Сборник заданий для подготовки к егэ. Строение цветка растения

Представляет оно из себя выбор фиксированного количества ответов, а именно- трех. Относится к базовому уровню, за правильное выполнение можно получить 1 балл. Раздел носит название «Многообразие организмов» и включает в себя вопросы про все Царства живой природы.
«Решу ЕГЭ» предлагает 5 разделов:

  1. Животные
  2. Растения
  3. Грибы и лишайники
  4. Бактерии и вирусы
  5. Сравнение Царств

Задания несложные, если знать хотя бы минимум материала.

Разделы из кодификатора, соответствующие заданию №9

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Разбор типовых заданий №9 ЕГЭ по биологии

Животные

Характеристика Царства

Какие признаки характерны для животных?

  1. по способу питания - автотрофы
  2. большинство активно передвигаются
  3. большинство практически неподвижны
  4. по способу питания - гетеротрофы
  5. клетки имеют хлоропласты и оболочку из клетчатки

Люди относятся к Царству Животные, поэтому будем «примерять на себя». Автотрофы — производят органические вещества из неорганических. Гетеротрофы — питаются готовыми органическими веществами. Мы питаемся готовой органикой, значит, Животные — гетеротрофы. Вы видели бегающее дерево? А человека? Большинство Животных активно передвигаются. Раз мы не зеленые, то хлорофилла у нас нет, и хлоропластов тоже.

Ответ: 235.

Характеристика класса

Существует 8 классов Животных, у каждого из которых есть анатомические и физиологические особенности, которые их отличают. Разбирая теорию по классификации обязательно выбирайте яркий пример, чтобы его анализировать, так будет проще.

Паук крестовик относится к классу паукообразных, так как у него

  1. тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка
  2. тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка
  3. на голове нет усиков
  4. на голове одна пара усиков
  5. три пары ног
  6. четыре пары ног

С кем можно перепутать паука? Скорее всего, с насекомым.



Паукообразное Насекомое
2 отдела туловища: головогрудь и брюшко 3 отдела туловища: голова, грудь, брюшко
4 пары конечностей 3 пары конечностей
Нет усиков Есть усики

Отличия классов

Назовите отличительные признаки пресмыкающихся от птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. смешанность крови
  2. непостоянная температура тела
  3. сухой роговой покров
  4. медленный обмен веществ
  5. внутреннее оплодотворение
  6. два круга кровообращения

У птиц сердце четырехкамерное, кровь уже делится на артериальную и венозную, в отличии от пресмыкающихся, у которых еще трехкамерное сердце, а кровь еще смешивается.

У птиц и млекопитающих температура тела постоянная.

И у рептилий, и у птиц покровы очень сухие.

Обмен веществ. Вспомните колибри, она ведь ест с десяток раз на дню. А питон? Заглотил свою жертву и лежит несколько дней, переваривает.

Оплодотворение внутренние о обоих классов.

Хоть кровь и смешивается, а круга два.

Ответ: 134.

Сходства классов


Общими признаками для животных, изображённых на рисунке, являются:


  1. наличие внутреннего скелета
  2. жаберное дыхание
  3. нервная система трубчатого типа
  4. наличие плакоидной чешуи
  5. наличие сердца на брюшной стороне тела
  6. теплокровность

На рисунках изображены акула и дельфин. Акула относится к классу Рыбы, а дельфин — Млекопитающие.

Скелет есть явно у обоих особей.

Жабры- рыбы.

Чешуи у них нет.

Сердце есть.

Теплокровность- характеристика млекопитающего, то есть дельфина.

Различия: 246, значит, сходства: 135

Характеристика типа

Выберите три правильных утверждения из шести. К признакам кольчатых червей относят

  1. окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями
  2. щетинки на члениках тела
  3. окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка
  4. слабое развитие или отсутствие органов чувств
  5. наличие замкнутой кровеносной системы
  6. питание тканями органов тела человека

Каждый тип так же имеет свои специфические особенности. Например, в таблице представлена информация по кольчатым червям:

Ответ: 235.

Ароморфозы

Какие из перечисленных ароморфозов привели к возникновению рептилий? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. появление грудной клетки для засасывания воздуха в легкие
  2. возникновение покрова из ороговевших чешуй
  3. формирование пятипалых конечностей
  4. появление оболочек яиц
  5. возникновение кожного дыхания
  6. появление второго круга кровообращения

Ароморфоз — такое изменение в организме, что оно позволило шагнуть на следующую ступень развития. У каждого класса свои ароморфозы. Что самое главной сделали рептилии? Конечно, они вышли на сушу, для чего, в первую очередь, нужно было дышать только воздухом.

Теперь, когда жизнь вышла на сушу, необходима защита, поэтому покровы тела меняются, с мягких, покрытых слизью на сухие и ороговевшие.

Пятипалые конечности были и до рептилий, посмотрите на лягушку.

Для успешного распространения нужно выходить потомство. В условиях суши нужна защита, то есть оболочки для яиц. Иначе, они попросту высохнут, не говоря о том, что легко травмируются или будут съедены.

Кожное дыхание было и у земноводных.

Второй круг кровообращения так же есть еще у земноводных.

Ответ: 124.

Рисунок — Скелет

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если в процессе эволюции у животного сформировался скелет, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

  1. двойное дыхание
  2. теплокровность
  3. всё тело покрыто роговыми чешуями
  4. размножение с метаморфозом
  5. отсутствие мочевого пузыря
  6. прямохождение

Это скелет птицы. Птицам характерно двойное дыхание, теплокровность. Тело не покрыто чешуями, оно покрыто перьями, чешуи есть только на лапках.

Никакого метаморфоза нет.

Мочевого пузыря у птиц нет.

Прямохождение- какая-то вообще странная характеристика, не относящаяся ни к одному классу, скорее, это ароморфоз.

Ответ: 125.

Рисунок — Мозг

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

  1. четырёхкамерное сердце
  2. наружное оплодотворение
  3. кожные покровы с чешуйками или щитками
  4. постоянная температура тела
  5. ячеистые лёгкие
  6. развитие зародыша в матке

Мозги не должны наводить ужас, они все отличаются и усложняются, один раз поймете и все.

На рисунке из нашего номера, например, мозг млекопитающего. Почему? Потому что извилины только у млекопитающих.

У млекопитающих есть четырехкамерное сердцу, им присуща теплокровность, а зародыш развивается в матке, а не в кладке яиц вне организма самки.

Ответ: 146.

Кровообращение
Это сердца;

И системы кровообращения соответственно:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если в процессе эволюции у животного сформировалась кровеносная система, схема которой изображена на рисунке, то для этого животного характерны

  1. наличие конечностей рычажного типа
  2. жаберное дыхание
  3. недоразвитое зрение
  4. размножение в воде
  5. голое тело, покрытое слизью
  6. наличие боковой линии


Если вдруг по форме тела не понятно, что это рыба, но смотрим на сердце: оно двухкамерное.
До рычажного типа конечностей рыбам очень далеко.
Жабры — да.
Недоразвитое зрение- нет. Вполне достаточно для нормальной жизни в толще воды.
Размножение в воде- да. Впрочем, как и вся жизнь.
Голое тело, покрытое слизью. Слизь- да. Но еще есть чешуя.
Боковая линия-да. Нужна для ориентирования в пространстве.
Ответ: 246.

Анализ текста

Речной рак относится к типу членистоногих и имеет характерные для этого типа общие признаки . Рак имеет хорошо развитые органы обоняния, осязания, зрения и равновесия . Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию перечисленных выше, и выделенных шрифтом, признаков.

(1) Тело рака сегментировано и покрыто хитиновым покровом. (2) Дышит рак кислородом, растворённым в воде. (3) Кровеносная система рака не замкнута, нервная представлена брюшной нервной цепочкой. (4) На голове в основании антенн находится ямочка, в которой помещаются свободно колеблющиеся песчинки - отолиты. (5) Рак периодически линяет и после линьки сам поднимает песчинки и кладёт их в эти ямочки. (6) Питается рак падалью, мелкими животными и растениями.

Все указанные предложения описывают рака, но по условию требуется выбрать те признаки, которые характеризуют его как представителя типа Членистоногие. Тело рака сегментировано и покрыто хитиновым покровом. Кровеносная система рака не замкнута, нервная представлена брюшной нервной цепочкой. На голове в основании антенн находится ямочка, в которой помещаются свободно колеблющиеся песчинки - отолиты.

Ответ: 134.

Растения

Характеристика Царства

Какие признаки присущи только растениям?

  1. дышат, питаются, растут, размножаются
  2. имеют клеточное строение
  3. имеют фотосинтезирующую ткань
  4. в клетках содержат пластиды
  5. образуют на свету органические вещества из неорганических
  6. растут в течение всей жизни

Первый и второй пункт относятся просто ко всем живым организмам.
3 — только растения.
4 — только растения.
5 — как раз при помощи пластидов, а именно – хлорофилла.
6 — относится еще и к грибам.
Ответ: 345.

Характеристика отдела

Растения отдела Папоротниковидные характеризуются следующими признаками:

  1. оплодотворение происходит в водной среде
  2. образуется обоеполый заросток
  3. орган размножения - цветок
  4. опыляются насекомыми
  5. не имеют корней
  6. на нижней стороне листьев образуются споры

Под цифрами 3, 4 - признаки цветковых, 5 - признак мхов.

Заросток обоеполый, служит для полового воспроизведения папоротника. В микроскоп можно увидеть, что верхняя сторона его гладкая, а на нижней имеются тончайшие волоски-ризоиды, служащие для прикрепления его к влажной почве. Между волосками попадаются маленькие полые бугорки (антеридии), содержащие в себе множество мельчайших сперматозоидов.

Ближе к сердцевидной выемке заростка на той же нижней стороне находятся удлиненные вздутия с канальцами, ведущими внутрь. На дне каждого такого бугорка (архегония) находится женская половая клетка - яйцеклетка, с которой происходит слияние одного из сперматозоидов.

Ответ: 126.

Сходства отделов

Сходство мхов и папоротников проявляется в

  1. размножении спорами
  2. дифференциация на органы и ткани
  3. оплодотворении, которое происходит вне водной среды
  4. автотрофном способе питания
  5. перекрёстном опылении насекомыми
  6. преобладании среди них древесных форм

Общие признаки высших споровых растений.

  1. Наличие многоклеточных антеридиев (мужских органов полового размножения) и архегониев (женских органов полового размножения) и многоклеточных спорангиев (бесполое размножение).
  2. Чередование диплоидной (бесполое поколение - спорофит) и гаплоидной фаз (половое поколение - гаметофит) в жизненном цикле; у большинства организмов гаметофиты раздельнополые.
  3. Растения, имеющие зародыш (признак, отличающий их от водорослей) и размножающиеся спорами.
  4. Дифференцированный спорофит (органы и ткани).

Ответ: 124.

Характеристика класса

Для класса Однодольные характерны признаки:

  1. мочковатая корневая система
  2. стержневая корневая система
  3. жилкование листьев параллельное или дуговое
  4. жилкование листьев сетчатое
  5. листья всегда простые
  6. развитие из зародышевого корешка явно выраженного главного корня


Ответ: 135.

Характеристика семейства

Выберите три признака растений семейства крестоцветных (капустных).

  1. цветок четырёхчленного типа
  2. соцветие кисть
  3. цветок пятичленного типа
  4. соцветие корзинка
  5. плод стручок или стручочек
  6. плод боб


Три признака растений семейства крестоцветных (капустных): 1) цветок четырёхчленного типа; 2) соцветие кисть; 5) плод стручок или стручочек

Ответ: 125.

Ароморфоз

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

  1. наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
  2. образование корней у папоротникообразных
  3. снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
  4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
  5. защита семян в плодах у покрытосеменных растений
  6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Уже упоминали, что ароморфоз — важный и крупный скачок в развитии.
Варианты 3 и 6 — адаптация к климату, правильными ответами будут 125.
Благодаря двойному оплодотворению, зародыш имеет запас питательных веществ.
Корни дают опору и возможность получать воду и растворенные в ней минеральные вещества.
Защита семян повышает в разы шансы на выживание.
Ответ: 125.

Анализ текста

Известно, что папоротник орляк - это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём . Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит - взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники - наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования - сорусы, содержащие споры.

Все указанные предложения описывают папоротник, но нам нужно выбрать те предложения, которые соответствуют выделенному утверждению: «споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём». Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы - размножающееся половым путём. В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям) - с развитыми проводящими тканями. На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования - сорусы, содержащие споры - споровое растение.

Ответ: 346.

Рисунки

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для этого растения?

  1. относится к классу Двудольные
  2. цветок трёхчленного типа
  3. корневая система стержневая
  4. в семени одна семядоля
  5. относится к семейству Лилейные
  6. плод - орех

Сразу видим, что корневая система не стержневая, а мочковая. Растение однодольное. Половина лепестков — 3 штуки, цветок трехчленного типа. Раз однодольное — то в семени одна доля. Относится к лилейным. Плод явно коробочка.

Ответ: 245.

Грибы и лишайники

Характеристика Царства

Признаки, характерные для грибов, -

  1. наличие хитина в клеточной стенке
  2. запасание гликогена в клетках
  3. поглощение пищи путём фагоцитоза
  4. способность к хемосинтезу
  5. гетеротрофное питание
  6. ограниченный рост

У грибов, как и у животных, в клеточной стенке есть хитин и в клетках запасается гликоген.

К фагоцитозу они не способны, у них ведь есть клеточная стенка, которая просто не даст поглощать твердые частицы.

Грибы — гетеротрофы, опять же как животные, поэтому ни фотосинтезом, ни хемосинтезом они не занимаются. Они питаются готовой органикой.

Рост грибов не ограничен, это их общая с растениями черта.

Ответ: 125.

Клетка гриба

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Из перечисленных признаков выберите те, которые есть у клеток грибов.

  1. наследственный аппарат расположен в нуклеоиде
  2. клеточная стенка содержит хитин
  3. клетка эукариотическая
  4. запасное вещество гликоген
  5. клеточная мембрана отсутствует
  6. тип питания автотрофный

Начнем с того, что грибы- эукариоты, соответственно, у них есть четко оформленное ядро, где и находится генетическая информация. Никаких нуклеоидов у грибов нет, это признак бактерий.

Про хитин уже упоминалось.

То, что клетка- эукариот, тоже вспомнили.

Гликоген, опять же, упоминался.

У всех клеток есть мембрана.

Грибы- гетеротрофы.

Ответ: 234.

Особенности лишайника

Что ж, для начала определимся с тем, что лишайник состоят из клеток водоросли и гифов гриба. Гриб и водоросли живут в симбиотических отношениях, о есть, взаимовыгодное сожительство.

Водоросли способны к фотосинтезу, значит, вполне могут обеспечить гриб органикой.

Гриб способен закрепляться на субстрате, лишайники тоже крепятся к поверхностям, будь то камень ил дерево или что-то другое. По корням в лишайник, как и в грибе поступает вода.

Защищать гриб от чего-либо водоросль не способна, как, впрочем, и гриб.

Про фотосинтез уже говорилось выше, а 5 пункт раскрывает механизм фотосинтеза.

Ответ: 256.

Разновидности лишайников

Выберите три верных ответа из шести. По форме слоевища лишайники делятся на

  1. древесные
  2. кустистые
  3. плоские
  4. листоватые
  5. накипные
  6. талломные

Только лишайники по форме слоевища делятся на листоватые, кустистые и накипные.

Накипные. Таллом накипных лишайников - это корочка («накипь»), нижняя поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений. Это позволяет им жить на крутых склонах гор, деревьях и даже на бетонных стенах. Иногда накипный лишайник развивается внутри субстрата и снаружи совершенно не заметен.

Листоватые. Листоватые лишайники имеют вид пластин разной формы и размера. Они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя.

Кустистые. У наиболее сложных с точки зрения морфологии кустистых лишайников таллом образует множество округлых или плоских веточек. Растут на земле или свисают с деревьев, древесных остатков, скал. Это деление не отражает филогенетические связи, существует много переходных форм между ними.

Ответ: 245.

Названия самых известных лишайников

Выберите три верных ответа из шести. К лишайникам относится

  1. кукушкин лен
  2. олений мох
  3. сфагнум
  4. хлорелла
  5. исландский мох
  6. пармелия

Ягель (или олений мох), исландский мох - группа кустистых лишайников - традиционный корм северных оленей; пармелия - листоватый лишайник. Под цифрами 1 и 3 - мох, 4 - водоросль.
Ответ: 256.

Анализ текста

Красный мухомор - представитель отдельного царства Грибы. Однако, некоторые признаки мухомора сходны с представителями таких царств, как Животные и Растения . В природе этот гриб находится в с имбиотических отношениях с деревьями . Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию перечисленных выше и выделенных шрифтом, признаков.

(1) Мы знаем красный мухомор как крупный гриб до 10–25 см в высоту. (2) Он состоит из плодового тела и грибницы. (3) Запасным органическим веществом в клетках является гликоген. (4) Свободные нити грибницы широко расходятся в почве от корней дерева, заменяя ему корневые волоски. (5) Растёт мухомор в течение всей жизни. (6) Своё название этот гриб получил потому, что когда-то применялся для борьбы с мухами.

Все указанные предложения описывают Красный мухомор. Но нам нужно выбрать критерии, которые заданы условием (жирный шрифт выделен в оригинале задания) Запасным органическим веществом в клетках является гликоген. Свободные нити грибницы широко расходятся в почве от корней дерева, заменяя ему корневые волоски. Растёт мухомор в течение всей жизни.

Ответ: 345.

Вирусы и бактерии

Признаки вирусов

Вирусы живут внутри клеток животных, растений и грибов. Раз у них такой образ жизни, то собственный обмен веществ им не требуется, как и самостоятельный синтез белка.

Большинство из низ содержат РНК.

Уничтожить вирус антибиотиками нельзя, лишь выборочно, в заданиях антибиотики относятся сугубо к бактериям.

Ответ: 126.

Особенности бактерий

Почему бактерии относят к прокариотам?

  1. содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы
  2. состоят из множества дифференцированных клеток
  3. имеют одну кольцевую хромосому
  4. не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий
  5. не имеют обособленного от цитоплазмы ядра
  6. имеют цитоплазму и плазматическую мембрану

Раз прокариоты, то оформленного ядра просто быть не может.
Множество клеток — это уже ткань.
3,4,5- подходят, а вот вариант 6 относится к эукариотическим организмам.
Ответ: 345.

Рисунок

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В процессе эволюции сформировались организмы разных царств. Какие признаки характерны для царства, представитель которого изображён на рисунке?

  1. клеточная стенка состоит в основном из муреина
  2. хроматин содержится в ядрышке
  3. хорошо развита эндоплазматическая сеть
  4. отсутствуют митохондрии
  5. наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК
  6. пищеварение происходит в лизосомах

Это прокариотичская клетка, четко оформленного ядра нет.

Клеточная стенка из муреина – подходит

ЭПС, как и прочих мембранных органоидов в ней нет.

Наследственная информация хранится в кольцевой молекуле ДНК.

Лизосомы — одномембранные органоиды, их у прокариот нет.

Ответ: 145.

Анализ текста

Известно, что бактерия туберкулёзная палочка - аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

Ответ: 145.

Сравнение Царств

Грибы – Животные

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

  1. питаются готовыми органическими веществами
  2. имеют клеточное строение
  3. растут в течение всей жизни
  4. имеют тело, состоящее из гифов
  5. всасывают питательные вещества поверхностью тела
  6. имеют ограниченный рост

И грибы, и животные- гетеротрофы.
И грибы, и животные имеют клеточное строение.
Животные не растут в течение всей жизни, а вот грибы- растут.
Тело из гифов — у грибов.
Всасывают питательные вещества поверхностью тела- грибы, но не животные.
Ограниченный рост — у животных.
Ответ: 345.

Грибы – Растения

Выберите три отличия грибов от растений:

  1. имеют клеточное строение
  2. не содержат хлорофилла в клетках
  3. питаются готовыми органическими веществами
  4. содержат хитин в оболочках клеток
  5. растут всю жизнь
  6. всасывают воду и минеральные вещества из почвы

Клеточное строение и у растений, и у грибов.
Грибы, в отличие от растений, не содержат хлорофилла.
Грибы – гетеротрофы, а растения-автотрофы.
Грибы содержат хитин, а растения – целлюлозу.
И грибы, и растения растут всю жизнь.
И те, и другие всасывают минеральные вещества, растворенные в воде, из почвы.
Ответ: 234.

Бактерии – Животные

Бактерии, в отличие от животных

  1. относят к безъядерным организмам
  2. являются эукариотами
  3. питаются готовыми органическими веществами
  4. могут быть хемотрофами
  5. структура молекулы ДНК только линейная
  6. имеют ДНК кольцевидной формы

Бактерии – безъядерные организмы, а животные- эукариоты.

Животные и большинство бактерий — гетеротрофы.

Некоторые бактерии способны хемосинтезировать, ни одно животное так не может.

У животных ДНК по форме- линейная, а у бактерий – кольцевая.

Ответ: 146.

Вирусы — Бактерии

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий:

  1. имеют неоформленное ядро
  2. размножаются только в других клетках
  3. не имеют мембранных органоидов
  4. осуществляют хемосинтез
  5. способны кристаллизоваться
  6. образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

Вирусы, в отличие от бактерий: размножаются только в других клетках; способны кристаллизоваться; образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой.
Ответ: 256.

Клетка Растения – Животная клетка

В клетке растений в отличие от клетки животных, имеются:

  1. рибосомы
  2. хлоропласты
  3. митохондрии
  4. плазматическая мембрана
  5. целлюлозная клеточная стенка
  6. вакуоли с клеточным соком

Рибосомы, митохондрии и ЭПС есть и растений, и у животных.
А вот хлоропласты, целлюлозная клеточная стенка и вакуоли – только у растений.
Ответ: 256.

Клетка Растения — клетка Гриба

В растительной клетке, в отличие от клетки гриба, есть:

  1. цитоплазма
  2. клеточная стенка из целлюлозы
  3. ядро, окружённое мембраной
  4. митохондрии
  5. хлоропласты
  6. вакуоли, заполненные клеточным соком

Ответ, в принципе, как и при сравнении растительной клетки с животной.
Ответ: 256.

Ткани животных

К тканям животных относится:

  1. нервная
  2. образовательная
  3. мышечная
  4. проводящая
  5. основная
  6. соединительная

Под цифрами 1, 3, 6 - ткани животных. Остальные ткани - это ткани растений.
Ответ: 136.

Ткани растений

К тканям растений относится:

  1. основная
  2. соединительная
  3. мышечная
  4. нервная
  5. проводящая
  6. покровная

Основная, проводящая, покровная - ткани растений; остальные - ткани животных.
Ответ: 156.

5. Клетки какой растительной ткани стебля льна-долгунца служат для получения прядильных нитей ткацкого материала, из которого шьют льняную одежду?
а) ксилема
б)колленхима
в)склеренхима
г)паренхима
6. У цветковых растений в клетке нет:
а)центриолей
б)микротрубочек
в)микрофиламентов
г)ядрышка
7. Для чего служат цисты одноклеточных животных:
а)для размножения и расселения
б)для выживания и расселения
в)для размножения и выживания
г)для размножения, расселения и выживания
8. Какие мышцы сокращаются у аскариды при ползании?
а) одновременно кольцевые и продольные
б)поочерёдно кольцевые и продольные
в) только кольцевые
г)только продольные
14. один круг кровообращения имеется у:
а)червяги
б)кобры
в)саламандры
г)ланцетника

1)какой процесс в жизни цветковых растений назв опылением?

2)какое опыление называют самоопылением, а какое перекрёстным опылением?
3)какими способами осуществляется у растений цветковое опыление?
4)в чём проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?
5)какие приспособления к перекрёстному опылению развиты у ветроопыляемых растений?
6)в каких случаях при выращивании растений проводят искусственное опыление?
7)каково строение пыльцевого зерна?
8)что происходит с пыльцевыми зёрнами, попавшими на рыльце пестиков?
9)что развивается из генеративной клетки внутри пыльцевой трубки?
10)где развивается в цветке зародышевый мешок и из чего он состоит?
11)что такое оплодотворение и почему у цветковых растений его называют двойным?
12)что развивается в цветке из оплодотворённой яйцеклетки, а что -из оплодотворённой центральной яйцеклетки?
13)что входит в состав семени?
14)из каких частей цветка образуется околоплодник?
15)какие способы распространения плодов и семян наиболее часто бывают у растений в природе?
16)какие приспособления развились у растений к саморазбрасыванию семян?
17)что способствует распространению плодов одуванчика,бодяка,тополя,берёзы,при помощи ветра?
18)какие особенности строения плодов способствуют их распространению животными?
Всё!Ответ как можно скорее плз! своими словами плз(ну можно и не своими ну главное что бы не огромный текст)ПЛЗ ПЛЗ ПЛЗ КАК МОЖНО СКОРЕЕЕ! 20 БАЛЛОВ!!! плизки плизки плиииз!СРОЧНО!

.Как размножается половым способом спирогира?6.Как размножаются мхи?7.Какие условия необходимы для полового размножения мхов?8.Где у цветковых растений

развиваются спермии?9.Что такое пыльцевая трубка?10.Где у цветковых растений находится яйцеклетка?11.Как происходит двойное оплодотворение?12.Из какой клетки образуется эндосперм?13.Из чего образуется семенная кожура?14.Как образуется зародш семени?15.Что такое опыление?

Оплодотворение у цветковых растений.

Механизм оплодотворения был открыт цитологом и эмбриологом С.Г. Навашиным (1898г).

Образование мужского и женского гаметофитов.

У высших семенных растений отмечен только один тип полового процесса - оогамия. Кроме того, у них в результате сочетания бесполого размножения с половым образуются особые зачатки - семена, при помощи которых происходит расселение растений.

У покрытосеменных растений органом размножения является цветок.

Мужской гаметофит-пыльцевое зерно. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника.

Каждый пыльник образован двумя половинками, в которых развивается по две пыльцевые камеры (гнезда) - микроспорангии. В гнездах молодого пыльника имеются особые диплоидные клетки -микроспороциты, или материнские клетки микроспор. Каждый микроспороцит претерпевает мейоз и образует четыре микроспоры. Здесь же, внутри пыльцевого гнезда, микроспора увеличивается в размерах, ядро ее делится митотически, и образуется - вегетативное ядро и генеративная клетка. Клетка делится митозом и образуется 2 спермия. На поверхности бывшей микроспоры образуется прочная целлюлозная оболочка с несколькими округлыми порами, сквозь которые в конечном итоге прорастают пыльцевые трубки. В результате этих процессов каждая микроспора превращается в пыльцевое зерно (пыльцу) -мужской гаметофит цветковых растений.

У однодольных растений в пыльцевом зерне, находящемся в пыльнике, генеративная клетка делится митотически с последующим образованием двух неподвижных мужских гамет - спермиев.

У двудольных образование спермиев происходит позже, когда пыльца попадает на рыльце пестика. Таким образом, зрелое пыльцевое зерно состоит из двух (вегетативной и генеративной) или из трех (вегетативной и двух спермиев) клеток.

Образование женского гаметофита (зародышевый мешок) происходит в семязачатке (семяпочке), находящемся внутри завязи пестика. Семязачаток - это видоизмененный мегаспорангий (нуцеллус), защищенный покровами (интегументами). Покровы на верхушке не срастаются и образуют узкий канал - пыльцевход

(микропиле). В нуцеллусе, вблизи пыльцевхода, начинает развиваться диплоидная клетка - макроспороцит. Он делится мейотически, давая четыре гаплоидные макро- или мегаспоры, обычно расположенные линейно. Три мегаспоры вскоре разрушаются, а четвертая, наиболее удаленная от пыльцевхода, развивается в зародышевый мешок.

Зародышевый мешок растет, его ядро трижды делится митотически, в результате чего образуется восемь дочерних ядер. Они располагаются по четыре двумя группами- вблизи, пыльцевхода зародышевого мешка и на противоположном полюсе. Затем от каждого полюса отходит, но одному ядру в центр зародышевого мешка. Это так называемые полярные ядра. В дальнейшем они могут сливаться, превращаясь в одно центральное, или вторичное диплоидное ядро (или их слияние происходит позднее, при оплодотворении). Остальные шесть ядер, по три на каждом полюсе, разделяются тонкими клеточными перегородками. При этом на полюсе у пыльцевхода образуется яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух клеток-синергид. На противоположном полюсе возникают так называемые клетки-антиподы, которые определенное время участвуют в доставке к клеткам зародышевого мешка питательных веществ, а затем исчезают. Такая восьмиядерная семиклеточная структура - зародышевый мешок - является зрелым женским гаметофитом, готовым к оплодотворению. Образование пыльцы и зародышевого мешка у большинства растений завершается одновременно.

Отвечая на этот вопрос, нужно вспомнить особенности лишайников и выявить неточности и ошибки, допущенные в тексте, которые могут не очень явно бросаться в глаза.

Элементы правильного ответа**

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 4.

В предложении 1 ошибочно названы элементы лишайника.
В предложении 3 ошибочно указан способ размножения лишайника как наиболее часто встречающийся.
В предложении 4 ошибка связана с указанием скорости роста лишайника.

Самостоятельно найдите ошибки в тексте

1. К особенностям растений как живых систем следует отнести их способ питания, строение клетки, способы распространения. 2. В растительном организме выделяют несколько видов тканей: образовательные, основные, нервные, проводящие, покровные. 3. Размножаются растения преимущественно половым путем. 4. К генеративным органам растения относятся коробочки со спорами и цветки. 5. В экологических системах растения играют роль консументов. 6. Растения изменяют химический состав почвы и атмосферы, влияют на химический состав воздуха.

Задания в рисунках

Задания в рисунках требуют от учащегося умения распознавать изображенный объект, узнавать его существенные признаки. Иногда эти признаки очевидны, и тогда ответить на вопросы легко. Чаще детали замаскированы, и нужно внимательно рассмотреть рисунок, для того чтобы отметить как можно больше особенностей объекта.

Задания в рисунках также требуют умения сравнивать объекты между собой, а для этого необходимо не только уметь видеть детали, но и знать о них.

В данном случае нужно отличить эвглену зеленую от хламидомонады и указать отличительные признаки, в частности наличие у эвглены глотки, сократительной вакуоли, а также образующихся в темноте пищеварительных вакуолей.

Элементы правильного ответа

1. Это разные органы – побег и корень.
2. Это видоизмененные органы.
3. В этих органах запасаются питательные вещества.
4. В клетках побега может содержаться хлорофилл, а в клетках корня его нет.

Элементы правильного ответа

1. Показаны сухие и сочные плоды.
2. Сухие плоды – стручок и коробочка.
3. Сочные плоды – ягода и костянка.

Элементы правильного ответа

1. Показаны семена однодольного (а) и двудольного (б) растений.
2. Они различаются количеством семядолей зародыша, наличием или отсутствием эндосперма.
3. Сходны по строению: есть семенная кожура, эндосперм (у бобовых его нет!), одна или две семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечка.

Элементы правильного ответа

1. На рисунках показаны:

– заросток папоротника (а);
– спорофит папоротника (б);
– гаметофит и спорофит кукушкина льна (в).

2. Общее заключается в том, что оба растения размножаются спорами; успешность процесса оплодотворения у обоих растений зависит от воды.

Вопросы уровня С3

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов

Вопросы части С3 охватывают достаточно широкий спектр знаний. Чтобы правильно и полностью ответить на них, нужно знать характерные признаки основных групп растений: царств, отделов, семейств и уметь применять эти знания на практике.

Элементы правильного ответа

1. Покрытосеменные – цветковые растения.
2. Большинство видов имеют органы: корень, стебель, листья, цветки и плоды.
3. Для них характерно двойное оплодотворение.
4. Семя находится внутри плода.
5. Выделяют два класса: Однодольные и Двудольные.

Элементы правильного ответа

1. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли обитают в воде или во влажных местах на суше.
2. Содержат хроматофоры.
3. Размножаются бесполым и половым способами.
4. Представители: хламидомонада, хлорелла, улотрикс, спирогира.

(Могут быть и другие элементы ответа, включающие такие характеристики, как характер питания, особенности передвижения и прикрепления.)

Элементы правильного ответа

5. Дайте характеристику отделу Папоротниковидные.

Элементы правильного ответа

1. Многолетние, в настоящее время в основном травянистые растения.
2. Укреплены в почве с помощью корней или корневищ.
3. Гаметофит представлен маленьким заростком, на котором формируются гаметы.
4. Спорофит – зеленое растение, на нижней стороне листьев которого находятся сорусы, а в них спорангии со спорами.

Элементы правильного ответа

1. Многолетние деревья и кустарники.
2. Листья, как правило, игольчатые.
3. Семена образуются на видоизмененных побегах – шишках (у можжевельника – шишкоягодах).
4. Растения однодомные: мужские и женские красно­коричневые шишки находятся на верхушках побегов.
5. В женских шишках через 1,5–2 года после оплодотворения формируются семена.

Элементы правильного ответа

9. Назовите функции образовательной ткани в растении.

Элементы правильного ответа

1. Рост растения в длину (верхушечный рост корня и стебля).
2. Рост растения в толщину (камбий).
3. Вставочный рост побегов.
4. Регенерация ран, повреждений.

Ответьте самостоятельно

Назовите виды и функции покровной ткани растения.
Назовите виды и функции основной ткани.
Назовите виды и функции проводящей ткани.

Элементы правильного ответа

1. Наличие крылышек.
2. Опушенность.
3. Легкость.

Ответьте самостоятельно

Перечислите приспособления плодов к распространению животными.
Перечислите приспособления плодов к распространению по воде.

Для правильного ответа на этот вопрос необходимо связать процессы расщепления запасного углевода крахмала и превращения его в глюкозу.

Элементы правильного ответа

1. В проростках происходит ферментативное расщепление крахмала до глюкозы.
2. Присутствие глюкозы объясняет сладкий вкус проростков пшеницы.

Ответьте самостоятельно

К чему приведет удаление семядолей у прорастающих семян фасоли?
Чем объясняется происходящее иногда разрушение и затопление морских судов, перевозящих в своих трюмах семена?

Правильный ответ на этот вопрос требует точного знания процесса оплодотворения.

Элементы правильного ответа

1. Мужская генеративная клетка образует два спермия.
2. Один спермий сливается с гаплоидной яйцеклеткой, образуя зиготу, из которой развивается зародыш.
3. Второй спермий сливается с диплоидной центральной клеткой, образуя триплоидный эндосперм.

Ответьте самостоятельно

Назовите гаплоидные, диплоидные и триплоидные образования в цветковом растении.
Чем представлены мужской и женский гаметофиты цветкового растения?

Этот вопрос требует знания определенного способа размножения, особенностей перечисленных органов.

Элементы правильного ответа

1. Это способы вегетативного размножения.
2. Все названные органы – побеги.
3. Биологический смысл заключается в сохранении наследственной информации и, следовательно, особенностей сорта размножаемого растения.
4. Преимущества такого способа размножения:

а) в природе – дает возможность растениям размножаться и распространяться в условиях, неблагоприятных для полового размножения;

б) в хозяйственной деятельности – позволяет быстро получать генетически однородный материал в нужном количестве, например, для селекционной работы.

Ответьте самостоятельно

Для чего и как проводят прививку одного растения на другое?
Зачем срезают листья у черенков при вегетативном размножении?

Для ответа на вопрос необходимо точно знать, какие продукты реакций образуются во время световой и темновой фаз, какие виды энергии и на каких стадиях используются.

Элементы правильного ответа

1. В световой фазе образуются протоны (ионы водорода Н +), АТФ, кислород.
2. В темновой фазе синтезируется глюкоза.
3. Для запуска процесса используется энергия света.
4. В темновую фазу используется энергия АТФ.

Ответьте самостоятельно

В чем заключается противоположность процессов фотосинтеза и дыхания?
Какие факторы могут влиять на интенсивность фотосинтеза?
За 1 ч синтезируется 1 г глюкозы в расчете на 1 м 2 поверхности листьев. Это очень продуктивный процесс. Чем объясняется такая продуктивность?

При ответе на этот вопрос нужно соотнести определенные признаки покрытосеменных с возможностями их распространения и адаптации к условиям существования.

Элементы правильного ответа

1. Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений, благодаря совместной эволюции с насекомыми.
2. Приспособления плодов к распространению различными способами.
3. Многочисленность и защищенность семян.
4. Независимость оплодотворения от воды.

Ответьте самостоятельно

Какие процессы в большей степени содействовали расцвету и распространению покрытосеменных растений: ароморфозы, идиоадаптации или дегенерация?
Какие преимущества появились у семенных растений по сравнению со споровыми?

Элементы правильного ответа

1. В цветке крестоцветных по 4 лепестка и чашелистика, 6 тычинок и один пестик.
2. В цветке пасленовых по 5 сросшихся лепестков и чашелистиков, 5 тычинок и один пестик.

Ответьте самостоятельно

Сравните плоды у представителей крестоцветных и мотыльковых.
Сравните соцветия и цветки у представителей сложноцветных и злаковых.
Сравните цветки представителей классов однодольных и двудольных растений.

Элементы правильного ответа

1. Стебли срезанных цветов отчасти заполнены воздухом.
2. Из­за пузырьков воздуха вода не может подниматься по сосудам ксилемы.
3. Чтобы избавиться от пузырьков воздуха стебли еще раз обрезают под водой.

Ответьте самостоятельно

Какие факторы могут препятствовать продвижению воды по растению?
Какие факторы обеспечивают продвижение воды в растении?

Элементы правильного ответа

1. Польза заключается в том, что в растения попадает пыльца строго определенного вида (своего собственного) и точно в нужное место.
2. Закрытые цветки некоторых видов защищают цветок от неблагоприятных условий.
3. Исчезновение по какой­либо причине специфических опылителей может привести к вымиранию растений.

Ответьте самостоятельно

В чем заключаются польза и вред самоопыления растений?
Как может решаться растениями проблема отсутствия специфических опылителей?

Органом полового размножения покрытосеменных растений является цветок. Цветок — видоизмененный, укороченный, неразветвленный побег, предназначенный для образования спор и гамет и полового процесса, завершающегося образованием семян и плода.

У цветка различают цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики. У некоторых цветков отдельные части могут отсутствовать.

Цветки большинства видов растений имеют и тычинки, и пестики. Такие цветки называют обоеполыми (вишня, горох). Цветки, которые имеют только пестики, называют пестичными (женскими). Цветки, которые имеют только тычинки, называют тычиночными (мужскими). В зависимости от распределения однополых цветков на растениях различают: однодомные растения — растения, у которых на одних и тех же экземплярах располагаются и женские, и мужские цветки (огурец, кукуруза, дуб); двудомные растения — растения, у которых на одних экземплярах располагаются женские, а на других — мужские цветки (крапива двудомная, конопля, облепиха); многодомные растения — растения, у которых на одних и тех же экземплярах встречаются как обоеполые, так и однополые цветки в различных количественных соотношениях (гречиха, некоторые виды ясеня, клена).

Цветоножка — междоузлие под цветком. Цветки, лишенные цветоножки, называются сидячими (цветки в соцветии корзинка у подсолнечника, астры, одуванчика).

Цветоложе — укороченная стеблевая часть цветка. На ней располагаются все остальные части цветка.

Околоцветник — стерильная часть цветка, его покров. Околоцветник может быть простым (не дифференцированным на чашечку и венчик, образованным совокупностью однородных листочков, имеющих одинаковые размеры и окраску) и двойным (дифференцированным на чашечку и венчик, отличающиеся друг от друга размерами и окраской. Простой околоцветник может быть венчиковидным (образованным ярко окрашенными листочками) или чашечковидным (образованным зелеными листочками). Цветки, лишенные околоцветника (ива, тополь), называются голыми.

Чашечка — наружная часть двойного околоцветника, представляет собой совокупность чашелистиков — видоизмененных прицветных листьев. Обычно чашелистики имеют небольшие размеры и зеленую окраску. Они сходны с обычными листьями, но устроены проще.

Различают: раздельнолистную чашечку — чашечку, образованную свободными (несросшимися) чашелистиками (капуста, лютик); сростнолистную чашечку — чашечку, образованную частично или полностью сросшимися чашелистиками (картофель, табак, горох).

Венчик — внутренняя, обычно окрашенная часть двойного околоцветника. Представляет собой совокупность лепестков, часто имеющих яркую окраску. Количество лепестков венчика может быть различным. Лепестки могут быть более или менее одинаковыми (лютик,яблоня) либо отличаться размерами и формой (фиалка, горох). В результате венчик может быть правильным, неправильным или асимметричным. Венчик, как и чашечка, может быть раздельнолепестным и сростнолепестным. Раздельнолепестной венчик состоит из свободных, несросшихся лепестков. Сростнолепестной венчик состоит из сросшихся в той или иной степени лепестков. Главная функция венчика — привлечение опылителей.

Андроцей

Андроцей — совокупность тычинок одного цветка. Количество тычинок в цветке — от одной (орхидные) до нескольких сотен (некоторые кактусы). У большинства растений тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. Тычиночная нить — нижняя, как правило, суженная стерильная часть тычинки. Нижний конец тычиночной нити отходит от цветоложа, а верхний конец несет пыльник. Обычно тычиночные нити тонкие, длинные, округлые в сечении. Пыльник — верхняя расширенная фертильная часть тычинки. Пыльник состоит из двух половинок, соединенных связником. Каждая половинка имеет два пыльцевых гнезда (микроспорангия), в которых происходит образование микроспор, а впоследствии пылинок. Связник является продолжением тычиночной нити, через него в пыльник поступают питательные вещества.

Микроспорогенез

Микроспорогенез — процесс образования микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльника). Микроспоры формируются из материнских клеток — микроспороцитов, имеющих диплоидный набор хромосом. В результате мейоза каждая материнская клетка образует четыре гаплоидных микроспоры. Микроспоры быстро обособляются друг от друга.

Микрогаметогенез

Микрогаметогенез — процесс образования мужских половых клеток (спермиев), происходит в пыльцевом зерне, которое является мужским гаметофитом покрытосеменных растений. Развитие мужского гаметофита происходит также в гнездах пыльников тычинок и сводится к одному митотическому делению микроспоры и формированию оболочек пыльцевого зерна. Оболочка пыльцевого зерна состоит из двух слоев: интины (внутренней, тонкой) и экзины (наружной, толстой). Каждое пыльцевое зерно содержит две гаплоидные клетки: вегетативную и генеративную. Из генеративной (спермагенной) далее образуются два спермия. Из вегетативной (сифоногенной) впоследствии образуется пыльцевая трубка.

Гинецей

Гинецей — совокупность пестиков одного цветка. Обычно в пестике выделяют три части: завязь, столбик и рыльце.

Завязь — замкнутая, нижняя, полая часть пестика, несущая и защищающая семязачатки. Завязь бывает: верхняя, нижняя, полунижняя. В завязи может располагаться от одного (пшеница, вишня) до нескольких тысяч (мак) семязачатков. Стенки завязи выполняют функцию защиты семязачатков от неблагоприятных факторов среды (высыхание, колебание температур, поедание насекомыми и т.д.). Внутри завязи (в семязачатках) происходит мегаспорогенез и мегагаметогенез, они принимают участие в образовании околоплодника.

Столбик — средняя более или менее удлиненная стерильная часть пестика, отходящая обычно от верхушки завязи, соединяет завязь и рыльце.

Рыльце — верхняя расширенная часть пестика, предназначено для восприятия пыльцы. Рыльце может быть разнообразной формы (двухлопастное, звездчатое, перистое и т.д.) и размера в зависимости от особенностей опыления. При отсутствии столбика рыльце называют сидячим.

Семязачаток состоит из нуцеллуса (ядра) — центральной части, являющейся мегаспорангием, двух покровов — интегументов, которые при смыкании образуют узкий канал — микропиле, или пыльцевход, через который пыльцевая трубка проникает к зародышевому мешку. С помощью семяножки семязачаток прикрепляется к плаценте. Место прикрепления семязачатка к семяножке называют рубчиком . Противоположную микропиле часть семязачатка, где сливаются нуцеллус и интегументы, называют халазой .

В семязачатке происходят мегаспорогенез, мегагаметогенез и процесс оплодотворения. После оплодотворения (реже без него) из семязачатка формируется семя.

Мегаспорогенез

Процесс формирования мегаспор называется мегаспорогенезом . Он происходит в нуцеллусе семязачатка. После заложения семязачатка и формирования нуцеллуса в области микропиле начинает разрастаться одна археспориальная (спорогенная) клетка — мегаспороцит , или материнская клетка мегаспор.

Материнская клетка мегаспор имеет диплоидный набор хромосом. У большинства покрытосеменных из нее путем мейоза образуются четыре гаплоидные мегаспоры. Из них лишь одна (обычно нижняя, обращенная к халазе, реже верхняя, обращенная к микропиле) дает начало женскому гаметофиту — зародышевому мешку. Остальные мегаспоры отмирают.

Мегагаметогенез

Процесс формирования женских половых клеток происходит в зародышевом мешке. Формирование женского гаметофита начинается с разрастания мегаспоры, которая далее три раза делится митозом. В результате этого образуются восемь клеток, которые располагаются следующим образом: три — на одном полюсе зародышевого мешка (микропилярном), три — на другом (хадазальном), две — в центре. Две оставшиеся сливаются в центре клетки, образуя диплоидную центральную клетку зародышевого мешка. Одна из трех клеток, расположенных на микропилярном полюсе, отличается большими размерами и является яйцеклеткой . Две рядом расположенные клетки являются вспомогательными и называются синергидами . Группа из трех клеток, находящихся на противоположном, халазальном полюсе, называется антиподом . Таким образом, сформированный женский гаметофит включает шесть гаплоидных клеток (яйцеклетка, две клетки-синергиды, три клетки-антипода) и одну диплоидную клетку.

Оплодотворение. Образование семян и плодов

Процессу оплодотворения предшествует опыление — перенос пыльцы от пыльцевых мешков тычинок к рыльцам пестиков. Попав на рыльце пестика, под воздействием веществ, выделяемых пестиком, пыльца начинает прорастать: образуется пыльцевая трубка, внедряющаяся в ткань рыльца. Кончик пыльцевой трубки выделяет вещества, размягчающие ткань рыльца и столбика. В процессе формирования пыльцевой трубки принимает участие сифоногенная клетка. По мере роста пыльцевой трубки в нее переходит спермагенная клетка, которая делится митозом с образованием двух спермиев (у некоторых растений спермагенная клетка дает начало двум спермиям еще до прорастания пыльцы). Пыльцевая трубка продвигается по столбику пестика и врастает в зародышевый мешок, как правило, через микропиле. После проникновения в зародышевый мешок кончик пыльцевой трубки разрывается, и спермии попадают внутрь. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. Второй спермий сливается с центральной клеткой зародышевого мешка, образуя триплоидную клетку, из которой далее формируется эндосперм (питательная ткань) семени, обеспечивающий питание зародыша. Синергиды и антиподы дегенерируют. Вышеописанный процесс получил название двойного оплодотворения . Двойное оплодотворение у цветковых растений было открыто в 1898 году русским ботаником С.Г. Навашиным.

После двойного оплодотворения из яйцеклетки формируется зародыш семени, из центрального ядра зародышевого мешка — эндосперм, из интегументов — семенная кожура, из всего семязачатка — семя, а из стенок завязи — околоплодник. В целом из завязи пестика формируется плод с семенами.

    Перейти к лекции №14 «Размножение организмов»

    Перейти к лекции №16 «Онтогенез многоклеточных животных, размножающихся половым способом»



Поделиться