Отличия иудаизма от христианства. Сравнительный анализ христианства и иудаизма

Каковы основные отличия христианства от иудаизма?
1

Здравствуйте.

Недавно я разговаривал на тему «иудаизм и христианство» с одним ревностным христианином (вернее, меня заставили). К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества знаний, я не смог ответить на некоторые вопросы (я только начинаю идти к Торе, но моим родственникам это не нравится). Могли бы вы ответить на эти вопросы? Приблизительная формулировка принадлежит моему оппоненту.

1. ”Почему иудаизм регулирует человеческую скромность, ведь скромность это черта характера. Какая богу разница длинный у меня рукав или нет?” Мне говорили, что это для того, чтобы защитится от солнца в Израиле

2. ”Почему у соблюдающих евреев не принято иметь дома телевизор?”

3. ”Зачем нужно обрезание и откуда оно взялось?” Здесь я сказал, что это знак завета, но оппонент настаивал на том, что это началось из гигиенических соображений.

4. Мне говорили, что православие это единственная религия, в которой не было «поправок», в отличие от иудаизма, в котором много «если».

Я сказал, что всё христианство и есть большая поправка иудаизма, но мне не верили (или может это я не прав?).

5. Настаивали, что иудаизм очень жестоко относиться к другим религиям (даже не языческим). Как доказать обратное?

6. ”Зачем нужно такое большое количество заповедей? В христианстве большинство подобных действий (например, милостыня) остаётся на совести и желании. Зачем заставлять?” Я говорил, что обязательные действия выполняются усерднее, чем добровольные, но оппонента это не убедило.

7. ”Почему евреи возомнили себя избранными? Маленькой и сильной кучкой”. Я говорил, что это Б-г выбрал евреев, что избранность будет только в грядущем мире, а избранность в этом мире заключается в этом, что нужно молиться по 3 раза в день, поститься в посты, есть только кошерное и так далее.

Извините, если что-то не так.

И могли бы вы написать мне основные отличия иудаизма от христианства.

Благодарю.

Максим
Санкт-Петербург, Россия

Вы, по сути, задаете 8 вопросов. Поскольку в одном ответе нет возможности рассмотреть все затронутые Вами темы, обсудим их в нескольких ответах.

Начнем с конца, с последнего вопроса - каковы основные отличия иудаизма от христианства? Потому, прежде всего, что ответ на него «задаст тон» всему нашему дальнейшему разговору в целом.

Отличие существует только одно - в истоках.

Тору, в которой изложено наше мировоззрение и даны законы, обуславливающие наш образ жизни, еврейский народ получил на горе Синай из Уст Самого Творца мира. Христианство - религия, выдуманная людьми. И отношения к Небесной духовности она - не имеет.

Общих точек соприкосновения с христианством у еврейского мировоззрения - нет. Поэтому какие бы то ни было «позиционные» сравнения - не релевантны.

Но вернемся к началу Вашего письма.

Нам, евреям, не следует обсуждать другие религии, тем более - с их представителями. У нас есть свои задачи в жизни, которые поставил перед нами Всевышний. Чужие религии, их обряды и т.п. интересовать нас - не должны. Но нам разрешается - отвечать на любые вопросы, касающиеся Торы, еврейского образа жизни, Мудрости Всевышнего.

Отвечая на подобные вопросы, еврей углубляет свои знания и оттачивает способность доносить их до сознания слушателя. Сложный вопрос заставляет задуматься и искать на него ответ, обращаясь к другим (что Вы, например, и сделали, написав письмо на сайт). А в результате человек еще больше расширит свой кругозор.

Однако, отвечая на вопросы, надо внимательно следить за тем, чтобы не попасть в ситуацию, о которой у нас пойдет речь.

Несколько раз Вы отмечаете, что давали ответы (хорошие, кстати сказать), но Ваш оппонент их не принял. И это свидетельствует не о недостатках в «качестве» Ваших разъяснений, но - о том, что он и не собирался Вас выслушивать. Он задавал свои вопросы исключительно ради того, чтобы запутать Вас.

В такой ситуации, когда оппонент не «слышит» собеседника, не воспринимает элементарную логику на уровне «два плюс два», диспут вообще не стоит продолжать. В подобных случаях оппоненту надо сказать, что Вы с удовольствием дадите соответствующие разъяснения, когда ответы на вопросы, которые он задаст Вам, будут его действительно интересовать.

Вы пишите, что Вас заставили дискутировать с христианином.

В прошлом, во времена инквизиции, наших Учителей не раз заставляли участвовать в диспутах с христианами. Достаточно вспомнить, например, знаменитую дискуссию, вести которую Рамбану (раби Моше бен Нахман, 13 век, Испания – Эрец Исраэль ) приказал король Испании. За отказ - ему грозила смертная казнь.

Сегодня, слава Всевышнему, за отказ от таких дискуссий никто на эшафот не попадет. Не поддавайтесь на уговоры и/или провокации. Помните, что основная цель оппонента, как Вы его описали (и ему подобных) - сбить Вас с толку. Чтобы, используя в данном случае Вашу неопытность, заявить, например, что все, что Вы говорили - «полная ерунда». Причем, не имеет значения, на основании чего он сделает такой вывод. Ведь для него - «закон не писан», и логика - не важна. Единственная его задача - любой ценой опровергнуть Ваши слова и таким образом, бросить тень на еврейский народ. Мол, евреи и сами не знают, во что верят.

Еще раз подчеркну, что обсуждать нам с христианами - нечего. Они придумывают себе религию и обряды, какие хотят. К нам все это никакого отношения не имеет. Единственный случай, когда можно вести такой разговор, если оппонент - бывший еврей (т.е. еврей, который перешел в другую религию), готов Вас слушать и предмет обсуждения - Мудрость Всевышнего и/или еврейский образ жизни.

Попутно отмечу, что идеальная жизненная позиция нееврея - когда он строит свое существование в соответствии с принципами, обобщенно изложенными на сайте в ответе «Жизнь нееврея, угодная Творцу» .

Теперь перейдем к вопросам, которые Вам пришлось обсуждать с оппонентом. Здесь отвечу на первый из них - о «регулировании человеческой скромности».

Если Ваш оппонент-христианин считает, что длинный рукав нужен, чтобы защитить руки от солнца - не стоит его переубеждать. Его право - так думать.

С позиций же нашего мировоззрения, скромность - очень важное качество, приближающее человека к Творцу и открывающее его сердце для Торы.

Всевышний - повсюду. Поэтому мы фактически постоянно - перед Его «взором». По Его Воле мы живем, дышим, имеем возможность двигаться, говорить и т.д. И это означает, что, ощущая на себе «взгляд» Творца, человек должен вести себя скромно.

Любое проявление гордыни, образно говоря, равносильно утверждению, что человек сам управляет ситуацией (пусть даже в чем-то, в какой-то отдельной сфере деятельности). Нет, Всевышний не «спорит» с человеком. Просто с Неба ему, этому человеку, «отвечают»: «если ты хочешь, чтобы было так - управляйся со своими проблемами сам». И тогда человек лишается внимания и поддержки Творца, что ведет к падению в духовную яму.

Учителя в наших книгах бессчетное множество раз напоминают о высочайшей ценности этого качества. И, разумеется, многие галахот (практические законы еврейского образа жизни)т.е. и нормы поведения строятся, исходя из этого принципа.

Есть различные проявления скромности, одно из которых - форма одежды. Наша традиция устанавливает правила скромности в одежде и для мужчин и для женщин. У женщины, скажем, локоть должен быть закрыт, у мужчины - не обязательно, но во время молитвы - желательно.

Мы не можем самостоятельно осознать, что такое скромность перед Творцом, ведь Он и так все видит и все знает. Поэтому соблюдаем правила скромности, установленные Устной Торой, учитывающие «земную» реальность.

При этом, как и во всех заповедях, существуют поверхностные пласты понимания, открытые нам, и - глубинные, недоступные нашему восприятию. Учителя, которые могли постичь невероятные смысловые глубины Торы и заповедей, в правиле, предусматривающем, чтобы одежда женщины прикрывала локоть, видели космическое значение. При том, что лицо, на которое люди обращают гораздо больше внимания, чем на локоть, у еврейской женщины - открыто.

То же можно сказать и о других установленных в нашей традиции правилах скромной одежды и поведения.

Остальные пункты Вашего вопроса, как уже было сказано в самом начале - рассмотрим в последующих ответах.

В первую сотню лет от момента рождения Христа, две религии - и христианство и иудаизм являлись чем-то обобщенным, и были одним целым. Но годы шли, и единая религия разделилась на две ветви - иудаизм и христианство, ставшие, спустя годы, разными религиями, которые не просто отличаются друг от друга, но и противоречат друг другу во многих моментах. Несмотря на то, что обе религии корнями походят из одной ветви, это, тем не менее, заставило их разойтись по разные стороны.

Что же все-таки представляют собой христианство и иудаизм?

Иудаизм - это еврейская религия, религия того народа, который дал обед пророку Аврааму. Главной особенностью данной религии является то, что она превозносит еврейский народ над другими.

Христианство - это межнациональная религия. Все равно, какого цвета у вас кожа, какого вы пола или национальности - самое главное в данной религии, это вера в Христа.

Какова же разница между христианством и иудаизмом, и их основные отличия?

В основы христианского учения входит то, что Иисус своими действиями и учениями открыл Бога людям. Иисус был послан к людям, для того чтобы спасти их. Иудаизм же отрицает то, что Иисус воскрес, и отвергают идею того, что Христос являлся Мессией.

Христиане ожидают того дня, когда Христос вернется на землю, а иудеи считают, что Мессия еще не являлся к людям. Иудеи ожидают, когда к ним явится Мошиах. Иудаизм возник на религии ветхого завета, и со временем стал только национальной религией, не позволив иудаизму стать мировой. Христианство же напротив - беря свое начало из той же почвы, спустя годы распространилось по всему миру, и стало религией народов.

Иудаизм практически полностью сосредоточен на материальном, на царстве земли и господстве, которое пришедший на Землю Мессия воздаст всем верующим евреям. Христианство - это духовная религия, которая сосредоточена на царстве Небесном, и победе над человеческими страстями. На небесах окажутся все, кто в жизни соблюдает заповеди Христа, вне зависимости от того, какой у него социальный статус и национальность.

Иудаизм изучается по двум основным книгам - Ветхому Завету и Торе. А христианство предпочитает два направления изучения - Новый Завет и Ветхий завет.

Любовь - это основная догма христианства. Бог являет собой любовь. Каждое слово священного писания пропитано любовью, и все люди для бога едины и равны. Иудаизм же учит относиться негативно к тем людям, которые не веруют в него.

В христианстве, в отличие от иудаизма есть такое понятие как первородный грех. Так как наши древние прародители совершили грехопадения, все люди, которые были рождены должны пройти обряд крещения, чтобы искупить свой грех. Иудаизм придерживается мнения о том, что все иудеи рождаются безгрешными, и только самому человеку принадлежит выбор - совершать грех, или не совершать.

Разница между христианством и иудаизмом видна в таких пунктах:

  • В христианстве Иисус является спасителем людей, а иудаизм отвергает его.
  • Христианство является религией разных народов, а иудаизм - только одного.
  • Иудаизм изучается только по Ветхому завету, христианство по Новому и Ветхому Завету.
  • Христианство рассказывает о равенстве всех людей перед лицом Бога, а иудаизм конкретизирует еврейскую уникальность и превосходство над другими.

Сравнительный анализ христианства и иудаизма.

Начиная сравнительный анализ христианства и иудаизма, зададимся вопросом, что такое религия. Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В толковом словаре русского языка дается следующее определение: Религия - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечается, что религия - это организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Несмотря на различие определений, все они сводятся к тому, что религия – мировоззрение, опирающееся на веру в сверхъестественные силы, попытка объяснить происхождение человека и окружающих его явлений через божественную сущность, являющуюся творцом всего живого. Религия как форма сознания зародилась на ранней родоплеменной стадии развития человека. В то время религия была представлена тремя формами – тотемизм, анимизм и фетишизм. Тотемизм – вера в связь между племенем с одной стороны и каким-либо животным или растением с другой. Анимизм – вера в духов и душу, одухотворение всего живого. Фетишизм – почитание материальных предметов, наделенных божественной сущностью.

По мере развития общества менялось и мировоззрение – начинают появляться политеистические религии, в основе которых лежит вера во множество богов, являющихся олицетворением сил природы, в их деяния, формируется представление о загробном мире, о душе и ее существовании после смерти. Многие из политеистических религий сохранились и в наше время – даосизм, индуизм, зороастризм.

В настоящее время в мире распространены следующие виды религий:

1. Родоплеменные религии – религии, продолжающие существовать у народов, имеющих архаичные формы общества, например у аборигенов Австралии.

2. Политеистические религии – вера в пантеон богов (буддизм, даосизм)

3. Монотеистические религии – в основе таких религий лежит вера в одного бога. К числу таких религий относится христианство и индуизм.

В данной работе речь пойдет о сходстве и различии между христианством и иудаизмом. Рассмотрим каждую из этих религий поподробнее.

1. Общая характеристика христианства и иудаизма.

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, зародившаяся около 2000 года до нашей эры. Само понятие происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями около 100 лет до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Название восходит к Иуде, четвертому сыну Иакова, род которого, объединившись с родом Вениамина, образовал Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Именно иудаизм помогал евреям выжить в условиях утраты национально-политической идентичности.

Иудаизм прошел длительный путь развития от эпохи, для которой было характерно обожествление сил природы, веры в различие чистых и нечистых животных, различных демонов и табу до религии, положившей начало христианству. Авраам был первым, кто признал природу единственного Бога. Согласно Библии для Авраама Бог – верховное существо, не нуждающееся в жрецах и храмах, он всеведущ и вездесущ.

Иудаизм значительно трансформировался при Моисее. Источники позволяют нам сделать предположение, что Моисей был образованным человеком, воспитавшемся в условиях высокоразвитой египетской культуры. Религия получила форму поклонения Богу Яхве. Этика, социальные аспекты еврейской жизни и вероучения заложены в священной книге Торе – пятикнижии Моисеевом, которое согласно традициям было даровано еврейскому народу на горе Синай. Примечательно, что еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение, большее значение придается поведению, чем вероисповеданию. Тем не менее есть принципы, являющиеся общими для всех представителей иудаизма – все евреи верят в реальность Бога, в его единственность, вера выражается в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един».

Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам. Именно он установил не только естественное право, но и законы морали. Он освободитель людей и народов, он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков – гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Но для того, чтобы добиться спасения не достаточно только всепрощения Бога, каждый человек должен бороться со злом внутри себя. Спасение не достигается лишь благодаря действиям Бога, от человека требуется содействия в этом. Бог не признает злого начала или власти зла в мироздании.

Человек сотворен по образу и подобию божиему, а потому никто не может стоять посредником между человеком и Богом. Евреи отвергают идею об искуплении, считая, что за свои деяния человек должен ответить непосредственно перед Богом. Ни один человек не должен служить Богу за вознаграждение, но за праведную жизнь Яхве наградит его и в этой жизни и в будущей. Иудаизмом признается бессмертие души, но между приверженцами разных течений существует спор относительно воскресения мертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии, реформисты эту идею полностью отвергают.

Большинство исследователей религий считают, что христианство зародилось как одно из течений иудаизма около 2000 лет назад в Иудее. В основе христианства лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, пришедшем в этот мир, чтобы принести людям законы праведной жизни. Его смерть и последующее воскрешение повлияли на всю судьбу человечества, а его проповедь повлияла на формирование европейской цивилизации. Христианство также провозглашает единобожие, но вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Бог - одно высшее существо, но выступающее в трех ипостасях: Бога отца, Бога сына и Бога Святого Духа.

Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Воскресение – отправная точка для Нового Завета, отличие которого от Ветхого Завета состоит в том, что Бог есть Любовь. Христос говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите, друг друга, как Я возлюбил вас». В Ветхом Завете Бог – закон.

Одно из главных таинств христианства – причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в тело и кровь Христа) и приобщение верующих к Богу через вкушение божественных даров. Основные положения религии заложены в Библии, состоящей из двух частей: Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет взят из иудаизма и тождественен с еврейским Танахом. Вторая часть – Новый завет зародилась уже в русле христианства; она состоит из 27 книг: книги «Деяния апостолов», четырех вариантов евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), 21-го послания апостолов, представляющих собой письма Павла и других учеников Христа ранним христианским общинам, и Апокалипсиса, в котором раскрывается дальнейшая судьба человечества.

Основная идея христианства - идея спасения от греха. Все люди грешны и это уравнивает их. Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и справедливости. Им было обещано царство божье: те, которые здесь первые - там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится и каждому будет воздано по делам его. Проповедь Евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному самосовершенствованию.

2. Сходство и различие между христианством и иудаизмом на теологическом уровне.

Первым и самым важным сходством христианства и иудаизма, а точнее точкой пересечения этих двух религий является Ветхий Завет, получивший в еврейской религии название Танах. Для того, чтобы понять, как много точек прикосновения в еврейском и христианском канонах необходимо рассмотреть их поподробнее. Начнем с иудейского канона, так как именно он лег в основу христианского канона.

Танах – принятое у евреев название священного писания. Примечательно даже само название произведения: ТаНаХ – акроним, зашифрованное название трех разделов еврейского священного писания. Первая часть Т анаха – Тора (Пятикнижие Моисеево) состоит из пяти частей: Бытие , в которой рассказывается о сотворении мира Богом и создании семьи, Исход – говорится о исходе евреев из египта, получении ими закона на горе Синай и оформлении их как народности, Книга Левит , в которой даются рекомендации по храмовой службе и образовании священников, Книга Чисел , представляющая собой описание скитаний евреев по пустыне, и, наконец, Второзаконие – предсмертная речь Моисея, в которой он повторяет содержание предыдущих книг.

Вторая часть Тан аха – Невиим книга Пророков, в которой рассказывается о деяниях пророков. И, наконец, третья Танах а– Хтувим содержит в себе псалмы и притчи, традиционно ее авторство приписывается царю Соломону. Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Еврейская традиция подсчёта объединяет 12 малых пророков в одну книгу, а также рассматривает пары Самуила 1, 2, Царей 1, 2 и Хроники 1, 2 за одну книгу. Также объединяются в одну книгу Эзра и Нехемья. Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Судей и Рут, Иеремии и Эйха, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита.

Христианский канон был основан на так называемой Септуагинте, что в переводе с греческого языка обозначает перевод семидесяти двух старцев. Септуагинта – это перевод Ветхого Завета на греческий язык, датируемый III – II веками до нашей эры. Греческое предание говорит о том, что царь Птолемей II Филадельф захотел приобрести священные писания иудеев в греческом переводе для своей библиотеки в Александрии и обратился к первосвященнику Элеазару. В ответ на просьбу первосвященник послал Птолемею семьдесят два ученых раввина, каждый из которых должен был перевести пятикнижие самостоятельно. История перевода пятикнижия на нееврейский язык приведена и в Талмуде, правда, в немного другом контексте. Принципиальное отличие легенды заключается в том, что дерзкий царь Талмай (так по-еврейски был назван Птолемей) захотел даром получить Тору, поэтому он заставил раввинов-полиглотов заняться ее переводом, велев запереть их поодиночке в кельях, чтобы они не смогли сговориться между собой. Отметим, что историки не отрицают данную легенду, обращая внимание на то, что Тора могла быть переведена и по просьбе еврейской общины, жившей в Греции, для изучения и ведения богослужения на греческом языке. Септугианта содержит перевод всех книг с еврейского канона. Содержание книг и то, что первой частью в обоих канонах является пятикнижие и есть основное сходство между религиями.

Несмотря на идентичное содержание, между Библией и Танахом существует немало различий. Во-первых, вторая и третья часть Танаха распределены по жанрам иначе в Ветхом завете. Александрийский канон состоит из четырех частей: пятикнижия, в котором содержатся законоположительные книги и прощальная речь Моисея, исторические книги – Книга Иисуса Навина, книги царств и Есфирь, поэтические книги, куда включена книга Иова, книга притчей Соломоновых, книга Екклисиаста и, наконец, пророческие книги (Книга пророка Исайи – Книга пророка Малахии). Кроме того, увеличено число книг – добавлены Премудрость Соломонова, книги Товита и Юдифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры.

В еврейской Библии отсутствует Новый Завет. Сам Иисус не оставил после себя ни одного произведения – его проповеди были записаны учениками и последователями. Первые четыре книги названы евангелиями и принадлежат перу четырех последователей Иисуса, остальная часть Нового Завета представлена эпистолярным жанром – это различные послания церквям, несколько посланий частным лицам и одно анонимное послание евреям. Отдельно следует выделить такую часть Нового Завета как деяния апостолов, в ней рассказывается о расширении влияния христианской церкви, о ее сподвижниках. В целом Новый Завет состоит из 27 книг. По мнению многих историков, Новый Завет был создан на греческом койне, это объясняется тем, что данный язык был известен большинству населения Римской империи (использование малознакомого населению еврейского языка не принесло бы популярности учению).

Хотя многие исследователи и признают христианство «дочерней религией» по отношению к иудаизму, отметим, что личность Иисуса не упоминается ни в одном из иудейских источников, сторонники иудаизма не признают его мессией и не считают его сыном Бога. Данное противоречие во взглядах долгое время было основанием для вражды между представителями двух религий, к сожалению, проблема окончательно не решена и сейчас.

Следующее отличие связано с понятием мессии в обеих религиях. С еврейского мессия переводится как помазанник, освободитель. По иудаистским представлениям мессия – это не посланник небес, а земной царь, правящий на земле по воле Бога. Это обычный человек, рожденный от земных родителей. Он наделен огромными достоинствами: способен интуитивно отличить правду от лжи, победит зло и тиранию. Он освободит Израиль от преследований, положит конец рассеиванию народа, прекратит всякую ненависть между людьми, поможет человечеству избавится от греха, что приведет человечество к вершине нравственного совершенства. Примечательно, что в текстах писания говорится о том, что мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеи. Он должен быть красноречив подобно царю Давиду и происходить из колена Иудина.

Христианство восприняло большинство мифов о Машиахе, воспроизведя их в Новом Завете. Для христиан Иисус и есть долгожданный мессия. Он рожден от земной женщины, происходит из колена Иуды и, как свидетельствует Священное Писание, был потомком царя Давида. Здесь мы видим небольшую трансформацию мифа еврейской библии – Танах не указывает на то, что мессия произойдет из рода Давида, данное родство скорее метафора для характеристики избранника.

Само слово Христос – калька с греческого языка, обозначающая мессию. Однако в христианстве понятие «мессия» приобретает принципиально иное значение. Для христиан Иисус уже не земной царь, а богочеловек, вторая ипостась Бога; он пришел в этот мир для того, чтобы скрепить новый договор между людьми и Богом. И вся биография его показана с точки зрения его: он родился от девственницы (что в большинстве древних восточных религий указывало на божественное происхождение ребенка), совершил ряд чудес, доказывающих его божественное происхождение (Новый Завет повествует о том, как Христос превратил воду в вино, накормил семью хлебами огромное количество народа), наконец, сама его смерть указывает на божественное происхождение – на третий день после распятия Иисус воскресает и возносится на небо.

Пророчества Ветхого Завета о мессии по христианству исполнятся во времена второго пришествия Христа. Он придет на Землю уже не как человек, но как правая рука Бога, как судья, который будет судить всех людей. Те, кто верил в него и в его второе пришествие будут спасены и будут жить в раю, а неверующие попадут в геенну огненную. Дьявол будет побежден и наступит предсказанное в Ветхом Завете время без грехов, лжи и ненависти.

Очевидно, что, несмотря на общее происхождение, само понятие мессия в двух религиях воспринимается по-разному. Сторонники иудаизма не смогли принять Иисуса как мессию, так как с их точки зрения он не выполнил своих функций. Он не принес евреям политическую свободу, а наоборот, сам был распят римским прокуратором; он не очистил землю от ненависти и зла, в подтверждение этому давались многочисленные примеры уничтожения ранних христиан римскими войсками, не приняли они и его казнь, как проявление божественной воли – в те времена казнь на кресте была самым позорным видом казни, а мессия не мог быть уничтожен как простой бунтовщик. С точки зрения иудаистов мессия еще не пришел, и они ждут его до сих пор.

Следующим принципиальным различием в содержании двух религий является идея первородного греха.

В начале книги Бытия – общей книги для евреев и христиан рассказывается о сотворении первого человека и о жизни его в Эдемском саду. Именно там Адам совершил свой первый грех, вкусив плод от дерева познания Добра и Зла. Последствия этого греха, с точки зрения и иудаизма и христианства, человек несет на себе до сих пор. В остальном точки зрения этих двух религий расходятся.

Христианство считает, что вина за первородный грех наследственная, и человек, появлявшийся на свет до пришествия Христа, рождался с этим грехом. Искупление от этой вины дал людям Иисус, пожертвовав собой ради них на кресте. В этом и заключается смысл первого пришествия Иисуса на землю.

Человек освобождается от первородного греха, приняв крещение. Человек, не прошедший данный обряд, как бы праведно он не жил, несет на себе первородный грех и не сможет попасть в Рай.

Для иудаизма не приемлема сама идея первородного греха. Потомки Адама, несомненно, несут на себе последствия его грехопадения, но это выражается в трудностях, которые выпадают на долю человека на протяжении всей его жизни. Иудаизм учит, что каждому человеку от рождения дается чистая душа, он с младенчества предрасположен как к греху, так и к праведной жизни. Человек сам решает, грешить ему или нет, сам отвечает за свои поступки и сам несет ответственность за свои грехи, не отвечая ни за первородный грех Адама, ни за порабощенность дьяволу.

Существует еще один теологический вопрос, в котором принципиально расходятся иудаизм и христианство. Сущность этого вопроса заключается в свободе воли ангелов.

Если мы возьмем любой христианский текст, то увидим, что ангелы не только существа, наделенные свободной волей, но и существа, стоящие выше человека. То же можно сказать и о демонах. Демоны – это падшие ангелы, последовавшие в ад за Люцифером. Основная их функция – искушать человека, ввергать его в грех, чтобы потом получить в аду его бессмертную душу. Понятие это восходит к самым истокам христианства и не изменило своего значения до наших дней. Например:"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" – утверждается в "Новом Завете" (1-е Послание Иоанна, 3:8).

В книге В. Н. Лосского «Догматическое Богословие» приводится следующая картина борьбы ангелов и демонов: «Зло имеет своим началом грех одного ангела, Люцифера. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожанию по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожания, ненависть к благодати, ибо бытие его создано Богом; мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, силится хотя бы исказить его (то есть разрушить человека изнутри, совратить его). Драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими».

Ангелы и демоны в иудаизме не мыслятся, как существа, наделенные своей собственной волей, это своеобразные орудия, служебные духи, которые выполняют определенную миссию и лишены своих собственных интересов. Так Сатана провоцирует человека на дурные поступки, записывая их. На Божественном суде он предстает как обвинитель человека, воспроизводя перечень грехов, совершенных человеком в течение его жизни, но не как антагонист Бога, стремящийся получить в свои владения как можно больше душ.

Обратим внимание, что в этом вопросе затронут не только теологический, но и психологический аспект – взгляд религии на место человека в космосе, а также различие взглядов на ответственность человека за свои поступки.

В христианском мировоззрении над человеком стоят высшие существа – ангелы, направляющие человека на путь истинный и демоны, которые стремятся помешать человеку идти по этому пути. За царящее в мире зло человек не отвечает, так как зло – дело рук дьявола. В Танахе мы видим совершенно иное мировоззрение. Согласно еврейскому священному писанию каждый человек должен осознавать, что ради него создается этот мир, человек является полноправным участником в творении.

3. Сходство и различие в богослужении между иудаизмом и христианством

Историки отмечают такой факт, что до разрушения Храма в 70-м году между христианской и иудаистской литургией было много общего, более того, христиане могли принимать участие в иудаистском богослужении. Но, несмотря на разрыв, произошедший между христианством и иудаизмом, первая религия сохранила немало схожих черт.

Так, например, во всех течениях христианства сохранилось чтение Нового и Ветхого Завета во время литургии, восходящее к чтению Торы и книги Пророков в синагоге. В иудаизме существует такое понятие как недельная глава, под которой подразумевается чтение отрывка из пятикнижия каждую субботу. Все пятикнижие разделено на 54 части и читается на протяжении всего года. Иногда, чтобы уложиться в годичный цикл, в субботу читают по два отрывка из Торы. Примечательно, что в иудейские праздники, также как и в праздники христианские, читается глава из Торы, посвященная этому событию.

Немалую роль в литургии обеих религий занимает чтение псалмов. Псалтырь – библейская книга Ветхого Завета, содержащая излияния восторженного верующего сердца при жизненных испытаниях. В иудаизме псалтырю соответствует Тегилим, расположенный в начале третьей части Танаха. Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (псалом 103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр псалмов разрабатывался в иудейской литературе и позднее (так называемые Соломоновы псалмы, I век до н. э.). В Танахе книга Тегилим разделена на пять книг. Первую составляют псалмы 1-40, вторую - 41-71, третью - 72-88, четвёртую - 89-105, пятую - 106-150. Отметим, что чтение псалмов в храме и дома является неотъемлемой частью богослужения.

Говоря о богослужении также нельзя не отметить, что некоторые христианские молитвы пришли из иудаизма. Например еврейская молитва Каддиш начинается словами «Да возвеличится и освятится великое имя Его », сложно не заметить, что она пересекается с фразой «Да светится имя Твое» с православной молитвы Отче наш. Даже элементы многих молитв созвучны с иудейскими, например Аминь, распространенное в православии восходит к еврейскому Амен (что в переводе означает исполнитель) и призвано подтверждать истинность произнесенных слов; аллилуйя восходит к еврейскому халелу –Йах (буквально хвалите бога Яхве) – молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу; осанна восходит к хошанна (мы молим), используемое в обеих религиях как хвалебное восклицание.

Таким образом, между христианством и иудаизмом немало сходства это обуславливается прежде всего тем, что христианство является дочерней религией по отношению к иудаизму. Священная книга иудаизма Танах является составной книгой Библии, общими являются и некоторые молитвы, заимствованные в эпоху раннего христианства и молитвенные формулы (аминь, осанна и аллилуйя). Но, несмотря на многочисленные сходства, между этими религиями существует и немало различий. Евреи не воспринимают Христа как мессию, не признают его божественной сущности, не признают первородный грех, не считают ангелов и демоном высшими существами, стоящими над человеком.

Список используемой литературы

1. Беленький М.С. Что такое Талмуд.1963г. – 144с 2. Библия. Издат «Российское библейское общество». 2007. – 1326с. 3. Вейнберг Й. Введение в Танах. 2002. – 432с4. Зубов А. Б. История религий. М. 1996г. – 430с. 5. Религии мира. Издат. “Просвещение” 1994г.

Здравствуйте, Илья!

Давайте рассмотрим вопрос в трех ракурсах:
1. Каковы практические последствия развития христианства,
2. Как выглядит эта религия с философской точки зрения,
3. Что следует из вышесказанного в смысле Алахи.

1. Начнем с хорошего (как ни странно!) – Христианство сыграло важную роль в судьбе многих народов, отдалив их от язычества. Правда, к монотеизму эти народы так и не пришли (см. пункт 2). Рамбам пишет, что завоевание большей части света христианством и мусульманством привело к распространению идей Торы, хотя и искаженных, и знания о приходе Машиаха и конечного Избавления. Когда эти события произойдут (скорей бы, в наши дни!) – человечество, знакомясь с Истиной, обнаружит, что большинство постулатов ее уже знакомы всем.

Заслуги, правда, большой нет в этом у тех, кто огнем и мечом насаждал свою веру по всему миру, а по дороге к тому же совершались всевозможные преступления, в основном – грабеж и разбой, не говоря уже об уничтожении целый еврейских общин. «Религия любви» орошала еврейской кровью землю Европы не одно столетие, а их идеологи последовательно втравляли в сознание масс глубокое презрение и ненависть к еврейскому народу. Даже те, кто вроде бы сочувствовал гонимым евреям, подливал долю яда в свое сочувствие (см. анализ истории, рассказанной великим русским писателем Лесковым на http:// toldot . ru / rus / articles / art /2161). Подробности, полагаю, излишни, обратитесь к истории.

2. С точки зрения Торы, христианство является разновидностью идолопоклонства, так как обожествляет человека, основателя этой религии - Ешу. Ученик знаменитых мудрецов эпохи Второго Храма, он был изгнан учителем за непристойное поведение. Обидевшись, он принялся морочить голову людям, используя свои познания в Торе, открытой и тайной, и уговаривать их пойти за ним, к «Новой Истине». То есть, оставить Тору. Был казнен, по одним сведениям, Сангедрином, по другим – римлянами. Посмертно был объявлен «воскресшим», Мессией, сыном Б-га (на самом деле, одно исключает другое). Подробнее о разоблачении лживых предпосылок, на которых строится христианство, можно прочитать в книгах, посвященных этому. В Израиле издано несколько таких книг на русском языке.

Наличие икон, «святых», «матерей» и «сыновей», к которым обращаются молитвы христиан, прочно закрепляет за этой религией статус «авода зара», идолопоклонства. И даже те течения, в которых нет этих элементов, допускают «шитуф» - приписывают ко Всевышнему еще божества, т.н. «троицу». Это противоречит Единству Творца, объявленному Торой, и не приемлемо для еврея.
3. Сотни тысяч евреев на протяжении всей истории предпочитали смерть, изгнание и унижения богатству и почету, предлагаемому им за крещение. Трактат Сангедрин однозначно определяет поклонение идолам, как один их трех запретов, которые еврей не имеет права преступать даже под страхом смерти. Поэтому креститься категорически запрещено, даже для виду. Также не следует заходить в церкви, и желательно не использовать их как ориентиры для обозначения местности («встретимся у церкви такой-то матери» и т.п.)

В заключение заметим, что несмотря на все острые, бичующие определения, которые мы даем христианству, в личном отношении к христианам, как и ко всем людям, наши мудрецы учили нас собственным примером быть вежливыми, доброжелательными. Не культивировать ненависть к «другим», не таким, как мы (это не означает делать послабления идолопоклонству, и попустительствовать насаждению его в Земле Израиля). Путь Торы – другой – освящать Имя Всевышнего хорошим отношением ко всем (кроме злодеев, конечно). Уважать все творения Всевышнего, тем более людей. Быть благодарными тем, кто несмотря на общую атмосферу ненависти, приходил на помощь угнетенным и обреченным на смерть евреям. Конечно, были среди них и христианские священники, только действовали они по-человечески не потому, что были священниками, а вопреки этому. Официальное же отношение церкви к евреям известно. Фиговым листочкам «примирения» и «снятия вины» последних десятилетий не закрыть вековой истории. Даже если согласиться с официальной христианской версии о гибели их «Учителя», это не дало бы никакого морального права делать то, что они делали в течение двух тысяч лет. Надо полагать, что у большинства евреев все-таки хватает ума, что подумать о вышесказанном, и не поддаваться на сегодняшние сладкие улыбки миссионеров. Ведь существование еврейского народа, провозглашающего «Слушай, Израиль, Б-г един!» - лучший ответ всем, кто на протяжении веков пытался кнутом и пряником помешать евреям остаться верными Творцу.

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения - это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев - в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские церкви, в большинстве своем, призывают к пониманию Б-жьей миссии еврейского народа в этом мире. О нынешней позиции православия по этому вопросу судить трудно, так как эта позиция просто не высказывается.

Говорить о проблемах, возникших между христианами и иудеями, надо, начиная с анализа противоречий, в которые попала церковь, объявив себя Новым Израилем. Первые христиане заявляли о том, что они не новая религия, а последовательные продолжатели иудаизма. Все концепции христиан взяты из обещаний и пророчеств еврейского Святого Писания (ТаНаХа). Сам центральный образ христианства Иисус, не просто спаситель, но и обещанный еврейскому народу Мошиах, потомок царя Давида. Кстати, представленное в Новом Завете происхождение Иисуса вызывает массу справедливых вопросов.

Церковь настойчиво заявляла, что она являлась непосредственным продолжением того Б-жественного действия в истории, основной частью которого есть избранность народа Израиля. Тем временем евреи продолжали существовать, утверждая, что Библия принадлежит им, что их понимание Библии является единственно законным, и клеймя христианское трактование, как ересь, ложь и идолопоклонство. Эта взаимная оппозиция и создала климат враждебности и неприятия, который сделал и без того сложные иудейско-христианские отношения еще более противоречивыми.

Нежелание евреев принимать новое учение породило много проблем для христианской теологии, в том числе и для одной из главных доктрин - миссионерской, суть которой в том, чтобы донести Евангелие, т.е. «Благую весть», до тех, кто не знает о ней. Евреи, однако, изначально относились к другой категории, будучи первыми получателями Б-жественного обещания, но отклонившие его. В глазах христиан евреи стали живым свидетельством упрямства и слепоты.

Еврейская история в христианском мире отмечена чередованием более или менее жестоких притеснений, относительной терпимости, изгнаний и периодических погромов. Идейно же христианство полностью проникнуто философией иудаизма. В основу предлагаемых христианством ответов на вопросы о смысле бытия, структуре Вселенной, душе человеческой, о рождении и смерти, о вечности положены представления, сформулированные задолго до появления Иисуса Христа. Они даются в Торе.

Неоспорим тот факт, что большинство людей до сих пор не знают о столь тесном духовном родстве двух религий и о том, что в основу всех моральных ценностей западного мира положены не просто христианские ценности, а ценности, заимствованные у иудаизма. Даже десять основных заповедей, предлагаемых в Евангелии и ставших основой западной морали, известны каждому еврею как десять главных заповедей, данных Б-гом народу Израиля на горе Синай.

И все же христианство отличается от иудаизма, иначе оно не может быть другой религией. Выдающийся ученый нашего времени рабби Нахум Амсель приводит десять таких отличий.

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем. В число этих заповедей входят: 1) верить, что мир создан и управляется одним Б-гом (не обязательно еврейским); 2) учредить суды закона; 3) не воровать; 4) не совершать прелюбодеяний; 5) не поклоняться идолам; 6) не есть части от живого животного; 7) не богохульствовать. Каждый, кто соблюдает эти основные принципы, получает место на Небесах (Синедрион, 56б).

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу - совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.

Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я [Б-г] творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.

Четвертое различие . Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.

Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

Седьмое отличие. В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он - пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Восьмое отличие . Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Девятое отличие . Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Десятое отличие. Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.

Осмелюсь дополнить рабби Нахума Амселя одиннадцатым отличием.

В христианстве человек несет ответственность за совершенные им грехи перед Б-гом, исправить их может покаяние и исповедь перед священником, который наделен властью, именем Б-га и Иисуса Христа, отпускать с миром. В иудаизме же грехи делятся на две категории: грехи против Б-га и грехи против человека. Грехи, совершенные против Б-га, прощаются после искреннего покаяния человека перед самим Всевышним (никакие посредники в этом деле не допускаются). А вот преступления против человека даже сам Всевышний не прощает, простить такие преступления может только обиженная сторона, то есть другой человек. Таким образом, человек обязательно несет ответственность перед Б-гом, но это не освобождает его от ответственности перед людьми.
Еврейские корни христианства. В первую очередь, надо отметить форму богослужения в христианстве, которое имеет признаки еврейского происхождения и влияния. Сама концепция церковного ритуала, а именно собрание верующих для молитвы, чтение Святого Писания и проповедь, следует примеру богослужения в синагоге. Чтение отрывков из Библии является христианской версией чтения Торы и Книги Пророков в синагоге. Псалмы, в особенности, играют очень важную роль, как в католической, так и в православной литургии. Многие ранние христианские молитвы являются выдержками или обработкой еврейских оригиналов. А что уж говорить о многих формулировках в молитвах, наподобие «Амен», «Алилуйя» и т.д.

Если мы обратимся к одному из центральных событий Нового Завета - Тайной вечере, то увидим, что там идет описание самого настоящего пасхального седера, обязательного для каждого еврея в праздник Песах.

Нет нужды говорить, что само существование сходств не просто обостряло конфликт. Для евреев стало невозможным считать христиан просто носителями незнакомой и абсолютно чуждой религии, поскольку они предъявили права на наследие Израиля, склоняясь к тому, чтобы лишить еврейский народ действительности и подлинности его религиозного существования.

ПАВЕЛ АРЬЕ



Поделиться