телами разминировавшие минные поля, летчики-Камикадзе, предпринимая самоубийственные атаки, осознавали, что им суждено погибнуть, но добровольно выбирали путь самопожертвования и мужественно встречали смерть. Категория таких добровольцев-смертников в японских вооруженных силах периода Второй мировой войны получила обобщенное название «тейсин-тай» – «ударные отряды». Их формирование, основанное на средневековом морально-религиозном кодексе самураев бусидо (в буквальном переводе «путь воина»), обязывающем презирать смерть, санкционировал Императорский генеральный штаб (первый официальный отряд летчиков-Камикадзе был сформирован к 20 октября 1944 года). Более того, для самоубийц разрабатывалось и производилось специальное оружие – торпеды, катера, самолеты. Погибшие в бою смертники причислялись к лику ками – святых покровителей Японии.

Чувство долга и ответственности за судьбу нации, присущее подавляющему большинству японцев, было возведено в абсолют у самураев – представителей касты японского рыцарства, и их духовных последователей.

Японцы смотрели на смерть совсем не так, как их противники. Если для американца смерть представлялась ужасным уходом в небытие, то для японцев главным была не сама смерть, а обстоятельства, при которых она произошла.

Священник и воин 18 века Ямамото Цунэтомо в знаменитой книге «Хагакурэ » («Спрятанное в листве») так охарактеризовал смысл жизни самурая: «Путь самурая – это смерть… В случае необходимости выбора между жизнью и смертью незамедлительно выбирай последнюю. В этом нет ничего сложного. Просто соберись с духом и действуй. Тот, кто выбрал жизнь, не исполнив свой долг, должен считаться трусом и плохим работником».

Самурай с мечом за поясом всегда готов наступать. Тогда его разум будет сосредоточен на смерти, готовность к которой – главное качество воина.

Храм Ясукуни-дзиндзя – главный военный храм Японии. Высшей честью для воина считалось быть зачисленным в его списки.

Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой. Не следует, конечно, полагать, что этими жестокими, поражающими ум западного человека, заповедями ограничивается содержание идеологии самураев. Нравственные идеалы и устремления японского военного сословия высоко почитались в обществе. Самураи, в свою очередь, хорошо осознавали значимость своего положения и ответственность своей роли представителей высшей касты. Храбрость, мужество, самообладание, благородство, обязанность выполнять свой долг, милосердие, сострадание – все эти добродетели, согласно кодексу бусидо, непременно требовались от самурая.

Вице-адмирал Ониси – идейный вдохновитель и организатор авиационных подразделений камикадзе.

Однако именно подобные цитаты и законы стали идеологической основой и подчас содержанием для программ пропаганды, образования и военного обучения, разработанных и внедренных японским руководством в первой половине двадцатого века. Вся нация от мала до велика готовилась к решающей схватке за господство Японии в Азии. В те времена для страны восходящего солнца за одной победой следовала другая, и, казалось, нет предела ее возможностям и силам. Военное дело преподавалось в японских школах уже двенадцатилетним детям, да и в целом обучение в них мало отличалось по предписанному порядку и требованиям от казарменной службы. В магазинах тогда прилавки ломились от игрушечных сабель и винтовок, моделей японских кораблей и пушек, а наиболее популярной забавой среди мальчишек была, конечно, игра в войну. И даже здесь некоторые из них уже привязывали к спине полено, имитируя «человеческие бомбы» и самоубийственные атаки. А в начале каждого дня занятий учитель непременно спрашивал класс, какое желание является у него самым заветным, на что ученики хором должны были отвечать: «наше самое заветное желание – умереть за императора».

Основополагающими идеологическими документами, предназначенными для повсеместного изучения, были «Императорский рескрипт солдатам и матросам» и его гражданский вариант «Императорский рескрипт по образованию», обязывавшие каждого японца отдать все силы на алтарь защиты отечества.

Хосокава Хоширо – один из немногих летчиков-камикадзе, оставшихся в живых.

Однако не только яд пропаганды, созданный из древних традиций смерти, почитания императора и долга, превратил в первой половине двадцатого века необыкновенно добрый, смиренный, вежливый и трудолюбивый (в японском языке нет, кстати, такого слова, ибо предполагается, что иначе, как с полной отдачей, работать просто нельзя) народ в беспощадного и полного ненависти к себе и врагам воина. Причина успеха агрессивных планов японских политиков и военных кроется также в неистребимом общинном духе простых японцев. Природа японских островов, жестокая и коварная, данная человеку как бы назло, обрекает одиночку на гибель. Только крупные общины тяжелым трудом могут выполнить огромный объем работ, необходимых для успешного земледелия, для поддержания и продолжения самой жизни. В таких условиях индивидуализм не просто опасен, он совершенно невозможен. Так, старинная японская поговорка гласит, что торчащий гвоздь следует немедленно забить. Японец видит себя в семье, рядом с соседями, в общине в целом. Он не представляет своей жизни без нее. И до сих пор, называя себя, японец произносит прежде фамилию, чем имя, определяя сперва свою принадлежность к тому или иному роду, а уж затемтолько свое участие в его жизни. В силу именно этой особенности японской культуры пропаганда всеобщего национально подъема на борьбу с врагами, всеобщего самопожертвования нашла такую широкую поддержку у всей нации, чего не смогла в той же степени добиться, кстати, машина пропаганды фашистской Германии. Факт, что из числа всех японских солдат и матросов в плен за четыре года войны сдались лишь около одного процента…

Традиционная фотография на память перед последним вылетом с личными подписями пилотов.

Взлетает истребитель A6M Секио Юкио с подвешенной 250 кг бомбой.

Самолет-снаряд «Ока» – популярный экспонат многих военных музеев.

Бомбардировщик Мицубиси G4M2 – носитель управляемой бомбы «Ока».

Торпеда «Кайтен» тип 2 в качествет экспоната в США.

Эскортный авианосец «Сент-Ло» поражен самолетом-камикадзе.

(«…Японский самолет… получил несколько попаданий и выпустил шлейф огня и дыма, однако продолжал свой смертельный полет… Палуба вымерла. Все, за исключением зенитчиков, вмиг распростерлись на ней. С ревом огненный шар прошел над надстройкой и врезался, произведя страшный взрыв…»)

Первые военные отряды смертников начали создаваться в конце 1943 года, когда обычные средства ведения борьбы у Японии уже иссякли, и она теряла одну за другой свои позиции. Основными видами таких ударных отрядов были Камикадзе (божественный ветер), представлявшие собой предназначенные для поражения сил противника ценой своей гибели подразделения полевой и военно-морской авиации, и Кайтен (Путь в рай), отряды человеко-торпед. Такие подразделения не принимали участия в боевых действиях. Их личный состав предназначался для нанесения одного-единственного удара по кораблям или наземным силам противника.

Самолет Камикадзе представлял собой огромный снаряд, до отказа заполненный взрывчатым веществом. После сбрасывания обычных бомб и торпед, или без оного, японский летчик был обязан таранить цель, пикируя на нее с работающим мотором. Большинство самолетов Камикадзе были устаревшими и едва могли удерживаться на прямом курсе, однако существовали и особые, предназначенные только для самоубийственных атак.

Среди них самыми опасными для американцев были самолеты-снаряды «Ока» («Цветок вишни») с ракетным двигателем. Они сбрасывались с тяжелых бомбардировщиков на расстоянии 20-40 км от цели и фактически представляли собой самонаводящуюся противокорабельную ракету, «системой наведения» которой являлся летчик-самоубийца.

Впервые массово силы соединений Камикадзе были применены Японией во время сражения за Филиппины осенью 1944 года, и затем число атак, предпринимаемых смертниками, возрастало до самого конца войны. Во время боя в заливе Лейте и сражения за Окинаву самолеты Камикадзе были единственным сколько-нибудь действенным оружием Японии, чей флот и армия уже не могли оказать достойного сопротивления.

Тем не менее, несмотря на громадные усилия, предпринятые в направлении увеличения эффективности применения самолетов и торпед, управляемых самоубийцами, переломного успеха в этой области достигнуто не было, и потери американцев ничтожны по сравнению с тем чудовищным геноцидом, которое японское руководство предприняло по отношению к собственному народу с целью во что бы то ни стало остановить противника в то время, когда война была уже и без того безнадежно проиграна.

Один из немногочисленных успешных для Японии боев, шедших с применением Камикадзе, стала атака группы ее самолетов 21 октября 1944 года восточнее пролива Гуроигаои, которая вывела из строя три эскортных авианосца и несколько других кораблей ВМФ США. Десять дней спустя очередная группа Камикадзе нанесла удар по обнаруженной американской авианосной группе, потопив эскортный авианосец «Сент-Ло» и повредив три других.

Психологические последствия атак Камикадзе были просто ошеломляющими. Замешательство и страх американских моряков росли по мере роста атак летчиков-смертников. Мысль о том, что японские пилоты умышленно направляют свои самолеты на корабли, пугала до оцепенения. Поблекла бравада мощью американского флота.

«Было какое-то гипнотизирующее восхищение в этой чуждой Западу философии. Мы заворожено наблюдали за каждым пикирующим Камикадзе – больше как публика на спектакле, чем жертва, которую собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе, собравшись группами и беспомощно думая о человеке, который находится там», – вспоминал вице-адмирал Браун.

Йокосука D4Y3 «Джуди» Йошинори Ямагучи «Корпуса специальных атак» Йошино.

Бомбардировщик Ямагучи врезается в носовую часть полетной палубы авианосца CV -9 «Эссекс», 25 ноября 1944 года, 12:56.

Летная палуба CV-17 уничтожена, авианосец пришлось ремонтировать.

Американцам пришлось срочно принимать контрмеры. Адмирал Нимиц прежде всего приказал установить режим секретности в отношении сведений о действиях Камикадзе и результатах их атак. Пришлось довести численность истребителей в авианосных группах примерно до 70%, по сравнению с обычными 33%. Выделялись специальные дозоры истребителей, действующих на малых высотах, на Камикадзе опасных направлениях. Пришлось расставлять эсминцы радиолокационного дозора на весьма значительных дистанциях. В результате этого именно эсминцы радиолокационного дозора принимали на себя первый натиск атак Камикадзе. Для подавления деятельности Камикадзе пришлось организовать непрерывные налеты на аэродромы базирования японской авиации (буквально от зари до зари), что сильно снижало воздействие авиации по японским наземным силам.

6 апреля, во время боев за Окинаву, началась крупномасштабная операция, получившая название «Кикусуи» («Хризантема»). В ней приняло участие 1465 самолетов, в том числе реактивные «Ока». Итогом ее стала гибель практически всех самолетов японцев, уничтожение нескольких десятков и повреждение сотен кораблей американцев.

Большинство же из Кайтенов и также «Фурукуй» («драконы счастья», отряды пловцов-смертников, вооруженных бомбами, которые надлежало взорвать ударом о корпус корабля противника) пропали бесследно, однако известны факты гибели или повреждения американских кораблей, которым не было найдено разумного объяснения в рамках обычных представлений о вооруженной борьбе на море.

В частности потерю американского тяжелого крейсера «Иниданаполис» иногда связывают с атакой Кайтен, которые были на вооружении японской подводной лодки I-58, под командованием М. Хасимото.

Японские школьницы провожают цветущими ветвями вишни пилотов-Камикадзе, отправляющимися в последний полет на истребителях Накадзима Ki-43 «Оскар».

Без сомнения, использование тактики Камикадзе не могло переломить хода военных действий. Но это был естественный выбор нации с несгибаемым духом. Японцы не собирались повторять судьбу немецкого Хохзеефлотте, когда флот Германии в 1918 году оказался в английском плену, и предпочли позору смерть. Японцы смогли во время последней крупной битвы Второй мировой войны так хлопнуть дверью, что теперь во всем мире используют термин «Камикадзе» для обозначения смертника-добровольца.

На Окинаве американское командование использовало 18 линкоров (в три раза больше, чем в Нормандии), 40 авианосцев, 32 крейсера и 200 эсминцев. Общая численность кораблей США достигала 1300 единиц. Потери, причиненные Камикадзе кораблям 3-го и 5-го флотов США в боях у Окинавы, оказались больше понесенных Тихоокеанским флотом в декабре 1941 г. от налета японской авиации на морскую базу в Пёрл-Харборе на Гавайских островах. Потери американского Военно-морского флота, находившегося вблизи Окинавы, составляли 36 потопленных кораблей и 368 поврежденных. В числе поврежденных - 10 линкоров, 13 авианосцев, 5 крейсеров, 67 эсминцев и 283 более мелкие единицы. Значительную часть сильно поврежденных кораблей восстановить не удалось. Японцы сбили также 763 американских самолета. Пилоты-самоубийцы серьезно повредили четыре больших авианосца: «Enterprise», «Hancock», «Intrepid» и «San Jacinto». Значительные потери понесли также патрульные и радиолокационные корабли. Впоследствии американцы были вынуждены перенести радиолокационные станции на сушу и разместить их на доминирующих позициях на Окинаве и прилегающих островах. Потери американцев составили около 12 тыс. человек убитыми и около 36 тыс. ранеными. Потери японцев составили 16 боевых кораблей (кто еще мог двигаться), 7830 самолетов, 107 тыс. военнослужащих убитыми и 7400 пленными.

По данным Наито Хатсахо в самоубийственных атаках в 1944-45 гг. погибли 2525 морских и 1388 армейских летчика, причем из 2550 вылетов Камикадзе 475 оказались успешными.

Камикадзе применялись также против наземного и воздушного противника. Поскольку силы ПВО Японии были явно недостаточны для борьбы с американскими тяжелыми бомбардировщиками B-17, B-24 и B-29, то летчики прибегали к таранным ударам. Причем некоторым из них удавалось при этом выжить. Данные об общем количестве сбитых в результате тарана бомбардировщиках B-29 отсутствуют. Известно лишь, что из примерно 400 потерянных машин 147 было сбито зенитной артиллерией и авиацией.

Кто же становился смертником, или, как принято теперь называть всех, идущих на самоубийственные атаки, Камикадзе? В основном это были молодые люди 17-24 лет. Неправильно было бы считать их всех какими-то роботами или исступленными фанатиками. Среди Камикадзе были люди всех социальных слоев, различных взглядов и темперамента.

Томе Торихама в окружении пилотов-Камикадзе. Она держала кафе на окраине Чирана и как могла поддерживала летчиков. Томе стала для них приемной матерью. После войны она приложила большие усилия для создания музея летчиков-смертников, за что получила в Японии прозвище «Матушка-Камикадзе».

Дорога к музею Камикадзе в Чиране, усаженная вишней.

Монумент летчикам-Камикадзе в музее в Чиране. Японский народ бережно хранит память о своих бесстрашных сыновьях.

Постоянное ожидание смерти было тяжким испытанием для них. Оно расшатывало нервы. Молодых пилотов, а именно авиация стала основным родом войск смертников, пловцов и подводников не покидало чувство ужаса и отчаяния.

Подготовительный курс летчиков-Камикадзе, да и других смертников, был не велик. В течении недели-двух они должны были совершить несколько полетов по отработке техники пикирования. Остальное время тренировались на простейших, примитивных тренажерах, занимались физической подготовкой – фехтовали на мечах, боролись и т.д.

И в военно-морской и в армейской авиации были разработаны особые ритуалы прощания с уходящими в последний свой полет летчиками. Так, каждый из них оставлял в специальной некрашеной шкатулке обрезки своих ногтей и прядь волос, часто остававшиеся единственной памятью об ушедшем воине, составлял последнее свое письмо, которые затем отправлялись родственникам. Непосредственно перед стартом прямо на взлетной поле накрывали стол белой скатертью, причем белый цвет был не случаен, так как по японским поверьям он является символом смерти. За этим столом Камикадзе принимал из рук своего командира чашечку сакэ, или простой воды. В полет многие летчики брали с собой белый японский флаг с иероглифическими надписями о силе духа, презрении к смерти, и различные амулеты, которые должны были принести их владельцу удачу в его последнем сражении. Одним из наиболее распространенных был девиз «Семь жизней за императора». Каждому смертнику торжественно вручали именной самурайский меч в парчовых ножнах, что причисляло его владельца к числу самураев, и, кроме того, облегчавший, по религиозным понятиям синтоизма, переход самурая в мир святых Ками, для чего в момент смерти требовалось держать его в руке.

Несмотря на различные обряды и привилегии боевой дух обреченных на смерть воинов постоянно падал по мере приближения поражения Японии. Самопожертвование только усугубляло кризис японской военной машины. Многие предавались пьянству и разврату, покидая свои базы безо всякого разрешения. Они знали, что война проиграна и не хотели умирать напрасно. Известен случай, когда Камикадзе, которого заставили вылететь в самоубийственную атаку, в отчаянии и гневе таранил собственный командный пункт.

Можно ли осуждать молодых японцев, готовых на все, ради своей родины? Пылкие и горячие ее защитники, они до последних дней войны считали для себя единственно верным умереть в бою, уничтожая ее врагов. Большое их число и массовый характер порыва вызывают лишь уважение и, несомненно, делают честь Японии, умеющей воспитывать патриотов. Однако трагедия целого поколения японских юношей заключалась в том, что они стали заложниками военных авантюристов, не желавших до конца признать поражение, готовых победить во что бы то ни стало ценой жизни даже собственного народа.

Близился конец Второй мировой войны, американские военно-морской флот подступал к японским берегам, и Японии было просто необходимо предпринять какие-то радикальные меры, чтобы предотвратить нежелательный исход. Так было решено создать уникальный отряд под названием «Специальный ударный отряд». Но это подразделение было больше известно как отряд камикадзе, что переводится как «божественный ветер». Дивизия состояла из добровольцев, которые должны были намеренно врезаться на своих самолетах в американские судна.

10. Битва в Филиппинском море

Одним из ключевых военно-морских сражений во время Второй мировой был бой в Филиппинском море, состоявшийся 19 и 20 июня 1944 года. Победительницей вышла американская армия, серьезно навредив японскому флоту при минимальных личных потерях.

Причиной такой уязвимости Японии оказалось то, что ее армия летала на самолетах Mitsubishi A6M Zero (коротко Зик), которые были абсолютно неэффективны в борьбе против мощной военной техники США. По большому счету японские самолеты взрывались на подлете от простых пулеметных очередей, не успевая причинить вред врагу. В ходе этой битвы японцы потеряли 480 боевых машин, что составляло 75% их воздушного флота.

По мере приближения американских сил к побережью Филиппин, оккупированных тогда Японией, японские военнокомандующие все больше задумывались о том, что им необходимо предпринять радикальные меры. На собрании самых высших чинов военно-морской капитан Мотохару Окамура сказал, что ситуацию спасет только отряд самоубийц. Окамура был уверен, что спасти свою Родину от позора вызовется достаточно добровольцев, и для них нужно будет выделить около 300 самолетов. Капитан был уверен, что это изменит ход войны и развернет ситуацию в пользу Японии.

Все присутствующие на собрании согласились с Окамурой, и ему были выделены необходимые ресурсы. Для этой миссии самолеты специально облегчили, демонтировали пулеметы, сняли броню и даже радио. Зато топливный бак был увеличен, и на борт самолетов погрузили по 250 кг взрывчатки. Теперь все, что нужно было Окамуре, это найти пилотов для этого отчаянного задания.

9. Японские пилоты согласились на самоубийство из страха опозориться

Но как же удалось набрать летчиков для такого страшного задания? На самом деле начальство просто попросило людей стать добровольцами.

А что до того, как вообще кто-то может согласиться на такую смерть, тут уже стоит обратиться к культуре Японии. В этой стране позор – это очень напряженная тема. Если бы начальство попросило пилота пожертвовать собой, а он бы ответил: «Нет, я не хочу умирать за свою страну», это бы не просто опозорило его, но и обесчестило всю его семью. К тому же, погибших пилотов-смертников повышали в звании на два ранга.

Так что на самом деле добровольческий отряд не был таким уж и свободным в выборе. Они могли остаться в живых, опозориться на всю страну и замарать репутацию своей семьи в обществе, чрезвычайно крепко ориентированном на чести и гордости. Или же добровольцы могли погибнуть и быть превознесены как герои, погибшие за свою Родину.

8. В первом рейде погибли лучшие пилоты авиации

Когда японские власти решили сформировать эскадрон из камикадзе, первым пилотом, которого они выбрали на роль истребителя, стал их лучший лейтенант, молодой паренек 23 лет, Юкио Секи. Можно было бы предположить, что когда парню сообщили, что он нужен для такого ответственного задания, он ответил, что с радостью послужит стране. Но существуют слухи, что Секи поделился с журналистом сомнениями в том, это будет лучшее применение его талантам.

В октябре 1944 года Секи и еще 23 летчика начали подготовку к миссии. 20 октября адмирал Такихиро Ониши сказал: « в смертельной опасности. Спасение нашей страны сейчас совсем не в руках начальников и министров, подобных мне. Оно может прийти только от таких смелых молодых людей, как вы. Поэтому от лица всей нашей страны я прошу у вас об этой жертве и молюсь за ваш успех.

Вы уже боги, освобожденные от земных желаний. Но единственное, что еще имеет для вас смысл – это знание, что ваша жертва будет не напрасной. К сожалению, мы уже не сможем вам этого сообщить. Но я буду следить за вашими усилиями и сообщу о ваших поступках самому императору. Вы можете быть в этом уверены.

И я прошу вас сделать лучшее, на что вы способны».

После этой речи 24 пилота сели за руль своих самолетов и вылетели на верную смерть. Однако за первые пять дней полетов им не удалось совершить ни одного столкновения с американскими судами, пока они не встретились с соперником в районе Филиппин.

Американцы были немало удивлены самоубийственной атаке японцев. Пилоту-камикадзе удалось потопить один из немаловажных кораблей ВМФ США, целый авианосец. Столкновение японского самолета с судном вызвало множественные взрывы внутри корабля, и он затонул. На борту тогда было 889 человек, и 143 из них были убиты или считаются пропавшими без вести.

Кроме потопления авианосца группе камикадзе удалось повредить еще три других корабля. Японцы восприняли это хорошим знаком и расширили состав отряда самоубийц.

7. Японцы сконструировали самолет специально под миссию камикадзе

Как было упомянуто выше, японские Зики были довольно неэффективны против американских самолетов. С летающими бомбами дела обстояли не лучше. Другой проблемой было то, что пилотов приходилось обучать в срочном порядке очень непростому делу. И для того, чтобы хотя бы подобраться к военным кораблям США, нужно было быть очень хорошим летчиком. Вместо того, чтобы просто отменить операцию, японцы решили упростить сам самолет, сделать его более подходящим для целей и специфики миссии камикадзе. Новый аппарат был назван Yokosuka MXY7 Ohka или просто «Вишня в цвету».

Самолет фактически стал управляемой ракетой 6 м в длину с короткими крыльями. Значительным недостатком снаряда было то, что он мог пролететь только 32 км. Так что японцам пришлось использовать еще один самолет, который бы доставил «Вишню в цвету» к цели. Им стал бомбардировщик Mitsubishi G4M. Как только пилот-камикадзе приближался к своей цели, он запускал ракетные ускорители, что позволяло ему обойти защитный огонь врага и поразить броню корабля противника.

Кроме того, что эти новые самолеты были легче, они также были более простыми в управлении, чем Зики. Пилотам не нужно было учиться взлетать и приземляться, они просто должны были держать верное направление и запускать ускорители, чтобы не пришлось маневрировать и уклоняться от защитного огня американцев.

Кабина летчиков «Вишни» тоже была особенной. За изголовьем кресла пилота было специальное отделение для самурайского меча на случай, если смертник переживет столкновение.

6. Это должна была быть именно психологическая война

Конечно, основной задачей камикадзе было потопить как можно больше кораблей. Тем не менее, японцы полагали, что на поле боя новая тактика непременно поможет им получить еще и психологическое преимущество над врагом. Японцы хотели, чтобы их считали яростными воителями без чувства меры, которые лучше погибнут, чем проиграют и сдадутся.

К сожалению, это не возымело ожидаемый эффект. Мало того, что американцы легко отбивали атаки японцев, они еще и прозвали самолеты камикадзе «Бака», что на японском языке означает «дурак» или «идиот».

5. Пилоты–камикадзе, управлявшие торпедами

Кроме облегченных самолетов, японцы создали для камикадзе управляемые торпеды, которые позже прозвали кайтенами.

Процедура была такая: сначала пилот должен был высмотреть в перископ корабль, затем с помощью секундомера и компаса ему надо было практически вслепую протаранить судно врага. Как вы могли догадаться, это было не так просто, и на обучение пилотов уходили месяцы.

Еще одной сложностью стал размер торпед. Они были большими, и это не позволяло отправлять их на слишком далекие расстояния. Торпеды приходилось доставлять сначала на больших подлодках. «Материнский» корабль перевозил до места назначения от 6 до 8 кайтенов.

20 ноября 1944 года в американский танкер USS Mississinewa было выпущено 5 кайтенов. Один из них попал в цель, и взрыв был мощнейшим, как можно увидеть в ролике выше. Японцы подумали, что потопили целых 5 кораблей из-за того, что взрыв был невероятно сильным. В результате руководство сочло идею с торпедами настолько успешной, что производство кайтенов было увеличено.

4. Нацистский отряд самоубийц

Японцы не были единственными в коалиции агрессоров, кто под конец войны так отчаялся, что пустил в ход бомбардировщики под управлением пилотов-самоубийц. Германия тоже сформировала свой отряд специального назначения, прозванный «Эскадроном Леонида». Создание отряда было предложено Ханной Райч (Hannah Reitsch), немецкой летчицей-испытателем. Райч дважды была награждена Железным Крестом и стала немецкой женщиной, которая ближе всех других представительниц прекрасного пола подобралась к непосредственным военным действиям.

В 1944 году, когда Райч получала ее второй Крест, она рассказала о своей идее самому Адольфу Гитлеру, участвовавшему во вручении награды. Она предложила посадить пилотов в модифицированные ракеты V-1, заряженные взрывчаткой и использовать их в качестве оружия. Сначала Гитлеру эта идея не понравилась, но позже он передумал. Канцлеру приглянулась приверженность Ханны этой затее, и он дал согласие на создание самолетов для самоубийственных миссий. Самолетом для этого проекта был назначен Fieseler Fi 103R под кодовым именем Райченберг. Ракеты смертников оснастили бомбами весом в 900 кг.

Райч была первой переведена в Эскадрон Леонида и первая принесла присягу, в которой подтверждала, что добровольно принимает участие в миссии и понимает, что ее ждет смерть.

Всего в новом отряде было 70 волонтеров, но программу свернули еще до того, как кто-либо успел использовать Райченберги.

Райч пережила войну и впоследствии издала свою автобиографию. Кроме того Ханна даже стала управляющей национальной школы по планерному спорту в Гане в послевоенные годы. Летчица умерла в 65 лет от сердечного приступа. Это случилось в 1979 году.

3. Возможно, пилоты принимали метамфетамин

На самом деле метамфетамин был изобретен в Японии еще в 1893 году. Но он не получил широкое распространение, пока на этот наркотик не обратили внимание на Второй мировой войне. Немецкая армия использовала тип метамфетамина под названием Первитин, а японская – наркотик Филопон.

Во время войны японцы давали наркотики своим солдатам, когда тех сликшком сильно одолевали голод или усталость. Филопон также оказался полезным и для пилотов камикадзе. Перед лицом верной смерти они должны были быть решительными и собранными. Поэтому перед посадкой в свои летающие бомбы и несколько часовыми полетами навстречу гибели летчикам выдавали высокие дозы метамфетамина. Это помогало самоубийцам оставаться сконцентрированными до самого конца. Еще одним преимуществом для солдат было то, что «мет» повышал уровень агрессии.

И хотя такой побочный эффект для наркоманов является довольно неприятным проявлением в обычной жизни, для японских камикадзе он служил верную службу, помогая самоубийцам придерживаться плану во время полета сквозь пулеметный обстрел.

2. Последний пилот камикадзе

В 1945 году адмирал Матоме Угаки был назначен командующим подразделениями камикадзе. Месяц спустя 15 августа, когда император Японии объявил по радио о капитуляции, Угаки решил, что самым достойным концом для него будет такая же смерть, на которую ежедневно шли его подчиненные. Перед своим последним вылетом он даже сфотографировался (фото выше). Правда, Угаки не имел навыков пилотирования, и для этой цели в самолет пришлось посадить еще одного добровольного смертника.

На пути к своей гибели Угаки передал по радио следующее сообщение:
«В нашем провале винить надо только меня одного. Доблестные усилия всех офицеров и солдат под моим началом в течение последних 6 месяцев были высоко оценены.

Я собираюсь нанести удар на Окинаве, где погибали мои люди, пав словно отцветшая вишня. Там я рухну на тщеславного врага в истинном духе Бусидо (кодекс самурая) с твердой убежденностью и верой в бессмертность японской империи.

Я уверен, что все подразделения под моим командованием поймут мои мотивы, преодолеют все трудности в будущем и приложат все усилия для возрождения нашей великой Родины.

Да здравствует Его императорское величество!»

К сожалению для Угаки, миссия провалилась, и его самолет, вероятно, был перехвачен до того, как ему удалось достичь своей цели.

1. Операция оказалась провальной

Японцы были наивны в своих надеждах на успех пилотов-камикадзе. Атаки смертников оказались довольно неэффективными против сильнейшего флота Второй мировой войны.

В результате летчикам-самоубийцам удалось потопить только 51 корабль, и лишь один из них был крупным броненосцем (судно USS St. Lo). По вине камикадзе погибло около 3000 американских и британских солдат.

Но если сравнивать эти цифры с потерями со стороны японцев, сложно поверить, что они пытались вести наступательные бои. Порядка 1321 единиц японских самолетов и субмарин разбились об американские суда, и около 5000 пилотов погибло в этих попытках нанести ущерб армии объединенных сил.

По большому счету американский военно-морской флот разбил японскую армию благодаря тому, что у него было больше людей и боевой техники. На сегодняшний день проект камикадзе считается одним из величайших промахов в истории Второй мировой войны.

О летчиках Императорского ВМФ Японии

Главная черта японцев - их коллективизм. На протяжении многих веков главным источником пропитания японцев был рис. Чтобы вырастить рис, его надо было постоянно поливать. В горных районах страны в одиночку рис невозможно полить, здесь люди действовали в одной команде. Урожай можно было вырастить либо всем сообща, либо никому. Японцы не имели права на ошибку. Не будет риса, начнется голод. Отсюда и коллективизм японцев. Есть японская пословица, звучащая примерно так - "Торчащий гвоздь забивают первым". То есть - не высовывайся, не выделяться из толпы - белых ворон японцы не терпят. С раннего детства японским детям прививались навыки коллекти­визма, стремление не выделяться на фоне остальных. Эта особенность японской культуры отразилась и у летчиков морской авиации в годы Великой Тихоокеанской войны или, как принято называть у нас, Второй мировой войны. Инструкторы в лет­ных школах обучали курсан­тов в целом, никого из них не выде­ляя, индивидуальный под­ход отсутствовало вовсе. В частях поощрения или взыскания обычно также получало все подраз­деление.

Mitsubishi Zero А6М5

В морской авиации число сбитых самолетов противника вели не отдельными пилотами, а на подразделение, так как победа в воздушном бою - плод кол­лективных усилий. Но японские ребята все-таки в своих рапортах и письмах родным всегда ревностно подсчитывали количество сбитых ими самолетов. Системы подтверждения по­бед не существовало вообще, как не было и документов, официально рег­ламентирующих этот процесс. Преувеличения и приписывания себе ложных побед было немного, в отличии от европейских традиций каких-либо званий, наград, отличий, благодарностей или продвижения по службе летчиком не предусматривалось от количества сбитых самолетов. Пилоты могли всю войну прослужить в звании сержанта или капрала. Лишь в конце войны лучшие летчики Японии стали получать за сбитые ими самолеты знаки отличия - бла­годарности в приказе и церемони­альные самурайские мечи.

Японские пилоты воевали в небе над Китаем еще задолго до начала Тихоокеанской войны, они набрались опыта и стали выдающимися боевыми летчиками. Японские пилоты смели все над Перл-Харбором, сеяли смерть над Филиппинами, Новой Гвинеей и островами Тихого океана. Они были асами. Французское слово as значит туз, первый в своей области - это мастер воздушного боя, оно появилось в годы Первой мировой войну и относилось к военным лётчикам, в совершенстве владеющим искусством пилотирования и воздушного боя и сбившими не менее пяти самолётов противника. Были асы и во Вторую мировую войну, например, лучший советский летчик Иван Кожедуб сбил 62 самолёта противника, на счету финна Эйно Илмари Юутилайнена 94 советских самолёта. Лучшие летчики Императорского флота Японии - Хироёси Нисидзава , Сабуро Сакаи и Шиоки Сугита тоже были асами. Например, Хироёси Нисидзава семье сообщил о 147 сбитых самолетах, в некоторых источниках упоминаются про 102, по другим данным - 87 самолетов, что все равно гораздо больше американских и английских асов, сбивших от силу по 30 самолетов.

Хироёси Нисидзава на Mitsubishi Zero А6М5

Успеху летчиков Императорского флота Японии способствовало и то, что они в основном летали на истребителе Mitsubishi Zero А6М5 , который участвовал практически во всех воздушных сражениях, проводимых императорским флотом. Его отличная маневренность и высокая дальность полета стали почти легендой, и до сегодняшнего дня Зеро остается символом японской авиации. В руках хорошо подготовленных японских летчиков Зеро находился в зените своей славы, сражаясь с американскими самолетами. Но победу ковали люди, японские летчики морской авиации. Они отличались в искусстве высшего пилотажа и в воздушной стрельбе, что принесло им немало побед, проходили суровую и строгую школу, как нигде в мире.

Hiroyoshi Nishizawa (1920-1944)

Лучшим из всех японских асов Второй мировой войны по числу одержанных побед был Хироёси Нисидзава (Hiroyoshi Nishizawa, 1920-1944), которого называли "Рабаульский дьявол". Рабаул - это главный город Новой Гвинеи, где у японцев была крупнейшая база на Тихом океане, там и служил этот летчик. Хироёси Нисидзава воевал не только в Новой Гвинее, он участвовал в битве за Соломоновы острова и в заливе Лейте.

Для японца Хироёси Нисидзава был довольно высоким - 173 см, он был замкнутым, молчаливым, сдержанными, скрытным и даже надменным человеком, избегал общества своих товарищей, у него был лишь один друг, другой выдающийся японский летчик - Сабуро Сакаи. Вместе с ним и еще одним летчиком по имени Ота они составили знаменитое "Блестящее трио" авиагруппы Тайнань. Летчик был подвержен приступам тропической лихорадки, часто находился в болезненном состоянии, но когда садился в кабину своего самолета, то забывал о своих болезнях, сразу обретая свое легендарное зрение и искусство полета. В воздухе Хироёси Нисидзава заставлял свой "Зеро" проделывать акробатические трюки, в его руках пределы конструкции машины не значили ровным счетом ничего.

Пилоты "Зеро" во время предполетного брифинга

25 октября 1944 года была проведена первая атака камикадзе, лейтенант Юкио Сики и четыре других пилота нанесли удар по американским авианосцам в заливе Лейте. Хироёси Нисидзава во главе четверки истребителей сопровождал самолеты пилотов-камикадзе этой атаки, сбил два патрульных самолета и позволил Юкио Сики выйти в последнюю в жизни атаку. Хироёси Нисидзава тоже просил командование позволить ему стать камикадзе, но в просьбе было отказано, очень опытных летчиков не использовали в атаках ксмертников.

Летчик Сабуро Сакаи

Он погиб, когда пилотировал невооруженный двухмоторный транспортный самолет, имея на борту пилотов, которые направлялись для получения новых самолетов на базу на Филиппинах. Тяжелая неуклюжая машина была перехвачена американцами, и даже непобедимое искусство и опыт Хироёси Нисидзава оказались бесполезными. После нескольких заходов истребителей транспортный самолет, объятый пламенем, рухнул вниз, унося с собой жизнь выдающегося пилота и других летчиков. Презирая смерть, японские пилоты не брали с собой в полет парашют, у них был только пистолет или самурайский меч. Обстоятельства его гибели прояснились только в 1982 году. Хироёси Нисидзава посмер­тно было присвоено звание лейтенан­та.



Поделиться