Организация: МАДОУ № 23
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Армавир
Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление с буквой Р и звуками [р]-[р`]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, звонкости – глухости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков печатания.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.
Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: картинки, зеркала, тетради, простой карандаш, цветные карандаши, рамки с манной крупой, символ звука.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. (Развитие фонематического анализа. Слухового внимания.)
Дефектолог: Ребята, перед вам на доске картинки, посмотрите на них и определите, какой звук в конце всех слов.
Дети: Звук [р].
2. Знакомство со звуком [р]. (Развитие зрительного внимания и тактильных ощущений.)
Дефектолог: Подвинем к себе зеркала, произнесем звук [р] и посмотрим, что происходит с нашим ртом.
Дети: При произношении звука [р] язык дрожит за верхними зубами, губы в улыбке, горло дрожит.
Дефектолог: Какой это звук?
Дети: Согласный, звонкий, твердый, на письме обозначается синим цветом.
3. Игра «Скажи наоборот» с мячом (Развитие фонематического восприятия.)
Дефектолог : А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слог с твердым звуком, а вы измените на мягкий звук.
Ра – ря Ру – рю Ар – арь Ур – урь
Ро – ре Ры – ри Ор – орь Ыр – ырь
Дефектолог: Молодцы. Сделайте вывод каким еще может быть наш звук?
Дети: Мягким.
4. Игра «Придумай слово с заданным звуком» (Развитие мышления, звукового и слогового анализа слов.)
Дефектолог: Придумайте слова с этими звуками и разделите слово на слоги и посчитайте количество слогов.
1-й ребенок: Картина. Звук [р] находится в середине слова, он твердый. В слове 3 слога.
2-й ребенок: Рыба. Звук [р] находится в начале слова, он твердый. В слове 2 слога.
3-й ребенок: Комар. Звук [р] находится в конце слова, он твердый. В слове 2 слога.
5. Динамическая пауза
Дефектолог: Ребята, давайте теперь встанем и проведем физминутку
Солнце, солнце, выходи |
Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга. |
И всю землю освети! |
Идут по кругу, взявшись за руки. |
Чтоб весна скорей настала, |
Останавливаются и опускают руки вниз. |
Чтобы нам теплее стало, |
Перекрещивают руки на груди и трут плечи. |
Чтоб капели звонко пели, |
Движение кистей рук, имитирующие падение капель. |
Чтоб весной ручьи звенели, |
Волнообразно двигают руками перед грудью («ручей»). |
Чтоб цветочки распускались, |
Поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч. |
С юга птицы возвращались. |
Взмахивают руками. |
Солнце, солнце, землю грей! Пусть весна придет быстрей! |
Хлопают в ладоши на каждое слово. |
6. Игра «Хлопни в ладоши» (Развитие фонематического слуха и восприятия.)
Дефектолог: Ребята, если вы услышите звук [Р], то хлопните в ладоши
Т, М, Ж, Р, О, Ю, Ф, Р, Э, Щ, В, Н, Р, У, С, Д, Ч, Р, П, Ж, Й, Я, Ы, Р, Б, А, В, Х
7. Знакомство с буквой Р
Она Расскажет, напРимеР.
О Репке и о Рыбке.
Ребята, это буква Р –
Мы скажем без ошибки.
(Манфиш А.)
Дефектолог: Ребята пред вами лежит рамка с манной крупой, давайте на ней напишем нашу букву. Проводим ровную линию сверху вниз, отрываем руку и дописываем в верхней части ровной линии полукруг. Вот и получилась наша буква.
8. Работа в тетрадях. (Развитие мелкой моторики. Развитие ориентировки на листе бумаги).
Дефектолог: Откройте тетради, обведите букву Р по точкам и разукрасьте ее синим или зеленым цветом, потому что звук [р] может быть твердым и мягким.
Дети обводят букву Р по точкам и раскрашивают ее.
Дефектолог: А теперь прочитаем слоги с нашей буквой и пропишем их.
Дети прописывают букву Р, читают и прописывают слоги по образцу.
9. Итог занятия
Дефектолог: Ребята, о каком звуке и букве мы говорили с вами? Давайте вспомним, какой он? Каким цветом обозначается? Какие слова, мы придумали сегодня?
Литература
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. Москва: ТЦ Сфера, 2001.-112с.
- Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. -СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.-256с.
Конспект организованной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте у детей с ЗПР
(по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» / под общей редакцией С.Г. Шевченко, II подготовительная группа, 6-7 лет).
Дата проведения:
Тема: Звуки [Г], [Г’] и буква Г.
Цель занятия: познакомить со звуками [Г], [Г’] и буквой Г.
Задачи:
Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Г], [Г’], умение выделять их из слов; учить дифференцировать звуки [Г], [Г’] на слух; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов; закреплять умение делить слова на слоги; познакомить с образом буквы Г.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать общую моторику и моторику мелких мышц пальцев рук; развивать мимические мышцы лица; развивать речевое дыхание; развивать фонематический слух; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу.
Оборудование: демонстрационный печатный алфавит, предметные картинки, кассы букв, цветные карандаши, фишки, таблица,звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “Г”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент .
Игровое упражнение «Назови свое имя ласково»
2.Сообщение темы занятия.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед по очереди бросает мяч детям и называет слова. Дети перебрасывают мяч обратно и произносят слово с противоположным значением. (Слова: тихо (громко), веселый (грустный), сытый (голодный), мелкий (глубокий), редкие (густые), чистый (грязный) и т.д.).
С какого звука начинаются эти слова? (со звука Г)
Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [Г] и [Г’], а так же с буквой “Г”, которая обозначает эти звуки.
3. Характеристика звуков [Г], [Г’]
Возьмите зеркала, произнесите звук [Г]. При произнесении звука [Г] струя воздуха проходит свободно?
Значит звук [Г] какой? (Согласный)
При произнесении звука [Г] голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается) .
Значит звук [Г] какой? (Согласный, звонкий ).
Звук [Г] – твердый или мягкий? Фишкой какого цвета мы будем его обозначать? (звук [Г] – твердый, обозначается фишкой синего цвета) .
Дети с помощью логопеда дают полную характеристику звука [Г].
Возьмите зеркала, произнесите звук [Г’]. При произнесении звука [Г’] струя воздуха проходит свободно? (нет, она встречает преграду).
Значит звук [Г’] какой? (Согласный).
Звук [Г’] твердый или мягкий? (мягкий, мы будем обозначать его фишкой зеленого цвета).
Дети с помощью логопеда дают полную характеристику звука [Г’].
Давайте поселим звуки [Г] и [Г’] в звуковые домики. В домике какого цвета будет жить звук [Г]? (синего) . А звук [Г’]? (зеленого) .
4. Знакомство с буквой “Г”.
Звуки [Г] и [Г’] обозначаются буквой “Г”. Посмотрите, на что похожа буква “Г”. (Варианты ответов детей) .
Давайте вместе попробуем составить букву “Г” из счетных палочек. (Выкладывание буквы “Г” из счётных палочек).
Найдите букву “Г” в кассах букв.
5. Физкультминутка.
Текст Движения
А, ну-ка, веселее ударим молотком, Руки на поясе, прыжок влево
Покрепче, посильнее мы гвоздики вобьем! Два наклона вперед, присесть
Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток! Наклоныт влево-вправо.
6. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [Г], [Г’].
Игра “Слушай внимательно”
– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Г], поднимите синюю фишку, если [Г’] – зеленую . (Слова: г азета, г усь, г роза, г иря, г еркулес, г рач, ро г и т.д.).
7. Анализ и синтез слогов со звуками [Г], [Г’].
Посмотрите, на доске написаны слоги со звуками [Г], [Г’]. Назовите эти слоги. (га, гу, го, ги, ге).
Из каких звуков состоит слог «га»? (из звуков [Г] и [А]).
- Звук [Г] какой? Фишкой какого цветы мы его обозначим? (звук [Г] согласный, твердый, мы его обозначим синей фишкой).
- Звук [А] какой? Фишкой какого цветы мы его обозначим? (звук [А] гласный, мы его обозначим красной фишкой).
8. Подбор слов с заданным слогом. Деление слов на слоги.
Игра «Слоговое лото».
Сейчас давайте придумаем слова со слогом «га». (дети называют слова) .
Посчитайте, пожалуйста, сколько слогов в слове «газета». (три слога)
Далее дети придумывают слова со слогами го, гу, ги, ге и составляют слоговые схемы слов гуси, гиря .
9. Звуковой анализ слов голова , гитара .
Дети при помощи логопеда проводят звуковой анализ слов и составляют звуковые схемы из фишек.
10. Работа в тетради.
Написание буквы Г.
11. Итог занятия.
- С какими звуками мы познакомились?
- Какой буквой они обозначаются?
Что еще мы делали на занятии?
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
В. А. Жарова
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.
Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.
Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.
Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.
Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, при которой наиболее стойкие нарушения темпа психического созревания осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств, особенно нуждаются в специальных условиях обучения. Дети, имеющие задержку психического развития конституционального и самотогенного происхождения, могут обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда.
Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание .
По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.
На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.
У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).
Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционной работе с данной категорией детей.
Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:
1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.
Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии. Описание используемой в этот период системы работы и вопросов тематического планирования уроков дано в методической литературе и типовых программах начальных классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития.
Мы остановимся только на некоторых особенностях подготовительного этапа, выделив две ступени:
на первой - формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывается четкая артикуляция и произношение этих звуков;
на второй - у учащихся развивается умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.
В данной статье более подробно рассмотрим первую ступень подготовки детей с ЗПР к обучению грамоте.
Основной целью первой ступени является обучение детей сознательному выделению изучаемого звука. Этим умственным действиям дети овладевают постепенно. Мы рекомендуем придерживаться следующей последовательности в работе.
Самостоятельному произнесению слова с интонированием заданного звука и его выделению предшествует сопряженное с педагогом произнесение данного слова с точным подражанием интонации педагога.
После тщательной отработки этих простых операций можно переходить к выделению изучаемого звука без подчеркнутого интонирования.
Обучение простым видам звукового анализа рекомендуем начинать с гласных (а, о, ы, у).
Вначале предлагаем детям упражнения на выделение ударных гласных в разных позициях, а затем и заударные гласные (аист, чебурашка). При этом обращается внимание на структуру предлагаемых слов. Легче выделяются гласные звуки в односложных словах (дом, дым, сын и т.д.) и в двусложных в ударной позиции, особенно в начале слова (утка, астра). Важно обратить внимание детей на то, что эти звуки произносятся с голосом, свободно, легко, их можно петь. Одновременно учащиеся знакомятся с термином "гласные звуки" и узнают их условные обозначения: гласные обозначаются красными фишками.
После освоения описанных действий переходим к работе с согласными звуками. В работе над ними рекомендуем чаще использовать прием усиленного интонирования. При произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными.
Щелевые согласные звуки легче выделяются на слух при усиленном интонировании из начала слов: сок, шум, жук.
Взрывные легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп), их следует произносить чуть более утрированно, чем обычно: затем они вычленяются из начала слов и середины, при этом обращается внимание детей на то, что короткие согласные нельзя тянуть.
Для детей с задержкой психического развития является трудным различение похожих по звучанию фонем. К легко смешиваемым на слух относятся близкие по акустическим признакам звуки: [c]-; [c]-[з]; [c]-[ш].
Сначала ведется работа по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с"]-[б], [ш]-[р]). Затем переходим к более тонким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з], [р]-[л]). Наконец, предлагаются упражнения на различение оппозиционных звуков ([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-[м"], [в]-[ф]).
Одновременно дети овладевают терминами "твердые согласные", "мягкие согласные" и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются синими фишками, мягкие согласные - зелеными.
Параллельно ведется работа по уточнению артикуляции звуков, по совершенствованию их произношения.
Практика показала, что искаженное или неточное произношение звуков у некоторых детей при такой работе коррегировалось самостоятельно.
Рекомендуем использовать полноценный, интересный лексический материал из классических произведений и устного народного творчества. Это поможет нам решать и задачи словарной работы. При этом важно, чтобы дети понимали значение слов и соотносили их с предметами и явлениями действительности. Словарная работа проводится на каждом уроке родного языка.
На данной ступени обучения необходимо построить обучающий процесс так, чтобы на уровне эмоционального осознания способствовать появлению у детей с ЗПР элементарного познавательного интереса к родному языку, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения.
Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.
Применяются следующие виды дидактического материала:
предметные и сюжетные картинки;
текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);
разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);
схемы и таблицы, звуковые и буквенные линейки, звуковые часы.
При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:
1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.
3. Учитель осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.
В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.
Мы предлагаем следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать на первой ступени подготовки детей к обучению грамоте:
уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
отобрать картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;
нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;
отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
выделить из ряда слов, произносимых учителем, те, в которых имеется заданный звук;
выделить из предложения слова с заданным звуком;
игры "Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам, показать картинки со звуком, например, [п], [п"]. Сказать, где слышите заданный звук;
"Фантазеры" - придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];
"Кто внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т.д.);
игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;
игра "Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;
"Звуковые часы" - на макете предметные картинки. Найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать самое длинное и короткое слово;
"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?
"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.
Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.
Список литературы
Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С.Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста //Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1989.
Дети с задержкой психического развития //Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984.
Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе //Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. М., 1992.
Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.
Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.
Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru
Тип занятия:
закрепление.
Задачи:
— закрепление понятия «слог»;
— закрепление умения делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.);
— развитие умения определять количество слогов в слове и их последовательность,
— развитие умения подбирать слова по одному данному слогу,
— закрепление умения различать гласные и согласные звуки;
— закрепление умения составлять простые предложения, определять количество слов в предложении, составлять схемы предложений;
— развитие речи детей, внимания, памяти, мелких мышц рук.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
— Ребята, сегодня, я получила письмо от наших знакомых из зоопарка.
Вспомним, с кем мы познакомились на прошлом занятии (слон, лиса, кенгуру)? В этом письме они просят нас о помощи. У них в зоопарке пропал медвежонок.
Поможем им найти медвежонка? За правильное выполнение заданий, мы будем получать часть картинки, и когда сложим все части вместе, мы узнаем, куда же пропал медвежонок.
2. Повторение пройденного материала.
— На прошлом занятии наши герои познакомили нас понятием «слог». Вспомним, что такое слог. Слоги – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове (ответы детей)
.
— Правильно, чтобы определить, сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов (например: слон, лиса, кенгуру). Также слово можно прохлопать или прошагать.
— А еще нужно запомнить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
3. – Итак, наше первое задание,
посчитать (прохлопать) количество слогов в словах: енот, пингвин, тигр, фламинго, лось, пеликан. Молодцы, все справились с заданием правильно.
4. «Кто в домике живет?»
На доске три домика, с разным количеством окошек.
— Ребята, необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить картинки по домикам. В первый домик – картинки, в названии которых один слог; во второй – картинки, в названии которых два слога; в третий домик – картинки, в названии которых три слога. Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот.
— Молодцы, за это задание мы получаем часть картинки.
5. – Ребята, посмотрите,
какой необычный поезд к нам сегодня приехал. У этого поезда всего два вагона: синий и красный. Нам нужно распределить картинки по этим вагонам. В синем вагоне поедут картинки, названия которых начинаются на согласный звук, а в красном – картинки, названия которых начинаются на гласный звук. Картинки: акула, удочка, иглы, аист, барсук, дом.
6. – А теперь вспомним,
из чего состоит наша речь (из предложений). Сейчас мы должны будем составить схемы предложений (дети получают карточки). Вспомним: первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая нам понадобится карточка? (полоска с уголком). В конце предложения, обязательно ставим точку. Точка указывает на то, что предложение закончено. Предложения: Лиса рыжая. Уши слона велики. Кенгуру высоко прыгает. Медвежонок очень любит мед.
7. Физкультминутка.
8. «Соберем пирамиду».
На доске картинки (лев, жираф, зебра, дикобраз, носорог, кенгуру).
— Вам необходимо составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.
9. «Молчуны».
— Теперь я называю слово, а вы делите слово на слоги хлопками и показываете количество слогов на пальцах. Слова: павлин, леопард, страус, панда, бурундук, горилла, кабан
10. – Ребята, сейчас
я буду называть вам слог, а вы должны придумать слова, которые начинаются на этот слог. Слоги: са- (самолет, самокат, сапоги, самовар), бу- (буква, бублик), ма- (мама, машина, магазин), ла- (лампа, ласточка).
— Молодцы, получаем еще одну часть картинки.
11. Работа в тетрадях.
«Фрукты и овощи». Соберите в одну корзину фрукты и овощи, в названии которых, два слога, в другую, в названии которых – три слога.
Часть картинки.12. Итог занятия.
— Молодцы, мы собрали все части картинки и теперь знаем, где медвежонок. Оказывается, он отправился в гости к пчелкам, полакомиться медом. Наши друзья нас благодарят. В конце занятия каждый ребенок получает поощрительный приз.
— Ребята, вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
— Что понравилось вам больше всего?
Конспект подгруппового занятия для детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Тема: «Звук и буква «О»
Цель: Закрепление навыков звукового анализа и синтеза, знакомство с буквой «О»
Задачи: Корреционно - образовательные:
Уточнить артикуляцию и характеристику звука «О»,
Продолжать учить детей звукобуквенному анализу и синтезу, определять позицию звука в слове,
Познакомить с буквой «О»
Коррекционно - развивающие:
Развивать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения, память, внимание
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, интерес к занятиям, активность, работоспособность.
Оборудование: картинка «остров»,компьютерная игра «Учимся с Логошей», презентация «Звук «О», зеркала, фишки, нитки красного цвета, кассы, буквы,
Ход занятия:
Организационный момент.
Психогимнастика. Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове.
Сначала мы удивились: О! Потом огорчились: О-О-О! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-О-О! (Дети мимикой выражают разные эмоции)
I . Постановка цели занятия.
Откуда мы только что вернулись?
Прислушайтесь к слову «остров», какой первый звук вы слышите?
Сегодня мы будем слушать звук «О», познакомимся с буквой «О»
1 .а) Артикуляция и характеристика звука «О» (Показ звука «О» жестом),
б) произнесение звука «О» хором, индивидуально. (Показ презентации)
2.Выделение звука из ряда (хлопком):
Звуков: а, о, у, и, ы, э, а;
Из ряда слов: хорошо, прыгать, мокрый, много, сумка, шагаю, зонт, занятие.
3. Игра «Укажи картинку» (компьютерная игра «Учимся с Логошей») – определение позиции звука «О» в начале, середине, конце слов.
4.Динамическая пауза.
Игра «Запретное действие»
5. Знакомство с буквой «О»
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла –
Покатиться бы смогла.
а) Показ буквы.
б) Нахождение в звуковом домике.
в) Ниткопись.
г) Прорисовывание в воздухе, на ладошке, на спине у соседа.
6. Звукобуквенный анализ и синтез слогов АО, АОУ. Чтение этих слогов.
III . Итог занятия.