Из чего делали колокола на руси. Древнерусские колокола и звоны

КАК ИЗГОТАВЛИВАЮТ КОЛОКОЛА

Рассказывает Андрей Кордаков – руководитель единственного в Сибири производственного предприятия "Светолитие", уже многие годы занимающегося литьем церковных колоколов:
«Изготовление колоколов – это многодельное производство. И самое главное – настроить колокол. Металл должен литься уже в “настроенную” форму. Сама форма для отливки колокола заранее определяет звучание будущего инструмента. Надо сказать, что процесс формирования звучания колокола, его благозвучия еще не остановлен, он постоянно совершенствуется и разрабатывается. И главное в качестве звука – это форма колокола. Конечно, существенную роль играет и сам металл. Почему я назвал производство колоколов многодельным? Потому что начинать приходится с формы колокола, потом ведется работа над его образами, делаются эскизы, чертежи. Потом эти эскизы превращаются в объемные орнаменты и изображения. Они не должны быть больше 2 миллиметров в высоту, иначе украшение для колокола может повлиять на звучание. Дальше идет формовка – снятие с модели колокола формы. Потом эта форма определенным образом обрабатывается, сушится и обжигается, а затем собирается под литье. Сама форма сделана из специальных термостойких смесей, способных выдержать высокую температуру расплавленного металла. Следующий этап – в печи плавится медь. Чистая, без всяких примесей. Потом, когда расплав подготовлен, в него добавляется колокольная бронза. Кстати, такой бронзовый расплав не используется больше нигде. В эту бронзу на четверть добавляется олово. Дальше расплав продувается аргоном. Из него выходят все примеси и шлаковые включения, которые образовались в процессе плавки. Они поднимаются наверх и собираются вместе с пленкой. Теперь металл готов и разливается в форму. Потом в течение суток колокол остывает. Чем медленнее он остывает, томится, тем выше качество его звона. В это время происходит т.н. кристаллизация, от которой зависит его долговечность. Может, вы удивитесь, но колокольный металл очень хрупкий. И звучание колокола находится на границе хрупкости и прочности. Подвижка в любую сторону, малейшая неточность при формировании состава сплава недопустима. Колокол или лопнет или будет тускло звучать. Особенно это важно во время зимних звонов. <…> Разобрали форму. И здесь очень велик соблазн проверить колокол на звук. Но этого никогда не делают! Происходит своеобразное томление колокола и обращение с ним, как с живым. Ведь это же просто оскорбительно: он еще не обласкан руками, еще не обработан. Потом, после обработки, зачистки, подвешиваем колокол и замираем в ожидании его голоса. И только после этого принимаем решение: выпускать его в свет или... <...> Как колокол будет выглядеть и как он будет звучать – определяется нами, конечно, заранее. А звучание наших колоколов определил первый набор, который мы отлили. И сейчас мы практически тиражируем этот колокольный подбор. В каноне звучания должен быть основной тон и 3 обертона. Но, конечно, только этим богатство звучания колокола не ограничивается. Сейчас к каждому колоколу мы прилагаем специальный паспорт, где описаны все его характеристики и особенности. <…> Подбор колоколов должен быть прежде всего благозвучен. Да, конечно, для каждого храма надо подобрать оптимальный вариант. Для маленькой деревенской церкви как благовестники подойдут 70- или 130-килограммовые колокола. Благовестник – это самый большой колокол в наборе. И к нему в данном случае подойдут 2-3 зазвонных, или переборных. Для маленькой церквушки этого будет достаточно. И по деньгам в том числе. <…> Наборы бывают разные. И это зависит от пожеланий настоятеля храма и возможности благодетеля – того, кто жертвует на колокола. Дальше начинается обсуждение внешнего вида колокола, какие образы должны быть на нем отлиты, какие должны быть орнаменты и надписи, в т.ч. и молитвенные надписи. И получается, что практически каждый набор – эксклюзивен, и он во многом зависит от того, во имя чего дано ему название. <…> Да, на наши колокола мы даем гарантию на 1 год. Некоторые фирмы дают гарантию на… 100 лет. Но это немного от лукавого. Через 100 лет с кого спросить? А что такое для колокола 1 год? Это значит, он звучал зимой, весной, летом и осенью. И если он прошел через все 4 времени года, это значит, что он будет звучать очень долго. Чтобы колокол прослужил дольше, мы предлагаем подробную инструкцию по пользованию колоколом для звонарей. В зимнее время перед звоном ударять по колоколу 3 раза, как бы разогревая его. Такие инструкции нужны, потому что колокола преимущественно портят молодые неопытные звонари. Читаем инструкцию дальше: "Не ударять по колоколу посторонними предметами, кроме языка, подвешенного под сводом колокола". У нас был такой случай, когда из церкви привезли наш колокол расколовшимся. А произошло это из-за того, что звонили в колокол, ударяя молотком. <…> Язык колокола делают из черного металла. Это кованый металл. Он мягкий, но в то же время прокован. Для чего т.н. "яблоко" языка проковывают? Понятно, что именно на язык приходится основная нагрузка. А после ковки язык не сминается. Понятно, что язык должен быть определенного веса. В противном случае он не будет издавать тот яркий звук, на который способен колокол. <…> Известны случаи, когда колокола служили не одно столетие. <…> Сразу после крещения Руси (988 год) были не колокола, а так называемые била. Это деревянные доски, в которые били колотушками. Позже появились металлические пластины, ударами в которые призывали на молитву. Затем появились колокола европейского типа. У них принцип звона был другой, отличный от нашего православного звона. В них язык висел неподвижно, а раскачивался сам колокол. Такие колокола называются отчепными. Но русский народ – он же смекалистый! Зачем раскачивать немалого веса колокол, когда можно раскачивать язык? На Руси быстро все переделали. А европейцы как более консервативный народ до сих пор колокола раскачивают. Единственное новшество в Европе – это т.н. карильоны. В них колокола настраиваются только на одну ноту, а обертоны убираются. И при любом ударе такой колокол издает только один определенный звук, как при нажатии клавиши фортепиано. А из нашего колокола можно извлечь целую гамму звуков. В карильоне около 30 колоколов, диапазон которых составляет 3 октавы. На таком карильоне можно сыграть любую мелодию. Правда, к колокольному искусству это отношение имеет весьма далекое. Там и по колоколу-то бьют не языком, а электромагнитными молоточками».
* * *
Бесполезно ждать звука от треснутого колокола. Технологию производства колоколов, правила оборудования звонниц, меры безопасности при работе с колоколами – все это должен знать будущий звонарь, потому что он и никто другой отвечает за вверенный ему инструмент. Ведь даже бронзовый благовестник-"великан", несмотря на кажущуюся прочность – весьма хрупкое создание и требует бережного к себе отношения (особенно в период зимних морозов). /Продолжительность жизни колокола зависит как от качества литья, так и от умелого обращения с ним звонаря./
* * *
Самый крупный из "новодельных" действующих колоколов в современной России – большой колокол на храме Христа Спасителя (его вес – 36 тонн). Звук у него просто чудесный. Отлит он на ЗИЛе. /Удачные колокола в России льют также в Воронеже, в Каменск-Уральском, во Пскове и нек. др. городах./ В дореволюционные времена лучшие колокола в России лили на знаменитых заводах Оловянишниковых. /Одним из Оловянишниковых была написана книга о технологических секретах отливки колоколов, и в ней указаны оптимальные пропорции сплава: чистая медь – 75-80 %, чистое олово – 20-25 %./
Примечание. Мнение о том, что наилучшими по звучанию являются колокола, отлитые из серебра, является ошибочным (серебро заметно гасит звук колокола).
* * *

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.


П ервоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала .

Семантрон попал на Русь в конце десятого века, одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Инструмент здесь был назван "било", а его металлический аналог - "клепало". Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты, поэтому значительно больше были распространены железные или медные клепала.

Самые ранние упоминания о билах на Руси встречаются в Лаврентьевской летописи, написанной примерно в то же время, когда в Восточной Церкви был утвержден Типикон. В этой летописи говорится о том, что била использовались в Печерском монастыре в окрестностях Киева (позже этот монастырь стал Киево-Печерской Лаврой). Первое упоминание била связано с печальным событием - смертью Св. Феодосия, игумена монастыря (1062 - 1074), который после пасхального богослужения смертельно заболел. "После пяти дней болезни, он наказал братии вынести его во внутренний двор. Приблизительно в седьмом часу вечера братья положили его на салазки, вывезли и поставили его перед храмом. Там он попросил созвать всех монахов. Чтобы исполнить его просьбу, стали ударять в било". В том же году било упоминается ещё раз, но уже в связи с менее печальными обстоятельствами. В повествовании о монахе Матвее Прозорливом сказано, что он, выходя из церкви "седе, опочивая под билами".

Различные источники указывают на то, что бронзовые колокола и била или клепала сосуществовали на Руси со второй половины одиннадцатого века. Информация об этих инструментах достаточно скудна, но, относительно того, что касается различий в их использовании, мы можем установить следующее: колокола, как правило, использовались в крупных и богатых городских храмах, а било и клепало преимущественно в монастырях и небольших приходских храмах. Хотя в Печерском монастыре - крупнейшей русской обители на то время - использовалось только било. Что же касается громадного числа приходских храмов и монастырских общин, то они просто не могли позволить себе колокола, и поэтому там ударяли в била или клепала для призыва к богослужению.

Упоминания об использовании бил или клепал (иногда вместе с колоколами) встречаются в рукописях конца четырнадцатого века. В летописи, датируемой 1382 годом, автор повествует о том, что во время разорения Москвы войском ордынского хана Тохтамыша в тот же год, "не бе звонения во колоколы ни в била". Несколькими годами позже, Епифаний Премудрый в написанном им "Житии преподобного Сергия Радонежского", говорит о том, что святой Сергий принял решение ударять в било перед тем, как войти вместе с братьями в Свято-Троицкий монастырь.

Даже в конце XVI века, когда колоколов на Руси стало больше, и их размеры стали увеличиваться, била и клепала ещё не полностью исчезли, особенно в деревенских храмах. В новгородском храме Св. Филиппа использовалось железное клепало до тех пор, пока в 1558 г. там не появился первый колокол. В конце 1580-х годов во многих храмах и монастырях в Новгороде всё ещё использовались била и клепала.

С XVII века и до революции упоминания о билах носят единичный характер, а их использование находится в тени величайших колокольных событий, которые прославили Россию. Колокол известен на Руси издревле, и за сотни лет российской истории колокола стали символом и олицетворением этой истории. Недаром в музыкальных произведениях русских классиков нет ни намека на бильное клепание, а вот колокольный звон является в русской музыке исключительным выразительным средством. Среди летописных текстов нет ни одного свидетельства, где описывалось бы какое-либо народное неудовольствие или сопротивление повсеместному распространению колокольного звона. В народном сознании колокол является одновременно и билом: даже следуя указаниям Типикона, звонари все свои звоны исполняют все-таки на колоколах - и не находят в этом никакого противоречия. Даже язык колокола в некоторых старинных текстах называется "било", а само происхождение слова "колокол" иногда ведут к греческому слову "калкун" (синоним слова "семантрон").

Известны отдельные эпизоды изготовления бил и в XVIII веке (отливка чугунных досок на Петровском заводе), и в XIX веке (отливка на заводе Чарышникова большого била в форме кольца для Киево-Печерской Лавры). В XIX веке старинное металлическое било находилось в Псково-Печерском монастыре, в это било регулярно стучали... сторожа.

В нынешнее время изредка в России предпринимаются успешные попытки восстановления клепания в била. Можно привести, по крайней мере, два примера: клепание ко всенощному бдению в московском подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, а также клепание в малое било в Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбургской епархии . Интересно, что среди старообрядцев повсеместно распространены именно колокола, а не била. Вряд ли использование бил приобретет массовый характер в будущем, ведь современные технологии колокольного литья позволяют теперь даже самым малоимущим приходам обходиться без клепания в древо. Но несомненно, била остаются трогательным и памятным явлением православной культуры.

только в конце X века появились колокола.


Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".

Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.

Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824) , которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.

После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.

В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.

Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.

Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.

Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.

Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.

В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.

3. "Царь колокол"


О собое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная сXVI в. этот колокол переливался несколько раз.

Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).

До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.

С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены: В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебяковым. Хотя часть рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся части говорят о большом таланте русских мастеров.

На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие колокола. Принято устойчивое мнение, что, это связано с большим содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно поднимался вопрос о его ремонте. Были смелые решения о спайке отломившейся части, но все попытки оставались только смелыми предложениями.

В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817 г. колокол "Большой Успенский" ("Царь-колокол") весом 4000 пудов (отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих колоколов в России. Самый лучший по тону и звуку. Самый большой из действующих в мире колокол отлитый в 1632 г. весом 4685 пудов, находится в Японии в городе Киото. колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов и колокол, получивший название "Новый колокол", весом 3600 пудов. В Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это время отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Для этой цели их было отпущено из царской казны 65,5 тонн. Самый большой колокол весом 1860 пудов, имел изображения в 5 медальонах русских императоров.

Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый "Благовестник". На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие - Крымская война - в прозе и картинах. Монастырь в 1854 г. подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев.

Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой "Сысой" (Получил название в память Ростовского митрополита Ионы (Сысоевич))весом 2000 пудов отлит в 1689 г., "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г., "Лебедь" весом 500 пудов отлит в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным на три настроя: ионинский, акимовский и дашковский, или егорьевский. Долгие годы в XIX в. гармонической настройкой ростовских колоколов занимался протоиерей Аристарх Израилев.

Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра.Отлит колокол при Николае II в 1890 г. на заводе П. Рыжова,. в память избавления от гибели царской семьи при крушении поезда. Бесследно исчез в гражданскую войну. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов.

К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

4. Устройство колокола


О тличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

  1. Точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
  2. Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.
  3. Толщиною стен колокола.
  4. Правильным подвешиванием колокола.
  5. Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.

В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.

Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:

Горизонтальные пояски и бороздки

Орнаментальные фризы (растительные и геометрические)

Выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание

Рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.

На рисунке показана схема колокола:




Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам. Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы, надписи и орнаменты.

Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа Божьего.


5. Времена молчания


П осле Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти.

Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению".

Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд".

Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их за границу. "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши…", - писал идеолог атеизма Гидулянов.

Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд (изготовление котлов для столовых!).

Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева ,Ризоположенского , Покровского монастырей Суздаля.

Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры . За гибелью гордости России - колоколов первой на Руси обители, следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа "Безбожника" и другие печатали фотографии низверженных колоколов. Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель М. Пришвин сделал запись: "Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, - это было похоже на зрелище публичной казни".

Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.

В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.

В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

Правильное расположение колоколов - это одно из важнейших условий качественного колокольного звона.

Не существует какого-либо единого "рецепта" при выборе схемы развески колоколов. Для того чтобы решить столь творческую задачу, специалисту требуется одновременно учитывать множество условий. В этом материале мы попытаемся обобщить основные критерии, определяющие порядок развески колоколов.

Критерии для планирования развески колоколов:

1) Акустический
Специалисту необходимо представить себе общую картину распространения звука от колоколов вокруг колокольни. Иногда приходится даже походить вокруг колокольни и мысленно представить себе с каждой стороны, какие именно колокола будут расположены с соответствующей стороны. Ведь стоит только отойти немного в сторону, и картина восприятия звона может весьма существенно измениться: часть колоколов окажутся скрытыми за пилонами колокольни, другие окажутся напротив слушателя. При дальнейшем движении слушателя картина вновь изменится. Расположение колоколов должно быть таким, чтобы колокольный звон "сопровождал" людей, входящих в храм и выходящих из храма.

Бывает так, что во время трезвона прихожане слышат только свист от неуместно близко расположенной трели, а в это время благовестник "надрывается" в соседнем проеме колокольни, спрятанный за пилоном. В таком случае, нечего пенять только на низкое качество колоколов - следует обратить внимание именно на их развеску.

Иногда пишут, что низкие частоты колоколов якобы огибают препятствия. Не нужно этим обольщаться при оборудовании звона: любое существенное препятствие на пути распространения звука приводит к неизбежному снижению звукового давления. Колокол будет наиболее отчетливо слышен там, откуда видно колокол или откуда видно проем, в котором (за которым) колокол находится.

Следует уделять особое внимание выбору колоколов для расположения их над входом в храм. Такое расположение должно быть наиболее "выигрышным", с точки зрения благозвучия. Вспомним, например, о звоне при Архиерейских богослужениях. Колокольный звон является самым первым приветствием храма при встрече Владыки, звон должен оставлять по себе благоприятную память и после архиерейского отъезда.

2) Музыкально-гармонический
Часто колокола на колокольне не представляют собой некий единый стройный подбор. Некоторые колокола "противоречат" друг другу, не согласуются друг с другом в общем звоне.

Отдельно следует сказать о колоколах малого веса: среди них могут попадаться дублирующие друг друга колокола, иногда резкость звучания одного колокольчика перебивает звучание соседних колоколов подобного веса. И здесь многое также зависит от грамотно выбранной схемы развески колоколов. Иногда звонари формируют даже несколько альтернативных групп зазвонных колоколов.

Развеска средних колоколов также предполагает множество вариантов. Некоторые колокола необходимо располагать только в противоположных зонах колокольни, а совсем неподходящие колокола могут быть и вовсе отставлены от звона.

Итак, не всегда достаточно только "развесить колокола по порядку". Хотя в общем случае действует правило: относительно расположения звонаря колокола располагаются так, чтобы наиболее высокие по звучанию колокола были справа от звонаря, а наиболее низкие - слева. Нужно стараться соблюдать такую последовательность колоколов, при которой колокола все более низкого тона были бы расположены друг за другом. Такой последовательный звукоряд поможет звонарю избежать неожиданностей при управлении подзвоном. Впрочем, в свете вышеизложенного, такая последовательность колоколов является рекомендуемой, но не исключительно обязательной.

3) Конструктивный
Расположение колоколов определяется наличием колоколонесущих балок на ярусе звона и схемой их расположения. Если колокольня старой постройки, то чаще всего уже невозможно менять расположение балок или монтировать новые балки. На многих старинных колокольнях балки расположены очень замысловато. Это и перекрестья балок, и распорки, и проемные балки, и несущие тяги-связи. Во всем этом нужно тщательно разбираться, как бы "читая" замысел строителей и архитекторов. И согласно увиденному, определять расположение колоколов. Если же колокольня только проектируется и никаких балок еще нет - здесь ответственность за будущее удобство ложится именно на специалиста-звонаря, который обязан подсказать проектировщикам, какие балки должны быть предусмотрены и где они должны находиться.

4) Архитектурный
Колокольня или звонница является неотъемлемой частью храмового архитектурного ансамбля. Колокола сами по себе украшают колокольню. И в этом смысле, специалист по развеске колоколов должен обладать неким художественным вкусом. Хаотичное расположение колоколов вызывает ощущение захламленности яруса звона и вовсе не украшает церковное здание. Качественно оборудованный звон красив и внешне, само расположение колоколов имеет существенную архитектурную выразительность. Например, нужно стараться, чтобы колокола в проемах колокольни располагались бы по центральной оси проема.

5) Ландшафтный
Дороги вокруг храма, различные жилые и нежилые строения, реки и многое другое - все это должно влиять на порядок расположения колоколов. Внимательность при планировании развески может позволить в будущем избежать многих проблем - например, конфликтов с жильцами соседних домов (у которых, почему-то, колокол оказался прямо напротив окна). Колокольный звон должен наполнять окружающее пространство, но не быть источником раздражения для окружающих. Не менее важный вопрос - дальность распространения колокольного звона. Эта дальность также может зависеть от грамотного расположения колоколов, с учетом окружающей ландшафтной обстановки.

6) Звонарский
Звонарю должно быть удобно при исполнении звона. Выбор расположения колоколов - это всегда первый шаг в разработке всей системы управления звоном. Чаще всего, при нелогичном распределении колоколов на колокольне, приходится вести сложную и запутанную систему тяг и оттяжек, чтобы звонарь управлял бы всеми колоколами. Увы, в некоторых случаях, одного звонаря для звона становится недостаточно. Разумеется, если во время трезвона необходимо раскачивать в оба края язык благовестника весом пять тонн и более - то необходим второй звонарь. Во всех других случаях нужно добиваться, чтобы звон мог бы производиться все-таки одним звонарем. И здесь схема развески колоколов имеет решающее значение, наравне со схемой расположения тяг колокольных языков.

Во всех арках колокольни, в начале свода арки, обычно закладываются балки для развески колоколов. В сохранившихся старинных колокольнях в этих местах или чуть выше проходят железные связи (тяги). На эти связи можно развешивать мелкие зазвонные и подзвонные колокола. По центру восьмигранных колоколен устанавливают две, а иногда и три балки для размещения необходимого числа больших колоколов от 50 пудов и более. В центре колоколен известных московских храмов Василия Блаженного и Спаса Преображения, что на Песках, размешено по три-четыре больших колокола.

Размещение высокого звонарского помоста определено необходимостью для звонаря свободно ориентироваться в пространстве: видеть начало и конец крестного хода, подъезд архиерея, совершение молебнов вне храма и т.д. Звонарский помост должен максимально приближать звонаря к зазвонным, трельным колоколам и обеспечивать эффективное управление звоном. Обычно помост располагают в арке колокольни на удалении от верха балки колокольни в 180 см. Помост начинается под балкой с колоколами и простирается внутрь на 150 см, так, чтобы звонарь мог отступить от колоколов на удобное расстояние.

Бросив взгляд на историю колоколов, небезынтересно будет познакомиться и с отливкой их.

Как уже было сказано выше, главное достоинство всякого коло­кола – его благозвучность, но отлить колокол в требуемый тон и нужного веса не так легко, хотя и существуют различные правила постройки колоколов, но все же даже и опытному мастеру не всегда удается вполне удовлетворить всем требованиям. Многое зависит здесь и от состава металла. Мастеру очень часто предъявляются тре­бования, чтобы с наименьшим количеством металла достичь нуж­ного тона колокола, благозвучности и его прочности.

Как известно, для отливки идет сплав из меди и олова в опреде­ленной пропорции, т.е. бронза, которую называют и «колокольная бронза», и «колокольный металл». Неправильность в составе ведет иногда к быстрой порче колокола, т.е. колокол разбивается. Впро­чем, часто колокола разбиваются и по другим причинам, как, напри­мер, от низко спустившегося языка или от излишнего усердия зво­наря, желающего посильнее выколотить звук.

Колокольный сплав должен быть составлен таким образом, чтобы вместе с приятным звуком соединял достаточную жесткость и крепость. Обыкновенно для сплава берут 80 частей меди и 20 частей олова, хо­тя эти цифры часто колеблются, смотря по чистоте металлов.

Ходящий в народе взгляд, будто бы примесь серебра улучшает звук, совершенно ошибочен. Известные по своему приятному зву­ку колокола, в которых предполагалось значительное количество серебра, не дали при химическом анализе ни малейших следов се­ребра. Так, например, знаменитый колокол «Roneni», который, как предполагали, должен содержать золото и серебро, дал при анализе следующие результаты: меди – 71 %, олова – 26%, железа – 1,2%, цинка – 1,2%.

В Руане также находится колокол, долгое время считавшийся серебряным.

Жирарден, анализировавший его, говорит, что присутствие в больших колоколах драгоценного металла сомнительно. Он думает, что литейщики вместо того, чтобы бросать приносимые им драго­ценные металлы в тигли, заставляли жертвователей бросать их пря­мо в огонь. «Благодаря этому серебряная масса вместо того, чтобы быть прибавленной к бронзе, оставалась в золе, откуда литейщики и вытаскивали ее, как только церемония кончалась и мастерская пусте- ла» 1).

Народная молва о прибавлении серебра к колоколу имеет свою историю. В старину, церкви, нуждавшиеся в колоколах, отправляли особых сборщиков на телегах, переезжавших из села в село, и оста­новившись на торговой площади, сборщик звонил и собирал мир­ские гроши и серебряные рубли от щедрых жертвователей, чтобы колокол был звонче и лучше. Обычай этот сохранился в некоторых губерниях Поволжья.

Кроме того, хороший колокольный металл имеет в изломе се­ребристый блеск, что также давало повод думать, что в колокол бы­ло вплавлено серебро.

Случается, что крестьяне, доставив на колокололитейный завод разбитый колокол и предполагая в нем серебро, просят перелить, а новый не покупают.

Медь для литья колоколов должна быть чистая без каких-либо примесей, тогда легче сделать колокол благозвучным, легче рас­считать правильное соотношение меди с оловом. В обществе наи­лучшая медь для отливки считается демидовская и заказчики охот­но переплачивают лишнее лишь бы иметь колокол из демидовской меди. Медь эта наиболее чистая из всех сортов встречающейся рус­ской меди. Появившаяся в последнее время электролитическая медь по своей чистоте выше, но литейные мастера, не имея с ней опыта, все же предпочитают первую.

Сам металл имеет характерный красный цвет, плавится при тем­пературе 1084°Ц; расплавленная медь жидка и обладает цветом морской воды. При температуре вольтовой дуги, медь летит и окисляясь, дает зеленоватое пламя.

Второй металл для сплава бронзы это олово; белый довольно мягкий с серебристым блеском, имеет кристаллическое сложение и плавится при 228°Ц. Накаленный на воздухе он сгорает ярким белым цветом. Сплавленная вместе медь с оловом, в известной про­порции, дает бронзу. Оба мягкие металла в сплаве делаются твер­дыми и цвет меди от олова резко изменяется. Цвет сплава в изломе серовато стальной, вид однородный, плотно-мелкозернистый. Не­однородность вида показывает нехорошее перемешивание сплава.

Точка плавления колокольной бронзы около 880°Ц. Бронза при переплавке делается хуже. Она становится густой и ее хрупкость растет с каждой переливкой; это объясняется поглощением сплавом кислорода и переходом при этом металлического олова в оловян­ную кислоту. Исправление сплава возможно прибавлением к сплаву фосфора, который расплавляясь совместно с бронзой, как бы рас­творяется в ней и восстанавливает оловянную кислоту.

Были произведены опыты со сплавом, содержащим 9,6% олова и после каждой переплавки % содержания олова падал почти на 1 %.

Жидкий сплав, переходя из расплавленного состояния в твер­дое, распадается на составные части; явление это называется лик­вацией и степень ее зависит от того, насколько сплав был нагрет пе­ред выливанием в форму и насколько быстро он охладился. Для колокольного сплава желательно относительно быстрое охлажде­ние, чтобы в середине отливки не появились белые пятна, представ­ляющие собой сплав меди с большим содержанием олова.

Точно также в нижней части колокола, меди замечается больше, чем в верхней. Анализ одного старого колокола показал, что взяв три пробы из разных мест колокола: верха, середины и ударной части, получили разные составные части: олово и свинец как легкоплавкие собрались вверху колокола.

На поверхности колокола наблюдается выделение тонкого слоя сплава с большим содержанием олова.

Найденное практикой наилучшее отношение меди к олову в ко­локольном сплаве, вполне совпало с лабораторными опытами опре­деления свойств бронзы в зависимости от содержания олова и меди.

Диаграмма подобного исследования показала, что наилучшая совместимость свойств бронзы для колокола как-то, ковкость, твер­дость и вязкость имеются в сплаве меди с оловом при содержании олова около 20%.

Бронза при нагревании расширяется, а при охлаждении сильно сжимается, отчего и получается на поверхности нечистая отливка. Коэффициент осадки для бронзы равен 1 / 65 ; знание его для литей­щика необходимо, чтобы рассчитать правильно размеры модели.

Колокольная бронза на воздухе покрывается зеленым основным углекислым порошком меди – патиной, слой этот и предохраняет металл от дальнейшего влияния атмосферы.

Обыкновенно для продажи не на заказ колокола изготовляются не из новых металлов. Отливают их из старых, бывших в употребле­нии металлов и часто анализ показывает в колокольном сплаве при­сутствие посторонних металлов, вредных для качества колокола.

Существует множество ресурсов, посвящённых колоколам. Здесь я хочу кратко осветить тему колоколов, так как они являются неотъемлемой частью православной архитектуры, что не идёт в разрез с тематикой моего сайта.

§1 История колоколов

1. Первые колокола

И зготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы. колокольчиков.

Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.) , обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.


Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.

Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.


В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы.

Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, призыв к богослужению производился через особых лиц низшего клира (лаосинактами-народособирателями).


В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался "Преследователь гуляк": после него тушили городские огни; в Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой".

Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431) . В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении, а введение "колокольного звона" в католических обрядах - папе Савиниану (5?? - 604/606).

Исторические памятники Запада, впервые упоминают о колоколах лишь в VII в., при храмах в Риме и Орлеане. К VIII в. на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро.


Середину IX в., можно определить временем повсеместного употребления колоколов на христианском Западе.


На Православном Востоке, колокола появились лишь во второй половине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) венецианский дожъ Орсо прислал в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Это нововведение не имело широкого распространения и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола вновь стали появляться при храмах.

2. Колокола Руси

П ервоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала .

Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.


Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".

Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.


Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824) , которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.


О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.


После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.


В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.


Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.


Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.


Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.


Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.


В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.

3. "Царь колокол"

О собое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз.

Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).


До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.


С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены: В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебяковым. Хотя часть рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся части говорят о большом таланте русских мастеров.


На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие колокола. Принято устойчивое мнение, что, это связано с большим содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно поднимался вопрос о его ремонте. Были смелые решения о спайке отломившейся части, но все попытки оставались только смелыми предложениями.


В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817 г. колокол "Большой Успенский" ("Царь-колокол") весом 4000 пудов (отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих колоколов в России. Самый лучший по тону и звуку. Самый большой из действующих в мире колокол отлитый в 1632 г. весом 4685 пудов, находится в Японии в городе Киото. колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов и колокол, получивший название "Новый колокол", весом 3600 пудов. В Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это время отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Для этой цели их было отпущено из царской казны 65,5 тонн. Самый большой колокол весом 1860 пудов, имел изображения в 5 медальонах русских императоров.


Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый "Благовестник". На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие - Крымская война - в прозе и картинах. Монастырь в 1854 г. подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев.


Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой "Сысой" (Получил название в память Ростовского митрополита Ионы (Сысоевич))весом 2000 пудов отлит в 1689 г., "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г., "Лебедь" весом 500 пудов отлит в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным на три настроя: ионинский, акимовский и дашковский, или егорьевский. Долгие годы в XIX в. гармонической настройкой ростовских колоколов занимался протоиерей Аристарх Израилев.

Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра.Отлит колокол при Николае II в 1890 г. на заводе П. Рыжова,. в память избавления от гибели царской семьи при крушении поезда. Бесследно исчез в гражданскую войну. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов.


К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

4. Устройство колокола

О тличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:
  1. Точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
  2. Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.
  3. Толщиною стен колокола.
  4. Правильным подвешиванием колокола.
  5. Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Колокол, как и многие инструменты, - антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней - уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

Внутри колокола подвешивался язык - металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.

В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.


Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:


Горизонтальные пояски и бороздки

Орнаментальные фризы (растительные и геометрические)

Выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание

Рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.


На рисунке показана схема колокола:



Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам. Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы, надписи и орнаменты.

Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа Божьего.

5. Времена молчания

П осле Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти.

Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению".

Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд".


Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их за границу. "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши…", - писал идеолог атеизма Гидулянов.


Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд (изготовление котлов для столовых!).

Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева , Ризоположенского , Покровского монастырей Суздаля.


Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры . За гибелью гордости России - колоколов первой на Руси обители, следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа "Безбожника" и другие печатали фотографии низверженных колоколов. Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель М. Пришвин сделал запись: "Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, - это было похоже на зрелище публичной казни".

Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.


В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.


В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.



Поделиться