Мебель средневековья. Дизайн кухни в средневековом стиле: роскошь и пафос

Романский стиль средневековой эпохи характеризуют: узорность, язычество, животный мир и сочетание ярких красок. Архитектура того времени не отличалась изяществом, а скорее несла оборонительные функции. Замки, крепости, церкви и монастыри тяжелели массивными и статичными формами. Роскошью интерьера и великолепными росписями в декорировании комнат и мебели выделялись только императорские и королевские дворцы.

Как такового понятия "мебель" не существовало в принципе. Грубо обтесанные стволы деревьев, стоящие на ветвях исполняли функции скамьи, что, очевидно, впоследствии послужило прототипом трехногого стула. Мебель романского стиля создавалась, в основном, для церквей: шкафы, сундуки, скамьи, пюпитры и другие изделия. Предметы как домашнего обихода так и дворцовая мебель раннего средневековья были просты и отвечали своему назначению. Сундук использовали не только как шкаф для хранения вещей, посуды и домашней утвари, но, и как кровать, и как место для сидения, и в качестве чемодана для длительных путешествий. Вся романская мебель стояла у стены вплотную, и только позднее изделия стали расставлять несколько свободнее.

Отделывая мебель, широко используют металл и роспись, окрашивая изделия яркими цветами. Архитектурные мотивы с растительным орнаментом обогащают мебель романского стиля. В создании орнаментов пропорции не соблюдались, но в изображении людей, животных и мистических чудовищ ощущается живость фантазии художников. Романская мебель не отвечала целям комфорта и уюта, она была простой, массивной и функциональной в соответствии с культурой и исторически сложившейся ситуации средневековья.

Мебель романского стиля многое заимствовала у византийской культуры, хотя все лучшее, что было создано в эту эпоху было робкой попыткой воссоздать дух античности.

Готика появилась в период развития западноевропейского феодализма (XI-XIII в.в. н. э.), когда рост и развитие больших феодальных городов стало мощной политической и социальной силой, меняя облик всей средневековой Европы.

Для мебели готического стиля характерными являются церковные мотивы в качестве декоративной отделки - остроконечные купола, изображения церковной утвари. Уже к концу средневековья мебельная отрасль практически полностью сформировалась и в ней присутствуют почти все современные аналоги мебели.

Именно тогда появилась возможность конструировать мебель не из цельных кусков дерева, которая получалась очень массивной и тяжеловесной, а из легких и тонких досок. Для декора в основном используют пластичные филенки в виде ажурного или лиственного орнаментов, ленточного плетения, помимо этого каркас готической мебели украшается разнообразными архитектурными мотивами - башенками, стрелами, иногда целыми замками, что несколько облегчает внешний вид изделий.

Готическая мебель становится более разнообразной по назначению, что свидетельствовало о большом внимании, уделяемому развитию быта, но пока неизменным артибутом любого жилища, как обычных простолюдинов, так и знати остается сундук, который использовался также в качестве мебели для сидения, теперь он начинает отделываться с применением различных рамок и филенок. Были изобретены новые типы мебели, такие как шкаф для посуды - буфет, креденц или дрессуар.

Романский стиль

Романский стиль (от лат. - римский) был первой художественной системой средневековья, и господствовал около 400 лет, охватив большинство стран Европы. В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были построены церковь и дворец. Здесь, в архитектуре эпохи династии Каролингов, и зарождается романский стиль. Широкое распространение он получает только в начале II тысячелетия и просуществовал до конца XII в. Отголоски его форм прослеживаются в народной мебели многих народов и в конце XIX в.

В основу стиля легло византийское искусство, кроме того на формирования стиля сказалось влияние античных форм и искусство варварских народов. Получил свое название в XIX в. в связи с использование в нем римских элементов.

Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерна статичность и тяжелые закрытые формы.

В этот период основная масса населения крестьяне мебели как таковой почти не имели, постоянные войны и грабежи не позволяли благоустраивать жилище. В условиях натурального хозяйства мебель для собственных нужд изготавливали сами крестьяне. Чаще всего это были скамьи и обтесанные чурбаны на которых сидели вокруг очага. Основными изготовителями мебели для церквей и замков были кузнецы и плотники. Как правило, мебель романского стиля имеет простую конструкцию и грубую массивную форму. Шкафы из плохо обструганных досок держались при помощи кованных железных накладок. Это прием зародился во Франции. В поздней романской мебели появляются колонны, профильные карнизы, аркатура.

Первое место среди мебели занимал сундук, который играл роль шкафа, стола, кровати, стула и дорожного чемодана. Во время поездок знатные люди перевозили в сундуках свое имущество. Первые сундуки выдалбливались из стволов деревьев, как у первобытных народов. Потом их стали делать из необработанных досок с двухскатной крышкой, часто украшенной резьбой в виде клиновидных зарубок. Очень часто сундуки украшали коваными накладками, которые являлись также крепежными элементами.

Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками

Сундук на ножках с коваными накладками

Французский сундук украшенный спиральными накладками. XIII в.

В храмах использовались более высокие сундуки с короткими ножками и дверцами, лицевую сторону украшали резьбой.

Сундук на ножках с ложными аркадами. XII в.

Сундук поставленный вертикально явился прототипом шкафа. Украшением романского шкафа служили розетки выполненные плосковыемчатой резьбой, грифоны по сторонам фронтонов, массивные полосы железной окантовки.

Шкаф с кованой обшивкой

1- Стоячий шкаф с резными розетками. XII в.

2- Стоячий шкаф с прорезными драконами и резной розеткой, окованный железными полосами.

Позднее появились шкафы с отделкой архитектурными элементами.

Шкаф из ризницы храма. XIII в.

В качестве мебели для сидения использовали массивные скамьи или сундуки, отдельные стулья полагались только главам знатных семей. Стул имел подставку для ног, чтобы не ставить их на холодный пол. Стулья имели прямые или точеные ноги и прямые спинки. Обивка не применялась. Дополненные подлокотниками стулья превращались в кресла.

Кресло точеное. XIII в.

Стул резной. XII в.

Кресло резное норвежской работы. XIII-XIV вв.

Мебель в большинстве случаев покрывалась слоем краски живых тонов с той целью, чтобы скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая некое подобие картин. В позднем романском стиле к этому добавляется еще резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура.

Кровати. Кровати представляли собой коробку с выемкой в средней части боковой стенки. Стойки ножек заканчивались точеными элементам. В изголовье устраивали высокую стенку с небольшим деревянным навесом.

Кровать деревянная из Тироля

Начиная с XII в. под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватями появились балдахины, которые крепились к потолочным балкам или на специальный каркас.

Столы романского стиля имели простую конструкцию. В ранний период они представляли широкую столешницу установленную на двух козлах, столы были разборные. Более поздние столы стоят на двух массивных щитах скрепленных одним или двумя массивными брусками. Концы брусков выходят за приделы щитов и заклиниваются. Декоративное оформление сводится к фигурной форме боковых щитов.

Прямоугольный стол с одной проножкой

Прямоугольный стол с двумя проножками

Более сложными по конструкции являются столы с круглой и восьмигранной столешницей, которая установлена на подстолье столярной работы сложной формы.

Круглый стол

Восьмигранный стол

Для изготовления мебели использовали местные породы: сосну, ель, дуб.

В качестве декоративных элементов применяли: кованные железные накладки, ряды кованных гвоздей, роспись, плосковыемчатую резьбу, архитектурные мотивы. В орнаментах использовали растительные мотивы (стилизованные листья, вьющиеся растения, гроздья), геометрические формы, зигзагообразные линии, фигурки людей и животных, мистических животных.

Литература:

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.

2. Кес Д. Стили мебели. - Будапешт, 1979.

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1993. - 176 с.: ил.

С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении "О небесной иерархии" сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения "О небесной иерархии". И еще через век Дайте развернул ее в своей "Божественной комедии".

То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения.

Бытовая мебель. Европейское средневековье.

Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью.

Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.

Когда Одоакр, предводитель герулов, в 476 году прогнал последнего западно-римского императора, он отослал инсигнии, знаки императорской власти, в Константинополь; для Запада же этот факт означал конец более чем шестивекового господства Рима над Западной Европой. Бесконечные войны и споры на счет территориальных притязаний неизбежно разрушали классическое наследие региона, а это, в свою очередь, отрицательно сказалось на всех видах искусства.

Хотя империя продолжала существовать на востоке, с центром в Константинополе, ее греческо-эллинистическую составляющую ныне потеснили христианские идеалы римских правителей. Христианство определяло также и характер культуры на Западе, где возрастала мощь пап. Стабильность была обусловлена продолжавшейся жизнью Римской империи в Византии, новый расцвет которой обозначился в конце VIII века. Старая классическая эстетика сплавилась с восточными влияниями, обусловив сложение более линеарного стиля и более абстрактного, геометрического характера декора. В византийских интерьерах мозаика стала более яркой и многоцветной, чем в предшествующих по времени интерьерах римлян, и использовалась намного чаще для украшения стен, нежели пола.

Створки триптиха с живописью на дереве. Обе эти створки расписаны мастером из Флемаля (вероятно, этот художник Робер Кампен). На них представлены заказчик Генрих Верль со своим святым патроном Иоанном Крестителем и Святая Варвара. 1438 г. В.101 см; ш.47 см (каждая).

ВИЗАНТИЙСКАЯ МЕБЕЛЬ.

Торговцы мебели в Византии различали изделия столяров, которые изготавливали стандартную мебель для обычных потребителей, и изделия краснодеревщиков, точнее, отражающие веяния в архитектуре и устремления гордой, элитарной культуры. Форма стула с египетской X - образной рамой сохранилась, дополненная завершениями с изображениями голов и лап животных, хотя дерево использовали более тяжелое, чем прежде, а порой даже отделывали металлом.

Стулья оставались символом власти и в качестве таковых зачастую отличались монументальностью и по размерам, и по статусу. Мудреные столы, снабженные съемной подставкой для чтения, демонстрируют гораздо большее внимание к утилитарным функциям объекта. Обеденные столы были очень низкими, в соответствии с античной манерой принимать пищу полулежа, опираясь на один локоть, - этой практике до сих пор следуют многие жители Малой Азии. Самым распространенным предметом обстановки был сундук. Роскошные экземпляры включали декор в виде интарсий или вставки из цветных камней, слоновой кости и драгоценных металлов.

Коронационное кресло. Этот стул в Вестминстерском аббатстве был сделан для Эдуарда I, чтобы поместить в нем шотландскую реликвию - священный камень, отнятый у шотландцев в 1297 г. Около 1300 г.

МЕБЕЛЬ НА ЗАПАДЕ.

Сундук, в том числе дорожный, или кофр, был также самым распространенным образцом мебели и в Западной Европе. Основной вариант деревянного короба состоял из шести сбитых гвоздями досок или даже из выдолбленной колоды. У многих людей из предметов обстановки часто имелся такой сундук. А землевладельцы побогаче обычно владели дюжиной сундуков.

Многие сеньоры вели кочевой образ жизни, переезжая ради постоянного контроля над своими владениями с места на место. Поэтому мебель по большей части делали пригодной для транспортировки. Ковры, настенные драпировки и подушки обычно брали с собой, везя от одного дома к другому. Сундуки, предназначенные для надежной перевозки имущества, имели выпуклые крышки, чтобы с них скатывалась дождевая вода, и декорировали их редко, разве, что обтягивали кожей. Сундуки, составляющие домашнюю мебель, имели более удобные плоские крышки.

РАСТУЩИЙ ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ.

По мере того как столяры совершенствовали свои рабочие навыки, сундуки становились все более красивыми. В сундуке-ларе, первые упоминания о котором относятся к XIII веку, использовались примитивные соединения частей типа ласточкина хвоста, но усиление шпонками делало их гораздо более крепкими и прочными, чем в аналогичных изделиях предшествующего времени.

Резной сундук. Этот французский сундук сделан из дерева грецкого ореха и богато декорирован резьбой в духе поздней, «пламенеющей» готики, воспроизводя изощренную кладку на фасадах и в окнах готических соборов. Конец XV в.

ГОТИКА.

Готический стиль - доминирующая эстетика Средневековья - понимался как антитеза цивилизованному классическому миру. Это было норманнское нововведение, в котором каролингские и бургундские художественные традиции сплавились с исламскими элементами сарацинской Сицилии. Величайшим достижением готического искусства стали соборы заальпийской Европы, и элементы этой церковной архитектуры образовали основу дизайна готической мебели.

Основным элементом готического стиля была стрельчатая арка, заменившая полуциркульную римскую арку. Это нововведение было инженерного свойства: церкви могли быть отныне шире, поскольку вес перекрытий можно распределить по ряду свободно стоящих столбов и соединяющих их ребер, вместо того чтобы делать массивные, толстые стены. Эта архитектурная структура получила отражение и в ажурной кладке больших оконных проемов соборов и церквей, а характерные для нее мотивы трифолия и квадрифолия так же хорошо подходили к украшению скамей и столов. Для хранения священнических риз все чаще использовался вертикально стоящий шкаф.

Еще одним новшеством периода готики стал буфет, название которого (cupboard) происходит от его первоначальной функции: в богатых домах он предназначался для показа ценного серебряного блюда (cups). У английских и фламандских мастеров региональные варианты стиля включали предпочтение филенчатой отделки.

За исключением Италии, где доминирующей модой оставался романский стиль, готика процветала в Европе до конца XV века и оставалась в ходу даже после того, как влияние Ренессанса повернуло северян лицом к классической традиции.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ.

Вопреки распространенному отношению к готическому стилю как жесткому и мрачному, интерьеры и мебель той поры были исключительно светлыми и многоцветными. Краснодеревщики обычно работали с местными породами: в Англии в северных частях Европы - дуб, в альпийском регионе - сосна и прочие хвойные породы, в Средиземноморье - фруктовые деревья. Сохранившаяся средневековая мебель, сделанная из дуба, всегда выглядит очень темной из-за патины времени, но свежеобработанный дуб производит гораздо более легкое впечатление. Кроме того, многие предметы мебели ярко раскрашивались, в том числе основными цветами и позолотой. Особенно часто получали раскраску сундуки. Хотя до сегодняшнего дня сохранилось мало образцов, и поныне можно видеть следы средневековой живописи на потолках и стенах церквей.

Церковная скамья, сделанная во Франции. Эта профилированная дубовая скамья-сундук имеет филенки и ажурный резной узор.

РЕНЕССАНСНАЯ ИТАЛИЯ.

Деятели Итальянского Возрождения осознавали, что они вступают в новую, современную эпоху, пусть даже способствуя закладке только ее основ. Леонардо Бруни первым представил историю как триаду, состоящую из античности, современности и вклинившейся между ними середины, «темного века», или Средневековья, что отражало негативное отношение к этой эпохе и научного знания, и художественной практики, отныне ориентированных на классику.

ДУХ ПОЗНАНИЯ.

В конце XIV века влиятельный город - государство Флоренция вышел из периода социальных неурядиц и невзгод, связанных с чумой, и вступил в полосу дотоле неведомого процветания. Совершенно особая итальянская городская культура и особенно республиканские устремления флорентийцев стали почвой для формирования философии гражданского гуманизма, питавшего ренессансную мысль. Университеты и торговое сословие начали переоценку науки, философии, искусства и дизайна античной Греции и Древнего Рима, а богатая Флоренция стала центром притяжения для многих художников. Все они надеялись на заказы купеческих домов, жаждавших продемонстрировать свой успех и хороший вкус. Тот же дух научного познания, который вел к потрясающим открытиям Коперника, Везалия и Галилея, направлял и ход развития искусств. Андреа Палладио разрабатывал теорию архитектурных пропорций, опираясь на изучение образцов классического зодчества, а Филиппо Брунеллески сформулировал законы линейной перспективы. Художники отказались от вытянутых, стилизованных фигур средневековой живописи, перейдя к более точному изображению человеческого тела, подкрепляя свои навыки достижениями анатомии.

Майоликовая тарелка. Термин «майолика» применяется для обозначения характерно ренессансной керамики с белой глазурью. Белизну дает добавляемый в глазурь оксид олова. На этой тарелке изображен художник, расписывающий тарелку в той же технике. Около 1510 г.

ВЗРЫВ МЕЦЕНАТСВА.

Все вышеозначенные процессы оказали неизбежное влияние на мебель. Горожане отстраивали пышные ратуши и палаццо, наполняли новое пространство предметами мебели и произведениями декоративного искусства, отражавшими их социальные притязания. Богатейшие семейства, такие как Медичи во Флоренции, Монтефельтро в Урбино и Фарнезе в Риме, нанимали виднейших художников и ремесленников для создания монументальных предметов обстановки.

Стол из мрамора и алебастра. Этот стол сделан Фарнезе в Риме по рисунку архитектора Джакомо Бароцци да Виньола (1507 - 1573 г.) В.96 см; ш.381 см; г.168 см.

СВАДЕБНЫЕ СУНДУКИ.

Кассоне (cassone), или свадебный сундук, принадлежал к числу наиболее ценимых вещей в любом доме, и в таком случае на его украшение затрат не жалели. Боковые стороны часто покрывали расписными или позолоченными gesso, встроенными в рельефный орнамент или полностью скульптурными, с изображениями героев и сюжетов классической античности. В Италии для украшения таких сундуков приглашались лучшие художники и скульпторы, и те образцы, которые дожили до наших дней, раскрывают богатство декора, сравняться с которым может лишь религиозное искусство той эпохи.

ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Мебель, которую часто делали из ореха или ивы, получала декор маркетри и инкрустации из слоновой кости, камня или драгоценных пород дерева, вроде эбенового, а также искусную резьбу, часто с гротесками. Орнамент с гротесками (слово происходит от итальянского grottesco) исполнял роль шутливой игры со смещением границ между миром природы и миром человека. Сиденье, вырезанное в форме открытой створки раковины, одновременно и забавляет и заставляет задуматься. Декоративная мебель помещалась в такие же декоративные интерьеры, где стены порой являли собой смело задуманные обманки (trompe loeil), которые выглядели то, как приоткрытые дверцы шкафа, то, как окна с открывающимися пейзажными далями.

Рабочий кабинет герцога Урбинского во дворце Урбино. Стены реконструированного кабинета украшены деревянными панелями с инкрустацией из разных пород - ореха, березы, розового дерева, дуба и фруктовых деревьев с основой из древесины грецкого ореха. Обманки изображают шкаф с инструментами ученого.

Стул gqbello. Этот стул, сделанный в XV веке во Флоренции, выполнен из ореха с включением резьбы и инкрустации. 1489 - 1491 г.

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ.

Искусство Возрождения, подобно стилю готики в Средние века, определялось ходом развития архитектуры. Ввод колонн, принципиального элемента греческого или римского здания, отныне стал характерен и для мебельного дизайна. Особенно ценились кариатиды - колонноподобные опоры, изображавшие женские фигуры. Стул, традиционное выражение социального статуса и власти, пережил пору Ренессанса процесс демократии, превратившись в привычный атрибут домашней жизни. Аналой, или стул с X - образной рамой, сделанный из двух пар коротких брусьев, пересекающихся в центральной точке и связанных перекладиной, стал широко распространенным. Наиболее пышные образцы покрывались тонким слоем серебра или обтягивались бархатом, но большинство стульев представляли собой более скромные предметы. Первоначальная форма аналоя заимствована у античности, а кожаное сиденье, натянутое между двумя X - рамами, использовалось в ренессансной Италии так же часто, как и в античной Греции. Пристенный стул называемый sgabello, был в исходном виде табуретом с восьмиугольным сиденьем и длинной декоративной спинкой-планкой. Иногда эту спинку могли удалять, превращая стул в табурет.

РЕНЕССАНСНАЯ ЕВРОПА.

Гуманистическая ученость в сочетании с покровительством сильных мира сего способствовала утверждению идеалов Возрождения, уже укоренившихся к югу от Альп, во Франции и Северной Европе. Притязания Франции на Неаполитанское королевство и оказание влияния на прочие итальянские государства привели к серии военных кампаний и взятия под французский контроль части полуострова. Это усилило интеллектуальный и художественный обмен между Францией и центрами ренессансной культуры в Италии, прежде всего Флоренцией и Римом.

РЕНЕССАНС ПРИХОДИТ ВО ФРАНЦИЮ.

Продолжительное папское правление в Авиньонском анклаве и после переноса папского престола обратно в Рим обеспечило сильное итальянское влияние во Франции. Многие из художников, прибывших для выполнения крупного заказа, фресок папского дворца в Авиньоне, приехали из Сиены. Эту традицию с энтузиазмом продолжил Франциск I, когда пригласил итальянских знаменитостей, вроде Бенвенуто Челлини, Франческо Приматиччо и Николо дель Аббате, для отделки интерьеров нового замка в Фонтенбло.

Продолжительная работа итальянцев в этой резиденции обеспечила формирование целой художественной школы, и затем стиль Фонтенбло стал распространяться по всей заальпийской Европе. Это была специфически французская интерпретация итальянского маньеризма.

Галерея Франциска I в замке Фонтенбло. Галерею украшают 12 фресковых композиций, помещенных в скульптурные обрамления; внизу проходят резные панели орехового дерева. Эта самая роскошная из подобных галерей во французских замках; с нею во Францию пришел стиль итальянского маньеризма. Около 1533 - 1540 г.

Замок Шамбор, построенный Франциском I в долине Луары, - это, возможно, лучший пример ренессансной архитектуры во Франции. Мебель Французского Возрождения развивалась в основном в створе архитектурных процессов. Жак Андруэ дю Серсо публиковал труды, включавшие рисунки с предметами мебели. Многие из его гравюр, представляющих архитектурные детали, были приспособлены и для декоративного использования в мебели. Он черпал вдохновение в античности, в особенности увлекаясь листьями аканфа, перьями и мотивами геральдики. Экзотические и фантастические животные были любимыми темами у мастеров декоративной резьбы. Орех вытеснил дуб, став главной древесиной у мебельщиков.

Замок Шамбор, построенный в 1519 - 1547 годах. Это одно из самых прекрасных творений ренессансной архитектуры во Франции.

НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ.

Идеалы итальянского Возрождения впервые достигли немецкоязычных стран благодаря художникам, как Альбрехт Дюрер, который дважды посетил Италию. Однако на мебельный дизайн более непосредственное влияние оказало творчество «малых мастеров» или Kleinmeister, базировавшихся в Нюрнберге, Вестфалии и Нидерландах и занимавшихся орнаментом. Они делали гравюры на металле или дереве с узорами, перерабатывающими мотивы классической античности и итальянские образцы. Эти узоры составлялись из непрерывных лент цветочных мотивов, птиц, животных, обнаженных фигур, вазонов и трофеев.

Однако существование мощных гильдий в таких городах, как, например Берлин, означало, что введение мебели нового типа задерживалось из-за того, что рисунки установленного образца, по которым проверялось соответствие соискателя на звание мастера, редко изменялись. Города Нюрнберг и Аугсбург, где не было гильдий, прославились своими краснодеревщиками, такими как Петр Флётнер и Лоренц Штёр, который опубликовал ксилографии с рисунками для интарсий: подобным образом украшенные панели были популярны в Аугсбурге.

НОВЫЕ СТИЛИ.

С точки зрения конструкции развитие ренессансной мебели можно рассматривать как эволюцию средневекового стула-трона, обычно имевшего основание в виде сундука, в более легкий вариант, с опорами вокруг нижней планки. Большей популярностью стали пользоваться открытые подлокотники, отражая ту тенденцию к более легкой мебели.

Французский стул caquetoire (болтовня) создавался как отклик на меняющиеся вкусы, он имел широкое, трапециевидное сиденье, чтобы на нем красиво располагались свободно ниспадающие складки дамских платьев. Более привычной становилась обивка, хотя большинство стульев и скамей пока что имели твердые, деревянные поверхности.

Caquetoire, или «стул болтовни». Этот стул, сделанный из ореха, имеет крепкую X - образную раму с прямоугольной планкой для спины и подлокотниками, завершающимися завитками. Сиденье выполнено из кожи. XVI в. В.85 см; ш.50 см; г.60 см.

Развивались и новые типы корпусной мебели, вроде кухонного шкафа, отпочковавшегося от средневекового буфета; его делали из различных комбинаций опор, полок и закрытых кабинетов с дверцами. Кабинет, который в средневековой Европе использовали для хранения и показа серебряного блюда, стал более пышным. Семейные сокровища времен Ренессанса обычно включали ювелирные украшения и различные художественные безделушки; для их надежного хранения требовалось много небольших ящиков. Эти ящики часто обтягивали изнутри тканью, чтобы защитить содержимое. В Южной Германии буфеты, первоначально создававшиеся установкой одного ящика поверх другого, достигли более полезного использования своей вместимости, при отсутствии разделяющего верхнюю и нижнюю секции фриза, хотя старая форма оставалась популярной и после 1600 года.

Длинные обеденные столы еще изготавливали с простой столешницей, установленной на козлы, как то делали в Средние века. В богатых домах не было строгого выделения обеденной зоны, поэтому столы по мере необходимости переносили на иное место.

Буфет по образцу Петера Флётнера. Этот массивный, с тщательно выполненной резьбой двухсекционный буфет, решенный в виде панелей, сделан в Южной Германии и имеет, подчеркнуто архитектурный облик.

Этот период находит свое развитие в тех самых "темных веках" раннего средневековья, о которых известно не очень много, большая часть информации о том времени уже отнесена к мифам и сказкам, которые словно живут в руинах старинных замков и монастырей, в легендах о славных рыцарских ристалищах и походах в далекие земли, о спрятанных сокровищах и поиске Священного Грааля.

Чтобы ознакомиться с деревянными интерьерами и мебелью тех загадочных и давно минувших средних веков, нам нужно остановиться на внутреннем деревянном убранстве крепостных замков и церквей. В замках феодалов для проживания строили " жилые башни". Главным помещением в этих башнях был высокий, достаточно темный зал, огороженный каменными стенами с колоннами, каминами и фресками, при этом этот зал все равно оставался достаточно холодным и мрачным помещением, особенно зимой его было практически невозможно прогреть. Уже позже отделываются деревянная обшивкой , потолочные балки, образующие деревянный потолок, раскрашивались в разные оттенки, пол при этом уже начали покрывать керамической плиткой, коврами. Также в центре этой особо укрепленной башни находился колодец, позволяющий осажденным в крепости людям всегда иметь питьевую воду. Разумеется в центральном зале башни всегда располагался камин, комплексная отделка которого - это отдельная интересная тема.
В средневековых городах сперва также были достаточно скромные деревянные интерьеры. Сами комнаты были узкие, темные; деревянная мебель в них была примитивная, даже более скромная, чем в самом начале античного опыта изготовления мебели. Краски романского стиля яркие, насыщенные, чрезмерно броские. С характерными для романского периода мебельными формами мы можем судить по обстановке церквей: это кресла для клироса, мебель ризниц. Это, наверное, наиболее часто встречающиеся предметы интерьера того периода. (о других периодах в истории развития мебели и столярного ремесла в целом вы можете прочитать в других разделах нашего сайта)

Стремление людей к роскошной мебели в этот период истории выглядет незначительным, что вполне бъясняется суровыми реалиями того времени, соответственно и само мебельное производство находилось в достаточно зачаточном состоянии, совес не продолжая славные столярные традиции Античности. Шкафы романского периода сделаны грубым плотницким инструментом из толстых, достаточно неаккуратных досок, элементы конструкции соединялись между собой коваными металлическими полосками. О более сложных соединениях и использовании филенок речь на то время вообще даже не шла.

В Западной Европе XI - XIII веков мебель была достаточно проста и ее было очень мало даже во дворцах. На протяжении длительного отрезка времени вырабатывались устойчивые, неизменные формы предметов. Романская мебель точно соответствовала своей эпохи и менталитету средних веков, отвечая самым простым критериям - практичность и надежность. Она была целиком произведением народного искусства, особенно крестьянская. Главными предметами деревянного интерьера домов жителей средневековья были сундук, который часто заменял собой стул и стол, кровать и бывало, что и шкаф (сундук, поставленный вертикально, явился прототипом первого шкафа). Прямоугольные столы делали с двумя боковыми щитами вместо ножек, соединенными брусками, которые заклинивались деревянными клиньями. Столы делались очень простыми, чаще всего они представляли собой съемную доску на двух козлах. Очень часто в изготовлении романской мебели использовалась оковка поверхности деревянного изделия железными полосами. Из точеных прямых брусков делали стулья и скамьи, кресла. Характерен табурет на трех ножках. Стулья бчасто не покрывались обивкой, они в основном были покрыты достаточно толстым слоем краски. Прямые спинки, ножки - точеные. Затем уже стала использоваться и резьба по дереву (это разного рода стилизованные листья, мифические животные, орнаменты). Материалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр (подробнее о различных породах древесины, используемой в столярном ремесле читайте ). Делали ее в основном плотники и кузнецы.

Сейчас нам трудно представить, что какой-либо из элементов деревянного интерьера того периода мы можем использовать в современном столярном ремесле. Но комоды, обитые металлическими коваными полосками, кресла, больше похожие на трон, громоздкие шкафы, выполненные с применением полного перечня технологий по искусственному состаривания древесины, могут придать вашему домашнему кабинету или библиотеку особую индивидуальную изюминку, создав атмосферу глубокой сказочной старины. Прекрасно будет смотреться и стол, массивный и нарочито-грубый, окованный железом, занимающий центральную часть кабинета. Находясь за ним, хозяин такого домашнего кабинета будет чувствовать себя настоящим королем положения.

Также неплохо буддет смотреться комплексная отделка в таком стиле интерьера деревом вокруг домашнего камина . Здесь уже можно развернуть настоящий домашний очаг, наподобии таких, какие были в замках рыцарей и королей в эпоху раннего средневековья.



Поделиться