Сознание как объект философского анализа. Сознание как предмет исследования философии Сознание как предмет философского исследования кратко

  • 6. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.
  • 7. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.
  • 8. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия ф.Аквинского.
  • 9. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, г.Лейбниц.
  • 10. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.
  • 12. Основные черты философии Гегеля.
  • 13. Особенности развития русской философии 19-20 веков.
  • 14. Позитивизм и его разновидности.
  • 15.Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а. Камю
  • 16.Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира.
  • 17.Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 18.Понятие пространства и времени, их хар-ка. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 19.Сознание как предмет филос-го исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание
  • 20.Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг
  • 21.Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятие «знание» и «понимание».
  • 22. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 23.Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 24.Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 25. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  • 26. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 27.Эмпиричкские методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 29. Диалектика как метод познания. Основные принципы диалектики. Диалектика объективная и субъективная.
  • 30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
  • Сущность и явление
  • 31. Связи детерминации: Необходимость и случайность, причина и следствиие, возможность и действительность.
  • 32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент, структура, система.
  • 33.Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания
  • 34. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  • 35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
  • 36. Понятие способа производства. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений.
  • 37. Социальная структура Общества и ее развитие. Массы, социальные группы и слои. Понятие социальной стратификации. Социальные отношения и их развитие.
  • 38. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация.
  • 40. Государство, его сущность, происхождение, основные признаки, функции, формы.
  • 41.Политический режим. Понятие гражданского общества и правового государства
  • 42.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.
  • 43.Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.
  • 44. Происхождение, сущность и функции религии. Место и роль религии в обществе
  • 45.Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения. Что такое монотеизм?
  • Что такое политеизм?
  • Какие еще существуют «-теизмы» и чем они характеризуются?
  • 46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
  • 47. Эстетическое сознание, его сущность, структура и функции.
  • 48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Проблема человека и его свобода в философии.
  • 49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности. Личность в различных типах общества
  • 50.Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм.
  • 51. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация и ее структура, роль в познании общественных явлений
  • 52.Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций о.Шпенглера и Тойнби.
  • Теория локальных цивилизаций а. Тойнби
  • 53.Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: д.Белл, о.Тоффлер
  • 54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем. Социальный прогресс и его критерий.
  • 4) Ограниченное кол-во ресурсов.
  • 19.Сознание как предмет филос-го исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание

    Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной,формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, чел-й разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

    Ф-ии сознан: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

    Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание - сложнейший комплекс мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно невидимо, оно не существует как отдельный предмет или процесс, и поэтому познать и описать его с помощью научных приборов невозможно. Носителем сознания является человеческий мозг - самый сложнорганизованный материальный объект.

    Сознание - это высшая функция человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

    В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем:

    1) как существует сознание;

    2) каковы его основные свойства;

    3) как возникло сознание;

    4) какова структура (устройство) сознания.

    Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, с определением места и роли сознания в мире.

    Философия дала ряд вариантов ответа:

    Субстанциализм (объективные идеалисты и дуалисты, представлявшие сознание в виде вечной самостоятельной субстанции - Бога, мирового разума, космической души; человеческое сознание - бессмертная частица или продукт этого мирового разума);

    Функционализм (во-первых, материалисты XVIII-XIX вв., считавшие сознание особым веществом, автоматически выделяемым человеческим мозгом, во-вторых, диалектические материалисты XIX- XX вв., считавшие сознание не веществом, а функцией мозга, то есть сложной связью его нервных клеток, образующей формы мышления на основе чувственного отражения нашего опыта);

    Субъективизм (феноменологи и экзистенциалисты, считавшие, что поскольку индивидуальное сознание человека всегда проявляется во внутренних образах, то мы только предполагаем, что вокруг нас есть внешний предметный мир; достоверно мы знаем только мир, созданный нашим собственным сознанием);

    Психоаналитическая традиция (3. Фрейд , К. Юнг , Э. Фромм , по-ставившая перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им.)

    Каждая из этих тради-ций делает акцент на определенных свойствах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных, материальных струк-тур (от мозга и чувственного опы-та человека). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обра-тил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании должно синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.


    Основные свойства сознания.

    Диалектико-материалистический функционализм к основным свойствам сознания относит:

    Общественно-исторический характер формирования сознания (пример Маугли доказывает, что у ребенка, выросшего среди животных, сознание не возникает);

    Его интенциональность, т.е. направленность на объект;

    Внутренняя активность, опережающий характер мысленного отражения ситуации, способность к творчеству и фантазии;

    Его несубстанциональность, т.е. сознание не может существовать вне своего материального носителя - мозга, и не может действовать на мир само по себе, без речи и поступков людей (отсюда невозможны бессмертие души, телепатия , телекинез , экстрасенсорное воздействие, ясновидение, привидения и другие мистические явления);

    Его идеальность - внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга или группировкам молекул (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно).

    Функции сознания. К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, ценностная, творческая. Сознание человека позво-ляет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осу-ществлять акты самопознания, ставить цели и разрабатывать планы деятельности, ре-гулировать и контролировать отношения с действитель-ностью, давать оценки различным явлениям и формировать жизненные ценности, творчески изменять условия своей жизни.

    Проблема генезиса (возникновения) сознания. Сознание и эволюция форм отражения. В процессе развития филосо-фии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством - оставлять следы взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов XVIII в., это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимо-действия отражение не существует. Основой возникновения сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе.

    Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле , как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с взаимодействием материальных тел, и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации). В неживой природе след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Например, когда солнце нагревает камень, это не вызывает какой-то внутренней активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения объекта (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня может уйти в тень).

    В живой природе выделяют следующие формы эволюции информационного взаимодействия:

    Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды (появляется у растений и одноклеточных живых организмов);

    Чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений (появляется у низших беспозвоночных животных);

    Нейрофизиологическое отражение - соединение ощущений в чувственный образ объекта, или представление (появляется у позвоночных животных, имеющих нервную систему и головной мозг);

    Высшая психическая деятельность - развитие комплексов сложных услов-ных рефлексов, игровой и орудийной деятельности, памяти и эмоций (у млекопитающих с развитым головным мозгом);

    Человеческое сознание.

    Отличие сознания от психики живот-ных.

    Основными отличительными признаками сознания являются:

    Абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос-производить сущностные характеристики и связи действительно-сти, не данные непосредственно в восприятии;

    Целеполагание как способность идеально конструировать жела-емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

    Самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

    Язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори-ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

    Сознание и язык. Сознание человека связано с языком как способом своего существования. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. У человека формируется речевое мышление - внутреннее проговаривание ситуации или текста, который он читает. Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь главные слова и темы. Таким образом, чтобы осознать собственные мысли, мы переводим их в слова. Тем самым идеальные образы сознания передаются нам посредством материального носителя - звуков речи и знаков письма. Развитие сознания и языка идут одновременно. Совершенствуя свой язык, человек одновременно совершенствует собственное сознание.

    Структура сознания. Анализ структуры сознания первоначально строился на дан-ных психологии, которая вы-деляла следующие элементы сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление включает целый комплекс разных способностей: понятийное отражение свойств и взаимосвязей вещей и явлений, ориентация в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), творческое воображение, нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

    Философия чаще всего рассматривает структуру сознания и психики человека как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Бессознательное - это врожденные инстинкты, а также неосознаваемые нами, глубоко спрятанные в памяти мысли и чувства. Подсознание - это автоматическое выведение ранее заученной информации (например, таблицы умножения, стихов, навыков плавания или езды на велосипеде). Сверхсознание понимается как высший этап творческого процесса отражения мира - интуиция (догадка, озарение). В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты. Интуиция представляет собой эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.

    Психоаналитическая философия выделяет три сферы человеческой психики: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен-ности и нормы культуры); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность бессознательных инстинк-тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. З. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем самым расширить сферу их свободы, избавить от власти «Оно». Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное «Сверх-Я».

    Попытки объяснить феномен сознания предпринимались в глубокой древности. Древние люди связывали сознание не с деятельностью тела, а существованием души, то есть бестелесного начала, которое способно на время или навсегда покидать тело человека.

    Основатель идеализма Платон утверждал, что душа бессмертна, а смертное тело является ее рабом. Вне тела душа находится в небесном мире идей.

    В средние века на первый план выдвигалась идея мирового духовного начала, а человеческий разум рассматривался как искра божественного разума. Философы-материалисты рассматривали сознание как функцию человеческого тела. В своих крайних проявлениях метафизический материализм утверждал, что мозг вырабатывает мысли подобно тому, как печень вырабатывает желчь.

    Таким образом, идеалисты утверждали абсолютную независимость мышления человеческого тела, а материалисты - полную зависимость духовного от телесного.

    Происхождение сознания, его сущность и структура

    Материалистическая диалектика, решая вопрос о происхождении сознания, опирается на теорию отражения.

    Отражение - это свойство материальных систем в процессе их взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. В неживой природе существует пассивное отражение, которое проявляется в форме механических и физико-химических изменений. С возникновением жизни и появлением простейших организмов и растений возникает раздражимость - способность живого избирательно реагировать на воздействия внешней среды.

    У животных, благодаря наличию психики и нервной системы, существуют более сложные формы отражения, связанные с деятельностью органов чувств.

    1. Ощущение - способность отражать отдельные свойства предметов (цвет, форма, запах и т.д.), в результате их воздействия на органы чувств.

    2. Восприятие - способность к целостному охвату объекта во всей его полноте.

    3. Представление - способность к воспроизведению объекта, который непосредственно не воздействует на органы чувств.

    Как показали исследования физиологов, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга, то есть реакции на внешние воздействия, первые из которых передаются по наследству, а вторые формируются в процессе жизни.

    Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов, то есть поведенческих реакций. Наличие у животных ощущений, восприятий и представлений является основой возникновения человеческого сознания. Эта основа имеет биологический, природный характер. В то же время, формирование сознания не возможно без участия социальных факторов. Эти факторы выделил Энгельс в своей статье "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Решающим социальным фактором возникновения сознания он назвал труд. Труд начинается с использования предметов природы в качестве орудий деятельности. Следующий этап - создание орудий труда из природных форм. Простейшие трудовые навыки способствуют расширению кругозора и совершенствованию мозга. Потребность передачи опыта стала предпосылкой видоизменения гортани и формирования членораздельной речи. Язык стал важнейшим фактором познания мира, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления.

    Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную физиологическую систему, которая функционирует в другой целостной системе - человеческом организме. Между физиологическими и психологическими процессами, происходящими в мозгу человека, существует принципиальная разница. Физиологические процессы - материальны, психические - идеальны. Сознание не сводится ни к отражаемому миру, ни к физиологическим процессам головного мозга.

    Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, которая заключается в активном отражении действительности и ее конструктивно-творческом преобразовании. Структуру сознания можно представить как единство четырех основных сфер.

    I - сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. Она включает в себя ощущения, восприятия, конкретные представления, которые дают информацию об окружающем мире, собственном теле, его взаимоотношениях с другими телами. Назначение этой сферы - выработка целесообразного и полезного поведения.

    II - сфера логико-понятийная включает в себя общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Назначение этой сферы - достижение истины.

    III - эмоциональная сфера состоит из эмоций, чувств, настроений, стрессов, аффектов. Ее назначение - реализация принципа удовольствия, то есть стремление к позитивно-эмоциональным состояниям и блокирование негативных.

    IV - ценностно-мотивационная включает в себя духовные идеалы личности и высшие мотивы деятельности. Ее назначение - выработка поведения, соответствующего представлением человека о справедливости, правде, красоте.

    Эту схему необходимо дополнить такими компонентами сознания, как воля, воображение, память.

    Если эту схему соотнести с межполушарной асимметрией головного мозга, то функционирование I и II сферы будет соответствовать деятельности левого полушария головного мозга, а III и IV - правого полушария головного мозга. Такая "специализация" характерна для "правшей", у "левшей" она обратная.

    Сознание способно не только отражать окружающий мир, но и обращаться к самому себе, то есть выступать как самосознание. Самосознание обеспечивает отделение человека от окружающего мира и соотнесение себя с другими любыми. Это происходит в результате самоанализа, который приводит к самооценке. Выделение себя из мира не означает полного разрыва с ним. Мир по отношению к человеку выступает как своеобразное зеркало, в которое он видит свое отражение.

    Сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Это означает, что сознание принадлежит не окружающему миру, а человеку, субъекту. В то же время содержанием сознания является объективный мир, его различные стороны, свойства. Кроме того, субъективность сознания означает, что оно способно несколько отступать от действительности и образ, созданный сознанием, отличается от оригинала.

    Наряду с сознанием в психике человека присутствуют и элементы бессознательного, которые исследуются с помощью психоанализа. К бессознательным видам деятельности человеческого мозга относят творческое озарение, интуицию, способность к формированию парадоксальных задач, вопросов, решений. Феномен сознания исследуется различными естественными и гуманитарными науками. Философский анализ сознания предполагает определение природных и социальных факторов его формирования, характер их взаимодействия, источник творческой способности личности, переделы возможностей человеческого интеллекта.

  • 3. Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности. Рационализм и иррационализм как направления в философии.
  • 5. Философские учения Сократа, Платона и Аристотеля.
  • 6. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.
  • 7. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.
  • 8. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия ф.Аквинского.
  • 9. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, г.Лейбниц.
  • 10. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.
  • 11. Вопросы теории познания и этики в учениях Канта.
  • 12. Основные черты философии Гегеля.
  • 13. Особенности развития русской философии 19-20 веков.
  • 14. Позитивизм и его разновидности.
  • 15.Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а. Камю
  • 16.Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира.
  • 17.Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс, регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 18. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 19.Сознание как предмет философского исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание
  • 20.Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг
  • 21.Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятие «знание» и «понимание».
  • 22. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 23.Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 24.Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 25. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  • 27.Эмпиричкские методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 26. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 19.Сознание как предмет философского исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание

    Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

    Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

    Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени ХVIIXVIII вв. То есть сначала наука занималась сознанием больных людей а затем перешла к сознанию здоровых людей.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Лекция 9

    Сознание как предмет философского анализа

    План:

    1. Проблематичность философского осмысления феномена сознания ;
    2. История философского осмысления феномена сознания ;
    3. Философские концепции сознания .
    1. Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени (Х VII - XVIII вв. ) , в психологии – в конце Х I Х века. Для науки необходимо было выяснить структуру сознания психически больного человека, чтобы предотвращать всевозможные расстройства. В последствие в психиатрии появилась социология, которая начала заниматься исследованием сознания здоровых людей. То есть, сначала наука занималась сознанием больных людей, а затем перешла к сознанию здоровых людей.

    Причины трудностей в изучении сознания:

    А ) Нематериальный характер сознания: сознание является материальной вещью, т.е. его нельзя потрогать, ощутить, попробовать на вкус, взвесить и тому подобное.

    Б ) Парадокс близлежащего. Сознание, с одной стороны, является наиболее близким для нас явлением: всё, что мы воспринимаем, чувствуем, ощущаем, мы знаем только потому, что у нас есть сознание. Но именно поэтому мы не обращаем на сознание особого внимания. Мы обращаем внимание на предметы, события, а на само сознание нет.
    К примеру, мы не обращаем внимания на свет, хотя то, что мы видим, мы видим только потому, что есть солнечный или электрический свет. Если бы не было света, то мы бы вообще ничего не увидели. Тем не менее, мы обращаем внимание преимущественно на предметы, которые видим в свете, а сам свет мы не замечаем. Это делает сознание наиболее сложным и труднодоступным для изучения.

    1. В античности как такового представления о сознании не было. Вместо сознания было понятие о душе. Душа – это нематериальная, идеальная субстанция, которая, как правило, противоположна телу.
      С точки зрения идеализма, душа вечная и неизменная. Именно благодаря тому, что есть эта вечная субстанция, тело двигается, выполняет какие-то виды работ и действий. Душа дает цели всему.
      С точки зрения материалистов, душа состоит из материи, она конечна и смертна. Например, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов. Согласно его учению, душа умирает раньше, чем тело. Смерть – это выдох без вздоха. Человек выдыхает и его душа рассеивается в воздухе ; атомы, из которых состоит душа, распадаются и человек умирает.

    В Средние века, душа – это частичка Бога в человеке. Душа, с точки зрения Средневековой философии, бессмертна и вечна, то есть в Средневековой философии господствует идеалистическое представление о душе: тело человека умрет, превратится в прах, а душа останется.

    В Новое время в философии появилось первое представление о сознании. Это напрямую связано с переходом к метафизике познания. Первоначально в метафизике познания сознание отождествлялось как разум. Таким образом, сознание и разум идентичны друг другу.
    В Новейшее время, в связи с переходом к новой метафизике, меняются представления о сознании. Сознание перестает отождествляться с разумом и начинает мыслиться как нечто иррациональное и неразумное. Разум составляет лишь отдельную часть сознания. В новой метафизике было выдвинуто предложение, согласно которому сознание представляет собой лишь поверхностную плёнку в нашем мире. Сознание – это всего лишь « мыльный пузырь » , поверхность ; а бытие человека бессознательно.

    1. Философские концепции сознания:

    А ) Объективный идеализм . Согласно этой концепции, сознание представляет собой некую высшую реальность, которая существует независимо от человека. Сознание есть не что иное, как высший разум (или абсолютный дух ) . Каждый человек является носителем этого высшего разума, только он этого, как правило, не знает. Это незнание происходит от того, что человек поддаётся обманам чувств и, следовательно, его высший разум становится затемненным. Человек должен прорваться сквозь этот обман чувств и открыть в себе понятие высшего разума. Если индивид достигнет этого состояния, то он станет равен Богу (или поймет, что Бога нет ; поскольку только высший разум делает человека Богом ) .

    Наиболее последовательно такой подход представлен в концепции (теории ) Гегеля.

    Б ) Субъективный идеализм . Согласно этой концепции, сознание каждого отдельного человека является единственной реальностью. Нет никакого высшего сознания, есть только множество маленьких отдельных сознаний.
    Общим между объективным и субъективным идеализмом является то, что сознание представляет собой источник бытия. Только в объективном идеализме речь идёт о проблеме высшего разума, а в субъективном – о сознании каждого отдельного человека.
    В ) Метафизический материализм . Согласно этой концепции, сознание рассматривается как пассивное отражение материи. С точки зрения метафизического материализма, первично существует материальный мир, который не зависит от нашего сознания. В свою очередь, наше сознание лишь пассивно отражает этот мир.

    Г ) Вульгарный материализм . Согласно этой концепции, сознание является лишь продуктом деятельности центральной нервной системы (мозга ) . До сих пор у ученых нет точного ответа, каким образом центральная нервная система порождает сознание и порождает ли она его вообще: является ли действительно сознание продуктом мозга или же нет. Существует множество теорий, но к однозначному ответу наука ещё не пришла. В свою очередь, вульгарный материализм этих затруднений не принимает. Для него всё просто: сознание – это продукт мозга.

    Д ) Диалектический материализм . Согласно этой концепции, сознание является продуктом диалектического развития материи. Сущность сознания, с точки зрения диалектического материализма, заключается в переводе материального в идеальное состояние. Таким образом, сущность сознания является обратным действием для деятельности. В свою очередь, деятельность, с философской точки зрения, – это перевод идеального состояния в материальное.
    Простейшим примером перехода из материального в идеальное состояние является какой-либо предмет.
    К примеру, в данный момент мы видим материальный объект – стол. После ухода из учебной аудитории, стол превратится в идеальное состояние, так как он останется в нашей памяти.
    Преимущество сознания по отношению к материи: сознание позволяет сохранять предмет в памяти более длительное время. Материальный предмет может исчезнуть, развалиться, а в сознании он продолжит своё существование.
    Многие исторические предметы, давно ушедшие из жизни, сохранились в сознании и были переданы посредствам летописей, различных записей и прочего.
    Во-вторых, сознание позволяет фиксировать наиболее общие и значимые признаки предметов. Следовательно, сознание улучшает нашу деятельность и практику, поскольку оно сохраняет наиболее общие, наиболее значимые признаки предметов.
    С точки зрения диалектического материализма, сущность сознания заключается в:

    • переводе материального в идеальное состояние, то есть в образ или понятие ;
    • преобразовании предмета в идеальное состояние: выделяет его общие признаки, модифицирует его, пытается найти другие признаки и характеристики.
      Например, рассматриваемый объект – птица. Человек видит птицу и начинает выделять её общие признаки. Одним из таких признаков являются крылья. Затем человек преобразует эти общие признаки и изобретает самолёт.
      Таким образом, с точки зрения материализма, сознание является средним звеном (промежуточным этапом ) .

    6 ) Современные неклассические философские концепции сознания .

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    2460. Общество как предмет философского анализа 2.92 MB
    Основными характеристиками общества являются: А Совместная цель; Б Совместная деятельность. Если нет автономности то это уже не общество а всего лишь группа общества. Основные сферы общественной жизни: Материальнопроизводственная сфера является одной из главных сфер общества.
    2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
    Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
    13708. Предмет и объекты анализа финансовой отчетности 37.69 KB
    Предмет и объекты анализа финансовой отчетности Анализ от греч. Экономический анализ это систематизированная совокупность методов способов приемов используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования. Процедура проведения анализа состоит из разделения проблемы на составляющие части более доступные для изучения. Выделяются такие тематические виды экономического анализа как экономический анализ в проектной деятельности инвестиционной деятельности в финансовой и...
    7040. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 12.09 KB
    Раздел философии в котором исследуются проблемы познания его возможностей и границ путей и средств достижения истины называется гносеология от греческого слова гнозис – познание. Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии которое начиналось с формулировки Что я могу знать. Антропология от греческого антропос человек – это раздел философии в котором изучается природа естество человека его...
    8112. Сознание 7.2 KB
    Сознание есть свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга в идеальных образах отражать материальный мир. Сознание есть высшая форма свойства отражения присущего всей материи. Сознание есть продукт становления и развития человека и человеческого общества.
    14554. Психика и сознание 13.45 KB
    Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Так возникает головной мозг достигающий своего максимального развития у человека. Развитие мозга человека формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического развития человека. Развитие психики Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем требующих осмысления законов природы.
    1060. Хайдеггеровская концепция природы философского вопрошания 24.2 KB
    Античная психология Душа источник активности тела обладает функциями познания и регуляции поведения Определение основных проблем психологии связанных с исследованием познания активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа исследование видов активности тела и особенностей познания прежде всего чувствительного познания мира Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его...
    1057. Сознание как высшая форма развития психики 1.36 MB
    Психические процессы как первичные регуляторы поведения человека 6 1. Психика человека представляет собой весьма сложную систему состоящую из отдельных подсистем ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Отсюда и непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Главная идея этой концепции Выготского заключается в том что мысль находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме зарождается в сознании человека как неразличимый сгусток смысла.
    1302. Психологическое воздействие на массовое сознание через формирование общественного мнения 32.68 KB
    Психологическое воздействие на массовое сознание через формирование общественного мнения. Сегодня в начале ХХI века формирование информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия системы средств массовой информации массовой коммуникации и массового сознания...
    6889. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ. СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 7.04 KB
    Итак психика это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой Основным понятием психологии является понятие психического образа Психический образ целостное интегративное отражение относительно самостоятельной дискретной части действительности это информационная модель действительности используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. С сознанием связана рефлексивная способность человека т....


    Поделиться