Ледовое побоище сражение. Ледовое побоище: великая битва Руси против Запада

5 апреля 1242 года на Чудском озере произошло знаменитое Ледовое побоище. Русские воины под командованием князя Александра Невского разгромили немецких рыцарей, собиравшихся нанести удар по Великому Новгороду. Эта дата долгое время не имела официального признания в качестве государственного праздника. Лишь 13 марта 1995 года был принят Федеральный закон № 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России". Тогда, в канун 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, российская власть вновь озаботилась вопросом возрождения патриотизма в стране. В соответствии с этим законом, днем празднования победы над Чудском озере назначили 18 апреля. Официально памятная дата получила название «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере».

Интересно, что в те же 1990-е годы российские политические партии националистического толка, с подачи небезызвестных последователей писателя Эдуарда Лимонова стали отмечать 5 апреля «День русской нации», также посвященный победе на Чудском озере. Разница в датах была обусловлена тем, что «лимоновцы» выбрали для отмечания дату 5 апреля по Юлианскому календарю, а официальная памятная дата считается по Григорианскому календарю. Но самое интересное, что по пролептическому григорианскому календарю, распространяющемуся на период до 1582 года, эту дату следовало бы отмечать 12 апреля. Но в любом случае очень правильным было само решение назначить дату в память о таком масштабном событии в отечественной . Тем более, это был один из первых и самых впечатляющих эпизодов столкновения русского мира с Западом. Впоследствии Россия не раз будет воевать с западными странами, но память о воинах Александра Невского, нанесших поражение немецким рыцарям, жива до сих пор.

События, о которых пойдет речь ниже, развернулись на фоне тотального ослабления русских княжеств во время монгольского нашествия. В 1237-1240 гг. на Русь вновь вторглись монгольские орды. Это время было предусмотрительно использовано Папой Римским Григорием IX для очередной экспансии на северо-восток. Тогда Священный Рим готовил, во-первых, крестовый поход против Финляндии, в то время еще населенной преимущественно язычниками, а во-вторых – против Руси, которая рассматривалась понтификом в качестве главного конкурента католиков в Прибалтике.

На роль исполнителя экспансионистских замыслов идеально подходил Тевтонский орден. Времена, о которых пойдет речь, были эпохой орденского расцвета. Это потом, уже во время Ливонской войны Ивана Грозного, орден находился в далеко не лучшем состоянии, а тогда, в XIII веке, молодое военно-религиозное образование представляло собой очень сильного и агрессивного противника, контролировавшего внушительные территории на берегах Балтийского моря. Орден считался главным проводником влияния католической церкви в Северо-Восточной Европе и направлял свои удары против балтийских и славянских народов, проживавших в этих краях. Главной задачей ордена было порабощение и обращение в католичество местных жителей, а если они не желали принимать католическую веру, то «благородные рыцари» безжалостно уничтожали «язычников». Тевтонские рыцари появились в Польше, призванные польским князем на помощь в борьбе с прусскими племенами. Началось завоевание орденом прусских земель, которое происходило довольно активно и стремительно.

Следует отметить, что официальная резиденция Тевтонского ордена во время описываемых событий все еще находилась на Ближнем Востоке – в замке Монфор на территории современного Израиля (историческая земля Верхняя Галилея). В Монфоре размещался великий магистр Тевтонского ордена, архив и орденская казна. Таким образом, высшее руководство управляло орденскими владениями в Прибалтике дистанционно. В 1234 г. Тевтонский орден поглотил остатки Добринского ордена, созданного в 1222 или 1228 годах на территории Пруссии для защиты прусского епископства от набегов прусских племен.

Когда в 1237 году в состав Тевтонского ордена влились остатки Ордена меченосцев (Братство воинов Христа), тевтонцы получили контроль и над владениями меченосцев в Ливонии. На ливонских землях меченосцев возникло Ливонское ландмайстерство Тевтонского ордена. Интересно, что император Священной Римской империи Фридрих II еще в 1224 году объявил земли Пруссии и Ливонии подчиняющимися непосредственно Священному Риму, а не местным властям. Орден стал главным наместником папского престола и выразителем папской воли на прибалтийских землях. При этом продолжался курс на дальнейшую экспансию ордена на территории Восточной Европы и Прибалтики.

Еще в 1238 г. датский король Вальдемар II и великий магистр ордена Герман Балк договорились о разделе земель Эстонии. Великий Новгород был для немецко-датских рыцарей главным препятствием и именно против него был направлен основной удар. В союзе с Тевтонским орденом и Данией выступила Швеция. В июле 1240 года шведские корабли появились на Неве, однако уже 15 июля 1240 г. на берегах Невы князь Александр Ярославич нанес шведским рыцарям сокрушительное поражение. За это его прозвали Александром Невским.

Поражение шведов не сильно поспособствовало отказу их союзников от своих агрессивных планов. Тевтонский орден и Дания собирались продолжить поход против Северо-Восточной Руси с целью насаждения католицизма. Уже в конце августа 1240 года в поход на Русь отправился епископ Герман Дерптский. Он собрал внушительное войско из рыцарей Тевтонского ордена, датских рыцарей из Ревельской крепости и ополчения Дерпта, и вторгся на территорию современной Псковской области.

Сопротивление псковичей не дало должного результата. Рыцари захватили Изборск, а затем осадили Псков. Хотя первая осада Пскова не принесла желаемого результата и рыцари отступили, вскоре они вернулись и смогли взять Псковскую крепость, воспользовавшись помощью бывшего псковского князя Ярослава Владимировича и предателей-бояр во главе с Твердило Иванковичем. Псков был взят, в нем разместился рыцарский гарнизон. Таким образом, Псковская земля стала плацдармом для действий немецких рыцарей против Великого Новгорода.

Сложная ситуация в это время складывалась и в самом Новгороде. Горожане зимой 1240/1241 годов выгнали из Новгорода князя Александра. Лишь когда неприятель подошел к городу очень близко, они послали в Переславль-Залесский гонцов – позвать Александра. В 1241 году князь выступил на Копорье, захватил его штурмом, перебив находившийся там рыцарский гарнизон. Затем, к марту 1242 года, Александр, дождавшись помощи войск князя Андрея из Владимира, выступил на Псков и вскоре взял город, вынудив рыцарей отступить в Дерптское епископство. Затем Александр вторгся в орденские земли, но когда передовые силы потерпели поражение от рыцарей, принял решение отступить назад и подготовиться в районе Чудского озера к основному сражению. Соотношение сил сторон, если верить источникам, составляло примерно 15-17 тысяч воинов со стороны Руси, и 10-12 тысяч ливонских и датских рыцарей, а также ополчение Дерптского епископства.

Русским войском командовал князь Александр Невский, а рыцарями - ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Андреас фон Фельфен. Уроженец австрийской Штирии, Андреас фон Фельфен до вступления в должность наместника ордена в Ливонии был комтуром (комендантом) Риги. О том, что это был за командир, свидетельствует тот факт, что он решил лично не участвовать в сражении на Чудском озере, а остался на безопасном расстоянии, передав командование более младшим орденским военачальникам. Датскими рыцарями командовали сыновья самого короля Вальдемара II.

Как известно, крестоносцы Тевтонского ордена обычно использовали в качестве боевого порядка так называемую «свинью» или «кабанью голову» - длинную колонну, во главе которой находился клин из рядов наиболее сильных и опытных рыцарей. За клином шли отряды оруженосцев, а в центре колонны – пехота из наемников – выходцев из балтийских племен. По бокам колонны следовала тяжеловооруженная рыцарская конница. Смысл такого построения заключался в том, что рыцари вклинивались в строй противника, раскалывая его на две части, затем разбивали на более мелкие части, а уже потом добивали при участии своей пехоты.

Князь Александр Невский предпринял очень интересный ход – он заранее разместил свои силы на флангах. Кроме того, в засаде разместились конные дружины Александра и Андрея Ярославичей. В центре встало новгородское ополчение, а впереди – цепь лучников. Сзади поставили скованные цепями обозы, которые должны были лишить рыцарей возможности маневрировать и уклоняться от ударов русского воинства. 5 (12) апреля 1242 года русские и рыцари вошли в боевое соприкосновение. Первыми натиск рыцарей приняли лучники, а затем рыцари смогли прорвать русский строй с помощью своего знаменитого клина. Но не тут-то было – тяжеловооруженная рыцарская конница завязла у обоза и тут с флангов на нее двинулись полки правой и левой руки. Затем в бой вошли княжеские дружины, которые и обратили рыцарей в бегство. Лед проломился, не выдержав тяжести рыцарей, и немцы начали тонуть. Воины Александра Невского преследовали рыцарей по льду Чудского озера семь верст. Тевтонский орден и Дания потерпели в битве на Чудском озере полное поражение. Согласно Симеоновской летописи, погибли 800 немцев и чуди «без числа», 50 рыцарей попали в плен. Потери войск Александра Невского неизвестны.

Поражение Тевтонского ордена оказало на его руководство впечатляющее воздействие. Тевтонский орден отказался от всех территориальных претензий к Великому Новгороду и вернул все земли, захваченные не только на Руси, но и в Латгалии. Таким образом, эффект от поражения, нанесенного немецким рыцарям, был колоссальным, в первую очередь – в политическом отношении. Западу Ледовое побоище продемонстрировало, что на Руси прославленных крестоносцев ждет сильный противник, готовый сражаться на свои родные земли до последнего. Уже потом западные историки стремились всячески принизить значение битвы на Чудском озере – то утверждали, что в действительности там встретились гораздо меньшие по численности силы, то характеризовали сражение как отправную точку формирования «мифа об Александре Невском».

Победы Александра Невского над шведами и над тевтонскими и датскими рыцарями имели масштабное значение для дальнейшей русской истории. Кто знает, как сложилась бы история земли Русской, если бы воины Александра тогда не выиграли эти сражения. Ведь главной целью рыцарей было обращение русских земель в католичество и полное подчинение их владычеству ордена, а через него – и Рима. Для Руси, таким образом, битва имела определяющее значение и в плане сохранения национальной и культурной идентичности. Можно сказать, что Русский мир выковывался, в том числе, и в сражении на Чудском озере.

Александр Невский, победивший шведов и тевтонцев, навсегда вошел в русскую историю и как церковный святой, и как блестящий полководец и защитник земли Русской. Понятно, что не меньшим был вклад и бесчисленных ратников новгородских и княжеских дружинников. Их имена история не сохранила, но для нас, живущих спустя 776 лет, Александр Невский – это и есть, в том числе, те русские люди, которые сражались на Чудском озере. Он стал олицетворением русского воинского духа, мощи. Именно при нем Русь показала Западу, что не собирается ему подчиняться, что она – особая земля со своим укладом, со своим народом, с собственным культурным кодом. Потом русским воинам приходилось еще не раз «давать по зубам» Западу. Но отправной точкой были именно сражения, выигранные Александром Невским.

Последователи политического евразийства говорят о том, что Александр Невский предопределил евразийский выбор России. В его княжение у Руси складывались более мирные отношения с монголами, чем с немецкими рыцарями. По крайней мере, монголы не стремились уничтожить идентичность русского народа, навязав ему свои верования. В любом случае, политическая мудрость князя заключалась в том, что в сложные для русской земли времена он смог относительно обезопасить Новгородскую Русь на востоке, выиграв сражения на западе. В этом заключались его военный и дипломатический таланты.

Прошло 776 лет, но сохраняется память о подвиге русских воинов в битве на Чудском озере. В 2000-е годы в России был открыт целый ряд памятников Александру Невскому – в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Петрозаводске, Курске, Волгограде, Александрове, Калининграде и многих других городах. Вечная память князю и всем русским воинам, отстоявшим свою землю в том сражении.

Потери

Памятник дружинам А. Невского на горе Соколиха

Спорным является вопрос о потерях сторон в битве. О русских потерях говорится туманно: «много храбых воинов пало». Видимо, потери новгородцев действительно были тяжёлыми. Потери рыцарей обозначены конкретными цифрами, которые и вызывают споры. Русские летописи, а за ними и отечественные историки говорят, что рыцарей было убито около пятисот человек, а чуди «паде бещисла», в плен будто бы взято пятьдесят «братьев», «нарочитых воевод». Четыреста-пятьсот убитых рыцарей - цифра совершенно нереальная, поскольку такого количества не было и во всём Ордене.

Согласно данным ливонской хроники, для похода пришлось собирать «много отважных героев, смелых и отменных» во главе с магистром, плюс датских вассалов «со значительным отрядом». «Рифмованная хроника» особенно говорит, что погибло двадцать рыцарей, и шестеро было взято в плен. Наиболее вероятно, «Хроника» имеет в виду только «братьев»-рыцарей, не принимая во внимание их дружины и набранную в войско чудь. Новгородская Первая летопись рассказывает, что в сражении пало 400 «немцев», 50 было взято в плен, а «чудь» также сбрасывается со счётов: «бещисла». Видимо, те понесли действительно серьёзные потери.

Итак, возможно, что на льду Чудского озера действительно пало 400 немецких конных воинов (из них двадцать были настоящие «братья»-рыцари), и 50 немцев (из них 6 «братьев») попали к русским в плен. «Житие Александра Невского» утверждает, что пленные пото́м шли возле своих коней во время радостного въезда князя Александра в Псков.

Непосредственным местом битвы, согласно выводам экспедиции АН СССР под руководством Караева , можно считать участок Тёплого озера, находящийся в 400 метрах к западу от современного берега мыса Сиговец, между северной его оконечностью и широтой деревни Остров . Следует заметить, что сражение на ровной поверхности льда было более выгодно тяжелой коннице Ордена, однако традиционно считается, что место для встречи с противником было выбрано Александром Ярославичем.

Последствия

Согласно традиционной в российской историографии точке зрения, эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами (15 июля 1240 года на Неве) и над литовцами (в 1245 году под Торопцем , у озера Жизца и близ Усвята), имела большое значение для Пскова и Новгорода , задержав напор трёх серьёзных врагов с запада - в то самое время, когда остальная Русь терпела от княжеских усобиц и последствий татарского завоевания большие потери. В Новгороде долго помнили Ледовое побоище немцев: вместе с Невской победой над шведами, оно ещё в XVI веке вспоминалось на ектениях по всем новгородским церквам.

Английский исследователь Дж. Фаннел полагает, что значение Ледового побоища (и Невской битвы) сильно преувеличено: «Александр делал только то, что многочисленные защитники Новгорода и Пскова делали до него и что многие делали после него, - а именно устремлялись на защиту протяженных и уязвимых границ от отрядов захватчиков». С этим мнением солидарен и российский профессор И. Н. Данилевский. Он отмечает, в частности, что битва уступала по своим масштабам сражениям под Шауляем ( г.), в котором литовцами был убит магистр ордена и 48 рыцарей (на Чудском озере погибло 20 рыцарей), и сражению под Раковором в 1268 году ; современные событиям источники даже Невскую битву описывают более подробно и придают ей большее значение. Однако даже в «Рифмованной хронике» Ледовое побоище однозначно описано как поражение немцев, в отличие от Раковора.

Память о битве

Фильмы

Музыка

Музыкальное сопровождение к фильму Эйзенштейна, написанное Сергеем Прокофьевым , представляет собой симфоническую сюиту, посвященную событиям битвы.

Памятник Александру Невскому и Поклонный крест

Бронзовый поклонный крест отлит в Санкт-Петербурге на средства меценатов Группы «Балтийские стали» (А. В. Остапенко). Прототипом послужил Новгородский Алексеевский крест. Автор проекта А. А. Селезнев . Отлит бронзовый знак под руководством Д.Гочияева литейщиками ЗАО «НТЦКТ», архитекторы Б. Костыгов и С. Крюков. При реализации проекта использованы фрагменты от утраченного деревянного креста скульптора В. Рещикова .

Культурно-спортивная просветительская рейд-экспедиция

С 1997 года ежегодно проводится рейд-экспедиция по местам ратных подвигов дружин Александра Невского. Во время этих поездок участники заезда помогают благоустройству территорий, имеющих отношение к памятникам культурно-исторического наследия. Благодаря им во многих местах на Северо-Западе установлены мемориальные знаки в память о подвигах русских воинов, а село Кобылье Городище стало известно на всю страну.

„Недолго медлили мужи, но привели на рубежи немногочисленную рать. И братья не смогли собрать большого войска. Но решили, доверясь этой общей силе, пустить на русских конный строй, и начался кровавый бой. И русские стрелки в игру вступили смело поутру, но братьев знаменный отряд прорвал передний русский ряд. И звон мечей был слышан там. И рассекались пополам стальные шлемы. Битва шла – и было видно, как тела в траву валились с двух сторон”.

„Отряд немецкий окружён был русскими – и их число настолько немцем превзошло, что вёл с шестьюдесятью бой из братьев-рыцарей любой”.

„Хотя упорно бились братья, их одолели русских рати. Часть дерпетцев, ища спасенья, поспешно вышли из сраженья: Ведь двадцать братьев жизнь свою отважно отдали в бою, а шестерых пленили”.

„Князь Александр, говорят, был той победе очень рад, с которой он вернуться смог. Но многих воинов в залог он тут оставил – и в поход из них никто уж не пойдёт. А гибель братьев – то, о чём я только что для вас прочёл, была оплакана достойно, Как смерть героев — тех, что войны по зову Божьему вели и службе братской принесли немало в жертву жизней смелых. Борясь с врагом за Божье дело и долгу рыцарскому внемля.”.

Чудская битва — на немецком языке Schlacht auf dem Peipussee. Ледовое побоище — на немецком языке Schlacht auf dem Eise.

„Рифмованная хроника”

Нашествие ордена

В 1240 году немцы перешли границы Псковского княжества и 15 августа 1240 года крестоносцы захватили Изборск.
„Немцы взяли замок, собрали добычу, забрали имущество и ценные вещи, вывели из замка лошадей и скот, что осталось предали огню… Никого не оставили из русских, кто только прибегал к защите, тот был убиваем или взят в плен. По всей земле распространились вопли ”.

Вести о вражеском нашествии и взятии Изборска достигло Пскова. Все псковичи собрались на вече и решили двинуться на Изборск. Было собрано 5000-е ополчение во главе с воеводой Гаврилой Ивановичем. Но нашлись в Пскове и бояре-изменники во главе с посадчиком Твердилой Иваноковичем. Они известили немцев о готовящемся походе. Псковичи не знали, что рыцарское войско по численности в два раза превосходит псковское. Битва произошла у Изборска. Русские воины храбро сражались, но в этом бою их пало около 800 человек, а уцелевшие бежали в окрестные леса.

Войско крестоносцев, преследуя псковичей, достигло стен Пскова и предприняло попытку ворваться в крепость. Горожане едва успели закрыть ворота. На штурмующих стены немцев полилась горячая смола, и покатились брёвна. Взять силой Псков немцы не смогли.

Они решили действовать через бояр-изменников и посадчика Твердилу, который уговорил псковичей отдать немцам в заложники своих детей. Псковичи дали себя уговорить. 16 сентября 1240 года изменники сдали город немцам.
Прибыв в Новгород в 1241 году, Александр Невский застал Псков и Конопрье в руках ордена и без промедления начал ответные действия.

Воспользовавшись трудностями ордена, отвлечённого на борьбу с монголами (битва при Легнице), Александр выступил на Копорье, взял его штурмом и перебил большую часть гарнизона. Часть рыцарей и наёмников из местного населения была взята в плен, но отпущена, а изменники из числа чуди казнена.

Освобождение Пскова

„Тако бо бяше у князя великого Александра множество храбрых, якоже древле у Давыда – царя сильнии и крепции. Такоже воля великого князя Александра исполнишся духа княже наш честный и дорогой! Ныне настало нам время положить наши головы за тебя!” так писал автор Жития святого и благоверного князя Александра Невского.

Князь вошёл в храм, долго молился „Суди меня Боже, и расуди распрю мою с народом велеречивым (ливонскими немцами) и помоги мне Боже, как Ты помог в древние времена Моисею победить Амалика, и прадеду моему Ярославу помог победить окоянного Святополка”. Затем подошёл к дружине своей и всему войску и произнёс речь: „Умрем за святую Софию и вольный город Новгород! Умрем за святую Троицу и вольный Псков! Зане у русичей нет судьбы иной, чем боронить свою землю Русскую, православную веру христианскую!”
И все воины ответили ему единым криком: „С тобой, Ярославич, победим или умрем за русскую землю!”

В начале января 1241 года, Александр выступил в поход. Скрытно подошёл к Пскову, выслал разведку, перерезал все дороги идущие в Псков. Затем князь Александр нанёс неожиданный и стремительный удар по Пскову с запада. „Александр князь едет!” — ликовали псковичи, открывая западные ворота. Русичи ворвались в город и начали бой с немецким гарнизоном. 70 рыцарей [цифра совсем не реальная, у немцев не могло быть такого количества рыцарей оставлено в городе. Обычно в захваченных городах оставалось 2-3 наместника (брата-рыцаря) и небольшой гарнизон] было убито, а простых ратников – немцев и кнехтов, без числа. Несколько рыцарей взяли в плен и отпустили: „Скажите вашим, что идет князь Александр и врагам пощады не будет!” Шестерых чиновников судили. Их признали виновными в издевательствах над псковским населением, а потом тут же повесили. Не убежал и боярин-изменник Твердила Иванкович. После короткого суда его так же повесили.

Предисловие к Чудской битве

В ”Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов” сказано, что, освободив от рыцарей Псков, Невский сам пошёл во владения Ливонского ордена (преследуя рыцарей западнее Псковского озера), где пустил своих воинов в зажитье. (В лето 6750 (1242). Поиде князь Олександръ с новгородци и с братомь Андреемь и с низовци на Чюдьскую землю на Немци и Чюдь и зая вси пути и до Пльскова; и изгони князь Пльсков, изъима Немци и Чюдь, и сковатъ поточи в Новгородъ, а сам поиде на Чюдь”. “Ливонская рифмованная хроника” свидетельствует, что вторжение сопровождалось пожарами и уводом людей и скота. Узнав об этом, ливонский епископ послал войска рыцарей навстречу. Местом остановки войска Александра было где-то на полпути между Псковом и Дерптом, недалеко от границ слияния Псковского и Тёплого озер. Здесь находилась традиционная переправа у деревни Мосты.

А Александр, в свою очередь, проведав о выступлении рыцарей, не стал возвращаться в Псков, а переправившись на восточный берег Тёплого озера, поспешил в северном направлении к урочищу Узмень, оставив в тыловом охранении отряд Домиша Твердиславича Кербера (по другим источникам разведывательный отряд).

И яко быша на земли (чуди), пусти полкъ всь в зажитие; а Домашь Твердиславичьи Кербе биша в розгоне, и усретоша я Немци и Чюдь у моста и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа честна, и инехъ с нимь избиша, а инехъ руками изъимаааааша, а инии к князю прибегоша в полкъ; князъ же въспятися на озеро.

Этот отряд вступил в бой с рыцарями и был разбит. Домиш был убит, но некоторой части отряда удалось убежать, и двинутся вслед войску Александра. Место захоронения воинов из отряда Домаша Керберта находится у юго-восточной окраины Чудских Заходов.

Тактика боя Александра Невского из советской истории

Александр хорошо знал излюбленный приём немецкой тактики – наступление боевым порядком в виде клина или треугольника, направленного остриём вперёд. Остриё и стороны треугольника, называемого „свиньёй”, составляли хорошо вооруженные конные рыцари в железных доспехах, а основание и центр – плотная масса пеших воинов. Вбив такой клин в центр расположения неприятеля, и расстроив его ряды, немцы, обычно, направляли следующий удар по его флангам, добиваясь окончательной победы. Поэтому Александр выстроил свои войска в три эшелонированных линии, а на северной стороне Воронья камня укрылось конное войско князя Андрея.

По мнению современных исследователей, немцы не придерживались такой тактики. В таком случае в бою участвовала бы не значительная часть воинов, передние и фланговые. А что делать остальным? ”Клин использовался совсем для другой цели – сближения с противником. Во-первых, рыцарские войска отличались крайне низкой дисциплиной из-за нехватки времени для серьёзного обучения, поэтому если бы сближение проводилось стандартной линией, то ни о какой согласованных действий и речи бы не шло – рыцари просто бы разъехались по всему полю в поиске противника и добычи. А вот в клине рыцарю деваться некуда, и он был вынужден идти за тремя самыми опытными конниками, находившимся в первом ряду. Во-вторых, клин имел узкий фронт, что снижало потери от стрельбы лучников. Клин приближался шагом, так как лошади не в состоянии скакать с одинаковой скоростью. Таким образом, рыцари приближались к противнику, а метров за 100 разворачивались в линию, которой и наносили удар по противнику.
P.S. Так ли наступали немцы никто не знает.

Место битвы

Князь Александр расположил своё войско между Узменью и устьем реки Желчи, на восточном берегу Чудского озера „на Узмени, у Вороньего камня”, так сказано в летописи.

Внимание же историков привлекло название острова Вороний, где они надеялись обнаружить и Вороний камень. Гипотеза о том, что побоище происходило на льду Чудского озера у острова Вороний, была принята за основную версию, хотя она противоречила летописным источникам и здравому смыслу (в старых летописях отсутствуют какие-либо упоминания об острове Вороний вблизи места боя. В них говориться о сражении на земле, на траве. О льде же упоминается лишь в конечной части битвы). Но зачем войскам Невского, а также тяжёлой коннице рыцарей надо было идти через Чудское озеро по весеннему льду к острову Вороний, где и в лютые морозы вода во многих местах не замерзает? При этом надо учесть, что начало апреля для этих мест – тёплый период.

Проверка гипотезы о месте битвы у острова Вороний затянулась на многие десятилетия. Этого времени оказалось достаточно, чтобы она заняла прочное место во всех учебниках. Учитывая малую обоснованность этой версии, в 1958 году была создана комплексная экспедиция АН СССР для определения истинного места битвы. Однако найти захоронений воинов, погибших в Чудской битве, а также Вороньего камня, урочища Узмень и следов битвы не удалось.

Это сделали члены группы московских энтузиастов — любителей древней истории Руси, под руководством И. Е. Кольцова, в более поздний период. Используя методы и приборы, широко применяемые в геологии и археологии (включая биолокацию), участники группы нанесли на план местности предполагаемые места братских могил воинов обеих сторон, павших в этой битве. Эти захоронения располагаются в двух зонах к востоку от деревни Самолва. Одна из зон находится в полукилометре севернее деревни Таборы и в полутора километра от Самолвы. Вторая зона с наибольшим числом захоронений – в 1.5-2.0 километрах к северу от деревни Таборы и примерно в 2 километрах восточнее Самолвы. Можно предположить, что вклинивание рыцарей в ряды русских воинов произошло в районе первого захоронения, а в районе второй зоны шла основная схватка и окружение рыцарей.

Исследования показали, что в те далёкие времена в районе южнее существующей ныне деревни Козлово (точнее — между Козловым и Таборами) находился какой-то укреплённый форпост новгородцев. Предположительно, здесь, за земляными валами уже не существующего ныне укрепления, находился, до боя скрытый в засаде отряд князя Андрея Ярославича. Группе удалось найти и Вороний камень на северной стороне деревни Таборы. Столетия разрушили камень, но подземная его часть до сих пор покоится под напластованиями культурных слоём земли. В районе местонахождения остатков камня находился древний храм с подземными ходами, которые шли к урочищу Узмань, где были укрепления.

Войско Александра Невского

У Узмени к войскам Александра присоединились суздальские войска под руководством брата Александра Андрея Ярославича (по другим данным князь присоединился перед освобождением Пскова). Войска, противостоящие рыцарям, имели разнородный состав, но единое командование в лице Александра Невского. „Низовые полки” состояли из суздальских княжеских дружин, дружин бояр, городских полков. Войско, выставленное Новгородом, имело принципиально иной состав. В него входила дружина Александра Невского, дружина „владыки”, гарнизон Новгорода, служивший за жалование (гриди) и подчинённый посаднику, кончанские полки, ополчение посадов и дружины „повольников”, частных военных организаций бояр и богатых купцов. В целом выставленное Новгородом и „низовыми” землями войско являлось довольно мощной силой, отличавшейся высоким боевым духом.

Общая численность русского войска могла составлять до 4-5 тысяч человек, из которых 800-1000 человек приходилась на конные княжеские дружины (советскими историками число русских воинов оценивалось в 17000 человек). Русские войска были выстроены в три эшелонированных линии, а на северной стороне Воронья камня, в урочище Узмень, укрылась конное войско князя Андрея.

Орденское войско

Численность войск ордена в битве на Чудском озере определялась советскими историками обычно в 10-12 тысяч человек. Более поздние исследователи, ссылаясь на немецкую „Рифмованную хронику”, называют 300-400 человек. Единственные цифры, имеющиеся в летописных источниках – потери ордена, которые составили около 20 “братьев” убитыми и 6 пленными.
Учитывая, что на одного “брата” приходилось 3-8 “полубратьев”, не имеющих права на добычу, общая численность собственно армии ордена можно определить в 400-500 человек. Также в сражении участвовали датские рыцари под командованием принцев Кнута и Абеля, ополчение из Дерпта, в состав которого входило много эстов и наёмные чуди. Таким образом, орден имел суммарно около 500-700 человек конницы и 1000- 1200 ополченцев эстов и чуди. В энциклопедии написано, что командовал орденским войском Герман I фон Буксгевден, но в хрониках не названо ни одно имя немецкого командира.

Описание сражения из советской истории

5 апреля 1242 года, рано утром, как только взошло солнце, началось сражение. Передовые лучники русских осыпали наступающих тучей стрел, но „свинья” неуклонно двигалась вперёд, и, в конце концов, смела лучников и плохо организованный центр. Тем временем князь Александр укрепил фланги, за первым эшелоном поставил лучших лучников, которые стремились расстрелять медленно приближающуюся крестоносную конницу.

Наступавшая „свинья”, которую вёл в бой патриций ордена Зигфрид фон Марбург, уперлась в высокий берег Чудского озера, заросший ивняком и припорошенный снегом. Дальше наступать было некуда. И тогда князь Александр – а ему с Воронья камня было видно всё поле битвы – приказал пехоте с флангов атаковать „свинью” и по возможности разделить её на части. Дружное наступление войск Александра Невского сковало немцев: им нельзя было броситься в атаку, коннице некуда было податься, и она стала пятиться назад, сживая и давя собственную пехоту. Сгрудившись на небольшом участке, конные рыцари в тяжёлых доспехах, всей массой давили на лёд, который начал трескаться. Конные и пешие воины стали проваливаться в образовавшиеся полыньи.

Копейщики стаскивали крючьями рыцарей с коней, а на льду их добивала пехота. Сражение превратилось в кровавое месиво, и было непонятно, где свои, а где чужие.

Летописец со слов очевидцев пишет: “И быть ту сеча зла и велика немцам и чюди, а труск от копий ломления и звук от мечного сечения, якоже морю померзшю двинутся. И не бе видети леду, покрыто бо есть все кровию”.

Наступила решающая минута сражения. Александр снял рукавицу и махнул рукой, и тогда с северной стороны Воронья камня выехала суздальская конница князя Андрея. Она на полном скаку ударила с тыла по немцам и чуди. Первыми не выдержали кнехты. Они бежали, обнажив тылы рыцарского войска, в тот момент спешенного. Рыцари, увидев, то ратное дело проиграно, также бросились вслед за кнехтами. Некоторые стали сдаваться, прося о пощаде на коленях с поднятой правой рукой.

Немецкий хронист с нескрываемой скорбью пишет: Те, кто находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но там их одолели.

Поэт Константин Симонов в поэме „Ледовое побоище” так описывал кульминационный момент сражения:

И, отступая перед князем,
Бросая копья и мечи,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты,
Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стремах.

Тщетно вице-магистр Андреас фон Фельвен (в немецких хрониках не упоминается ни одно имя из немецких командиров) пытался остановить бегущих и организовать сопротивление. Всё было напрасно. Один за другим падали на лёд боевые орденские знамёна. Тем временем конная дружина князя Андрея бросилась преследовать беглецов. Она гнала их по льду 7 вёрст до Суболического берега, нещадно избивая мечами. Часть бегущих не добежала до берега. Там, где был слабый лёд, на „сиговице”, открывались полыньи и многие рыцари и кнехты утонули.

Современная версия Чудской битвы

Узнав, что орденские войска двинулись из Дерпта на войско Александра, он отвёл свои войска к древней переправе у села Мосты на юге Тёплого озера. Переправившись на восточный берег, он отошёл к существовавшему в те времена форпосту новгородцев в район южнее современный деревни Козлово, где и ожидал немцев. Рыцари также переправились у Мостов и устремились в погоню. Они наступали с южной стороны (от села Таборы). Не ведая о новгородском подкреплении и чувствуя своё военное превосходство в силе, они, недолго думая, ринулись в бой, попав в расставленные „сети” . Отсюда видно, что сама битва была на суше, недалеко от берега Чудского озера.

Окружению и разгрому рыцарей способствовали дополнительные войска князя Андрея Ярославича до времени находящиеся в засаде. К концу битвы рыцарское войско было оттеснено на весенний лёд Желчинской бухты Чудского озера, где многие из них утонули. Их останки и вооружение сейчас находится в полукилометре северо-западнее от церкви Кобыльего Городища на дне этой бухты.

Потери

Спорным является вопрос о потерях сторон в битве. Потери рыцарей обозначены в „Рифмованной хронике” конкретными цифрами, которые и вызывают споры. Одни русские летописи, а за ними и советские историки говорят, что в битве был убит 531 рыцарь (столько их не было и во всём ордене), 50 рыцарей было взято в плен. Новгородская Первая летопись рассказывает, что в сражении пало 400 „немцев”, и 50 немцев было взято в плен, а „чюдь” даже сбрасывается со счетов: „бещисла”. Видимо, те понесли действительно тяжёлые потери. В „Рифмованной хронике говориться, что погибло 20 рыцарей, а 6 были взяты в плен”. Итак возможно, что в битве действительно пало 400 немецких воинов, из которых 20 были настоящие братья-рыцари (ведь по современным званиям брат-рыцарь приравнивается к генералу), и 50 немцев, из которых 6 братьев-рыцарей, были взяты в плен. В „Житие Александра Невского” пишется, что в знак унижения с пленных рыцарей сняли сапоги и заставили их идти босыми по льду озера возле их коней. О потерях русских говорится туманно: “много храбрых воинов пало”. Видимо, потери новгородцев действительно были тяжёлыми.

Значение битвы

Согласно традиционной в российской историографии точке зрения, вместе с победами Александра над шведами 15 июля 1240 года на Нарве и над литовцами в 1245 году под Торопцем, у озера Жизца и близ Усвята, Чудское сражение имело большое значение для Пскова и Новгорода, задержав напор трёх серьёзных врагов с запада – в то время, когда остальная Русь терпела от княжеских междоусобиц и последствий татарского завоевания большие потери.

Английский исследователь Дж. Фаннел полагает, что значение Ледового побоища сильно преувеличено: „Александр делал только то, что многочисленные защитники Новгорода и Пскова делали до него и что многие делали после него, — а именно устремлялись на защиту протяжённых и уязвимых границ от отрядов захватчиков”.


Память о битве

В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм „Александр Невский”, в котором было экранизировано Ледовое побоище. Фильм считается одним из самых ярких представителей исторических фильмов. Именно он, во многом, сформировал у современного зрителя представление о битве. Фраза „Кто к нам с мечом придёт, тот и от меча и погибнет” вложенная авторами фильма в уста Александра не имеет ничего общего с действительностью учитывая реалии того времени.

В 1992 году снят документальный фильм „В память о прошлом и во имя будущего”.
В 1993 году на горе Соколиха в Пскове, удалённой почти на 100 километров от реального места сражения, был установлен памятник “Дружинам Александра Невского”.

В 1992 году на территории села Кобылье Городище Гдовского района в месте максимально приближённом к предполагаемому месту Ледового побоища, у церкви Архангела Михаила был установлен бронзовый памятник Александру Невскому и бронзовый поклонный крест. Крест отлит в Санкт-Петербурге на средства меценатов Группы „Балтийские стали”.

Выводы

И владимирцев под предводительством Александра Невского , с одной стороны, и войском Ливонского ордена , с другой стороны.

Противоборствующие армии встретились утром 5 апреля 1242 года . Момент начала боя «Рифмованная хроника» описывает так:

Таким образом, известия «Хроники» о боевом порядке русских в целом сочетаются с сообщениями русских летописей о выделении отдельного стрелкового полка перед центром главных сил (с 1185 года).

В центре немцы прорвали строй русских:

Но затем войска тевтонского ордена были окружены русскими с флангов и уничтожены, а другие немецкие отряды отступили во избежание той же участи: Русские преследовали бегущих по льду на протяжении 7 вёрст. Примечательно, что в отличие от сражения при Омовже в 1234 году , близкие ко времени битвы источники не сообщают о том, что немцы проваливались под лёд; по мнению Дональда Островски, эта информация проникла в поздние источники из описания битвы 1016 года между Ярославом и Святополком в «Повести временных лет» и «Сказании о Борисе и Глебе» .

В том же году Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом, отказавшись от всех своих недавних захватов не только на Руси, но и в Летголе . Также был проведён обмен пленными. Только через 10 лет тевтонцы попытались вновь захватить Псков.

Масштаб и значение битвы

«Хроника» говорит о том, что в битве на каждого немца приходилось 60 русских (что признаётся преувеличением), и о потере в битве 20 рыцарей убитыми и 6 пленными. «Хроника гроссмейстеров» («Die jungere Hochmeisterchronik», иногда переводится как «Хроника Тевтонского ордена »), официозная история Тевтонского ордена, написанная уже значительно позднее, говорит о гибели 70 орденских рыцарей (буквально «70 орденских господ», «seuentich Ordens Herenn»), но объединяет погибших при взятии Александром Пскова и на Чудском озере.

Согласно традиционной в российской историографии точке зрения, эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами (15 июля 1240 года на Неве) и над литовцами (в 1245 году под Торопцом , у озера Жизца и близ Усвята), имела большое значение для Пскова и Новгорода , задержав напор трёх серьёзных врагов с запада - в то самое время, когда остальная Русь была сильно ослаблена монгольским нашествием. В Новгороде Ледовое побоище вместе с Невской победой над шведами ещё в XVI веке вспоминалось на ектениях по всем новгородским церквям. В советской историографии Ледовое побоище считалось одной из крупнейших битв за всю историю немецко-рыцарской агрессии в Прибалтике , и численность войск на Чудском озере оценивалась в 10-12 тыс. человек у Ордена и 15-17 тыс. человек новгородцев и их союзников (последняя цифра соответствует оценке и Генрихом Латвийским численностей русских войск при описании их походов в Прибалтику в 1210-1220-х годах), то есть примерно на том же уровне, что и в Грюнвальдской битве () - до 11 тыс. человек у Ордена и 16-17 тыс. человек в польско-литовском войске . «Хроника», как правило, сообщает о малочисленности немцев в тех сражениях, которые были ими проиграны, но даже в ней Ледовое побоище однозначно описано как поражение немцев, в отличие, например, от Раковорской битвы ().

Как правило, минимальные оценки численности войск и потерь Ордена в битве соответствуют той исторической роли, которую отводят конкретные исследователи данной битве и фигуре Александра Невского в целом (подробнее см. Оценки деятельности Александра Невского). Вообще не упоминали битву в своих трудах В. О. Ключевский и М. Н. Покровский .

Английский исследователь Дж. Феннел полагает, что значение Ледового побоища (и Невской битвы) сильно преувеличено: «Александр делал только то, что многочисленные защитники Новгорода и Пскова делали до него и что многие делали после него, - а именно устремлялись на защиту протяжённых и уязвимых границ от отрядов захватчиков». С этим мнением солидарен и российский профессор И. Н. Данилевский . Он отмечает, в частности, что битва уступала по своим масштабам сражению при Сауле (1236 год), в котором литовцами был убит магистр ордена и 48 рыцарей, и сражению под Раковором; современные событиям источники даже Невскую битву описывают более подробно и придают ей большее значение . Однако в российской историографии про поражение при Сауле вспоминать не принято, так как псковичи принимали в нём участие на стороне побеждённых рыцарей.

Немецкие историки полагают, что, ведя сражения на западных границах, Александр Невский не преследовал сколько-нибудь цельной политической программы, однако успехи на Западе давали некоторую компенсацию за ужасы монгольского вторжения . Многие исследователи полагают преувеличенным и сам масштаб угрозы, которую Запад представлял для Руси . С другой стороны, Л. Н. Гумилев , напротив, считал, что не татаро-монгольское «иго», а именно католическая Западная Европа в лице Тевтонского ордена и Рижского архиепископства представала собой смертельную угрозу для самого существования Руси, а потому роль побед Александра Невского в русской истории особенно велика .

Ледовое побоище сыграло свою роль в формировании русского национального мифа, в котором Александру Невскому отводилась роль «защитника православия и земли Русской» перед лицом «западной угрозы»; победа в битве считалась оправданием политических шагов князя в 1250-е годы. Особенно актуализировался культ Невского в сталинскую эпоху, служа своеобразным наглядным историческим примером для культа самого Сталина. Краеугольным камнем сталинского мифа об Александре Ярославиче и Ледовом побоище стал фильм Сергея Эйзенштейна (см. ниже) .

С другой стороны, неправильно считать, что Ледовое побоище стало популярным в научном сообществе и у широкой общественности лишь после появления фильма Эйзенштейна. «Schlacht auf dem Eise», «Schlacht auf dem Peipussee», «Prœlium glaciale»[Битва на льду (нам.), Битва на Чудском озере (нем.), Ледовая битва (лат.).] – такие устоявшиеся понятия обнаруживаются в западных источниках задолго до работ режиссёра. Эта битва была и навсегда останется в памяти русского народа также как, скажем, Бородинское сражение, которое по строгому взгляду нельзя назвать победным, – русская армия оставила поле боя. И для нас эта великая битва, сыгравшая важную роль в исходе войны.

Память о битве

Фильмы

Музыка

  • Музыкальное сопровождение к фильму Эйзенштейна, написанное Сергеем Прокофьевым , представляет собой кантату, посвященную событиям битвы.

Литература

Памятники

Па­мятник дружинам Александра Невского на горе Соколиха

Памятник Александру Невскому и Поклонный крест

Бронзовый поклонный крест отлит в Санкт-Петербурге на средства меценатов Группы «Балтийские стали» (А. В. Остапенко) . Прототипом послужил Новгородский Алексеевский крест. Автор проекта А. А. Селезнев . Отлит бронзовый знак под руководством Д.Гочияева литейщиками ЗАО «НТЦКТ», архитекторы Б. Костыгов и С. Крюков. При реализации проекта использованы фрагменты от утраченного деревянного креста скульптора В. Рещикова .

    Commemorative cross for prince"s armed force of Alexander Nevsky (Kobylie Gorodishe).jpg

    Памятный крест дружинам Александра Невского

    Памятник в честь 750-летия битвы

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник в честь 750-летия со дня битвы (фрагмент)

В филателии и на монетах

Факты

В связи с неправильным подсчётом даты битвы по новому стилю День воинской славы России - День победы русских воинов князя Александра Невского над крестоносцами (учреждён Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России») отмечается 18 апреля вместо правильного по новому стилю 12 апреля . Разница между старым (юлианским) и новым (впервые введённым в 1582 году григорианским) стилем в XIII веке составляла бы 7 дней (отсчитывая от 5 апреля 1242 года), а разница между ними в 13 дней имеет место лишь в период 14.03.1900-14.03.2100 (по новому стилю). Иными словами, день победы на Чудском озере (5 апреля по старому стилю) отмечается 18 апреля, на которое действительно приходится 5 апреля по старому стилю, но только уже в настоящее время (1900-2099).

В конце XX века в России и некоторых республиках бывшего СССР многие политические организации отмечали неофициальный праздник День Русской нации (5 апреля), призванный стать датой единения всех патриотических сил .

22 апреля 2012 года к 770-летию Ледового побоища в деревне Самолва Гдовского района Псковской области открыт Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 года .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ледовое побоище"

Примечания

  1. Разин Е. А.
  2. Ужанков А.
  3. Ледовое побоище 1242 г.: Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового Побоища. - М.-Л., 1966. - 253 с. - С. 60-64.
  4. . Её дата считается более предпочтительной, поскольку кроме числа содержит ещё привязку к дню недели и церковным праздникам (день памяти мученика Клавдия и похвалы Богородице). В Псковских летописях стоит дата 1 апреля.
  5. Donald Ostrowski (англ.) // Russian History/Histoire Russe. - 2006. - Vol. 33, no. 2-3-4 . - P. 304-307 .
  6. .
  7. .
  8. Генрих Латвийский . .
  9. Разин Е. А. .
  10. Данилевский, И. . Полит.ру. 15 апреля 2005.
  11. Dittmar Dahlmann. Der russische Sieg über die «teutonische Ritter» auf der Peipussee 1242// Schlachtenmythen: Ereignis - Erzählung - Erinnerung. Herausgegeben von Gerd Krumeich und Susanne Brandt. (Europäische Geschichtsdarstellungen. Herausgegeben von Johannes Laudage. - Band 2.) - Wien-Köln-Weimar: Böhlau Verlag, 2003. - S. 63-76.
  12. Werner Philipp. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. - Band 18. - Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1973. - S. 55-72.
  13. Janet Martin. Medieval Russia 980-1584. Second edition. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - P. 181.
  14. . gumilevica.kulichki.net. Проверено 22 сентября 2016.
  15. // Гдовская заря: газета. - 30.3.2007.
  16. (недоступная ссылка с 25-05-2013 (2114 дней) - история , копия ) //Официальный сайт Псковской области, 12 июля 2006 г ]
  17. .
  18. .
  19. .

Литература

  • Липицкий С. В. Ледовое побоище. - М .: Воениздат , 1964. - 68 с. - (Героическое прошлое нашей Родины).
  • Мансикка В. Й. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. - СПб., 1913. - «Памятники древней письменности». - Вып. 180.
  • Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. - М.: Художественная литература , 1981.
  • Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли » - М.-Л.: Наука, 1965.
  • Пашуто В. Т. Александр Невский - М.: Молодая гвардия, 1974. - 160 с. - Серия «Жизнь замечательных людей ».
  • Карпов А. Ю. Александр Невский - М.: Молодая гвардия, 2010. - 352 с. - Серия «Жизнь замечательных людей».
  • Хитров М. Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. Подробное жизнеописание. - Минск: Панорама, 1991. - 288 с. - Репринтное изд.
  • Клепинин Н. А. Святой благоверный и великий князь Александр Невский. - СПб: Алетейя, 2004. - 288 с. - Серия «Славянская библиотека».
  • Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова . - СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. - 214 с.
  • Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 гг. - М.: Прогресс , 1989. - 296 с.
  • Ледовое побоище 1242 г.: Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища / Отв. ред. Г. Н. Караев . - М.-Л.: Наука, 1966. - 241 с.
  • Тихомиров М. Н. О месте Ледового побоища // Тихомиров М. Н. Древняя Русь: Сб. ст. / Под ред. А. В. Арциховского и М. Т. Белявского , при участии Н. Б. Шеламановой. - М .: Наука , 1975. - С. 368-374. - 432 с. - 16 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Нестеренко А. Н. Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище., 2006. Олма-Пресс.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ледовое побоище

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» – вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его.
Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом.
Это то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.
Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.
Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.
В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.

Знаменитый фланговый марш состоял только в том, что русское войско, отступая все прямо назад по обратному направлению наступления, после того как наступление французов прекратилось, отклонилось от принятого сначала прямого направления и, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.
Если бы представить себе не гениальных полководцев во главе русской армии, но просто одну армию без начальников, то и эта армия не могла бы сделать ничего другого, кроме обратного движения к Москве, описывая дугу с той стороны, с которой было больше продовольствия и край был обильнее.
Передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги было до такой степени естественно, что в этом самом направлении отбегали мародеры русской армии и что в этом самом направлении требовалось из Петербурга, чтобы Кутузов перевел свою армию. В Тарутине Кутузов получил почти выговор от государя за то, что он отвел армию на Рязанскую дорогу, и ему указывалось то самое положение против Калуги, в котором он уже находился в то время, как получил письмо государя.
Откатывавшийся по направлению толчка, данного ему во время всей кампании и в Бородинском сражении, шар русского войска, при уничтожении силы толчка и не получая новых толчков, принял то положение, которое было ему естественно.
Заслуга Кутузова не состояла в каком нибудь гениальном, как это называют, стратегическом маневре, а в том, что он один понимал значение совершавшегося события. Он один понимал уже тогда значение бездействия французской армии, он один продолжал утверждать, что Бородинское сражение была победа; он один – тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего, должен был быть вызываем к наступлению, – он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений.
Подбитый зверь под Бородиным лежал там где то, где его оставил отбежавший охотник; но жив ли, силен ли он был, или он только притаился, охотник не знал этого. Вдруг послышался стон этого зверя.
Стон этого раненого зверя, французской армии, обличивший ее погибель, была присылка Лористона в лагерь Кутузова с просьбой о мире.
Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла. Он писал:

«Monsieur le prince Koutouzov, – писал он, – j"envoie pres de vous un de mes aides de camps generaux pour vous entretenir de plusieurs objets interessants. Je desire que Votre Altesse ajoute foi a ce qu"il lui dira, surtout lorsqu"il exprimera les sentiments d"estime et de particuliere consideration que j"ai depuis longtemps pour sa personne… Cette lettre n"etant a autre fin, je prie Dieu, Monsieur le prince Koutouzov, qu"il vous ait en sa sainte et digne garde,
Moscou, le 3 Octobre, 1812. Signe:
Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.

12 апреля 1242 года по новому стилю произошло Ледовое побоище - одно из самых мифологизированных сражений в русской истории. Даже его дата - предмет мифотворчества, ведь день воинской славы отмечается 18 апреля, тогда как по пролептическому григорианскому календарю сражение имело место именно 12 апреля.

Мы решили разобраться в хитросплетении исторической правды и летописных легенд и выяснить, сколько в действительности воинов сражалось в тот день, правда ли, что ливонцы провалились в Чудское озеро, а легкие доспехи русской дружины позволили ей легко и непринужденно гарцевать по льду.

Миф первый
Предательство Пскова

Все мы, так или иначе, помним фильм С.М. Эйзенштейна «Ледовое побоище», согласно которому псковские бояре совершили страшное предательство по отношению к Руси, переметнувшись на сторону немцев. Но, надо понимать, что реалии XX века, когда снимали знаменитый фильм, и ситуация в раннем средневековье - две совершенно разные вещи.

То был период феодальной раздробленности, и мало того, что Новгородская вечевая республика не ассоциировала себя с Русью, они даже в своих берестяных грамотах именовали себя «словене» , а другие княжества - «Русь».

Еще меньше ассоциировал себя с остальными княжествами Псков, который уже довольно давно являлся самостоятельным субъектом феодального права, который все меньше зависел от Новгорода. Он вел самостоятельную политику, в ходе которой и заключил в 1228 году союз с Ливонским орденом, а в 1242 году сторонники принятия католичества открыли ворота перед рыцарями.

То, как «захватчики» вели себя в Пскове, очень красноречиво говорит об их отношениях - немцы оставили там только двух рыцарей-фоктов , которые следили за исполнением договора.

Миф второй
Десятки тысяч сражавшихся

В учебниках по истории, по которым мы изучали в школе ледовое побоище, говорится о 11-12 тысячах немцев, и 15-17 тысячах русских. Да и сейчас такая цифра часто мелькает в статьях и даже на сайте Министерства Обороны РФ. Но, если мы посмотрим на реальные источники информации - получится немного иная картина. Сразу нужно оговориться, что точных данных у нас нет, и скорее всего, никогда уже не будет, а все последующие расчеты - примерны, и говорят лишь о возможных цифрах. Больше них быть не могло, а вот меньше - легко.

«И паде Чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ».

То есть эстов - чудь, перебили без числа, даже не считали, а немцев - 400 и 50 взяли в плен, что сильно отличается от сведений с другой стороны. Правда, в более поздней первой новгородской летописи младшего извода - убитых немцев уже пять сотен, так что можно сделать вывод, что о количестве побитых врагов летописец немного привирает. Да и немцы в своей рифмованной хронике не отстают, заявляя :

«Русские имели такую рать,что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек».

…Что, как мы видим из расчетов, тоже «немного» больше реально возможных цифр. Вот в итоге и получается, что схлестнулись 200-400 немцев, против 400-800 русских, а никак не одиннадцать тысяч против семнадцати.

Миф третий
Рыцари были тяжелее и лучше бронированы

Образ закованного в латы рыцаря - довольно распространенный, и миф о том, что наши воины были легче вооружены и защищены - один из основных. И именно с его помощью объясняется следующий миф - о том, что рыцарей заманили на лед, и они провалились. Так вот, беда в том, что по данным археологии и исторической реконструкции, шансов провалиться у русских воинов было не меньше, а может быть и больше, чем у немцев.

«И, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега»

То есть гнали и избивали их семь верст по льду. Так что скорее всего, уже разбив рыцарей, их загнали на лед, и там они как раз и могли провалиться под воду, но сама битва, судя по ливонской хронике, проходила на берегу.

Миф пятый
Присутствие пехоты

Это не самый набивший оскомину миф, но и в фильме, и во многих описаниях битвы с обеих сторон присутствовала пехота. Понятно откуда она появилась в фильме Эйзенштейна - нужно было показать, что простой крестьянин поднялся на врага вместе с феодалами. Но и дореволюционные историки описывали присутствие пехоты.

Проблема в том, что по всей вероятности ее там быть не могло. Ведь русские пошли в ответный поход на земли ордена и взяли с собой княжеские дружины (а они всегда конные) и городовые полки, а это та же дружина, только на содержании у богатых городов.

Так что в битве пехоте было просто не место. Тем более, нигде в источниках пехотинцы не упомянуты. Со стороны немцев же были рыцари и их кнехты - тоже конные. Да и в военном деле той эпохи пешим бойцам отводилась важная роль лишь при осаде и обороне крепостей, а во время набега (а именно им и был поход Александра Невского) в них просто не было нужды. Да и против тяжелой конницы пехота того времени была практически бесполезна. Лишь много позже сначала чехи с вагенбургами, а потом ландскнехты и швейцарцы опровергнут это устоявшееся убеждение.

Итак, разобрав самые распространенные мифы о Ледовом побоище, важно отметить, что, несмотря на явную локальность и небольшие потери, бой все равно оказался важной вехой в нашей истории. Именно благодаря нему удалось заключить мир с Орденом на целых десять лет, что в ту эпоху постоянных конфликтов было существенной передышкой. В итоге эта небольшая, казалось бы, победа, позволила подготовиться к следующему раунду бесконечных войн.



Поделиться