Коренное население курильских островов. Курилы не трожьте - наши

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил о желании «создать новую историю» отношений с Россией. У нас появился новый друг? Вряд ли. История территориальных претензий Японии к РФ всем хорошо известна. Но именно сейчас санкции и противостояние России с Западом дают Токио неиллюзорный шанс вернуть Курилы.

Сейчас японцы с нетерпением ждут визита Владимира Путина, надеясь, что он приблизит подписание мирного договора. Это ставит российского лидера в непростую ситуацию: стране нужны союзники, но подобная сделка может раз и навсегда уничтожить его образ собирателя русских земель. Потому совершенно очевидно: до президентских выборов возвращать острова нельзя. А после?

О чём точно говорили Владимир Путин и Синдзо Абэ во время неформальной встречи в Сочи 6 мая, доподлинно неизвестно. Однако перед визитом японский премьер не скрывал своего намерения обсудить территориальный вопрос. И вот теперь в скором времени запланирован ответный визит президента РФ.

В начале апреля МИД Японии разработал так называемую «Синюю книгу» по вопросам дипломатии на 2016 год. В ней говорится, что укрепление отношений с Россией соответствует национальным интересам и способствует установлению мира и процветанию в Азиатском регионе. Таким образом Япония официально провозгласила курс на сближение с Россией.

Это уже вызвало беспокойство у США. Недаром ещё в феврале во время телефонного разговора Барак Обама советовал премьеру Абэ пересмотреть сроки визита в Россию и выразил озабоченность смягчением позиции Японии в отношении Москвы, в то время как страны Запада ввели антироссийские санкции «в попытке восстановить международный порядок».

Аттракцион невиданной щедрости

Почему вдруг в Токио решили протянуть Москве руку дружбы? Редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов считает, что «в отношениях между Японией и Россией доминирует китайский фактор; обе страны пытаются сбалансировать рост Китая в качестве наиболее важной силы в регионе, и это ведёт к оттепели». Об этом, кстати, недавно писала газета «Асахи симбун»: «Главам России и Японии важно чаще встречаться и идти к доверительным отношениям также и для того, чтобы стабилизировать ситуацию в Северо-Восточной Азии – регионе, где набирает влияние Китай и не прекращаются вызовы со стороны КНДР, которая проводит ракетные и ядерные испытания».

Важной вехой сотрудничества можно назвать строительство Японией на тихоокеанском побережье России терминала по приёму сжиженного природного газа. Предприятие мощностью 15 млн тонн, по планам «Газпрома», будет запущено в 2018 году.

Всё бы ничего, только вот отношения двух стран омрачает нерешённый территориальный спор. После окончания Второй мировой войны СССР присоединил к себе четыре острова Курильской гряды – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Помимо рыбы острова ценны полезными ископаемыми, обнаруженными в их недрах: это золото и серебро, полиметаллические руды, содержащие цинк, медь, ванадий и т.д. Неудивительно, что японцы считают их своими и требуют вернуть.

Ещё в декабре японский премьер-министр сокрушался: «После окончания войны прошло уже 70 лет, но, к сожалению, не возвращены северные территории, проблема не решена. Мы хотели бы и дальше вести упорные переговоры о возвращении северных территорий, о заключении мирного договора. Мы будем заниматься данным вопросом всеми силами правительства, чтобы сокровенная мечта бывших жителей островов сбылась».

Позиция Москвы такова: острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет сомнению не подлежит. Но так ли непримирима эта позиция?

В 2012 году Владимир Путин сделал обнадёживающее для японцев заявление: спор должен быть решён на основе компромисса. «Что-то вроде хикивакэ. «Хикивакэ» – термин из дзюдо, когда ни одной из сторон не удалось добиться победы», – сказал президент. Что это значит? Японии могут вернуть два острова из четырёх?

Подобные опасения имеют под собой основания. Достаточно вспомнить о том, как в 2010 году, в период президентства Дмитрия Медведева, Россия подписала договор с Норвегией о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В результате страна потеряла 90 тыс. квадратных километров в Заполярье. В недрах этой территории, по оценкам норвежского нефтяного директората (NPD), содержатся залежи углеводородов объёмом как минимум 300 млн кубометров – почти 1,9 млрд баррелей нефти. Тогда норвежцы возликовали, а другие страны, в том числе и Япония, немедленно вспомнили о своих территориальных претензиях к России. Есть ли гарантия, что этот аттракцион невиданной щедрости не продолжится?

Дождаться следующего лидера

Так или иначе, но сейчас японские СМИ полны оптимизма. «Премьер Абэ стремится урегулировать проблему «северных территорий», пока находится у власти. Для него это шанс стать политическим руководителем Японии, которому удастся сдвинуть с мёртвой точки проблему, существующую уже 70 лет», – пишет «Асахи симбун».

У Абэ, кстати, есть в этом свои интересы: в этом году в стране пройдут парламентские выборы, и ему нужно укрепить свои позиции. Тем временем Toyo Keizai публикует интервью с отставным дипломатом Ёсики Минэ, который утверждает: «Россия уже заявляла о готовности вернуть Хабомаи и Шикотан. При этом она выдвинула определённые условия, по которым мы можем договориться. Цели России предельно ясны. Проблема в том, что делать с островами». Господин Минэ считает, что Японии нужно не мелочиться, а требовать у России все территории, некогда принадлежавшие Японии, в том числе и Сахалин. Но не сейчас, а после смены лидера в России. «Я думаю, лучше дождаться политически сильного руководителя, который будет настроен на решение этой проблемы», – говорит японский дипломат. Но российский политический опыт говорит о другом: именно слабые руководители раздают земли направо-налево, а сильные – никогда.

Тем временем в Москве пока что не подают никаких признаков, могущих свидетельствовать о переходе островов под японский флаг. Недавно стало известно, что правительство РФ намерено вложить 5,5 млрд рублей в новую территорию опережающего развития «Курилы». Программа предполагает развитие рыбохозяйственного и горнопромышленного комплексов. В период с 2016 по 2018 год на Курилах будут размещены предприятия в сфере аквакультуры, завод по переработке водно-биологических ресурсов и горноперерабатывающий комплекс. Всё это, конечно, внушает веру в то, что российское руководство не собирается отдавать острова Японии. Если только не развивает территорию именно под отдачу, с целью получить за неё больше бонусов.

Безусловно, для электорального потенциала Путина раздача российских территорий была бы крайне вредна. А президентские выборы в России пройдут в 2018 году. Кстати, в вопросе взаимоотношений с Японией эта дата всплывает с завидной регулярностью.

Любопытен и такой момент: в Японии рассматривается аналогичный крымскому сценарий присоединения островов. Ещё в 2014 году бывший министр обороны Юрико Коикэ заявила, что среди населения Курил нужно провести референдум о присоединении к Японии. А недавно глава японской Новой партии Дайти Мунео Судзуки предложил правительству снять санкции с России в обмен на острова. Заманивают, торгуются. Ну-ну...

Что-то какая то нездоровая суета началась вокруг островов. Надо бы поизучать вопрос по подробнее.

На самом деле в курильском вопросе стоит разобраться хотя бы для того, чтобы иметь некое представление о самом вопросе. Собственно, чего японцы так упорно продолжают отстаивать линию возвращения своих «северных территорий»?
С одной стороны, все понятно. Японцам очень нужны территории вообще и в частности Курилы. Более того, японцы считают, что у них по-прежнему есть все права на Южные Курилы. Мотивация - «незаконный» захват островов плюс упование на Декларацию 1956 года, которую признает Россия. Но тут стоит поподробнее.

Прежде всего стоит разобраться в том, как исторически складывались отношения между Россией и Японией вокруг Курильских островов.

Востоковед, доктор исторических наук и профессор Восточного университета А. Кошкин утверждает, что Курилы стали частью Российской империи еще в первой половине XVIII века, когда начали появляться первые сообщения о сборе ясака (натурального налога, в основном пушниной) с айнов - коренных жителей островов Уруп, Итуруп и Шикотан Курильской гряды. Уже в 1779 году императрица Екатерина II объявила айнов (или, как тогда их называли, «мохнатых курильцев») подданными империи, а всякие поборы с них были строго-настрого запрещены. Впоследствии Екатериной II все Курильские острова (включая южные) были официально объявлены российской территорией.

Цитата:

«Вся Курильская гряда, вплоть до северных берегов Хоккайдо, обозначалась как составная часть Российской империи в Атласе для народных училищ 1780-х гг., в Атласе Российской империи 1796 года, а также на «Новейшей географической карте России» 1812 года... В документе от октября 1792 г. глава центрального правительства Японии Мацудайра признавал, что «район Нэмуро (северный Хоккайдо) не является японской землей» ... Весь остров Хоккайдо официально перешел под власть центрального правительства Японии лишь в 1854 году» .

По словам историка, к моменту, когда японцы впервые попали на Итуруп, жившие там айны уже свободно владели русским языком и даже могли выступать в качестве переводчиков! Сами по себе эти факты уже не позволяют японской стороне заявлять о «коренной принадлежности» Курильских островов.

Спустя десятилетия крайне проблематичных отношений между двумя странами ситуация начала обостряться. И не последнюю роль в этом сыграли интриги со стороны Великобритании, Голландии и ряда других держав Старого Света (которые в несравнимо большей степени, чем сами японцы, были обеспокоены экспансией России на Дальний Восток). В результате Япония начала всё активнее предъявлять претензии на острова. А Россия, в свою очередь, предпринимала многочисленные безуспешные попытки наладить дипломатические и торговые отношения с восточным соседом.

Уже тогда японцы четко поняли, что русские имеют большую заинтересованность в налаживании торговых и дипломатических отношений на востоке Империи. Ибо отдаленность дальневосточных окраин вызывала трудности в логистике и снабжении, а торговля с Японией могла в существенной степени решить многие проблемы. Впоследствии это стало ключевой константой, определявшей японскую неуступчивость при ведении переговоров.

26 января (7 февраля по новому стилю) 1855 года в городе Симода вице-адмиралом Е. В. Путятиным и Тосиакирой Кавадзи был заключен «Симодский трактат» . При этом для того, чтобы добиться от Японии открытия для торговли портов Нагасаки, Симода и Хакодатэ, России пришлось пойти на существенные территориальные уступки. Согласно второму пункту трактата, граница между двумя государствами стала проходить «между островами Итурупом и Урупом... Что касается острова Карафуто [Сахалина], то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени».

Япония в итоге получала в свое ведение острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, которые раньше официально принадлежали Российской империи.
(Забегая чуть вперед, отметим, что день подписания «Симодского трактата» в Японии, начиная с 1981 года, отмечается как «День северных территорий». И совершенно понятно, почему японцы актуализировали эту дату.)

25 апреля (7 мая) 1875 года министром иностранных дел Российской империи А. Горчаковым и японским вице-адмиралом Эномото Такэаки был подписанПетербургский договор . Согласно этому документу, Россия в обмен на безраздельное пользование Сахалином, отдала все принадлежащие ей на тот момент 18 островов Курильской гряды севернее о. Уруп . При этом граница между державами с момента подписания проходила через пролив между мысом Лопатка полуострова Камчатка и островом Шумшу.

Заключение этого договора обусловливалось желанием двух сторон положить конец конфликтам между торговцами и моряками, а также прочими неудобствами, накопившимся в связи с совместным пользованием Сахалином.

Профессор А. Кошкин таким образом разъясняет ситуацию: «Хотя договор 1875 года нередко именуют «обменным», в действительности речь идет... о сдаче Курил в обмен на формальное признание Японией российских прав на Сахалин, который и так фактически принадлежал России... Россия была вынуждена пожертвовать своей территорией, которая была официально, в том числе с точки зрения международного права, признана таковой по Трактату 1855 года. А «обмененные» японские права на Сахалин не имели никакого юридического оформления. Поэтому утверждения о том, что Петербургский договор 1875 года «был по-настоящему равноправным договором», справедливы лишь для Японии. Россия же, как и в 1855 году, ради добрососедства с Японией вновь пошла на существенные территориальные уступки».

Итак, в результате недальновидной политики Российская империя лишилась существенной части своей территории, практически ничего по существу не получив взамен, идя на беспрецедентные уступки ради налаживания добрососедских отношений (которые в итоге так и не сложились).

Такой граница между двумя государствами сохранялась в последующие 30 лет, вплоть до 23 августа (5 сентября) 1905 года, когда Россия потерпела поражение в Русско-японской войне. Япония на правах победителя и по результатам Портсмутского мирного договора получила «в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
В дальнейшем Российская империя пережила ряд потрясений: Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую социалистическую революции, Гражданскую войну, во время которой японцы оказывали поддержку войскам адмирала Колчака и атамана Семёнова .

После провала интервенции против Советской России западным державам пришлось налаживать и как-то оформлять отношения с новым государством. В том числе и Японии.

20 января 1925 года между СССР и Японией была подписана Конвенция об основных принципах взаимоотношений (которая фиксировала установление дипломатических отношений). Советский Союз признавал в полной мере порядок, сложившийся в рамках Портсмутского мирного договора. При этом руководство СССР отказалось разделять с правительством царской России политическую ответственность за заключение этого документа. Кроме того, оно проблематизировало все последующие договора между Россией и Японией, заключенные вплоть до 7 ноября 1917 года, предполагая в дальнейшем их пересмотр или даже отмену.

После начала Великой Отечественной войны, когда страны гитлеровской коалиции напали на СССР, Япония придерживалась Пакта о нейтралитете, подписанного 13 апреля 1941 года в Москве.

Атака японских вооруженных сил на американские военные базы в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, произошедшая 7 декабря 1941 года, стала поводом для вступления США во Вторую мировую войну.

Спустя два года, 1 декабря 1943 года, США, Китай и Великобритания выступили с Каирской декларацией , где обозначили ключевые цели войны с Японией. Цитата:

«Три великих союзника ведут эту войну, чтобы остановить и покарать агрессию Японии. <...> Их цель заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала первой мировой войны 1914 года, и в том, чтобы все территории, которые Япония отторгла у китайцев, как, например, Маньчжурия, Формоза и Пескадорские острова, были возвращены Китайской Республике. Япония будет также изгнана со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности».

Однако одержать победу над милитаристской Японией без участия СССР было крайне проблематично. Красная Армия, закаленная в боях против нацистской Германии, становилась сильнейшей армией в мире. И уже 11 февраля 1945 года, когда исход войны был предрешен, на Ялтинской конференции СССР США и Великобритания подписали письменное секретное соглашение, согласно которому «через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников...».

За участие в разгроме японской армии СССР получал все острова Курильской гряды и о. Сахалин целиком, что фактически означало отмену территориальных уступок царской России Японии по Портсмутскому и Петербургскому договорам.

Уже 5 апреля 1945 года Советский Союз денонсировал вышеназванный Пакт о ненападении с Японией. Таким образом, Каирская декларация плавно сменилась Потсдамской, опубликованной 26 июля 1945 года от имени Великобритании, США и чанкайшистского Китая. В этом документе, помимо требования немедленной капитуляции восточного агрессора, говорилось об ограничении суверенитета Японии до островов Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, без малейшего упоминания Курильских островов (как части Японии).

На таких условиях Япония отказалась капитулировать, что и предрешило дальнейшие действия СССР согласно вышеуказанному соглашению с союзниками.

8 августа 1945 года, через три месяца после капитуляции Германии, во исполнение союзнических договоренностей последовало официальное Заявление Советского правительства.
Цитата:

«После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая всё еще стоит за продолжение войны. <...> Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира. Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к Заявлению союзных держав от 26 июля сего года. <...>

Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что... с 9-го августа Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».

Война закончилась 2 сентября 1945 года. Японией был подписан акт о безоговорочной капитуляции на американском линкоре Миссури. С этого момента начался новый этап в истории Японии под названием «оккупация».

29 января 1946 года американский генерал Дуглас Макартур в рамках Меморандума № 677 исключил Курильские острова (Шикотан и Хабомаи) из состава Японии. Следом, 2 февраля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на вновь обретенных территориях была создана Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР. Годом позже, 2 января 1947-го, была создана Сахалинская область в составе РСФСР.

Примечательно, что «раздел» Японии после ее капитуляции происходил при одобрении и участии союзников в лице США и Великобритании. И этот факт совершенно не укладывается в миф об «агрессии СССР против беззащитной Японии».

8 сентября 1951 года был заключен Сан-Францисский мирный договор между союзниками по антигитлеровской коалиции и Японией.

Заметим, что СССР от подписания этого договора отказался, прежде всего потому, что союзники проигнорировали предложения нашей страны к тексту документа. В частности, в документе не были юридически закреплены территориальные приобретения СССР в соответствии с Ялтинской и Потсдамской декларациями.

Некоторые историки, занимающиеся проблемой российско-японских отношений, обращают внимание на один важный момент. Цитата: «Есть немало свидетельств того, что США сознательно вели дело к тому, чтобы и в случае подписания СССР Сан-Францисского договора противоречия между Японией и Советским Союзом сохранялись. С этой целью сознательно в тексте договора не перечислялись Курильские острова, от которых отказывалось японское правительство, и не было указано, в чью пользу состоялся отказ от этих территорий».

Теперь , осуществив краткий экскурс в историю территориальных споров между Россией и Японией на протяжении XIX–ХХ веков, вплоть до окончания Второй мировой войны, мы подобрались вплотную к Московской декларации от 19 октября 1956 года, о которой шла речь выше.
Этот документ был ратифицирован 8 декабря 1956 года Президиумом Верховного Совета СССР и Правительством Японии.

Декларация закрепляла восстановление дипломатических отношений и факт прекращения войны между странами (однако она не являлась мирным договором). В рамках декларации СССР обязывался оказать поддержку Японии в вопросе принятия ее в члены ООН, отказывался от репарационных претензий, а также шел на еще целый ряд уступок.

Ключевой же уступкой стала статья № 9 :

«Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между СССР и Японией переговоров о заключении мирного договора.

При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».

Таким образом, Советский Союз фактически добровольно согласился отдать острова Хабомаи и Шикотан, но только после подписания мирного договора. Смысл подобного рода уступок был в том, что СССР хотел получить нейтралитет Японии в холодной войне. И тем самым избежать появления у своих дальневосточных границ американских военных баз, хотя это и не было закреплено в декларации. Из приобретений СССР получал взаимное «снятие всех претензий, возникших в результате войны с 9 августа 1945 года». В том числе и территориальных.

Однако то, что могло в данном договоре быть выгодно Японии, было крайне невыгодно США, взявшим курс на холодную войну с Советским Союзом. К тому же наличие территориальных споров между Японией и СССР давало возможность западным государствам «вбивать клин» в отношения между двумя соседями, сохранять напряженность в тихоокеанском регионе.

Вновь обратимся к специалисту по российско-японским отношениям, эксперту Центра стратегических разработок А. Кошкину:

«...Полномочный представитель правительства на советско-японских переговорах 1955–1956 гг. Мацумото Сюнъити признал впоследствии, что, услышав предложение советской стороны о готовности передать его стране острова Хабомаи и Шикотан, он «не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался» <...> Но Госсекретарь США Джон Даллес в августе 1956 года открыто пригрозил: если японское правительство признает советскими Курильские острова, то США навечно сохранят за собой остров Окинава и весь архипелаг Рюкю. И всё же премьер-министр Хатояма Итиро пошел на подписание Декларации, ибо она отвечала интересам Японии. Но вскоре ему пришлось уйти в отставку, а новый кабинет возглавил Киси Нобусукэ [дед Синдзо Абэ], политик, настроенный открыто проамерикански. Его правительство стало уклоняться от дальнейших переговоров с Советским Союзом, а для обоснования такой позиции выдвинуло требование вернуть Японии уже четыре южнокурильских острова, включая наиболее крупные и освоенные - Кунашир и Итуруп...»

Таким образом, либеральный жест Хрущева, по большому счету, надолго актуализировал территориальный спор по южнокурильским островам, который может сыграть не последнюю роль в расшатывании российской государственности. СССР, будучи победителем во Второй мировой войне, в перспективе согласился, пусть и не задаром, но всё же отдать свои территории ранее поверженному противнику.

Япония же, заявив претензию на четыре острова вместо двух, де-факто вышла за рамки Московской декларации. Однако этим всё не окончилось.

Уже 19 января 1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимодействии и безопасности», в котором японские власти разрешили американцам в течение 10 лет пользоваться военными базами на своей территории и содержать сухопутный, военно-воздушный и военно-морской контингенты.

А 27 января 1960 года МИД СССР заявил о согласии передать Японии острова Шикотан и Хабомаи только при условии вывода всех иностранных войск с территории своего восточного соседа и подписания мирного договора между двумя странами.
С тех пор ситуация так и находится в подвешенном состоянии.

Японская сторона настаивает на том, что СССР, согласно Декларации 1956 года, обязался отдать два острова без каких-либо оговорок. При этом игнорируется тот факт, что в 9-м пункте декларации сказано: «Фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией » . Российская же сторона адресуется именно к этой позиции.

Заключение

В нынешних условиях Японии нелегко пойти на подписание мирного договора с Россией без предварительного разрешения территориального вопроса. Ибо против этого выступает часть японской элиты и американский союзник, которым ближе другой подход - экспансия на Курилы (с последующим «возвращением северных территорий») через крупные инвестиционные проекты.
Именно к такому компромиссу с Японией подталкивают Россию зарубежные и некоторые российские эксперты. И делают это вполне сознательно.

Соединенным Штатам же сегодня, в условиях новой холодной войны, подлинное сближение России и Японии не выгодно. И они частично допустят его только для того, чтобы, «оторвав» от России в пользу Японии пару островов, «замахнуться» на следующие.
В любом случае нам следует зафиксировать, что первый «компромисс» Путятина–Горчакова, он же - «уступка во имя налаживания торговых отношений», в XIX веке фактически лишил Россию всей Курильской гряды при отсутствии внятного юридического статуса юга Сахалина с последующей утратой всего острова после поражения в Русско-японской войне. Вернуть утраченное мы смогли только во времена СССР в результате победы во Второй мировой войне.

Второй, хрущевский «компромисс», он же - «уступка ради налаживания мира и дипломатических отношений», привел к притязаниям Японии, как минимум, на два южнокурильских острова. И эти притязания длятся до сих пор.
Очевидно, что никакие территориальные уступки не давали в долгосрочной перспективе нашей стране особого положительного результата. И вот уже в XXI веке нам снова навязывают очередной странный «компромисс», он же - «уступка территорий в обмен на инвестиции».

Кому принадлежат Курильские острова?

Здравствуйте, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков.

Сегодня решил осветить новую интересную сквозную тему: кому принадлежат курильские острова. Тема эта поможет Вам разобраться в некоторых моментах истории России, а наиболее продвинутым мальчишкам и девчонкам поможет подобрать аргументы по обществознанию при выполнении теста ЕГЭ. Также тема позволит .

Итак, кому же принадлежат курильские острова? России или Японии? И почему между Японией и Россией до сих пор не подписан мирный договор?

Тут необходим краткий исторический экскурс, который, кстати, поможет Вам немного расширить кругозор. Япония начиная с 17 века была изолированным государством, которым правили воинственные самураи. И эта восточная страна занимала всего 4 больших острова: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Плюс ей принадлежали окинавские острова и несколько сотен островов в Тихом океане. Сахалин и острова курильской гряды (Итуруп, Хабомаи, Кунашир и Шикотан) официально между Россией и Японией не были разделены, что находит своё отражение в Симодском трактате, заключенному между странами в 1855 году. Между тем эти острова активно колонизовались и русскими.

Если бы Япония не была в изоляции, то, возможно, сегодняшняя Россия ограничивалась на Востоке только Сибирью. Однако случилось так как случилось.

Дальше произошло вот что. В 5 сентября 1905 года по итогам Русско-японской войны был заключен Портстсмут кий договор с Японией. Японский народ, на который тяжелым бременем легла война, как и на русский, думал что Чпония оттяпает у России Касчатку и Сибирь.

Однако Япония получила только ляодунский полуостров с Порт-Артуром, пол-острова Сахалин и как раз те самые острова курильской гряды.

Плюс Россия лишалась ЮКЖД, которую сама же и построила. Вторая часть Сахалина (севернее 50-й параллели) оставалась за Россией. Таким образом спорные территории отошли к Японии и именно к этому прецеденту сегодня Япония и аппелирует.

Следующий этап в вопросе о том, кому сегодня принадлежат курильские острова, касается Второй мировой войны. Вы должны знать про военные столкновения на оз. Хасан и реке Халкин-гол.

Но это была лишь проба сил со стороны Японии. Она была агрессором, а советские солдаты бились за свою родную землю, не отдавая врагу и ее пяди в буквальном смысле этого слова.

Всю войну с Гитлером Япония не нападала, так как между СССР и Японией было заключено перемирие. Кстати, о самой войне у меня есть классный . Однако всю войну с нацистской Германией Советский союз держал наготове несколько дивизий на Дальнем Востоке.

И вот, согласно конференции Великих держав в Ялте в феврале 1945 года, СССР обязался вступить в войну с Японией не позднее 3 месяцев после разгрома Гитлера.

В итоге в августе 1945 года началась Манчжурская операция. С ней Вы сами сможете разобраться по карте. Скажу лишь что советская армия за две недели полностью разгромила миллионную Квантунскую армию Японии, причем со стороны СССР погибло около 100 человек! Научились, стало быть воевать!

Как раз в ходе этих военных действий СССР и занял территории, принадлежавшие по Портсмутскому договору Японии: остров Сахалин, острова курильской гряды.

Но СССР так и не заключил мирного договора с Японией. Он не присутствовал и на Сан-Францизской конференции, на которой все страны хотевшие такие договоры с Японией заключить, заключили их. Была ещё Московская конференция 1956 года, по которому между странами устанавливались дипломатические отношения, и СССР заявил что пойдет навстречу Японии по поводу островов, но только после заключения мирного договора. А его нет.

Таким образом СССР воспользовался негласным международным правилом: «Что с бою взято, то свято». Никаких документов не было. А дальше СССР распался. Кстати, есть отдельный пост. И Россия признала себя право преемницей СССР.

Как следствие нам достались не только спорные территории с Японией, но и проблема урегулирования этого спора. Формально японцы правы, их право владения островами не было юридически оспорено Советским союзом, но и СССР тоже прав, так как для усмирения японских милитаристов были задействованы экономические и самое главное людские ресурсы, затраты которых никто не окупал.

Предчувствую, что сейчас взбунтуются те, кто считает, что японцам жить негде и им нужны территории. На самом деле вопрос, если даже поставить теоретически вопрос о даровании японцам спорных территорий, то он создаст прецедент, к которому будут апеллировать все, кому не лень. В итоге Россия ужмется до Москвы и московской области.

А японцам можно предложить цивилизованное выбор: пусть переселяются в Россию, мы страна многонациональная — их тоже примем. Пусть образуют Японскую республику, учат русский язык, усваивают русскую культуру, наряду со своей. Пусть осваивают нам Сибирь и Дальний восток.

Только не согласятся они — потомки самураев. А на вопрос: чьи Курилы есть только один ответ — российские они, российские! Если у Вас есть своё авторитетное мнение по этому вопросы: пишите о нем в комментариях! А также подписывайтесь на новости сайта!

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 декабря 2016 г. начинается визит президента России Владимира Путина в Японию. Предполагается, что одной из тем в ходе его переговоров с премьер-министром Синдзо Абэ будет вопрос о принадлежности Курильских островов.

В настоящее время Япония выдвигает территориальные претензии на российские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу мелких островов Малой Курильской гряды (японское название Хабомаи).

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории возникновения этой проблемы и попытках ее решения.

Предыстория

Курильский архипелаг - это цепь островов между Камчаткой и японским островом Хоккайдо. Его образуют две гряды. Самые крупные из островов Большой Курильской гряды - Итуруп, Парамушир, Кунашир. Самый большой остров Малой Курильской гряды - Шикотан.

Изначально острова были населены племенами айнов. Первая информация о Курильских островах была получена японцами в ходе экспедиции 1635-1637 гг. В 1643 г. они были обследованы голландцами (во главе с Мартином де Фризом). Первая российская экспедиция (под руководством В.В. Атласова) достигла северной части Курил в 1697 г. В 1786 г. указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.

7 февраля 1855 г. Япония и Россия подписали Симодский трактат, согласно которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а остальные Курилы признавались российскими. Сахалин был объявлен совместным владением - "неразделенной" территорией. Однако некоторые неурегулированные вопросы о статусе Сахалина приводили к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 г. с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

5 сентября 1905 г. по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.

Возврат островов

На завершающем этапе Второй мировой войны, в ходе Ялтинской конференции в феврале 1945 г. СССР назвал возвращение Сахалина и Курильских островов среди условий начала боевых действий против Японии. Это решение было закреплено в Ялтинском соглашении между СССР, США и Великобританией от 11 февраля 1945 г. ("Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока"). 9 августа 1945 г. СССР вступил в войну против Японии. С 18 августа по 1 сентября 1945 г. советские войска провели Курильскую десантную операцию, которая привела к капитуляции японских гарнизонов на архипелаге.

2 сентября 1945 г. Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации. Согласно документу, японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага.

29 января 1946 г. главнокомандующий союзными войсками в Японии американский генерал Дуглас Макартур уведомил правительство Японии об исключении из территории страны Курильских островов. 2 февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова включены в состав СССР.

По Сан-Францисскому мирному договору 1951 г., заключенному между странами антигитлеровской коалиции и Японией, Токио отказалось от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Однако советская делегация не подписала этот документ, так как в нем не был оговорен вопрос о выводе с территории Японии оккупационных войск. Кроме того, в договоре не было прописано, о каких именно островах Курильского архипелага шла речь и в чью пользу Япония от них отказывается.

Это стало основной причиной существующей территориальной проблемы, которая до сих пор является главным препятствием для заключения мирного договора между Россией и Японией.

Суть разногласий

Принципиальная позиция СССР и России состояла и состоит в том, что "принадлежность южных Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) Российской Федерации базируется на общепризнанных итогах Второй мировой войны и незыблемой послевоенной международно-правовой основе, включая Устав ООН. Таким образом, российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление и не подлежит сомнению" (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 г.).

Япония, ссылаясь на Симодский трактат 1855 г., утверждает, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд малых островов никогда не принадлежали Российской империи и считает их включение в состав СССР незаконным. Кроме того, по мнению японской стороны, эти острова не являются частью Курильского архипелага и поэтому они не подпадают под термин "Курильские острова", который был использован в Сан-Францисском договоре 1951 г. В настоящее время в японской политической терминологии спорные острова принято называть "северными территориями".

Декларация 1956 г.

В 1956 г. СССР и Япония заключили Совместную декларацию, формально провозгласившую окончание войны и восстановившую двусторонние дипломатические отношения. В ней СССР согласился передать Японии остров Шикотан и необитаемые острова (оставив за собой Итуруп и Кунашир) после заключения полноценного мирного договора. Декларация была ратифицирована парламентами двух государств.

Однако в 1960 г. японское правительство пошло на подписание с США договора о безопасности, который предусматривал сохранение американского военного присутствия на японской территории. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые в 1956 г. Тогда же Советский Союз оговорил передачу островов выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных войск с территории страны.

До начала 1990-х гг. советская сторона не упоминала декларацию 1956 г., хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 г. (первая советско-японская встреча на высшем уровне).

Активизация диалога в 1990-х гг.

Ситуация стала меняться с началом перестройки 1980-х гг., СССР признал наличие территориальной проблемы. По итогам визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 г. в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

Наличие территориальной проблемы было подтверждено и в Токийской декларации, подписанной по итогам переговоров между президентом РФ Борисом Ельциным и премьер-министром Японии Морихиро Хосокавой в октябре 1993 г. Документ зафиксировал стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности спорных островов.

В Московской декларации (ноябрь 1998 г.) президент Ельцин и премьер Кэйдзо Обути "подтвердили решимость прилагать все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 г.". Тогда российская сторона впервые высказывала мнение, что необходимо создать условия и благоприятную атмосферу для "совместной хозяйственной и иной деятельности" на Южных Курилах без ущерба юридическим позициям обеих сторон.

Современный этап

В 2008 г. японские политики начали вводить в отношении островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи термин "незаконно оккупированные северные территории". В июне 2009 г. парламент Японии принял поправки к Закону о специальных мерах по содействию решению "проблемы северных территорий", в соответствии с которыми японским государственным органам предписано прилагать максимальные усилия для скорейшего возвращения "исконных земель Японии".

Посещение островов высшими должностными лицами России вызывает негативную реакцию в Токио (Дмитрий Медведев посещал острова в 2010 г. в качестве президента, в 2012 и 2015 гг. как председатель правительства; в первые два раза он был на Кунашире, последний на Итурупе). Японские лидеры периодически совершают "осмотр северных территорий" с борта самолета или катера (первый такой осмотр произвел премьер-министр Дзэнко Судзуки 1981 г.).

Территориальный вопрос регулярно обсуждается на российско-японских переговорах. Особенно часто он поднимался администрацией Синдзо Абэ, который вновь занял пост премьер-министра в 2012 г. Однако окончательно сблизить позиции до сих пор не удалось.

В марте 2012 г. премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо "добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде "хикивакэ" ("ничья", термин из дзюдо). В мае 2016 г президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в "конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики" и согласовали "новый подход" к решению двусторонних проблем, однако о деталях договоренностей не сообщалось.

К истокам проблемы

Одним из первых документов регламентирующих русско-японские отношения стал Симодский трактат, подписанный 26 января 1855 года. Согласно второй статье трактата граница устанавливалась между островами Уруп и Итуруп - то есть владением Японии признавались все четыре ныне острова, на которые Япония претендует в наши дни.

С 1981 года день заключения Симодского трактата в Японии отмечается как «День Северных территорий». Другое дело, что опираясь на Симодский трактат как один из основополагающих документов, в Японии забывают об одном немаловажном моменте. В 1904 году Япония, напав на русскую эскадру в Порт-Артуре и развязав Русско-японскую войну, сама нарушила условия трактата, предусматривавшего дружбу и добрососедские отношения между государствами.

Симодский трактат не определял принадлежность Сахалина, где находились как русские, так и японские поселения, и к середине 70-х годов назрело решение и этого вопроса. Был подписан Санкт-Петербургский договор, который неоднозначно оценили обе стороны. По условиям договора к Японии теперь полностью отходили все Курильские острова, а Россия получала полный контроль над Сахалином.

Затем по итогам Русско-японской войны, согласно Портсмутскому договору, к Японии отошла южная часть Сахалина до 50 параллели.

В 1925 году в Пекине была подписана советско-японская конвенция в целом подтверждавшая условия Портсмутского договора. Как известно, конец 30-х - начало 40-х годов были крайне напряженными в советско-японских отношениях и были связаны с серией различных по своим масштабам военных конфликтов.

Ситуация стала меняться к 1945 году, когда страны Оси стали терпеть тяжелые поражения и перспектива проигрыша Второй мировой войны становилась все более очевидной. На этом фоне возник вопрос о послевоенном устройстве мира. Так, согласно условиям Ялтинской конференции, СССР обязывался вступить в войну против Японии, а к Советскому Союзу отходили Южный Сахалин и Курильские острова.

Правда, тогда же японское руководство готово было в обмен на нейтралитет СССР и поставки советской нефти добровольно уступить эти территории. СССР на подобный весьма скользкий шаг не пошел. Поражение Японии к тому моменту было делом может не быстрого, но все же времени. И главное, устраняясь от решительных действий, Советский Союз фактически бы отдавал ситуацию на Дальнем Востоке в руки США и их союзников.

Кстати, это относится и к событиям Советско-японской войны и непосредственно Курильской десантной операции, которая изначально не готовилась. Когда же стало известно о подготовке высадки американских войск на Курилы, в срочном порядке за сутки была подготовлена Курильская десантная операция. Ожесточенные бои в августе 1945 года закончились капитуляцией японских гарнизонов на Курилах.

К счастью, японское командование не знало реальной численности советских десантников и, не используя полностью свой подавляющий численный перевес, капитулировало. Одновременно была проведена и Южно-Сахалинская наступательная операция. Так, ценой немалых потерь, Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР.



Поделиться