К какой религии относится пагода. Буддийские храмы (пагоды, ступы),насыщенность интерьеров, пещерные храмы, особенность расположения храмовых комплексов и их уникальность

Что понимают под словом «пагода»

Слово «пагода» вызывает в воображении пейзажи с классических китайских картин, на которых изображены горы, водоемы и строения в несколько этажей, с крышами, у которых изящно загнуты уголки.

Видение не противоречит истине, но пагода – явление не чисто китайское; при этом в разных регионах этим словом могут называть строения разного назначения.

В любом случае, «пагода» — это культовое сооружение. Чаще всего это название используют буддисты, но нередко название применяют и к индуистским храмам. При этом многие специалисты считают, что само слово – персидского происхождения.

Главная черта архитектуры пагоды

– ее многоярусность. Также во многих подобных сооружениях стены двойные, и между ними устроена лестница, по спирали выводящая на крышу верхнего яруса.

Такая конструкция призвана символизировать мировой круговорот, цикличность основных явлений мироздания. Количество ярусов может указывать и на другие важные детали буддистской мифологии (9 – показывают, что Будда – девятое воплощение Вишну; 7 – намекает на количество Будд, живших в разное время).

Где можно встретить пагоду

На острове Цейлон, в Мьянме, Лаосе, Камбодже и некоторых других странах пагодой принято называть храм, в буддистской классике именуемый ступой – святилище, где хранится реликвия одного либо нескольких Будд.

Эти пагоды и архитектуру имеют соответственную – их основная часть напоминает колокол. К подобному типу сооружений относится знаменитая .

В Китае, Японии, Непале, Корее пагодами именуют многоэтажные башни, используемые в качестве храмов (при этом они не обязаны быть буддистскими!).

В Непале они могут быть круглыми, квадратными или восьмиугольными. Считается, что родиной этого типа пагод является Непал, и архитектурная идея заимствована у индуизма.

В Непале и сейчас можно видеть немало индуистских храмов похожей конструкции (нужно отметить, что индуизм и буддизм не враждебны друг другу, хотя на своей родине в Индии буддизм ныне распространен мало). Окончательно архитектурная идея оформилась в Китае (предположительно в III веке н.э.).

Китайцы всерьез полагают, что в течение нескольких веков являлись владельцами самой красивой пагоды мира – Фарфоровой башни в Нанкине (XV век). Однако предъявление доказательств, подтверждающих эту точку зрения, невозможно – пагода была разрушена в 1856 году во время восстания тайпинов.

Однако коммунистическая идеология современного Китая не мешает строительству в этой стране новых пагод – китайцы часто делают это с целью улучшить «энергетику» местности. Они уверены, что небольшая пагода может заставить пейзаж соответствовать фэн-шуй.

Больше всего пагод на единицу площади приходится в Мьянме . Здесь расположен (Паган), прозванный «городом тысячи пагод».

Это столица средневекового королевства, от которой сохранились именно что только пагоды, поскольку они строились из кирпича, а прочие сооружения – из дерева, и не смогли устоять перед натиском времени.

Бирманцы нередко сооружают собственные пагоды – небольшие каменные строения, имитирующие архитектуру храма. Они полагают, что это поможет им очиститься от грехов и улучшить карму.

Благоговейное восхищение, радующее и поражающее воображение, возникает при созерцании и посещении достаточно часто встречающихся в Китае и Японии, Индии и Вьетнаме, Камбодже и Корее, Таиланде и других странах, проповедующих буддизм.

Чудодейственные свойства

Пагода - это многоярусная храмовая башня (обелиск, павильон) с многочисленными яркими украшениями и карнизами. Первоначально она выполняла функцию мемориала, сохраняя многочисленные реликвии, - останки Будд и прах монахов. Возведение самых первых пагод относят к началу нашей эры.

Появившись в Китае, они широко распространились по всей территории Юго-Восточной Азии и на Дальний Восток. В соответствии с древними китайскими легендами, пагоды предназначались для исцеления людей от болезней, для постижения истины в процессе медитации, а также для того, чтобы обрести возможность стать невидимыми для недругов. Однако слишком большое количество дурных человеческих поступков привело к тому, что эти сооружения стали «скрывать» свою чудодейственную силу.

Таинственные сокровища

Значение слова «пагода» в буквальном переводе с португальского языка (pagoda) и санскрита («бхагават») - «башня сокровищ». Монастырские сооружения в большинстве своем сохранили исконное назначение, но доступ для путешественников к действующим монастырям ограничен. Парковые постройки выполняют скорее символическую роль, привлекая множество туристов неповторимым внутренним убранством и возможностью осмотра окрестностей с высоты любого яруса. Но в них нельзя увидеть ритуальные церемонии и поистине священных предметов.

Блистательное великолепие сакральных сооружений, прекрасно сочетающееся с благородным спокойствием, напоминает, а зачастую и является дворцовыми комплексами. Императорская пагода - стилизованное с особой помпезностью и величием, покрытое желтой черепицей, цвет которой символизировал верховную власть.

Архитектурные изыски

Китайские строители возводили сооружения по оригинальной технологии на основе деревянной каркасной конструкции «доугун», в переводе означающей «ковш и балка». При постройке таких домов не использовалось ни одного железного гвоздя. Расставив столбы в определенном порядке и скрепив их перекладинами, китайцы устанавливали каркас, который впоследствии покрывался крышей из тяжелой черепицы. Но самое интересное: для облегчения давления на столбы китайцы сооружали усеченные пирамиды из широкие основания которых упирались в верхнее перекрытие, а вершины - в столб. В итоге вся нагрузка ложится на эти брусочки, отличавшиеся по величине и форме и называвшиеся «доу» - «ковш», соответственно, «гун» - «балка».

Таким образом, пагода - это удивительное сооружение, в котором стены не несут никакой нагрузки. Они выполняют функции перегородок и позволяют устанавливать окна и двери в произвольном количестве.

Замысловатые особенности

Самые ранние китайские пагоды построены в форме квадрата, а более поздние здания стали уже шести-, восьми- и двенадцатиугольными, некоторые - круглыми. Можно встретить деревянные и каменные постройки, но достаточно часто использовались обливные кирпичи, железо и медь. Количество уровней в древнекитайских пагодах обычно нечетное, наиболее распространены постройки с 5-13 уровнями. Фантазия зодчих возводила изящные здания, чудесным образом вписывающиеся в окружающее природное пространство и формирующие неповторимый Традиционно такие постройки сооружались в горной местности, подальше от шумных центральных районов Китая.

Пагода в провинции Шаньси, дворцовые сооружения

Особый интерес вызывает исключительность 9-уровневой пагоды (ее высота - 70 метров) в провинции Шаньси, построенной около тысячелетия назад. Это наиболее древнее деревянное здание в мире, сохранившееся до наших дней. Причем уникальность антисейсмической конструкции уберегла ее от многочисленных разрушительных землетрясений.

Китайские пагоды в стиле дворцовых построек акцентируют внимание на величии императора. Изящные, загнутые вверх крыши, украшенные фигурами птиц и зверей, служат для отвода дождевой воды подальше от основания здания. Это позволяет сохранять деревянные стены от влаги, делает эти сооружения более долговечными.

Пагода японская - музыка Будды

Создавая атмосферу одухотворенности, в японском саду принято возводить на возвышенностях, натуральных или искусственных. Традиционно при обустройстве сада сначала устанавливаются ворота, а затем - пагода японская, являющаяся центральным композиционным объектом.

Высота сооружения не ограничена ничем, кроме… каменных фонарей, которые должны быть ниже пагоды в 1,5-2 раза. В стране восходящего солнца они могут быть совсем маленькие (до 1 метра), расположившиеся в миниатюрном саду. А это значит, что в зоне видимости вообще отсутствуют каменные фонари. По классическим канонам пагода - это сооружение, состоящее из отдельных камней и образующее у основания квадрат. Ее вертикальное сечение - трапеция с искривленными боками. Самое интересное, что камни в японской пагоде не закреплены между собой, а постройка держится за счет их собственного веса. Поэтому при ее возведении весьма важны тщательный расчет и аккуратность.

На фоне великолепных пейзажей в умиротворяюще-одухотворенной атмосфере царят многоярусные пагоды, отличающиеся формами, высотами и яркими расцветками. Они неизменно привлекают внимание и будоражат воображение человека.

Среди разнообразных памятников китайской архитектуры особое место занимают многочисленные монастыри, храмы, гробницы, пагоды, обелиски и т.д., строившиеся в большом количестве в Китае в первых веках нашей эры и представляющие собой яркую страницу национального зодчества.

В связи с проникновением из Индии буддизма в первые века н.э. начинается строительство многочисленных буддийских храмов. Буддизм широко использовал искусство для пропаганды и внедрения своих идей. Наиболее ранние памятники буддийского культового каменного зодчества, сохранившиеся до нашего времени, – это многоярусные своеобразные по форме башни – пагоды (по-китайски «бао-та» – башня сокровищ).

Тип здания пагоды происходит от индийской ступы. Первоначально они, так же как и ступы, служили для хранения реликвий, будучи одновременно как бы символом буддийской религии. С течением времени назначение и роль их значительно расширились.

Хотя идея сооружения пагоды заимствована из Индии, но художественное воплощение ее, общий архитектурно-композиционный приём вертикальных высотных сооружений с многочисленными горизонтальными, загнутыми вверх карнизами является в своей основе глубоко национальным. Внешние влияния лишь в некоторой степени отразились в декоративных деталях, причем творчески переработанных в соответствии с художественными вкусами китайского народа.

Пагоды широко распространены по всему Китаю. Они строились в комплексе монастырей и гробниц, а также в уединенных местах на вершинах пустынных гор, на берегах рек и озер. В некоторых случаях пагоды создавались в память каких-либо важных событий и имели мемориальное значение. Пагоды на могилах (обычно небольших размеров) свидетельствовали о захоронении последователя буддизма.

На первый взгляд пагоды мало чем отличаются друг от друга. Архитектурный приём в решении многоярусного сооружения представляет собой известное повторение. Но это только первое впечатление. Более близкое знакомство с этими замечательными произведениями показывает большое разнообразие композиционных приёмов, что вообще является характерной чертой архитектуры Китая.

Место для возведения пагод обычно выбиралось строителями очень внимательно. Учитывалась значительная архитектурная роль этих сооружений в общей системе застройки или в данных природных условиях. Стройные, стремящиеся вверх пагоды с многослойными карнизами, как бы парящие в воздухе, размещались в наиболее выгодных для обозрения местах. Любовь к природе и бережное сохранение существующего пейзажа диктовали китайским зодчим такие приёмы расположения сооружений, которые делали архитектуру органической частью облюбованного ландшафта. Здания гармонически сливались с окружающей обстановкой.

В ряде случаев пагоды сооружались при монастырях и погребениях в пустынных местах на вершинах холмов и гор, подчеркивая своим силуэтом господствующую высоту. Они являлись своеобразными маяками, ориентиром для странников-путешественников. Устройство пагод на вершинах гор также соответствовало учению буддизма: длинный путь к храму или пагоде настраивал путника на размышления, ещё раз показывал его ничтожность и полную зависимость от природы, суетность земной жизни.

В сооружении пагод китайские зодчие показали высокое строительное искусство. Наиболее ранние из сохранившихся пагод относятся к VI веку нашей эры. Они отличаются простотой и монументальностью. Одной из древнейших является пагода Сун-юэ-сы на священной горе Суншань в Хэнáни (523 г.). Она построена целиком из кирпича и имеет высоту около 40 м. На массивном двенадцатиугольном низком основании возвышается многогранная суживающаяся кверху башня. Ее 15 этажей отделены друг от друга узкими кирпичными карнизами. Верхний карниз состоит из 15 слоев кирпича.

На половине высоты пагода разделена на верхнюю и нижнюю части лестничнообразным кирпичным карнизом. С четырёх сторон размещены двери, имеющие вытянутую форму. В настоящее время они частично заложены, и остались только квадратные проёмы в виде окон. Над дверями устроены нависающие арки. Восемь наклонных стен нижней части пагоды гладкие, только в их верхней части выложены из кирпича скульптурные изображения одноэтажной квадратной пагоды. Двенадцать углов верхней части пагоды украшены восьмигранными пилястрами с базами и капителями.

Верхняя часть сооружения увенчана конусообразной башенкой с девятью кольцами. Чередование различных по своей обработке частей пагоды создает особую пластическую игру масс. Внутреннее помещение устроено в виде восьмиугольной трубы (столпа), которая по мере движения вверх постепенно сужается. Очертание башни, строгое и суровое, смягчено плавным изгибом, сообщающим силуэту всего сооружения особое изящество. По общему виду пагода Сун-юэ-сы напоминает памятники индийской архитектуры.

Пагоды, построенные в Танский период (618-907 гг.), отличаются большим разнообразием композиционных приёмов. Встречаются восьмигранные пагоды на четырехугольном основании, пагоды, имеющие ярусную композицию, пагоды конусообразные, расчленённые только лёгкими карнизами.

Среди многочисленных пагод, созданных в эпоху Тан из камня и кирпича и сохранившихся до наших дней, значительный интерес представляет пагода Да-янь-та или «Большая пагода диких гусей» (провинция Шэньси). Это сооружение является классическим памятником китайского зодчества. Построенная в 652 году, пагода поражает своей монументальностью при очень простой композиционной структуре.

Высота пагоды около 60 м при основании в 24 кв. м. Ступенчатая семиэтажная пагода, квадратная в плане, напоминает своим силуэтом огромную пирамиду, покрытую шатровой крышей из поливной черепицы. Каждый этаж завершен многослойным кирпичным карнизом с большим выносом. Этот композиционный прием, акцентирующий убывающие вверх этажи, в то же время сообщает пагоде органичность: она как бы высечена из одного куска камня. Каждый этаж расчленён узкими пилястрами, число которых сокращается по мере движения вверх.

Кирпичные стены пагоды облицованы светлым, слабо обожжённым кирпичом. В центре стены находятся проёмы, обработанные арками. Сочетание арочных проемов, расположенных на одной вертикальной оси по этажам, подчеркивает стройность и целеустремленность всего сооружения при его монументальности. Четкость и простота композиционного замысла, хорошие пропорции всего здания и отдельных его частей, удачный цвет – всё это создает незабываемое впечатление. Поставленная на вершине холма, величественная пагода как бы вырастает из него и органически сливается с окружающим ландшафтом.

Из многочисленных архитектурных произведений Сунской эпохи до наших дней сохранились только пагоды. По ним можно судить о композиционных приёмах, которые применялись в архитектуре Сунского времени, отличавшегося от предыдущего периода более изысканными формами.

Пагоды эпохи Сун чрезвычайно разнообразны как по общему очертанию, так и по обработке деталей. В пагоде Ляоди в городе Динсянь (провинция Хэбэй), построенной в 1001 году, развитые по высоте этажи разделены кирпичными карнизами с большим выносом. Как и в ранних пагодах, этажи по мере движения вверх уменьшаются, что создает криволинейное очертание.

Пагоды Х-XII вв. по сравнению с подобными же сооружениями танского периода показывают значительную эволюцию как стиля, так и самого характера архитектурных форм. Массивность и величественность ранних пагод периода Тан, отражающих могущество государства, смягчается позднее большей утончённостью форм и богатством чисто декоративных приёмов. Памятников светской архитектуры сунского времени сохранилось мало, но понятие о развитом зодчестве этого периода можно получить благодаря изображениям архитектурных сооружений в живописи, которая достигает в это время большого совершенства.

Наряду с башнеобразными, ярусными, многоэтажными пагодами значительное место в архитектуре Китая занимают сооружения, напоминающие известную индийскую ступу. Форма ступы, канонизированная ламаизмом, нашла своеобразное разрешение в китайской практике. Сохраняя в принципе общую композицию, ступа в отдельных случаях приобретала специфические черты.

Ступа, состоящая из трёх основных элементов – квадратного в плане основания, цилиндрической части и конусообразного завершения, увенчанного металлическим диском, имеет приземистый вид.

Обычно средняя часть, подчеркнутая кольцами рустов, превалирует в общей композиции. Завершение, также стоящее на квадратном основании, стороны которого обработаны своеобразными раскреповками, является как бы второстепенным элементом. Размеры конуса, также обработанного крупными рустами, относительно общего объема, невелики. Вся пагода по силуэту напоминает огромную бутыль.

Среди разнообразных по композиции пагод, созданных в различные периоды, значительный интерес представляют пятибашенные пагоды.

Одним из ранних памятников этого типа является пагода Хуата храма Гуанхуэй, построенная в XII веке в городе Чжэндин в провинции Хэбэй.

Это сооружение своим силуэтом напоминает вытянутую ступенчатую трёхъярусную пирамиду. Первый этаж имеет в плане форму восьмиугольника; по углам поставлены четыре восьмигранных незначительных по высоте башенки, увенчанные шатровыми крышами со ступами наверху. Два верхних яруса в виде низких восьмиугольников, представляющих собой центральный объем композиции, увенчаны многослойными карнизами, напоминающими доу-гун. Таким образом, здесь использованы пластичные формы, блестяще разработанные в деревянной архитектуре.

Завершающая пагоду восьмигранная усечённая пирамида, на которой стоит шатёр с загнутыми краями, богато орнаментирована скульптурой, которая создает впечатление сплошного декоративного узора. Мотивы скульптуры навеяны индийским искусством.

Высочайшими древними сооружениями Китая являются сохранившиеся до наших дней пагоды Бэйта в провинции Хэбэй, имеющая высоту 70 м, и Ляоди высотой 82 м (в провинции Хэбэй).

Наряду с каменными и кирпичными пагодами строились пагоды из железа. Эти сооружения являлись по существу сборными. Отдельные металлические элементы (железные и бронзовые литые плиты), заготовленные заранее, собирались при постройке. Соединение плит между собой производилось при помощи литья, а также посредством хорошо разработанной конструкции замковых сопряжении.

Как в дереве строители умели без единого гвоздя при помощи остроумных врубок прочно соединять отдельные конструктивные элементы, так и в металле смонтированные плиты создавали надежную конструкцию.

Самая древняя сохранившаяся до наших дней железная пагода, построенная в 963 году нашей эры.

- (инд. искаж. bhagavati святой дом). 1) азиатский идолопоклоннический храм, в особенности у китайцев, индусов и сиамцев. 2) маленькие комические фигурки с качающимися головами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

пагода - См … Словарь синонимов

пагода - (неправильно пагода и пагода) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

пагода - ы, ж. pagode f. <санскрит. бхагават божественный, святой. Буддийский храм. БАС 1. Теперешнее капище их <индийцев>, есть ничто иное, как род алькова, где за шелковым занавесом стоят на ступенях идолы. Измайлов Путеш. в полуд. Россию 4 141 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАГОДА - (португ. pagoda от санскр. бхагават священный), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н. э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме … Большой Энциклопедический словарь

ПАГОДА - ПАГОДА, пагоды, жен. (пракритское bhagodi священный). Буддийский храм (в Индии, Японии, Китае и др.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

пагода - ПАГОДА, ы, жен. Буддийский или индуистский храм, хранилище религиозных реликвий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Пагода - (португ. pagoda, от санскр. бхагават священный; кит. бао та, буквально башня сокровищ), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, странах Юго Восточной… … Художественная энциклопедия

Пагода - (искаженное европейцами индийское слово bhagavati, т. е. Святой дом) название индийских храмов, выстроенных на открытомвоздухе … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пагода - (порт. pagoda) – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н.э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

пагода - Многоярусная башня для хранения реликвий; тип культового и мемориального сооружения буддистов Азии [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN pagoda DE Pagode FR… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Конан и пагода сна , Д. Брайан, М. Леонетти. Величайший из героев Хайборийского мира, неистовый Конан-киммериец, без устали сражается с колдунами и некромантами, когда их магия угрожает ему самому или его друзьям. Но на сей раз ему… Купить за 380 руб
  • Пагода журавлиного клёкота , Владимир Фёдорович Власов. «Пагода журавлиного клёкота» – это некая сфера, где становится понятен птичий язык – клёкот, язык самых совершенных по своему строению птиц, так похожих на людей,посещающих Небо и знающих…

Восток совсем не похож на Запад. Можно даже сказать, что он является полной его противоположностью. Многое в азиатских странах для туристов является диковинкой: начиная от ингредиентов в блюдах и заканчивая архитектурными приемами.
Одна из таких диковинок – пагода. Что это за сооружение? Какую функцию выполняет? И почему их так много в самом населенном и крупном городе Вьетнама – Хошимине?
Пагода – это культовое сооружение в буддистской и индуистской религиях. В разных странах Азии под «пагодой» понимают функционально различные сооружения. Например, в Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Лаосе под пагодами имеются ввиду ступы, то есть монументальные памятники, мемориальные комплексы, хранилища священных предметов.
В таких странах, как Индия, Вьетнам, Корея, Китай, Япония, пагода – это буддистский храм, который имеет характерную форму – многоярусной башни. В основу восточной философии лег принцип цикличности, повторяемости, развитию по спирали, который и был отражен в таком архитектурном сооружении, как пагода.
Насладиться неповторимостью линий и точностью симметрии вьетнамских пагод можно в городе Хошимин.
Самой древней по праву считается Пагода Жак Лам (Giác Lâm Pagoda). Она была построена еще в XIX веке, а именно в 1774 году. Кроме своей древности, она привлекательна для туристов еще и огромным количеством деревянных, бронзовых и цементных статуй, горильефов, настенных украшений. Состоит из трех залов: главного актового зала, зала для проповедей дхарсы и зала для приема пищи.

Последняя ее реконструкция была произведена в период с 1970 по 1993 год. Ее затяжной характер объясняется войной, принесшей множество бедствий вьетнамскому народу.


Пагоде Нефритового императора присуща контрастность, которая проявляется в противопоставлении яркого и нарядного внешнего убранства пагоды и мрачности внутренних помещений.


Строительство этой пагоды посвятили богу небес Нгок Хоанга – Нефритовому правителю, статуя которого размещена в центральной зале. Завершилось оно в 1909 году. Места, которые представляют интерес для экскурсионных групп, — это адская комната и алтарь матери пяти будд.


Изображение десяти кругов ада украшает стены адской комнаты. В центре ее стоит статуя Дьявола.


Пагода Винь Нгьем (Vin Ngem) являет собою целый храмовый комплекс с сорокаметровой башней – Гуань-Инь, в которой висит колокол, молельней, башней для урн с прахом, озером и прочими постройками. За ее основу была взята модель пагоды Винь Нгьем Бак, которая находилась в провинции Жанг в 11 веке.


Строительство современной пагоды было окончено немного более 40 лет назад — в 1971 году. В ее архитектуре соединились японские и вьетнамские мотивы. Гармоничное соединение современных и традиционных элементов придает этой пагоде неподражаемый вид.



Поделиться