Воображение. Виды воображения

«Есть два вида воображения: одно только удерживает простые впечатления от предметов; другое размещает эти полученные образы и комбинирует их на тысячи ладов. Первое называется пассивным воображением, второе - активным. Пассивное немногим отличается от памяти; оно присуще и человеку, и животным. Им-то и объясняется, что и охотник и его собака - оба преследуют в своих сновидениях дичь, оба слышат звуки рожка, с той лишь разницей, что один в это время кричит, а другая лает. В это время и человек, и животное переживают больше, чем простое воспоминание, так как оно никогда не бывает точным воспроизведением действительности. Этот вид воображения уже соединяет предметы; но здесь действует не мыслительная способность, а ошибающаяся память.

Это пассивное воображение, разумеется, не нуждается в помощи нашей воли ни во сне, ни наяву; оно, помимо нас, рисует себе то, что видели наши глаза, слышит то, что мы слышим, прикасается к тому, к чему мы прикасались; оно то увеличивает, то уменьшает этот запас. Это внутреннее чувство, которое не может не действовать; поэтому нет ничего обычнее утверждения, что «мы не властны над своим воображением».

Вот область, где человек должен прийти в глубокое изумление и убедиться в своём бессилии. Отчего происходит, что иногда мы слагаем во сне связные и красноречивые речи, решаем математические задачи, сочиняем стихи лучше, чем когда мы пишем на ту же тему в состоянии бодрствования. Подчас во сне у нас возникают очень сложные идеи, которые ни в каком отношении от нас не зависят. А если связные идеи возникают в нас без нашего содействия, во время сна, - кто поручится, что они не появляются таким же образом и во время бодрствования? Существует ли на свете человек, могущий предвидеть, какая идея явится у него через минуту? Разве не кажется, что идеи для нас то же самое, что движения наших нервов? И когда о. Мальбранш настаивал на утверждении, что все наши идеи исходят от бога, - можно ли с ним было спорить?

Это пассивное воображение, независимое от рассудка, является источником наших страстей и ошибок; оно не только не зависит от нашей воли, но ещё определяет её самое; смотря по тому, в каком виде оно изображает предметы, оно то толкает нас к ним, то отталкивает от них. Представление об опасности внушает страх; представление о чём-нибудь приятном вселяет неистовые желания; только оно порождает желание славы, фанатизма, оно было причиной распространения многих душевных болезней, когда слабые, но глубоко поражённые умы начали воображать, что тела их превратились в другие предметы; оно внушало многим людям уверенность, что они одержимы бесами или заколдованы, что они, действительно, бывают на шабаше. Это легко порабощаемое воображение - обычный удел невежественных народов, им нередко пользовались люди с сильным воображением, стремясь удержать за собой господство. Этим же пассивным воображением обладают некоторые слишком восприимчивые натуры, благодаря чему на детей переходят явные следы полученных матерью впечатлений: примеров тому имеется бесчисленное множество, и пищущий эти строки видел столь разительные случаи, что усомниться в них, значило бы не верить собственным глазам. Это влияние воображения не находит себе объяснения, но ведь и многие другие явления природы не в лучшем положении; мы не лучше понимаем, каким образом мы получаем восприятия, как мы их удерживаем, располагаем; между нами и деятельностью нашего существа - бесконечное расстояние.

Активное воображение есть то, которое к памяти присоединяет размышление и творчество. Оно сближает между собой отдалённые предметы, разделяет те, которые смешиваются друг с другом, сочетает их, изменяет; можно подумать, что оно творит, хотя на самом деле оно только комбинирует, потому что человеку не дано создавать новые явления - он может только видоизменять их. Это активное воображение по существу своему представляет способность, столь же независимую от нас, как и пассивное, и доказательством его независимости от нас служит тот факт, что если вы предложите сотне одинаково несведующих лиц вообразить себе такую-то новую машину, то девяносто девять из них не представят себе ничего, несмотря на все их усилия. А если сотый вообразит себе что-нибудь, то разве не очевидно, что он обладает каким-то особым даром? Дар этот называется гением; в нём видят что-то вдохновенное свыше и божественное. Этот дар природы есть богатство воображения в искусствах, оно проявляется в композиции картины, в замысле поэмы. Оно не может существовать без памяти, но пользуется ею как инструментом, при помощи которого оно выполняет все свои работы. Видя, что при помощи палки можно поднять большой камень, который нельзя было сдвинуть рукой, активное воображение изобрело рычаги, а затем сложные двигательные машины, которые являются лишь замаскированными рычагами; но прежде, чем сделать машины, надо было представить в уме их действие.

Это вовсе не то воображение, которое, как и память, ходячее мнение считает врагом разума. Наоборот, оно может действовать только при условии глубокой вдумчивости; оно без конца составляет планы, исправляет ошибки, воздвигает все свои сооружения в строгом порядке. Прикладная математика требует изумительной силы воображения; Архимед обладал им не в меньшей мере, чем Гомер .

Благодаря воображению поэт создаёт своих героев, наделяет их характерными чертами, страстями, придумывает фабулу, вступление, усложняет завязку, подготовляет развязку - работа, требующая величайшей и в то же время тончайшей обдуманности. Все произведения, основанные на изобретательности воображения, требуют очень большого искусства, - даже романы. Те из них, в которых этого искусства не замечается, вызывают у людей тонкого ума только презрение. Во всех баснях Эзопа царит здравый смысл, и потому они вечно будут усладой народов. В сказках о феях больше действует воображение, но эти фантастические небылицы, лишённые порядка и здравого смысла, не заслуживают уважения, - их читают по слабости, но разумом их осуждают. Второй вид активного воображения - это воображение, создающее отдельные детали, то самое свойство, которое обычно и называют воображением. Это оно придаёт прелесть разговору, непрестанно доставляя уму то, что люди любят больше всего: новые темы. Оно с живостью рисует то, что только с трудом вычерчивают умы холодные; оно диктует уместные и меткие выражения, оно приводит примеры, и когда этот талант проявляется с необходимой всем талантам умеренностью, он завоевывает себе господство в обществе. Человек до такой степени машина, что иногда вино усиливает воображение, хотя полное опьянение всегда уничтожает его; в этом много унизительного, но вместе с тем и изумительного. Чем объяснить, что известное количество жидкости, которое, наверное, помешало бы произвести какое-нибудь вычисление, порождает блестящие идеи.

Это воображение, создающее детали и меткие выражения, должно особенно царить в поэзии. Оно вообще приятно, но в поэзии оно необходимо. Гомер , Вергилий , Гораций , сами того не замечая, изъясняются почти исключительно образами. Трагедия требует меньше образов и образных выражений, меньше метафор и аллегорий, чем эпическая поэма или ода; если в трагедии не злоупотреблять ими, то получается поразительный эффект. […]

Оратор говорит тем же языком, как и все, у поэта же основой творчества является вымысел, поэтому воображение - сущность его искусства, в то время как для оратора оно лишь аксессуар. Считается, что известная доза воображения придает красоту произведениям живописи. Особенно часто указывают на то, с какой искусностью один художник набросил покрывало на голову Агамемнона во время жертвоприношения Ифигении; однако художник проявил бы гораздо большее искусство, если бы сумел изобразить на лице Агамемнона борьбу родительской скорби с долгом царя и почтением к богам; подобно тому как Рубенс сумел передать во взгляде и позе Марии Медичи скорбь материнства, радость иметь сына и нежность к ребёнку.

В общем, воображение художника, кроме тех случаев, когда он гениален, доставляет больше чести его уму, чем художественным достоинствам его произведений. Все аллегорические фантазии ничто перед хорошим исполнением, которое и составляет главную ценность картины. Здоровое воображение во всех искусствах бывает естественным; неправильное воображение - это то, которое ассоциирует предметы несовместимые; причудливым воображением мы называем то, которое рисует образы, лишённые всякой аналогии, логической связи, правдоподобности, как, например, духов, которые во время битвы бросают друг другу в голову горы, покрытые лесом, стреляют из пушек в небо, прокладывают среди хаоса проезжую дорогу; Люцифера, превращённого в жабу; ангела, разрезанного пополам пушечным выстрелом и обе части которого немедленно соединяются снова, и т. д. Сильное воображение углубляет предметы, слабое - обесцвечивает их; нежное воображение отдыхает на приятных картинах; пылкое - громоздит образы на образы; мудрое воображение есть то, которое с разбором применяет все эти различные виды, изредка допускает причудливость, но неизменно изгоняет всё ложное.

Когда память имеет достаточно пищи и упражнения, она служит источником воображения; но если её слишком перегрузить, она становится причиной его гибели. Так, человек, забивший себе голову именами и датами, не может создать яркие образы. У людей, отдающих много сил различным подсчетам и тягостным житейским делам, воображение обыкновенно бесплодно. Когда оно слишком горячо и бурно, оно может перейти в безумие; однако замечено, что это заболевание мозга гораздо чаще бывает уделом людей с пассивным воображением, деятельность которых ограничивается восприятием глубоких впечатлений от предметов, чем у людей с деятельным и трудолюбивым воображением, которое соединяет и комбинирует идеи, потому что активное воображение постоянно нуждается в мышлении, пассивное же независимо от него. Небесполезно, быть может, дополнить этот очерк указанием, что под словами: восприятие, память, воображение, разум - мы отнюдь не понимаем деятельность каких-нибудь особых органов, из которых один наделен способностью чувствовать, другой припоминать, третий воображать, четвертый рассуждать. Люди склонны полагать, что все это - различные и особые способности. Между тем, все эти процессы, о которых мы знаем только по их результатам, проделывает одно и то же совершенно неведомое нам существо».

Вольтер, О воображении (статья для философского словаря) / Избранные страницы, СПб, 1914 г., с. 189-192.

Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими

причинами - тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда содержание сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время бодрствования, влияние со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражается в образов сновидений и внешние воздействия, но часто эти отражения принимает причудливые формы.

Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:

воображение воссоздающее;

воображение творческое.

Задачи воссоздающего воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или художественную литературу, смотрим картины, мы представляем себе, то, что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (эта - задачи мышления); совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят героя романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.

Может показаться странным, что воображение требуется и при рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в картину, не представить себе изображений на ней «кусок жизни» мы только скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.

Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.

Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем пониманием тех описанием и изображений, по которым создаются представления.

Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.

Задачи творческого воображения состоят в определении возможным результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.

В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают.

В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).

Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого».

Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.

Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л.С. Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§38. Пассивное и активное воображение

В процессах воображения мы можем различать разную степень активности.

Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Очень точное и детальное описание такой работы воображения даёт Л. Н. Толстой в «Войне и мире». Пятнадцатилетний Петя Ростов находится в партизанском отряде Денисова; ночь; на утро намечено нападение отряда на французскую колонну; Петя только что вернулся из разведки и дремлет, сидя на фуре.

«Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова... что он сидит на фуре, отбитой у французов... что под ним сидит казак Лихачёв и натачивает ему саблю, что большое, чёрное пятно направо - караулка, и красное, яркое пятно внизу налево - догоравший костёр... но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое чёрное пятно может быть точно была караулка, а может быть была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно может быть был огонь, а может быть глаз огромного чудовища»... «Ожиг, жиг, ожиг, жиг...- свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно-сладкий гимн... Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой... Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы - но лучше и чище, чем скрипки и трубы,- каждый инструмент играл своё и, не доиграв ещё мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвёртым, и все они сливались... то в торжественно-церковное, то в ярко-блестящее и победное».

Эти музыкальные образы возникают и развиваются сами собой. В этом смысле они похожи на сон. Но Петя не спит; он только дремлет, и поэтому он всё же может влиять на течение своих образов.

«Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь». И звуки слушались его. «Ну, теперь полнее, веселее. Ещё, ещё радостнее». И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки».

Явления сна и сновидений, окружённые таинственностью на протяжении многих веков, получили в работах И. П. Павлова научное объяснение. И. П. Павловым было установлено, что сон представляет собой разлитое торможение больших полушарий. Полное и глубокое торможение коры - это сон без сновидений; сновидения же вызываются работой групп клеток, оставшихся незаторможёнными. Дело в том, что торможение охватывает клетки коры постепенно и неодинаково глубоко; неравномерность распространения торможения заметно выступает в начальной стадии сна и в его последней стадии перед пробуждением. В нервных клетках, осуществляющих высшие психические функции, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, торможение происходит раньше и глубже, и эти клетки растормаживаются позже, чем клетки, осуществляющие функции первой сигнальной системы. Поэтому сновидения, представляющие собой деятельность незаторможённых групп клеток коры, бывают такими образными и вместе с тем фантастичными, лишёнными критического отношения к возникающим картинам.

Для сновидений характерно неестественное течение событий, появление странных образов, представляющих собой как бы фантастическую комбинацию реальных образов и предметов. Это есть результат необычного сочетания функционирующих клеток вследствие неравномерной заторможенности отдельных участков коры. В сновидениях отсутствует преднамеренность и сознательный контроль за течением представлений, поэтому сновидения рассматриваются как крайняя степень пассивности воображения.

В бодрствующем состоянии деятельность воображения может иметь самые различные степени преднамеренности и активности. На высоких ступенях своего развития, в творческой работе писателя, художника, учёного воображение становится процессом сознательного и активного создания образов, отвечающих строго определённому замыслу и удовлетворяющих столь же строгим требованиям. Уменье преднамеренно вызывать достаточно яркие образы является необходимым условием развития воображения.

Из книги Сновидения и фантазии. Анализ и использование автора Джонсон Роберт

Активное воображение: осознанное использование способности к воображению Активное Воображение, подобно бессознательному, всегда присутствовало в человеческой жизни. Как и в случае со многими другими аспектами нашей внутренней жизни, человечество вновь обрело это

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

3. Активное Воображение

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии Активное Воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

3.2 Активное Воображение как путешествие в миф Следующий пример Активного Воображения резко отличается от всего того, с чем мы познакомились до сих пор. Зачастую, когда люди начинают постоянно заниматься Активным Воображением, его результат имеет мало общего с их

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

ПАССИВНОЕ ОЖИДАНИЕ В этой главе я описал ряд специальных структур и программ для формального представления и применения творчества в организации. Обычный подход к творчеству, основанный на использовании потенциала одаренных одиночек, в современном мире совершенно

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Активное воображение: обращение к архетипам Можно прибегнуть к помощи активного воображения. Осознав, что его проблема состоит в склонности реагировать не думая, мужчина или мальчик может культивировать в себе привычку мысленно призывать Афину. Представив себе эту

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Активное воображение Активное воображение представляет технику, разработанную Юнгом для работы с пациентами с целью развития отношений последних со своим бессознательным материалом, особенно с внутренними фигурами, возникающими в фантазиях и снах. С помощью активного

Из книги Книга Лилит автора Гурвиц Зигмунд

Активное принятие Когда директор компании, которого я консультировал, проявил интерес к семинару о лидерстве, я обратился за помощью к одному из своих друзей, эксперту по лидерству и превосходному оратору. Вместе с ним мы запланировали семинар и затем распределили между

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

Пассивное. Страх утраты независимости (а) Объект как «пожирающий» эго Страхи пациентов в связи с ненасытным чувством «голода» по отношению к объектам сродни страху, что другие люди тоже хотят «проглотить» их. Так, молодая женщина говорит: «Я не выношу толпы людей, они

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Сны, активное воображение и внутренние голоса Достижению целостности в юнгианском смысле также способствуют сновидения и «активное воображение» с этими сновидениями, помогающие нам вступить в диалог с нашими внутренними голосами и отвергнутыми сторонами. Для меня

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Из книги автора

Пассивное бичевание (флагеллация) и мазохизм В трех приведенных до сих пор случаях у лиц, страдавших мазохизмом, выражением стремления к порабощению женщиной является по преимуществу пассивное бичевание. К тому же средству прибегает большое число мазохистов.Мы знаем,

Из книги автора

Пассивное сопротивление оправданным общественным и профессиональным поручениям Человек пассивно сопротивляется выполнению вполне обычных и общепринятых профессиональных, общественных и хозяйственных работ. Он отказывается вносить вклад в общее дело и следовать

Из книги автора

Пассивное поведение Для пассивного поведения характерны пренебрежение собственными правами, нежелание высказывать свои потребности, чувства и мысли, предоставление другим людям права принимать решения за вас, результатом чего становится нарушение ваших интересов.

Из книги автора

Пассивное поведение Пассивное поведение характеризуется тем, что человек не ценит свои личные потребности, права и чувства. Он про них забывает или не считает важными по сравнению с потребностями других. Это часто позволяет окружающим потеснить такого человека с его

Из книги автора

Активное и пассивное слушание Очень важно в простой беседе уметь, смотря по обстоятельствам, слушать активно или пассивно. Пассивное слушание позволяет продемонстрировать интерес, активное же помогает сделать беседу более эмоционально насыщенной (смотрите главу 6).

Сегодня мы поговорим с вами о создании чего-то нового в форме идей или представлений – о воображении. Нужно отметить тот факт, что все новое, нереальное и фантастическое, рождается в нашем сознании из полученной ранее информации.

Воображение является процессом созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание. Человек обязательно осознает каждый этап и элемент воображения.

Виды воображения

Психологами выделяются три вида воображения, а именно: воссоздающее, творческое и мечта.

Начнем, пожалуй, с мечты. Мечта является особенной формой воображения, и она непременно должна быть связана с жизнью. В противном случае у человека может появиться пассивность. Если у воображения не будет характера и воли, то не будет и логичности, целенаправленности. Наше подсознание не сможет его контролировать. К таким формам воображения относятся сновидения и грезы, в то время как активные мечты подразумевают участие человеческих , осмысление и формирование образа воображения.

При творческом воображении в психологии рождаются образы, которые в данное время не существуют, этот происходит благодаря разделению свойств и элементов, соединение их в один полноценный образ. Именно так рождаются самые разнообразные образы: сказочные, фантастические, научные, религиозные и мистические. Активные волевые усилия особенно необходимы в творческом воображении. В нем нуждаются люди, чей труд является созидательным: поэтам, ученым, инженерам, художникам. Именно благодаря развитому воображению рождаются шедевры.

И, наконец, третий вид фантазии – воссоздающее воображение. Это процесс, во время которого рождается целостный образ, основанный на соответствующем описании. Воссоздающее воображение связано с полученными знаниями человека, с его умениями и опытом. Поэтому, чем богаче знания личности, тем легче он сможет образовать точную соответствующую конструкцию.

Естественно, представления разных людей будут различаться по легкости, силе и яркости. Иметь значение при этом будут абсолютно все факторы – талант, скрытый потенциал, врожденные задатки, воспитание, возраст каждого человека.

Классификация воображения в психологии

  1. Активное (преднамеренное) воображение. По своему желанию, человек созидает новые образы, представления. Например, ученый ставит перед собой определенную – совершить открытие в данной отрасли.
  2. Пассивное (непреднамеренное) воображение. У человека не стоит цель изменить реальность. Образы в его голове возникают абсолютно спонтанно. К этому типу психических явлений относятся незапланированные идеи, сновидения.
  3. Продуктивное (творческое) воображение. Таким образом создаются абсолютно новые представления, которые не имеют никакого определенного образца. Во время этого процесса реальность изменяется.
  4. Репродуктивное (воссоздающее) воображение. С помощью описания создается конкретный образ предметов, явлений. Реальность воспроизводится человеком по памяти в своем изначальном виде.

Говоря о видах воображения, также важно отметить типы воображения в психологии. Мы предлагаем вам ознакомиться с тремя типами, которые определяются проще всего:

  1. Зрительный, он же визуальный тип. У человека возникают зрительные образы.
  2. Слуховой или аудитивный тип. Для человека, обладающим данным типом воображения, легче всего вызываются представления слуховые. То есть, человек представляет тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта, на которого направлены его мысли.
  3. Подвижный, он же моторный тип. Представления таких людей направлены на активные движения. Когда человек, обладающий данным типом воображения, слышит музыку, он непроизвольно начинает отбивать ритм, представлять исполнителя. Очень часто таким типом воображения обладают актеры, танцоры и представители других творческих профессий.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные -- пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия -- способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

  • - агглютинация -- "склеивание" различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
  • - гиперболизация -- преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  • - схематизация -- отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • - типизация -- выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • - заострение -- подчеркивание каких-либо отдельных признаков.


Поделиться