Сергий радонежский краткая. Организационный момент

Благодаря истовой и чистой вере в бога , несмотря на лишения, которые пришлось испытать ему.

Историки не могут определить точной даты рождения Сергия Радонежского, но сходятся на 3 – ем мая 1314 или 1319 гг., датах, которые упоминались его биографом Епифанием в своих трудах и других источниках. Русская церковь литературно и традиционно считает, что день его рождения 3-е мая 1314 г. Родился он в семье Кирилла и Марии, знатных бояр на службе у князя, в селе Варницы под Ростовом. Ребенок был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

При крещении ребенок получил имя Варфоломей и с первых дней жизни удивлял окружающих, стал постником – не пил молоко матери по средам и пятницам, не ел мяса на продолжении всей жизни. В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания. Окружающие удивлялись его стойкости и воздержанию, нежеланию участвовать в общих играх, увлечение молитвой и церковью, посту в еде.

В 1328 г родители Варфоломея, сильно обедневшие, вынуждены были переехать в город Радонеж. Когда Стефан, старший брат его, женился, они приняли постриг и ушли в монастырь, где и умерли.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь, где уже ранее принял монашество его брат Стефан и родители. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь.

Монахи монастыря не просили подаяния, а кормились, по настоянию Сергия, собственным трудом, в котором он первым подавал пример. Сам Сергий своими руками делал самую тяжелую работу , не требуя никаких денег за нее. Однажды помог старцу Данилу прирубить сени к келье за решето гнилого хлеба. Он работал не покладая рук, и братья поддерживались и вдохновлялись преодолевать лишения. Известия об обители дошли до Вселенского патриарха Филофея в Царьграде, который прислал посольство с дарами и советами, и вскоре после этого Сергием был принят общинножительный устав, этому примеру последовали потом многие церкви и монастыри по всей земле русской.

Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола – от отца к старшему сыну.

Преподобный Сергий Радонежский, краткая биография его представлена во многих изданиях, и его ученики впоследствии основали еще несколько монастырей и обителей, среди них Благовещенская церковь на Киржаче, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, Воскресенский, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский… Всего ученики основали их около 40 .

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.

За полгода до смерти инок призвал к себе учеников и благословил на игуменство преподобного Никона, достойнейшего из них. Смерть наступила 25 сентября 1392г. и вскоре после этого Сергий Радонежский был канонизирован. Это произошло при жизни людей, которые знали его, случай подобный не повторялся больше.

Через 30 лет, а точнее 5 июля 1422 г были обретены его нетленные мощи (не разрушившиеся и не истлевшие кости), о чем свидетельствуют многие свидетели и современники. День этот почитается днем памяти святого. Впоследствии в 1946 г мощи в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния были переданы из музея в церковь, где и хранятся до сих пор в Троицком соборе Троице-Сергиевого монастыря.

Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благоче­стивыми. Его отца звали Кириллом, а мать - Марией.

Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребенок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.

Мария же, когда носила ребенка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.

Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.

Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.

Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и Стефан принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.

По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.

Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.

Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.

Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены.

Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года.

Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному. Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.

Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.

Игумен, который постриг Сергия, умёр. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.

Вернувшись в обитель, преподобный ежедневно служил литургию и наставлял братию. Некоторое время в обители было только двенадцать монахов, а потом пришёл Симон, архимандрит Смоленский, и с тех пор число иноков стало увеличиваться. Симон же пришёл, оставив архиманд­ритство. А старший брат Сергия, Стефан, привёл в монастырь к преподобному своего младшего сына Ивана. Сергий постриг мальчика под именем Фёдор.

Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.

Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца Данила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию о терпении. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принёс еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался тёплым.

Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидя игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумлённого крестьянина, но, когда князь ушёл, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.

Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.

Один благочестивый человек пришел в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.

На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением.

Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц.

К преподобному пришли греки, посланцы констан­ти­но­польского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.

Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнес несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырём. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.

Пермский епископ Стефан очень любил Сергия. Направляясь в свою епархию, он шёл мимо Троицкого монастыря. Дорога пролегала далеко от обители, и Стефан просто поклонился в её сторону. Сергий в тот момент сидел за трапезой и, хотя не мог видеть Стефана, поклонился ему в ответ.

Ученик Сергия, преподобный Андроник, возымел желание основать монастырь. Однажды Сергия навестил митрополит Алексий, который рассказал о своём замысле основать монастырь в честь Спаса Нерукотворного, в память об избавлении от бури на море. Сергий дал митрополиту в помощники Андроника. Алексий основал монастырь на реке Яузе, а наставником в нём стал Андроник. Сергий посетил это место и благословил. После Андроника игуменом стал преподобный Савва, а после него Александр. В этом монастыре был и знаменитый иконописец Андрей.

Фёдор, племянник преподобного Сергия, сын Стефана, тоже задумал основать обитель. Он нашёл красивое место для нее - Симоново, у реки Москвы. По благословению Сергия и архиерея он устроил монастырь. После Фёдор стал архиереем Ростовским.

Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чём не хотел рассказывать, а потом открыл, что это ангел Божий служил с ним.

Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом - следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.

А еще по просьбе князя Дмитрия Серпуховского Сергий пришёл в его вотчину и основал Зачатьевский монастырь «что на Высоком». Там остался ученик преподобного Афанасий.

Митрополит Алексий, видя приближение своей кончины, уговаривал Сергия стать митрополитом, но тот по своему смирению не согласился. А когда Алексий умер, митрополитом стал Михаил, который начал ополчаться на святого Сергия. Михаил внезапно умер по дороге в Царырад, что было предсказано Сергием.

Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.

Некий епископ из Царьграда пришёл увидеть Сергия. На самом деле он не верил, что Сергий действительно великий «светильник». Придя в монастырь, епископ ослеп, Сергий же исцелил его.

Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окропил его водой, помолился о нём, больной сразу же заснул и скоро выздоровел.

Князь Владимир послал в монастырь еду и напитки. Слуга, который нёс всё это, попробовал пищу и напитков отведал. Когда слуга пришёл в монастырь, Сергий упрекнул его, слуга сразу же покаялся и получил от святого прощение.

Богатый человек, живший возле обители, отнял борова у соседа-бедняка и платы не дал. Обиженный пожаловался Сергию. Игумен укорял лихоимца, и тот пообещал исправиться, но потом решил денег не отдавать. Когда же он вошёл в кладовую, то увидел, что туша борова сгнила, хотя был сильный мороз. После этого чуда лихоимец раскаялся и отдал деньги.

Когда один раз святой Сергий служил Божественную литургию, его ученик Симон видел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял алтарь. Перед причастием божественный огонь вошёл в чашу. Игумен запретил Симону рассказывать об этом, пока он, Сергий, не умрёт.

За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолв­ствовать.

Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов - князья, бояре, священники, иноки - пришли проводить святого Сергия.

Имя преподобного Сергия Радонежского, игумена, почитаемое в России и других странах, где жители исповедуют православную и католическую веру, вписано в духовное наследие христианства. Пройдя тернистый путь лишений в служении Богу, отец Сергий стал иеромонахом Русской православной церкви, духовным наставником русских князей и простого народа.

Википедия дает краткое содержание биографии преподобного Сергия Радонежского. Подробнее жизнеописание иеромонаха составлено Епифанием Премудрым, начавшим собирать материалы через год после смерти учителя.

Монах окончил работу над описанием жизни святого старца около 1417-1418 годов, через 26 лет после упокоения отца Сергия.

В основу его Жития легли документальные сведения, личные записи Епифания за 20 лет общения с преподобным Сергием, воспоминания современников и очевидцев его чудес.

Епифаньевская ариография дает представление современникам о жизненном пути преподобного иеромонаха, посвященном Богу и людям.

По жизнеописанию первого биографа, трудно точно установить время рождения Преподобного Сергия и основные вехи его жизни. Отсутствие дат, кроме даты смерти, вызывают споры среди историков. Дополнил описание агиограф Пахомий, выходец с Афона, проживший 20 лет в Троице-Сергиевом монастыре, писавший о житии святых. Два жизнеописания Сергия Радонежского вызвало некоторые разночтения в биографии.

Исторические документы подтверждают, что святой Сергий Радонежский родился в селе Варницы под Ростовым. В остальном, пройдем путь славного сына Земли Русской страницами жизнеописания, составленным Епифанием Премудрым.

Содержание

Изложим краткое содержание Житие Сергия Радонежского последовательно по главам. Описание составлено в логике основных жизненных этапов Сергия, сформировавших его сознание, веру в Бога, служению которому он посвятил всю свою жизнь.

План “Жития Сергия Радонежского”

  1. Происхождение, обстоятельство рождения.
  2. Детство и чудесное научение грамоте
  3. Тяга к духовности
  4. Уединение в “Пустыньке”.
  5. Монашеский постриг.
  6. Борьба с искушениями
  7. Сбор братии и основание монастыря
  8. Игуменство Сергия и его ученики.
  9. Чудеса и исцеление больных.

Рождение

Преподобный Сергий родился во времена правления греческого царя Андроника,константинопольского архиепископа Каллиста, при княжении тверского великого князя Дмитрия Михайловича и русском митрополите Петре. Это были времена монголо-татарского ига и междоусобных войн. Отец по имени Кирилл и мать Мария происходили из благородного боярского рода, вели благочестивый образ жизни.

Еще до рождения, во время литургии в церкви ребенок трижды прокричал из утробы матери. Испугавшись, Мария заплакала. Прихожане стали искать младенца в храме. Когда женщина призналась, что дитя издавало звуки из живота, люди поразились, устрашившись.

Вынашивая ребенка, Мария стала поститься, усердно молясь. Родившись здоровым, младенец отказывался брать материнскую грудь, когда мать ела мясо. Малыша крестили на сороковой день после рождения, рассказав священнику, что находясь в утробе, младенец три раза кричал во время богослужения.

Священник сказал родителям, что это знак свыше – их сын будет служить божественной Троице. Мальчику при крещении дали имя Варфоломей.

Детские годы

У Кирилла и Марии было три сына. Старшего звали Стефаном, среднего – Варфоломеем и младшего –
Петром. Варфоломей рос смиренным ребенком. В семь лет родители отдали сына на обучение грамоте. Если Стефан и Петр учились хорошо, то Варфоломею учеба давалась с большим трудом.

Знания он постигал медленно, не отличался прилежанием. Учитель и родители ругали отрока, товарищи упрекали. Мальчик лишь плакал, обращая молитвы Богу.

Научение грамоте произошло благодаря чуду. Однажды, посланный отцом искать лошадей, Варфоломей увидел старого священника, молящегося под дубом.

Мальчик поведал старцу о своих неудачах в овладении грамотой, попросив о нем помолиться. Старец дал Варфоломею кусочек просфоры и велел ее съесть. Сказал, что теперь он будет учиться лучше своих братьев и сверстников. Благодарный отрок привел старца в дом, где его угостили пищей. Родителям священник предсказал, что сын станет великим человеком перед Богом и людьми.

После ухода старца Варфоломей стал хорошо читать. Позже мальчик перестал играть с детьми, часто посещал церковь, увлекшись чтением святых писаний.

С двенадцатилетнего возраста Варфоломей начал строго поститься, усердно молясь по ночам. Мать уговаривала сына не губить себя строгим воздержанием, но отрок был неумолим, упорно следуя избранному пути.

Из-за бесчинства и поборов московского воеводы отец Кирилл обеднел. Семья переехала в Радонеж, где поселилась возле церкви. Братья женились, а Варфоломей изучал святые писания, готовясь к монашеской жизни.

Отец с матерью просили его не становиться монахом до их смерти. Он ухаживал за родителями, пока Кирилл и Мария сами не постриглись в монахи.

Похоронив родителей в Покровском монастыре Хотькова, где после смерти жены обитал старший брат Стефан, он отдал наследство отца младшему брату. Варфоломей убедил Стефана оставить обитель, чтобы уйти на «пустынное жительство».

Уединение в пустыни

Долго бродив, братья зашли в лесную чащу. Увидев воду, решили здесь поселиться. Сначала построили хижину, затем – небольшую деревянную церковь, которую освятил митрополит Киевский Феогност в честь Святой Троицы.

Старший брат, не выдержав трудностей уединенной лесной жизни,покинул пустынь, поселившись в московском Богоявленском монастыре. Стефан стал игуменом и духовником князя.

Монашеский постриг

Оставшись один, Варфоломей пригласил в пустыньку игумена Митрофана с просьбой совершить постриг в монашество. Приняв постриг, он обрел новое имя – Сергий, потому что тот день был днем памяти великомучеников Сергия и Вакха.

Во время причастия церковь наполнилась благовониями. Несколько дней игумен пробыл с молодым иноком, которому было чуть более двадцати лет. Провожая старца, он просил его благословения, наставлений и молитв.

Борьба с искушениями

В трудах и молитвах проходила жизнь монаха Сергия. Устрашить богоугодника не раз пытались бесы, приказывая покинуть это место. Как-то раз во время заутрени церковная стена расступилась и вошел дьявол со свитой бесов, пытаясь изгнать Сергия. Молитва с крестом помогли выгнать нечистую силу из храма.

В другой раз бесы ворвались в хижину и напали на молящегося инока. Силой молитвы Сергию снова удалось отбиться от бесов, изгнать их. Хижину инока часто посещали лесные звери. Целый год приходил медведь, которому он ежедневно оставлял кусок хлеба.

Основание монастыря

К одиноко живущему иноку Сергию часто приходили монахи, прося у него разрешения поселиться рядом. Тем, кто особо настаивал, Сергий не мог отказать. Вновь пришедшие построили себе кельи, стали справлять церковные обряды и службы, следуя во всем за Радонежским. Обедню им служил приглашенный священник.

Когда в пустыньке собралось двенадцать монахов, территорию, где располагались кельи, огородили, основав монастырь. Сергий целыми днями трудился на благо братии: заготавливал дрова, носил воду, готовил еду, а ночами усердно молился. Когда умер старый игумен, братия стала просить преподобного принять сан священника, став игуменом обители. Вместе с другими монахами Сергий отправился в Переславль, просить епископа Афанасия, чтобы он дал Троицкой обители игумена. Епископ повелел Сергию стать священником и возглавить монастырь.

Игуменство и наставления учеников

Преподобный Сергий Радонежский каждый день исправно исполнял обязанности настоятеля монастыря: служил литургию, поучал братию, наставляя на путь истинный.

Число иноков в обители постоянно росло, даже старший брат Стефан, привел к нему своего сына. Игумену предстояло много трудиться: печь просфоры, делать свечи, варить кутью, работать в поле. Долго к монастырю не было дороги.

Монахам приходилось терпеть лишения, голодая по несколько дней. Игумен не разрешал им выходить к людям, чтобы просить еду, приказывал молиться, терпеливо ожидая Божией милости. По молитвам преподобного старца случилось чудо — люди издалека стали приносить монахам еду.

Иеромонах Сергий не выделялся среди братии - носил ветхую одежду. Однажды крестьянин пришедший в монастырь поговорить с преподобным, не поверил, что стоящий перед ним человек в лохмотьях и есть настоятель монастыря. В то время приехал князь, который увидев игумена, отвесил низкий поклон. Изумленный крестьянин после просил прощения и получил благословение.

Интересно! Однажды игумена Сергия посетило видение: в ярком свете по небу летала уйма прекрасных птиц, и голос с небес произнес, что монахов в монастыре будет так много, как этих птиц.

Спустя время к преподобному игумену Радонежскому пришли посланцы константинопольского патриарха с посланием устроить общежительство. Игумен выполнил патриаршую просьбу, дав каждому брату особое послушание. Монастырь стал давать приют странникам и нищим.

Чудеса и исцеление больных

Преподобному Сергию в служении Богу и людям помогали небесные посланники.

О чудесах, сопровождающих игумена, описывает его «Житие».

  1. Во время богослужения в Троицком монастыре монахи увидели человека, служившего литургию вместе с игуменом. Он был в блестящей одежде, излучая сияние. Священник потом признался, что это ангел Божий служил с ним рядом.
  2. Как-то раз Сергию явилась Богородица, сопровождаемая апостолами Иоанном и Петром, сказав что не оставит он Троицкого монастыря.
  3. Однажды при служении Божественной литургии, ученик преподобного Симон увидел, что огонь перемещался по жертвеннику, осеняя алтарь. Перед причастием божественный огонь загорелся в чаше. Игумен приказал ученику не говорить об увиденном чуде, пока он жив.

Со временем, игумен Радонежский стал творить чудеса исцеления. Началось с того, что один крестьянин пришел в обитель с больным сыном, который в келье умер.

Опечаленный отец отправился за гробом. Преподобный Сергий начал молиться над телом мальчика. Свершилось чудо - ребенок ожил. Молва о чуде исцеления разошлась по округе.

Приехавший из Царьграда епископ, не верящий, что Сергий Радонежский целитель и предсказатель, решил встретиться с ним.

Придя в обитель, он ослеп. Преподобный смог вернуть епископу зрение. Родственники принесли к преподобному мужчину, терзаемого страшной болезнью. Сергий окропил больного святой водой, прочитал о нем молитву. Страдалец мгновенно заснул и скоро выздоровел.

Важно! «Смысл чудес не в самом факте нарушения законов природы, но в подтверждении близости человека к Богу, которому все возможно». – патриарх Кирилл, 2014 год.

Ученики преподобного

Некоторые из братьев противились наставничеству, выражая недовольство. Узнав об этом, игумен Сергий ушел на Киржач, где построил с помощью людей келью и церковь. Туда отовсюду потянулись иноки, строя себе кельи. Тогда митрополит попросил преподобного вернуться в Троицкую обитель.

Ученики Сергия Радонежского стали игуменами монастырей:

  • Роман возглавил новый монастырь на Киржаче;
  • Андроник стал настоятелем обители Спаса Нерукотворного на реке Яузе, основанной митрополитом Алексием;
  • племянник Федор основал обитель у деревни Симоново на Москве-реке. Позднее получил сан архиерея Ростовского;
  • ученик Савва – игуменом Успенского монастыря построенного в честь победы Дмитрия Донского над татарской ордой хана Мамая, предсказанной и благословенной игуменом;
  • ученик Григорий – настоятелем Богоявленского монастыря в Голутвино, возведенного по просьбе князя Дмитрия Донского. Преподобный пешком ходил в Голутвино, благословил место и построил там церковь;
  • ученик преподобного Афанасий возглавил Зачатьевский монастырь, основанным Сергием в вотчине князя Дмитрия Серпуховского.

За полгода до своего упокоения преподобный почувствовал скорый уход из жизни, поручив игуменство лучшему своему ученику – Никону. После наставлений Никона, он перестал разговаривать.

Лишь перед кончиною преподобный собрал братию для беседы, огласив духовное завещание:

  • сберегать душевную и телесную чистоту;
  • хранить братское единомыслие, любовь нелицемерную;
  • остерегаться скверных похотей, пищу и напитки употреблять трезвенные;
  • быть смиренными, уклоняясь противоречий;
  • быть равнодушным к чести и славе жизни;
  • ждать от Бога воздаяния, вечных благ наслаждения.

Духовное завещание преподобного, сказанное ученикам перед смертью, дошло до наших дней. Сергий Радонежский почил 25 сентября. Лицо народного святого стало белым, а от тела началось распространяться благоухание. Митрополит Киприан распорядился захоронить богоугодника в храме. Со всей Руси собрался народ проводить игумена Радонежского в последний путь.

К сведению! Спустя 30 лет после захоронения – 5 июля 1422 года Россия обрела его нетленные мощи. Когда вскрыли гроб Чудотворца, все увидели нетленные тело и одежду святого.

Варианты жития

Народный Святой привлекал внимание ариографов и историков разных столетий. Дополнить Епифаньевское Житие преподобного старца взялся в XV веке Пахомий Лагофет, писавший о жизни Святых.

Позднее было написано несколько вариантов жития игумена Радонежского:

  • XVII столетие – Герман Тулупов описал два утерянных листа жития. Симон Азарьин добавил новые чудеса, сотворенными при жизни Святого и его мощами;
  • XVIII столетие – вышел экземпляр Жития из-под пера митрополита Московского и Коломенского Платона. Императрица Екатерина II написала свой вариант «Жития преподобного Сергия Радонежского»;
  • на рубеже столетий в 1904 году появился труд архиепископа Никона, основанный на полном переводе Епифаньевского описания.
  • в 2016 году в печати вышел краткий пересказ жития Преподобного Сергия Радонежского для детей в серии «Детская библиотека».

Полезное видео: Житие Сергия Радонежского

Вывод

В наше время современные цифровые технологии позволяют читать онлайн житие игумена Радонежского. Митрополит Кирилл сравнил житие святого со «слитком золота». Предназначенное для церковного чтения, жизнеописание преподобного представляет интерес для огромного числа почитателей деяний Божьего угодника.

Сергия Радонежского издревле почитают на Руси. Он жил в XIV веке, прославился большим количеством чудес. Главным из них считают помощь в Куликовской битве. Посвятив себя служению Богу, Сергий открывал храмы, помогал бедным и наказывал жадных.

Житие Сергия Радонежского, краткое содержание которого насчитывает более 40 глав, было составлено в XV веке его учеником, писателем Епифанием Премудрым. Он являлся монахом построенной Сергием Лавры. В XX веке житие святого явилось трудом историка, кандидата наук Бориса Михайловича Клосса. Он проанализировал порядка 400 рукописей с упоминанием чудесных способностей святого, открыл новые факты его жизни.

Значение личности для истории

Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого читать сложно для людей далёких от церкви. Более сорока глав биографии святого расписаны со ссылками на Священное Писание. В каждой Епифаний подробно описывает божью благодать, спустившуюся на Сергия.

«Житие преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского» он начал писать ещё при жизни святого с его слов. Верными помощниками для него стали иеромонах Пахомий Логофет и старец Симон Азарьин.

Кратко житие Сергия Радонежского для детей включено в школьную программу начальных классов (2-4-й класс). Оно написано по плану Епифания, но доступным простым языком. Личность Сергия в становлении Руси и Православной имеет большое значение.

Открыл для Запада личность Святого Сергия Радонежского Борис Зайцев. Это первый автор, познакомивший в начале XX века иностранцев с преподобным русским святым.

Чудо рождения

Семья Марии и Кирилла, проживающая в Ростове, ожидала появления на свет второго ребёнка. Во время беременности мать придерживалась поста, посещала церковные богослужения, литургии, соблюдая все религиозные правила христианства.

На одной из служб в выходной день Мария была сильно напугана. Ее ребёнок, ещё в утробе троекратно прокричал. Стоящие рядом люди начали искать младенца в церкви, а когда узнали, что он ещё не рожден, то многие покинули беременную недобрыми взглядами .

Со слезами на глазах Мария вернулась домой и рассказала о случившемся мужу. В тот момент она решила, что обязательно посвятит ребёнка Господу, если родится мальчик. Младенец родился здоровым, но своенравным.

Малыша покрестили именем Варфоломей на сороковой день после рождения. Родители рассказали настоятелю о криках его из утробы во время литургии. Священнослужитель успокоил Марию и Кирилла, сказав, что мальчик станет служителем Святой Троицы и великим человеком.

Варфоломей с младенчества придерживался поста:

  1. Не брал грудь матери после употребления ею в пищу мяса.
  2. Отказывался от молока кормилицы, желая только материнское.
  3. Не брал грудь в среду и пятницу.

Неподдающаяся грамота

У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Когда мальчики подросли, родители отдали их обучаться грамоте. У среднего сына ничего не получалось, в то время как братья его совершенствовали знания с каждым днём.

Однажды Кирилл отправил сына на поиски жеребят. Варфоломей увидел молящегося под дубом старца, подошёл к нему и поведал о боли своей с просьбой помолиться за его успехи. Старец внимательно выслушал отрока , прочитал молитву, затем протянул мальчику кусочек просфоры.

Старец объяснил мальчику, что с этого момента у него не будет проблем с грамотой, способности ему дарует сам Бог. Варфоломей уговорил благодетеля посетить родительский дом. Мария и Кирилл приготовили угощения, но сначала старец с мальчиком прошли в небольшую домашнюю часовню.

Старец объяснил, что их ребёнок особенный, выбранный и отмеченный Господом для службы Священному Писанию. После слов о том, что Варфоломей будет величественным человеком и не предаст веру, старец покинул дом. Мальчик начал проверять свои возможности и радовался тому, что может прочитать и понять любой текст.

Варфоломей не играл с другими детьми, проводя свободное время в церкви на богослужениях. Особенно интересно для него было Священное Писание . Мария, обеспокоенная поведением сына, просила его не мучить себя.

Семья, спасаясь от разорения, переезжает в Радонеж. Петр и Стефан обзавелись семьями и покинули отчий дом. Варфоломей просил разрешения постричься в монахи, но родители попросили не бросать их одних и позаботиться до смерти. Мария и Кирилл приняли монашеский постриг и разошлись по монастырям, где умерли через некоторое время. Варфоломей почтил их молитвами, отдал положенное наследство младшему брату Петру, а сам отправился к Стефану, который принял постриг в Хотьково - Покровском монастыре после смерти супруги.

Жизнь в пустыне

Варфоломей уговорил Стефана отправиться на поиски пустынного места. В лесу они построили хижину и срубили небольшую церковь. Старший брат не выдержал тяжести затворничества и вернулся в Москву, где выбрал для служения Богоявленский монастырь.

Варфоломей призвал к себе игумена Митрофана. 7 октября он совершил постриг Варфоломея, нарекая его Сергием в честь памяти святых Сергия и Вакхы. Пробыв ещё несколько дней в пустынной обители, игумен отправился обратно, дав наставления молодому монаху.

Сергий много времени проводил в молитве. Его пытались выгнать бесы во главе с дьяволом , но были сражены молитвенными текстами и крестным знамением.

К хижине приходили дикие звери, на протяжении года преподобный делился хлебом с медведем. Многие монахи приходили в обитель Сергия и просили остаться. Он не разрешал, понимая, что не каждый из них вытерпит тяготы и лишения. Некоторые оставались, Сергий не прогонял, но предупреждал о тяжёлой жизни.

Каждый из монахов самостоятельно устроил себе келью. По достижению дюжины жилища монахов обнесли забором. Они служили заутренню, вечерние службы, а на дневную приглашали священника.

Игумен, постригший Сергия в монахи, умер. Юный инок взмолился о даровании нового духовного настоятеля обители, отказываясь от просьбы братьев стать игуменом и священником. Монах направился в Переславль просить епископа о выделении игумена для его пустынной обители. Епископ выполнил делание братии монахов и повелел Сергию принять сан игумена и священника.

Игумен Сергий

Сергей продолжал свою скромную и праведную жизнь, читая молитвы и литургии. Он учил своих братьев-монахов:

  • Соблюдению заповедей.
  • Терпению и выносливости.

Сергий не терпел жалоб и не позволил своим подопечным просить еды, считая, что все нужно заработать своим трудом. Со временем число монахов увеличивалось. Стефан привёл к Сергию младшего сына Ивана. Его постригли с именем Федор.

За время служения Господу Сергий совершил несколько чудес:

Не всем монахам нравилось управление Сергия. Однажды старший брат Стефан нелестно выразился о его методах. Преподобный оставил церковь Святой Троицы и отправился к реке Киржач. Там он построил новую обитель и стал обживаться, но митрополит просил вернуться к прежнему месту служения.

Сергий не ослушался, а в каждом построенном монастыре стали игуменами и священниками ученики преподобного. Некоторые позже ушли строить собственные церкви.

Сергий знал о кончине за полгода и просил не хоронить его в церкви. Но Киприан велел положить тело сбоку монастыря. С тех пор мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре Москвы.

"Житие Сергия Радонежского" было написано в XV веке. Это произведение рассказывает о жизни человека, известного как Сергий Радонежский, причисленного впоследствии к лику святых.

Родился он на Тверской земле. Его отца звали Кириллом, а мать - Марией. Были они людьми благородными и благочестивыми. Когда мальчика крестили, ему дали имя Варфоломей. У Варфоломея было два брата, Стефан и Пётр.

В житии описывается множество чудес, связанных со святым. Самое первое чудо случилось ещё до его рождения: огда его мать Мария пришла в церковь, время богослужения неродившийся ребенок громко прокричал три раза. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы.

Варфоломею долго не давалась грамота. Однажды мальчик встретил старца, рассказал ему своих неудачах и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет хорошо знать грамоту. Так и случилось. Старец предсказал Кириллу и Марии, что их сын станет велик перед Богом и людьми.

С юных лет отрок мечтал посвятить себя Богу. Он не играл с другими детьми, постился, часто ходил в церковь и читал святые книги. Он просил родителей благословить его на монашество. Однако Кирилл и Мария попросили сына отложить исполнение своей мечты до их смерти. Варфоломей почитал родителей, поэтому послушался. Его брат Стефан тоже принял монашество и по просьбе Варфоломея пошёл с ним искать место для пустыни. Братья нашли место, построили хижину и срубили небольшую церковь, которую назвали во имя Святой Троицы.

Варфоломей позвал к себе в пустынь старца игумена Митрофана, который постриг Варфоломея в монашество и нарек Сергием. Сергию тогда было немногим больше двадцати лет.

Инок жил в пустыни, трудился и молился. Его пытались устрашить полчища бесов. К нему приходили животные.

Некоторые монахи селились вместе с ним. Каждый из монахов сам построил себе келью. После долгих уговоров братии и по велению епископа Сергий согласился стать игуменом и священником.

Сергий был очень скромным и много трудился. По его молитве возник источник с целебной водой. В обители происходило много чудес. Молитва Сергия исцеляла больных, и даже оживила уже умершего ребенка. Преподобный Сергий велел отцу молчать об этом чуде - о нем поведал ученик Сергия.

Великий князь Дмитрий приходил к Сергию за благословением перед битвой с Мамаем. Сергий, находясь в монастыре, предсказал победу Дмитрия, знал, как проходила битва и назвал по именам павших.

Преподобный предвидел свою кончину за шесть месяцев и поручил игуменство своему любимому ученику Никону.



Поделиться