Что должен делать психолог в школе. Школьный психолог

Зачем нужен психолог в школе? Казалось бы, ребенок занят на уроках, учителя рядом, если появится какая- либо проблема, они смогут решить или сказать родителям, чтобы те справлялись с появившимися неприятностями. В крайнем случае вызовут к директору, в кабинете которого даже самые отъявленные хулиганы становятся паиньками. По крайней мере, раньше дело в школах обстояла именно так, поэтому до сих пор многим из нас сложно понять, для чего создали такую должность - школьный психолог. Прежде всего, для того, чтобы оптимизировать учебную среду, в которой находятся дети. Главная задача школьного психолога - это психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса, создание комфортных условий как для учащихся, так и для педагогического коллектива.

О том, что это за профессия, с какими проблемами можно обращаться к этому специалисту, нам рассказала - школьный психолог - Екатерина Корнева.

- Чем отличаются школьные психологи от детских психологов?

Детский психолог занимается гармоничным развитием личности ребенка, начиная с младенчества и на протяжении всего периода детства, а школьный психолог охватывает именно период школьной жизни ребенка.

- В какой момент школьный психолог появляется в жизни ребенка?

Сейчас во многих школах существует такая система, как подготовка к школе. Дошкольники на протяжении года приходят в группу, где с ними занимаются учителя, которые, скорее всего, возьмут этот класс с первого сентября. То есть, создаются условия, в которых ребенок может уже заранее адаптироваться к новым условиям. Психолог присутствует при приеме и распределении детей в классы, консультирует родителей и ребенка. Можно спрогнозировать возможные трудности ученика, дать какие-то рекомендации, чтобы до того как ребенок пришел учиться, можно было нагнать что-то упущенное.

- Некоторые школы не ограничиваются одним психологом, а создают психологическую службу. Для чего это нужно?

Это очень хорошо для детей, потому как в психологическую службу входит психолог, даже может быть не один, логопед, социальный педагог и очень хорошо, когда в эту службу входит дефектолог. Таким составом можно работать над очень серьезными проблемами, а когда это все сваливается на одного психолога, не всегда есть возможность разбираться в сложных случаях, в которых можно было бы помочь ребенку здесь и сейчас.

- Какие условия нужны психологу для плодотворной деятельности?

Конечно, есть определенные критерии и требования. Это должно быть помещение, которое разграничено на несколько зон. Зона приема, где можно провести консультацию, зона индивидуального приема, зона для групповой работы. Зона релаксации, - спокойное место, где можно проводить релаксационные упражнения. Наличие компьютера, потому как многие диагностические методы проводятся с помощью компьютера.

- Как узнать хороший ли это психолог, насколько он в курсе современных разработок?

Для психолога, который работает в образовательном учреждении, постоянно предлагаются из различных образовательных учреждений, вузов, курсы повышения квалификации, где любой педагог или психолог может повысить свой уровень, свою компетентность. А также он может получить сертификат о повышении квалификации в данном направлении и может работать по какой-то конкретной программе.

- Как Вы помогаете новичкам адаптироваться в новом коллективе? Могут ли родители, пообщавшись с психологом, как-то помочь детям в домашних условиях?

В основном психолог проводит с первоклассниками развивающие занятия, которые направлены на сплочение коллектива, на более мягкую адаптацию. В этом участвует педагог, который преподает в этом классе. Занятия направлены на знакомство учащихся с разными методами способов коммуникации. Дети узнают, что можно общаться не только вербально, но и невербально, эмоциями. Изучать свой внутренний мир и внутренний мир своих одноклассников. Обязательно нужно учить детей принимать друг друга такими, какие они есть, чтобы даже ребенок инвалид мог прийти учиться в школу. Надо учить детей принимать такого необычного ребенка, дети бывают жестокими, могут смеяться, подшучивать. Задача психолога заключается как раз в том, чтобы уметь сгладить эту ситуацию.

- Как вы вникаете в проблему? Нужно обязательно находиться рядом с детьми, чтобы своими глазами видеть ситуацию?

Я считаю, что лучше предотвратить проблему, чем дождаться того, когда начнут жаловаться. Я стараюсь приходить с первого дня, у нас даже программа такая есть «первые дни ребенка в школе». Психолог приходит на занятия, проводит даже перемены с детьми, играет с ними, смотрит на ситуацию не только со стороны, но и включается в процесс.

- Если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, какое время стоит пытаться их наладить, а когда все- таки перевести в другую школу?

По опыту моей работы, были случаи, когда ребенка переводили и у него, наоборот, еще больше появилось комплексов, больше чувствовались тревоги. Понимаете, вот в одном классе у него уже не сложилось, его перевели в другой с этим негативным опытом и он заранее еще больше напуган и переживает. Поэтому, важно помогая ребенку, всячески оказывая ему поддержку, стараться наладить отношения.

- Какую работу с родителями проводит школьный психолог?

Работа строится по нескольким направлениям: консультации родителей по их инициативе и по инициативе психолога. Если мы видим, что у ребенка проблема, обязаны поставить родителей в известность.

- В каких случаях к Вам обращаются учителя?

В ситуации, когда у учителя складывается впечатление, что ребенок не может усвоить его предмет. И не может понять причину, то ли он непонятно объясняет, то ли у ребенка недостаточно знаний, или не сформированы общеучебные умения и навыки.

- С какими проблемами обращаются дети?

По своей инициативе обращаются дети подросткового возраста. Их интересуют особенности индивидуального личностного развития, выбор профессии.

- Если психолог не может справиться самостоятельно, отправляет в психологический центр. Чем отличается помощь там?

Обычно складывается впечатление, что в центр отправляют, когда очень серьезная проблема. Родители даже иногда не идут, боясь узнать что-то страшное. На самом деле, это прекрасная возможность для родителей получить консультацию другого специалиста: невролога, психотерапевта. Может быть, ребенку требуется релаксация, песочная терапия, а на базе школы нет таких условий.

- Если ребенок не хочет помощи?

Учитывается мнение родителей. Если не хотят родители, здесь мы не имеем права даже насильственно оказывать помощь. Когда идет набор в первый класс, дается заявление родителям, в котором они подписывают согласие на работу с психологом и знакомятся с тем, как именно он будет работать с ребенком.

- Проводятся ли в школе тесты и тренинги?

Это обязательная часть работы школьного психолога. Существует несколько направлений работы: диагностическое (куда как раз входят тестирование, опросники, анкетирование), коррекционно- развивающая работа. Психопрофилактика зависимостей (не только табакокурения, компьютерной зависимости, но и профилактика асоциального поведения в целом). Консультации родителей индивидуальные, или с привлечением еще каких-то специалистов. Или совместно с ребенком и родителями. Тренинги могут быть как психопрофилактическими, а могут быть и развивающими. Проводятся в игровой форме, хоть и несут в себе глубокий смысл.

Например, если мы возьмем проблему химической зависимости, то как можно построить игру на такую серьезную тему? Детям раздаются роли, часть просто жители города, часть должностные лица. Можно даже заранее написать тексты, чтобы они их озвучили. Один ребенок из благополучной семьи, другой из неполной, третий вообще равнодушен к проблеме зависимости.. Каждый это озвучивает. Далее государству нужно придумать программу, как бы они боролись с химической зависимостью. Президент издает указ, выделяется бюджет, медики разрабатывают свою программу. Дилеры должны переманить кого-то на свою сторону. Длится тренинг около 2 часов, а в конце мы садимся в круг и обсуждаем какие чувства испытал ребенок на месте своего героя, смог ли он противостоять влиянию дилера, или нет, почему. Дети живо включаются в роли, обсуждают, делают серьезные выводы.

- В каких ситуациях Вы рекомендуете обращаться к школьному психологу?

Евгения Морозова

МИНЕСТЕРСТВО ОБАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОУ Волжский институт экономики педагогики и права

Факультет заочного обучения

Кафедра психологии и педагогики

Психологическая служба в образовании

Психологическая служба в школе.

Контрольная работа

Выполнила студентка группы

3зУПП-2: Головлёва А.Г.

Проверила: Шматкова Л.В.

Волжский 2007г.


1. Цели, содержание, принципы организации деятельности

1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ - специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности. педагогической службы школы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

Цель психологической службы - обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

1. Психологическое просвещение - приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

2. Психопрофилактика - психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

3. Психоконсультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

4. Психодиагностика - проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.

5. Психокоррекция - устранение отклонений.

Основная идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

Главный принцип организации психологической службы - системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план)

2. Стратегии психологической работы в школе

В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначить как психологическое консультирование и проектирование (или "конструирование").

Проектирование деятельности.

Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.

Консультирование.

Под консультированием же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.

Можно сказать, что если при консультировании цель психолога - максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимости сотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций, которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или для прогнозирования направления изменений в межпоколенных отношениях, которые, конечно, являются важным фактором сферы воспитания.


Проектировочная деятельность.

Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства, - все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на "разные психологии" в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе школьного психолога, а с другой - является составляющей многих сложных комплексных задач.

Ключом к решению многих проблем этого направления деятельности психолога в системе образования выступает анализ функционирования школы как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни школы.

2.1 Соотношение психологической коррекции и проектирования

Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это относительно новый взгляд на практическую психологическую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Второе направление - психологическое консультирование, - наоборот, пользуется очень широкой популярностью и существует большое число работ как обобщающего характера, так и посвященных конкретным методом коррекции.

Все же скажем несколько слов о коррекционной стратегии и прежде всего отметим некоторые важные особенности проведения психологического консультирования в школе. Школьный психолог часто выступает связующим звеном между клиентом (ученик, учитель, иногда родители) и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком круге психологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консультанту. Особенностью работы школьной психологической службы является некоторая "смещенность" роли клиента. Часто первым собеседником психолога бывает учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-либо учеником. Таким образом, психолог получает как бы двух "клиентов": реального - учителя и потенциального - ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратившимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция.

Еще одна особенность деятельности школьного психолога состоит в том, что он сам может выступить для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он может предвидеть те случаи, с которыми впоследствии могут обратиться к нему клиенты. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на кризисную ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как она будет осознана ребенком или же взрослым. Эта особенность позиции школьного психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто консультационной (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектировочной (попыткой создать условия для оптимального развития конкретного ребенка, эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого).

Работа школьного психолога

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни,

увеличением объёма информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Для более эффективной работы в школе создали социально - психологическую службу, в которую входят психолог и социальный педагог.

Цель службы: гармонизация социально- психологического климата в образовательном учреждении, психологическая помощь участникам образовательного процесса.

1. Оказание комплексной психолого- педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и общении.

2. Помощь в личностном развитии школьников, развитии способности быть личностью(стремлении к самосознанию, умение делать разумный жизненный выбор, умение реализовать свои позитивные качества).

3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

4. Консультативная и информационно - психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

Работа социально - психологической службы организовывается по следующим направлениям:

o диагностическая работа;

o коррекционно - развивающая работа;

o консультативно - просветительская работа.

Основные формы и методы службы:

o индивидуальная и групповая работа со школьниками;

https://pandia.ru/text/78/082/images/image003_66.gif" width="553" height="852 src=">

Цель родительского собрания:

Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период;

Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

В школе психологом реализуется программа « Развитие коммуникативных способностей». Данная программа включает 12 тренинговых занятий.

Цель программы: развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, гармонизация межличностных отношений.

Особую актуальность приобретает работа психолога с учениками, оканчивающими начальную школу. Это связано с тем, что на рубеже 4 и 5-х классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения.

Переход из начального звена традиционно считается одной из наиболее педагогических сложных проблем.

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе предстоит решать следующие задачи:

o создание условий для успешной адаптации детей в школе;

o повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;

В старшем звене психолог призван помогать учащимся в профильной ориентации профессиональном самоопределении, оказывать поддержку в решении экзистенциональных проблем(самопознание, поиск смысла жизни,

достижение личной идентичности), развитии их временной перспективы, способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности.

С этой целью учащиеся нашей школы принимали активное участие проводимой акции добровольцев - профориентаторов «Твой выбор профессии», месячнике профориентации « Старт в профессию».

С самого раннего возраста необходимо направлять ребёнка на жизненный успех, на успешную карьеру. Четкое представление о сути профориентации важно, во - первых для осознанного принятия решения в выборе профессии. Во - вторых, знания о новейших современных профессиях помогут учащимся ориентироваться в современном рынке труда.

С целью профориентации в школе проводились следующие мероприятия:

В начальных классах занятия с элементами игр, беседы о мире профессий;

Для учащихся 7-8 классов- профориентационное занятие «Мир профессий»;

Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»- для учащихся 9-11 классов;

Анкетирование учащихся;

Организованы встречи с представителями разных вузов:

Санкт-Петербургского филиала института менеджмента и экономики;

Московского автомобильно - дорожного института;

Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова;

Чувашского государственного социального университета;

ПУ №2 г. Канаша;

День открытых дверей в Чувашском государственном педагогическом университете им. ;

Защита портфолио учащихся 9 классов ;

Регулярное обновление стенда профориентации «Мир профессии».

Агрессивность" href="/text/category/agressivnostmz/" rel="bookmark">агрессивность , чрезмерная плаксивость, плохая успеваемость, страхи – всё это лишь симптомы и сигналы, говорящие о том, что с душой ребёнка не всё в порядке.

Глобальная причина проявления всех симптомов - это внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гармоничный человек – Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель.

В своей работе применяю сказкотерапию. Ведь задача сказкотерапии - помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем. Использую сказки, мифы, легенды. Метафорический язык позволяет говорить с ребятами о любой проблеме. Новая форма работы, позволяющая проводить занятия со всем классом одновременно - это психологический классный час .

Эта форма работы:

o способствует сплочению коллектива;

o закладывает нравственные ориентиры;

o позволяет работать на ценностном уровне;

o стимулирует способность к размышлению;

o развивает ребёнка относительно себя самого;

o проводит профилактику;

o работает на перспективу;

o позволяет работать с большим количеством детей одновременно;

o помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить её за одну встречу с психологом;

o не требует длительной подготовки;

o имеет доступную форму подачи информации;

o даёт возможность работать с разной возрастной категорией.

Такую форму работы, как воспитательный час со сказкой, можно рекомендовать родителям дома в общении со своими детьми.

Особое внимание уделяю проведению тематических классных часов, направленные на психологическое просвещение учащихся. Тематика классных часов разнообразны:

«Кто я? Какой я? Каким я хочу быть?»

Мои «хочу» и мои «надо».

Учимся представлять и фантазировать.

Ум человека. Как его развивать.

Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.

Мои положительные качества и мои недостатки на чаше весов.

Как научиться радоваться жизни? и др.

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. С учащимися проводим тренинги личностного роста. Личностный рост важен для человека не просто сам

по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию.

При личностном росте происходит изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.

Для личностного роста важен сам факт движения.

Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Тренинговые занятия дают учащимся возможность становиться более свободными и ответственными, дружелюбными и открытыми, сильными и творческими и, в конечном итоге, - более зрелыми и способными воспринимать мир не как угрозу, а как условия для своей жизни.

Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Ключевые задачи этого специалиста — помочь учащемуся выбрать грамотные механизмы поведения, выявить свои психологические проблемы, обрести внутренний и внешний баланс. Стоит заметить, что психолог не занимается патологическими сбоями в человеческой психике, а корректирует его внутренний мир и душевное состояние.

Особенности профессии

Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:

  • Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
  • Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
  • Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.

Штатные психологи в школе помогают учащимся быстро адаптироваться к новым условиям, определяют уровень готовности ребенка к обучению, занимаются профориентацией учеников старших классов, проводят работу с трудными детьми. Они обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.

Плюсы и минусы профессии

Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.

Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.

Плюсы:

  • возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться;
  • приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни;
  • профессия считается творческой и интересной;
  • возможность реально помогать людям в решении их проблем;
  • познание самого себя и глубин своего сознания.

К минусам профессии «психолог» можно отнести периодическую душевную усталость и выгорание эмоционального характера. Ведь такие специалисты погружаются в проблему пациента «с головой», пропуская информацию сквозь себя. Также не всем легко дается принятие мировоззрения другого человека. Подобные профессии обязывают самого специалиста иметь кристально чистую репутацию, чтобы его слово имело вес. Вряд ли пациент доверится доктору, который сам себе не может помочь.

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Обучение на школьного психолога

Стать педагогом-психологом можно только, получив высшее психологическое образование. После обучения желательно регулярно посещать профильные курсы, тематические семинары и повышать собственный профессиональный уровень.

Место работы

Дипломированные специалисты могут работать в психологических центрах, образовательных и медицинских учреждениях, на телефонах доверия, в частных компаниях по психологическому консультированию, на предприятиях в качестве штатных психологов. Многие психологи открывают частную практику, либо работают на дому.

Оплата труда

Зарплата на 18.02.2019

Россия 15000—90000 ₽

Москва 25000—100000 ₽

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Роль школьного психолога – создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он сам выбрал (в соответствии или в противовес) требованиям школы и семьи, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие в результате этого выбора. Деятельность психолога задается во многом социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок (реальным социальным окружением ребенка). Деятельность психолога в школе включает анализ школьной среды совместно с педагогическим составом, возможности развития и требований к школьнику, определение критериев эффективности обучения и развития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития, приведение этих условий в постоянно действующую систему.

Сопровождение – система профессиональной деятельности психолога для создания социально-психологических условий успешного обучения и развития ребенка:

  • следование за естественным развитием ребенка (безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка);
  • создание условий для самостоятельного творческого развития;
  • вторичность психологического сопровождения по отношению к среде жизни ребенка (не активное направленное воздействие на социальные условия и систему обучения);
  • осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы обучения и воспитания.

Идеи психологического сопровождения ребенка в школе включают следующие направления:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития (накопление информации связанной с особенностями ребенка, его проблемами и трудностями).
  2. Создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения:
    • индивидуальные и групповые программы психологического развития, создающие условия успешного развития ребенка, причем необходимой предпосылкой является гибкость программы и педагога.
  3. Создание психолого-педагогических условий для оказания помощи проблемным детям, разработка и внедрение системы компенсационных мер.

Направления деятельности психолога в школе с детьми:

I. Прикладная диагностика. Зачастую у дирекции школы и учителей возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика – прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.

Условия диагностики детей в школе ставят требованием экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Результаты диагностики должны давать возможность судить о причинах трудностей ребенка и создавать условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, тогда как большинство методик позволяют только констатировать наличие чего-либо.

Цели диагностики:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей оказания помощи «трудным» школьникам;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения;

Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:

  • диагностический минимум,
  • дифференциация нормы и патологии (интеллекта),
  • углубленная психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная).

Диагностический минимум позволяет отделить «проблемных» детей (1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные исследования развития детей. Диагностический минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается на экспертные опросы педагогов и родителей, и минимально затрагивает детей. Цели проведения диагностического обследования детей:

а) Выявление детей с низким уровнем развития, для которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.
б) Выявление детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической или социальной помощи, детей с частичным нарушением когнитивных процессов. Для таких детей необходимо проводить коррекционные занятия (педагогическая запущенность, проблемы социально-педагогической адаптации, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.).
в) Выявление детей с особенностями развития, с целью профилактики возможных трудностей.

Углубленное диагностическое обследование включает в себя следующие направления:

  • дифференцирование нормы и патологии,
  • изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы,
  • изучение зоны и содержания конфликта.

II. Психокоррекционная и развивающая работа

а) Развивающая работа – создание социально-психологических условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных» школьников).
б) Коррекционная работа – решение конкретных проблем обучения, поведения (для психологически «неблагополучных» школьников).

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов и родителей, служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа – целостное воздействие на личность ребенка (не «разделяя» ребенка на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на

  • добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
  • учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
  • последовательность и преемственность форм и методов работы.

Развивающая работа – ориентирована на познавательную, социально-личностную, эмоциональную сферы психической жизни ребенка.

Формы развивающей работы: организация развивающей среды, тренинг, обучающие встречи с психологом, психологические технологии на учебных занятиях и внешкольных встречах; обучающая психодиагностика – самопознание.

в) Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей.

III. Консультирование и просвещение школьников. Просвещение проводится как ответ на определенный запрос с учетом возрастных потребностей, ценностей, уровня развития, реальной групповой ситуации школьников. Консультирование в основном ориентировано на старшеклассников и проводится как по запросу школьника, так и по запросу родителей при обязательном выполнении требования добровольности и конфиденциальности. Консультирование проводится как индивидуальная работа со школьниками и чаще всего по следующему кругу вопросов:

  • трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
  • обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
  • оказание психологической помощи и поддержки школьникам в сложных ситуациях.

Изредка консультирование начинается по инициативе психолога или педагога, при этом психологу сложнее выйти на контакт с подростком.



Поделиться