Коммунальная техника: илососные машины. Илососные машины Илососы производительность до 20 м3 ч

Машины для очистки ливневых стоков от ила, их технические возможности и особенности.

Содержание городских коммуникаций, обеспечивающих ливневые стоки, связано с периодической очисткой сточных колодцев и коллекторов от образовавшегося ила. Его появление в сетях ливневок неизбежно, так как эта смесь дорожной пыли и различных нерастворимых частиц с дождевыми осадками образуется постоянно и за счет своей тяжести осаждается на стенках трубопроводов и в карманах колодцев. Удалить эту пульпу можно только с помощью специальной илососной машины, позволяющей извлекать иловые осаждения с самых труднодоступных мест ливневых сетей.

Общее описание илососной техники

Любая илососная машина состоит из цистерны и набора специального оборудования, размещенного на базе грузового автомобиля. Цистерна является емкостью для сбора илосодержащих масс, поступающих в нее за счет создаваемой разряженной атмосферы. Дополнительное оборудование, смонтированное на автомобиле, предназначается для подачи всасывающего шланга непосредственно в очищаемые каналы (через ливневые колодцы), которые обычно расположены под дорожным полотном на глубине 2-3 м. При этом длина всасывающего рукава должна позволять вводить его в боковые ответвления с таким расчетом, чтобы обеспечить всасывание ила на расстоянии, не меньшем половины пути до следующего ливневого колодца. То есть илососная машина должна иметь необходимый запас для обслуживания двух рядом расположенных точек стока с учетом их перекрытия.

Основное устройство илососной техники имеет общее направление и может отличаться мощностными характеристиками, объемом бака (цистерны), расположением бухты с всасывающим рукавом, вылетом стрелы и некоторыми другими параметрами.

В классическом варианте в машине для удаления ила находится следующее оборудование:

  • цистерна;
  • поворотная стрела для направления всасывающего шланга;
  • бухта с рукавом;
  • привод бухты;
  • вакуумный насос;
  • гидравлическое оборудование;
  • пневматическое оборудование;
  • системы клапанов, влагоотделения и очистки воздуха;
  • система для разжижения ила (опционально).
Монтируется описанное оборудование, как правило, на автомобилях МАЗ, КаМАЗ, ЗиЛ или на импортных грузовиках подобного класса.

Работает установка таким образом: автомобиль подъезжает к заданному объекту ливневой канализации, где требуется удалить скопившейся ил. При помощи поворотной стрелы, которая имеет угол вращения 360°, шланг для забора ила подается к отверстию колодца или ливневой воронки, после чего при помощи привода опускается на требуемую глубину. Вакуумный насос, способный работать на создание разрежения цистерны и избыточного давления, управляется четырехходовым клапаном. В данной ситуации насос включают на разрежение, и за счет перепада давления происходит всасывание пульпы в иловый отсек цистерны. Система поплавковых клапанов регулирует степень заполняемости цистерны и при необходимости запорные клапаны перекрывают входящий рукав.

Контрольные запорные устройства не допускают попадание иловой воды в насос.

Цистерна имеет два совмещенных отсека, один из них предназначен для иловой воды, отделяемой при наполнении емкости. Одновременно цистерна имеет еще один отсек, в котором находится чистая вода, его емкость не превышает 1 м3. При помощи этого запаса производят разжижение иловых осадков, промывку всасывающего рукава при закупорке, очистку основного бункера после опорожнения. Подача воды создается путем нагнетания воздуха в цистерну или отдельным высокопроизводительным водяным насосом.

Так как иловые массы после откачки освобождаются от воды, процесс очистки цистерны осуществляется ее опрокидыванием при помощи гидроцилиндров. Содержимое высвобождается через открываемую заднюю часть бака. Разгрузка происходит гравитационным путем и промывкой или с помощью выталкивающего поршня, приводимого в действие гидравликой. Некоторые производители применяют специальные вибрационные устройства для качественной разгрузки. Задняя крышка цистерны открывается тоже гидроприводом и имеет герметизирующие уплотнения.

Корпус бака имеет цилиндрическую форму, изготавливается из стального листа толщиной не менее 5 мм, внутри стальной лист покрывается цинковым покрытием, предотвращающим процессы коррозии металла от воздействия влаги и агрессивной среды. Иногда выпускают машины с цистернами из нержавеющей стали, в этом случае срок службы емкости практически неограничен, однако стоимость такой техники выше.

Управление вакуумным насосом осуществляется пневматическими устройствами, запитанными от энергоаккумуляторов, закачка воздуха происходит через компрессор. Масляный насос, обеспечивающий работу всего гидравлического оборудования, и воздушный компрессор приводятся в движение от коробки отбора мощности, которая смонтирована на раме автомобиля.

Система фильтров и клапанов отвечает за очистку использованного воздуха, непопадание влаги, воды или пульпы в вакуумный насос. Машина может содержать оборудование для очистки иловой воды, которая затем используется в технических целях, например, для промывки бака после разгрузки.

Управление оборудованием производится оператором дистанционно, посредством воздействия на рычаги пневматических клапанов. Большинство илососных машин снабжены стрелой над баком для подачи рукава. Оборудование последних моделей может содержать барабан со смотанным шлангом, закрепленный в задней части цистерны, это позволяет уменьшить габариты техники и улучшить прохождение твердых включений по сечению трубопровода.

В зависимости от мощности насоса и объема цистерны время полной загрузки может занять от 3 до 10 минут.

После загрузки автомобиль разгружается на отведенных полигонах описанным методом.

Область применения илососной техники весьма различна. В основном выполняются следующие задачи:

  • расчистка ливневой канализации;
  • откачка грунтовых вод;
  • очистка прудов, бассейнов, дренажных систем фонтанов;
  • очистка бункеров автомоек;
  • очистка скважин, колодцев;
  • ассенизационные работы (в случае комбинированного исполнения).

Обзор моделей на некоторых видах шасси

Ведущими производителями коммунальной техники, в частности илососных машин, являются такие заводы-производители, как завод «Коммаш» г. Арзамас, завод «Коммаш» г. Мценск, «ТверьКоммаш» г. Тверь. Эти предприятия на протяжении многих лет специализируются на данной технике, что привело к совершенствованию выпускаемых моделей. Параллельно сеть официальных дилеров этих предприятий предлагает не только большой выбор моделей илососов на различных шасси, но и дальнейшее сервисное обслуживание и поддержку необходимыми запасными частями.

КО-530-05

Построена Мценским заводом «Коммаш» на шасси автомобиля МАЗ 6312в3, имеющее три моста, из которых два ведущих (средний и задний).

Особенности модели. Габаритные размеры рамы и возможность распределения нагрузки по осям позволили разместить цистерну для сбора ила повышенной емкости. Автомобиль имеет стрелу, которая вращается на угол 270° и может подниматься и опускаться на 55 и 15° соответственно. Машина может загружать плотный ил (до 1400 кг/м3) путем размыва отложений напором воды. Илососная техника этой модели комплектуется (опционально) импортным вакуумным насосом, допускается установка бака из нержавеющей стали. Выгрузка производится самосвальным способом при помощи гидросбива.

Технические характеристики:

Наилучшая область применения данной машины – ее использовании для удаления застарелого и слежавшегося ила, который невозможно извлечь без разжижения.

Цена около 5 300 000 руб. и зависит от исполнения и установленных комплектующих узлов.

ТКМ-620

Изготавливается предприятием «ТверьКоммаш» на базе автомобиля КаМАЗ 65115. Шасси имеет три моста, из которых средний и задний приводные.

Особенности модели. Представленная коммунальная техника предназначена для проведения очистных мероприятий в ливневой или канализационной сети. Цистерна автомобиля имеет достаточную емкость, позволяющую за один прием принять объем иловых отложений, равный 10 м3. Отличительной особенностью является цистерна, которая имеет на внутренней плоскости полимерное покрытие, считающееся более долговечным, чем цинковое. При желании можно заказать модификацию оборудования, содержащую систему разжижения иловых масс, при этом объем цистерны распределяется 8 к 2, где последнее значение – емкость воды для промывания. Машина имеет кран консольного типа для подъема крышек люков и другого оборудования. Управление стрелой ведется при помощи дистанционного управления.

Технические характеристики:

  • масса, кг – 25 000;
  • объем цистерны, м3 – 10 (8+2, в исполнении с насосом для подачи воды);
  • производительность закачивающего насоса, м3/ч – до 1100;
  • длина рукава, м – 20;
  • производительность водяного потока, л/мин – 40;
  • мощность двигателя, л.с – 260;
  • длина, мм – 8300;
  • ширина, мм – 2500;
  • высота, мм – 3500.

Машина снабжена тремя предохранительными клапанами для защиты вакуумного насоса от подачи влаги и твердых фракций.

Особенности применения. Эта модель илососной техники предусматривает использование ее для извлечения больших объемов ила одномоментно, что актуально при удаленности от места выполнения задач или полигона . Длинный приемный шланг предполагает расчистку ливневок на значительном удалении от колодца. Высокопроизводительный насос позволяет быстро проводить очистку канализационных сетей на оживленных магистралях, не загромождая на длительное время проезжую часть. Кабина водителя оснащена комфортными условиями и позволяет производить длительные выезды на отдаленные участки проведения работ.

Цена машины составляет 5 000 000 руб.

Если вы занимаетесь ремонтом на загородном участке, вам будет полезно знать о

Вы хотите купить газогенераторный котел? Характеристики и качества их можно посмотреть в .

Илососная машина КО-510Д

Выпускается Арзамасским заводом коммунального машиностроения. Оборудование для удаления ила устанавливается на базе автомобиля ЗиЛ-497742 или ЗиЛ-432932.

Особенности модели. Данная модель имеет типовое оборудование для откачки ила: поворотную стрелу с дистанционным управлением, производительный вакуумный насос, гидравлическую систему опрокидывания цистерны. Небольшие габариты машины по сравнению с трехосными шасси МАЗ и КаМАЗ позволяют проезжать к месту работы в условиях узких или перегруженных улиц, особенно в городской черте с плотной застройкой.

Технические характеристики:

  • масса, кг – 11 000;
  • объем цистерны, м3 – 3.25;
  • максимальная глубина очистки, м – 4.5;
  • производительность насоса, м3/ч – 360;
  • угол опрокидывания цистерны, ° – 60;
  • мощность двигателя, л.с. – 137;
  • длина, мм – 7000;
  • ширина, мм – 2510;
  • высота, мм – 3100.

Особенности применения. Илососная машина КО-510Д применяется для очистки ливневой канализации в труднодоступных местах для забора ила небольшого объема и в достаточно размягченном состоянии.

ТКМ-670

Выпускается на базе автомобиля FORDCARGO 3535D. Автомобиль имеет три моста, средний и задний ведущие.

Особенности модели состоят в гибкой возможности получить нужную комплектацию: доступны цистерны емкостью 10–14 м3. По желанию может быть установлена система подачи воды под давлением для размытия ила. Разгрузка производится самосвальным способом или за счет создаваемого избыточного давления. Толщина стенки цистерны равна 6 мм.

В современных условиях ведения городского коммунального хозяйства не обойтись без специальной техники. Она применяется для строительства и ремонта дорог, очистки их от снега, наледи, пыли, промывки системы канализации, водостоков и очистных сооружений. Для данных целей применяется илососная машина КО 507. Чаще всего она работает на базе КАМАЗ.

Машина КО 507 представляет собой специальную коммунальную технику, с помощью которой производят очистные работы. Она применяется в канализационных системах, ливневках и водостоках. Особое механическое устройство позволяет удалять ил, иловую воду и жировые отложения из колодцев и выгребных ям. Кроме откачки загрязнений машина на базе КАМАЗ рассчитана на транспортировку собранной массы с целью её последующей утилизации.

Илосос КО 507 обладает следующими особенностями:

  • Мощный насос вакуумного типа позволяет справляться даже с тяжелым и плотным илом, обеспечивая экологичность и герметичность процесса.
  • Цистерна для собранного ила укомплектована крышкой на задней части. Она откидывается во время выгрузки ила и упрощает процесс опорожнения ёмкости.
  • Выгрузка собранного ила и жировых отложений производится в автоматическом режиме путем откидывания всего корпуса цистерны назад.

  • Всасывающий механизм со стрелой и лебедкой оборудован системой вращения на 240 градусов. Такой показатель позволяет эксплуатировать машину на существенном расстоянии от объекта очистки.
  • Механизмы и системы илососа рассчитаны на эксплуатацию как при низких температурах, так и при высоких.

Фото илососа КО-507 на базе КамАЗ

Устройство

Илосос ко 507 применяет при работе уникальный вакуумный метод очистки коллекторов, выгребных ям и очистных сооружений. Основным элементом техники является шасси, которое отвечает за перемещение всей илососной системы. Собранные отходы накапливаются в цистерне. Сбор ила и его выгрузка осуществляется посредством последовательного запуска вакуумной и нагнетательной системы. Сама цистерна внутри разделена на два блока. В передний блок заправляется чистая вода, а в заднем накапливается ил и иловая жидкость. В процессе транспортировки твердые иловые отложения перемещаются в заднюю часть цистерны, а жидкость оседает в передней части блока. Именно поэтому сброс отходов производится через заднюю крышку. Для более качественной очистки ёмкости можно установить механический поршень, который принудительно выталкивает загрязнения наружу.

Всасывающий шланг илососа оборудован стрелой с лебедкой. Эти устройства обеспечивают управление шлангом и его фиксацию на цистерне при транспортировке. Управление шлангом, изменение его положения осуществляется из кабины при помощи специальных приборов, расположенных на панели.

Оператор также имеет возможность вести постоянный мониторинг уровня ила в цистерне по показаниям прибора. Как только допустимый уровень превышен, откачка автоматически прекращается.

Илосос КО 507 позволяет устанавливать дополнительное оборудование для фильтрации и очистки собранных илистых масс. Эта система перерабатывает ил так, что на выходе получается техническая вода. Её можно использовать для нужд коммунального хозяйства.\

Илососные машины (илососы) предназначены для очистки ко­лодцев водосточной сети от ила и других загрязнений, а также для транспортирования загрязнений к местам выгрузки. Илососные машины по суммарному объему отсеков для осадка и иловой воды разделяют на три класса: машины малой вместимости – до 4,0 м³; машины средней вместимости – от 4,0 до 8,0 м³ машины большой вместимости – от 8,0 м³ и более. Промышленность производила раньше илососные машины только одного типа - ИЛ-980В на базе автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 52). Рассмотрим конструкцию и работу современной илососной машины КО-507А (рис. 2).

Рис. 52. Илосос ИЛ-980В:

1 - стрела; 2 - цистерна; 3 - всасывающий шланг; 4 - вакуум-насос; 5 - труба

всасывающего шланга

Рис. 53. Машина илососная КО-507А («Доркомтехника»):

1 - стрела; 2 - водяной бак; 3 - цистерна; 4 - насос; 5 - трубопровод; 6 - бак гидросистемы; 7 - проблесковый маяк; 8 - шасси; 9 - коробка отбора мощности (КОМ); 10 - дополнительное оборудование; 11 - брызгоотражатели

Илососная машина КО-507А включает: базовое шасси, накопительную цистерну, вакуум-нагнетательную систему, трансмиссию привода ваку­ум-насоса и насоса гидросистемы, гидросистему, пневмосистему, электрооборудование, а также дополнительное оборудование.

Накопительная цистерна предназначена для складирования на ма­шине ила, забираемого из колодцев, и состоит из следующих основных узлов: цистерны, задней крышки, опоры стрелы и стрелы, гидроцилин­дров подъема цистерны и задней крышки, механизма управления кла­паном всасывающей трубы и прижимов задней крышки. Цистерна, как правило, имеет два отсека: для ила и для иловой воды.

Вакуум-нагнетательная система предназначена для создания разреже­ния или давления в цистерне при выполнении рабочих операций. Систе­ма состоит из вакуум-насоса водокольцевого типа, трубопроводов, четырехходового крана, кранов, предохранительного клапана и водоотделительного бачка. Схема вакуум-нагнетательной системы приведена на рис. 54.

Рис. 54. Вакуум-нагнетательная система машины КО-507А:

1 - вакуум-насос; 2 - кран четырехходовой; 3 - трубопровод; 4 - мановакуумметр; 5 - клапан поплавковый; 6- влагоотделитель; 7- бак водяной; 8- клапан предохранительный; 9- клапан

Трансмиссия обеспечивает привод вакуум-насоса и масляного насо­са и состоит из коробки отбора мощности, устанавливаемой на коробку передач шасси. Гидрооборудование предназначено для подъема цистер­ны, подъема и опускания стрелы, открытия и закрытия задней крышки цистерны.

Пневмооборудование машины предназначено для управления клапа­ном всасывающей трубы, фиксатором поворота стрелы, четырехходовым краном и камерой уплотнения задней крышки цистерны. Электрообору­дование осуществляет дистанционное управление включением вакуум-на­соса, гидроцилиндров и пневмоцилиндров гидро- и пневмооборудования.

Илососная машина работает следующим образом. При подъезде к колодцу водосточной сети открывают его решетку. Всасывающую трубу снимают с кронштейна и опускают в колодец. После включения ваку­ум-насоса в цистерне образуется разрежение, под действием которого ил из колодца поступает по всасывающей трубе в иловый отсек цистер­ны. При заполнении илового отсека вода, содержащаяся в извлекаемых загрязнениях, осветляется и постепенно перетекает через зазоры между верхней частью поршня и обечайкой цистерны в отсек для иловой воды. Уровень воды в иловом отсеке контролируется. Излишки воды удаля­ются через сливную трубу. После заполнения илового отсека и слива иловой воды машина направляется к месту разгрузки. Здесь с помощью гидросистемы открывается задняя крышка, затем с помощью гидроци­линдров происходит подъем цистерны.

Для увеличения глубины очищаемых колодцев процесс забора ила из колодцев осуществляют следующим способом. Заборную трубу в процес­се работы периодически выглубляют из пульпы с целью попадания в нее воздуха. Образующаяся воздушно-водяная смесь может засасываться под действием находящегося в цистерне вакуума с глубины, большей на 30 % критической глубины, указанной в технических характеристиках машин.

Основным разработчиком и изготовителем илососных машин являет­ся ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (ОАО «АЗКМ»). Разгрузка цистерны от ила у всех машин осуществляется путем подъема цистерны при помощи гидроци­линдров при открытии задней крышки на угол до 60°. Эксплуатация ма­шин рассмотренного типа может производиться только при положитель­ных температурах окружающего воздуха. Илососные машины КО-510 и КО-507А, кроме отличия по вместимости рабочей емкости, имеют раз­личные типы вакуумных насосов. Лопаточный насос с масляной смазкой машины КО-510 имеет пониженную производительность, но позволяет машине работать при отрицательных температурах до -20 °С по сравне­нию с водокольцевым насосом машины КО-507А, работающим до 0 °С.

На современном этапе наиболее производительным методом очистки трубопроводов от загрязнения и отложений, оседающих на стенках труб, признан гидродинамический. А для очистки колодцев и дождевых коллекторов наиболее эффективным считается вакуумный метод. Он заключается во всасывании размытого водой осадка, еще называемого пульпой.

Вакуумный метод является основой работы илососных машин. Они базируются на различных грузовых шасси. Основными элементами, кроме шасси, современной илососной машины являются цистерна, вакуумно-нагнетательная система, обеспечивающая всасывание пульпы, гидравлическая система, с помощью которой происходит выгрузка иловых масс из цистерны, и открытие и закрытие задней крышки, а также водяная система.

Стрела с лебедкой, закрепленная на цистерне, используется для опускания и перемещения всасывающего шланга. Положение всасывающих рукавов в зависимости от ситуации может автоматически менять оператор, управляя их перемещением дистанционно. Но схема с использованием лебедки и стрелы, очень популярная ранее, сего­дня все чаще заменяется установкой сверху цистерны кассеты-барабана, в которой находится смотанный рукав. Также в последние годы широко применяется конструкция, в которой всасывающий рукав наматывается на барабан, закрепленный либо вертикально, либо горизонтально около задней крышки цистерны. Новые схемы менее громоздки, а главное, позволяют сделать плавным примыкание всасывающего рукава к цистерне. Это облегчает попадание без застреваний твердых и крупных кусков иловых отложений.

Управление рабочими органами илососа осуществляется, как правило, с помощью пневмосистемы. Регулирование и контроль загрузки производятся в соответствии с показаниями манометра специальным 4-ходовым краном. Имеется электрическая система контроля уровня ила. При превышении заданного объема загрузки дальнейшее заполнение цистерны автоматически прекращается.

Для очистки использованного вакуумной системой воздуха имеются специальные воздушные фильтры, а также действует система влагоотделения. Кроме этих основных составляющих возможна установка и различных дополнительных устройств, расширяющих возможности машины. В частности, монтируют системы, очищающие иловую воду до возможности ее использования в технических целях.

Основным отличием илососных вакуумных машин от машин, предназначенных для сбора и вывоза жидких отходов, является то, что в илососе зад­няя крышка может открываться и герметически закрываться. Выгрузка цистерны происходит путем ее опрокидывания. Для более качественной и быстрой выгрузки на некоторых моделях применяют виброустройства. Такой подход используется, в частности, в машинах флагмана отечественного коммунального машиностроения – арзамасского завода «Коммаш». Специалисты мценского завода коммунальных машин выбрали как более рациональную технологию гидросмыва водяными струями, подаваемыми под высоким давлением в цистерну.

Как правило, илососные машины транспортируют на небольшие расстояния загрязнения, имеющие влажность около 20%. В цистерне выкачанные иловые отложения обезвоживаются в процессе транспортировки и скапливаются в задней части, а отслоившаяся влага собирается в передней части емкости. Для выгрузки внутри цистерны может монтироваться поршень, который выталкивает иловые массы через автоматически открывающуюся заднюю крышку. Такая выгрузка максимально очищает внутреннюю часть цистерны, а сам процесс выгрузки значительно ускоряется.

Внутри цистерна разделена перегородкой на 2 отсека. Часть, более близкая к кабине, предназначена для хранения чистой воды, а второй отсек – для выкачанного ила и иловой воды. Чистая вода используется для разжижения иловых масс в колодце, если таковое требуется, а также для смывания пульпы с заборного рукава и других частей машины.

Основные тенденции повышения производительности илососных машин заключаются в увеличении объема всасываемых иловых отложений путем применения цистерн большего объема. Еще одним направлением увеличения эффективности илососного оборудования является разработка более производительных вакуум-насосов, которые бы позволили увеличить глубину забора иловых отложений, а также сократили время заполнения емкости. Сегодня коммунальщики используют илососные машины с объемами цистерн от 3,25 до 7,0 куб.м.

Кто задает тон в отрасли?

Ведущим предприятием среди отечественных специализированных производителей илососных машин является арзамасский завод «Коммаш». Это предприятие контролирует около 96% отечественного рынка илососов. На заводе производятся 7 моделей серии КО с цистернами вместимостью от 3,35 до 7 м 3 и глубиной забора пульпы до 8 м. Мощный вакуум-насос производительностью 730 м 3 /ч заполняет цистерну за 3–7 мин.

Популярность арзамасских машин обусловливается не только хорошим качеством, но и невысокой ценой, а также надежной и простой конструкцией. Собственно, ориентация на два последних показателя является приоритетной для руководства предприятия.

Мценский завод «Коммаш», один из старейших в отрасли, также ориентируется на надежные, но недорогие конструкторские решения. Опираясь на опыт 60-летней практики, здесь производят 5 моделей илососов серии КО с цистернами объемом от 7 до 10 м 3 . Предприятие устанавливает илососное оборудование на шасси КамАЗ и МАЗ, но по согласованию с заказчиками разработаны и используются схемы установки на шасси Isuzu, Volvo, Hyundai, Iveco, Man, Ford, Dongfeng.

Мценские машины отличает качественная покраска всех узлов и деталей, аккуратные и надежные сварные соединения. Инновационные уплотняющие резиновые профили отлично герметизируют цистерну, а материал всасывающего рукава рассчитан на долгие годы надежной эксплуатации.

Одно из самых современных предприятий России в коммунальной сфере – завод «ТверьКомМаш» был создан в 2009 г. Уже сегодня он производит более 20 моделей различной коммунальной техники, и среди них – 6 моделей илососных машин на различных шасси: КамАЗ-53605, КамАЗ-65115, КамАЗ-43118, МАЗ-6312А9, Ford Cargo 1826, Ford Cargo 3535.

Самая мощная илососная машина в линейке «ТверьКомМаш» – это ТКМ-630. Она собрана на базе трехосного МАЗ-6312А9. Данное шасси имеет комфортабельную кабину со «спальником». Объем цистерны составляет 12 м 3 для ила и 1 м 3 для системы размыва илового осадка. На илососе применяется вакуумный насос производительностью 4100 м 3 /ч, что делает эту машину самой мощной в своем классе среди отечественных производителей. Данный насос относится к насосам необслуживаемого типа, предназначенным для продолжительной работы. Для удобства работы оператора на задней крышке цистерны расположен барабан со всасывающим рукавом длиной 15 м. Этот барабан имеет гидравлический привод (намотки и размотки), что значительно облегчает работу оператора.

Так, в илососе ТКМ-670 в качестве базового используется шасси Ford Cargo 3535D.
Стальная цистерна изготовлена из листа толщиной 6 мм, внутри нее вварены перегородки – волноломы. Внутренняя часть покрывается в стандартной комплектации слоем цинкосодержащего вещества, надежно защищающего поверхность от коррозии. По согласованию с заказчиком внутренняя часть цистерны может изготавливаться из нержавеющей стали. Еще один вариант антикоррозионной защиты предусматривает нанесение полимерного антикоррозионного износостойкого покрытия, увеличивающего срок службы цистерны до 15 лет.

Для загрузки ила на технике «ТверьКомМаш» используются различные варианты вакуумных насосов: итальянские Battioni с воздушным охлаждением, производительностью от 650,4 до 840 м 3 /ч. По желанию покупателей возможна комплектация вакуумными насосами MORO или Jurop производительностью до 1500 м 3 /ч. Опционно доступна комплектация машин системой размыва иловых отложений.

Выгрузку цистерны заказчик может выбрать либо по самосвальному принципу – подъемом цистерны штоком гидроцилиндра, либо посредством создания в емкости избыточного давления.

Илососное оборудование имеет надежную систему безопасности, состоящую из трех предохранительных клапанов, один из которых установлен на цистерне, а два – в насосной группе, а также механических фиксаторов заднего днища и цистерны в поднятом положении.

Московское предприятие «Доркомтехника» выпускает 3 модели илососов. Производительность и объем цистерн этих машин подобраны таким образом, что удовлетворят требования любого покупателя данной техники. Илососы серии ДКТ подойдут и коммунальным службам небольших предприятий, и муниципальным службам, отвечающим за очистку городских канализационных сетей, поскольку «Доркомтехника» выпускает машины с цистернами объемом 3,6–10,4 м 3 . Предприятие использует в комплектации своих машин илососное оборудование и вакуумные насосы известной итальянской компании Jurop.

Более 55 лет ОАО «Завод Старт» из Курганской области, занимается выпуском цистерн для транспортировки пищевых продуктов. На сегодняшний день автоцистерны завода поставляются в Российскую армию и армии дружественных нам стран, что уже говорит о высочайшем качестве продукции. В рамках расширения ассортимента совсем недавно завод наладил выпуск двух моделей современных илососов на базе КамАЗов, с цистернами объемом 8 и 15 м 3 .

Оператор управляет наполнением цистерны и подачей рукава дистанционно, с выносного пульта управления. Выгрузка цистерны происходит за счет поднятия цистерны на угол в 60°. Компрессорный модуль комплектуется итальянским оборудованием – гидроприводным вакуум-компрес­сором Jurop PR-150 и водяным насосом высокого давления Udor GC50/12, а также гидробаком и маслоотделителем.

«Импортные» конкуренты

На наш рынок специализированные илососные машины поставляет известная немецкая компания Kroll Fahrzeugbau-Umwelttechnik GmbH. Илососы Kroll реализует официальный представитель предприятия – московская фирма «Ольмакс».

Для ликвидации иловых отложений, очистки отстойников и скважин Kroll предлагает модель, которая базируется на шасси Man либо Mercedes. Емкость цистерны – 18 м 3 , еще имеется емкость объемом около 1 м 3 для чистой воды. Однако производитель готов выполнить любые пожелания заказчика, и объемы цистерны могут быть другими.

В илососе используется вакуум-насос производительностью 3000 м 3 /ч. Задняя крышка при разгрузке открывается с помощью гидроцилиндра вверх и запирается в транспортном состоянии центральным замком с пневмоуправлением. Выгрузка происходит самотеком, за счет наклона цистерны штоком гидроцилиндра. По желанию покупателя Kroll может установить и систему выгрузки пневмопоршнем.

Кроме того, компания Kroll предлагает массу дополнительного оборудования и различных систем. Это и система слива остаточной воды, поддон с инструментами, сигнализация уровня воды, дополнительные шланги, а также пистолет-распылитель для размывки отложений, насос машины создает давление струи до 150 МПа и т. д.

Западный рынок предлагает большой ассортимент канализационно-очистных машин. В основном это комбинированные машины, т. к. использование их обходится значительно дешевле, нежели применение на тех же работах специализированных илососных и каналопромывочных машин. Однако для больших объемов работ бывает необходимо «разделение труда». Илососная машина Kaiser Aquastar является исключительно универсальным коммунальным оборудованием.

Машину австрийской компании Kaiser реализует на территории России ООО «ПСМ-Техно» из Краснодара. Kaiser Aquastar комплектуется вакуумным насосом Kaiser производительностью 3100 м 3 /ч. С помощью системы KWP производительность насоса может быть увеличена в 2 раза, до 6200 м 3 /ч.

Система дистанционного управления Kaiser работает в диапазоне от 50 до 120 м в зависимости от окружающей местности. Когда водитель выходит из диапазона связи, все элементы управления блокируются. Связь между передатчиком и цифровым приемником осуществляется с исключением помех со стороны случайных радиосигналов. Управление намотки и размотки рукава пневматическое. Пульт управления оснащен аккумулятором, емкости которого достаточно как минимум на 2 рабочие смены непрерывной работы, а зарядку можно произвести либо от сети 220 В, либо непосредственно от бортовой сети машины.

Kaiser Aquastar хоть и позиционируется как илососная машина, располагает очень широкими возможностями. Благодаря подборке различных заборных стрел машина может одинаково эффективно использоваться для решения многих задач.

Установленный насос высокого давления осуществляет подачу воды с производительностью до 30 м 3 /ч либо опционно – до 50 м 3 /ч и создает давление 20,26 МПа. Система Rotomax позволяет многоразово использовать воду в системе очистки, поэтому машины Kaiser называют экологическим эталоном каналопромывочных машин. А вакуумное устройство сухого типа позволяет применять эти машины даже при уборке улиц.

Но, пожалуй, наибольшую популярность среди иностранных поставщиков канализационно-очистных машин сегодня в России получили машины итальянской компании MORO. Качество и известность продукции MORO объясняется огромным опытом компании, которая занимается разработками вакуумной техники с 1955 г., а вообще рождение MORO относят к 1882 г. Приобретение технологий компании Johnston Sweeper в 1972 г. позволило MORO поднять производство выпускаемых коммунальных машин на качественно новый уровень.

Представитель MORO в России – московская компания «Коминвест-АКМТ» – располагает возможностью в кратчайшие сроки поставить не только отличные илососные машины этого производителя, но и каналопромывочные машины, вакуумные погрузчики MORO, а также комбинированные каналопромывочные и илососные машины, применение которых очень распространено в Европе.

Современный дизайн нового модельного ряда машин компании MORO, предназначенных для содержания канализационных и инженерных сетей, привлекает внимание не только специалистов, но и обывателей. Трепетное отношение итальянцев к внешнему виду всего, что их окружает, широко известно, но в данном случае помимо эстетической составляющей дизайн спецтехники MORO обусловлен техническими и эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к такому виду техники.

Эстетика и высокий уровень производителя прослеживаются и в названиях серии машин: это Colibri – компактные комбинированные каналопромывочные машины полной массой всего 3,5 т; Elegance – самая востребованная серия илососных и каналопромывочных машин (массой от 12 до 18 т). Каналопромывочные машины увеличенной производительности массой от 25 до 32 т сразу можно вычислить по их грозному названию – Tornado. Модельный ряд MORO обширен – в нем 34 базовые модели, но по желанию клиента можно собрать машину для выполнения любых необходимых для него задач по индивидуальному техническому заданию. По традиции концерна MORO материал, применяемый для изготовления цистерн, это нержавеющая сталь марки AISI 304. Отсек для ила у разных моделей вмещает от 1200 л (Colibri) до 14 000 л (Tornado). Система отсеков для чистой воды устроена следующим образом: основной бак вместимостью от 600 до 7000 л расположен во фронтальной части, а дополнительные баки из полиэтилена – по бокам цистерны.

Характеристики канализаци­онно-очистных машин MORO таковы, что можно выбрать модель, которая выручит в любых конкретных условиях и при любых объемах работ.

Машины серии Elegance оснащены, как правило, двумя насосами: вакуумным и насосом высокого давления, создающим давление в системе 240 бар, защищенными специальными люками от неблагоприятного воздействия окружающей среды, но не затрудняющими доступ и обслуживание. На все машины MORO устанавливают барабаны из нержавеющей стали с автоматическими доводчиками, для рукавов ВД 3/4" и 1/2" РВД. Специальные встроенные в корпус пеналы предназначены для хранения рукавов. Для всасывающих рукавов сконструирована верхняя гидравлическая телескопическая стрела с углом вращения 360°. Учитывая специфику проводимых работ, на машине установили электролебедку для подъема дорожных люков.

Специалисты по достоинству оценят наличие в оснащении машин MORO целого ряда систем, таких как пневматический слив воды с водяных магистралей, подогрев воды автономной дизельной горелкой WEBASTO, циркуляция воды в системе. В системе управления машиной все продумано до мелочей, эргономично и функционально, что делает работу оператора эффективной и точной. Для удобства оператора предусмотрена возможность дистанционного управления с помощью многофункционального радиопульта. Все продумано для максимально производительной работы. По соотношению цена–качество комбинированные каналопромывочные машины производства компании MORO – это лучшее предложение на рынке на сегодняшний день.

Наши комбинированные

Несмотря на то, что отечественные комбинированные машины появились в распоряжении коммунальных служб относительно недавно (их начали производить в России после 1996 г.), их использование сразу позволило снизить в 1,5–2 раза эксплуатационные издержки, которые возникают при привлечении для прочистки канализационных систем илососных и промывочно-очистных машин по отдельности. Популярность комбинированного подхода при прочистке канализационных сетей постоянно растет. Практический анализ коммунальных работ показал, что привлечение узкоспециализированных илососных и промывных машин оправдывает себя только в случае необходимости выкачивания большого объема отложений, при работах на масштабных коллекторах, а также при прочистке труб, диаметр которых значительно превышает средний.

Характерной особенностью комбинированных машин является наличие герметичных перегородок внутри цистерны, положение которых можно менять, изменяя тем самым объемы технологических отсеков для иловых осадков и воды. Принято делить комбинированные машины на малые, с общим объемом отсеков до 8 м 3 , и большие, с объ­емом более 8 м 3 .

Так, завод «ТверьКомМаш» в этом году выпустил на рынок две комбинированные машины ТКМ-560 на базе шасси Scania и ТКМ-520 на базе шасси КамАЗ-65115.

Оборудование данных машин оснащено системой с подвижным поршнем. Данная технология позволяет максимально использовать возможности оборудования. Вакуумные насосы на обеих машинах производства итальянской фирмы Jurop имеют производительность 1352 м 3 / ч, водяные насосы высокого давления HPP также произведены в Италии.

Арзамасский «Коммаш» разработал 3 модели комбинированных машин. Наибольшим спросом пользуется модель большой вместимости КО-560 на шасси КамАЗ повышенной грузоподъемности.

Важнейшим устройством комбинированных машин являются водяные насосы высокого давления. В машинах КО используются 3-плунжерные насосы с кривошипно-шатунным приводом типа РТ. По своим характеристикам массы и габаритов, по надежности и прочности насосы РТ соответствуют и даже превышают показатели аналогов ведущих европейских производителей.

Для эффективного всасывания в КО-560 используется рукав ∅100 мм, непосредственно с илом контактирует стальная труба, плотно присоединенная к концу рукава. Перед местом соединения заборной трубы-мундштука с рукавом установлены специальные эжекторные насосы. Их использование, а также работа основного вакуумного оборудования позволяют выкачивать иловые осадки с глубины более 20 м.

При необходимости для разрыхления слежавшихся отложений имеется специальный пистолет с удлиненным стволом, выстреливающий струей воды под давлением 5–10 МПа.

Модель КО-564 производит мценский «Коммаш». Эта машина успешно выполняет функции вакуумной и илососной, а также каналопромывочной машины. Базирующаяся на шасси КамАЗ-65115 машина может очищать скопления илового осадка на глубине до 6 м и вывезти за один раз до 9,3 т загрязнений. Мценская машина очищает трубы ∅50–500 мм, при этом насос высокого давления обеспечивает выброс струи воды давлением 10 МПа.

Отечественный рынок илососных и каналопромывочных машин очень интересует европейских, но в большей степени корейских и китайских производителей. Однако пока он остается в целом для них недоступен. Верится, что наши производители техники этого направления не только сохранят в будущем современные достижения, но и смогут претендовать на долю европейского рынка – вступление России в ВТО такую возможность делает реальной.



Поделиться