Древние батарейки. Древняя электрическая батарейка

Периодов, который вслед за его первооткрывателем - немецким археологом Вильгельмом Кёнигом, директором Национального музея Ирака , - иногда расценивают в качестве древних гальванических элементов , созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта .

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Багдадская батарейка. Электричество существовало 2000 лет назад!

    10 Археологических Находок, Которые Могут Переписать Историю

    ДРЕВНЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫЕ ЗАНОВО #ИФ

    Субтитры

Описание

Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» даёт такое описание багдадской батарейке:

… верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра.

Назначение

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка (точнее, "гальванический" элемент), заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрическое напряжение в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Национального музея Ирака. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом .

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтверждал профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины . Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом . Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывал, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация . Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса . Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке, и солевой раствор золота, за несколько часов учёный покрыл статуэтку ровным слоем золота.

Учебники по истории могут оказаться неправдивыми: человечество могло начать изучение электрики намного раньше, чем это принято считать. Существование тысячелетней Багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта. Сегодня общепринято считается, что именно итальянский физик Алессандро Вольта в 1800 году придумал электрическую батарею. Он обнаружил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в химический раствор, между ними протекают электроны. С этого начались работы других ученых над электричеством, и это дало огромный толчок развитию науки. Но Багдадская батарея сдвигает срок на несколько тысячелетий раньше.

Составные части Багдадской батареи

Электричество люди пытались изучать задолго до Вольта, о чем сохранились записи в папирусах и настенных рисунках Древнего Египта. Однако это косвенные доказательства, и им мало кто верил, пока в 1938 году немецкий археолог Вильгельм Кениг не описал так называемую Багдадскую банку (ее еще называют Багдадской батареей). Этот глиняный сосуд с электричеством нашли в 1936 году в месте Куджут-Рабу за чертой Багдада, когда рабочие равняли грунт под железную дорогу.

Заслуга Кенига состояла в том, что он увидел в овальном кувшине из ярко-желтой глины высотой 13 см типичную конструкцию батарейки, которые к тому времени массово использовались. Сосуд имел все, что нужно для хранения энергии: свернутый лист меди по периметру, железный стержень в центре и несколько кусков битума внутри. Последний запечатывал верхний и нижний края медного цилиндра. Такое герметичное соединение говорит о том, что кувшин когда-то содержал жидкость. Эту гипотезу же подтверждают следы коррозии на меди. Это же дает разгадку о типе жидкости – уксус или вино. Эти природные вещества содержат в себе кислоту – необходимое условие для любой батарейки.

Багдадская батарея в разрезе

Зачем батарейки, если нет электроприборов

В скором времени похожие на Багдадскую банку артефакты нашли возле городов Селевкия и Ктесифона. Это дало точное знание, что уже несколько тысяч лет тому назад люди пользовались электричеством. Однако зачем им электроэнергия, ведь у них не было лампочек, телевизоров, холодильников и других электроприборов?

Точный ответ на этот вопрос пока что неизвестен, но ученые имеют на этот счет некоторые догадки. Например, Кениг в своих статьях считал, что эти источники питания использовались для гальванизации ювелирных украшений. Этот технологический процесс применяется сегодня повсеместно: омеднение проводов, позолота медных и серебряных украшений, хром на стальных деталях и тому подобное. Его особенностью является то, что под воздействием электрического тока можно нанести тонкое и прочное покрытие из одного материала на другой.

Эта версия имеет право на жизнь, ведь ее проверили на практике. Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в американском городе Питсфилд Уиллард Грей создал по рисункам из статьи Кенига точную копию древней батарейки. Он наполнил глиняный кувшин поочередно виноградным соком и уксусом и получил напряжение на металлических выводах около 1,5 В. Именно столько дает сегодня любая стандартная батарейка формата АА.

Конструкция Багдадской банки

Батарейки для магии и лечения

Кроме гипотезы об использовании древними батареек для гальванизации, существуют еще две: электротерапия и магия.

Древние верили, что если приложить к больному месту электрический ток, тогда оно онемеет и перестанет болеть. Об этом есть записи в трудах древнегреческих и римских медиков. Греки, например, для этих целей часто применяли электрического угря, которого прикладывали к воспаленной конечности и держали до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет.

Размер Багдадской батареи в сравнении с рукой

Еще электричеством могли укреплять религиозную сферу жизни граждан. Жрецы, например, собирали несколько Багдадских банок в один мощный элемент питания и присоединяли выводы к металлической статуе бога. Каждый, кто к ней прикасался, думал, что получил контакт с высшим существом. Хотя на самом деле это был всего лишь слабый разряд тока.

Жрец еще больше укреплял веру в свою связь с божеством тем, что мог спокойно прикасаться к статуе и не получать удары электричества. Для этого он носил сандалии, которыми становился на металлический пол под статуей. Обувь служила изолятором и не пропускала ток. А простые верующие ходили чаще всего босиком, из-за чего этот трюк работал безотказно.

Не батарейка, а камера хранения

Теории о том, что древние могли целенаправленно использовать энергию в химических источниках, не позволяют с уверенностью сказать, что это было в действительности. Причиной этому является очень малая мощность и большой вес таких аккумуляторов, из-за чего на практике они оказываются бесполезными. Например, от яблока можно заставить работать обычный калькулятор или простые наручные часы. Но куда удобней современные источники питания.

Кроме этого, то, что Багдадская банка на самом деле была батареей, опровергают другие находки. Например, находка в той же Селевкии содержала в себе свиток папируса. А артефакт из Ктесифона имел внутри скрученные листы бронзы. Поэтому, по мнению некоторых ученых, такие сосуды использовались для хранения вещей, а не для генерации электричества.

Их версию подтверждает то, что битумная крышка была полностью герметичной и не имела выводов для металлических контактов для проводов. В ней также не было отверстий для заливки электролита, а ведь такой источник питания требует его частой замены.

По мнению ученых, в таких сосудах хранились священные свитки из материалов органического происхождения – пергамента или папируса. При их разложении выделяются органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре внутри глиняного сосуда.

Кстати, если у древних проблемой было создать источник электричества, то сегодня главная задача – их утилизация с минимальным вредом для экологии. И в этом МТС помогает украинским пользователям. Оператор запустил национальную программу , с помощью которой они смогут утилизировать элементы питания правильно. О том, куда девать отработанные батарейки, можете .

04.01.2017 0 5540


Вряд ли у кого повернется язык назвать «чудом» обыкновенную электробатарейку. Сегодня эти «чудеса» продаются в любом магазине или киоске. Но что вы скажете о батарейке, возраст которой насчитывает... 2000 тысячи лет?!

Эта загадочная находка была сделана в 1938 г. неподалеку от Багдада, среди руин древнего парфянского поселения Худжут-Рабу. Позже авторство находки приписали немецкому археологу Вильгельму Кёнигу , который работал тогда директором Багдадского музея, однако до сих пор неясно, сам ли Кёниг откопал ее, или просто обнаружил этот таинственный предмет в музейных запасниках. Как бы то ни было, именно Кёниг первым исследовал необычную находку.

Это была желтая глиняная фляга размером чуть больше кулака (ок. 13 см в высоту). Горлышко ее было залито битумом, а через слой битума пропущен железный прут со следами коррозии. Внутри прут окружал медный цилиндр высотой около 5 дюймов и диаметром 1,5 дюйма. Его края спаяны оловянисто-свинцовым сплавом. Все было сделано очень просто, безыскусно и до боли напоминало... примитивную электрическую батарею !

Во всяком случае, Кёниг не нашел никакого другого объяснения. По его расчетам, эта батарейка, заполненная кислотой или щелочью, могла произвести электрический ток с напряжением до 1 В. Но для чего древним могло понадобиться электричество? Ведь, как мы знаем, электрическая батарея («вольтов столб») была изобретена в 1800 г. итальянским физиком Алессандро Вольта (1745—1827).

Это изобретение стало одним из тех, что коренным образом изменили жизнь человечества. Однако что-то не похоже, чтобы «багдадская батарейка» как-то повлияла на жизнь людей Древнего мира.

В поисках ответа Кёниг перебрал множество экспонатов Багдадского музея древностей. Его внимание привлекли медные посеребренные вазы, найденные среди руин шумерских городов в южном Ираке и относящиеся по крайней мере к 2500 г. до н.э. Тонкий слой серебра на покрытых патиной вазах, похоже, был нанесен... электролитическим методом.

Как известно, с помощью электролитического осаждения можно наносить покрытие из одного металла (например, золота или серебра) на поверхность другого металла (например, серебра или меди). Этт метод (гальваностегия) был разработан в 1838 г. немецким электро техником Б.С. Якоби, работавшим в России. Однако получается, что жители Древней Месопотамии пользовались им еще несколько тысяч лет назад!

Когда и кем была создана «багдадская батарейка»? Селение Худжут Рабу, где она была найдена, относится к парфянской эпохе (248 г. до н.э. — 226 г. н.э.). Отличные воины, парфяне никак не зарекомендовали себя в области научных открытий и изобретений. Поэтому логичнее было предположить, что они заимствовали технологию изготовления батарей от какой-то более продвинутой цивилизации.

Может быть, эти батарейки научились делать еще в эпоху Нововавилонского (626—539 гг. до н.э.) или Старовавилонского (2003—1595 гг. до н.э.) царств? А может быть, эта традиция еще более древняя и берет начало от шумеров? Эта великая цивилизация дала человечеству письменность и колесо. Может быть, шумеры первыми изобрели и электрические батареи, а от них это умение «по цепочке» перешло к парфянам?

Если это так, то в последующие века эта технология была утрачена, и ни одна «батарейка» больше не была создана в течение последующих 1800 лет.

В 1940 г. Кёниг опубликовал статью, посвященную этой интригующей загадке. Но уже вовсю полыхала Вторая мировая война, и на этом фоне открытие немецкого ученого осталось незамеченным. К загадке «багдадской батарейки» вернулись только после войны.

В 1947 г. американский физик Уиллард Грей, работавший в лаборатории высоких напряжений в Питтсфилде, штат Массачусетс, заинтересовавшись статьей Кёнига, изготовил точную копию «батарейки». В качестве электролита он использовал сульфат меди. К удивлению (и удовлетворению!) Грея, батарейка действительно дала электрический ток с напряжением около 2 вольт.

Эксперимент Грея вызвал волну научного интереса к загадочному устройству, найденному Кёнигом. Не все ученые однозначно восприняли его как электрическую батарею. Были и другие мнения. Но и те, кто соглашался с выводами Кёнига и Грея, не могли ответить на многие вопросы: кто и когда сделал батарейку? Для чего она использовалась? Является ли это единичным изобретением, или эти устройства были хорошо известны в Месопотамии? Если да, то когда появилась эта традиция и как широко она была распространена?

Споры продолжаются до сих пор. К сожалению, никому пока не удалось отыскать другого экземпляра «багдадской батарейки», так что находка Кёнига по-прежнему остается единственной в своем роде, и это заставляет ученых воздерживаться от каких-либо обобщающих выводов.

Имеется, правда, несколько похожих находок, сделанных в других областях земного шара, в частности, в Египте, но их нельзя интерпретировать так однозначно, как багдадскую. Да и сама «багдадская батарейка» не получила полного признания в научных кругах.

Большинство исследователей относят батарейку к парфянской эпохе, однако никто не спешит признавать приоритет парфян в области изобретения электричества: как было сказано выше, миру неизвестны какие-либо научные достижения этого народа.

Между тем доктор Джон Симпсон, сотрудник отдела Древнего Востока в Британском музее, придерживается иного мнения: горшок, из которого изготовлена «багдадская батарейка», не парфянский, а сасанидский (иранский).

В истории Ближнего Востока сасанидский период (225—640 гг. н.э.) знаменует собой конец древней и начало средневековой эры, отличающейся более высоким уровнем научного и технологического развития.
Впрочем, ни один элемент «багдадской батарейки» не является высокотехнологичным. В этом устройстве использованы только самые обычные материалы, хорошо известные людям на протяжении веков, и его изготовление было по силам многим народам той эпохи.

Удивляет другое: кто и каким образом догадался соединить именно эти элементы и именно таким способом? Неужели результат этого изобретения был заранее очевиден его создателю? Тогда приходится признать, что древние уже обладали каким-то объемом знаний об электричестве, возможно, почерпнутым из наблюдений за природными явлениями.

Но как широко эти знания были распространены? Или «багдадская батарейка» все-таки представляет собой результат случайного эксперимента? Ничего необычного в этом нет: многие изобретения были сделаны задолго до того, как ученые поняли основные принципы того или иного явления.

Китайцы изобрели компас намного раньше, чем была создана теория магнитного поля Земли. Человеку зачастую вовсе необязательно понимать, почему то или иное устройство работает — для него достаточно того, что оно работает.

За последние годы экспериментаторы изготовили и опробовали множество точных копий «багдадской батарейки», используя в качестве электролита сульфат меди, уксус и т.д. В любом случае «батарейка» давала ток с напряжением от 0,8 до 2 вольт.

Очевидно, что последовательное соединение таких батарей теоретически могло бы дать намного более высокое напряжение, однако нет никаких свидетельств того, что в природе существовали другие подобные батареи, и что древние электротехники использовали провода (хотя обычная проволока им, без сомнения, была известна).

Это означает, что вся гипотеза по-прежнему висит в воздухе. Кроме того, даже десять «багдадских батареек», будучи соединены вместе, вряд ли могли дать достаточно мощный ток.

Один из экспериментов с копиями "багдадской батареи"

А как жители древней Месопотамии могли использовать электричество?

Мнение Кёнига о том, что «багдадская батарейка» применялась для электролитического золочения или серебрения металлов, сегодня разделяет большинство исследователей. Эта гипотеза привлекательна тем, что в ее основе лежит нажива, «мать» многих изобретений.

В 1978 г. немецкий ученый доктор Арне Эггебрехт изготовил несколько копий «багдадской батарейки», используя в качестве электролита то, что точно было доступно жителям Месопотамии в древности: свежевыжатый виноградный сок. С помощью этой батареи ему удалось позолотить небольшую серебряную статуэтку. Правда, покрытие было совсем тонким: 0,0001 мм. Но, как бы то ни было, эксперимент удался!

Эггебрехт считал, что многие золотые древние вещи, хранящиеся сегодня в музеях, в реальности могут представлять собой электролитически позолоченное серебро. Однако его мнение не разделяют другие исследователи. Это главный недостаток «электролитической» гипотезы — в распоряжении ученых нет древних изделий, позолоченных или посеребренных электролитическим способом! Все известные образцы покрыты позолотой или серебрением с использованием двух обычных, описанных выше методов.

Однако электричество могло применяться в древности и в совершенно других областях. Например, в медицине. Так, в одном древнегреческом медицинском трактате в качестве болеутоляющего средства рекомендуется приложить к подошвам ног электрического ската.

Китайцы в то время уже освоили искусство иглоукалывания, и в наше время используют иглоукалывание в комбинации с электрическим током. Но может быть, эта традиция берет свое начало в древности? Однако крошечное напряжение, которое дает «багдадская батарейка», вряд ли могло стать эффективным болеутоляющим средством. В Древнем мире были хорошо известны куда более мощные снадобья.

Интересную гипотезу высказал доктор Пол Крэддок, сотрудник Британского музея, специалист в области древней металлургии. По его мнению, электробатареи могли применяться жрецами в храмах. Группа батарей, соединенных параллельно, скрывалась внутри металлической статуи или идола.

Любой, кто прикасался к статуе, получал слабый, но вполне чувствительный удар током. Даже если сила тока была недостаточна для удара, пальцы вполне могли ощутить странное теплое покалывание. Для непосвященного в тайну человека в любом случае это было свидетельством магической силы, исходящей от идола. Она внушала ему трепет перед божеством, перед религией, перед жрецами...

О том, что такое вполне возможно, свидетельствует опыт Египта: все лучшие изобретения Герона Александрийского (I в. н.э.) — автоматически распахивающиеся двери, сигнальный рожок, автомат для продажи воды — были взяты на вооружение египетскими жрецами, надеявшимися с их помощью укрепить свой авторитет.

Если идол со спрятанным в нем блоком «багдадских батарей» когда-нибудь будет найден, это станет решающим свидетельством в пользу гипотезы Крэддока. Пока же это, увы, только одна из версий. Таинственная батарейка 2000-летней давности продолжает оставаться загадкой для исследователей.

На настенных рисунках и в папирусах Древнего Египта сохранились свидетельства о существовании электричества. Хотя эти утверждения, в основном, лишены реальных доказательств, есть один артефакт, который, по мнению ученых, является примером источника электроэнергии. Его существование бесспорно, а значит, этот маленький невзрачный кувшин может изменить уже сложившееся в науке мнение.

Объект, который принять называть электрической батарей 2000-летней давности, в 1936 г. был найден рабочими, равнявшими землю под новую железную дорогу в районе Куджут-Рабу, к юго-востоку от Багдада. Оказалось, что батарея находилась в подземной гробнице парфянского периода (247 г. до н. э. - 228 г. н. э.). Находка представляла собой овальный кувшин из ярко-желтой глины высотой 13 см со свернутым листом меди, железным стержнем и несколькими кусками битума внутри. Битумом запечатывали верхний и нижний края медного цилиндра. Наличие битумных пломб наводит на мысль о том, что в сосуде когда-то хранилась жидкость. Это же подтверждают следы коррозии на меди, которые, видимо, появились в результате действия кислоты, предположительно уксуса или вина. Похожие артефакты были найдены возле городов Селевкия (где в подобном кувшине нашли свиток папируса) и Ктесифона (где в сосуде находились скрученные листы бронзы).

В 1938 г. немецкий археолог Вильгельм Кениг, который позднее возглавил лабораторию Багдадского музея, в подвале музея обнаружил странный предмет или несколько предметов (в разных источниках данные не совпадают). Сделав тщательный анализ, он пришел к выводу, что артефакт очень напоминает гальванический элемент, то есть является прототипом современной электрической батарейки. Вскоре Кениг опубликовал статью, в которой утверждал, что это древняя батарейка, которая использовалась для гальванизации (перенесения тонкого слоя золота или серебра с одной поверхности на другую) золота на серебряные предметы. Он также предположил, что для усиления мощности могли связывать вместе несколько батарей. Принято считать, что первая известная электрическая батарея, Вольтов столб, была изобретена итальянским физиком Алессандро Вольта лишь в 1800 г., в то время как багдадская батарея датируется 250 г. до н. э. - 640 г. н. э. Итак, если это была примитивная батарея, откуда древние парфиняне получили знания о ее конструкции и о том, как она работает? Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в Питсфилде (штат Массачусетс) Уиллард Ф. М. Грей, познакомившись со статьей Кенига, решил создать и проверить точную копию древней батареи. Наполняя глиняный кувшин виноградным соком, уксусом или раствором сульфата меди, он получил напряжение 1,5–2 В.

В 1978 г. египтолог доктор Арне Эггебрехт, на тот момент директор музея Ромера-Пелизаеса в Хильдесхайме (Германия), создал точную копию багдадской батареи, заполнив сосуд виноградным соком. Прибор выдал напряжение 0,87 В, достаточное для того, чтобы позолотить серебряную статую слоем толщиной приблизительно 10 4 мм. Ссылаясь на результаты эксперимента, Эггебрехт заявил, что многие древние музейные экспонаты, которые ныне считаются золотыми, в действительности выполнены из позолоченного серебра. В 1999 г. студенты колледжа Смита (штат Массачусетс) под руководством профессора математики и истории науки доктора Марджори Сенешала сделали несколько точных копий багдадского артефакта. Они наполнили один из кувшинов уксусом, и тот дал напряжение 1,1 В. Этот эксперимент позволяет сделать вывод, что багдадская батарея могла давать ток небольшой мощности, но для чего же он использовался? Самой популярной теорией является версия, предложенная Кенигом. По его версии, несколько таких элементов связывались вместе и вырабатываемого электричества хватало для того, чтобы осуществлять гальванизацию металлов. Кениг обнаружил шумерскую медную вазу 2500 г. до н. э., покрытую серебром. По его словам, покрытие наносилось с помощью прибора, похожего на найденный в Куджут-Рабу, однако доказательств существования батарей в Шумере нет. Кениг утверждал, что ремесленники современного Ирака все еще используют примитивные электрические технологии для покрытия медных украшений тонким слоем серебра, поскольку этот метод передавался из поколения в поколение со времен Парфянского царства. Надо сказать, что современная техника золочения несколько отличается от древних технологий: слой золота или серебра наносится на участок украшения.

По другой теории, электричество, вырабатываемое батареей, использовалось в медицине. В трудах древнегреческих и римских авторов находили немало подтверждений существования довольно сложной системы знаний об электричестве в древнем мире. Грекам было известно, что боль можно убрать, приложив электрического угря, и держать до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет. Гнюса, или электрического ската, у которого возле глаз находится орган, вырабатывающий электрический ток силой 50 А и напряжением от 50 до 200 В, использовали в качестве оружия: с его помощью глушили проплывающую мимо мелкую рыбу. Римский писатель Клавдиан описывает историю о том, как гнюса поймали на бронзовый крючок и тот ударил рыбака током, который прошел через воду и линь. Сохранились также сведения о лечении ряда болезней, от головной боли до подагры, путем прикладывания пары таких электрических скатов к вискам пациента. Известно, что врачеватели Древнего Вавилона использовали электрических скатов для местной анестезии. Кроме того, еще древние греки открыли статические свойства электричества: натирая янтарь (по-гречески «электрон») кусочком меха, они обнаружили, что мех после этого притягивает перья, пылинки и соломинки. Впрочем, хотя греки и обратили внимание на столь странное явление, они не смогли разгадать, почему так происходит и, вероятно, сочли это просто чем-то удивительным. Однако у утверждения, что электрическую батарею использовали для избавления от боли, много противников.

Главным недостатком медицинской теории является очень низкое напряжение батареи, которое вряд ли позволило эффективно воздействовать на организм больного, разве только при несильных болях, хотя несколько таких батарей, связанных вместе, могли давать более мощный электрический разряд. Соглашаясь в основном с версией о медицинском назначении багдадской батареи, Пол Кейзер из канадского университета Альберта предложил новую гипотезу. На мысль его натолкнули обнаруженные во время раскопок в Селевкии, недалеко от Вавилона, рядом с напоминающими батареи устройствами бронзовые и железные иглы. Согласно его версии, суть которой была опубликована в статье за 1993 г., эти иглы могли использоваться для своего рода электроакупунктуры - метода лечения, в те времена уже известного в Китае. Некоторые исследователи склонны верить в ритуальное назначение багдадской батареи. Эксперт по истории металлургии из отдела научных исследований Британского музея доктор Пол Крэддок предположил, что связку из нескольких древних гальванических элементов располагали внутри металлической статуи, и верующие, прикасаясь к идолу, получали небольшой удар, похожий на действие статического электричества. Вероятно, такое случалось, когда они давали неверный ответ на вопрос, заданный жрецом. Этот удивительный эффект покалывания, по-видимому, воспринимался верующими как доказательство того, что жрец обладает магической силой, является избранным, поэтому его храм посещали более остальных. К сожалению, пока такие статуи не найдены, ритуальное использование гальванических элементов остается лишь еще одной любопытной теорией. Испытания копий багдадской батареи проводились неоднократно, но скептики утверждают: сегодня нет доказательств тому, что она когда-либо функционировала как электрическая батарейка, и отмечают, что о парфинянах - древних создателях этого устройства, говорили как о великих воинах, но в источниках ничего не сказано об их научных достижениях. А тот факт, что ни в одном из сохранившихся исторических документов того периода не упоминается использование электричества, подтверждает их скепсис. Нет среди археологических находок парфянского периода ни статуй, позолоченных электролитическим способом, ни проводов, кабелей или более сложных образцов древних батарей. Некоторые исследователи оспаривают результаты экспериментов с копиями батареи, утверждая, что невозможно воссоздать те же условия. В частности, эксперименты доктора Арне Эггебрехта проводились над огнем. По словам сотрудницы музея Ромера-Пелизаеса (где в 1978 г. Эггебрехт проводил свои эксперименты с копией батареи) доктора Беттины Шмитц, никаких фотографий или отчетов об экспериментах Эггебрехта не сохранилось.

В то же время, скептики предлагают альтернативное объяснение теории об электрической батарее. По их мнению, кувшины были сосудами для хранения священных свитков из материалов органического происхождения - пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении выделялись органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре, а битумная пломба, найденная возле багдадской батареи, была не частью гальванического элемента, а герметичной крышкой, которая позволяла хранить содержимое кувшина длительное время.

Не бесспорным является и утверждение, что багдадская батарея, вернее, несколько связанных между собой, схожа с современными электрическими устройствами. Все же нельзя отрицать, что устройство могло выполнять функцию электрического элемента. Вполне возможно, создатель этого предмета до конца не понимал принципов того, что он использовал, как в случае с древнегреческим янтарем. И этот случай не единичный. Многие открытия, например порох и лечебные свойства трав, были сделаны до того, как удалось определить их пользу. Впрочем, даже если будет доказано, что багдадский артефакт является древней электрической батареей, останутся сомнения в том, что древние люди 2000 лет назад действительно осознавали феномен электричества. Была ли багдадская батарея единственной находкой такого рода, а ее создатели единственными представителями древнего мира, открывшими (возможно, случайно) электричество? Очевидно, необходимо искать новые письменные или археологические данные, подтверждающие ее уникальность. К сожалению, в 2003 г. во время войны в Ираке багдадскую батарею вместе с тысячами других ценных артефактов украли из Национального музея. Сегодня ее местонахождение неизвестно.

На раскопках руин 2000-летней деревни Куджут-Рабу недалеко от Багдада в 1936 году рабочие обнаружили очень странный сосуд. В горшок из жёлтой глины высотой 6 дюймов (13 сантиметров) был встроен цилиндр размером около 5 дюймов на 1,5 дюйма из листовой меди. Верхний край этого цилиндра был закреплён на горлышке сосуда свинцово-оловянным сплавом, похожим на сегодняшний припой. Нижняя часть медного цилиндра была герметично запечатана медным диском. Внутри цилиндра по центру размещался железный стержень, герметично запаянный в верхней части смолой, похожей на битум или асфальт. Стержень был подвержен коррозии каким-то кислотным электролитом (например, кислым соком или уксусом).

Багдадская батарейка иногда упоминается как парфянская батарея и принадлежит к ряду артефактов, созданных в Месопотамии во времена парфянского или периода Сасанидов (первые века нашей эры). Этим артефактам уделили более пристальное внимание, когда в коллекции Национального музея Ирака их нашёл немецкий историк Вильгельм Кениг. Он обратил внимание своих коллег на такие необычные вазы. Кениг внимательно изучил объект и пришёл к заключению, что необычный керамический сосуд не что иное, как самая настоящая древняя электрическая батарея. Разность потенциалов медного цилиндра и железного стержня давала возможность протекания слабого электрического тока, который проводился электролитом. В качестве электролита применялся кислый сок, уксус или сульфат меди. В 1940 году Кениг опубликовал статью, в которой высказал предположение, что возможно, эти вазы в качестве гальванических элементов использовались для гальванического покрытия золотом серебряных предметов. Если такое предположение верно, то эти артефакты доказывают, что люди знали об электричестве ещё за пару тысяч лет до изобретения Алессандро Вольтой батарейки в 1799 году.

Фотография багдадской батарейки

Древняя батарея в Багдадском музее, как и другие, обнаруженные в Ираке, датированы периодом парфянской оккупации между 248 годом до нашей эры и 226 годом нашей эры. Кениг обнаружил в Багдадском музее медные вазы, покрытые серебром, раскопанные в южном Ираке из шумерских поселений, существовавших около 2500 лет до нашей эры. При постукивании по вазе синий налёт или плёнка отделялась от поверхности, что характерно для гальванического серебряного покрытия на медной основе. Может парфяне унаследовали батареи от одной из самых ранних известных цивилизаций - шумеров?

В 1940 году инженер лаборатории General Electric High Volatage в Питтсфилде, штат Массачусетс Уиллард изучил теории Кенига. Используя детальные рисунки, он сделал копию багдадской батареи. Взяв в качестве электролита сульфат меди, он получил 0,5 вольт электричества. Позже, в 1970-х годах, немецкий египтолог изготовил точную копию багдадской батарейки и наполнил её свежевыжатым виноградным соком. Батарея выдала ток 0,87 вольт, которого хватило для гальванизации серебряной статуэтки золотом.

Чертеж багдадской батареи

Эти эксперименты доказали, что электрические батареи могли применяться за 2000 лет до их изобретения Вольтой. Кроме того, в Древнем Египте применение электричества изображено на настенных рисунках.

Применение загадочных аппаратов в Древнем Египте (Храм в Хаторе)

Там также, вероятно, использовали батареи, что доказывают находки изделий со следами гальванического метода нанесения драгоценных металлов в разных местах Египта.

Мифы о «Багдадских батарейках»

Арран Фруда, исследовавший самые первые батареи, обеспокоен тем, что важные археологические и технологические артефакты сейчас находятся под угрозой уничтожения из-за войны в Ираке. Война уничтожает не только людей, армии. Культура, традиции и история также лежат на линии огня. На древней земле Ирака расположены сад Эдема и Вавилонская башня. Стране, в которой велись военные действия, было не до открытия Кенига. В 2003 году во время войны батарея Багдада была украдена из Национального музея Ирака. До сих пор неизвестно её местонахождение.

Уже около 60 лет после открытия багдадские батарейки окутаны мифами. Некоторые утверждают, что батареи не были раскопаны, а были найдены в подвале музея Багдада, когда Кениг стал его директором. Их возраст тоже является спорным. Хотя большинство источников относят батареи к парфянскому периоду, но основания для этого неубедительны. Парфяне были воинами и не занимались наукой. Хотя многие из археологов согласны, что устройства были самыми настоящими батареями, не все поддерживают гипотезу, для чего именно они использовались. Древняя персидская наука могла не знать о принципах электричества и не применять батареи, как гальванический элемент. Процесс протекания электрического тока действительно требует двух металлов с различными потенциалами и электролитом для перенаправления электронов между ними. Это могло иметь место, если бы были обнаружены провода, но нигде возле батарей проводов найдено не было.

Возможные применения

Некоторые полагают, что батареи могли применяться в медицине. Древние греки уменьшали боли при нанесении на подошвы ног электрических рыб. Китайцы разработали иглоукалывание и могли применять акупунктуру в сочетании с электрическим током. Это подтверждается находкой игольчатых предметов рядом с некоторыми из батарей. Многие учёные считают, что батареи использовались для гальваники. Например, для изготовления ювелирных изделий применяют золочение - покрытие украшений тонким слоем золота. Существуют два метода золочения:

  • Расплющенный молотком на тонкие полоски драгоценный металл наносят на изделие, как фольгу;
  • Последовательно слои драгоценного металла наносят посредством электролитического осаждения.

Первый способ является расточительным, а второй более экономичный, что приветствовалось во дворцах, царствах и было мотивацией, чтобы держать этот способ в секрете. В опытах с копиями багдадских батарей, при использовании виноградного сока в качестве электролита, тонкий слой серебра на поверхность наносился толщиной только одной десятитысячной миллиметра. Более высокое напряжение можно было получить путём соединения нескольких гальванических элементов вместе. Серьёзным недостатком гипотезы гальванического элемента было отсутствие большого числа найденных изделий, обработанных таким способом.



Поделиться