Разрешающая молитва священника. Что такое разрешительная молитва? Беременность и роды

Произносит в конце исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль . При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. Разрешительная молитва обратного действия не имеет. Если обстоятельства заставляют священника торопиться, он может прочитать только «разрешительную формулу», которая содержится в последней молитве исповеди.

2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания . В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Лист с текстом этой молитвы называется разрешительной грамотой, или подорожной.

Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо (имя) от всех, елика яко человек согреши Богу словом, или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася; но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь

3. Молитвы жене́ роди́льнице, по четы́редесяти днех . Только после прочтения священником этих молитв через положенные не менее чем 40 дней от рождения православной женщиной ребёнка, эта недавно родившая женщина со своим, уже крещённым и воцерковлённым , младенцем получают от священника разрешение на посещение православного храма и на беспрепятственное участие во всех церковных таинствах .

Примечания

Ссылки

Литература

  • Булычев А. А. Несколько замечаний о так называемых разрешительных грамотах // Russica Romana. 2009. Vol. XVI. P. 9–36.
  • Уханова Е. В. К вопросу о разрешительных грамотах восточных патриархов в России: новые экземпляры в фондах ГИМ // Каптеревские чтения . 2010. Вып. 8. С. 91–114.
  • Шустова Ю. Э. География изданий разрешительных грамот восточных патриархов в XVII в. // Историческая география: Пространство человека vs человек в пространстве. Материалы XXIII международ. науч. конференции. М., 2011. С. 463–467.
  • Шустова Ю.Э. Разрешительные печатные грамоты 40-х гг. XVIII в. иерусалимского патриарха Парфения: проблемы изучения и атрибуции // Каптеревские чтения – 9: Сборник статей. М., 2011. С. 215–243.

Православие. Словарь-справочник

Разрешительная молитва

1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи.

2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов.

В Русской Православной Церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

Православный энциклопедический словарь

Разрешительная молитва

напечатанная на листе бумаги особая молитва, читаемая священником вслух над каждым умершим (старше семи лет) при отпевании, после чтения Евангелия. По прочтении молитвы лист складывается и влагается в руку умершего.Текст молитвы очень древний, заимствован из литургии апостола Иакова (1 век).

Словарь церковных терминов

Разрешительная молитва

1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18 ) отпускает кающемуся исповеданные грехи.

2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В Русской православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

Православная энциклопедия

Разрешительная молитва

1) тайная молитва священника на исповеди. Этой молитвой он отпускает (разрешает) кающемуся его грехи;

2) молитва, которую читает священник в конце отпевания покойного. В ней содержатся прошения об отпущении усопшему всех прижизненных грехов. По древней традиции бумагу с текстом этой молитвы кладут покойнику в правую руку.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Разрешительная молитва

Лист бумаги, на котором напечатана особая молитва; читаемая священником вслух над каждым умершим (не моложе 7 лет) при отпевании, после прочтения евангелия; по прочтении лист складывается и влагается в правую руку умершего. Обычай влагать молитву в руку умершего не есть установление вселенской церкви, а вошел в употребление у нас в Россия (в XI в.) вследствие случайного обстоятельства. Когда князь Симон Варяг просил у препод. Феодосия Печерского письменного благословения как в жизни, так и по смерти, то Феодосий списал ему слова "молитвы иерейския прощальныя". Симон завещал положить эту молитву ему в руку при погребении его; с тех пор это вошло у нас в обычай и для всех вообще умерших. Текст самой молитвы очень древний. Содержание ее заимствовано из умилостивительной молитвы, находящейся в конце литургии апостола Иакова. В нынешний состав свой она приведена в XIII в. Германом, епископом Амафунтским. Р. молитва читается для разрешения от бывших на умерших клятв и запрещений, а не от грехов, в которых усопшие не каялись; грехи не разрешаются ею окончательно, как при покаянии, а только испрашивается отпущение их и особенно тех из них, которые забыты были при исповеди. См. П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1891); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).

Разрешительная молитва


После возглашения усопшему вечной памяти "архиерей, аще приключится тамо быти, или иерей чтет молитву прощальную велегласно". (Требник. Последование погребения мирских человек.)
"Господь Иисус Христос, Бог наш, Иже Божественныя заповеди святым Своим учеником и апостолом давый, во еже вязати (здесь: не прощать) и решити (и прощать) падших грехи, и от оных паки (от них вновь, опять) мы приемше вины (причину, повод) тоежде (то же) творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, и во веки веков. Аминь " .
Ныне вместо краткой прощальной молитвы обычно читается другая, пространная, печатаемая особо (на отдельном листе), она называется "разрешительной молитвой". (Начиная с 1950-х гг. в изданиях Московской Патриархии (также отдельным листом) эта молитва называется "разрешательной". - Ред.) Вот эта молитва :
"Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его [ю]; елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему [ей], человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь " .
Разрешительная молитва обычно читается священником и дается в правую руку усопшему не после отпуста отпевания, но во время отпевания, после чтения Евангелия и самой молитвы. Чтение ее сопровождается (по крайней мере, должно сопровождаться) тремя земными поклонами всех молящихся.
Если ныне разрешительная молитва читается над всеми умирающими в покаянии, то это, с одной стороны, потому, что всякий православный христианин имеет в ней нужду, а с другой стороны, дабы этого благодеяния (как замечает блаженный Августин о молитве за умерших) не был лишен никто из тех, к кому оно может относиться. Ибо лучше преподать его и тем, которым оно ни пользует, ни вредит, нежели отнять у тех, коим оно полезно.
Обычай нашей Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему, получил начало при святом Феодосии Печерском. В княжение Ярослава I пришел в Русскую землю из земли Варяжской некто Симон. Впоследствии он принял православную веру и отличался благочестием и особой любовью к святому Феодосию.
Однажды Симон просил святого Феодосия молиться о нем и о сыне его Георгии. Преподобный отвечал благочестивому Симону, что молится не только о нем, но и обо всех, любящих обитель Печерскую. Но Симон не переставал просить святого Феодосия о том, чтобы он молился о нем и о сыне его Георгии, говоря святому Феодосию: "Отче! Не изыду тощь (здесь: без ответа) от тебе, аще написанием не известиши ми".
Тогда преподобный Феодосий написал Симону разрешительную молитву такого содержания:
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и святых сил Безплотных... да будеши прощен в сем веце и будущем, егда приидет Праведный Судия судити живым и мертвым". "Юже молитву, - замечается в Патерике Печерском, - оттоле начаша влагати умершим в руце, якоже первый Симон вложити себе повеле " (Печерский патерик, с. 68 - 78).
Из Лавры Печерской обычай давать разрешительную молитву умершим легко мог распространиться по всей земле Русской, если вспомним, что монастырь Печерский пользовался большим авторитетом в Русской земле и в Церкви. Из смиренных келлий Киево-Печерской обители выходили святители Русской Церкви, переносившие в свои епархии священные обычаи своей духовной воспитательницы.
Нельзя не упомянуть здесь об одном чрезвычайном случае, очень много содействовавшем распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в руки умершему. Случай этот был следующий.
Когда отпевали святого благоверного князя Александра Невского и уже приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную молитву, тогда умерший, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее (Софийский временник. Т.1, с. 273.) Такое необыкновенное событие не могло не произвести сильного впечатления на всех, кто или сам был очевидцем чуда, или слышал о нем от других.
Примечание. Над костями, вырытыми из могилы и затем снова погребенными, не повторяется чин отпевания. Чин отпевания умерших приспособлен ко времени недавно наступившей смерти. (Обычно отпевание совершается на третий день после смерти. - Ред.) В молитвословиях чина погребения родственники и знаемые приглашаются для отдания последнего целования тому, кто вчерашний день беседовал с нами и находился еще среди живых и кто потому просит молитв родных своих и знаемых. При погребении вырытого из могилы тела обычно совершается лишь панихида. Если же иногда совершался дважды чин погребения над одним и тем же лицом, то это бывало над умершим, но еще не преданным земле, и притом в особых обстоятельствах. Так, например, святитель Ростовский Димитрий скончался в Ростове 28 октября 1709 года и был отпет на третий день, но тело оставалось непогребенным до прибытия друга его, Стефана Яворского, Митрополита Рязанского, который вторично отпел его 25 декабря и предал его земле. Два друга договорились между собой о том, что в случае смерти одного из них, оставшийся в живых должен будет похоронить усопшего (Древние святыни Ростова Великого. Сочинение графа М. Толстого. М., 1860, с. 53).

Разрешительная молитва – это молитва очищения, которую читает священник над человеком позже совершения определенного ритуала. Считается, что вследствие ей человек может избавиться от «нечистоты» и тем самым приблизиться к Господу.

Мы узнаем, в каких случаях произносятся «очищающие словесные формулы», и для чего это делается.

Когда читается разрешительная молитва?

По сути, «формула» очищения – это отпущение Блогом посредством священнослужителя человеческих проступков. Впрочем произносится она только в том случае, если христианин подлинно понял свои ошибки и возненавидел проступок, тот, что сам же и совершил. Когда же читают разрешительную молитву?

В православии по дюже старинной обычии помилование проступков с применение очищения происходит только в 3 случаях:

  • после родов;
  • после исповеди;
  • при отпевании.

В последнем варианте умершему позже совершения обряда в руку вкладывают листочек с самой «формулой» либо подорожной, как это принято называть в церковном кругу.

Молитвы при погребении

Вся служба погребения состоит из множества песнопений, которые произносятся священнослужителем на протяжении каждого безрадостного мероприятия. В текстах абстрактно изображается человеческая участь, начиная от упоминаний о первородном проступке, тот, что был совершен нашими праотцами Адамом и Евой, и, заканчивая заповедями о том, что человек просто возвращается в прах, из которого и был взят.

Интересно, что напутственная молитва над умершим может читаться только в том случае, если он вел желательный Господу образ жизни.

К знакам такой жизни дозволено отнести:

  • ведение духовной жизни;
  • периодическое исповедование в церкви;
  • регулярное причащение.

После того как триумфальная, но не дюже счастливая прецессия, окажется на кладбище, и священнослужитель прочтет энное число выдержек из Евангелия, начнется обряд очищения с произнесением разрешительной молитвы на праздничном отпевании.

Благодаря освободительным словам священника, умершему прощаются его прегрешения, и он в каком-то смысле освобождается от тягот и бренности этого мира, если, безусловно, при жизни многократно раскаивался перед Господом позже совершения неблагочестивых дел. Как теснее говорилось выше, позже этого в руку покойника вкладывается листочек с текстом разрешительной молитвы. Тогда, вступая в загробную жизнь, человек примиряется с Господом.

Когда «формулу» очищения не читают?

Это происходит только в том случае, если священнослужитель отказывается отпевать покойного, что допустимо в таких обстановках:

  • Дни Пасхи и Рождества православными священниками считаются «нерабочими», следственно умершего не вносят в храм и не отпевают, даже если он при жизни был дюже набожным человеком;
  • Если перед гибелью в своем завещании человек умоляет не делать над ним обряда;
  • Суицидентов священнослужитель на похоронах также не уважит. Но если выяснится, что умерший имел психические расстройства, дозволено попытать блаженство в некой комиссии – епархиальном управлении, где чисто теоретически могут выдать разрешение на отпевание.

Таинство покаяния

Покаяние либо исповедь – обряд, при котором человек перед священником сознается в совершении проступков. В процессе одностороннего монолога, со стороны раскаивающегося, безусловно же, священнослужитель прощает ему все прегрешения, вследствие чему незримо он механически получает помилование у самого Иисуса Христа.

По сути, процесс исповедования – дюже нелегкий сердечный труд, тот, что принуждает человека обнажить свою душу перед «слугой Господним», т.е. священнослужителем.

Как происходи покаяние?

  • Священник произносит определенные молитвы, побуждая христианина «чистосердечно» сознаться в содеянных проступках;
  • Затем человек, стоя пред аналоем, на котором лежит Евангелие, как перед Господом озвучивает все свои проступки;
  • После исповеди священник покрывает голову раскаявшегося расшитой тканой лентой – епитрахилью;
  • Далее произносится разрешительная молитва на таинстве исповеди, вследствие которой священнослужитель именем Христа освобождает христианина от проступков.

Раскаяние в проступках перед человеком содействует очищению души христианина, за счет чего происходит его примирение с Господом.

Разрешительная молитва для матери

Самое увлекательное, что Русская православная церковь доктринально не имеет права полагать какую-нибудь физическую нечистоту, о чем многократно упоминается в Новом Завете, в частности, в Деяниях в гл. 10 и в Евангелие от Марка в гл. 7. Таким образом, человек может оскверниться только сердечно, но на практике дело обстоит напротив. Ритуальная физическая нечистота христианина препятствует связи с священным.

Возможно, нелюбовь к женщине обусловлена поведением Евы, которая все-таки «впарила» Адаму запретное яблоко.

Ведь на самом деле физически нечистыми в православии могут быть только женщины:

  • «Циклическая» нечистота. Скептические дни дозволено считать прямым показанием к тому, дабы не допустить женщину в церковь. В данный период она не имеет права прикасаться к какой-нибудь священной атрибутике либо же причащаться. Исключение делается только для тех, кто на момент менструаций находится на бренном одре;
  • Родовая нечистота. Новоиспеченные матери еще на протяжении 40 дней позже рождения ребенка считаются нечистыми, следственно обязаны воздержаться от походов в церковь. Как и в предыдущем варианте, она не имеет право причащаться и прикасаться к священным предметам.

Откуда, вообще, взялось представление нечистоты, при котором должна произноситься разрешительная молитва для матери?

Данная доктрина была позаимствована православием еще из иудаизма, а если быть, вернее, из предписаний книги Левит. Именно в ней говорится о том, что женщина является нечистой в период менструаций, а также на протяжении 40 дней позже того, как исторгнет чадо из своего лона.

О том, что к женщине относятся с предубеждением, свидетельствует и тот факт, что при рождении мальчугана она нечиста на протяжении 40 дней, при рождении девчонки – все 80. Судя по каждому, красивая половина общества столкнулась с сходственной дискриминацией только из-за первородного проступка, идеального Всевышний знает когда Евой.

С иной стороны, в иудаизме и христианстве рождение ребенка должно считаться благом. Апеллировать в данном случае дозволено к первому Посланию к Тимофею гл. 2, где говорится о том, что «жена спасется чадородием». Реально данный момент опускается и в современных православных представлениях деторождение отождествляется с осквернением. Именно следственно священнослужитель должен прочесть разрешительную особую молитву позже родов, дабы женщина по истечении 40 либо 80 дней могла возвратиться в церковь.

Разрешительная молитва – оригинальный метод очищения человеческой души, вследствие которому христианин может приблизиться к Господу. Невзирая на определенный свод ограничительных законов, установленных каноническими правилами, «формула» очищения разрешает человеку избавиться от тягот собственных проступков.

Форма используемой уже не одно столетие в РПЦ «разрешительной» молитвы вызвала жесткую критику преподобного Никодима Святогорца. Что можно было бы сделать, чтобы привести практику в соответствие с богословием Церкви?

Как известно, в нынешней практике Русской Православной Церкви в качестве разрешительной молитвы используется следующая: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Однако в требниках в чине исповеди по сей день печатается еще одна молитва, начинающаяся со слов «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе…» В ней священник молится о прощении грехов кающегося и воссоединении его с Церковью: «Сам и ныне умилостивися о рабе Твоем (имя), и подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное. Примири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» Как правило, в современной практике эта молитва читается сразу же после увещания к исповедующимся и предшествует собственно исповеданию грехов, несмотря на то, что в требнике данная молитва помещается после беседы с кающимся.

Проблема использования принятой ныне в Русской Церкви разрешительной молитвы, или, как ее еще порой называют, «тайносовершительной формулы» - в том, что в ней священник произносит фразу от первого лица «я… прощаю и разрешаю», в то время как православной традиции чуждо использование таких формулировок. Единственным Совершителем таинств, в представлении Православной Церкви, всегда остается Сам Господь Бог, а священник же - Его служитель, возглавляющий молитву о совершении таинства и совершающий определенные священнодействия, но никак не полновластный «хозяин» благодати.

Формулы таинств от первого лица приняты в Католической Церкви. Например, сравните: при совершении Крещения в Православной Церкви священник произносит: «Крещается раб Божий…», в то время как в Католической: «Я крещу тебя…» Молитва с формулировкой от первого лица («прощаю и разрешаю») проникла в Русскую Церковь через Требник святителя Петра Могилы, чрезмерно увлекавшегося латинским богословием и обычаями.

Ввиду этого некоторые священники после исповеди читают не только данную «формулу», но и молитву «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе…» Однако, при частой исповеди возникает вопрос об уместности чтения этой молитвы, включающей просьбу о примирении и соединении кающегося со святой Церковью. В самом деле, если человек исповедует лишь так называемые «повседневные» грехи, то разве можем мы утверждать, что каждый раз он отпадает от Церкви, и каждый раз снова и снова его «присоединять»?! Да, скажут некоторые, каждый грех, даже самый небольшой, есть преграда между человеком и Богом и нуждается в прощении. Но все же даже в Первом соборном послании ап. Иоанна Богослова говорится: «всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти». То есть, не всякий грех ставит человека вне Церкви, ведь сама Церковь - сообщество не безгрешных, но спасаемых.

Однако богослужебные книги Русской Церкви дают еще один пример разрешительной молитвы, которая вполне православна по форме и уместна для применения и над теми, кто от Церкви не отпадал. Эта молитва помещена в требнике в чине исповеди и причащения больного. Начинается она словами «Господи Боже наш, Петру и блуднице слезами грехи оставивый…», а сама просьба о прощении грехов в ней звучит так: «…прими исповедание раба Твоего (имя), и еже Ти согреши, вольныя его грехи и невольныя словом или делом, или помышлением, яко Благ, презри» (в переводе: «прими исповедание раба Твоего, и в чем он пред Тобою согрешил, вольные его грехи и невольные, совершенные словом, или делом, или помышлением, как Благой, прости»). Именно эта молитва встречается в качестве разрешительной и в современных греческих книгах.

Но что интересно, в том же греческом служебнике в качестве первой, то есть основной, разрешительной молитвы приводится та, что у нас читается второй по счету в начале чина исповеди: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Пастырю и Агнче…» Причем так же, как и у нас, данная молитва содержит прошения во множественном числе: «…ослаби, остави, прости грехи, беззакония, согрешения вольная и невольная, яже в ведении и не в ведении, яже в преступлении и преслушании бывшая от рабов Твоих сих». Эту же молитву в качестве разрешительной указывает и преподобный Никодим Святогорец в знаменитом труде «Руководство к исповеди» (первое издание - 1794 год). Об этом пишет прот. Василий Петров на сайте «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/3171386.html

Однако чтением разрешительной молитвы в греческой традиции исповедь не завершается. Согласно «Руководству к исповеди», после молитвы священник, повернувшись к кающемуся, полагает свою руку ему на голову и произносит: «Благодать Всесвятаго Духа чрез мое ничтожество разрешает тебя и прощает». Преподобный Никодим Святогорец, заимствуя, подобно святителю Петру Могиле, схоластическое латинское учение о «материи» и «форме» таинства, называет данную формулировку «видом» Таинства Покаяния. Подобная же формулировка содержится и в современном греческом служебнике после разрешительной молитвы, однако она, как видим, в отличие от русской «разрешительной формулы», произносится не от первого лица. «Благодать… разрешает и прощает», а не «аз… прощаю и разрешаю».

Как пишет прот. Василий Петров, прп. Никодим Святогорец подвергает уничтожающей критике указание кипрского униата Неофита о чтении разрешительной молитвы от первого лица («Я отпускаю тебе исповеданные грехи»). В частности, прп. Никодим цитирует святителя Иоанна Златоуста, приводя следующий довод: даже пророк Нафан не дерзал сказать впавшему в тяжкий грех и раскаявшемуся Давиду: «Я прощаю тебе», но «Господь снял с тебя грех твой».

«На этом фоне возникает вопрос: какой была бы реакция преподобного подвижника, если бы он узнал, что похожими словами Русская Церковь уже много лет завершает исповедь: «И аз, недостойный иерей (имя рек) прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», — продолжает прот. В. Петров. — Надо признать правоту суждений афонского подвижника. Ни в одной традиционной разрешительной молитве нет отпущения грехов от первого лица. Духовник лишь просит Господа простить грехи кающегося».

Что же делать рядовому священнику, вникающему в подобные вопросы и понимающему всю неуместность латинской «формулы» в византийской богослужебной традиции? Конечно, было бы хорошо, если б данными вопросами заинтересовалась литургическая комиссия и предложила бы рекомендации по приведению богослужебной практики в соответствие с богословием Церкви. Lex orandi, в конце концов должен соответствовать lex credendi. Пока же можно ограничиться следующими рекомендациями на основании моей скромной пастырской практики и практики моих друзей-священников.

В тех случаях, когда человек исповедуется первый раз или после очень долгого перерыва (скажем, год или более), либо когда исповедует тяжкие, смертные грехи, такие как аборты, прелюбодеяние, «гражданский брак» (сожительство без росписи), походы к гадалкам и колдунам и проч., уместно читать молитву «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе…», содержащую просьбу о воссоединении кающегося с Церковью.

В остальных случаях, когда исповедующийся приступает к этому таинству регулярно, старается вести христианский образ жизни и не допускает смертных грехов, уместно в качестве разрешительной читать молитву из чина исповеди больных: «Господи Боже наш, Петру и блуднице слезами грехи оставивый…» Использование этой молитвы в качестве разрешительной благословлено в Русской Православной Церкви через сам тот факт, что данная молитва как разрешительная печатается во всех изданиях Требника, то есть клирик не возьмет на себя никакого греха, если станет ее использовать в чине обычной исповеди.

Буду рад, если рассмотренные в этой краткой статье вопросы вызовут обсуждение среди собратьев по клиру и заинтересованных мирян. Редакция «Киевской Руси» готова предоставить место для публикации и других мнений по данной тематике.



Поделиться