Методический день учителя по закону образовании. Юридические консультации

Добрый день!

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя - 36 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (
нормируемая часть ), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4.
Дни недели (периоды времени , в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность ), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу , от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
. Это не обязательно делать на рабочем месте , если для педагога это удобнее.
Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.

Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.
Светлана

Такого, о чем Вы говорите, нет в действующем законодательстве.

Обновление от 12.03.2017 в связи с выходом нового нормативного акта взамен утратившего силу.

Данная статья поможет многим учителям, которые приходят в школу и не знают, по какому режиму они должны работать. Ведь кроме расписания уроков временных рамок в их рабочем дне нет, отсюда и вопросы. Постараемся на них ответить.

Заодно лишний раз посвятим родителей в рабочие будни учителя (как мы это делали в статьях « » и « »).

Для законного обоснования многих пунктов данной статьи будем использовать

36 часов в неделю или ненормированный день?

Заглянув в свою должностную инструкцию учителя, я видела в графе «Продолжительность рабочего времени» — 36 часов в неделю. Что входит в эти часы?
— ваша ставка (сколько уроков вы даете – должно быть не менее 18 часов);
— «другая часть педагогической работы» — проверка тетрадей, консультации, исправление оценок, работа с учениками, родительские собрания, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. и не забудем про самую сложную часть (так как она творческая) – подготовка уроков.

Согласно вышеупомянутому приказу №536, ч. II, п. 2.1.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

То есть, если ваша ставка 18 часов, то вся остальная педагогическая работа должна уложиться в остальные 18 часов. Но это идеал. В условиях, когда современный учитель вынужден отрабатывать 27, 30, а то и все 36 часов только в уроках, его рабочий день превращается в ненормированный.

Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:

1) Как примерно сказал на одной из конференций с журналистами В.В. Путин «С одной ставкой жить не на что, с двумя – некогда».
Учителя часто вынуждены брать гораздо больше положенных 18 часов, чтобы просто выжить. К сожалению, часто это плохо влияет на качество даваемых знаний.
2) Политика администрации школы .
Некоторые завучи или директора считают, что раз они всю свою жизнь посвящают школе, то и другие работники должны делать то же самое. И, как нарочно, не берут других учителей на свободные ставки, загружая до полного предела работающих. В одной школе моего города завуч считает нормальным загружать даже только пришедших учителей нагрузкой в 36 часов с . Какие знания получат дети и какое здоровье будет у этих учителей, думаю, озвучивать не обязательно, и так понятно.

Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?

Учителя, работающие пять дней в неделю – вы везунчики! Как я завидовала, таким как вы, работая буквально на износ 6 дней в неделю.
Да, чисто теоретически при такой рабочей неделе дается один выходной день – воскресенье. Но! Этот «выходной день» тратится на подготовку уроков к следующей неделе, проверку тетрадей и прочую педагогическую работу. В итоге долгожданный «выходной» остается таким только в теории, а на практике выходит так: у учителя выходных нет и отдыхать ему просто некогда.

Что такое методический день у учителя?

В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.
К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день .
Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.
Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.

Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)

В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей , предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется .

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования

Окна в расписании

Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.

Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.

При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.

Каникулярное время и карантин, актированные дни

Снова повторяться на тему, что должен делать учитель во время каникул или карантина, не буду. Этому я посвятила целую статью, которую вы можете прочитать .

Но законную основу вам предложу и здесь для ознакомления.

Во время каникул (Ч. IV, п. 4.1.):

Периоды каникулярного времени , установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками , ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во время карантина и актированных дней (Ч. V, п. 5.1):

Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

Выйти на больничный учителю

Если вы заболели – вызывайте врача или идите в поликлинику и предупредите директора или завуча, что вы заболели до начала уроков. Не стоит переносить болезнь на ногах только потому, что вас ждут дети или не хочется перегружать других учителей (у них же методический день!). Вам это не даст ничего, кроме осложнений в здоровье (ведь работа учителя очень нервная и напряжённая) и сохранения зарплаты.

Здоровье дороже, школа без вас не развалится.

Единственная радость учителя

Один из немногих плюсов работы учителя – это большой отпуск (56 дней или 72 дня в северных районах (Крайний север и приравненные к нему местности) . В отличие от других работ, где его бы разделили на несколько частей, учитель «пашет» весь год и в каникулы, и в методические дни, и в выходные, чтобы в итоге насладиться своим большим отпуском. Главное, успеть в это время отдохнуть.

Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права

Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.
Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой
вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед. работу ), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.

В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.

Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!

Методический день можно определить как день, когда функционирует образовательная организация, но:

  • у педагогического работника, который ведет преподавательскую работу, отсутствуют учебные занятия;
  • внутренние документы образовательной организации не предусматривают выполнение другой педагогической работы непосредственно в образовательной организации;
  • в этот день работник не выполняет дополнительные виды работ за дополнительную оплату непосредственно в образовательной организации.

В методический день работник не обязан находиться в образовательной организации.

На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Работодатель предусматривает методический день работнику, чтобы тот использовал его (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536):

  • для дополнительного профессионального образования;
  • для самообразования;
  • для подготовки к занятиям.

То есть методический день – не дополнительный выходной день для педагогического работника. Работодатель предусматривает его только для указанных действий.

В данном случае под понятием «работодатель предусматривает» необходимо понимать то, что при составлении расписаний занятий, графиков, планов работ и других документов в определенный день у работника нет работы, которую он должен выполнять непосредственно в образовательной организации.

Под дополнительным профессиональным образованием нужно понимать обучение по программам:

  • повышения квалификации либо
  • профессиональной переподготовки.

Педагогический работник в методический день может повышать свою квалификацию или получать новую компетенцию.

Нормативные правовые акты не предусматривают, в чем конкретно заключается самообразование и в какой области его необходимо получать. Также нет требований к подготовке к занятиям. Вместе с тем, если Правила трудового распорядка предусматривают такие дни, например, в целях самообразования, такое самообразование работник должен осуществлять применительно к своей должности.

Ситуация: можно ли учителю в свой методический день уехать за границу

Да, можно, если это связано с получением дополнительного профессионального образования, самообразованием или подготовкой к занятиям.

Методический день – не выходной день. Нормативные правовые акты четко определяют, для чего работодатель его предусматривает (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Однако проверить, для чего работник использовал этот день, работодатель не может.

Ситуация: можно ли требовать отчет о том, чем занимался педагогический работник в методический день

Нормативные правовые акты не предусматривают такого отчета.

Работник должен добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. А основа для их разработки – квалификационные характеристики должностей работников образования. Их содержит Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Но он не предусматривает, что работник составляет подобные отчеты.

Трудовой кодекс РФ запрещает требовать, чтобы работник выполнял ту работу, которая не предусмотрена в трудовом договоре (ст. 60 ТК РФ).

Тем более, например, подготовку к осуществлению образовательной деятельности работник регулирует самостоятельно (п. 2.3 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). Это значит, что он сам определяет, как и в каких формах готовиться.

Более того, если руководитель потребует от работника подобный отчет, то проверяющие органы могут расценить это как избыточную отчетность педагогических работников и нарушение законодательства.

Ситуация: можно ли заставить педагогического работника находиться в школе в его методический день

Нет, нельзя.

Нормативные правовые акты определяют методический день как свободный день. То есть в этот день работник свободен от выполнения урочной нагрузки, другой педагогической работы и дополнительной работы за дополнительную оплату. Он не обязан присутствовать в образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Обязан ли работодатель предусматривать методический день

Дело в том, что методический день предусматривают с учетом режима рабочего времени, который установлен для конкретного работника. А режим рабочего времени определяют внутренние документы образовательной организации (с учетом действующих нормативных правовых актов):

  • коллективный договор;
  • Правила трудового распорядка;
  • иные локальные нормативные акты образовательной организации;
  • трудовой договор;
  • графики работ;
  • расписание занятий.

То есть предусматривать методический день или нет – решает работодатель, когда составляет расписание занятий, планы и графики работ.

Если работодатель не предусмотрит методический день работнику, это нельзя расценить как нарушение прав работника .

1) режима работы организации.

Например, при шестидневной рабочей неделе у работников есть больше рабочих дней для того, чтобы выполнить учебную нагрузку и другую педагогическую работу, чем при пятидневной. В случае с шестидневной рабочей неделей проще освободить один день для методического дня;

2) особенностей работы конкретного работника.

Например, у учителя начальных классов, как правило, уроки проходят каждый день. Поэтому работодатель не может установить ему методический день;

3) объема учебной нагрузки каждого из работников, которые ведут преподавательскую работу.

Если у учителя большой объем учебной нагрузки, то ему могут потребоваться все дни, в которые работает образовательная организация. Иначе он не сможет провести все занятия и при этом не нарушить гигиенические требования к режиму образовательной деятельности обучающихся;

4) иных особенностей.

Например, на возможность предусмотреть методический день может повлиять сменность занятий, обеспеченность кадрами, форс-мажорные обстоятельства (если заболел другой учитель и требуется замена).

Кому можно предусмотреть методический день

Методический день можно предусмотреть только тем работникам, которые ведут преподавательскую работу (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). К ним относятся:

  • учитель;
  • преподаватель;
  • тренер-преподаватель;
  • старший тренер-преподаватель.

На это указывает пункт 2.1 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Ситуация: можно ли предусмотреть методический день работнику, который одновременно работает и получает профессиональное образование

Да, можно.

В нормативных правовых актах сказано, что методический день предусматривают для работников в зависимости от должности и возможностей образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Если эти условия выполнены, работодатель может предусмотреть для работника методический день независимо от того, получает он образование или нет.

На это правило не влияют уровень образования, которое получает работник, вид или формы получения.

Как закрепить методический день во внутренних документах

Чтобы закрепить возможность предусмотреть методический день в документах образовательной организации, внесите соответствующие положения в Правила трудового распорядка или коллективный договор. На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Ситуация: можно ли привлечь работника в его методический день для того, чтобы он заменил заболевшего педагога

Да, можно, но только с его согласия.

Выполнение учебной нагрузки временно отсутствующего работника – дополнительная работа с дополнительной оплатой (ст. 60.2 ТК РФ, п. 2.7 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601). Работодатель может поручить такую работу только с согласия работника и при надлежащем оформлении: дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием объема работы, сроков и размера доплаты (ст. 60.2 ТК РФ).

Если работник не согласен, то работодатель не может его привлечь и работник использует методический день.

Если работник согласен на замену, то на этот день у него будут предусмотрены учебные занятия. Следовательно, он будет обязан присутствовать в образовательной организации. Методический день в этот день перестает быть свободным.

Ситуация: как предусматривают методический день в каникулы

Методический день предусматривают в соответствии с уточненным режимом рабочего времени.

Во время каникул обучающихся педагогические работники, которые не находятся в это время в отпуске, продолжают работать (п. 4.1 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). При этом на период каникул работодатель уточняет режим рабочего времени (п. 4.2 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). В этот период также может предусматриваться методический день в общем порядке.

Нормативные правовые акты не закрепляют порядок, который должен соблюсти работодатель, чтобы определить периодичность методических дней. Поэтому работодатель вправе определить периодичность самостоятельно.

Как правило, методический день предусматривают один раз в неделю.

Пример формулировки условия о методическом дне в Правилах трудового распорядка или коллективном договоре

«5.1. Для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу, с учетом расписаний занятий, планов и графиков работ может предусматриваться один свободный день в неделю для дополнительного профессионального образования, самообразования или подготовки к занятиям.

5.2. К педагогическим работникам, которые ведут преподавательскую работу, относятся:

  • учитель;
  • преподаватель;
  • педагог дополнительного образования;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • тренер-преподаватель;
  • старший тренер-преподаватель».

Любой учитель стремится к тому, чтобы детям нравился его предмет. Для того чтобы школьники демонстрировали высокое качество знаний в рамках итоговой аттестации, педагог должен уделять время собственному развитию.

Нельзя прийти в образовательное учреждение и провести урок без предварительной подготовки к нему. В этом случае трудно рассчитывать на совершенствование интереса к предмету, глубокое осознание изучаемого материала.

Время для саморазвития

Методический день необходим для того, чтобы у педагога была возможность подготовиться к урокам, пообщаться с коллегами, пройти дополнительную профессиональную подготовку в рамках курсов, семинаров, конференций.

Нельзя забывать о том, что каждый урок предполагает предварительную подготовку, подбор основного материала, заданий, упражнений.

Сложно полноценно осуществлять такую подготовку при полной занятости в школе. Именно поэтому во многих образовательных организациях педагогам предоставляется методический день.

Как провести «выходной»

Люди, которые далеки от специфики работы педагога, убеждены в том, что в каникулярное время учителя отдыхают вместе с детьми. Методический день они ассоциируются с выходным днем, не осознавая, что педагоги проводят его со специальной литературой, повышая свой интеллектуальный уровень.

Важные аспекты

Попробуем понять, в чем суть освобождения для учителя одного рабочего дня в рамках учебной недели. Методический день в школе педагог может использовать не только для подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям, но и для самообразования.

Повышение профессионализма педагогов особенно актуально. Ведь современная школа и ее ученики стремительно развиваются. Если педагог не следит за изменениями, происходящими в современном обществе - он не сможет дать своим воспитанникам качественные и актуальные знания.

Праздник науки

В некоторых школах стало доброй традицией проведение методического дня в виде семинара. Администрация школы выбирает день, в рамках которого в образовательном учреждении будет осуществляться методическая работа. Как можно запланировать работу в единый методический день? Педагоги заблаговременно сообщают о своем желании провести открытые уроки или внеклассные мероприятия для коллег. На основе заявок составляется расписание «открытых уроков», посетить которые могут не только педагоги школы, но и коллеги из других образовательных организаций.

Особенности организации фестивалей

Всем гостям предлагается бланк, в котором они могут оставить свои отзывы о посещенном внеклассном мероприятии или тематическом учебном занятии. Для того чтобы в полном объеме осуществлялось воспитание и обучение подрастающего поколения, происходил обмен опытом работы, организуется и «круглый стол», в рамках которого учителя обсуждают определенную проблему, вместе ищут способ ее рационального решения. Методические темы дней предлагают сами педагоги, учитывая запросы и пожелания родителей и воспитанников.

В рамках города, к примеру, одна из школ может стать экспериментальной площадкой для внедрения определенных методов и приемов воспитательного и образовательного процесса. В таком случае, этим вопросам и будет посвящен методический день.

Сценарий подобного мероприятия составляет заместитель директора образовательной организации по учебно-методической работе, привлекая в помощь группу инициативных педагогов.

Особенности оплаты

Как производится начисление заработной платы? Методический день оплачивается также, как и любой другой рабочий день. В тех школах, где администрация заботится о профессиональном уровне своих педагогов, директора стараются выделять «свободный день» всем учителям, независимо от их нагрузки. Подобная мера способствует повышению уровня подготовки учителей, повышению их мотивации к работе.

Положение о методическом дне

В некоторых школах разрабатываются (на базе коллективного договора) положения о предоставлении дня для профессионального роста педагога.

  1. Целью является создание благоприятных условий для совершенствования педагогического мастерства современного учителя.
  2. Право на методический день имеют учителя, работающие на полную ставку в ОУ.
  3. Предоставляемый день не является выходным днем педагога.
  4. Учитель занимается самообразованием, изучая нормативные документы и законодательные акты по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения.

В рамках методического дня работа осуществляется по определенным направлениям:

Заключение

После принятия профессионального стандарта педагога, каждый учитель обязан предоставлять администрации школы или руководителю методического объединения план, согласно которому он будет развивать свои профессиональные качества, повышать педагогическое мастерство. Как правило, выбирается одна методическая тема, над которой учитель будет работать 2-3 года, указываются действия, что будут способствовать выполнению поставленных им задач. В течение учебного года педагог знакомит коллег с наработанным опытом на заседаниях школьных, городских, районных методических объединений, отмечает те моменты, которые уже достигнуты.

В сам методический день учитель должен принимать активное участие в тех мероприятиях, которые проводятся в образовательной организации, а также за ее пределами.

В случае необходимости (по согласованию с педагогом) осуществляется замена заболевшего учителя. Педагог, находящийся на методическом дне, обязан посещать открытые уроки коллег по МО. В случае выполнения им обязанностей классного руководителя, учитель приходит на дежурство по школе.

Контроль над соблюдением всех основных правил, разработанных для поведения учителями образовательного учреждения в предоставляемый им день для самообразования, осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководитель школьного методического предметного объединения.

В некоторых российских школах, гимназиях, лицеях один раз в полугодие (в год) в рамках школы проводятся методические декады, посвященные определенной предметной области. По Правилам внутреннего распорядка, действующих в ОУ, педагоги, находящиеся на "свободном дне", обязаны принимать активное участие в тех мероприятиях, которые запланированы в рамках предметной декады.

Выделение в рабочей неделе одного дня для самообразования учителей, является экономически обоснованным и целесообразным мероприятием. Подобные действия позволяют избегать психологической и физической перегрузки школьных педагогов, способствуют интеллектуальному самосовершенствованию учителей, их позитивному отношению к своим профессиональным обязанностям.

Педагоги получают отличную возможность для эмоциональной разгрузки, изучения дополнительной методической литературы, обобщения своего профессионального опыта, публикации его в учительских журнала и газетах, разработки новых интересных уроков и внеурочных мероприятий.

Надежда (07.02.2013 в 10:14:24)

Добрый день!

В соответствии со статьей 108 РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Таким образом, речь идет только о предоставлении одного перерыва для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, который не включается в рабочее . При этом допускается возможность приема пиши в рабочее время (например, учителям может быть предоставлена возможность приема пищи одновременно с обучающимися во время перемен, являющихся их рабочим временем).

Согласно Положению «Об особенностях времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Приказ № 69 от 27.03.2006 г. Министерства образования и науки РФ)

В образовательных учреждениях при составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Установление нескольких перерывов в рабочем времени учителя («окон»), в т.ч. перерыва, составляющего два и более часа подряд, противоречит . Такой режим работы является неудобным и предполагает компенсацию, порядок и размеры которой могут предусматриваться .

Что касается права на установление учителям, так называемого методического дня, то нормативной основы для его введение не предусмотрено, скорее всего, такое право закреплено во внутренних нормативных документах образовательного учреждения (устава учреждения, внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективного договора и т.д.) . Отсутствие для учителей таких свободных дней не противоречит законодательству.”

В Вашем случае, вопрос с предоставлением Вам методических дней Вам следует решать с администрацией Вашей школы по согласию сторон.



Поделиться