Когда был образован священный союз. Образование священного союза

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Священный союз.
Рубрика (тематическая категория) История

В 1814 ᴦ. в Вене был созван конгресс для решения послевоен­ного устройства. Главную роль на конгрессе играли Россия, Англия и Австрия. Территория Франции была восстановлена в дореволюционных границах. В состав России перешла зна­чительная часть Польши вместе с Варшавой.

В конце работы Венского конгресса по предложению Алек­сандра I был создан Священный союз для совместной борьбы с революционным движением в Европе. Первоначально в него вошли Россия, Пруссия и Австрия, в дальнейшем к ним при­соединились многие европейские государства.

Священный союз - консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всœех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились всœе монархи континœентальной Европы, кромеПапы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как ʼʼсплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на базе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялисьʼʼ.

После низвержения Наполеона и восстановления всœеевропейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределœением ʼʼвознагражденийʼʼ на Венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причём средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Но поскольку достижению этого противоречили национальные и революционные движения народов, добивающихся более свободных форм политического существования, то такое стремление быстро получило реакционный характер.

Инициатором Священного союза явился российский император Александр I, хотя при составлении акта Священного союза он ещё считал возможным покровительствовать либерализму и даровать конституцию Царству Польскому. Мысль о Союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи - стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой - под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Последним объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов.

Подписанный 14 (26) сентября 1815 ᴦ. тремя монархами - императором Францем I Австрийским, королём Фридрихом Вильгельмом III Прусским и императором Александром I, он вначале в двух первых не вызывал ничего, кроме неприязненного к себе отношения.

Содержание этого акта было в высшей степени неопределённо и растяжимо, и практические выводы из него можно было делать самые разнообразные, общий же дух его не противоречил, а скорее благоприятствовал реакционному настроению тогдашних правительств. Не говоря уже о смешении идей, относящихся к совершенно различным категориям, в нём религия и мораль совершенно вытесняют право и политику из бесспорно принадлежащих этим последним областей. Построенный на легитимном начале божественного происхождения монархической власти, он устанавливает патриархальность отношений между государями и народами, причём на первых возлагается обязанность управлять в духе ʼʼлюбви, правды и мираʼʼ, а вторые должны лишь повиноваться: о правах народа по отношению к власти документ совсœем не упоминает.

Наконец, обязывая государей всœегда ʼʼподавать друг другу пособие, подкрепление и помощьʼʼ , акт ничего не говорит о том, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, что давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всœех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим ʼʼзаконнымʼʼ государям.

Это последнее именно и случилось - исчезал самый христианский характер Священного союза и имелось в виду лишь подавление революции, каково бы ни было её происхождение. Все это и объясняет успех Священного союза: скоро к нему присоединились и всœе другие европейские государи и правительства, не исключая и Швейцарии с немецкими вольными городами; не подписались под ним только английский принц-регент и Папа Римский, что не мешало им в своей политике руководствоваться теми же принципами; лишь турецкий султан не был принят в члены Священного союза как государь нехристианский.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всœех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

74. Внешняя политика Российской Империи в 1814–1853 гᴦ.

Вариант 1 . В первой половинœе XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Οʜᴎ включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение или насильственное присоединœение многих сосœедних народов. Дипломатическая служба России была четко налаженной, разведка – разветвленной. Армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть важную, а иногда и определяющую роль в европейском концерте.

После 1815 ᴦ. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всœего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1848 ᴦ. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунайских княжествах.

На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII в. Черноморского побережья и, в первую очередь, с присоединœением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов – Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной к из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук- Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства хри­стианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.

На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было крайне важно для обеспечения свободной и безопасной связи с вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всœего кавказского региона в состав Российской империи.

К этим традиционным направлениям в первой половинœе XIX в. добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер.
Размещено на реф.рф
Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В серединœе века российское правительство начало присматриваться к Средней Азии.

Вариант 2 . В сентябре 1814 – июне 1815 ᴦ. державы-победительницы решали вопрос о послевоенном устройстве Европы. Союзникам было трудно договориться между собой, так как возникли острые противоречия, главным образом, по территориальным проблемам.

Постановления Венского конгресса привели к возвращению старых династий во Франции, Италии, Испании и других странах. Разрешение территориальных споров позволило перекроить карту Европы. Из большей части польских земель было создано Царство Польское как часть Российской империи. Была создана так называемая “венская система”, подразумевавшая изменение территориально-политической карты Европы, сохранение дворянско-монархических режимов и европейского равновесия. На эту систему была ориентирована внешняя политика России после Венского конгресса.

В марте 1815 ᴦ. Россия, Англия, Австрия и Пруссия подписали договор об образовании Четверного союза. Он был нацелœен на проведение в жизнь решений Венского конгресса, особенно в том, что касалось Франции. Ее территория была оккупирована войсками держав-победи- тельниц, и ей предстояло выплатить огромную контрибуцию.

В сентябре 1815 ᴦ. российский император Александр I, австрийский император Франц и прусский король Фридрих Вильгельм Ш подписали Акт об образовании Священного союза.

Четверной и Священный союзы были созданы в связи с тем, что всœе европейские правительства понимали крайне важно сть достижения согласованных действий для решения спорных вопросов. При этом союзы лишь приглушили, но не сняли остроту противоречий между великими державами. Наоборот, они углубились, так как Англия и Австрия стремились ослабить международный авторитет и политическое влияние России, значительно возросшее после победы над Наполеоном.

В 20-е годы XIX в. европейская политика царского правительства была связана со стремлением противодействовать развитию революционных движений и желанием заслонить от них Россию. Революции в Испании, Португалии и ряде итальянских государств заставили членов Священного союза консолидировать свои силы в борьбе с ними. Отношение Александра I к революционным событиям в Европе постепенно менялось от сдержанно выжидательного к открыто враждебному. Он поддерживал идею коллективного вмешательства европейских монархов во внутренние дела Италии и Испании.

В первой половинœе XIX в. Османская империя переживала тяжелый кризис из-за подъема национально-освободительного движения входивших в нее народов. Александр I, а затем и Николай I были поставлены в сложную ситуацию. С одной стороны, Россия традиционно помогала своим единоверцам. С другой стороны, ее правители, соблюдая принцип сохранения существующего порядка, должны были поддерживать турецкого султана как законного властителя своих подданных. По этой причине политика России в восточном вопросœе была противоречивой, но, в конечном счете, доминирующей стала линия солидарности с народами Балкан.

В 20-е годы XIX в. Иран при поддержке Англии активно готовился к войне с Россией, желая вернуть земли, утраченные им по Гюлистанскому миру 1813 ᴦ., и восстановить свое влияние в Закавказье. В 1826 ᴦ. иранская армия вторглась в Карабах. В феврале 1828 ᴦ. был подписан Туркманчайский мирный договор.
Размещено на реф.рф
По нему в состав России вошли Эривань и Нахичевань. В 1828 ᴦ. была образована Армянская область, что положило начало объединœению армянского народа. В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX в. завершился второй этап в присоединœении Кавказа к Рос­сии. Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан стали частью Российской империи.

Священный союз. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Священный союз." 2017, 2018.

ВВЕДЕНИЕ

Система международных отношений, получившая название Венской, своим началом имела решения Венского конгресса 1814— 1815 гг. Она стала инструментом поддержания длительного мира в Европе и достижения равновесия сил на континенте.

Выделяются два аспекта в значении Венской системы для истории европейских стран и народов.

С одной стороны, она дала Европе возможность прожить до начала 1850-х гг. без глубоких военных потрясений, хотя необходимо иметь в виду, что в рамках Венской системы нарастали противоречия между великими державами.

С другой стороны, позитивное значение Венской системы, связанное с возможностью мирного урегулирования военных конфликтов, снижалось ее крайне реакционным характером, направленным, во многих случаях, на прямое подавление революционных движений, что тормозило модернизационные процессы в Западной Европе.

Цель данной работы - исследовать роль Священного союза в истории развития Европы и России .

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ

«Заключительный генеральный акт» Венского конгресса 28 мая (9 июня) 1815 г. не явился окончательным этапом установления нового европейского порядка. Еще в марте 1815 г. Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия заключили Четверной союз, на словах, направленный на поддержку реставрированной во Франции династии Бурбонов, а на самом деле, для контроля внутренней и внешней политики побежденной Франции.

В силу данного соглашения Франция была оккупирована союзными войсками и на нее была наложена огромная военная контрибуция. Все это означало желание великих держав всемерно ослабить Францию и лишить ее возможности проводить самостоятельную внешнюю политику.

Инициаторами создания Четверного союза были Англия и Австрия, не желавшие возрождения Франции. Российский император Александр I (1801 — 1825) относился к Франции более доброжелательно и предпринимал значительные меры для возвращения Франции в ранг великой державы.

Политика России после Венского конгресса имела двойственный характер. До конца не доверяя своим союзникам, Александр считал необходимым продолжить усилия для стабилизации ситуации в Европе. Во-первых, для проведения возможных преобразований внутри собственной страны, во-вторых, для будущих эволюционных перемен европейских политических систем. Третьим фактором, определявшим его политические планы, было желание сохранить стабильность на вновь приобретенных польских землях (Царство Польское). В связи с этим, Александр собственной рукой составил текст нового договора — «Акт Священного союза ».

Документ имел религиозно-мистический характер с обязательством христианских монархов оказывать друг другу помощь и поддержку. При этом под религиозной оболочкой скрывалась общая политическая задача — поддержка принципа легитимизма и сохранения европейского равновесия. В сравнении с предыдущими договорами (Шомонским и Парижским 1814 г., о Четверном союзе 1815 г.) положения Священного союза выглядели несколько размытыми с точки зрения мотивов, средств и целей, которые в нем оговаривались.

Между тем, Союз, по замыслу его создателей, должен был сыграть роль, с одной стороны, сдерживающего начала против национально-освободительных движений, а с другой — объединителя всех его участников для защиты существующих порядков. Не даром, в текст вошло положение о том, что участники Союза будут «подавать друг другу руку и помощь для сохранения мира, веры и правды».

Создание Священного союза. Текст договора о создании Священного союза был подписан 14 (26) сентября 1815 г. тремя монархами: австрийским императором Францем I Габсбургом (1792—1835), прусским королем Фридрихом Вильгельмом III Гогенцоллерном (1797— 1840) и российским императором Александром L Великобритания, в лице принца Георга Уэльского — в 1811 — 1820 гг. он исполнял обязанности регента при психически заболевшем короле Георге III Ганноверском — подписать документ отказалась. Вместе с тем, как показали дальнейшие события, британское руководство принимало самое активное участие в политике, проводимой Священным союзом.

В скором времени в Союз вступили все европейские державы, кроме Турции и Папского двора.

Несмотря на расплывчатость установленных принципов, Союз стал постепенно набирать значительный вес и силу. Он превратился в противовес Четверному союзу, за который активно выступали Великобритания и Австрия. Это помогало российскому императору проводить политику противовесов, усиливая Францию всеми возможными способами. Уже присоединение Франции к «Акту Священного союза» означало ее включение в общеевропейский концерт.

В ноябре 1815 г. между Россией и Францией официально был подписан мирный договор. Одновременно российская дипломатия чрезвычайно внимательно наблюдала за внутренним состоянием Франции и делала все возможное для поддержания власти Бурбонов. На этой основе уже в 1816 г. французское правительство обратилось к английскому командующему оккупационными войсками герцогу А. Веллингтону с ходатайством о возможности сокращения оккупационной армии, что было горячо поддержано Александром I. Были сокращены также и размеры контрибуции.

Демонстративная поддержка Александром французского правительства была связана, прежде всего, с тем, что европейское равновесие в его понимании включало Францию в состав великих держав как противовес англо-австрийскому влиянию в Европе.

РОЛЬ КОНГРЕССОВ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аахенский конгресс. Первый конгресс Священного союза собрался в немецком Аахене 18(30) сентября 1818 г. Главными участниками переговоров были: от России — Александр I, Австрии — министр иностранных дел и фактический глава правительства К, Меттерних, Пруссии — канцлер К. Гарденберг, Великобритании — министр иностранных дел Р. Каслри, Франции — министр правительства Людовика XVIII Бурбона (1814-1815, 1815—1824)Л. Ришелье.

Конгресс был созван для обсуждения вопросов о положении Франции, ее отношений с союзниками и некоторых других международных проблем (о посредничестве держав в конфликте Испании с ее колониями; о свободе мореплавания и о прекращении работорговли).

Еще до начала конгресса российское правительство поставило вопрос о прекращении деятельности Четверного союза, что было, впрочем, резко отвергнуто другими его членами.

Аахенский конгресс принял решения: о выводе оккупационный войск из Франции до 30 ноября 1818 г., о сокращении контрибуции, выплачиваемой Францией, о принятии ее в Священный союз.

Вторым, по значению, стал вопрос о помощи Испании в вопросе о революционных брожениях в ее латиноамериканских колониях. В конце концов, осуждение революционных выступлений в Латинской Америке не привело к принятию решения о вооруженном вмешательстве держав в пользу Испании.

Относительно вопроса о работорговле Россия выступила за скорейшее прекращение торговли неграми и строгое наблюдение за выполнением решения держав о прекращении работорговли.

Несмотря на общие декларативные заявления о необходимости борьбы с революционными проявлениями в различных частях Света, Аахенский конгресс не принял характера той реакционной организации, который имели последующие конгрессы Священного союза.

При обсуждении многих вопросов проявилось жесткое противостояние России и Англии, а также стремление последней привлечь на свою сторону Австрию и Пруссию. Как отмечал российский статс-секретарь И. Каподистрия, «Великобритания претендует на абсолютное господство на море и в торговых сношениях обоих полушарий... Она владеет Португалией, держит под своим влиянием Бельгию и принижает Испанию, торгуя с мятежниками». Каподистрия имел в виду быстрое распространение британского приоритета на морях и океанах.

Крайне недовольно было русское правительство и позицией Австрии, которая, по его мнению, стремилась вернуть себе все привилегии короны бывшей «Священной Римской империи германской нации».

В итоге, Аахенский конгресс не только не сблизил великие державы, но и выявил явные противоречия между ними. Конгресс в Аахене, закрывшийся 9 (21) ноября 1818г., не придал Священному союзу исключительно антиреволюционной направленности, но декларировал многие легитимные и антиреволюционные постулаты.

Троппау-Лайбахский конгресс. Активизация революционного движения в Европе вызвала необходимость созыва новой встречи членов Священного союза. Она была назначена в Троппау (Опава, Чехия) по инициативе К. Меттерниха.

Великая Французская революция конца XVIII в. и эпоха наполеоновских войн вызвали серьезные изменения не только в социальном составе и положении различных групп населения европейского континента, но и в самосознании народов Европы. Несмотря на некоторые позитивные результаты Венского конгресса и создания «системы 1815 г.», главным оставалось то, что народы европейских государств отказывались мириться с восстановлением старых порядков и династий. Особенно ненавистно было восстановление правления династии Бурбонов в итальянских землях и на Пиренейском полуострове.

К началу 1820-х гг. в Испании, итальянских и германских государствах образовывались многочисленные тайные общества, программа которых включала требование введения конституционных порядков. В «малых» германских государствах революционное движение возглавляли студенты, в итальянских землях — на борьбу поднялись средние слои общества, в Испании — брожение затронуло армию.

Непростой ситуация была и во Франции, в которой министерство А. Ришелье было заменено правлением Э. Деказа, ярого сторонника неограниченной монархии.

В январе 1820 г. в Испании под предводительством капитана Р. Риего вспыхнула революция, которая покончила с деспотизмом Фердинанда VII Бурбона (1808, 1814—1833). Летом того же года в Мадриде собрались кортесы (парламент), фактически лишившие короля власти.

В июне 1820 г. восстало несколько полков в Неаполитанском королевстве. Они были поддержаны широкими народными массами, что вынудило короля Обеих Сицилии Фердинанда I Бурбона (1816— 1825") обратиться за помощью к Австрии. К. Меттерних отчетливо сознавал, что единоличное вмешательство Австрии в итальянские дела будет враждебно воспринято другими европейскими государствами. В связи с этим он и предложил собрать новый конгресс Священного союза.

Для понимания позиции России на будущем конгрессе необходимо отметить трансформацию взглядов Александра I в сторону значительного поправения. Если до 1820 г. он как маятник колебался между остатками либеральных воззрений и своими реакционными настроениями, то революционные события 1820-х гг. по всей Европе, укрепили в нем реакционные взгляды. Это отразилось в смене управляющих российским министерством иностранных дел: с 1815/1816 гг. статс-секретарями были двое — либерал И. Каподистрия и приверженец идей Меттерниха К.В. Нессельроде, но в 1822 г. Каподистрия был отправлен в отставку. Это дало возможность австрийскому канцлеру все более и более влиять на позицию и Александра, и России. В своих мемуарах Меттерних упивался возможностью этого влияния, хотя явно во многом его преувеличивал.

Такова была международная ситуация накануне открытия конгресса в Троппау , который начал свою работу 11 (23) октября 1820 г.

Уже в начале конгресса пришло известие о выступлении Семеновского полка в Петербурге, что еще более укрепило реакционные настроения Александра.

Главным вопросом повестки дня конгресса была выработка мер по подавлению революционных выступлений. В связи с этим участники горячо обсуждали вопрос о праве своего вмешательства в дела других государств, не дожидаясь от них такой просьбы.

В результате три из пяти великих держав — Россия, Австрия и Пруссия — подписали протокол о праве вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (принцип интервенции) и специальный протокол, касавшийся мер для подавления неаполитанской революции. Этот протокол санкционировал военную оккупацию Австрией Неаполитанского королевства. Кроме того, на конгресс был приглашен Фердинанд I, которого главам держав было важно изолировать от восставшего народа для того, чтобы не дать ему возможность выполнить данное им ранее обещание введения в Неаполе конституционного правления.

В январе 1821 г. заседания конгресса были перенесены в Лайбах (Любляна, Словения). Сюда же прибыл и престарелый Фердинанд.

Не дожидаясь завершения работы конгресса, австрийские войска в феврале 1821 г. выступили против революционного Неаполя, и в марте 1821 г. там была восстановлена власть династии Бурбонов.

В марте 1821 г. вспыхнула революция в Пьемонте (север Аппенинского полуострова). Оставшиеся в Лайбахе представители великих держав немедленно уполномочили Австрию на подавление и этой революции, осуществленное ею в апреле 1821 г., после чего Австрия, Пруссия и Россия подписали декларацию о продлении оккупации Австрией Неаполя и Пьемонта.

Особую позицию на заседаниях конгресса занимали Великобритания и Франция. Они не поддержали принцип интервенции, не подписали протокол о подавлении неаполитанской революции, но и не выступили против этих решений.

Троппау-Лайбахский конгресс и принятые им решения продемонстрировал, что Священный союз превратился в организацию реакционно-политического характера, призванную подавлять любые революционное выступления, направленные на политическую модернизацию Европы. Конгресс показал, что в данном вопросе у пяти великих держав не существовало серьезных противоречий, хотя политические разногласия сохранялись в полном объеме по другим международным проблемам.

Участники конгресса специально не обсуждали вопрос о мерах для подавления революции в Испании и Португалии, однако в декларативной форме Россия, Австрия и Франция высказали идею о необходимости вмешательства во внутренние дела на Пиренейском полуострове. На конгрессе стала также очевидной реакционная роль России и лично Александра I.

Официальное закрытие заседаний конгресса состоялось 14 (26) февраля 1821 г., но фактически его участники оставались в Лайбахе до конца апреля, следя за действиями австрийских войск в Пьемонте.

Веронский конгресс . Третий конгресс Священного союза состоялся 20 октября (1 ноября) — 14(26) декабря 1822 г. в итальянской Вероне. Главным образом он был посвящен вопросу о событиях в Испании.

Конгресс был чрезвычайно представительным. Его участники: от России — император Александр I, от Австрии — император Франц /, от Пруссии — король Фридрих Вильгельм III, от Великобритании и Франции — министры иностранных дел, а также итальянские монархи, дипломаты и видные военачальники других европейских стран.

Кроме испанской проблемы, внимание было уделено разгорающемуся Греческому восстанию против владычества Османской империи и судьбе латиноамериканских колоний, стремившихся к независимости от Испании. Последний вопрос имел особую остроту, так как Парагвай, в сущности, стал независимым с 1811 г., Чили — после народной борьбы в 1810—1823 гг., Новая Гранада — с 1819 г., Венесуэла — с 1821 г, в результате побед, одержанных С. Боливаром над испанскими войсками.

Большое значение для принятия решений конгресса имело то, что после смерти британского министра иностранных дел Р. Каслри его сменил Д. Каннинг, занимавший более либеральные позиции, чем его предшественник. Кроме того, Англия, опасаясь усиления роли Франции на европейском континенте, была принципиальным противником вмешательства в отношения Испании с ее колониями. Политику Великобритании определяло стремление в своих интересах обеспечить независимость южных латиноамериканских колоний и их отделение от Испании.

Тем не менее, Александр I и К. Меттерних были убежденными сторонниками решительного подавления революции в Испании силами французских войск. 19 ноября (1 декабря) 1822 г. Россия, Австрия, Пруссия и Франция подписали протокол, в котором были сформулированы обстоятельства, обусловливавшие французскую интервенцию в Испанию для восстановления в ней полноты королевской власти. Державы разорвали с Испанией дипломатические отношения и выразили готовность оказать Франции моральную и материальную поддержку. Великобритания протокол не подписала, не желая вмешиваться в испанские дела, хотя фельдмаршал А. Веллингтон, представитель британского МИД, в частной беседе с российским представителем (Х.А. Ливеном) выразил поддержку решений конгресса. В апреле 1823 г. французская армия под командованием принца Людовика Ангулемского перешла Пиренеи и к осени подавила испанскую революцию.

Согласованная позиция России, Австрии и Пруссии отразилась также в их общей декларации с осуждением любых революционных выступлений, в том числе и национально-освободительной борьбы греческого народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Священный союз 1815 года — это консервативный политический альянс Австрии, Пруссии и России, призванный поддержать установленную на Венском конгрессе 1815 года систему международного порядка. Практическая функций Священного союза отразилась в постановлениях серии конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых формировались принципы и условия вмешательства во внутренние дела других суверенных государств с целью превентивного насильственного подавления всех революционных движений и поддержания существующего политического строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими ценностями.

На Веронском конгрессе ярко раскрылась реакционная сущность Священного союза. Если Венская система играла двоякую роль: с одной стороны, поддерживая легитимные настроения европейских монархов, с другой — она способствовала равновесию сил в Европе и решению конфликтных ситуаций мирными средствами, то Священный союз был консервативной организацией, надолго затормозивший создание независимых европейских государств и их буржуазную модернизацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев, И. С. Искусство дипломатии: не победить, а убедить [Электронный ресурс] / И. С. Алексеев. - 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

Всеобщая история дипломатии. — М.: Эксмо, 2009.

История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015

История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

Новый исторический вестник, 2014, №2 (40)

По окончании Венского конгресса осенью 1815 г. в Париже одновременно находились государи России, Австрии и Пруссии и заключили здесь между собою так называемый Священный союз, который должен был и на будущее время обеспечивать мир в Европе. Инициатором этого союза был царь Александр I . «Вождь бессмертной коалиции», низложившей Наполеона , он был теперь наверху могущества и славы. Его популярность поддерживалась еще и тем, что его считали сторонником свободного политического развития, и действительно, в это время настроение его было довольно либеральным. Присоединяя в 1809 г. к России Финляндию , он удержал в ней сословную конституцию, действовавшую в Швеции, а в 1814 г. настоял, чтобы французский король Людовик XVIII дал своим подданным конституционную хартию. В конце 1815 г. и вновь образованное на венском конгрессе Царство Польское получило от своего нового (русского) государя конституцию. Еще раньше этого у Александра I были конституционные планы для самой России , и даже позднее, открывая в 1818 г. первый польский сейм в Варшаве, он говорил, что намерен распространить блага представительного правления на всю свою империю.

Но в одно и то же время с этим либерализмом, оказавшимся впоследствии недостаточно глубоким и прочным, в душе Александра I было и другое настроение. Грандиозные события, в которых ему пришлось играть роль, не могли не подействовать на всю его психику, а результатом этого действия было развитие в нем религиозной мечтательности, мистицизма . После пожара Москвы, по собственному его признанию, «осветившего его душу», он вместе с набожным адмиралом Шишковым стал усердно читать Библию, некоторые места которой им толковались в смысле пророчеств о только что совершившихся событиях. Это настроение усилилось в Александре I после его знакомства с одною пиетисткою , г-жою Крюденер , с которою он часто видался в 1815 г. в Гейдельберге и в Париже: она уже прямо применяла к самому Александру I разные пророчества Апокалипсиса, называла его ангелом мира, основателем тысячелетнего царства и т. п. Набросав то, что впоследствии сделалось основным актом Священного союза, мистически настроенный император показал ей свой проект, на котором в виде заголовка она и поставила слова «La Sainte Alliance».

Священный союз

Сущность дела заключалась в том, что государи Австрии, Пруссии и России давали торжественное обещание во всех своих действиях руководствоваться заповедями святой христианской веры , пребывать между собою в братстве и «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», относясь к своим подданным и войскам, как надлежит вести себя отцам семейств, и т. д. Объявляя себя «как бы поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями», три союзных государя «с нежнейшим попечением убеждали своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей», преподанных Божественным Спасителем. В заключение указывалось на то, что державы, желающие торжественно признать «священные правила», изложенные в акте, «могут все охотно и с любовью быть приняты в сей Священный союз».

Составив эту религиозно-нравственную декларацию без всякого определенного политического и юридического содержания и без какого бы то ни было упоминания о правах народов, Александр I передал ее на рассмотрение австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III . Ни тому, ни другому проект не понравился. Австрийский император был, впрочем, под безусловным влиянием своего министра князя Меттерниха , который вполне соглашался со своим государем, находя, что эта «филантропическая затея под покровом религии» не что иное, как «пустой и трескучий документ», могущий, однако, быть очень дурно истолкованным. Меттерних как раз в это время начинал играть роль первого государственного человека Австрии, в каковой и оставался потом более тридцати лет, направляя политику монархии Габсбургов по самому реакционному руслу. По своему упорному консерватизму он, как нельзя более, подходил к характеру Франца I, педантического абсолютиста, верившего только в патриархальный способ управления и в необходимость строжайшей дисциплины. Франц I поручил Меттерниху переговорить о предложении русского императора с прусским королем, и тот также нашел дело неподходящим, но вместе с тем указал на неудобство отклонения проекта. Александру I были тогда обоими союзниками указаны кое-какие, на их взгляд, желательные изменения, и Меттерних убедил автора проекта в необходимости их сделать, после чего документ был подписан всеми тремя монархами. Для самого подписания акта Священного союза его инициатор выбрал 26 сентября нового стиля, которое в прошлом веке совпадало с 14 сентября по старому стилю, т. е. с празднованием в православной церкви дня Воздвижения креста Господня, что также для Александра I. по-видимому, имело особый религиозный смысл.

Кроме трех государей, подписавших акт Священного союза, к нему присоединились и другие государи. Исключений было очень немного. Во-первых, папа Пий VII заявил, что ему нечего присоединяться к принципам, которые он всегда признавал, но на самом деле он не хотел, чтобы его подпись стояла в числе подписей второстепенных государей. Во-вторых, отказался примкнуть к союзу английский принц-регент, заменявший своего душевнобольного отца Георга III : договор был подписан одними государями, а английская конституция требует также подписи ответственного министра. Наконец, турецкий султан, как государь нехристианский, и совсем не был приглашен к участию в этом союзе «единого народа христианского», как союз был прямо назван в акте. Кроме крупных и мелких монархов, к союзу присоединились, равным образом, Швейцария и германские вольные города.

Австрийский министр, находивший сначала «филантропическую затею» Александра I «по меньшей мере бесполезною», впоследствии более, чем кто-либо, извлекал выгод из документа, который сам же назвал «пустым и трескучим». После падения Наполеона Меттерних сделался самым влиятельным политическим деятелем Европы, и даже Александр I подчинился его системе, несмотря на то, что австрийская политика нередко находилась в противоречии с наиболее жизненными интересами России. Из всех государственных людей этой эпохи австрийский канцлер полнее других воплощал в себе принципы реакционной политики и неуклоннее, чем кто-либо, проводил их на практике, недаром называя себя человеком существующего. Сама государственная традиция габсбургской монархии была традициею политической и религиозной реакции. С другой стороны, ни одно государство в такой степени не нуждалось в подавлении народных движений, как Австрия с её разноплеменным населением: в ней были и немцы, а потому нужно было смотреть за тем, чтобы в Германии было тихо и смирно, – и итальянцы, а следовательно, нужно было наблюдать и за всей Италией, – и поляки, соплеменники которых в Царстве Польском, к неудовольствию Меттерниха, имели конституцию, – и, наконец, чехи, мадьяры, хорваты и проч. с их партикуляристическими стремлениями. Все это и делало монархию Габсбургов общим центром реакционной политики, а Меттерниха – руководителем её во всей Европе. Советам венского оракула следовали не только мелкие государи Германии и Италии, но и монархи таких великих держав, как Россия и Пруссия. В частности, Александр I часто подчинялся влиянию Меттерниха, который обыкновенно требования австрийской политики всегда очень искусно подкреплял ссылками на Священный союз.

14.09.1815 (27.09). - Образование "Священного Союза" монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции

"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после . Предистория Священного Союза такова.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мiровой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений! Этот высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, написанного самим русским Императором и не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты:

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил также в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.: «...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения» . Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства» .

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» , документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям.

Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и , хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при .) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. , в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагматическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

Ныне демократизированная и "мультикультурализированная" объединенная Европа, исключившая упоминание о христианстве из своей конституции, демонстрирует полное торжество масонских идей Французской революции. Торжественное празднование ее 200-летия в 1989 г. в Париже стало сюрреалистическим спектаклем, репетицией парада воцарения антихриста. Европа стала колонией своей бывшей колонии или, по выражению Бжезинского, "вассалом" и "геополитическим плацдармом" США (прообраза царства антихриста) в завоевании Евразии как "главного приза" для Америки.

М. Назаров

См. также в книге "Вождю третьего Рима" (гл. VI-8: )

Обсуждение: 2 комментария

    Слова "жидомасон", "жидофашист" и т. п. пишутся слитно.

    Благодарю за исправление опечатки.

В 1815-1830-Х ГОДАХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Борьба народов против Наполеона закончилась крушением французской империи. Победу над Наполеоном использовала в своих интересах коалиция монархических, феодально-абсолютистских государств. Уничтожение наполеоновской империи привело к торжеству дворянско-монархической реакции в Европе.

Мирный договор с Францией, возобновленный договор о Четверном союзе и Заключительный акт Венского конгресса легли в основу международных отношений после наполеоновской эпохи, вошедших в историю под названием «венской системы». Интересы держав-победительниц были противоречивы. Но на заключительном этапе Венского конгресса членам антинаполеоновской коалиции пришлось преодолеть взаимные противоречия и принять компромиссные решения. Решения Венского конгресса способствовали усилению дворянско-монархической реакции в Европе. Для усиления борьбы с революционными и национально-освободительными движениями реакционные правительства европейских государств заключили между собой Священный союз.

В историю европейской дипломатии Священный союз вошел как организация с клерикально-монархической идеологией, созданная на основе идеи подавления революционного духа и политического и религиозного свободолюбия, где бы они ни проявлялись. Священный союз стран-победительниц стал оплотом новой международной политической системы, установленной Венским конгрессом. Акт этого союза, составленный российским императором Александром I , был подписан 26 сентября 1815 г. австрийским императором Францем 1, прусским королем Фридрих Вильгельм III , и от их имени послан другим европейским державам. В ноябре 1815 г. к Священному союзу присоединился французский король Людовик XVIII . В дальнейшем к нему примкнули почти все европейские государства, за исключением Англии, которая формально не входила в него, однако ее правительство нередко координировало свою политику с общей линией Священного союза.

Папа римский не подписал акт, опасаясь недовольства католиков в разных странах. Текст документа гласил, что священными узами истинного братства и принципами христианской религии они обязуются оказывать друг другу пособие, подкрепление и помощь. Цель участников заключалась в сохранении европейских границ, установленных Венским конгрессом 1815 г. и борьбе против всех проявлений «революционного духа».

В Священном союзе, особенно в первые годы его существования, главную роль играл крупный дипломат и австрийский канцлер К. Меттерних, и вся политика Священного союза иногда называется «меттерниховской». Большую роль в союзе играл и русский император Александр I. Участники Священного союза в своей политике придерживались принципов легитимизма, т.е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, свергнутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. Борьба Священного союза, как органа общеевропейской реакции против любых либеральных, а тем более революционных и национально-освободительных стремлений выразилась в постановлениях его конгрессов.


В политической жизни Священного союза следует различать три периода.

Первый период - период фактического могущества длился семь лет - с сентября 1815 г., когда союз был создан, до конца 1822 г., когда прошел четвертый конгресс Священного союза. Этот период его деятельности характеризуется набольшей активностью.

Второй период деятельности Священного союза начинается в 1823 г., когда он одерживает свою последнюю победу, организовав интервенцию в Испанию. Тогда же начинают проявляться последствия прихода к власти в середине 1822 г. министра иностранных дел Англии Джорджа Каннинга. Этот период длился до Июльской революции 1830 г. во Франции, после которой Священный союз уже лежал в развалинах.

Третий период деятельности Священного союза 1830-1856 гг. - период его формального существования при наличии серьезных разногласий среди его участников.

Всего состоялось четыре конгресса Священного союза: Аахенский конгресс в 1818 г., Троппауский в 1820 г., Лайбахский в 1821 г., Веронский в 1822 г. Кроме глав трех держав - основателей Священного союза в них принимали участие представители Англии и Франции.

Первый конгресс Священного союза состоялся в Аахене в 1818 г. Он был созван в целях дальнейшего укрепления политического равновесия в Европе. Предложение о встрече союзных дворов для обсуждения положения во Франции было сделано австрийским канцлером К. Меттернихом в марте 1817 г. Он имел далеко идущие цели, стремился, во-первых, ослабить политическую оппозицию Бурбонам и пресечь нарастание революционных настроений в Европе; во-вторых, выступив сторонником возвращения Франции в ряды великих держав, уменьшить влияние на нее России; в-третьих, связав Францию договорными обязательствами с Англией, Австрией и Пруссией, не допустить усиления русско-французского влияния в Европе. Именно он предложил избрать местом встречи союзников тихий немецкий городок Аахен, где германские правители не могли оказывать влияние на ход совещания.

В период подготовки Аахенского конгресса наметились разногласия между союзными державами по вопросам повестки конгресса и состава его участников. Все союзные державы понимали, что французские проблемы займут центральное место на предстоящей встрече.

Российская сторона считала, что такое совещание должно способствовать укреплению «венской системы» и стремилась вынести на обсуждение большой круг европейских проблем. По мнению петербургского кабинета в ходе его работы могло принять участие большинство европейских стран. Но Александр I согласен был ограничить состав участников совещания, если на нем будет рассматриваться только один вопрос - о выводе союзных войск из Франции. Александр I считал необходимым быстрый вывод иностранных войск из Франции, которая после их эвакуации займет надлежащее место в европейском содружестве.

Австрийский канцлер Меттерних утверждал, что основной целью встречи должно быть рассмотрение внутриполитического положения во Франции. Австрийский двор рассчитывал провести совещание только на основе Четверного союза, что ограничивало число его участников и не давало русской дипломатии возможности маневрировать. Если петербургский двор стремился избежать принципа исключения малых государств при проведении будущей встречи, то правительства Австрии, Пруссии и Англии придерживались противоположного мнения.

В ходе подготовки Аахенского конгресса в австрийских меморандумах 1818 г. утверждалось, что четыре союзные державы имеют исключительное право изменять конвенции и договоры 1815 г., а также отклонять просьбы европейских стран об участии в совещании. Однако эта программа могла подорвать политическое равновесие в Европе. Поэтому К. Меттерних был вынужден внести в нее изменения. В новом варианте указывалось, что все вопросы, кроме вопросов о сроках прекращения оккупации Франции и ее роли в «венской системе», следовало рассматривать при непосредственном участии заинтересованных сторон.

Накануне Аахенского конгресса дипломаты союзных стран встретились в союзном городке Карлсбад. Здесь состоялся последний тур дипломатической подготовки конгресса, главной целью которого была попытка выяснить слабые и сильные стороны программ, с которыми союзники и соперники шли на предстоящую встречу. К началу конгресса программа русской делегации не претерпела изменений. Позиция Австрии также оставалась прежней, а в программу английской делегации были внесены изменения. В памятной записке, составленной лордом Р. Каслри и утвержденной в качестве инструкции для английских представителей, отмечалась целесообразность полного вывода союзных войск из Франции при выполнении ею финансовых обязательств. Далее подчеркивалось, что необходимо сохранить Четверной союз в его первоначальном виде, а, следовательно, Франция не могла стать его полноправным членом.

Аахенский конгресс открылся 20 сентября 1818 г. в работе которого приняли участие Россия, Австрия, Англия, Пруссия и Франция. Участников конгресса представляли соответственно российский министр иностранных дел К.В. Нессельроде, канцлер Австрии К. Меттерних, министр иностранных дел Англии лорд Р. Каслри, министр иностранных дел Пруссии К.А. Гарденберг, премьер-министр Франции герцог Ришелье. Возглавляли делегации России, Австрии и Пруссии императоры Александр I, Франц I и Фридрих Вильгельм III. Кроме них в Аахен съехалось множество английских, австрийских, прусских, русских и французских дипломатов более низких рангов.

В ходе работы конгресса рассматривались французские и испанские вопросы, проблемы запрещения работорговли и защиты торгового мореплавания и ряд других. Первым был решен вопрос о выводе оккупационных войск из Франции. 27 сентября 1818 г. были подписаны конвенции Франции с членами Четверного союза о выводе к 30 ноября 1818 г. всех союзных войск и своевременной выплате контрибуции в размере 260 млн. франков.

Герцог Ришелье настаивал на превращении Четверного союза в союз пяти держав, однако, по требованию лорда Р. Каслри и немецких дворов 1 ноября 1818 г. была подписана особая конвенция четырех держав, которая подтверждала Четверной союз, созданный с целью сохранения установленного во Франции порядка. Лишь после этого союзники 3 ноября 1818 г. предложили Франции присоединиться к четырем державам в деле поддержания государственных границ и политической системы, установленной Венским конгрессом.

Декларация от 3 ноября 1818 г., подписанная всеми участниками конгресса, провозглашала их солидарность в поддержании начал «Международного права, спокойствия, веры и нравственности, коих благодетельное действие столь пошатнулось в наши времена». За этой фразой скрывалось стремление пяти монархий совместно укреплять абсолютистский строй в Европе и объединять свои силы для подавления революционных движений.

Несмотря на то, что официально в повестке дня совещания было только два вопроса, связанных с французскими проблемами, на конгрессе попутно рассматривались другие аспекты международных отношений: вопрос о посредничестве держав в конфликте Испании и ее колоний, вопросы о свободе торгового мореплавания и прекращения работорговли. Конкретное решение было принято только по вопросу о защите торгового мореплавания от пиратства. Было рекомендовано Англии и Франции обратиться к североафриканским регентствам с предупреждением, что пиратские действия наносят ущерб мировой торговле и могут привести к тяжелым для них последствиям.

Аахенский конгресс стал первым крупным событием в истории европейской дипломатии после создания «венской системы». Его решения укрепили ее, показали, что великие державы заинтересованы в сохранении своего союза. Решения Аахенского конгресса были направлены на сохранение в Европе порядка Реставрации.

Второй конгресс пяти союзных держав - Австрии, России, Пруссии, Франции и Англии, открылся в Троппау 11 октября 1820 г. (Силезия). Конгресс был созван по инициативе К. Меттерниха в связи с революцией 1820 г. в Неаполитанском королевстве, представлявшей угрозу для австрийского владычества в Ломбардии и Венеции.

Конгресс проходил в обстановке острой дипломатической борьбы. На первом заседании канцлер К. Меттерних представил «Записку», в которой обосновывалось «право союзных держав на вмешательство во внутренние дела государств в целях подавления в них революций». Он добивался моральной поддержки» австрийских предложений, подчеркивал, что иного пути борьбы с неаполитанской революцией, кроме военного вмешательства, не существует.

Российская делегация предложила предпринять совместные моральные действия против неаполитанской революции. Прусские представители поддержали австрийскую точку зрения, а уполномоченные Англии и Франции отказались принимать участие в оформлении каких-либо решений. 7 ноября 1820 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали Предварительный протокол и дополнения к нему, в которых провозглашалось право вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (без приглашения со стороны их правительств) для подавления там революционных выступлений.

С текстами Предварительного протокола и дополнениями к нему были ознакомлены уполномоченные Англии и Франции. Они признали право союзников на вмешательство в неаполитанские события, но отказались официально присоединиться к этим документам. Таким образом, несмотря на формальный отказ одобрить решения, принятые в Троппау, ни английские, ни французские представители не осудили само право вмешательства во внутренние дела независимого государства. Протокол, подписанный участниками конгресса, санкционировал оккупацию Австрией Неаполитанского королевства. По настоянию Александра I протокол обеспечивал сохранение неприкосновенности королевства и возможность для неаполитанского короля добровольно даровать конституцию своему народу. Обсуждение вопроса о борьбе с революциями в Европе продолжилось на третьем конгрессе Священного союза в Лайбахе, который открылся 11 января 1821 г.

Приглашенные на конгресс представители итальянских государств добивались подавления неаполитанской революции и мало думали и последствиях австрийской интервенции для всей Италии. Англия внешне придерживалась нейтралитета, но фактически одобрила австрийский план, так же как и Пруссия. Франция поддерживала саму идею интервенции. В феврале 1821 г. начался поход австрийских войск против Неаполя.

Официальное закрытие конгресса в Лайбахе состоялось 26 февраля, а фактически 12 мая 1821 г. Большинство участников оставались в Лайбахе, следя за действиями австрийских войск и венского двора в Пьемонте. После подавления итальянских революций уполномоченные Австрии, Пруссии России подписали декларацию о продлении оккупации Неаполя и Пьемонта и подтвердили решимость использовать насильственные методы для восстановления власти легитимных монархов. Декларация вместе с Предварительным протоколом и дополнениями к нему отражали идеологические принципы Священного союза.

Обстановка в Европе после подавления итальянских революций продолжала оставаться неспокойной. Весной 1822 г. участники Троппау-Лайбахского конгресса начали дипломатический зондаж с целью выяснить позиции друг друга по вопросам борьбы с революцией в Испании. Очередная встреча монархов союзных держав была предусмотрена на конгрессе в Лайбахе. Предложение о созыве нового совещания было сделано императором Францем І русскому царю Александру І в начале июня 1822 г. Местом проведения нового конгресса была выбрана Верона. В этот древний город съехались монархи России, Австрии и Пруссии, итальянские государи, многочисленные дипломаты. Англию представлял видный государственный деятель герцог Артур Веллингтон.

Конгресс в Вероне проходил с 20 октября по 14 ноября 1822 г. Он был последним и наиболее представительным среди дипломатических конгрессов Священного союза. Главную роль на нем играли пять великих держав, называвших себя союзниками. Представителям итальянских государств отводилась роль второстепенная: они участвовали в обсуждении итальянских проблем. Формально союз пяти держав еще существовал, но единства между ними уже не было. Начало восточного кризиса привело к углублению противоречий. Первой стала отходить Англия. Осторожную политику проводила Франция. Программа российской делегации носила консервативный характер.

Основной проблемой на конгрессе стала подготовка по инициативе французского короля интервенции для подавления революции в Испании. На заседании уполномоченных пяти держав 20 октября 1822 г. министр иностранных дел Франции обратился с просьбой оказать его правительству «моральную поддержку» в осуществлении интервенции в Испанию, чтобы обезопасить Францию от влияния революции. Представители Англии, Пруссии и России отнеслись положительно к этой инициативе. А. Веллингтон заявил, что французское предложение противоречит английской позиции невмешательства, поэтому оно не может быть одобрено.

За этим заявлением таилось опасение английской стороны, что Франция упрочит свои позиции в Испании и в целом в Средиземноморье. 19 ноября 1822 г. был подписан протокол, явившийся секретным соглашением четырех держав о мерах по свержению революционного правительства в Испании. А. Веллингтон отказался его подписать под предлогом, что он может создать опасность для жизни испанского короля.



Поделиться