Виды агрессивного поведения. Агрессия - лечение, проявление, виды и причины агрессии

К психическим аномалиям следует отнести и повышенную агрессивность.

Агрессивность — устойчивое стремление индивида нанести другому физический или психотравмирующий вред, ущерб.

Виды агрессии

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсивной и аффективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели). Агрессивность как устойчивая черта формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности, является показателем несформированности у нее социальной идентификации.

Чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессивности индивида . Можно сказать, что степень агрессивности индивида — показатель уровня его десоциализированности.

Причины агрессии

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием и общими дефектами в психической саморегуляции индивида. Однако существенную роль здесь играют и генетические аномалии, и особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип).

Агрессивность индивида имеет комплексную многофакторную обусловленность . Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, «агрессивный тренинг». Агрессивность субъекта зависит от того. какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессией индивиды реагируют на ситуации, угрожающие их базовым ценностям.

Как проявление дефекта психической саморегуляции агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, импульсивностью, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения. Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах, когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение с помощью агрессивных действий.

Итак, обшей особенностью поведения психически аномальных индивидов являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций. Психическая дезорганизация в личностно трудных ситуациях ведет к общему эмоциональному захвату всей сознательной деятельности индивида — сужению сознания. Эти состояния сопровождаются расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, конфликтным взаимодействием со средой.

Агрессия нормальна в современном мире. Человек не живет в утопических условиях, нередко сталкивается со злыми и враждебно настроенными людьми. Агрессия в некоторой степени считается нормальным проявлением, которое не нужно лечить. В зависимости от причин ее возникновения, различают виды агрессии.

Что такое агрессия?

Интернет-журнал сайт называет агрессией деструктивное поведение с желанием причинить вред другому человеку. Агрессия может быть качеством характера, когда человек априори относится ко всему недобродушно, желая причинить психологический, физический или моральный вред.

Агрессия может быть:

  1. Способом самоутверждения.
  2. Способом психологической защиты от нежелательного.
  3. Формой психологической разрядки.

Может быть направлена на что угодно. В некоторых случаях агрессивные люди начинают ломать материальные вещи, чтобы таким образом выплеснуть свои злые эмоции.

Причины агрессии

Причин для возникновения агрессии существует большое количество. Ими могут быть:

  • Алкогольное или наркотическое опьянение, когда человек неадекватно оценивает ситуацию и не сдерживает своих эмоций.
  • Проблемы в личной жизни, начиная от неустроенности и кончая бракоразводными процессами.
  • Строгое воспитание человека.
  • Психические травмы.
  • Отсутствие отдыха, переутомление.
  • Увлеченность различными компьютерными играми, частый просмотр боевиков, фильмов ужасов.

Агрессия является гипертрофированной реакцией на обстоятельства. Лишь в 12% случаев совершение преступлений на фоне агрессии были следствием психических нарушений. В остальных случаях люди являются здоровыми, просто неправильно оценивающими ситуацию.

Не нужно полагать, что только психические расстройства являются причинами агрессии (хотя данное проявление свойственно отклонениям). Нередко люди просто агрессивничают, поскольку неправильно оценивают ситуацию, придерживаются одних обычаев, взглядов, религии, мнений, нежели люди, на которых проявляется агрессия в результате разности мировоззрения и образа жизни.

Причиной агрессивного поведения нередко становится поведение родителей, коллектив, в котором человек растет, средства массовой информации, которые демонстрируют насилие. Если в кругу обитания человека агрессия считается положительным качеством, тогда индивид будет ее использовать при решении конфликтных ситуаций.

Виды агрессии

Рассмотрим виды агрессии:

  1. По А. Бассу и А. Дарки:
  • Физическая – применение физической силы для причинения ущерба.
  • Раздражение – готовность к деструктивному поведению.
  • Косвенная агрессия – направляется на другое лицо.
  • Вербальная агрессия – выражение эмоций на уровне слов: визги, крики, угрозы, проклятия.
  • Негативизм – пассивное или активное противостояние чужому мнению, традициям, законам.
  • Зависть, ненависть, обида.
  • Подозрительность (когда человек с осторожностью относится к людям) и недоверие (когда человек уже не верит в то, что другие люди не причинят ему вреда).
  • Чувство вины – агрессия, направленная на самого себя, убежденность, что человек сам по себе плохой.
  1. По направленности:
  • Гетероагрессия – убийства, насилие, угрозы, оскорбления, побои, изнасилование.
  • Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя: самоубийство, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
  1. По причине возникновения:
  • Реактивная – возникает в ответ на внешний раздражитель.
  • Спонтанная – отсутствуют явные внешние раздражители, агрессия вызвана внутренним накоплением отрицательных эмоций или психических расстройств.
  1. По целенаправленности:
  • Инструментальная – агрессия используется как инструмент для достижения цели, например, спортсмен использует ее для победы.
  • Мотивационная (целевая) – когда агрессия является спланированной для сознательного причинения вреда другому человеку.
  1. По открытости проявления:
  • Прямая – ее легко увидеть, вызывает раздражение, ненависть, напряжение и проявляется в физической силе или словесных изречениях.
  • Косвенная – когда агрессия направлена не на объекты, ее вызвавшие, а на другие предметы или лица, которые наиболее доступны человеку, не могут дать ему отпор.
  1. По форме проявления:
  • Вербальная – на уровне слов.
  • Физическая – на уровне силы.
  • Экспрессивная – невербальные формы поведения: мимика, жесты, интонация, взгляды.

Агрессия имеет множество понятий, которые объединяются в то, что она является формой деструктивного поведения, направленного на причинение различного вреда другому индивиду, что противоречит законам и нормам, установленным в обществе. Вот почему некоторые формы проявления агрессии уголовно наказуемые.

Однако есть и более гуманные понятия агрессии:

  1. Она является инстинктивным проявлением сущности человека, которое направлено на защиту самого лица.
  2. Она является инструментом для достижения конкретной цели.
  3. Она является способом устранения того, что человеку мешает или пугает на физическом или моральном уровне.
  4. Она является естественной реакции на различные угрожающие раздражители.
  5. Она является способом доминирования человека над другими существами.

Формы агрессии

Э. Фромм выделил такие формы агрессии:

  • Архаическая жажда крови.
  • Игровая – способ проявления своих умений не с целью причинения вреда и без проявления ненависти.
  • Реактивная – защита своей или чужой свободы, достоинства, жизни.
  • Компенсаторная (злокачественная) – намеренное причинение вреда или насилия другому человеку, поскольку только таким образом человек может компенсировать имеющиеся у него потребности или страхи.

Чтобы у человека развилась агрессия, ему должны быть присущи:

  1. Рассеянность и вдумчивость.
  2. Эмоциональная восприимчивость.
  3. Склонность к импульсивности.
  4. Чувство неудовлетворенности.
  5. Ранимость и дискомфорт.
  6. Враждебная атрибуция.

Агрессия присуща всем живым существам и проявляется в желании бежать или обороняться в случае, если живому существу угрожает опасность. Деструктивная агрессия проявляется в поведении, основанном на эмоциях, чувствах, внутренних переживаниях и неадекватном реагировании.

Агрессия может быть доброкачественной и злокачественной:

  1. Доброкачественная агрессия проявляется в амбициях, мужестве, настойчивости, храбрости, отваге.
  2. Злокачественная агрессия выражается в хамстве, насилии, жестокости.

Для возникновения агрессии нужен импульс, который и вызовет в человеке соответствующее отношение к раздражителю. Этим импульсом может быть отбирание ценного, ограничение свободы, угроза жизни, отказ в сексе и пр. Агрессия может быть направлена на того, кто ее вызвал, так и на другого человека, который просто слабее физически или духовно (садистское удовлетворение).

Мужчины зачастую проявляют агрессию в виде физической силы. А женщины чаще прибегают к вербальной агрессии: «пиление», вечные жалобы, бесконечное недовольство, сплетни, нелогичные умозаключения.

Вербальная агрессия

Там, где человек не может на уровне физической силы выразить свою агрессию, он использует вербальные формы ее проявления:

  1. Вербальная-активная-прямая: оскорбление, словесное унижение.
  2. Вербальная-активная-непрямая: злостная клевета, распространение сплетен.
  3. Вербальная-пассивная-прямая: отказ от общения с другим индивидом, игнорирование его вопросов.
  4. Вербальная-пассивная-непрямая: отказ от предоставления объяснений другому индивиду.

Так, обычное молчание в ответ на реплику другого человека и нежелание разговаривать можно воспринимать как агрессивное проявление. Выделяют еще открытую и скрытую вербальную агрессию:

  • Открытая – прямое выражение своего негативного отношения и оскорблений с целью причинения морального или психологического вреда. Нередко переходит в физическую агрессию.
  • Скрытая – манипулирование, давление на другого человека с целью причинения ему вреда без явного проявления ненависти.

Речевая агрессия считается на сегодняшний день наиболее приемлемой формой проявления, которая не несет за собой уголовного наказания. Так, люди позволяют себе угрозы, оскорбления и унизительные слова в адрес друг друга, поскольку применение физической силы может быть наказуемо материально или лишением свободы.

Агрессия у подростков

Подростки достаточно часто являются агрессивными в отношении друг друга и даже родителей. Психологи это связывают с периодом полового созревания, когда происходит гормональный бум в организме, периодом взросления, когда ребенок только начинает получать свободу решений и действий, а также становится объектом влияния СМИ и ровесников.

Агрессия для подростка в 9-14 лет является обычным явлением. Агрессором становится тот, кто выражает эмоцию, а жертвой – индивид, на которого направлена агрессия. Для агрессора очень важны зрители – так называемые люди, которые и подтолкнули его к деструктивному поведению.

Нередко подросток становится агрессивным, находясь в группе своих друзей. Под их влиянием он начинает предвзято относиться к конкретным лицам. Можно сказать, что агрессия становится стадным чувством у подростков, когда отдельный ребенок поддерживает настроение всей группы, которой желает принадлежать.

Причинами подростковой агрессии могут быть трудности в обучении, строгое воспитание родителей, непонимание или конфликты с родителями и пр. Выделяют такие типы агрессивных подростков:

  1. Гиперактивный – такой ребенок является «кумиром» в своей семье и растет во вседозволенности. Такому подростку нужно ставить ограничения.
  2. Обидчивый, истощаемый – такой ребенок ранимо и обидчиво реагирует на ситуации. Чтобы ему помочь, нужно обучать техникам продуктивного выплескивания эмоций.
  3. Оппозиционно-вызывающий – такой ребенок противостоит любому требованию и желанию родителей, знакомых людей. В данном случае нужно решать вопрос отсутствия сотрудничества.
  4. Агрессивно-боязливый – такой ребенок нападает прежде, чем ему что-то будет угрожать, поскольку руководствуется собственными страхами. С ним нужно прорабатывать страхи, моделируя подобные ситуации и решая их.
  5. Агрессивно-бесчувственный – такой ребенок просто не испытывает эмпатии, сочувствия, отзывчивости. Ему нужно прививать гуманные эмоции и прививать чувство ответственности.

С агрессивностью подростков нужно работать, сперва устраняя причины ее возникновения: налаживание общего языка между родителями и детьми, устранение негативного влияния сверстников, нахождение интересов в полезных занятиях.

Агрессия у мужчин

Мужчины должны быть агрессивными, по мнению общества, поэтому они прибегают к открытой форме агрессии. Нередко мужчины проявляют физическую силу, чтобы выразить ее, что является уголовно наказуемым деянием.

С одной стороны, агрессия помогает мужчине демонстрировать власть, уверенность в себе, силу. С другой стороны, агрессивных мужчин часто различными способами наказывают.

Агрессия у женщин

Скрытая форма агрессии больше присуща женщинам, поскольку общество негативно относится к открытой агрессивности с их стороны. Женщины должны быть слабыми. Поэтому дамы прибегают к жалобам, нытью, «пилению» и прочим формам морального давления на окружающих. Нередко агрессивными женщины становятся ближе к пожилому возрасту, что связывают с различными психическими нарушениями и отклонениями.

Причины агрессивности у женщин:

  • Гормональная недостаточность.
  • Комплекс жертвы.
  • Негативный опыт из детства.
  • Детские травмы в психике.
  • Враждебные отношения с матерью.
  • Психические расстройства (например, ).

Агрессия у пожилых людей

Жизнь пожилых людей становится достаточно ограниченной и неинтересной. Постепенная потеря связей с общественностью заставляет их становится сварливыми, недовольными, раздражительными, склонными к конфликтам, проявлять протестное поведение, оскорблять и унижать более молодых людей. Нередко это связывают с расстройством сердечно-сосудистой системы, что влияет на работу головного мозга.

Агрессия мужа

Если муж является агрессивным, нередко в такой семье происходит насилие над женой и детьми. Причинами тому становятся:

  1. Несправедливое и несогласованное распределение труда в семье.
  2. Хронически неудовлетворенные потребности.
  3. Недостаточный вклад одного из супругов в семью.
  4. Разность психических миров (психологическая несовместимость).
  5. Разное понимание обязанностей и прав.

Семейные имеют под собой следующие причины:

  • Неудовлетворенность в интимном плане.
  • Пренебрежительное отношение партнеров, угнетение личной свободы, неуважение.
  • Отсутствие положительных эмоций.
  • Пристрастие к вредным привычкам (алкоголизм), азартным играм и прочим видам пустой траты денег.
  • Финансовые проблемы (нищета, отсутствие работы у одного из супругов, неудовлетворенность финансовым положением).
  • Отсутствие взаимоподдержки, сотрудничества, взаимопонимания.
  • Отсутствие досуга или невозможность совместного проведения отдыха.

Агрессия мужей является нормальным явлением с тех пор, как мужчины стали главами семей. Если у мужчины возникают проблемы чаще всего на материально-социальном уровне, тогда от этого страдает вся семья. Комплексы, страхи и неудовлетворенность мужчины никак не связаны с недостатками или поведением жены. Также насильственные действия могут осуществляться над детьми.

Мужчина может проявлять агрессию в виде диктаторства, придирок, провокаций, семейных ссор, замечаний, подколок, мелочности, саркастических шуток, отказа от помощи, лжи, обмана и даже измены. Поскольку женщины безграмотны в отношениях с мужчинами-агрессорами, они совершают немало ошибок:

  1. Делятся своими страхами и надеждами, рассчитывая на понимание мужей, а тем самым еще раз показывают свою беспомощность и слабость.
  2. Пытаются найти общие темы для разговоров, а получают лишь молчание или нежелание вести диалог.
  3. Делятся своими планами и дальнейшими поступками, чем еще раз дают повод покритиковать и осудить их.
  4. Ошибочно полагают, что мужья будут радоваться их жизненным достижениям, успехам.

Женщина должна понимать, что ей договориться с мужем-тираном не удастся. Здесь нужна лишь помощь специалиста, который поможет в решении проблем мужчины. Нужно устранить причины в муже, а не налаживать с ним отношения. Порой нужно уходить от мужа-тирана, чтобы обезопасить себя и детей от его бездумных действий.

Итог

Агрессию нужно лечить, если она является деструктивной и приводит человека к получению уголовного наказания или расставанию с важными людьми. Агрессивность невозможно будет полностью устранить. Однако можно устранить те психологические факторы, которые провоцируют ее появление.

Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными. Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха. Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.

— деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено. Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами. Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии. Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать. Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями. Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других». Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Формы агрессивного поведения

Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:

  • вербальная (выссказывания)
  • физическая

Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.

Физическая агрессия делится на три подвида :

  • символическая (угрозы и запугивания)
  • косвенная (нанесение материального ущерба)
  • прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)

Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, и другие негативные последствия.

Агрессивно-пассивное поведение

Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих. К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв. Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.

На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека :

  • как скажешь; Ok
  • я не злюсь
  • я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
  • да иду уже!; ну сейчас!
  • я думал/думала, ты знаешь
  • вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
  • вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
  • ну конечно, я был бы счастлив
  • почему ты так расстроился?
  • я же просто пошутил!

Агрессия мужчин и женщин

Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми. Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии. Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.

Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:

  • Бьорквист
  • Лагерспец
  • Харрис
  • Джентри и т. д.

Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.

Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор. Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину. Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.

Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.

Объекты агрессии

Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство». Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой. Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.

Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.

«Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины. Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи. К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.

Характеристика агрессивного поведения

Агрессивное поведения может проявиться даже у очень маленьких детей, когда ребенок не получает что-либо желаемое. Агрессию могут спровоцировать 3 фактора:

  • биологический
  • психологический
  • социальный

Биологический фактор:

  • инфекционная болезнь
  • получение
  • употребление психотропных веществ
  • алкоголь
  • наркотические вещества
  • наследственные особенности

Психологический фактор:

  • зависимость
  • мнительность
  • тревожность
  • импульсивность
  • эмоциональная неустойчивость
  • эгоцентризм

Социальный фактор:

  • асоциальный круг общения
  • влияние коллег
  • влияние друзей
  • влияние семьи

Выделяют такие особенности именно агрессивного поведения :

  • оскорбления
  • унижение чести и достоинства другого человека
  • шантаж
  • порча имущества
  • склонность к физическому воздействию
  • рукоприкладство/драки

Агрессивное поведение педагога

Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:

  • низкий уровень профессионализма
  • профессиональное выгорание
  • снижение престижа профессии учителя
  • агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.

Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе. Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт. Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.

Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей. Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы. Агрессивным людям не место в педагогической системе.

Агрессия после инсульта

Агрессивное поведение является характерным последствием перенесенного инсульта. Причина заключается в изменениях психофизического состояния. Пациенты характеризуются беспричинными изменениями настроения, вспыльчивостью, раздражительностью. Родственники должны иметь терпение, чтобы с ним общаться. Важным условием выздоровления является покой и положительные эмоции.

Коррекция агрессивного поведения

Агрессивное поведение в части случаев можно скорректировать своими силами, но иногда нужно прибегать к очной помощи специалистов. Различны методы коррекции агрессии у детей, подростков и взрослых. Для снижения агрессии у детей актуальны такие действия:

  • правильная организация распорядка дня и досуга ребенка
  • активные занятия физкультурой, спортом, танцами
  • профилактика
  • нормализация режима сна и бодрствования

Что касается психологических методик коррекции агрессивного поведения у детей, актуален целый их ряд. Первая методика называется «игрушка в кулаке». Малыша просят закрыть глаза, в руку ему кладут игрушку и просят сильно сжать ее. После чего малыша просят открыть глаза и проверить, что зажато в его ладошке. Вторая актуальная методика называется «мешочек гнева». В тканевый мешочек небольших размеров насыпают крупу или песок с небольшими камушками. Ребенку можно его пинать, бить, кидать, когда он чувствует в себе приплыв злости, гнева, раздражения.

Факторы снижения агрессивности

Могут быть использованы такие стратегии для коррекции агрессивного поведения у детей:

  • ориентация на переживания и эмоции окружающих
  • на стимуляцию и демонстрацию гуманных чувств у агрессивного ребенка и жертвы
  • переживание чувства радости и гордости, когда ребенок овладел собой, не проявляет агрессивности
  • переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения
  • отреагирование чувства обиды у агрессивного ребенка и того, на кого направлено его агрессивно поведение
  • моделирование ситуации неуспеха с целью преодоления чувства неуспеха и т. д.

Для коррекции агрессии у взрослых можно использовать специальные психологические методики, если у самого агрессора есть желание меняться. Если желание небольшое, непостоянное или его нет, стоит мотивировать человека обратиться на очную консультацию к психологу или психотерапевту. Только регулярная практика поможет скорректировать свое поведение на благо себе и окружающим.

Одним из ведущих свойств девиантного поведения является его деструктивность (причинение вреда, разрушение), которая, в свою очередь, порождается агрессией, направленной на других или себя. Очевидно, что агрессия в тех или иных формах сопровождает все виды поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними (9). Данная тенденция носит универсальный характер и сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида. В широком значении агрессия, не подкрепленная насильственными или разрушительными действиями, не ругулируется правовыми нормами, хотя может не одобряться с точки зрения религиозных и морально-нравственных норм.

В переводе с латинского языка «агрессия» (aggressio) означает нападение. Это негативное значение получило широкое распространение. В настоящее время агрессию чаще всего отождествляют с негативными эмоциями (например, гневом), негативными мотивами (стремлением навредить), с негативными установками (например, расовыми предубеждениями), и, наконец, с разрушительными действиями.

В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например:
любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо);
инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч. Дарвин, К. Лоренц);
проявление влечения к смерти (3. Фрейд);
реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе);
реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец);
реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус);
стремление к доминированию и самоутверждению (А. Адлер);
внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй).

Таким образом, агрессия как стремление доминировать - это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Агрессивное поведение (действия, побуждаемые агресией и агрессивностью) включает: 1) враждебную установку - восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции - гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели. В связи с этим выделяют два основных вида агрессии - враждебную и инструментальную.

Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет внешняя агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р. Уолтере называют ее «асоциальной агрессией» и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие), и, в свою очередь, вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется негативными мотивами - разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Одновременно выделяются различные формы агрессивных действий: 1) прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект - смещенные на другие объекты); 2) вербальные - физические (словесное нападение - физическое нападение); 3) конкретные - символические (например, драка - условные жесты).

Наиболее привычными внешними проявлениями агрессии являются: конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в деструктивных фантазиях, уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее проявлений - агрессивного поведения.

В диагностических целях можно использовать следующую шкалу интенсивности и направленности агрессивных проявлений:
нулевой уровень - субнормальная агрессия - полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты;
первый уровень - нормальная агрессия - отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности;
второй уровень - умеренно-защитная агрессия - умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции;
третий уровень - гипертрофированная агрессия - высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции - опасности для окружающих;
четвертый уровень - брутальная агрессия - чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть как наиболее яркое и социально опасное проявление интолерантности личности. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

Ненависть также может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя степень выражается в стремлении к уничтожению (убийству) или в радикальном обесценивании всех и вся. Ненависть может побуждать и к самоубийству, например, когда Я идентифицируется с ненавидимым объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбужения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

Для профилактики и снижения уровня насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Насилие, в отличие от других форм агрессии, является девиацией, наиболее жестко регулируемой правовыми нормами. В Уголовном кодексе РФ в разделе «Преступления против личности» содержатся 33 статьи, непосредственно связанные с физическим, сексуальным или психологическим насилием.

В то же время общественное наказание за содеянное насилие само выступает одной из его форм, вследствие чего наиболее эффективными мерами социального контроля над насилием признаются не правовые, а культурно-воспитательные механизмы и институты, позволяющие конкретной личности реализовывать свой агрессивный потенциал в социально-приемлемых формах активности. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), спортивные состязания, деловая конкуренция. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например, национальных героев или культовых фигур. Идентифицируясь с народными героями, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на благие цели. К наиболее ценным индивидуальным способам превращения агрессии в конструктивные формы активности является сублимация - механизм обращения нежелательных внутренних импульсов в социально одобряемые достижения и художественное творчество.



Поделиться