Предложение и высказывание как единицы синтаксиса. Предложение как основная единица синтаксиса

Предложение - это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Простые предложения подразделяется на коммуникативные типы: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное. По характеру выражения отношения к действительности предложения делятся на утвердительные (утверждаются как реальные) и отрицательные (утверждаются как нереальные). По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют распространенные и нераспространенные предложения. Сложное предложение представляет собой объединение по определенным грамматическим правилам двух или более предложений на основе той или иной грамматической связи. Связь частей сложного предложения осуществляется при помощи:1 интонации2 союзов (сочинительных и подчинительных)3 союзных слов (знаменательные слова, которые служат средством связи придаточного предложения с главным и выполняющие одновременно функцию члена предложения):а) местоимения (то, что, который, чей, сколько)б) наречия (где, когда, откуда).Предложения в зависимости от средства связи делятся на союзные, бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные.

Самый главный признак предложения – предикативность – отнесённость высказывания к реальной действительности, которая грамматически выражается в категориях модальности (наклонение), времени, лица. (Виноградов).

Полипредикативность – наличие в предложении нескольких предикатов. (Эти дни тусклы, больны 2 , а туманы холодны 3).

Аспекты изучения предложения :

1. Логический (суждения, умозаключения и т.д.)

Но предл. не всегда логичны.

2. Коммуникативный (предл. рассм. как носитель актуального для говорящего информ.)

тема т - исходный пункт высказывания

рема r -сообщение о теме.

Выделение в предложении темы и ремы – актуальное членение.

3. Семантический (истолкование определ. ситуации с помощью предл.)

4. Структурный(анализ предл. в самом себе)

Лексика. Слово как предмет лексикологии

Лексика – уровень языка, обеспечивающий словарный запас языка.

1. Лексикология (от греч. lexis - слово, logos - учение) - наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие.



2. Предметом лексикологии являются следующие вопросы :

· слово с точки зрения общей теории слова (роль слова в структуре языка и текста);

· структура словарного состава языка (принципы объединения слов в различные группы);

· функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости/несовместимости их понятий;

· пути пополнения и развития словарного состава языка (способы соз­дания новых слов, формирование новых значений, использование ре­сурсов других языков);

· соотношение лексики и внеязыковой действительности (закономер­ности обозначений реалий внешнего мира лексическими средствами языка).

3. В зависимости от целей и задач, решаемых лексикологией, различают :

· общую лексикологию - рассматривает общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира;

· частную - изучает словарный состав конкретного языка;

· историческую - описывает историю развития словарного состава язы­ка в целом или отдельных его групп;

· сопоставительную - изучает словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов;

· прикладную - связана с лексикографией, теорией перевода, культурой речи, лингвопедагогикой и т. д.

4. Лексикология включает в себя следующие разделы:

· ономасиология (от греч. опота "имя" и logos "учение") - наука, зани­мающаяся изучением теории номинации; исследующая процесс назы­вания, присвоения имен предметам и явлениям внешнего мира;

· семасиология (от греч. semasia "значение" и logos "учение") - значения слов и словосочетаний;

· фразеология (от греч. phraseas "выражение" и logos "учение") - фразеоло­гический состав языка, природа фразеологизмов, их типы, категори­альные признаки, особенности функционирования в речи;

· ономастика (от греч. onomastike "искусство давать имена") - имена

собственные в широком смысле слова: географические названия изу­чает топонимика, имена и фамилии людей - антропонимика;

· этимология (от греч. etymologia < etymon "истинное значение" и logos "наука") - изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, реконструирующая словарный состав языка древнейшего (обычно дописьменного) периода;

· лексикография (от греч. lexikos "относящийся к слову" и grapho "пишу") - наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей.

Моносемия и полисемия

Моносемия - это свойство слов иметь одно значение

Полисемия - многозначность, наличие у слова (единицы языка) двух или более взаимосвязанных и исторически обусловленных значений.

В современном языкознании выделяют грамматическую и лексическую полисемии. Так, форма 2 лица ед. ч. русских глаголов может быть употреблена не только в собственно-личном, но и в обобщённо-личном значении. Ср.: «Ну, ты всех перекричишь!» и «Тебя не перекричишь». В подобном случае следует говорить о грамматической полисемии.

Часто, когда говорят о полисемии, имеют в виду прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия - это способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности (ассоциативно связанных между собой и образующих сложное семантическое единство). Например: рукав - рукав («часть рубашки» - «ответвление реки»). Между значениями слова могут быть установлены следующие связи:

Виды переносов:

По характеру языковой мотивированности:

Метафора

Например: конь - конь («животное» - «шахматная фигура»)

По частоте употребления и стилистической роли метафоры бывают:

а) сухие или стертые - необразные и известные всем (глухой переулок)

б) общепоэтические - образные, известны всем, используются в поэзии (седой туман)

Виды метафор:

1. Сходство формы - золотое кольцо - кольцо дорог

2. Сходство местоположения - крыло птицы - крыло здания

3. Сходство функций - перо птицы - перо стальное

4. Сходство цвета - золотые серьги - золотая осень

5. Сходство оценки - ясный день - ясный взгляд

6. Сходство производимого впечатления - теплый день - теплый прием

7. Сходство в способе представления действия - охватить руками - охватило беспокойство

Метонимия

Например: блюдо - блюдо («вид посуды» - «порция пищи»)

Метонимия - переименование по смежности

Виды метонимии:

2. Материал на изделие (выставка серебра)

3. Дейсвие на результат (курсовая работа)

4. Действие на средство действия (красивая упаковка)

5. Действие на место действия (подземный переход)

6. Объект науки на отрасль знания (лексика как наука)

7. Явление, признак, качество на обладателя ()

8. Имя человека на предмет открытый им (Рентген)

Синекдоха (вид метонимии)

Перенос часть на целое, множество на единичный, родовое на видовое и наоборот («Покупатель выбирает качественные продукты». Слово «Покупатель» заменяет все множество возможных покупателей.)

Виды синекдохи:

1. Множественное число вместо единственного (как ликовал француз)

2. Определенное число вместо неопределенного (тысячеголовая толпа)

3. Видовое вместо родового (береги и копи копейку)

4. Название атрибута вместо предмета (все флаги будут в гости к нам).

Двадцать седьмое сентября. Классная работа.

Проверка домашнего задания.


Сформулируем тему урока:

  • 1) Жить Родине служить можно и костьми лечь только бы Родину уберечь не числом борются а умением а Васька слушает да ест.
  • Прочитайте слова, записанные на слайде. Проанализируйте смысл высказываний. Расчлените запись на предложения, ставя необходимые знаки препинания, отражающие интонационную завершённость и смысловую целостность каждого предложения.

  • Проверь себя?
  • 1) Жить - Родине служить.
  • 2) Можно и костьми лечь, только бы Родину уберечь.
  • 3) Не числом борются, а умением.
  • 4) А Васька слушает да ест.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какую цель поставим для себя?


Предложение как единица синтаксиса.

Цели урока:


Актуализация знаний

  • Что изучает синтаксис?
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
  • Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
  • Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения?
  • Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  • Чем может быть осложнено предложение?

  • Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.
  • Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию.
  • Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действи­тельности есть особое свойство предложения.
  • Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?

Зима

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь...

(А. Пушкин)


  • Слово зима выполняет номинативную функцию - называет предмет, неодушевленное имя существительное мужского рода единственного числа.
  • Предложение Зима !.. выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило холодное время года зима. Предложение несет восклицательную радостную информацию.
  • Это предложение включено в контекст четверостишия, отражающего дальнейшую информацию на эту же тему (о зиме). Оно предварительно даёт настрой читателя на сообщение о зимней природе... и т. д.
  • Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.
  • Контекст, -а, мужской род (книжное). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте. прилагательное контекстный, -ая, -ое и контекстовый, -ая, -ое.
  • Например: лук, коса.

Аналогично проанализируем словосочетание размытый путь и предложение Размытый путь .

Размытый путь.

Кривые тополя.

  • Словосочетание размытый путь номинативно, путь - главное слово. Путь (к а к о й?) размытый . Мы видим два слова, но не знаем, где этот путь, кто его видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этом пути. Каждый читатель представляет своё.
  • В контексте четверостишия мы воспринимаем это как фрагмент окружающей действительности. Далее сообщается дальнейшая информация: что происходило в том месте, где был размытый путь (и кривые тополя).
  • Предложение повествовательное. Оно настраивает читателя на картину размытого пути.

Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум -была пора отлёта.

И вот я встал и вышел за ворота,

Где простирались жёлтые поля.

(Н. Рубцов)


Как вы думаете, какой контекст предшествует следующим предложениям?

  • На здоровье!
  • Что ж поделаешь!
  • Закрой, пожалуйста, дверь!

  • Предложение выполняет коммуникативную функцию.
  • Сравните, например, предложения Наступил вечер. - Был вечер. - Вечер. - Вечереет.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.


Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:

  • имеет определённую структуру;
  • отличается смысловой и интонационной законченностью;
  • выполняет коммуникационную задачу.

  • Предложение строится по определённой модели , которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием.

Ученье – свет.

Астрахань – центр рыбной промышленности.

сущ. сущ.


  • Предложение выражает законченную мысль.

безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.

Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.

Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?

- Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.


  • содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик.
  • содержится вопрос: Когда отправляется поезд?
  • содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

  • Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.

Интонационными средствами являются:

  • пауза;
  • логическое ударение;
  • мелодика (повышение или понижение голоса)

Пошли домой . – если хотите сообщить

о совершившемся действии.

Пошли домой? – если задаётся вопрос.

Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.


Выполним задания:

  • Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, лю­бить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предло­жения, выполните их синтаксический разбор.

  • Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует »? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности / неправильности. Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка?
  • Родина во мне затоскует ? может быть исполнено в таком смысле: человек, который так сказал, любит свою родину, он ощущает её внутри себя, воплощением своих внутренних убеждений, своего характера, своего я .
  • Затоскует во мне - это авторский вариант текста, авторское видение этой темы.

Смысл, содержание предложения - это не только та инфор­мация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических кон­струкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения.

Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 1 00 ме­тров кролем за 45 секунд значит: «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд».

Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?


Подведение итогов урока:

  • Вернемся к цели урока: Цели урока:
  • 1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.
  • 2. Повторить грамматические характеристики предложения.
  • Предложение - одна из основных единиц синтаксиса.
  • Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действитель­ности.
  • Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу.
  • Предложение характеризуется смысловой и интонационной за­конченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности
  • Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.

§1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания

Предложение - это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

  • выражает законченную мысль
  • имеет цель высказывания
  • грамматически организовано, имеет грамматическую основу
  • оформлено интонационно.

Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

Предложения различаются по цели высказывания.

Классификация предложений по цели высказывания

  • повествовательные - выражают сообщение,
  • вопросительные - выражают вопрос,
  • побудительные - выражают побуждение.

Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е. произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

Грамматическая основа предложения

Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое . В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно является распространённым .

В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения - обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. - это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

§2. Классификации предложений

Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

  1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
  2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
  3. Классификация предложений по главным членам - это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
  4. Классификация по типу синтаксической связи - это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
  5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению .

Программа предусматривает знание всех классификаций и умение давать характеристикулюбому предложению с учётом его классифицирующих признаков.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какими бывают предложения по цели высказывания?

    • повествовательные, вопросительные, восклицательные
    • повествовательные, отрицательные
    • повествовательные, вопросительные, побудительные
  2. Определи грамматическую основу предложения: Пахнет весной .

    • пахнет
    • пахнет весной
  3. Является ли распространённым предложение: Ощути ритм города .

  4. Жизнь - это бег на сверхдлинную дистанцию. ?

  5. Сколько грамматических основ в предложении: Не стоит торопить время: когда-нибудь тебе может не хватить именно этих минут. ?

  6. Предложение классифицируется по следующим признакам:

    1) Функция (цель высказывания).

    2) Эмоциональная окраска.

    3) Модальность.

    4) Структура.

    По цели высказывания выделяется три типа предложения: 1) Повествовательные (сообщение), 2)Вопросительные, 3) Побудительные.

    По эмоциональной окраске выделяются предложения: Восклицательные и невосклицательные.

    По модальности , то есть по характеру выражаемого предложения, отношения к действительности, выделяются предложения утвердительные, отрицательные. «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

    По структуре выделяются группы предложений :

    1) По количеству предикативных частей выделяются предложения простые и сложные. В простых предложениях одна предикативна единица, в сложных две и более.

    2) Односоставные и двусоставные. Характер предикативной основы. Двусоставное имеет в составе два главных члена (подлежащее и сказуемое), односоставное предложение имеет только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое).

    3) По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют предложения распространенные и нераспространенные. В распространенных предложениях помимо главных есть второстепенные члены. «Одними надеждами цели не достигнешь». Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: «Ночь и тишина».

    4) По полноте состава выделяют предложения полные и неполные. В полных предложениях все синтаксические позиции заняты членами предложения. В неполных члены предложения могут пропускаться. «Юность – время золотое: есть, и пьет, и спит в покое».

    5) По отсутствию или наличию осложняющих элементов (однородных, обособленных членов, обращений и т.д.) выделяются осложненные предложения и неосложненные. «Не жди добра, сделав зло».

    Выделяется три аспекта изучения предложения: 1) структурный аспект. 2) Семантический аспект. 3) Коммуникативный аспект.

    1) Структурный аспект. В отечественной лингвистике с середины 20 века стали обращать особое внимание на формальную устроенность предложения. В лингвистике вводятся понятия структурной схемы предложения (Автор Н.Ю.Шведова), под которой понимается основа предложения, ее главные члены. N + Vf . Гости приехали, дочь сдает экзамены, мальчик читает книгу, конь есть лом. M + A(прилагательное). Погода чудесная, песня веселая. M + M – сестра врач, друг учитель. Inf – молчать, прекратить! Всего около 56 моделей предложений.

    2) Семантический аспект. Представлен работами Н.Д. Артюновой, В.Г.Гага. С точки зрения семантики в структуре предложения исследуется информация об объективной действительности, которая представляет определнную ситуацию: «Сын занимается музыкой, дочь работает над проектом». Объективный смысл данного высказывания заключается в том, что в предложении выделяется субъект действия, предикат (действие субъекта), обозначающий действие, и объект действия, который может быть прямым (передал записку другу), или инструментальным (что написано письмом, не вырубишь и топором).

    3) Коммуникативный аспект. Представлен работами И.П.Раскопова, И.И.Хвастуновой, и именуется аспект как актуальное членение предложения. Актуальное членение предложения – это выделение в предложении нового, ремы, неизвестного и известной информации, темы. Членение на тему и рему.

    Актуа ́ льное члене ́ ние предложе ́ ния - используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

      исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой , исходной точкой или основой;

      новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

      элементы перехода .

    Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

    Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

    Синтаксис - особый раздел языковой науки

    Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

    Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

    Основные единицы

    Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

    Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

    Словосочетание

    Предложение

    Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

    Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

    Одна грамматическая основа

    Две грамматические основы

    Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

    Лес сегодня необычайно красив.

    Ему стало очень грустно.

    Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

    Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

    Подчинительная связь

    Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

    Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

    Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

    Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

    Способы подчинения

    Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

    1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
    2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
    3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

    Сочинительная связь

    В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

    Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

    Словосочетание. Типы словосочетаний

    Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

    1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
    2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
    3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

    По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

    Также словосочетания делятся на простые и сложные.

    В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

    Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

    Не является словосочетанием

    Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

    1. Подлежащее и сказуемое.
    2. Однородные члены предложения.
    3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
    4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
    5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

    Предложение и его признаки

    Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

    Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

    Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

    Грамматическая основа

    Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

    Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

    К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

    Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

    Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

    Какими бывают предложения

    Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

    Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

    1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
    2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

    Характеристики простых предложений

    Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

    1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
    2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
    3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
    4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

    Предложения простые и сложные

    Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

    Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

    Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

    Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

    "Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

    Типы связей в сложных предложениях

    Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

    Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

    Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

    Сложное синтаксическое целое

    Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

    Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

    Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

    Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

    Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

    Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.



Поделиться