Неврогенные страдания языка. Нарушение артикуляции как одна из причин отклонения речевого развития и ее состояние у детей раннего возраста

Подъязычный нерв иннервирует мышцы языка (за исключением m. palatoglossus, снабжаемой X парой черепных нервов).

Осмотр

Исследование начинают с осмотра языка в полости рта и при его высовывании. Обращают внимание на наличие атрофии и фасцикуляций. Фасцикуляции - червеобразные быстрые нерегулярные подёргивания мышцы. Атрофия языка проявляется уменьшением его объёма, наличием борозд и складок его слизистой оболочки. Фасцикулярные подёргивания в языке указывают на вовлечение в патологический процесс ядра подъязычного нерва . Одностороннюю атрофию мышц языка обычно наблюдают при опухолевом, сосудистом либо травматическом поражении ствола подъязычного нерва на уровне или ниже уровня основания черепа; она редко бывает связана с интрамедуллярным процессом. Двусторонняя атрофия чаще всего возникает при болезни двигательного нейрона [боковом амиотрофическом склерозе (БАС) ] и сирингобульбии. Чтобы оценить функции мышц языка, пациенту предлагают высунуть язык.

В норме больной легко показывает язык; при высовывании он располагается по средней линии. Парез мышц одной половины языка приводит к его отклонению в слабую сторону (т. genioglossus здоровой стороны выталкивает язык в сторону паретичных мышц). Язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, независимо от того, следствием какого - надъядерного либо ядерного - поражения является слабость мышцы языка. Следует убедиться, что девиация языка является истинной, а не мнимой.

Ложное впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, обусловленной односторонней слабостью мимических мышц. Пациенту предлагают выполнить быстрые движения языком из стороны в сторону. Если слабость языка не вполне очевидна, просят больного надавить языком на внутреннюю поверхность щеки и оценивают силу языка, противодействуя этому движению. Сила давления языка на внутреннюю поверхность правой щеки отражает силу левой m. genioglossus, и наоборот. Затем пациенту предлагают произнести слоги с переднеязычными звуками (например, «ла-ла-ла»). При слабости мышцы языка он не может отчётливо выговорить их. Для выявления лёгкой дизартрии обследуемого просят повторить сложные фразы, например: «административный эксперимент», «эпизодический ассистент», «на горе Арарат зреет крупный красный виноград» и др.

Сочетанное поражение ядер, корешков или стволов IX, X, XI, XII пар ЧН обусловливает развитие бульбарного паралича или пареза. Клиническими проявлениями бульбарного паралича служат дисфагия (расстройство глотания и попёрхивание при еде из-за пареза мышц глотки и надгортанника); назолалия (гнусавый оттенок голоса, связанный с парезом мышц нёбной занавески); дисфония (утрата звучности голоса вследствие пареза мышц, участвующих в сужении/расширении голосовой щели и напряжении/расслаблении голосовой связки); дизартрия (парез мышц, обеспечивающих правильную артикуляцию); атрофия и фасцикуляции мышц языка; угасание нёбного, глоточного и кашлевого рефлексов; дыхательные и сердечно-сосудистые расстройства; иногда вялый парез грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц.

IX, X и XI нервы вместе выходят из полости черепа через яремное отверстие, поэтому односторонний бульбарный паралич наблюдают обычно при поражении этих черепных нервов опухолью. Двусторонний бульбарный паралич может быть обусловлен полиомиелитом и другими нейроинфекциями, БАС, бульбоспинальной амиотрофией Кеннеди или токсической полиневропатией (дифтерийной, паранеопластической, при СГБ и др.). Поражение нервно-мышечных синапсов при миастении или патология мышц при некоторых формах миопатий бывают причиной тех же нарушений бульбарных двигательных функций, что и при бульбарном параличе.

От бульбарного паралича, при котором страдает нижний мотонейрон (ядра черепных нервов или их волокна), следует отличать псевдобульбарный паралич , который развивается при двустороннем поражении верхнего мотонейрона корково - ядерных путей. Псевдобульбарный паралич - сочетанное нарушение функций IX, X, XII пар черепных нервов, обусловленное двусторонним поражением идущих к их ядрам корково-ядерных трактов. Клиническая картина напоминает проявления бульбарного синдрома и включает дисфагию, назолалию, дисфонию и дизартрию. При псевдобульбарном синдроме, в отличие от бульбарного, сохранены глоточный, нёбный, кашлевой рефлексы; появляются рефлексы орального автоматизма, повышается нижнечелюстной рефлекс; наблюдают насильственный плач или смех (неконтролируемые эмоциональные реакции), гипотрофия и фасцикуляции мышц языка отсутствуют.

Подъязычный нерв - двигательный, первые нейроны его расположены в нижних отделах передней центральной извилины. Отсюда волокна проходят путь, общий с кортиконуклеарным, и оканчиваются в ядре подъязычного нерва противоположной стороны (nucl. n. hypoglossi). Ядро n. hypoglossi расположено на дне ромбовидной ямки, дорсально, в глубине trygonum п. hypoglossi. Волокна, выходящие из ядра, идут в центральном направлении в sulcus lateralis anterior продолговатого мозга между оливой и пирамидой, откуда нерв выходит 10-15 корешками, покидает полость черепа через канал подъязычного нерва (canalis hypoglossi). При входе в канал нерв окружается венозным сплетением. После выхода из канала подъязычный нерв вначале располагается медиально и сзади блуждающего нерва и внутренней яремной вены, затем огибает их, образуя дугу (arcus hypoglossi), и оканчивается в мышцах языка.

Термины, характеризующие патологию подъязычного нерва :
Гемиглоссоплегия - паралич половины языка.
Глоссоплегия - паралич языка.
Дизартрия - нарушение членораздельной речи.Больной объясняет это нарушение ощущением чего-то постороннего во рту («каша во рту»).
Анартрия - невозможность членораздельной речи.

Жалобы больного : на затруднение при произношении слов, продвижении пищевого комка в полости рта.
При осмотре языка в полости рта и при высовывании обращается внимание на наличие отклонения языка, атрофии и фибриллярных подергиваний. Надо иметь в виду, что ряд больных при высовывании произвольно отклоняют язык в сторону осматривающего врача. В таких случаях для того, чтобы решить вопрос, истинное это отклонение или нет, больного просят кончиком языка достать верхнюю губу, контролируют положение языка во рту. При отсутствии патологии язык и кончик языка занимают среднее положение.

Нельзя забывать также о том, что атрофия языка может быть вызвана местным процессом в языке. Нам, например, пришлось наблюдать больного, у которого атрофия языка была вызвана большой раковой язвой, которая располагалась у корня языка. Этот пример демонстрирует необходимость тщательного осмотра языка при наличии в нем трофических нарушений.

Различают центральную и периферическую нейропатию подъязычного нерва. При центральной нейропатии имеет место поражение кортиконуклеарных путей подъязычного нерва (от коры до ядра XII п. ЧН). При поражении этого пути наблюдается отклонение языка при высовывании и в полости рта в сторону паретичных конечностей. Центральная нейропатия XII п. ЧН как правило совпадает с центральной нейропатией VII п. ЧН.

Периферический паралич подъязычного нерва развивается при поражении его ядра, внутримозговой части корешка, самого нерва. Обычно он односторонний, но у ряда больных, особенно при патологии ядер, возможно двустороннее поражение мышц языка. При любом из рассматриваемых уровней у больных имеет место разной степени выраженности атрофия 1/2 или языка в целом. Язык (1/2 языка) становится дряблым, складчатым. В тяжелых случаях движения его ограничены или невозможны.

При одностороннем поражении язык в полости рта отклоняется в здоровую сторону, при высовывании - в больную. При ядерном поражении наряду с атрофиями имеют место фибриллярные подергивания. Их не надо путать с подергиванием мышц языка, которые появляются и у здоровых лиц при напряжении языка, например, при высовывании или когда больной напрягает мышцы в полости рта. В подобных случаях больного просят расслабить язык - подергивания при отсутствии органики исчезают. В сомнительных случаях с целью проведения дифференциальной диагностики приходится прибегать к электромиографическому исследованию.

Ядерное поражение XII пары сопровождается атрофией круговой мышцы рта, поэтому больному трудно сложить губы в «трубочку», свистнуть, «задуть свечу». Эта симптоматика находит объяснение в том, что круговая мышца рта частично получает иннервацию из ядра подъязычного нерва (не только из ядра VII пары ЧН). При экстракраниальных патологических процессах по ходу петли подъязычного нерва (травматических повреждениях шеи, опухолях, расслоениях сонных артерий на шее с формированием аневризмы и др.) возникает периферический паралич мышц языка в сочетании с синдромом Горнера (синдром Колле-Мартильи-Гофмана).

Процессы на уровне ствола головного мозга , подвергающие разрушению ядро или интрамедуллярную часть корешка XII пары, могут сопровождаться альтернирующими синдромами (см. синдром Тапиа).

(ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ)

Своевременный осмотр языка у ребенка

Язык — сравнительно небольшой орган человеческого тела, тем не менее, именно в нём могут скрываться причины, связанные не только с проблемами звукопроизношения, но и со здоровьем в целом.

Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок рос здоровым, чтобы у него своевременно появились звуки, а речь была свободной и выразительной. Поэтому хирург-стоматолог должен тщательнейшим образом осмотреть ротовую полость ребёнка ещё в роддоме, в крайнем случае – в первый месяц жизни.

В дальнейшем подобные осмотры должны проводиться минимум раз в год, лучше – раз в полгода.

Патологии в строении языка

Что особенного может быть в строении языка? Родителям разобраться в этом сложно. Стоматолог же сразу заметит неполадки. Например, патологически маленький язык (микроглоссия ), или непомерно большой язык (макроглоссия ).

Микроглоссия приводит к трудностям с кормлением: у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются проблемы с пищеварением, ребёнок недобирает нужный вес и с каждым месяцем всё больше и больше отстаёт в своём психо-физическом развитии от сверстников, часто болеет. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты звукопроизношения. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала.

В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.

Макроглоссия , или, как говорят логопеды, — массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.

Некоторые родители долго тянут с проведением подобной операции: им жалко ребёнка. К чему приводит подобная проволочка? Представьте себе семилетнего ребёнка, у которого постоянно открыт рот, из него свисает язык, текут слюни, лицо амимично. Кому это понравится? Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге. Ребёнок начинает стесняться своего внешнего вида, своей речи, с возрастом у него появляются комплексы и неврозы.

Да, операция травматична, после неё какое-то время будут проблемы с едой, но все эти явления временные, зато потом – нормальный внешний вид и правильное звукопроизношение, конечно же, при условии дальнейшей логопедической работы.

Бывает, что ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык» ). Во времена средневековья участь человека с такой патологией была незавидной: подобный язык считался атрибутом нечистой силы. В наши дни эта ошибка природы уже не вызывает панического страха у окружающих и устраняется с помощью пластической операции. Если же родители не решаются на операцию и оставляют всё как есть, то помимо трудностей с приёмом пищи у ребёнка будут и проблемы со звукопроизношением.

Язык – карта внутренних проблем

К сожалению, проблемы, связанные с языком, не ограничиваются приведёнными выше примерами.

Внимание родителей также должен привлечь слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус ), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет, кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус . И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка? Последнее время всё чаще встречаются дети с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже желателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками, словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Чем раньше родители увидят «языковую проблему» своего ребёнка, тем успешней её можно будет решить, обратившись за помощью к специалистам.

Подъязычная уздечка

Уздечка (связка) под язычком ребёнка недопустимо короткая, или она вовсе отсутствует? В последнем случае язык желеобразный и студенистый, словно лишённый мышечной массы. Такой язык не справляется с правильным произнесением звуков. Операция здесь не поможет, вся надежда на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

Разглядеть подъязычную уздечку ребёнка непросто. Хорошо, если эту процедуру проведёт стоматолог. Самим родителям хвататься за язык и приподнимать его не стоит. Во-первых, ребёнок вряд ли потерпит такое обращение, а во-вторых, без достаточных знаний и умений можно серьезно травмировать слизистые оболочки ротовой полости. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся воспользоваться маленькими хитростями.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко открывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» — вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку ребёнка.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко открытом рте. Язык верхней поверхностью крепко присасывается к нёбу. Это тот самый короткий миг счастья, когда подъязычная уздечка предстаёт взору родителей во всей красе. Но миг этот быстро проходит, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба. Не успели разглядеть связку? Попросите ребёнка повторить упражнение ещё раз или воспользоваться третьей хитростью.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» — с интригующей интонацией говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Ребёнок любуется получившимся «грибком». «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», — говорит взрослый. Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из его языка. Сразу может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», — ту самую подъязычную уздечку.

Её строение и размеры — самые разнообразные. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, даже тройную.

Подъязычная уздечка может быть практически незаметной прозрачной плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров приподнять язык кверху.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:

  • Ø Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.
  • Ø Уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается «сердечком».
  • Ø Уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных волокон. Он прикреплён близко к кончику языка Подъём языка вверх существенно ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».
  • Ø Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.
  • Ø Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители в большинстве своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

Приходится констатировать: во всех пяти рассмотренных выше случаях отклонения от нормы операция необходима. В первом, втором и третьем вариантах предстоит лишь рассечение уздечки под местной анестезией. Возможно, и в два-три приёма. В четвёртом и пятом случае хирургическое вмешательство более сложное. Вероятна даже операция под общим наркозом и пластика языка. Да, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее. Не станем спорить, перечислим лишь основные последствия отказа от операции:

— формирование неправильного прикуса: прогения (нижняя челюсть выдвинута вперёд), косой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус;

— неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретает гнусавый оттенок;

— нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания; бесконечные простудные заболевания;

— нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника.

— сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Это – далеко не полный перечень проблем.

Ребёнку легче пережить небольшой дискомфорт в процессе операции, чем всю жизнь страдать комплексом неполноценности из-за своей невнятной и малопривлекательной речи.

Конечно же, выбор — за родителями. Если они всё же решатся на операцию, то должны посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога. Последний даёт направления на:

— клинический анализ крови с гемосиндромом;

— клинический анализ мочи.

После операции ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пройти курс реабилитации у логопеда, в него будут включены специальные артикуляционные упражнения. Если их не делать, результат всех мучений будет равен нулю.

Диагностика заболеваний по языку — один из основных этапов при осмотре больного и постановке общего диагноза, наиболее часто применяющихся на Востоке. Этот вид диагностики позволяет узнать о процессах, протекающих в нашем организме, зарождении и стадии развития тех или иных заболеваний.

Язык - индикатор нашего здоровья, об этом всегда знали на Востоке, где и зародился такой необычный, но достаточно эффективный метод диагностики - диагностика заболеваний по языку.

В восточной медицине считается, что язык связан с сердцем. Здесь имеется в виду не только физическое состояние языка, но и речь, которую мы произносим, - всё это указывает на те или иные проблемы с сердцем. Однако организм - это единое целое, и состояние сердца оказывает влияние и на другие органы. А состояние различных органов нашего тела «проецируется» на соответствующие участки языка. Соответственно, изменения в этих участках языка, в том числе изменение их цвета или повышенная чувствительность, говорит о нарушениях и дисбалансе энергий в соответствующих им органах.

Согласно древней китайской медицине, кончик языка соответствует верхней части тела и отображает состояние лёгких и сердца, боковые отделы языка говорят о здоровье печени и жёлчного пузыря, спинка языка - желудка и селезёнки, корень языка показывает состояние почек.

Зачастую первые признаки заболевания проявляются именно на языке (изменение цвета, налёт, покраснения и т. д.). Поэтому при проведении диагностики заболеваний по языку в первую очередь обращают внимание на величину, форму и цвет языка. Согласно восточной медицине, при дисбалансе энергии ветра (рлунг) язык имеет красный цвет, он сухой и шершавый, с небольшими вмятинами по краям. При нарушении энергии слизи (бекен), язык может иметь гладкую или тусклую поверхность, он немного опухший, влажный и липкий, с беловато-серым налётом. Дисбаланс в организме энергии жёлчи (трипа) также меняет вид языка: на нём появляется бледно-жёлтый налёт, во рту чувствуется горьковатый привкус.

Проведение диагностики заболеваний по языку

Лучшее время для проведения диагностики заболеваний по языку - утром натощак. Вначале на языке определяются проекции всех внутренних органов и отмечаются любые изменения. Эти изменения позволяют говорить о состоянии соответствующего органа или систем организма, и, прежде всего, о состоянии крови. Врач обращает внимание на цвет языка, вид налёта на разных участках языка, форму поверхности (гладкая, рыхлая, плотная и т. п.), образования на языке (пузыри, папилломы, язвы) и место их расположения, подвижность языка.

Как выглядит язык здорового человека? Такой язык имеет розовый цвет и гладкую поверхность, покрыт небольшим беловатым налётом, сосочки на поверхности языка хорошо заметны, за счёт чего он выглядит бархатистым.

Связь зон языка с внутренними органами

Корень языка - кишечник;

Слева от кончика языка - левое лёгкое, справа - правое;

Центр языка - сердце;

С левой стороны от корня языка - левая почка, с правой стороны - правая;

С правой стороны, между проекциями лёгкого и почки - проекция печени.

Цвет языка

1. Бледный язык - недостаток энергии и крови. Это признак анемии и истощения организма.

2. Бледный цвет нижней стороны языка - болезни печени и жёлчного пузыря.

3. Красный (малиновый) цвет - тяжёлые инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой, отравления, пневмония.

4. Тёмно-красный цвет - тяжёлые почечные и токсические нарушения, ожирение и хронический алкоголизм.

5. Синеватый оттенок - сердечно-сосудистые заболевания, нарушение кровообращения с сердечно-лёгочной недостаточностью.

6. Желтизна в нижней части языка - развитие желтухи.

Налёт на языке

Покрывающий язык налёт говорит о скоплении в желудке, тонкой или толстой кишке токсинов. Если только задняя часть языка покрыта налётом - токсины есть в толстой кишке, если налёт заметен только в середине языка - токсины присутствуют в желудке, тонкой и двенадцатиперстной кишке.

1. Нет налёта, язык блестящий - слабая энергия желудка, проблемы с внутрисекреторной деятельностью.

2. Слегка распухший и влажный язык из-за избытка налёта. Может указывать на следующие заболевания: язва желудка или двенадцати перстной кишки, гастрит, холецистит, аппендицит, плохую работу почек, пищевое или лекарственное отравление, инфекционные заболевания (корь).

3. Тонкий налёт - начинающееся заболевание или его поверхностная локализация. Толстый налёт - хроническое заболевание.

4. Белый, влажный, тонкий, налёт - энергия желудка в порядке.

5. Слабый белый налёт - снижение кислотности в желудке, дисбактериоз.

6. Желтоватый налёт - избыток жёлчи в жёлчном пузыре или заболевания печени.

7. Жирный, илистый налёт - застой пищи.

8. Фиолетовый пятнистый налёт - застой крови.

9. Чёрный налёт - серьёзное нарушение пищеварительной системы, в особенности, поджелудочной железы и жёлчного пузыря. Также такой налёт возникает при нарушении кислотно-щелочного баланса крови (увеличение кислотности) в результате обезвоживания организма.
11. Светло-серый налёт - дифтерия.

12. Если со временем белый налёт постепенно утолщается и становится жёлтым, а затем серым и тёмным - это говорит о том, что заболевание прогрессирует. А если же налёт светлеет и истончается - болезнь отступает.

Пятна на языке

1. Чередование белых и красных пятен - заболевание скарлатиной.

2. Синеватые пятна - застойные явления в сердечно-сосудистой системе.

3. Тёмные пятна - тяжёлое поражение почек.

Также при проведении диагностики заболеваний по языку надо обращать внимание на:

1. Отпечатки зубов по краям языка . Глубокие отпечатки зубов на передней и боковой частях языка говорят о стрессах, неврозах, сильных переутомлениях. Наиболее чёткие отпечатки наблюдаются при серьёзных заболеваниях центральной нервной системы. Кроме этого, отпечатки зубов по краям языка указывают на дисбактериоз, зашлакованность организма и недостаточную усвояемость кишечника.

2. «Сухой язык ». Ощущение «сухого» языка и общей сухости слизистой оболочки возникает в результате выработки недостаточного количества слюны (жажда) и может быть признаком большого количества заболеваний: непроходимости кишечника, перитонита, повышения температуры тела, диабета. Зачастую сухость языка сопровождается возникновением коричневого налёта. Если слизистая оболочка теряет слишком много влаги, на ней могут появиться трещины. Также сухость языка вызывает потерю вкуса.

3. Лакированный и шахматный язык . Лакированный язык - поверхность гладкая, блестящая, ярко-красная (в результате атрофии вкусовых сосочков). Заболевания: хронический колит, пеллагра, рак желудка. «Шахматный» язык - разновидность лакированного языка. Возникает в результате дефиците витамина В и никотиновой кислоты.

4. У величение и покраснение сосочков языка . Увеличение и покраснение сосочков на правой половине языка, ближе к кончику, говорит о поражении печени, левой половины - болезни селезёнки, на кончике языка - болезни тазовых органов, по краям и в середине языка - болезни лёгких.

5. Искривление линии языка свидетельствует об искривлении позвоночника: искривление складки у корня языка говорит об искривлении позвоночника в поясничном отделе, искривление складки в центре языка - искривление в грудном отделе, искривление линии у кончика языка - искривление в шейном отделе (шейный остеохондроз).

6. Искривление или отклонение языка в сторону - сосудистые нарушения головного мозга (инсульт), психические заболевания.

7. Дрожание языка - заболевание головного мозга, глубокое невротическое расстройство.

8. Язвы на языке . Язвы на поверхности языка могут говорить о заболевании пищеварительной системы (болезнь Крона).

Мы перечислили лишь основные признаки, по которым может быть проведена диагностика заболеваний по языку. Данный метод диагностики требует мастерства врача, умения не только замечать изменения языка, но и объединять полученные сведения с целью постановки правильного диагноза, который, может быть подтверждён последующими методами диагностики.

Многие дети с грубым нарушением звукопроизношения выглядят вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык.

В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, - видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет - диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии - в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии - расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в своей практике за последние два года я наблюдала много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п"], вместо [б] - [б" ], вместо [с] - [с"], вместо [з] - [з"] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л"]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация - отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Логопедический массаж


При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе - укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

    Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек - движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.

    Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение - эффект сжатия.

    Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.

    Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.

    Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир - кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

    Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти - отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).

    Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.

    Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.

    Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону - «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка. Если напряжена спинка языка, обязательно делать обкол горки корня языка зондом № 1 («Иголочка») в разных направлениях: от одного бокового края к другому, зигзагообразными движениями от корня к кончику языка и обратно. А также обкол с прокачиванием. Зондом № 6 («Топорик) производим похлапывающие движения по центру языка от корня к кончику - эффект расслабления. Зондом № 2 («Восьмерка») производим обкол участков языка с повышенным тонусом, а также зондом № 5 («Малые саночки») прокачиваем проблемную напряженную зону спинки языка по направлению от корня к кончику.

Коррекционно-педагогическая работа

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто» : высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье» : облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

- «Почистим зубки» - проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

- «Маляр » - проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани» : произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л"] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.

Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом , массажистом и логопедом .

Юлия Савельева



Поделиться