Чудотворная икона утоли моя печали. Какие проблемы помогает решать икона «Утоли мои печали

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»


Я з а ж г у с в о ю л а м п а д у
П е р е д о б р а з о м с в я т ы м .
У т о л и м о я п е ч а л и .
П о м о г и р а б о м Т в о и м .

О В л а д ы ч и ц е с в я т а я ,
С е р д ц е р в ё т с я к н е б е с а м ,
С е р д ц е м с л ы ш у , В с е б л а г а я ,
Ш л е ш ь Т ы п о м о щ ь С в о ю н а м .

Б у д т о з о р ь к а з а б л и с т а л а . . .
Б у д т о б л и з и т с я р а с с в е т . . .
С и л а з л а у ж м е н ь ш е с т а л а ,
И о т ч а я н ь я у ж н е т .

И я с н е е м ы с л и с т а л и
П р е д и к о н о ю Т в о е й ,
У т о л и м о я п е ч а л и
Б л а г о д а т и ю С в о е й .

«Утоли моя печали» — чудотворная икона Божией Матери, прославленная помощью больным, нуждающимся и страждущим.

На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.

Икона была принесена в Москву казаками в 1640 году и передана в дар царю и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.

Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить. Доведенная болезнью до полного изнеможения, она уже не надеялась поправиться. Различные медицинские средства уже не приносили ей желанного исцеления.

Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».

В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» - и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.

Это чудо совершилось 25 января (7 февраля) 1760 года. С того дня совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.

С иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах. В этом храме хранились письменные свидетельства о многочисленных чудотворениях, по молитвам Божией Матери от Ее чудотворного образа. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.

Со временем были написаны еще несколько списков с иконы «Утоли моя печали». В Москве прославились чудотворениями одноименные иконы в четырех храмах:

Храм святого Иоанна Крестителя, что на Покровке;

Храм святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной;

Храм святителя Тихона Амафунского у Арбатских ворот;

Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (м."Площадь Ильича", ул. Николоямская, 57-59).

В 1765 году один чудотворный список с иконы был перенесен из Москвы в Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня.

Ныне Чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в Храме святителя Николая в Кузнецкой Слободе (г.Москва,Вишняковский пер. 15, м."Новокузнецкая").

Тропарь Иконе Божией Матери «Утоли моя печали»

Утоли болезни
многовоздыхающия души моея,
утолившая всяку слезу от лица земли:
Ты бо человеком болезни отгбниши
и грешных скорби разрушаеши,
Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,
Пресвятая Мати Дево.

Но особенно прославилась икона во время эпидемии чумы в России, начавшейся во время русско-турецкой войны (1768–1774). Эпидемия «черной смерти» захлестнула страну, а весной 1771 года достигла Москвы. Как только чума весной – летом 1771 года получила большое распространение, через московские заставы потянулись экипажи с богатыми, которые уезжали в другие города или свои сельские усадьбы. Город замер, мусор не вывозили, появился дефицит продуктов и лекарств. Горожане жгли костры и били в колокола, считая, что их звон помогает против чумы.


В разгар эпидемии, ежедневно в городе умирало до тысячи человек. Мёртвые лежали на улицах и в домах, их некому было убирать. Затем к очистке города привлекли заключенных. Они разъезжали по улицам на телегах, собирая трупы, затем чумные обозы выезжали из города, тела сжигали. Это наводило ужас на оставшихся в живых горожан. От этой чумы в Москве погибло 130000 человек. По указанию императрицы Екатерина II 26 сентября 1771 г. в Москву прибыл граф Григорий Орлов с большим штатом лекарей и в сопровождении четырех полков лейб-гвардии. Москву разбили на санитарные участки, за каждым из которых был закреплен врач. Открывались дополнительные больницы и карантины. «Все это позволило остановить чуму в невиданные для того времени сроки. Вскоре эпидемия прекратилась»,– как пишут современные историки*.


Но они не вспоминают главную причину прекращения ужасной эпидемии: благодатной помощи Божией Матери от Ее иконы «Утоли моя печали». В эти страшные дни множество больных получили чудесное исцеление у иконы. К великому сожалению письменные свидетельства об исцелениях были уничтожены огнем во время пожара, но сам образ Богоматери остался невредим, и находился в храме до его закрытия в 20-е годы XX века. После прекращения эпидемии святыню поместили на почетном месте в храме и устроили в честь нее придел. Был сделан список с иконы.
* Императрица Екатерина II учредила в честь графа Орлова особую медаль: «Россия таковых сынов в себе имеет. За избавление Москвы от язвы в 1771 г.» .

Образ «Утоли моя печали» особенно почитал св. патриарх Тихон; неоднократно совершал он службы перед иконой. 25 января 1925 года, незадолго до своей кончины, он совершил всенощное бдение перед образом «Утоли моя печали».

После закрытия храма свт. Николая в Садовниках чудотворный образ перенесли в храм свт. Николая в Кузнецах (Кузнечной слободе). Храм свт. Николая в Кузнецах был построен по благословению патриарха Иоакима в 1681–1683 годах с приделами в честь преподобного Сергия Радонежского и священномученика Василия Амасийского. В 1805 году храм был разобран и на месте его построен новый. В 1847 году к нему была пристроена трапезная с новыми алтарями. Правый нижний придел был освящен в честь преподобного Сергия, а северный придел митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) освятил лично не во имя священномученика Василия Амасийского, а в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (указав, что память св. Василия следует праздновать как престольный праздник, так как он является покровителем храма). Промыслительность этого деяния святителя Филарета раскрылась, когда образ «Утоли моя печали» был перенесен в храм и поставлен во Введенском приделе.


В 1944 году в день празднования иконы 25 января в храме служил Божественную литургию вновь избраннный Патриарх Сергий в сослужении митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

В 1945 году после Поместного Собора Русской Православной Церкви в день прославления иконы торжественное богослужение было совершено Патриархом Алексием I. После Литургии Патриарх сказал: «Мы переживаем много скорбей я печалей и верим, что только милость Божия и помощь Небесной Молитвенницы Пресвятой Богородицы может не только утолить наши печали, но и печаль превратить в радость. Сознание, что рядом стоит Небесная Утешительница наших скорбей и печалей, утешает нас, потому что ничто не совеошается без воли Божией, и что может быть лучше этого сознания?».

Патриарх Алексий I ежегодно совершал в этот день службу в храме. В 1948 году в храме молился митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) из Антиохийского Патриархата – великий молитвенник и друг России, много потрудившийся для дарования победы нашему народу над фашизмом.

Глубоко знаменательная связь образа «Утоли моя печали» с храмом в честь святителя Николая, которого верующие русские люди называют «Николаем милостивым». До сего дня находится великая святыня Русской Церкви в Николо-Кузнецком храме. Еженедельно по четвергам совершается здесь молбен с акафистом в честь иконы и малым водоосвящением, и верующие люди находят утоление печали и радостъ соборной молитвы предстательством Божией Матери и святителя Николая.


Божия Матерь изображена на иконе со склоненной на левую руку главой, правая рука Еe приоткрывает край мафория: Она слушает молитвы предстоящих. Каждый молящийся чувствует себя предстоящим перед своей любящей Матерью. Эта личная обращенность к каждому человеку, отличающая образ «Утоли моя печали», особенно важна в наше время печалей, болезней, неустройств не только внутренней жизни человека, но и многих бед, обрушившихся на нашу отчизну. Чувство материнской любви и усыновленности Ею зажигает в сердце ответную любовь и надежду. Сострадательная материнская любовь помогает нести тяготы жизни, обращая печаль, скорбь и слезы в светлую, благодатную радость. Об этом говорят церковные песнопения и молитвы.


«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли…»,– поем мы в тропаре иконе. Душа наша названа в этой дивной молитве «многовоздыхающей», ибо от рождения до последнего вздоха жизнь человека – непрерывная цепь скорбей и слез. Иногда кажется, что не вместить сердцу тех страданий и испытаний, которые выпадают на его долю. Различны «воздыхания» души человеческой: потеря близких, обиды, невзгоды, греховные соблазны, семейные раздоры. Сколько слез прольет человек, пока не придет в страну, где нет ни слез, ни печалей, ни воздыханий и где, как говорит Священное Писание, Сам Бог «отрет всякую слезу» (Откр. 21, 4) с очей человеческих.


Сам повод, послуживший прославлению иконы – исцеление простой русской женщины, является одним из многих знаков чуда Божия, совершаемого не только в России, но и во всем православном мире. И это чудо, и сам чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали» свидетельствует в наши дни о том, что человечество не потеряно и не оставлено, ибо есть у каждого христианина Всемилостивая Заступница и Предстательница пред Богом.


Она стала Источником утоления скорбей и печалей. Ее молитвенным предстательством и материнской любовью исцеляются больные, изгоняются бесы, прозревают слепые, воскрешаются мертвые. Благодатной силой Ее бывшие блудники и разбойники возрождаются душой и достигают вершин святости. Она пребывает с нами Своей материнской любовью через дивную Свою икону «Утоли моя печали», прославленную многими чудесами. Она утоляет болезни душ человеческих и какое счастье иметь такой родник благодати, утоляющий наши скорби и воздыхания. К Ней, утоляющей наши печали, подходим мы со смирением и сокрушением сердечным, с верой, надеждой, благоговением и любовью.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» – это духовное сокровище нашей Церкви, нашей родной земли, нашего народа, пронесенное через столетия и постоянно дарующее молящимся пред ней силу веры, благодатную помощь, утешение и утоление печалей нашей многоскорбной и многомятежной жизни.


В Москве были еще четыре чтимые иконы Богоматери «Утоли моя печали». Они – точные списки с чудотворной иконы из церкви Святителя Николая, что на Пупышах. Одна из них находилась в церкви святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на Покровке; другая – в церкви святых апостолов Петра и Павла в Ново-Басманной; третья – в церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и, наконец, в церкви преподобного Сергия, что в Рогожской.

В Петербурге, в храме Вознесения Господня, что на Вознесенском проспекте, близ Екатерининского канала, также была древняя чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Эту святую икону была привез из Москвы в 1765 году 25 сентября купец Роговиков, одним из участников построения Вознесенского храма, ко дню освящения придела в честь этой иконы, где она и была помещена в особо устроенном серебряном киоте. Верующие во множестве прибегали к этой иконе Небесной Царицы, и многие больные по вере своей получали от нее исцеление и утешение.

Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали» имелась еще в Николаевском Одрином монастыре Орловской губернии. До 1781 года этот образ был заветною домашнею святыней сенатора графа Н. Б. Самойлова. Сначала он стоял в Москве, в доме графа, и здесь прославился многими чудесными исцелениями. Затем Н. Б. Самойлов перевез его в свое имение, которое находилось по соседству с упомянутым монастырем.

Построив на свои средства при монастырском Николаевском соборе теплый придел в честь иконы «Утоли моя печали», граф затем пожертвовал туда и святую икону Богоматери. Ее поместили по правую сторону от царских дверей. Празднование этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы на месте совершалось два раза в году: 25 января и 9 октября.

Кроме Москвы, Петербурга и Орловской губернии, чудотворные и особо чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» были известны в следующих местах:
– в Покровском монастыре, в Шклове, Могилевской губернии;
– в Бершадском мужском монастыре, Ольгопольского уезда, Подольской губернии, и в скиту святого Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни. Курской губернии;
– в скиту св. Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Тропáрь, глас 5:

Утоли́ болéзни/ многовоздыхáющия души́ моея́,/утоли́вшая вся́кую слезу́ от лицá земли́:/ Ты бо человéком болéзни отгóниши/ и гpéшных скópби pазpушáеши,/ Тебé бо вси стяжáхом надéжду и утвеpждéние,// Пpесвятáя Мáти Дéво.

Кондак, глас 6:

Предстáтельство христиáн непосты́дное,/ ходáтайство ко Творцу́ непрелóжное,/ не прéзри грéшных молéний глáсы,/но предвари́, я́ко Благáя, на пóмощь нас,/ вéрно зову́щих Ти:/ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умолéние,//предстáтельствующи при́сно, Богорóдице, чту́щих Тя.

Величание:

Величáем Тя,/ Пресвятáя Дéво,/ Богоизбрáнная Отрокови́це,/ и чтим óбраз Твой святы́й,/ и́мже тóчиши исцелéния// всем с вéрою притекáющим.

МОЛИТВА

Надéждо всех концéв земли́, Пречи́стая Дéво, Госпожé Богорóдице, утешéние нáше! Не гнушáйся нac, грéшных, на Твою́ бо ми́лость уповáем. Угаси́ в нас плáмень грехóвный и покая́нием ороси́ изсóхшая сердцá нáша, очи́сти ум наш от грехóвных пóмыслов; приими́ воздыхáние от души́ и сéрдца мольбу́ Ти принося́щих. Бу́ди о нас Ходáтаица к Сы́ну Твоему́ и Бóгу, и укроти́ я́рость Егó прáведную Мáтерними Твои́ми моли́твами. Душéвныя и телéсныя я́звы исцели́, Госпожé Богорóдице, утоли́ болéзни душ и телéс, ути́ши бу́рю злых нападéний врáжеских; отъими́ брéмя грехóв нáших и не остáви нас до концá поги́бнути. Ты бо еси́ возведéние человéческому рóду, в печáли скóрая Помóщница. Мáти и́стинная Христá Бóга нáшего, помогáй нам, грéшным рабáм Твои́м всегдá, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

День празднования иконы: 7 февраля (25 января по старому стилю)

О ПЕЧАЛИ

«Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла, и утоли наша печали».
«Как моль одежде и червь древу, так и печаль вредит сердцу человека» (Притч. 2, 20).
«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Псал. 53, 9).
«Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9, 15).
«Всю печаль вашу возвергните на Господа, яко Той печется о вас» (1 Петр 5, 7)
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12, 11-13).
«Не давай печали сердцу своему, ибо «мира сего печаль смерть соделовает».
(Прп. Ефрем Сирин).
Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать»
(Свт. Иоанн Златоуст).
«Предлежит нам подвиг – притупить жало едкой печали»
(Преп. Иоанн Кассиан Римлянин).
«Бодрствуй против духа печали, ибо он распространяет многие сети»
(Авва Исаия).

«Погрешают те, кто почитает добродетелью чрезмерную печаль, бывшую у них после совершения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения… Они слишком много надеются на самих себя и на силы свои. Ибо думая о себе, что они представляют собой нечто значительное, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан – себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не ожидая от себя самого. Поэтому если впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость»
(Прп. Никодим Святогорец).

«Надлежит же нам иметь полезную скорбь (печаль) о своих грехах, когда мы с доброй надеждой на Бога приносим покаяние, зная наверное, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, но все прощает Господь кающемуся и молящемуся человеку»
(Прп. Нил Сорский)

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году.

Откуда повелось это название? Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из молитвенных текстов. Данной иконе ближе всего соответствует следующая богородичной стихире: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево ». Когда в конце XIX века была составлена специальная служба Богородице «Утоли моя печали», эта стихира вошла в неё в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни », или же «Утоли болезни и печали ». Однако на самых старых списках надпись иная — «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей данную икону, её название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия». Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Именно от него произошло позднейшее — «Утоли моя печали».

«Утолимая » означает утоляющая, укрощающая, т. е. утоляющая не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви святителя Николая в Пупышах. На свитке, который держит в руках Младенец-Христос мы читаем:«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте ». Это фрагмент Священного Писания — начало третьей главы книги пророка Захарии, причём извлечённое из текста Острожской Библии.

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Неё на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках Богомладенца — непременная деталь иконы, но, как было сказано выше, на разных иконах на свитке читаем разные надписи. Пожалуй, ещё только одна богородичная икона в России так многообразно пишется — «Всех скорбящих Радость».

Первая известная с XVII века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове (ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилёвщины. В XVIII — начале XIX века издавались даже печатные листы с её изображением. Со временем монастырь пришел в упадок, а икона осталась известной лишь ближайшей округе. После революции 1917 года о судьбе этого образа ничего не известно.

Но списки со шкловского образа Богоматери «Утоли моя печали», появившиеся в Москве в 1650-е годы, имели иную историю. В 1655 году, когда Шклов был захвачен войсками государя Алексея Михайловича, казаки, по древней традиции, взяли ценности занятого города, и привели в Москву редкие для Великороссии иконы.

Самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Она находилась в церкви св. Тихона Амафунтского на Арбате — близ слободы, где жили эти мастера. Сейчас её можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке . Её считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова».

Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы. Уже с XVII века подобный образ находился в церкви святителя Николы на Пупышах . О ней на время забыли, спрятав ее на колокольне, пока некоторый чудесный случай не послужил её новому открытию.

Церковь Николая Чудотворца, что на Пупышах

Предание гласит, что вдалеке от Москвы жила одна знатная женщина. В течение многих лет её тело было парализовано. Никаких надежд на врачебную помощь больная уже не питала; у неё оставалась только молитва к Богу и Заступнице всех скорбящих — Пресвятой Богородице Марии. Однажды во сне боярыня увидела Пресвятую Богородицу с Младенцем-Христом в виде неизвестного ей иконного изображения. Богородица указала расслабленной путь к исцелению: домашние должны были отвезти болящую в Москву, в такую-то местность, в храм святителя Николая. Там она увидит именно такой образ, и должна помолиться перед ним. Пробудившись, боярыня смогла вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей следовало ехать. Но когда её привезли в храм св. Николы на Пупышах, иконы, виденной во сне, в нём не оказалось. Насилу вспомнили, что кое-какие ветхие образа уже давным-давно убраны на колокольню. Священник велел принести их. И вот, с лика Богоматери ещё не успели отереть пыль, как больная громко воскликнула: «Она!» — и стала креститься рукою, которой лишь минуту назад не могла пошевелить. А после совершенного перед иконой молебна женщина впервые за долгие годы встала на ноги.

Этот рассказ изустно передавался в Москве до 1869 года, когда был впервые напечатан в «Московских епархиальных ведомостях». В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование в 25-й день января (7 февраля по н. ст.).

В 1930-е годы храм Святителя Николая на Пупышах, где произошло явление иконы, был разрушен, а икона перенесена в Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (г.Москва, м.»Новокузнецкая», Вишняковский пер., 15) . С того времени она находится в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы.

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе

Святитель Филарет Московский сам лично совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились царицы — супруги императоров Павла I, Николая I и Александра II.

Тропарь, глас 5
Утоли болезни / многовоздыхающия души моея, / утолившая всяку слезу от лица земли: / Ты бо человеком болезни отгониши / и грешных скорби разрушаеши, / Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, / Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6
Не ввери мя человеческому предстательству, / Пресвятая Владычице, / но приими моление раба Твоего: / скорбь бо обдержит мя, / терпети не могу демонского стреляния, / покрова не имам, / ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаем, / и утешения не имам разве Тебе, Владычице мира, / упование и предстательство верных, / не презри моление мое, полезно сотвори.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Утоли моя печали»

Молитва первая перед иконой Богоматери Утоли моя печали

Надеждо всех концев земли и рабам Твоим (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаяни ем ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими возды хание от души и сердца мольбу Ти принося щих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежде всех концов земли Ты еси, Пречистая Дево Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене, сквернаго, в дерзновенном молении недостойных уст моих, и молю: угаси ми пламень греховный и ороси покаянием, изсохшее сердце мое от мрака греховного очисти, ум от лукавых помыслов, душевная и телесная язва исцели, облегчи, Владычице, болезнь, утиши бурю злых нападений, Пречистая, отъими бремя грехов моих, Преблагая, и утоли печали моя, сокрушающия сердце. Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалях скорая Утешительница. За толикия же Твоя милости до последнего моего издыхания славословити Тя имам, о Всеблагословенная! Аминь.

Молитва третья

Надежде всех концов земли, Пречистая Дева, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене грешного, на Твою бо милость уповаю, упаси ми пламень греховный и покаяний ем ороси изсохшее мое сердце, очисти ум мой от греховных помыслов, приими мольбу, от души и сердца со воздыханием приносимую Тебе. Буди о мне ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и отврати гнев Его матерними Твоими молитвами, душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезнь души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов моих, и не остави мене до конца погибнути, и печалию сокрушенно сердце мое утеши, да славлю Тя до последнего издыхания моего. Аминь.

Молитва четвертая святого Ефрема Сирина

Дева, Владычица, Богородица, паче естества и слова родившая Единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единаго от Троицы Бога, Бога и Человека, соделавшаяся обителию Божества, вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества, несравненно превознесенная боголепным достоинством и преимуществующая пред всякою тварию, Слава и Утешение, и неизреченное веселие Ангелов, царственный венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечныя и боголепныя, превысшая всякой чести, честь и слава преподобных, непогре-шительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, дверь откровений и духовных таин, Источник Света, врата вечной жизни, неистощимая река милосердия, неисчерпаемое море всех боголепных дарований и чудес. Тебя просим и Тебя умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбивого Владыки, будь милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на пленение и смирение наше, уврачуй сокрушения душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицем врагов наших крепким столпом, бранным оружием, сильным ополчением, Воеводою и непреоборимою Поборницею, покажи ныне на нас древния и чудныя милости Твоя, да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты воистину Богородица, родившая по плоти истинного Бога, что все Тебе возможно, и чего ни восхощешь, Владычице, имеешь силу все сие совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным здравие, сущим на мори тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их, пленных спасай от горького рабства, утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание: всех свобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, дабы, хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы чрез Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном. Верных, почтенных страшным именем Единородного Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, разсей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевного утруждения и подай им светлое благодушие и радость, возстановив мир и безмятежие в сердцах их. Спаси молитвами Твоими, Владычице, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь город и страну, от голода, землетрясения, потопления, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев обрати, по благоволению и благодати Единородного Сына и Бога Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, с совечным и животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Утоли моя печали»

Молятся иконе, чтобы просить преодолеть жизненные трудности, несчастья и невзгоды.

В 1640 году в период правления царя Михаила Федоровича казаки перевезли образ Божией Матери «Утоли моя печали» на территорию храма Святителя Николая, территориально размещенного на Пупышах в Садовниках. В стенах данного храма сберегались записи о множестве чудес, которые происходили с людьми от чудотворной иконы, однако после большого пожара, который произошел в 1771 году, все существующие документальные сведения были уничтожены. Тем не менее, предание помогло уберечь память о множестве чудес. Однако самым известным является случай, который и положил начало поклонения иконе как чудодейственной.

Проживавшая далеко от Москвы женщина знатного рода, на протяжении существенного промежутка времени была прикована к постели, пытаясь побороть изнурительное заболевание. Доктора уже и думать не смели об её исцелении, и женщина находилась в постоянном ожидании неминуемой гибели. Однако однажды ночью во сне пред её взором предстала Божия Матерь, которая сказала слабой женщине: «Повели отправить себя в Москву.Там, на Пупышеве, в церкви Святого Николая имеется Мой образ с эпитафией: «Утоли моя печали», читай молитвы перед ним и обретешь излечение».

Данным видением женщина поделилась со своими родными и вся семья с глубочайшей верой пустилась в тяжкую дорогу, а после приезда в Москву отыскали необходимую церковь. Однако случилось так, что изучив весь храм, странники так и не смогли отыскать тот образ, о котором говорила во сне Матерь Божия. И тогда больная пошла просить совета у священника, который велел причётникам доставить с колокольни все образы Божией Матери. Все принялись изучать иконы и среди доставленных одряхлевших и припавших пылью икон они смогли отыскать образ Богородицы с эпитафией: «Утоли моя печали». Лишь только увидев его, бессильная женщина возгласила: «Она! Она!» – и, до этого лишенная возможности даже шевельнуть конечностями к огромному удивлению всех присутствующих, перекрестилась. После прочтения молитвенных стихов женщина припала к иконе, а после этого встала на ноги уже полностью исцеленной. Сие чудесное излечивание случилось 25.01.1760 года.

После разгрома богоборческой властью на протяжении тридцатых годов двадцатого века Никольской церкви в Садовниках икону Божией Матери перевезли в храм в Москве в честь Святителя Николая в Кузнецкой слободе, в коих стенах она расположены и поныне.




Поделиться