Преподобный савва звенигородский. Преподобный савва сторожевский

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение.

В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностью боролся со страстями и упражнялся в добродетелях. Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми, — прежде всех входил в церковь и после всех из нее исходил, — такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога.

За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы-реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители. Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.

Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.

И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения. В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего, великого князя, идти на войну против булгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».

Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.

Достигнув преклонных лет, святой Савва впал в болезнь и, созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении.

Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца.

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великой любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 (16 — по новому стилю) декабря.

Первое обретение святых мощей состоялось 16 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 года.

17 (30 — по новому стилю) июля отмечается перенесение мощей преподобного Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1847 году.

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.

Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

Преподобный Савва Сторожевский. Икона и житием

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему". Предание относит ко времени его игуменства извсдение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитрисвич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.

Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480 - 1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.

“Игумен земли Русской” преподобный Сергий Радонежский вошел в историю нашей страны не только собственными подвижническими трудами, но также и тем, что воспитал целое поколение святых, которые разошлись из его обители по всей Руси. Одним из таких известных учеников преподобного Сергия был Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец.

Преподобный Сергий Радонежский

Сведений о детстве и юношеских годах будущего святого до нас не дошло. Также неизвестно, когда точно и откуда именно пришел он в Троице-Сергиеву лавру. Причина этого в том, что житие преподобного Саввы было составлено только в середине XVI века. Его написал инок Маркелл (будущий игумен Новгородского Хутынского монастыря) по поручению митрополита Макария. Собственно, житие святого и начинается со слов: «Мы же о рождении и о воспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше».
Так или иначе, но считается, что в обитель преподобного Сергия Савва пришел задолго до 1380 года – то есть задолго до Куликовской битвы. Исследователи исходят из того, что к этому времени Савва уже был известным и духовно опытным монахом.
В иноческом звании Савва прошел все ступени подвижничества: он пребывал в постоянном послушании преподобному Сергию, много времени проводил в работах и молитве, подвизался в молчальничестве. Видя большие труды Саввы, преподобный Сергий Радонежский сделал его духовником всего монастыря. С одной стороны, это было наградой, а с другой – испытанием, ведь быть исповедником всей братии обители очень непросто.

Вскоре после победы русских войск на Куликовом поле в 1380 году Савве выпало новое серьезное служение – настоятельство. Дело в том, что еще до битвы против татар благоверный князь Димитрий Донской обещал преподобному Сергию возвести новый монастырь. После победы князь вспомнил о своем обещании, преподобный же Сергий отыскал подходящее место для будущей обители. Было решено построить обитель недалеко от Троице-Сергиевой лавры – в 40 верстах, на небольшом острове меж трех речек – Дубенки, Дубны и Быстрицы. Именно здесь был основан Успенский Дубенский монастырь, настоятелем которого и был поставлен преподобный Савва. Это служение он нес более десяти лет: все эти годы он продолжал вести строгую жизнь подвижника – держал строгий пост, никогда не надевал мягких и удобных одежд, по ночам молился, каялся в своих грехах. Все эти подвиги были частью живой традиции русского монашества, основоположником которой стал преподобный Сергий Радонежский.

Господь, видя усердие и духовные подвиги преподобного Саввы, уготовил ему новое, более высокое служение. После того как в 1392 году преставился преподобный Сергий Радонежский, настоятелем Лавры стал еще один его ученик – Никон Радонежский. Однако это служение он исполнял недолго: желая пребывать в постоянном безмолвии, он ушел в затвор. Братия Лавры обратилась за помощью к преподобному Савве. После долгих уговоров он согласился стать настоятелем обители и оставался им еще шесть лет.

После этого, желая уединения, Савва сложил с себя обязанности настоятеля и остался в монастыре простым иноком. Братия снова обратилась за помощью к преподобному Никону, который вышел из затвора и принял монастырь.
В момент, когда казалось, что жизнь подвижника уже устоялась, Господь послал ему новое и, вероятно, главное в его жизни служение. Однажды в Лавру приехал князь Юрий Звенигородский, сын Димитрия Донского. Будучи в тесных отношениях с самим преподобным Сергием (он был крестником святого), а также имея духовником преподобного Савву, князь обратился к последнему с просьбой – устроить вблизи Звенигорода монастырь и стать его настоятелем. Помолившись, преподобный Савва согласился остаться в Звенигороде. Место для монастыря выбрал сам князь Юрий – это была вершина горы Сторожевской (Сторожи). В самые короткие сроки была возведена первая постройка – деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, вскоре собралась и братия, а сам монастырь впоследствии получил название Саввино-Сторожевского.

Из жития преподобного Саввы известен случай, когда святой изрек пророчество князю Юрию Звенигородскому о предстоящей победе. В 1399 году к Нижнему Новгороду подошли рати поволжских татар во главе с царевичем Ентяком. Трижды татары пытались взять город, но это им не удавалось. Тогда они пошли на хитрость – заключив мир с нижегородцами, татары смогли ворваться в город и разорили его. В ответ на это вероломство великий князь Василий Дмитриевич отправил вслед татарам рать во главе со своим братом Юрием Звенигородским. И вот перед выступлением в поход князь Юрий прибыл к преподобному Савве и попросил его благословения. После молитвы святой Савва благословил князя, осенил его крестом и предрек следующее: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою. Врагов своих ты одолеешь и, благодатию Божией, здравым возвратишься в свое отечество!» Все произошло так, как и сказал преподобный, – татары были разбиты, их города (Болгар, Жукотин и другие) взяты, а князь вернулся домой со славой.

Тем временем слава о самом Савве Сторожевском распространялась среди русских людей. Народ шел к нему за советом, молитвенной помощью, а многие и для того, чтобы принять иночество из рук святого. Однако сам преподобный Савва всегда стремился к уединению. Вскоре он ушел из монастыря. В версте от обители, в глухом лесу он выкопал себе пещеру, в которой и продолжал вести подвижническую жизнь. Но и живя в пещере, он продолжал помогать Звенигородскому монастырю: например, носил в обитель воду, для чего собственными руками выкопал под монастырской горой колодец.
Как сообщает житие преподобного Саввы, за подвижническими трудами в отшельничестве, он почувствовал, что вскоре Господь призовет его к Себе. Преподобный собрал братию монастыря, дал ей последние наставления, избрал себе преемника из числа монахов, которого также звали Савва.
3 декабря 1407 года святой Савва Сторожевский отошел ко Господу. Празднование святому было установлено на Московском соборе 1547 года, а 19 января 1652 года были обретены его нетленные мощи.

Судьба мощей преподобного Саввы во многом драматична. Так, после революционной смуты, в марте 1919 года, мощи были вскрыты и изъяты из обители (где они пребывали постоянно) VIII Отделом Народного комиссариата юстиции. До начала 1930-х годов они хранились в Москве, на Лубянке. Впоследствии мощи святого были переданы сотруднику Государственного исторического музея, члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области Михаилу Михайловичу Успенскому с формулировкой: «поместите куда сочтете нужным». Вместе со своей супругой Софьей Дмитриевной он долгие годы хранил их дома. Его наследники в 1985 году передали их в московский Свято-Данилов монастырь. Лишь только в августе 1998 года мощи торжественно были возвращены обратно в родную Звенигородскую обитель, где и находятся ныне.

Сторожевский Савва Преподобный - (Савва Звенигородский) — преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392 г.), был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (на период когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского — Евдокии (в монашестве — Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва — Стромынский.

Иди, благоверный князь, Господь да будет с тобою, помогая тебе, и врагов своих одолеешь, и благодатью Христовой здрав возвратишься в свое отечество. (князю Георгию)

Сторожевский Савва Преподобный Святой

По новым сведениям первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. Также скорее всего (по летописям) в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к периоду 1396—1398 гг. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

В это же время полным ходом идёт строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое — это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

После Октябрьской революции 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Даниловский монастырь, в августе 1998 года их торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Преподобный Савва Звенигородский, память которого совершается 16 (3) декабря, был ученик и постриженник Преподобного Сергия Радонежского. По просьбе звенигородскаго князя Юрия Димитриевича святой Савва устроил возле Звенигорода, на горе Сторожевской, обитель, которой управлял тридцать лет и в которой преставился в 1406 году.

Много лет спустя его кончины, игумену обители Дионисию явился старец и сказал:

— Напиши образ мой.

На вопрос Дионисия:

— Кто ты? старец отвечал:

— Я – Савва, начальник месту сему. Дионисий, бывший искусным живописцем, расспросил о Преподобном Савве, живших в обители старцев и написал его образ по их памяти.

Однажды братия монастыря оклеветали игумена-иконописца Дионисия пред великим князем Иоанном, и князь потребовал игумена к себе.

Когда он, в печали, заснул, ему явился Преподобный Савва и сказал:

— Иди и говори безбоязненно. Господь поможет тебе!

В ту же ночь Преподобный явился тем, которые клеветали на Дионисия, и сказал:

— Вы ропщете, а игумен ваш со слезами молится. Посмотрим, что одолеет: ваше ли роптанье, или молитвы отца вашего. Но знайте, что в строптивых сердцах не почивает ни смирение, ни благодать Божия. Вскоре Дионисий оправдался и с честью возвратился в обитель.

Один из иноков обители Преподобного Саввы долго и тяжко страдал болезнью глазной, и совершенно не мог глядеть на свет. Он пришел ко гробу святого Саввы, пал пред ним на колени и со слезами просил исцеления.

Свои больные глаза стал он отирать покровом, лежавшим на гробе святого угодника. Увидев это, другой инок, стоявший тут, начал поносить его, говоря:

— Не получишь ты исцеления, а только запылишь свои глаза еще больше песком.

Инок, припавший с верою ко гробу святого Саввы, получил исцеление, а насмехавшийся над ним брат внезапно поражен был слепотой и услышал голос, говоривший ему:

— Ты получил, чего добивался, чтобы чрез тебя и другие были научены не смеяться и не хулить чудес, проистекающих от угодника Божия.

Тогда ослепленный с великим страхом и рыданием пал перед гробом Преподобного Саввы и просил прощения, которое и получил, но не тотчас, а после многих молитв, слёз и покаяния.

Однажды ночью, пришли в монастырь воры, намереваясь обокрасть церковь Пречистой Богородицы. Но когда они подошли к окну над гробом преподобного, вдруг пред ними явилась огромная гора, на которую взойти было совершенно невозможно.

Тотчас напал на них страх и трепет, и они ушли с пустыми руками. Все это впоследствии рассказали сами воры, придя в обитель с раскаянием, и остальное время своей жизни провели в покаянии.

При почитавшем святого Царе Алексее Михайловиче, тело преподобного Саввы, 245 лет лежавшее в земле, найдено было нетленным и в 1652 году перенесено в соборную церковь.

Рассказывают, что однажды на Царя Алексея Михайловича, когда он охотился вблизи обители, устремился выскочивший из леса медведь.

Царь ожидал смерти, но вдруг явился старец в монашеском одеянии – и медведь убежал.

Царь спросил старца, кто он. Тот ответил:

– Савва, инок Сторожевской обители.

Прибыв в монастырь, царь стал расспрашивать, но такого монаха не было. Царь, увидев образ Преподобного Саввы, узнал в нем старца, явившегося ему в лесу, и, отслужив в обители молебен Преподобному Савве, всегда питал к нему особое благоговение.

Урок, который мы находим в житии Преподобного Саввы, состоит в том, что святые всегда сильны в своем ходатайстве перед Богом за ближних своих. Как Преподобный Савва спас от смертной опасности Царя Алексея Михайловича и игумена Дионисия, без сомнений обращавшихся к нему за молитвенною помощью, так и другие святые спасают нас от разных бед и несчастий силою своих молитв пред Богом.

Примеров такого ходатайства святых можно найти весьма много и в Ветхом и Новом Завете и в наше время.



Поделиться