Что такое проверяемая безударная гласная. Блог Формирование навыка правописания безударных гласных, проверяемых ударением

Когда ударение падает на звук, то этот звук проверять не нужно, и такая позиция звука в ударном слоге называется сильной. Безударные же гласные звуки при произношении слышно неотчетливо. Такие звуки нужно либо проверять, либо запомнить. В нашем случае нужно записать такие слова, к которым можно подобрать проверочные.

  1. Побежали;
  2. Бродяга;
  3. Способы;
  4. Дождливый;
  5. Молоко;
  6. Безболезненный;
  7. Золотой;
  8. Блестит;
  9. Деревья;
  10. Медовый.

Подберем проверочные слова к словам с безударными гласными

Безударные гласные корня проверяются чаще всего ударением. Если слово нельзя проверить ударением, то скорее всего оно является словарным. То есть нам нужно подобрать такие однокоренные слова, в которых безударная гласная из первого слова будет ударной.

  1. Побежали. Безударный гласный "е" в корне. Нужно подобрать такое слово, где "е" будет под ударением. Например, бег или бегать.
  2. Бродяга. Безударный "о" в корне. В слове бродит эта буква под ударением. Тем самым, бродит - проверочное слово.
  3. Способы. Безударный гласный "о" в корне. Проверочное слово - способный. В слове способный "о" ударный звук.
  4. Дождливый. Безударный "о" в корне слова. В слове дождь "о" под ударением. Следовательно, дождь - проверочное слово.
  5. Молоко. Здесь оба звука в корне безударные. Первый звук проверить нельзя, а второй можно. Проверочное слово - молочный.
  6. Безболезненный. Безударный гласный в корне "о". Проверочное слово - боль. Звук "о" под ударением.
  7. Золотой. Оба звука безударные. Второй звук нужно запомнить, а к первому можно подобрать проверочное слово. Золото - звук "о" под ударением.
  8. Блестит. Безударный "е" в корне слова. Нужно подобрать слово, в котором "е" стоит под ударением. Таким словом является слово - блеск.
  9. Деревья. Безударный гласный "е" в корне. Проверочное слово - дерево. В слове дерево "е" стоит в ударной позиции.
  10. Медовый. Безударный "е" в корне слова. Подберем проверочное слово. Это слово - мед. Несмотря на то, что в слове мед стоит буква "ё", это слово является проверочным к слову медовый.

Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется г о лова, м о л о дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора горы, река реки, стена стены, часы час;

б) падеж существительного: вода воду, полей поле, весна весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла взял, вела вел;

г) время глагола: боролся борется, показал покажет, несет нес.

2. Образуйте краткую форму прилагательного: седой сед, зеленый зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый перевод, удалиться даль, непримиримый мир, воссоединение единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря зорька ) и глагольные корни с о , которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить уговаривать, опоздать опаздывать.

2. В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абон е мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаж е мент, хотя ангаж и ровать; аккомпан е мент, хотя аккомпан и ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфиц и ровать, хотя дезинф е кция. Сохраняется та же гласная в словах про е кция про е цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посв е тить (фонарем), посв я тить (жизнь науке); прим е рять (платье) прим и рять (рассорившихся друзей); разв е вается (флаг) разв и вается (промышленность); расп е вать (песни) расп и вать (чай); с е деть (становиться седым) с и деть (на диване); ум а лять (уменьшать значение чего-либо) ум о лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово д о лина имеет общий корень со словом д о л , а не д а ль, глагол благосл о вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а о, е и, например: заря зорька, умереть умирать.

Чередование а о

1. В корнях гар- гор- о (заг а р заг о релый).

2. В корне зар- зор- а (з а рево, з а рница, оз а рять з о рька).

3. В корне кас- кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (к о снуться к а саться).

4. В корне клан- клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения о (скл о ниться кл а няться, покл о н накл о ниться).

5. В корне лаг- лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предл а гать предл о жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вым о кнуть под дождем, непром о каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пл о вец, пл о вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать подскочить).

11. В корне твар- твор- под ударением пишется а, без ударения о (тварь творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть укалывать, усвоить усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать обуславливать, сосредоточивать сосредотачивать, уполномочивать уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать устар., оспаривать общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. П.)

Чередование еи

В корнях бер- бир-, пер- пир-, дер- дир-, тер- тир-, мер- мир-, жег- жиг-, стел- стил-, блеет- блист-, чет - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу собирать, запереть запирать, удеру удирать, вытер вытирать, замер замирать, выжег выжигать, расстелю расстилать, недочет вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.

Чередование а(я) им, а(я) ин

В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а (пожать пожимать, понять понимать, начать начинать, примять приминать). Пишем напоминать, внимательный. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс -а , например: подниму, сниму, подними, сними.

Гласные о е(ё) после шипящих согласных ж, ч, ш, щ

В русской орфографии особые трудности вызывает правописание ударяемых гласных о е(ё) после шипящих звуков ж, ч, ш, щ. Это объясняется тем, что в одних случаях мы применяем морфологический принцип орфографии, то есть сохраняем одинаковое написание корней родственных слов (например: шептать шёпот), хотя слышится ш[о]пот), а в других случаях используем фонетические написания, то есть как слышим, так и пишем (например: хорошо, ножом, речонка).

I. Гласные о е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в корне слова.

После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (жёлтый желтеть, шёлк шелка). Поэтому пишем:

1) вечёрка, жёсткий, зачёт, печёнка, причёска, расчёска, учёба, чёрный, чёрт, чёрточка, чёрствый, дешёвый, решётка, шёпот, щёлка (от щель), щётка (от щетина);

2) крыжовник, мажор, шов, шок, шорох, чащоба, обжора.

Примечания. 1. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (Люди, тушившие пожар, получили ожоги. Я ожёг себе руку).

2. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр.

3. В именах собственных написание о после шипящих встречается как под ударением, так и в безударном слоге, например: Жолио-Кюри, Жорж, Печора, Печорин, Шолохов, Щорс, Джованни, Джонатан, Джордано, Шопен, Шопенгауэр, Шостакович, Шота.

II. Гласные о е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в окончаниях и суффиксах.

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением, в следующих случаях:

1) в окончаниях имен существительных, например: мячом, ножом, пажом, стеллажом, параличом, шалашом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем, престижем, плачем, овощем, баржей, тучей, ношей, пищей);

2) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);

3) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, значок, ремешок), -онок (верблюжонок, галчонок, лягушонок);

4) в суффиксах имен прилагательных: -ов (моржовый, камышовый), -он (с беглым о; смешон);

5) на конце (в суффиксах) наречий, например: горячо, свежо, общо, голышом.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:

1) в окончаниях глаголов, например: жжёшь, печём, течёт;

2) в глагольном суффиксе -ёвыва: затушёвывать, размежёвывать;

3) в суффиксе отглагольных существительных: -ëвк : размежёвка;

4) в суффиксе существительных -ёр: дирижёр, стажёр;

5) в суффиксе страдательных причастий -ённ, -ён (завершённый, сокращённый; завершён, сокращён), отглагольных прилагательных -ён (тушёный, копчёный), а также в производных словах (тушёнка, копчёности);

6) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

Гласные после буквы ц

Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила (Коцюбинский, Цявловский, Цюрих).

Однако по традиции после ц приято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э].

В зависимости от ударения в слове гласные о е после ц могут чередоваться, и тогда в соответствии с произношением под ударением пишем о в неударяемом слоге е. Например: танцевать танцовщик, цоколь, ружьецо, око нце.

В некоторых заимствованных словах о пишется и в неударяемом слоге под влиянием языка-источника (герцог, меццо, скерцо).

На разных принципах орфографии основаны правила правописания гласных иы после ц в корне, суффиксах и окончаниях слов.

Под влиянием традиции, вопреки произношению, в корнях слов после ц пишется и (цитата, цифра). Это написание выделяет преимущественно заимствованные русским языком слова, на орфографию которых влияет их правописание в языке-источнике. Не подчиняются этому правилу исконно русские слова цыпленок, цыц, на цыпочках и слово цыган, a также образованные от них: цыганский, цыкнуть, цыплячий и т.п.

В окончаниях и суффиксах после ц пишется ы (не и) в соответствии с произношением, например: отцы, бледнолицый, сестрицын (хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения (ср.: Синицын, Ельцин).

Буквы иы после приставок

1. После приставки, оканчивающейся на согласную, вместо и пишемся ы в соответствии с произношением: играть разыграть, сыграть; искать отыскать, подыскать.

Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь, в слове взимать пишется и согласно произношению.

2. После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы: межинститутский, сверхизысканный.

3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц контр-, суб-, транс-, пан- и др.: контригра, субинспектор, трансиорданский, панисламизм.

Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо рить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную :

В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Правописание безударных гласных в корне слова

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:

1) определить в слове корень: бе ле ет – корень бел

2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе ле ет бе лый

Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё , то без ударения пишется буква е :

ве сна – вё сны, ле тать – полё т, сле за – слё зы .

Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:

пова р ва рит, ва рка, нава р, самова р, зава рка

повстре чались – встре ча, встре чный

Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.

Например, в словах: со бака, са рай, во кзал, ста кан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:

ста кан – подста канник, ста канчик

со бака – со бачий, со бакам

во кзал – приво кзальный, во кзалам

Слова с двумя безударными гласными корне слова

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: зо ло той, ко ло титься, тре пе тали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

зо ло той – зо лото, позоло та

ко ло ситься – ко лос, коло сья

тре пе тали – тре пет, трепе щет

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:

Корни с чередованием гласных

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.

1. Корни с чередованием о а ;

2. Корни с чередованием е и .

В первом случае это такие корни, как:

кос кас : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: кос нуться кас аться ;
лож – лаг : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: прилож ение прилаг ать ;
клон – клан : в корне по ударением может быть как о так и а , но без ударения пишется только о . Например: поклон клан яться ;
твор – твар : как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а , но без ударения только о . Например: твор ец твар ь ;
гор – гар : буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о . Пример: гор еть – загар ;
плав – плов : буква о пишется только в двух словах: плов ец и плов чиха , в остальных словах пишется а . Пример: плав учий, сплав ить ;
зар – зор : без ударения пишется только а . Пример: зар ево зор и . Исключение: зор янка , зор евать ;
раст – рос : перед ст и щ в словах без ударения пишется а . Пример: раст и – росло , возраст , взращённый ; Перед с без последующего т пишется о . Пример: вырос ший, недорос ль ; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов , отрасль ;
равн – ровн : корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн ить, равн омерный . Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн ять, ровн ять ;
мак – мок : корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак ать, обмак нуть . Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок нуть, намок ать, промок нуть .

Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:

бер – бир : бер у – собир аю ;
дер – дир : дер ет – сдир ает ;
мер – мир : умер еть – умир ать ;
пер – пир : запер еть – запир ать ;
тер – тир : стер еть – стир ать ;
жёг – жиг : зажёг – зажиг ать ;
стел – стил : стел ить – подстил ать ;
блест – блист : блест еть блист ать ;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е , если после корня следует суффикс а .

Исключения: сочет ать, сочет ание, словосочет ание, бракосочет ание .

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выбер у – выбир аю, вычес ть – вычит атать

Хотя во множественном числе пишется дети , слова дит ятко и дит я пишутся с буквой и .

Правописание букв о и е в корнях слов после шипящих

В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е (ё ). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е .

Пример: жё лтый – же лтеть, шё л – ше дший, шё лк – ше лка

Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о .

Пример: мажо рный, ш о в, шо рох, крыжо вник

Карточка №1.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

_

Карточка№2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. з а б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

е и я а о

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3 Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву .

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

_______________________________________________________________________________________________ Карточка №4 Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

, … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной .

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5 Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. о сл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец . Кормит – к о рмил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

_______________________________________________________________________________________________ Карточка №6 Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё .

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

Правило

По общему правилу правописания безударных гласных во всех однокоренных словах в корне пишутся одни и те же гласные.

Проверить безударную букву можно ударением. Для этого нужно подобрать такое однокоренное слово , в котором искомая гласная будет находиться под ударением. Ударную букву хорошо слышно, и у вас не будет никаких сомнений. Если такое слово подобрать невозможно, перед вами - непроверяемая безударная гласная , которую нужно запомнить.

Примеры

Ка ток - ка тит.

Мо ток - намо тка (не проверяем глаголом с -ыва: наматывать).

Пе вец - пе ть.

Пте нец - пте нчик.

Тря стись - тря ска.

История правила

Впервые на гласные в корнях обратил внимание Михаил Ломоносов в Российской грамматике . Но правило им сформулировано не было. Развивая мысль Ломоносова, авторы следующих учебников уже формулируют подобие правила. Вот так:

В общем, писать некоторые слова с безударными гласными не как все считалось "непристойным", но правила еще нет.

Николай Греч уже предлагал проверять безударные гласные ударными в однокоренных словах, но у него также ещё нет единого правила: отдельный абзац он посвящает каждой паре гласных, которые можно спутать.

Но за 100 лет формулировка была отточена.

По поводу правила о безударных гласных не ведётся особых споров. Всем оно понятно, всем нравится. Но именно на это правило допускается большая часть ошибок.

На что обратить внимание

  • Ни в коем случае не проверяйте ударением гласные в корнях с чередованием гласных .
  • Не проверяют ударением слова с полногласием однокоренными с "выпавшей" гласной. Например, в слове золо то пишем буквосочетание ОЛО, хотя есть слово зла то .
  • При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а, например: то птал , потому что то́ пчет (хотя выта́ птывал), мо лчать, мо лчат, потому что мо́ лча (хотя ума́ лчивать).
  • При подборе однокоренного слова помните о лексическом значении корня. Существует много похожих и даже почти одинаковых корней, имеющих разные значения и разные гласные. Например, приме рять одежду (проверяем словом приме рка ), прими рять друзей (проверяем словом ми р ), уми рать и уме реть (чередование мер-мир зависит от суффикса а , нельзя проверять ударением).
На нашем сайте есть специальный курс, который поможет довести подбор проверочных слов до автоматизма. Посмотреть курс

Вот наиболее полный список слов с похожими корнями:

Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану

Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец

Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану

Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство

Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку

Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту

Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку

Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме

Спешите (спешка) на работу – спишите (списывать) в тетрадь

Чистота (чисто) в доме – частота (часто) радиоволн, визитов

Умолять (молит) о помощи – умалять (мал) заслуги

Посидеть (сидя) на скамейке – поседеть (сед) от горя

Увядать (вянет) на жаре – увидать (вид) друга

Примерять (мерка) платье – примирять (мир) врагов – умирать, умереть (мер/мир)

Проредить (редкий) морковь – разрядить (разряд) ружьё

Накалить (накал) железо – наколоть (укол) дрова

Цветущая долина (дол) – далёкий (даль) маяк

Свела (вёл) с ума – свила (вить) гнездо

Она очень мила (мил) – Она мела (мёл) пол

Датировать (дата) документ – дотировать территорию

Прожевать (жёваный) мясо – проживать (жить) в квартире

Подражать старшим - раздражать (дразнит) – дрожать (дрожь) на ветру

Сплотить (плотно) коллектив – заплатить (плата) долг

Скрепить (крепко) листы – скрипеть (скрип) на ветру

Прекращать ремонт – укрощать (кроткий) тигра – сокращать (кратко) дробь

Трепать (трёпка) на ветру – какое-то тряпьё (тряпка)

Вызволять (воля) пленника – взвалить (вал) на себя груз – валять (валяный) шерсть

Старожил (стар) города – сторожил (сторож) склад

Обежать (бег) магазины – обижать (обида) слабых

Газовая плита (плитка) – сплетать (плёл) корзинку

Хвастливый (хвастать) зазнайка – хвостатый (хвост) чёрт

Угадать (загадка) слово – угодить (угода) невесте

Испариться (пар) в воздухе – неоспоримый (спор) аргумент

Кочковатый (кочка) луг – качаться (качка) на качелях – кочевник

Теснить (тесно) соседей – тиснить (тиснуть) на коже

Стесненный (тесно) в средствах - тисненный (тиснуть)золотом

Слепил (лепка) снеговика – слипаться (липкий) вместе

Отварить (варит) картошку – отворить (створка) дверь

Что стряслось (тряска) – трещит (треск) по швам

Бронировать (бронь) билеты – бранить (брань) мужа

Сгребать (грёб) листья – грибной (гриб) суп

Висеть (повис) груша, нельзя скушать – весовой (вес) сахар

Истощиться (тощий) от голода - притащиться (тащит) под вечер, тащить сумку

Косить (косит) траву – кассир (касса) - касаться, прикосновение (кос/кас)

Лучший радист (радио) – моя родня (род)

Пойдём на каток (катит) – котик, коток (кот)

Охранять (охрана) склад – хронология (хронос) событий

Горьковатый (горький) вкус – гористая (горы) местность – горбыль (горб) – горевать (горе) – разгораться, загар (гор/гар)

Приведение (вёл) приговора в исполнение – увидел привидение (вид)

Прядут (прясть) три девицы – придут гости

Обнажённый (наг) натурщик – ножевое (нож) ранение

Наваждение (отвадил) – наводнение (воды)

Постепенно утихать (тихо) – утешать (утеха) ребёнка



Поделиться