Троянская война: миф и реальность. Сказка: Троянская война — Мифы Древней Греции

Причина Троянской войны известна, кажется, даже школьнику, однако сказать пару слов об этом все-таки необходимо. И начать стоит со свадьбы Фетиды, морской богини и героя Пелея. На эту свадьбу позвали практически всех богов, за одним маленьким исключением: Эриду, богиню раздора, решили не приглашать. И, вполне естественно, она на такой поворот событий обиделась. Эрида славилась своими злыми шутками, и в этот раз она не отступила от своих привычек. На праздничный стол ею было подкинуто на котором было написано «Прекраснейшей».

На это звание претендовали три богини: Афина, Афродита и Гера. И на пиру разрешить их спор не удалось. Тогда Зевс повелел принять решение Парису, Троянскому царевичу, сыну Приама. Богини подошли к нему, когда он пас овец за городскими стенами и попросили помочь, при этом каждая из богинь пообещала Парису ту или иную награду за «правильный» выбор. Гера пообещала Парису власть над Азией, Афина - воинскую славу, а Афродита - любовь прекраснейшей женщины, Елены.

Вполне предсказуемо, что Парис выбрал прекраснейшей Афродиту. Елена была женой Менелая, царя Спарты. Парис приехал в Спарту и, пренебрегая законами гостеприимства, увез с собой Елену, вместе с рабами и сокровищами, хранившимися во дворце. Узнав об этом, Менелай обратился за помощью к брату, Микен. Вместе они собрали армию, к которой присоединились все цари и царевичи, которые в свое время сватались к Елене и клялись защищать ее и ее честь.

Так началась Троянская война. Взять город быстро захватчикам не удалось, так как он был очень хорошо защищен. Осада затянулась на долгих 9 лет, но наиболее подробно нам известны события последнего, 10 года. Изменения начинаются с того момента, как Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу, Брисеиду. Она была жрицей в храме Аполлона, и ее необходимо было вернуть, чтобы избежать гнева бога. Ахилл оскорбился и отказался учувствовать в дальнейших боевых действиях.

С этого момента военная удача отвернулась от греков. Никакие уговоры не помогали, Ахилл был твёрд в своем решении. Лишь поле того, как троянцы ворвались в лагерь и подожгли один из кораблей, Ахилл позволил своему другу, Патроклу, переодеться в свои доспехи и возглавить отряд своих воинов. Они отогнали троянцев, но их предводитель, старший сын Приама, Гектар, убил Патрокла.

Это событие привело Ахилла в бешенство, и он, примирившись с Агамемноном, отправился мстить обидчику. Он был настолько разъярён, что убив Гектора, привязал его труп к колеснице и провез несколько раз вокруг города. А вскоре после этого герой и сам нашел свою смерть.

Убить Ахилла было практически невозможно, дело в том, что мать сразу после рождения окунула его в источник, который сделал его неуязвимым. Но окуная, она придерживала его за пяточку. Аполлон подсказал Парису, что именно в пятку необходимо поразить Ахилла.

После его смерти греки начали делить его доспехи, претендовали на них два героя: Одиссей и Аякс. В итоге доспехи достались первому, и тогда Аякс убил себя. Таким образом, греческая армия лишилась сразу двух героев. Троянская война подошла к новому перелому. Чтобы снова качнуть чащу весов в свою сторону, греки позвали на помощь двух других героев: Филоктета и Неоптолема. Они убили двух оставшихся предводителей троянского войска, после чего последние перестали выходить сражаться в поле. Держать город в осаде можно было еще очень долго, и поэтому Одиссей, славившийся своей хитростью, предложил обмануть жителей Трои. Он предложил построить огромного коня из дерева и принести его в дар осаждаемому городу, а самим сделать вид, что уплывают. Греки сожгли палаточный лагерь, сели на свои корабли и отплыли за ближайший мыс.

Троянцы же решили втащить в город коня, не подозревая, что в его чреве спрятались лучшие войны греков. Жрец Лаокоон предостерегал жителей, предчувствуя беду, но его никто не послушал. В ворота конь не проходил и троянцы разобрали часть стены. Ночью войны выбрались из чрева коня, впустили в город вернувшихся греков. Они убили всех мужчин, а женщин и детей взяли в плен. Так закончился Троянская война.

Большую часть информации об этом событии мы узнали из поэмы «Илиада», авторство которой приписывается Гомеру. Впрочем, сейчас достоверно установлено, что, по сути, это греческий народный эпос, который рассказывали жителям городов местные певцы, аэды, а Гомер был либо самым известным из аэдов, либо просто собрал в разные отрывки в одно целое.

Долгое время Троянская война считалась мифом, красивой сказкой, но не более того. В частности причиной этого было то, что неизвестно было, что позволяло предположить, вообще не существовало.

Но затем археолог Генрих Шлиман нашел развалины Трои. Тогда стало понятно, что троянская война, история которой рассказана в «Илиаде», была на самом деле.

Троянская война: миф и реальность

В Тёмные века (XI-IX вв. до н. э.), наступившие после разрушения исчезнувшей микенской цивилизации, по дорогам Греции странствовали бродячие певцы. Их приглашали в дома и дворцы, угощали за столом рядом с хозяевами, а после трапе зы гости собирались послушать истории о богах и героях. Певцы декламировали стихи-гекзаметры и подыгрывали себе на лире. Самым известным из них был Гомер. Его принято считать автором двух эпических поэм - «Илиады» (об осаде Трои) и «Одиссеи» (о возвращении из похода царя греческого острова Итака Одиссея), при этом многие литературоведы сходятся во мнении, что сами поэмы создавались не одно столетие и несут на себе следы разных эпох. Ещё в древности о Гомере почти ничего не было известно. Говорили, будто бы он происходил с острова Хиос и был слепым. Города древней Греции на побережье Малой Азии спорят за право называться его родиной. Учёные считают, что Гомер жил примерно в 850-750 гг. до н. э. К этому времени поэмы сложились уже как цельные литературные произведения.

Гомер рассказал, как город Троя был разрушен ахейцами после многолетней осады. Причиной войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены. Случилось так, что три богини - Гера, Афина и Афродита - обратились к юноше с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу любовь самой красивой женщины в мире, если он назовет её. Парис признал Афродиту прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу.

Самая красивая женщина жила в Спарте. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю, если кто-либо попытается отнять у него жену. Через некоторое время Парис по делам торговли отправился в Спарту. Там он встретил Елену и загорелся страстью, а Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюблённые бежали в Трою под защиту отца Париса, царя Приама. Помня о клятве, микенские цари под предводительством Агамемнона собрались в поход. Среди них был и самый храбрый Ахилл, и самый хитрый Одиссей. Троя представляла собой мощную крепость, и штурмовать её оказалось нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин, поль-зовавшийся любовью сограждан.

Наконец, Одиссей придумал хитрость. Древние Греки построили огромного деревянного коня, в брюхе которого спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушёл, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей увели в рабство.

Современные учёные считают, что Троянская война произошла в 1240-1230 гг. до н. э. Её реальной причиной могло послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. В древности греки верили в правдивость мифов о Троянской войне. И действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» деяния богов, то поэмы выглядят как подробные исторические хроники.

Гомер даже передаёт длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои. Иначе смотрели на дело историки XVIII-XIX вв., для них «Илиада» и «Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала до конца.

Это предвзятое мнение смогли перевернуть только раскопки немецкого археолога любителя Генриха Шлимана. Он был убеждён в том, что персонажи Гомера - реальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию Трои и мечтал найти этот загадочный город. Сын пастора, он долгие годы занимался предпринимательством, пока в один прекрасный день не скопил достаточно денег, чтобы начать раскопки. В 1871 г. Шлиман отправился на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки ещё называли её Илионом, откуда и произошло название поэмы - «Илиада». В XIX в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на протяжении двадцати веков.

Шлиман провёл несколько экспедиций на Гиссарлык. Решающей оказалась четвёртая. Гомеровской Троей археолог посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере ещё семи городов, хранивших много ценных находок. Во втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, сидя на которой Елена показывала Приаму греческих полководцев, дворец Приама и клад с золотыми и серебряными украшениями.

Открытия Шлимана потрясли научный мир. Не оставалось сомнений в том, что Гомер поведал о ре ально происходившей войне. Однако продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на тысячу лет. Саму же Трою, если, конечно, это была она, Шлиман «сбросил» вместе с семью верхними слоями. Утверждение археолога любителя, будто он «смотрел в лицо Агамемнону», тоже оказалось ошибочным. В могилах покоились люди, жившие за несколько столетий до Троянской войны.

Но самое главное - находки показали, что древняя цивилизация, с которой археолог познакомил мир, далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее» греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню раз-вития и намного богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых трудились тысячи невольни-ков. Он показывает быт людей таким, каким он стал в его время, после нашествия варваров-дорийцев.

Цари у Гомера живут немногим лучше, чем простые люди. Их деревянные дома, окружённые частоколом, имеют земляной пол, потолок покрыт сажей. У порога дворца Одиссея благоухает навозная куча, на которой лежит его любимый пёс Аргус. Женихи Пенелопы во время пиров сами закалывают и свежуют животных. Царь сказочно богатого народа феаков Алкиной имеет «пятьдесят рукодельниц невольных», которые мелят муку, и пятьдесят ткачих. Его дочь Навсекая с подругами сама стирает бельё на берегу моря. Пенелопа прядёт и ткёт со служанками. Быт гомеровских героев патриархален и прост. Отец Одиссея Лаэрт сам обрабатывал мотыгой землю, а царевич Парис пас стада в горах, где и повстречал трёх спорящих богинь...

Вокруг раскопок Трои до сих пор не утихают споры. Тот ли город нашёл Шлиман? Благодаря обнаружению и прочтению документов из архива хеттских царей известно, что этот народ торговал с Троей и Илионом. Правда, цивилизация Хеттов знали их как два разных города в Малой Азии и называли Труиса и Вилуса. Как бы то ни было, в результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.

Троя - город на северо-западе Малой Азии, захваченный и разоренный коалицией греческих царей около 1260 года до н. э. Война греков и троянцев (племенная принадлежность последних в точности не установлена) послужила основой для эпических народных сказаний, получивших окончательное оформление в великой поэме Гомера «Илиада».

Колонизация Малой Азии греками началась в глубокой древности. Поселение, возникшее в конце IV тысячелетия до н. э. на месте Трои, благодаря своему выгодному географическому положению на пути из Средиземного в Черное море, не раз привлекало к себе завоевателей. Вероятно, в сказаниях о Троянской войне народная память объединила завоевание Трои греками, произошедшее в середине XIII века до н. э. с событиями конца III тысячелетия до н. э., когда, как показали археологические раскопки, более раннее поселение, находившееся на том же месте, также было захвачено врагами и сожжено.

По преданию, основателем Трои стал правнук Зевса по имени Трой. Строительство города было завершено при сыне Троя - Иле, поэтому Трою часто называют также Илионом (отсюда название поэмы Гомера «Илиада»).

Сюжетом «Илиады» послужили лишь несколько эпизодов Троянской войны: ссора предводителя греческого войска Агамемнона с греческим героем Ахиллом (Ахиллесом) и печальные последствия этой ссоры. Автор «Илиады», обращаясь в начале поэмы к музе-вдохновительнице, ясно определяет то, о чем он собирается поведать:

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял…

(Ахеяне, или ахейцы - одно из греческих племен. В «Илиаде» часто так именуются греки вообще.) Тем не менее, многочисленные отступления, содержащиеся в «Илиаде», и сочинения греческих авторов более позднего времени, также как и Гомер, пользовавшихся устными народными преданиями, дают достаточно полную картину сказаний о Троянской войне.

События, приведшие к Троянской войне, начались на Олимпе.

Зевс домогался любви нимфы Фетиды. Но вещие мойры, богини судьбы, предсказали, что сын, рожденный Фетидой, превзойдет силой и доблестью своего отца и свергнет его. Всемогущий Зевс испугался и решил выдать Фетиду замуж за смертного человека, избрав ей в мужья царя Пелея.

Гордая нимфа сочла подобный брак унизительным и обратилась в бегство, а когда Пелей все же настиг ее, стала яростно ему сопротивляться, превращаясь то в птицу, то в свирепого тигра, то в пылающий огонь. Но Пелей не выпускал ее из объятий - и красавица смирилась. Она согласилась стать женой Пелея, но взяла с него клятву, что он - смертный - будет почитать ее как богиню и никогда не скажет ей ни одного грубого слова.

Пелей поклялся, и они сыграли свадьбу.

Свадебный пир почтили своим присутствием все олимпийские боги, принеся новобрачным щедрые дары. Не пригласили на свадьбу лишь Эриду - богиню вражды и раздора.
Но коварная Эрида пришла незванной и незаметно подкинула на пиршественный стол яблоко из чистого золота с надписью - «Прекраснейшей».

Тут же три олимпийские богини-красавицы - Гера, Афина и Афродита - заспорили, кому из них оно предназначено. Богини жестоко перессорились между собой и, в конце концов, обратились к Зевсу с просьбой рассудить их.

Осмотрительный Зевс понимал, что, присудив яблоко одной из богинь, он неминуемо навлечет на себя гнев двух других. Поэтому он посоветовал им избрать судьей в своем споре красивейшего из людей, юношу по имени Парис.

Парис был сыном троянского царя Приама и царицы Гекубы. Когда Гекуба ожидала его рождения, ей приснился сон, будто она родила горящий факел, от которого запылала вся Троя. Толкователи снов сочли этот сон недобрым и объявили, что сын, рожденный Гекубой, навлечет на Трою бедствия и гибель.

Напуганные таким предсказанием, царь и царица, едва Парис родился, приказали отнести его в лес и там оставить. Но судьба берегла новорожденного. Медведица выкормила его своим молоком, а затем его нашел пастух, пасший царские стада, и взял к себе.

Парис вырос в пастушеской хижине и сам стал пастухом.

И вот однажды, когда Парис пас овец у подножья горы Иды, перед ним предстали три богини во всем блеске своей красоты и, вручив ему золотое яблоко, потребовали, чтобы он отдал его той, которая, по его мнению, красивее других.

Парис растерялся: все три богини казались ему одинаково прекрасными. Тогда Гера пообещала ему в обмен на яблоко славу, Афина - мудрость, а Афродита - самую красивую из смертных женщин в жены. И Парис отдал яблоко Афродите.

Богини вернулись на Олимп, а Парис стал ждать, когда исполнится обещание Афродиты.

Ждать пришлось долго. Красивейшей из смертных женщин была спартанская царевна Елена. Она приходилась дочерью самому Зевсу, который явился к ее матери, Леде, в образе лебедя. Однако, муж Леды, спартанский царь Тиндарей, считал отцом Елены Прекрасной себя и был очень обеспокоен ее будущим замужеством.

Привлеченные необыкновенной красотой Елены, в Спарту съехалось множество женихов. Среди них были могущественные цари и прославленнее воины. Тиндарей оказался в затруднительном положении: он боялся, что, избрав кого-то из них в мужья Елене, наживет себе во всех остальных сильных и опасных врагов, поэтому медлил с решением.
Так продолжалось до тех пор, пока один из женихов, царь Итаки Одиссей, случайно увидев племянницу Тиндарея, добрую и кроткую Пенелопу, не влюбился в нее. Одиссей сразу же отказался от притязаний на руку Елены и дал Тиндарею дельный совет: взять со всех женихов торжественную клятву, что они не станут завидовать тому, кто окажется счастливым избранником, а будут ему друзьями и союзниками до конца своих дней.

Женихи, каждый из которых надеялся, что выбор падет на него, были не прочь заручиться могущественными союзниками и охотно дали клятву.

Тогда Тиндарей объявил о своем решении: мужем для дочери он избрал Менелая, младшего брата микенского царя Агамемнона, и передал ему свое царство. Менелай стал спартанским царем.

Тем временем в Трое проходили спортивные игры. Парис принял в них участие и оказался победителем. Царь Приам и царица Гекуба признали в победителе своего сына, которого считали погибшим, и очень ему обрадовались. Сестра Париса, Кассандра, наделенная даром пророчества, пыталась напомнить о грозном предсказании. Но она некогда отвергла любовь Аполлона, и бог в отместку сделал так, что ей никто не верил. Парис занял место, подобающее ему по рождению.

Вскоре ему явилась Афродита и повелела отправляться в Спарту за прекраснейшей из женщин.

Менелай принял Париса как дорогого гостя, Парис же отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отлучкой Менелая из дома, он похитил Елену, сел на корабль и покинул Спарту. Афродита послала ему попутный ветер, и Парис благополучно привез Елену в Трою.

Менелай, узнав о вероломстве своего гостя, стал собирать войско, чтобы взять Трою приступом и вернуть жену. Ему на помощь явились его союзники - давшие клятву бывшие женихи Елены. Собралось огромное войско, разместившееся на кораблях, которых насчитывалось более тысячи. Возглавлял войско старший брат Менелая, микенский царь Агамемнон.

Лишь один Одиссей попытался уклониться от участия в походе против Трои. К тому времени он женился на Пенелопе, и у него родился сын Телемак. Одиссей наслаждался радостями мирной жизни и не хотел их лишаться. Он прикинулся сумасшедшим, но посланцы Менелая разгадали его хитрость, и Одиссею пришлось присоединиться к войску.

Греки были готовы выступить в поход, но предсказатели объявили, что поход не будет успешным, если в нем не примет участия юный, еще никому неведомый герой по имени Ахилл. Ахилл был сыном Пелея и Фетиды, на свадьбе которых некогда появилось яблоко раздора. Фетида знала, что ее сыну предначертано стать великим героем и погибнуть в бою - и вознамерилась обмануть судьбу. Она искупала младенца Ахилла в водах священной реки Стикс, чтобы тело его стало неуязвимым для любого оружия, купая, Фетида держала сына за пятку, и она осталась не омытой волшебной водой.

Затем Фетида попыталась сжечь огнем смертную сущность Ахилла, чтобы тот стал бессмертным. На беду, этот обряд увидел Пелей. Испугавшись за сына, он выхватил его из пламени, а Фетиду сурово выбранил, нарушив тем самым данную перед свадьбой клятву никогда не говорить ей грубых слов.

Оскорбленная Фетида тут же навсегда покинула мужа, но продолжала заботиться о судьбе Ахилла.

Пелей, оставшись без жены, отдал ребенка на воспитание мудрому кентавру Хирону, воспитавшему многих героев. Хирон научил Ахилла читать и писать, играть на музыкальных инструментах и владеть оружием.

Когда предсказатели объявили, что без Ахилла нельзя отправляться в Троянский поход. Одиссей вызвался отыскать юного героя.

Фетида предприняла последнюю попытку уберечь сына от предназначенной ему судьбы. Она нарядила Ахилла в женское платье и поселила в доме царя Ликомеда вместе с его дочерьми. Но хитроумный Одиссей узнал об этом и явился к дочерям Ликомеда под видом бродячего торговца. Чтобы определить, которая из девушек - переодетый герой, Одиссей разложил перед ними свои товары - украшения, наряды и - боевой меч. Ахилл, в отличие от царевен, разумеется, заинтересовался мечом, и таким образом обнаружил себя. Он охотно согласился скинуть женское платье и присоединиться к греческому войску.

Перед тем как покинуть родные берега, греки собрались вокруг алтаря, чтобы принести жертву богам. Алтарь стоял на поляне, под высоким платаном. Вдруг из-под алтарного камня выползла змея и стала подниматься по стволу дерева. Среди ветвей она обнаружила птичье гнездо с птенцами. Змея задушила восьмерых птенцов и девятую - саму птицу, а затем обратилась в камень.

Прорицатель Калхас сказал: «Мы будем воевать с троянцами девять лет, и на десятый одержим победу».

Достигнув Трои, греки вытащили свои корабли на песок и встали лагерем под ее стенами, разбили палатки и окружили лагерь глубоким рвом и высоким валом.

Началась многолетняя осада Трои. Греки отважно штурмовали город, троянцы стойко оборонялись. Среди греческих воинов не было равных по силе и храбрости Ахиллу, среди троянцев - сыну царя Приама, старшему брату Париса, Гектору.

Нередко в сражение вмешивались боги: Гера, Афина, Посейдон помогали грекам, Афродита, Арес, Аполлон - троянцам.
Менелай вызвал на поединок Париса. Меч Менелая от удара о шлем Париса разлетелся на куски. Однако, даже оставшись безоружным, Менелай одолел противника. Он сбил Париса с ног и, ухватив за конскую гриву, украшавшую его шлем, потащил по земле к лагерю греков. Но ремень шлема лопнул, Парис вскочил на ноги и обратился в позорное бегство. Афродита укрыла его облаком и препроводила в Трою.

Елена Прекрасная наблюдала с городской стены за поединком. Она уже жалела, что, легкомысленно поддавшись уговорам Париса, бежала из дома, и была готова вернуться к Менелаю. Но тут перед ней предстала Афродита и приказала оставаться с Парисом, пригрозив в противном случае своим гневом. Робкая Елена покорилась.

В постоянных сражениях прошло девять лет, и наступил решающий десятый год, который, по слову прорицателя, должен был принести грекам победу.

Но неожиданно в греческом лагере начался повальный мор. Воины, уцелевшие в боях, умирали от неведомой болезни.

Греки обратились к богам, чтобы узнать, чем навлекли они на себя их гнев. И боги ответили, что виновник несчастья - предводитель войска царь Агамемнон, который держит у себя в качестве пленницы дочь жреца Аполлона Хризеиду.

Воины собрались на общий совет и порешили, что Агомемнон должен вернуть девушку отцу. Агомемнон был вынужден подчиниться общему решению, но взамен, пользуясь своей властью, присвоил себе другую пленницу, Бризеиду, захваченную Ахиллом.

Ахилл, возмущенный таким произволом, объявил, что отныне не хочет быть под началом у Агамемнона, прекращает участие в войне и удалился в свою палатку.

Лишившись поддержки Ахилла, греки стали терпеть одно поражение за другим. Агамемнон пытался умилостивить оскорбленного героя, обещал вернуть Бризеиду, предлагал ему в жены любую из своих дочерей с богатым приданным, но Ахилл отвергал все попытки к примирению и целыми днями пил в своей палатке вино и играл на лире.

Однажды троянцы совершили отважную вылазку. Преодолев ров и вал, они ворвались в лагерь греков. Закипел бой. Троянцы стали оттеснять греков к их кораблям.

Лучший друг Ахилла, Патрокл, устремился в палатку героя и со слезами стал умолять его вмешаться в битву, чтобы спасти соотечественников от бесславного поражения. Но Ахилл не внял мольбам друга.

Тогда Патрокл попросил разрешить ему облачиться в доспехи Ахилла. На это Ахилл согласился.

Троянцы, увидев сверкающие доспехи, так хорошо им известные, решили, что Ахилл вступил в бой, и поспешно отступили. Лишь один Гектор остался на месте и отважно сразился с тем, кого принимал за Ахилла.

Патрокл был смел и силен, но все же не был Ахиллом и не мог долго противостоять Гектору. Сраженный могучим ударом меча, он мертвым упал на землю.

Торжествующий Гектор сорвал с поверженного врага шлем и увидел, что вместо непобедимого Ахилла сразил его друга.

Между тем Ахилл, тревожась за Патрокла, не мог усидеть в палатке и вышел на вал. Увидев, что Патрокл убит, он в отчаянии испустил такой громкий крик, что заглушил боевые трубы.

Горе заставило его забыть свою обиду, и он помышлял лишь о том, чтобы отомстить задруга.

Мать Ахилла Фетида принесла ему новые доспехи, выкованные самим богом Гефестом. Ахилл облачился в них и, потрясая оружием, подобно урагану, обрушился на врагов. Троянцев охватила паника. С воплями ужаса бежали они к Трое.

Гектор пытался остановить бегущее войско, но его никто не слушал. Троянцы укрылись за стенами города, накрепко заперев ворота. И вот Гектор оказался один на один с разъяренным Ахиллом. Вид Ахилла был столь грозен, что бесстрашный Гектор дрогнул и бросился бежать. Ахилл преследовал его.

Боги наблюдали с Олимпа, как оба героя троекратно обежали вокруг троянских стен. Зевс взял золотые весы и положил на одну чашу судьбу Ахилла, на другую - судьбу Гектора. Чаша с судьбою Гектора упала вниз - герой был обречен.

Ахилл настиг Гектора и нанес ему смертельный удар.

Тело поверженного врага он привязал за ноги к своей колеснице и трижды объехал вокруг Трои.

Родители Гектора - царь Приам и старая царица Гекуба, его жена прекрасная Андромаха и все троянцы, рыдая, смотрели со стены, как тело отважного героя влачится в пыли за колесницей победителя.

Вернувшись в лагерь, Ахилл бросил тело Гектора к подножию погребального ложа Патрокла.

Ночью царь Приам, нагрузив повозку золотом, отправился в лагерь греков, чтобы выкупить тело сына. Старого царя провели к Ахиллу. Тот сначала не хотел его даже слушать, но в конце концов горе старого отца тронуло героя. Он приказал обмыть и умастить тело Гектора и сам перенес его на повозку Приама.

Двенадцать дней оплакивали троянцы благородного Гектора и справляли по нему тризну. На это время было объявлено перемирие - греки уважали скорбь своих врагов.
Описанием похорон Гектора заканчивается «Илиада».

Но война продолжалась.

Ахиллу было предсказано, что он ненадолго переживет Гектора, и это пророчество исполнилось.

О смерти Ахилла в разных источниках повествуется по-разному Древнеримский писатель Гай Юлий Гигин, живший в I веке до н. э., в книге «Сказания» рассказывает, что Ахилл полюбил сестру Гектора Поликсену и открыто явился в Трою, чтобы попросить царевну себе в жены, но был сражен предательским выстрелом Париса. Стрела вонзилась в единственное уязвимое место на теле героя - в пятку. (Так появилось выражение «ахиллесова пята».) Музы пели погребальную песнь, когда греки насыпали высокий курган над могилой Ахилла.

Гибель Ахилла не лишила греков веры в победу. Они помнили предсказание оракула и ожидали скорого окончания войны.

В одном из сражений был убит Парис.

Еще в давние времена, по молитве Ила, Зевс обещал Трое свое покровительство. Он ниспослал троянцам деревянную статую Афины Паллады, предупредив, что город будет существовать до тех пор, пока статуя не покинет его стен.

Одиссей с другим отважным воином по имени Диомед тайно проникли в Трою и выкрали священную статую Афины.

Лишившись своей святыни, троянцы поняли, что их поражение неминуемо.

Но несколько дней спустя они с изумлением увидели, что греки покинули свой лагерь и, подняв паруса, отчалили от берега. Троянцы выбежали из-под защиты городских стен и долго смотрели вслед вражеским кораблям, покуда они не скрылись за горизонтом.

Тут троянцы заметили, что посреди опустевшего лагеря стоит огромная статуя коня, искусно сделанная из дерева. На груди деревянного коня висела доска с надписью- «Дар Афине от данайцев» (так называлось одно из греческих племен). Троянцы тут же решили поставить статую на городской площади перед храмом Афины.

Троянский жрец Лаокоон заподозрил подвох и стал убеждать троянцев не принимать дара от врагов. Но тут из моря выползли две огромные змеи, бросились на Лаокоона и двух его сыновей и мгновенно задушили всех троих. Змеи были посланы Посейдоном, желавшим гибели Трои, но троянцы решили, что боги покарали жреца за ложные опасения и, поставив деревянного коня на катки, с радостными криками повезли его в город.
Установив статую перед храмом Афины, троянцы стали праздновать окончание войны.

А ночью, когда все уснули, из деревянного брюха коня выбрались двенадцать греческих воинов во главе с Одиссеем, который и придумал эту хитрость. Они открыли никем не охраняемые ворота Трои. Вернувшиеся греческие корабли уже стояли у причала. Одиссей подал знак, и греки ворвались в Трою.

Боги больше не защищали обреченный город, он был разрушен и подожжен, троянцы- мужчины перебиты, женщины и дети взяты в плен.

Менелай с мечом в руках ворвался в царские покои и увидел свою жену - невольную причину многолетней войны, унесшей жизни столь многих доблестных воинов. Он хотел тут же убить ее, но Елена была так прекрасна, что меч Менелая опустился. Он взял жену за руку, вывел ее из пылающей Трои и привел на свой корабль.

Греки подняли паруса и поплыли к родным берегам.

Так закончилась Троянская война. Долгое время считалось, что сказания о Троянской войне не имеют под собой исторической основы. Но в 70-х годах XIX века немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман доказал реальное существование Трои и нашел подтверждение того, что она, после длительной войны, была захвачена и разорена греками.

Еще в детстве, впервые прочитав «Илиаду», Шлиман страстно поверил в то, что все, описанное в ней, правда, и поклялся посвятить жизнь поискам Трои и следов Троянской войны.

Шлиман вырос в бедности и не получил систематического образования. В юности он служил подручным в лавке, юнгой на корабле, бухгалтером в торговой фирме - и усердно занимался самообразованием. По разработанной им самим системе, он изучил с десяток языков, в том числе и русский. Причем единственной русской книгой, которую он смог раздобыть, была поэма «Телемахида» поэта XVIII века В.К. Тредиаковского, написанная весьма архаичным языком. Шлиман решил, что упражняться в русском произношении лучше не в одиночестве, а перед слушателем, и нанял за четыре франка в неделю какого-то бедняка, чтобы декламировать ему «Телемахиду».

И все же, оказавшись в Петербурге по делам фирмы, в которой он служил, Шлиман легко мог изъясняться по-русски.

В Петербурге он основал собственный торговый дом и начал зарабатывать деньги, необходимые для осуществления того, что он считал целью своей жизни.
Через шестнадцать лет он записал: «Небо чудесным образом благословило мои торговые дела, и к концу 1863 года я увидел себя владельцем такого состояния, о котором не отваживался мечтать в самых честолюбивых своих замыслах».

Шлиман навсегда оставил коммерцию и целиком посвятил себя археологическим изысканиям.

Он отправился на побережье Малой Азии. Те из ученых, которые допускали действительное существование Трои, считали, что она должна была находиться на месте селения Бунарбаши. Но Шлиман, исходя из текста «Илиады», стал искать остатки Трои ближе к морю, на холме Гиссарлык, что значит «крепость».

И он оказался прав. В недрах холма скрывались развалины, причем не одного, а целых девяти городов, существовавших на этом месте в разные времена и поэтому находящиеся в разных слоях земли. Древнейший слой относился к III тысячелетию до н. э., а самый поздний - к VII веку до н. э. Шлиман обнаружил остатки крепостных стен со следами пожара, различную утварь и украшения. Он решил, что гомеровская Троя - это второй и третий слои, но, как показали последующие исследования, она находилась в шестом.

Ученые не раз упрекали Шлимана в непрофессионализме и недостатке знаний, но тем не менее отыскал Трою именно он.

К. Керам в своей известной книге «Боги, гробницы, ученые» пишет: «Это был триумф Генриха Шлимана, но одновременно и триумф Гомера. То, что считалось сказками и мифами, то, что приписывалось фантазии поэта, на самом деле когда-то было действительностью - это было доказано».

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису решить судьбу яблока, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить его ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера обещала власть над всей Азией; Афина — воинскую славу и победы; Афродита — в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятье. В рядах ахейских (греческих) воинов находится Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был уже упоминавшийся юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца; отсюда и выражение «ахиллесова пята». Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего согласно преданию более 100 тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.

 Мы знаем о Троянской войне благодаря дошедшему до нас из глубины веков произведению древнегреческого поэта Гомера «Илиада». Именно Гомер рассказал современному миру о великих героях, мифах и преданиях древней Греции.  Но была ли Троянская война мифом в прямом смысле слова или все-таки она была реальным событием, историческим фактом, мастерски описанным Гомером? Этот вопрос задавали себе ученые, начиная с IV в., этот вопрос остается актуальным и сегодня. А может быть, тайна Троянской войны навсегда останется тайной?

  • 3.  ГОМЕР – первый из греческих поэтов, чьи произведения дошли до нас, один из величайших поэтов всех времен и народов. О нем самом и о его жизни не сохранилось достоверных сведений.  Современные ученые пришли к выводу, что жил Гомер в VIII или даже VII в. до н. э. в городе Смирна (нынешнем турецком городе Измир).  Во многих биографиях Гомера сообщалось, что он был слепым (слово «гомер» значит «слепой», иногда это слово переводят иначе: «заложник», «пророк», «поэт»). В. А. Бугеро. Гомер и его поводырь. 1874 г. (William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) – Homer and his Guide, 1874)
  • 4.  Основой для исторических знаний и археологических поисков стала «Илиада» Гомера.  Троянская война датируется XIII веком до нашей эры. Сказания о падении Илиона (то есть Трои) были распространены у греков задолго до создания Гомером его эпоса.  Отдельные части сказаний о войне троянцев с ахейцами (данайцами) принадлежат разным векам и разным авторам. В этих древних легендах и поэмах историческая правда незаметными нитями связана с мифами.  Певцы и сказители, чтобы заинтересовать своих слушателей, ввели в повествование множество новых второстепенных героев.
  • 5. Стиснувши дрот возле дрота и щит у щита непрерывно: Щит со щитом, человек с человеком тесно смыкался; Касалися светлыми бляхами шлемы, Зыблясь на воинах: так аргивяне сгустяся стояли; Копья змеилися, грозно колеблемы храбрых руками; Прямо они на троян устремляясь, пылали сразиться. Но, упредив их, трояне ударили; Гектор пред ними Бурный летел, как в полете крушительный камень с утеса… (Гомер. Илиада, XII, 130 - 135.) «Илиада», книга 8, строки 245-253, в рукописи конца пятого или в начале шестого века н.э.
  • 6.  В течение многих веков Троя считалась мифическим городом. Попытки поиска древнего Илиона были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году археолог-любитель Генрих Шлиман во время раскопок на турецком побережье наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Предположительно, это и были руины знаменитой гомеровской Трои.  На самом деле Шлиман нашел город, который был построен раньше (примерно за тысячу лет до Троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она была построена на руинах другого древнего города, разрушенного землетрясением. Генрих Шлиман
  • 7.  Город Троя, или Илион, на месте которого сегодня находится турецкий город Гиссарлык, находился на полуострове Малая Азия, недалеко от пролива Дарданеллы, который соединял Средиземное и Черное моря.  Это была оживленная торговая трасса. Контролируя этот участок, Троя имела высокие доходы. О ее сокровищах слагали легенды.  Троянцы мешали торговле греков (ахейцев, данайцев, аргивян), что заставило последних объединиться и начать войну с Троей. Но у троянцев были многочисленные могущественные союзники: например, Ликия - страна на юге Малой Азии (территория современной провинции Анталия в Турции), вследствие чего война приняла затяжной характер, растянувшись более чем на 9 лет.
  • 8.  Согласно распространенной версии, Троянская война началась со знаменитого пира богов на свадьбе Пелея и Фетиды, чествовать которых были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды. Эрида оскорбилась оказанным ей пренебрежением и бросила пирующим золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей».  Яблоко богини раздора вызвало спор между Герой, Афиной и Афродитой, решение которого было возложено Зевсом на Париса - сына царя Трои Приама Рубенс Питер Пауэл. «Суд Париса», 1638 г. Древнегреческая амфора с изображением Суда Париса.
  • 9.  Парис - сын царя Приама и Гекубы, с рождением которого прорицатели связывали грядущую гибель Трои, был оставлен в лесу. Младенец был вскормлен медведицей и воспитан слугой Агелаем.  Каждая из богинь стала убеждать Париса отдать яблоко ей. Гера обещала ему власть над всей Азией, Афина - военную славу и победы, Афродита же обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин - Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. Услыхав обещание Афродиты, Парис отдал яблоко ей. С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина возненавидели Париса, Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ.  За Прекрасную Елену сватались множество женихов, ее дважды пытались похитить, и царь Спарты Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Хитроумный Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала сына Атрея Менелая. После смерти Тиндарея Менелай стал царем Спарты. Эдвард Джон Пойнтер. «У окна». 1884
  • 10.  Поверив обещаниям Афродиты, Парис отправился в Спарту.  Царь Менелай радушно принял гостя, но должен был отбыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. За это время Парису удалось добиться расположения Елены, которая уехала вместе с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. Лекиф. Похищение Елены. Древняя Греция, Аттика. 380-365 гг. до н.э. Лекиф - древнегреческий глиняный сосуд для туалетногомасла, с узким горлышком и вертикальной ручкой. Жак-Луи Давид. «Парис и Елена», 1788 г. Парис (Орландо Блум) и Елена (Диана Крюгер) в фильме «Троя» (2004)
  • 11.  За честь Менелая вступается его брат, микенский царь Агамемнон, вокруг которого сплотились все народы Греции (ахейцы, данайцы, аргивяне). Их цель – вернуть прекрасную Елену.  Однако окруженная мощными стенами, защищаемая армией, которой руководит царь Приам, а возглавляет могучий боец Гектор, Троя не сдастся просто так. Одержать победу над этой цитаделью может лишь один человек – Ахилл, величайший на свете воин. Щит Ахиллеса. Древнегреческая ваза (ок. 475 г. до н. э.) Ахиллес оплакивает гибель Патрокла Николай Ге, 1855 г.
  • 12.  В поход на Трою собрались десятки греческих вождей на сотнях кораблей с тысячами воинов: перечень их имен занимает в поэме Гомера «Илиада» несколько страниц. Главным вождем был сильнейший из царей - правитель города Аргос Агамемнон; с ним были брат его Менелай (ради которого и началась война), могучий Аякс, пылкий Диомед, хитроумный Одиссей, старый мудрый Нестор и другие; но самым храбрым, сильным и ловким был юный Ахилл, сын морской богини Фетиды, которого сопровождал друг его Патрокл.  Троянцами же правил седой царь Приам, во главе их войска стоял доблестный сын Приама Гектор, при нем брат его Парис (из-за которого и началась война) и много союзников со всей Азии. Сами боги участвовали в войне: троянцам помогал сребролукий Аполлон, а грекам - небесная царица Гера и мудрая воительница Афина. Верховный же бог, громовержец Зевс, следил за битвами с высокого Олимпа и вершил свою волю. Рисунок на древнегреческой вазе (ок.370- 360 до н.э.): Гектор, его жена Андромаха, их маленький сын Астианакс тянется к шлему Гектора.
  • 13.  Греки не смогли сразу взять Трою, осада продолжалась долгих 9 лет. На десятом году войны произошло событие, повлёкшее за собой неудачи ахейцев: царь Агамемнон оскорбил Ахилла и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Именно с гнева Ахилла и начинается «Илиада»: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…»  Троянцы прорвались в лагерь греков и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, остановил троянцев, но был убит Гектором. Смерть друга заставляет Ахилла забыть гнев и вступить в бой. У неприступных стен Трои сошлись два могучих героя, Ахилл (Ахиллес) и Гектор. Брошенное Гектором копье попало в щит Ахиллеса, но отскочило в сторону. Никому не дано было пробить щит, выкованный самим Гефестом. Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копье. А Гектору вернуть копье было некому. Нанес ему Ахиллес смертельный удар. Поединок Ахилла и Гектора Жак Луи Давид. Андромаха у тела Гектора. 1783. Лувр
  • 14.  Ахилл – сын Пелея и Фетиды. В своё время мать Ахилла морская богиня Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала маленького Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом.  На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном.  Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесова пята». Эрнст Хертер. «Умирающий Ахилл». 1884 г. Статуя из парка дворца Ахиллеон (Керкира, о. Корфу)
  • 15.  По предложению Одиссея ахейцы решили взять Трою хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальные же воины, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сожгли свой лагерь и уплыли.  На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос. Удивлённые оставленным странным подарком, троянцы собрались вокруг него. Жрец Лаокоон воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем стала крылатой.) Но троянцы все же ввезли коня в город. Джованни ДоменикоТьеполо. Шествие троянского коня в Трою. 1760
  • 16.  Ночью спрятавшиеся внутри коня воины вышли наружу и открыли ворота войску. Началось избиение застигнутых врасплох троянцев. Менелай искал свою неверную жену Елену и хотел убить ее, но оказался не в силах сделать это.  Всё мужское население Трои было убито, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте. Великий Илион погиб в огне пожара. Иоганн Федерико Бароччи, «Бегство Энея из Трои» Георг Траутман, «Падение Трои» (Federico Barocci, Aeneas" Flight from Troy, 1598)
  • 17.  Как показали раскопки, часть населения пережила падение Трои и продолжала жить на этой территории после победы греков.  Длительное время Троя (Илион) была неприметной греческой колонией, но в конце IV века до н.э. ситуация изменилась, в городе началось широкомасштабное строительство. Были построены Храм Афины, здание собраний и театр, рассчитанный на шесть тысяч зрителей.  После того, как Илион вошел в состав Римской империи, городу были дарованы новые земли и освобождение от налогов, что снова сделало Трою процветающим городом. Однако в 85 году до н.э., из-за противоречий с Римом, город был вновь разграблен и разрушен, на этот раз войсками римского наместника Флавия Фимбрия. Серебряная тетрадрахма из Трои эллинистического периода (примерно 188-160 до н.э). На аверсе изображена богиня Афина Паллада, на реверсе - женская фигура и сова, символ мудрости.
  • 18.  В древних сказаниях о Троянской войне историческая правда сочетается с мифами.  Существует древнегреческий миф о споре богинь за яблоко раздора.  Многие древнегреческие мифы рассказывают не только о бессмертных богах, но и о людях: о великих героях, воинах, битвах.  Троянская война действительно происходила и растянулась более, чем на 9 лет.


  • Поделиться