Темы для молодежных встреч. Урок для подростков «Держи что имеешь


Все это работает. Идеи для этой книги пришли от таких же людей, как вы - из самой гущи молодежного служения.

В этой книге вы обнаружите золотую жилу практических идей молодежного служения для изучения Библии, евангелизационных программ, молитв, игр, работы с большими аудиториями, советы о том, как начать дискуссию и захватить внимание слушателей. Все эти идеи были разработаны на практике и высылались в очень популярную рубрику журнала «Group Magazine» под названием «Попробуйте вот это!».

Когда в 1974 году я организовал «Group», еще не было никакой «Всемирной паутины» - электронной сети для молодежных работников или кого бы то ни было еще. Но определенно существовала необходимость в том, чтобы делиться хорошими идеями среди сражающихся «на фронтах» молодежных служений. Это стало мечтой «Group Magazine». Раздел, названный «Попробуйте вот это!» быстро стал излюбленным среди читателей, искавших полезных, веселых и проверенных на практике идей, которые присылались другими читателями журнала. В ту доинтернетовскую эпоху «Попробуйте вот это!» превратилось в офф-лайн форум, не требующий никаких высоких технологий.

И «Попробуйте вот это!» по-прежнему остается любимой рубрикой в «Group», который является самым читаемым ресурсом для молодежных служений во всем мире. Некоторые советы работали и будут работать. Бог определенно благословил многие , которыми кто-то поделился в разделе «Попробуйте вот это!».

В этой книге мы собрали самые лучшие идеи из нашей рубрики, присланные нам за последние несколько лет. Ищите, наслаждайтесь и применяйте эти идеи в своем служении. Они работают! И присоединяйтесь к долгой традиции делиться лучшими идеями для молодежного служения. Ваши лучшие идеи присылайте нам [email protected]

ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого молодежного лидера наступает такой момент, когда он или она сталкивается с вечным вопросом: «Что нам нужно для этого сделать?» Вот почему более двух десятилетий назад мы решили открыть рубрику «Попробуйте вот это!» с надежными идеями, которые вы как практики применяли в своем студенческом служении.

Самой первой книгой, изданной «Group», было собрание самых лучших писем из журнального раздела «Попробуйте вот это!». Уже много лет мы не выпускали таких книг и подумали, что как раз пришло время это сделать. Поэтому мы открыли хранилище рубрики «Попробуйте вот это!» и выбрали самые лучшие идеи, чтобы получилась очередная книга для вас. Начав пересматривать письма, мы вновь вспомнили, какие удивительные вещи вы делаете для построения отношений с подростками.

Эта книга - собрание этих идей, представленных в легко организованных разделах , которые позволят вам искать и планировать мероприятия на будущее или же просто брать книгу и на бегу «выуживать» из нее идею, которая вам нужна на сегодня. Мы вдохновляем вас, чтобы вы сделали эту книгу инструментом для ежедневного служения. Делайте пометки, подписывайте дату над каждой идеей, которой вы воспользовались, дайте каждому совету оценку согласно его эффекту на вашу группу и давайте ее почитать подчиненным вам лидерам.

Для вашего удобства книга разделена на следующие разделы: изучение Библии, идеи для работы с большой аудиторией, начало дискуссий, поиск финансирования, игры, построение групп, полезные подсказки и евангелизация. Под каждым заголовком собрано все , что вам понадобится для этого вида деятельности, и вам будет легко найти то, что необходимо именно сейчас. Надеемся, вам понравятся самые лучшие идеи, собранные в этой книге!
ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ


  1. Подписи к картинкам

Уже после пяти минут этого библейского изучения притч начинает звучать веселый смех.
Для этого вида изучения Библии вам понадобится пачка желтой прессы из любого супермаркета. Кроме этого, вам будут нужны бумага, клей и несколько серьезных журналов, как «Time» или «Newsweek».

Раздайте желтые газеты. Объясните, что большая часть Библии посвящена подготовке к грядущему царству и ведению благочестивой жизни, а книга Притч была написана для того , чтобы помочь нам пройти эту земную жизнь, здесь и сейчас, день за днем. Раздайте Библии и попросите ребят использовать любой стих из книги Притч как подпись к какой-либо фотографии из желтой прессы. Пусть дети напишут стихи на листке бумаге и приклеят на него картинку из газеты.

Вскоре смешки превратятся в смех и громкое веселье! Затем возьмите один из серьезных журналов или газет и попросите группу вновь найти подписи для фотографий из книги Притч. Пусть они приклеят эти вырезки и подписи на другой листок бумаги. На этот раз подписи будут точнее отражать мысль. Повесьте эти работы в зале в вашей церкви, чтобы их могли видеть все ее члены. Завершите работу молитвой и попросите Бога, чтобы все эти библейские стихи уже сегодня нашли свое применение в жизнях подростков.

Стив Кейс

Овиедо, Флорида


  1. Больше и лучше

Этот способ изучения Библии помогает детям лучше понимать ценность Божьих благословений.
Начните изучение Библии с «охоты за вещами» под названием «Больше и лучше». Разделите свою группу на команды из четырех или пяти человек и дайте каждой группе консервную банку с супом. Скажите, что у них 15 минут, чтобы обменять свою банку на что-то лучше и больше. Если место ваших встреч не позволяет свободно ходить и торговаться друг с другом, дайте по одной банке одному человеку из группы и попросите попробовать обменять ее на что-то у других членов группы. Через 15 минут сравните «сделки» и объявите, какая из них «больше и лучше».


  • Легко ли было обменять свою банку супа?

  • Легко ли было Исаву променять свое первородство за суп?

  • Как вы думаете , сожалел ли Исав когда-нибудь о своем решении? Объясните.

  • Какие Божьи благословения подростки могут променять на то, что как они думают, принесет им счастье?

  • Почему они отказываются от этих благословений?

  • Как вы думаете, пожалеют ли они об этом?

  • Как может Бог помочь вам понять, что стоить обменять, а что - беречь?

Завершите все краткой «сборной» молитвой, попросив каждого назвать что-то, что он или она будет беречь и предложит Богу для Его царства.


Лиза Николс Хикман

Таскон, Аризона


  1. Одно тело, много членов

Используйте 1 Кор. 12:12-31, чтобы вдохновить всех на дискуссию о том, как индивидуальные таланты могут внести свой вклад в тело Христово.
Для этого мероприятия вам прежде всего потребуется создать скульптуру из разнообразных предметов. Например , можно использовать элементы из наборов LEGO, пластилин, деревянные бруски , бумагу, полихлорвиниловые трубки, вешалки, картон, краски, коробки или пластмассу. Затем уберите получившуюся конструкцию и выставьте набор материалов, которые вы использовали для ее создания. Разделите класс на группы по четыре человека и дайте каждому члену группы свою роль какой-либо части тела: Глаза, Уши, Ноги или Руки. Затем соберите все Глаза из каждой группы в одном углу комнаты, Уши - в другом и т.д. Используйте следующие правила, чтобы группы создали скульптуры, похожие на вашу:


  1. Только Глаза могут непосредственно видеть вашу скульптуру.

  2. Глаза описывают ушам то, что видят.

  3. Уши рассказывают Ногам то, что услышали.

  4. Ноги собирают все необходимые материалы и рассказывают об услышанном Рукам.

  5. Руки создают конструкцию согласно полученной информации.
Пусть информация передается таким образом столько раз, сколько необходимо для завершения скульптуры. Когда группы завершили свои конструкции, покажите свою конструкцию-образец и обсудите следующее:

  • Как ваша скульптура отличается от конструкций всех остальных?

  • Создали бы вы такую же конструкцию, если бы в вашей группе не было Уха , Глаза и т.д.?

Затем прочитайте вслух 1 Кор. 12:12-31 таких образом: все вместе читают стихи 12-14; Ноги читают стих 15; Уши читают стих 16; Глаза читают стих 17; все вместе читают стихи 18-20; Руки читают стих 21; вы читаете стих 22-31. Затем пусть группы обсудят следующие вопросы:


  • Почему апостол Павел выбрал человеческое тело в качестве иллюстрации роли каждого человека в церкви?

  • В чем вы можете полагаться на других в церкви?

  • В чем может церковь положиться на вас?

  • Какая вы часть тела Христова?

Завершите все молитвой - попросите Бога вести каждого в определении его или ее части в теле Христовом.


Тамми Уейслинг

Тиф Ривер Фолс, Миннесота


  1. Предупредительные этикетки

Используйте глупые предупредительные этикетки, чтобы вдохновить подростков поразмыслить о своем посвящении Христу.
Поищите в Интернете примеры глупых, но реально существующих предупредительных этикеток. Составьте список и раздайте его своим ученикам. Затем немного посмейтесь над тем, какими глупыми должны быть люди, чтобы их было необходимо предупреждать о таких очевидных вещах. Спросите:


  • Как вы думаете, почему у этих товаров такие глупые предостережения?

  • Если бы предупредительную этикетку носили бы вы, что бы там было написано?
Пусть группы по три-четыре человека прочитают следующие отрывки вместе: Лк. 9:23-27; 9:57-62 и 18:18-30. Спросите:

  • Что, как говорит в этих стихах Иисус , может быть, вам придется оставить ради Него?

  • Когда люди решают следовать за Иисусом, почему они могут иногда даже не задумываться, что за это, возможно, придется заплатить?

  • Были ли вы удивлены тем, чем вам пришлось пожертвовать из-за своего посвящения Христу?
Дайте ученикам по листку бумаги и спросите:

  • Если бы у христианства была предупреждающая этикетка, что бы было на ней написано?
Затем пусть каждый ученик нарисует крест и добавит свою предупреждающую этикетку.
Джон Пейп

Райзинг Сан, Индиана


  1. Правила и власти - ну и что?

Используйте игру без правил, чтобы помочь молодежи понять, почему правила так важны.
Пусть ребята объединятся в группы по четыре-шесть человек, и дайте каждой группе настольную игру. Расскажите каждому , что у игры есть одно правило: никаких правил и никто не главный. Примерно через 10 минут группы должны обсудить следующие вопросы:


  • Как меняется игра, если нет никаких правил?

  • Почему, по вашему мнению, вообще существуют правила?

  • Какие правила нас защищают?

  • Подчиняетесь ли вы этим правилам?

  • Что вы делаете, когда вам не нравится какое-то правило?
Скажите следующее: зачастую правила кажутся нам бессмысленными. Иногда нас подводят те, в чьих руках сосредоточена какая-либо власть. Из-за этого мы оказываемся в тупике или очень сильно расстраиваемся, как у нас получилось с этими настольными играми. Но Бог вовсе не задумывал все вот так. Он использует правила для того, чтобы нас защитить. Когда правила установлены Богом, Он нас никогда не подведет.

Зачитайте вслух Рим. 13:1-7. Затем пусть группы обсудят следующие вопросы:


  • Изменяется ли этот отрывок Писания ваше представление о правилах и властях? Почему?

  • В каких ситуациях у вас сложные отношения с властями?

  • Как мы можем помочь друг другу в этих трудностях? Как может помочь Бог?
Завершите все молитвой - попросите ребят помолиться за отдельных власть предержащих людей, за здоровое отношение к этим людям и за разрешение трудностей с властями.
Тамми Бови

Бертон, Мичиган


  1. Обещания на кирпичах

Используйте кирпичи, чтобы проиллюстрировать, как, держась за свои бремена , мы можем выстроить барьер между собой и Богом.
Спросите:


  • Из-за чего обычно беспокоятся люди?

  • Какие способы они обычно применяют для борьбы с беспокойством?
Пусть ученики сгруппируются в пары или тройки и прочитают 1 Пт. 5:7 и Пс. 55:22. Спросите:

  • Бывало ли у вас, что, отдав свой стресс Богу, потом вы вновь его испытывали? Объясните.

  • Почему так часто мы неспособны полностью отдать свои заботы Богу, несмотря на Божьи обетования?

  • Какие особые шаги могут нам в этом помочь?
Вкатите в комнату тележку с кирпичами. Каждому ученику понадобится один кирпич. Пусть каждый студент возьмет кирпич и перманентным маркером напишет на нем слово или нарисует картинку, обозначающие или символизирующие то, что вызывает у него стресс. Затем попросите учеников построить небольшую стенку из этих кирпичей. Когда она будет готова, спросите:

  • Как эти бремена строят барьер между нами и Богом?

  • Как Бог использует наши бремена для того, чтобы приближать нас к себе?
Затем попросите вновь взять свой кирпич и написать на обратной стороне: «Я отдаю это Богу». Пусть ученики найдут партнера и вместе помолятся, прося Бога помочь освободиться от бремен. Скажите ученикам взять их кирпичи домой как напоминание о том, чтобы они каждый день - и полностью - отдавали свои беспокойства Богу.
Пол Болдвин

Мишавака, Индиана


  1. Служа другим, служим Богу

Подготовьте свою группу к проекту по служению или миссионерской поездке, используя обучение, основанное на Евангелии от Иоанна 13.
Вам понадобятся полотно, скотч, акриловая краска, мыльная вода, чистая вода, полотенца, CD-диск с записью песни Third Day «City on a Hill» и CD-плеер.

Заранее до предстоящих миссионерских поездок напишите название, дату и место вашего проекта наверху большого полотна и прикрепите его на стену вашей комнаты для встреч. Поставьте краску и тазики с водой. Прочитайте вслух Ин. 13:1-5, 12-17. Попросите добровольца опустить руку в краску и оставить свой отпечаток на полотне. Затем вымойте руку добровольца и попросите его вымыть руку следующего человека, который оставит свой отпечаток на стене. Продолжайте, пока сами не оставите отпечаток и последний человек не вымоет вашу руку. Затем спросите:


  • Что вы чувствовали, когда вам мыли руку? Когда вы сами мыли чью-то руку?

  • Как оставленный отпечаток на полотне похож на ваше участие в поездке?
Пусть в тройках дети прочитают Пс. 123:1, Мф. 25:40, Кол. 3:23. Спросите:

  • Как то, что вы делаете своими руками , отражает Божью любовь?

  • Как вы служите Богу, служа другим?

  • Что вы надеетесь дать и получить во время этой миссионерской поездки?
Завершите все прослушиванием песни «City on a Hill» и помолитесь про себя.
Дениз Прейндж

Хай Ридж, Миссури


  1. Война при помощи шариков с водой

Познакомьте детей с «военными действиями» и проведите обучения о духовной войне.
Сформируйте две команды и дайте каждой команде несколько шариков с водой. Выстройте команды друг перед другом, на расстоянии примерно 4-5 метров.

Выберите, какая команда начнет, затем позвольте всем из этой команды бросить свои шары в другую команду - все одновременно. Если в кого-то попали, этот человек должен сесть. Затем пусть кидает вторая команда. Проведите три раунда такого «расстрела». Та команда, в которой останется стоять больше людей, победила. Объясните, что эта битва похожа на то, как велась война за независимость в Америке. Спросите:


  • Была ли какая-то команда сильнее другой?

  • Что вы чувствовали, когда у другой команды была возможность кидать в вас шариками? Объясните.

  • Что помогло вам объединиться в этой битве?
Прочитайте 2 Кор. 10:3-5. Затем спросите:

  • Что имел в виду Павел , говоря: «Не по плоти воинствуем»?

  • Как важна для вас мысль о духовной войне и почему?

  • Против каких врагов мы боремся?

  • На какое оружие вы больше всего полагаетесь в ведении духовной войны?

  • Какое дополнительное оружие вы можете добавить в свой арсенал?

  • Какими особенными способами мы можем поддержать друг друга в этой битве?

Т. Дж. Робертс

Солт-Лейк-Сити, Юта


  1. Остаться в живых по-библейски

Используйте персонажей-изгоев из Библии в игре по типу «Остаться в живых», чтобы учить о безусловной любви Христа.
Для этого изучения Библии вам понадобиться создать карточку с информацией для каждого человека из вашей группы. Используйте Библию, чтобы найти людей, которые могли бы восприниматься как изгои: прокаженный, сборщик податей, слепой, расслабленный, пастух, римский сотник, рыбак, пророк или одержимый демонами. Напишите для каждого краткую информацию, объясняющую, почему он мог бы считаться изгоем. Раздайте эти карточки ученикам.

Пусть все сидят в кругу и рассказывают от лица своего персонажа о том, кто они такие. Затем пусть каждый напишет на листке бумаги того персонажа , которого он или она хотели бы исключить из игры на основании их наименьшей пользы для общества. Между раундами голосования позвольте «оставшимся в живых» доказывать, почему их необходимо оставить в группе. Когда останется четыре человека, позвольте «изгоям» проголосовать за победителя.

После игры прочитайте вслух Мф. 5:1-12. Затем обсудите следующие вопросы:


  • Как, по вашему мнению, смотрел бы на наших «изгоев» Иисус?

  • Как бы вы объяснили - что такое безусловная любовь?

  • Насколько важны для вас или ваших друзей внешность или социальный статус?

  • Чем отличается то, как смотрят на нас окружающие, от того, как видит нас Бог?

Джефф Браунинг и Крис Колетти

Виста, Калифорния


  1. Уроки фаст-фуда

Превратите перекус в фаст-фуд-кафе в поучительный пример для членов вашей молодежной группы.
Для воскресного изучения Библии сводите свою группу позавтракать в кафе. Отправьтесь в фаст-фуд, где есть круглосуточное окошко, через которое можно купить все , не выходя из машины. Когда вы все выберете, устройтесь группой в уютном уголке, чтобы начать изучение Писания. Сначала спросите ребят, как то, что происходит перед окошком раздачи, может описать их путь веры (например, вам иногда приходится ждать или в меню нет того, чего вы хотите).

Затем обсудите следующие вопросы, используя при ответе соответствующие места Писания:


  • Почему «ожидание» так важно в вашем пути веры? (Пс. 24:5; 26:14; 39:1-3; Ис. 30:18; Флп. 3:20)

  • Что вы делаете, когда вам хочется «отсутствующего в меню»? Как вы противитесь или принимаете Божий план? (Иер. 29:11)

  • Как вы понимаете то, что хочет сказать вам Бог? Как вы общаетесь с Богом? Как Бог общается с вами? (2 Пар. 7:14; Иер. 33:3 и 1 Кор. 2:9-10)

  • Какой «обмен» вы осуществляете в вашем пути веры? Что вы отдаете Богу? За что заплатил Христос и что вы получили в обмен? (Иак. 2:18 и 1 Ин. 2:2)

Крисанн Гоуд

Арлингтон, Техас


  1. Библия и салочки

Не упустите возможность во время следующей игры в «салочки» на свежем воздухе с фонариками - добавьте поучительный момент!
Вам понадобятся Библии с конкордансом бумага и ручки или карандаши.

Разбейте ребят на небольшие группы и вручите каждой группе список слов, имеющих отношение к салочкам в темноте. Например, «быстрый», «страх», «миссия», «темнота», «прятаться» или «команды». Попросите группы выбрать одно слово из этого списка, которое может так же относиться и к христианской жизни. Попросите группы найти это слово в конкордансе и выписать библейские ссылки, связанные с этим словом. Затем попросите каждого члена группы найти одно из перечисленных мест Писания и записать несколько мыслей о том, каким образом салочки связаны с их верой.

У ваших групп могут родиться такие идеи:


  • Темнота (Пс. 17:29) - Бог с нами не только в хорошие времена (в свете), но и в плохие (во тьме).

  • Страх (Пс. 26:1) - когда мы помним о спасении, обещанном Богом, нам не нужно ничего бояться.

  • Прятаться (Мф. 5:14:16) - мы никогда не должны прятать свою веру от мира.
После того, как все члены группы поделятся друг с другом своими мыслями, обсудите следующее:

  • Как похожа игра в салочки в темноте на ваше хождение в вере?

  • Какое место Писание из прочитанных стало для вас самым вдохновляющим? Объясните.

  • Как вы можете использовать Библию в качестве оружия против греха и зла?

Дебра Браунер

Поттстаун, Пенсильвания


  1. Ищите и обрящете

(особенно эффективно в работе с ребятами среднего подросткового возраста)
Это быстрая массовая игра в торговом центре - веселый способ изучить Библию и вносит в игру-квест новый смысл.
Создайте команду из двух-трех ребят. Затем наделите шесть взрослых добровольных помощников какими-то отличительными особенностями, которые можно быстро увидеть. Попросите каждого из взрослых выбрать любимый библейский стих, которым они поделятся с подростками. Для этих «отличительных черт» вы можете использовать следующие предложения:


  • Человек, сидящий на телефонной книге (Пс. 104:1-2)

  • Человек с монетками, прилепленными скотчем к подошве обуви (1 Тим. 6:6-10)

  • Человек с темным гипсом на ноге (Ис. 35:3-6).

  • Человек в очках (Евр. 11:1)

  • Человек с оторванной частью штанины (Притч. 4:11-12)

  • Человек с оторванной штаниной, надетой на голову (1 Кор. 1:27-28)

Попросите добровольцев разойтись по торговому центру (только не заходя в магазинчики) и менять место после того , как их найдет какая-либо команда. Когда команда находит этого добровольца, взрослый рассказывает им свой стих.

Попросите двух других взрослых стать хронометристами, которые будут посылать каждую команду на задание, говоря, например: «Ищите и обрящете… человека, сидящего на телефонной книге. Принесите мне добрые вести». Команды, вооруженные Библиями, находят этого человека. Убедитесь, что ребята не будут заходить в магазины. Они могут представляться и говорить из какой они церкви сидящим людям, объясняя, что у них поисковая игра и интересоваться, не сидят ли те на телефонной книге. Найдя взрослого, команда бежит назад и зачитывает библейский стих хронометристам и лишь затем получают следующее задание. Хронометристы в очередной раз отправляют команды на поиски другого взрослого.

Завершите игру после того , как пройдет определенное время или когда какая-либо команда выполнила все шесть заданий. Договоритесь со взрослыми добровольцами встретиться с командами в кафе торгового центра, где вы сможете перекусить и обсудить библейские стихи. Спросите:


  • Как эта игра похожа на ваш путь веры?

  • Какой библейский стих больше всего значит для вас и почему?

  • Бросает ли выбранный вами стих вам какой-либо своеобразный вызов? Поясните.
Нам было так весело, что несколько проходящих мимо подростков остановилось посмотреть, чем мы занимаемся, и, в конце концов, присоединились к нашей игре!
Анджела Брайденбах

Миссула, Монтана


  1. Проповедь с пакетами

Методика проведения урока для подростков

Построение новой темы урока для подростков

Как обучать подростков?

При работе с подростками мы должны помнить, что это возраст «Исключения из правил»

Требования к проведению урока для подростков :

  1. Начните урок вовремя
  2. Узнайте, что волнует их
  3. Молитесь про руководство ДС
  4. У учеников должны быть ручка и конспект
  5. При подготовке помните, что для подростков очень важна заинтересованность в том, что вы учите.

Построение новой темы

  1. Сосредоточьте внимание (заинтересуйте)
  2. Ищите, и найдите ответ на проблему
  3. Научите применению
  1. Сосредоточение внимания (5 мин.)

Детей можно заинтересовать таким образом :

  1. Объявите подросткам тему урока
  2. Задайте вопрос по теме урока

Пример : Знаете ли вы, что значит праздник Крещение?

  1. Пробудите интерес к беседе, затрагивая более глубокую духовную проблему или жизненную ситуацию
  2. Поставить перед ними проблему, рассказав эпизод из жизни, статьи, фильма.
  3. Раскрываем суть проблемы и начинаем искать ответ в Библии вместе с ними.
  1. Ищите и найдите ответ

У учителя должен быть план беседы, а не проповедь

    1. Ищите вместе с ними ответ из Библии на существующую проблему
    2. Прежде, чем искать ответ в Библии надо их убедить, что эта книга от Бога.
    3. Общение должно быть чисто семейным, за «Круглым столом» (Можно за чашкой с чаем).
    4. Выбрать стих соответственно духовному уровню детей, чтобы он отвечал их мышлению
    5. Сначала выслушайте их мысли, и только потом сделайте вывод.
    6. Потом читайте Библейский стих или стихи отвечающие на вопрос (они должны быть взаимосвязаны между собой)
    7. Мы должны постепенно подниматься по ступеньках (для этого мы должны сами хорошо знать Слово Божье)
    8. Постарайтесь заинтересовать всех, а не только самых активных. Брать участие должны даже те, чья мысль не всегда правильная.
    9. Используйте индивидуальный подход к каждому ребенку.

(В преподавании используйте различные методы. Не следует говорить то, что подросток и сам знает.)

Основные принципы при работе с подростками

  • Подростки учатся лучше, если сознают, что им это необходимо
  • Подростки учатся лучше, если они сами ставят себе задания, и сами решают их.
  • Подростки имеют потребность в большей самостоятельности
  • Подросткам необходимо постоянно открывать что-то новое, искать смысл жизни
  • Подросткам необходимо знать, что учитель учится вместе с ними. Это делает занятия более интенсивными для них, и сопутствует духовному развитию.

Хорошо запомнить следующую фразу, и сказать ее на первом уроке:

« Я могу ошибаться, и вы будете видеть мои ошибки, но я прошу Господа, чтобы Он учил меня и помог исправлять мне ошибки …»

Мы должны помнить, что наше внимание должно быть сконцентрировано не на том, кто лучше справится с заданием, а на предмете. Меняйте методы как можно чаще. Используйте опыт других, проявите творчество и постоянно совершенствуйтесь в преподавании.

Пусть Господь вас благословит!

Хорошим и весьма действенным способом евангелизации является так называемый библейский кружок или, другими словами, собрания для тех, кто интересуется христианской верой.

В нашей церкви мы имеем довольно успешный опыт проведения подобных занятий. Хочу поделится некоторыми наработками. Итак, для начала нужно определится со списком вопросов и задач, которые встают перед тем, кто желает начать подобного рода работу.

1. Где проводить собрания.
2. Как часто проводить собрания.
3. Где, как и кого приглашать.
4. Какие темы избрать.
5. Как провести общение.

Рассмотрим все по-порядку.

Где проводить собрания?

Есть несколько вариантов: Дом Молитвы, дом или квартира одного из верующих, нейтральное место - арендованное помещение, кафе и так далее.

У каждого варианта есть свою достоинства и недостатки. Личный мой опыт подсказывает, что лучше всего собрания библейского кружка проводить в Доме Молитвы. Почему? Во-первых, это удобно, так как в Доме Молитвы чаще всего есть все необходимые условия. Во-вторых, приглашенные человек невольно знакомится с Домом Молитвы, привыкает к нему. В последствии ему будет проще прийти на богослужение.

Частный дом или квартира это неплохой вариант, но имеет ряд весомых недостатков. Начиная с того, что незнакомому человеку намного сложнее прийти в личный дом к кому-то, чем в общественное место, каковым является Дом Молитвы, и заканчивая тем, что проведению собрания могут невольно мешать, проживающие в доме или квартире люди.

Третий вариант хорошо подходит в том случае, если Дом Молитвы расположен в неудобном месте или по каким-то причинам в нем нельзя собираться. Лучше арендовать помещение, чем собираться в частом доме. Но этот вариант самый затратный из всех.

Как часто проводить собрания.

Сразу стоит отметить, что не так важна периодичность, как постоянство. Лучше проводить собрания реже, чем время от времени отменять уже назначенные встречи. Хорошие результаты достигаются при еженедельном режиме. В этом случае достаточно времени для подготовки к следующей встрече. Кроме того, у пришедшего на подобное общение человека за неделю впечатления и воспоминания о встрече еще не успеют потускнеть.

Устанавливать частоту проведения реже, чем два раза в месяц не рекомендуется. Чем реже частота общений, тем сложнее создать на них дружескую, доверительную обстановку, трудно взгреть у посещающих нужду в подобных встречах.

Где, как и кого приглашать.

Рассмотрим два разных вида приглашений на подобные встречи.

1. Личное приглашение.

Можно попросить каждого члена церкви составить список тех неверующих людей, которых он знает лично. После этого необходимо, что тот, кто составил список пригласил каждого их этого списка на общение. Если приглашаемый будет отказываться, то целесообразно спросить у него, не знает ли он кого-то, кого подобное приглашение могло было бы заинтересовать.

Опыт нашей церкви показал, что метод личных приглашений наиболее эффективен.

2. Приглашение через пригласительные, объявления и так далее.

Во втором случае, люди приглашаются на встречи при помощи: пригласительных и объявлений

По статистике, по пригласительным и объявлений приходит около 1-2% от общего числа приглашенных.

Какие темы избрать.

Темы могут быть самыми разнообразными. Например:

Нужен ли человеку Богу?
- Может ли человек иметь общение с Богом?
- Почему мы доверяем Библии?
- Что такое грех и каковы его последствия?
- Как победить грех?
- Что такое Церковь?
- Существует ли истинная свобода?

Некоторые материалы для подготовки проведения данных тем, я буду выкладывать на этом сайте в рубрике "беседы на христианские темы".

Как провести общение.

Мы сразу решили, что подобные вечера должны проходить в дружеской, простой, неформальной обстановке. Это не богослужение, в обычном смысле этого слова, это именно общение. Мы ставим столы, покупаем печенья и конфеты и наливаем чай. Обычно общение начинается чуть позже шести вечера, иногда даже в половину седьмого. Но это не страшно. Время, пока мы ждем всех опоздавших, используется для общения между пришедшими. Обычно к нам приходят от 5 до 15 человек. Лучше если членов церкви будет немного. Самое приемлемое - два или три брата и сестра, которая бы обслуживала стол и аккомпанировала на пианино. Если на общение придет больше членов церкви, то люди могут почувствовать себя неловко.

Начинается общение с молитвы. Если я вижу, что есть те, кто пришел первый раз, то я подробно объясняю как и зачем мы молимся. Примерно такими словами:

Дорогие друзья. У нас христианское общение. А так как мы христиане, то мы всегда просим нашего Бога, чтобы Он благословил нас. Для этого мы помолимся. Молимся мы обычно на коленях или стоя. Сейчас мы встанем и я произнесу молитву. Если вы согласны со словами молитвы, то в конце вы можете сказать слово "аминь", что означает "истинно так".

После молитвы я рассказываю о том, как пройдет общение. Очень важно напомнить пришедшим, что у нас именно общение, поэтому каждый может задать любой вопрос, высказать свое мнение, а если он с чем-то не согласен, то пусть не стесняется об это сказать.

После такого объявления, мы предлагаем людям познакомиться. Обычно знакомство короткое. Предлагается сказать свое имя и свое отношение к Богу. Получается примерно так:

Меня зовут Алексей, я православный, но в храм не хожу.
- Меня зовут Оля, я не знаю, какое у меня отношение к Богу.
- Меня зовут Михаил Иванович, думаю, что космосе есть какая-то сила, но не уверен.

Иногда знакомство можно дополнить вопросами. Например:

Что вы ждете от этих общений.
- Расскажите о том случае, когда Бог вас сохранил.
- Вы когда-нибудь молись?

После знакомства, мы предлагаем тему для рассуждения.

Очень полезно сформулировать тему в виде вопроса и этот вопрос задать в самом начале. Я обычно спрашиваю каждого пришедшего по очереди. На этой стадии не стоит обсуждать ответы, нужно дать человеку высказать свое мнение. После того, как все выскажутся, нужно предложить свои рассуждения. Но важно помнить, что общение не должно превратится в проповедь или монолог. Следует помнить, что кто-то может высказать мнение, резко отличающее от христианского. В любом случае, нужно отнестись к человеку с уважением и терпением.

Если у кого-то из приходящих на общения на днях был день рождения, то это прекрасный способ провести вечер: сделать имениннику небольшой подарок, купить торт. Затраты небольшие, а для неверующих это лишнее доказательство того, что церковь это, действительно, одна семья.

В середине и конце общения можно спеть. Обязательно нужно выделить время (не менее одной трети от общего времени) для вопросов. Это важнейшая часть общения. Иногда даже мы весь вечер посвящаем вопросам и ответам, а тему откладываем на следующий раз.

Полезно, если руководитель общения даст всем номер своего телефона, а номера пришедших запишет себе. Я обычно рассылаю всем смс-сообщения с напоминанием о следующем собрании.

Многие мои коллеги, священники, организаторы молодежной работы на приходе, руководители христианских молодежных объединений, часто спрашивают меня: о чем можно говорить на дискуссиях среди христианской молодежи. В клубах, на интернет-форумах, во время слетов. Решил сделать им Рождественский подарок - и накидать немного идей для выбора тематики. Кстати, можете смело в комментариях добавлять свои предложения - это только приветствуется

Хорошо подобранная тема - весомая часть успеха, это понимает каждый организатор. Однако не стоит забывать, что предмет обсуждения и его постановка обязательно должны учитывать специфику аудитории, опыт ее церковной жизни, практику участия в дискуссиях и многие другие аспекты. Здесь также важен формат, способ построения общения, регламент дискуccии и, конечно, мастерство ведущего или, как его сегодня называют, - модератора

Сразу выскажу свою позицию относительно ценности таких дискуссий, чтобы обозначить область возможно ожидаемого и не требовать от дискуссии сверх того, что она реально может дать:

Открытое выражение . Да, это важно, чтобы молодые люди имели возможность выразить свои, какими бы они не были, взгляды на тот или иной вопрос. Создать такое пространство, в котором позиция другого априори уважается, очень ценно. Дискуссия - это не сдача экзамена в семинарии, это не лекция, это свободный обмен позициями, вопросами, суждениями, сомнениями. Ценность этого во многом в самом факте, в самой возможности - говорить то, что ты считаешь и иметь право получить обратную связь на свое видение, аргументированную и учитывающую то, что собственно ты сказал

Диалоговый тренинг. Уметь слушать другого, уметь выражаться самому. Это полезно как и для молодых людей, так и для опытных священников, желающих наладить коммуникацию с подрастающим поколением. В моменте дискуссии мы порой не столько доходим до окончательных ответов, сколько проживаем процесс столкновений, аргументации, поиска уточнений. Ответы могут прийти и позже. Качественный диалоговый процесс - это немаловажный результат.

Свободная рефлексия. Меня не раз пытались убедить, что есть вещи, которые не имеет смысла обсуждать, как-то на их тему рефлексировать, поскольку назвавшись "христианином", ты сразу как бы отказываешься от активного осмысления целого ряда позиций. "Так - значит так", - учат некоторые. Но в этой позиции относительно молодежной работы - есть некоторое методологическое упущение. Дело в том, что когда мы обсуждаем некоторое даже догматическое положение, мы обсуждаем не его само, не его истинность, а наше восприятие его содержания, отражение догмы в нашем сознании. Тем более, когда мы ведем речь о том периоде жизни человека, которая называется молодость. Этот период - процесс постоянных инверсий, пересмотров, постановок сложнейших вопросов, острых, неудобных, противоречивых. Это неостанавливающийся поиск. И в этом контексте я считаю весьма опасным превратить духовное пространство молодого человека в полуживой список догматических установок,ведущий в итоге к утверждению номинативных ценностей, которые не просто не углубляются в нем, а иногда и вовсе - проявляются лицемерным поведением. Пространство дискуссии - это пространство свободного осмысления, на том уровне и в тех понятиях, которыми обладают люди, в ней участвующие, вне зависимости от того, как "надо", "правильно", "как написано". По принципу "а вот так есть на самом деле", в голове и сердце этого конкретного молодого человека, "здесь и сейчас"

Для организатора дискуссии вполне реальными результатами могут стать:

Выявленная картина взглядов участников дискуссии на определенные вопросы и темы

Развитие отношений с участниками, налаживание контакта

Уточнение некоторых непростых вопросов, коррекция собственной позиции и позиций участников

Подготовка к некоторым последующим действиям, шагам, мероприятиям (в таких случаях нередко дискуссии используются как превентивные меры для разведки ситуации по тому или иному вопросу)

Появление новых идей для дальнейшей работы с группой по типу "А хорошо было бы в связи с этим..."

Проявление лидеров и других "ролей" среди участников группы, очертание определенной социометрической геометрии

Выбор названия для дискуссии - ещё один немаловажный этап. Должно быть: ярко (обратить внимание), понятно (доступное содержание), привлекательно (вызывать интерес). В своей практике, к примеру, нередко использую следующую схему для формулировки названия: [Основной посыл (вопрос, противопоставление, актуальный образ и др.)] --> [уточнение (фокусировка темы)]

Ну что ж, теперь к темам. Разбил я их на небольшие группы, чтобы можно было увидеть и принцип их поиска.

Актуальное и острое

  • Уроки Pussy Riot: чему мы научились и чему нет? Послеловие к одному кощунству.
  • Хочу, чтобы меня видели. Ещё раз о православном дресс-коде...
  • Информационные войны: страшилка или реальность? Молодежь на информационном фронте.
  • Осторожно, запад! Ценное и опасное в западной культуре. И есть ли она на самом деле?..
  • Как отвечать за мерседесы архиереев? Неудобные вопросы перед молодым христианином
  • Были ли на Болотной православные? Вера и политический протест
  • Ювенальная юстиция: зерна от плевел. Объективный разговор
  • Государство и Церковь: кто кому нужен?

Реальная Церковь

  • "Лагеря" среди священников. Почему так и иначе?..
  • Когда традиция мешает вере?
  • Воцерковление и расцерковление: поколения в Церкви.
  • Область сомнения: о чем можно рассуждать христианину?
  • Понимаю и принимаю? По положениям Основ социальной концепции РПЦ
  • Мирянин в Церкви: от послушания к апостолату и обратно.
  • Реконструкция или строительство? И при чем здесь православные молодежные балы?

Молодежная культура

  • Христианские мотивы в творчестве Виктора Цоя. Можно ли говорить о Боге на языке электрогитар
  • По кому плачут эмо?.. Молодежь и их проблемы с зеркале субкультур
  • Байк, храм и пиво. Что можно сочетать?
  • "Православные шашлыки". Все ли формы уместны?
  • О чем говорят татуировки? Духовные искания современной молодежи

Молодежь на приходе

  • Точка входа. Открыты ли храмы для молодых?
  • Нужны ли молодежи свои формы храмовой жизни? Достоинства и соблазны "молодежек"...
  • Местечка не найдется? Готовы ли приходские общины к большому числу молодежи?
  • Молодежные общины: за и против.
  • Фантом комсомола: нужна ли Церкви единая молодежная организация?
  • Мы к ним, или они к нам. Кто, где и кого ждет? Проблема христианской миссии среди молодежи.
  • Почему я не иду в молодежный клуб при храме? Границы возможностей православных молодежных объединений

Семья, секс и любовь

  • Сексуальные отношения: о чем говорят Отцы Церкви?
  • У меня есть бойфренд. Любовь до брака...
  • Семья: рай для него или роддом? Христианский взгляд на семью
  • В поисках супруга... Каким должен быть избранник?
  • Молодая семья: защитит ли венчание от развода?
  • Жить ли с тещей? Отношения молодожен и родителей.
  • Цена девства. Оправдывает ли цель средства?
  • Многодетность - учит ли этому Церковь?

Век двадцать первый

  • Вести за собой. Проблема лидерства в христианстве.
  • Бесконечный серфинг: молодой человек в информационном пространстве.
  • Существуют ли интернет-грехи? Киберповедение молодого христианина.
  • Выбор профессии. Есть ли ответы у Церкви?
  • Карьера: на земле и на небе...
  • Верующий и богатый. Настолько ли узко игольное ушко?
  • Куда успеть? Успех в современном мире.

Другие

  • Мой друг - протестант. Проблемы общения и взаимодействия с представителями других конфессий.
  • Религия - одна или множество?
  • Глазами гея. Христианство и сексуальные меньшинства...
  • Почему так мало пандусов в храмах? Об изоляции людей с инвалидностью

Служение людям

  • Поволонтерим? Ириски и риски добровольчества.
  • Дети-сироты. Как сделать нашу помощь результативной?
  • Равный - равному. Чем мы можем помочь друг другу?
  • Ради кого? Мотивы социального служения молодежи

Хорошего, плодотворного и живого общения вам!

Алексей Газарян (c)


04.05.2019 Урок 6. 4–10 мая. Кто в ответе?
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

27.04.2019
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

20.04.2019 Урок 4. 20–26 апреля. Невозможно молчать
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

13.04.2019 Урок 3. 13–19 апреля. Самый верный Друг
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

06.04.2019 Урок 2. 6–12 апреля. Неожиданный Слуга
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

30.03.2019 Урок 1. 30 марта — 5 апреля. Приготовление
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

23.03.2019 Урок 13. 23–29 марта. Сны исполняются

16.03.2019 Урок 12. 16–22 марта. Необычные друзья в необычной ситуации
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть первая, на I квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть I (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

09.03.2019 Урок 11. 9–15 марта. Это — уж слишком!
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть первая, на I квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть I (PDF) Методический материал для учителей (PDF)



Поделиться