Мир культуры. Традиции и обряды в Ильин день

07/26/2017 - 22:06

День Ильи пророка в 2017 году Русская православная церковь отмечает 2 августа. Ильин-день, Илья-пророк – житие святого, особенности богослужения, народные традиции и обычаи праздника, икона.

“молитвою небеса заключив”

Ильин-день, особенности праздника, его традиции, обычаи и приметы

Праздник Илии – одного из пророков Ветхозаветной церкви, является и всегда отмечается 2 августа по новому стилю. В 2017 году этот день приходится на среду, то есть является постным. Праздничная трапеза должны быть без мясных, молочных продуктов и яиц, по строгому уставу в этот день полагается сухоядение, однако при особом почитании святого, благословляется и горячая пища с маслом.

Богослужебные облачения в этот день белые или желтые, на усмотрение настоятеля храма.

Ильин-день, особенности праздника, его традиции, обычаи и приметы

Илия жил в IX в. до Рождества Христова и был ревностным последователем единого Бога и прославлял Его своими делами.

Во времена Ильи-пророка, страной управлял царь Ахав, который отвернулся от веры в единого Бога и стал поклоняться языческому Ваалу. Илия обитал в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии.

Для того, чтобы обратить израильский народ к истинной вере, пророк Илия поразил землю трехлетней засухой - “молитвою небеса заключив” . Народ страдал от нестерпимого зноя и голода, но Ахав не раскаялся. Было устроено испытание и сравнение могущества Яхве и Ваала. Языческие жрецы потерпели полное поражение и это навлекло на Илию еще больший гнев царя и его жены

Народ же прославил Господа и по молитве пророка на землю пролился долгожданный дождь.

Ильин-день, особенности праздника, его традиции, обычаи и приметы

По преданию, Илия был взят Господом живым на небо в огненной колеснице. Во время Преображения Господня Илия вместе с Моисеем явился для беседы с Иисусом Христом на горе Фавор. Обещано, что во время второго пришествия Спасителя на землю пророк Илия вновь станет проповедовать и примет телесную смерть.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. Особо чтили пророка в засушливое время, тогда совершались многочисленные крестные ходы. Такая традиция есть и сейчас.

На иконах Илия изображается со свитком, как пророк. Не редко рядом можно видеть орла, который, по преданию, приносил пророку пищу в пустыне.

Кроме этого, распространен образ Илии, возносящейся на огненной колеснице.

Ильин-день, особенности праздника, его традиции, обычаи и приметы

Ильин день у славян считался границей сезонов, однако южные относились к этому дню, как середине лета. На Руси же считали, что лето «поворачивает на зиму», поэтому прекращали купаться в следствии ожидаемых холодных дождей. В этот праздник молились о богатом урожае, девушки просили послать суженного.

Илию почитали как громовержца, так как в это время часто бывали очень сильные грозы.

С этим днем связано много народных примет.
Отмечали сокращение светового дня: « , а Илья-пророк два часа уволок».

Обращали внимание на подготовку природы к смене сезона: «На Илью до обеда - лето, после обеда - осень» .

Так как ночи становились холоднее и было больше дождей, вводился запрет на купание в реках и озерах: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается» .

Ильин-день, особенности праздника, его традиции, обычаи и приметы

России считают Илию пророка своим небесным покровителем.

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

Который отмечают славянские этносы 2-ого августа каждого года. Традиция отмечать Ильин день существует у славян давно, причем так давно, что ни кто и не вспомнит, когда она точно появилась. Ильин день - особенный праздник, его отмечают традиционными обрядами. Обряды, которые происходят на праздник, так или иначе, связанны с бытом народа-пахаря. Ильин день является православным праздником, и приурочен к памяти святого Илии.

По всей видимости, Ильин день имеет языческое прошлое. В образе Ильи пророка слились многие черты языческого Перуна. Перун у язычников был повелителем грома и молнии. Своей волей Перун, дождями утолял жажду земле-кормилице. Приняв христианство, на долго еще помнили языческих богов. Народ находил в ветхозаветном сказание о жизни Святого пророка Илии его сходство с Перуном. Это во многом объясняет культ и популярность праздника. Пройдут годы, и православие станет основной частью русской жизни, русской истории. Через поколения, языческое прошлое будет забыто, а вот образ пророка Илии наоборот крепко-накрепко войдет в сознание русского народа.

Святой Илия для народа, как и Перун, был хозяином молнии, грома и дождей. Народ представлял Илию как могучего, мудрого седого старца, с грозными глазами. Карающая рука пророка с помощью стрел-молний поражает нечисть, бесов и злых демонов. В народе считают, что духи тьмы, пораженные стрелами Илии превращаются в змей и других ползучих гадов. По своему усмотрению посылает Илия молнию и гром на грешников, и осыпает их поля и посевы градом. Добрым же пахарям Илия посылает дождь, и убивает своими стрелами вредителей поедающих посевы. Илия-пророк везде и всегда олицетворял гнев Божий.

Ильин день, отмечаемый на Руси 2-ого августа, считался днем опасным. В этот день народ ждал дождя и грозы. Дождем, шедшим в праздник, люди умывались, считалось, что Ильинский дождь охраняет человека от всяких чар и хворей. В некоторых населенных пунктах, всю Ильинскую неделю крестьяне проводили в строгом посте и молитвах, надеясь, что Илия не покарает их своим гневом. Ильин день часто называли «сердитым днем». В праздник старались не работать, а проводить время в веселом настроении. Считалось, что любая работа могла навлечь гнев пророка. Если же в Ильин день на улице начинался дождь, вся деревня разбегалась по домам, проводя время в молитвах к Илии, с просьбой сменить гнев на милость. В некоторых деревнях в Ильин день вся деревня приходила к церкви и приводила с собой рогатый скот. Священник, по просьбе прихода, поливал животных святой водой. После приход выбирал животное, вскладчину выкупал его у хозяина. Потом скотину варили и раздавали желающим за деньги. Все собранные средства отдавали в пользу церкви.

Накануне Дня Ильи, крестьяне окуривали свои жилища ладаном и кропили святой водой. Все предметы роскоши, находившиеся в доме крестьянина, он прятал за темным полотном или вовсе выносил из дома. Считалось, что Илия считает роскошь неприличной в быту простого крестьянства. В старинном русском эпосе пророк Илия нередко отожествляется с личностью . Подвиги русского богатыря приписываются пророку. Народ активно возводил часовни в честь святого, в тех местах, где по преданию конь русского богатыря выбивал родники своим копытом.

Ильин день - большой праздник. Ко дню поминания святого Илии, в народе, приготовлено много примет, пословиц, сказаний, поговорок и заклятий. Отметим, что где бы ни встречался пророк Илия в народном творчестве, он справедлив: является образцом праведного гнева, обрушивая его на грешников, и образцом отцовской заботы, которую посвящает добрым и благочестивым.

Мода на имена начинается и проходит так же, как и на все остальное, только медленнее. Раньше, когда имена в России еще давались при крещении, они были весьма разнообразны. Часто имя давалось по дате рождения: в день памяти какого святого родился ребенок, так его и назвали. Именно тогда самыми распространенными стали такие имена, как Мария для девочки и Иван для мальчика.

Какое имя традиционно русское?

Многие даже считают их традиционно русскими именами. Но на самом деле русское имя должно быть сразу понятно носителю языка, оно должно быть говорящим. Такие примеры есть, например, имя Владимир отлично расшифровывается - «владей миром», Богдан - "ребенок, которого дал Господь". Таких примеров достаточно много в русском языке еще и сейчас.

Но ни Мария, ни Иван, ни Илья, ни Евдокия, ни многие другие русские имена, считающиеся традиционными, не расшифровываются. Так происходит потому, что на самом деле все это иностранные, а точнее, еврейские, греческие,

Эти имена пришли к нам вместе с христианством и с тех пор прижились.

Да и многие русские имена стали постепенно христианскими, когда люди, их носившие, были прославлены как святые.

Как распространяется имя

Имя Илья было хорошо известно в древнем Израиле. Именно так звали величайшего еврейского пророка, взятого на небо живым. Православная церковь почитает всех истинных пророков, служивших Богу, поэтому именины Ильи празднуются в день памяти древнего пророка - 2 августа. Но впоследствии в честь святого пророка стали называть христианских детишек. Некоторые из них просто проживали свою жизнь и умирали, а другие становились святыми. Например, среди египетских старцев был преподобный Илия, прославленный в лике святых.

Его память положена на 21 января (по новому стилю), так что именины Ильи теперь уже дважды в году. Несколько ранее некоторые православные, носившие имя Илья, героически исповедовали христианство перед мучителями и стали мучениками. Так Илья стали отмечаться еще несколько раз в году. Среди святых с таким именем теперь уже не только израильтяне, но и римляне, и греки.

Естественно, чем чаще празднуются именины Ильи, тем большее количество детей называют именно так в соответствии с традицией. А значит, и количество праведников, носящих это имя, возрастает. Постепенно Ильей стали называть и русских детей.

Русский Святой

Например, заглянув в святцы на 1 января, мы с удивлением обнаружим там Преподобного Илью Муромца.

Что это? Русская сказка стала мифом и попала в Жития святых или, наоборот, Жития святых стали сказкой?

По преданию преподобный Илья Муромец действительно существовал и вправду родился в этом старинном городе на Оке. Мальчика назвали Илья, другими словами) у него были, по всей видимости, 1 января. Он долгое время был парализован, а потом исцелен какими-то странниками. Илья Муромец был какое-то время воином, богатырем, но потом ушел в монастырь, в Киево-Печерскую лавру, и там закончил свои дни. Русские сказки и предания сохранили героическую часть его биографии, хотя и приукрасили ее, конечно, но утратили представление о нем, как о святом. Так что с момента прославления преподобного Ильи Муромца в честь него также можно назвать новорожденного мальчика.

Как определить, какой святой - твой небесный покровитель?

Если новорожденного ребенка называют в честь какого-то определенного святого, которого любят родители, с именинами все ясно.

Например, ребенок, названный в честь пророка, будет праздновать свои именины в августе, а именины Ильи, которого назвали в честь Ильи Муромца, в январе. Но как определить если родители не были религиозными людьми и назвали ребенка в честь артиста?

Правило таково: первый святой, память которого празднуется после дня рождения, и есть небесный покровитель человека.

Одноименный святой - тот человек, который кажется нам ближе из всех спасенных Богом. Поэтому именно ему люди молятся в первую очередь в трудных ситуациях.

Как праздновать день ангела Ильи?

Именины иногда еще называют днем ангела. Это очень поэтичное, но не совсем верное название, потому что святой покровитель и ангел-хранитель человека - это две разные сущности.

В день именин православные обычно причащаются Святых Христовых Таин. Для этого необходимо поститься несколько дней и исповедоваться накануне или в самый день причастия. Святые Тайны освящаются на Литургии, которую необходимо отстоять от начала и до конца. После причастия читают возвращаются домой и собирают гостей. Вечеринка в этот день вряд ли будет шумной: это духовный, камерный праздник. Обычно приглашаются родственники или близкие друзья.

За столом редко употребляют крепкие алкогольные напитки, чаще это просто вино. Темы для бесед лучше выбирать внимательно, чтобы не вызвать ссоры или не обидеть кого-то.

Традиция праздновать свои именины постепенно восстанавливается.

Ильин день в 2017 году, так же как и каждый год, Православная церковь отмечает 2 августа (20 июля по старому стилю), в день, когда огненная колесница вознесла живого пророка Илию на небо.

Святой пророк Илия, известный со времен нечестивых израильских царей Ахава (за 9 веков до Рождества Христова) и Охозии, ревнитель веры в Бога истинного, строгий подвижник, проповедник правды Божией и дивный своими чудесами, пользовался во все времена величайшим уважением.

Уже современники пророка, явно видя в нем благодать Божию, называли его «человеком Божиим», в устах которого слово Господне истинно (3 Цар. 17,24). В знак особенного благоговения к пророку Илие они повергались пред ним на землю (3 Цар. 18,7; 4 Цар. 1,13) и признавали великую живущую и действующую в нем благодать Святого Духа.

Иисус сын Сирахов, с особенной похвалой и подробно упоминает о жизни и чудесах святого Ильи (48,1 - 14). Во время земного служения Иисуса Христа евреи, имея в виду чудеса Его, считали Спасителя за пророка Илью (Матф. 16,14). Почитание этого великого пророка Божия продолжается в церкви христианской от времен апостольских и до наших дней.

Ильин день в народной традиции

Глубоко знаменателен тот факт, что Илья-пророк - первый из христианских святых становится покровителем крещаемых киевлян и ещё до Владимира имеет в Киеве храм, рассадник будущей религии. Громоносец христианства борется с громоносцем-Перуном и побеждает его, как некогда побеждал Ваала. Амфитеатров А. В. Святой пророк Илья велик и в представлениях русского народа. После св. Николая Чудотворца ни один святой не пользуется на Руси столь великим и общим почитанием, как св. пророк Илья.

В его честь построено множество храмов и, даже до крещения Руси, при святом князе Владимире, был храм во имя этого пророка Божия.

Мясоедов Г. Молебен во время засухи (1880)

Издревле в России в праздник святого Ильи во многих местах совершаются крестные ходы и молебны по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами великого человека Божия, который, во время своей жизни, постоянно ходил с силой своей проповеди и чудес.

Обряды, поверья

События из жизни пророка Ильи: заключение неба, низведение дождя и небесного огня, опалившего его жертву на Кармиле и дважды истреблявшего воинов Охозии царя, посылавшего их взять Илью, наконец, взятие Ильи на небо на огненной колеснице - подали повод к народному представлению, что св. Илья и теперь управляет громами и молниями, что по его воле бывают дожди и росы благотворные, дожди проливные и большие наводнения, равно как бездождие и засуха.

Св. Церковь, во времена бездождия и безветрия, веря, что молитвы пророка Ильи могут и ныне заключать и отверзать небо, взывает к Господу Богу, да умилосердится Он над нами по ходатайству святого пророка Божия Ильи: «Илья словом дождь держит на земли, и паки словом с небесе низводит; тем же молим Тя, Господи, того молитвами, Щедре, посли дожди водныя с небесе» (п. 4 кан. послед, во время бездождия)

Илья грозы держит

«Илья грозы держит» , - говорит народная поговорка. Он представляется молние- и тученосным громовержцем, который разъезжает по небу «на своем савосивом коне во все четыре стороны» , - как говорится в одном из народных заговоров. В другом заговоре, на охрану против ружейных ран, говорится: «на море на окиане, и острове на Буяне гонит Илья пророк в колеснице гром с великим дождем» .

В старинных лубочных картинах пророк Илья иногда изображается на колеснице с огненными колесами, которая со всех сторон окружена пламенем и облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями. Конями управляет ангел, а сам Илья держит в руке меч. Во многих местах существоваало убеждение, что Ильин день почти никогда не бывает без дождя и грома.

Святой Илья победитель нечистой силы

По народному верованию, св. Илья не только владыка гроз, но и победитель нечистой силы. По представлению народа, в руках пророка Ильи находится та молния, которой древнеязыческое славянское божество - Перун разрывал мрачные грозовые тучи над землей.

Корольков В. Нечистики. «Илья бросает молнии, как стрелы, гоняясь на земле за нечистой силой»

Илья бросает молнии, как стрелы, гоняясь на земле за нечистой силой (дьяволом, змеей), которая старается укрыться от его ударов в животных, деревьях, строениях. От этого дерево, во время удара молнии в него, раскалывается в щепы, строения запаляются огнем. Зигзаги молнии объяснялись в Малороссии тем, что нечистые, увидев стрелу, мечутся в разные стороны, и она, в погоне за ними, меняет направление.

В виду того, что, по воззрению народа, болезни человеческие происходили от нечистой силы, которая или непосредственно посылает ему болезнь, или чаще через орудия свои - знахарей, колдунов, народ на защиту себя от бедствия зловредной нечистой силы призывал, в числе других святых, и пророка Илью.

Так, в одном из заговоров заговаривающий произносил: «Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье с луки и стрелы, да обвивают и отстреливают от раба (такого-то) уроки и призоры, притки и щипоты, ломоты и ветроносное язво» .

Пожары от удара молнии тушат молоком, а не водой

Признавая пророка Илью распорядителем грома и молнии, русский простолюдин считал пожары, происшедшие от удара молнии, наказанием, посылаемым от этого пророка. Тушить такие пожары - значит идти против воли великого пророка Божия и тем навлекать на себя еще больший гнев его.

Такие пожары можно гасить или, по крайней мере, ограничивать только молоком или сывороткой, но не как не водой. Впрочем, не везде молнии считали наказательной стрелой пророка Ильи.

Николай Матвеев Пожар 1891 г. «На Ильин день где-нибудь от грозы загорается»

По представлениям крестьян харьковской губернии, молния-это искры от подков огненных коней, мчащихся с гремящей колесницей по небу, и самый гром происходит от шума, грохота колес во время езды Ильи на огненной колеснице. Так, во время грома, в некоторых губерниях России говорили: «Илья великий гудит» .

  • Вознесенье с дождём, Илья с грозой;
  • На Ильин день где-нибудь от грозы загорается;
  • Ильинская пятница без дождя - пожаров много

Илия — покровитель плодородия земли. Заговоры и обряды

Соответственно библейскому сказанию о том, что пророк Илья, в наказание израильтян за нечестие, заключил небо на несколько лет и потом молитвою низвел дождь, равно умножил муку и масло у бедной сарептской вдовицы за прием и содержание его, в народе сложилось верование, что Илья направляет благодетельные стороны грозы на нивы людей добрых и милосердных, а вредные - на нивы жестокосердных и злых.

По своему усмотрению, низводит на землю - где полезный дождь, а где, во вред, град или бури. По воззрению народа, Бог повелел пророку Илье: «когда ездишь на колеснице, щади нивы тех, которые раздают хлеб бедным полною мерою, а которые жадны, обмеривают и не ведают милосердия, у тех нивы истребляй» .

Отсюда святой Илья признавался покровителем плодородия земли вообще, и поэтому дали ему наименование «милостивого», «наделящего», и на новый год причитывали: «ходит Илья, носить пугу (плеть) житяную; где замахнет, там жито растет» . И в некоторых местах крестьяне ставили на воротах своих домов чашку с зернами ржи и овса и потом просили священника «провеличать Илью - на плодородие хлеба» .

Мясоедов Г. Страдная пора. Косцы. 1887

К Ильину дню, обыкновенно, поспевает хлеб, и этот праздник считается началом жатвы. «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает» , - говорили крестьяне. «Илья пророк в поле копны считает» , т. е. к Ильину дню можно точнее определить количество урожая.

В некоторых губерниях России, во время жнитва, начинающегося 20 июля (02 августа), оставляли на корню связанный узлом пучок ржи в честь плододавца, Ильи пророка. Это называлось «завязать Илье бороду» . «Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса» .

Где хлеб созрел ранее, там в Ильин день изготовливалась уже новина, т. е. хлеб из новой ржи:

  • Петр (29 июня) с колоском, а Илья с колобком;
  • Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом;
  • У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт;
  • То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.

В Тульской губернии испеченный из новой ржи хлеб крестьяне приносили в Ильин день в церковь для освящения и потом «вкушали от новины», а из соломы устраивали новую постель; отсюда поговорка: «ильинская соломка - деревенская перинка» .

Приметы

Ильин день считается в народе последним настоящим летним днем, ибо, по наблюдениям, с этого дня температура начинает понижаться. «На Илью до обеда лето, - говорили крестьяне,- а после обеда осень» . «Придет Илья, принесет гнилья» , т. е. дождей, которые, естественно, усиливаются вследствие того, что сильная жара, бывающая в конце июня и начале июля, способствует развитию большой массы воздушного электричества.

  • До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина - и на кусте не сохнет;
  • До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня-против;
  • На Ильин день и камень прозябает;
  • Если в Ильин день сухо – 6 недель будет сухо;

Заприметив эти явления, крестьяне старались, по возможности, убрать с полей сено до Ильина праздника. «До Ильина дня - говорили они,- сено сметать - пуд меду в него накласть, а после Ильина дня - пуд навозу» .

По повериям, святой Илья любит и щадит пчел и никогда не ударит молнией в улей. Пчеловоды на Ильин день подрезывают первые соты, чем и объясняется народная поговорка: «богат, как ильинский сот» . Но если этот сот бывает и полон, и душист, и сладок, то об ильинском рое крестьяне замечают, что он уже «не корысть» , т. е. так как наступает осень, молодые пчелы не успевают запастись на зиму пищей.

Осеннее время, действительно, уже близко. Признаками этого времени служит то, что ночи становятся и темнее и длиннее, вода же в реках и озерах холоднее.

  • Пётр и Павел день на час убавил, а Илья прок два уволок;
  • С Ильина дня, - говорится в народе, - работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна.

Запрет на купание

«До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается» , потому что, по поверью некоторых крестьян:

  • Илья пророк холодный камешок в воду опустил;
  • Илья-пророк пустил в воду ледок;
  • Ильин день - олень ногу окунул (или «копыто обмочил»).

Другие же причину охлаждения воды приписывали «открыванию» Ильей родников (родники распахнул). Помимо того, что вода после Ильина дня становится холодной, в ней резвится нечистая сила, поэтому крещеному человеку после Ильина дня нельзя заходить в оскверненные водоемы.

Говорили также, что «олень в воду насикал» или «Илья написал в реку», поэтому вода порченная, купаться нельзя. Нарушивший запрет может если не утонуть, то заболеть или пострадать от нечистой силы.

В Тамбовской губернии после Купальни (Ильина дня) не купались — вода зеленью цветёт (С. Ю. Дубровина. Матвеевка тамб.). Зато в Ильин день проводился обряд обливания водой «обливушки» , характерный только для Тамбовщины. Все обливали друг друга водой из ведер, чтобы было здоровье, дожди и урожай в следующем году.

Корольков В. Громовник Перун

Нет нужды много говорить о том, что многие народные воззрения на пророка Илью остались в русском народе от языческого периода, когда наши предки - славяне поклонялись Перуну - богу громовержцу, с которым они в христианстве и отождествили пророка Божия Илью.

Служители православной церкви, еще в очень отдаленные от нас времена (в 15 веке), неоднократно в своих поучениях указывали на языческое происхождение народных представлений и поверий о пророке Илии, но народ, видимо, и доселе не отрешился от взглядов и преданий предков и продолжает сохранять, и любит выражать их, хотя это совершается теперь бессознательно, без мысли о языческом божестве - Перуне.

Литература:

“Русский паломник”

Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских
диалектах (на материале тамбовских говоров)
Мадлевская Е., Русская мифология. Энциклопедия
Амфитеатров А. В. Сказочные были. Старое в новом



Поделиться