Консультации таролога мудрость веков. Высокая и низкая самооценка личности

Для комфортного существования в нашем непростом мире и для благоприятного взаимодействия с окружающим социумом очень важно чувствовать внутренний положительный тонус и быть уверенным в себе. Адекватное самомнение, знание того, кто мы есть и чего стоим - те вещи, которых многим людям на сегодняшний день не хватает, а согласно статистике психологические курсы по повышению самооценки попадают в ряд самых популярных.

Под словом «самооценка» понимают то мнение, те убеждения, которые есть у человека о самом себе - к какому типу личности он себя относит, на что способен, какие есть положительные и отрицательные стороны и как все это может отразиться на будущем.

И все-таки, почему же именно так важно быть с высокой самооценкой?

Во-первых, жизнь от этого будет только легче и светлее. Когда человек уверен в себе, нравится сам себе, все остальные вещи вокруг становятся проще. При этом перестаешь преувеличивать проблемы, делая из мухи слона. Самоуверенный человек не станет излишне угнетать и корить себя за простые ошибки или недостижение идеальных стандартов.

Во-вторых, уверенность в своих силах поспособствует укреплению внутренней стабильности. Когда больше любишь себя, нет необходимости горячо и с нетерпением бороться за утверждение и внимание сторонних людей. Внутренний мир и личная жизнь становятся менее зависимы от того, что могут высказать или подумать другие люди.

В-третьих, уменьшается внутренняя самоборьба. Многие люди являются худшими врагами сами себе. Однако, повышая и удерживая свою самооценку на положенном уровне, начинаешь ощущать себя намного более достойным лучшего в жизни и, следовательно, с гораздо большей мотивацией стремишься к достижению этого. А при получении желаемого становишься менее склонен к самоукору и самоуничтожению.

В-четвертых, становишься более расположенным и привлекательным в каких-либо отношениях с окружающими. С хорошей самооценкой и перечисленными выше преимуществами удается более устойчиво переживать трудные времена. Находиться в таких ситуациях с уверенным в себе человеком гораздо проще, что делает последнего очень привлекательным в любых отношениях - и дружеских, и рабочих, и семейных.

И, в-пятых, человек становится счастливее, что является результатом достижения всего вышеупомянутого.

Преимущества ясны и вполне очевидны.

Какие же основные шаги для повышения самомнения необходимо предпринять?

Прекратить излишнюю и постоянную внутреннюю самокритику. Один из способов достижения этого - научиться останавливать ее запрещающими словами по типу «Хватит, это не информативно и дело не поправит!», «Стоп, об этом нету смысла думать!» и т.д.

Использовать наиболее здоровые и действенные способы мотивации, а именно: почаще напоминать себе о пользе ожидаемых от выполнения задачи результатов и чаще фокусироваться на выполнении того, что действительно нравится.

Выделять каждый день двухминутные перерывы, чтобы осмыслить те вещи и поступки, которые стоит в себе ценить.

Делать правильные вещи, в правильности которых абсолютно уверен. Например, перестать откладывать посещение спортзала «до завтра», а пойти туда прямо сейчас.

Обрабатывать ошибки и неудачи наиболее положительным способом.

Быть добрее к другим людям.

Пробовать что-то новое.

Перестать сравнивать себе и то, что имеешь, с жизнями других людей.

Проводить время больше с позитивными поддерживающими людьми, а не с депрессивными и «разрушительными».

И, напоследок, нужно всегда помнить о тех плюсах, которые дает в жизни правильная самооценка. Необходимо ясно представлять, какие именно вещи в жизни помогают чувствовать себя лучше, комфортнее. Уметь гордиться своими достижениями и не давать содеянным ошибкам перекрыть все положительные ожидания.

Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

Ход занятия

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

(Древнеиндийская мудрость)

I. Беседа

Психолог:

Сегодня с вами мы поговорим о самооценке и ее роли в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете?

В сценарии приводятся предполагаемые ответы учащихся, которые помогают лучше понять процесс развертывания действия.

Учащиеся:

Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.

Психолог:

А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?

Учащиеся:

Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко.

Психолог:

Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди?

Учащиеся:

Слишком хорошо. Считают себя лучше других.

Психолог:

В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.

Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние?

Если да, то как можно назвать такую самооценку.

Учащиеся:

Нормальная.

Психолог:

Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.

Психолог:

Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только “плюсы”?

Учащиеся:

Да. Нет. Так не бывает. Я - идеальный человек!

Психолог:

А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни “минусы”?

Учащиеся:

Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошие качества, только мало.

Психолог:

Как видим, мнения разделились. А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?

Продолжается работа на доске на графике.

Психолог:

Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы?

Учащиеся:

Психолог:

А плюсы у него есть?

Учащиеся:

Психолог:

А что ему мешает увидеть в себе плюсы?

Учащиеся:

Возможно, отрицательное отношение к себе.

Психолог:

Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.

Минусы” чертятся на графике и обводятся.

А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?

Учащиеся:

Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло.

Психолог:

То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой?

Учащиеся:

Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.

Психолог:

А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам?

Учащиеся:

Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своими достоинствами.

Психолог:

То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.

На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.

Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?

Учащиеся:

Он признает в себе положительные качества. Он не страдает от того, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже.

Психолог:

Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я классно рисую.

На графике психолог обводит мелом все плюсы и минусы адекватной самооценки.

Психолог:

Ребята! Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?

Учащиеся:

Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.

Психолог:

Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели. Давайте посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.

II. Работа в группах.

Учащиеся каждого из рядов будут работать с тем или иным видом самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Кроме того, учащиеся одного ряда дополнительно делятся еще на три группы, по числу исследуемых позиций (здоровье, общение, выбор цели и ее достижение). В итоге формируется 9 малых групп.

Каждая группа получает для работы карточку.

Для того, чтобы сделать работу ребят более продуктивной, им в качестве вспомогательного материала предлагается подборка высказываний, отражающих особенности здоровья, взаимоотношений, успешность в жизни и т.д., людей с различными самооценками.

Порядок работы учащихся в группах.

1) Задание малым группам.

1. В течение 5-7 минут продумать ответы на поставленные вопросы, записать их в таблицу и сформулировать вывод, записав его также в нижней части таблицы.

2. Каждая малая группа представляет результаты своей работы. Организуется обсуждение.

2) Задание группам-рядам

Ребятам каждого ряда предлагается обобщить работу малых групп с учетом дополнений, сделанных в ходе обсуждения, и составить портрет-характеристику для каждого вида самооценки, отразив следующие моменты:

  • ведущие черты характера;
  • отношение к жизни в целом;
  • самореализация в жизни.

Время выполнения 10 минут. По окончании зачитываются результаты.

III. Тестирование.

Психолог:

Давайте посмотрим, какова же ваша самооценка на сегодняшний день. Ведь вам предстоит решить очень важную проблему - выбрать профессию. И самооценка при этом может иметь важное значение. В случае если вас не устроит результат диагностики, то следующей темой нашего разговора может стать вопрос, как добиться желаемой самооценки.

Проводится тестирование. Тест “Самооценка”.

Интерпретация результатов психологом.

Завершение занятия.

Литература

  1. Кондратьева О.Г., Латышенко О.Н. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся. – Иркутск: Центр образования д. Владимировка, 2004.

Что такое самооценка

Самооценка человека - это совокупность мнений (оценок) о себе самом, о своих плюсах и минусах, о недостатках и преимуществах.

Главным в самооценке является собственное мнение о себе самом. Это мнение может меняться, в зависимости от жизненных обстоятельств. Основу самооценки составляет система ценностей личности.

Важно иметь о себе сбалансированное уравновешенное представление, развивать в себе плюсы и исправлять минусы.

Здоровая самооценка дает человеку жизненный комфорт и взвешенный оптимизм, оказывая воздействие на все аспекты жизни.

Людей с низкой самооценкой на самом деле мало, но много людей, имеющих привычку жить в "позиции жертвы", и это "защита от претензий".

Когда заниженная самооценка становится привычкой, то у человека появляется причина не работать над собой.

Объективная самооценка дает гармонию, душевный покой, умение любить и быть любимым, радость от каждого дня прожитой жизни.

Как формируется самооценка

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, самостоятельной оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Мы впитываем мнения о нас из окружающего мира. На основе этого, мы делаем выводы о самих себе и вырабатываем самооценку.

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.(С)

Вспоминаем детство.

Заниженное мнение о себе мы имеем, если наши успехи и неудачи родители оценивали неадекватно.

Завышенное мнение о себе мы имеем, если родители никогда нас не ругали и ни в чем не ограничивали. Когда вдруг оказывается, что мы не идеальны, мы испытываем эмоциональный стресс. Самооценка страдает, но остается на прежней позиции. Виноваты в наших бедах все вокруг, но только не мы сами. Конечно же все вокруг НАМ должны, претензии к миру в этом случае безграничны.

Родительское равнодушие встречается в хорошо обеспеченных семьях чаще, чем в малообеспеченных. Искренний интерес родителей и участие в жизни детей - залог адекватной самооценки ребенка.

Завышенная самооценка

Мы чувствуем себя выше остальных, мы уверены в своей исключительности, мы заслуживаем большего, и только зависть окружающих омрачает наш идеал самого себя... Это завышенная самооценка.

Синдром жертвы не всегда показывает заниженную самооценку, часто это именно завышенная самооценка. Завышенная самооценка в комплекте со склонностью к позиции жертвы создает иллюзию низкой самооценки.

Например, "красивые мужчины мной не интересуются, а некрасивые мне не нравятся". А какие объективные основания у нас есть, чтобы претендовать на внимание красивых мужчин?

При завышенной самооценке мы стремимся во всем быть первыми и остро переживаем неудачу. Это "синдром отличника".

Заниженная самооценка

Мы считаем себя неудачниками, зацикливаемся на проблемах и обидах, любая оценка (даже позитивная) со стороны воспринимается в минус. Это путь к депрессии.

Самоунижение - это просить, а не добиваться целей, ждать признания, а не достигать его.

"Синдром отличника" - это когда я должен быть лучшим всегда и во всем, это постоянное сравнение себя с другими, вместо понимания своей индивидуальности.

Не сравнивайте себя с окружающими людьми, они другие, сравнивайте себя с собой в прошлом, настоящем и будущем.

Борьба с самим собой - тоже интересный момент.

Стыд возникает тогда, когда мы делим себя на "плохо" и "хорошо", правильно и неправильно. А эти понятия субъективны. Целостная личность имеет в себе и плюсы и минусы, адекватно принимая их наличие.

При заниженной самооценке, люди за дело не берутся (страшно, вдруг будет "провал") и сравнивают свои успехи с теми, у кого и вовсе нет никаких успехов, это выгодный фон для сравнения.

Что делать?

Смирение и унижение - это понятия родственные, но не тождественные. Смирение - высокое духовное качество, унижение - низкое земное. Смиряется человек разумом, а унижается - достоинством.

Самый лучший способ избавиться от самоунижения - повысить свою самооценку. Именно по причине низкой самооценки мы болезненно зависим от мнения окружающих, и подстраиваемся под них.

Итак, советы.

Есть идея - начинаем воплощать сразу, или планируем недолго, но тщательно. Чем дольше собираемся, тем сильнее заниженная самооценка говорит нам - «все равно не справимся, все пропало». Учитесь принимать рискованные и смелые решения, за которые вы сможете себя уважать. Без самоуважения адекватная самооценка невозможна. Ощущение внутренней силы выравнивает самооценку.

Не поняли чужого высказывания - задаем вопросы, уточняем. Что именно имел в виду наш собеседник? Если собеседник имеет привычку нас унижать - меняем собеседника. Если человек нас не в состоянии объективно оценить - такой человек в жизни не нужен. Научитесь дистанцироваться от негативных людей.

Нужно быть лучше, чем вчера. А не лучше, чем другие.(С)

Не сравнивайте себя с другими людьми. Сравнивайте себя сегодня с собой в прошлом, какой путь пройден, с какими результатами. Неадекватно сравнивать дуб и ель, они разные, хотя оба - деревья. Всегда найдется кто-то лучше, красивее, умнее и удачливее нас.

Нас обвиняют? Не надо сразу же оправдываться. Спокойно объясняем мотивацию своих поступков.

Мы наделали ошибок? Значит, мы все таки что-то делали. Никто не идеален. Проанализировали, сделали выводы, прошлое - в мусор. Отрицательный опыт тоже нужен. Переступаем через страхи, и идем в будущее без них.

Выбрасываем мнительность. Нет никаких "империй зла" и "вселенский заговоров".

Берем лист бумаги, делим пополам, и адекватно оцениваем свои плюсы и минусы. Плюсы развиваем и усиливаем, минусы корректируем. Оцениваем способности объективно, тогда реже будут постигать неудачи.

Уходим из всех ненужных жертв - нелюбимой работы, опостылевших отношений и так далее. Ищем способы заниматься тем, чем нам хочется, проявлять свои способности, во благо себе и миру.

Объективность оценки в Таро

Объективность оценки нужна везде и во всем. Это залог адекватного восприятия мира и информации.

Каждый аркан Таро (как и все в этом мире) имеет свои плюсы и минусы.

Читать прямую карту как плюс-позицию, а перевернутую - как минус-позицию - это необъективность, однобокая оценка и подача информации. Хоть прямо, хоть перевернуто, хоть боком, но аркан имеет и плюсы, и минусы, вторая сторона "медали" никуда не девается, как его не положи. А таролог предубежденно смотрит на "медаль" только с одной стороны, игнорируя вторую. Полнота значения аркана в этом случае сводится к слащавому "хорошо", или к печальному "плохо", утрачивается баланс плюсов и минусов. Это приводит к преднамеренному искажению информации.

Если требуется выяснить, какие факторы работают в положительную сторону, а какие - в отрицательную, тут просто нужна структура, и все. Никаких однобоких трактовок.

В психологии активно используется такое понятие, как самооценка. Она влияет на поведение человека, принятие решений в различных ситуациях, отношение к миру и самому себе. Разделяют несколько видов самооценки, среди которых самой приемлемой является завышенная. Лучше проявлять признаки завышенной самооценки, нежели заниженной. Какие причины ее появления?

Что такое самооценка? Это оценивание человека самого себя. Самое удивительное заключается в том, что одни виды самооценки базируются на оценивании индивида самого себя, а другие – на оценке, которую дают окружающие. Таким образом, самооценка – это то, каким человек себя видит. На чем основано данное мнение, уже влияет на то, какая самооценка у человека развивается.

Выделяют такие виды самооценки:

  • «Я+, Вы+» — стабильная самооценка, которая основывается на положительном отношении к окружающим и самому себе.
  • «Я-, Вы+» — , в которой человек проявляет такое качество, как самобичевание. Человек чувствует себя хуже, ниже и несчастнее остальных.
  • «Я+, Вы-« — завышенная самооценка, основанная на поиске недостатков, ненависти к окружающим и подтверждении позиции, что окружающие люди плохие. Обычно такой человек всех обвиняет, кроме самого себя, и считает окружающих «козлами», «идиотами» и прочими названиями.

С самооценкой человек не рождается. Она формируется в течение жизни. Зачастую она становится такой, какой была у родителей, что объясняется теми качествами характера и отношением, которое человек перенимает у своих мамы и папы.

Считается, что лучше обладать завышенной, нежели заниженной самооценкой. В такой самооценке действительно есть свои преимущества, о которых следует поговорить на сайте психологической помощи сайт.

Что такое завышенная самооценка?

Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.

Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.

Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.

Отрицательной стороной могут выступать:

  1. Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
  2. Переоценка собственных сил.

Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.

Признаки завышенной самооценки

Завышенную самооценку можно легко определить по характерным ей признакам. Самое примечательное, что бросается в глаза, — это то, что человек возвышается над окружающими. Это может происходить как по его воле, так и потому, что люди сами его возводят на пьедестал. Завышенная самооценка – это отношение к себе, как к Богу, королю, лидеру, и видение окружающих как ничтожных, недостойных людей.

Другими признаками завышенной самооценки являются:

  • Убежденность в собственной правоте, несмотря на то, что могут приводиться доказательства и доводы на подтверждение противоположной точки.
  • Убежденность в существование только единственно правильной точки зрения – его личной. Человек не может даже согласиться с тем, что может существовать другое мнение, особенно если оно противоположное. Даже если он вдруг примет чужую точку зрения, то однозначно будет считать ее неправильной.
  • Оставление последнего слова за собой. Человек уверен, что именно он должен делать выводы и определять, что делать дальше и как обстоят дела.
  • Неумение извиняться и просить прощение.
  • Убежденность в виновности других людей и окружающей среды в собственных бедах. Если что-то не получается, виноваты другие люди. Если индивид достигает успеха, значит, это все благодаря ему самому.
  • Постоянное соперничество с окружающими за право называться самым лучшим.
  • Стремление быть идеальным и не совершать промахов.
  • Высказывание своего мнения даже тогда, когда его не спрашивают. Человек уверен, что другие люди всегда желают слышать его мнение.
  • Частое употребление местоимения «я».
  • Наступление раздражительности и чувства «выбитого из колеи» при наступлении неудач и промахов.
  • Пренебрежительное отношение к чужой критике. Человек считает, что критика является неуважением по отношению к нему, поэтому не обращает на нее внимания.
  • Неумение просчитывать риски. Человек всегда готов браться за трудные и рискованные дела.
  • Боязнь показаться перед окружающим слабым, неуверенным в себе, беззащитным.
  • Чрезмерный эгоизм.
  • Личные интересы и увлечения, которые ставятся всегда на первое место.
  • Склонность к перебиванию, поскольку предпочитает больше говорить, нежели слушать.
  • Склонность к поучению других, даже если речь идет о какой-то мелочи. Происходит это даже тогда, когда его не просят ничему поучать.
  • Тон высокомерного характера, а просьбы – приказного.
  • Стремление быть во всем самым-самым и лучшим, первым. В противном случае он впадает в депрессию.

Люди с завышенной самооценкой

Выявить людей с завышенной самооценкой достаточно легко по их высокомерному и надменному поведению. В глубине души они могут ощущать одиночество и тоску, неудовлетворенность собой. Однако на внешнем плане они всегда стараются быть на высоте. Чаще они не являются лучшими, однако всегда себя такими воспринимают и стремятся казаться быть. К окружающим при этом они могут относиться , высокомерно, вызывающе, надменно.

Если пообщаться с человеком с завышенной самооценкой, то можно проследить одну линию – он хороший, а другие люди плохие. Причем это происходит постоянно. Человек с завышенным оцениванием самого себя видит в себе только достоинства. А когда речь заходит о других, то здесь он готов говорить только об их недостатках и слабых сторонах. Если разговор начинает идти в сторону того, что другие хорошие, а он оказывается в чем-то плох, тогда впадает в или агрессию.

Таким образом, критика в их адрес всегда провоцирует отрицательные эмоции. Они начинают негативно относиться к тем, кто их критикует.

Единственное, что они ждут от окружающих, — это подтверждение позиции того, что они во всем превосходят. Это происходит через похвалу, одобрение, восхищение и прочие проявления в адрес людей с завышенной самооценкой.

Причины завышенной самооценки

Самооценка начинает формироваться с детства, поэтому причины ее завышенности можно найти в неправильном воспитании. Завышенная самооценка является результатом поведения родителей, которые постоянно восхищаются, умиляются и во всем потворствуют своему чаду. Что бы он ни сделал, все является правильным. Каким бы он ни был, в нем все хорошо. В итоге у ребенка формируется мнение о собственном «Я» как абсолютно идеальном и совершенном.

Завышенная самооценка у девушки является зачастую гипертрофированной, когда она вынуждена занимать свое место в мужском мире. Нередко она основывается на внешних данных: красавицы всегда переоценивают себя, нежели не красавицы.

У мужчин завышенная самооценка формируется на уверенности в том, что они являются центром Вселенной. Если это подтверждается поведением других людей, особенно женщин, тогда самооценка растет. Такие мужчины часто являются нарциссами.

Людей с завышенной самооценкой среди мужчин намного больше, чем среди женщин, что психологи связывают с нормами воспитания обоих полов.

Завышенная и заниженная самооценки

Противоположностью завышенной самооценки является заниженная. Самооценка – внутреннее оценивание человека себя, своего потенциала, жизненной позиции и социального статуса. Это влияет на то, как он будет жить, относиться к себе и к окружающим.

  • Завышенная самооценка характеризуется неправильным оцениванием самого себя в сторону возвышения. Человек не видит себя реального, а оценивает надуманный образ. Он считает себя во всем лучше других. Он идеализирует свой потенциал и внешние данные. Человеку кажется, что его жизнь должна быть лучше других. Вот почему он готов идти по головам даже друзей и родных.
  • Заниженная самооценка является следствием тоже неправильного воспитания, однако когда родители постоянно утверждали, что ребенок плохой и другие детки лучше него. Она характеризуется негативным оцениванием себя и своего потенциала. Нередко она основывается на мнении окружающих или на самовнушении.

Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, когда человек не видит реального положения дел.

Вот почему предлагается убирать перекосы в своем характере. К примеру, завышенную самооценку предлагают убирать такими методами:

  1. Прислушиваться к чужому мнению и считать его тоже правильным.
  2. Слушать окружающих молча.
  3. Видеть собственные недостатки, которые часто скрываются за ширмой завышенной самооценки.

Завышенная самооценка у ребенка

Формирование завышенной самооценки у ребенка начинается с детства, когда малыш подчиняется родительскому воспитанию. Она формируется на поведении родителей, которые восхищаются любыми мелочами, которые проявляет малыш – его уму, сообразительности, первому шагу и т. д. Родители словно игнорируют его недостатки, никогда не наказывают, а во всем и всегда поощряют.

Неумение ребенка видеть за собой недостатки приводит к отсутствию социализации. Когда он попадает в группу сверстников, то не может понять, почему им не восхищаются, как это делали родители. Среди других детей он является «одним из», а не «самым-самым». Это может вызвать агрессию по отношению к детям, которые могут быть при этом в чем-то лучше него.

В результате у ребенка появляется множество трудностей в налаживании контактов с окружающими. Он не хочет понижать свою самооценку, при этом агрессивно относится ко всем, кто кажется лучше него или критикует.

Чтобы не развивать в ребенке завышенной самооценки, родителям следует понимать, когда и за что хвалить его:

  • Хвалить можно за поступки, которые малыш сам совершил.
  • Не хвалят за красоту, игрушки, одежду и пр.
  • Не хвалят за все подряд, даже за самое мелочное.
  • Не хвалят за чувство жалости или желание понравиться.

Итог

Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.

Причиной многих проблем в жизни является неадекватная самооценка – завышенная или заниженная.

Успех в жизни во многом зависит от самооценки. То, как человек относится к себе, как оценивает свои способности и какое место отводит себе в обществе, влияет на его цели в жизни, и на результаты, которых он достигает.

Завышенная самооценка

Человек с таким типом восприятия своей личности склонен преувеличивать собственные достоинства и успехи. Иногда это сопровождается свойством преуменьшать способности других.

Такой человек обычно считает свои успехи исключительно собственной заслугой, а роль внешних факторов недооценивает. А вот в неудачах винит обстоятельства или других людей, но только не себя. Он болезненно реагирует на и готов агрессивно отстаивать свои позиции.

Основное стремление людей с преувеличенной оценкой собственного «Я» - любой ценой уберечься от неудачи и доказать собственную правоту во всем. Но часто такое поведение является реакцией на базовое чувство неполноценности.

Результат слишком высокой самооценки – трудности в общении с окружающими и проблемы с самореализацией. Что касается первого, мало кому захочется общаться с личностью, которая не считается с интересами других или позволяет себе разговаривать высокомерно. А проблемы с самореализацией могут возникнуть по двум причинам. С одной стороны, переоценивающие себя люди избегают целей, в способности достигнуть которые не уверены на все 100%, боясь оказаться не на высоте. В результате они лишают себя многих шансов в жизни. С другой, необоснованная самоуверенность часто заставляет их ставить перед собой недостижимые задачи. Анализировать неудачи не получается, и в итоге они бесполезно тратят время и энергию.

Если вы замечаете, что люди холодно к вам относятся, а недоброжелателей у вас больше, чем друзей, понаблюдайте за своей манерой общения. Возможно, проблема в вашей завышенной самооценке. Учитесь относиться к людям с уважением, избегайте пренебрежительных фраз по отношению к другим, прислушайтесь к их потребностям и попробуйте сделать для другого человека что-нибудь приятное. Скорее всего, от враждебного настроя окружающих к вашей персоне ничего не останется.

Заниженная самооценка

Такие люди преуменьшают свою значимость и способности. Собственные достижения объясняют волей случая, помощью другого человека, удачей, и лишь в последнюю очередь – своими усилиями. Если человек не просто так говорит, а свято в это верит – это не скромность, а признак низкой самооценки. На комплименты в свой адрес реагируют недоверием или даже агрессивным неприятием.

Человек с низкой самооценкой всегда сомневается в себе, поэтому также имеет проблемы с самореализацией. Он выбирает только те цели, которых заведомо легко достигнет. Но часто это значительно ниже его реальных возможностей. Неудивительно, что его успехи в учебе, личной жизни, карьере весьма посредственны, но он склонен объяснять это внешними обстоятельствами.

Если низкая самооценка – это про вас, попробуйте повысить ее с помощью аутотренинга. Каждый день напоминайте себе о своих достоинствах. Вслух и мысленно повторяйте положительные установки, о том, какой вы талантливый, красивый, замечательный и т.п. человек.

Можно использовать принцип сравнения и соревнования: если у кого-то получилось, то и у вас получится, потому что вы не хуже. В «тяжелых» случаях можно попробовать сравнить себя с тем, кто делает это хуже вас, и вспомнить собственную установку, что вы «не хуже других, а где-то посередине».

Как видим, любая искаженная (завышенная или заниженная) способна серьезно испортить человеку жизнь. Сегодня доступно много литературы, с помощью которой любой желающий может научиться корректировать свои внутренние установки и шаблоны, используя специальные упражнения и техники. Это позволит повысить качество своей жизни.



Поделиться