Фантастика фэнтези А. Терный

Самые лучшие романы 21 века в жанре http://сайт/.
Радуга С.С.

1. Песнь льда и пламени. Мартин Джордж РР . Фэнтези о жителях Вестероса. Премия «Хьюго», «Локус». Произведение просто глобально. Оно вобрало в себя все человеческие проблемы.
2. «Анафем» Нил Стивенсон — философская фантастика из параллельного мира. Книга утверждает, что нас окружают другие миры, в том числе такие, где запретили компьютеры. Книга может захватить, если любите нудные вещи с изложениями спорных теорий.
3. Бутик Vanity Александр Ильянин — Премия им. Андрея Белого. Экспериментальное» произведение. Роман-дневник о нереальном Петербурге. Книга не для всех. Прочтите ее, если решили разобраться в своих жизненных позициях.
4. «11/22/63» Стивен Кинг – это фантастический триллер. Учитель через временную дыру проходит в 1963 год, решив помочь американскому президенту Кеннеди. Книга ставит вопросы, пытаясь дать неубедительные ответы.
5. Гарри Поттер. Ролинг Дж.К . Это самое выдающееся фэнтезийное произведение для детей, но его с удовольствием читают и взрослые. Конечно, имя автора никому не стало известно, если бы не великолепная экранизация произведения.
6. «1Q84» Харуки Мураками – сюрреализм с элементами детектива, немного сказка про любовь киллера и обычного человека, о том, что религиозная секта добилась связи с миром мертвых. Книга написана красиво, но цельности повествования я не почувствовал. У японцев все главное остается за кадром. Человек должен сам додумать сюжет. А мы к этому не привыкли.
7. «Американские боги» — Нил Гейман — черный юмор - это сага про гибель старого мира (мира скандинавских богов) от мира, созданного интернет-сообществом. Присуждены премии «Хьюго» и «Небьюла». Почему-то действие происходит не в Скандинавии, а в Америке. Видно, с заявкой на экранизацию сюжета. Книга может не понравится.
8. «Гармония caelestis» Петер Эстерхази – постмодернизм. Хроники семейства Эстерхази. Много метафор. Но вещь не мрачная, хотя и предполагала некую мрачность и пессимизм. Читая эту книгу, понимаешь, как относительно все в этом мире, особенно история.
9. «Аномалия Камлаева» Сергей Самсонов. Вещь сложно отнести к жанру фантастике. Она описывает не существующую музыку. В общем-то книга о жертвенности творческого человека.
10. «Багровый лепесток и белый» Мишель Фейбер - постмодернизм, викторианский роман. Близок по жанру к тайм(клок)панку, много эротических моментов. Если и отнести эту книгу к фантастике, то только к эротической, буйствующей в голове автора.
11. Белый тигр. Адиг Аравинд — экзотическая сага. Британский «Букер-2008» Книга о поиске себя в чужом реальном мире.
12. Библиотекарь. Михаил Елизаров. – роман предсказание о будущих событиях на Украине. «Букер» 2008. О месте интеллигента в новом мире.
13. Благоволительницы — Литтелл Джонатан – гротесковый мир трупов и фашистского рационализма. Таймпанк. Книга о том, а примешь ли ты фашизм, если он обрушится на тебя в виде бумаг. Наверное, опять же о современной Украине, где каждый встал перед выбором.
14. Блуждающее время. Мамлеев Юрий. Вновь избитый коридор времени. Близок по жанру к мистическому детективу. Однако, эту книгу надо читать между строк. В России давно не стало свободы слова.
15. Внутренний порок. Пинчон Томас Сатирически-ностальгический детектив. Русские читатели этого автора не приняли. Прочтите из любопытства.
16. Возвращение в Египет. Шаров Владимир. –Скучное, но с претензиями повествование о том, что современный писатель хочет написать продожение «Ревизора».
17. Волчий зал. Мантел Хилари. Биографическая трилогии о Томасе Кромвеле. В фантазийным можно отнести лишь религиозные выкладки. Книга очень интересная.
18. Воскресение в Третьем Риме. Микушевич Владимир. Жизнь эзотерика Чудотворцева, изучающего бессмертие. В главном герои намешаны черты многих личностей, что и приводит к потери целостности книги, несет в себе идеи абсурда, даже мешанины и лингвистических извращений.
19. Девиация. Терный А. Сериал из 5 пяти полноценных книг. Типичное реалистическое фэнтези. Главный герой, упорный и настойчивый человек, пытается жить в мире науки и техники, но жизнь постоянно сталкивает его с необычными и непонятными явлениями. По утверждению автора — книга автобиографичная, и он с детства жил в мире колдовства, где звери разговаривают, а мертвецы встают из гроба. Язык книги очень сочен и народен.
20. В пьянящей тишине. Санчес Пиньоль Альберт. Типичная серая фантастика(смесь фэнтези и фантастики). На остров у Антарктиды нападают человекообразные пресмыкающиеся. Там все может быть всем, а безумие - способом сохранить рассудок.
21. Гибель Гигантов. Фоллетт Кен . Семейная сага. Оторваться от «Гибели гигантов» невозможно. Читайте.
22. Господин Гексоген. Проханов Александр. Шизоидный роман.
23. Грачи улетели. Носов Сергей. Комедия про современную жизнь, дружбу и модерн-арт.
24. Мистер Норрелл Кларк Сюзанна. Фэнтези о соперничестве волшебников.
25. Железный Совет. Чайна Мьевиль. Серая фантастика про захваченный революционными романтиками поезд-призрак. Здесь есть и големы, сделанные из времени, и пожиратель городов, и сложная магия, и переработка людей в машины
26. Дом в котором… Петросян Мариам сюрреалистический интернат для детей-инвалидов, многие обитатели которого обладают паранормальными способностями и подчиняются самому Дому. Книга балансируя на грани различных стилей.
27. Антараша. Терный А. Фэнтези. Новогодняя сказка о первой любви. Фэнтези. Добрая и веселая вещь.
28. Дондог. Володин Антуан. Фантасмагория. Французский писатель. Много черноты.
29. Дорога. Маккарти Кормак. Библейская аллюзия. Апокалипсис. Пулицеровская премия. Пессимистическая вещь о бессмысленности существования. Описаны случаи каннибализма. Человечество в интерпретации Маккарти не должно жить.
30. Дорога обратно. Андрей Дмитриев. Клон Арины Родионовны является на пушкинский праздник.
31. Битва КО. Терный А. Битва колдунов за выход на таинственную звезду. В произведении показаны различные варианты жизни на Земле, показан мир стен, несколько вариантов биомиров, технологических цивилизаций. Читать эту книгу и грустно и весело.
32. Жизнь после жизни. Аткинсон Кейт. Роман про девушку, которая все время начинает жизнь заново.
33. Журнал Виктора Франкейнштейна. Питер Акройд. В романе все вторично.
34. Маляр и татарка. Терный А. Наиболее удачный вариант нового пришествия Воланда. Фэнтези, но ближе к политической сатире. Вещь легкая и серьезная. В романе рассказывается о дальнейшей судьбе Понтия Пилата.
35. И пусть вращается прекрасный мир. Маккэнн Колум. Сюрреализм о канатоходце.
36. Искупление. Иэн Макьюэн. Фэнтезийный детектив о вранье. Модернизм.
37. Книжный мир. Маркус Зузак . Фантасмагория. Книга о девочке, полюбившей читать в Германии не те книги, что все.
38. Когда я был настоящим. Том Маккарти. Герой, потерявший память, пытается создать свое прошлое. Читается скучновато.
39. Матисс. Илличевский Александр. Вещь очень индивидуальная. Графомания. Поиски идеала, бегство во внутренний мир.
40. Миллениум. Стиг Ларссон. Детективная трилогия. За фасадом скрываются демоны и патологии, от которых не освободится.
41. Крещение крестами. Кочергин Эдуард. Рассказ о том, как мальчик, увезенный в эвакуацию, возвращается в Ленинград.
42. Лавр. Евгений Водолазкин. Постмодернизм. Сказания. Очень интересен сам язык повествования.
43. Каменные клены. Элтанг Лена. Колдовская проза.
44. Канада. Ричард Форд. Роман – бег по замкнутому кругу.
45. Карта и территория. Мишель Уэльбек . Депрессивно-сатирический роман.
46. Картер побеждает дьявола. Глен Дэвид Голд. Мистика. Фокусник состязается с Сатаной.
47. Малавита. Тонино Бенаквиста. Черная комедия о конфликте пассионария с филистерами. Сатира.
48. Маленький друг. Донна Тарт. Псевдодетектив.
49. Мифогенная любовь каст. Пеппернштейн Павел. В войне участвуют и мифические и сказочные существа.
50. Мрак твоих глаз. Масодов Илья. Сюрреализм о девочке-вампире, решившей разбудить Ленина.
51. Не отпуская меня. Кадзуо Исигуро. Антиутопия. Книга о школе для клонов, которых выращивают как доноров органов.
52. Номер один, или в садах других возможностей. Петрушевская Людмила. Сказка о переселении душ, шаманах, о воскрешении умерших детей.
53. Облачный атлас. Дэвид Митчелл. Книга о реинкарнации. Это книга о свободе выбора, кем он станет, как будет жить. Снятый по книги фильм не передал утонченности повествования.
54. Овсянки. Денис Осокин. Книга претендует на реальность происходящего. Но в это не верится. Книга немного скучна, но оторваться от нее трудно.
55. Огненное погребение. Владимир Адольфыч Нестеренко. Сценарий мистического триллера о поездке группы бандитов из Крыма в Москву за наследством.
56. Орфография. Быков Дмитрий. Исторический роман про Петроград 1918 года. Тема для Быкова неактуальна. Вещь как бы не завершена, не смотря на старательные акцепты в конце произведения.
57. Падение Стоуна. Пирс Йен. Историческая фантастика, про то, как создается сама история.
58. Плясать до смерти. Попов Валерий. Роман основан на реальных событиях. Слезы сквозь смех, гарантированное душевное потрясение.
59. Покуда я тебя не обреку. Джон Ирвинг. Цирк не случайно занимает важное место в произведениях Ирвинга, про него говорят, что он фокусник.
60. Поправки. Джонатан Франзен. Сатирическая сага. Книга о то, что мир сильно изменился.
61. Сажайте и вырастет. Анедрей Рубанов. Роман о человеке, который угодил в тюрьму, а там решил, что тюрьмы нет, что каждый свободен.
62. Священная книга Оборотня. Пелевин Виктор. Сатирический роман о подлинной сути путинской эпохи и об отношениях художника и власти.
63. Снеговик. Ю. Несбе. Хоррор.
64. Чтение для впавших в уныние. Кучерская майя. Коллекция занимательных побасенок о чудесных явлениях.
65. Союз еврейских полисменов. Майкл Чабон. Альтернативная история.
66. Средний пол. Евгенидес Джеффри. Ужасная муть.
67. Тень ветра. Карлос Руис Сафон. Мистика. Действие в Барселоне.
68. Тишина. Питер Хег. Депрессивный триллер(научная фантастика) про клоуна с паранормальными способностями.
69. Что пропало. Кэтрин О,Флинн. Сильная и страшная книга о детском одиночестве.
70. Я-чеченец. Герман Садулаев. Книга о пустоте в душе, о пустоте в обществе.

Павел Амнуэль

В 2016 году журнал «Наука и жизнь» пригласил авторов, пишущих фантастику, а также критиков принять участие в обсуждении вопроса: «Что могут фантасты в XXI веке?». Почти год, начиная с мартовского номера, на страницах «Науки и жизни» шла дискуссия, накал которой возрастал от публикации к публикации. Редакция, как оказалось, затронула очень важную тему, волнующую не только профессионалов, но и всех любителей научно-фантастической литературы, о печальной судьбе которой в последние годы было написано немало статей, эссе и постов в социальных сетях. Естественно, разброс мнений получился огромным: от «научная фантастика - равноправное направление литературы» до «научной фантастики никогда не существовало»; от «фантасты часто являются первооткрывателями новых научных идей» до «как помогли эти тексты создать реальную атомную бомбу? Ровно никак».

Трудно подвести итог и огласить вердикт, который удовлетворил бы всех участников дискуссии. Но если отбросить самые крайние позиции (как поступают, например, футурологи, проводя экспертные опросы), то можно сформулировать и некие согласованные выводы.

О том, какова была цель научной фантастики в прошлом веке:

«Существовало прежде широко распространённое мнение, что главная роль фантастических опусов - подталкивать учёных к открытиям» (Н. Романецкий).

«Идея, будто “фантастика способна предсказывать будущее”, закрепилась в массовом сознании в эпоху, когда писателям приходилось непрерывно оправдываться и доказывать читателям (а в некоторых случаях цензорам и неусыпно бдящим органам), что их книги не совсем оторваны от реальности…» (В. Владимирский).

Да, в тридцатых-пятидесятых годах прошлого века в Советском Союзе и странах социализма (и только там!) существовало мнение, что научная фантастика должна предсказывать будущие открытия и изобретения и это её основное назначение. Но уже в шестидесятых годах и авторам и читателям стало понятно, что функции научной фантастики гораздо шире. Как говорил известный советский писатель-фантаст Г. Альтов, «если реалистическая литература - это человековедение, то научно-фантастическая - мироведение». Границы литературы фантастика раздвинула неимоверно - до границ познаваемой Вселенной. В западной фантастике это произошло гораздо раньше, но и советская НФ заговорила не только о будущих изобретениях, но и о социальных проблемах (всё творчество братьев Стругацких), появились произведения юмористические и сатирические (И. Варшавский, В. Бахнов), философские (Г. Гор), лирические (О. Ларионова, В. Шефнер), возникла замечательная детская и юношеская фантастика (Е. Велтистов, Кир Булычёв). «Главная роль» писателей-фантастов изменилась настолько, что они стали влиять и на литературу так называемого мейнстрима, - разве не в те же годы в советской литературе появились такие произведения, как «Альтист Данилов» В. Орлова, а затем «Буранный полустанок» Ч. Айтматова и многие другие?

О том, что стало с научной фантастикой в наши дни:

«На мой взгляд, та НФ, какой она была в прошлом веке, определённо скончалась. Время её прошло» (Н. Романецкий).

«Прежде всего, хочу сказать о состоянии жанра НФ у нас в стране. Его фактически нет» (Г. Гусаков).

«Попытка насильственно возрождать НФ кончается ничем» (А. Кубатиев).

Что ж, научная фантастика, какой она зародилась во времена Жюля Верна и успешно развивалась в течение всего ХХ века, сейчас умерла и возрождению не подлежит. Однако вовсе не потому, что она была плоха - просто изменилось время, изменилась наука, изменился читатель. Естественно, научная фантастика тоже эволюционировала, и современная НФ совсем не похожа на фантастику времён А. Азимова, А. Беляева, И. Ефремова или Г. Альтова. И конечно, «смерть» НФ была мнимой: пройдя через кризисы и «новые волны», НФ изменилась качественно и в какой-то степени возвращается сейчас к своим истокам. Но об этом чуть позже.

О том, может ли научная фантастика предсказывать будущее:

«Сейчас научно-фантастическое произведение не может претендовать на роль футурологического исследования. И не должно. Будущее вообще неисследуемо» (А. Кубатиев).

«”Подсказок” от фантастов никто особенно и не ждёт. От них по большому счёту требуется лишь продемонстрировать социальные последствия совершения тех или иных открытий, внедрения тех или иных изобретений… Способно ли современное научно-фантастическое произведение дать полноценный прогноз будущего? На мой взгляд, это в принципе невозможно» (А. Первушин).

«Вообще-то, я с трудом представляю сложившегося учёного, который в азарте перебирает груду фантастических рассказов, разыскивая в них путеводные нити. Точнее - совсем не представляю» (В. Пищенко).

«Конечно, ждать от фантастического произведения точного прогноза будущего не нужно (так ведь и планы на пятилетки корректировались, и не они одни), но задуматься над проблемами, поднятыми многими авторами НФ, безусловно, стоит» (В. Пищенко).

Должна ли вообще НФ предсказывать будущие научно-технические достижения? Полагаю, что слово «должна» неприменимо ни к НФ, ни к литературе вообще. Литература и искусство никому и ничего не должны. Пресловутый «социальный заказ» - это лишь благое пожелание общества, на которое авторы могут откликнуться, если есть у кого-то из них соответствующее желание и талант, а могут (как не раз бывало) писать о том, что общество в данный момент вовсе не волнует, но, по мнению автора, станет важным завтра или в отдалённом будущем. Относительно же того, может ли НФ давать верные предсказания, ответ, на мой взгляд, однозначен: да, может. И даёт - в лучших произведениях. А в худших… Но кто ж измеряет по худшим? Станислав Лем описал возможности фантоматики задолго до реального появления виртуальной реальности. Генрих Альтов писал о полёте звездолёта «на острие лазерного луча» за полвека до появления реального проекта такого нанозвездолёта, который весной 2016 года анонсировали А. Миллер и С. Хокинг. Перечислять сбывшиеся предвидения научных фантастов я могу долго и на многих страницах. И это вовсе не «случайные совпадения», как представляется некоторым критикам; это продуманные прогнозы, основанные на знании реальных возможностей науки и техники и на развитой собственной фантазии. Множество НФ-идей в момент публикации представлялись нереалистичными и даже антинаучными.

Отличие таких идей, однако, в том, что рождаются они в рамках фантастической науки, которая развивается по законам, аналогичным законам развития «нормальной» науки. Сила НФ-идеи не в том, чтобы дать верное описание будущего открытия, а в том, чтобы дать направление мысли. Стали бы учёные думать о возможности перемещения во времени, если бы не НФ с её как бы околонаучными идеями?

Эта способность НФ не умерла, она присуща и лучшим образцам современной НФ - достаточно прочитать книги П. Уоттса, Д. Брина, Г. Игана, Р. Уилсона, П. Мелкоу, Лю Цысиня и других, к сожалению, зарубежных фантастов.

О возрастании роли научно-популярной литературы:

«Любители сложной фантастики - а НФ такова - обратили свои взоры к научно-популярной литературе и зарубежной НФ» (Г. Гусаков).

«Поэтому всё большее распространение, по крайней мере на Западе, набирает научно-фантастический очерк» (А. Первушин).

«Сегодня авторы зарубежной научно-популярной литературы по разнообразию подходов, богатству фантазии, а зачастую и по художественной выразительности дают сто очков вперёд скудной русскоязычной НФ» (В. Владимирский).

В конце ХХ - начале XXI века действительно изменились отношения НФ и научно-популярной литературы. Если почти весь ХХ век это были раздельные литературные направления, то сейчас НФ вновь взяла на себя некоторые популяризаторские функции. Во многих произведениях «жёсткой» НФ подробно объясняются научные идеи, на которых строится повествование. Происходит это не потому, что научно-популярная литература «сдала позиции». Скорее, по противоположной причине: научная популяризация стала настолько интересной и востребованной, что читатель уже и в НФ ищет не просто краткое объяснение фантастической идеи, но достаточно глубокое обоснование - пусть и квазинаучное, «на уровне слов». Хорошие, на мой взгляд, примеры такого союза НФ и научной популяризации - роман Н. Стивенсона «Анафем» и трилогия Н. Горькавого об астровитянке Николь.

Происходит и обратный процесс: авторы, пишущие научно-популярные книги, всё чаще используют научную фантастику. Синтез оказался удачным. Книга Б. Штерна «Прорыв за край мира», номинированная в 2015 году на Беляевскую премию, - пример как высококачественной научной популяризации, так и интересной НФ. Успех «Прорыва…» (насколько вообще в современной России может быть успешной научно-популярная книга) привёл к тому, что Штерн написал вторую книгу в этом новом как для НФ, так и для научной популяризации жанре: «Ковчег 47 Либра».

И наконец - утверждение, мимо которого нельзя пройти:

«Сильная НФ - один из признаков великой державы» (Г. Гусаков).

В ХХ веке сильная научная фантастика сформировалась в США, Англии и СССР. «Поднималась» НФ во Франции, в ГДР, Японии. В последние годы сильная НФ появилась в Китае (в 2015 году впервые в истории американских премий «Хьюго» победителем стал китайский автор Лю Цысинь с романом «Задача трёх тел»). В те же годы в России…

Но не будем о грустном.

Итак, «король умер - да здравствует король!». «Научная фантастика ХХ века умерла вместе с веком - да здравствует научная фантастика ХХI века: новая, интересная, рождающая неожиданные мысли и идеи, задающая читателям важные мировоззренческие вопросы и дающая (или, во всяком случае, пытающаяся дать) ответы на те вопросы, которые только зарождаются в обществе, вопросы, которые, скорее всего, обществом ещё не осознаны. В лучших произведениях научная фантастика всегда шла впереди науки, впереди общества. НФ прокладывает в будущее множество тропинок. Так было, и так будет.

А на ближайшие годы направление эволюции ясно: «жёсткая» научная фантастика и научно-популярная литература, скорее всего, создадут синтетическую ветвь художественной прозы. Времена Жюля Верна возродятся - на новом витке спирали и в новом качестве.

Моё личное восприятие:
- Стругацкие -читать всё, начинать с "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Трудно быть богом"
- Гаррисон - циклы "Стальная крыса", "Мир смерти" и роман "Фантастическая сага".Если Вам понравится это, то можете читать остальное. И упаси Боже Вас начать с цикла "Билл - Герой Галактики". Да, к "научной" фантастике (science fiction) отношения практически не имеет.
- Брэдбери - сильно раздутая пиаром псевдофилософия. Все книги - полное отсутствие логики и здравого смысла. Кроме того, книги сильно устарели "технически", да и в "новом" виде были нечитаемы для технарей из-за наличия огромного количества технических ляпов. Для нечитавших - 451 градус по Фаренгейту наиболее интересен для первого знакомства. Антиутопия, ляпы не так видны, ну и классика фантастики уже, как то стыдно не прочесть. Научность книг на нуле, социальная - да, научная - нет.
- Азимов - фантастика, несомненно, научная, но сильно устаревшая. Причём устарела не потому, что мы можем делать описанное в книгах, а потому что доказано-разведано, что так делать нельзя или нерентабельно, или нафиг не надо. Если отвлечься от "технических" подробностей и несуразностей, то почитать можно, но в настоящее время уже не так интересно. Начинать стоит с циклов о роботах, там есть всё ещё интересные рассказы. "Основание" - только для любителей Азимова
- Артур Кларк - очень сильный писатель. Настоящая НФ, классика жанра. Начинать стоит всё же не с Одиссеи, а с романов "Пески Марса" и "Лунная пыль"
- Джон Уиндэм. День триффидов. - отличный роман-катастрофа. Абсолютно не мешает то, что написано о более "старом" времени. В догонку могу посоветовать Джон Кристофер Смерть травы.
- Фрэнк Герберт. Дюна. - Это, конечно, целая эпоха. Но к НФ никакого отношения не имеет. Я бы назвал Фэнтези в НФ антураже. Книга интересная, но сильно на любителя. Либо понравится, либо - нет.
- Цветы для Элджернона. Дэниел Киз - Да, читать обязательно. Скорее социалка, но и к НФ принадлежит.
- Беляева надо читать всего. НФ без сомнений. Подустарела, но даже сейчас весьма актуальна, а идеи весьма интересны. Классика
- Лукьяненко и Бушков - весьма интересные книги,но нифига не НФ. Если Лукьяненко ещё где-то как-то, то Бушков - полная труба в этом плане. Боевики и космические приключенцы (иногда - виртуальные приключенцы). Наиболее удачная у Лукьяненко - циклы "Диптаун" и "Лорд с планеты Земля", а также роман в соавторстве с Перумовым " Не время для драконов "
- Хайнлайн - да. Круто. К НФ отнести можно с большим натягом, но всё же. Начинать стоит с "Пасынки вселенной", "Двойная звезда", "Луна жёстко стелет", "Дверь в лето" (обязательно!), "Звёздный зверь", "Имею скафандр - готов путешествовать", "Космические рейнджеры" (именно в таком переводе), "Марсианка Подкейн". Надо добавить, что все экранизации его книг весьма фиговы и только путают любителей фантастики и злят поклонников Хайнлайна
- Станислав Лем. - отличный писатель. Скорее философия, но НФ всё же есть. Солярис, несомненно, стоит прочесть. Могу добавить в список к прочтению: " Рассказы о пилоте Пирксе" (технически устарело, в остальном - нет), "Эдем", "Непобедимый" . Если понравится это - смело читайте у Лема всё - не пожалеете
- Мартин - весьма средненький писатель, тем не менее весьма популярный. К НФ имеет весьма далёкое отношение. "Короли-пустынники" одна из самых сильных его вещей.
- Саймак - очень сильный автор, но опять же - не НФ ни разу. Хотя и считается отцом-основателем американской НФ. Но читать нужно всё.
- Дэн Симмонс - очень мощно, захватывающе, но на любителя.

Нет в обзоре отличных советских авторов НФ:
- Обручев - ""Плутония, "Земля Санникова"
- Казанцев - циклы Георгий Седов, " Полярное противостояние", "Планета Бурь"
- Снегов "- цикл "Люди как боги"
- Павлов - цикл "Лунная радуга"
- Немцов - фантастика ближнего прицела, многое уже осуществлено, но тем не менее
- Георгий Мартынов - "Звездоплаватели", "Гость из бездны", "Каллисто", "Спираль времени"
- Адамов - "Победители недр", "Тайна двух океанов"
- Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов ("Ур, сын Шама" - одна из любимых книг)
- и многие другие.

И из импортных:
- Жюль Верн вообще где?
- Ларри Нивен "Мир-Кольцо"
- Пол Андерсон. Не могу сказать, что сильно НФ, но гораздо ближе многих из представленных
- и т.д.

У каждого уважающего себя книгомана должен быть свой личный список «Лучшие писатели-фантасты» . Если у вас пока такого нет, то предлагаем вам обратить внимание на следующих авторов, которых любят, ценят, а их произведениями зачитываются по всему миру.

Айзек Азимов

Айзек Азимов (1920 - 1992) - американский писатель-фантаст. Автор около 500 книг, как художественных так и научно-популярных. Многократный лауреат премий «Хьюго» и «Небьюла». Некоторые термины из его произведений, например, робототехника, роботика, позитронный, вошли в английский и другие языки.

Лучшие книги: «Сами боги», «Основание», «Конец вечности», «Двухсотлетний человек», серия книг «Я, Робот», «Основание», «Лакки Старр» и другие.

Александр Беляев

Александр Романович Беляев (1884 - 1942) - русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы, написал более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов. Его называют русским Жюлем Верном.

Лучшие книги : «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ», «Человек, нашедший своё лицо», «Небесный гость» и другие.

Рэй Брэдбери

Рэй Дуглас Брэдбери (1920 – 2012) - американский писатель-фантаст, который за всю свою жизнь написал более восьмисот произведений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций и театральных постановок.

Лучшие книги : «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Человек в картинках», «Надвигается беда», «Вино из одуванчиков», «И грянул гром», «Тёмный карнавал», «Лето, прощай!» и другие.

Уильям Гибсон

Уильям Гибсон (1948-…) - американский писатель-фантаст. Многие считают его отцом киберпанка. Ведь именно он ввёл в фантастику термин «киберпространство», а также из-за его романа «Нейромант», который был опубликован в 1984 году и разошёлся тиражом более чем в 6 миллионов экземпляров.

Лучшие книги: Трилогия «Киберпространство», «Трилогия моста», «Трилогия Бигенда», «Машина различий», сборник рассказов «Сожжение Хром» и другие.

Сергей Лукьяненко

Сергей Васильевич Лукьяненко (1968-…) – один из самых читаемых русских писателей – фантастов. Сам писатель определяет жанр в котором пишет свои романы, как «Фантастику жёсткого действия» или «Фантастику Пути»

Лучшие книги: серии романов «Дозоры», «Пограничье», «Остров Русь», «Искатели неба», «Линия Грез», «Геном», «Лабиринт отражений», «Лорд с планеты Земля» и другие.

Ларри Нивен

Лоренс ван Котт Нивен (1938 – …) - американский писатель-фантаст. Неоднократный обладатель премии «Хьюго», «Локус», «Дитмар» и «Небьюла». Его творчество - фантастика, которая совмещает в себе серьёзную науку и теоретические домыслы. В его работах часто встречаются элементы детектива и приключения.

Лучшие книги : серия «Мир-Кольцо», «Интегральные деревья», «Загадай желание», «Защитник», «Подарок с Земли», Штиль в аду и другие.

Клиффорд Саймак

Клиффорд Дональд Саймак (1894-1988) - по праву считается одним из основателей современной американской фантастики. В разное время был удостоен премиями «Хьюго» и «Небьюла», Юпитер, Локус, Брема Стокера, а так же титула «Гранд-мастер».

Лучшие книги: «Город», «Кольцо вокруг солнца», «Заповедник гоблинов», «Принцип оборотня», «Вся плоть - трава», «Что может быть проще времени?», «Почти как люди» и другие.

Роберт Хайнлайн

Роберт Энсон Хайнлайн (1907-1988) – американский писатель фантаст, который внёс неоценимый вклад в становление жанра научной фантастики. Он единственный, кто получил пять премий «Хьюго», многократный лауреат «Небьюла».

Лучшие книги: цикл «История будущего», «Чужак в чужой стране», «Звёздный десант», «Фермер в небе», «Человек, который продал Луну», «Красная планета», «Двойная звезда», «Луна - суровая хозяйка» и другие.

Аркадий и Борис Стругацкие

Братья Аркадий и Борис Стругацкие – знаменитый тандем писателей. Их книги известны не только на территории СНГ, но и далеко за рубежом. Так же они работали и индивидуально. Романы братьев Стругацких по праву вошли в мировую классику современной фантастики. Каждая книга этих авторов отличается глубиной и философичностью, что порой не достаёт романам этого жанра.

Лучшие книги: «Пикник на обочине», «Улитка на склоне», «Хромая судьба», «Град обреченный», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «За миллиард лет до конца света», «Волны гасят ветер» и другие.

Артур Кларк

Артур Чарльз Кларк (1917 - 2008) - английский писатель, учёный, футуролог и изобретатель, и, конечно же, культовый фантаст. Его творчество включает в себя 22 романа, 3 цикла романов, повести и экранизации его книг.

Лучшие книги: «Прелюдия к космосу», «Пески Марса», «Конец детства», «Песни далёкой Земли», Цикл «Космическая Одиссея 2001», Цикл «Рама», Цикл «Одиссея времени» и другие.

Генри Каттнер

Американский писатель книг в жанре научной и юмористической фантастики Генри Каттнер (1915-1958) создал произведения, являющиеся сегодня классикой. Соавтором Генри была его жена Кэтрин Люсиль Мур. Книги Каттнера публиковались под псевдонимами Лоуренс О’Доннелл, Льюис Пэджет, Кейт Хаммонд и Вилл Гарт.

Лучшие книги: серия повестей «Хогбены», роман «Тёмный мир», «Ярость. Мир тьмы. Рассказы», «Сим удостоверяется», «Пять рассказов о Гэллегере», «Жилищный вопрос», «Мутант», «Маска Церцеи» и другие.

Уильям Тенн

Фантаст Филип Класс публиковался под псевдонимом Уильям Тенн (1920-2010). О таланте писателя мир узнал после публикации его первого рассказа «Александр-наживка» в 1946 году. За долгую писательскую карьеру Тенн написал только 2 романа, отдавая предпочтение рассказам. За заслуги в области фантастики Уильям Тенн неоднократно получал награды, в числе которых престижные Премии «Небьюла», «Локус» и «Хьюго».

Лучшие книги : сборники рассказов «Балдежный критерий», «Звёздная карусель», «Вторжение» и другие.

Владимир Михайлов

Михайлов Владимир Дмитриевич (1929-2008) - автор многочисленных работ жанра фантастика. Владимир Михайлов начинал писать юмористические рассказы, но популярности и признания добился благодаря научно-фантастическим книгам. Сам автор, мечтая всю жизнь стать великим поэтом, считал фантастику счастливой случайностью.

Лучшие книги: «Сторож брату моему», «Люди Приземелья», «Постоянная Крата», «Вариант И», «Особая необходимость» и другие.

Фрэнк Герберт

Американский фантаст Фрэнк Герберт (1920-1986) известен миру, в основном, благодаря хроникам «Дюны». Цикл этих книг принес автору награды в виде литературных премий «Хьюго» и «Небьюла». Первым рассказом автора стал «Ищешь что-то?», опубликованный в журнале Startling Stories.

Лучшие книги: «Дюна», «Дракон в море», «Создатели Богов», «Эксперимент Досади», «Под давлением», «Улей Хэллстрома» и другие.

Иван Ефремов

Иван Антонович Ефремов (1908-1972) – советский писатель фантаст, палеонтолог и мыслитель. Знания Ивана благодаря его творческому потенциалу вылились в прекрасные произведения литературы. В честь автора названа малая планета Ефремиана и минерал ефремовит.

Лучшие книги: «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Звездные корабли», «Таис Афинская», «Час Быка» и другие.

Пол Андерсон

Пол Уильям Андерсон (1926-2001) увлёкся научной фантастикой еще в студенческие годы. Андерсон, один из немногих писателей, кто получил титул «Великий Мастер Фэнтези» Хьюго и был награжден этой Премией 7 раз. Дебют автора состоялся в 1947 году с рассказом «Дети завтрашнего дня».

Лучшие книги: «Патруль времени», «Крестоносцы космоса», «Операция Другой мир», «Долгая дорога домой», «Царица Ветров и Тьмы» и другие.

Урсула Ле Гуин

Творчество Урсулы Крёбер Ле Гуин (1929-2018) не ограничивается жанром фантастики. Писательница создала немало детских произведений, стихов и романов, являлась автором книг фэнтези и литературным критиком. Свой первый научно-фантастический рассказ Ле Гуин написала в 11 лет и продолжала радовать поклонников новыми произведениями, за многие из них Урсула получила награды престижных премий.

Лучшие книги: «Волшебник Земноморья», «Трилогия», «Левая рука Тьмы», «Гробница Атуана», «Обделенные», «Планета Изгнания» и другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Почему-то у нас принято считать, что научная-фантастика как жанр осталась в 20-м веке, не выдержав в начале столетия конкуренцию со стремительно воспарившем на вершины топов жанром фэнтези. В рамках постсоветского пространства наверное так и случилось. Да и другие ответвления фантастики сильно поднажали в новом тысячелетии - городское фэнтези, подростковые антиутопии и любовные зомби-романы сконцентрировали на себе большинство читательского внимания. Но благодаря новым авторам (Вернор Виндж , Аластер Рейнольдс , Питер Уоттс) за границей НФ жива, здравствует и даже становится более интеллектуальной, вычурной и глубокой, чем когда-либо. Благо отечественные издательства понемногу начинают переводить новых зарубежных классиков научной-фантастики. Этот топ познакомит вас с лучшими НФ-романами уже переведенными и изданными в Украине.


Почему-то у нас принято считать, что научная фантастика как жанр осталась в 20-м веке, не выдержав в начале столетия конкуренцию с воспарившим на вершины топов жанром фэнтези. В рамках постсоветского пространства наверное так и случилось. Да и другие ответвления фантастики сильно поднажали в новом тысячелетии - городское фэнтези, подростковые антиутопии и любовные зомби-романы сконцентрировали на себе большинство читательского внимания. Но благодаря новым авторам (Вернор Виндж , Аластер Рейнольдс , Питер Уоттс) за границей НФ жива, здравствует и даже становится более интеллектуальной, вычурной и глубокой, чем когда-либо. Благо отечественные издательства понемногу начинают переводить новых зарубежных классиков научной фантастики. Этот топ познакомит вас с лучшими НФ-романами уже переведенными и изданными в Украине.

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь» (2015)

Год издания: 2016
Издательство: Селадо
Кому понравится: любителям трилогии Роберта Уилсона «Спин» и поклонникам «Основания» Азимова
Почему стоит прочесть: дотошная научная достоверность происходяшего и реально возможное, продуманное будущее человечества

На Землю напала инопланетная раса аквилиан. После долгих и ожесточенных боев, человечеству удалось отвоевать родину обратно, но планета становится непригодной для жизни. Тем временем, созданный людьми на Венере Космофлот, успешно осваивает Солнечную систему, а отбившее атаки врага супероружие «Рой светлячков» военные готовят для войны с уже независимыми земными колониями. В недолгой гражданской потасовке Космофлот проигрывает, а бывшие колонии Земли получают официальную независимость. Пока люди всеми правдами и не правдами борются за остатки власти, человечеству начинает угрожать опасность во сто крат страшнее нападения аквилиан и гражданской войны.

Автор романа Роберт Ибатуллин физик по образованию. Как он сам признается красивая передача слов не его конек, но что касается научной достоверности, то в этой книге все допущения и факты доказаны расчетами писателя. Да, критики ругают произведение за местами убогий язык, но этот недостаток компенсируется дотошностью автора в научных мелочах, а также реальным, ярким и живым миром возможного будущего Земли. Это та самая классическая «твердая» научная фантастика, которую современные читатели непонятно почему похоронили и отказываются верить в ее существование. Читать всем неверующим в здравствующую и живую НФ. Принимать небольшими порциями во избежания научной передозировки.

Питер Уоттс «Ложная слепота»

Год издания: 2006
Перевод: 2009
Издательство: АСТ
Кому понравится: любителям Станислава Лема, в частности произведения "Фиаско"
Почему стоит прочесть: глубокий, продуманный сюжет, идеальный фантастический мир, в котором хочется побывать

В один день 2082 года на небе нашей планеты загорелись тысячи миллионов огней. Люди прозвали их светлячками, а позже обнаружили инопланетную активность на границе Солнечной системы. Для разведки ситуации и возможного первого контакта с пришельцами, люди отправляют космический корабль «Тезей». Только отважился на такую поездку совершенно необычный экипаж - в списке команды значатся законченный шизофреник-лингвист, вампир и непонятно зачем здесь находящийся человек без эмоций.

Имя Питера Уоттса уже давно гремит среди зарубежных любителей космической фантастики. Роман «Ложная слепота» вышел на Западе еще в далеком 2006 году. Перевод на русский вышел в 2009, а в прошлом году книгу переиздали и роман обрел новую жизнь. И да, Уоттс пишет сложно, закрученно и максимально глубоко. Но наряду с этим автор разжевывает свои масштабные познания в точных науках и засовывает в рот читателя квинтэссенцию идельной фантастической книги, которую хочется дочитать до конца даже если за окном уже светает.

Крис Бекетт «Во тьме Эдема»

Год издания: 2012
Перевод: 2016
Издательство: АСТ
Кому понравится: тем, кому нравятся «Посёлок» Кира Булычёва и «Пасынки Вселенной» Роберта Хайнлайна
Почему стоит прочесть: непередаваемая и уютная атмосфера старой и "Золотой" научной фантастики,

Джону Красносвету пятнадцать лет. Он и его родственники живут на никому не известной планете Эдем. Дело в том, что Джон и сородичи давние потомки землян, которые когда-то были в этой системе, основали здесь базу, оставили поселенцев и больше не вернулись. А наследники этих людей до сих пор ждут возвращения предков и с переменным успехом осваивают недружелюбный мир под названием Эдем.

Несмотря на то, что главный герой книги подросток, перед нами классическое НФ-произведение, получившее множество наград, включая Премию имени Артура Кларка . «Во тьме Эдема» возвращает читателя во времена «Золотой Эры» научной фантастики, когда инопланетяне всегда были страшными шестиглазыми тварями с зубами на руках, а на неведомых планетах с кислотной растительностью скрывались обезьяны-телепаты. Несмотря на кажущуюся банальность Крис Бекетт создал на основе сотен жанровых клише яркий и удивительно проработанный мир, в котором обязательно хочется побывать. И кажется, что за ближайшим деревом вы точно встретите Алису Селезнёву и её знаменитую команду. Всем скучающим по старой доброй фантастике рекомендуется.

Адам Робертс «Стеклянный Джек»

Год издания: 2006
Перевод: 2015
Издательство: АСТ
Кому понравится: любителям произведений Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!» и
Артура Конан Дойла «Знак четырёх»
Почему стоит прочесть: сильный философский подтекст, запутанная детективная линия, неоднозначный и харизматичный главный герой

На далёкий астероид отправляют семь отъявленных преступников - они будут отбывать наказание и добывать руду на протяжении одиннадцать лет. Заключенным известно, что как только их оставят одних, начнется жестокая и кровавая борьба за власть. Шестеро из них с виду прирожденные убийцы и доминантные самцы, а седьмой - хилый, забитый и к тому же безногий. Зеки думают, что он умрет первым, но они и не подозревают, что доходяга-инвалид окажется самым опасным человеком на этом проклятом всеми астероиде.

Британский писатель Адам Робертс известен за рубежом как исследователь истории фантастики, а его сборник статей на эту тематику в 2016 году получил премию Британской ассоциации научной фантастики. А еще мистер Робертс профессор филологии Кембриджского университета и преподаватель Университета Лондона.

Поэтому несмотря на кажущуюся простоту завязки с каторжниками, его роман «Стеклянный Джек» сложное и часто философское произведение, наполненное отсылками к классикам мировой литературы - Шекспиру, Киплингу, Диккенсу, Сэлинджеру и другим. К тому же этот роман, как и сборник статей, также принес профессору Роберсту приз Британской ассоциации научной фантастики и Мемориальную премию Джона Кэмпбелла . Роман «Стеклянный Джек» скорее всего не подойдет для лёгкого и комфортного чтения. Книга затрагивает много этических, философских и научных вопросов, а также имеет детективную составляющую. Скажите разве не таким должен быть идеальный пример настоящего, интеллектуального НФ-романа?

Дэниэл Суарез «Поток»

Год издания: 2015
Перевод: 2015
Издательство: АСТ
Кому понравится: тем, кому понравилась «За миллиард лет до конца света» Братьев Стругацких
Почему стоит прочесть: бодрый космический экшн, с элементами кибер-панка, технологии в книге созданы на основе реально существующих изобретений

Джон Грейди физик. Он и его команда придумали устройство которое подчиняет гравитацию. Казалось бы ученых ждут слава, успех, деньги и занесение в анналы истории. Но на Земле действует Бюро Технического Контроля, которое призвано скрывать от человечества правду о действительном техническом прогрессе людей. Они закрывают лабораторию Грейди, а ему предлагают работать на них и стать одним из многочисленных избранных, которые управляют историей планеты. А когда Джон отказывается его отправляют в тайную тюрьму высочайшего класса «Гибернити», где держат всех учёных, что в свое время делали невероятные открытия. Теперь заключенный по принуждению и его новые друзья гении должны узнать правду о Бюро Технического Контроля и рассказать миру действительное положение вещей.

Писатель Дэниэл Суарез сравнительно недавно ворвался на сцену научно-фантастической деятельности. Тем не менее, его третье произведение «Поток» в 2015 году получило премию «Прометей» за лучший фантастический роман . Это не «твёрдая» НФ, скорее это НФ-киберпанк. А еще это головокружительный экшн на фоне масштабных теорий заговора, органично вплетённый в технологии будущего. И все же автор продумывает каждую деталь реалистичного продолжения истории человечества, а технологии в книге придуманы на основе уже существующих разработок, от чего читать «Поток» будет интересно любому современному гаджетоману и фанату серьёзной фантастики.

Аластер Рейнольдс «Обреченный мир»

Год издания: 2010
Перевод: 2016
Издательство: Азбука-Аттикус
Кому понравится: фанатам Яна Вайсса и романа «Дом в тысячу этажей» и поклонникам книги Вернора Винджа «Пламя над бездной»
Почему стоит прочесть: идеальное сочетание научной-фантастики, триллера и космической оперы

В далеком будущем, на закате истории Земли, существует огромный небоскреб под названием Клинок, который тянется через слои атмосферы. Внутри здание делится на районы, которые помимо вражды друг с другом отличаются уровнем технологического развития - где-то люди имеют доступ к последним современным биотехнологиям, а в некоторых зонах жители используют паровые двигатели. На верхних этажах, что почти касаются космоса, живут ангелы - постлюди, которые хотят подчинить себе весь небоскрёб. Кильон работает в морге одного из нижних райнов. По совместительству он тайный агент этих обитателей Небесных Этажей, а однажды он узнает, что хозяева хотят его ликвидировать, за полученные им и переданные на «верх» необычные и оказывается секретные сведения. Он понимает, что если ему не покинуть Клинок, то ангелы до него доберутся, поэтому Кильон решает отправится в безумное путешествие по уже умирающей и смертельно опасной планете Земля.

Имя Аластера Рейнольдса известно фанатам научной фантастики и космической оперы. Помимо невероятного писательского таланта мистер Рейнольдс имеет еще пару козырей в рукаве - по образованию он астрофизик и одно время работал на Европейский центр космических исследований. Поэтому Аластер знает как и о чём писать. Однако роман «Обреченный мир» самое необычное произведение автора. Это скорее планетарная фантастика с элементами экшна, триллера и космической оперы. Впрочем рука мастера властвует и здесь, поэтому перед нами роман, который можно советовать абсолютно всем любителям фантастики. То как и о чем пишет Аластер Рейнольдс не может не понравиться здравому читателю. Книга однозначно стоит прочтения.

Джон Лав «Вера»

Год издания: 2012
Перевод: 2015
Издательство: Фантастика Книжный Клуб
Кому понравится: тем, кому нравится Герман Мелвилл «Моби Дик и Белый кит» и цикл Скотта Вестерфельда «Последовательность»
Почему стоит прочесть: НФ с элементами классической притчи и философским подтекстом, главные герои - космические корабли

«Вера» - космический корабль инопланетян, который помог людскому Содружеству уничтожить воинственную Шахранскую империю. После трехсот лет забвения, чудесный корабль пришельцев возвращается, но только теперь оно противостоит людям. Для ответа супермощной «Вере» люди создают новые и сверхсильные космические крейсеры класса «аутсайдер» - их команды самые опасные преступники и отморозки в системе, которым теперь нужно уничтожить «Веру» и ее хозяев и не дать человечеству в очередной раз погибнуть. Один из таких кораблей под названием «Чарльз Мэнсон» вступает в бой с инопланетянами. У него даже есть мизерные шансы одержать победу, но то, с чем крейсер столкнется после делает нападение «Веры» детской забавой.

Дебютный роман британского писателя-фантаста Джона Лава наделал много шуму в кругах любителей жанра. И хоть произведение не получило никаких наград, критики и читатели отметили первое творение англичанина и даже поставили его в один ряд с современными классиками жанра Рейнольдсом, Уоттсом и Гамильтоном. Роман «Вера» - это космическая опера с элементами притчи, где главные действующие лица не люди,а два враждующих и неординарных корабля «Вера» и «Чарльз Мэнсон».

Естественно это не все книги современной научной фантастики, о которых мы хотели бы рассказать. Существует еще масса романов, которые уже переводятся или перевелись на русский язык (с украинским НФ-книгоизданием пока совсем беда). Скорее всего мы расскажем о них в следующих статьях, а пока делитесь впечатлениями, прочитанными книгами и дальнейшими пожеланиями. Что из НФ зацепило вас и о чем мы не рассказали?



Поделиться