Виды морских узлов и как их завязать. Основные узлы, используемые в альпинизме

Узлы — это способы соединения веревок, образования веревочных петель и привязывания веревок к каким-либо предметам а так же сами веревочные соединения.

Верёвки одинакового диаметра, как правило, соединяют прямым, рифовым, встречным и ткацким узлами, разного диаметра — академическим, шкотовым и брамшкотовым узлами.

По своему назначению узлы делятся на три группы.

Некоторые узлы в альпинизме

Для образования незатягивающейся петли, а также для обвязывания туриста при организации страховки обычно служат «проводник», «восьмёрка» и «булинь» (петлевые узлы).

Для самостраховки при движении по верёвке на подъёме и спуске, при натягивании верёвки для переправы, при подъёме человека или груза применяют «схватывающие» узлы (обмоточный, двойной петлевой, карабинный, Бахмана), которые вяжутся вспомогательной верёвкой (репшнуром) на основной. Такой узел, будучи ослаблен, легко перемещается по основной верёвке в любом направлении, однако при резком приложении нагрузки сразу затягивается и стопорится на верёвке.

Для быстрого и надёжного крепления конца верёвки к дереву, камню или другому крупному предмету используются: «удавка», «штык простой» и «штык двойной», для привязывания оттяжек палаток — палаточный узел, для привязывания двойной нестягивающейся петлёй, а также при вязке носилок — «стремя».

Для динамичной страховки на мягкой, эластичной верёвке применяется узел Международного союза альпинистских ассоциаций (УИАА); при транспортировке пострадавшего незаменим узел, получивший название петли Гарда. Он легко вяжется и надёжен при любом состоянии верёвки.

Завязанные узлы должны быть затянуты, иметь правильный рисунок; на свободных (нерабочих) концах верёвки следует сделать страховочные (контрольные) узелки — они препятствуют проскальзыванию верёвки и самопроизвольному развязыванию узлов.

1. Узлы для обвязки.
На рис. 217 приведен булинь в традиционной последовательности вязки. Другой способ (рис. 218) более пригоден для связывания страховочной системы (грудной обвязки): свободный конец пропускают через все петли системы (две петли обвязки) и примерно 60 см веревки укладывают простой петлей - 1. Петля 2 проходит через петлю 1. Конец веревки 3 протягивается рез петлю 2, а веревка 3 - через петлю влево. Булинь во всех случаях нужно сильно затянуть.

Основное преимущество узла проводника (рис. 219)-простота завязывания. Его легко вязать и одной рукой. Недостаток - он сильно затягивается под нагрузкой. Рекомендуется в сплетение вставлять крюк, прощелкивать карабин или другой предмет.

Проводник применяется и для привязывания к середине веревки, если нет страховочной системы (обвязки), а также для связывания веревок - два проводника на концах веревок соединяются карабином.

Чтобы завязать узел восьмерку, надо после начальной стадии проводника сделать петлей дополнительно пол-оборота и ввести в узел с противоположной стороны (рис. 220). Восьмерка - прочный узел, к нему не вяжутся контрольные узелки.

2. Узлы для связывания веревок и лент.

Прямой узел предназначен для связывания веревок одинакового диаметра (рис. 221). Оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны. Поскольку узел подвержен саморазвязыванию, на обоих концах веревки обязательны контрольные узлы (см. рис. 217,а).

Встречный узел широко используется для связывания двух веревок, в том числе и разного диаметра. Рационален для связывания лент и ленты с веревкой. Хорошо держит и легко развязывается после снятия нагрузки (рис. 222).

Брамшкотовый узел, одинарный и двойной, служит для связывания веревок разного диаметра. Рисунок узла должен быть правильным, пряди параллельны. Обязателен контрольный узел (рис. 223).

Узел грейпвайн наиболее надежен для связывания веревок одинакового диаметра, лент, вязки петель-оттяжек, петель для закладок (рис. 224). Особенно удобен этот узел при связывании петли для самостраховки, этим же узлом можно регулировать длину петли.

3. Вспомогательные узлы.
В последнее время схватывающий узел утерял функции основного для разнообразных целей страховки, поскольку в практике и целом ряде испытаний в экстремальных условиях в результате интенсивного трения все чаще стали отмечаться случаи оплавления и обрыва узлов. Но во вспомогательных целях он находит применение и успешно выполняет свои функции, когда не испытывает значительного трения (при спускег резком прохождении веревки через узел на страховке и т. п.), при быстром перемещении по веревке. Узел вяжется как петлей (рис. 225,а), так и одним концом репшнура (рис. 225,6). На обледенелой веревке или при необходимости повышенной надежности при спас-работах его можно вязать в три витка.

Узел Бахмана и карабинный узел (рис. 226). Преимущество этих узлов заключается в том, что при снятии нагрузки их легко протаскивать по веревке. Особенно они надежны в любом виде работ по транспортировке пострадавшего. Вяжутся как на одинарной, так и на двойной веревке.

Стремя - универсальный вспомогательный узел. Применяется для опоры ногами при вылазе по закрепленной веревке, для самостраховки и на спасательных работах. Вяжется элементарно просто (рис. 227), под большой нагрузкой не затягивается, легко распускается после нагрузки.

Узел УИАА - применяется для динамической страховки только на мягкой, эластичной веревке. На жесткой веревке неприменим. Главное -правильно заложить в карабин витки узла, учитывая при этом направление возможного рывка (рис. 228).

Узел (петля) Гарда - прекрасное средство для страховки. Практически незаменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен при любом состоянии веревки (рис.229).

Узел рифовый (штыковой) - при необходимости закрепления веревки в карабине под нагрузкой просто незаменим. Легко вяжется, надежно держит, легко развязывается под самой большой нагрузкой (рис. 230). О практическом его применении см. в главе «Безопасность».

Говоря об узлах и веревке, необходимо напомнить, что любой узел снижает прочность веревки в точке расположения узла. За счет этого теряется около 40% средней прочности в узле стремя и примерно 25% в булине и восьмерке.

Прочность верёвки на перегибе под острым углом (например, на карабине) примерно на 30% ниже статической прочности.

Веревка резко меняет прочностные качества при намокании, промерзании. Опасны для веревки механические повреждения: удары камнями, потертости оплетки на перегибах. С веревкой следует обращаться аккуратно, после занятий и восхождений просушивать ее и осматривать. В случае явных нарушений оплетки веревку надо заменить. Веревка, выдержавшая усилие хотя бы, одного рывка при срыве, должна быть незамедлительно изъята из обращения.

Работать с веревкой нужно четко и сноровисто, для чего необходимы тренировки. Крепление веревки на крючьях, выступах и закладных элементах должно осуществляться четко, быстро, узлы следует вязать правильно и оперативно.

Слаженность в работе с веревкой, оперативность при организации страховки значительно экономят время при прохождении маршрута.

Веревка не должна путаться под ногами и висеть пучками на крючьях и карабинах. Страхующий, принимая партнера по связке, сразу аккуратно укладывает веревку, чтобы, не останавливая партнера, можно было сразу выдавать ему веревку и выпускать его вперед по маршруту.

При спусках веревку следует собрать в кольца и осторожно сбросить вниз (рис. 231), предупредив предварительно партнеров, находящихся там. При небрежном спуске веревка может зацепиться за скалы или вообще заклинить, и тогда веревка доставит много неприятностей. У двойной веревки концы надо связать, иначе она может «убежать» через спусковой карабин.

В нерабочем состоянии веревка должна быть аккуратно свернута в бухту и стянута 3-4 витками марки (рис. 232). Переносят веревку под клапаном рюкзака или привязанной к его боковине снаружи. На том же рисунке справа показан прием переноски веревки на спине

Техническая подготовленность партнеров по связке, морально-волевые качества во многом определяют победу в восхождении. Недопустимо случайное, непродуманное формирование связки. Гарантия успеха связки - ее схоженность, сработанность на тренировках.

Главное условие безопасной работы связки и группы в целом - взаимная страховка. При движении по рельефу одним из существенных элементов безопасности является самостраховка, необходимая в любом случае, где возникло предположение об опасности. Самостраховка связывает альпиниста с рельефом, при рывке должна принять на себя часть нагрузки, приходящейся на страховочную веревку.

Самостраховка организуется на выступах рельефа, крючьях и не допускает никаких условностей. Соединяющим звеном «рельеф- альпинист» служит кусок веревки, ленты, петля. Чтобы длину петли можно было легко менять, используют петлю, связанную узлом грейпвайн, или универсальную страховочную петлю из двойного репшнура (рис. 233). Сначала надо связать из реп шнура замкнутую петлю, сложить ее вдвое на две неровные части и связать узлы проводника. Выходящий из узла длинный конец равен 125 см, короткий - до 45 см. Коротким концом, но не как петлей, вяжут вокруг длинного конца схватывающий узел, получившийся проводник прощелкивают в карабин грудной обвязки. Кончик, оставшийся после вязки, подстраховывают в карабине.

Для укорачивания страховочной петли надо протянуть ее через схватывающий.узел на необходимую длину и закрепить схватывающий узел. Большая петля увеличивается до 150 см, а малая практически примыкает вплотную к страховочному карабину или крюку. Следует обратить внимание на правильную линию самостраховки по отношению к линии рывка при срыве первого в связке, к положению промежуточных точек закрепления (выступы, крючья, карабины, закладные элементы и т. п.), с помощью которых организована страховочная цепь.

Петля самостраховки не должна иметь провиса, чтобы предотвратить падение страхующего с пункта страховки. Одновременно она не должна мешать действиям страхующего. Как правило, «усы» самостраховки разносятся на две, а то и на три точки закрепления. Первая - собственно самостраховка для человека, пришедшего к пункту страховки, его личная (индивидуальная) безопасность. Остальные точки находятся в линии предполагаемого рывка при срыве, и задача их - компенсация рывка и подстраховка страхующего на случай его срыва усилием рывка, приходящегося на точку страховки. Такое разнесение точек самостраховки во многом позволит страхующему избежать последствий рывка и остаться дееспособным для помощи сорвавшемуся партнеру.

Страховка партнера осуществляется только в рукавицах: даже малейший рывок веревки может

серьезно поранить (обжечь) ладони. На легких скалах, гребнях, на участках с большим количеством выступов связка, двигаясь одновременно, не должна пренебрегать страховкой, которая осуществляется закладыванием веревки через выступы рельефа. Каждый из партнеров несет в руке 2-3 кольца свободной веревки. Это позволяет маневрировать на простом рельефе и сориентироваться, если потребуется страховка для партнера.

При такой схеме движения многое зависит от длины веревки. Веревка длиной 30-40 м, запутываясь Рис. 233. Универсальная страховочная петля в выступах, может помешать движению, да и трение будет существенным. Длинной веревкой невзначай мюжно сбросить свободно лежащие камни. В таких случаях прямой смысл укоротить связочную
веревку вполовину.

Укорачивают веревку так: один или оба партнера надевают на себя несколько колец веревки, после чего веревку, идущую к партнеру, крепят карабином к грудной обвязке узлом проводника (рис. 234). Другой способ заключается в том, что свободную часть веревки, аккуратно сложенную в кольца, один из партнеров, обычно второй в связке, кладет себе в рюкзак. Веревка, идущая к партнеру, крепится на грудной обвязке.

А также, «Учимся вязать . Примеры в анимации»

Сейчас уже практически невозможно установить, каким занятием человечество в древности увлеклось первым – рыбной ловлей или плаванием на примитивных плотах и парусных лодках по рекам, озёрам, вдоль берегов морей и океанов. Но для достижения минимальных успехов в этих важнейших для выживания видах деятельности нашим предкам пришлось придумывать множество различных узловых соединений для связывания как рыболовных, так и корабельных снастей.

Несмотря на все различия узлов в этих двух ремёслах (моряки вязали верёвки, тросы и канаты, а рыбаки привязывали снасти к тонкой леске) ряд морских специфических узлов нашёл своё применение в арсенале рыболовов.

Морские узлы отличаются особой прочностью и надёжностью, хотя и не всегда легки в запоминании и просты в употреблении. Используются в основном для ловли крупных рыб — таких как .

Использование морских узлов

Применяют морские рыбацкие узлы для решения тех же задач, что и обычные рыболовные узлы – то есть, для привязывания крючков, грузил, блёсен (и прочих рыболовных деталей) к леске, связывания двух лесок между собой, формирования петли на леске.

Канадская восьмёрка

Предназначен этот узел для надёжного привязывания крючка с ушком к синтетической леске. Большой плюс узлового соединения в том, что при необходимости его можно легко развязать.

Техника выполнения :

  • Леска проводится сквозь отверстие;
  • Обводится вокруг цевья и пропускается под основной леской ниже головки;
  • Затем конец проводится сквозь образовавшуюся петлю в нижней части узла и затягивается.

Рыбацкая восьмёрка

Один из надежнейших узлов для крепления крючка с ушком к леске. Стопроцентная гарантия, что крючок, привязанный этим способом, не оторвётся.

Техника выполнения :

  • Конец лески пропускается в ушко, обворачивается вокруг цевья и вновь продевается сквозь ушко;
  • Делается виток вокруг основной лески;
  • Конец возвращается в образовавшуюся внизу петлю и затягивается.

Калифорнийский узел

Один из наиболее простых, хотя и достаточно надёжных морских узлов для привязывания как крючков, так и грузил, вертлюгов и прочих деталей к леске. Небольшим минусом данного узлового соединения является недостаточная компактность.

Техника выполнения:

  • Конец лески складывается пополам и продевается в ушко;
  • Затем делается виток выше ушка;
  • Протягивается сквозь петлю, надевается на цевье и затягивается.

Ступенчатый узел

Наиболее надёжен он для привязывания крючков без ушка, пользоваться которыми предпочитают многие рыбаки, так как они чаще всего кованные, то есть более прочные при тех же размерах. По схеме исполнения напоминает затягивание удавки.

Техника выполнения:

  • Формируется петля, расположенная вдоль крючка;
  • Короткий конец продевается в ушко;
  • Затем делается два витка, притягивающие ближайшую леску (часть петли) к цевью крючка;
  • Ещё тремя оборотами фиксируется оставшаяся часть петли;
  • Леска продевается внизу в петлю и затягивается.

Поводковый, завязанный на основе простого

Предназначен для быстрого и надёжного прикрепления к леске поперечных поводков.

Техника выполнения:

  • На леске завязывается не до конца узел;
  • Поводок проводится в середину этого полуузла;
  • Затем вокруг петли и обратно через середину полуузла;
  • После чего крепление затягивается.

В видео уроке опытный рыболов наглядно демонстрирует основные морские узлы из своего личного рыбацкого арсенала, лично им используемые для привязывания крючка как с ушком, так и без него. Показывает узел для привязывания к леске грузил и блёсен. Связывает морским узлом две лески. Формирует петлю для поводка.

После просмотра видеоролика даже начинающему рыболову не будет трудно научиться вязать эти крайне необходимые в рыбацком арсенале узловые соединения.

За многие тысячелетия своего существования как рыболовы, так и мореплаватели создали бесчисленное множество узловых соединений , взаимно дополняя и обогащая друг друга. Формат данной статьи позволил рассмотреть лишь ничтожно малую часть наиболее популярных и распространённых из них. Более того, даже эти общеизвестные морские рыбацкие узлы некоторые специалисты умеют вязать и развязывать разными способами зачастую добавляя к ним какие-то свои личные изобретения и доработки.

Было бы весьма интересно узнать мнения наших читателей о перечисленных выше, а также о не вошедших в данную статью морских узлах. Особенно ценно мнение тех, кто имеет личный опыт использования их в своей рыболовной практике.

Туризма, альпинизма, скалолазания. Без них не закрепишь переправу, не зафиксируешь страховку. Для разных целей придуманы разнообразные туристические узлы:

  • для затягивания вокруг предмета;
  • для связывания веревок одинаковой толщины;
  • для связывания веревок разной толщины;
  • для фиксирования страховочной системы;
  • для вязания страховочных петель;
  • и многих других целей.

Каждый узел имеет свою особенность, потому мы детально расскажем про каждый из них.

Прямой узел

Иногда туристы его называют «плоский узел», а моряки раньше называли «геракловым». Завязывается двумя способами.

На концах веревки обязательно должны присутствовать страховочные узлы, крепящиеся к основе, поскольку прямой узел легко развязывается.

Его используют исключительно для связывания веревок одинаковой толщины и не применяют, если на связанные шнурки будет припадать большое натяжение. Для страховки этот узел не надежный.

Его преимущество в том, что, даже при сильном затягивании, прямой узел можно легко развязать, растянув две веревки выходящие с одной стороны узла. Быстро и легко вяжется.

Швейцарский проводник

Крепкий и надежный узел. Используется для петлей на концах страховочной веревки, для завязывания «усов» на личной страховочной системе спортсмена и других целей, где нужно завязать надежную петлю. Швейцарский проводник не нуждается в страховочных узлах, поскольку никогда не расползается.

Существует два способа завязывать швейцарский проводник:

1-й способ — на веревке сложенной в двое

2-й способ — одной веревкой вяжется восьмерка, а потом одним концом дублируется узел, чтобы получилась двойная восьмерка.

Узел этот — основной в спортивном туризме. Чтобы его было легко развязать, нужно тщательно расправить все веревки, чтобы не было перехлестов.

Схватывающий узел

Схватывающий узел используется для страховки во время подъема и спуска по наклонной поверхности, на вертикальных подъемах и спусках он используется как дополнительная обязательная страховка. Для натяжки переправ также используют схватывающий узел. Как вязать его правильно видно на рисунке.

Для завязывания схватывающего узла используют прусик. Узел должен быть обязательно расправленным, иначе его способность схватывать веревку и не скользить по ней в случае срыва туриста будет утрачена.

Узел Булинь

Как вязать узел булинь правильно знает любой моряк, но этот узел используется часто в туризме и альпинизме для связывания веревок, обвязывания вокруг опоры, создания не затягивающейся петли, при некоторых видах страховки. В разделе «Туристические узлы» он считается самым многофункциональным.

Завязать булинь одной рукой — это важное умение, которое помогает в экстремальных ситуациях. Есть несколько способов вязать этот узел, но правильный один. Булинь вязать нужно именно так:

Узел булинь имеет один недостаток: он может сползать (развязываться) при определенной нагрузке. Потому страховочный, завязанный на основе, обязательно должен присутствовать.

Ткацкий узел

Чтобы завязать ткацкий узел необходимо уметь вязать обычные страховочные узлы на основе (веревке). Узел хорошо подходит для связывания двух веревок одинаковой толщины, он имеет свойство затягиваться, удлиняя веревку, и растягиваться, укорачивая ее. Часто этот туристический узел применяют рыбаки для связывания лески. Если для завязывания ткацкого узла выбран правильный способ, то оба узелка будут размещены параллельно, если нет — один из них будет перпендикулярен к другому.

Ткацкий узел не очень надежен: он может сползать и развязываться, потому страховочные узлы на нем обязательны.


Узел грепвайн

Один из самых надежных и красивых узлов. Применяется для связывания веревки, из которой делают прусик, а также для связывания любых веревок одинаковой толщины, строп и лент.

Имеет возможность растягиваться как и ткацкий, но более надежен и не требует страховочных узлов.

Сложные туристические узлы требую немалого терпения, для того, чтобы способ завязывания был отшлифован до уровня мастерства. Потому в начале обучения нужно отнестись к вязанию грепвайна очень внимательно. На рисунке изображена детальная схема завязывания грепвайна и его правильный вид.

Умение вязать узлы, обусловлено необходимостью, связывания различных веревок (канатов, тросов, нитей). Способностью изготавливать разные петли. Возможностью привязывать (связывать) рыболовную леску. Созданием страховки (спасательных устройств, переправ). Подымать (перемещать, прикреплять) всевозможные предметы (грузы).

Видов таких креплений, используемых не только моряками, альпинистами (туристами), рыбаками (охотниками), стропальщиками, но и людьми в повседневной жизни, большое множество.

Одними из наиболее используемых соединений для связывания нескольких предметов, подъеме тяжестей, формирования петель удавок, являются следующие основные виды морских узлов:

Одним из ярких представителей таких крепежей для круглых поверхностей, является узел удавка. Достоинством этих крепления, служит возможность быстро и легко связать нужный вариант узла (обладающего хорошей надежностью), затратив минимальное время на освоение навыков вязания. Без особого труда развязать (ослабить) его, после использования.

Узел удавка на опоре

  1. Такой узел делается при помощи одиночной веревки. Крепление удавка вяжется вокруг любой опоры.
  2. Предмет (опора) оборачивается стропом, формируя петлю.
  3. После производятся не менее трех оборотов свободным (ходовым) концом, вокруг рабочей части веревки.
  4. Вяжется контрольный узел, затягивается вся конструкция.
  5. Недостатком такого соединения (без контрольного узла) является постоянная проверка его на прочность. Это связанно с возможностью узла проскальзывать.

Затягивающаяся удавка

Для временного крепления веревки к плавающим в воде предметам, часто используется затягивающаяся удавка. Надежность этому креплению, придает невозможность выскальзывания ходового конца веревки из самой конструкции.

  1. На веревке делаются две петли (приблизительно равного размера).
  2. Ходовая часть, в несколько витков, обносится вокруг них.
  3. После, остаток ходового конца, заводится в петельку (расположенную по ходу коренной части веревки).
  4. Подтягивая за низ петли, зажимается.

Такая удавка применяется при креплении канатов к различным береговым предметам и легко распускается, потянув коренной конец, затянув петлю.

Как завязать обычную удавку

Обычный узел удавка легко вяжется. По своей сути, это с открытой петлей, выполненной на длинном конце веревки.

Простая удавка вяжется по следующей схеме:

  1. Формируется на конце троса петля.
  2. Через нее продевается петля (открытая), сделанная на коренной части.
  3. Для затягивания, накидывается на нужный предмет.

Такие простые в вязании удавки, часто используют охотники, ловя животных. Ими, так же удобно делать перевязку при упаковке посылок.

Похожим, по схеме работы, на обычную удавку, является морской удавка. Отличие в вязании заключается лишь в количестве витков, делающихся вокруг петли. Схема, как вязать такай узел, показана на видео.

Сооружение переправы с помощью удавки

В пеших туристических походах, часто приходится переправляться через различные преграды (речки, возникшие после ливней препятствия, овраги), транспортировать получивших травму (заболевших) членов группы. Одним из способов это сделать, установить простую, навесную съемную переправу.

Для этого понадобится:

  • Основной грузовой строп (10-12 мм в диаметре). По нему будет передвигаться участник (груз) через препятствие. Длинной она выбирается на 5-6 м больше расстояния между предполагаемыми опорами.
  • Трос диаметром 10 мм для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного расстояния препятствия, приблизительно на 10 м.
  • Приспособление для уменьшения износа грузового троса.

Место для переправы следует выбирать с учетом:

  • более высокого исходного участка (переправа должна производиться под наклоном);
  • надежных опор для крепления грузовой веревки по обеим сторонам преграды (деревья, камни и т. п.);
  • минимальная ширина препятствия в месте переправы;
  • возможности переправиться одному из участников группы на другую сторону, недалеко от предполагаемого места установки переправы.

Для вязки стропа на опоре, используется узел удавка. Что бы крепление было надежным, следует соблюдать следующие правила:

  • все места перехлестов петли из веревки должны соприкасаться с корой дерева;
  • удавку рекомендуется использовать только для вязания вокруг подходящих деревьев;
  • ствол следует подбирать более 20 см в диаметре.

Крепить трос за кусты, камни, группу стволов молодых деревьев, следует при помощи «простого штыка».

Узел удавка, идеально подходит для создания съемной переправ благодаря простоте вязания, хорошей надежности, возможности легко развязать узел под нагрузкой.

Удавка со шлагом

Для более надежного крепления используют удавку с одним (несколько) шлагом.

Наличие такого приспособления препятствует сползанию узла при буксировке (подъеме) бревен, других длинных предметов, установке рангоута.

Способ вязания:

Такие узлы легко навязываются и распускаются при необходимости, в то же время, обладая отличной надежностью при приложении тяги.

Карабинная удавка

Узел карабинная удавка, не относится к числу наиболее популярных соединений, хотя и является одним из самых надежных креплений. Это обусловлено некоторой сложностью при завязывании узла (особенно для новичков), узконаправленном применением карабинной петли. Она применяется в альпинизме для создания разного рода связок, при креплении веревки (путем удавки) к предметам на местности (дереву, камню, различным конструкциям).

Вяжется следующим образом:

Такое закрепление обеспечивается продергиванием фала через карабин, с последующим затягиванием узла при нагрузке коренного конца веревки. Используя это соединение можно легко вытащить застрявший автомобиль.

Применение удавки в рыбалке

Поскольку петля (удавка) является самозатягивающимся узлом, такой способ крепежа в оснащении рыболовных снастей используется не настолько часто, по сравнению с другими рыболовными монтажами. Это обусловлено конструктивными особенностями узла. Он хорошо работает только в условии приложения постоянных нагрузок. В моментах рывкового характера нагрузи, есть опасность его развязывания, что неизменно приведет к потере снастей и улова.

Учитывая легкость и быстроту исполнения этого крепежа, простоту при развязывании, он часто применяется рыбаками для привязывания веревки к якорю или грузу, лодки к причалу, изготовления макушатника.

Применяя удавку при вязании крючка к основной леске, необходимо учитывать из какого она материала сделана. Формируя узел на флюорокарбоне или плетенке нужно не забывать, что это довольно скользкий материал.В следствии чего, узел будет легко развязываться.

Важно помнить, что применять удавку в рыбалке целесообразно лишь в тех случаях, когда есть необходимость в постоянной нагрузке. В противном случае. Узел будет подвержен самороспуску. Это особенно характерно для более простых вариантов удавок.

Завязывание узлов на веревке для практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие морские узлы , придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надежностью и простотой.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, широко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия – покровителя торговли и назывался Nodus Hercules – геркулесовым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим уз. Древние римлянки геркулесовым уз., завязывали пояса своих туник.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным обитателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса... А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырёхмачтового барка “Крузенштерн”, то это – десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр.

В основе оснастки судна с любым парусным вооружением всегда лежали морские уз., а механика управления парусами строилась на тросах и блоках. От каждого члена экипажа парусного судна требовалось безукоризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый матрос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных морских уз., причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусств о вязания морских узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 морских узлов, не считая кнопов, мусингов, различных оплеток и пр.

Как возникли в нашем языке названия морских узлов?

Исторически сложилось так, что многие из них пришли к нам из английского и французского языков ещё в середине XVII в. Во времена парусного флота моряки пользовались примерно сотней различных морских уз., которые имели конкретные наименования. Названия морских узлов, применяемых в различных странах, по преимуществу - английские, причем многие имеют одновременно два - три, а некоторые пять - семь названий, что вносит определенную путаницу.

Многие морские узлы получили свое название от снастей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию предметов, к которым они вязались, – сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые морские уз., в своем названии содержат национальный признак, например: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий уз., и пр. Однако узлов, носящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские уз., можно считать изобретением интернациональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех морских уз., беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столетие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество уз. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства умение вязать морские уз., расценивалось всего - навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство

Чтобы легче было ориентироваться в сложных переплетениях узлов с их концами, открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками, прежде всего следует разобраться в толковании основных понятии и терминов, применяемых сегодня на флоте.

Элементы морских узлов

а - коренной конец; б - ходовой конец: в - петля (открытая); г - колышка (закрытая петля); в - полуузел; е - обнос; ж - шлаг.

КОРЕННОЙ КОНЕЦ - конец троса (снасти), закрепленный неподвижно; либо остающийся неподвижным при вязке узла, противоположен ходовому концу.

ХОДОВОЙ КОНЕЦ - незакреплённый, свободный конец троса, который движется (ходит) при вязке узла; с его помощью выбирают снасть.

ПЕТЛЯ (открытая) - ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что он не перекрещивается с самим собой.

КОЛЫШКА (закрытая петля) - петля, выполненная ходовым или коренным концом троса так. что трос перекрещивается сам с собой; род узла для укорачивания троса.

ПОЛУУЗЕЛ - одинарный перехлёст двух различных концов (коренного и ходового) одного и того же троса, или двух концов различных тросов.

ОБНОС - обхват тросом какого-либо предмета (рангоутного дерева, пала, кнехта, баллера шпиля и пр.). выполненный таким образом, что оба конца его не перекрещиваются.

ШЛАГ - полный (360°) оборот троса вокруг какого-либо предмета (рангоутного дерева, другого троса, рыма, скобы, гака, барабана лебедки, баллера шпиля и пр.), выполненный так. что после этого ходовой конец направлен в противоположную сторону. Шлагом также называется петля троса, убранного в бухту или намотанного на вьюшку.

ПОЛУШТЫК - обнос тросом какого-либо предмета с последующим перекрещиванием тросом своего коренного конца прямым узлом, без пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.



Поделиться