Герб вавилона. Где находился Вавилон? Какой город находится сейчас на месте древнего Вавилона

Для путешественника в древние времена, идущего пешком или перемещающегося на верблюде, массивная стена с его сетью каналов и богатыми землями выглядели как мираж под палящим солнцем Ближнего Востока.

Высотой около 300 метров возвышалась над древним городом центральная башня храма, окруженная со всех сторон пышными зелеными садами и финиковыми деревьями, покачивающихся на террасах роскошных усадеб.
Древнее поселение находилось примерно в 50 км к югу от современного города Багдад в Ираке. От великолепной столицы Востока остался лишь занесенный песком пустынный холм и несколько деревьев. Под этим курганом остались руины могущественной цивилизации – напоминание о великой славе и былом величии.

Сады Вавилона

В 6000-3000 годах до нашей эры, между реками Тигр и Евфрат находилась величайшая в истории человечества древняя цивилизация. Народы Ассирии оставили здесь останки шумерской и вавилонской культуры. Они изобрели систему письма, стали основоположниками литературы, составили свод законов, календарь и систему исчисления времени. В военных действиях вавилоняне использовали впервые колесницы. Главным их достижением считается управление водными ресурсами – создание плотины, системы дренажа, бассейнов. Ванные комнаты Вавилона являлись самыми популярными и совершенными для той эпохи.

С 605 по 562 г. до н.э. город Вавилон , возникший в 2900 г. до н.э., находился под властью царя Навуходоносора, распространившего власть на обоих берегах реки Евфрат. Площадь его занимала около 500 га. Застройка отличалась строительством домов в три этажа с плоскими крышами из древенсной грязи. Низщие слои общества не могли себе позволить такую роскошь, как деревянный дом, и жили в глинобитных хижинах стены которых были заполнены камышом и грязью.

Важным элементом строительства в Вавилоне стал битум, являющийся основой для соединения материалов в Месопотамии. Он изготавливался в жидкой или твердой форме, то есть дегеть или смола, применяемых для проектирования иррагационных систем. Медь встречалась, но в малых количествах из-за сложности доставки по торговым путям до 2500 г. до н.э. Ее заменяли оловом или сурьмой. Рабочие делали отжиг, припой или заклепки, использовали молоток.

Вода хранилась в больших керамических сосудах и доставлалась с реки домашней прислугой – рабами. Емкости закрывали при помощи стеклянных крышек, что было свойственно для жаркого климата: за счет испарения вода сохраняла температуру и оставалась прохладной. Для хранения ячменя, пшеницы и масла использовались банки, выстланные битумом.

С 539 г. власть в Месопотамии ослабла, Вавилон захватил Кир Великий – основатель . Влияние могущественного правителя удалось преодолеть только после вторжения Александра Македонского в IV в. до н.э. Население земель стало резко уменьшаться, и интерес к каналам ослаб. Город сравнялся с пустыней, о садах Вавилона остались лишь легенды.

Вавилон — один из величайших городов Древнего мира, центр влиятельной месопотамской цивилизации, столица Вавилонского царства и державы Александра Македонского. Также известный культурный символ, в том числе город, занимающий важное место в христианской эсхатологии. К настоящему времени заброшен; руины Вавилона — группа холмов — расположены в Ираке недалеко от города Эль-Хилла примерно в 90 км к югу от Багдада.
История Вавилона
История Вавилона, самого знаменитого города древнего Ближнего Востока, насчитывает почти 2 тысячи лет. Город возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата. Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.).
В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон, как и большинство других городов Месопотамии, оказался под контролем амореев, один из вождей которых основал здесь свою династию. В правление шестого ее представителя, Хаммурапи , который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, Вавилон впервые стал политическим центром страны и оставался им с тех пор более 1000 лет. Город был провозглашен «вечным обиталищем царственности», а его бог-покровитель Мардук занял одно из центральных мест в общемесопотамском пантеоне.
Во второй половина 2 тыс. до н.э. с воцарением в Южной Месопотамии новых правящих династий. Вавилон оставался столицей Южной Месопотамии. Город богател, в нем успешно развивались ремесла и торговля, стремительно росло население. Экономический рост отразился и на внешнем облике города: был разработан и осуществлен новый план городской застройки, предпринято строительство новых стен и городских ворот, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. до н.э. Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от государственных повинностей и военного призыва.
Вавилонская школа, э-дубба («дом табличек»), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о сотворении мира, закрепил представление о главном боге города Вавилона Мардуке как изначально главном мировом божестве, и о городе Вавилоне как космологическом и теологическом центре мира. Само название города - слово Вавилон означало «Ворота богов» - отражало его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция отразилась в так называемой вавилонской карте мира. Земля изображена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре - город Вавилон, изображенный в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.
На протяжении своей длительной истории Вавилон пережил много тяжелых испытаний. Наиболее трагические для города события произошли в 689 г. до н.э., когда ассирийский царь Синаххериб, разгневанный неповиновением вавилонян, приказал разрушить город и стереть его с лица земли. Тот Вавилон, который стал известен в 20 в. после археологических раскопок Р. Кольдевея, это совершенно новый город, возникший в ходе длительного процесса строительства и реконструкции, начавшегося после смерти Синаххериба и достигшего своей кульминации в правление вавилонского царя Набушаднеццара 2, библейского Навуходоносора. Его царствование (604-562 гг до н.э.) было временем величайшего экономического и культурного подъема страны. Военные успехи Вавилонии, границы которой простирались в это время от Египта до Ирана, обеспечили ей политическую стабильность, и способствовали постоянному притоку в столицу огромных материальных богатств. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции города Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.
Город представлял собой в плане правильный прямоугольник, раскинувшийся на двух берегах Евфрата. На левом берегу располагался так называемый Старый город, застроенный богатыми частными и общественными зданиями. В Новом городе на правом берегу реки, по-видимому, обитали простые горожане. Правый берег сообщался с левым посредством огромного каменного моста, державшегося на семи сваях из обожженного кирпича, скрепленного асфальтом. Длинные прямые улицы тянулись через весь город и делили его на прямоугольные кварталы.
В центре Старого города в главном городском квартале располагались 14 храмов, в том числе главный храм Вавилона, храм Мардука, и семиступенчатая культовая башня, с которой связана библейская легенда о Вавилонской башне и легенда о «висячих садах Вавилона» как одном из семи чудес света. На верхней площадке зиккурата был высажен сад, который путники, подходившие к городу, могли видеть издалека, высоко возвышающимся над городскими стенами. В северо-западной части Старого города располагалась главная резиденция Навуходоносора, так называемый Южный дворец. Он представлял собой гигантский комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями. Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными воротами. Одни из этих ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов. Вавилон был огромным городом, с населением около 200 000 человек. Здесь вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены насильно как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за ее пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках и носили традиционную одежду.
После завоевания Вавилона персами в 539 г. город еще долго сохранял свой статус столицы. Только в 479 г. после подавления очередного восстания вавилонян против персов персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени Вавилон полностью утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйственная жизнь в городе продолжалась. Между 470 и 460 гг. до н.э. Вавилон посетил Геродот, который оставил подробное описание его достопримечательностей, назвав его «не только очень большим, но и самым красивым» из всех, известных ему городов. В конце 4 в. до н.э. большая часть жителей Вавилона была переселена в новую столицу, Селевкию-на-Тигре. На месте огромного города осталось небольшое бедное поселение. После завоевания страны арабами в 624 г. исчезло и оно. Вскоре и само место, где находился древний Вавилон, было забыто.

Архитектура Древнего Вавилона

Раскопки 1899—1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего В. (в VI в. до н. э.). Разделенный на 2 части Евфратом, город представлял в плане прямоугольник, опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы, синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки, ярусы которого были окрашены в разные цвета. На Севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра IV в. до н. э. В VI веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки. Ворота Иштар были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой с перемежающимися рядами сиррушев и быков. Через ворота проходил Путь Процессий, стены которого украшала плитка с изображениями львов. Каждый год, во время празднования нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов.
Вавилонская башня
Загадка истории, на которую современные ученые до сих пор не могут найти ответ, связана с гибелью библейского Вавилона и знаменитой Вавилонской башни в Борсиппе. Эта наполовину сгоревшая и оплавленная до стекловидного состояния чудовищной температурой башня, сохранилась до настоящего времени, как символ Божьего гнева. Она является наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости небесного огня, обрушившегося на Землю в середине второго тысячелетия до нашей эры.
Согласно библейской легенде, Вавилон был построен Нимродом, которого принято отождествлять с великаном-охотником Орионом. Это очень важное обстоятельство в астральной легенде, определяющее одно из пяти мест предыдущих появлений «кометы-возмездие» на ночном небосклоне, о чем будет рассказано в соответствующем месте. Нимрод был сыном Хуша и потомком Хама, одного из трех сыновей легендарного Ноя. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне явились наследниками исчезнувшей земли Сенаар, метрополия которой ранее находилась на Канарских островах.
Библейский миф рассказывает, что после Ноева потопа люди предприняли попытку построить город Вавилон и Вавилонскую башню «высотой до самых небес». Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле ».

Висячие сады Семирамиды

Вавилонский царь Навуходоносор II для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.
Существует версия, что сады названы совсем не в честь той самой девушки-возлюбленной Навуходоносора, которую на самом деле звали по-другому. Говорят, что Семирамида была как раз ассирийской правительницей, и с вавилонянами враждовала.
Вавилон как символ
Вавилон — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвел на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства. У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений вызывало одно место в первом Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Петр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап как преемников апостола Петра. В Первые века христианства Рим назывался Новым Вавилоном из-за огромного количества народов, проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени.
Примечательный пример употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. В растафарианстве Вавилон символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми людьми.

Введение

Заключение

Литература

Введение

В начале II тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии, на землях современного Ирака, появилось Вавилонское государство, просуществовавшее до 538 года до н.э. Столицей этого могущественного государства стал город Вавилон -- крупнейший политический, торговый и культурный центр Передней Азии. Слово "Вавилон" ("Бабили") переводится как "Врата Бога".

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

Это была в сущности небольшая страна, имевшая не более 500 километров в длину и до 200 -- в ширину, границы которой, с увеличением политического могущества Вавилонской монархии, отодвигались далеко в стороны.

Вместе с процветанием земледелия, ростом городов и обширнейшей торговлей в стране развивались науки, расширялась сеть библиотек, состоявших из многочисленных глиняных клинописных плиток.

Древнейшие начинания астрономии и математики имели свой корень в Вавилонии, где господствовала система дуодецимальная, основной крупной единицей в которой было число 60, составлявшееся от умножения 12 (месяцев) на 5 (пальцев руки). В общем, современное деление времени, с его семидневной неделей, с часами, минутами -- древнего вавилонского происхождения.

Соседние с этим государством страны пребывали в долгом воздействии культуры Вавилонии, язык которой еще за 1500 лет до христианской эры, подобно современному французскому, был языком дипломатов почти во всей Западной Азии и Египте.

В общем, Вавилония является фундаментом древнейшей передне-азиатской культуры, на основах которой зиждется большая часть нынешней западноевропейской образованности.

1. Древний Вавилон и переплетение культур

В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопроходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим стран. Так погибли многие великие творения искусства, и была предана забвению великая культура.

Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от египетского.

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на название не только самого Вавилона (начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (IV-III тысячелетия до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время, эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению историка Геродота,- дар Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как весенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслоения ила.

И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладельческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства, управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установлена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта находилась целиком и полностью в руках жречества.

В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цветущая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды, и культ небесных светил. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края (как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумеры).

Культ небесных светил - как проявление божественной воли.

Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духами, огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.

Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.

В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире письменный памятник (около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона.

Текст одной из таблиц более позднего периода (II тысячелетие до н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении - краже раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.

Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.

Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой, отражающей тонкий, здоровый юмор.

Как, например, распорядиться своим имуществом?

Все равно умрем - давай все растратим!

А жить-то еще долго - давай копить.

Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следующей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:

Ты идешь завоевывать земли врага.

Враг приходит, завоевывает твою землю.

Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, хранящихся в Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый профессор С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме переживания, вызванные кончиной близкого человека.

Вот, например, что там сказано:

Пусть зачатые твои дети будут внесены в число вождей,

Пусть все твои дочери выйдут замуж,

Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род,

Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им каждый день,

В твоем доме пусть пиво, вино и другое никогда не иссякнут.

Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая мысль и трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений, рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило печать на вавилонское искусство.

Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.

Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.

Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сохранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -XXI вв. до н.э..

В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище использовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ.

Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

Арка... Свод... Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии.

Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенствует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства. Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких цветных камней.

Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма в Аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, когтями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно затейливо разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленями, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внушительная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая композиция.

Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечательной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, представляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, украшавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.), предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и нашего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами наделяются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди: осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, величаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напоминающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует проказливый козлик...

Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном виде являет собой подлинное чудо прикладного искусства.

При царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит во всем окружающем мире.

Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живописную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти - жезл и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увез этот памятник в качестве трофея в Сузы.

При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

2. Культура Ново-Вавилонского царства

Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями.

Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были воздвигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней Азии. В нем были сооружены дворцы, мосты и укрепления, вызывавшие удивление современников.

Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и “Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11--14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Вот запись, оставленная этим царем:

"Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость".

Древний историк Геродот сообщает, что по стенам могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.

Все это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходоносора попросту передали страну и столицу персидскому царю... в расчете на увеличение своих доходов.

Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии, который "яростным вином блуда своего напоил все народы".

Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома Ассирии.

Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эгиби” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней.

Набопаласар и его сын, и преемник Навуходоносор II (604 - 561 до н.э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвердиться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результате победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоносору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, переселив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилонских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его захвата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел постепенно в полный упадок.

Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столицу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, самым безудержным наслаждениям...

Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, символом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой колодцев.

Память о "Воротах Иштар" - богини любви...Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процессионная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которыми она была вымощена, красовалась такая надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу замостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Стены дороги перед Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных сооружений Навуходоносора (Берлин, Музей).

По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразительны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было искусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправданности, которые некогда ее воодушевляли.

С установлением персидского господства (528 г. до н. э.) появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты постепенно превращались в руины. Вавилон пришел постепенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить план огромного города, но не былое его величие.

Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса -- нравственно-этического, предтечу христианского -- вокруг нового солнца, страждущего человека.

Заключение

На рубеже XIX -- XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) -- область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата -- нередко определяли термином Вавилония.

Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до н.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.

В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689г. до н. э. полностью разрушен.

Вавилония, после трёхсотлетней зависимости от Ассирии, вновь стала самостоятельной с 626 года до н.э., когда там воцарился халдейский царь Набопаласар. Основанное им царство просуществовало около 90 лет, до 538 года до н.э., когда оно было завоёвано войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак, это единственное что объединяет эти два государства.

Литература

История древнего Востока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия/ под ред. И. М. Дьяконова -- М., 1983.

Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.23-24.

Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: Просвещение, 1971.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

Хрестоматия "Искусство," часть 1. -- М.: Просвещение, 1987 г.

Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура: Документальное историческое исследование. - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.-232с.

ВАВИЛОН, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Раскопки гигантского комплекса руин, оставшихся от древнего города, были начаты в 1899 Немецким Восточным обществом под руководством Роберта Кольдевея.

На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 – ок. 1600 до н.э.). В начале этого периода прежде незначительный городок Баб-илю в Аккаде сделался столицей небольшого царства, в котором правил аморей Сумуабум, ставший основателем I Вавилонской династии. Его преемниками были Суму-ла-Эль, Сабиум, Апиль-Син, Синмубаллит и Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Одержав победу над Рим-Сином из Ларсы, Хаммурапи овладел Шумером, расположенным в нижней части Месопотамской долины, и стал властелином Шумеро-Аккадского царства; захватив царство Мари, он раздвинул границы своего государства до верховьев Евфрата. Еще ранее Хаммурапи провел важные реформы, полностью подчинив себе в административном и хозяйственном отношении храмы, упорядочив сбор налогов и создав единую судебную систему; его работа как законодателя запечатлена в знаменитых Законах Хаммурапи, копия которых найдена в Сузах.

Раскопки в центральной части холма Меркес в Вавилоне достигли слоя, лежащего частично над и частично под уровнем грунтовых вод и датированного временем I династии. По вскрытым остаткам города видно, что он был хорошо спланирован, улицы пересекали одна другую под прямым углом. Найденные дома были построены из сырцового кирпича и окружены такими же стенами на фундаменте из обожженного кирпича.

Уже при сыне Хаммурапи Самсуилуне начались нашествия касситских племен, спускавшихся с восточных гор. Более столетия Самсуилуне и его преемникам удавалось сдерживать натиск касситов. Однако в конце концов они сумели захватить страну и правили в Вавилоне почти полтысячелетия (ок. 1600 – ок. 1155 до н.э.). Раскопки касситского пласта холма Меркес показали, что расположение улиц и кварталов в этот период осталось практически таким же, как во времена Хаммурапи. Дома этого периода строились из сырцового кирпича, но, как правило, не имели фундамента из обожженного кирпича, что было характерной отличительной чертой города Хаммурапи. Керамика носила определенно самобытный характер, особенно обращает на себя внимание изобилие ювелирных изделий.

Касситскую династию сменила II династия Иссина, удерживавшая власть в Вавилонии более столетия. Ее наиболее выдающимся царем был Навуходоносор I (1126–1105), сумевший на время подчинить Ассирию. Однако после него большую часть Средне-Вавилонского периода страна находилась под господством Ассирии. Саргон II в 710 до н.э. захватил Вавилон и короновался здесь в качестве царя. Затем он построил у южной цитадели Вавилона массивную стену с круглой угловой башней, оставив на ее каменных стенах надпись: «К Мардуку! Великий Господин, божественный создатель, который живет в Эсагиле, Господин Бабиля, его господин; Саргон, могущественный царь, Царь земли Ашшура, царь всех. Правитель Бабиля, царь Шумера и Аккада, кормилец Эсагилы и Эзида». Сын Саргона Синнахериб в 689 до н.э. полностью разрушил город и даже повернул на него воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли большую его часть. Однако его наследник Асархаддон восстановил и перестроил город. В частности, был восстановлен главный храм Вавилона, Эсагила; при этом был построен и знаменитый зиккурат, вошедший в историю под именем Вавилонской башни.

Нововавилонский период (612–539 до н.э.) начался с захвата царской власти в Вавилоне халдеем Набопаласаром, вступившим в союз с другими антиассирийскими силами и разрушившим в 612 до н.э. Ниневию, столицу Ассирии. При его сыне и преемнике Навуходоносоре II (605–562 до н.э.) Вавилон достиг наивысшего расцвета. Тогда произошла, как назвали это немецкие археологи, ведшие раскопки Вавилона, «колоссальная перестройка всего города». Было перестроено все: Эсагила – храм Мардука, зиккурат Этеменанки, храм Эмах в цитадели и более древний храм Иштар на Меркесе. Южную цитадель дополнили царским дворцом, в северной ее части построили еще один дворец. Стены раннего города восстановили, и выросший в размерах город окружили огромной внешней стеной; были вырыты каналы и построен первый каменный мост через Евфрат. Одним из семи чудес древнего мира считались висячие сады, но современные раскопки не смогли дать материалы, по которым можно было бы с уверенностью идентифицировать их остатки. Самыми великолепными постройками Вавилона того периода были, насколько можно судить по сохранившимся остаткам, Ворота Иштар и Аллея Процессий, нарядный вид которым придавали фризы быков, драконов и львов, выполненные из цветных изразцов.

Последним царем этого периода был Набонид, деливший власть в Вавилоне со старшим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). В результате раскопок установлено, что после Набонида в Вавилоне остались новый храм Иштар на Меркесе и мощная фортификационная стена с большой пристанью на берегах Евфрата.

В 539 до н.э., как отмечается в Хронике Набонида и свитке Кира, Вавилон был захвачен персидским царем Киром II Великим. До нас дошли описания Вавилона времен персидских царей, оставленные Геродотом и Ктесием, врачом Артаксеркса II; от времен Артаксеркса II сохранились руины здания в южной цитадели. Нет сомнения, что упадок Вавилона начался уже до завоевания его Александром Великим. Александр, избравший Вавилон своей столицей, предполагал произвести здесь большие восстановительные работы, но умер, не успев осуществить своих планов. В греческий и парфянский период оставшиеся от древности царские постройки начали разбирать на материал для нового строительства, и это продолжалось веками, пока от города не остались руины.

Вот уже полторы тысячи лет, как под песком и глиной скрылись остатки одного из величайших городов древности. А мы до сих пор вспоминаем его, называя этим именем любой большой и шумный город. Это, конечно, потому, что этот город часто упоминается в Библии.

В переводе с аккадского это имя (Бабилу) означает «врата бога». Небольшое поселение существовало здесь, на берегах великой реки Евфрат, уже в середине 3 тысячелетия до нашей эры. Караванные дороги шли вдоль Евфрата к побережью Средиземного моря. Вниз по течению реки двигались суда, направляющиеся к старым шумерским городам Южного Двуречья. Через Тигр, соединенный с Евфратом каналом, проходил путь к Ашшуру и горам Загроса, богатым лесом и ценными породами камня.

В начале 19 века до н. э. в Месопотамии образовалось небольшое государство с центром в Вавилоне, правителям которого суждено создать здесь единую великую державу.

Самым могучим царем Древнего Вавилона был Хаммурапи (правил в 1792–1750 годах до н. э.). Он покорил все соседние враждебные Вавилону царства, построил множество дворцов, храмов и каналов. Но более всего царь прославился созданием Собрания законов. Это самое древнее собрание законов из тех, что мы знаем. Месопотамские писцы продолжали переписывать и изучать законы Хаммурапи много веков спустя после падения созданной им великой державы.

Потомки Хаммурапи правили в Вавилоне более ста лет. Затем началась эпоха вражеских нашествий. Но город отстраивался, жил и развивался.

В 8 веке до н. э. Вавилон был завоеван Ассирией. Царь Асархаддон (680–669 до н. э.) не желал превращать в пустыню подвластные ему земли: стремясь загладить зло, принесенное его отцом, царь вернул на родину некогда угнанных в Ассирию жителей Вавилона.

Но Ассирия пала, а в Вавилоне с 612 года до н. э. начала править Халдейская династия. Крупнейшим царем был Навуходоносор II. В 586 году до н. э. после 18-месячной осады войска Навуходоносора взяли столицу древнего Израиля, Иерусалим. Жители города были уведены в Месопотамию. Для иудеев наступил трагический период Вавилонского пленения. Тысячи угнанных в Вавилонию пленных и постоянный приток дани, собираемой с покоренных земель, дали возможность Навуходоносору создавать невиданные постройки, снискавшие его столице славу одного из чудес света (Висячие сады Семирамиды).

Но уже взошла звезда новой державы, Персии. 29 октября 539 года до н. э. Кир Великий захватил Вавилонское царство, а народы, переселенные туда, вернул на родину.

В 331 году до нашей эры в город вступили войска Александра Македонского, который объявил Вавилон столицей своей будущей мировой державы. Но после смерти Александра эти земли вошли в державу полководца Селевка. Селевк построил город Селевкию на реке Тигр и переселил туда многих вавилонян. В дальнейшем Вавилон тихо угасал, лишившись своего торгового значения. После арабского завоевания в 7 веке н. э. была разрушена система каналов. Плодородные почвы стали пустынными, и осталась лишь небольшая деревушка.

В середине 5 века до н. э., менее чем сто лет после завоевания Месопотамии Киром Персидским, Вавилон посетил греческий историк и путешественник Геродот.

Геродот назвал Вавилон самым красивым из всех городов, какие ему довелось увидеть. Город был окружен глубоким, полным воды рвом и высокой стеной, построенной из обожженного кирпича. Стены по краям были защищены башнями и столь широки сверху, что по ним могла проехать четверка лошадей. Геродота поразил громадный храм, построенный как башня из восьми ярусов; вокруг них шли марши наружных лестниц, устремленные к расположенному на самой вершине башни - святилищу бога Мардука. Этот храм, наверное, поразил и древних иудеев, которые описали его в Библии как Вавилонскую башню.



Поделиться