Причины и виды профессиональной деформации личности. Как избежать профессиональной деформации личности

За время трудовой деятельности у работника формируются качества, которые востребованы в сфере его занятости, что помогает совершенствованию личности. Однако продолжительное выполнение одной и той же работы часто изменяет психические качества личности, оставляя отрицательный отпечаток на его нервно-мозговой структуре и поведении в целом. Исчезают невостребованные в профессиональной деятельности качества, а наиболее часто используемые в процессе работы имеют искаженный характер. Профессиональные акты, выполняемые личностью, многократно и всесторонне искажают ее. Продолжительность, специфичность, сложность в плане приспособления являются обстоятельствами, под воздействием которых происходит профессиональная деформация.

Негативные и позитивные воздействия

Ответ на то, что такое профессиональная деформация, звучит следующим образом: это изменение личностных свойств под воздействием продолжительного выполнения профессиональных обязанностей. Больше всего к этому склонны люди, чья деятельность связана с регулярным межличностным общением (работники сферы торговли, медики и т. д.) Профессиональная деформация личности выражается в том, что служащий начинает переносить рабочие моменты на быт и семью. Определенные манеры поведения применяются среди близких, друзей и становятся причиной непонимания и конфликтов, обостряя межличностные отношения.

Последствия профессиональной деформации представлены ниже.

  • Снижение процесса перестройки личности. Личность при определенном виде работы перестает искать альтернативные пути решения возникших проблем. Востребованные на работе качества перерастают в характер, становятся частью поведения: бухгалтер может тщательно проверять ежедневные расходы, медик - требовать четкого соблюдения гигиены, а успешный артист - внимания и поклонения себе во внерабочих обстоятельствах.
  • Формирование механического подхода к работе вместо творческого. Профессиональная деформация личности может привести к ухудшению качества выполняемой работы.
  • Выгорание личности. Когда человек постоянно погружен в работу, она становится для него неинтересной. Характерно такое поведение для работников, которым продолжительное время не удается продвинуться по карьерной лестнице.
  • Иногда деформации могут оказать положительное влияние на человека, т. к. определенные профессиональные навыки иногда помогают в обычной жизни. Важно, чтобы личность смогла соблюдать черту между трудовой деятельностью и бытом.

Виды

Профессиональные деформации делят на следующие типы.

  • Физиологические изменения. Подразумевается атрофия непригодных для выполнения работы органов или увеличение тканевых структур и трансформация органов, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Примером являются заболевания опорно-двигательного аппарата у лиц, работающих перед компьютером, проблемы с горлом у учителей, нежная, чувствительная кожа рук у работников, не занимающихся физическим трудом.
  • Деформация стиля и образа. Профессия человека прямо или косвенно влияет на стиль одежды, прическу, используемые аксессуары. Деятельность личности влияет также на осанку, манеры, походку. Можно наблюдать качающуюся походку у матросов, выпрямленную осанку у военных. Деформация оставляет след и на речи человека, выражаясь специфичным выговариванием слов, частым употреблением терминов и конструктивных фраз.
  • Деформация психики. Представители одной и той же специальности часто схожи в свойствах, требуемых для данной профессии. В процессе профессионального становления схожесть и одновременно отличие от лиц иной специальности усиливается. Медик при общении может оценивать здоровье собеседника, кулинар - советовать рецепты и комментировать угощение. Психическая деформация стимулирует повышение субъективной важности своей специальности у служащего.

Профессиональными деформациями личности являются:

  • общепрофессиональная, характерная для служащих отдельных сфер;
  • особенная, формирующаяся у конкретных специалистов;
  • типовая, обусловленная психологической спецификой работы;
  • профессиональная индивидуальная деформация, проявляемая у конкретного лица любой специальности и вызванная стремительным развитием навыков.

Профессиональная личностная деформация у одних может выявляться необоснованной агрессией и завышенным самомнением, у других - равнодушием, у третьих - снижением профессиональных качеств.

Изменения психики связаны с характером человека, пережитыми конфликтами, кризисами и психологической напряженностью, неудовлетворенностью социальным окружением и личными отношениями, заниженной результативностью его трудовой деятельности.

Риски возникновения

Считают, что профессиональная деформация развивается в результате того, что работник привыкает лишь к конкретной социальной роли и не может выходить за ее рамки. Специалисты в области психологии в этом случае регистрируют изменения личности. Человек перестает ощущать границу между работой и личной жизнью, продолжает исполнять свои обязанности и дома. Оценить степень собственной профессиональной деформации почти нереально, поскольку для этого необходим самоанализ, критическое рассмотрение своего поведения со стороны. В такой ситуации должны помочь близкие люди и окружающие.

Риск возникновения деформации можно предугадать по определенным обстоятельствам:

  • появляется боязнь потери обычного контакта с сослуживцами, работы, профессиональных навыков;
  • темы бесед сводятся к обсуждению проблем трудовой деятельности;
  • достижения и успех ассоциируются лишь с трудовой деятельностью;
  • личностные отношения ограничены, имеется контакт только с сослуживцами;
  • проявление эмоций сдавлено, не воспринимается и проявление эмоций со стороны коллег;
  • разговор с данной личностью напоминает общение с врачом, следователем или педагогом (в зависимости от профессии), поскольку человек переносит в быт профессиональную терминологию общения;
  • интересы данного лица ограничены лишь деятельностью в своей профессиональной сфере;
  • все близкие, родные воспринимаются как часть работы.

Формы проявления

Рассмотрение проблемы на конкретных примерах позволяет определить проявления изменения психики человека в результате профессиональной деформации.

У учителей проблема проявляется тем, что они начинают выискивать изъяны в работах учеников, становятся придирчивыми. В кругу семьи они продолжают смотреть на поведение и деятельность окружающих, мысленно ставя им оценки. Постепенно они начинают оценивать действия и поведение посторонних людей, с которыми могут встречаться на улице.

Дизайнер может включиться в разговор даже незнакомых людей и начать задавать профессиональные вопросы или рекомендовать что-либо. Он может спорить с другим человеком, объяснять тонкости разных стилей, советовать, как подобрать подходящую для квартиры обстановку и т. д.

Деформация у медицинских работников выявляется автоматическим оцениванием здоровья человека при встрече на улице, при пожатии руки. Он может искать симптомы предполагаемого недуга, когда наблюдает кашель, бледность кожи, задавать вопросы, мысленно составляя анамнез знакомого. После вопросов он начинает давать советы, рекомендует пройти обследование.

Когда деформация наблюдается у стилиста, ее проявлением является его оценивающий взгляд, которым он определяет вкус, стиль и недостатки во внешности знакомого или даже случайного прохожего. Он может в уме преобразить человека по своему вкусу, а также вслух предложить сменить имидж, одеваться в каком-то стиле, который он находит более подходящим, не использовать определенное косметическое средство.

Причины

Профессиональное развитие работника не может не сопровождаться непрестанным развитием личности. Но со временем наступает стабилизация. Такие этапы специалисты называют этапами профессиональной стагнации. Она наступает, когда работник достигает определенных высот в конкретной сфере деятельности, но ему приходится выполнять однообразную работу, с использованием однообразных приемов. Со временем стагнация становится причиной деформации, личность настолько привязывается к своей специальности, что способна выполнять в обществе лишь эту роль.

Условиями для формирования профессиональной деформации могут служить следующие факты.

  • Однообразные акты, приводящие работника к психологической черте. Личность с большой трудностью будет приспособляться к новым требованиям в случае перемены обстоятельств.
  • Мотивация выбора специальности. Им может стать стремление приобретения определенного социального статуса и власти при условии, что человек не достигает назначенной цели.
  • Большие надежды в начале профессиональной деятельности, которые не оправдываются в период службы.

Под влиянием указанных факторов у личности начинает проявляться профессиональная деформация. Выделяют такие причины ее проявления:

  • стрессы, чрезмерная нервозность;
  • усталость как результат многолетней трудовой деятельности;
  • стереотипность работы;
  • нежелание продолжить работу в данной сфере в результате осознания ошибочного выбора специальности: у одних понимание приходит сразу после поступления на работу, другим для этого требуются годы;
  • непонимание целей своей трудовой деятельности;
  • возрастные изменения: в молодости выбор специальности удовлетворял требования личности, со временем выполнение работы начало носить автоматический характер;
  • конфликты в коллективе, нарушения дисциплинарных норм;
  • посвящение себя специальности при абсолютном непонимании заслуг сослуживцев;
  • чрезмерная самоуверенность;
  • невозможность профессионального роста в дальнейшем.

Причин может быть намного больше, каждая из них может крыться как в выбранной профессии, так и в личностных качествах индивидуума, т. е. носить индивидуальный характер.

Коррекция

Чтобы избежать развития деформации, следует своевременно заметить первые ее проявления и устранить их.

Начинать нужно с самостоятельной проверки того, насколько деформация проявлена. Рекомендуется прохождение тестов, с помощью которых личность сможет выяснить, на какие социальные роли ей нужно обратить больше внимания, каким аспектам социальной деятельности необходимо уделять больше времени. Это дает возможность самостоятельно проанализировать собственное состояние и выяснить, каких качеств не хватает для полноценного вписывания в обычную жизнь, какие жизненные сферы были забыты, задвинуты на второй план работой.

Существуют также варианты рекультивации;

  • прохождение тренингов, направленных на личностный и карьерный рост;
  • повышение социально-психологической осведомленности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и продвижение по карьерной лестнице;
  • самостоятельное выявление проблем и разработка личностных механизмов для их исправления;
  • самокоррекция профессиональных изменений и корректирование собственных качеств;
  • предупредительные мероприятия по профессиональной дезадаптации сотрудника с малым опытом.

Правильное и корректное разрешение профессиональных трудностей будет способствовать развитию личности, предотвращая появление деформации.

Деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Изначально профессиональная деформации связывалась с распространением выработанных человеком профессиональных стереотипов - на другие сферы его жизни, включая вне-профессиональное поведение (поведение вне профессии) и общение .

Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003), С. П. Безносов (2004), Р. М. Грановская (2010), С. А. Дружилов (2013).

Исследователи выделяют профессиональную деформацию личности, профессиональную деформацию деятельности, профессиональную деформацию трудового поведения. Для обозначения негативных изменений в профессиональной деятельности используется также термин "профессиональные деструкции" (Э.Ф. Зеер, С.А. Дружилов)

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов , военные, руководители, депутаты , чиновники, социальные работники , педагоги , медики, продавцы, сами психологи . Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям . Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов - в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определённую картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов - в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

    У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни .

    Проявления

    Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг , синдром эмоционального «выгорания» , управленческая эрозия .

    Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности [ ] :

    Причины

    Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и всё более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

    В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

    Психологические механизмы профессиональных деформаций

    При рассмотрении профессиональных деформаций следует исходить из понимания того, что профессионал – это человек в целом. Соответственно, деформирующим изменениям в процессе длительного выполнения профессиональной деятельности могут подвергаться все его уровни (индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться эти деструктивные изменения будут в профессиональной деятельности , профессиональном поведении (при вхождении и выходе из профессиональной деятельности), а также в профессиональном и внепрофессиональном общении .

    Профессиональную деформацию рассматривается как «искажение» психологических моделей профессии и деятельности, либо их деструктивное построение .

    Профессиональные деструкции

    В первом приближении можно говорить о профессиональных деструкциях как крайней форме выражения профессиональных деформаций. Но дифференциация (различение) понятий "профессиональные деформации" и "профессиональные деструкции" - не в степени нарастания негативных проявлений. Здесь действуют разные психологические механизмы.

    При профессиональных деформациях происходят искажения , – структуры деятельности или свойств личности профессионала.

    А при профессиональных деструкциях происходит разрушение (либо деструктивное построение) – структуры выполняемой деятельности (изменение её направленности на иные цели и результаты ) или личности (её ориентация на противоположные ценности - трудовые и жизненные) профессионала.

    Стереотипы

    1. Стереотип «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
    2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
    3. Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
    4. Стереотип «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
    5. Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
    6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.

    В общем, не профессиональном, словоупотреблении термин профессиональная деформация используется в более слабом смысле, указывая (нередко с иронией) лишь на некое влияние профессиональных привычек на поведение людей в частной жизни, перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы.

    Исследования позволяют сделать вывод о многообразии форм «проявления профдеформации». Назовем основные:

    Формализм в работе;

    Снижение активности и интереса к служебной деятельности;

    Сокращение системы коммуникаций общения;

    Узость кругозора, прфессиональная ограниченность;

    Неаккуратность в ношении формы одежды;

    Некорректность поведения;

    - "корпоративный дух";

    Искажение восприятия людей и явлений;

    Бездушие и черствость;

    Грубость, грессивность;

    Излишняя подозрительность и др.

    Значительны различия в проявлении признаков профдеформации у сотрудников в зависимости от стажа работы:

    До 5 лет службы - незначительная, маловероятная, здесь наиболее распространен начальный уровень профдеформации;

    6-10 лет - вероятность преимущественно средняя, начальный и средний уровни распространены одинаково;

    11-15 лет - вероятность деформации высокая, очень высокая, возникает глубинный уровень;

    Свыше 15 лет - деформация практически неизбежна.

    Причин рассматриваемого явления много, они условно разделены нами на 2 группы.

    Первая группа - психологические, они скрыты в личности сотрудника и проявляются вследствии дефектов социализации личности. Эти дефекты в развитии ценностно-ориентационной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы (отрицательные черты характера, вредные причины, недостаточный общий культурный уровень и пр.)

    Вторая группа причин коренится в специфика профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением с криминальной средой.

    Низкий уровень научной организации труда сотрудников вызывает перегрузки, ведущие к тому, что у них появляются защитные формы поведения в виде неаккуратности в работе, формальном подходе к оформлению документов и др. В зависимости от типа личности отмечается эмоциональные срвыв, неврозы, попытки суицида. Такой тип реакции усугубляется тем, что сотрудники чаще всего не владеют методами психологической саморегуляции, самовнушения, аутогенной тренировки, релаксационно-медитативными упражнениями.



    Обобщая сказанное можно сделать вывод о том, что профдеформация сотрудника УИС представляет собой рассогласование (нарушение) в структуре его личности, отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

    Причинами и условиями, вызывающими профдеформацию, мы считаем:

    Значительнвй объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля;

    Злоупотребление служебным положением; проблемы в воспитательной работе, низкий уровень организации служебной подготовки личного состава;

    Смещение ценностных акцентов: сотрудники считают свою работу менее важной, чем деятельность других служб УИС;

    Неустойчивость психологического климата;

    Отсутствие требовательности, ответственности за порученное дело, сурового осуждения со стороны коллектива;

    Некомпетентность руководящего состава;

    Неблагоприятные условия труда - деятельность работника связана с психическими перегрузками;

    Неукомплектованность кадров;

    Нерешенные бытовые проблемы;

    Недостаточная эффективность труда;

    Неправильная дисциплинарная практика;

    Отрицательное влияние криминогенной обстановки;

    Бесперспективность служебной деятельность;

    Несоответствие образования занимаемой должности.

    Указанная группа причин воздействуют на сотрудников в комплексе. Эти причины, в основном, отражают объективные условия формирования профдеформации, однако ее возникновение и развитие во многом способствуют личные субъективные качества ее носителя.

    Воздействие на человека внешних условий общественной жизни опосредовано внутренним отношением: эффект внешнего воздействия зависит от внутреннего состояния организма.

    Сущность наиболее значимых изменений личности при профдеформации заключается в следующем:

    Во-первых, это гипертрофия профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм и т.д.;

    Во-вторых - актуализация и развитие социально негативных черт, таких, как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность, профессиональная корпоративность;

    В-третьих - угнетение и дальнейшая атрофия качеств, которые субъективно оцениваются как второстепенные, излишние. Данные изменения затрагивают профессиональную самооценку, мотивацию, перцептивные средства общения. Некоторые характеристики приобретают извращенную форму. В наибольшей мере это касается такой важной сферы правосознания, как ценностные представления о целях, методах и приемах профессиональной деятельности;

    В-четвертых - несоразмерное, дисгармоническое, а в дальнейшем - искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств, их групп. Таких, в частности, как гибкости и шаблонности профессионального, объективности и тенденциозности восприятия и понимания других людей, служебных и внеслужебных интересов, органических и культурно-эстетических потребностей. Главным принципов здесь становится не объединение и стимулирование развития под общим вектором, а подчинение, угнетение одного за счет абсолютизации другого.

    Система критериев профессиональной деформации сотрудников включает:

    1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности. В его основе лежит своеобразный профессиональный стереотип объекта, постепенно складывающийся у сотрудника. Для этого стереотипа показательны высокая устойчивость и схематизм, отрицательная эмоциональная окраска. Приобретая в конечном итоге характер осознанной установки-убеждения, он функционирует по логике самоподкрепления - принимает как закономерное все, что подтверждает стереотип, и отбрасывает как случайное все иное. Конкретными показателями предвзятого отношения служат обвинительный уклон и презумпция первичной вины объекта; абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность; многочисленные психологические барьеры.

    2.Произвольно-субъективную интерпретацию нормопослушного поведения.

    Она имеет два основных аспекта. Первый заключается в допустимости умышленного (не случайного) нарушения регламентации служебной деятельности, культивировании сомнительных и откровенно негативных элементов образа жизни объекта. Содержательную основу такой интерпретации образуют дефекты правосознания и морально-волевая ненадежность как неспособность противостоять незаконному воздействию со стороны заинтересованных лиц. Конкретными показателями здесь выступают злоупотребление, превышение, неприменение (в ситуациях, предусматривающих применение) властных полномочий; личное установление или содействие запрещенным связям с заинтересованными лицами; использование недозволенных средств, методов и приемов при решении оперативно-служебных задач.

    Второй аспект связан с размывание адекватной профессиональной мотивации, разочарованием в деятельности, неверие в возможность достижения ее официальных целей. Внешними проявлениями служат формально-пассивное выполнение обязанностей, нарушение служебной дисциплины, особенно в условиях ограничительного контроля, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

    3. Перенесение стиля служебного общения с объектом деятельности, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы, общение и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Такое перенесение вначале осуществляется подсознательно, а в дальнейшем имеет тенденцию к автоматизму. Характерным признаком является "прилипание" к сотруднику отдельных элементов образа жизни объекта деятельности, изменение в речи. Последнее заключается в обеднении лексикона, увеличении числа бранных слов и выражений, тотальной жаргонизации.

    4. Профессиональное "огрубление" личности сотрудника. Оно заключается в сужении круга интересов и потребностей, их упрощение вплоть до примитивизма, эмоционально-чувственном оскудении. Служебная деятельность и все связанное с ней становится самодовлеющей, единственно важной для личности сферой активности, а остальные выполняют роль сателлитов. В рамках "огрубления" может возникнуть феномен "трудоголизма"- страстной увлеченности деятельностью, постоянной потребности в ее выполнении, профессиональном фанатизме крайней степени.

    Эмпирическими признаками профессионального "огрубления" служат продолжительное нахождения под всякими предлогами на работе при отсутствии в этом очевидной необходимости; устойчивый интерес к служебным делам при нахождении вне службы(во внерабочее время, выходные, отпуски); ощущение удовлетворения от нахождения в служебной среде, ношение уставной формы одежды; социо-профессиональная изоляция (ощущение корпоративной общности с узким кругом желаемых партнеров в сочетании с предостерегающе подозрительным отношением к иным категориям граждан).

    5. Изменения в образе "Я". Данные изменения затрагивают прежде всего профессиональный компонент образа "Я": представления сотрудника о профессионально важных качествах, степени их соответствия деятельности, возможностях компенсации, удовлетворенность компетентностью и занимаемой должностью, социальным призванием как профессионала, перспективами роста.

    Конкретными показателями деформационных изменений образа "Я" выступают устойчиво завышенная профессиональная самооценка; снисходительность в профессиональной оценке коллег с возможной ориентацией на мнение начальника; болезненное реагирование на любую критику или контроль за своей деятельностью; фиксированная ориентация на личный профессиональный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости.

    Негативные последствия профдеформации требуют применения комплекса мер по ее предупреждению и коррекции по трем направлениям: организационно-управленческом, восстановительно-реабилитационном и психолого-воспитательном.

    Проблема профессиональной деформации сотрудников пенитенциарных учреждений интересует также исследователей за рубежом, где данное явление также имеет распространение. С. Милграм псле проведенных экспериментов с законопослушными гражданами США пришел к такому выводу: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величины». Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что «надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный».

    Одним из средств профилактики профессиональной деформации сотрудников УИС – психологическая подготовка.

    4.Используемая литература, наглядные пособия, приказы, указания Минюста России, ГУИН, УИН по Саратовской области:

    Александров Ю.К. Справочник практического работника в пенитенциарных учреждениях. М., 2001.

    Основы психологии управления: Программа. Для начальников служб и инспекторского состава УИС. М.: ГУИН Минюста России. 2003.

    Прикладная юридическая психология: Учебн. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.

    Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1997.

    Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. Проф. А.М. Столяренко. М., 2003.

    Эндрю Койл. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека // Пособие для тюремного персонала. Международный центр тюремных исследований. Лондон, 2002.

    «27» января 2006 г. Подпись руководителя ___________

    Процесс, при котором меняются личные качества человека, называется профессиональная деформация. У людей с этим расстройством работа является приоритетной и занимает все время. Но она не приносит удовольствия, а только угнетает и раздражает. Постепенно формируется профессиональный тип личности.

    Причины

    Профессиональная деформация личности – процесс, при котором рабочие привычки человека переносятся в личную жизнь. Появляется формальное, функциональное отношение ко всем людям (даже близким). Все разговоры с таким человеком в итоге сводятся к обсуждению его работы.

    Профессиональной деформации чаще подвержены те, чья трудовая деятельность связана с работой с людьми. Это врачи, психологи, руководители компаний, менеджеры, учителя, чиновники.

    Основные причины такого поведения перечислены ниже.

    1. Отсутствие интереса к работе. Обычно это касается людей, которые остаются из-за высокой зарплаты. Других мотивов у них нет. В большинстве случаев это студенты, которые работают во время учебы официантами, бариста, продавцами, промоутерами.
    2. Профессиональная усталость. Это результат длительного нахождения на работе, которая требует высокой самоотдачи.
    3. Перегруз рабочими обязанностями. Есть должности, которые подразумевают исполнение большого количества различной работы. Худший вариант – когда она четко не ограничена, и человека заставляют делать то, что не входит в его должностные обязанности.
    4. Высокий уровень нервозности. Возникает у руководителей, администраторов, топ-менеджеров, которые несут ответственность за работу подчиненных. Постоянно находятся в стрессовой ситуации, им сложно оставаться спокойными.
    5. Монотонность. Однотипная работа, которая годами не меняется, часто угнетает человека. Он никак не развивается, иногда даже деградирует.
    6. Нехватка возможностей для самореализации. Некоторые люди выбирают работу по одному фактору – высокая оплата труда. Но проходит время, появляется потребность в самореализации, а удовлетворить ее не выходит. Иногда помехой становится строгий начальник, который не поддерживает инициативных людей и их творческие идеи. Он ориентируется только на собственные решения, а мнение подчиненных не принимает во внимание.
    7. Неблагоприятная обстановка в коллективе. Коллеги постоянно ссорятся, неспособны найти оптимальное решение проблемы. Возможны проявления зависти, насмешек, упреков и издевательств.
    8. Строгое начальство. Есть руководители, для которых человеческий фактор является второстепенным. У такого начальника невозможно отпроситься раньше с работы, получить отсрочку или отпуск. Из-за постоянного давления с его стороны работнику очень тяжело получать от работы удовольствие. Часто приходится действовать против своих интересов, желаний.
    9. Завышенная самооценка. Не имея хорошего опыта, человек все равно считает себя лучше других. Постоянно требует поднять уровень зарплаты, предоставить только лучшие заказы. Но реальность, противоположная воображаемому, негативно отражается на его психике. Обычно такого человека ожидает полное разочарование, появляется навязчивое нежелание работать в дальнейшем.
    10. Возрастные изменения. У человека меняются потребности, повышаются требования к достойным условиям работы. То, что приносило удовольствие в начале карьеры, вовсе перестает интересовать. Хочется карьерного роста, перспективности, финансовой независимости.
    11. Непонимание целей работы. Человек много и усердно трудится. Изначально сама трудовая деятельность может интересовать его больше, чем оплата труда, поэтому он работает на идею. Но позже цели человека меняются или пропадает интерес к работе, и он уже не понимает, зачем трудиться, что полезного это даст ему в будущем.
    12. Утаивание начальством целей компании. Оно дает лишь указания подчиненным. Это неправильный подход, т. к. работники должны знать, ради какого результата они работают, какое влияние их труд окажет на достижение поставленных задач.

    Признаки

    Основное проявление профессиональной деформации – постоянная усталость. Человек практически не высыпается из-за нарушений сна. Его психика в плохом состоянии, развиваются разного рода расстройства. Из-за этого человек подвержен депрессии, фобиям.

    Прочие признаки профессиональной деформации.

    1. Манера общения и поведения. Профессиональная деформация подразумевают смену обоих факторов. Вместо веселого и жизнерадостного человека в контакт вступает постоянно недовольный, сердитый и грустный. Такой личности очень сложно разделять личную жизнь и работу, т. к. трудовая деятельность занимает все свободное время работника.
    2. Отсутствие хобби. В этом проявляются признаки трудоголизма. Разговоры связаны только с работой, т. к. все свободное время посвящено ей.
    3. Снижение продуктивности. Обычно результативность ухудшается в 2-3 раза. Человек перестает работать на прежнем уровне, обязанности может выполнять некачественно.

    Его все чаще посещают мысли о том, что эта работа не для него, и ее пора сменить. Это может быть связано с высокой квалификацией, но низкой оплатой труда. Работник понимает, что заслуживает большего, но начальство его стараний не видит, мотивация пропадает.

    Виды

    Профессиональные деформации личности проявляются по-разному. Выделяют 4 типа поведения при развитии этого расстройства.

    1. Общепрофессиональное изменение. Связано с особенностями работы. Даже в свое свободное время человек проявляет профессиональные навыки. Милиционер в каждом прохожем видит потенциального преступника, врач при рукопожатии думает не о собеседнике, а оценивает его пульс, степень потливости, наличие легкой дрожи и т. д. Работник не может отключиться от выполнения рабочих обязанностей. Этот процесс является неконтролируемым.
    2. Профессионально-типологическая дезориентация. Ситуация, при которой профессиональные навыки применяются в повседневной жизни. Руководитель легко справляется с управлением большим коллективом или группой людей. Врач может оказать первую медицинскую помощь. Учитель поучает даже тогда, когда это неуместно.
    3. Специальная дисфункция. Это профессиональная деформация, которая обычно возникает у людей, чья трудовая деятельность является интеллектуальной и требует гибкости ума. Это бухгалтеры, которые умеют грамотно оформлять финансовые махинации, юристы, которые знают, как удовлетворить пожелания клиента, обойдя закон.
    4. Индивидуальная деформация. Развивается под влиянием рабочих особенностей. Это может быть чувство ответственности у врачей, переживания у воспитателей. У некоторых личностей это проявляется как сверхфанатизм в работе. У других из-за плохих условий складывается неверное мнение о коллективе.

    Последствия

    Главное последствие – формирование психических расстройств. В большинстве случаев профессиональная деформация переходит в иную форму – синдром эмоционального выгорания. Человек уже не видит смысла в жизни. Постоянно опаздывает со сдачей работы, из-за чего она копится. Качество исполнения падает.

    Работник постоянно пытается улучшить положение, уделяя работе еще больше внимания, чтобы завершить все дела в срок. Но получает обратный эффект. Он практически не спит. Из-за этого он становится раздраженным, агрессивным и злым. Положительных эмоций не испытывает. Во всем видит только негатив.

    Если СЭВ игнорировать, то он может перерасти в желание покончить жизнь самоубийством. Больной считает это единственным выходом из сложившейся ситуации.

    Другие негативные последствия.

    1. Управленческая эрозия. Это ситуация, когда управляющий не справляется со своими обязанностями. Причины могут быть разными, но эффект один. Его продуктивность падает, управление становится неэффективным. Это негативно влияет на качество и скорость работы подчиненных, что дополнительно угнетает руководителя. В результате из доброго и спокойного начальника он превращается в настоящего тирана.
    2. Снижение адаптивности личности. Человек перестает искать в своей работе что-то новое. Его не интересуют актуальные тенденции, инновации. Он отказывается от прохождения курсов повышения квалификации и других способов пополнения знаний в своей специализации. Это сопровождается полным разочарованием в работе.
    3. Чувство административного восторга. Оно связано с завышенной самооценкой человека. Даже если повышение было незначительным или работник получил некоторые бонусы за отличную работу, он сделает из этого целое событие. Это негативно отразится на отношениях с коллегами, т. к. такой работник начнет на всех смотреть свысока. Будет считать себя лучшим, о чем не забудет лишний раз сказать остальным.

    Профессиональная деформация также имеет позитивные последствия. Это происходит в том случае, когда профессиональные навыки помогают, но не вредят, человеку в обычной жизни. Управителю легко организовать семейный праздник, кондитеру – испечь вкусное угощение на вечеринку. Музыканты помогут развлечь гостей или стать душой компании в путешествии. Психолог умеет не только помогать своим клиентам, но и активно занимается своей жизнью, саморазвитием.

    Профилактика

    На ранних этапах развития профессиональной дезориентации человек в силах самостоятельно себе помочь. Не нужно зацикливаться на стереотипах и стандартах. Из-за этого человек часто ограничивает себя в действиях, пытаясь соответствовать общепринятому шаблону поведения. С этого начинает развиваться закомплексованность.

    Другие профилактические мероприятия.

    1. Поиск нового опыта. Подразумевает получение новых знаний. Для этого рекомендуется посещать тренинги, связанные не только с повышением квалификации, но и помогающие в личностном росте.
    2. Отдых. Работать без перерывов и выходных нельзя, особенно трудоголикам. Нужно уметь отвлекаться и находить радость в любом другом занятии.
    3. Спорт. Отличный способ отвлечься, в особенности тем, чья деятельность связана с интеллектуальным трудом. Спорт помогает разгрузиться и отдохнуть. Можно попробовать себя не только в силовых или кардиотренировках, но и в йоге, медитации. Это также поможет найти гармонию с собой.
    4. Правильная организация времени. Навыки тайм-менеджмента нужны не только руководителям, но и любому сотруднику. Они необходимы для правильного планирования рабочего дня. Управление своим временем поможет распределить силы на работу, семью и отдых.
    5. Выход из зоны комфорта. Если этого не делать, то любая работа станет рутинной и скучной. Нужно уметь себя преодолевать и бороться со страхами. И тогда деградации личности не будет.
    6. Общение с новыми людьми. Желательно, чтобы это были позитивные, активные и креативные личности. Они будут вдохновлять на усердную работу. Подскажут, как получить от трудовой деятельности удовольствие. Смотивируют на улучшение финансового положения.
    7. Участие в нестандартных проектах. В особенности касается представителей творческих профессий. Принятие оригинальных, нестандартных решений поможет всегда держать в тонусе свое креативное мышление. Чем сложнее проект, тем лучше. В результате удачной реализации творческого продукта работник испытает массу положительных эмоций.
    8. Отказ от накопления негатива. Если общение с коллегами вызывает отрицательные эмоции, его лучше свести к минимуму. В случае появления агрессии и раздражения после разговора с начальником, нужно научиться себя контролировать. Но если многие аспекты работы не удовлетворяют, то лучшим решением будет увольнение. Держать в себе негатив не нужно. Необходимо хотя бы иногда обсуждать проблемы с родными. Можно также поработать с психологом. Но игнорировать эту проблему не стоит, т. к. может начаться процесс разрушения личности.

    Тем, у кого завышена самооценка, нужно научиться самокритике. Критиковать себя за каждое движение не нужно, но реально оценивать свои возможности необходимо. Иначе это сделает кто-то другой.

    Коррекция

    Профессиональная деформация личности – явление довольно устойчивое. Обычно несет негативный характер. Человек длительный период расстроен, угнетен, не может нормально работать. Если это заметить на начальном этапе, то можно попытаться избавиться от навязчивого состояния самостоятельно. Но если болезнь в своем развитии достигла предела, то лучше обратиться за помощью к специалисту – психотерапевту.

    Самыми эффективными в психологии являются 2 способа лечения – групповая и когнитивно-поведенческая терапии. Часто их назначают комплексно.

    Когнитивно-поведенческая терапия подразумевает смену модели поведения и мышления. Курс лечения начинается с самоанализа. Врач предлагает пациенту ответить на следующие вопросы:

    • «Как часто я свожу любой разговор к общению о работе»;
    • «Работаю ли я сверхурочно или придерживаюсь графика»;
    • «Проявляются ли в повседневной жизни профессиональные навыки»;
    • «Чувствую ли я потерю интереса к работе и деградацию»;
    • «Меня интересует что-либо, кроме работы»;
    • «Связываю ли я свой успех лишь с профессиональной деятельностью»;
    • «Боюсь ли я потерять свою работу»;
    • «Есть ли среди моих друзей кто-то, кроме коллег» и т. д.

    Это поможет понять степень развития расстройства и определить длительность и состав курса лечения. Обычно необходимо посетить 5-6 сеансов. В особо сложных случаях – до 10.

    Кроме личного общения, когнитивно-поведенческая терапия подразумевает наличие домашних заданий. Их исполнение повышает эффективность лечения. Примеры домашних заданий:

    • посещение культурного мероприятия, не связанного с трудовой деятельностью;
    • проведение целого дня в кругу семьи без отвлечений на работу;
    • занятия спортом;
    • посещение тренингов, вебинаров, семинаров на тему личностного роста и саморазвития;
    • чтение полезной и художественной литературы;
    • знакомство с новыми людьми в количестве не менее 3 в неделю;
    • изучение тенденций, новой информации;
    • прохождение курсов повышения квалификации и т. д.

    Общение с психологом даст понять, нужно ли менять вид трудовой деятельности. Если же дело в восприятии человеком его работы, то врач поможет сменить негативные установки на позитивные. Для этого на каждом сеансе будут озвучиваться и повторяться аффирмации.

    В результате лечения работник должен понять свое предназначение и настоящее отношение к работе. Посещения специалиста приведут к замене деградирующей личности на заинтересованную в своем развитии во всех сферах жизни.

    Заключение

    Не каждому работнику известно, что такое профессиональная деформация. Это процесс, при котором меняются личные качества человека, его рабочие навыки. Заинтересованная, активная личность превращается в вялого, вечно уставшего сотрудника.

    Основные причины – монотонность работы, давление со стороны начальства и коллег, отсутствие перспективности, перегруз обязанностями, завышенная самооценка и т. д. Лечение заключается в прохождении курса когнитивно-поведенческой терапии, которая может быть назначена в комплексе с групповой терапией.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика »

    Понятие профессиональной деформации личности



    Введение

    Нормальное профессиональное развитие

    Понятие профессиональной деформации

    Причины и виды профессиональной деформации личности

    Заключение


    Введение


    Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

    Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

    .Нормальное профессиональное развитие


    Образец нормы развития человека в профессиональной деятельности задан представлением о свойствах субъекта труда и модели желательных для общества особенностей его сознания как субъекта труда . Развитие личности и психики человека в период профессионализма подчиняется общим законам психологии развития, к которым можно отнести положение о детерминирующей роли выполняемой субъектом деятельности, В предметного и функционального содержания. Но, вместе с тем, сама деятельность и среда оказывают не прямое воздействие на личность субъекта и его психику, а опосредованное внутренними условиями субъекта (смысловой оценкой субъектом выполняемой деятельности, его способностями, состоянием здоровья, опытом) .

    Нормальный труд - это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Такой труд - основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник, занятый им, имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и развивается всесторонне и гармонично. Идеал прогрессивного развития личности в труде предполагает, что человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата, он участвует в построении замысла труда, В реализации, в совершенствовании средств деятельности, в Производственных отношениях; он может гордиться собой, достигнутым социальным статусом, может реализовать идеалы, одобряемые обществом, ориентированные на гуманистические ценности. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. И это прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями).

    Полезно опираться также на некий эталон психического здоровья взрослого человека трудоспособного возраста, включающий следующие ориентиры: разумная независимость, уверенность в себе, способность к самоуправлению, высокая работоспособность, ответственность, надежность, настойчивость, умение договариваться с коллегами по работе, способность к сотрудничеству, способность подчиняться правилам работы, проявлять дружелюбие и любовь, терпимость к другим людям, выносливость к фрустрации потребностей, чувство юмора, умение отдыхать и расслабляться, организовывать досуг, находить хобби.

    Не всякий вид труда содержит в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны психики, личности (и тем самым стимулируют их развитие), в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда, которые некоторые исследователи предлагают обозначать как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время.


    .Понятие профессиональной деформации

    профессиональный деформация личность

    Выраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности называть профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций, профессиональные деформации оцениваются как вариант нежелательного негативного профессиональной развития.

    Что же считать профессиональными деформациями личности в отличие от закономерных проявлений развития психических функций и личности в деятельности? Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.

    Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" .

    Так же можно рассматривать явления профессиональной деформации личности как адекватные, эффективные и потому прогрессивные в рамках профессиональной деятельности, выполняемой субъектом, но одновременно регрессивные, если иметь в виду жизнедеятельность человека в широком смысле, в социуме. Основанием для такого понимания может быть то, что, с одной стороны, профессиональные деформации личности детерминированы процессом труда, а с другой - имеют внутри субъектные предпосылки. Так, большинство психологов, изучавших проявления профессиональной деформации личности, считают эти феномены негативным вариантом развития личности, отмечая при этом, что они порождены приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности. Негативная оценка профессиональных деформаций личности основана на том, что они якобы ведут к нарушению целостности личности, снижают ее адаптивность и устойчивость в целом в общественной жизни.

    Возможно, профессиональная деформация личности с особой яркостью проявляется у тех людей, для которых выполняемая профессиональная роль непосильна, но они, имея повышенные амбиции, притязания на статус, успех, не отказываются от этой роли.

    Сам термин «деформация» предполагает, что происходят изменения некой ранее сложившейся структуры, а не первоначальное формирование личности и ее особенностей в онтогенезе. То есть здесь обсуждаются феномены изменений сложившихся структурно-функциональных особенностей психики, личности, возникающих как следствие длительного профессионального функционирования. Другими словами, профессиональные деформации могут быть поняты как результат фиксации (сохранения) измененных под влиянием трудовой деятельности ранее сложившихся (в той части жизни, которая предшествовала освоению профессии и профессиональной деятельности) функциональных подвижных органов, средств организации поведения человека. Речь идет о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, навыков, знаний и опыта, профессионально ориентированных смысловых структур профессионала. Но в таком широком понимании профессиональные деформации - явление естественное, нормальное, повсеместное и широко распространенное, а острота его проявлений зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специфичности трудовых задач, используемых предметов, орудий и условий труда (у работников, находящихся по возрасту в первой половине периода зрелости). На эти, нормальные по сути явления, сопровождающие профессиональное развитие в его восходящей, прогрессивной линии, во втором периоде зрелости могут накладываться возрастные ограничения, усиливающие необходимость в избирательности форм активности, компенсаторных проявлениях и других описанных выше формах приспособительного поведения.

    Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются «административный восторг», «управленческая эрозия» и «синдром эмоционального выгорания».

    .Причины и виды профессиональной деформации личности


    1 Причины профессиональных деформаций


    Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

    Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

    Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

    У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

    Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.


    2 Виды профессиональных деформаций


    Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

    Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

    Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

    Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

    Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

    Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

    Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

    а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

    б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

    в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

    Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .


    Проявления и последствия профессиональных деформаций


    Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

    Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

    Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

    Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

    Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

    Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

    Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

    А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.


    Заключение


    Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Стоит отметить, что это довольно таки обширное явление, которое захватывает все стороны жизни и деятельности личности. Не всегда профессиональная деформация имеет исключительно отрицательно влияние, существуют и положительные стороны этого явления, которые можно и нужно использовать. В целях снижения негативного влияния профессии необходимо принимать ряд мер. В первую очередь это постоянный самоконтроль и соответствующая работа над собой, необходимо научиться разделять профессиональную сферу жизни и не профессиональную. Во-вторых, нивелировать влияние профессии может помочь профессиональная психологическая (при необходимости и психокоррекционная) помощь. Особенно важно проводить такую работу в организациях, где существуют особенные условия для профессиональных деформаций (например, правоохранительные органы).


    Список использованных источников


    1. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник/ Е.А. Климов. - М.: Юнити, 1998. - 350 с.

    Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

    Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие/ О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

    Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб.пособие/ Н.Н. Пуховский. - М.: Акад. Проект, 2003. - 233 с.

    Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.

    Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2003. - 336 с.

    Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.

    Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2004. - 240 с.

    Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Поделиться